Мотив цветок в символдраме инструкция

В ходе долгой экспериментальной работы в направлении символдрамы были выработаны определённые сюжеты (мотивы), при помощи которых можно делать выводы о различных сторонах человеческой личности, а также использовать данные сюжеты в терапевтических целях.

И сегодня мы предлагаем вам познакомиться с популярным в символдаре мотивом — мотив Цветка.

Просто примите удобное положение, расслабьтесь, включите предложенную ниже запись и мысленно следуйте за голосом, представляя определённые образы. Постарайтесь запомнить эти образы.

Если у вас нет возможность прослушать аудио, вы можете воспользоваться инструкцией.

Инструкция к мотиву «Цветок»

Представьте себе какой-нибудь цветок…

Любой цветок, который вы когда-нибудь видели или который рисует ваше воображение…

Или любой другой образ…

Подписывайтесь на социальные сети проекта «Не молчи»::

Все, что вы представите — это хорошо. Мы можем работать с любым образом…

Если вам что-то представиться, то расскажите, что вам представляется…

Что вы видите сейчас?..

Попробуйте дотронуться до стебля цветка. – Какой он на ощупь?.. Какой толщины стебель?.. Насколько он упругий?.. Проведите по стеблю рукой…

Потрогайте листья… Какие они на ощупь?.. Попробуйте дотронуться до верхней и нижней части листа… Сравните свои ощущения…

Какая чашечка у цветка?.. Дотроньтесь до нее… Какие лепестки?.. Какого они цвета?..

Попробуйте дотронуться кончиком пальца до самой середины цветка… Что вы чувствуете?..Загляните в самую середину цветка… Как она выглядит?.. Что там?..

Как вы ощущаете запах цветка?.. Что вы чувствуете?..

А теперь проследите вниз по стеблю цветка… Где находится цветок?..

Что вы ощущаете, когда смотрите на цветок?.. Какие чувства он у вас вызывает?..

Что находится вокруг цветка?.. Что его окружает?..

Какая сейчас погода?.. Какое небо?.. Какая температура воздуха?..

Какое сейчас время года?.. Какой месяц?..Сколько сейчас времени?.. Который час?.. Что это скорее: утро, день или вечер?..

Как вы себя чувствуете?.. Какое у вас настроение?..

Сколько вам сейчас в образе лет?.. В каком возрасте вы себя представляете?.. Какому возрасту соответствует ваше настроение?.. Что это скорее: детство, юность или зрелые годы?..

Как вы одеты?.. Что у вас на ногах?.. Попробуйте пошевелить пальцами ног… Как вы ощущаете обувь на ногах?.. Подышите животом… Как вы ощущаете одежду в области живота и талии?.. Пошевелите плечами… Как вы ощущаете одежду в области плеч?.. Как вы ощущаете одежду в области груди?..

Что бы вам хотелось?.. Сделайте это, пожалуйста!

А теперь запомните все, что вам представляется, и попрощайтесь с образом… Запомните все свои ощущения, чувства, все краски, запахи и звуки… Запомните ваш цветок так, как вам хотелось бы его нарисовать…

Когда будете готовы, то попрощайтесь с образом… .Стисните руби в кулаки…Посильнее потянитесь вперед и вверх… И медленно открывайте глаза…

А теперь возьмите листок бумаги, цветные ручки, карандаши, краски или фломастеры и нарисуйте тот образ, который пришёл вам во время медитации. Обрисуйте цветок во всех подробностей — цвет, размер. Отмечайте, какой эмоциональный фон вы ощущаете, когда рисуете. А какие эмоции исходят от цветка? Представьте, что вы касаетесь вашего цветка пальцами. Какие телесные ощущения при этом у вас возникают?

Когда рисунок будет готов, можете проанализировать его при помощи предложенных ниже вариантов.

Мотив ЦветокМотив ЦветокМотив Цветок

Наиболее часто люди представляют вполне обычные цветы — роза, ромашка, гвоздика, ландыш, подсолнух, хризантема, мак. 

Фанастические цветы, которых в природе не существует, а также слияние разных видов цветов в единое целое говорят о хорошо развитом воображении, способности к творчеству.

Искусственные цветы (например, из пластмассы) или цветы неестественной окраски (например, цветик-семицветик), неестественные украшения на цветке могут возникать в образах истерических натур.

Об определённых психологических или психических нарушениях может говорить возникновение чёрной розы, цветов из стали или бетона. Неблагоприятный знак также увядание цветка во время медитации, обвисание листьев, падение лепестков. К своеобразной форме нарушений (хоть это встречается и не так уж редко) относится возникновение сразу нескольких образов цветка, человеку сложно остановить свой выбор на каком-то одном. Как правило, таким людям и в жизни довольно сложно сосредоточиться на одном виде деятельности, и любой раздражитель заставляет постоянно искать что-то новое (простой пример — частое переключение каналов телевизора).

Где находится ваш цветок? Если почва в вашем образе отсутствует, вы представляете цветок, повисший в воздухе, это может говорить о проблеме осознания своих корней, своего места в жизни, своего положения. Что касается позитивной трактовке, данный феномен может означать гибкость характера, внутреннюю свободу от противоречий, подвижность мышления. Так и ланшафт, в котором прорастает ваш цветок, может с одной стороны говорить о ригидность и консервативность, а с другой — об основательности и стабильности.

Бывают образы, в которых цветок растёт в горшке (или у человека появляется желание пересадить цветок в горшок. Это означает, что человек нашёл свою нишу, свою зону комфорта, которую не желает покидать.

Если представляется образ, в котором вы держите свой цветок в руке, это говорит о вашем напряжении и потребности постоянно «держать себя в руках», опираться только на себя.

Вода (цветок, который растёт в воде) говорит о большом влиянии бессознательных процессов. Это могут быть связанные с матерью неосознанные чувства, связь с родительской семьёй, преобладание эмоций в этой области, которые человек боится к себе подпускать и вытесняет.

Мотив ЦветокМотив Цветок

Символическое значение цветов в культуре и языке

РОЗА – в современной культуре имеет почти исключительно сексуально-эротическое значение, в то время как в Древнем мире розы также приносили на кладбище. Красная роза – символ эротизма; темно-вишневая роза – стремление к самоутверждению и власти; розовая роза – инфантилизм, желание вернуться во внутриутробное состояние; оранжевая роза — сила личности, стремление к доминированию, экспансивность; белая роза – чистота, целомудрие, платонические отношения, идеализация; желтая роза – с одной стороны, активная жизненная позиция, экстравертированность, с другой стороны — ревность;

МАК – застой, стагнация, забвение, уход от реальности в мир иллюзий.

РОМАШКА – сомнение.

ТЮЛЬПАН (“коробочка”) – анальная фиксация.

ГВОЗДИКА – поклонение памяти героев, погибших.

НЕЗАБУДКА (синий цвет) – верность.

БЕЛАЯ ЛИЛИЯ — целомудрие и порочности.

ПОДСНЕЖНИК — деликатность, уязвимость.

МАЛЕНЬКИЕ НЕВЗРАЧНЫЕ ЦВЕТЫ – депрессивная структура личности.

ГЕРБЕРА – демонстративность, привлечение к себе внимания, истероидность.

«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК», пластмассовые цветы, цветы с украшениями, блестящие, сияющие цветы — эдипальный проблематика, демонстративность, истероидность;

КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК – шизоидная структура личности;

Стальные цветы, бетонные, черные, умирающие — признак эмоциональной депривации;

Сухие цветы — депривация, депрессия (в зависимости от контекста);

«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» — эдипальные фиксации;

«Несуществующий», эксклюзивный цветок — нарциссизм.

Символическое значение отдельных частей цветка

ГОЛОВКА ЦВЕТКА – разум, интеллект, чувственность.

ЛИСТЬЯ – витальность, жизненная (витальная) сила, контакт с миром.

СТЕБЕЛЬ – фаллический символ (прямой, твердый и толстый стебель); стержень личности, ось, опора; отражает преобладание архетипа АНИМЫ (гибкий и мягкий стебель) или АНИМУСА (прямой и твердый стебель):

КОЛЮЧКИ НА СТЕБЛЕ – опасности, которые сопровождают страсть; их отсутствие – игнорирование опасности; избыточное количество шипов – утрирование опасности.

КОРНИ – склонность к саморефлексии, копание в себе.

ТЫЧИНКИ и ПЕСТИК – сексуальная зрелость.

Расположение цветка

Цветок В ЗЕМЛе — основательность, стабильность, ощущение своих (родовых) корней; консервативность.

цветок В ВАЗЕ – гибкость, недостаток стабильности.

Цветок в горшке — локальная стабильность, наличие своей ниши.

Цветок В ВОЗДУХЕ — оторванность (от матери, родины и т. д.), отсутствие опоры.

Цветок В ВОДЕ (озеро и др. водоем) — от земли (матери) отделена водой (подсознательным):

корни в воде — в бессознательном;

корни в земле — неосознанная связь с матерью.

Цветок на дереве, кусте (цветок яблони, жасмина) — зависимость от матери, симбиоз с матерью.

Другие характерные признаки

НЕСКОЛЬКО цветков ОДНОВРЕМЕННО (букет, поле цветов) — полевое поведение (разновидность невротического развития — постоянное отвлечение и переключение с одного объекта на другой и невозможность довести дело до конца); желание все попробовать.

Цветок на возвышенности (на холмике, где ничего, кроме цветка, не растет) — особенности проявления орального характера, которые зависят от степени фрустрации — гиперпотребность в «маме».

Особенности рисунка цветка

Вертикальное расположение цветка — интенсивный тип личности. Выбор вертикального формата свидетельствует о целеустремленности, о способности концентрироваться на каком-то деле. В основном, на рисунке изображается один предмет, поднимающийся вверх. Если красный и желтый цвета соответствуют экстравертированному типу личности и возбуждающе действуют на нервную систему, то синий — наиболее интровертированный цвет, ознаяает бегство в себя, в свой духовный мир.

Горизонтальное расположение цветка — экстенсивный тип личности. Горизонтальный формат выбирают, в основном, люди, которые стремятся охватить одновременно как можно больше областей в жизни. Преобладание желтого цвета может свидетельствовать об определенных тенденциях к экстраверсии. На рисунке привлекает внимание «рамка» из незанятого пространства вокруг цветка, что может свидетельствовать о страхе и неуверенности по отношению к внешнему миру.

Цветок «в интерьере» (окруженый фоном, например, в оконной раме, среди других растений и т.п.) — зависимость, поиск защиты.

цветок БЕЗ ФОНА — эгоцентризм, сосредоточенность на своих проблемах.

Заостренные кончики могут отражать агрессивные тенденции. Использование черной туши часто также представляет агрессивность.

Мотив цветка
больше подходит для девочек на латентной
стадии
[8], чем для
мальчиков, которым предпочтительнее
давать более динамичные мотивы.

В работе со старшими
подростками и со взрослыми пациентами
мотив цветка служит для введения в
кататимно-имагинативную психотерапию.
Так называемый «тест цветок» дается,
как правило, по окончании сбора данных
глубинно-психологического анамнеза в
конце первого или второго сеанса. Тест
должен показать, способен ли и насколько
способен пациент образовывать полноценные
кататимные образы. Действительно,
потрясает тот факт, что почти все пациенты
(даже с относительно тяжелыми нарушениями)
легко справляются с этим тестом и
представляют себе цветок, хотя у
нетренированных пациентов достигаемое
в положении сидя состояние расслабления
может быть и не очень глубоким.

Цветок следует
обрисовать во всех подробностях, описать
его цвет, размер, форму, описать, что
видно,
если заглянуть в чашечку цветка и т. п.
Важно описать также эмоциональный тон,
непосредственно идущий от цветка. Далее
следует попросить пациента попытаться
в представлении потрогать кончиком
пальца чашечку цветка и описать свои
тактильные ощущения. Некоторые дети
переживают эту сцену столь реалистично,
что поднимают руку и выставляют
указательный палец.

Из наиболее часто
представляемых цветов можно упомянуть
красный или желтый тюльпан, красную
розу, подсолнух. ромашку, маргаритку.
Лишь в самых редких случаях невротическая
проблематика проявляется в том, что уже
при первом представлении цветка
появляется экстремальный или ненормальный
образ. Ярко выраженным признаком
нарушения считаются случаи, когда
возникает черная роза или цветок из
стали, или если цветок через короткое
время уже увядает, а листья обвисают.

Об особо ярко
выраженной способности к воображению
говорят фантастические цветы, которых
не бывает в природе, или слияние двух
цветочных мотивов в один. Истерическую
структуру личности также характеризуют
нереальные или искусственные цветы с
яркой, вызывающей окраской.

Своеобразная, не
так уж редко встречающаяся форма
нарушения заключается в том, что вместо
одного цветка их одновременно появляется
несколько. Они мог/т сменять друг друга
в поле зрения, так что трудно решить, на
каком из цветков остановиться. Часто
предложение дотронуться в образе
кончиком пальца до стебля цветка помогает
сосредоточиться на одном из цветов.
Если и после этого не удается остановится
на одном цветке, можно предположить,
что и в реальной жизни пациенту бывает
сложно сделать выбор и на чем-то
сосредоточиться, что, в свою очередь,
может быть следствием нарушения по типу
невротического развития личности с
преобладанием полевого поведения.

Важно предложить
пациенту проследить, двигаясь вниз по
стеблю, где находится цветок: растет ли
он в земле, стоит ли в вазе или предстает
в срезанной форме, «зависшим» на
каком-то неопределенном фоне.’
Отсутствие
«почвы под ногами» может говорить
о некоторой оторванности, недостаточной
основательности,

________________________________________________________________

При этом вопрос
должен быть выражен в открытой форме
— не «где
стоит» или «где растет цветок?»,
что уже предполагает некоторое внушение,
а «где находится цветок?»

-19-

проблемах с
осознанием своих корней, своего места
и положения в жизни.

Далее следует
спросить, что находится вокруг, какое
небо, какая погода, какое время года,
сколько сейчас времени в образе, как
пациент себя чувствует и в каком возрасте
себя ощущает. Символическое значение
этих критериев разбирается в разделе
о мотиве луга (см.
раздел

2.3.7.1.

Луг).

После окончания
представления «цветка» рекомендуется
тактично выразить пациенту поддержку
и похвалу. Например, можно сказать: «У
меня сложилось впечатление, что у Вас
хорошее воображение»
— или
— «У Вас
живая фантазия. Это мы могли бы хорошо
использовать для применения одного
психотерапевтического метода. Я предлагаю
и далее проводить лечение в форме
сновидений наяву». Если образы были
выражены менее ярко, можно похвалить
пациента, сказав о его «хорошей
предрасположенности к представлениям»
или что-то в этом роде. Затем можно
сказать, что через несколько сеансов
пациент разовьет у себя еще более четкие
представления. Важно, чтобы пациент
получил положительную обратную связь
и поддержку на уровне эмпатии.
[1]

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

На Западе символдрама как отдельное направление психотерапии известна с середины XX века. В Россию пришла лишь в 1994 году, когда были переведены научные работы её основателя — Ханскарла Лёйнера. С тех пор получила широкое применение в детской и юношеской психологии, психотерапии различных фобий и расстройств и даже психосоматических заболеваний.

На сегодняшний день в России активно работает и развивается Ассоциация организаций развития символдрамы Кататимно-имагинативной психотерапии (АОРС КИП). Она сотрудничает с Институтом развития символдрамы и глубинной психологии (ИРСГП) в г. Запорожье (Украина).

Что это такое

Символическое значение цветов в культуре и языке

РОЗА – в современной культуре имеет почти исключительно сексуально-эротическое значение, в то время как в Древнем мире розы также приносили на кладбище. Красная роза – символ эротизма; темно-вишневая роза – стремление к самоутверждению и власти; розовая роза – инфантилизм, желание вернуться во внутриутробное состояние; оранжевая роза — сила личности, стремление к доминированию, экспансивность; белая роза – чистота, целомудрие, платонические отношения, идеализация; желтая роза – с одной стороны, активная жизненная позиция, экстравертированность, с другой стороны — ревность;

МАК – застой, стагнация, забвение, уход от реальности в мир иллюзий.

РОМАШКА – сомнение.

ТЮЛЬПАН (“коробочка”) – анальная фиксация.

ГВОЗДИКА – поклонение памяти героев, погибших.

НЕЗАБУДКА (синий цвет) – верность.

БЕЛАЯ ЛИЛИЯ — целомудрие и порочности.

ПОДСНЕЖНИК — деликатность, уязвимость.

МАЛЕНЬКИЕ НЕВЗРАЧНЫЕ ЦВЕТЫ – депрессивная структура личности.

ГЕРБЕРА – демонстративность, привлечение к себе внимания, истероидность.

«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК», пластмассовые цветы, цветы с украшениями, блестящие, сияющие цветы — эдипальный проблематика, демонстративность, истероидность;

КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК – шизоидная структура личности;

Стальные цветы, бетонные, черные, умирающие — признак эмоциональной депривации;

Сухие цветы — депривация, депрессия (в зависимости от контекста);

«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» — эдипальные фиксации;

«Несуществующий», эксклюзивный цветок — нарциссизм.

Символическое значение отдельных частей цветка

ГОЛОВКА ЦВЕТКА – разум, интеллект, чувственность.

ЛИСТЬЯ – витальность, жизненная (витальная) сила, контакт с миром.

СТЕБЕЛЬ – фаллический символ (прямой, твердый и толстый стебель); стержень личности, ось, опора; отражает преобладание архетипа АНИМЫ (гибкий и мягкий стебель) или АНИМУСА (прямой и твердый стебель):

КОЛЮЧКИ НА СТЕБЛЕ – опасности, которые сопровождают страсть; их отсутствие – игнорирование опасности; избыточное количество шипов – утрирование опасности.

КОРНИ – склонность к саморефлексии, копание в себе.

ТЫЧИНКИ и ПЕСТИК – сексуальная зрелость.

Расположение цветка

Цветок В ЗЕМЛе — основательность, стабильность, ощущение своих (родовых) корней; консервативность.

цветок В ВАЗЕ – гибкость, недостаток стабильности.

Цветок в горшке — локальная стабильность, наличие своей ниши.

Цветок В ВОЗДУХЕ — оторванность (от матери, родины и т. д.), отсутствие опоры.

Цветок В ВОДЕ (озеро и др. водоем) — от земли (матери) отделена водой (подсознательным):

корни в воде — в бессознательном;

корни в земле — неосознанная связь с матерью.

Цветок на дереве, кусте (цветок яблони, жасмина) — зависимость от матери, симбиоз с матерью.

Другие характерные признаки

НЕСКОЛЬКО цветков ОДНОВРЕМЕННО (букет, поле цветов) — полевое поведение (разновидность невротического развития — постоянное отвлечение и переключение с одного объекта на другой и невозможность довести дело до конца); желание все попробовать.

Цветок на возвышенности (на холмике, где ничего, кроме цветка, не растет) — особенности проявления орального характера, которые зависят от степени фрустрации — гиперпотребность в «маме».

Особенности рисунка цветка

Вертикальное расположение цветка — интенсивный тип личности. Выбор вертикального формата свидетельствует о целеустремленности, о способности концентрироваться на каком-то деле. В основном, на рисунке изображается один предмет, поднимающийся вверх. Если красный и желтый цвета соответствуют экстравертированному типу личности и возбуждающе действуют на нервную систему, то синий — наиболее интровертированный цвет, ознаяает бегство в себя, в свой духовный мир.

Горизонтальное расположение цветка — экстенсивный тип личности. Горизонтальный формат выбирают, в основном, люди, которые стремятся охватить одновременно как можно больше областей в жизни. Преобладание желтого цвета может свидетельствовать об определенных тенденциях к экстраверсии. На рисунке привлекает внимание «рамка» из незанятого пространства вокруг цветка, что может свидетельствовать о страхе и неуверенности по отношению к внешнему миру.

Цветок «в интерьере» (окруженый фоном, например, в оконной раме, среди других растений и т.п.) — зависимость, поиск защиты.

цветок БЕЗ ФОНА — эгоцентризм, сосредоточенность на своих проблемах.

Заостренные кончики могут отражать агрессивные тенденции. Использование черной туши часто также представляет агрессивность.

Мотив цветка
больше подходит для девочек на латентной
стадии
[8], чем для
мальчиков, которым предпочтительнее
давать более динамичные мотивы.

В работе со старшими
подростками и со взрослыми пациентами
мотив цветка служит для введения в
кататимно-имагинативную психотерапию.
Так называемый «тест цветок» дается,
как правило, по окончании сбора данных
глубинно-психологического анамнеза в
конце первого или второго сеанса. Тест
должен показать, способен ли и насколько
способен пациент образовывать полноценные
кататимные образы. Действительно,
потрясает тот факт, что почти все пациенты
(даже с относительно тяжелыми нарушениями)
легко справляются с этим тестом и
представляют себе цветок, хотя у
нетренированных пациентов достигаемое
в положении сидя состояние расслабления
может быть и не очень глубоким.

Цветок следует
обрисовать во всех подробностях, описать
его цвет, размер, форму, описать, что
видно,
если заглянуть в чашечку цветка и т. п.
Важно описать также эмоциональный тон,
непосредственно идущий от цветка. Далее
следует попросить пациента попытаться
в представлении потрогать кончиком
пальца чашечку цветка и описать свои
тактильные ощущения. Некоторые дети
переживают эту сцену столь реалистично,
что поднимают руку и выставляют
указательный палец.

Из наиболее часто
представляемых цветов можно упомянуть
красный или желтый тюльпан, красную
розу, подсолнух. ромашку, маргаритку.
Лишь в самых редких случаях невротическая
проблематика проявляется в том, что уже
при первом представлении цветка
появляется экстремальный или ненормальный
образ. Ярко выраженным признаком
нарушения считаются случаи, когда
возникает черная роза или цветок из
стали, или если цветок через короткое
время уже увядает, а листья обвисают.

Об особо ярко
выраженной способности к воображению
говорят фантастические цветы, которых
не бывает в природе, или слияние двух
цветочных мотивов в один. Истерическую
структуру личности также характеризуют
нереальные или искусственные цветы с
яркой, вызывающей окраской.

Своеобразная, не
так уж редко встречающаяся форма
нарушения заключается в том, что вместо
одного цветка их одновременно появляется
несколько. Они мог/т сменять друг друга
в поле зрения, так что трудно решить, на
каком из цветков остановиться. Часто
предложение дотронуться в образе
кончиком пальца до стебля цветка помогает
сосредоточиться на одном из цветов.
Если и после этого не удается остановится
на одном цветке, можно предположить,
что и в реальной жизни пациенту бывает
сложно сделать выбор и на чем-то
сосредоточиться, что, в свою очередь,
может быть следствием нарушения по типу
невротического развития личности с
преобладанием полевого поведения.

Важно предложить
пациенту проследить, двигаясь вниз по
стеблю, где находится цветок: растет ли
он в земле, стоит ли в вазе или предстает
в срезанной форме, «зависшим» на
каком-то неопределенном фоне.’
Отсутствие
«почвы под ногами» может говорить
о некоторой оторванности, недостаточной
основательности,

________________________________________________________________

При этом вопрос
должен быть выражен в открытой форме
— не «где
стоит» или «где растет цветок?»,
что уже предполагает некоторое внушение,
а «где находится цветок?»

-19-

проблемах с
осознанием своих корней, своего места
и положения в жизни.

Далее следует
спросить, что находится вокруг, какое
небо, какая погода, какое время года,
сколько сейчас времени в образе, как
пациент себя чувствует и в каком возрасте
себя ощущает. Символическое значение
этих критериев разбирается в разделе
о мотиве луга (см.
раздел

2.3.7.1.

Луг).

После окончания
представления «цветка» рекомендуется
тактично выразить пациенту поддержку
и похвалу. Например, можно сказать: «У
меня сложилось впечатление, что у Вас
хорошее воображение»
— или
— «У Вас
живая фантазия. Это мы могли бы хорошо
использовать для применения одного
психотерапевтического метода. Я предлагаю
и далее проводить лечение в форме
сновидений наяву». Если образы были
выражены менее ярко, можно похвалить
пациента, сказав о его «хорошей
предрасположенности к представлениям»
или что-то в этом роде. Затем можно
сказать, что через несколько сеансов
пациент разовьет у себя еще более четкие
представления. Важно, чтобы пациент
получил положительную обратную связь
и поддержку на уровне эмпатии.
[1]

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

На Западе символдрама как отдельное направление психотерапии известна с середины XX века. В Россию пришла лишь в 1994 году, когда были переведены научные работы её основателя — Ханскарла Лёйнера. С тех пор получила широкое применение в детской и юношеской психологии, психотерапии различных фобий и расстройств и даже психосоматических заболеваний.

На сегодняшний день в России активно работает и развивается Ассоциация организаций развития символдрамы Кататимно-имагинативной психотерапии (АОРС КИП). Она сотрудничает с Институтом развития символдрамы и глубинной психологии (ИРСГП) в г. Запорожье (Украина).

Что это такое

Символдрама — это современное направление психотерапии, в основе которого лежит свободная имагинация (творчество, воображение) на определённую тему. Разработана в 1954 году Ханскарлом Лёйнером (1919-1996) — немецким профессором, доктором медицины. Базируется на принципах классического психоанализа и арт-терапии, но представляет собой сочетание сразу нескольких школ и концепций, частично заимствуя из них некоторые моменты. Использует символику из архетипов, в какой-то степени привлекая методы коллективного бессознательного. C позиции феноменологии есть точки соприкосновения с гештальт-терапией. Применяются также техники из психотерапевтической беседы Роджерса и стратегии поведенческой терапии Вольпе.

Другие названия: кататимно-имагинативная психотерапия, метод «сновидений наяву», кататимное переживание образов.

Символдрама — проективный метод, позволяющий работать с подсознанием напрямую. Суть сеанса: пациент расслабляется, представляет образ, описывает его и анализирует вместе с психотерапевтом. Это позволяет не вскрывать психотравмы и не задевать больные переживания. Благодаря этому, на сегодняшний день данное направление в психологии востребовано больше, чем психоанализ.

Основы

Сам Лёйнер выделил три основы символдрамы — принципы, которые отличают её от прочих направлений в психотерапии и психологии.

Управляемая регрессия

Через символы пациент, сам того не подозревая, возвращается назад, в прошлое. Он рефлексирует события, происходившие тогда, через обсуждение образов с психотерапевтом. Подобным образом регрессия контролируется обоими участниками процесса.

Эмоционально-корректирующее воздействие

Если обратить пациента в прошлое напрямую, воссоздав психотравмирующую ситуацию так, как она происходила, это может вызвать ступор. Вернувшаяся боль может быть такой силы, что состояние только ухудшится. Символдрама позволяет корректировать эмоциональный опыт, смягчать его.

Представление образов в присутствии психотерапевта

В психотерапии существует несколько имагинативных техник, но они предполагают разную работу с образами:

  • метод активного воображения Юнга: пациент в одиночестве представляет образ, затем, спустя время, приходит на сеанс и рассказывает о нём психотерапевту;
  • высшая ступень аутотренинга Шульца: пациент представляет весь образ молча, а затем рассказывает увиденное психотерапевту.

Отличительная особенность символдрамы в том, что пациент моментально передаёт психотерапевту всё, что представляет прямо сейчас, в эту минуту. Диалог позволяет отсеять ненужные мысли, стереотипы общества и прочие примеси, которые замутняют образ.

Показания

В психологии:

  • проблемы во взаимоотношениях;
  • детские психотравмы, связанные с разводом родителей, смертью кого-то из родственников, неприятие сверстниками, первая несчастная любовь;
  • замкнутость, закомплексованность;
  • приступы агрессии;
  • трудные жизненные ситуации: увольнение с работы, развод, несложившиеся отношения.

В психотерапии:

  • фобии;
  • навязчивые состояния;
  • нейро- и психовегетативные нарушения средней тяжести;
  • психосоматические расстройства;
  • энкопрез, энурез;
  • булимия, психогенное переедание, нервная анорексия;
  • неврозы с психической манифестацией;
  • дезадаптация;
  • нарушения концентрации внимания, рассеянность, проблемы с обучением;
  • неврастения;
  • сексуальные расстройства.

Благодаря символдраме, вскрывается психосоматика — влияние психологических причин на развитие телесных заболеваний. Это позволяет работать с такими диагнозами, как энкопрез, энурез и заикания.

Противопоказания

  • Ярко выраженные приступы страха;
  • эпилепсия;
  • тяжёлые депрессивные состояния;
  • IQ < 85;
  • нарциссизм;
  • истерические неврозы;
  • психозы;
  • церебрально-органические синдромы;
  • отсутствие мотивации;
  • заболевания, опасные для жизни: опухоли, аутоиммунные патологии, СПИД;
  • возраст менее 6 лет;
  • яркие шизоидные и навязчивые особенности;
  • запущенные расстройства, которым уже более 3 лет.

Индивидуально должно решаться применение символдрамы в следующих случаях: делинквентность (криминальное поведение) и заикание (требуются дополнительные методики).

Виды

Все виды символдрамы умещаются в типичную классификацию в зависимости от того, сколько человек принимает участие в сеансе.

Индивидуальная

Применяется чаще остальных, так как выдаёт на выходе максимальный эффект. Пациент наедине с психотерапевтом полностью расслабляется, его ничего не сковывает, он рассказывает то, что представляет. Целенаправленные вопросы позволяют брать регрессию под контроль «от» и «до».

Парная

Используется при работе с семейными парами или в конфликтных ситуациях, в которых принимают участие двое. Сеанс предполагает работу с одним и тем же образом, который пациенты интерпретирует по-разному. Задача психотерапевта — не допустить столкновения противоречий при трактовке.

Групповая

Интересная, пока ещё только набирающая обороты форма символдрамы, но уже зарекомендовавшая себя исключительно с положительной стороны. Организуются группы от 4 до 12 человек. Предлагаются разные мотивы (необитаемый остров, отдых на пляже, полет на воздушном шаре, мы в джунглях, рыцарский турнир, побег из тюрьмы, мне 80 лет, страна изобилия и т. д.), но для работы выбирается один. Каждый высказывает собственные имагинации, которые обсуждаются совместно.

Структура

Все сеансы символдрамы, независимо от вида, проходят по одному и тому же сценарию. Этапы:

  1. Предварительная беседа — пациент рассказывает о себе, о проблеме, об ожиданиях, чувствах, эмоциях (20 минут).
  2. Релаксация — вводится в расслабленное состояние, обычно — лёжа на кушетке (5 минут).
  3. Представление образов (от 5 до 40 минут — в зависимости от запущенности ситуации).
  4. Обсуждение представленного (10 минут).

После ухода пациента психотерапевту предстоит ещё много работы. Он должен проанализировать то, что происходило на сеансе. Обычно представленные образы характеризуются как:

  • незрелые архаические с доамбивалентными свойствами;
  • более зрелые с уже амбивалентными и амбитендентными свойствами;
  • эдипальные;
  • латентные и подростковые;
  • зрелые.

На основе проведённого анализа подбираются образы и наиболее эффективные техники работы для следующего сеанса.

Техники

В символдраме техники подбираются не только в зависимости от индивидуальных факторов или запущенности ситуации. Для каждого этапа методы существенно различаются.

Предварительная беседа:

  • монолог;
  • диалог;
  • саморефлексия (чтение дневника);
  • арт-терапия (рисунок по мотивам пережитых эмоций и представленных на прошлом сеансе образов).

Релаксация:

  • упражнения аутотренинга Шульца (ощущение тяжести во всём теле, понижение тонуса мышц, тепло во всём теле, концентрационная саморелаксация, дыхательные гимнастики);
  • индукция (прямое предложение пациенту расслабиться);
  • имагинация (примерное представление ничего не значащего образа — например, облачка на горизонте или песчаного пляжа).

Представление:

  • обучающее (тренировочное / учебное / поддерживающее) сопровождение — психотерапевт мягко направляет пациента к нужным образам;
  • ассоциативный метод (нулевое структурирование) — редко принимает участие в том, что происходит;
  • конфронтация — настаивает на воссоздании какого-то конкретного образа.

Основной метод символдрамы при лечении фобий — пошаговое декондиционирование. Он представляет собой постепенное устранение условнорефлекторных зависимостей.

Пример. Девочка несколько лет страдала от гефирофобии (боязнь мостов). Вот как происходило лечение посредством пошагового декондиционирования.

  • 1 сеанс

Дан мотив луга, который привёл девочку к ручью. Психотерапевт попытался вызвать в сознании маленькой пациентки образ мостика, но ничего не получилось.

  • 2 сеанс

Было предложено представить настолько мелкий ручеёк, что девочка перешла его вброд.

  • 3 сеанс

Дан уже более широкий ручей, но мелкий, на дне — множество больших, выступавших на поверхность булыжников. Девочка перебралась на другой берег по ним.

  • 4 сеанс

Тот же ручей, что и в прошлый раз, но без камней. Психотерапевт просит поискать дощечку. Девочка долго не хотела этого делать. Нашла с трудом, но отказывалась идти по ней, так как не было перил и она касалась воды. Но в итоге пересилила себя и перешла.

  • 5 сеанс

Через тот же ручей был перекинут настоящий мостик — добротный, с перилами, не касающийся воды. Помня опыт прошлого «путешествия», маленькая пациентка без сомнений перешла его. Гефирофобия была побеждена за 5 сеансов.

Основные мотивы

Основные мотивы символдрамы, выделенные Лёйнером:

  • луг — исходный образ для каждого сеанса, на него изначально попадают абсолютно все пациенты, независимо от возраста и расстройства;
  • гора — позволяет осмотреться с высоты, увидев все детали местности;
  • ручей — вдоль него направляется «путешественник»;
  • дом — нужно обязательно осмотреть каждую комнату;
  • опушка леса — кульминационный момент, когда из тёмной чащи леса кто-то должен выйти.

Дополнительные мотивы, использующиеся в современной символдраме:

  • семья животных — встреча с ней, установление контакта;
  • участок земли — он теперь принадлежит путешественнику, его надо облагородить (подросткам предлагается мотоцикл);
  • путешествие во времени — часто используются мотивы «на 5/10/15 лет старше»;
  • цветок — растёт на лугу, нужно в подробностях описать;
  • дерево / три дерева — встречаются во время путешествия по лесу или располагаются на опушке.

Часто психотерапевтом на сеансе символдрамы задаётся вопрос, кем себя ощущает пациент. Например, если женщина в этот момент — ведьма (самый частый образ), это однозначно говорит о проблемах в личной жизни. Летая на метле, она воспаряет над своим бытом, который её заедает. Колдуя, она управляет мужчинами, которые в реальности манипулируют ею.

Интерпретации

Упражнения с интерпретацией, не отступая от основных принципов символдрамы, можно проводить в домашних условиях самостоятельно. Если есть расшифровка хотя бы нескольких образов, сеанс может получиться достаточно интересным.

На интерпретацию всех мотивов, используемых в символдраме, уйдёт много времени, но с примерами наиболее эффективных и часто встречающихся будет интересно познакомиться.

Луг

Луг в символдраме — «материнский» мотив, выявляющий первые годы жизни, как они отпечатались в бессознательной памяти.

Задание: оказались на лугу, опишите его, погоду, своё состояние, что видите и что делаете.

Норма:

  • солнце;
  • хорошая погода;
  • много зелёной травы и цветов;
  • день или утро;
  • лето или поздняя весна.

В норме луг должен быть чем-то естественно ограничен (рощей, речкой, перелеском). Если человек психически здоров, он будет радоваться солнцу, наслаждаться свежим воздухом, бегать за бабочками, лежать в траве и т. д. Образ коровы означает сильную связь с матерью.

Что свидетельствует об отклонениях:

  • отсутствие солнца, тучи, облачность;
  • плохая погода, дождь, сильный ветер;
  • бледные краски, отсутствие цветов;
  • пни, бурелом, ветки;
  • вечер или ночь;
  • зима, осень, ранняя весна;
  • нарушение образа луга — на его месте представляются болото, асфальт или пустыня (это говорит о серьёзных психотравмах детства).

Бескрайний луг, ничем не ограниченный, свидетельствует о высокой самооценке и завышенных запросах, иллюзиях по поводу будущего. При наличии проблем человек ведёт себя пассивно, не предпринимает никаких действий.

Цветок

Цветок в символдраме — олицетворение личности, демонстрирующее то, как человек на самом деле себя ощущает.

Задание: увидели на лугу цветок, опишите его (оттенок, размер, как называется), подойдите и потрогайте, что при этом чувствуете.

Норма:

  • красивый, яркий цветок естественных оттенков;
  • ароматный;
  • полностью распустившийся;
  • нормальных, естественных размеров;
  • вызывает чувство удовлетворения, умиления.

Психически здоровый человек будет его гладить и вдыхать аромат.

Отклонения:

  • бледный, невзрачный цветок или наоборот — фантастических, кислотных, режущих глаз оттенков;
  • без аромата или слишком резко пахнущий;
  • бутон или увядание;
  • неестественно больших или слишком маленьких размеров;
  • вызывает чрезмерное восхищение или отторжение;
  • несколько цветков (раздвоение личности);
  • невозможность назвать вид (трудности с самоопределением).

При наличии отклонений цветок будет сорван. Отторжение, увядание, невзрачность свидетельствуют о заниженной самооценке и нераскрытом потенциале. Восхищение, фантастическая яркость, преувеличенные размеры — о завышенной самооценке и нарциссизме.

Ручей

Ручей в символдраме — отражение динамики внутренних психических процессов. Одновременно вода является животворящим началом, исцеляющим элементом.

Задание: гуляя по лугу, увидели ручей, опишите его, сможете ли пить из него, идите вдоль берега и рассказывайте всё, что происходит вокруг.

Норма:

  • спокойное течение, без порогов и крутых поворотов;
  • чистая, прозрачная и прохладная вода, приятная на вкус;
  • желание искупаться, встать в него ногами;
  • нет страха идти как по течению, так и против.

Любой контакт с водой свидетельствует о психически здоровом человеке. Если это ключ, бьющий из расщелины, сильна связь с кровными родственниками, особенно — с матерью.

Отклонения:

  • бурное течение с порогами, крутыми поворотами, препятствиями на пути;
  • ручей неестественно широкий или слишком маленький;
  • мутная, ледяная вода;
  • отказ попробовать её на вкус, искупаться, даже умыться.

Символдрама — не только одно из многочисленных направлений в психотерапии. Это увлекательное путешествие с мир собственного подсознания, которое расскажет много нового и интересного, о чём вы, возможно, даже не подозревали.

Читайте также: Психодрама

«Красота цветка — в одном цветке»
японская поговорка

Мы сегодня не о простых цветах, хотя и о них тоже. А прежде всего о вас, о символе цветка и тех тонкостях, что составляют глубинную суть символдрамы — моего любимого метода психотерапии.

Вроде бы банальнейшая тема! Цветы. Кто из нас их не видел, не составлял из них букеты? Кто не грезил об огромных букетах роз и маленьких букетиках фиалок? Кто не восхищался замысловатостью лилии и простотой ландыша? При этом даже не задумываясь об их глубинном смысле.

Гадание на цветке

Сейчас подумайте вот о чем: Каким цветам в жизни вы отдаете предпочтение? Что связано у вас с этим цветком? Возможно этот цветок не случайно появился в вашей жизни. А какие цветы вызывают у вас антипатию? Почему?

Вы думаете это случайность? На самом деле нет. Те или иные цветы, которые мы принимаем или нет являются проекцией нас самих. Они символизируют какие-то наши качества.

Разобравшись с сутью символа, поняв глубинный смысл цветка, вы сможете более глубже понять себя. Каким образом спросите вы?

Вот совсем недавний пример: одна моя очень умная клиентка изображала образ дома и нарисовала рядом с ним тюльпаны на лужайке. А потом, когда мы стали разбирать рисунок, «случайно» вспомнила, что её отец очень любит именно эти цветы. А также о том, что он сам колдовал над луковицами, ездил за ними из России в Голландию. Затем любовно высаживал их и восхищался цветущими бутонами.

Так девушка бессознательно показывает присутствие некоей папиной части внутри себя.

А зная символику цветка и то, что он является символом любви, возрождения, достатка, мы сможем более полно поразмышлять с ней о тех качествах, которые ей хотелось бы взрастить.

Тюльпан. Что означает цветок. Виктория Браткова

Еще пример. Одна моя знакомая обожает маки, они в разных вариациях присутствуют в убранстве её квартиры. Теперь давайте обратимся к символике мака. О чем нам может рассказать этот цветок?

Полевые маки. Что означает цветок. Виктория Браткова

Одним из важнейших его значений — символ сна и смерти, так как он в Древней Греции считался атрибутом Бога сна Гипноса и Бога смерти Танатоса.

Тогда, о чем из реальной жизни этой девушки идет речь? Возможно, речь идет о некоем символическом летаргическом или опийном сне, естественно не в прямом его значении. Что соответствует действительности. Так, на многие вещи она закрывает глаза, перекручивая события и трактуя их, чтобы не замечать колющей её реальности.

А как вам вот такие цветы? Непривычно? Неприятно? Какие чувства вызывают у вас эти мертвые цветы?

Розы. Что означает цветок. Виктория Браткова

Знаете, почему? В Библии есть высказывание: «Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Псалом 102, 15–16). Именно так, цветок символизирует личность человека, а увядшие цветы напоминают нам о смерти.

Цветок в символдраме

Метод символдрама очень системно проработан, в том числе каждый мотив. Вплоть до их очередности. На первой встрече рекомендовано представлять образ цветка. «Любой цветок, который вы когда-либо видели или вам рисует ваше воображение».

Почему нельзя просто представить себя и свои проблемы спросите вы? Если я спрошу вас, что вы думаете о себе, то 90% людей солгут не только мне, но и самим себе. А когда вы говорите о чем-то отвлеченном от вас, то говорите от души и всю правду. Таким образом мы можем обойти сопротивление бессознательного.

Сначала происходит полное расслабление, а затем задается мотив — задание. В расслабленном полутрансовом состоянии, с помощью активного воображения необходимо представить заданный образ. Здесь ни в коем случае не допускается конкретные формулировки типа: «представьте себе ромашку, или вообразите цветы в вазе» и пр. Только открытые вопросы. И человек что-то себе представляя, рассказывает психотерапевту о своих фантазиях. Эти фантазии, безусловно, что-то означают. При интерпретации возникшего образа нам помогают знания о символике цветка и обращение к индивидуальным символам.

Раcсвет. Что означает цветок. Виктория Браткова

Важно помнить, что любой символ никогда не бывает однозначным. Всегда есть несколько значений, а то и несколько десятков. Если вы хотите понять, о чем вам говорит тот или иной символ, лучше перебрать как можно больше значений. И когда внутри придет осознание, некий щелчок, вы поймете, что это именно про вас.

Знакомство с личностью внутри вас

Для самых вдумчивых даю эту эффективную практику.

Возьмите прямо сейчас лист бумаги и нарисуйте любой цветок. Обратите внимание на детали: какой он, где находится, что расположено рядом и пр. — эти нюансы имеют значение. Попробуйте представить себе это место, почувствовать его. Какая там погода? Какое время года? Какое время суток? Как вы чувствуете себя, когда представляете это место?

Возможно вам удастся представить себя рядом с этим цветком. Тогда обратите внимание на то, как вы выглядите, сколько вам лет, во что вы одеты. Хорошо, если вы сможете это все записать.

Позадавайте себе вопросы: какой это цветок? Как будто бы он живой и сам рассказывает вам о себе. Запишите все его характеристики. А теперь подумайте о ком из реальной жизни вы сейчас? А какую ситуацию вам напоминает ваш цветок? Не исключено, что вам придет ответ на вопрос, который мучает вас давно.

Это чудесное упражнение поможет вам глубже понять себя. Возможно вам удастся познакомиться с новой собой.

Желаю успеха в познании себя, ибо это самая сложная задача в нашей жизни.

Мотив «Цветок» предлагается представить пациенту, как правило, после сбора глубинно-психологического анамнеза в конце первого или второго сеанса. Мотив дожжен показать, способен ли пациент образовывать полноценные кататимные образы. Удивительно, но почти все пациенты (даже с относительно тяжёлыми нарушениями) легко справляются с этим образом (мотивом) и представляют себе цветок.

5 целей мотива «Цветок»

  • Тест: может ли человек работать с образами.
  • Учебная цель: показать пациенту, что от него требуется, научить работать с образами; как показывает практика, от занятия к занятию образы становятся всё более яркими и глубокими.
  • Диагностическая цель: на основании представленного образа психолог получает первую диагностическую информацию, позволяющую выдвинуть диагностические гипотезы.
  • Благодаря представлению образа, пациент получает ресурсную подпитку, удовлетворяются архаические потребности.
  • В некоторых случаях в образе возможна психоэмоциональная коррекция: если цветок увядает, его можно присыпать землёй; если поникла головка, над ней можно подержать руки.

В целом образ даётся при помощи инструкции: «Представьте себе какой-нибудь цветок… Любой цветок, который Вы когда-нибудь видели или который рисует выше воображение… Или любой другой образ… Всё, что Вы представите – это хорошо. Мы можем работать с любым образом… Если Вам что-то представится, то расскажите, что Вам представляется…»

Из наиболее часто представляемых цветов можно упомянуть розу, гвоздику, тюльпан, ромашку, мак, ландыш, хризантему, подсолнух.

У данного мотива есть одно противопоказаниедепрессия. Но есть аналог данному мотиву, это «Цветок, растущий на встречу солнцу».

Пример (все примеры с разрешения пациентов)

Символдрама предполагает: представление образа на сеансе у психолога, и заданиенарисовать рисунокданном случаецветок) и написать (законспектировать, в виде дневниковой записи и пр.) ход данного образа в свободной форме.

Пациентка 30 лет. Замужем. Образование среднее специальное гуманитарное. Работает. Детей нет. Обратилась с проблемой «пустоты в жизни». Мотив был представлен на первом сеансе. Пациентка представила розу.

Образ записан на альбомном листке простым  карандашом от руки: «Я представила розу, зависшую в пространстве. С тугим, толстым, тёмно-зелёным стеблем с частыми и густыми колючками, с одним тёмно-зелёным листком. Когда трогала этот стебель, то чувствовала силу, мощь, свежесть и защищённость, а колючки не такие уж и колючие, просто очень густые. У цветка не было корней, он из цветочного магазина . Сам цветок был не очень большим, как будто не совсем распустившимся очень плотным бутоном, тёмно-красного цвета. На ощупь лепестки атласные, чуть влажные. Когда дотронулась до густоты середины цветка было чувство, что узнала тайну цветка – его происхождение (он из огромного розария), возраст (около 30 лет), желания. А желание такое, чтобы его поставили в чистую, свежую воду в шикарном, старом хрустальном графине. Я сделала, что хотелапоставила в этот хрустальный графин, и он чуть распустился и стал более бордовым и выросли новые свежие зелёные, нежные листья.  Я почему-то почувствовала радость. На прощание с образом я его поцеловала в самую серединку»

Рисунок:

Символическое значение данной розы – символ эротизма.

Символическое значение отдельных частей данного цветка:

ГОЛОВКА ЦВЕТКА – в данном случае чувственность.

ЛИСТЬЯ – витальность, жизненная сила, где к окончанию образа отмечена её увеличение.

СТЕБЕЛЬ – фаллический символ; стержень личности, ось, опора; отражение преобладание архетипа АНИМУСА (прямой и твёрдый стебель).

КОЛЮЧКИ НА СТЕБЛЕ – опасности, которые сопровождают страсть; ИЗБЫТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО – утрирование опасности.

С данной пациенткой ведётся работа в режиме символдрамы по проблеме развития женственности (анимы), как одним из компонентов заполнения «пустоты в жизни».

Мария Следенко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мотилиум для детей инструкция цена таблетки
  • Мотелигаз таблетки цена инструкция по применению взрослым
  • Мотилиум для детей инструкция при рвоте 3 года
  • Мотелегазфорте цена инструкция по применению
  • Мотилиум для детей 5 лет суспензия инструкция по применению дозировка