Мотособака для зимней рыбалки своими руками пошаговая инструкция

Как сделать мотобуксировщик своими руками?

Содержание

  1. Инструменты и материалы
  2. Выбор и изготовление основных элементов
  3. Сборка
  4. Рекомендации

Мотобуксировщик по-научному или мотособака по-простому, народному – это очень удобное транспортное средство для охоты, рыбалки. Оно компактное, легкое в управлении, не требует водительских прав и стоит значительно дешевле, чем любой снегоход. Его можно купить в специализированной торговой точке, только цены на такую технику высокие. Выход имеется: собрать аппарат можно самому в домашних условиях, в таком случае вложения будут незначительными. Чтобы самодельная мотособака была изготовлена на должном уровне, работала продолжительное время, необходимы детальная схема и чертежи, ряд составных частей и инструментов.

Инструменты и материалы

Для самостоятельного выполнения сборочных работ нужен определенный перечень инструментария и материалов.

Потребуется несколько инструментов.

  1. Сварочный аппарат. Он нужен для стыковки металла, дает возможность получить надежное соединение. Для работы со сварочным агрегатом нужна определенная оснастка, в частности, электроды, а также защитная экипировка.
  2. Угловая шлифовальная машина (болгарка) – незаменимый инструмент при работе с металлами. Она необходима для расчленения заготовок на отдельные части. К болгарке надо подобрать специальные насадки, которые потребуются для работы с определенными материалами.
  3. Электродрель – для получения отверстий.
  4. Комплект гаечных ключей для работы с крепежными изделиями.

Из материалов и агрегатов нам потребуются:

  1. соответствующий мотор для определенных условий эксплуатации;
  2. профильная и круглая труба для сооружения остова (рамы);
  3. колеса на ходовую часть.

Выбор и изготовление основных элементов

Следует детальнее обсудить основные составные части, базовые компоненты и органы управления мотобуксировщика.

Двигатель

Самый важный компонент техники – мотор (силовой агрегат). Как правило, для изготовления мотобуксировщиков используется одноцилиндровый карбюраторный двигатель. Не менее значимым элементом является гусеница – подвеска и движитель. Посредством гусеницы можно перемещаться по льду, снежному покрову, мягкой земле в теплое время.

В большинстве случаев для мотобуксировщиков применяются моторы брендов Honda, Yamaha (дорогостоящие) либо китайских торговых марок (MTR, Lifan и другие, доступные по цене).

Эти моторы значительно разнятся по стоимости, хотя мощность их, как правило, равносильна. Прекрасно себя показали моторы Lifan, оснащенные сцеплением центробежного типа.

Отдельные умельцы используют для изготовления мотобуксировщиков двигатель от мотоблока (культиватора), движки от бензопил (мотопил) «Урал», «Дружба».

Востребованным является мотор Ш-58 от мопеда, предусмотренный для ручного режима переключения коробки передач. В равной мере можно использовать моторы для скутеров. Главное условие, чтобы агрегаты имели неплохие тяговые свойства, мощность не меньше 6 лошадиных сил. Этого вполне хватает для транспортировки на мотобуксировщике одного человека и грузов на 30-50 килограммов. Для перемещения 2-х человек и грузов на 150-200 килограммов желательно подобрать мотор мощностью больше 9 лошадиных сил.

Несущая рама

Уровень качества рамы должен находиться на высоте, поскольку в движении она подвергается большим нагрузкам, в особенности при перемещении по бездорожью. Данная конструкция сооружается всецело собственными силами, сваривается из профильных труб с прямоугольным сечением. В основном достаточно трубы с 3-миллиметровой толщиной стенок – более тонкий металл не подходит, он может быстро деформироваться.

Сборка самоделки выполняется согласно ранее выбранному чертежу (примерно такому, как наш).

Для изготовления рамы берут 2 трубы размером 20×20 миллиметров, дополняют еще двумя сечением 20×40 миллиметров, формируют остов.

В него ввариваются 2 уголка по 40 миллиметров, поверху приваривают предохранительную конструкцию для движка, которая не позволит ему получить повреждения при переворачивании техники. К раме также не мешает «пришить» посредством заклепок оцинкованный лист, чтобы закрыть гусеницу.

Подвеска

Подвеска (система подрессоривания) является важным фактором функционирования ходовой части. От избранного типа системы будет зависеть размеренность и скорость передвижения.

По структуре система подрессоривания бывает нескольких разновидностей:

  • комбинированная;
  • склизовая;
  • катковая.

Самая быстрая – склизовая подвеска, так как зазор при перемещении забивается минимальным количеством мусора, снега и иных посторонних предметов. Вследствие этого двигатель будет функционировать с минимальными сбоями, без перегрузок и излишнего нагрева, однако склизы используются исключительно зимой: им требуется снег, который служит охлаждением лыжного модуля.

Для путешествий в любое время года следует выбирать современную систему подрессоривания каткового типа, только не с жесткими, а с опорами катковыми пружинными.

Такой мотобуксировщик будет более плавно передвигаться по мерзлой дороге. Катковая хуже ведет себя на снежном покрове (при перемещении желательно избегать чересчур сыпучего, глубокого снега), однако безупречна для перемещения в летние месяцы.

Комбинированные типы подвески совмещают в себе как достоинства, так и отрицательные черты склизов и катков.

Трансмиссия

Трансмиссия (силовая передача) несет ответственность за передачу вращения вала на ведущую звездочку (профилированное колесо) гусеницы. Силовая передача бывает автоматической редукторной, механической, вариаторной, отдельные разновидности, к примеру, оснащаются реверс-редуктором от «Муравья» (для заднего хода). Плюсом автоматической силовой передачи является большая горизонтальная сила тяги, недостатком – быстрое срабатывание некоторых элементов, потребность в регулярном техническом обслуживании.

В роли механической можно использовать коробку от ВАЗа, другой старой автомашины. Ее преимущества – простота техобслуживания, отсутствие потребности в частой наладке, однако эксплуатация подобной силовой передачи менее комфортна.

Вариаторная коробка передач (КП) обеспечивает мягкую передачу усилия от мотора на гусеницу, что дает возможность уменьшить скорость изнашивания элементов, сэкономить на топливе. Недостаток – слабый ремень агрегатов, который требуется с регулярным постоянством менять.

Гусеница

Такие приспособления бывают снегоходными и специальными, сконструированными конкретно для мотобуксировщиков. Они отличаются по ширине, высоте, длине.

На рынке имеются сменные гусеничные ленты от снегоходов, которые можно практиковать при создании мотособак.

Востребованы гусеничные ленты от «Бурана», только повышенной проходимостью они не характеризуются, использовать мотобуксировщик на бурановской гусенице возможно будет исключительно на скованном льдом водоеме, добротно укатанной трассе.

Покупать необходимо не очень узкие гусеницы. Подходящим является 50-сантиметровое изделие, так как оно делает мотобуксировщик устойчивым, проходимым, поворотливым.

Имеются на рынке и «агрессивные» гусеничные ленты, обеспечивающие повышенную проходимость, шириной – от 550 миллиметров, с нестандартным рисунком протектора. У них увеличена высота грунтозацепов – она составляет 32 миллиметра (нормальная равняется 21 миллиметру).

Гусеницы к мотобуксировщику также можно изготовить собственными силами. При этом можно практиковать разнообразные материалы: транспортерные ленты, мотоциклетные цепи, водопроводные трубы и прочее. Главное, сделать их качественными, легковесными и надежными, чтобы было сбалансированное сцепление траков с дорожным покрытием.

Электрооборудование и системы управления

Для управления мотособакой практикуют руль, связанный с коробкой переключения скоростей, газом, ручкой сцепления, которые необходимо позаимствовать с какой угодно пригодной старой автомототехники. Как правило, базовые комплектации мотобуксировщиков оснащены ручным пуском, но по просьбе клиента его могут заменить электрическим стартером, дополнить катушкой освещения.

Все это без особых усилий можно соорудить своими силами, но расходы на изготовление мотобуксировщика увеличатся.

Без электрического стартера прекрасно можно обойтись, кроме того, ручной запуск является наиболее безотказным в вопросе выхода из строя. Тем не менее без света в ночное время на мотобуксировщике точно будет тяжело, эту систему необходимо учесть непременно. Транспортное средство следует оснастить катушкой на 7 A, чтобы сложностей с питанием фар не появлялось.

Сборка

Прежде всего необходимы подготовительные работы.

Чтобы затруднений с эксплуатацией мотобуксировщика не возникло, главное, сразу же определиться с ее ключевыми техническими характеристиками:

  • грузоподъемностью;
  • мощностью мотора;
  • разновидностью силовой передачи;
  • системой пуска мотора – электрической либо ручной.

А также необходимо побеспокоиться о дополнительных приспособлениях мотобуксировщика – лебедке, свете, защитных компонентах, сиденьях. После этого разрабатывается полный чертеж, на котором будут отображены все тонкости. Затем можно заказать комплект составных элементов для мотособаки либо подобрать их самому из тех, что есть в наличии от другой автомототехники.

Теперь можно начинать процедуру сборки.

В первую очередь изготавливают раму (каркас) мотобуксировщика, которая даст возможность зафиксировать мотор, коробку, ходовую часть. Для этого выбранные профильные трубы (кроме того, сгодится балка) свариваются в коробку в виде прямоугольника. После варят крепления для всех основных агрегатов мотобуксировщика. По завершении можно инсталлировать мотор.

Ходовая часть должна базироваться на опорных подшипниках (в народе – «опорник»). На станке для токарных работ точат подходящие втулки с толщиной стенки 5 миллиметров.

Используя втулки, по углам каркаса устанавливают подшипники. После создают переднюю и заднюю оси (мосты), которые конфигурируют валы совместно со втулками и опорниками. Задний мост мотобуксировщика делают ведущим, устанавливая на него приводное профилированное колесо и основательно приваривая его. Посредством цепи ее необходимо объединить с коробкой скоростей.

Гусеницы мотобуксировщика, как говорилось выше, изготавливают собственными руками из транспортерной ленты шириной больше 30 сантиметров или приобретают готовые, только последние потребуется разделять и делать шире посредством вставок. Траки делают из дерева, пластмассовых труб либо демонтируют со старенького снегохода. На КПП, двигатель устанавливают шкивы, соединяющиеся приводным ремнем. К рулю фиксируют компоненты управления мотобуксировщиком – рукоятка сцепления устанавливается с левой стороны, рукоять газа – с правой. Руль фиксируют на каркасе посредством сварки двумя трубами с вилкой. Вилка устраивается на задней оси и фиксируется приваренными металлическими шайбами.

По завершении работ устанавливаются дополнительные устройства мотособаки, монтируется необходимое оснащение. Конструкция комплектуется местом для сидения, отделом для грузов и так далее Готовая техника ничем не уступит по функциональным характеристикам заводской продукции, будет выполнена основательно и может быть восстановлена при выходе из строя самим создателем.

Рекомендации

Несколько советов, как правильно проводить техническое обслуживание, чтобы продлить срок службы вашему мотобуксировщик, от профессионалов.

Обслуживание гусеницы

Чтобы гусеничная лента работала долгое время, следует придерживаться ряда элементарных рекомендаций.

Перед тем как начать эксплуатацию (раз в сутки) обследуйте, в каком состоянии ходовая часть: «закоченевшие» катки либо ослабленные болты способны стать источником поломки гусеницы. После перерыва в эксплуатации нужно отчистить гусеницу и элементы системы подрессоривания от ледяной корки.

При зимнем либо летнем хранении не дозволяйте продолжительного влияния на гусеничную ленту прямых лучей солнца и масел, горючего и других продуктов нефтепереработки.

С течением времени гусеничная лента растягивается, и ее нужно подтягивать.

Проверять натяжку можно посредством замера провисания гусеничной ленты. Стандартным можно считать провис от 2-х до 5 сантиметров.

Чересчур сильно натягивать гусеничную ленту хуже, чем чересчур ослабить, поскольку это приводит к растяжению элемента и поломке опорников ведомой и ведущей осей.

Если гусеница прекратила совершать обороты, это говорит о поломке ходовой. Основным фактором ее торможения является неисправность опорников валов либо катков тележек вследствие проникновения влаги внутрь.

Регулярно нужно обследовать состояние ходовой, катая мотособаку руками. Она также обязана легко кататься от руки при демонтированных цепи и ремне. Раз в 12 месяцев либо через каждые 40 часов работы следует осуществлять техобслуживание ходовой части мотособак.

Техобслуживание мотора

Ключевые правила легко усвоить. Первое, что необходимо проследить, помимо заправки топливом, – уровень масла. Для этого выкручиваем заглушку и смотрим щуп. Добавляем масло до необходимого уровня. Меняем масло через каждые 5 бензобаков израсходованного топлива.

Часто случающаяся неполадка – засорение воздухофильтра снежными мельчайшими частицами либо появление ледяной корки. Признаки – нестабильная работа, дымление, плохо запускается. Просушите фильтр либо установите новый.

Натяжка цепи

Цепь мотособаки сообщает вращательные движения с ведущей звездочки на звездочку, соединенную с ведомым звеном, она не должна быть чересчур натянута, поскольку растет нагрузка на подшипники ведомой части вариаторной КП, а также нельзя допускать ее провисания. Натяжка цепи производится подъемом/опусканием правой доли ступицы, ведомой части вариаторной КП. Со временем цепь способна растягиваться, ее следует натянуть.

Техобслуживание трансмиссии

Защищайте вариаторную КП и ее ответную часть от грязи, контролируйте чистоту и целостность дисков из алюминия, цепи и ремня привода вариаторной КП, обтирайте тряпочкой после завершения каждого выезда, предохраняйте от попадания масел на ремень и диски. Производите смазку вала и щек при потребности. Излишнее количество смазочных материалов способно вызвать неполадки.

Неприкрытый цепной привод нуждается в стабильном уходе и корректировке. Присматривайте за степенью натяжения цепи.

    После любой поездки мойте цепь бензином и смазывайте либо обтирайте цепь и профилированные колеса. Всегда желательно брать с собой резервную цепь.

    Следите за стяжкой разъемных соединений, чистите и давайте просохнуть мотособаке после любого выезда, храните в горизонтальном положении в сухом проветриваемом месте, и ваш мотобуксировщик будет служить без поломок многие годы.

    Как сделать мотобуксировщик своими руками, смотрите далее.

    Всех приветствую. Задался целью исполнить свою мечту. Собрать мотобуксировщик. Предварительно с модулем толкач (переднее корыто управляемое). Для рыбалки, покатушек и других утилитарных целей. В последствие установил лыжный модуль с амортизаторами.
    Почему не стал покупать готовый? Мне хотелось собрать именно самому. Руки и желание было.
    На изучение темы ушел месяц. Читал опыт других, искал информацию по деталям… искал чертежи. Меня удивило, что в интернете крайне скудная информация. Больше фотографий готовых поделок. Нет чертежей. Если что-то и есть, то без размеров.
    Друг в Кирове покупал себе новый букс. Потом его полностью переделал, переварил. Именно он сподвиг меня на эту авантюру. Рассказал мне об особенностях конструкции, плюсы и минусы, на что обратить внимание, какие могут быть подводные камни.
    На заказ комплектующих с учетом доставки транспортными компаниями ушло около 2-х недель. Подвеску брал в Рыбинске, гусянку в СПб (производства Курск), мотор китайский BRAIT 17 л.с. в Москве (поставщик из Перми). Детали подвески от Бурана. Ведомый и ведущий валы, катки подвески, гусянка (1828мм)
    Все комплектующие встали в 42000р. (цены зимы 2020 года). Плюс стальная проф.труба, электроды для сварки рамы и крепеж — болты, гайки.
    На сварку и сборку ушло около недели. Помогли новогодние праздники. Конечно, если бы собирать второй раз, зная что и куда, имея чертежи, то получилось бы намного быстрее. Если бы взял мотор послабее, то получилось бы на несколько тысяч дешевле. Хотелось поставить именно мощный мотор.
    Мотор предварительно обкатывал, прикрепив его струбциной к лавке. В первый час наработки потек сальник коленвала. Посмотрел размеры, заказал автомобильный в exist, взял COTRECO. Замена по времени 10 минут.
    Далее обкатывал мотор 10 часов. Больше проблем не наблюдалось. Масло в моторе полусинтетика 10W40.
    Отдельная тема — решил поставить жигулевский генератор с аккумулятором. Зачем? Хочется. Много аргументов за, против только увеличение веса. и доп расходы. Но друзья помогли. Презентовали генератор б/у.
    Шкив сделал путем отрезания части шкива от мотоблока.
    Не пожалел, что сделал именно такую конструкцию рамы по совету друга на высоких усиленных стойках под тележки, без распорок. В липком глубоком снегу забивающийся в гусянку снег, при такой конструкции, легко самоудаляется. Да и в ручную чистить просто.
    Кому интересно, размеры моей рамы. Это из программы, когда моделировал размеры…

    Чертеж рамы моего буксировщика

    На чертеже нет задней стойки натяжителя. Только расположение оси заднего вала. Стойка натяжителя варилась по месту, когда прикинул гусянку на раму.

    Добавил тормоз и лыжный модуль.
    Спокойно прет двоих с двумя санями, шмурдяком, мотобуром и т.п.
    Понимаю, что для большего удобства нужен реверс редуктор с задней скоростью и нейтралкой. Сделаем!

    На чтение 7 мин Просмотров 8к.

    Содержание

    1. Как сделать мотособаку своими руками?
    2. Подготовка к работе
    3. Необходимые материалы и инструменты
    4. Сборка основы
    5. Как выбрать двигатель?
    6. Элементы управления
    7. Изготовление гусениц для мотобуксировщика
    8. Преимущества мотособаки, сделанной своими руками
    9. Отзывы

    Рыбалка в зимний период связана с большим количеством различных трудностей, которые приходится преодолевать путем приобретения или создания определенных механизмов своими руками.

    Мотособака своими руками

    Мотобуксировщик или мотособака представляют собой достаточно сложный механизм, который при желании можно собрать самостоятельно. Он предназначен для транспортировки различных грузов.

    Как сделать мотособаку своими руками?

    Мотобуксировщик можно собрать своими руками.

    Подобный механизм состоит из следующих элементов:

    1. Ходовой части.
    2. Двигателя.
    3. Вариатора трансмиссии.
    4. Рама с крепежными механизмами.
    5. Руль управления.
    6. Рама силового агрегата, которая предназначена для крепления двигателя.
    7. Лыжный модуль.

    Отметим! Для работы требуется определенный набор материалов и инструментов, также не обойтись без уже готовых двигателей.

    Подготовка к работе

    Работа начинается с подготовительного этапа.

    Его особенности заключаются в следующем:

    1. Для начала проводится разработка проекта. Провести соответствующие расчеты и создание чертежей может исключительно инженер с требующимся набором навыков. Именно поэтому чаще всего проводится скачивание уже готовых проектов, которые реализуются в жизнь.
    2. Мотособака представлена сочетанием различных узлов, которые соединяются между собой.
    3. Проводится выбор наиболее подходящих материалов и узлов.

    Примечание! Не стоит забывать о том, что также требуется специальное помещение для проведения работ, так как потребуется довольно много времени. Кроме этого, перед этапом проектирования сборки определяются требования, которым должно соответствовать устройство.

    Необходимые материалы и инструменты

    Для самостоятельного проведения сборочных работ требуется определенный набор инструментов и материалов.

    Требуются следующие инструменты:

    1. Сварочный инвертор. Он требуется для соединения металла, позволяет получить качественный шов. Для работы со сварочным аппаратом требуется определенный набор оснастки, к примеру, соответствующие электроды, а также защитная одежда.
    2. УШМ или болгарка является обязательным инструментом при работе с металлом. Он требуется для деления заготовки на несколько отдельных частей. Инструмент представлен устройством со специальной насадкой, которая рассчитана для работы с определенными материалами.
    3. Дрель также является распространенным инструментом, который применяется и в рассматриваемом случае. Его предназначение заключается в получении отверстий.
    4. Набор гаечных ключей для работы с крепежными элементами.

    Для сборки требуются также нижеприведенные материалы и агрегаты:

    • Подходящий двигатель для конкретного условия эксплуатации.
    • Профиль и металлическая труба, которые применяются для получения каркаса.
    • Колеса для создания ходовой части.

    Особое внимание следует уделить внимание тому, какой будет устанавливаться мотор. Рекомендуется уделять внимание механизмам производителей Lifan, Honda, MTR.

    Проведенные исследования указывают на то, что мощности 6,5 л.с. недостаточно для работы создаваемого устройства. Рекомендуется отдавать предпочтение варианту исполнения Lifan с мощностью 15 л.с., так как он представлен идеальным сочетанием качества и цены.

    Отметим! Передача полезного момента с вала двигателя на гусеницу осуществляется через специальный вариатор, а также при помощи ведомых шкивов с цепной передачей. Цепная передача характеризуется весьма высокой износоустойчивостью.

    Сборка основы

    Работу рекомендуется начинать со сбора рамы и основания для установки двигателя. Стоит учитывать, что основание для двигателя выбирается в соответствии с наиболее подходящим ДВС.

    Среди особенностей проводимой работы по сборке рамы отметим следующее:

    1. Сборка рамы проводится в соответствии с ранее выбранным чертежом.
    2. Соединение отдельных элементов проводится также при применении винтов. Они способны выдерживать вибрационную нагрузку, которая свойственна при работе мотора.

    Полезно знать! Для того чтобы погасить возникающую вибрацию от работающего мотора, применяются специальные демпфирующие прокладки. Все металлические части покрываются специальной краской, которая исключает вероятность появления коррозии из-за воздействия высокой влажности.

    Как выбрать двигатель?

    Сердцем рассматриваемого устройства становится двигатель, который характеризуется довольно большим количеством особенностей.

    Наиболее важными параметрами назовем следующие:

    1. Тип применяемого топлива. Чаще всего выбираются бензиновые двигатели, так как они проявляют более высокие эксплуатационные характеристики при низкой температуре. Также есть и дизельные двигатели, однако они менее надежны и более проблематичны в обслуживании.
    2. Мощность является важным и наиболее определяющим фактором. В большинстве случаев при самостоятельной сборке мотособаки применяется модель, мощность которой составляет 6,5 л. с. Также есть и более мощные модели, но они обходятся намного дороже.
    3. Не стоит забывать о том, что популярность бренда, под которым выпускается мотор, во многом определяет ремонтопригодность, надежность и другие технические характеристики. Не стоит забывать о том, что при длительной эксплуатации также требуется проводить периодическое обслуживание, которое предусматривает замену износившихся деталей.

    При выборе более подходящего двигателя следует уделить внимание его габаритам, а также весу. Слишком тяжелая модель делает всю конструкцию более увесистой.

    Элементы управления

    Управление самодельной мотобуксировщика зачастую примитивное, представлено обычной рукояткой.

    Среди особенностей отметим следующее:

    1. В передней части размещается руль, представленный рукояткой. По боковым частям размещены насадки, изготавливаемые из резины.
    2. В большинстве случаев управление осуществляется за счет перенаправления центра тяжести.
    3. Некоторые проекты предусматривают создание руля с лыжами, который соединен с основной частью конструкции посредствам шарнира.

    Элемент управления в подобном случае весьма прост, поэтому проблем с его изготовлением, как правило, не возникает.

    Изготовление гусениц для мотобуксировщика

    Созданное усилие мотором передается через трансмиссию на гусеницу. Подобный узел устройства достаточно сложен, для его создания требуются некоторые элементы, которые можно только приобрести.

    Среди особенностей отметим следующее:

    1. В большинстве случаев используется гусеница из резины, которая на внутренней и наружной поверхности имеет сложную форму.
    2. Привод представлен сочетанием двух роликов, за счет которых обеспечивается натяжение и передача вращения. Они также фиксируются к корпусу.
    3. Оба ролика соединены между собой, в центральной части расположен вспомогательный, который обеспечивает равномерное распределение нагрузки.

    Также есть возможность приобрести уже готовую конструкцию. За счет этого существенно упрощается процедура сборки.

    Преимущества мотособаки, сделанной своими руками

    У самодельной конструкции есть ряд преимуществ, которых стоит учитывать.

    Примером назовем следующее:

    1. Невысокая стоимость, так как готовые мотособаки обходятся очень дорого.
    2. Конструкция может быть мобильной, за счет чего упрощается погрузка в транспортное средство.
    3. Широкая область применения.
    4. Устройство характеризуется повышенной защитой от воздействия окружающей среды.

    Однако недостатков у самодельной мотособаки довольно много, к примеру, надежность устройства низкая, а также оно обладает непривлекательным эстетическим видом.

    Отзывы

    Мотособака практически незаменима для меня при зимней рыбалке: можно перевезти все что угодно, достаточно сани прикрепить.

    Оценка:

    Слава

    Сам делал этот механизм, непростая задача, особенно когда нужна мобильная конструкция. Ушло около месяца, но результат порадовал.

    Оценка:

    Виталий

    Ездил на рыбалку на такой штуке. В целом эксплуатация понравилась, снасти, добыча, перевозить можно все, главное хорошо закрепить.

    Оценка:

    Дмитрий

    Собирал мотособаку по уже готовому чертежу, задача довольно сложная, но под силу выполнить ее даже в домашней мастерской.

    Оценка:

    Александр

    В домашней мастерской весьма практичная вещь, особенно в зимний период. За счет подсоединения саней и коляски можно перевозить различные предметы.

    Оценка:

    Алексей

    Отметим! Мотособака является сложной конструкцией, которую можно собрать самостоятельно. После проведения работы своими руками можно существенно сэкономить, при этом получить устройство с требуемыми эксплуатационными свойствами.

    Вот уже 15 лет в России серийно выпускаются различные модели мотобуксировщиков, предназначенных для зимнего и летнего использования. Однако многие пользователи хотят изготовить мотобуксировщик своими руками, одновременно сэкономив и проявив свои технические способности. 

    Начало статьи — Как построить мотобуксировщик своими силами. Выбор компоновочной схемы

    Изобретатель, конструктор и популяризатор Виталий Лебедев готов поделиться своими знаниями и опытом с энтузиастами вездеходостроения. В данной статье будет дана пошаговая инструкция по изготовлению простейшего мотобуксировщика своими руками.

    Сделать это достаточно просто, имея стандартный гаражный инструмент, сварочный аппарат и приобретя серийно выпускаемые промышленностью узлы и агрегаты, основные принципы выбора которых были рассмотрены в предыдущей статье. Сегодня мы уже на конкретном примере рассмотрим процесс изготовления простейшего мотобуксировщика.

    Основные элементы

    Основными элементами мотобуксировщика являются:

    • 1. Гусеничный движитель.
    • 2. Двигатель.
    • 3. Вариатор.
    • 4. Цепная передача.
    • 5. Рама.
    • 6. Руль.
    • 7. Элементы управления.

    Выбранная модель

    Наибольшее распространение сейчас получили мотобуксировщики с гусеницей шириной 500 мм, передним расположением двигателя мощностью от 9 до 15 л. с. и вариатором в качестве узла трансмиссии. Такая конструкция обладает наилучшими показателями по проходимости и тяговым характеристикам.

    Как подготовиться

    Для самостоятельной сборки потребуются чертежи которые можно получить в компании «Лебедев моторс», а также место для удобного и безопасного проведения сварочных и монтажных работ. Необходимо подготовить комплект слесарного инструмента, сварочный аппарат, измерительные приспособления и сверлильный станок (при отсутствии можно обойтись электрической дрелью). В процессе сборки неизбежно потребуется доработка конструкции, поскольку типовая документация не может учесть всех индивидуальных особенностей применяемых деталей и узлов.

    Что приобрести

    Минимальный набор комплектующих для сборки включает в себя:

    • силовой двигатель типа LIFAN мощностью от 9 до 15 л. с. с горизонтальным выходным валом 25 мм;
    • вариатор «Сафари», включая ведущий шкив, ремень вариатора и ведомый шкив с кронштейном и выходным валом 25 мм;
    • гусеницу «Мотобуксировщик 500»;
    • тележку 500 — 2 шт., вал ведущий 500, вал ведомый 500;
    • подшипник UCF205 — 4 шт.;
    • для рамы — стальной профиль 40 х 20 и 20 х 20, для руля — стальную трубу 22 мм. (Как было указано в предыдущей статье, в качестве альтернативы можно приобрести имеющиеся в продаже элементы из листового металла, вырезанные на лазерной резке. Это значительно упростит изготовление рамы и последующего монтажа на ней стандартных узлов, однако стоимость готового изделия возрастет);
    • цепные звездочки Z-11 и Z-30 с посадочными диаметрами 25 мм, цепь 520;
    • тросик газа, рычаг газа, резиновые рукоятки руля, дополнительные материалы для изготовления рулевого управления и элементов кузова;
    • крепеж.

    мотобуксировщик, двигатель, сварочный аппарат

    Рис.1

    Изготовление рамы

    Для изготовления секций пространственной рамы используются элементы стального профиля, соединяемые электросваркой. Для рамы используется профиль 40 х 20, для руля, поручней и перемычек профиль 20 х 20 и труба с диаметром 22 мм. При изготовлении учитываются размеры двигателя и агрегатов трансмиссии, предусматривается установка точек крепления для всех узлов. Конструкция рамы должна выдержать вес установленного оборудования и дополнительные нагрузки, возникающие во время передвижения по глубокому снегу. На раме должен быть предусмотрен крюк, к которому впоследствии будут прицепляться сани. Рекомендуется зачистить раму от коррозии и покрыть слоем кислотного грунта, предотвращающего ее дальнейшее появление. Для определения корректности изготовления конструкции производится пробная установка агрегатов и гусеничного движителя.

    Сборка гусеничного движителя

    К раме крепятся основные элементы гусеничного движителя: ведущий вал, натяжной ведомый вал, катки. На ведущий и ведомый валы надеваются корпусные самоустанавливающиеся подшипники UCF 205. Необходимо обеспечить подъем в передней части гусеницы, который необходим для улучшения проходимости путем «подминания» под гусеницу мягкого снежного покрова. Обращаем внимание на то, что цепная звездочка на ведущий вал устанавливается таким образом, чтобы она находилась с левой стороны мотобуксировщика (рис. 1).

    Сборка цепной передачи, установка кронштейна ведомого шкива вариатора

    На ведущий вал гусеничного шасси устанавливается цепная звездочка Z-30. На выходной вал ведомого шкива вариатора устанавливается цепная звездочка Z-13. Кронштейн ведомого шкива вариатора устанавливается так, чтобы звездочки находились строго в одной плоскости. После этого в раме сверлятся отверстия, совпадающие с установочными отверстиями кронштейна (рис. 2).

    Установка двигателя

    На выходной вал двигателя надевается ведущий шкив вариатора. Уже установленный на двигателе ведущий шкив выравнивается по осям и в плоскости относительно ведомого шкива. При этом межосевое расстояние валов ведущего и ведомого шкивов вариатора должно составлять 270–280 мм. После этого сверлятся отверстия в раме для монтажа двигателя.

    мотобуксировщик, двигатель, сварочный аппарат

    Рис.2

    Изготовление руля

    Для легкого управления мотобуксировщиком длина рулевого управления должна составлять 1 200–1 300 мм, а ширина руля по краям рукояток — 700–750 мм (рис. 3).

    Окраска

    Перед окраской с рамы демонтируются все предварительно установленные на ней узлы и агрегаты. Для окраски используется специальная краска для металлических конструкций, обладающая повышенной стойкостью к ударам. Эмаль наносится краскопультом; предварительно липкой лентой закрываются не подлежащие окраске точки и детали.

    Сборка

    После того как рама и руль высохнут после окраски, выполняется окончательная сборка мотобуксировщика.

    Производится натяжение гусеницы (провисание верхней ветви гусеницы должно быть в диапазоне 15–25 мм). Осуществляется натяжение приводной цепи (при легком нажатии рукой, отклонение цепи должно быть в пределах 10–15 мм).

    Нашей промышленностью предлагаются различные готовые варианты капота для буксировщиков с передним расположением двигателя, имеющиеся в свободной продаже.

    мотобуксировщик, двигатель, сварочный аппарат

    Рис.3

    Для пола лучше всего использовать листовую пластмассу ПНД толщиной 3–4 мм или водостойкую фанеру толщиной 7–9 мм.

    В последнюю очередь на руль устанавливаются резиновые рукоятки, рычаг газа и выключатель двигателя. Рычаг газа соединяется с двигателем тросиком газа таким образом, чтобы свободный ход рычага газа составлял 5 мм.

    По окончании сборки осуществляется заправка двигателя моторным маслом и бензином и проводится его пробный запуск.

    Мотобуксировщик готов. Прицепляем сани. И вперед!

    Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

    Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

    Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!

    Email*

    Что такое мотособака

    Прежде чем выяснить, как своими руками сделать мотособаку, необходимо более подробно рассмотреть этот тип устройств. Они представляют собой компактные снегоходы или болотоходы, оборудованные двигателем. Основными элементами мотособаки является буксировщик гусеничного типа, а также сани, прикрепляемые к нему.

    В зависимости от конкретной модификации подобного рода механизм может обладать другими составными частями, например, грузовой платформой, размещенной на тягаче. Силовые агрегаты, используемые в конструкции данного транспортного средства, оснащаются маломощными моторами — от 6 до 13 л.с., что позволяет двигаться по пересеченной местности с небольшой скоростью, около 30-40 км/ч.

    Вездеход-мотособака

    Рис.1

    Изготовление рамы

    Для изготовления секций пространственной рамы используются элементы стального профиля, соединяемые электросваркой. Для рамы используется профиль 40 х 20, для руля, поручней и перемычек профиль 20 х 20 и труба с диаметром 22 мм. При изготовлении учитываются размеры двигателя и агрегатов трансмиссии, предусматривается установка точек крепления для всех узлов. Конструкция рамы должна выдержать вес установленного оборудования и дополнительные нагрузки, возникающие во время передвижения по глубокому снегу. На раме должен быть предусмотрен крюк, к которому впоследствии будут прицепляться сани. Рекомендуется зачистить раму от коррозии и покрыть слоем кислотного грунта, предотвращающего ее дальнейшее появление. Для определения корректности изготовления конструкции производится пробная установка агрегатов и гусеничного движителя.

    Сборка гусеничного движителя

    К раме крепятся основные элементы гусеничного движителя: ведущий вал, натяжной ведомый вал, катки. На ведущий и ведомый валы надеваются корпусные самоустанавливающиеся подшипники UCF 205. Необходимо обеспечить подъем в передней части гусеницы, который необходим для улучшения проходимости путем «подминания» под гусеницу мягкого снежного покрова. Обращаем внимание на то, что цепная звездочка на ведущий вал устанавливается таким образом, чтобы она находилась с левой стороны мотобуксировщика (рис. 1).

    Сборка цепной передачи, установка кронштейна ведомого шкива вариатора

    На ведущий вал гусеничного шасси устанавливается цепная звездочка Z-30. На выходной вал ведомого шкива вариатора устанавливается цепная звездочка Z-13. Кронштейн ведомого шкива вариатора устанавливается так, чтобы звездочки находились строго в одной плоскости. После этого в раме сверлятся отверстия, совпадающие с установочными отверстиями кронштейна (рис. 2).

    Установка двигателя

    На выходной вал двигателя надевается ведущий шкив вариатора. Уже установленный на двигателе ведущий шкив выравнивается по осям и в плоскости относительно ведомого шкива. При этом межосевое расстояние валов ведущего и ведомого шкивов вариатора должно составлять 270–280 мм. После этого сверлятся отверстия в раме для монтажа двигателя.

    мотобуксировщик, двигатель, сварочный аппарат

    Рис.2

    Изготовление руля

    Для легкого управления мотобуксировщиком длина рулевого управления должна составлять 1 200–1 300 мм, а ширина руля по краям рукояток — 700–750 мм (рис. 3).

    Окраска

    Перед окраской с рамы демонтируются все предварительно установленные на ней узлы и агрегаты. Для окраски используется специальная краска для металлических конструкций, обладающая повышенной стойкостью к ударам. Эмаль наносится краскопультом; предварительно липкой лентой закрываются не подлежащие окраске точки и детали.

    Сборка

    После того как рама и руль высохнут после окраски, выполняется окончательная сборка мотобуксировщика.

    Производится натяжение гусеницы (провисание верхней ветви гусеницы должно быть в диапазоне 15–25 мм). Осуществляется натяжение приводной цепи (при легком нажатии рукой, отклонение цепи должно быть в пределах 10–15 мм).

    Нашей промышленностью предлагаются различные готовые варианты капота для буксировщиков с передним расположением двигателя, имеющиеся в свободной продаже.

    мотобуксировщик, двигатель, сварочный аппарат

    Рис.3

    Для пола лучше всего использовать листовую пластмассу ПНД толщиной 3–4 мм или водостойкую фанеру толщиной 7–9 мм.

    В последнюю очередь на руль устанавливаются резиновые рукоятки, рычаг газа и выключатель двигателя. Рычаг газа соединяется с двигателем тросиком газа таким образом, чтобы свободный ход рычага газа составлял 5 мм.

    По окончании сборки осуществляется заправка двигателя моторным маслом и бензином и проводится его пробный запуск.

    Мотобуксировщик готов. Прицепляем сани. И вперед!

    Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

    Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

    Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!

    Email*

    Что такое мотособака

    Прежде чем выяснить, как своими руками сделать мотособаку, необходимо более подробно рассмотреть этот тип устройств. Они представляют собой компактные снегоходы или болотоходы, оборудованные двигателем. Основными элементами мотособаки является буксировщик гусеничного типа, а также сани, прикрепляемые к нему.

    В зависимости от конкретной модификации подобного рода механизм может обладать другими составными частями, например, грузовой платформой, размещенной на тягаче. Силовые агрегаты, используемые в конструкции данного транспортного средства, оснащаются маломощными моторами — от 6 до 13 л.с., что позволяет двигаться по пересеченной местности с небольшой скоростью, около 30-40 км/ч.

    Вездеход-мотособака

    Необходимо отметить, что мотособака из культиватора не предполагает наличия тормозной системы, это делает езду на высокой скорости небезопасной. Устройство пользуется высоким спросом среди любителей рыбалки, охоты, отдыха на природе. Оно используется для выполнения различных хозяйственных задач, транспортировки небольших грузов.

    К числу характерных преимуществ мотобуксировщиков целесообразно отнести следующие особенности:

    • простота конструкции, позволяющая собрать подобное устройство самостоятельно;
    • высочайшая проходимость, за счет которой удается передвигаться даже по труднодоступной местности;
    • низкая стоимость эксплуатации, обслуживания, ремонта.

    По своей конструкции подобные устройства напоминают классические снегоходы, однако позиция водителя расположена вне буксировщика, что позволяет значительно снизить его вес, увеличивая проходимость.

    Изделия отлично подходят для любителей зимней рыбалки, поскольку благодаря небольшой массе они легко передвигаются по поверхности замерзших озер, не создавая угрозы пролома льда.

    Мотобуксировщик для труднопроходимых мест

    Планируя изготовить самодельные мотобуксировщики, необходимо учесть, что их стоимость будет аналогична наиболее бюджетным моделям, представленным в продаже. Однако, они по большей части китайского производства, отличаются низким качеством сборки и часто ломаются, в отличие от самодельного агрегата повышенной надежности.

    Обязательно почитайте: Насадка для уборки снега на мотоблок

    Мотобуксировщик, изготовленный своими руками, отлично подойдет для передвижения и транспортировки грузов в условиях:

    • болотистой местности;
    • снега;
    • грунтовых дорог;
    • неравномерного рельефа, изобилующего спусками и подъемами.

    Приспособление отличается небольшими габаритами и малым весом, что позволяет перевозить его до места эксплуатации с помощью стандартных транспортных средств без лишних неудобств.

    Сваренная рама мотособаки

    Мотособака своими руками: фото сборки, видео испытаний

    Самодельный мотособака сделанный своими руками Александром из Воронежа. Умелец собрал очень удобный, компактный и в то же время резвый мотобуксировщик для поездок на зимнюю рыбалку на реку Дон.

    Для постройки самодельной мотособаки понадобились материалы:

    • Двигатель «Lifan» мощностью 6,5 л. с.
    • Гусеница шириной 380 мм.
    • Ведущие звёзды, ролики от снегохода.
    • Профильные трубы сечением 25 х 25 мм.
    • Фанера.
    • Цепь от мотоцикла.

    Габаритные размеры буксировщика:

    • Длина от крайних осей – 685 мм.
    • Ширина – 480 мм.

    Далее на фото показан процесс изготовления самоделки.

    Рама мотособаки сварена из профильной трубы, на раме закреплена ось с ведущими звёздами и оси опорных колёс.

    рама мотобуксировщика

    Примерка гусеницы.

    гусеница

    Гусеница укорочена по длине, и соединена через просверленные отверстия скобами.

    Натяжка гусеницы.

    На раме болтами закреплена площадка из фанеры и установлен двигатель.

    двигатель лифан для мотобуксировщика

    Привод от двигателя идёт по цепной передаче, передаточное число 1:7, для натяжки цепи предусмотрен натяжитель.

    На видео автор решил протестировать ещё не полностью готовую самоделку.

    Продолжение постройки мотособаки: с помощью приспособления, из труб были выгнуты дуги верхней части рамы.

    Сварена верхняя часть рамы.

    Сделана складывающаяся ручка.

    При предварительной обкатке скобы на гусенице не выдержали и начали лопаться, соединение гусеницы пришлось переделать.

    Самоделка готова, автор решил назвать свою мотособаку – «Пчелёныш».

    Дополнительно были сварены из профильных труб сани для мотособаки, лыжи изготовлены из пластиковых труб диаметром 28 см и толщиной стенки 2 см. Сидение съёмное, под сидением из фанеры будет сделан короб под снаряжение для зимней рыбалки.

    Конструкция мотобукса частично разборная, в разобранном состоянии он легко помещается в автомобиль.

    Можно отправляться на рыбалку.

    мотобуксировщик самоделка

    На мотобуксе можно очень быстро и удобно передвигаться по льду реки и искать наиболее рыбные места.

    мотособака сделанный собственными руками

    На фото: автор самодельного мотобуксировщика — Александр.

    На видео мотособака уверенно тянет по снегу двоих наездников.

    Популярные самоделки на нашем сайте

    • Мопед из бензопилы: фото сборки, видео испытаний
    • Самодельный гусеничный снегоход: фото сборки, видео…
    • Самоделка из Москвича, амфибия 4 х 4: фото сборки,…
    • Самодельный гусеничный вездеход «Хома»: фото сборки,…
    • Делаем плетень своими руками: фото, видео
    • Компрессор ЗИЛ своими руками: фото, описание, видео
    • Летний душ своими руками на даче: фото, видео
    • Газонокосилка своими руками: чертежи, фото, видео
    • Мотобуксировщик своими руками: фото сборки «мотособаки»
    • Снегоход своими руками: фото сборки самоделки
    • Багги своими руками: фото пошаговой сборки
    • Электросамокат своими руками: фото пошаговой сборки
    • Багги своими руками из бензопилы: фото сборки
    • Солнечная электростанция своими руками: фото сборки
    • Квадроцикл сделанный своими руками: 40 фото сборки

    Самодельная мотособака

    Самодельный мотобуксировщик, изготовленный из подручных материалов, отличается сниженной стоимостью эксплуатации и более мощными техническими характеристиками, в сравнение с аналогичными покупными моделями.

    Успешное изготовление мотособаки своими руками предполагает сразу несколько этапов. Среди них:

    1. Подбор основных элементов конструкции с необходимыми параметрами.
    2. Изучение чертежей, схем и видео-инструкций, что позволяет не допустить ошибок при сборке.
    3. Непосредственно изготовление с последующим испытанием.

    Это позволяет внести в конструкцию необходимые изменения и добиться нужных параметров работы, например, более низкого расхода топлива либо увеличенной скорости. При желании можно реализовать дополнительные отсеки для различных полезных инструментов, снастей и других видов снаряжения.

    Изготовление основных элементов конструкции

    Существует сразу несколько элементов, которые необходимо подготовить заранее для успешной самостоятельной сборки подобного механизма. Это силовой агрегат, который обладает достаточной мощностью для выполнения подобного рода задач. С этой целью используются моторы бензинового типа, оснащенные 1 цилиндром.

    Упоминания заслуживают и другие элементы:

    • гусеничный механизм;
    • подвеска;
    • рама мотобуксировщика;
    • трансмиссия.

    Каждый из этих узлов требует внимательного отношения, в связи с чем их целесообразно изучить подробнее. В качестве двигателя повсеместно используются модели японских производителей, например, Ямаха или Хонда, а также бюджетные китайские аналоги. При этом допускается использование моторов из мотоблока, бензопил и других подручных приборов.

    Схема рамы

    Подбору подходящих гусениц также следует уделить должное внимание, поскольку они бывают не только специализированными, но и универсальными, предназначенными для снегоходов и другой техники. Считается, что оптимальным вариантом станут гусеницы, не менее 50 см шириной, поскольку они позволят сделать устройство устойчивым, маневренным.

    Обязательно почитайте: Дробилка Шмель: устройство, чертежи

    Планируя реализовать трансмиссию, необходимо отметить возможность выбора между механической, автоматической редукторной и вариативной. Несмотря на ускоренный износ деталей, АКПП считается предпочтительной, поскольку она позволяет значительно увеличить тяговое усилие. В качестве бюджетного варианта допускается использование КПП, например, от ВАЗ.

    От прочности рамы агрегата напрямую зависит его надежность, в связи с чем целесообразно изготавливать её своими руками, используя сварочный аппарат. Для этой цели подойдут трубы не менее 3 мм толщиной, что позволяет избежать деформаций при серьезных нагрузках.

    Желая изготовить мотособаку из Бурана или других механизмов, потребуется:

    1. Установить на раму двигатель.
    2. Выполнить монтаж ходовой части, изготовив переднюю, заднюю ось.
    3. Соединить её с коробкой передач.
    4. Выполнить монтаж гусениц, органов управления.

    Подвеска устройства может быть катковой или склизовой, в зависимости от сезона предполагаемого использования. Первый вариант подойдет для эксплуатации летом, осенью или весной, а второй — исключительно для зимнего периода.

    Зимний мотобуксировщик

    Руководствуясь схемами, чертежами и видео-инструкциями, достаточно собрать конструкцию из предварительно подобранных элементов, что позволит быстро изготовить мотособаку. Для зимнего мотобуксировщика целесообразно использовать лыжный модуль для платформы водителя, а также катковой тип подвески. В остальном конструкция полностью идентична стандартной.

    Лучшие самоделки — снегоход из мотоблока

    При изготовлении самодельного снегохода для него используют гусеницы от других снегоходных машин, или же самодельные, собранные из подручных материалов. После выбора гусеницы, необходимо определиться, какой тип подвески использовать. Нужно выбрать из двух основных видов: подвеска на катках и склизовая подвеска.

    У каждой из них есть как преимущества, так и недостатки

    После этого важно определиться, какая у снегохода будет компоновка. Обычно на снегоход устанавливают спереди две рулевые лыжи и сзади гусеничный блок

    Двигатель можно установить как сзади, так и спереди снегохода.

    Основные элементы мотособаки

    Самая важная деталь техники – двигатель. Обычно для создания мотособак применяется одноцилиндровый карбюраторный бензиновый мотор. Не менее важной частью является резинометаллическая гусеница – движитель с подвеской. С помощью гусеницы можно ездить по снегу, льду, мягкому грунту в теплое время. Стоит подробнее рассмотреть все составляющие мотособаки.

    Двигатель машины

    Чаще всего для мотособак используются двигатели марок «Хонда», «Ямаха» (дорогие) или китайских брендов (MTR, «Лифан» и другие бюджетные). Эти силовые агрегаты сильно различаются по цене, хотя мощность их обычно равнозначна. Отлично себя зарекомендовали двигатели «Лифан» с центробежным (сухим) сцеплением. Некоторые применяют для создания мотособак мотор из мотоблока, снимают двигатель с бензопилы «Урал», пилы «Дружба».

    Популярным считается мотор с мопеда Ш-58, рассчитанный на ручное переключение коробки. Также можно применять двигатели для скутеров. Главное, чтобы у изделия были хорошие тяговые характеристики, мощность не менее 6 л. с. Этого достаточно для перевозки на мотособаке одного человека и груза на 30-50 кг. Для поездки двух человек и груза на 150-200 кг лучше выбрать двигатель мощностью более 9 л. с. В качестве элемента тюнинга мотора часто используют натяжитель цепи.

    Несущая рама мотособаки

    Рама должна иметь отличное качество, ведь в пути она испытывает высокие нагрузки, особенно при движении по бездорожью. Эта конструкция делается полностью своими руками, варится из металлических труб прямоугольного сечения. Обычно хватает толщины трубы 3 миллиметра, более тонкий металл не годится, он быстро деформируется.

    Как сделать раму своими руками, можно посмотреть на фото, видео. Берут две трубы сечением 20*20 мм, дополняют еще двумя размерами 20*40 мм, формируют каркас. Вваривают в него два уголка по 40 мм, сверху приваривают защитный каркас для двигателя, который не даст ему повредиться при опрокидывании техники. К раме также желательно присоединить заклепками лист оцинковки для закрытия гусеницы.

    Подвеска мотособаки

    Подвеска служит важным показателем работы ходовой части. По конструкции она может быть катковой, склизовой. Катковая хуже показывает себя на снегу, зато идеальна для движения в теплое время года. Подвеска на склизах не позволяет забиваться гусеницам, но применяется только зимой: ей нужен снег, который охлаждает систему (лыжный модуль).

    Для домашнего изготовления мотособаки и поездок в любой сезон года стоит выбирать современную катковую подвеску, но не с жестким, а с пружинным опиранием катков. Такая мотособака будет более мягко перемещаться на замерзшей дороге. При движении придется избегать слишком рыхлого снега.

    Трансмиссия мотособаки

    Трансмиссия отвечает за передачу вращения вала на основную звездочку гусеницы. Коробка может быть вариаторной, механической, автоматической редукторной, некоторые имеют реверс (возможность заднего хода). Преимущество автоматической трансмиссии – большое тяговое усилие, минус – быстрый износ ряда деталей, необходимость регулярного техобслуживания.

    В качестве механической можно применять коробку от ВАЗ, иного старого автомобиля. Ее плюс – простота обслуживания, отсутствие необходимости в частом ремонте, но использование такой трансмиссии менее комфортно. Вариатор обеспечивает плавную передачу усилия от двигателя на гусеницу, что помогает снизить скорость износа деталей, сэкономить на бензине. Минус – слабый приводной ремень, который приходится регулярно менять.

    Гусеница мотособаки

    Такие устройства могут быть снегоходными и специализированными, созданными именно для мотособак. Они различаются шириной, высотой, длиной. В продаже есть сменные гусеницы от снегоходов, которые можно применять в изготовлении мотобуксировщиков. Популярны гусеницы от «Бурана», но высокой проходимостью они не отличаются, эксплуатировать мотособаки придется только на замерзшем водоеме, хорошо накатанной дороге.

    Приобретать следует не слишком узкие гусеницы. Оптимальным считается изделие на 50 см, поскольку оно делает мотособаку устойчивой, проходимой, маневренной. Есть в продаже и «агрессивные» гусеницы повышенной проходимости, их ширина – от 55 см, выполнен особый рисунок протектора. У изделий повышена высота грунтозацепов – она равна 32 мм (стандартная составляет 21 мм). Можно также сделать гусеницы самостоятельно из транспортерной ленты. Траки выполняют из березовых планок, иных материалов.

    Электрооборудование и системы управления машины

    Для управления мотособаки используют руль, имеющий связь с КПП, ручкой сцепления, газом, которые следует взять с любой подходящей старой техники. Обычно в базовых комплектациях буксировщиков оборудован ручной пуск, но по желанию его могут поменять на электростартер, добавить катушку освещения. Все это легко сооружается самостоятельно, но затраты на изготовление мотособаки повысятся.

    Без электростартера вполне можно обойтись, к тому же ручной пуск считается более надежным в плане поломки. Зато без освещения ночью на мотособаке точно придется плохо, эту систему нужно предусмотреть обязательно. Машину надо снабдить катушкой на 7 ампер, чтобы проблем с подпиткой фар не возникало.

    Почему самодельные мотобуксировщики предпочтительнее

    Каких недочетов получится избежать, разрабатывая собственную модель? Из-за неправильной конструкции гусеницы буксировщиков могут забиваться снегом. В другом случае мотособака встает на дыбы и зарывается в глубоком снегу, бросая его на ездока и волокуши. Самодельные мотобуксировщики с передним расположением двигателя, в отличие от большинства заводских, где он размещается в задней части, гораздо предпочтительнее. Сцепление с дорогой гораздо лучше, что позволяет экономить топливо и шустрее тянуть волокуши. Кроме того, в буксировщике или толкаче для рыбалки и работы можно предусмотреть дополнительные отделения для припасов и снастей.
    Кроме того, сцепление буксировщика с дорогой напрямую зависит от установленной гусеницы. Хорошее сцепление у гусеницы от ?Бурана?, которая, к сожалению, ставится не на все современные буксировщики. Чтобы улучшить сцепление с дорогой, при желании, вы можете поставить на гусеницы шипы.

    Ну и главное преимущество ? по цене самого дешевого китайского буксировщика вы можете сделать более прочный самодельный буксировщик или толкач. За те же деньги получаем отличный двигатель, мощную гусеницу и более качественные детали.

    Как сделать самодельный снегоход из мотоблока на гусеницах

    Четыре колеса устанавливаются внутри гусеницы. Когда происходит движение они катятся по транспортерной ленте, с закрепленными грунтозацепами. Привод гусеницы осуществляется цепью от мотора, специальными ведущими звездочками, через ведомый вал. Они сняты с «Бурана».

    Двигатель взят от обычного мотоблока, мощность которого 6 л.с. Быстро на нем не разгонишься. Мягкая подвеска лыжи и гусеницы была убрана, потому что снегоход предназначается для езды по рыхлому снегу. Этим конструкция была упрощена и снижена масса снегохода.

    Изготовление гусениц для снегохода

    Рассмотрим процесс изготовления гусеницы. Пластмассовая водопроводная труба 40 мм, нарезается длинной 470 мм. Из них будут сделаны заготовки для грунтозацепов. После чего каждая из них распиливается вдоль на равные части циркулярной пилой.

    Грунтозацепы крепятся мебельными болтами к транспортерной ленте

    Когда изготавливается гусеница, крайне важно сохранять между грунтозацепами одинаковое расстояние. В ином случае будет происходить «набегание» на зубцы ведущей звездочки, в результате чего гусеница будет проскакивать и сползет с катков

    Чтобы просверлить в транспортерной ленте отверстия для крепежных болтов, был сделан кондуктор. Для сверления отверстий было использовано сверло по дереву, имеющее специальную заточку.

    Этот кондуктор позволяет сверлить одновременно шесть отверстий в транспортерной ленте, чтобы прикрепить три грунтозацепа гусеницы. Также были приобретены ведущие звездочки (2 шт), надувное резиновое колесо (4 шт), закрытые подшипники №205 (2 шт).

    Токарь изготовил опору для подшипников и ведущий вал гусеницы. Рама снегохода изготовлена самостоятельно. Для этого использованы квадратные трубы 25х25 мм. Шарнирные оси поворота руля и лыж находятся в одной плоскости и на одной линии, поэтому была использована неразрезная рулевая тяга без шаровых наконечников.

    Довольно легко делаются втулки поворота лыж. На переднюю поперечную балку рамы вваривается водопроводная муфта, внутренняя резьба которой 3/4 дюйма. Туда вворачиваются патрубки с наружной резьбой. К ним приварил сошки стойки лыж и рулевой тяги. На лыжи устанавливаются уголки, которые служат креплением к поворотной стойке снегохода. Снизу делается металлический подрез, чтобы лучше управлять снегоходом во время движения по укатанному снегу или насту.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мотороллер турист инструкция по эксплуатации и уходу
  • Мотороллер тулица инструкция по эксплуатации
  • Мотороллер вятка вп 150 инструкция по уходу и эксплуатации
  • Моторола xtl 2500 инструкция на русском языке
  • Моторола gp680 инструкция на русском