Мультитроникс cl 590 инструкция по эксплуатации схема подключения

  • Инструкции по эксплуатации

    1

Preview

MULTITRONICS CL-590 инструкция по эксплуатации
(49 страниц)

  • Языки:Русский
  • Тип:
    PDF
  • Размер:
    959.1 KB
  • Описание:
    Мультисистемный маршрутный компьютер

Просмотр

На NoDevice можно скачать инструкцию по эксплуатации для MULTITRONICS CL-590. Руководство пользователя необходимо для ознакомления с правилами установки и эксплуатации MULTITRONICS CL-590. Инструкции по использованию помогут правильно настроить MULTITRONICS CL-590, исправить ошибки и выявить неполадки.

Бортовые компьютеры Multitronics CL-590 — инструкция пользователя по применению, эксплуатации и установке на русском языке. Мы надеемся, она поможет вам решить возникшие у вас вопросы при эксплуатации техники.

Вы можете скачать инструкцию к Multitronics CL-590 по ссылке ниже, если не хотите ждать загрузки. Если остались вопросы, задайте их в комментариях после инструкции.

«Загружаем инструкцию», означает, что нужно подождать пока файл загрузится и можно будет его читать онлайн. Некоторые инструкции очень большие и время их появления зависит от вашей скорости интернета.

Полезные видео

Характеристики

Остались вопросы?

Не нашли свой ответ в руководстве или возникли другие проблемы? Задайте свой вопрос в форме ниже с подробным описанием вашей ситуации, чтобы другие люди и специалисты смогли дать на него ответ. Если вы знаете как решить проблему другого человека, пожалуйста, подскажите ему :)

Часто задаваемые вопросы

Как посмотреть инструкцию к Multitronics CL-590?

Необходимо подождать полной загрузки инструкции в сером окне на данной странице или скачать кликнув по специальной кнопке.

Руководство на русском языке?

Все наши руководства представлены на русском языке или схематично, поэтому вы без труда сможете разобраться с вашей моделью

Как можно распечатать инструкцию?

Скачайте ее по специальной кнопке над формой чтения на ваше устройства и отправьте на печать.

Благодарим Вас за покупку автомобильного компьютера MULTITRONICS. Этот мощный бортовой компьютер обладает большими функциональными возможностями и огромным количеством настроек для реализации запросов любого пользователя. Надеемся, что наш продукт будет Вам надежным помощником в безопасности, экономичности и информационном обеспечении поездки.

Внимание!

Маршрутный компьютер MULTITRONICS является сложным техническим изделием. Большое количество функций и настроек позволяет использовать прибор с различными инжекторными автомобилями. Перед использованием прибора прочитайте, пожалуйста, настоящую инструкцию.

Установка и подключение прибора должны производиться квалифицированными пользователями, имеющими опыт электромонтажных работ, или на станции техобслуживания автомобилей с соблюдением всех правил электробезопасности, а также правил подключения и установки, изложенных в настоящей инструкции.

Изготовитель не несет ответственности за последствия, связанные с несоблюдением пользователем требований инструкции по эксплуатации и подключению прибора, а также с использованием прибора не по назначению.

Производитель снимает с себя ответственность за возможный вред, прямо или косвенно нанесенный его продукцией людям, домашним животным, имуществу в случае, если это произошло в результате несоблюдения правил и условий эксплуатации, установки изделий; умышленных или неосторожных действий потребителя или третьих лиц.

Внимание!

При скорости движения свыше 100 км/час в целях соблюдения безопасности движения управление прибором (нажатия на кнопки) блокируется.

При использовании МК сохраняйте постоянный контроль за обстановкой на дороге!

Производитель оставляет за собой право изменять конструкцию, технические характеристики, внешний вид, комплектацию изделий для улучшения их технологических и эксплуатационных параметров без предварительного уведомления.

ver. e32_03 Jun 2014

-1-

Содержание

1. Отличительные характеристики

3

7. Дисплей Средние

22

2. Технические характеристики

4

7.1. Средние за поездку

3. Список поддерживаемых протоколов

4

7.2. Средние с момента сброса

4. Информация по установке и подключению

7.3. Средние от заправки до заправки

4.1. Порядок установки

5

7.4. Средние накопительные

4.2. Назначение проводов

6

7.5. Средние в пробках

4.3. Подключение Lada Largus, Renault Logan/

7.6. Средние не в пробках

Sandero / Duster, Nissan Almera

6

7.7. Средние бензин, Средние газ

4.4. Подключение Lada Granta

7

7.8. Таксометр

23

4.5. Подключение Газель Next

7

7.9. “Горячее меню Средние, Таксометр”

23

4.6. Схема подключения в режиме “Газ /

8. Дисплей ТО

24

Бензин” для провода “Зажигание”

7

9. Дисплей Установки

27

4.7. Схема подключения в режиме “Газ /

9.1. Управление

28

Бензин” для провода “Габариты”

8

9.2. Поправка

29

4.8. Подключение парктроника

8

9.3. Источники

30

5. Начало работы

9.4. Границы

33

5.1. Назначение клавиш

9

9.5. Время

34

5.2. Выбор протокола

10

9.6 Дисплеи

34

5.3. Калибровка скорости и пути

10

9.6.1. Цифровые

5.4. Калибровка расхода топлива

11

9.6.2. Графические

5.5. Отображение остатка топлива в баке

12

9.6.3. Стрелочные

5.5.1. Режим Расчетный

12

9.7. Озвучивать сообщения

36

5.5.2. Режим ДУТ и ДУТ ЭБУ

12

9.8. Средние параметры

38

5.5.2.1. Калибровка по 2 точкам

12

9.9. Таксометр

39

5.5.2.2. Калибровка по 7 точкам

13

9.10. Парковка

40

5.5.2.3. Тарировка

13

9.11. Парковка вперед

41

5.5.2.4. Бак некалиброванный

14

9.12. Очистка “Горячих меню”

41

5.6. Чтение и сброс ошибок

14

9.13. Осциллограф

42

5.7. Режим “Газ / Бензин”

15

10. Решение проблем

43

6. Дисплей Параметры

16

11. Комплект поставки

45

6.1. Список доступных параметров

17

12. Маркирование и пломбирование

45

6.2. “Горячее меню Параметры”

20

13. Транспортировка и хранение

46

6.3. “Обратный отсчет”

20

14. Техническое обслуживание

46

6.4. Дисплей “Парковка”

21

15. Список функций

47

6.5. “Горячее меню Парковка”

21

-2-

1). Отличительные характеристики

Цветной дисплей

Цветной дисплей разрешением 320х240 обеспечит максимальную информативность и удобство восприятия при работе с бортовым компьютером. Цветовая палитра дисплея может быть настроена самостоятельно.

32-разрядный процессор

Мощный 32-разрядный процессор обеспечивает большую точность и скорость работы.

Газовое оборудование / Габариты

Использование бортового компьютера совместно с газовым оборудованием: возможность подключения к газовой форсунке для наиболее точного расчета расхода газа и бензина (отдельно для каждого вида топлива).

Использование с габаритами: БК предупредит как о невключенном ближнем свете при начале поездки, так и о невыключенных габаритах после окончания поездки.

Расширенная диагностика ЭБУ и дополнительных систем

До 200 параметров диагностики ЭБУ для большинства оригинальных протоколов, включая паспорт, сервисные записи ЭБУ на уровне диагностического сканера. Чтение стоп-кадра, состояния контрольных систем а/м из оригинального протокола, а также из протокола OBD-2. Диагностика не только ошибок, но и параметров АБС, электропакета и других дополнительных систем.

Индикация пробуксовки

При наличии антиблокировочной системы Bosch ABS8/9 — индикация пробуксовки по осям автомобиля.

Простая настройка

Большую часть настроек можно редактировать и сохранять при помощи программы с обычного персонального компьютера (при подключении стандартным кабелем mini-USB). Обновление ПО через интернет с помощью mini-USB с возможностью сохранения настроек и переноса их в новые версии.

Перенос статистики поездок на ПК

Статистика поездок может быть перенесена на персональный компьютер и импортирована в различные программы для дальнейшего анализа и ведения статистики за продолжительный период времени.

“Горячие меню”

“Горячие меню” позволяют осуществить быстрый доступ к функциям, расположенным в “Дисплее установок”. Пользователь может по своему усмотрению настроить состав “Горячих меню” (до 10 функций каждое) и нажатием всего одной кнопки вызывать список функций и настроек, находящихся в различных местах “Дисплея установок”. Существует четыре независимых “Горячих меню” для дисплеев Параметры, Средние, Таксометр и Парковка.

“Обратный отсчет”

На экране компьютера возможно одновременное отображение двух графиков мгновенных параметров. С помощью функции “Обратный отсчет” можно перемещаться по графикам (по оси времени) и определять численные значения параметров в “прошлом времени”, а также сравнивать их между собой.

Принудительное включение вентилятора охлаждения двигателя

Позволяет пользователю в жаркую погоду включать вентилятор охлаждения радиатора при температурах ниже штатной. Возможно принудительно включить вентилятор двигателя независимо от температуры последнего (зависит от протокола).

Сообщение о неисправности сразу при ее возникновении

При возникновении ошибки в ЭБУ автомобиля бортовой компьютер мгновенно предупредит о факте ее возникновения, а также проговорит код ошибки и ее расшифровку (голосовое сопровождение только для Multitronics C-590). Таким образом, водитель сразу же будет знать, стоит ли устранять причину ошибки немедленно или можно продолжить движение.

Осциллограф

Бортовой компьютер может работать в качестве осциллографа (при подключении опционального кабеля Multitronics ШП-2): измерение амплитудных и временных параметров электрического сигнала непосредственно на экране, сохранение и перенос осциллограмм на персональный компьютер.

Подключение до 2-х парковочных радаров

Бортовой компьютер позволяет произвести подключение до 2-х парковочных радаров Multitronics одновременно (спереди и сзади) (рекомендуется Multitronics PU-4TC) с выводом информации на дисплей устройства.

-3-

2). Технические характеристики

1.

Напряжение питания

9…16 В

2.

Средний потребляемый ток:

не более 0,35 А

в рабочем режиме

3.

в дежурном режиме

не более 0,03 А

Дискретность представления информации:

0,1 литра

— расход топлива

— температура

1°С

— обороты вращения двигателя

1…40 об/мин*

— напряжение АКБ

0,1 В

— напряжение ДУТ

0,01 В

— скорость

1 км/час

— расстояние

0,1 км

— уровень топлива в баке

1 литр

— расстояние в режиме «пробег до очередного техобслуживания»

1000 км

* — зависит от используемого протокола

-20°С…+45°С

4.

Рабочая температура окружающего воздуха

5.

Температура транспортирования и хранения

-40°С…+60°С

Multitronics C-590 — наличие голосового синтезатора Multitronics CL-590 — голосовой синтезатор отсутствует

Внимание! Запрещается подавать питание на МК при подключенном разъеме mini-USB.

3). Список поддерживаемых протоколов

Марка автомобиля

Тип ЭБУ

Название протокола

Протоколы OBD-2 / EOBD

Большинство легковых автомобилей экологического класса не ниже Евро-3 с поддержкой

ISO 9141, ISO 14230

OBD2Q, OBD2S, OBD2P

протокола OBD-2

ISO 15765-4 CAN

CAN

Грузовые автомобили (в частности Газель NEXT с дизелем Cummins)

SAE J1939

J1939

Оригинальные протоколы зарубежных автомобилей

Chevrolet (Aveo, Lacetti, Rezzo, Lanos); Daewoo Nexia

HV240, MR140, Sirius-D4, Sirius-D42

Авео, Авео2

GreatWall (Safe, Deer и др.)

до 2008 г.в. с ЭБУ Bosch

GreatWall

Nissan

после 2000 г.в., протокол «Consult-2»

Nissan

Almera (Siemens EMS3132, пр-во ОАО «АвтоВАЗ»)

Рено

Renault (Logan, Sandero, Symbol, Kangoo)

Siemens EMS3132

Рено

SsangYong Rexton 2.8 (бензин)

SsYong бен

SsangYong: Actyon 2.0 (дизель),Kyron 2.0(дизель),Rexton 2.7(дизель XDI)

SsYong диз1

SsangYong Rexton 2.7 (дизель XVT)

SsYong диз2

Toyota

2004… г.в.

CAN Toyota

Оригинальные протоколы отечественных автомобилей

Январь 5.1; Bosch 1.5.4(N); VS5.1 Ителма; Январь 7.2(+)

Январь

Bosch MP7.0

Бош М7.0

ВАЗ

Bosch М7.9.7 (+); М73;

Бош М7.9.7

М74 (кроме M74Can); Bosch ME17.9.7; Итэлма М75

М74

М74 CAN

М74CAN

Микас 5.4, 7.1, 7.2; СОАТЭ 301, 302, 309;Ителма VS5.6

Микас

Ителма VS8; Микас 11;

Микас 11

ГАЗ

Микас 11ET; Микас 11CR;

Микас 11Е3

Микас 10.3; Микас 12.3

Микас 10.3

Микас 12 (двухтопливный)

М12

Cummins ISF2.8s3129T

J1939

УАЗ

Bosch EDC16C39 (Iveco F1A 2.3 дизель)

EDC16 IVECO

ИЖ, ЗАЗ

Микас 7.6; Микас 10.3

Микас 7.6

Данный список не окончательный и может пополняться по мере обновления программного обеспечения МК. Полный список протестированных на совместимость автомобилей см. на сайте www.multitronics.ru

-4-

4). Информация по установке и подключению

4.1. Порядок установки

1.Отключите АКБ.

2.Выньте из панели штатный дефлектор вентиляции (для а/м “Газель Next” рекомендуется установка вместо центральной вставки панели приборов (декоративная заглушка под воздуховодом)).

3.Заглушите воздуховод таким образом, чтобы при включении вентиляции через него не проходил поток воздуха.

4.Проведите шлейф МК и дополнительные провода (при их наличии) внутрь панели.

5.Подключите к МК информационный шлейф и дополнительные провода (при их наличии). Установите МК в панель на место дефлектора отопителя.

6.Произведите подключение всех разъемов и дополнительных проводов МК (при их наличии) к электропроводке а/м.

6.Подключите АКБ.

Внимание! В случае, если для установки маршрутного компьютера потребуется разбор элементов салона автомобиля, обратитесь к справочному руководству на автомобиль для определения правильных действий по демонтажу и монтажу элементов салона.

Общие рекомендации по демонтажу дефлектора вентиляции

Шаг 1. Снять внешнее кольцо сопла вентиляции и направляющие потока: открыть направляющие потока, повернуть их в вертикальное положение и, зажав пальцами и аккуратно потянув на себя, вынуть направляющие и внешнее кольцо сопла (направляющие удерживаются в корпусе сопла в четырех точках, указанных стрелками).

Шаг 2. Снять внутреннее кольцо сопла вентиляции: отжимать кольцо по направлению внутрь дефлектора с помощью отвертки поочередно со сторон, указанных стрелками (места расположения фиксаторов внутреннего кольца).

Шаг 3. Отжав три фиксатора (указаны стрелками), извлечь корпус сопла вентиляции из панели приборов.

Внимание! Информация по демонтажу дефлектора представлена для ознакомления и не может являться исчерпывающей для всех автомобилей с подобной конструкцией дефлекторов. Для получения исчерпывающей информации обратитесь к справочному руководству на автомобиль.

Пример демонтажа дефлектора вентиляции Renault Logan — http://4vug.qr.ai/

-5-

4.2. Назначение проводов

Минимальное подключение

Опциональные цепи подключения

16-контактный разъем OBD-2

16-контактный разъем OBD-2

к замку зажигания (+)

бортового компьютера

в автомобиле

1

желтый

1

8

к датчику уровня топлива

соединить

9

16

3

зеленый

дополнительный 7-контактный

Ф П Г

4

5

датчик температуры воздуха

1 3 4 5

к габаритным огням

разъем МК

опциональные цепи

Г

подключения

к форсунке

Ф

или датчику скорости (только для “Микас”)

П

к парковочному радару

Multitronics PU-4TC

Внимание! Датчик температуры следует располагать в месте, защищенном от попадания грязи, воды и снега, либо в любом другом месте, максимально изолированном от потоков воздуха нагретого двигателя, а также нагреваемых двигателем или солнцем деталей.

Провод “Форсунка” подключается к 1 контакту дополнительного 7-контактного разъема компьютера, считая слева. Провод “Габариты” подключается к 3 контакту дополнительного 7-контактного разъема компьютера, считая слева. Порядок подключения проводов дополнительного 7-контактного разъема:

1.Обожмите провод в клемме из комплекта МК (провод в комплект не входит).

2.Вставьте до упора клемму с проводом в 3-контактный разъем из комплекта МК.

3.Подключите разъем с проводом к дополнительному разъему МК.

Провод “Парктроник” подключается ко 2 контакту дополнительного 7-контактного разъема компьютера, считая слева (подключение производится в случае установки парковочного радара Multitronics PU-4TC).

При одновременном подключении парковочного радара PU-4TC, габаритов и форсунки: повторите п.п. 1, 2

3.Отрежьте разъем парктроника, оголите около 3 мм провода и обожмите его в клемме из комплекта МК.

4.Вставьте до упора клемму с проводом в предназначенное для него место 3-контактного разъема.

4.3.Подключение Lada Largus, Renault Logan / Sandero / Duster, Nissan Almera

Минимальное подключение

Опциональные цепи подключения

16-контактный разъем OBD-2

1

к замку зажигания (+)

бортового компьютера

16-контактный разъем OBD-2

желтый

бортового компьютера

3

к датчику уровня топлива

зеленый

черный разъем

10комбинации приборов контакт №10 (желтый)

черный разъем

24комбинации приборов контакт №24 (серый)

дополнительный 7-контактный Ф П Г 1 3 4 5

к габаритным огням

черный разъем

соединить

Г

11 комбинации приборов

разъем МК опциональные

контакт №11 (голубой)

цепи подключения

1

8

Ф

не используется

9

16

к парковочному радару

Multitronics PU-4TC

16-контактный разъем OBD-2

П

в автомобиле

4 5 датчик температуры воздуха

Внимание! Схема подключения опциональных цепей МК носит информационный характер — возможно подключение к другим цепям а/м согласно электрической схемы на а/м.

-6-

Multitronics CL-590 User Manual

4.4. Подключение Lada Granta

16-контактный разъем OBD-2

16-контактный разъем OBD-2

Для протокола “M74 CAN” в “Дисплее установок — Источники” следует произвести

бортового компьютера

в автомобиле

следующие настройки:

1

8

Замок зажигания — Вирт

соединить

9

16

Габариты — ЭБУ

Бак тип — ДУТ ЭБУ

4.5. Подключение Газель Next с двигателем Cummins (протокол “J1939”)

Минимальное подключение

Опциональные цепи подключения

16-контактный разъем OBD-2

к замку зажигания (+)

2

Комбинация приборов

бортового компьютера

16-контактный разъем OBD-2

1

желтый

контакт №2

бортового компьютера

к датчику уровня топлива

(желто-черный провод)

3

27

Комбинация приборов

зеленый

контакт №27

(фиолетовый провод)

соединить

дополнительный 7-контактный

Ф П Г 1 3 4 5

Г

к габаритным огням

7

Комбинация приборов

контакт №7

разъем МК опциональные

(коричневый провод)

цепи подключения

1

8

Ф

к парковочному радару

не используется

9

16

П

Multitronics PU-4TC

16-контактный разъем OBD-2

4

5

датчик температуры воздуха

в автомобиле

4.6. Схема подключения для режима “Газ / Бензин” с использованием провода “Зажигание”

16-контактный разъем OBD-2

16-контактный разъем OBD-2

бортового компьютера

бортового компьютера

соединить

1 3 4 5

1 8

916

16-контактный разъем OBD-2 в автомобиле

Ф П Г

дополнительный 7-контактный разъем МК опциональные цепи подключения

1

+12В клапана газа

газовый редуктор

желтый

Г

к габаритным огням

3

датчик уровня топлива

зеленый

Ф

к газовой форсунке

управляющий провод

П

к парковочному радару

клапан газа

Multitronics PU-4TC

4 5 датчик температуры воздуха

Для активации режима “Газ / Бензин” в “Дисплее установок — Источники” следует произвести настройки:

Замок — Вирт.

Режим Газ/Бенз — Вкл Перекл.Газ/Бенз — Заж

Для более точного расчета расхода газа рекомендуется подключение провода “Форсунка” к управляющему выходу газовой форсунки, в “Дисплее установок — Источники” выставить:

Расход газ — Форс

Внимание! При данном способе подключения возможно использование только виртуального замка зажигания: Дисплей установок — Источники — Замок — Вирт.

-7-

4.7. Схема подключения для режима “Газ / Бензин” с использованием провода “Габариты”

16-контактный разъем OBD-2

16-контактный разъем OBD-2

+12В клапана газа

газовый редуктор

бортового компьютера

бортового компьютера

Г

зажигание

1

желтый

3

датчик уровня топлива

зеленый

соединить

Ф

к газовой форсунке

управляющий провод

1

3

4

5

1

8

дополнительный 7-контактный

к парковочному радару

клапан газа

9

16

разъем МК опциональные

П

Multitronics PU-4TC

16-контактный разъем OBD-2

цепи подключения

4 5

датчик температуры воздуха

в автомобиле

Ф П Г

Для активации режима “Газ / Бензин” в “Дисплее установок — Источники” следует произвести следующие настройки:

Режим Газ/Бенз — Вкл Перекл.Газ/Бенз — Габ

Для более точного расчета расхода газа рекомендуется подключение провода “Форсунка” к управляющему выходу газовой форсунки, в “Дисплее установок — Источники” выставить:

Расход газ — Форс

Внимание! При данном способе подключения не будут работать предупреждения о невыключенных габаритах и невключенном ближнем свете фар. Управление яркостью дисплея возможно только вручную или по времени.

Настройки для управления яркостью дисплея производятся из “Дисплея установок — Дисплей”. Ручная регулировка яркости дисплея:

Упр.яркостью — Откл. Яркость/День — 0…4

Автоматическая регулировка яркости дисплея по времени: Упр. яркостью — Время Яркость/День — 0…4 Яркость/Ночь — 0…4

День — время переключения яркости в уровень “Яркость/День” Ночь — время переключения яркости в уровень “Яркость/Ночь”

В инструкции предложена схема подключения МК к источнику +12В клапана газа. Допускается также подключение МК к любому другому источнику +12В, напряжение на котором появляется при переключении на газовое топливо (например, к переключателю вида топлива) согласно схемы газового оборудования, установленного на автомобиль.

4.8. Подключение парковочного радара Multitronics (опция)

PT-4TC

PU-4TC

Маркированная сторона разъема парктроника должна быть

Маркированная сторона разъема парктроника должна быть

расположена справа дополнительного разъема МК.

расположена справа дополнительного разъема МК.

Подключение производится к 2, 3 и 4 контактам, считая справа.

Подключение производится к 1 и 2 контактам, считая слева

(сигнальный провод — контакт №2).

При подключении 2-х парковочных радаров одновременно (спереди и сзади), шлейфы соединяются параллельно (провод к проводу в соответствии с контактами разъема). Допускается одновременное подключение парктроников только одной модели, совместная работа PT-4TC и

PU-4TC невозможна.

-8-

5). Начало работы

5.1. Назначение клавиш

Управление бортовым компьютером производится при помощи клавиш, расположенных на передней панели

прибора.

Назначение клавиш

Кнопка

Назначение

PAR

Переключение в «Дисплей Параметры»: отображение параметров работы двигателя в текущий момент (расход

топлива, температура охлаждающей жидкости и др.).

TRIP

Переключение в «Дисплей Средние»: отображение средних параметров за определенный промежуток времени

(за поездку, за сутки, за время нахождения в пробках, режим таксометра).

Короткое нажатие (менее 2 сек.)

Переключение в «Дисплей Техобслуживания»: напоминания о сроках прохождения ТО, чтение и сброс кодов

SER

ошибок, сушка свечей, наблюдение за перепадами температур и т.д.

Длительное нажатие (2 сек.)

Переключение в «Дисплей установок»: настройка МК, установка протокола, настройка голосовых

предупреждений, настройка дисплея и т. д.

Смена типа «Дисплея Параметры» (цифровые, графические, стрелочные)

SET

Вход в подменю;

Команда на изменение выбранного параметра;

Подтверждение изменения параметра.

ESC

Отмена действия;

Выход в предыдущее меню.

F

Вызов «Горячих меню»

<

Перемещение по меню вверх / вниз;

Перебор разных комбинаций параметров в «Дисплеях Параметры»;

>

Увеличение и уменьшение редактируемого параметра в «Дисплее установок».

-9-

Порядок настройки бортового компьютера

5.2.Выбор протокола

1.После подключения к автомобилю МК должен включиться в течение нескольких секунд. Если в дальнейшем зажигание не будет включено или не будет заведен двигатель, МК перейдет в ждущий режим и отключит

подсветку дисплея и кнопок.

2.После пуска двигателя МК перейдет в режим автоматического определения протокола.

3.Если автоматически протокол не определится, необходимо выставить его вручную: выключить зажигание,

дождаться отключения дисплея МК и произвести установку протокола в “Дисплее установок”:

длительно нажать “SER”

короткими нажатиями на “<” или “>” выбрать строку “Источники” и коротко нажать “SET”

короткими нажатиями на “<” или “>” выбрать строку “Опр.проток. Авт.”, коротким нажатием “SET”

переключить на значение “Руч.”

короткими нажатиями на “<” или “>” выбрать строку “Проток.” и коротко нажать “SET”

короткими нажатиями на “<” или “>” выбрать необходимый протокол и коротко нажать “SET”

4.Необходимо проверить правильность выбора протокола: завести двигатель, переключиться в “Дисплей

параметры” коротким нажатием на “PAR”, кнопкой “SET” выбрать дисплей с одним параметром и проверить

корректность следующих параметров: температура двигателя, обороты, положение дроссельной заслонки,

переключая их кнопками “< >”. Проверьте, меняется ли показатель “Мгновенный расход топлива” при

изменении оборотов двигателя. До проведения калибровки нельзя ориентироваться на численные значения

мгновенного расхода топлива и скорости: их необходимо корректировать на каждом автомобиле. Если температура двигателя, обороты, дроссель отображаются неверно, повторите п. 3 и 4 .

5.Если ни в одном из протоколов МК не будет правильно отображать параметры работы двигателя, значит протокол диагностики данного а/м не поддерживается и работа МК на машине невозможна. Это может произойти по следующим причинам:

не произведено подключение линии диагностики — произвести подключение согласно инструкции;

измененная прошивка ЭБУ (чип-тюнинг) — корректная работа МК гарантируется только с

перечисленными ЭБУ со стандартной прошивкой;

ЭБУ автомобиля не поддерживается — см. возможные обновления ПО на сайте www.multitronics.ru.

5.3. Калибровка скорости и пройденного пути

На разных автомобилях применяются покрышки разных типоразмеров, происходит их износ. По этой причине для правильного отображения пройденного пути и скорости на каждом автомобиле необходимо

произвести калибровку.

Возможно два способа коррекции показаний пройденного пути и скорости.

1.Пользователь самостоятельно производит расчет и вводит значение поправки скорости с точностью до

0,1%.

2.Пользователь вводит только эталонное количество пройденного пути, а расчет поправки скорости МК

-10-

производит автоматически с высокой точностью. Порядок калибровки:

Обнулите счетчик пробега автомобиля или параметры маршрута GPS приемника

Обнулите параметры в “Дисплее средние параметры Сброс1”: коротко нажмите “TRIP”, коротким

нажатием на кнопку “F” вызовите “Горячее меню Средние”, выберите строку “Сброс Сброс1” и коротко

нажмите “SET”. Для выхода из меню нажмите “ESC”.

Проедьте более 10 км по показаниям МК (”Дисплей средние параметры Сброс1”) и остановитесь.

Перейдите в дисплей установок: длительно нажмите “SER”.

Короткими нажатиями на “< >“ выберите “Поправка”, для входа в подменю нажмите “SET”.

Короткими нажатиями на “< >” выберите “Эт. пробег”, для изменения значения нажмите “SET”.

Короткими нажатиями на “< >” введите правильный пробег (по данным одометра или GPS приемника),

подтвердите коротким нажатием на “SET”.

После выполнения действий, поправка скорости и пробега будет автоматически рассчитана и установлена МК с высокой точностью. При этом измеренное значение пробега в “Дисплее средние параметры Сброс1”

будет заменено на новое значение, рассчитанное с новой поправкой, равное Эталонному.

При коррекции показаний скорости автоматически корректируются мгновенные и средние расходы на 100 км, пройденный путь и средняя скорость, начиная с момента установки коэффициента.

5.4. Калибровка расхода топлива

Независимо от типа выбранного протокола, необходимо произвести калибровку показаний расхода топлива для его правильного отображения. Возможно два способа калибровки расхода топлива:

1.Пользователь самостоятельно производит расчет и ввод значения поправки расхода с точностью 0,1%.

2.Пользователь вводит только эталонное значение расхода топлива, а расчет поправки МК произведет

автоматически с высокой точностью. Порядок калибровки:

Залейте самостоятельно полный бак топлива. При заправке следите, чтобы в результате «брызг» пистолет не отключался ранее того, как уровень топлива достигнет горловины.

Обнулите параметры в “Дисплее средние параметры Сброс 1”: коротко нажмите “TRIP”, коротким

нажатием на кнопку “F” вызовите “Горячее меню Средние”, выберите строку “Сброс Сброс1” и

коротко нажмите “SET”. Для выхода из меню нажмите “ESC”.

Наблюдая за индикацией расхода топлива за поездку на экране МК (“Дисплей средние параметры Сброс”) откатайте без дозаправки не менее 25 литров топлива.

Снова заправьтесь топливом «до полного бака».

Перейдите в дисплей установок: длительно нажмите “SER”.

Короткими нажатиями на “< >“ выберите “Поправка”, для входа в подменю нажмите “SET”.

Короткими нажатиями на “< >“ выберите “Эт. расход”, для изменения значения нажмите “SET”.

Короткими нажатиями на “< >“ введите количество залитого топлива (показания колонки),нажмите “SET”.

После выполнения вышеуказанного поправка расхода топлива будет автоматически расчитана и установлена МК с высокой точностью.

-11-

Внимание! Порядок калибровки расхода топлива для двухтопливных а/м (газ/бензин) указан на стр. 15 п. 5.7.

5.5. Отображение остатка топлива в баке

МК может отображать остаток топлива в баке 2 способами (”Дисплей установок-Источники-Бак тип”): Расчетный: не требуется подключение к датчику уровня топлива автомобиля. Пользователь каждый раз

при заправке корректирует показания топлива в баке, после чего МК в процессе поездки рассчитывает

остаток путем вычитания израсходованного количество топлива. Данный режим будет иметь очень

высокую точность, т.к. не зависит от исправности датчика уровня топлива, напряжения бортовой сети, а

также положения а/м. Требуется предварительная калибровка расхода топлива (см. п. 5.4 стр. 11).

Внимание: при переключении на газ расчет остатка топлива в газовом баллоне производится по способу “Расчетный”, даже если в установках выбран режим “ДУТ”.

ДУТ ЭБУ: не требуется подключение к датчику уровня топлива автомобиля, напряжение ДУТ может быть считано с линии диагностики (для протоколов M74CAN, Авео(2), в некоторых случаях CAN, CAN Toyota,

Микас 10.3, М12).

ДУТ: показания остатка топлива в баке считываются с датчика уровня топлива, требуется подключение МК к датчику уровня топлива автомобиля.

В режимах “ДУТ” и “ДУТ ЭБУ” пользователю нет необходимости каждый раз при заправке вводить

вручную количество залитого топлива — показания считываются с датчика уровня топлива. В случае

неудовлетворительной работы МК в режиме “ДУТ” или “ДУТ ЭБУ” (зависит от качества ДУТ автомобиля) рекомендуется использовать установку “Расчетный”.

5.5.1. Режим “Расчетный”

Коротким нажатием на «PAR» выберите “Дисплеи Параметры”.

Нажатием на “F” вызовите “Горячее меню Параметры”, выберите “Заправлено” и нажмите “SET”.

Нажатиями на “< >“ введите количество залитого топлива, подтвердите коротким нажатием на “SET”. Коротко нажмите на кнопку «ESC», выйдите из “Горячего меню Параметры”.

Для ускоренного ручного ввода значения полного бака после заправки «до полного бака», в “Горячем меню Параметры” выберите строку “Заправка до полн.” и нажмите “SET”.

Внимание! При активированной функции “Газ/Бенз” изменение остатка топлива производится только при включенном зажигании и установленной связи с ЭБУ машины (например работающий двигатель). Перед заданием остатка топлива в газовом баллоне убедитесь, что автомобиль работает на газу.

5.5.2. Режим “ДУТ” и “ДУТ ЭБУ”

Использование режима “ДУТ”и “ДУТ ЭБУ” предполагает калибровку МК под характеристики датчика уровня топлива автомобиля. Без проведения калибровки МК не будет правильно отображать остаток топлива в баке. Для режима “ДУТ ЭБУ” существует возможность отображения остатка топлива только по данным ЭБУ автомобиля без проведения калибровки (”Бак Некалиброванный” — см. п. 5.5.2.4 стр. 14).

Существует 3 способа калибровки бака: 5.5.2.1. Калибровка бака по 2 точкам

Калибровка бака производится в двух крайних точках при пустом и при полном баке. Рекомендуется для

ДУТ с линейной зависимостью напряжения от количества топлива в баке.

1. Слейте или откатайте бензин из бака вашей а/м до того момента, пока не начнет зажигаться лампа

-12-

остатка топлива в баке (5…6 литров).

2. Установите автомобиль на ровную площадку, запустите двигатель, отключите дополнительные потребители электроэнергии (габариты, фары, вентиляторы и т.д.) для того, чтобы бортовое напряжение при калибровке соответствовало напряжению при движении.

3. Переключитесь в список “Источники” “Дисплея установок». Убедитесь, что выбран режим «Бак тип ДУТ” и “Бак Калибр.2”.

4. Переключитесь в “Дисплей установок” — “Поправка”. Коротко нажимая на кнопки

< >“ выберите параметр “Лин. Калибр. бака” и коротко нажмите на кнопку «SET«.

Опр. ост. топлива

Прибор переключится в режим линейной калибровки бака, а затем, после

окончания измерения, короткими нажатиями на кнопки “< >“ установите остаток — — — -U ДУТ 3.52 В

топлива в баке, равный настоящему остатку топлива, после чего коротко нажмите кнопку «SET«.

5.После выхода из “Дисплея установок” значение остатка бака будет равно установленному значению.

6.Залейте полный бак по горловину, откатайте 1 литр по счетчику расхода за поездку .

7.Повторите п.п. 2…4. При выполнении п.4 после измерения короткими нажатиями на кнопки “< >

установите остаток топлива в баке, равное настоящему остатку топлива, после чего коротко нажмите

кнопку «SET«.

Калибровка завершится с установленным значением остатка в баке. Продолжите эксплуатацию. Порядок задания точек при данном способе значения не имеет.

5.5.2.2. Калибровка бака по 7 точкам

Калибровка производится аналогично калибровке по 2 точкам с той лишь разницей, что возможно задать 5 дополнительных точек. Порядок задания точек при данном способе значения не имеет. Рекомендуется в том случае, когда способ калибровки по 2 точкам не дает необходимой точности.

5.5.2.3. Тарировка бака

Производится автоматическая тарировка бака во множестве точек по мере расходования топлива. Внимание! Перед началом тарировки необходимо провести коррекцию показаний расхода топлива( см.

п. 5.4 стр. 11). Без проведения указанной коррекции тарировка будет произведена неправильно! Предварительно установите режим «Бак Тарированный» в “Дисплее установок — Источники”.

1.Залейте полный бак, подождите после заправки не менее 5 минут при включенном двигателе.

2.Переключитесь в “Дисплей установок” — “Поправка”. Короткими нажатиями на кнопки “< >“ выберите параметр “Тарировка бака” и коротко нажмите на кнопку «SET».

3.На дисплее прибора появится сообщение «Старт тарировки бака с ___ л»,

4.Кнопками “< >“ установите текущее количество топлива в баке, коротко нажмите на кнопку “SET».

5.Будет запущена тарировка бака. Во время тарировки необходимо ездить без дозаправки, пока не

появится сообщение, что тарировка завершена (при остатке 6 литров по показаниям МК).

Во время запущенной тарировки остаток бака рассчитывается аналогично режиму «Бак Расчетный».

Тарировка может завершится преждевременно или с погрешностями при некорректных показаниях

-13-

ДУТ в результате сильной качки, резких поворотов либо наклонного положения а/м, в этом случае

необходимо попытаться повторить тарировку. Если тарировка все равно будет заканчиваться неудачей,

следует использовать калибровку по 2 или по 7 точкам либо режим «Бак Расчетный”.

Внимание: при переключении на газ расчет остатка топлива в газовом баллоне производится по

способу “Расчетный”, даже если в установках выбран режим “ДУТ”.

5.5.2.4.Бак некалиброванный

Врежиме “ДУТ ЭБУ” и установке “Бак некалиброванный” остаток топлива считывается из ЭБУ (в процентах) и умножается на объем бака («Источники — Полный бак»), калибровку бака производить не требуется, точность зависит только от датчика уровня топлива и ЭБУ автомобиля.

5.6. Чтение и сброс кодов ошибок

Возможность чтения и сброса кодов ошибок, выдаваемых ECU, возможна только при работе МК по линии диагностики при установленной связи с ЭБУ машины.

5.6.1. Для просмотра ошибок:

Запустите двигатель, коротко нажмите “PAR”, дождитесь установления связи с ЭБУ (через некоторое

время появятся показания температуры двигателя и др.).

Переключитесь в “Дисплей ТО”, для этого коротко нажмите “SER”

Коротко нажмите “SET” 3 раза подряд (“Ошибки/Диагностика — ЭБУ — Ошибки ЭБУ”)

или из дисплеев “PAR” нажмите кнопку “F”, затем нажимая “<“ выберите “Ошибки ЭБУ” — “SET”.

Коротко нажимая “< >“ перебирайте все ошибки (при наличии ошибок). Для выхода нажмите “ESC”.

5.6.2. Для сброса ошибок:

Включите зажигание автомобиля (не заводя двигатель), коротко нажмите “PAR”.

При виртуальном замке зажигания: длительным нажатием на “SER” зайдите в “Дисплей установок — Управление”, выберите “Вирт. замок” и кнопкой “SET” выставьте значение “Вкл.”, нажмите “PAR”.

Дождитесь установления связи с ЭБУ (появятся показания температуры двигателя и др.).

Переключитесь в “Дисплей ТО” — коротко нажмите “SER”

Нажмите “SET” два раза. Коротко нажимая “<“ выберите “Сброс ошибок”, нажмите “SET”. В случае, если прошло более 15 сек. после установки связи и ошибки сбросить не удалось, начните заново.

Если ошибка вызвана неисправностью систем автомобиля, она может появиться снова.

Внимание! МК производит только считывание и сброс кодов ошибок, выдаваемых ЭБУ автомобиля; самостоятельно (независимо от ЭБУ) ошибки не фиксирует, в памяти их не хранит. Сброс ошибок в ЭБУ производится только по команде пользователя, в автоматическом режиме сброс ошибок невозможен.

Из-за ограниченного объема памяти в МК заложена расшифровка только основных кодов ошибок,

расшифровка расширенных кодов может быть недоступна. Описание кодов таких ошибок см. на сайте www.multitronics.ru, а также в документации на автомобиль.

Причины возникновения ошибок, как правило, указаны в технической документации на автомобиль.

Внимание! в “Дисплее ТО — Ошибки/Диагностика — Доп. системы” доступно чтение и сброс кодов ошибок

дополнительных систем: АПС-6…6.1, САУО, САУКУ, СНПБ, ЭМУР, электропакет ”Приора”, “Норма”, “Люкс”, МДВ “Калина Люкс”, Bosch ABS 8/9, Bosch ESP9, АКПП Jatco, электропакет УАЗ, пульт климатической установки УАЗ, AWD Dymos.

-14-

5.8. Режим “Газ / Бензин”

Для корректного расчета расхода топлива на автомобиле с установленным газовым оборудованием,

необходимо правильное подключение МК и активирование режима “Газ / Бензин” (см. инструкцию по

подключению), а также ручной сброс средних параметров во всех “Дисплеях — Средние”.

Внимание! Для корректного расчета средних параметров необходимо провести сброс средних параметров во всех “Дисплеях Средние”.

После подключения и активирования функции “Газ / Бензин” требуется калибровка расхода топлива для

бензина и газового топлива. Современное газовое оборудование осуществляет автоматический переход

с одного вида топлива на другой, а также ограничивает работу двигателя при определенном режиме

работы на определенном виде топлива (например, запуск и прогрев двигателя возможен только на

бензине, переключение на газ возможно только после достижения определенной температуры охлаждающей жидкости). В связи с этим автоматическая калибровка расхода топлива (по способу №2) затруднена, поэтому для корректной калибровки используется способ №1 (ручной расчет).

Порядок калибровки расхода топлива:

1.Заправьте полный бак бензина и полный баллон газа.

2.В “Дисплее установок — Средние параметры” выставьте значение параметра “Автосброс Г/Б — Ручн.”.

3.В “Дисплее установок — Средние параметры” выберите параметр “Сброс Газ/Бенз” и коротко нажмите “SET” — произойдет обнуление данных в “Дисплеях средние параметры Бензин” и “Газ”.

4.Откатайте без дозаправки как можно больше топлива (бензина и газа) — большее значение даст

большую точность.

5.Снова заправьте полный бак бензина и полный баллон газа, записав количество каждого вида топлива.

6.Рассчитайте необходимый коэффициент коррекции, используя формулу:

поправка=((Эт*(100+у%))/Из) — 100, где

«Эт» — эталонное значение расхода топлива а/м;

«Из» — измеренное МК значение расхода топлива — параметр “Топл./Бенз” и “Топл/Газ” в “Дисплее средние параметры Бензин” и “Дисплее средние параметры Газ” соответственно;

«у%» — поправка расхода топлива, установленная до момента измерения.

Пример.

Коэффициент коррекции расхода по бензину до калибровки составляет 0%, по газу — 0%.

Количество залитого бензина по данным заправочной колонки составило 27 литров, значение параметра

“Топл./Бенз” в “Дисплее средние параметры Бензин” составило 25 литров,

поправка бензин = (27*(100+0)/25-100) = 8%

Количество заправленного газового топлива по данным газовой заправки составило 47 литров, значение

параметра “Топл./Газ” в “Дисплее средние параметры Газ” составило 41 литра поправка газ = (47*(100+0)/41-100) = 14,6%

Получившиеся поправки необходимо внести в “Дисплей установок — Поправка”: “Поправ.расх” — “8” “Поправ.расх.газ” — “14,6”

В дальнейшем в случае, если все сделано правильно, значения количества израсходованного топлива и значения топливораздаточных колонок должны совпадать (за исключением случаев недолива). Индикация режима: при переключении в дисплеи «Средние/Сброс3 Бензин», “Средние/Сброс4 Газ” на

красном фоне отображается название дисплея, соответствующее тому виду топлива, на котором

работает двигатель. Кроме того, при езде на бензине в дисплее мгновенных параметров цвет

разделительной рамки всегда красный (в дисплеях на 4 и 9 параметров — тип 2 и 4), для газа цвет рамки настраивается в “Дисплее установок — Дисплеи — Цифровые — Настройка цветов — Рамка”.

-15-

Loading…

background image Loading…

Благодарим  Вас за покупку автомобильного компьютера MULTITRONICS. Этот мощный 

бортовой компьютер обладает большими функциональными возможностями и 

огромным количеством настроек для реализации запросов любого пользователя. 

Надеемся, что наш продукт будет Вам надежным помощником в  безопасности, 

экономичности и информационном  обеспечении поездки.

Внимание! 

Маршрутный  компьютер MULTITRONICS   является сложным техническим изделием. 

Большое количество функций и настроек позволяет использовать прибор с различными 
инжекторными автомобилями. Перед использованием прибора прочитайте, пожалуйста, 
настоящую инструкцию. 

Установка и подключение прибора должны производиться квалифицированными 

пользователями, имеющими опыт электромонтажных работ, или на станции техобслуживания 
автомобилей с соблюдением всех правил электробезопасности, а также правил подключения 
и установки, изложенных в настоящей инструкции.

Изготовитель не несет ответственности за последствия, связанные с несоблюдением 

пользователем требований инструкции по эксплуатации и подключению прибора, а также с 
использованием прибора не по назначению.

Производитель снимает с себя ответственность за возможный вред, прямо или косвенно 

нанесенный его продукцией людям, домашним животным, имуществу в случае, если это 
произошло в результате несоблюдения правил и условий эксплуатации, установки изделий; 
умышленных или неосторожных действий потребителя или третьих лиц.

Внимание! 

При скорости движения свыше 100 км/час в целях соблюдения безопасности движения 

управление прибором (нажатия на кнопки) блокируется.

При использовании МК сохраняйте постоянный контроль за обстановкой на дороге!

Производитель оставляет за собой право изменять конструкцию, технические характеристики, внешний вид, 

комплектацию изделий для улучшения их технологических и эксплуатационных параметров без предварительного 
уведомления.

ver. e32_03 Jun 2014

-1-

Денек сегодня выдался еще тот. Давненько я так не нервничал. Начну по порядку…
Часа в 2 дня трекнул посылку, статус «ожидает в месте вручения». Забрал бортовик, заскочил на шиномонтаж, переобулся и погнал на гаражи ставить БК. Покрутился-покрутился в гараже, задом, передом пробовал менять освещение, не понравилось. ПЛюнул на гараж, поехал к дому под окна, все-таки светлее, хотя и время было уже почти 16:00, думал успею до темноты управиться (вот была же мысль перенести установку на выходной день — упоротый, сцуко).
Фотографии не делал, поскольку и так спешил.
И вот начались нюансы. Для того, чтобы нормально подключить БК, нужно было снять комбинацию приборов, а везде, где я смотрел, все было просто — снимаем кожух руля, откручиваем 2 торкса, снимаем накладку комбинации приборов. И че, чуть не сломал свою накладку. Во первых освещение не очень, а во вторых все мануалы, видео и даже моя книжка про фазу 1, а на моей фазе 2 слегка подругому, там еще дополнительно нужно снять левый воздушный дефлектор вместе с накладкой и еще одну декоративную накладку справа от руля. В общем, все я поснимал, в том числе и комбинацию приборов. Протянул провода от БК к ДУТ и проводу на замок зажигания, все подключил согласно мануалу к БК. Собирал все уже в полной темноте, обложившись фонарями, и держа один из них в зубах))). Добавляла настроения мелкая мучка, сыпавшая с неба всю вторую половину дня.
Вот все собрано, кроме кожуха рулевой колонки. Подключил «-» аккумулятора, и весь в предвкушении повернул замок зажигания. БК мой ненаглядный задумался (определение протокола, как и написано в мануале), и через минуту выдал мне тип протокола — «Ssangyong дизель», сцуко… Ладно, думаю, лиха беда начало, залез в параметры, определяется только температура датчика и напряжение АКБ, а остальных параметров нема.
Полез в мануал, поставил ручной выбор протокола, выбрал протокол Рено — та же песня сплошные нули на экране да температура с напряжением батареи. И вот тут я уже реально струхнул… Полез перепроверять подключение к разъему, еще раз вынул БК, перепроверил все подключения. Кучу раз перезапускал, пробовал ставить протоколы вручную, автоматом — итог один: у меня дизельный ssangyong или неработающий рено…

Время на часах 19:00, загнал машину в гараж, пошел домой за ноутбуком перепрошивать БК)))
Скачал все программы, дрова, прошивку, скурил мануал. Залил все в ноут, пошел опять в гараж. Перепрошился БК легко, никаких проблем не возникло. Запускаю опять автоматическую настройку, БК думает и выдает мне все-таки протокол Рено — и что? опять ни один параметр авто не контролируется. Начал перебирать протоколы, ничего не помогает. Отключил все доп провода, ДУТ и зажигание, оставил минимальное подключение — включаю автоматический выбор протокола — ssangyonggggggggggggggggg дизель.
Плюнул на все и пошел жрать, с мыслью о геморе с возвратом товара, тем более, что это почтовая пересылка. С утра даже воды попить не получилось))). Пока грелся ужин, залез на сайт мультика, посмотрел совместимые машины, пошарил побырому по интернетам и на одном небезызвестном сайте наткнулся на сочетание буков ODB2Q… Еще раз заскочил на сайт мультика и выяснилось, что протокол рено по умолчанию стоял на логанах с 2007 года, а с 2009 года протокол ODB2Q.
20:00 сел ужинать, жена приготовила вкуснейшего мясца, так что решил оставить дальнейшие эксперименты на послезавтра. Достал початую бутылочку коньяка, выпил пару бокалов, покушал и… пошел в гараж))).
Выставил вручную искомый протокол и все заработало))). Успокоился, оставил в машине все как есть, все сидения завалены инструментом, проводами и кусками обшивки панели приборов. Послезавтра буду выводить датчик температуры на улицу, все упорядочу, сделаю калибровку, но, как говорится, это будет уже другая история)))

Запчасти на фото: CL590. Фото в бортжурнале Renault Logan (1G)

нравится мне этот магазинчик, и цены приемлемые и подарочки обязательно кидают к заказу))). В этот раз фирменный пакет, мешалки и вонючка

ЗЫ. Фигасе, сколько букв получилось.
Всем хорошего настроения и удачи! Если вдруг будут вопросы по установке на фазу 2, то чем могу помогу)))

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мультитроникс 810 инструкция на русском языке
  • Мультитроникс 731 инструкция по эксплуатации
  • Мультитестер тс1 инструкция по использованию
  • Мультистайлер для волос инструкция по применению
  • Мультисорб инструкция по применению цена