Начинающий воспитатель детского сада с чего начать работу пошаговая инструкция

Памятка для начинающего воспитателя

«Правила поведения и общения воспитателя

 в учреждении дошкольного образования»

Старайтесь:

Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.

Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.

Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

«Терпение – дар Неба». Обладающий терпением не унизится до раздражения.

Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.

Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

Не скупитесь на похвалу.

Не создавайте конфликтных ситуаций.

Следите за внешностью и поведением.

Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

 Воспитывая детей, стремитесь:

Любить ребенка таким, каков он есть.

Уважать в каждом ребенке личность.

Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

Кричать и наказывать детей.

Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

Приходить к детям с плохим настроением.

Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

Оставлять детей одних.

Унижать ребенка.

 Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является его общение  с воспитателем.

Не умея мыслить критически, дети дошкольного возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.

1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.

2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям. При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. «Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: «Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд людей, которые  стирают нам скатерти”.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: «Возьми со старшей группы” (здесь предлог «из” заменяется «со”). «»Не ложи сюда” (вместо «не клади”). «Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.

3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. Во время обеда в младшей группе воспитатель обращается к детям, которые медленно едят: «Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют. В этой же группе другая воспитатель совсем по-иному вызывает у детей положительное отношение к еде: «Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно” Ребёнок соглашается. Или: «Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. «И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. «Верно, Слава, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитатель. Дети улыбаются и быстро справляются с обедом.

4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя. Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей  к тому, что говорит воспитатель. Речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи. Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни.  Между тем нередки случаи, когда воспитатель не продумывает своего обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов. Если при рисовании зрительное восприятие образца (предмета или узора) сопровождается словесным пояснением, без которого дети с трудом выполняют задание, то на занятиях по овладению речью образец имеет ещё большее значение, потому что дети овладевают всеми сторонами речи только на основе слухового восприятия, на основе слышанного от воспитателя.Образец как один из основных приёмов в обучении надо рассматривать в неразрывной связи с другими приёмами, так как и вопрос, и пояснение, и указание содержат в себе речевой образец.Ребёнок младшей группы обращается к воспитателю: «Завтра было праздник”. «Завтра будет праздник”, — поправляет воспитатель. В этом примере на образце речи воспитателя ребёнок приобретает умение выражать свою мысль, слышит правильную речь педагога. Навыки точного употребления слов и правильность согласования формируются в беседах, в разговорах с детьми, на образце речи воспитателя. Вот воспитатель во время прогулки проводит с детьми младшей группы наблюдения за осенними явлениями в природе. «Дуют сильные ветры, — говорит она. — Стало холодно, идут дожди, на земле лужи. Листья с деревьев опали. В парке стало тихо. Птицы улетают в тёплые края”. Сопровождая наблюдение детей словом, воспитатель применяет образец в целях уточнения и систематизирования знаний детей. В этом случае воспитатель использует объяснения как один из приёмов обучения на основе речевого образца. Применяя образец в обучении детей родной речи, мы воспитываем у детей культуру слушания, повышаем у них интерес к слову. Но это может быть осуществлено только тогда, когда воспитатель выразительно, образно сообщает детям материал, опирается на их чувства. При проведении беседы об осени, подытоживая высказывания детей, воспитатель говорит: — Да, дети, осенью птицы собираются в большие стаи и улетают на юг, в тёплые края. Одна  писательница видела перелёт журавлей и написала про них такое стихотворение:

Жалко мне цветных полянок

И журавликов моих.

Только я тужить не стану,

— А весною встречу их…     М. Познанская

Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать. Воспитатель проводит занятие гимнастикой и подвижными играми с детьми средней группы. Чтобы повысить у детей интерес к правильному выполнению движений, она прибегает к выразительным приёмам. «Зайчикам надо идти по прямой дорожке,  лес густой, заблудиться можно, не отставайте друг от друга”. Дети-зайчики начинают прыгать быстрее. Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении. Требования, предъявляемые к речи воспитателя в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий. Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе над развитием речи. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет  особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова  в правильном звучании.

Образец используется:

а) при работе с картинкой;

б) при пересказе;

в) при рассказывании из личного опыта;

г) для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитателем.

д) образец грамматически правильной речи используется на специальных занятиях по обучению детей грамматической и звуковой культуре.

При помощи дидактических игр, загадок воспитатель упражняет детей в правильном употреблении слов и составлении из них предложений.

Методика применения образца в обучении детей рассказыванию разнообразна. В младшей и средней группах при рассматривании картинки и рассказывании по ней всегда надо исходить от образца воспитателя, так как малыши ещё не владеют самостоятельными навыками рассказывания. В старшей же группе на первом занятии с картинками образец воспитателя необходим, а на следующих занятиях по этой же картинке его можно не применять. Слушая рассказ воспитателя по картине (старшая группа), дети могут целиком подражать образцу, а могут говорить своими словами. И в том и в другом варианте есть свои положительные стороны: повторяя образец воспитателя, ребёнок учится правильным оборотам, которыми он ещё самостоятельно не владеет; рассказывая же своими словами, не искажая смысла картины, ребёнок привлекает свой речевой опыт. Воспитатель, зная индивидуальные стороны детей, использует при проведении работы тот или иной приём. Как проводится, например, работа с картинкой? После самостоятельного рассматривания картинки и анализа её по вопросам воспитатель даёт детям короткий связный рассказ, не отступая от изображения, рассказывает только о том, что нарисовано на картине. Вот  образец такого рассказа по картине «Шар улетел”:  «Девочка гуляла около дома. Подул ветер и вырвал у девочки шар. Шар полетел высоко и зацепился за дерево. Девочка заплакала: ей жаль шара. Мимо проходили школьники, они увидели, что девочка плачет. Один мальчик влез на балкон и отвязал шар от дерева. Он отнёс его девочке”. Воспитательпредлагает детям повторить рассказ.  В этом случае дети упражняются в воспроизведении образца воспитателя. И это имеет большое значение: дети учатся грамотно строить предложения, упражняются в связной речи. В творческом рассказе воспитателя допускается не только описание того, что изображено на картине, но и предположения о том, почему и как произошло событие. Пример: «В доме жила маленькая девочка с мамой. Однажды мама была на работе, а девочка спала в своей кроватке. В это время в доме случился пожар. Вдруг запахло дымом, дышать стало трудно, и девочка проснулась, она закричала от страха: кругом был огонь. Пожарные быстро подъехали к дому, они услыхали крик девочки, подставили лестницу и полезли на второй этаж. Пожар становился сильнее, но пожарные смелые, ловкие. Они спасли девочку из горящего дома”. Данный образец творческого рассказа воспитателя раскрывает не только эпизод картины, но и переживание девочки, а также воспитывает у детей уважение к труду пожарных. Образцом может служить литературное произведение.  Значение такого образца заключается в том, что дети, повторяя литературное произведение, учатся правильным оборотам речи, более глубоко понимают содержание рассказа.

Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения). 

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

На всех занятиях в детском саду воспитатели широко пользуются вопросами как приёмом обучения детей.

Действительно, роль вопроса очень велика: прежде всего, вопрос собирает и направляет внимание детей. Вот, например, воспитатель ведёт занятие по картине «Новенькая”. Первый же вопрос педагога: «Где собрались эти дети?”— направляет внимание детей на основное в содержании картины. « Кому они показывают свои игрушки? Кто к ним пришёл?» — спрашивает далее воспитательница. Эти вопросы раскрывают детям смысл картины: в детском саду очень приветливо встречают новеньких. Неправильно поставленный вопрос отвлекает внимание детей в сторону, не учит сосредоточивать его на основном. Так, например, в практике работы по картине воспитатели часто ставят такой вопрос: «Что нарисовано на этой картине?” Этот вопрос направляет внимание детей в равной мере на всё, что нарисовано на картине: и на основное, и на детали, — и поэтому совершенно естественно, что дети начинают перечислять всё, что они видят. Нужно, чтобы первый вопрос сразу заставил детей обратить внимание на главное, на то, что надо выяснить при рассматривании картины, а затем задавать вопросы о подробностях, деталях, уточняющих основную идею. Большое значение имеет вопрос как средство повышения у детей умения слушать. Воспитатели мало внимания уделяют умению детей точно слышать вопрос и точно на него отвечать. Например, в беседе о школе воспитатель спрашивает: «Кого учит учительница?”  Боря: «Учительница учит читать и писать». Воспитательница (не обращая внимания на ответ, данный не по существу заданного вопроса) не исправляет ошибку Бори и говорит: «А ещё чему учит детей учительница?” Наконец, значение вопроса ещё в том, что вопрос активизирует детскую речь. Если некоторые приёмы обучения, как, например, разъяснение, образец, требуют от детей в первую очередь умения внимательно слушать, то вопрос по самой своей форме вызывает ответ ребёнка, т. е. активизирует его речь. Итак, вопрос воспитателя—очень действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь. Для того чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:                                        Первое требование — вопрос должен обладать определённым содержанием. В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы. Например, рассматривая с детьми картину А.Саврасова «Грачи прилетели”, воспитатель спрашивает: «Дети, подумайте, почему так красиво изобразил художник прилёт грачей?”

Второе требование к вопросу — точность и конкретность. Проводя занятие с детьми, воспитатели часто ставят слишком общие, а потому и мало конкретные вопросы. Например, в итоговой беседе о весне воспитатель спрашивает: «Дети, вспомните, чем была интересна весна в своём начале?” Такой вопрос недопустим по своей общей расплывчатой формулировке. Или другой пример. Воспитатель спрашивает. «Какие изменения произошли весной с растениями?” В этом общем вопросе детям неясно, и о каких растениях спрашивает воспитатель (о деревьях или цветах), и о каких изменениях. Подобные общие вопросы мало доступны или совсем недоступны детям. Гораздо проще, точнее и потому доступнее детям будет вопрос: «Что появляется весной на деревьях?” Доступность вопроса зависит также и от его формулировки. Небрежное, неправильное построение вопроса делает его мало понятным. Например: «Милиционер следит, чтобы машины ехали при каком свете светофора?” Этот вопрос следовало бы разделить на два: «При каком свете светофора машины могут ехать?” и «Кто следит, чтобы машины ехали правильно?” Часто, ставя вопрос, воспитатель не обращает внимания на точность словоупотребления. Например: «Куда почтальон кидает письма?” или «Где получают дети грамоту?” На последний вопрос, в частности, ребёнок, так ответил: «Нина получила в школе, а маме на работе дали”. Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки. На занятии по пересказу воспитатель говорит: «Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель?” Подобное многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно. Словесное нагромождение содержит и такой вопрос: «Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что наступила весна?” Стремясь к точности и краткости, некоторые воспитатели  впадают в другую крайность: чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным. Например, на занятии по пересказу воспитатель спрашивает: «Куда шёл Женя?” Нина: «Женя шёл в школу». Воспитатель:  «Ну и что?»  Девочка молчит, не понимая, о чём спрашивает воспитатель.  Очень важным требованием является целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям. Воспитатель должна помнить, что цель постановки вопросов — усвоение детьми намеченного программного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что нарисовано, не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном. Вопросы должны быть целенаправленными. Эта целенаправленность вопросов обусловливает и последовательность их.  Таким образом, основные требования к вопросу как приёму обучения сводятся к следующему: внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки; вопрос должен быть доступным пониманию детей, целенаправленным; необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов.   Методика использования вопросов разнообразна, так как вопросами пользуются при проведении различных видов занятий и во время беседы, и на занятиях по картине, и при пересказе, и при чтении книги, и в дидактической игре. Необходимо, чтобы использование вопросов при обучении было методически правильным. Педагогически неверно пользоваться вопросом в отрицательной формулировке. Например: «Ты не знаешь, как называется этот цветок?”, или «Вы не знаете, кто живёт у нас в аквариуме?”, или «Не можешь сказать, что бывает после весны?”. Такая формулировка вопроса косвенно внушает ребёнку отрицательный ответ и не мобилизует его на активную работу мысли и языка.

Предъявляя к вопросам воспитателя определённые требования, необходимо предъявить требования и к ответам детей, чтобы дети учились говорить правильно, пользуясь точными словами для выражения своих мыслей, добивались правильного построения предложения, составляли осмысленные и содержательные ответы. Например, если на вопрос воспитателя: «Кто выращивает хлеб и овощи?” — ребёнок отвечает: «Колхозники”, — воспитатель, желая получить полный ответ, ставит дополнительные вопросы: «Что выращивают колхозники?” — «Овощи, хлеб”, — отвечает ребёнок. — Теперь послушайте, как надо сказать правильно, — уточняет педагог: «Колхозники выращивают хлеб и овощи”. В тех случаях, когда вопрос требует односложного ответа, полный ответ носит искусственный характер и следует требовать от детей точного, но краткого ответа. Добиваясь полного ответа, необходимо следить за грамматической правильностью его построения. Дети часто беспорядочно располагают слова в предложении или делают ошибки в согласовании слов в предложении. Например, на вопрос: «Какое время года изображено на картине?”— Коля отвечает:  «Была погода зима. Дети состроили кормить птичек кормушку”. Или на вопрос: «Кто провожал Ваню в школу?” — Валера отвечает: «Ваню провожала собачка Дружок”. В заключение необходимо сказать ещё об одном требовании к детским ответам, а именно: не допускать стандартных ответов, т. е. ответов, всегда одинаковых по формулировке. Часто подобные словесные штампы даются при ответах только на определённые вопросы. У многих воспитателей дети начинают свой рассказ по картине с такой стереотипной фразы: «На этой картине я вижу…” Итак, правильно поставленный вопрос является одним из очень действенных и эффективных приёмов обучения маленьких детей, и задача каждого воспитателя.

Выводы:                                                                                                                       Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи. Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще. Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Источник:

1.  http://bspu.by — учреждение образования «Белорусский государственный университет имени Максима Танка»

2. http://www.academy.edu.by — государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ

Практическая работа с ее неожиданностями часто затрудняет начинающих воспитателей, вселяет неуверенности в свои силы, ведет к разочарованию. Опыт, которым я хочу поделиться, возможно, облегчит первые шаги молодого педагога.

Только любящий детей человек может быть воспитателем.

Эта любовь должна проявляться в уважении к личности ребенка, его чувствам и переживаниям. Такой педагог ласково и приветливо встретит  малыша пришедшего в группу, справедливо разберется в конфликтах, терпеливо выслушает ребенка, покажет свою заинтересованность его делами, вместе с ним будет переживать случившееся.

Однако это не значит, что воспитатель не должен быть требовательным, строгим там, где это нужно. Но строгость обязательно должна сочетаться со справедливостью. Кажется простое дело – детский конфликт: разведи ребят в разные стороны и все. Нет, любящий детей педагог выяснит причину, докажет, в чем ребенок не прав, во всем обязательно разберется обстоятельно.

Любовь к детям проявляется и в большом терпении.

Ребенок, вступая в жизнь, ежедневно для себя делает открытия, овладевает знаниями, умениями, навыками. Если ребенок отстает от других детей, не торопите его. Похвалите за малейшие успехи, и малыш будет   вам по своему благодарен (не умея еще выразить это) за проявленное к нему терпение, ласковое слово и поддержку.

Так с чего же начать молодому педагогу?

Советую до выхода на работу побывать в группе, познакомиться со вторым воспитателем, няней, детьми, послушать рассказ коллеги об индивидуальных особенностях каждого ребенка, посмотреть, где хранится оборудование, пособия, где проводятся прогулки, познакомиться с планом работы и документацией группы.

Такая предварительная подготовка поможет начинающему воспитателю почувствовать себя увереннее, когда он в первый раз придет в группу на работу.

Очень важно постоянно следить за своим внешним видом. Приятно детям, родителям и всем окружающим видеть воспитателя аккуратно причесанным, скромно, со вкусом одетым. Дети любуются вами, ваш внешний вид уже доставляет им радость.

Малыши все замечают: и красивую брошь, и платочек в кармашке, и яркий поясок, но вместе с тем и стоптанные тапочки, и лохматую прическу. А то, что не заметят малыши, обязательно заметят старшие. Дети любят и гордятся своим воспитателем, и вы должны их любовь заслужить. Первый шаг к этому – ваш внешний вид.

В идеальном порядке должен быть и стол воспитателя – ничего лишнего,  только тетрадь с планом, журнал посещаемости, красивая ваза, заполненная по сезону (распускающиеся ветки, осенние цветы и т.д), материал к занятию.

По согласованию со вторым воспитателем установите и поддерживайте порядок в группе, т.е. соблюдайте место хранения педагогического материала, игр, игрушек, оборудования.

В младших группах такой порядок поддерживайте сами, в старших постепенно привлекайте к этой работе и детей. Они будут помогать с удовольствием. В работе со старшими детьми можно использовать следующий метод: например,  перед прогулкой или занятиями собрать ребят и спросить: «Посмотрите, пожалуйста, что еще у нас лежит не на месте?» или:  «Ребята, а мы можем уже уходить на прогулку?» Дети заметят непорядок и поспешат его устранить. Обязательно оцените их действия: «Молодец, Вова, ты увидел, что машины стоят не на своем месте и поставил куда надо» и т.д.

Единые и постоянные требования обоих воспитателей выработают у детей полезную привычку к порядку, необходимую в дальнейшей жизни.

Педагог несет полную ответственность за выполнение режима дня. Для того, чтобы день прошел четко, по намеченному графику, накануне нужно продумать весь ход работы, тщательно подготовиться к занятиям. Особенно это касается необходимого для занятия материала и оборудования (бумага, кисти, краски, клей, ножницы, книги, картины и т.д.),  неподготовленность к проведению занятий является одной из причин срыва режима дня.

С самых первых дней старайтесь установить тесный контакт со  своей напарницей. Хорошо вмести составить план работы. Если ваша напарница – опытный педагог, советую понаблюдать, как она проводит утренние часы, занятия, прогулку, организует кормление детей.  Не обязательно  наблюдать полностью весь рабочий день, можно проанализировать лишь отдельные режимные моменты. Спрашивайте, советуйтесь, не стесняйтесь. Опыт приходит не сразу.

Старайтесь предъявлять детям единые требования при соблюдении порядка в группе, при проведении занятий. Воспитатель – человек творческий, он должен иметь свои интересные приемы и методы, но главное, чтобы они не шли вразрез с методами напарницы по работе.

Когда сдаете смену, расскажите о том, как прошел рабочий день, какие встретились трудности, как вели себя отдельные дети и каково настроение всей группы. Большим  помощником  в работе является няня. С ней также надо полностью контактировать. Пусть дети видят ваше уважительное отношение к ней.

Выяснение всевозможных спорных вопросов между воспитателями и няней не должно происходить при детях. Старайтесь избегать ссор.

В моей долголетней практике приходилось нередко наблюдать, как начинающий воспитатель буквально мечется по группе: одного ребенка успокаивает, другому отвечает на вопрос, разнимает дерущихся и т.д. Да, на все надо прореагировать, но не суетясь. Всем своим видом надо выражать спокойствие и собранность, несмотря на огромное внутреннее напряжение. Обязательно нужно учиться владеть собой, своими эмоциями. Ваше внешнее спокойствие и собранность будут хорошо действовать на коллектив детей,  дисциплинировать их, создавать нормальную обстановку в группе.

Большое значение для воспитателя имеет умение находить свое место в группе во время работы.

На занятии это место четко определяется содержанием занятия, а в остальное время — в часы игр, на прогулке, в межрежимные моменты – воспитатель всегда находится среди детей.  Но он должен так уметь выбрать место, чтобы заниматься с одним ребенком или группой детей, видеть остальных и знать, кто чем занят.  Такое умение дается не сразу, но стремиться к этому надо с первых шагов.

Находясь среди детей и постоянно наблюдая за их деятельностью, вы вовремя предупредите конфликт, ссору, увидите, кому и чему и чем надо помочь, например, посоветуете приготовить простейшие атрибуты (билеты, флажок и т.д.), чтобы игра стала интереснее, а возможно, и самим придется включиться в игру, особенно в младших группах. Дети должны почувствовать в вас не только строгого педагога, но и веселого, доброго участника их затей – это возможно лишь в том случае, если вы постоянно находитесь среди детей и наблюдаете за их поведением.

Начиная работать с детьми,  учитесь обращаться к ним без крика, спокойно, иногда настойчиво и требовательно, а иногда шутливо, ласково и загадочно. Ребята привыкнут к вашему спокойному тону  и так же будут обращаться к вам и друг к другу.

Следите за своим голосом, думайте над каждым своим словом, ибо лишние, ненужные слова очень возбуждают ребят. Обычно у многословного воспитателя дети шумливы и не сразу реагируют на обращение, указание и просьбы.

Старайтесь установить в группе спокойную, деловую обстановку. Конечно, не исключены и конфликты между детьми. И уж если они возникли, воспитатель должен разрешить его спокойно, тактично и, главное, справедливо.

Как бы хорошо не была организована группа, возможность конфликтов не исключена. Если воспитатель будет внимателен к поведению детей и наблюдателен, то возникновение конфликта можно предупредить или ликвидировать в момент зарождения.

Причинами конфликтов могут быть самые разнообразные ситуации и положения. Рассуждаю о тех, которые, на мой взгляд, наиболее характерны:

  • Болезнь ребенка, начало заболевания. Воспитатель замечает, что всегда спокойный мальчик вдруг стал капризен, конфликтует  с детьми. В первую очередь выясните, здоров ли, измерьте температуру, спросите — не болит ли у него что–нибудь, поговорите с родителями ребенка о его поведении дома.
  • Неправильное семейное воспитание. Если ребенку позволяется делать дома все, что он захочет, то,  конечно, в детском саду он будет конфликтовать по каждому поводу: «Отдай игрушку», «Не хочу заниматься», «НЕ буду спать», «Хочу идти первым» и т.д. С таким ребенком надо терпеливо вести постоянную педагогическую работу. Особенно много и упорно надо работать с его родителями. И только в контакте с ними можно исправить ошибки.
  •  Причиной конфликтов и изменением поведения ребенка иногда бывает систематическое и даже одноразовое недосыпание: засиделись в гостях или дома были гости, смотрел передачу по телевизору и т.д. Все это влияет на нервную неокрепшую систему ребенка.
  •  В младшей группе причиной конфликтов может быть отсутствие большого количества одинаковых игрушек. Малышу обязательно хочется такую же игрушку, как у другого ребенка, — это свойственно его психике. Поэтому желательно иметь   больше одинаковых игрушек.
  • В старших группах игрушка тоже может быть причиной конфликтов, но здесь уже можно применять побольше методических приемов: переключать внимание на  что – то другое, интересное, устанавливать очередность, объединять несколько детей вокруг  одной игрушки и т.д.
  • Распределение ролей в сюжетно — ролевых играх также может быть причиной конфликта.

Энергичные,  волевые, но неправильно воспитанные дети всегда хотят быть ведущими в играх. Если такой ребенок не получил желаемую роль – сразу же возникает конфликт. Воспитатель должен тактично доказать, что с ролью, например, капитана справится и Сережа (малоактивный, застенчивый), и приложит все усилия, чтобы действительно Сережа справился.

 Распределение ролей в играх – важный момент в работе воспитателя. Причин конфликтов много, но их всегда надо выяснять и справедливо во всем разобраться.

С первых шагов в работе необходимо  учиться анализировать свою деятельность, заниматься самоанализом, причем делать это жестко, с пристрастием и ежедневно. Советую проводить разбор  всего рабочего дня: что прошло хорошо, а что не удалось – на занятиях, прогулке, во время других режимных моментов, в плане организации коллектива и т.д.

Наряду с неудачами обязательно отмечайте и положительные приемы, методы.

В плане организации детского коллектива полезно составить характеристику каждого ребенка. Эта работа проводится совместно обоими воспитателями с привлечением родителей, которые расскажут о поведении ребенка дома, его интересах, навыках и т.д. У педагогов такая работа развивает наблюдательность, кроме  того, дает большую возможность приложить свои знания психологии.

Составляя характеристику, воспитатель более глубоко познает ребенка, его характер, поведение,  активность, контактность, речь, двигательные навыки, самообслуживание и т.д. Он будет знать, как и в каких случаях надо подходить к тому или иному ребенку: возбужденного занять спокойной игрой, малоактивному давать посильные различные поручения, задания;  с молчаливым почаще говорить, расспрашивать и т.д.

Составление характеристики в каждой группе дает   возможность наблюдать за ростом и развитием детей.

Воспитатель должен всегда работать в тесном контакте с родителями. Но есть папы и мамы, которые опаздывают приводить ребенка в детский сад во- время, мало занимаются с ними дома, не придерживаются режима в выходные дни.

Таким родителям приходится давать необходимые советы. Но прислушиваться будут только к советам воспитателя, который пользуется авторитетом, любит детей и добросовестно, честно работает.

 Опытный педагог, и тем более начинающий, порой  испытывает затруднения при приеме детей, особенно новых. Нужно проявлять максимум ласки, внимания, радости оттого, что ребенок пришел в детский сад. Можно заинтересовать  его игрушкой, книжкой, картинкой, живым объектом (птичка, рыбка, черепаха, еж).

Некоторые воспитатели, особенно, начинающие, при встрече с родителями вечером жалуются на детей. Мелкие, необдуманные жалобы унижают педагога, нервируют детей и родителей, а пользы не приносят.

Жалоба должна быть тщательно продумана. Например, ребенок стал незаметно уносить игрушки из детского сада домой. Обязательно надо поставить в известность родителей и бороться с этим общими усилиями.

Чаще рассказывайте родителям о положительных моментах в поведении ребенка, о самых маленьких достижениях, о добрых делах и поступках, о взаимоотношениях с детьми, о помощи,  оказанной ребенком товарищу и т.д.

Обратите внимание, как и в каком виде ребенок встречает своих родителей вечером. Если он аккуратно одет и при встрече начинает оживленно о чем-то хорошем, интересном рассказывать, это значит, что ему хорошо и интересно. Родители мысленно ставят оценку вашей работе и дают вам характеристику.

Если ребенок с плачем бежит к маме, да еще у него шапка не завязана, пальто неправильно застегнуто, обувь обута не на ту ногу, носовой платок потерян, вы тоже получите соответствующую оценку и характеристику. И в этом случае ничем нельзя убедить родителей, что ребенку в детском саду хорошо, что все произошло случайно. Если воспитатель может в таком виде отдавать ребенка, значит, он работает спустя рукава. Дети такого педагога не любят, а родители не уважают и сожалеют о том, что приходится доверять ему своих детей.

Радостно должны встречать родителей и старшие и младшие дошкольники, их внешний вид, настроение, улыбка – все должно говорить о том, что ребенку хорошо, что вы честно выполняете свой гражданский долг, работаете творчески и добросовестно.

Я не делаю никаких открытий, просто, опираясь на свой многолетний опыт, хочу помочь начинающим воспитателям в их шагах на благородном педагогическом поприще.

СОВЕТЫ  НАЧИНАЮЩИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ

  Практическая работа с ее неожиданностями часто затрудняет работу  начинающих воспитателей, вселяет неуверенность в свои силы, ведет к разочарованию.

Только любящий человек должен быть воспитателем.

Эта любовь   прежде всего должна проявляться в уважении к личности ребенка, его чувствам и переживаниям.

Такой педагог ласково и приветливо встретит малыша, пришедшего в группу, справедливо разберется в конфликтах, терпеливо выслушает ребенка, покажет свою заинтересованность  его делами, вместе с ним будет переживать случившееся.

Однако это не означает, что воспитатель не должен быть требовательным, строгим там где надо , но строгость должна сочетаться со справедливостью.

Дети поймут справедливость поведения  воспитателя , и авторитет его будет заслуженно утверждаться.

Любовь к детям проявляется в большом терпении.

Ребенок , вступая в жизнь , ежедневно делает для себя открытия, овладевает знаниями , умениями, навыками. Похвалите малыша  за малейшие успехи ,  и  малыш будет вам по своему  благодарен .

 С чего начинать работу начинающему педагогу?

Хочется посоветовать  до выхода на работу  побывать в группе, познакомиться со вторым воспитателем, помощником воспитателя, детьми, послушать рассказ коллеги об индивидуальных особенностях  каждого ребенка, посмотреть где храниться  оборудование, пособия, где проводятся прогулки, познакомиться  с планом работы и документацией  группы .

Такая предварительная  подготовка поможет начинающему воспитателю почувствовать себя увереннее, когда он придет в первый раз в группу  на работу.

Очень важно постоянно следить за своим внешним видом . Приятно детям, родителям, коллегам и всем окружающим  видеть воспитателя  аккуратно причесанным , скромно, но со вкусом одетым.

Дети любуются вами , ваш внешний вид доставляет им доставляет радость.

Малыши все замечают и красивую брошь и платочек красиво повязанный, но вместе с тем  стоптанные тапочки и лохматую прическу. А то что не заметят малыши , обязательно заметят старшие.

Дети любят и гордятся своим воспитателем , и вы должны их любовь заслужить. Первый шаг к этому —  ваш внешний вид.

 В идеальном порядке должен быть стол воспитателя – ничего лишнего, только тетрадь с планом, журнал посещаемости, график проветривания помещения,   материал к занятию.

Педагогически материал должен  хранится  в педагогических шкафах.

В младших группах  такой порядок поддерживайте сами, в старших  постепенно привлекайте к этой работе и  детей. Они будут помогать вам с удовольствием.

Единые и постоянные требования  обоих воспитателей  вырабатывают у детей полезную привычку к порядку , необходимую в дальнейшей жизни.

Воспитатель несет полную ответственность за выполнение режима дня. Для того чтобы день прошел четко, необходимо накануне  продумать весь ход работы ,  подготовиться к занятиям.

С самых первых дней старайтесь установить контакт со своей сменщицей . Если сменщица опытный педагог, желательно понаблюдать  как она проводит утренние часы, занятия, прогулку, организует  прием пищи .

Старайтесь предъявлять к детям единые требования при соблюдении  порядка в группе, при проведении занятий. При сдаче смены другому воспитателю, расскажите о том, как прошел рабочий день, какие возникли трудности,  как вели себя дети и каково  настроение группы.

 Большое значение для начинающего воспитателя имеет значение  находить свое место в группе во время работы.

Находясь среди детей  и постоянно наблюдая за их деятельностью, вы вовремя предупреждаете конфликт, ссору. Дети должны почувствовать в вас не только строгого педагога, но и  веселого доброго участника их затей.

Начиная   работать  с детьми   учитесь  обращаться к ним без крика, спокойно, иногда настойчиво и требовательно, а иногда ласково и шутливо.

Старайтесь установить в группе спокойную, деловую обстановку. Возникшие конфликты между детьми воспитатель должен разрешить спокойно, тактично и справедливо.

Если воспитатель будет внимателен к поведению детей и наблюдателен, то возникновение конфликтов можно предупредить .

Методические объединения, педсоветы- важнейшие обучающие мероприятия, посещая их, конспектируйте все что на них говорится и обсуждается.

 Воспитатель всегда должен работать в тесном контакте с родителями. Но есть папы и мамы, которые опаздывают приводить ребенка в детский сад вовремя, мало занимаются  с ним дома, не  придерживаются режима в выходные дни.

Таким родителям приходится давать советы. Но  прислушиваются   к советам воспитателя,  который пользуется авторитетом, любит детей и добросовестно и честно работает.

 Замечания можно сделать тактично, требовательно и добиться нужных результатов.

Некоторые воспитатели при встрече с родителями  жалуются на детей. Но прежде чем пожаловаться ,  тщательно продумайте жалобу.

Обратите  внимание , как и в каком виде ребенок встречает своих родителей вечером.

Радостно должны встречать родителей         и старшие и младшие дошкольники, их внешний вид, настроение, улыбка – все должно говорить  о том, что ребенку с вами хорошо , что вы честно выполняете свои обязанности , работаете творчески,  добросовестно.

Источник:

www.praleska­red.by — учреждение «Редакция журнала “Пралеска”»

Когда новый воспитатель приходит в дошкольное учреждение, важно оказать ему поддержку. На него обрушивается большое количество задач. Молодым специалистам особенно непросто с ними справиться, поскольку у них еще нет практических  знаний и не всегда есть понимание как выстроить работу. Такому сотруднику сложно проявить свои творческие способности и под воздействием стресса он может начать сомневаться, подходит ли ему эта работа. Исправить ситуацию помогает наставничество. В статье обсудим как педагог-наставник может помочь освоиться молодому воспитателю.

  • Адаптационный этап
  • Составление и реализация плана наставничества
  • Контрольно-оценочный этап
  • Рекомендации при работе с молодыми воспитателями
  • Как понять, что наставничество прошло успешно

Наставничество подразумевает передачу знаний и навыков опытных сотрудников дошкольной организации молодым специалистам. Исходя из этого наставником может быть только тот, чьи знания и навыки представляют реальную ценность. Воспитатель должен проработать педагогом дольше трех лет, овладеть навыками управления образовательной деятельностью, хорошо выполнять свою работу и желать обучать других. 

Приступая к наставничеству, педагог должен уделить внимание трем последовательным этапам.

1 — Адаптационный этап

Когда молодой специалист только приходит в детский сад, перед наставником стоит задача определить, какие личностные и профессиональные навыки сформированы у воспитателя и какие проблемы он испытывает. После чего помочь новичку разобраться в годовом плане детского сада и выбрать тему для самообразования.

На основе этих данных в дальнейшем разрабатывается план наставничества. Прописывая цели для плана, необходимо учитывать выбранную тему для самообразования, уровень базового образования воспитателя, его творческий потенциал, личные особенности и сложности, которые он испытывает в работе. 

Например, если начинающему воспитателю непросто общаться с родителями деток или он не умеет работать с документацией, педагог-наставник включает эти вопросы в план. 

2 — Составление и реализация плана наставничества

Педагог-наставник разрабатывает индивидуальный план наставничества для обучения молодого воспитателя. План составляется на определенный период, с указанием необходимых тем мероприятий, сроков и форматов работы.  

Цели и темы мероприятий формируются на основе информации, которую наставник узнал во время адаптационного этапа. Дополнительно важно включить основные занятия по работе с документацией, поскольку молодым воспитателям  бывает сложно научиться правильно заполнять документы и планы. И уделить внимание выработке личного стиля работы. Каждому воспитателю важно сформировать собственный арсенал методов и приемов работы. Для этого наставник обучает его основным педагогическим технологиям.

Сроки мероприятий устанавливаются относительно важности и срочности темы. Например, если для начала работы необходимо спланировать работу с группой, эта тема должна прорабатываться одной из первых.

Формат мероприятий выбирается в зависимости от текущих задач и особенностей воспитателя. Важно предусмотреть различные форматы. Сочетать индивидуальные и групповые форматы, практические и теоретические занятия.

В качестве теоретических занятий можно использовать:

  • Индивидуальные и групповые консультации, 
  • самостоятельное изучение материала и прослушивание семинаров,
  • коучинг, когда наставник не дает советы, а помогает воспитателю самостоятельно найти ответы на вопросы,
  • коллективное обсуждение общих сложностей и обзор профессиональной литературы.

Теоретические занятия важно параллельно подкреплять практическими, чтобы воспитатель не только получал рекомендации, но и пробовал их применять. В качестве практики можно проводить:

  • Обучение на рабочем месте,
  • решение и анализ педагогических ситуаций,
  • демонстрация опыта педагога-наставника и мастер-классы для обмена опытом,
  • участие в конкурсах педагогического мастерства,
  • совместные игровые и проектные формы обучения,

Чтобы выбрать подходящий формат работы важно определить уровень теоретических знаний и практических навыков сотрудника. Если молодой воспитатель хорошо знает теорию, можно включать в план больше мероприятий, нацеленных на практику.

План наставничества удобно оформить в виде таблицы. 

Пример:

Тема Формат Срок
 Способы организации режимных моментов

  — консультации

  — демонстрация опыта работы педагога-наставника

  — наблюдение и анализ за выполнением режимных моментов  молодым специалистом в работе с детьми               

   Сентябрь       
 Формирование личного стиля работы

  — обмен опытом между педагогами через открытые занятия
  — теоретические консультации по методологиям

    работы с детьми

  — составление плана индивидуального развития

  — участие в семинарах и обсуждениях

  — участие в коллективных играх и проектах

  Октябрь-           декабрь       
 Создание личной страницы в интернете для публикации материалов для родителей и коллег

  — Консультации

  — Изучение различных методов создания страницы

  — Практическое занятие с наставником

     Январь

3 — Контрольно-оценочный этап

После проделанной работы педагог-наставник анализирует ее результаты. Он контролирует работу воспитателя, дает конструктивную обратную связь для устранения ошибок. Таким образом наставник проверяет готовность воспитателя к самостоятельной работе.

Чтобы работа на каждом этапе была эффективной, важно вести работу с воспитателями по определенным правилам.

Рекомендации при работе с молодыми воспитателями

Совместная деятельность наставника и молодого воспитателя принесет положительные результаты, если она будет построена в соответствии с некоторыми принципами.

Мотивация

Наставничество должно быть двусторонней добровольной работой. Она эффективна, только когда молодой воспитатель на самом деле хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом. А наставник искренне желает передать свои знания и навыки новичку. Если один из них действует без внутренней мотивации, по принуждению или по вынужденным обстоятельствам, результата не будет. 

Сотрудничество
Наставничество основано на взаимном уважении и доверии. Иногда наставники воспринимают эту форму работы как возможность возвыситься и подчинить неопытного воспитателя. Такое отношение быстро “отпугнет” новичка. Наставнику следует создать доброжелательную атмосферу и общаться с воспитателем на равных.

Системность

Развитие и поддержка молодого специалиста должны быть непрерывными. Одноразовые действия не дают должного результата.

Как понять, что наставничество прошло успешно

Результат наставничества можно считать удачным, если у воспитателя сформировался положительный опыт работы в детском саду и появилась мотивация продолжать работу именно в этом учреждении. Он овладел необходимыми навыками и выработал собственную систему работы. Воспитатель начал самостоятельно выполнять всю работу и результаты этой работы удовлетворяют руководство и родителей воспитанников.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Начальник расчетного отдела должностная инструкция
  • Начальные инструкции которые помогают запустить компьютер это
  • Начальник производственной службы должностная инструкция
  • Начальник юридического отдела жкх должностная инструкция
  • Начальник производственной базы должностная инструкция