Настоящая должностная инструкция разработана на основе профессионального стандарта

В должностной инструкции прописывают требования и обязанности для каждой штатной должности. Работника нужно ознакомить с инструкцией перед трудоустройством и обязательно под роспись. Если положения меняются, то об этом тоже нужно уведомить сотрудника.

Надо ли составлять должностные инструкции на основе профстандартов

Главная цель модернизации системы ЕКСД и перехода на профстандарты — введение и применение единых квалификационных требований для выполнения определенных работ и трудовых функций. Еще одна задача — внесение корректировок в учебные планы образовательных организаций профессионального образования. Порядок разработки, применения профстандартов регулируется ст. 195.2 и 195.3 ТК:

  1. Разработка и внедрение регламентируется правительством и Минтрудом РФ — постановление Правительства РФ № 23 от 22.01.2013, приказы Минтруда № 170н от 29.04.2013, № 147н от 12.04.2013, № 148н от 12.04.2013.
  2. Организации обязаны применять стандарты в строго регламентируемых случаях (ФЗ № 122, Письмо Минтруда России № 14-0/10/В-2253 от 04.04.2016).
  3. Применение рекомендовано и в необязательных ситуациях — в качестве основы для формирования требований к уровню квалификации сотрудников, при разработке перечня должностных обязанностей для трудовых договоров и должностных инструкций.

Трудовое законодательство не обязывает применять инструкцию, функции достаточно закрепить в договоре с нанимаемым (ст. 57 ТК). Одновременно в РФ установлено, что работнику поручаются только те обязанности, которые входят в его трудовую функцию и определяются локальными актами — ст. 15 ТК. Упоминание об инструкции содержится и в ст. 57 ТК.

Если организация применяет для регулирования трудовой деятельности сотрудников ДИ, то профстандарты при их разработке используются в следующих случаях:

  • законами или подзаконными актами к сотруднику установлены квалификационные требования для выполнения той или иной работы — ст. 195.3 ТК;
  • конкретной должности (профессии) или трудовой функции (при соответствии названия и квалификации) предоставляются льготы, дополнительные выплаты и компенсации — п. 2 ст. 57 ТК.

Крупные ведомства (организации) разрабатывают внутренние инструкции, подробно описывающие, как составить должностную инструкцию по профессиональному стандарту, правила оформления и введения.

Кто обязан применять профстандарты и на каком основании, показано на рисунке. Перечень не является исчерпывающим, он пополняется и обновляется.

Кто обязан применять профстандарты

Должностная инструкция и профстандарт

Коротко покажем, как пользоваться профстандартом при составлении должностной инструкции, в качестве примера возьмем должность эксперта по закупкам.

Шаг 1. Если использовать профстандарт необходимо или руководством принято решение обратиться к сборнику в качестве «помощника», то проверьте, есть ли подходящий в реестре.

Справка. Сборник содержит шаблоны ДИ для небольшого количества должностей и профессий, найденный текст следует взять за основу. В остальных случаях в соответствии с профстандартом перерабатывается имеющаяся ДИ.

Наименование необходимой должности или профессии необходимо искать в разделе III документа. Если вы обязаны применять профстандарты, а существующее название должности не соответствует предлагаемому, то штатную единицу придется переименовать. Это правило особенно важно для получения льгот, компенсаций и выплат.

Шаг 2. Учитывая специфику предприятия и должности, вносятся необходимые поправки. Базовые требования к должностной инструкции 2023 г. на основе профстандарта установлены с учетом требований и рекомендаций следующих документов:

  • ГОСТ Р 7.0.97-2016;
  • положений гл. 43 ТК РФ;
  • устава организации;
  • локальных актов компании.

Шаг 3. Должностные инструкция имеет вполне традиционную структуру. Представленные варианты форм должностной инструкции в соответствии с профстандартами отличаются размещением блоков «должен знать» и «должен уметь».

В первом случае они обобщены из описания каждой трудовой функции и располагаются в общей части.

Должностная инструкция по профстандарту

Должностная инструкция и профстандарт

Коротко покажем, как пользоваться профстандартом при составлении должностной инструкции, в качестве примера возьмем должность эксперта по закупкам.

Шаг 1. Если использовать профстандарт необходимо или руководством принято решение обратиться к сборнику в качестве «помощника», то проверьте, есть ли подходящий в реестре.

Справка. Сборник содержит шаблоны ДИ для небольшого количества должностей и профессий, найденный текст следует взять за основу. В остальных случаях в соответствии с профстандартом перерабатывается имеющаяся ДИ.

Наименование необходимой должности или профессии необходимо искать в разделе III документа. Если вы обязаны применять профстандарты, а существующее название должности не соответствует предлагаемому, то штатную единицу придется переименовать. Это правило особенно важно для получения льгот, компенсаций и выплат.

Шаг 2. Учитывая специфику предприятия и должности, вносятся необходимые поправки. Базовые требования к должностной инструкции 2023 г. на основе профстандарта установлены с учетом требований и рекомендаций следующих документов:

  • ГОСТ Р 7.0.97-2016;
  • положений гл. 43 ТК РФ;
  • устава организации;
  • локальных актов компании.

Шаг 3. Должностные инструкция имеет вполне традиционную структуру. Представленные варианты форм должностной инструкции в соответствии с профстандартами отличаются размещением блоков «должен знать» и «должен уметь».

В первом случае они обобщены из описания каждой трудовой функции и располагаются в общей части.

Должностная инструкция по профстандарту

Во втором необходимые знания и умения приведены попунктно, применительно к каждой трудовой функции, структура должностной инструкции по профстандарту имеет следующий вид:

Структура должностной инструкции

Квалификационные требования, требования к стажу и условия допуска, независимо от места их размещения в ДИ, в профстандарте следует искать в разделе III «Характеристика обобщенных трудовых функций». Для должности «Эксперт по закупкам» (профстандарт 08.024) они находятся в начале раздела 3.2 стандарта.

Обобщенная трудовая функция (стр. 1)

Квалификационные требования, требования к стажу и условия допуска, независимо от места их размещения в ДИ, в профстандарте следует искать в разделе III «Характеристика обобщенных трудовых функций». Для должности «Эксперт по закупкам» (профстандарт 08.024) они находятся в начале раздела 3.2 стандарта.

Обобщенная трудовая функция (стр. 1)

Обобщенная трудовая функция (стр. 2)

В первом разделе ДИ обычно содержатся следующие сведения:

  • назначение документа;
  • порядок назначения работника на должность и освобождения с нее;
  • подчиненность;
  • требования к образованию и квалификации кандидата, к его опыту и умениям.

Эта часть разрабатывается с учетом внутренних ЛНА и выглядит следующим образом:

Должностная инструкция эксперта по закупкам

В первом разделе ДИ обычно содержатся следующие сведения:

  • назначение документа;
  • порядок назначения работника на должность и освобождения с нее;
  • подчиненность;
  • требования к образованию и квалификации кандидата, к его опыту и умениям.

Эта часть разрабатывается с учетом внутренних ЛНА и выглядит следующим образом:

Должностная инструкция эксперта по закупкам

Шаг 4. В раздел 2 ДИ перечисляются трудовые функции. Для должности «эксперт по закупкам» они обобщены в разделе II профстандарта — код В таблицы.

Образец должностной инструкции: описание трудовых функций

Шаг 5. Должностные обязанности в разделе 3 ДИ детализируются в соответствии с методикой профстандарта — содержание каждой трудовой функции раскрывается через трудовые действия.

В нашем примере эксперт по закупкам выполняет две трудовые функции:

  1. Экспертиза закупочной процедуры.
  2. Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта.

В проф. стандарте должностных инструкций 2023 г. расшифровка функции 2 выглядит следующим образом:

Правила оформления должностной инструкции

Шаг 5. Должностные обязанности в разделе 3 ДИ детализируются в соответствии с методикой профстандарта — содержание каждой трудовой функции раскрывается через трудовые действия.

В нашем примере эксперт по закупкам выполняет две трудовые функции:

  1. Экспертиза закупочной процедуры.
  2. Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта.

В проф. стандарте должностных инструкций 2023 г. расшифровка функции 2 выглядит следующим образом:

Правила оформления должностной инструкции

В ДИ разработчику следует зафиксировать перечень действий, которые выполняет сотрудник. При необходимости работодатель расширяет его по своему усмотрению. Описание должностных обязанностей в используемом примере имеет следующий вид:

Трудовые функции в должностной инструкции эксперта по закупкам

Шаг 6. Права работника, которыми он обладает в рамках своих полномочий, описываются традиционно: указывают права доступа к информации, порядок взаимодействия с сотрудниками предприятия и пр. Используйте формулировки профстандарта (описание трудовых действий). Часть «ответственность» содержит стандартные формулировки (при необходимости включаются дополнительные сведения, например, о материальной ответственности).

Шаг 7. В заключительной части приводится порядок утверждения и вступления ДИ в силу, порядок внесения изменений. В этом разделе — ссылка на используемый стандарт и его реквизиты. Вот пример должностной инструкции в части прав и ответственности эксперта по закупкам.

4. Права

Эксперт по закупкам имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Эксперт по закупкам привлекается к ответственности:

  • за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством в сфере закупок;
  • за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, — в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;
  • за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности).

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.09.2015 № 626н, с учетом… (реквизиты локальных нормативных актов организации).

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом).

6.3. … (другие заключительные положения).

Как оформить должностную инструкцию

Подготовленная ДИ на основе профстандарта дальше проходит следующие стадии:

  1. Готовый текст ДИ утверждается — издается приказ руководителя, проставляется гриф «УТВЕРЖДАЮ», подпись руководителя и печать организации (при наличии) на титульном листе. После этого документ вводится официально.
  2. Ознакомление сотрудника и фиксирование этого факта в специальном журнале или листе.

Приказ об утверждении должностной инструкции по профстандарту не имеет унифицированной формы и подготавливается с учетом правил документооборота. Его составляют на бланке организации. В приказе указываются реквизиты инструкции и дата введения в действие. Подписывает распоряжение руководитель.

Подробнее: как составить приказ об утверждении должностных инструкций

Как ознакомить сотрудника с должностной инструкцией

При приеме сотрудника на работу работодатель обязан ознакомить его под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативами, в том числе и ДИ, если она есть (ст. 68 ТК РФ). ДИ прилагают к трудовому договору или утверждают как отдельный самостоятельный документ (Письмо Минтруда № 14-6/ООГ-6058 от 27.09.2022).

Порядок ознакомления с ДИ в нормативах не установлен: работодатель сам определяет внутренние правила. Обычно организации применяют такие способы ознакомления:

  1. Составляют лист ознакомления, дают на подпись работнику и подшивают документ к ДИ.
  2. Оформляют журнал ознакомления работников с локальными нормативными актами, в котором упоминаются и ДИ.

Обязанность работника подписывать ДИ, если ее используют в организации, предусмотрена ст. 22 ТК РФ. Если сотрудник отказывается подписывать ДИ, то составьте акт.

Образец листа ознакомления с должностной инструкцией

Шаг 6. Права работника, которыми он обладает в рамках своих полномочий, описываются традиционно: указывают права доступа к информации, порядок взаимодействия с сотрудниками предприятия и пр. Используйте формулировки профстандарта (описание трудовых действий). Часть «ответственность» содержит стандартные формулировки (при необходимости включаются дополнительные сведения, например, о материальной ответственности).

Шаг 7. В заключительной части приводится порядок утверждения и вступления ДИ в силу, порядок внесения изменений. В этом разделе — ссылка на используемый стандарт и его реквизиты. Вот пример должностной инструкции в части прав и ответственности эксперта по закупкам.

4. Права

Эксперт по закупкам имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Эксперт по закупкам привлекается к ответственности:

  • за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством в сфере закупок;
  • за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, — в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;
  • за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности).

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.09.2015 № 626н, с учетом… (реквизиты локальных нормативных актов организации).

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом).

6.3. … (другие заключительные положения).

Как оформить должностную инструкцию

Подготовленная ДИ на основе профстандарта дальше проходит следующие стадии:

  1. Готовый текст ДИ утверждается — издается приказ руководителя, проставляется гриф «УТВЕРЖДАЮ», подпись руководителя и печать организации (при наличии) на титульном листе. После этого документ вводится официально.
  2. Ознакомление сотрудника и фиксирование этого факта в специальном журнале или листе.

Приказ об утверждении должностной инструкции по профстандарту не имеет унифицированной формы и подготавливается с учетом правил документооборота. Его составляют на бланке организации. В приказе указываются реквизиты инструкции и дата введения в действие. Подписывает распоряжение руководитель.

Подробнее: как составить приказ об утверждении должностных инструкций

Как ознакомить сотрудника с должностной инструкцией

При приеме сотрудника на работу работодатель обязан ознакомить его под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативами, в том числе и ДИ, если она есть (ст. 68 ТК РФ). ДИ прилагают к трудовому договору или утверждают как отдельный самостоятельный документ (Письмо Минтруда № 14-6/ООГ-6058 от 27.09.2022).

Порядок ознакомления с ДИ в нормативах не установлен: работодатель сам определяет внутренние правила. Обычно организации применяют такие способы ознакомления:

  1. Составляют лист ознакомления, дают на подпись работнику и подшивают документ к ДИ.
  2. Оформляют журнал ознакомления работников с локальными нормативными актами, в котором упоминаются и ДИ.

Обязанность работника подписывать ДИ, если ее используют в организации, предусмотрена ст. 22 ТК РФ. Если сотрудник отказывается подписывать ДИ, то составьте акт.

Образец листа ознакомления с должностной инструкцией

Подробности: как оформить лист ознакомления с должностной инструкцией

Как изменить должностную инструкцию

Если изменения в должностную инструкцию влекут изменение условий трудового договора с работником, то их следует вносить в соответствии с порядком изменения условий трудового договора.

Если в связи с изменениями в должностную инструкцию условия трудового договора с работником не меняются, то изменения вносятся работодателем в соответствии с ЛНА.

ДИ — внутренний организационно-распорядительный документ, который содержит трудовую функцию работника, его круг должностных обязанностей и ответственность (Письмо Роструда № ПГ/13204-6-1 от 27.05.2022). Порядок составления, ведения и внесения изменений в ДИ в ТК РФ и других законах не прописан: работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.

Если внесение изменений в ДИ не меняет обязательные условия трудового договора, то утвердите новую редакцию инструкции и ознакомьте с ней работника под подпись (ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 22.1, ст. 22.3, ч. 5 ст. 312.1, ч. 5 ст. 312.3 ТК РФ). Обычно новую редакцию руководитель утверждает так: проставляет гриф «Утверждаю» в правом верхнем углу, указывает наименование должности, свою подпись, ФИО и дату утверждения. Иногда издают приказ об утверждении, но это необязательно (ч. 1 ст. 8 ТК РФ, п. 5.16 ГОСТ Р 7.0.97-2016, утв. Приказом Росстандарта № 2004-ст от 08.12.2016).

Подробнее: как внести изменения в должностную инструкцию

Если ДИ является приложением к трудовому договору, то рекомендуется одновременно вносить изменения в трудовой договор и ДИ, оформив дополнительное соглашение в письменной форме (Письмо Роструда № 4412-6 от 31.10.2007). Но изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Работодатель обязан уведомить работника о предстоящих изменениях и причинах таких изменений не менее чем за два месяца (ч. 2 ст. 22.2, ст. 22.3, ст. 72, ч. 5 ст. 312.1, ч. 1 ст. 312.2, ч. 1 ст. 312.3 ТК РФ).

Если изменения в ДИ повлекут изменение условий трудового соглашения, то их вносят в порядке, описанном в ст. 72 или 74 ТК РФ. Если же изменения ДИ не меняют условия трудового договора, то работодатель утверждает должностную инструкцию в новой редакции и знакомит с ней работника в установленном порядке.

Другие должностные инструкции:

  • Должностная инструкция бухгалтера;
  • должностная инструкция кладовщика;
  • должностная инструкция материально ответственного лица;
  • должностная инструкция юриста на предприятии;
  • должностная инструкция секретаря организации;
  • должностная инструкция делопроизводителя в организации;
  • должностная инструкция водителя грузового автомобиля;
  • должностная инструкция водителя-экспедитора;
  • должностная инструкция охранника;
  • должностная инструкция слесаря-сантехника.

Вам в помощь образцы, бланки для скачивания

Требуется ли разработка на предприятиях должностных инструкций в полном соответствии с профессиональными стандартами либо на их основе?

Для начала определим, есть ли у современных предприятий необходимость формировать должностные инструкции по профстандартам.

Должностная инструкция — документ, составление которого не предусмотрено ТК РФ, однако установлено рядом других федеральных нормативных актов для некоторых профессий, в частности:

  • врачей (подп. 1 п. 2 ст. 73 закона «Об охране здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ);
  • охранников (приказ МВД РФ от 22.08.2011 № 960) и пр.

Когда составление должностной инструкции необязательно, она может формироваться работодателем как локальный нормативный акт, дополняющий трудовой договор с наемным сотрудником, в целях:

  • официального закрепления квалификационных требований к кандидатам на трудоустройство;
  • установления прав и обязанностей сотрудника, с которыми он, подписывая документ, выражает согласие;
  • детальной регламентации трудовых функций сотрудника для повышения эффективности его работы.

Предполагается, что каждая из отмеченных целей утверждения инструкции будет находить отражение в ее содержании. Вопрос в том, чтобы обеспечить наполнение документа корректными и актуальными формулировками. Одним из источников данных, которые могут быть использованы при составлении соответствующих формулировок, может быть профессиональный стандарт, утвержденный для позиции, по которой разрабатывается должностная инструкция.

Собственно, назначение профстандарта заключается в установлении требований к квалификации сотрудника, необходимой для выполнения им работы по той или иной профессии. Профстандарты обязательны к применению, если это прямо предписано ТК РФ или иным федеральным нормативным актом. Но даже если это не так, то характеристики квалификации, отраженные в профессиональном стандарте, должны задействоваться работодателями в качестве основы при определении внутрикорпоративных требований к квалификации сотрудников — с учетом их трудовых функций, используемых технологий производства, системы менеджмента (ст. 195.3 ТК РФ).

Таким образом, положения ТК РФ фактически предписывают работодателям формировать должностные инструкции (если таковые используются как источники требований к квалификации) на основе профстандартов.

Рассмотрим, в какой структуре может быть представлена должностная инструкция работника в общем случае, а также каким образом она может быть заполнена с применением профстандартов.

Должностная инструкция с учетом профессионального стандарта: структура документа

Обязательная форма должностной инструкции законодательством РФ не установлена. Распространена практика, по которой в нее включаются следующие основные разделы:

1. Общие положения.

Здесь чаще всего отражаются:

  • сведения о назначении инструкции;
  • порядок назначения человека на должность, его подчиненность;
  • требования к уровню образования и опыту сотрудника;
  • требования к знаниям и умениям специалиста.

2. Функциональные обязанности.

Здесь фиксируется перечень типичных действий сотрудника, составляющих его работу на занимаемой должности.

3. Права.

Основные права, которые отражаются в документе, чаще всего связаны с доступом человека к тем или иным корпоративным сведениям, а также с возможностями его взаимодействия с другими сотрудниками по различным вопросам.

4. Ответственность.

Здесь фиксируются, как правило, стандартные формулировки — о том, что сотрудник несет ответственность за свои действия в соответствии с законодательством РФ и локальными нормативными актами.

5. Заключительные положения.

Здесь обычно отражается, что:

  • инструкция составлена в 2 экземплярах;
  • сотрудник знакомится с инструкцией и удостоверяет ознакомление с ней подписью.

Утверждается должностная инструкция руководителем предприятия.

Рассмотрим, какие именно формулировки профстандартов могут быть использованы в целях составления должностной инструкции. Полезнее всего будет изучить их в части тех разделов, которые являются в наибольшей степени зависящими от специфики конкретной должности работника («Общие положения», «Функциональные обязанности» и «Права»).

Сборник должностных инструкций, составленных в полном соответствии с действующим законодательством, вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к К+ можно получить бесплатно. 

Профстандарт как основа для должностной инструкции: сведения из раздела 1

Профстандарт в общем случае содержит (п. 6 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтрудсоцзащиты РФ от 29.04.2013 № 170н):

  • раздел 1, в котором фиксируются общие сведения о позиции, для которой определяются квалификационные требования;
  • раздел 2, в котором содержится описание всех трудовых функций, которые входят в соответствующий профстандарт;
  • раздел 3, в котором отражаются сведения об обобщенных трудовых функциях, а также развернутые характеристики конкретных трудовых функций;
  • раздел 4, в котором отражаются данные об организациях, разработавших профстандарт.

Для нас наиболее полезными будут, очевидно, первые три раздела.

Из раздела 1 профстандарта в целях составления инструкции можно извлечь наименование занятия по коду ОК3 (графа «Группа занятий»). Именно эта графа определяет название должности, для которой составляется инструкция. Также наименование должности по инструкции может базироваться на сведениях в графе «Возможные наименования должностей» подраздела «Обобщенная трудовая функция» раздела 3 профстандарта.

Профстандарт как основа должностной инструкции: раздел 2

Второй раздел профстандарта может быть полезен прежде всего как инструмент соотнесения содержания работы человека по существу с определенными профстандартом характеристиками (т. е. с указанными там обобщенной и конкретизированной трудовыми функциями).

Близкие по содержанию работы отдельные трудовые функции объединены в разделе в группы — обобщенные трудовые функции. Для каждой обобщенной трудовой функции (для всех конкретных трудовых функций, которые входят в нее) установлен отдельный уровень квалификации. Например, в профстандарте «Бухгалтер», утвержденном приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н, предусмотрены обобщенные функции:

  • ведение бухгалтерского учета;
  • составление и предоставление финотчетности.

Для первой из указанных обобщенных функций требуется наличие квалификации уровня 5, для второй — уровня 6. Законодательно характеристики соответствующих уровней закреплены в приказе Минтрудсоцзащиты РФ от 12.04.2013 № 148н. Так, уровень 5 предполагает, в частности, наличие у человека как минимум среднего образования по профессии, а также практического опыта работы. Уровень 6 требует, в свою очередь, высшего образования или же среднего по программам подготовки специалистов среднего звена и аналогично практического опыта работы.

Профстандарт как основа для должностной инструкции: раздел 3

Конкретные требования к уровню образования и опыту по обобщенным трудовым функциям (и для соответствующих им конкретизированных функций) закреплены в третьем разделе профстандарта. Эти требования могут быть включены в раздел «Общие положения» должностной инструкции.

Третий раздел профстандарта также может быть также полезен с точки зрения:

  • формирования перечня функциональных обязанностей сотрудника по должностной инструкции (им может соответствовать перечень «Трудовые действия», установленный для конкретной трудовой функции в профстандарте);
  • формирования перечня знаний и умений сотрудника по должностной инструкции (им могут соответствовать перечни «Необходимые умения» и «Необходимые знания», также установленные для конкретной трудовой функции в профстандарте).

Кроме того, формулировки, приведенные в перечне «Трудовые действия» по профстандарту, могут быть использованы и при составлении раздела «Права» должностной инструкции. Как мы отметили выше, права сотрудника, фиксируемые в инструкции, могут выражаться в получении доступа к определенным данным, а также в возможности взаимодействия с коллегами. Профстандарт вполне может определять и то и другое.

Итоги

Определять перечни трудовых функций работника, фиксируемых в должностной инструкции, работодатели должны на основе профстандартов для соответствующей должности (либо, если это установлено федеральным законодательством, — в полном соответствии с профстандартом). Решение данной задачи облегчается тем, что современные профессиональные стандарты во многих случаях содержат все необходимые сведения для заполнения разделов «Общие положения», «Функциональные обязанности» и «Права» должностных инструкций.

Узнать больше о применении профстандартов вы можете в статьях:

  • «Наименование должностей по профстандартам (нюансы)»;
  • «Приказ о внедрении профстандартов в организации – образец»;
  • «Профстандарт юрисконсульта».

       «СОГЛАСОВАНО»

          Председатель ПК

    Дома детского творчества

________________ Т.И.Черникова

          26 ноября_2019г.

                                                «УТВЕРЖДАЮ»

                                              Директор МБУ ­­­­­­­­­­ДО

                                        Дома детского творчества

                                    _____________ Т.А.Кравченко

                                              26 ноября_2019г.

Должностная инструкция

Педагога — организатора

Должностная инструкция составлена с учетом профстандарта

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Настоящая должностная инструкция разработана   на основании Профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №298н от 5 мая 2018 года; в соответствии с Федеральным Законом №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; Трудовым кодексом Российской Федерации; Уставом МБУ ДО ДДТ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.       Общие положения

1.1. Педагог-организатор относится к категории специалистов.

1.2. На должность педагога-организатора принимается лицо

1) отвечающее одному из требований:

  • высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»;
  • высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».
  • не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
  • прошедшее обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • при привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися — прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
  • при привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися — прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам.

1.3. Педагог-организатор должен знать:

  • законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых, локальные нормативные акты образовательной организации;
  • законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей и (или) взрослых, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных);
  • нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая Конвенцию о правах ребенка;
  • локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные;
  • основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения массовых досуговых мероприятий;
  • способы выявления интересов обучающихся (для детей) и их родителей (законных представителей) в области досуговой деятельности;
  • методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий;
  • психолого-педагогические основы и методики применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы;
  • техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников;
  • основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения;
  • особенности одаренных детей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении, специфику инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента обучающихся);
  • перечень и характеристики предлагаемых к освоению дополнительных общеобразовательных программ;
  • основные методы, приемы и способы привлечения потенциального контингента учащихся по дополнительным общеобразовательным программам;
  • виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования;
  • методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического микроклимата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся;
  • методологические основы современного дополнительного образования детей и взрослых;
  • современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых;
  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
  • особенности построения компетентностно-ориентированного образовательного процесса;
  • источники достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • внутренние и внешние (средовые) условия развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • возрастные особенности обучающихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения;
  • основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов (листовок, буклетов, плакатов, баннеров, презентаций) на бумажных и электронных носителях;
  • стадии профессионального развития педагогов;
  • правила слушания, ведения беседы, убеждения, приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога, формы представления предложений по развитию образования руководителям и педагогическому коллективу;
  • требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся;
  • требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях);
  • требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся;
  • основы трудового законодательства Российской Федерации;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

1.4. Педагог-организатор должен уметь:

  • планировать, организовывать и проводить досуговые мероприятия с учетом возрастных особенностей, особенностей объединения/группы и отдельных обучающихся, специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации), в том числе:

— привлекать педагогов и обучающихся ( детей и их родителей (законных представителей)) к планированию и разработке содержания мероприятий;

— поддерживать социально значимые инициативы обучающихся;

— использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся (в том числе ИКТ, электронные, информационные и образовательные ресурсы) в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей обучающихся;

— организовывать репетиции;

— координировать деятельность педагогов, объединений обучающихся при подготовке мероприятий;

— выполнять роль ведущего досуговых мероприятий;

— привлекать к участию в мероприятиях одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;

— устанавливать взаимоотношения с обучающимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся, испытывающих затруднения в общении;

— использовать профориентационные возможности досуговой деятельности.

  • взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями (законными представителями) обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении массовых досуговых мероприятий, соблюдать нормы педагогической этики;
  • взаимодействовать с методистом по вопросам планирования и организации методической работы и дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогических работников;
  • осуществлять анализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий;
  • обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные;
  • планировать мероприятия для привлечения потенциального контингента обучающихся различного возраста;
  • организовывать подготовку и размещение, готовить и размещать информационно-рекламные материалы (листовки, буклеты, плакаты, баннеры, презентации) о возможностях дополнительного образования детей и взрослых в различных областях деятельности, о перечне и основных характеристиках предлагаемых к освоению образовательных программ;
  • проводить презентации организации, осуществляющей образовательную деятельность, и реализуемых ею образовательных программ, дни открытых дверей, конференции, выставки и другие мероприятия, обеспечивающие связь с общественностью, родителями (законными представителями) и детьми и (или) взрослым населением, заинтересованными организациями;
  • организовывать мероприятия по набору и комплектованию групп обучающихся с учетом специфики реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся;
  • находить заинтересованных лиц и организации, развивать формальные (договорные, организационные) и неформальные формы взаимодействия с ними;
  • взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами;
  • создавать условия для поддержания интереса обучающихся к дополнительному образованию и освоению дополнительных общеобразовательных программ в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • ориентироваться в источниках, анализировать и обобщать информацию о государственной и региональной политике в области образования, необходимую для определения требований к качеству дополнительного образования детей и (или) взрослых;
  • изучать рынок дополнительных образовательных услуг;
  • определять, изучать и анализировать внутренние и внешние (средовые) условия развития организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе социально-экономические условия деятельности, социально-психологические особенности контингента обучающихся, методическое и кадровое обеспечение;
  • разрабатывать и представлять руководству и педагогическому коллективу предложения по развитию организации, осуществляющей образовательную деятельность, перечню и содержанию образовательных программ, обеспечению качества их реализации, совершенствованию кадрового, нормативного, учебно-методического и материально-технического обеспечения;
  • создавать условия для появления новых творческих объединений, отвечающих интересам детей и (или) взрослых, развития и деятельности детских и молодежных общественных организаций;
  • контролировать и организовывать работу педагогических работников, детских и молодежных объединений: посещать занятия и досуговые мероприятия, анализировать и обсуждать их с педагогами дополнительного образования, составлять расписание работы творческих объединений (кружков, секций), контролировать соблюдение требований охраны труда на занятиях и при проведении досуговых мероприятий;
  • анализировать процесс и результаты деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по реализации дополнительных общеобразовательных программ и развитию дополнительного образования детей и (или) взрослых;
  • контролировать обеспечение санитарно-бытовых условий и условий внутренней среды, выполнение требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски для жизни и здоровья обучающихся при проведении массовых досуговых мероприятий;
  • выполнять требования охраны труда;
  • взаимодействие с органами власти, выполняющими функции учредителя, заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам развития дополнительного образования и проведения, массовых досуговых мероприятий;
  • обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации.

1.5. Педагог-организатор проходит обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.

1.6. Педагогу-организатору запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.7. Педагог-организатор МБУ ДО ДДТ должен ознакомиться с настоящей должностной инструкцией, разработанной на основе профстандарта, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи, соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены, знать порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.

1.8. Педагог-организатор подчиняется непосредственно директору Учреждения.

2.       Трудовые функции.

Основными трудовыми функциями педагога-организатора являются:

  • Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • Организация и проведение массовых досуговых мероприятий;
  • Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых;
  • Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности.

3.       Должностные обязанности

3.1. Педагог-организатор исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции организации и проведения, массовых досуговых мероприятий:

  • планирует массовые досуговые мероприятия;
  • разрабатывает сценарии досуговых мероприятий, в том числе конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок;
  • осуществляет документационное обеспечение проведения досуговых мероприятий;
  • планирует и организовывает подготовку мероприятий;
  • проводит массовые досуговые мероприятия;
  • осуществляет анализ организации досуговой деятельности и отдельных мероприятий.

3.1.2. В рамках трудовой функции организационно-педагогического обеспечения развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых:

  • осуществляет планирование, организацию и проведение мероприятий для сохранения числа имеющихся обучающихся и привлечения новых обучающихся различного возраста;
  • осуществляет организацию набора и комплектования групп обучающихся;
  • взаимодействует с органами власти, выполняющими функции учредителя, заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам развития дополнительного образования и проведения массовых досуговых мероприятий.

3.1.3. В рамках трудовой функции организации дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности:

  • осуществляет анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • разрабатывает предложения по развитию дополнительного образования (направления дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и представляет их руководству организации;
  • осуществляет координацию и контроль работы педагогических работников и объединений обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • осуществляет планирование и организацию совместно с методистом методической работы и повышения квалификации педагогов организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • осуществляет анализ процесса и результатов реализации дополнительных образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

4.       Права

4.1.Педагог-организатор имеет право:

  • Участвовать в обсуждении проектов документов по вопросам педагогической деятельности, в совещаниях по их подготовке и выполнению;
  • Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
  • Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций;
  • Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций;
  • Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей;
  • На материально-технические условия, требуемые для выполнения дополнительной общеобразовательной программы и Федерального образовательного стандарта, на обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и пожарной безопасности;
  • Повышать свою квалификацию. Для этих целей администрация Учреждения создает условия, требуемые для успешного обучения педагога-организатора в учреждениях переподготовки и повышения квалификации;
  • Проходить аттестацию на добровольной основе на определенную квалификационную категорию и получать ее в случае положительного результата аттестации.
  • На поощрения, награждения по результатам педагогической деятельности.
  • Педагог-организатор имеет полные права, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, Уставом МБУ ДО ДДТ, Коллективным договором и Правилами внутреннего трудового распорядка.

5.       Ответственность.

5.1. Педагог-организатор привлекается к ответственности:

  • за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством об образовательной деятельности;
  • за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, — в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;
  • за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
  • за использование не по назначению персональных данных обучающихся и их родителей (законных представителей).
  1. Взаимоотношения. Связи по должности.

6.1. Педагог-организатор:

  • осуществляет свою деятельность согласно графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором учреждения.
  • самостоятельно составляет план своей работы на отдельный учебный год, который утверждается директором учреждения.
  • предоставляет методисту отчет о проведенных мероприятиях и воспитательной деятельности.
  • получает от директора Учреждения и методиста информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомиться под роспись с необходимой документацией.
  • постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его компетенции, с администрацией, педагогами и учебно-вспомогательным персоналом учреждения.

7.       Заключительные положения.

7.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых«, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 N 298н.

7.2. Ознакомление педагога-организатора с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

7.3.  Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.

7.4. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Со специальной оценкой условий труда ознакомлен(а)_____________________ __________________________

(Ф.И.О.)                               подпись

С должностной инструкцией ознакомлен(а)    ______________________________  ___________________________

(Ф.И.О.)                                                подпись

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Настольные электронные часы электроника инструкция
  • Настольные электронные часы будильник vst инструкция по применению
  • Настольные часы с боем весна инструкция
  • Настойку пиона инструкция по применению
  • Настойка якорцев стелющихся инструкция по применению