Недопустимы расплывчатые определения и инструкции при общении с пациентами с нарушениями

Памятка «Этика общения с людьми, имеющими инвалидность»

Известно, что инвалиды живут как бы в параллельном мире. Они редко выходят на улицу и почти не появляются в общественных местах. Одна из главных проблем инвалидов – это одиночество, невозможность полноценного общения. Главное при взаимодействии с людьми с ограничениями здоровья  – это уважение, доброжелательность и стремление помочь. Проявляя вежливость, такт и непредвзятость, вы сможете преодолеть любую неловкую ситуацию, исправить допущенную вами оплошность, помочь собеседнику почувствовать себя раскованно и спокойно.

Общение с инвалидами, у которых имеются речевые затруднения

Не игнорируйте таких людей и не избегайте с ними разговора. Будьте готовы к тому, что общение займет достаточно много времени. Сосредоточьтесь на разговоре и поддерживайте визуальный контакт с собеседником. Позвольте собеседнику полностью договаривать фразы и начинайте говорить только тогда, когда вы убедились, что мысль завершена. Не стесняйтесь переспросить или уточнить, если вы что-то не поняли. При наличии серьезных барьеров в речевой коммуникации тактично предложите альтернативный способ обмена информацией, например, переписку.

Общение с инвалидами, имеющими психические расстройства

Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.

Не бойтесь насилия и агрессии, представления о том, что все люди с психическими нарушениями склонны к «буйному сумасшествию» — это один из мифов.На любые проявления волнения старайтесь реагировать спокойно, исходите из мысли о том, что большинство людей с психическими расстройствами могут справиться с негативными эмоциями.

Общение с инвалидами, имеющими задержку в развитии, умственные нарушения

Используйте простой и точный язык, короткие фразы.  Сложную информацию напишите. Не повышайте голоса при общении с человеком с задержкой психического развития. Не ведите себя высокомерно, соблюдайте все правила вежливости и этикета, которые вы соблюдали бы с любым другим человеком.

Общение с инвалидами,имеющими нарушение слуха

Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Говорите медленно и отчетливо, но не слишком громко. Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой. Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через сурдопереводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Общение с незрячими людьми или имеющими плохое зрение

Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Осуществляя сопровождение, направляйте человека аккуратно, не тащите его за собой — достаточно поддержать незрячего под локоть и в среднем темпе двигаться к цели. При этом следует предупреждать его о препятствиях. Предлагая незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник.Не пытайтесь «заигрывать» с собакой-поводырем, не отвлекайте её. Помните: специально обученная собака находится на ответственной службе, требующей постоянной концентрации внимания.При знакомстве незрячего с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет.

Общение с людьми, испытывающими трудности при передвижении

При общении с человеком, использующего инвалидную коляску, не стойте за его спиной или сбоку, если возможно, сядьте таким образом, чтобы находиться на одном уровне с собеседником. Необходимо помнить, что инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Недопустимо опираться о коляску или «повиснуть» на ней. Иногда нужно задержаться и пропустить вперед человека на костылях или на коляске. При входе здание, придержать дверь или убрать с дороги мешающие передвижению предметы, не наращивать скорость ходьбы, недоступную для собеседника.

Специалист по социальной работе консультативного  отделения Л. М. Габдрахманова

Этические нормы, правила общения и взаимодействия с людьми с инвалидностью с различными нарушениями

Этические нормы, правила общения и взаимодействия

с людьми с инвалидностью с различными нарушениями

При взаимодействии с людьми с инвалидностью должны соблюдаться общепризнанные нравственно-правовые принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, неразглашение медицинской тайны, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни гражданина, преобладать индивидуальный подход к человеку:

  • при разговоре с инвалидом  обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику жестового языка, которые присутствуют при разговоре,
  • при знакомстве с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо,
  • при встрече с человеком с нарушениями зрения обязательно представляются все присутствующие. Если общая беседа в группе, не забывать пояснять, к кому в данный момент обращаются,
  • в случае предложения помощи необходимо ожидать пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать,
  • к ребенку допустимо обращаться по имени, к взрослому – по имени и отчеству; говорить с человеком с инвалидностью нужно обычным голосом и языком (только в случае общения со слабослышащим, можно увеличить громкость, а с человеком, имеющего нарушения интеллектуального развития – перейти на общение на ясном языке). Обращаться к ним по имени и на ты, только в случае знакомства,
  • при разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно. Необходимо быть терпеливым, не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него,
  •  избегать конфликтных ситуаций. Внимательно слушать человека с инвалидностью и стараться слышать его. Регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия. Стараться цивилизовано противостоять манипулированию. Обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений.

Правила при общении с человеком с двигательными нарушениями:

  • любое индивидуальное техническое средство реабилитации (трости, костыли, ходунки, кресло-коляска и т.д.) – это собственность и элемент личного пространства человека; не нужно брать эти средства, перемещать их и т.п., не получив на то разрешения со стороны человека с инвалидностью;
  • необходимо всегда спрашивать, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Если предложение о помощи принято, необходимо спросить, что нужно делать, и затем четко следовать инструкциям;
  • если получено разрешение передвигать коляску, необходимо сначала катить ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Нельзя облокачиваться на нее, подталкивать ногами без разрешения;
  • необходимо всегда убеждаться в доступности мест, где запланированы мероприятия, узнавать, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить;
  • если существуют архитектурные барьеры (например, лестница или бордюр), следует предупредить о них, чтобы человек имел возможность заранее спланировать свой маршрут;
  • если возможно, следует расположиться так, чтобы лица общающихся (в том числе человека на коляске) оказались на одном уровне, например, сесть рядом на стул, чтобы человеку на коляске не пришлось запрокидывать голову (это неудобно, и при некоторых видах нарушений невозможно). При организации мероприятий (обедов, кофе-пауз и т.д.) с участием людей в инвалидных колясках исключить возможность употребления еды и напитков другими участниками стоя (возле стоек, высоких столиков и т.д.) Для удобства общения при приемах пищи (чтобы лица присутствующих оказались на одном уровне) необходимо гарантировать наличие стульев, скамеек, лавок и т.д.;
  • при выполнении обычных действий по самообслуживанию, люди с нарушениями функций верхних конечностей, как правило, используют имеющиеся (сохранные) возможности верхних конечностей либо их культей, протезов, а также пользуются специальными техническими средствами, насадками и пр.; при отсутствии рук или значительно выраженном нарушении их функций нередко приспосабливаются выполнять обычные для верхних конечностей функции нижними конечностями, ртом. Важно при взаимодействии с человеком с инвалидностью в таких случаях, не смущаясь, воспринимать эти действия как естественные;
  • здороваясь, знакомясь с человеком с поражением верхних конечностей приемлемо пожать руку, воспользовавшись его сохранной рукой (правой или левой) либо действующим протезом.

Правила при общении с человеком с сенсорными нарушениями:

с нарушениями слуха:

  •  для общения с человеком с нарушением слуха необходимо найти место, где влияние посторонних шумов или разговоров других людей минимально;
  • расположиться необходимо так, как удобно человеку с нарушением слуха (со стороны средства индивидуального усиления звука, напротив источника света и т.д.);
  • убедиться, что собеседник смотрит на вас;
  • общаясь, смотреть в глаза собеседника, так легче проводить считывание с губ;
  • для привлечения внимания, необходимо плавно помахать рукой в поле зрения либо слегка коснуться его плеча (не со спины);
  • говорить нужно спокойно, четко, ясно и ровно;
  • выражаться конкретно и ясно, вопросы нужно формулировать так, чтобы ответ был однозначным;
  • при использовании жестового языка или дактиля обращаться напрямую к собеседнику, а не к переводчику;
  • если существуют трудности при устном общении, предложить другой формат, например письменную речь.

с нарушениями зрения:

  • следует обозначить факт обращения к незрячему человеку, например, просто дотронувшись до его плеча и (или) назвав его (если известно имя и отчество), а также предложить свою помощь;
  • подойдя к незрячему человеку, нужно обязательно назвать себя и представить других собеседников, а также остальных присутствующих (при необходимости, уточнить не только имена, но и должности, намерения, цели обращения). При желании пожать руку, необходимо сказать об этом. Если необходимо завершить разговор, отойти от невидящего человека, нужно предупредить его об этом;
  • при возникновении проблемы в оказании помощи невидящему человеку, стоит спросить его о характере помощи и, не смущаясь, попросить подсказать, как ее оказать, либо пригласить компетентного сотрудника для оказания такой помощи;
  • если незрячий человек выразил готовность принять помощь и нуждается в сопровождении, нужно предложить ему взять сопровождающего за руку (например, согнув руку в локте, предложить инвалиду держаться за нее выше локтя, за предплечье и двигаться чуть позади сопровождающего (предпочтительно));
  • при встрече представиться первым. Представляя человека с нарушением зрения (или зрения и слуха) человеку без указанных нарушений и наоборот, следует сориентировать его в сторону собеседника, назвать себя и других;
  • чтобы незрячий человек понял, что голос обращен к нему, тронуть его за руку и уже после этого говорить;
  • предлагая помощь, встать с противоположной стороны от руки с тростью и дать возможность незрячему человеку взять вас под руку;
  • предлагая незрячему человеку сесть, не нужно усаживать его, а направить руку на спинку стула или подлокотник. Не водить по поверхности его рукой, а дать возможность свободно потрогать предмет.
  • Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть человека с нарушением зрения к предмету и брать его рукой этот предмет;
  • осуществляя помощь, следует направлять человека, не стискивая его руку, идти в обычном темпе, не хватать человека с нарушением зрения и не «тащить» его за собой;
  • следует описать кратко, где вы находитесь. Предупреждать о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.;
  • не оставлять человека с нарушением зрения в открытом пространстве, не предупредив. При уходе необходимо привести его к ориентиру (например, к стойке регистрации), где он будет чувствовать себя более защищенно и уверенно;
  • не следует перемещать мебель, документы и другие объекты, не предупредив об этом, не оставлять двери полуоткрытыми;
  • обращаться с собаками-поводырями нужно не так, как с обычными домашними животными – нельзя командовать, трогать, играть с собакой-поводырем;
  • при необходимости прочесть что-либо незрячему человеку, говорить необходимо нормальным голосом и не пропускать информацию;
  • всегда необходимо обращаться непосредственно к незрячему человеку, а не к его зрячему компаньону;
  • когда происходит общение с группой незрячих людей, не следует забывать каждый раз называть того, к кому обращаетесь, либо притрагиваться к нему;
  • при перемещении нужно предупредить собеседника;
  • при общении вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать;
  • при спуске или подъеме по ступенькам необходимо перемещать незрячего перпендикулярно к ним, передвигаясь, не делать рывков, резких движений.

 с нарушениями речи:

  • нельзя игнорировать людей, которым трудно говорить;
  • если у человека проблемы с речью, это необязательно означает, что он имеет нарушения слуха;
  • не следует перебивать и  поправлять человека, который испытывает трудности в речи. Начинать говорить нужно только тогда, когда он закончил свою мысль;
  • не стоит пытаться ускорить разговор. Следует заранее отвести на разговор с человеком с затрудненной речью больше времени. Если времени недостаточно, лучше, извинившись, договориться об общении в другой раз;
  • необходимо задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка;
  • если не удалось понять собеседника, нужно попросить его произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам. Не стоит опасаться отрицательной реакции человека, ведь он знает о своих проблемах с речью;
  • если затруднена устная речь, использовать другие возможности передачи информации для обеспечения понимания – письменную речь, жестикуляцию, демонстрацию.

с когнитивными (интеллектуальными) нарушениями:

  • при взаимодействии с человеком с когнитивными (интеллектуальными) нарушениями необходимо смотреть в лицо собеседнику, поддерживая визуальный контакт. Вместе с тем не следует настаивать на поддержании зрительного контакта, если это не комфортно собеседнику;
  • следует проявить терпение, такт, внимательно относиться к собеседнику, обсуждать все необходимые темы, при этом не стараться заведомо принижать его возможности или его достоинство, не говорить как бы свысока, не говорить резко, даже если для этого имеются основания. При разговоре в присутствии человека с интеллектуальными нарушениями не допускать упоминания его в третьем лице, а также того, что он не понимает смысл сказанного между иными людьми (даже в случаях, когда при их общении используется сложная лексика, профессиональные термины, длинные фразы, образные выражения и т.д.);
  • если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, следует спокойно спросить  его, чем ему помочь;
  • использовать ясный язык, выражаться точно и по делу, не использовать длинных фраз, словесных штампов, образных выражений и сложных смысловых оборотов. Говоря о задачах или проекте, рассказывать все «по шагам», давать собеседнику возможность осмыслить каждый шаг. Быть готовым повторить несколько раз;
  • следует помнить, что люди с нарушениями интеллектуального развития, сохранившие дееспособность, вправе сами делать осознанный выбор: принимать помощь или нет, давать ли согласие на получение какой-либо услуги, принимать иные решения, а также подписывать необходимые документы;
  • начинать говорить, только убедившись, что собеседник закончил свою мысль, не стесняться переспросить, в случае недопонимания, попросить произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам;
  • в случае нехватки времени, извинившись, договориться об общении в другое время;
  • в разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно, быть терпеливым, дождаться, когда человек сам закончит фразу, не поправлять его и не договаривать за него;
  • говорить в ровном, неторопливом темпе, используя понятные слова, произнося их четко и делая более длинные паузы,  интересоваться, все ли понятно, учитывать продолжительное время, требующее для общения с некоторыми категориями людей с инвалидностью.

Этика общения

ПАМЯТКА – РЕКОМЕНДАЦИЯ

Этика общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья


Настоящая памятка-рекомендация предназначена для лиц,


обслуживающих инвалидов, а также для всех интересующихся


проблемой адаптации инвалидов в современном обществе.

В последнее время в современном обществе происходит осознание того, что в мире существует огромное количество инвалидов, и что они, тоже
являются частью общества и имеют с нами равные права. В России,
например, действует программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, целью
которой является формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. С экранов телевизоров постоянно звучит девиз: «Инвалид не инвалид — люди так не делятся!». Но, к сожалению, вдруг оказалось, что многие из нас не умеют и не знают, как правильно общаться с людьми инвалидами, чтобы не обидеть, и не задеть их чувства собственного достоинства. Данная памятка-рекомендация — это попытка помочь научится правильному поведению и общению с инвалидами. Мы теряемся, сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями, чувствуем себя неловко и даже можем обидеть его неосторожным высказыванием. Кроме того, такие люди, находясь в общественных местах, часто нуждаются в помощи, которую мы, опять же по незнанию, не можем им оказать.
И здесь сами инвалиды приходят на помощь, давая советы, как правильно себя с
ними вести. Этот материал основан на рекомендациях, принятых
Международным движением за права инвалидов. Знать это нужно каждому современному человеку.

Общие правила этикета при общении с инвалидами.

1. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему,
а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре.
2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку – даже
те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут
пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.
3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит,
обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.

4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока её примут, а затем
спрашивайте, что и как делать.

5. Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь к ним
по имени и на ты, только если Вы хорошо знакомы.
6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что
опираться или повиснуть на её обладателе, и это тоже раздражает.
Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7. Когда Вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в
общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек
сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не
притворяйтесь, что Вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что
Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам, а Вам – понять его.
8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или
костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне, тогда Вам

будет легче разговаривать.

  1. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему
    рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите чётко,
    хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по
    губам. Разговаривая с теми, кто может, расположитесь так, чтобы на Вас падал
    свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало.
    10. Расслабьтесь. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность.
    И последнее: не нужно проявлять излишнюю сердобольность и навязчивое
    сочувствие то, что Вы изначально не видите в нём равного себе –
    оскорбительно.

    Люди, испытывающие трудности при передвижении

    Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство
    человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без
    разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что
    поднять на руки и понести человека без его разрешения. Всегда спрашивайте,
    нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно
    открыть тяжелую дверь. Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно
    делать, и четко следуйте инструкциям. Если вам разрешили передвигать
    коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и
    неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Всегда лично
    убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее
    поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их
    можно устранить. Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной
    коляске, по спине или по плечу. Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему
    собеседнику нужно запрокидывать голову. Если существуют архитектурные
    барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать
    решения заранее. Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при
    передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием. Не думайте, что
    необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ
    свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди,
    пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить,
    и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они
    используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

    Люди с плохим зрением и незрячие

    Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей
    всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и
    тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение,
    у других — слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и
    учитывать при общении. Предлагая свою помощь, направляя человека, не
    стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать
    слепого человека и тащить его за собой. Опишите кратко, где вы находитесь.
    Предупреждайте о препятствиях: ступенях, ямах, низких притолоках, трубах
    и т.п. Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах,
    расстояние, делитесь увиденным. Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем. Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об
    этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об
    этом не попросят. Если это важное письмо или документ, не нужно для
    убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение
    пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте
    его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от
    ответственности, обусловленной документом. Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону. Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом. Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть,
    не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник.
    Предоставьте возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили
    помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и
    брать его рукой этот предмет. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь. Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.
    Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего
    человека это означает «видеть руками», осязать. Избегайте расплывчатых
    определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражениями вроде «Стакан находится где-то там на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола». Если вы заметили, что незрячий человек сбился с
    маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите
    выбраться на нужный путь. При спуске или подъеме по ступенькам ведите
    незрячего человека перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких
    движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад —
    это неудобно.

    Люди с нарушением слуха

    Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на
    него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или
    какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица. Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них. Некоторые люди могут
    слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае
    говорите более внятно. В другом случае понадобится лишь снизить высоту
    голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
    Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по
    имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
    Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать,
    особенно в ухо, тоже не надо. Если Вас просят повторить что-то, попробуйте
    перефразировать свое предложение. Используйте жесты. Убедитесь, что вас
    поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник. Если Вы сообщаете
    информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный
    термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или
    любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята. Если
    существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще
    переписываться. Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или
    многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат.
    Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами. Очень часто глухие люди
    используют язык жестов. Если Вы общаетесь через переводчика, не забудьте,
    что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику. Не все
    люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить
    об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком,
    нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из
    десяти слов хорошо прочитываются. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

    Люди, испытывающие затруднения в речи.

    Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их —
    в ваших интересах. Не перебивайте и не поправляйте человека, который
    испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда
    убедитесь, что он уже закончил свою мысль. Не пытайтесь ускорить разговор.
    Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью
    займет у вас больше времени. Если Вы спешите, лучше, извинившись,
    договориться об общении в другое время. Смотрите в лицо собеседнику,
    поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.
    Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта
    человека. Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или
    кивка. Не притворяйтесь, если Вы не поняли, что Вам сказали. Не
    стесняйтесь переспросить. Если Вам снова не удалось понять, попросите
    произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам. Не
    забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не
    перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего. Если у Вас
    возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли Ваш собеседник использовать другой способ – написать, напечатать.

    Заключение

    Не смущайтесь, что список того, что правильно, а что неправильно, столь

    обширен. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и


    способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому,


    точно так же его уважайте — и тогда все будет хорошо.

10 февраля 2017

Правила поведения с незрячими: советы, рекомендации

Оказывать помощь нуждающимся в ней должен уметь каждый. Даже если в вашем окружении нет слепых, жизнь может столкнуть вас с таким человеком.

Чтобы не возникало неловких ситуаций и общение с незрячими не казалось вам затруднительным, хочется предложить некоторые рекомендации, которые, на наш взгляд, могут помочь лучше представить проблемы и возможности инвалидов по зрению и облегчить общение с ними. Мы предлагаем вам усвоить соответствующие правила поведения.

Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении. Вот основные правила взаимодействия с такими людьми:

Знакомство с незрячим человеком

Знакомясь с незрячими людьми, представьтесь. Дайте понять собеседнику, что вы рядом, пожав ему руку. Будьте доброжелательны и приветливы, и не путайте это с жалостью. Ни в коем случае не высказывайте ему своего сочувствия.

Встреча

Встретившись, вы должны обязательно напомнить о себе и о вашей последней встрече. Конечно, у незрячих людей прекрасная память на голос, но, напомнив свое имя, вы продемонстрируете свое уважительное отношение.

Визит гостя

Если к вам впервые пришел незрячий гость, не забывайте, что ему не знакома обстановка вашей квартиры. Проведите его по всем комнатам и покажите расположение вещей: положите его руку на спинку стула, подлокотник дивана или кресла. Так ваш гость быстро освоится и сам ознакомится с интерьером.

Помощь при переходе улицы

Спросите, нуждается ли слепой в помощи. Сообщите ему, что переведете его через улицу. Возьмите за руку и осторожно ведите, предупреждая о подъемах, спусках, ступенях, тротуаре.

Помощь в транспорте

Помогите слепому, вошедшему в транспорт, осторожно пройти вперед. Покажите поручни, положив на них его руку. Если человеку нужно выйти из транспорта, позвольте ему сделать это самостоятельно. Если вы ведете слепого, следуйте впереди, указывая на поручни и ступени. Сажая в автомобиль, подведите его к открытой двери и положите руку на ее верхний край, вторую руку — на крышу. В любом случае, встречая слепого на улице или в транспорте, сначала предложите ему свою помощь, но не навязывайте. Провожая, предложите ему опереться на вашу руку. Не подталкивайте его и не берите под руку. Слепые люди чувствуют движение и следуют за вами автоматически, поэтому не нужно озвучивать, куда вы поворачиваете. Проходя через дверь, идите впереди, протягивая руку назад.

Помощь на тротуарах и подъемах

На тротуарах сообщайте слепому о предстоящем спуске и подъеме, не препятствуя ему в ощупывании поверхности тростью. Перед ступеньками достаточно сказать: «Внимание, ступени», — и указать направление (вверх или вниз). Помогите ему положить руки на перила, указав на сторону, в которой они расположены. Если есть выбор – лестница или эскалатор, предупредите слепого и предоставьте право выбора ему.

Помощь в магазине

Помогая слепому войти в магазин, проводите его к продавцу или до нужного отдела. Если точно известно, что нужно, то он может купить товар сразу. В противном случае разложите перед ним ассортимент, чтобы он мог его ощупать. Опишите слепому цвет и рисунок. Допускается дать совет, например: «Этот цвет Вам не подходит». Если человек не называет номинал банкноты сам, то вам следует сказать, какую купюру вы получили. Сдачу рекомендуется считать, складывая ее в руку слепого.

Не бойтесь разговаривать

Не стоит акцентировать внимание на недуге человека, которому вы помогаете. Однако следует оставаться тактичным. Иногда сами слепые могут шутить над своим положением. Со стороны разговор с ними может казаться затруднительным. Не стесняйтесь глаголов «смотреть» и «видеть». Эти слова употребляются всеми людьми.

Общие правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими:

Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.

Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными:  не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.

Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Не пропускайте информацию, не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.

Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.

Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник.

Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь. Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.

Избегайте расплывчатых определений и инструкций, вроде «Стакан находится где-то там на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола».

Обслуживая инвалида по зрению за столом, не давайте ему столовые приборы в руки, не кладите их в его тарелку, просто сообщите незрячему, где находятся столовые принадлежности. Он после этого все найдет сам. Надо всегда информировать незрячего, что именно из еды находится на столе, чтобы он мог выбрать по своему вкусу.

Что полезно знать зрячим при общении с незрячими:

Если судьба столкнет Вас с незрячим человеком, знайте, что это такой же человек, как и Вы, что он живет в одном мире с Вами с теми же чувствами, мыслями, заботами.

Не стоит делать преждевременных выводов (ни положительных, ни отрицательных) о личностных качествах слепого человека на основании предыдущего опыта общения с другими слепыми, ведь незрячие люди отличаются друг от друга ничуть не меньше, чем зрячие.

Общаясь с незрячими, не показывайте жалости, не спешите высказать свое соболезнование, сентиментальное сочувствие. Ведите себя ровно, спокойно, проявляйте необходимую требовательность, но вместе с тем и заботу.

Не забывайте, что незрячий человек не видит обращенных к нему взглядов и жестов. Поэтому, желая начать разговор с незрячим, ему необходимо дать понять (словами или легким прикосновением), что Вы обращаетесь именно к нему, обращенного к собеседнику взгляда в данном случае недостаточно (разумеется, речь не идет об очевидных ситуациях, например, когда вы находитесь в помещении только вдвоем с незрячим).

Поскольку многие слова и выражения, связанные со зрением, часто употребляются в значительно более широком смысле (например, «увидим» часто обозначает «узнаем» и т.п.), незрячие так же активно используют их. В разговоре со слепыми людьми пользуйтесь обычной (традиционной для зрячих) лексикой. Не стоит говорить «пощупайте» или «потрогайте» вместо «посмотрите».

Помните, что слепота для многих незрячих является болезненной темой, многие из них не любят рассказывать о ее причинах, своих переживаниях по этому поводу и т.п. Поэтому постарайтесь не проявлять излишнего любопытства, а если все же решили расспросить незрячего о его слепоте, делайте это тактично и будьте готовы к его отказу от обсуждения этой темы.

Зрячим в присутствии слепого желательно избегать объяснений друг с другом с помощью мимики и жестов. Незрячий человек замечает это и чувствует себя исключенным из общения.

В шумном помещении не отходите от незрячего, не предупредив его об этом. При сильном шуме он может не заметить, что Вы отошли, и продолжать говорить в пустое пространство. А затем, обнаружив, что Вас нет, почувствует себя неловко. И соответственно, предупреждайте, когда возвращаетесь, иначе незрячий будет думать, что Вы еще отсутствуете.

Если оставляете незрячего одного в каком-либо помещении при включенном свете, не принимайте решения сами, узнайте у незрячего, оставить свет включенным или выключить его.

При встрече со слепым не гадайте и не спрашивайте его, узнает ли он Вас, лучше после приветствия сразу представиться.

Незрячим легче ориентироваться в знакомом помещении и находить необходимые предметы, если вещи находятся на отведенных им местах. Незрячий человек не имеет возможности быстро получить общую картину помещения, как это делают зрячие, окидывая комнату взглядом. Поэтому, чтобы обнаружить какой-либо переставленный с привычного места предмет, ему придется последовательно обследовать помещение.

Помните, что специфичные трудности испытывают не только совершенно слепые, но и слабовидящие – люди, имеющие глубокие нарушения зрения, но не утратившие его полностью. Поэтому не удивляйтесь (а тем более не обижайтесь), если мимо, не поздоровавшись с Вами, прошел Ваш слабовидящий знакомый. Даже, если он посмотрел в Вашу сторону, совершенно не означает, что он Вас увидел и узнал.

Одна из главных проблем инвалидов – это одиночество, невозможность полноценного общения. Главное в общении – быть открытым и доброжелательным и у вас все получится!

При подготовке статьи использована следующая литература:

Сопровождение незрячего [Текст] : метод. пособие / ГУК «Амурская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих» ; сост. Н. А. Ланкина ; Е. Б. Улькина ; отв. за вып. Е. Б. Улькина. — Благовещенск, 2011. — 20 с.

Эволюция отношения к незрячим — проекция социальной зрелости общества [Текст] : материалы междунар. науч.-практич. конф. (Санкт-Петербург, 23-24 июня 2011 г.) / СПбГУК «Государственная библиотека для слепых» ; [сост. Т.Н Серова; пер. с англ. Р. С. Раменской]. — СПб., 2011. — 195 с.

Учитесь понимать незрячего [Текст] : метод. пособие / сост. Н.А. Ланкина, Е.Б. Улькина; Амур. обл. спец. б-ка для незрячих и слабовидящих. – Благовещенск, 2011. — 14 с.

Как общаться с инвалидами

Известно, что российские инвалиды живут как бы в параллельном мире. Они редко выходят на улицу и почти не появляются в общественных местах. Может быть, из-за этого, сталкиваясь с такими людьми, мы порой не знаем, как себя вести, и даже пугаемся – как сделать так, чтобы его не обидеть? Не замечать его ограниченных возможностей или, наоборот, жалеть? Мы теряемся, сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями, чувствуем себя неловко и даже можем обидеть его неосторожным высказыванием. И здесь сами инвалиды приходят на помощь, давая советы, как правильно себя с ними вести.

Общие правила этикета при общении с инвалидами:

Признайте его равным

Обычно, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, – это страх и растерянность. Особенно, к примеру, если перед нами человек, страдающий ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица – поздороваться или кивнуть головой. В такие моменты мы чаще всего стыдливо опускаем глаза. А делать этого не нужно! Самое худшее, что мы можем сделать для инвалида, – это лишний раз напомнить ему, что он какой-то «не такой». Лучше всего сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

Используйте его возможности

При всем этом, контактируя с больным человеком, важно не допустить оплошность по невниманию и не поставить его и себя в неловкое положение. Если вам предстоит контакт с таким человеком, предварительно уточните у его близких, каковы его реальные возможности. Например, многие страдающие детским церебральным параличом прекрасно понимают, что им говорят. Но при этом не могут пошевелить руками или ногами. И если вы будете разговаривать с ними громко и чересчур членораздельно, как с маленькими, то можете их обидеть. Если человек с ограниченными возможностями что-то умеет делать сам, то не следует предлагать ему помощь.

Старайтесь не показывать жалость

Дело в том, что жизнь человека, прикованного к инвалидному креслу, никогда не наладится, если близкие не смирятся с этим фактом и не отнесутся к нему спокойно. Причитания и слезы в данном случае только расстраивают человека. Ему, напротив, требуется мужество, чтобы бороться с болезнью. И лучшей тактикой тех, кто находится рядом, будет не жалость, а вера в его силы и спокойствие. Невозможно бороться с недугом, если человек находится во взвинченном состоянии. Спокойствие – это платформа, на которой будут строиться все достижения. Поэтому, находясь в обществе инвалида, уберите жалостливый взгляд. Лучше поднимите ему настроение доброй улыбкой.

Слова. Как мы их называем

Человек устроен так, что какие бы недостатки он не имел, он всегда хочет чувствовать себя наравне с другими людьми. В особенности это касается инвалидов. Поэтому во время общения с человеком с ограниченными физическими возможностями любое ваше неосторожное слово может обидеть его и навсегда отбить у него желание общаться с вами. Что же это может быть за слово? Когда инвалида называют «неполноценным», этот человек ощущает сочувствие и жалость окружающих, которые скорее угнетают его, чем поддерживают. А когда человек, который не может самостоятельно ходить, слышит о себе слова «прикован к инвалидной коляске», он чувствует себя обреченным. Поэтому, упомянутые выше слова, а также все другие, похожие на них, следует раз и навсегда исключить из своего лексикона. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной – здоровый», «нормальный – ненормальный», «умственно отсталый», «обычный – неполноценный», «даун», «калека» и т.п. Русская «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов.

Небольшое исследование 2000-го года показало следующее: на пяти семинарах сотрудники «Перспективы» предлагали участникам (людям с различными видами инвалидности из 20 регионов России) написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово и выражение. Вот типичные примеры, выбранные более чем из 120 ответов:

  • Очень распространенное выражение «прикован к коляске» – вызывает ощущение «обреченности»;
  • Слова «глухонемой», «немой» – невозможность общения, контакта;
  • «Больной» – значит, «надо лечить», «беспомощный»;
  • Слова «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «больной» вызывают сочувствие и жалость;
  • Брезгливость вызывают слова «калека», «слабоумный», «даун».
  • «Псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» связаны с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх. Воспитанные люди при любых обстоятельствах избегают таких обобщений.

Выражения «человек с ограниченными физическими возможностями», «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» – вызывают вполне нейтральные ассоциации. Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но в целом, большинство людей считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее в определенной степени абстрактным.

Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов:

При общении с людьми, испытывающие трудности при передвижении

Если вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, постарайся сделать так, чтобы ваши глаза находились с его глазами на одном уровне. Например, постарайся сразу в начале разговора сесть, если есть возможность, причем прямо перед ним. Помните, что инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте. Начать катить коляску без согласия инвалида – то же самое, что схватить и понести вещи человека без его разрешения. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом. Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям. Если вам разрешили передвигать коляску, катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы и как их можно устранить. Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

Расскажите им, какое в вашей библиотеке есть специальное оборудование для инвалидов, например, подъёмник для передвижения по лестнице вниз и вверх на коляске. Не стесняйтесь показать, где находится туалет для инвалидов, это может помочь им быстрее адаптироваться.

При общении с людьми с плохим зрением и незрячими

Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении. Вот основные правила взаимодействия с такими людьми:

  • Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
  • Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, низких притолоках и т.п. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.
  • Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.
  • Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
  • Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих.
  • Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.
  • Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан находится по середине стола».
  • Если в вашей библиотеке есть специальная аппаратура, то сообщите об этом посетителям библиотеки с проблемами зрения: «Знаете, у нас есть для Вас специальная аппаратура, можно читать книги, журналы и газеты с помощью электронной лупы».

При общении с людьми с нарушением слуха

Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.

  • Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать.
  • Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
  • Подойдите, если можно, к неслышащему человеку поближе, говорите медленно и отчетливо, но не слишком громко (снижение слуха, как ни странно, часто сопровождается повышением чувствительности к громким звукам).
  • Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
  • Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
  • Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.
  • Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
  • Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
  • Иногда контакт достигается, если неслышащему говорить шепотом. В этом случае улучшается артикуляция рта, что облегчает чтение с губ.
  • Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
  • Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.
  • Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.
  • Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через сурдопереводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
  • Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.
  • Сообщите, что в вашей библиотеке может быть ему интересно, например, коллекция фильмов с субтитрами, возможно, это заинтересует слабослышащего посетителя.

При общении с людьми с задержкой в развитии и проблемами общения

Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу. Не думайте, что вас не поймут. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.

Говоря о задачах или давая инструкцию, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.

При общении с людьми, имеющими психиатрические проблемы

Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир. Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему. Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания. Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.

При общении с людьми, испытывающие затруднения в речи

  • Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.
  • Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.
  • Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.
  • Не думайте, что затруднения в речи – показатель низкого уровня интеллекта человека.
  • Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
  • Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
  • Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
  • Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ – написать, напечатать.

При общении с людьми с гиперкинезами (спастикой):

Гиперкинезы – непроизвольные движения тела или конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП). Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.

  • Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует обращать на него пристальное внимание.
  • При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения вашего собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное, и тогда вы оба окажитесь в неловком положении.
  • Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.
  • При гиперкинезах встречаются также затруднения в речи. В данном случае советуем прислушаться к рекомендациям, изложенным в разделе «люди с затруднениями в речи».

Одна из главных проблем инвалидов – это одиночество, невозможность полноценного общения. Однако, в каждом случае трудности свои, и почти всегда они не лучшим образом сказываются на характере человека. Очень трудно быть одиноким. Есть, конечно, и специфические, характерные для того или иного заболевания психологические особенности. Например, больным диабетом свойственна повышенная раздражительность, сердечникам – тревожность и страхи, люди с синдромом Дауна, как правило, добры и доверчивы. Главное в общении – быть открытым и доброжелательным и у вас все получится!

Материал подготовлен Н.Н. Талызиной, 
специалистом Центра психологической поддержки и социальной адаптации молодёжи 
Российской государственной библиотеки для молодежи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Недопустимая инструкция произведена попытка выполнения недопустимой инструкции
  • Недопустимая инструкция sql в инструкции не обнаружены столбцы
  • Недокромил натрия инструкция по применению
  • Недокромил инструкция по применению цена
  • Недельная розетка таймер тм22 инструкция по применению