Никон 5100 инструкция для начинающих как правильно снимать

background image

ЦИФРОВАЯ ФОТОКАМЕРА

Подробное руководство пользователя

Ru

Основы фотосъемки: Nikon D5100

Основы фотосъемки

s

Уровень заряда батареи и емкость

карты памяти

Перед съемкой включите фотокамеру, проверьте на информационном экране или в

видоискателе уровень заряда батареи и количество оставшихся кадров (если монитор

выключен, нажмите кнопку P, чтобы отобразить информационный экран; если монитор

не включается, значит, батарея разряжена, и ее необходимо зарядить).

s

❚❚ Уровень заряда батареи

Информационный

Видоискатель Описание

экран

Батарея полностью

L

заряжена.

Батарея частично

K

разряжена.

Низкий уровень заряда

батареи. Приготовьте

H d

заряженную запасную

батарею или будьте готовы

зарядить батарею.

Батарея разряжена;

H

d

спусковая кнопка затвора

(мигает)

(мигает)

заблокирована. Зарядите

или замените батарею.

❚❚ Число оставшихся кадров

На информационном экране и в видоискателе

отображается число, соответствующее количеству

фотографий, которые можно сохранить на карте памяти

(значения больше 1 000 округляются в меньшую сторону

до ближайшей сотни; например, значения между 1 200 и

1 299 отображаются как 1,2 К). Если появится сообщение,

предупреждающее, что на карте памяти недостаточно

места для записи новых изображений, вставьте другую

карту памяти (0 21) или удалите часть снимков (0 133).

25

Съемка «Наведи и снимай»

(Режимы i и j)

В данном разделе объясняется, как выполнять съемку в режимах i и j, автоматических

режимах «наведи и снимай», в которых большинство настроек управляется фотокамерой

в соответствии с условиями съемки.

1 Включите фотокамеру.

Снимите крышку объектива и включите фотокамеру. На мониторе появится

информационный экран.

2 Выберите режим i или j.

s

Для съемки в местах, где запрещено

использование вспышки, при фотографировании

маленьких детей или для съемки с сохранением

естественного света в условиях плохого

освещения выберите режим авто (вспышка выкл.),

повернув диск выбора режимов в положение j.

В других случаях поверните диск выбора режимов в положение i (авто).

3 Подготовьте фотокамеру к

работе.

При компоновке кадра в видоискателе

держитесь за выступ фотокамеры

правой рукой и придерживайте корпус

или объектив левой рукой. Для

дополнительной поддержки слегка

прижмите локти к туловищу и поставьте одну ногу на полшага вперед для более

устойчивого положения. Когда снимаете в портретной (вертикальной) ориентации,

держите фотокамеру, как показано выше на рисунке справа.

В режиме j при недостаточном освещении выдержки увеличиваются;

рекомендуется использования штатива.

4 Скомпонуйте кадр.

Скомпонуйте кадр в видоискателе таким образом,

чтобы хотя бы одна из 11 точек фокусировки была

наведена на основной объект съемки.

26

Д

иск выбора режимов

Точка фокусировки

5 Нажмите спусковую кнопку затвора

наполовину.

Нажмите спусковую кнопку затвора наполовину,

чтобы выполнить фокусировку. Фотокамера

выберет точки фокусировки автоматически. Если

объект плохо освещен, может подняться вспышка

и загореться вспомогательная подсветка АФ.

6 Проверьте индикаторы в видоискателе.

Когда фокусировка выполнена, выбранные точки

фокусировки будут ярко выделены, прозвучит

звуковой сигнал (если объект съемки движется,

s

звуковой сигнал может не прозвучать), и в

видоискателе появится индикатор

фокусировки (I).

Индикатор

Описание

Индикатор

Емкость

фокусировки

фокусировки

буфера

I Объект в фокусе.

Наведение фокуса с помощью

I (мигает)

автофокусировки невозможно.

См стр. 40.

Пока спусковая кнопка затвора нажата наполовину, в видоискателе будет

отображаться число, соответствующее количеству кадров, которые можно

сохранить в буфере памяти («t»; 0 36).

7 Сделайте снимок.

Плавно нажмите спусковую кнопку затвора до

конца, чтобы спустить затвор и записать снимок.

Индикатор доступа, расположенный рядом с

крышкой гнезда для карты памяти, загорится, и на

мониторе в течение нескольких секунд будет

отображаться снимок (изображение

Индикатор доступа

автоматически исчезнет с монитора после нажатия

спусковой кнопки затвора наполовину). Не

вынимайте карту памяти, не передвигайте и не

отсоединяйте источник питания, пока

индикатор не погаснет и не будет завершена

запись.

27

A Спусковая кнопка затвора

У фотокамеры двухуровневая спусковая кнопка затвора. После нажатия спусковой кнопки

затвора наполовину фотокамера фокусируется. Чтобы сделать снимок, нажмите спусковую

кнопку затвора до конца.

Фокусировка: нажмите кнопку

Съемка: нажмите кнопку до

наполовину

конца

A Автоматическое отключение экспонометра

Видоискатель и информационный экран выключатся, если в течение приблизительно 8 секунд не

s

будут выполняться никакие действия (автоматическое отключение экспонометра), уменьшая

расход батареи.

Нажмите спусковую кнопку затвора наполовину, чтобы возобновить работу

экрана. Задержку автоматического отключения экспонометра можно выбрать, используя

собственную настройку c2 (Таймеры автовыключения; 0 160).

8 с

Экспонометр включен Экспонометр выключен Экспонометр включен

A Встроенная вспышка

Если в режиме i для коррекции экспозиции необходимо

дополнительное освещение, то после нажатия спусковой кнопки затвора

наполовину автоматически поднимется встроенная вспышка. Если

вспышка поднялась, то фотографии можно сделать, только когда

отобразится индикатор (M). Если индикатор готовности вспышки не

отображается, значит, вспышка заряжается; уберите на некоторое время

палец со спусковой кнопки, и повторите попытку.

Для экономии заряда батареи, когда вспышка не используется, закройте

ее, мягко нажав на нее сверху до щелчка.

28

A Использование зум-объектива

Используйте кольцо зуммирования для увеличения объекта

Увеличение

съемки так, чтобы он заполнил большую часть кадра, или для

уменьшения, чтобы увеличить область, видимую на

Кольцо

окончательном снимке (выберите большее фокусное

зуммирования

расстояние на шкале фокусного расстояния для увеличения, и

меньшее — для уменьшения).

При использовании объектива AF-S DX NIKKOR 18-55 мм

f/3,5-5,6G VR изменение зума может увеличить максимальное

1

значение диафрагмы до 1

/3 EV. Однако фотокамера

Уменьшение

автоматически принимает это во внимание во время

определения экспозиции, и для последующей настройки

масштаба не требуется изменять настройки фотокамеры.

A Чистка матрицы

При включении или выключении фотокамера включает виброочистку инфракрасного фильтра,

s

закрывающего матрицу, чтобы удалить пыль (0 210).

29

Творческая съемка (Сюжетные режимы)

Фотокамера предлагает следующие «сюжетные» режимы. Выбор

сюжетного режима автоматически оптимизирует настройки в

соответствии с выбранной сценой; теперь создать творческий снимок

просто: выберите режим, скомпонуйте кадр и выполните съемку, как

описано на стр. 26–29.

Диск выбора режимов

С помощью диска выбора режимов можно выбрать

следующие сюжеты:

s

k Портрет

Используйте для портретов с мягкими

естественными оттенками кожи. Если объект

находится далеко от заднего плана или

используется телеобъектив, детали фона

будут смягчаться, добавляя композиции

ощущение глубины.

l Пейзаж

Используйте для съемки красочных

пейзажей при дневном свете. Встроенная

вспышка и вспомогательная подсветка АФ

выключаются; при недостаточном

освещении рекомендуется использование

штатива для предотвращения смазывания.

30

Д

иск выбора режимов

p Ребенок

Используйте для съемки детей. Ярко

передаются детали одежды и заднего плана,

а телесные тона остаются мягкими и

естественными.

m Спорт

s

Используются короткие выдержки, которые

«замораживают» движение во время съемки

динамичных спортивных моментов, четко

выделяя объект. Встроенная вспышка и

вспомогательная подсветка АФ выключены.

n Макро

Используйте для съемки цветов, насекомых

и других мелких объектов с близкого

расстояния (можно использовать

макрообъектив для фокусировки с очень

близкого расстояния). Рекомендуется

использование штатива для

предотвращения смазывания.

31

Другие сюжеты

Чтобы выбрать один из следующих сюжетов — поверните диск выбора режимов в

положение h, а затем поворачивайте диск управления, пока необходимый сюжет не

отобразится на мониторе.

Диск выбора режимов Диск управления Монитор

o Ночной портрет

s

Используйте для съемки портретов при

недостаточном освещении, чтобы

сохранить естественный баланс между

основным объектом съемки и задним

планом. Рекомендуется использование

штатива для предотвращения смазывания.

r Ночной пейзаж

Уменьшаются помехи и неестественные

цвета при съемке ночных пейзажей,

включая уличное освещение и неоновые

вывески. Встроенная вспышка и

вспомогательная подсветка АФ

выключаются; рекомендуется

использование штатива для

предотвращения смазывания.

s Праздник/В помещении

Передаются эффекты освещения заднего

плана в помещении. Используйте для

съемки праздников и других событий в

помещении.

32

t Пляж/Снег

Передается яркость освещенного солнцем

водного, снежного или песчаного

пространства. Встроенная вспышка и

вспомогательная подсветка АФ

отключаются.

u Закат

s

Сохраняются насыщенные оттенки закатов и

восходов. Встроенная вспышка и

вспомогательная подсветка АФ

выключаются; при недостаточном

освещении рекомендуется использование

штатива для предотвращения смазывания.

v Сумерки/рассвет

Сохраняются цвета при слабом

естественном освещении перед восходом

или после захода солнца. Встроенная

вспышка и вспомогательная подсветка АФ

выключаются; при недостаточном

освещении рекомендуется использование

штатива для предотвращения смазывания.

w Портрет питомца

Используйте для съемки домашних

животных. Вспомогательная подсветка АФ

выключена.

33

x Свет от свечи

Для съемки при свете свечей. Встроенная

вспышка отключена; при недостаточном

освещении рекомендуется использование

штатива для предотвращения смазывания.

y Цветение

s

Используйте для съемки цветочных полей,

цветущих садов и других пейзажей с

обильным цветением. Встроенная вспышка

отключена; при недостаточном освещении

рекомендуется использование штатива для

предотвращения смазывания.

z Краски осени

Передаются яркие оттенки красного и

желтого на осенних листьях. Встроенная

вспышка отключена; при недостаточном

освещении рекомендуется использование

штатива для предотвращения смазывания.

0 Еда

Используйте для съемки различных блюд.

Рекомендуется использование штатива для

предотвращения смазывания; также может

срабатывать вспышка (0 50).

34

Оглавление

Топ 10 инструкций

Другие инструкции

  • Матрица никон д 5100: КМОП-матрица 16,2 мегапикселей
  • Система удаления пыли: система очистки матрицы, система контроля потока воздуха
  • Формат файлов: NEF (RAW): 14 разрядов, сжатые; JPEG: высокое, среднее или низкое качество; NEF + JPEG
  • Видоискатель никон д 5100: пента-зеркало с 95% покрытием кадра и 0,78-кратным увеличением
  • Дисплей: TFT с диагональю 3 дюйма, разрешением 921000 точек (VGA), переменным углом обзора 170 градусов (100% покрытие кадра)
  • Выдержка никон д 5100: от 1/4000 до 30 секунд с шагом 1/3 или 1/2 EV; выдержка от руки, длительная выдержка (требуется дополнительный пульт дистанционного управления ML-L3)
  • Серийная съемка: 4 кадра в секунду
  • Авто-фокусировка никон д 5100: модуль датчика авто-фокусировки Nikon Multi-CAM 1000 с TTL определением фазы, 11 точек фокусировки
  • Режим зоны АФ: одноточечная АФ, динамическая АФ, автоматический выбор зоны АФ, 3D слежение (11 точек)
  • Режимы работы авто-фокусировки никон д 5100 : авто-фокусировка (АФ): по кадровая следящая АФ (AF-S), непрерывная следящая АФ (AF-C); ручная фокусировка (MF)
  • Замер экспозиции никон д 5100: замер экспозиции TTL с помощью 420-пиксельного датчика RGB
  • Метод замера экспозиции никон д 5100: матричный, центро-взвешенный, точечный
  • Режим экспозиции никон д 5100 : автоматический, автоматический с выключенной вспышкой, сюжетные режимы: «Портрет», «Пейзаж», «Ребенок», «Спорт», «Макро», «Ночной портрет», «Ночной пейзаж», «Вечеринка/в помещении», «Пляж/снег», «Закат», «Сумерки/рассвет», «Портрет питомца», «Свет от свечи», «Цветение», «Краски осени», «Еда»; программный автоматический режим (P); автоматический режим с приоритетом выдержки (S); автоматический режим с приоритетом диафрагмы (A); ручной (M)
  • Специальные эффекты: цветной эскиз, акцентирование цветом, эффект миниатюры, ночной портрет, силуэт, высокий ключ, низкий ключ
  • Система Control System: «Стандартный», «Нейтральный», «Яркий», «Монохромный», «Портрет», «Пейзаж»
  • Коррекция экспозиции: от -5 до +5 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV
  • Чувствительность ISO: ISO от 100 до 6400, Hi1, Hi2 (эквивалент 25600) с шагом 1/3 EV
  • Встроенная вспышка: автоматическая вспышка с автоматическим подъемом; ведущее число 13 м
  • Баланс белого: «Авто», «Лампа накаливания», «Лампа дневного света» (7 типов), «Прямой солнечный свет», «Вспышка», «Облачно», «Тень» и «Ручная предустановка» (для всех режимов, кроме «Ручной предустановки» возможна тонкая настройка)
  • Авто-фокусировка в режиме Live View: автофокусировка (АФ): покадровая следящая АФ (AF-S), непрерывная следящая АФ (AF-F); ручная фокусировка (MF)
  • Режим зоны АФ Live View: АФ с приоритетом лица, АФ с расширенной зоной, АФ с обычной зоной, АФ с ведением объекта
  • Замер экспозиции при записи видеороликов: замер экспозиции TTL с помощью главной матрицы
  • Разрешение видео: 1920×1080 точек 30p/25p/24p; 1280×720 точек 30p/25p/24p; 640×424 точек 30p/25p
  • Формат и сжатие файлов: MOV; H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding
  • Устройство записи звука: встроенный монофонический микрофон или внешний стерео-микрофон (дополнительный NIKON ME-1); возможность регулировки чувствительности
  • Порты и разъемы: высокоскоростной USB; видеовыход: NTSC, PAL; выход HDMI: мини-разъем HDMI типа С; разъем для дополнительных принадлежностей: кабель дистанционного управления MC-DC2, устройство GPS GP-1; аудиовход: стереофонический мини-разъем (диаметром 3,5 мм)
  • Поддерживаемые языки: английский, арабский, голландский, датский, индонезийский, итальянский, испанский, китайский (упрощенное и традиционное письмо), корейский, немецкий, норвежский, польский, португальский, русский, тайский, турецкий, финский, французский, чешский, шведский, японский
  • Батарея: литий-ионная аккумуляторная батарея EN-EL14
  • Размеры и масса никон д 5100 : 128×97×79 мм, 560 грамм с батареей и картой памяти

Линейка любительских зеркалок никон д 5100 с DX сенсором представлена моделями никон д 3100 и никон д 7000 и с появлением никон д 5100 полностью завершила свое обновление, предлагая самые современные модели во всех ценовых категориях.

Позиционирование модели никон д 5100 полностью совпадает с позиционированием предшественника D5000, новинка располагается ровно посередине между зеркальной фотокамерой для начинающих фотолюбителей никон д 3100 и полупрофессиональной моделью никон д 7000.

Фотоаппарат никон д 5100 инструкция для чайников

Затвор

Диапазон выдержек: 1/4000 — 30 с (с шагом в 1/3 или 1/2 ступени), bulb.

Выдержка синхронизации со вспышкой: 1/200 c.

Серийная съёмка: 4 кадра/с.

Режимы спуска: одиночный, серийный, таймер, дистанционный с таймером, дистанционный, бесшумный.

Таймер: 2 с, 5 с, 10 с, 20 с.

Предварительный подъём зеркала: задержка спуска.

Дистанционный спуск: ML-L3 ИК пульт.

Ресурс затвора: 100 000 снимков.

(см. Выдержка)

Баланс Белого

Баланс белого, как ISO, относится к сенсору, но в данном случае, он больше взаимодействует с цветом света, а не его интенсивностью.

Разные источники света имеют различный оттенок. Наши глаза зачастую не различают разницу, но вы можете поспорить, что камера различает. Вы когда-нибудь видели фото домашнего интерьера, освещенного мягкими белыми лампами, а также окном? Обычно, интерьер комнаты выглядит естественно, когда свет из окна искусственно голубой. Это баланс белого. Камера (или фотограф) использует свет помещения (лампы теплого оттенка) в качестве нейтрального цвета, а затем естественный свет из окна выглядит голубым.

Когда Баланс белого задан неправильно, цвета искажаются. Они выглядят слишком желтыми, синими или оранжевыми. Когда Баланс белого правильный, все выглядит естественно или так, как видят наши глаза.

Это автоматическая установка Баланса белого камерой. Цвета северного сияния кажутся слишком пурпурными и желтыми

В этом варианте, используя те же настройки экспозиции при постобработке, я задал Баланс белого в более голубом диапазоне, тем самым сделав цвета естественнее и приятнее.

Вспышка

Встроенная вспышка: есть.

Ведущее число встроенной вспышки: 12 м (при ISO 100).

Коррекция вспышки: от -3 до +1 EV (с шагом в 1/3 ступени).

Режимы работы вспышки: заполняющая вспышка, подавление эффекта «красных глаз», медленная синхронизация, медленная синхронизация с подавлением эффекта «красных глаз», синхронизация по задней шторке с медленной синхронизацией, синхронизация по задней шторке.

Управление внешними вспышками с помощью встроенной вспышки: нет, требуется дополнительный управляющий блок SU-800.

Разъем синхроконтакта: нет, требуется переходник AS-15.

(см. Как пользоваться вспышкой)

Диафрагма

Диафрагма или f-число может быть наиболее запутанным аспектом фотографии для многих фотографов, потому что он влияет на изображения неожиданным образом. По существу, диафрагма означает размер отверстия в объективе. Чем меньше отверстие, тем меньше света попадет внутрь; чем больше отверстие, тем больше света пройдет через него. Часто людей сбивает с толку система нумерации: чем меньше число, тем больше отверстие. Так, при f/2.8 открытие больше, чем при f/4, f/5.6, f/8, f/11 и т.д. Объективы с максимально большой диафрагмой (малое число, как f/2) считаются «быстрыми», означая, что они могут пропустить больше света.

Но дело не только в свете, и насколько широко может быть открыт объектив. Диафрагма также влияет на резкость изображения. Большинство объективов (осмелюсь ли я сказать, что все?) более резкие несколькими шагами ниже (это называется «sweet spot»). Объектив с максимальной диафрагмой f/2.8 создаст более резкое изображение при f/8, чем при f/2.8. Чем лучше качество объектива, тем меньше это имеет значение, но это заметно у большинства объективов.

Сравнение

D5100 D5200
Год начала выпуска 2011 2012
Разрешение, Мп 16 24
Скорость серийной съёмки, кадров/с 4 5
Auto ISO с учётом фокусного расстояния нет есть
Число фокусировочных точек 11 39
Вес, г 560 555
D3100 D5100 D7000
Год начала выпуска 2010 2011 2010
Разрешение, Мп 14 16 16
Диапазон ISO 100 — 12 800 100 — 25 600 100 — 25 600
Скорость серийной съёмки, кадров/с 4 4 6
Минимальная выдержка, с 1/4000 1/4000 1/8000
Выдержка синхронизации, с 1/200 1/200 1/250
Кнопки ISO, WB и AF нет нет есть
Дополнительный диск управления нет нет есть
Сохранение пользовательских настроек нет нет U1, U2
Экран 3″, 230 000 пикселей поворотный, 3″, 921 000 пикселей 3″, 921 000 пикселей
Охват кадра в видоискателе, % 95 95 100
Число фокусировочных точек 11 11 39
Предварительный подъём зеркала нет задержка спуска есть
Карты памяти SD SD SD, SD
Батарея EN-EL14 (1030 мА•ч) EN-EL14 (1030 мА•ч) EN-EL15 (1900 мА•ч)
Вес, г 505 560 780

Вернуться на страницу «Фотоаппараты Nikon»

Зеркальная камера Nikon D5100 отзывы покупателей

Преимущества:

  • цифровой фотоаппарат Никон D 5100 Body надежный и качественный;
  • очень емкий аккумулятор;
  • получается отличное качество фото и видео;
  • хорошее соотношение цены и качества;
  • очень удобно лежит в руке, отличная эргономика;
  • делает великолепные снимки;
  • отличная камера любительского уровня;
  • хорошая скорость съемки;
  • отлично снимает как в жару, так и в мороз;
  • очень компактная и легкая камера;
  • поворотный дисплей, позволяет снимать с разных ракурсов;
  • отличный вариант для путешествий;
  • качественная сборка и материалы;
  • отличная матрица;
  • очень крепкое и прочное устройство;
  • в комплекте хороший объектив;
  • достаточно высокая скорость съемки;
  • красивый внешний вид, стильный дизайн.

Недостатки:

  • Nikon D5100 kit (18-55mm VR) имеет громкий автоматический фокус;
  • медленная фокусировка при слабом освещении;
  • слабая фокусировка при съемке видео.

Фотоаппарат Никон Д5100 отзывы составлены на базе 163 отзывов пользователей в Яндекс.Маркет.

Недостатки высоких значений ISO

Так почему же не фотографировать с высоким значением ISO все время? Есть две причины: 1. Высокое ISO часто создает цифровой шум в изображении (хотя сенсоры камер становятся все лучше и лучше) и 2. Иногда вам нужно использовать длинную выдержку, а в таком случае вам понадобится меньшая чувствительность к свету. Это может быть случай, когда вы хотите запечатлеть размытое движение, например, текущей воды, движения ветра или создать приятное размытие в спортивной фотографии.

  1. Высокие значения ISO часто создают цифровой шум в изображении (хотя сенсоры камер становятся лучше и лучше).
  2. Иногда вам нужно использовать длинную выдержку, а в таком случае вам понадобится меньшая чувствительность к свету. Это может быть случай, когда вы хотите запечатлеть размытое движение, например, текущей воды, движения ветра или создать приятное размытие в спортивной фотографии.

Компенсация экспозиции

Здесь я использовал Компенсацию экспозиции, чтобы быть уверенным, что изображение будет достаточно ярким, чтобы показать детали на переднем плане, а яркий закат на заднем плане не будет пересвечен.

Эти два изображения показывают насколько полезной может быть Компенсация экспозиции. Изображение ниже было сделано при ярком солнечном свете, но намеренно недоэкспонировано на три шага, превратив горы в черный, но сохранив детали в области неба, тем самым создавая сюрреалистичное изображение.

Автофокус

Модуль фазового автофокуса: Nikon Multi-CAM 1000.

Число датчиков фокусировки: 11, из них 1 перекрёстного типа.

Режимы автофокуса: одиночный (AF-S), следящий (AF-C), автоматический (АF-A).

Режимы выбора фокусировочных точек: одноточечный, динамический, автоматический, 3D.

Подсветка автофокуса: светодиод.

Фокусировочный мотор: нет.

Тонкая настройка автофокуса: нет.

Автофокус в режиме Live View: контрастный.

(см. Как пользоваться автофокусом)

Как на счет автоматического Баланса белого?

Я должен сделать признание. Я практически всегда использую автоматический режим Баланса белого. Камеры довольно хорошо различают оттенки и выбирают подходящий Баланс белого. Когда он определяется неправильно, я проверяю изображение на экране и вношу изменения для следующего снимка. Во-вторых, я снимаю только в формате RAW, а это означает, что я могу вносить корректировки на компьютере. Я больше доверяю изображению на мониторе компьютера, чем на маленьком экране камеры.

Тем не менее, бывают случаи, когда Баланс белого нужно настраивать. Во-первых, если вы снимаете в JPEG. Этот формат не даст вам возможности позже настроить Баланс белого, поэтому он изначально должен быть правильным. Во-вторых, в случае комбинирования изображений для высококонтрастных сцен или панорам. Легкое изменение оттенка при комбинировании снимков в HDR или панорамы сделает это более сложным или невозможным. Вы можете использовать Баланс белого, если намеренно хотите сделать снимок в холодных или теплых оттенках, или, когда используете искусственное освещение. (Теперь ЭТА тема гарантирует отдельную статью…)

Будьте внимательны к балансу белого, изучите, что это означает и как влияет на ваши изображения, а затем решайте, как его использовать.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Как настроить фотоаппарат. Советы начинающим фотографам

Как настроить фотоаппарат. Советы начинающим фотографам

Своей первой зеркалкой Nikon D5100 я уже владею третий год. В последнее время стали получаться более-менее красивые фотографии. Конечно, шедевров для престижных фотоконкурсов у меня еще нет, но и выставить на всеобщее обозрение свои фотки уже не так стыдно. По своему опыту знаю, как трудно новичкам разобраться с настройками фотоаппарата, понять в каких режимах лучше снимать, чтобы получить классные изображения.

Вот я и решил написать ряд статей с моими объяснениями основ. Думаю, что данный урок фотографии будет полезен не только  начинающим фотолюбителям, но и мне лично. Ведь психологи утверждают: «Хочешь лучше усвоить новый материал? Тогда научи полученным знаниям других!»

Содержание:

  • Как научиться фотографировать и улучшить качество своих фотографий
  • Что нужно, чтобы получить правильное изображение
  • Основные законы фотографии
  • Понятие экспозиции. Как на нее влияет выдержка, диафрагма и светочувствительность
    • Что такое выдержка
    • Что такое светочувствительность
    • Что такое диафрагма
  • Почему фото получаются «мыльные»
  • Для чего нужна светосильная оптика
    • На что нужно обратить внимание при выборе и покупке светосильной оптики
  • В каких режимах нужно фотографировать

Итак, вы потратили десятки часов, читая обзоры и тесты разных камер, одолели всех на профильных форумах, задавая вопросы типа: «Профессионалы, помогите сравнить Nikon D5300 и Canon EOS 750D»! «Какая разница между Никон Д5200 и Кэнон EOS 650D»? «Что лучше: зеркалки Canon или Nikon»? И тому подобные вопросы сравнения разных моделей зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов. Наконец, вы приняли решение и приобрели свою первую зеркалку. Как только стали снимать, оказалось, что не так-то легко получить красивую карточку. Качество фоток не сильно отличается от того, что получалось на простой мыльнице. Что же делать?

Как научиться фотографировать и улучшить качество своих фотографий?

Ответ на этот вопрос очень сложный, он не уместится в границах одной статьи. Профессиональные фотографы пишут толстенные книги с уроками фотографии о пятистах страницах на эту тему. Сегодня я попробую только кратко систематизировать свои знания по фотоделу и дать некоторые советы начинающим.

На мой взгляд, понятие «качественная фотография» включает в себя две составляющие: техническое качество и художественная ценность.

Чтобы получить технически правильное изображение нужно:

1)    Прочитать инструкцию к вашей камере Nikon D3100, D5100, D5200, D5300, Canon EOS 1100D, 1200D, 600D, 650D, 700D (нужное подчеркнуть).

2)    Взять в фотоаппарат, руководство по эксплуатации и выйти с ними на улицу. Внимательно прочитать каждый раздел и тут же на практике, проверить, как работают настройки камеры, о которых вы только что узнали из инструкции. Мне повезло: я купил свою зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55 VR прямо перед самостоятельным путешествием по Китаю, Гонконгу и Филиппинам. Поэтому я мог ежедневно использовать разнообразные режимы съемки в разных условиях освещения, разных жанрах и сюжетах.

3)    Пойти в книжный магазин и купить любую книгу по цифровой фотографии. Тоже досконально ее проштудировать и применять на практике полученные знания.

Как видно из моего отчета о поездке в Китай самостоятельно, научиться получать технически качественное фото на ваш Nikon D5100 или Canon EOS 650D можно за одну неделю отпуска. Чем больше вы будете фотографировать и анализировать результаты, тем быстрее вы сможете совершенствовать свои навыки. Например, во время описываемого путешествия в Поднебесную и по филиппинским островам я отснял более 1500 кадров.

Но сфотографировать резкий кадр с правильной экспозицией – это не значит получить качественный снимок. Вот одна из первых фотографий, снятая на Nikon D5100 KIT 18-55 VR, которую я выложил для обсуждения на профильный форум.

В тот день я прочитал урок фотографии по ночной съемке и поехал вечером снимать со штатива. Смотрел на эту работу и думал: «О, какая резкость! Какие цвета! Суперская фотка!» Знаете, какие были оценки? Ни одного плюса и 25 минусов.

Что с данным фото не так, почему оно не цепляет зрителя?

  • Снято на 18 мм, а на коротких фокусных расстояниях, если объектив фотоаппарата не направить строго параллельно линии горизонта, возникают сильные геометрические искажения (дисторсия). Видите, как сильно завалилось на бок здание справа?
  • Два грязных автомобиля совсем не украшают данную фотографию.
  • Плохой ракурс. Высокие строения лучше фотографировать с возвышенности, когда точка съемки располагается посередине здания или немного выше. Тогда будет меньше искажений и, вообще, кадр будет отличаться от сотен подобных, сфотографированных с традиционного положения «фотик у глаз фотографа на высоте 1,7 метра».
  • Слишком зажата диафрагма. Пейзажи снимают при апертуре f/(8-11). У меня же здесь – f/22, светочувствительность ISO=100, выдержка 30 секунд.
  • Как такое изображение можно было снять лучше? Например, отойти подальше, чтобы была возможность снимать на большем фокусном расстоянии (допустим, на 35 мм), когда дисторсия проявляется не так сильно. Включить в кадр на первом плане какой-нибудь предмет (скажем, ветки деревьев) для живописности.

Согласитесь, что вот этот храм в Летнем дворце императора в Пекине, снятый тоже на Nikon D5100 с китовым объективом Nikkor AF-S DX VR Zoom 18-55mm f/3.5-5.6G со следующими настройками (фокусировка по точке, выдержка: 1/100 сек, диафрагма: f/11, ФР: 26 мм, ISO: 200, компенсация экспозиции: 0 eV, вспышка: отключена) смотрится выигрышнее? Хотя, с точки зрения технического качества, тоже не безупречен.

Ну, а кардинально улучшить, как мне кажется, первый кадр с храмом можно было, если снимать не пейзаж, а репортаж или постановку. Например, сыграть на контрасте: на переднем плане – объявление о скупке краденного, на заднем – храм. Рассказать историю: на переднем плане старушка молится на храм, или маленькая девочка с бантиками и косичками любуется чем-то на здании и т.п.

Короче говоря, на томом форуме для фотографов я выкладывал различные свои работы в течение полугода. Прислушивался к комментариям и советам более опытных коллег. И только через шесть месяцев смог сфотографировать кадр, который хоть и не получил одни плюсы, но все же их было больше, чем минусов.

Вот эта фотография впервые получила большинство положительных оценок (18 плюсиков и 4 минуса) и под номером 82 вошла в сотню лучших работ за месяц.

Параметры съемки: выдержка: 1/100 сек, диафрагма: f/10, фокусное расстояние: 55 мм, ISO: 100, компенсация экспозиции: -1.33 eV, приоритет диафрагмы, вспышка: не сработала, время съёмки: 20 октября 2012.

Не думаю, что это какой-то шедевр мирового фотоискусства. Здесь даже недостаточно резкости. Но согласитесь, что данная работа чуть лучше, чем первый пример. Что делает ее привлекательнее? Снята в режимное время, есть четко выраженная многоплановость, благодаря туману в низинах. Не мешало бы немного убавить насыщенности неба и повысить резкость. И просто конфетка бы получилась! ;)

Ой, что-то отвлекся от главной темы нашего фотоурока по настройкам камеры! В начале статьи я давал совет новичкам: «Чтобы научиться качественно снимать на ваш новенький Nikon D5200 KIT, идите в книжный магазин и купите любой учебник по фотографии». Так вы быстро достигните такого уровня, когда ваши фотки друзья не будут критиковать сильно, но и восторгаться никто не будет. Наверное, каждый начинающий фотограф рано или поздно подходит к такой черте. У меня вон полный блог подобных картинок. Вроде, все чётко, главный объект находится в «золотом сечении» по правилам композиции, а работа не цепляет… В статье «Что подарить фотографу», где я отговаривал презентовать книги и курсы фотографии, рекомендовал распечатать замечательнейший учебник под авторством Лидии Дыковой «Беседы о фотомастерстве».

Пособие написано в далеком 1977 году, когда еще не было в ходу «быдлоязыка из зомбоящика» и журналов типа «Metropolitan», а учебники писали для того, чтобы научить, а не чтобы красивыми заголовками заставить покупателя выложить деньги за пустышку внутри и повысить продажи издания… В книге методично рассказывается об основных законах фотографии, которые каждый профессиональный фотограф должен знать и понимать, как отче наш:

— Понятие смыслового центра в кадре.

— Принципы заполнения плоскости фотоизображения.

— Что такое композиция. Как ее уравновесить.

— Ритмичность в кадре.

— Свет в фотоискусстве.

— Влияние тональности снимка на его восприятие.

— Как передать пространство в двухмерной плоскости.

— Способы подчеркивания фактуры различных материалов на фотографии.

— Резкость, как художественный прием.

— От чего зависит динамичность на снимке.

Даже по перечислению разделов чувствуете разницу с обычным учебником по фотографии современных авторов. Чаще они обсуждают то, о чем в сегодняшней статье говорим мы с вами: какую диафрагму и выдержку поставить, чтобы снять ночной портрет или салют. И гораздо реже можно найти книгу, в которой бы старались показать вам, как снять художественное фото. К сожалению, «Беседы о фотомастерстве» невозможно сейчас купить в типографском виде – нужно либо распечатывать, либо заказать на Ozon на условиях «print on demand»…

Вы спросите: «Почему же тогда этот умник сам не может снять шедевры на свою зеркалку Nikon D5100?» А потому, что грешен: учебник прочитал, а вот, чтобы выйти и раз в неделю на улице отработать на практике каждый урок, силы воли не хватает… Но, когда-нибудь с понедельника, займусь своим самообразованием… ;)

Мне думается, прочитав данное пособие, вы поймете, как снимать классные фотографии на ваш Canon EOS 1200D или Nikon D3300.

Окей! Сегодня у нас с вами первый урок фотографии для новичков. 

Понятие экспозиции. Как на нее влияет выдержка, диафрагма и светочувствительность

Термин «экспозиция» означает количество света, которое успевает попасть на матрицу в течение определенного периода времени. Если экспозиция выбрана правильно, то фотка будет выглядеть отлично. Если света недостаточно – снимок будет тёмным, если его много – светлым.

В фотоделе изменение экспозиции рассчитывают в ступенях. Изменение на 1 ступень означает, что света на матрицу вашей камеры попало в 2 раза больше. Поменять экспозицию можно одним из трех методов: установить другую выдержку или светочувствительность в 2 раза или диафрагму в 1,4 раза.

Обычно, если мы фотографируем в одном из полуавтоматических режимов, фотоаппарат выставляет правильное значение экспозиции самостоятельно, меняя указанные три параметра. Но, когда съемка ведется в режиме «М» и, вообще, чтобы добиться наилучших результатов, мы должны четко понимать механизм регулирования количества света, попадающего на светочувствительный элемент тушки.

Для наглядности возьмем аналогию. Допустим, вы хотите нагреть 2 литра воды в глиняном горшке с температуры 50 (- 1 EV) до 100 градусов Цельсия (0 EV). Чтобы довести воду до кипения ей нужно передать определенное количество тепловой энергии (экспозиция), зависящее от следующих факторов: 1) время нагрева (выдержка); 2) диаметра газовой конфорки (диафрагма) и 3) теплопроводности стенок сосуда (светочувствительность ISO). Тогда поставленную задачу можно решить следующими способами:

Греть воду не 10, а 20 минут при том же диаметре конфорки и материала кастрюли (увеличиваем выдержку в 2 раза при неизменной диафрагме и ISO).

Поставить горшок на конфорку с диаметром в 1,4 раза большим, чем обычно. Тогда вода закипит в течение первоначальных 10-ти минут (выдержка и ИСО остались прежними, а диафрагма поменялась).

Заменить глиняный горшок с низкой теплопроводностью на стальную кастрюльку с высоким уровнем проводимости тепла (изменили светочувствительность, а диафрагму и выдержку оставили неизменными).

На примере выше мы подошли к пониманию того, что для получения технически качественного снимка с одной и той же экспозицией, можно изменить два из трех описываемых параметров съемки: либо диафрагма и выдержка, либо ИСО и выдержка, или светочувствительность и диаметр отверстия в объективе, и т.д. Но об этом позднее.

Да, давайте-ка приведем определение понятий, о которых мы говорим сегодня.

Выдержка – промежуток времени, в течение которого на матрицу вашего фотоаппарата падает свет (момент между открытием и закрытием затвора зеркалки).

Светочувствительность – означает степень восприятия матрицей фотоаппарата падающего на него света. Измеряется в единицах ISO (International Standards Organization). Стандартные значения ИСО изменяются в геометрической прогрессии со знаменателем 2 (если кто плохо учился в школе, это означает, что каждое новое значение в 2 раза выше предыдущего): 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400 и т.д.

И выдержка, и светочувствительность являются техническими характеристиками камеры. Вместе они образуют экспозиционную пару (экспопару).

Диафрагма – представляет собой перегородку с отверстием из нескольких лепестков внутри объектива. Конструкция диафрагмы позволяет регулировать диметр этой «дырки». Чем он больше, тем большее количество света попадет на матрицу. Еще в фотоделе используют понятие апертуры, т.е. числа, означающего размер отверстия в объективе. В английских учебниках по фотографии оно обозначается Aperture или f-stop.

Стандартные значения относительного отверстия рассчитаны исходя из условия, что изменение его на 1 позицию приведет к увеличению экспозиции в 2 раза: 1/0,7; 1/1; 1/1.4; 1/22; 1/2.8; 1/4; 1/5.6; 1/8; 1/11; 1/16; 1/22; 1/32; 1/45; 1/64. Обычно при обсуждении данного параметра съемки произносят только знаменатель дроби. Поэтому, когда в уроке фотографии вы встречаете рекомендацию «закрыть диафрагму до 22» — это означает установить апертуру f=1/22 и отверстие будет уже (см. рисунок выше). А когда ваш знакомый опытный фотограф советует для красивого размытия фона «открыть дырку до 2.8», он имеет ввиду, что вы должны установить диафрагму1/2,8 или, иными словами, увеличить диаметр отверстия перегородки в объективе.

В этом месте моего урока фотографии для начинающих фотографов нужно бы сделать еще одно большое отступление и рассказать о том, что величина апертуры влияет не только на экспозицию, но и на ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) и гиперфокальное расстояние. Но, чтобы не превращать данный рассказ в толстенную книгу, пока не буду обсуждать эти термины.

Чтобы лучше представить, как влияет изменение одного из обсуждаемых параметров съемки на другие, проведем с вами такой эксперимент. Поставим мою зеркальную камеру Nikon D5100 с объективом Nikkor 17-55/2.8 на штатив, установим фокусное расстояние 55 миллиметров и максимально возможную для него диафрагму f/2.8. Начнем менять сначала светочувствительность при одной и той же апертуре и смотреть, как изменится выдержка. Затем повторим эту процедуру при разных значениях апертуры. Результаты замера сведем в следующей таблице (и запоминать не нужно, так как в каждый момент времени при различной освещенности предмета съемки, они меняются).

Вы спросите: «Какого чёрта этот чувак уже битых полчаса парит мне голову своими кастрюлями, конфорками и непонятными таблицами»?!! «А такого, — отвечу я, — что представленная выше табличка может дать вам ответ на очень важный вопрос»! Я имею ввиду, что часто начинающие фотографы  спрашивают: «Почему в моем новом зеркальном фотоаппарате Nikon D5300 KIT 18-140 или Canon EOS 650D KIT 18-135 IS получаются нерезкие, мыльные фотки»? Или, например: «Зачем для съемки свадеб профессиональные фотографы покупают светосильный зум 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom за бешенные деньги? Ведь, при одинаковых фокусных расстояниях он стоит 50 тысяч рублей, а цена штатного КИТ-объектива Никкор 18-55mm f/3.5-5.6G AF-S VR DX Zoom составляет, всего лишь, 2700 рублей. Другими словами, он в 18 раз дешевле.

Ответ на первый вопрос: «По какой причине фотки могут быть мыльные»?

Опыт показывает, что на зеркальных фотоаппаратах с небольшим числом пикселей в матрице (Nikon D3100, D5100 или Никон Д700, Д90 и их аналогах от Canon) минимально возможная выдержка, позволяющая снять неподвижный объект с рук без «смаза» рассчитывается по формуле Вмин= 1/ФР, где ФР – фокусное расстояние на объективе в момент съемки. На более современных моделях зеркалок, как Nikon D5200, D3200, D7100 (и аналогичных Кэнон) это значение еще короче Вмин= 1/2*ФР.

Т.е., если на свой Canon EOS 700D вы нацепите штатное китовое стекло kit EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM, то на широком угле ФР=18 мм у него максимальная диафрагма будет 3,5, а на узком конце ФР=55 мм – самая большая апертура 55 мм. Допустим, что вы хотите снять портрет на 18 мм. Чтобы он был красивее, нужно попробовать размыть фон, т.е. открыть диафрагму на максимум f/3.5. Из моей таблицы видно, что при минимальном ISO 100 единиц выдержка составит 1/100 секунды. Результат должен быть удовлетворительным, так как время экспозиции меньше 1/60 секунды (оранжевая ячейка в табличке).

Но за портрет на 18 мм можно получить и по лицу от портретируемого, так как на широком угле сильны геометрические искажения. Да и фон не удастся заметно размыть, так как на таком фокусном велико ГРИП.

Хорошо, выдвигаем объектив на фокусное расстояние 55 миллиметров. Теперь фон будет лучше размыт (при максимальной диафрагме f/5.6) и нет искажений: нос у фотомодели нормальной формы. Только вот На ИСО 100 снять фотку без смаза будет проблематично. Нужно поднять светочувствительность до 125 единиц. Если же у вас последняя модель Nikon D5300 или Никон Д5200 с огромным количеством пикселей, то чтобы снять резкий кадр с рук, нужно использовать выдержку Вмин= 1/2*ФР, что означает 1/(2*55мм)=1/110 секунды. При максимальной диафрагме f/5,6 чтобы достичь выдержки 1/125 секунды, нужно поставить ISO не менее 200 единиц. Качество современных зеркальных фотоаппаратов таково, что светочувствительность в диапазоне 100-640 и, скрепя сердцем, до 1000 единиц не сильно портят фотографию. Ваш портрет на ИСО 200 будет качественным.

Теперь вы хотите снять в квартире ребенка, играющего с собакой. Модели очень шустрые. Выдержка должна быть значительно короче, предположим, 1/500 секунды. Из таблицы с параметрами съемки видим, что фотографируя на объектив Canon KIT 18-55  нам потребуется установить ISO 640 (при фокусном 55 мм и диафрагме 5,6) или ISO 320 на фокусном 18 мм и f=3.5.

Ответ на второй вопрос: «Зачем профессиональные фотографы покупают светосильную оптику»?

Предположим, вы фотографируете конкурсы для гостей на свадьбе. На штатный китовый объектив KIT 18-55 Nikkor или Canon вы сможете установить минимальную выдержку 1/800 секунды при ISO 1000 и максимальной апертуре 5,6 (см. красную ячейку таблицы). При этом качество фото будет похуже, так как появятся шумы. А если бы у вас был светосильный профессиональный объектив Nikkor 17-55/2.8 или Canon EF-S 17-55/2.8 IS USM, то на длинном конце можно было бы выставить диафрагму f=2,8 и вы смогли бы снимать активные движения гостей с выдержкой 1/1000 секунды при светочувствительности, всего лишь, 400 единиц (см. красную ячейку). Чувствуете разницу?

Еще пример. Я купил для фотоохоты телеобъектив Nikkor 70-300/4.5-5.6. На фокусном расстоянии 200 мм он позволяет установить диафрагму f=5,3. Т.е. при рабочем ISO 250 единиц на нем можно добиться выдержки чуть короче, чем 1/160 секунды. Даже, установив его на штатив для предотвращения смаза, получить качественную фотографию мелких птичек не получится, так как они слишком юркие. А для съемки с рук минимальное время экспозиции должно быть не длиннее 1/200 секунды. Если бы я заплатил в 4 раза больше и купил профессиональный светосильный телевик Nikkor 70-200/2.8, то при тех же 200 мм фокусного, с ИСО 250 и диафрагмой уже f/2.8 (а не 5,3), я мог бы получить В=1/500 секунды. В 3,125 раза короче!!! Вероятность получить резкое фото значительно повышается!

При покупке светосильного объектива нужно обратить внимание на следующие нюансы:

  1. Покупая дорогой светосильный объектив вы платите не только за возможность установить широкую диафрагму, но и за более качественный материал стекла с небольшими геометрическими искажениями и хроматическими аберрациями, за быстрый автофокус и пыле-, влагозащиту.
  2. Мы не учитывали в обзоре параметров съемки влияние диафрагмы на ГРИП, гиперфокальное расстояние и размытие заднего фона (боке).

В каких режимах фотографировать, чтобы получить качественные фотографии

Ладно, мы с вами потратили много минут, чтобы понять, зачем в вашей новой камере Nikon D5200 можно самому установить значение светочувствительности и выдержки и диафрагмы на китовом объективе. Но мы не сильно продвинулись к ответу на вопрос: «Какие настройки выставить на фотоаппарате, чтобы снять качественную фотку»?

Давайте зафиксируем то, что мы уже знаем:

ISO влияет на чувствительность матрицы к свету. Это материал нашей кастрюли. Чем светочувствительность выше, тем больше света получит матрица в заданный отрезок времени и шумы тоже, кстати, будут сильнее. Поэтому задача профессионального фотографа – фотографировать при минимально возможных значениях ИСО.

Выдержка – время, когда открыт затвор фотокамеры и на матрицу попадает свет. Эти два параметра регулируют экспозицию и они являются техническими характеристиками конкретного фотоаппарата.

Диафрагма – диаметр отверстия в объективе. Она тоже влияет на экспозицию, но зависит не от тушки, а от модели линзы.

Теперь рассмотрим мою зеркалку Nikon D5100. Мы видим, что на камере есть диск управления для выбора основных режимов съемки: зелененький (автомат), творческие настройки (P,A,S,M) и сценарии (портрет, пейзаж, спорт, дети, макро и т.д.). Если на диске выбрать Scene и покрутить колесико, то можно еще выбрать кучу других режимов: «ночной пейзаж», «портрет ночью», «пляж/снег» и т.п.

Поначалу, когда я не понимал, какие настройки камеры нужно выставлять для съемки разных сюжетов, я просто устанавливал предустановленные заготовки Scenes. Например, почти все фотографии в отчете о самостоятельной поездке в Китай в 2011 году сняты таким образом.

В последнее время я фотографирую, в основном, только в режиме A, S или M. Они дают фотографу больший контроль над ситуацией. Стандартные же настройки удобно использовать при съемке в формате JPEG. «Зеленым фотиком» — полностью автоматическим режимом съемки не пользуюсь никогда, так как в большинстве случаев  он выдает фотографии хуже, чем при ручных параметрах.

Судите сами. Вы решили снять сплав по горной реке на катамаранах в непогожий, пасмурный вечер. Вы выставили на камере автоматический режим и навели на то место, где должны  появиться спортсмен, чтобы вовремя нажать на спуск и получить захватывающий кадр. Автоматика камеры определяет какой-то плохо освещенный ландшафт, поэтому ставит диафрагму f/5.6; ISO 300, выдержку 1/15 секунды. Но, при таких настройках изображение людей будет смазанным. «Хорошо, — решаете вы, — поставлю я режим «Спорт». Камера ставит способ фокусировки «следящий автофокус», диафрагму f/5.3, но понимает, что для спортивных сюжетов требуется более короткое время экспозиции 1/500 секунды. Чтобы получить такую выдержку, нужно «задрать» ИСО до 640 единиц. Фотка, скорее всего, получится резкая.

А теперь вы захотели при тех же условиях снять соревнования арбалетчиков и получить кадр, на котором стрела вылетает из арбалета. Если вы выберете спортивный режим, как в предыдущем примере, то «заморозить» стрелу не получится. Выдержка должны быть еще короче. Но камера ведь не понимает, снимаете ли вы катамараны или арбалетчиков! В данном примере резкую фотографию можно снять только в режиме M, A или S, когда вы сами настраиваете время экспозиции, диафрагму и светочувствительность.

Давайте пробежимся по основным настройкам зеркальной камеры в «творческой зоне».

  • A (у некоторых моделей Av от Apperture Priority) – вы выбираете диафрагму, а камера подстраивает ISO и выдержку, чтобы получить правильное значение экспозиции при таком отверстии. Также, в этом режиме, если я вижу, что выдержка получилась слишком длинная, я могу поднять ИСО.
  • S (бывает Tv от Shutter Priority) – вы говорите камере, каким будет время экспозиции, а фотоаппарат сам изменяет диафрагму и светочувствительность, чтобы выдержать экспозицию.
  • М (от Manual) – фотограф сам выбирает значения всех настроек фотокамеры.

Предполагается, что режим «S» удобнее использовать при съемке спорта, танцев и других активных событий, «А» — при фотографировании портретов и пейзажей, «М» — и того и другого.

Мой любимый вариант – «А». Даже, если я снимаю спорт, я ставлю «приоритет апертуры», следящий автофокус и проверяю, хватает ли выдержки при данном ИСО. Если время экспозиции слишком длинное, то поднимаю светочувствительность до тех пор, пока меня не устроят параметры съемки.

Режим «P» (от Programmable Automat) – похож на «полностью автоматический режим», только можно вмешиваться в некоторые настройки (ISO, изменить способ экспозамера и т.п.). Я его никогда не использовал.

Какие промежуточные выводы можно сделать, прочитав всю мою предыдущую писанину, которую я назвал громким термином «Урок фотографии по выбору настроек фотоаппарата для начинающих фотографов»? Заключение такое: чтобы снять качественную, красивую фотографию, нужно правильно настроить основные параметры зеркалки: выдержку, диафрагму и светочувствительность. Чтобы сфотографировать шедевральное фото, нужно понимать, зачем нужны и другие настройки (баланс белого, коррекция и режим замера экспозиции, способ спуска затвора и фокусировки, режим зоны автофокуса), уметь правильно настроить фотовспышку и прочитать рекомендованную выше книгу Лидии Дыко «Беседы о фотомастерстве». ;)

Теперь, чтобы понять, какие настройки выставить на вашей новенькой камере Nikon D3100 в разных ситуациях, нужно логически проанализировать табличку, представленную ранее.

Чтобы снять красивый портрет, нам нужно размыть задний фон (открыть диафрагму), при этом удержав в нормальных рабочих значениях ИСО и выдержку.

     Камера Nikon D5100, объектив: AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G, выдержка: 1/125 сек, диафрагма: f/5.6, фокусное расстояние: 55 мм, ISO: 200, компенсация экспозиции: 0 eV, режим съёмки: приоритет диафрагмы.

Хотим сфотографироваться на фоне памятника или какой-либо достопримечательности – зажимаем немного диафрагму.

Камера Nikon D5100, объектив: AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G, выдержка: 1/125 сек, диафрагма: f/11, фокусное расстояние: 29 мм, ISO: 110

Снимаем закат над вечерним городом. Здесь объект съемки неподвижен. Главное – резкость. Поэтому также в приоритете апертуры ставим f/10. При ISO 200 картинка имеет мало шумов. Выдержка не имеет значения, так как снимаем со штатива.

Камера Nikon D5100, объектив: AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G, выдержка: 1/80 сек, диафрагма: f/10, фокусное расстояние: 18 мм, ISO: 200

Снимаем ночной пейзаж. Света очень мало. ГРИП нужна большая. Поэтому ставим апертуру не менее f/8. Cветочувствительность для снижения шумов – минимальные 100 единиц. Время экспозиции камера предлагает 25 секунд, но нам все равно, так как съемка ведется со штатива. Наоборот, красиво размылись следы фар автомобилей.

Теперь тоже снимаем ночью, но уже портрет. Люди могут относительно долго стоять неподвижно. Придется открыть дырку в объективе по максимума (f=3.5), «задрать» ИСО, чтобы обеспечить приемлемую выдержку (помните В=1/ФР?).

Камера Nikon D5100, объектив: AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G, выдержка: 1/5 сек, диафрагма: f/3.5, фокусное расстояние: 18 мм, ISO: 800.

В любых правилах бывают исключения. Например, данная фотография снималась со штатива, а мы изо всех сил старались не двигаться. Поэтому, получился резкий кадр при таком большом времени экспозиции.

Готовимся снимать что-то быстро двигающееся, например, великолепного всадника, гарцующего на кобыле в яблоках. ;) Ставим в настройках фотоаппарата приоритет выдержки В=1/500 секунды, небольшую светочувствительность ISO 125 единиц и камера сама установит апертуру f/4.5.

Кстати, фото выше – пример съемки на фотоаппарат Canon EOS 700D KIT 18-135. А еще – это образец не совсем удачной композиции. Если вы знакомы с правилами построения кадра, то поймете, что лучше было снять эту фотографию так, чтобы главный объект находился на линии золотого сечения.

В таком случае появилось свободное место под копытами лошади – ей есть куда бежать. Также есть слева пространство для взгляда гусара, он не упирается в край снимка. Линии дороги образуют направляющие диагонали к главному объекту. А деревья образуют естественную рамку, не дающую выходить взгляду зрителя за пределы изображения. Открытая диафрагма позволила размыть немного задний план и тем самым акцентировать внимание резкостью на персонажах съемки. Чтобы превратить это фото в шедевр, не хватает еще хорошего освещения при закатном солнце.

Автор- Сергей Лахардов



Похожие записи:

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Nikon D5100

PDF инструкция  · 260 страниц(ы) русский

инструкцияNikon D5100

ЦИФРОВАЯ ФОТОКАМЕРА

Подробное руководство пользователя

Ru

Посмотреть инструкция для Nikon D5100 бесплатно. Руководство относится к категории фотокамеры, 34 человек(а) дали ему среднюю оценку 8.3. Руководство доступно на следующих языках: русский. У вас есть вопрос о Nikon D5100 или вам нужна помощь? Задайте свой вопрос здесь

  • Вопросы и ответы
  • Оглавление
  • Меры безопасности
  • Уведомления
  • Введение
  • Основы фотосъемки
  • Дополнительные сведения о съемке (Все режимы)
  • Режимы P, S, A и M
  • Live View
  • Запись и просмотр видеороликов
  • Спецэффекты
  • Дополнительные сведения о просмотре изображений
  • Подключения
  • Сведения о параметрах меню
  • Технические примечания
Интуитивно понятная технология сенсорного экрана позволяет вам управлять своим ПК прямо с экрана. А яркое разрешение 198...
Главная
Nikon
D5100 | VBA-310AE
фото камера
18208892389, 18208919796
русский
Руководство пользователя (PDF)
Качество изображения
Мегапиксели 16.2 MP
Тип камеры Однообъективный зеркальный фотоаппарат без объектива
Размер сенсора изображения — «
Тип сенсора CMOS
Максимальное разрешение изображения 4928 x 3264 пикселей
Разрешение фотоснимков 640 x 424,1280 x 720,1920 x 1080
Стабилизатор изображения Да
Всего мегапикселей 16.9 MP
Поддерживаемые форматы изображения JPG
Объектив
Оптическое увеличение — x
Цифровой зум — x
Фокусное расстояние — mm
Прочие свойства
Эквивалент расстояния для линз 35мм камеры — mm
Шкала диафрагм
Скорость действия затвора 1 — 1/4000 s
Функция видео Да
Цифровая зеркальная камера Да
Фокус
Режимы автофокусировки
Фокусировка Авто
Экспозиция
Чувствительность по ISO 100,125,160,200,250,320,400,500,640,800,1000,1250,1600,2000,2250,3200,6400
Вспышка
Режимы вспышки Auto, Red-eye reduction, Slow synchronization
Камера
Баланс белого Auto, Cloudy, Fluorescent, Incandescent, Shade
Сюжетные режимы Beach, Candlelight, Dawn, Dusk, Night, Night landscape, Night portrait, Party (indoor), Portrait, Snow, Sports, Sunset, Landscape (scenery)
Задержка автоcпуска 2, 5,10, 20 s
Фотоэффекты
Видео
Максимальное разрешение видео 1920 x 1080 пикселей
Запись видео Да
Тип HD Full HD
Аудио
Память
Оперативная память — MB
Совместимые карты памяти SD, SDHC, SDXC
Экран
Дисплей ЖК
Диагональ экрана 3 «
Разрешение дисплея (числовое) 921000 пикселей
Порты и интерфейсы
Версия USB 2.0
PictBridge Да
Дизайн
Вес и размеры
Ширина 128 mm
Глубина 79 mm
Высота 97 mm
Вес 560 g
Условия эксплуатации
Диапазон температур при эксплуатации 0 — 40 °C
Диапазон относительной влажности при эксплуатации 0 — 85 %

показать больше

Не можете найти ответ на свой вопрос в руководстве? Вы можете найти ответ на свой вопрос ниже, в разделе часто задаваемых вопросов о Nikon D5100.

Какой размер экрана Nikon D5100?

Какая высота Nikon D5100?

Какая ширина Nikon D5100?

Какая толщина Nikon D5100?

Инструкция Nikon D5100 доступно в русский?

Не нашли свой вопрос? Задайте свой вопрос здесь

Посмотреть все Nikon руководства Посмотреть все Nikon фото камера руководства

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Никон 3400 инструкция по применению
  • Никон д5100 инструкция для начинающих по пользованию
  • Никобел гербицид инструкция по применению цена
  • Никон 3200 инструкция на русском
  • Никон д3400 инструкция на русском