Об утверждении инструкции по организации надзора за законностью уголовного преследования

Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 21 февраля 2023 года № 65
Об утверждении Инструкции по организации надзора за законностью уголовного преследования

В целях надлежащей организации прокурорского надзора за применением законов, руководствуясь подпунктом 15) статьи 9 Конституционного закона Республики Казахстан «О прокуратуре», ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации надзора за законностью уголовного преследования.

2. Отменить приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 5 сентября 2022 года № 178 «Об утверждении Инструкции по организации надзора за законностью уголовного преследования».

3. Настоящий приказ направить руководителям структурных подразделений Генеральной прокуратуры, ведомств, учреждений и организации образования прокуратуры, прокурорам областей, районов и приравненным к ним прокурорам.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан, курирующего вопросы надзора за законностью уголовного преследования.

5. Приказ вступает в силу со дня его подписания.

Генеральный Прокурор

Республики Казахстан

Б. Асылов

Утверждена приказом

Генерального Прокурора

Республики Казахстан

от 21 февраля 2023 года № 65

Инструкция
по организации надзора за законностью уголовного преследования

1. Общие положения

Настоящая Инструкция (далее – Инструкция) детализирует применение Конституции Республики Казахстан, Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – УПК), Конституционного Закона Республики Казахстан «О прокуратуре» и иного законодательства при осуществлении органами прокуратуры надзора за законностью уголовного преследования.

2. Задачи и приоритетные направления

1. Основными задачами надзора являются:

1) защита и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов юридических лиц, общества и государства;

2) выявление и устранение нарушений законности, причин и условий, им способствующих, а также их последствий;

3) координация деятельности правоохранительных и иных государственных органов в сфере борьбы с преступностью.

2. Приоритетными направлениями являются:

1) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе, предупреждение и профилактика пыток;

2) качественное и своевременное рассмотрение обращений участников уголовного процесса;

3) обеспечение прав участников уголовного процесса на возмещение ущерба, причиненного уголовными правонарушениями;

4) осуществление особого надзора по уголовным делам о насильственных преступлениях сексуального характера в отношении несовершеннолетних.

3. Разграничение функций и полномочий органов прокуратуры

3. Разграничение функций и полномочий органов прокуратуры:

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 165
Об утверждении Инструкции по организации надзора за законностью уголовного преследования

изменениями от 31.12.2021 г.)

Отменен в соответствии с приказом Генерального Прокурора РК от 5 сентября 2022 года № 178

См.: Инструкцию по организации надзора за законностью уголовного преследования (утверждена приказом Генерального Прокурора РК от 05.09.22 г. № 178)

В целях надлежащей организации прокурорского надзора за применением законов, руководствуясь подпунктом 4) статьи 37 Закона Республики Казахстан «О прокуратуре», ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации надзора за законностью уголовного преследования.

2. Отменить приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 12 февраля 2018 года № 19 «Об утверждении Инструкции по организации надзора за законностью уголовного преследования».

3. Настоящий приказ направить руководителям структурных подразделений Генеральной прокуратуры, ведомств, учреждений и организации образования прокуратуры, прокурорам областей, районов и приравненным к ним прокурорам.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан, курирующего надзор за законностью уголовного преследования.

5. Настоящий приказ вводится в действие с 31 декабря 2020 года.

Генеральный Прокурор

Республики Казахстан

Г. Нурдаулетов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

2. Задачи и приоритетные направления

3. Разграничение функций и полномочий органов прокуратуры

4. Обеспечение законности на досудебной стадии уголовного процесса

4.1. Надзор за законностью начала досудебного расследования

4.2. Выезд на место происшествия и порядок действий прокурора

4.3. Проверка законности задержания лица

4.4. Проверка законности признания лица подозреваемым и квалификации его деяния

4.5. Проверка законности применения мер пресечения

4.6. Передача уголовных дел и материалов по поднадзорности, подследственности и территориальности

4.7. Проверка законности прерывания сроков досудебного расследования

4.8. Проверка законности прекращения уголовного дела (уголовного преследования)

5. Составление обвинительных актов, утверждение протоколов об уголовном проступке, обвинения, ускоренного досудебного расследования и постановления о применении приказного производства, рассмотрение ходатайств о заключении процессуальных соглашений

6. Организация надзора и реагирование на нарушения законности в ходе досудебного расследования

7. Надзор за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе

8. Рассмотрение жалоб участников уголовного процесса

9. Организация дежурства прокурора

10. Надзор за законностью негласных следственных действий

11. Процессуальный прокурор

12. Обеспечение прав участников уголовного процесса на возмещение ущерба, причиненного уголовными правонарушениями

13. Организация аналитической работы

14. Заключительные положения

      Сноска. Утратил силу приказом Генерального Прокурора РК от 21.10.2021 № 137 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Руководствуясь подпунктом 4) статьи 37 Закона Республики Казахстан «О прокуратуре» ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения.

      2. Признать утратившими силу:

      1) приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 6 января 2015 года № 7 «Об утверждении Инструкции по организации прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10202, опубликован в информационно-правовой системе «Әділет» от 27 февраля 2015 года);

      2) пункт 3 перечня некоторых приказов Генерального Прокурора Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнение, утвержденным приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 15 ноября 2016 года № 172 «О внесении изменений и дополнения в некоторые приказы Генерального Прокурора Республики Казахстан» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14554, опубликован в информационно-правовой системе «Әділет» от 30 декабря 2016 года).

      3. Департаменту по надзору за законностью судебных актов, вступивших в силу, и их исполнения обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии в печатном и электронном виде на официальное опубликование в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» Министерства юстиции Республики Казахстан для включения и официального опубликования в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ направить руководителям структурных подразделений Генеральной прокуратуры, ведомств, учреждений и организации образования прокуратуры, прокурорам областей, районов и приравненным к ним прокурорам.

      5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан.

      6. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Генеральный Прокурор
Республики Казахстан
Ж. Асанов
  Утверждена приказом
Генерального Прокурора
Республики Казахстан
от 13 сентября 2017 года № 104

ИНСТРУКЦИЯ

по организации прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция по организации прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения (далее — Инструкция) детализирует осуществление надзорной деятельности:

      в органах внутренних дел (далее – ОВД) по осуществлению контроля за поведением освобожденных от отбывания наказания условно-досрочно (далее – УДО) и лиц, в отношении которых судом установлен административный надзор;

      в органах национальной безопасности и ОВД по исполнению уголовного наказания в виде выдворения за пределы Республики Казахстан;

      в уголовно-исполнительной системе (далее – УИС) по исполнению уголовных наказаний;

      в уполномоченном государственном органе, осуществляющем реализацию государственной политики и государственного регулирования деятельности в сфере обеспечения исполнительных документов по исполнению уголовных наказаний в виде штрафа и конфискации имущества;

      в местных исполнительных органах по реализации компетенций, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан;

      в специальных учреждениях, обеспечивающих на законных основаниях временную изоляцию от общества подозреваемых и обвиняемых в совершении уголовного преступления.

      2. Основные определения, используемые в настоящей Инструкции:

      1) специальные учреждения — следственные изоляторы Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – МВД РК), Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (далее – КНБ РК) и гауптвахты Министерства обороны Республики Казахстан (далее – МО РК);

      2) органы исполнительного производства – Министерство юстиции Республики Казахстан, его территориальные органы, частные судебные исполнители (далее – ЧСИ) по исполнению уголовных наказаний в виде штрафа и конфискации имущества;

      3) структурное подразделение Генеральной прокуратуры – подразделение Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее – ГП РК), осуществляющее надзор за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения;

      4) подучетный – лицо, отбывающее уголовное наказание, не связанное с лишением свободы, и состоящее на учете в службе пробации;

      5) Республиканское государственное предприятие «Енбек» – республиканские государственные предприятия «Енбек», «Енбек-Оскемен» и их филиалы учреждений уголовно-исполнительной системы МВД РК (далее – РГП «Енбек»);

      6) исполнение уголовных наказаний – применение мер государственного принуждения, предусмотренных статьей 40 Уголовного Кодекса Республики Казахстан (далее – УК РК) и назначаемых по приговору суда к лицам, признанным виновными в совершении уголовного правонарушения;

      7) зонально-предметный принцип надзора – закрепление за сотрудником структурного подразделения ГП РК функций по контролю за деятельностью отдельных прокуратур областей и приравненных к ним по обеспечению исполнения требований настоящей Инструкции и проведению анализа состояния законности и иных вопросов уголовно-исполнительного законодательства;

      8) поднадзорный – лицо, в отношении которого судом установлен административный надзор, в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»;

      9) надзирающий прокурор – сотрудник структурного подразделения ГП РК, прокуратуры области и приравненной к ней, прокуратуры района и приравненной к ней по надзору за исполнением уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения;

      10) применение иных мер государственного принуждения – содержание лиц, взятых под стражу по подозрению либо обвинению в совершении преступления, и осуществление контроля за поведением лиц, УДО, и поднадзорных;

      11) дисциплинарные помещения — одиночная камера, дисциплинарный изолятор;

      12) чрезвычайное происшествие – стихийное бедствие природного или техногенного характера, угрожающее жизни и здоровью лиц, содержащихся в специальных учреждениях и учреждениях УИС, факты совершения преступлений сотрудниками указанных учреждений, лицами, содержащимися под стражей, осужденными, применения пыток, насильственная смерть лица, взятого под стражу либо отбывающего лишение свободы, группового неповиновения требованиям администрации специальных учреждений и учреждений УИС, членовредительства, захвата заложника, погрома (умышленного уничтожения имущества), массовых беспорядков, уклонения от отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, побега, коллективного отказа от выполнения работ, приема пищи.

       3. Надзор за законностью при исполнении уголовных наказаний, содержании лиц в учреждениях УИС и специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы обеспечивает соблюдение норм уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, других нормативных правовых актов при исполнении уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового воздействия, защиту конституционных прав, свобод и законных интересов содержащихся под стражей, осужденных, освобожденных УДО, а также поднадзорных, соблюдение порядка и условий содержания в специальных учреждениях и учреждениях УИС, исполнения законодательства, регулирующего порядок реабилитации репрессированных лиц.

      4. Приоритетными направлениями надзора являются:

      1) соблюдение конституционных прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, подвергнутых иным мерам государственного принуждения;

      2) соблюдение законности в деятельности уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, органов, исполняющих уголовное наказание, специальных учреждений и учреждений УИС;

      3) соблюдение законности в деятельности местных исполнительных органов и служб пробации по ресоциализации и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете служб пробации.

      5. Надзор за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения обеспечивается путем анализа, проверки состояния законности, в том числе с использованием базы информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов.

      6. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения определяются Уголовно-процессуальным и Уголовно-исполнительным кодексами Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «О прокуратуре», «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» и иными законами Республики Казахстан.

      7. Порядок рассмотрения прокурором обращений лиц, содержащихся под стражей и отбывающих уголовное наказание, определяется уголовно-исполнительным и уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами.

Глава 2. Разграничение полномочий по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения

      8. В целях организации эффективного взаимодействия и исключения дублирования в деятельности ГП РК, областных и приравненных к ним прокуратур, районных и приравненных к ним прокуратур устанавливается следующее разграничение полномочий при осуществлении надзора за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения:

      1) Генеральная прокуратура:

      осуществляет надзор за соблюдением законности в УИС, РГП «Енбек», органах исполнительного производства по исполнению уголовных наказаний в виде штрафа и конфискации имущества, Комитета административной полиции МВД РК по осуществлению профилактического контроля за поведением освобожденных из мест лишения свободы условно-досрочно и лиц, в отношении которых судом установлен административный надзор;

      осуществляет надзор за законностью правовых актов по вопросам исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения;

      организует и координирует работу органов прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения;

      вносит предложения об определении приоритетными отдельных направлений надзора за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения;

      2) прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры в пределах своих полномочий:

      организуют и обеспечивают надзор за законностью в деятельности территориальных органов (департаментов) УИС, территориальных органов (департаментов) МВД РК — по контролю за УДО и в отношении поднадзорных, территориальных органов (департаментов) КНБ РК и МВД РК по выдворению за пределы Республики Казахстан, органов исполнительного производства, местных исполнительных органов, специальных учреждений и учреждений УИС, РГП «Енбек»;

      осуществляют надзор за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения;

      осуществляют надзор за законностью правовых актов по вопросам исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения;

      организуют и координируют работу прокуратур районов и приравненных к ним по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения;

      осуществляют надзор за соблюдением Закона Республики Казахстан от 14 апреля 1993 года «О реабилитации жертв массовых политических репрессий»;

      3) Главная военная прокуратура и ее территориальные подразделения:

      осуществляют надзор за законностью содержания лиц на гауптвахтах;

      осуществляют надзор за законностью исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, в отношении военнослужащих;

      осуществляют надзор за законностью в деятельности Национальной гвардии Республики Казахстан МВД РК по охране учреждений УИС, несению контролерской службы и конвоированию заключенных;

      осуществляют надзор за соблюдением Закона Республики Казахстан от 14 апреля 1993 года «О реабилитации жертв массовых политических репрессий»;

      4) районные и приравненные к ним прокуратуры осуществляют надзор за законностью в деятельности органов и учреждений исполнения уголовных наказаний и иных мер государственного принуждения согласно административно-территориальному признаку.

Глава 3. Организация работы по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения Генеральной прокуратурой

      9. Cтруктурное подразделение ГП РК при осуществлении надзора за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения:

      1) обеспечивает надзор по зонально-предметному принципу, организует взаимодействие с другими подразделениями ГП РК, нижестоящими прокуратурами, заинтересованными государственными органами и общественными объединениями;

      2) проводит проверки путем анализа состояния законности исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения, по фактам чрезвычайных происшествий, публикаций в средствах массовой информации, обращений физических и юридических лиц, в том числе с выездом на места;

      3) инициирует проведение совместной со структурным подразделением ГП РК по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности(далее – ОРД) проверки по вопросам надзора за законностью ОРД в УИС;

      4) при проведении проверки на местах по фактам нарушения законности, требующим немедленного реагирования, самостоятельно выносит акты прокурорского надзора и реагирования;

      5) по поручению руководства ГП РК истребует уголовные дела и иные материалы в целях изучения законности решений нижестоящих прокуроров, должностных лиц правоохранительных, специальных и других государственных органов, а также судебных актов;

      6) составляет заключения (в свободной форме) по результатам изучения материалов по вопросам применения актов помилования;

      7) ежеквартально проводит анализ состояния надзора за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения, а также по приоритетным направлениям надзора;

      8) инициирует рассмотрение вопросов на заседаниях межведомственного оперативного совещания, коллегии и Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью;

      9) инициирует современные методы надзора, распространяет положительный опыт надзорной деятельности, проводит стажирование сотрудников прокуратур областей, районов и приравненных к ним для повышения их квалификации;

      10) выполняет иные поручения Генерального Прокурора, его заместителя, курирующего вопросы надзора за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения, руководителя структурного подразделения ГП РК.

Глава 4. Организация работы по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения прокуратурой области и приравненной к ней

      10. Прокурор области, приравненный к нему прокурор и их заместители при осуществлении надзора за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения:

      1) организуют и обеспечивают надзор за законностью в деятельности территориальных органов (департаментов) УИС, территориальных органов (департаментов) МВД РК — по контролю за УДО и в отношении поднадзорных, территориальных органов (департаментов) КНБ РК и МВД РК по выдворению за пределы Республики Казахстан, органов исполнительного производства, местных исполнительных органов, органов, исполняющих уголовное наказание, специальных учреждений и учреждений УИС, РГП «Енбек», местной полицейской службы (далее – МПС);

      2) обеспечивают надзор за соблюдением Закона Республики Казахстан от 14 апреля 1993 года «О реабилитации жертв массовых политических репрессий»;

      3) координируют деятельность местных исполнительных и правоохранительных органов по вопросам исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения;

      4) обеспечивают незамедлительное реагирование на факты пыток, незаконных мер воздействия к лицам, находящимся под стражей и осужденным;

      5) при необходимости организуют проверки по надзору за законностью ОРД в учреждениях УИС;

      6) осуществляют контроль за деятельностью прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения, а также оказывают организационную и методическую помощь;

      7) обеспечивают незамедлительный выезд прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров для проверки чрезвычайных происшествий;

      8) обеспечивают участие прокурора в суде апелляционной инстанции при рассмотрении ходатайств на судебные постановления, связанных с исполнением приговора;

      9) не менее чем 2 раза в год обеспечивают прием осужденных, обход жилого комплекса, медико-санитарной части, штрафных и других помещений в учреждениях УИС. Заместители прокуроров областей и приравненные к ним эту работу проводят ежеквартально;

      10) перераспределяют полномочия между прокуратурой области и прокуратурами районов и приравненными к ним в случаях нахождения учреждения УИС в областном центре;

      11) инициируют и внедряют современные методы надзора, распространяют положительный опыт надзорной деятельности, проводят учебные семинары, стажирование сотрудников и их обучение;

      12) обеспечивают надзор за законностью судебных актов по вопросам исполнения приговоров.

      В случае необходимости могут возложить обязанность участия в суде на профильное структурное подразделение;

      13) выполняют иные поручения Генерального Прокурора, его заместителя, курирующего вопросы надзора за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения, руководителя структурного подразделения ГП РК.

      11. Структурное подразделение прокуратуры области:

      1) обеспечивают проведение проверки путем анализа состояния законности исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения, по фактам чрезвычайных происшествий, публикаций в средствах массовой информации, обращений физических и юридических лиц, в том числе с выездом на места.

      В случаях выявления нарушений, не носящих системного характера, проведение проверки поручают уполномоченным государственным органам контроля и надзора, к компетенции которых отнесены соответствующие вопросы;

      2) организуют и проводят проверки по обращениям участников национального превентивного механизма (далее – НПМ) и членов общественных наблюдательных комиссий (далее – ОНК), по выявленным нарушениям законности принимают меры прокурорского надзора и реагирования;

      3) обеспечивают уведомление структурного подразделения ГП РК телефонным или иным видом связи о фактах чрезвычайного происшествия в течение 1 часа.

      Полная информация о фактах чрезвычайного происшествия предоставляется в течение 3 часов и должна содержать: дату, время, место и обстоятельства чрезвычайного происшествия, причины, цели, способы, предметы и орудия, использованные при происшествии, общее число лиц, принявших участие в нем, с указанием фамилии, имени, отчества, статей УК, по которым они осуждены, их нахождение на оперативно-профилактическом учете (при наличии более 5 лиц данные о них прилагаются посписочно);

      4) по единичным фактам членовредительства, отказа от пищи, суицида и применения специальных средств обеспечивают предоставление в структурное подразделение ГП РК в течение 24 часов информации с указанием причин и результатов принятого решения;

      5) обеспечивают надзор за законностью в деятельности специальных учреждений;

      6) обеспечивают проверку законности постановлений о водворении осужденного в штрафное помещение, а также условий его содержания в течение 24 часов, а в случае отдаленности учреждения – 48 часов с принятием мер прокурорского надзора и реагирования в необходимых случаях;

      7) на постоянной основе обеспечивают прием осужденных, обход жилого комплекса, медико-санитарной части, дисциплинарных и других помещений в учреждениях УИС;

      8) проверяют законность процессуальных решений по уголовным делам, возбужденным по фактам чрезвычайных происшествий;

      9) ежеквартально анализируют состояние законности по приоритетным направлениям надзора и представляют информацию в структурное подразделение ГП РК к 5 числу месяца, следующего за отчетным периодом;

      10) ведут ежеквартально обновляемый паспорт уголовно-исполнительной системы области;

      12. Акты прокурорского надзора, адресованные в центральные государственные органы и его ведомствам, должностным лицам, направляются через ГП РК.

Глава 5. Организация работы по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения прокуратурой района и приравненной к ней

      13. Прокуроры районов, приравненные к ним прокуроры, их заместители, сотрудники прокуратур районов и приравненных к ним прокуратур при осуществлении надзора за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения:

      1) осуществляют надзор за законностью в деятельности органов, исполняющих уголовное наказание, учреждений УИС, служб пробации, местных исполнительных органов, территориальных органов исполнительного производства, органов, исполняющих выдворение за пределы Республики Казахстан, территориальных ОВД, МПС, ЧСИ по вопросам исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения согласно административно-территориальному признаку;

      2) проводят проверки по результатам анализа состояния законности исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения, при наличии оснований в виде чрезвычайных происшествий, публикаций в средствах массовой информации, заявлений и обращений физических и юридических лиц, других сообщений и сигналов.

      При необходимости, до проверки проводят предварительные встречи с осужденными для выяснения обстоятельств.

      В случаях выявления нарушений, не носящих системного характера, проведение проверки поручают уполномоченным государственным органам контроля и надзора, к компетенции которых отнесены соответствующие вопросы;

      3) проводят проверки по обращениям участников НПМ и членов ОНК, по выявленным нарушениям законности принимают меры прокурорского надзора и реагирования;

      4) с выездом на место проводят проверки по фактам чрезвычайных происшествий, о чем незамедлительно уведомляют прокурора области.

      Принимают меры прокурорского надзора либо реагирования по выявленным нарушениям законности;

      5) проверяют законность применения специальных средств с составлением заключения об обоснованности действий администрации учреждений УИС.

      В заключение включаются сведения о лице, месте, времени и обстоятельствах применения специальных средств, данные о сотрудниках, их применивших, на основании чего они применены, выводы о законности их применения. К заключению прилагаются подтверждающие материалы;

      6) проверяют единичные факты членовредительства, отказа от пищи и суицида, выясняют причины происшедшего, дают оценку действиям сотрудников учреждения, обеспечивают принятие законного процессуального решения. Об указанных фактах незамедлительно уведомляют прокурора области;

      7) участвуют в суде и осуществляют надзор за законностью судебных актов по вопросам исполнения приговоров, установления и продления административного надзора;

      8) в случае выявления фактов применения пыток, незаконных мер воздействия, в том числе в связи с обращениями осужденных и лиц, взятых под стражу, принимают меры по регистрации их в Едином реестре досудебного расследования, передают по подследственности;

      9) проверяют в течение 24 часов, а в случаях отдаленности учреждения — 48 часов, законность водворения осужденного в штрафное помещение и условия его содержания, принимают меры прокурорского надзора и реагирования в случаях нарушения законности;

      10) ежемесячно проводят прием осужденных, обход жилого комплекса, медико-санитарной части, штрафных и других помещений в учреждениях УИС. Надзирающие прокуроры прокуратур районов и приравненных к ним прокуратур проводят эту работу постоянно;

      11) в ходе приема осужденного разъясняют действующее законодательство, отвечают на вопросы, связанные с условиями отбывания, действиями администрации учреждения, оказывают помощь в составлении обращения либо ходатайства по уголовному делу, по которому он осужден, сообщают о протестах, внесенных на улучшение его положения;

      12) проверяют законность наложения взысканий и применения поощрений на подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

      13) проверяют законность в деятельности местных исполнительных органов по вопросам оказания социальной и иной помощи лицам, освобожденным от отбывания уголовного наказания и находящимся на учете службы пробации;

      14) проверяют законность в деятельности служб пробации по исполнению уголовных наказаний, в том числе дополнительных, не связанных с изоляцией от общества, а также отсрочке исполнения приговора, состоянию уровня повторной преступности среди подучетных лиц, УДО и поднадзорных;

      15) проводят анализ деятельности ОВД и МПС по контролю за поведением лиц, УДО и поднадзорных, проверяют состояние законности при применении электронных средств слежения, используемых службой пробации, ОВД. При выявлении нарушений законности вносят акты прокурорского надзора либо реагирования;

      16) проверяют законность в деятельности территориальных органов исполнительного производства по вопросам взыскания уголовных штрафов и конфискации имущества.

      Надзор осуществляется путем анализа состояния законности, проверки территориальных органов исполнительного производства, оценки исполнительных производств;

      17) направляют информацию о состоянии надзора за законностью исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения в областные и приравненные к ним прокуратуры не менее, чем один раз в квартал, если иные сроки не установлены прокурором области и приравненным к нему прокурором.

      14. Районные и приравненные к ним прокуратуры вносят акты прокурорского надзора и реагирования в территориальные государственные органы областного уровня и их должностным лицам через прокуратуры областей и приравненные к ним.

Глава 6. Заключительные положения

      15. Основными показателями в деятельности районных, областных, прокуратур и приравненных к ним по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний и иных мер государственного принуждения являются:

      1) недопущение нарушения законности, способствующих пыткам;

      2) обеспечение прав осужденных на поддержание социально-полезных связей и получение социально-правовой помощи;

      3) обеспечение права осужденных на УДО, замену не отбытой части уголовного наказания более мягким видом уголовного наказания и перевод в учреждение минимальной безопасности;

      4) обоснованность замены уголовного наказания подучетным на лишение свободы;

      5) исполняемость уголовных штрафов и конфискации имущества в доход государства;

      6) уровень рецидива среди подучетных служб пробации и территориальных отделов ОВД.

      Основные показатели в деятельности районных, областных, прокуратур и приравненных к ним по предложению структурного подразделения Генеральной прокуратуры могут быть изменены в зависимости от состояния законности в сфере надзора за соблюдением законности исполнения уголовных наказаний и иных мер государственного принуждения.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 16 января 2014 г. N 6

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ УЧРЕЖДЕНИЙ

И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, СЛЕДСТВЕННЫХ

ИЗОЛЯТОРОВ ПРИ СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ

И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В связи с произошедшими изменениями в законодательстве, в целях совершенствования надзора за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, повышения его эффективности и результативности, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур рассматривать надзор за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, в том числе требований Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», как одно из важных направлений деятельности органов прокуратуры по защите конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, транзитно-пересыльных пунктах при исправительных учреждениях и следственных изоляторах, содержащихся на гауптвахтах и в дисциплинарных воинских частях, а также отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества.

Организовать работу так, чтобы при осуществлении надзора за исполнением законов прокуроры своевременно предупреждали, выявляли и пресекали нарушения законов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, дисциплинарных и других воинских частях, исполняющих уголовные наказания.

Исходя из этого:

1.1. Прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, военным прокурорам — на гауптвахтах, ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных.

Немедленно освобождать своим постановлением каждого заключенного под стражу без законных оснований, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек.

1.2. При проверках в исправительных и воспитательных колониях, тюрьмах, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, транзитно-пересыльных пунктах при исправительных учреждениях и следственных изоляторах, дисциплинарных и других воинских частях, на гауптвахтах не оставлять без внимания факты использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения администрациями указанных учреждений, должностными лицами дисциплинарных и других войной частей, гауптвахт, сотрудниками отделов специального назначения территориальных органов уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; незаконного водворения в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, одиночные камеры, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, гауптвахты дисциплинарных воинских частей, перевода в строгие условия содержания; незаконного применения мер поощрения; неоказания медицинской помощи; ненадлежащего материально-бытового обеспечения; воспрепятствования подозреваемым, обвиняемым и осужденным в обжаловании действий и решений должностных лиц, нарушивших их права.

1.3. Добиваться неукоснительного соблюдения установленного законом порядка исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающего охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, выполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Практиковать проведение проверок следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, исправительных и лечебно-профилактических учреждений, транзитно-пересыльных пунктов при исправительных учреждениях и следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частей в нерабочее время, при производстве в них в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством обысков и досмотров с участием сотрудников администрации и отделов специального назначения территориальных органов уголовно-исполнительной системы.

Исходить из того, что предусмотренная Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации обязанность осужденных трудиться неразрывно связана с обязанностью администрации исправительных учреждений привлекать осужденных к общественно полезному труду в соответствии с нормами уголовно-исполнительного и трудового законодательства.

Проверять соответствие отчетных показателей вывода осужденных на работу фактическому положению дел, исключить привлечение их к неоплачиваемым работам сверх установленного законом времени.

Пресекать случаи предоставления подозреваемым, обвиняемым и осужденным не предусмотренных законом льгот, передачи им полномочий администрации.

В ходе проверок проводить личный прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных, осуществляя его в случае необходимости без присутствия сотрудников уголовно-исполнительной системы.

1.4. При издании прокурорами субъектов Российской Федерации приказов о возложении на подчиненных прокуроров полномочий по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в обязательном порядке определять прокурорских работников специализированных прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, на которых возлагается надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, расположенных в тюрьмах или на территории исправительных учреждений, а также иных прокуратур, в которых прокуроры будут осуществлять надзор в данной сфере в следственных изоляторах и территориальных органах уголовно-исполнительной системы.

Исходить из того, что предметом надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах, помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, территориальных органах уголовно-исполнительной системы является законность проводимых мероприятий по обеспечению личной безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, персонала и иных лиц; по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию готовящихся и совершаемых преступлений и нарушений внутреннего распорядка указанных учреждений и органов; по розыску в установленном порядке подозреваемых, обвиняемых и осужденных, совершивших побег, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; по содействию в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными до прибытия в соответствующее учреждение.

Пресекать факты неправомерного осуществления оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и задач, не предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.

1.5. В случаях возникновения в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, на гауптвахтах, в дисциплинарных воинских частях чрезвычайных происшествий руководителям прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуратур незамедлительно выезжать на места для проверки их обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий происшествий и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.

По каждому случаю смерти лиц, содержащихся в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах, помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, дисциплинарных воинских частях, на гауптвахтах, организовывать проведение проверки обстоятельств их смерти, причин и условий, способствовавших этому.

По ее результатам при наличии оснований выносить в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

1.6. Особое внимание уделять исполнению требований закона о незамедлительном уведомлении прокурора о каждом случае причинения заключенному под стражу, осужденному или иному лицу телесных повреждений либо наступления их смерти в результате применения сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия с последующим направлением прокурору соответствующих материалов в течение 24 часов с момента их применения. Ежеквартально производить сверку данных о соответствии количества случаев применения к лицам указанной категории физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия и направленных прокурору по данным фактам уведомлений и материалов.

По поступлении в прокуратуру из учреждений уголовно-исполнительной системы указанных материалов проверять законность применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. При необходимости опрашивать заключенных под стражу, осужденных, сотрудников уголовно-исполнительной системы. В случае непредставления вместе с материалами видеозаписи выяснять причины, по которым она не производилась.

При наличии установленных законом оснований безотлагательно направлять материалы проведенных прокурорскими работниками проверок в следственный орган в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Обеспечивать взаимодействие между работниками, осуществляющими надзор за соблюдением законов при содержании под стражей и исполнении уголовных наказаний, и за уголовно-процессуальной деятельностью органов следствия, наладив между ними обмен информацией о материалах, направленных в следственные органы, и принятых по ним процессуальных решениях.

1.7. Установить систематический надзор за соответствием действующему законодательству приказов, указаний, распоряжений и постановлений, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний, содержанием граждан под стражей, издаваемых администрациями следственных изоляторов, учреждений, исполняющих уголовные наказания, а также территориальных органов уголовно-исполнительной системы, командованием дисциплинарных и других воинских частей, опротестовывать их в случае противоречия закону.

1.8. Обеспечить надзор за осуществлением территориальными органами уголовно-исполнительной системы и функционирующими на их территории медико-санитарными частями ФСИН России ведомственного контроля за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей в соответствии с Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и статьей 21 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В каждом случае выявления в пенитенциарных учреждениях и филиалах медико-санитарных частей ФСИН России длящихся, системных нарушений организовывать проверки исполнения требований закона о ведомственном контроле в территориальных органах уголовно-исполнительной системы и медико-санитарных частях ФСИН России.

1.9. Регулярно проверять исполнение требований закона при применении к осужденным условно-досрочного освобождения, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождении в связи с тяжелой болезнью, изменении вида исправительного учреждения и условий отбывания наказания осужденными, их переводе из одного исправительного учреждения в другое.

В судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, участвовать прокурорам, осуществляющим надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний. При их отсутствии или значительной удаленности от судов участие в судебных заседаниях принимать прокурорским работникам соответствующих территориальных прокуратур.

Иметь в виду, что организация работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах (в том числе и в случаях участия в судебных заседаниях территориальных прокуроров) возложена на прокуроров и подразделения, осуществляющие надзор за законностью исполнения уголовных наказаний.

В случаях участия в соответствующих судебных заседаниях работников территориальных прокуратур в целях выработки единой позиции учитывать информацию, представляемую специализированными прокурорами по результатам проведенных проверок.

1.9.1. При осуществлении надзорной деятельности обращать особое внимание на вопросы применения условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождения от наказания в связи с болезнью, изменения вида исправительного учреждения осужденным за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, особо тяжких преступлений против личности и преступлений террористического характера.

Работу на данном направлении организовать таким образом, чтобы обеспечить своевременную проверку полноты и достоверности материалов, представляемых в суд администрациями пенитенциарных учреждений, свидетельствующих в том числе о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, имеющихся поощрениях и взысканиях, возмещении причиненного ущерба. Позицию о наличии оснований для заключения прокурора в суде о возможности удовлетворения соответствующего ходатайства или представления согласовывать с аппаратом прокуратуры субъекта Российской Федерации.

Информацию о всех случаях условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания, изменения вида исправительного учреждения на колонию-поселение осужденным за совершение указанных преступлений, а также внесенных в связи с этим при наличии оснований апелляционных представлениях направлять по итогам каждого месяца (до 15 числа следующего месяца) в управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

1.10. Обеспечить надзор за исполнением администрациями учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов, воинскими должностными лицами требований Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и взаимодействие с общественными наблюдательными комиссиями.

1.11. Проводить регулярные проверки соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, заключенных под стражу и осужденных при их направлении соответственно к месту производства следственных действий, отбывании наказания и перемещении из одного места отбывания наказания в другое под конвоем сотрудников специальных подразделений уголовно-исполнительной системы железнодорожным, воздушным, автомобильным и водным транспортом.

1.12. Обеспечить надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, а также при осуществлении контроля за поведением условно осужденных и освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания; за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания; за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых применены меры пресечения в виде запрета определенных действий, залога; за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и соблюдением им возложенных судом запретов.

Не реже одного раза в квартал проверять соблюдение законности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, и иных мер уголовно-правового характера, осуществлении контроля за поведением освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и изолированных участков, функционирующих как исправительные центры при исправительных учреждениях, полиции, органов, правомочных согласно закону аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, работниками органов местного самоуправления и организаций, в которых работают осужденные.

При проверках акцентировать внимание на исполнении требований закона о постановке осужденных, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений на учет и порядке направления для отбывания наказания, об обеспечении контроля за их поведением, о постановке на учет освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания и контроле за их поведением, о режиме и условиях содержания в исправительных центрах и изолированных участках, функционирующих как исправительные центры при исправительных учреждениях, профилактике нарушений установленного порядка отбывания наказания и привлечении к ответственности за уклонение от отбывания наказания, применении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, проведении с осужденными воспитательной работы, выполнении розыскных мероприятий, об участии сотрудников полиции в осуществлении контроля за поведением осужденных, а также на исполнении требований приговора администрациями организаций, командованием воинских частей, в которых работают осужденные или проходят службу осужденные военнослужащие, и органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным.

Добиваться от соответствующих органов принятия мер к повышению эффективности уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, а также осуществления контроля за поведением освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания и условно осужденных.

1.13. Работу с обращениями подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также иных граждан подчинить задачам охраны их прав и законных интересов, укрепления законности при содержании под стражей и исполнении уголовных наказаний.

При рассмотрении обращений решительно изживать проявления бюрократизма и волокиты.

С учетом требований законодательства по каждому обращению подозреваемых, обвиняемых и осужденных проводить тщательную всестороннюю проверку, в случаях необходимости — с участием заявителя, предоставив ему возможность знакомиться с информацией, касающейся изложенных в обращении доводов, данной лицами, чьи действия (бездействие) им обжалуются, и комментировать ее.

По результатам рассмотрения обращений подозреваемых, обвиняемых и осужденных принимать основанное на законе решение. При наличии оснований согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

Абзац утратил силу. — Приказ Генпрокуратуры России от 13.02.2023 N 97.

1.14. Обеспечить контроль за фактическим устранением выявленных нарушений закона.

В полной мере использовать предоставленные полномочия для восстановления нарушенных прав граждан, привлечения к ответственности должностных лиц за невыполнение законных требований прокурора согласно статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

1.15. Не реже одного раза в полугодие анализировать и обобщать состояние законности и прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний, а также содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений под стражей в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, на гауптвахтах; работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан в данной сфере деятельности, качество внесенных подчиненными прокурорами актов реагирования и результаты их рассмотрения.

Выводы обобщений использовать для совершенствования надзорной деятельности, а также при планировании своей работы на соответствующие периоды.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам:

2.1. В соответствии с компетенцией не реже одного раза в квартал лично проводить проверки исполнения законов администрациями следственных изоляторов или исправительных и лечебно-профилактических учреждений, командованием дисциплинарных воинских частей. Справки о результатах проверок с приложением актов прокурорского реагирования представлять в управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главную военную прокуратуру не позднее 10 числа месяца, следующего за последним месяцем квартала, в котором проводилась проверка.

2.2. Обеспечить проведение заместителями прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненными к ним военными прокурорами, курирующими вопросы надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, проверок учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с указанной в абзаце первом данного пункта периодичностью, подчиненными прокурорами проверок исправительных и лечебно-профилактических учреждений, дисциплинарных воинских частей — не реже одного раза в месяц, а учреждений, расположенных в труднодоступных местностях, — не реже одного раза в квартал. Контролировать качество проводимых проверок, при необходимости их результаты обсуждать на оперативных совещаниях и заседаниях коллегий.

2.3. Осуществление надзора за исполнением законов в следственных изоляторах, дислоцированных в республиканских, краевых и областных центрах субъектов Российской Федерации, включая непосредственно подчиненные Федеральной службе исполнения наказаний, возложить на прокурорских работников прокуратур субъектов Российской Федерации.

В тех случаях, когда дислокация следственного изолятора, расположенного вне пределов административного центра субъекта Российской Федерации, совпадает с дислокацией специализированной прокуратуры, полномочия по осуществлению надзора за исполнением законов в этом учреждении возлагать на специализированного либо территориального прокурора исходя из необходимости обеспечения наиболее эффективной организации прокурорского надзора.

2.4. Повысить требовательность к прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов администрациями исправительных и лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, командованием дисциплинарных и других воинских частей, гауптвахт, строго взыскивая с них в случаях недобросовестного исполнения служебных обязанностей, низкой эффективности работы.

Исключить факты возложения на названных должностных лиц, а также начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров субъектов Российской Федерации, осуществляющих контроль за организацией надзора и надзор в данной сфере, обязанностей по другим направлениям надзорной деятельности.

2.5. Вопросы, связанные с обеспечением законности в следственных изоляторах, помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, дисциплинарных воинских частях, на гауптвахтах и с состоянием прокурорского надзора, обсуждать на заседаниях коллегий, оперативных и координационных совещаниях.

Для обеспечения гласности в работе прокуратур поддерживать деловые связи со средствами массовой информации; использовать возможности общественных наблюдательных комиссий, общественных организаций, занимающихся проблемами исполнения наказаний, для пропаганды правовых знаний, укрепления законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, дисциплинарных воинских частях, на гауптвахтах.

2.6. По итогам работы за год не позднее 20 января информировать управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации, военным прокурорам — Главную военную прокуратуру о результатах осуществления надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений под стражей в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, на гауптвахтах, а также о наиболее серьезных нарушений закона и возникающих проблемах правоприменительной практики.

2.7. Направлять в 5-дневный срок со дня подписания в управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главную военную прокуратуру копии принесенных прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним военными прокурорами, их заместителями протестов и внесенных представлений об устранении нарушений закона при содержании подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях, исполнении наказаний в виде лишения свободы, а также наказаний, не связанных с лишением свободы, с последующим информированием о полученных на них ответах.

3. Управлению по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

3.1. Систематически анализировать состояние надзора и законности при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей лиц, оказывать нижестоящим прокуратурам практическую и методическую помощь, распространять положительный опыт работы.

При необходимости по результатам обобщения подготавливать соответствующие информационные письма, вносить в установленном порядке предложения Генеральному прокурору Российской Федерации по совершенствованию федерального законодательства и деятельности на этом направлении надзора.

3.2. В пределах установленных полномочий осуществлять надзор за исполнением законов Федеральной службой исполнения наказаний, добиваясь фактического устранения нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, создания подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, отвечающих российскому законодательству и международным стандартам.

3.3. Осуществлять надзор за исполнением законов в федеральных казенных учреждениях — следственных изоляторах N 1 и 2 Федеральной службы исполнения наказаний, за исключением вопросов, связанных с надзором за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Проверки названных учреждений проводить не реже одного раза в месяц.

3.4. Во взаимодействии с Университетом прокуратуры Российской Федерации обеспечить своевременную подготовку и направление на места необходимых документов информационно-методического и аналитического характера по вопросам осуществления надзора за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых под стражей.

4. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Главному военному прокурору определить порядок исполнения настоящего приказа в органах военной прокуратуры.

5. Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2007 N 19 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

6. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего организацию работы на указанном направлении деятельности, и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

Ю.Я.ЧАЙКА

Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

ГЕНЕРАЛЬНАЯ

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИиИ

ПРИКАЗ

06.09.2007 № 136

Москва

Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

В связи с созданием Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и изменением уголовно-процессуального законодательства, в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при расследовании преступлений, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1. В полной мере использовать имеющиеся полномочия для эффективного надзора за законностью деятельности следственных органов, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены.

1.2. В соответствии с требованиями п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ систематически, не реже одного раза в месяц, проводить проверки исполнения следственными органами требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Проверять законность и обоснованность решений об отказе в возбуждении уголовного дела с изучением всех материалов проверки. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования. На основе анализа результатов таких проверок совершенствовать методику прокурорского надзора в данной сфере. Признав решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки руководителю следственного органа для решения вопроса о его отмене, в котором излагать свое мнение о необходимости возбуждения уголовного дела при достаточности к тому данных либо возобновления проверки.

Обращать внимание на выполнение требований закона об обязательном уведомлении заявителей о принятии сообщения о преступлении, соблюдении сроков его рассмотрения.

При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

1.3. Обеспечить надлежащий надзор за законностью возбуждения следственными органами уголовных дел. Требовать своевременного направления прокурору копий постановлений о возбуждении уголовного дела.

В прокуратурах завести книги учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел (приложение N 1), о возбуждении уголовного дела и материалов к ним (приложение N 2), поступивших из следственных органов. Указывать в книгах дату и время их передачи прокурору или его заместителю.

Копии постановлений о возбуждении уголовного дела рассматривать в срок не позднее 24 часов с момента их поступления к прокурору. Тщательно проверять соответствие постановлений требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 146 УПК РФ, наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. Обращать внимание на соблюдение требований ст. 448 УПК РФ об особой процедуре возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ.

В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать от следственного органа представления материалов, подтверждающих обоснованность принятого решения.

Признав решение следователя незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с момента получения таких материалов отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление.

При отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проведенной проверки указывать конкретные обстоятельства, которые не были выяснены в ходе проверки, что не позволило принять законное и обоснованное решение.

1.4. Своевременно принимать меры к пресечению необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В случаях несоблюдения установленного ч. 3 ст. 92 УПК РФ срока сообщения прокурору о произведенном задержании принимать соответствующие меры прокурорского реагирования.

Проверять законность задержания подозреваемых по уголовным делам, принимать меры к выявлению и устранению нарушений порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, обстоятельствам происшедшего. Незамедлительно проверять жалобы на незаконность задержания и нарушение прав задержанных. Учитывать, что согласно ч. 4 ст. 96 УПК РФ сохранение в тайне факта задержания (за исключением задержания несовершеннолетнего) может осуществляться только с согласия прокурора.

Пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях.

Руководствуясь ч. 2 ст. 10 УПК РФ, своим постановлением немедленно освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ.

1.5. Обеспечивать обязательное участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств следователя об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения.

Тщательно готовиться к судебному заседанию. С целью своевременной выработки обоснованной позиции по заявленному ходатайству предлагать руководителю следственного органа одновременно с направлением ходатайства в суд направлять в прокуратуру копию согласованного с ним ходатайства следователя, а также копии материалов, подтверждающих его обоснованность. Обращать внимание на соответствие постановления следователя требованиям о законности, обоснованности и мотивированности.

В каждом случае прокурору, участвующему в судебном заседании, составлять письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства для приобщения к рассмотренным судом материалам и надзорному производству. Вывод об отсутствии оснований для поддержания ходатайства согласовывать с руководителем прокуратуры.

Излагая в суде свое мнение при рассмотрении вопросов об избрании меры пресечения и о продлении сроков содержания под стражей, исходить из положений ст. 97, 100, 106 — 109 УПК РФ, а также позиции Европейского Суда по правам человека о разумных сроках содержания под стражей, учитывая при этом тяжесть совершенного преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и другие обстоятельства.

При наличии предусмотренных законом оснований в каждом случае принимать меры к своевременному обжалованию в кассационном и надзорном порядке решений суда, принятых по ходатайствам следователя об избрании меры пресечения, продлении срока содержания под стражей, а также о производстве иных следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения.

По каждому случаю освобождения из-под стражи лиц, в отношении которых избиралась такая мера пресечения, а затем уголовное дело (уголовное преследование) было прекращено по реабилитирующим основаниям или судом постановлен оправдательный приговор, не позднее 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу проводить проверку и составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности процессуальной позиции прокурора, поддержавшего в суде ходатайство следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или продлении срока содержания под стражей. Кроме того, рассматривать в таких случаях вопрос о необходимости принятия мер реагирования на допущенные нарушения следователя, руководителя следственного органа, прокурора, утвердившего обвинительное заключение.

1.6. Требовать своевременного направления прокурору уведомления о каждом случае производства без судебного решения осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и выемки в жилище, личного обыска, наложения ареста на имущество, указанное в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, а также материалов по результатам их производства для правовой оценки.

При этом учитывать, что указанные следственные действия производятся без судебного решения лишь в том случае, если промедление может повлечь за собой утрату следов преступления и других доказательств, позволит скрыться лицам, его совершившим, негативно повлияет на возмещение причиненного преступлением ущерба.

1.7. Обеспечивать надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК РФ о направлении прокурору копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении проверять соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК РФ, особое внимание уделять вопросам квалификации содеянного.

При необходимости предлагать руководителям следственных органов представлять уголовные дела для изучения.

1.8. При выявлении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, направлять руководителю соответствующего следственного органа мотивированное требование об устранении нарушений.

В случае несогласия руководителя следственного органа с требованием прокурора об устранении нарушений федерального законодательства при наличии оснований проект требования и подтверждающие его обоснованность материалы представлять вышестоящему прокурору для рассмотрения вопроса о его направлении вышестоящему руководителю следственного органа.

Учитывать, что требования об устранении нарушений федерального законодательства руководителям следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, руководителям следственных органов федеральных органов исполнительной власти (при федеральных органах исполнительной власти) по субъектам Российской Федерации уполномочены направлять прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур и их заместители.

Указанные требования в адрес Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и его заместителей, а также руководителей следственных органов федеральных органов исполнительной власти (при федеральных органах исполнительной власти) направляются заместителями Генерального прокурора Российской Федерации.

При несогласии Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с предъявленным требованием об устранении нарушений федерального законодательства материалы докладываются Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

1.9. Осуществляя надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, добиваться соблюдения требований ч. 3 ст. 7 и ст. 75 УПК РФ о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.

1.10. Полномочия прокурора о передаче уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому, предусмотренные п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, использовать с целью обеспечения объективного, полного и качественного производства предварительного следствия, а также с учетом общественной значимости расследуемого уголовного дела.

1.11. Контролировать поступление в прокуратуру копий постановлений следователей о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также постановлений о приостановлении предварительного следствия в соответствии с ч. 2 ст. 208, ч. 1 ст. 213 УПК РФ. В течение месяца после получения этих процессуальных документов проверять законность и обоснованность принятых решений с изучением материалов уголовных дел.

В случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) незаконным или необоснованным выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления следователя.

Учитывать, что решение о прекращении уголовного дела в соответствии с требованиями ст. 25 и 28 УПК РФ, принятое с согласия заместителя руководителя следственного органа, может быть отменено руководителем этого следственного органа. В том случае, если постановление о прекращении уголовного дела утверждал руководитель следственного органа, материалы о его отмене направлять вышестоящему прокурору для решения вопроса о направлении постановления руководителю вышестоящего следственного органа.

В случае признания незаконным или необоснованным постановления о приостановлении предварительного следствия направлять руководителю следственного органа требование об устранении выявленного нарушения федерального законодательства.

1.12. При утверждении обвинительного заключения изучать соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных действий, соответствие имеющихся в деле процессуальных документов требованиям УПК РФ.

При выявлении в уголовном деле доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК РФ выносить мотивированное постановление о признании таких доказательств недопустимыми и об исключении их из обвинительного заключения.

В случае выявления обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, отсутствия достаточных доказательств виновности обвиняемого, неправильной квалификации содеянного возвращать уголовное дело следователю для дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или составления нового обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков своим мотивированным постановлением, содержащим указания об устранении нарушений и недостатков.

1.13. В соответствии с ч. 5 ст. 439 УПК РФ утверждать постановление следователя о прекращении уголовного преследования и о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера только после тщательного изучения всех обстоятельств совершения общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.

1.14. В соответствии со ст. 124 УПК РФ рассматривать жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, тщательно проверять изложенные в обращении заявителей доводы. При необходимости истребовать уголовные дела и материалы доследственных проверок.

При получении заявления о применении незаконных методов расследования в ходе проверки сообщения о преступлении или производства предварительного следствия незамедлительно проверять все доводы, приведенные заявителем. Выявив в результате проверки данные, указывающие на признаки преступления в действиях должностных лиц, мотивированным постановлением направлять материалы в соответствующий следственный орган Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации для решения вопроса об уголовном преследовании.

Не допускать необоснованного направления адресованных прокурору жалоб на действия (бездействие) и решения следователей и руководителей следственных органов для разрешения в следственные органы.

По результатам рассмотрения жалобы прокурору или его заместителю выносить постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомлять заявителя.

Копию постановления об удовлетворении жалобы направлять руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.

В том случае, если в жалобе наряду с другими доводами содержатся ходатайства о производстве следственных действий, в постановлении о разрешении жалобы отражать свое мнение об обоснованности данных ходатайств.

При уведомлении заявителя о принятом решении разъяснять ему право обратиться с такими ходатайствами к следователю или руководителю следственного органа в порядке, предусмотренном ст. 119 и 120 УПК РФ.

1.15. Обеспечивать обязательное участие прокурора в рассмотрении судом в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, жалоб на постановления следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно на иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

В целях объективного рассмотрения жалоб обеспечивать получение от руководителей следственных органов необходимых материалов для выработки правовой позиции. При участии в судебном заседании давать заключения по поводу обжалуемых действий (бездействия) или решений следователя (руководителя следственного органа) с использованием всех имеющихся в прокуратуре материалов.

В случае удовлетворения судом жалобы рассматривать вопрос о необходимости внесения в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» представления и постановки вопроса перед руководителями следственных органов об ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.

1.16. Не реже одного раза в полугодие обобщать и анализировать состояние прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, в том числе результаты рассмотрения требований и представлений прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, эффективность прокурорского реагирования. По результатам анализа принимать меры, направленные на совершенствование организации надзора.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур наиболее сложные проблемы, возникающие в деятельности правоохранительных органов при применении УПК РФ, выносить на рассмотрение коллегий, координационных и оперативных совещаний.

О спорных или вызывающих затруднения вопросах применения положений УПК РФ, требующих решения на федеральном уровне, информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

3. В связи с изданием настоящего Приказа признать недействующими Приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 18.06.1997 N 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» и от 05.07.2002 N 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».

4. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

5. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции                                                                                                                 Ю.Я. Чайка

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и полезное:

  • Об утверждении инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы
  • Об утверждении инструкции по делопроизводству в судах общей юрисдикции российской федерации
  • Об утверждении инструкции по организации деятельности участкового инспектора милиции
  • Об утверждении инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел российской федерации
  • Об утверждении инструкции по делопроизводству в государственных органах иных организациях

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии