Орм обследование помещений зданий сооружений участков местности и транспортных средств инструкция

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

Одним из таких мероприятий является обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Приказом МВД РФ от 01.04.2014 № 199 утверждена «Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»

Перед началом обследования представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.

В случае применения в ходе обследования технических средств участвующие в обследовании лица предупреждаются об этом до начала его проведения.

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии привлекаются с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

При проведении обследования подлежат изъятию обнаруженные документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения, а также иные предметы и документы в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Вместе с тем, при изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия, составляемом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

В случае, если на месте проведения обследования невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, сотрудник, осуществляющий изъятие, передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти рабочих дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Результаты изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, оформляются протоколом, который предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, в том числе и собственноручно. После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах.

  • Ссылка

  • Отправить почтой

  • Версия для печати

  • Код для блога

  • Экспорт

Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Открыть

Эксперты «АГ» сошлись во мнении, что документ не содержит каких-либо новелл и не выходит за рамки действующей редакции Закона об ОРД, однако его появление полезно для регламентации соответствующей деятельности правоохранителей. В ФПА РФ полагают, что ведомственные НПА с подробной регламентацией процесса проведения ОРМ являются «процессуальным правом» для их применения, а нарушение процесса их проведения используется адвокатами для признания результатов ОРМ недопустимыми доказательствами.

ФСБ России вынесла на общественное обсуждение проект приказа об утверждении Инструкции об организации проведения гласного ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» и Перечня категорий руководителей ведомства, уполномоченных ходатайствовать перед судом о проведении вышеуказанного мероприятия.

В документе, в частности, отмечено, что гласное ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», которое ограничивает конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно, и лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших; о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ.

В случаях, не терпящих отлагательства, которые, в частности, могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа ФСБ допускается проведение обследования объектов, которое ограничивает конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В крайних случаях проведение ОРМ допустимо без вынесения постановления о проведении обследования с обязательным информированием уполномоченного руководителя должностным лицом органа безопасности, проводящим обследование. Приводится перечень категорий руководителей органов ФСБ, уполномоченных выносить постановления о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении проведения вышеуказанного ОРМ.

Перед началом обследования лицу, которое на праве собственности или ином законном основании владеет, пользуется или распоряжается объектом обследования, или его уполномоченному представителю (при их присутствии) сотрудником, проводящим обследование, предъявляется постановление о проведении ОРМ, за исключением случаев, не терпящих отлагательств. Сотрудники ФСБ, проводящие обследование объектов, вправе изымать документы, предметы или материалы, о чем составляется соответствующий протокол.

Для удостоверения факта обследования, фиксации его хода и результатов разрешается применение техсредств, а также участие не менее двух понятых. Протокол предъявляется для ознакомления: должностным лицам и специалистам, обладающим научными, техническими и иными специальными знаниями, участвовавшим в обследовании, при их привлечении; лицу, которое на праве собственности или ином законном основании владеет, пользуется или распоряжается объектом обследования, или его уполномоченному представителю; привлекаемым гражданам – при их привлечении.

Общественное обсуждение документа продлится до 29 мая.

Старший партнер Адвокатского бюро г. Москвы «Нянькин и партнеры» Алексей Нянькин полагает, что проект приказа ФСБ не содержит каких-либо новелл, поскольку ч. 3 ст. 8 Закона об ОРД еще с 2014 г. допускает проведение любых ОРМ, ограничивающих конституционные права и свободы граждан, без судебного решения. «Основания проведения мероприятий обыскового характера (обследование помещений, зданий, сооружений, транспортных средств) также не изменяются. К ним отнесены случаи, не терпящие отлагательства: ситуации, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а кроме того, наличие данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ. Поскольку в проекте приказа речь идет только об ОРМ, предусмотренном п. 8 ст. 6 вышеуказанного Закона, следует ожидать принятия ведомственного подзаконного акта и в отношении других видов ОРМ, например контроля почтовых и электронных отправлений либо прослушивания телефонных переговоров», – полагает он.

По словам эксперта, перечень должностных лиц, которые вправе «санкционировать» проведение ОРМ без судебного решения, должен обеспечить определенные гарантии противодействия произвольным действиям сотрудников ФСБ низшего звена, поскольку требования мотивированности и обоснованности постановления о проведении ОРМ предъявляются и к этим документам. «Важно учитывать, что речь идет о гласных мероприятиях, в рамках которых лицо, в отношении которого они проводятся, сохраняет основной объем конституционных прав защиты от произвольных действий, в том числе право пользоваться помощью защитника с момента начала проведения ОРМ, а также обжалования как самого постановления, так и действий должностных лиц при проведении ОРМ. И проблема правоприменительной практики по проверке обоснованности подозрений, послуживших основанием к проведению ОРМ, возникает именно в «ложных границах» гласности и негласности, которые суды, как правило, стараются не пересекать при рассмотрении жалоб на незаконность тех либо иных оперативно-разыскных мероприятий», – считает Алексей Нянькин. 

Адвокат АК «СанктаЛекс» Павел Гейко также считает, что проект приказа не предусматривает ничего выходящего за рамки действующей редакции Закона об ОРД, поскольку его положения повторяют или детализируют нормы этого Закона. «Принятие изложенного в приказе порядка должно в большей степени упорядочить проведение органами безопасности обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и т/с, поскольку на данный момент такое мероприятие проводится с учетом собственного видения должностным лицом порядка его проведения, основанного на субъективном толковании им закона об ОРД. Считаю, что подобные приказы, раскрывающие содержание нормы закона, являются естественным продолжением регулирования соответствующих юридических процессов с учетом специфики деятельности конкретного правоприменительного органа. Подобная регламентация должна способствовать единообразию в практике проведения ОРМ, снижению неопределенности в процедурных вопросах, избавить сотрудников от необходимости тратить ресурсы на типовые формальности», – полагает он.

Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Борис Золотухин отметил, что в рассматриваемой инструкции речь идет не о процессуальном действии – обыске, а об одном из видов ОРМ, предусмотренном п. 8 ст. 6 Закона об ОРД, – гласном обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. «В принципе даже из названия указанного ОРМ следует, что оно не предусматривает гласного обследования жилища, поскольку из совокупности норм права, охраняющих конституционное право на неприкосновенность жилища, следует, что помещение и жилище не одно и то же. Тем не менее практика применения Закона об ОРД пошла по пути проведения гласного обследования жилища, требующего в силу ст. 8 вышеуказанного Закона обязательного получения разрешения суда на проведение такого ОРМ. Сразу отмечу, что при широком применении гласного обследования помещений, не являющихся жилищем, гласное обследование самого жилища – довольно редкое ОРМ. Своей инструкцией ФСБ предлагает более детальную регламентацию оснований для его применения и ограничивает круг лиц, уполномоченных вынеси постановление о его проведении, из числа высшего руководства службы», – полагает он.

По словам советника ФПА, сам же факт возможности проведения такого ОРМ неотложно, с последующей судебной проверкой, не должен смущать, поскольку такое прямо предусмотрено той же ст. 8 Закона. «И мы должны приветствовать появление таких инструкций, поскольку ведомственные НПА с подробной регламентацией процесса проведения ОРМ являются «процессуальным правом» для их применения, и нарушение процесса их проведения неоднократно использовалось и мной, и коллегами для признания результатов ОРМ недопустимыми доказательствами», – подчеркнул Борис Золотухин.

Адвокат Антонов А.П.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (далее — обследование) в большинстве своем проводится только (но не исключительно) сотрудниками полиции, наделенными в соответствии с законом полномочиями проводить оперативно-розыскные мероприятия. Порядок проведения обследования регламентирован соответствующей инструкцией органов внутренних дел.
Согласно ст. 13 Закона об оперативно-розыскной деятельности на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
— органов внутренних дел РФ;
— органов ФСБ России;
— федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;
— таможенных органов РФ;
— СВР России;
— ФСИН России.
Проведение такого мероприятия, как обследование помещений, ограничивает права и законные интересы граждан, а также права и законные интересы организаций.
В Инструкции о порядке проведения обследования подобные полномочия не закреплены, т.е. проведение таких гласных мероприятий возможно только при наличии согласия граждан и организаций, чьи права и свободы данные мероприятия могут ограничить.
УПК РФ четко регламентирует порядок проведения обыска и наличие определенных полномочий у сотрудников правоохранительных органов. В ч. 6 ст. 182 УПК РФ указано, что при производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается их добровольно открыть.
По своей сути обследование схоже с обыском, однако имеются существенные различия. При проведении обследования сотрудники полиции не вправе:
— проводить личный обыск и изъятие личных вещей;
— запрещать покидать помещение и общаться между собой;
— запрещать покидать место проведения обследования;
— запрещать видеофиксацию;
— вскрывать запертые помещения, сейфы, шкафы и прочие места хранения документации.
Порядок проведения обследования, а также основания для этого закреплены в Инструкции о порядке проведения обследования.
Обратите внимание: данная Инструкция не регламентирует проведение обследования жилых помещений.
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств является гласным оперативно-розыскным мероприятием.
Принятие решения об обследовании помещения возможно только в том случае, если для возбуждения уголовного дела не имеется достаточных данных. Обследование помещения производится на основании письменного распоряжения об этом (в случае с жилищем только на основании постановления суда). При проведении подобных мероприятий в компании данное распоряжение в обязательном порядке предъявляется представителю юридического лица (в случае с жилищем распоряжение предъявляется собственнику).
Важным отличием обследования от обыска является то, что при производстве первого и изъятии в ходе него каких-либо документов с них в обязательном порядке изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, их изъявшим.
Пункт 20 Инструкции о порядке проведения обследования регламентирует изъятие электронных носителей. В данном пункте, в частности, указано, что при изъятии электронных носителей сотрудник, который проводит данное изъятие, организует изготовление их копий.
Но, как и в любом правиле, здесь имеются исключения.
Во-первых, в случае если изготовление копий (касается и бумажных носителей) и их передача невозможны в момент изъятия, сотрудник, который производил изъятие, передает заверенные копии документов и электронных носителей в течение пяти рабочих дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе (п. 22 Инструкции о порядке проведения обследования).
Во-вторых, не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскных мероприятий (п. 17 Инструкции о порядке проведения обследования).
Стоит отметить, что протокол обследования составляется только в том случае, если что-то было изъято в ходе проведения данного мероприятия. Его копия вручается представителям юридического лица, участвующим в производстве обследования.
Таким образом, по результатам мероприятия представителю компании вручаются два документа: (1) копия распоряжения об обследовании и (2) копия протокола обследования, если что-либо изымается.
Следует иметь в виду, что оперативно-розыскные мероприятия могут быть гласными и негласными.
В случае проведения гласных мероприятий лицо, в отношении которого они проводятся (то же касается и компании), знает об их проведении и дает на это свое согласие.
Что касается негласных мероприятий, то, как следует из самого названия, они проводятся в тайне от лица, в отношении которого они ведутся. В этом случае лицо, в отношении которого ведутся разработки, не знакомится с распоряжениями, постановлением суда и не подозревает об интересе к нему оперативных служб.
Таким образом, в случае проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий согласие лица, в отношении которого они ведутся, не требуется.
Порядок проведения негласных мероприятий относится к охраняемой законом тайне и распространению не подлежит в целях достижения результата оперативно-розыскной деятельности.
Гласные оперативно-розыскные мероприятия:
— опрос;
— наведение справок;
— сбор образцов для сравнительного исследования;
— исследование предметов и документов;
— проверочная закупка;
— наблюдение;
— отождествление личности;
— обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Негласные оперативно-розыскные мероприятия:
— контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
— прослушивание телефонных переговоров;
— снятие информации с технических каналов связи;
— оперативное внедрение;
— контролируемая поставка;
— оперативный эксперимент.
В практике ведется спор относительно наличия либо отсутствия полномочий у сотрудников полиции принудительно изымать какие-либо предметы и документы, вскрывать запертые помещения, сейфы, шкафы и т.д. Этот спор вызван тем, что Инструкция о порядке проведения обследования не предусматривает ни прямого запрета, ни прямого наделения полномочиями в части принудительного вскрытия запертых помещений.
Мы же склоняемся к тому, что данный спор вызван исключительно наличием соответствующего пробела, содержащегося в законодательстве, о чем указано выше. Однако напоминаем, что обследование проводится только с согласия собственника помещений. Соответственно, в ходе производства обследования у собственника помещения необходимо получение согласия на вскрытие тех или иных помещений, сейфов и т.д.
Несмотря на это, в случае получения отказа от собственника помещения на производство обследования, вскрытие сейфа, шкафа и т.д., ничто не препятствует сотрудникам полиции, проводящим обследование, изъять, например, небольшой закрытый сейф, вскрыть который можно будет уже в отделе.
Обратите внимание: если собственник помещения отказал сотрудникам полиции в производстве обследования либо принудительного вскрытия помещений, сейфов и т.д., однако сотрудники правоохранительных органов все равно произвели подобные мероприятия, их действия подлежат обжалованию.
В ходе обследования помещений сотрудники полиции не вправе наносить ущерб имуществу, которое в нем находится.
Приведем образец распоряжения о производстве обследования.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 05.03.2021

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования

«СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Д.Г. Шашин Н.Т. Кузьмин

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Учебное пособие

КРАСНОЯРСК

СИБЮИ МВД РОССИИ

2020

УДК 343.102 ББК 67.73

Рецензенты: А.В. Иванов – начальник Управления уголовного ро-

зыска ГУ МВД России по Красноярскому краю; А.Г. Петров – заместитель начальника Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Красноярскому краю

Учебное пособие подготовлено сотрудниками кафедры опера- тивно-разыскной деятельности Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск): доцентом кафедры кандидатом юридических наук, доцентом Д.Г. Шашиным и заместителем началь ника кафедры Н.Т. Кузьминым.

Шашин, Д.Г.

Подготовка и проведение оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» : учебное пособие / Д.Г. Шашин, Н.Т. Кузьмин. – Красноярск : СибЮИ МВД России, 2020. – 78 с.

В учебном пособии рассмотрены теоретические и практические аспекты деятельности органов внутренних дел по подготовке и проведению обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.

Учебное пособие предназначено для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, а также будет полезно преподавателям и сотрудникам оперативных подразделений органов внутренних дел.

©Д.Г. Шашин, Н.Т. Кузьмин, 2020 © СибЮИ МВД России, 2020

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….

4

1.

Понятие и сущность оперативно -розыскного мероприя-

тия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков

местности и транспортных средств», сравнение со

следственным осмотром …………………………………………………………….

7

2.

Объекты оперативнорозыскного мероприятия «Обсле-

дование

помещений, зданий, сооружений, уч астков местности

и транспортных средств»………………………………………………………….

23

3.

Правовая основа оперативно-розыскного мероприятия

«обследование помещений, зданий, сооружений, участков

местности и транспортных средств» и возможность применения

принудительных мер при его проведении ………………………………….

32

4.

Особенности проведения оперативнорозыскного

мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений,

участков местности и транспортных средств» в жилище ……………..

39

5.

Особенности проведения оперативнорозыскного

мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений,

участков местности и транспортных средств» в нежилых

помещениях…………………………………………………………………………….

50

6.

Оформление результатов оперативно-розыскного

мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений,

участков местности и транспортных средств» ……………………………

59

7.

Порядок хранения, учета и передачи веществ,

предметов и документов, изъятых при проведении гласного

оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помеще-

ний, зданий, сооружений, участков местности и транспортных

средств» …………………………………………………………………………………

66

Заключение …………………………………………………………………….

74

Список рекомендуемой к изучению литературы …………………

75

3

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ об ОРД) в соответствии с закрепленным им принципом сочетания гласных и негласных методов и средств (ст. 3) наделил субъектов этой деятельности правом на проведение оперативно-ро- зыскных мероприятий (далее – ОРМ) как в негласной, так и в гласной форме (ст. 15). В оперативно-розыскной доктрине данное право достаточно продолжительное время толковалось ограничительно, лишь как возможность проведения отдельных ОРМ, в том числе и гласным способом, при наличии на то согласия объекта проводимого мероприятия и без какого-либо принуждения со стороны сотрудников оперативных подразделений.

Исходя из такого ограничительного толкования, не допускающего возможности принудительных мер при осуществлении опера- тивно-розыскной деятельности (далее – ОРД), авторы первых комментариев к ФЗ об ОРД подчеркивали, что гласная фо рма проведения ОРМ, в частности опроса, а также обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств , может применяться лишь при условии согласия объекта проводимого О РМ1. Такого толкования закона придерживались многие другие специалисты в сфере ОРД2, и оно не вызывало какихлибо дискуссий на протяжении длительного времени.

Однако складывающаяся оперативно-розыскная практика пошла по пути иного – расширительного – толкования положений ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД, и полномочие на гласное проведение ОРМ стало пониматься правоприменителями как императивная возможность их

1 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» : научнопрактический комментарий / под ред. В.В. Николюка , В.В. Кальницкого, А.Е. Чечетина. Омск : Юрид. ин-т МВД России, 1996. С. 27; Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / отв. ред. и рук. авт. кол — ва А.Ю. Шумилов. М. : Вердикт-Ш, 1997. С. 61.

2 Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности : курс лекций / под ред. Г.К. Синилова. М. : ЮИ МВД России, Книжный мир, 2002. С. 105; Ривман Д.В. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Д.В. Ривман. СПб. : Питер, 2003. С. 98; Вагин O.A. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» со словарем законодательных терминов / О.А. Вагин, А.П. Исиченко. М. : Экза-

мен. 2006. С. 104, 111, 120 и др.

4

осуществления, в том числе вопреки воле лиц, в отношении которых они осуществляются. Такое толкование положений ФЗ об ОРД привело к широкому распространению приемов принудительного гласного обследования не только нежилых, но и жилых помещений, прежде всего в целях выявления и раскрытия преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (далее – наркотиков).

Практика гласного обследования жилых помещений без согласия их владельцев, даже при наличии на то судебного разрешения, на первых порах подвергалась обоснованной критике специалистами, которые предлагали предусмотреть в законе возможность проведения обследования только в негласной форме 1. Однако в последние годы среди ученых появились сторонники расширительного толкования права на проведение ОРМ в гласной форме и допустимости применения принуждения при проведении не только обследования, но и других ОРМ2.

Всовременной оперативно-розыскной практике гласное проведение ряда ОРМ все чаще осуществляется в принудительной форме, ограничивающей конституционные права личности.

Входе проведенного нами в 2018 -2019 гг. анкетирования сотрудников и руководителей оперативных подразделений из 50 субъектов Российской Федерации были получены следующие результаты: 56,8% опрошенных сообщили, что проводили в своей практике гласное обследование жилища, а в некоторых субъектах Российской Федерации (Волгоградская, Иркутская, Орловская области и Забайкальский край) суды отказывают в проведении обследования жилища в гласной форме, в Орловской и Амурской областях при обнаружении вещества, похожего на наркотическое, уведомляется дежурная часть, ОРМ прекращается и начинается следственное действие «осмотр места происшествия». При необходимости обнаружения тайников в стенах, в полу, в мебели и т.д. 21,6% не спрашивают разрешения на вскрытие у лиц, проживающих в обследуемом жил ом помещении. Только 64,9% опрошенных получали разрешение судьи на проведение обследования жилого помещения против воли проживающих там лиц, остальные убеждали проживающих там лиц о необходимости проведения ОРМ и в редких случаях действовали в соответ ствии с

1 Захарцев С.И., Молчанов П.А., Рохлин В.И. Законность проведения опе- ративно-розыскных мероприятий // Законность. 2003. № 9. С. 33-35.

2 Железняк Н.С. Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности : учебное пособие. Красноярск : СибЮИ МВД Р оссии, 2010. С. 175; Луговик В.Ф. Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации : авторский проект. Омск : Омская юридическая академия, 2014. С. 27.

5

ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД (случаи, не терпящие отлагательства). 54,1% опрошенных иногда совершают действия по обнаружению тайников в стенах, в полу, в мебели и т.д. в процессе проведения обследования жилища в гласной форме, против в оли проживающих в нем лиц, 18,9% постоянно совершают такие действия и 27% никогда не совершали таких действий в процессе проведения данного ОРМ, то есть большинство опрошенных нами сотрудников оперативных подразделений не ограничивают обследование только визуальным осмотром.

Таким образом, указанные выше обстоятельства обусловливают необходимость исследования новой для оперативнорозыскной науки проблемы установления пределов права на проведение обследования и допустимости применения при этом мер принудительного характера в контексте обеспечения конституционного принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Вопросы проведения обследования в жилище и ином помещении получили научное обоснование в работах таких ученых, как Л.А. Бакланов, Б.Т. Безлепкин, O.A. Вагин, Н.С. Железняк, В.Ф. Луговик, Б.Я. Нагиленко, И.Н. Соловьев, В.В. Терехин, Ш.Ф. Хазиев, А.Е. Чечетин, А.В. Чуркин, А.Ю. Шумилов и др. Однако авторы до настоящего времени не пришли к единому мнению о правомерности проведения обследования в гласной форме и возможности применения в процессе его осуществления мер принудительного характера, направленных на поиск и обнаружение предметов, веществ и документов, имеющих значение для предварительной проверки сообщения о преступлении до возбуждения уголовного дела. Судебная практика также не дает однозначного ответа на эти вопросы, что, несомненно, оказывает негативное влияние на правоприменительную практику и снижает эффективность осуществления ОРД в ходе проверки сообщения о преступлении до возбуждения уголовного дела.

Практическая ценность проведенной работы связана прежде всего с разработкой на основе правоприменительной и судебной практики рекомендаций, изложенных в учебном пособии, которые могут быть активно использованы сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел при документировании преступлений, курсантами и слушателями при изучении дисциплин опера- тивно-розыскного цикла, а также профессорско-преподавательским составом в процессе образовательной деятельности.

Полученные выводы также адаптированы для учебных целей (в том числе для подготовки сотрудников органов внутренних дел в рамках профессиональной подготовки).

6

1. П ОН Я Т И Е И С У Щ Н ОС Т Ь ОП Е РА Т И В Н О РОЗЫ С К Н ОГ О М Е РОП РИ Я Т И Я «ОБ С Л Е ДОВ А Н И Е П ОМ Е Щ Е Н И Й , ЗДАН И Й , С ООРУ Ж Е Н И Й , У Ч А С Т К ОВ М Е С Т Н ОС Т И И Т РА Н С П ОРТ Н Ы Х С РЕ ДС Т В »,

С РА В Н Е Н И Е С О С Л Е ДС Т В Е Н Н Ы М ОС М ОТ РОМ

Одним из ОРМ, регламентированных ФЗ об ОРД, является «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» (далее – обследование) (п. 8 ч. 1 ст. 6). Однако ФЗ об ОРД не дал законодательного определения не только понятию ОРМ, но также конкретным ОРМ, в том числе и обследованию. Этот пробел пытаются восполнить ученые и практические работники. Разброс мнений достаточно широк.

А.Н. Халиков утверждает, что обследование – это непроцессуальный осмотр сотрудником оперативного подразделения непосредственно или с участием специалистов или по его заданию лицом, оказывающим содействие правоохранительным органам, жилых и служебных помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в целях обнаружения следов, орудий преступлений, денег и ценностей, добытых преступным путем, а также получения информации, необходимой для решения задач ОРД1.

К.К. Горяинов под обследованием понимает совокупность действий по проникновению внутрь материального объекта (строения, участка местности, транспортного средства) и осмотру его изнутри с целью обнаружения следов преступления, а равно для решения иных конкретных задач2.

О.А. Вагин определяет обследование как проведение осмотра этих объектов лично должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, либо по его поручению (просьбе) лицом, оказывающим ему конфиденциальное содействие, должностным лицом, имеющим право вхождения на эти объекты или п о роду деятельности связанного с такими объектами (сотрудник ГИБДД, сотрудники государственной противопожарной службы, работник жилищнокоммунальной службы и др.), в целях обнаружения предметов, документов,

1 Халиков А.Н. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности : курс лекций. М. : Юрлитинформ, 2007. С. 34.

2Оперативно-розыскная деятельность : учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М. : ИНФРА-М, 2001. С. 58.

7

указывающих на признаки преступной деятельности, получения информации, необходимой для решения задач ОРД 1.

По мнению Л.А. Бакланова, обследование – это ОРМ, заключающееся в непосредственном или опосредованном (с использованием технических средств) визуальном осмотре и изучении (исследовании) указанных объектов с целью выявления лиц, фактов и обстоятельств, имеющих значение для решения задач ОРД 2. Н.С. Железняк понимает под обследованием ОРМ, направленное на кратковременное изучение посредством применения органов чувств и специальных технических средств объектов гражданских прав субъектами ОРД с целью решения её задач3.

Обследование представляет собой определенный процесс, который включает в себя как осмотр объектов, так и отыскание орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, документов, веществ и других предметов, а также установление фактов, могущих иметь значение для осуществления ОРД и расследования уголовного дела. Обследование может проводиться и для обнаружения разыскиваемых лиц, трупов, обнаружения тайников, следов преступной деятельности4.

В практике работы органов, осуществляющих ОРД , и в их ведомственных нормативных актах обследованием зачастую называют оперативный осмотр, это мнение поддерживают некоторые ученые в области ОРД5. Так, А.А. Бакиров считает, что рассматриваемое ОРМ

1 Вагин О.А., Исиченко А.П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» : учебник. М. : Экзамен, 2006. С. 32.

2Бакланов Л.А. Обязательность документального оформления результатов гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств // Преступность в Западной Сибири: ак туальные проблемы профилактики и расследования преступлений : сборник статей по итогам всероссийской научно-практической конференции (28 февраля – 1 марта 2013 г.). Тюмень : Тюменский государственный университет, 2013. С. 295.

3Железняк Н.С. Основы оперативно-розыскной деятельности : учебник. Красноярск : СибЮИ ФСКН России, 2013. С. 132.

4Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник. 3-е изд., перераб.

идоп. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-

М, 2014. С. 282.

5 Макаров А.В., Фирсов О.В. Проблемы правового регулирования опера- тивно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» // Российский следователь. 2012. № 10. С. 36; Ударцев С.Ю. Проведение гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в свете новой правовой регламентации // Оперативник (сыщик). 2011. № 3 (28). С. 30: Шашин Д.Г.

8

с содержательной стороны может быть ограничено только о смотром указанных объектов1.

Мы разделяем точку зрения Н.С. Железняка, который полагает, что понятие «обследование» гораздо шире, чем понятие «осмотр». Осмотр материального объекта – это его изучение посредством визуальных возможностей человека, т.е. органов зрения. Более того, термин «осмотр» в ФЗ об ОРД не используется, а применяется преимущественно в уголовно-процессуальном законе.

Цель обследования при его проведении в жилище или ином помещении заключается в получении ориентирующей или овеществленной информации о подготавливаемом или совершенном преступлении, местонахождении скрывшегося преступника путем непосредственного или опосредованного ознакомления сотрудника оперативного подразделения с документами, предметами или обстановкой, связанными с деятельностью лиц, представляющих оперативный интерес. Но цель обследования не всегда сводится только к получению информации о преступлении или о местонахождении скрывшегося преступника. Часто она значительно шире и включает в себя фиксацию или изъятие (в некоторых случаях негласное или зашифрованное) отдельных уличающих преступников материальных объектов (документов или предметов), установку химических ловушек, приборов для негласного получения информации и т.п.

Следует также отметить, что в ходе обследования допускаются перемещение, фотографирование, копирование, пометка обнаруженных объектов с помощью специальных химических веществ и создание других условий для следообразования, а также их изъятие.

В ходе обследования реализуются как общие, так и частные задачи ОРД. К частным задачам относятся осмотр и фотографирование (либо копирование) документов с признаками подделки либо свидетельствующих о подготавливаемом или совершенном преступлении, установление мест сокрытия преступников, хранения наркотических средств или психотропных веществ, ценностей, полученных преступным путем, оружия, орудий преступления, черновых записей, переписки, установление специальных технических и иных средств, предназначенных для негласного получения информации, и т.п.

Оперативный осмотр в теории и практике оперативно -розыскной деятельности органов внутренних дел // Научный портал МВД России. 2017. № 4 (40). С. 8491.

1 Бакиров А.А. Соотношение обыска и оперативно -розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» // Правовая защита частных и публичных интересов: сборник научных трудов. Челябинск : Полиграф-Мастер, 2011. С. 5.

9

С помощью обследования решаются целый ряд более общих задач ОРД:

получение информации о личности преступника, его местонахождении и преступных связях, а также о лицах, могущих стать свидетелями (например, путем обследования личных вещей, записных книжек, писем, документов);

установление характера преступных действий объектов оперативного интереса, способов маскировки подготавливаемых или уже совершенных преступлений, орудий и средств их совершения;

создание условий для следообразования путем пометки объектов, установки химических ловушек;

установление местонахождения и при необходимости изъятие веществ, предметов и документов, которые впоследствии могут стать вещественными доказательствами;

применение криминалистических и оперативнотехнических средств для фиксации указанных объектов обследования;

обеспечение сохранности объектов, могущих впоследствии быть использованными в уголовном процессе в качестве доказательств, путем их негласного изъятия, перемещения, фотографирования, копирования и т.п.;

принятие мер по пресечению подготавливаемых преступлений путем превращения предназначенных для этого орудий и средств

внегодные (нанесение определенных меток на документы, деньги, подмена наркотических средств и психотропных веществ и т.п.);

выявление на основе полученной информации мест укрытия разыскиваемых преступников, а также организация преследования преступников по горячим следам.

Проведение ОРМ возможно только при н аличии оснований, прямо предусмотренных ФЗ об ОРД. Основания проведения ОРМ одновременно являются одними из важнейших факторов признания осуществления ОРД законным и обоснованным и гарантиями соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

ВФЗ об ОРД под основаниями законодателем подразумеваются также поводы к проведению ОРМ (ст. 7). Под поводами следует понимать как обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения ОРМ, в качестве которых рассматриваются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации посредством проведения ОРМ.

Норма ФЗ об ОРД, закрепляющая основания для проведения ОРМ (ст. 7), состоит из трех частей и таким образом систематизирует

10

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и полезное:

  • Орнидазол вертекс инструкция по применению таблетки
  • Орлиум для глаз инструкция по применению
  • Орнидазол веро 500 мг инструкция по применению цена
  • Орлистат цена в волгограде инструкция по применению
  • Орнидазол obl 500 мг инструкция по применению

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии