Педагогический прикорм отличается от традиционного детского прикорма. Здесь нет детских пюре и каш, специальных таблиц с подробным описанием продуктов и объемов порций, которые должен получать ребенок. Что же такое педагогическое питание, как его вводить и что давать малышу, пояснила нутрициолог Анастасия Ивановна Шалунова.
— Анастасия Ивановна, какие особенности имеет педагогический прикорм?
— Педагогический прикорм (или естественный прикорм, предприкорм) — это такое питание, когда малыш пробует взрослую пищу за общим столом с родителями.
— Можно ли сочетать педагогический прикорм с кормлением грудным молоком или смесью?
— Можно, но не в один прием пищи. Лучше разделять кормления, чтобы у ребенка не было путаницы — ест он или знакомится с едой, и чтобы отследить реакцию его организма на тот или иной продукт.
Педагогический прикорм
— Педагогический и педиатрический прикорм — существенна ли разница?
— Педиатрический прикорм начали вводить в XX веке детям, которых вскармливали смесью. Поскольку эта система для всех одна, под конкретного ребенка подстроиться сложно. К тому же педиатрические прикормы постоянно меняются в зависимости от потребностей времени и пересматриваются Всемирной организацией здравоохранения. Цель педиатрического прикорма состоит в том, чтобы в максимально короткие сроки перевести ребенка на общий стол. Для этого минимальные дозы, с которых начинается такой прикорм, очень быстро увеличиваются, и рацион постоянно расширяется.
Педагогический прикорм более лоялен и близок к естественному порядку вещей. Мама точно знает, что пробует ее ребенок, не слишком жестко ориентируясь на его возраст. Предприкорм может растянуться по времени до года — мама всегда учитывает индивидуальные особенности малыша.
— Каковы правила педагогического прикорма?
— Они зависят от того, на каком питании находится ребенок. Если это искусственное вскармливание, с предприкормом могут возникать проблемы — у смеси есть точные дозировки и интервалы между кормлениями. На грудном вскармливании с педагогическим прикормом проще, мама уже подстраивается под ребенка.
Как вводить педагогический прикорм
С введением педагогического прикорма ребенок учится фиксировать себя вертикально, вырабатывает координацию движений — тренируется брать и класть кусочки в рот или ложечкой, кормить взрослого и заодно общается с мамой.
— Существует ли универсальная схема педагогического прикорма?
— Каждая семья ориентируется на свой рацион и пищевые привычки. То есть родители будут давать ребенку те продукты, которые употребляют сами.
— Допустимы ли игры с едой во время педагогического прикорма?
— Мнения расходятся. Некоторые специалисты считают, что еда с игрой помогает заинтересовать ребенка. Как нутрициолог я не рекомендую играть с едой — либо нужно обсудить с мамой возраст малыша и то, что она подразумевает под этим процессом. Ребенок должен понимать свои потребности, и если он голоден, то ему надо поесть. Мама должна определить для себя, разрешать или не разрешать малышу игры с едой. Если позволять это, то ребенок должен быть под присмотром, чтобы не подавился, не испачкался, не обжегся, не порезался.
— К каким последствиям ведет неправильный педагогический прикорм?
— Неправильным здесь может быть позднее введение прикорма. Педагогический прикорм предшествует педиатрическому. Ребенок готовится принимать пищу, которую едят взрослые люди. Если родители сразу вводят педиатрический прикорм, то чаще сталкиваются с поведением «хочу — не хочу», «буду — не буду», то есть ребенок может быть не готов к тому, что ему дают в ложке. Если бы раньше ему предложили педагогический прикорм, то отторжения продуктов бы не возникло.
— А если ребенок отказывался пробовать и педагогический прикорм?
— К этому нужно относиться спокойнее: не взял — значит, не взял. Предприкорм позволяет подстраиваться под малыша. Не хочет какой-то продукт — есть другие варианты. Ведь цель — не накормить, а познакомить ребенка с новой пищей, вкусами, текстурами.
— Совместимы ли вредный рацион семьи и педагогический прикорм?
— Семья может продолжать есть вредную еду, но если планируется предприкорм, маме придется отдельно готовить полезную пищу для ребенка. Если такой возможности нет, лучше не начинать педагогический прикорм, чтобы не навредить детскому здоровью.
— Как вызвать пищевой интерес, если ребенок абсолютно игнорирует еду с общего стола?
— Появление пищевого интереса — вопрос индивидуальный. Самое главное — это личный пример родителей. Если в работе организма нет физиологических нарушений, то интерес рано или поздно придет. Нужно чаще появляться на глазах у ребенка с едой и самим получать удовольствие от приема пищи. У кого-то пищевой интерес проснется в пять месяцев, у кого-то в семь, но это в любом случае произойдет. Малыш не будет просто сидеть за столом, не принимая участия в происходящем. Он увлечется процессом, и задача предприкорма — совместить приятное с полезным.
Педагогический прикорм вводят, чтобы познакомить ребенка с разными видами продуктов, их консистенцией, а также постепенно подготовить его пищеварительный тракт к новой пище. Можно давать полезные продукты со стола в минимальном количестве, поскольку цель предприкорма — не накормить, а дать попробовать, приучить ко взрослой еде, научить держать кусочки и ложку, развить моторику рук. Если ребенок отказывается от одного продукта, надо предложить ему замену или выбрать другое время, поскольку негативная реакция на пищу может появиться, например, при прорезывании зубов или по другим временным причинам. Начинать педагогический прикорм лучше, когда у ребенка ничего не болит и он в хорошем настроении.
* Грудное молоко является лучшим питанием для младенцев. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни ребенка и продолжение грудного вскармливания после введения прикорма до возраста 2 лет. Перед вводом новых продуктов в рацион малыша необходимо проконсультироваться со специалистом. Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста здравоохранения. Для питания детей с рождения.
Первый год жизни — один из самых сложных периодов в жизни человека. С момента рождения и все последующие месяцы малыш адаптируется к новым условиям. Любовь и забота родителей, а также материнское молоко играют важную роль в этом процессе. Спустя 4-5 месяцев начинается другой, не менее значимый этап — введение прикорма и адаптация к незнакомой пище, своеобразный этап взросления ребенка. Это переходное питание становится мостиком, через который малыш двигается к самостоятельной жизни отдельно от мамы.
Содержание: Скрыть
- Сложности переходного этапа
- Варианты расширения рациона
- Педиатрический прикорм
- Преимущества педиатрического прикорма
- Альтернативный подход
- Основные постулаты
- Методика педагогического прикорма
- Критика экспертов
- Сложный выбор
- Простые рекомендации
Сложности переходного этапа
Конечно, это очень непросто для младенца. Но еще сложнее маме и папе, ведь ежедневно они ищут ответ на вопрос, как и чем накормить их любимое чадо и что делать в ситуации, если малыш отказывается пробовать новую для него пищу. Врач-педиатр способен помочь родителям организовать переходное питание максимально естественным образом. Индивидуальный подход должен учитывать особенности ребенка, состояние здоровья мамы и образ жизни семьи. Единого решения не существует, различные аспекты введения прикорма до сих пор активно обсуждаются специалистами во всем мире. Однако некоторые общие подходы, а также таблицы сроков введения прикорма являются универсальными. Давайте рассмотрим современные представления о возможных формах переходного питания.
Варианты расширения рациона
Все продукты, которые используются в качестве прикорма, можно разделить на две группы:
- пища переходного этапа. Это продукты и блюда, которые обладают высоким энергетическим потенциалом и/или содержат питательные и биологически активные вещества, необходимые для нормального роста и развития малыша. То есть продукты, которые дополняют грудное или искусственное вскармливание, а затем постепенно полностью замещают его;
- пища с общего стола, или домашняя еда. Это блюда, которые традиционно присутствуют в рационе семьи, и благодаря которым малыш уже на первом году жизни начинает знакомиться со вкусом блюд за общим столом, разделяя трапезу с другими родственниками.
Педиатрический прикорм
На сегодняшний день существуют две основные схемы введения прикорма — педиатрическая и педагогическая. Первая является традиционной. Ее название связано с активной поддержкой медицинского сообщества. Эта схема является логичной и основана на постепенном введении в рацион малыша продуктов, удовлетворяющих растущие потребности ребенка. Кроме того, рекомендуется плавное изменение степени измельчения продуктов от полужидкой к пюреобразной, а затем к полутвердой консистенции. В первую очередь вводится прикорм, который компенсирует уже недостаточное поступление питательных веществ, витаминов и минералов с грудным молоком. Затем блюда прикорма постепенно вытесняют материнское молоко. К концу первого года жизни рацион включает практически все группы продуктов, которые входят в меню детей старшего возраста и взрослых.
Преимущества педиатрического прикорма
Так как дополнительное поступление питательных веществ необходимо для нормального темпа физического и умственного развития, а сама пища способствует функциональному созреванию органов пищеварения, педиатрическая схема является доминирующей. Если начать вводить прикорм в правильные сроки и определить порядок пошагового введения продуктов исходя из особенностей малыша, это благоприятно отражается на состоянии здоровья ребенка. Своевременное поступление необходимых питательных веществ повышает устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды, в том числе и невосприимчивость к бактериям и вирусам. В качестве продуктов прикорма в педиатрической схеме рекомендуется использовать специализированное питание промышленного производства. Такая продукция проходит трехступенчатый контроль качества и отличается экологичностью. В отличие от блюд домашнего приготовления, в специализированных продуктах степень измельчения соответствует возрастным особенностям пищеварения, а состав такого питания обогащен витаминно-минеральным премиксом, а также другими биологически активными веществами.
Альтернативный подход
Несмотря на многочисленные преимущества педиатрической схемы, существует альтернативный вариант переходного питания — педагогический прикорм. Маленькие дети часто консервативны в своих предпочтениях к еде, поэтому нередко родители сталкиваются с негативной реакцией ребенка на введение новой пищи. Каждая мама понимает важность поступления необходимых питательных веществ, и кормление малыша часто превращается в поле битвы. Однако насильственное кормление неблагоприятно влияет на пищевое поведение в дальнейшем и может даже стать причиной нарушений со стороны нервной и пищеварительной систем. Именно это послужило предпосылками для возникновения новой схемы введения пищи (педприкорма), согласно которой малыш сам определяет, когда и что ему кушать.
Основные постулаты
Идея педагогического прикорма основана на развитии самостоятельного пищевого поведения. Существенным отличием данной схемы является не обеспечение дополнительного поступления питательных веществ, а добровольное знакомство ребенка с традиционными продуктами питания внутри семьи. Его начинают, когда ребенок уже может самостоятельно сидеть или сидеть с поддержкой, но самое главное — начинает проявлять интерес к еде, отличной от материнского молока. Как правило, это наблюдается в возрасте около 6 месяцев. Малышу не готовят отдельно, он кушает за общим столом с другими членами семьи. При этом ребенку не предлагают еду, но разрешают брать и пробовать пищу по своему усмотрению из тарелки взрослого, обычно материнской. Таким образом малыш привыкает к продуктам, которые традиционно готовятся в этой семье. Наблюдая за тем, как кушают его родные, ребенок хочет быть похожим на них, в результате чего происходит пищевое воспитание.
Методика педагогического прикорма
В питании ребенка не используются продукты промышленного производства, а домашняя еда специально не измельчается. На тарелке мамы пища представлена небольшими кусочками, размером с зернышко, а для мягких фруктов и хлеба могут быть кусочки побольше, которые малыш способен удержать в руке. Если ребенок не проявляет интереса к еде, никто не заставляет его есть. Грудное молоко является основным источником питательных веществ на протяжении всего первого года жизни, после совместной трапезы вне зависимости от количества съеденного ребенка всегда докармливают грудью. При такой схеме прикорма малыш быстро учится кушать сам, происходит стимуляция жевательного аппарата, и после года обычно наступает быстрый переход и введение в рацион крохи блюд домашнего приготовления.
Критика экспертов
Большинство специалистов в педиатрии и детской нутрициологии не видят преимуществ схемы педагогического прикорма. У этого направления отсутствуют уверенные доказательства целесообразности данного подхода. Все продукты педагогического прикорма вводятся только ознакомительно, не увеличивая питательную ценность рациона. Кроме того, в своем составе блюда общего стола содержат больше соли, сахара и специй, проходят неподходящую для ребенка кулинарную обработку. А грудное молоко не может удовлетворить все потребности растущего организма во втором полугодии жизни, даже если мама полноценно питается, и молоко вырабатывается в достаточном количестве. Это может увеличить риск появления нарушений в состоянии здоровья ребенка и снижения показателей роста и развития.
Сложный выбор
Несмотря на веские аргументы против педагогического прикорма, эта схема является популярной у многих родителей. На различных форумах мамы активно делятся своим положительным опытом практического применения основных принципов этого направления. Какая же схема прикорма является правильной? Как поступать родителям, которые хотят выбрать самое лучшее для своего ребенка, и с чего начать? Наверное, правильным будет отказаться от противопоставления этих двух схем и не искать разницу, а принять достоинства. Нельзя пренебрегать рекомендациями педиатрического прикорма, ведь недостаточное поступление питательных веществ, витаминов, минералов и пищевых волокон к ребенку в раннем возрасте может повлиять на уровень его здоровья в течение всей последующей жизни. С другой стороны, питание не должно быть связано со стрессом. В большинстве ситуаций причиной отказа ребенка от предлагаемой пищи является неправильное поведение родителей.
Простые рекомендации
Не ругайте своего привереду и не заставляйте его есть, если он не съедает столько, сколько вы считаете нужным. Еда должна быть для него удовольствием и добровольной процедурой, а не наказанием. У всех детей имеются индивидуальные вкусовые пристрастия, присматривайтесь к ним. Не стоит предлагать еду, которая малышу категорически не нравится, стремясь насильственным образом решить проблему. Лучше найти полноценную замену нелюбимому продукту, пока у ребенка не изменятся вкусы. Используйте приемы педагогического прикорма, пусть, например, малыш сначала увидит, что кашу, которую вы планируете ему вводить, кушают сама мама или старший ребенок в семье. В этом случае кроха с большей вероятностью захочет попробовать это блюдо самостоятельно. Совместный прием пищи, действительно, естественным образом стимулирует аппетит малыша, поэтому, продумав меню и ориентируясь на пищевые предпочтения ребенка, мама сможет организовать семейный обед или ужин, включив в него продукты прикорма младшего члена семьи. Доброжелательная атмосфера во время еды будет способствовать комфортному пищеварению у ребенка и сформирует положительные ассоциации с приемом пищи. Разумный подход к внедрению педагогического и педиатрического прикорма в жизнь малыша позволит сделать переход от младенческого питания к взрослой пище более плавным и естественным.
Педагогический прикорм
В настоящее время врачи, компетентные в вопросах грудного вскармливания детей раннего возраста, рекомендует начинать прикорм с 6- ти месяцев жизни ребенка. О вреде соков, как первого прикорма, уже давно известно в современной медицине. Мамино молоко обеспечивает малыша в среднем до года всем необходимым — витаминами, микроэлементами, минеральными веществами. Поэтому, главное — всему свое время!
Как же правильно и «без потерь» начать прикорм грудничку? Начнем по-порядку.
Само определение — «прикорм» — несёт в себе большой смысл. Основным питанием ребенка остается грудное молоко, а все остальное — это приложение к основному, второстепенное, дополнительное, почти не имеющее пищевой ценности в период знакомства. Начинать прикорм нужно, когда ребенок «сигналит» маме о своей готовности. Сидя на коленях у мамы, он требует еду из её тарелки. Это происходит ближе к 6-ти месяцам жизни ребенка. У него есть устойчивый пищевой интерес, ему интересно то, что ест мама, он готов с этим познакомиться. При этом он продолжает насыщаться из маминой груди, а знакомиться с едой — из маминой тарелки. В сознании малыша эти два процесса никак не связаны. Он не стремится насытиться прикормом, потому что… есть он пока не хочет! Но он хочет подражать маме. Ему интересна еда с точки зрения знакомства и подражания действиям взрослых, а не потому, что он голоден! Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы мама сняла с себя и своих близких заботу о накармливании ребенка. Малыш продолжает кормиться её молоком, и количество суточных прикладываний к груди сохраняется на уровне 12 раз в сутки. Это количество необходимо для поддержания стабильной лактации. Основные кормления грудью, необходимые для насыщения и роста ребенка — всегда перед снами, после снов, и ночью, а при бодрствовании коротенькие прикладывания для успокоения и психологического комфорта малыша.
Я ем, как взрослый
Известно, что знакомство с теми продуктами, которые ест мама и вся семья, начинается ещё задолго до рождения ребенка на свет. Через пуповину внутриутробный плод получает первые «знания» о рационе его семьи. Вместе со всеми необходимыми веществами для жизнедеятельности, он получает ферменты и информационную базу о том, что ела сегодня его мама.
Через полгода после рождения, проявляя «недюжий» интерес к содержимому маминой тарелки, малыш требует «языком жестов», чтобы ему дали именно это. То, что ест мама. Если дать ему маленький кусочек из своей тарелки размером с рисинку или гречинку, а потом дать запить из груди, то со своим молоком мама передаст ему ферментативную информацию о том, как нужно усвоить и переварить ту пищу, которую ела она сама. Продолжается знакомство с «уже знакомым». Тем самым у ребенка упрощаются задачи, связанные с усвоением и перевариванием пищи, снижается риск возникновения аллергии на вводимые продукты. Пока малыш совсем мал, он получает еду исключительно ради знакомства и очень маленькими объемами, без цели накормить. Это может быть соленая, сладкая, острая пища. Но если это очень маленький кусочек — со спичечную головку, то малышу нет разницы, какой он, потому, что его совсем мало. То же относится и форме этого кусочка.
Употребляя слово «кусочек», я имею в виду кусочек в прямом смысле этого слова. Начиная прикорм с кусочков, решается сразу несколько задач, очень важных для растущего человечка.
Во-первых, навыки жевания и глотания приобретаются только на практике, в определённое Природой время. Наличие или отсутствие зубов не имеет никакого отношения к прикорму. Учиться жевать и глотать ребенок готов после исчезновения «рефлекса выталкивания», т.е. уже после 6-ти месяцев. Для этого нужна твердая пища в виде маленьких кусочков из тарелки мамы.
Во-вторых, это физиологично для желудка, не готового к большим нагрузкам после молока, усваиваемого в кишечнике, а не в желудке. Еда, которая идет в виде твердого кусочка, имеет маленькую площадь соприкосновения со слизистой. После соприкосновения со стенкой желудка и передачи информации, кусочек дальше идет через желудок «транзитом». Если в период знакомства используется пюре, то оно обволакивает стенки слизистой, создавая дополнительную нагрузку на желудочно-кишечный тракт ребенка.
В-третьих, белковая и крахмалистая пища начинает понемногу усваиваться у ребенка после 9 месяцев. Клетчатка вареная усваивается частично после года, а сырая… после 4-х лет. Это можно увидеть «на выходе» в горшке малыша. Морковка, капуста, яблоко «выходят» в том же виде, в котором и заходят. Начиная прикорм с целью накормить ребенка, например, с яблочного пюре, можно получить «на выходе»… яблочное пюре. А если это маленький кусочек яблока, прошедший через желудок, не травмировав его, то цель его — знакомство с яблоком.
Однако, яблоки, и вообще фрукты и овощи — это не основная наша еда. Что из продуктов, в основном, на столе у мамы, живущей в средней полосе России? Мясо, картошка, лапша, хлеб, печенье, творог, сыр, крупы, рыба — это всё белковые и крахмалистые продукты. Именно эти продукты чаще всего и «перепадают» малышу из маминой тарелки, если мама не отдает предпочтение овощным и фруктовым блюдам. Вы никогда не увидите в горшке у годовалого ребенка сыра, например, даже если он ест его кусками. С усвоением сыра, печенья, мяса у малыша все хорошо! А вот морковка…
Знакомство с прикормом длится несколько месяцев с момента начала прикорма, когда у ребенка постепенно увеличивается потребность в другой пище, кроме грудного молока. Постепенно ребенок просит все большее количество кусочков за один «присест» на трапезу. Увеличивается и размер кусочка. При этом еда малышу всё так же интересна, как и в 6 месяцев. В течение года малыш знакомится с рационом его семьи, с продуктами всех четырех сезонов года.
Мама — конкурент за столом
Мы уже упоминали о том, что у мамы нет цели накормить малыша . За столом мама просто демонстрирует, что она в еде конкурент. Ребенок, порою, даже просит еду у мамы, как это и было с момента начала прикорма. Если мама ест с аппетитом и с удовольствием, демонстрируя это своим поведением за столом, ребенок будет повторять за ней. Ведь интерес к пище взрослых — это не что иное, как желание подражать маме в том, что она делает с этой пищей. В ситуации, когда здорового ребенка не пытались накормить с помощью уговоров или другими способами, он ест всегда с хорошим аппетитом и с удовольствием. Ему нравится есть, у него нет отрицательного отношения к еде, он ест очень аккуратно и относится к трапезе с большой ценностью. Понятие, что еда — это ценность, формируется у малыша только в результате наблюдений за мамой и её поведением за столом. Кусочек из тарелки мамы попадает малышу в рот только после того, как он «просигналил» маме о своем желании. Решение о том, обедать ему сейчас или нет, должно быть осознанным решением ребенка, а не взрослого человека.
Маленькие детки питаются очень дробно. Им постоянно нужны маленькие перекусы, часто и понемногу. Они усаживаются за стол со всеми членами семьи, со старшими братьями и сестрами, приходящими гостями. В промежутках кусочничают — «мусолят» то сушку, то печеньку, то кусочек яблока или куриную косточку.
Как выглядит на практике начало введения прикорма ребенку на грудном вскармливании?
Малыш сидит у мамы на дальнем колене от стола и периодически просит у неё кусочки из тарелки. Мама, как конкурент ребенка иногда «одаряет» его, демонстрируя важность и ценность пищи. Как только интерес к еде у малыша потерян, он начал отвлекаться, мама его снимает с колен, даёт ему в руку его кусок и продолжает свой обед. «Кусок на пол» дается ребенку для того, чтобы, во-первых, он не мешал маме закончить трапезу, а во-вторых, для исследования.
Ближе к году ребенок пересаживается на отдельный стул или детский стульчик и начинает «орудовать» за столом самостоятельно. У него появляется своя тарелка, ложка, вилка. В тарелку накладывается небольшое количество еды, с расчетом чуть меньше, чем ребенок сможет съесть. К этому возрасту он уже умеет пить из кружки. Пьет малыш пока мало, основную жидкость получает из материнского молока. При этом он продолжает кушать за общим столом. На время трапезы столешница с детского стульчика снимается, и он пододвигается вплотную к «взрослому» столу. Во время еды на кухне игрушек нет. Ребенка никто за столом не развлекает и не предлагает «ложечку за маму, за папу…». Все заняты исключительно своей трапезой.
Питание и воспитание
Подведем итог.
Основная задача ребенка до 3-х лет — познакомиться с рационом питания его семьи и научиться вести себя за столом, как взрослый. В плане рациона ребенок подстраивается под традиции своей семьи. Все, что делает за столом взрослый, учится делать ребенок. Он учится кушать то, что едят все в его семье за общим столом. Учится пользоваться ложкой и вилкой, салфетками, говорить «спасибо», просить добавку, убирать за собой посуду… Всему этому он может научиться, глядя на взрослых и подражая им. Все, что взрослый не делает, не будет делать и ребенок. Эти нормы поведения мама задает малышу с первых дней введения прикорма и знакомства с пищей взрослых. По мере формирования мелкой моторики ребенок учится управляться столовыми приборами и кушать очень аккуратно.
Для решения этих педагогических задач в формировании пищевого поведения ребенка есть несколько простых правил:
• Правила поведения ребенка на кухне и за столом устанавливает мама
• Мама ест первая, чтобы поесть, у нее нет цели накормить малыша
• Ребенок ест ту же еду, которая готовится для всей семьи, нет необходимости перетирать еду в пюре
• Еда должна быть разнообразная, богатая белками и углеводами
• Диета для кормящей мамы и её грудничка может быть только в случае медицинских показаний
• Нет ограничений в прикладываниях к груди. Можно грудь дать и за столом, но «без отрыва» от трапезы
• Малыш получает твердыми кусочками ту еду, которая приготовлена на всю семью, и которую ест мама
• Напитки и вообще жидкость ребенок пробует в небольших порциях
• Количество съедаемой пищи увеличивается у ребенка в зависимости от его «запросов», постепенно и очень медленно
• Ребенок ест за общим столом вместе со всеми
• Между основными усаживаниями за стол ребенок кусочничает
• Взрослые едят с аппетитом, не акцентируя внимание на ребенке
• Еда на столе должна быть в ограниченном количестве
• Нельзя выбразывать еду в мусорник при ребенке, еда — это ценность, важность
• Нельзя позволять позволять малышу играть с едой, размазывать её, кидать, плевать… Еда используется только «по назначению»
•Если ребенок оставил еду в тарелке, не доел свой кусочек, то мама доедает это сама, демонстрируя ценность пищи
• Если у Вашего грудничка пока нет интереса к еде, наберитесь терпения и позвольте Вашему малышу самому решить, когда же ему начинать пробовать взрослую пищу!
© 2017 ОДО «СанДелайт». Все права защищены.
Домой ›› Что такое педагогический прикорм и когда его можно начинать?
Домой ›› Что такое педагогический прикорм и когда его можно начинать?
Что такое педагогический прикорм и когда его можно начинать?
Одна из важных и даже немного забавных вещей, которые предстоит преодолеть вашему ребенку в первый год жизни, — это научиться жевать твердую пищу как взрослые. Если это ваш первый ребенок, у вас, возможно, возникают сомнения по поводу того, с чего начать. Существует множество различных подходов, и вы могли слышать о таком методе, как педагогический прикорм (педприкорм). Но, сначала, давайте разберемся, какие виды прикорма существуют.
Виды прикорма
Существует 2 вида прикорма: энергетический и педагогический.
- Энергетический прикорм — наиболее популярный вид прикорма, его даже называют классическим. Его основная цель – это обеспечить ребенка дополнительным источником энергии в виде новых продуктов. При этом виде прикорма малыша первым делом знакомят с пюреобразными продуктами или кашами, которые постепенно заменяют ребенку грудное вскармливание. Основной особенностью данного вида прикорма является то, что у малыша долго не формируются навыки жевания из-за гомогенизированности продуктов прикорма.
- Педагогический прикорм – это вид прикорма, благодаря которому происходит знакомство ребенка со «взрослой» едой, развитие у него пищевого интереса и обучение кушать самостоятельно. Главная цель данного прикорма – педагогическая, то есть научить малыша питаться как взрослые и самому проявлять интерес к пище родителей. При этом виде прикорма жевательные навыки развиваются намного быстрее, так как этап пюрированной пищи и кормление с ложечки полностью пропускается, и ваш ребенок начинает употреблять твердые продукты прямо с общего стола.
Педприкорм обладает множеством преимуществ, поэтому мы расскажем о том, как его начать, и дадим несколько практических советов, чтобы это прошло приятно как для вас, так и для вашего малыша. Как всегда, в случае возникновения каких-либо вопросов не забудьте проконсультироваться с лечащим врачом вашего ребенка.
Подробнее о педприкорме
В отличие от энергетического прикорма, в педприкорме нет строго плана по видам и количеству продуктов. Одно из главных отличий – то, что для ребенка ничего не готовят специально. Ему предлагают микродозы взрослой пищи (размером с рисинку), чтобы предотвратить их застревание в горле (например, хорошо сваренные овощи или мягкие фрукты нарезаются мелкими кусочками). Ребенок сам выбирает, какие продукты он хочет попробовать со стола, и сам берет их руками, его не кормят с ложечки, как в энергетическом прикорме. Первые несколько недель педприкорма ребенок во время еды сидит на коленях у мамы и пробует микродозы еды из ее тарелки. Постепенно количество микродоз и видов еды увеличивается. Таким образом, происходит знакомство с новой пищей. Помните, что основным питанием для ребенка при этом остается материнское молоко. Также обращаем ваше внимание на то, что данный вид прикорма обычно подходит тем семьям, где правильно и разнообразно питаются.
Многие специалисты рекомендуют готовить первую «взрослую» пищу для малыша на пару, так как именно такой способ готовки сохраняет максимальное количество полезных микроэлементов и витаминов в продуктах, а также потому, что продукты, приготовленные на пару получаются сочными и сохраняют свои вкусовые качества. Обратите внимание на пароварку-блендер Philips Avent «4 в 1», которая поможет вам экономить время и силы и готовить малышу самые полезные блюда. Пароварка Philips Avent позволяет делать прикорм любой консистенции: от пюре до кусочков.
Каковы преимущества педагогического прикорма?
Считается, что, когда детям в раннем возрасте вводят в рацион продукты с общего стола, дети лучше знакомятся с текстурой и вкусом этих продуктов, у них развивается активный пищевой интерес. Педприкорм также считается одним из самых простых и естественных способов введения твердой пищи в детский рацион, поскольку такой способ не требует специальной подготовки пищи, размельчения ее в блендере: достаточно просто давать малышу продукты со своего стола в микродозах, и это позволит вашему ребенку принимать участие в трапезе вместе со всей семьей.
Важным моментом здесь является сложившийся рацион питания семьи.
Вот еще несколько преимуществ, которыми обладает педприкорм: 1
- развитие активного пищевого интереса и пищевого поведения;
- развитие моторных навыков;
- принятие ребенком самостоятельных решений;
- снижение риска переедания и формирования пищевого поведения, ведущего к полноте (нивелирование привычек, способствующих в дальнейшем избыточному весу).
Хотели бы попробовать методику педприкорма? Давайте разберемся, с чего следует начать!
Когда начинать педприкорм?
Согласно методике педприкорма, твердую пищу рекомендуется вводить, когда ребенку исполнится шесть месяцев. Шесть месяцев — это идеальное время для начала педприкорма, поскольку большинство детей в этом возрасте могут сидеть без поддержки и хорошо контролировать свои шею, голову и моторные навыки. 2
Если же вы выбираете для себя и малыша энергетический вид прикорма, то пищу в виде пюре вы можете ввести в возрасте от четырех до шести месяцев. Однако с педприкормом лучше все-таки соблюдать осторожность и подождать, пока ваш ребенок не достигнет полугодовалого возраста, чтобы давать ему твердую пищу именно в виде маленьких кусочков.
Как начать педприкорм?
Чтобы эта перемена была приятной как для вас, так и для вашего малыша, давайте обсудим некоторые аспекты педприкорма. Ниже представлены алгоритм и полезные советы о педприкорме: 1 2
- Усадите ребенка за стол.Одно из преимуществ педприкорма — это возможность для вашего малыша есть за столом вместе со всей семьей. Начните с того, что во время обеда просто посадите ребенка за стол вместе со всеми. Таким образом, ребенок сможет наблюдать за всеми членами семьи, когда они едят, и у него будет развиваться активный пищевой интерес.
- Давайте ребенку еду так, чтоб он мог взять ее ручками.Несмотря на то что ваш ребенок в рамках педприкорма не получает пюрированной пищи, а ему сразу дается пища в виде маленьких кусочков, вы все равно должны убедиться, что пища хорошо размельчена и достаточно мягкая, чтобы он не подавился. Порежьте пищу, предназначенную для ребенка, на небольшие кусочки размером с рисинку, которые ребенок сможет легко взять в ручки и самостоятельно есть.
Не забудьте удостовериться, что еда достаточно мягкая и ваш ребенок сможет ее легко жевать и глотать. Такая пища, как картофельное пюре, бобы, хорошо сваренные макароны и рис, — всё это отличные варианты еды, которую можно предложить вашему малышу.
Чтобы еще больше разнообразить рацион ребенка в рамках педприкорма, обратите внимание на пароварку-блендер Philips Avent «4 в 1», которая поможет готовить вкусные и здоровые блюда по различным рецептам. Вы откроете для себя новые способы приготовления овощей и мяса по домашним рецептам, которыми сможет наслаждаться вся семья, ведь одного кувшина хватает на несколько порций.
- Имейте наготове стакан воды.Как только ребенок начнет самостоятельно есть, он также начнет самостоятельно пить. Попробуйте использовать тренировочную чашку Natural, чтобы малыш мог постепенно привыкнуть держать поильник за ручки и при этом пить уже из знакомой соски Natural.
Как начать педприкорм?
4. Будьте готовы к беспорядку!
Начиная педприкорм, учтите, что ужин станет несколько беспорядочным! Пока ребенок будет приучаться брать в руки еду и самостоятельно питаться, выроненные кусочки еды станут обычным явлением, равно как и милые пятна размазанной пищи на щеках вашего ребенка.
5. Продолжайте кормить ребенка грудью или молочной смесью.
И помните, что педприкорм совершенно не означает, что вы должны тут же прекратить кормление грудью или молочной смесью. Начиная педприкорм в возрасте шести месяцев, думайте об этом времени как о периоде знакомства ребенка с новыми текстурами и вкусами еды. Продолжайте кормить грудью или молочной смесью, чтобы ребенок получал все питательные вещества, необходимые для него в первый год жизни. Помните, что основным питанием для него остается материнское молоко или детская молочная смесь.
Наступит время, когда вы и ваш ребенок будете готовы отказаться от грудного вскармливания. Узнать, когда и как это сделать, вы можете здесь.
Теперь, когда вы знаете, что такое педприкорм, и у вас в арсенале есть несколько рекомендаций о включении в рацион малыша продуктов с общего стола, вы можете сидеть за столом всей семьей! Да, будет некоторый беспорядок, однако это лишь часть долгого пути, по которому вы и ваш ребенок шагаете вместе.
Статьи и полезные советы от Philips Avent
Приложение Бэби+
Скачайте приложение и отслеживайте с помощью трекеров развитие и рост своего ребенка, а также сохраняйти эти особенные моменты навсегда.
Загрузите приложение:
Вы покидаете официальный веб-сайт Philips Здравоохранение (“Philips”). Любые ссылки на сторонние веб-сайты, которые могут быть размещены на этом сайте, предоставлены исключительно для вашего удобства. Philips не даёт никаких гарантий относительно каких-либо сторонних веб-сайтов и содержащейся на них информации.
Я понимаю
You are about to visit a Philips global content page
Continue
Основное преимущество педагогического прикорма — его простота. Мама не тратит время на приготовление отдельных блюд. За общим столом малыш привыкает к культуре принятия пищи, чувствует себя членом семьи. Главный минус — необходимость пересмотреть рацион всей семьи. Далеко не все родственники согласятся на «диетический» стол с простыми блюдами. Из меню придется исключить жирное, острое, соленое, жареное, приправы, фастфуд и продукты с химическими добавками. Обратите внимание: кроха получает именно ту еду, к которой тянется.
Слову «педприкорм» чуть больше двадцати лет. Организовать педприкорм несложно, достаточно соблюдать несколько правил:
- Малыш получает педприкорм, сидя на коленях у мамы за общим столом, никаких отдельных кормлений. Мама дает кусочки той же еды, которую ест вся семья;
- Малыш получает свою порцию, только если он активно просит еду;
- Порция каждого продукта в первый месяц не должна превышать размер горошины. Еда дается в естественном виде, кусочком, не перемолотая;
- Весь период педприкорма малыш получает грудное молоко в полном объеме.
Считается неправильным ставить на стол отдельные продукты только для малыша. И если ребёнок выбирает ароматную котлетку или торт с розами, нельзя заменять заинтересовавший его продукт «детским меню».
Некоторые родители считают, что педагогический прикорм может привести к избыточному весу, потому что малыш ест «недетские» продукты. Другие придерживаются противоположного мнения, что ребенок при педприкорме сам контролирует количество пищи, поэтому не будет переедать и вырастет здоровым и стройным. На деле не правы ни те, ни другие: исследования показывают, что средний индекс массы тела у малышей на традиционном и на педагогическом прикорме не отличается.
Разжевать и проглотить кусочек для 6-7-месячного крохи не так-то просто. Первые дни малыш может давиться едой. Именно поэтому первые дозы должны быть минимальными, размером с рисовое зернышко. Если кроха подавился, не пугайте его резкими движениями или криками: от испуга он может резко вдохнуть и втянуть крошку еще глубже. Наклоните малыша вперед и вытащите еду изо рта своими пальцами. Если малыш продолжает кашлять, в наклоне поднимите его ручки вверх, это усилит выдох и поможет крошке вылететь из горла.
Как и в традиционном (педиатрическом) прикорме, на первом этапе ребенку выдают порцию монопродукта. Маленький кусочек творога, кусочек одного овоща, горошина каши без подливы или соуса. Это необходимо, чтобы вовремя определить причину негативной реакции, если вдруг какой-то продукт не подойдет малышу.
Зачастую тот рацион, который родители предлагают малышу при педприкорме, почти не содержит железа. А оно в этом возрасте очень важно для правильного развития нервной системы! Что делать? Богатые железом кусочки красного мяса давать при педприкорме нельзя — ребенок просто не сможет их прожевать. В качестве альтернативы можно использовать мясное пюре и обогащенные железом каши — пусть они немного не вписываются в концепцию педприкорма, но здоровье важнее. Если малыш не проявляет к ним никакого интереса, обсудите с педиатром витаминные добавки с железом.
Если все нормально, из сочетаний знакомых малышу продуктов можно готовить новые блюда. Ближе к 8 месяцам порцию можно увеличить до 30-50 грамм, к году — довести до 150 грамм еды в одно кормление.
Как способ привлечь внимание малыша к еде, стимулировать пищевой интерес у малоежки, педагогический прикорм незаменим. Главное, чтобы еда на общем столе соответствовала возрасту ребенка. Для здорового малыша возможность попробовать полезные продукты из тарелки мамы будет интересным опытом, расширяющим вкусовые привычки и постепенно приучающим к обычному питанию семьи. Главное — соблюдать меру и делать все вовремя.