Переход на семейное обучение инструкция

Домашнее обучение с точки зрения закона

По закону «Об образовании в РФ» абсолютно все граждане должны получить основное общее образование, то есть окончить минимум 9 классов — эта обязанность утверждена в статье 66. Однако статья 17 того же закона гласит, что обучение ребенка может проходить не только в школе, но и за ее пределами, то есть на дому.

Обучение дома с 1-го по 9-й классы называется семейным образованием, и решение о нем принимают родители. В 10-м и 11-м классах такой формат называется самообразованием — его могут выбрать подростки с согласия родителей.

Закон допускает и сочетание разных форм, когда часть предметов ребенок изучает в школе, а часть — дома с родителями, репетиторами или преподавателями онлайн-школ. В любом случае для того, чтобы получить документы об образовании и поступить в средние или высшие учебные заведения, ребенку придется в 9-м и 11-м классах сдавать аттестации по всем предметам.

Основные положения относительно домашнего обучения в России регулирует закон № 273-ФЗ от 29.12.2012. Стоит обратить внимание на следующие статьи:

  • статья 17 — определяет формы школьного образования;
  • статья 44 — утверждает права родителей на выбор формы обучения для ребенка до 9-го класса включительно и права детей на самоопределение в этом вопросе после 9-го класса;
  • статья 63 — устанавливает правила и особенности получения среднего образования.

Телеграм-канал для умных родителей

Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.

Формы домашнего образования

Есть три способа учиться вне школы:

1. Семейное обучение — ребенок изучает программу независимо от школы, а родители сами несут ответственность за его образование. Однако для того чтобы получить документы государственного образца, школьнику все-таки придется аттестоваться вместе с другими учениками в 9-м классе.

2. Дистанционное обучение — такой формат обычно выбирают для детей, которые живут вдали от школы, или как временную меру на период форс-мажорных обстоятельств. Например, карантина, что и случилось весной 2020 года. При этом ответственность за учебный процесс — на школе.

3. Надомное обучение — тоже предполагает, что ребенок учится дома, но часто по медицинским причинам. В этом случае «надомники» остаются прикрепленными к школе и следуют ее программе — за учебный процесс по-прежнему отвечает школа, а не родители.

Чем отличаются формы домашнего образования

Различия

Семейное

Дистанционное

Надомное

Не зависит от школы

да

нет

нет

Ребенок числится в школе

нет

не всегда

да

Доступно всем

да

да

нет

Можно учиться по своему расписанию

да

да

нет

Можно сдавать аттестации экстерном

да

да

нет

Разберем подробнее каждую форму обучения, чтобы выбрать то, что подходит вам больше всего.

Что такое семейное обучение

Самое главное отличие этого формата — в том, что его могут выбрать все желающие, даже если со здоровьем и с внешней ситуацией все в порядке. Ребенок может в любой момент перейти на индивидуальное обучение на дому или вернуться обратно в школу. При этом ученики или их родители сами выбирают программу подготовки.

До 9-го класса включительно решение о переходе на семейное обучение принимают родители. Вот что им нужно сделать:

  • уведомить ГорОНО о желании перейти на самостоятельное обучение;
  • открепиться от школы, написав заявление на имя директора;
  • выбрать онлайн-школу, курсы или репетиторов по основным предметам;
  • прикрепиться к любой школе для сдачи промежуточных аттестаций (по желанию) или итоговых в 9-м и 11-м классах.

Аттестоваться можно в своей бывшей школе или в любой другой — ограничений нет. Важно лишь договориться обо всем заранее, иначе ребенок рискует официально остаться в том же классе на второй год. Если аттестация не будет сдана, ученика не смогут перевести в следующий класс.

Кому подойдет семейное обучение

Причины уйти из школы и заниматься самостоятельно могут быть разными: не устраивает качество образования, ребенок-спортсмен не успевает двигаться в ритме школьной программы или, наоборот, ребенок готов освоить программу быстрее. Бывает и так, что уход из школы становится лучшим решением из-за плохих отношений со сверстниками, буллинга и других проблем.

Домашнее обучение станет оптимальным выходом, если:

  • ребенок живет в небольшом городе или поселке и выбор школ с хорошим качеством преподавания ограничен;
  • семья часто переезжает по служебным или другим обстоятельствам, путешествует и меняет города;
  • дорога к ближайшей школе занимает много времени и ездить каждый день попросту неудобно;
  • ребенок усваивает программу быстрее сверстников и скучает на уроках;
  • юный спортсмен, актер или музыкант не может посещать занятия из-за тренировок, сборов, репетиций;
  • ребенок нуждается в своем темпе освоения программы по психологическим причинам.

Поскольку закон не запрещает сочетать разные формы обучения, по желанию можно самостоятельно изучать лишь отдельные предметы и при этом не переходить на домашнее образование полностью. Правда, на практике далеко не в каждой школе это удается реализовать.

Как перейти на семейное обучение

Чтобы оформить все по закону, рассмотрим подробнее, как правильно оформить домашнее обучение.

  1. Обратиться в школу, где учится ребенок, и написать заявление об отчислении. Укажите причиной отчисления переход на семейное обучение. Если ребенок будет учиться дома с первого класса и пока еще не зачислен в школу, достаточно уведомить департамент образования.
  2. В течение 15 дней после выхода приказа об отчислении написать заявление в городской департамент образования — подать его лично или отправить по почте заказным письмом с уведомлением. Рекомендуем сделать 2 экземпляра, чтобы один оставить себе с подписью представителя департамента.
  3. Выбрать подходящую онлайн-школу или репетиторов для каждого обязательного предмета, поскольку при семейном обучении ответственность за это несут родители. Ребенок может учиться и самостоятельно, но в большинстве случаев все-таки нужен наставник для системности знаний и постоянного контроля.
  4. Написать заявление на проведение аттестации и заключить договор с одной из школ о сдаче промежуточных и итоговых аттестаций. Иногда администрация отказывает в этом, и можно побороться за свои права, потребовав письменный отказ. Но чтобы избежать предвзятости в оценке знаний, проще выбрать школу, в которой пойдут навстречу, или воспользоваться дистанционной аттестацией. Такую услугу предоставляют некоторые образовательные платформы, например Центр поддержки семейного образования (ЦПСО).

Договориться со школой нужно не позднее чем за 2 недели до очередной аттестации. Заранее уточните график аттестаций и условия, при которых ребенок будет к ним допущен, чтобы перед экзаменом не выяснилось, что нужен еще реферат, конспект и две-три лабораторные работы.

На время прохождения аттестаций ребенок считается экстерном. По желанию он может сдать экзамены не только за текущий, но и за следующий класс, однако есть ограничения — аттестоваться можно лишь по 1 предмету или курсу в день.

Родителям, плотно занятым на работе, бывает сложно организовать домашний учебный процесс, а ведь детям до 10–12 лет помощь взрослых необходима. Онлайн-школа Skysmart поможет выстроить график занятий, даст системный подход к знаниям и личного неравнодушного наставника для каждого ребенка. Выбирайте курс и записывайтесь на бесплатное вводное занятие.

Что такое надомное обучение

Формат надомного обучения часто путают с семейным, хотя на деле они похожи только тем, что ребенок получает знания дома. В остальном этот вариант ближе к обычному образованию: дети учатся по программе своего класса, вместе со всеми пишут контрольные работы, могут участвовать в общешкольных мероприятиях.

Главное, такие ученики остаются прикрепленными к школе, получают учебники и занимаются с учителями по составленному графику. Занятия могут проходить вживую, когда преподаватель приезжает к ребенку на дом, или в онлайн-режиме. Часто встречается очно-заочная форма такого домашнего образования, когда многие уроки идут дистанционно.

Этот формат создан специально для детей с инвалидностью и тех, кто нуждается в длительном лечении с постоянным присмотром и уходом. Соответственно, для перевода ребенка на такой вид домашнего обучения нужны медицинские основания. Право ребенка учиться на дому по медицинским показаниям регулируется статьей 66 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Причиной для надомного обучения может стать:

  • тяжелое поражение опорно-двигательного аппарата;
  • период иммунной терапии при онкозаболевании;
  • апластическая анемия, требующая длительного лечения;
  • сахарный диабет I типа с осложнениями;
  • мышечная дистрофия, миопатия;
  • эпилепсия с частыми приступами;
  • сердечная недостаточность II или III стадии;
  • тяжелая степень кожных заболеваний.

Полный перечень заболеваний, которые служат основанием для домашнего обучения, есть в Приказе Минздрава № 436н от 20 июня 2016 года. Решение об индивидуальном графике занятий на дому принимается на основе медицинского заключения и с ведома городского отдела образования.

Сколько учатся школьники надомного обучения

Класс

Количество уроков в неделю

1–4

8

5–8

10

9

11

10–11

12

Как оформить надомное обучение

Переход к такому формату, как правило, занимает немало времени из-за необходимости собрать медицинские документы. Несмотря на то, что в законодательстве указан четкий список заболеваний, доказать степень их тяжести и невозможность ходить в школу в обычном режиме бывает нелегко.

Рассказываем, как перейти на домашнее обучение по состоянию здоровья:

  1. Обратиться к участковому педиатру, который должен инициировать заседание комиссии МСЭ. По решению этой комиссии выдается заключение о том, что ребенок нуждается в обучении дома.
  2. Написать заявление о домашнем обучении директору школы, приложив к нему копию медицинского заключения. Еще одно заявление направить в департамент образования.
  3. С пакетом документов прийти в школу, чтобы договориться об индивидуальном учебном плане для ребенка и подписать договор, в котором будет указан график контрольных аттестаций.
  4. Получить на руки журнал учета занятий для отметок о количестве учебных часов, успеваемости, пройденных темах. Журнал заполняют учителя, которые приходят на уроки домой к ребенку.

В отличие от семейного образования, при надомном формате ребенок остается в контингенте школы — это значит, что вместе с другими ребятами он должен сдавать проверочные работы, тесты, контрольные.

Что такое дистанционное обучение

С дистанционными технологиями все мы близко столкнулись во время локдауна 2020 года — это онлайн-уроки, вебинары, консультации с преподавателями по видеосвязи, домашние задания в электронной форме и многое другое. Этот формат используют при семейном, надомном и обычном обучении в школе.

Дистанционное обучение — это не самостоятельная форма учебы, а лишь способ преподавания. Он приходит на помощь в тех случаях, когда провести урок лицом к лицу с учениками затруднительно. Например, если сложно синхронизировать график уроков для детей на надомном обучении, часть занятий проводят онлайн.

Заочное и очно-заочное школьное образование

Если вы думаете, как перевестись на домашнее обучение, но не уверены, что сможете самостоятельно организовать учебный процесс, есть еще один законный способ не ходить в школу — заочное и очно-заочное образование.

Школьники-заочники остаются в составе своего класса, они учатся по той же программе, что и остальные ученики, получают учебники и другие материалы. Но при этом могут посещать занятия выборочно или же появляться только на лабораторных и контрольных работах, срезах, аттестациях.

Этот вариант хорошо подходит для одаренных детей с активной жизнью вне школы: спортивными сборами, соревнованиями, гастролями. Также он будет оптимальным, если школьная программа устраивает родителей, но ввиду частых командировок они не могут постоянно жить в одном городе. Перевод на заочное или очно-заочное обучение происходит по договоренности с администрацией школы — для этого нужно написать заявление.

Семейное и заочное обучение: в чем разница

Семейное

Заочное

Кто отвечает за качество образования

Родители

Школа

Кто определяет график учебы

Родители

Школа

Кто устанавливает образовательную программу

Родители

Школа

Ребенок числится в школе

Только на время аттестации

Всегда

Текущая аттестация

Не обязательно

Обязательно

Промежуточная аттестация

Обязательная только при переходе из начальной школы; проводится в любой школе, которая работает с семейным обучением

Обязательна и проводится в текущей школе по внутреннему учебному плану

Итоговая аттестация

Обязательна, проводится в общем порядке

Обязательна, проводится в общем порядке

Изменения в законе об образовании

В 2020 году в ФЗ-№273 был внесен ряд поправок. По новому закону об образовании обучение на дому стало более регламентированным. Вот что изменилось:

Сроки. Теперь родители должны уведомить городской отдел образования о своем решении учиться дома в течение 15 дней с момента отчисления ребенка из школы. Если учиться дома решили во время летних каникул — отправить уведомление нужно за 14 дней до начала учебного года.

Промежуточная аттестация. Раньше для школьников на семейном обучении были обязательными только аттестации за 9-й и 11-й классы. Теперь, чтобы школьника в будущем допустили к ОГЭ, он должен пройти промежуточную аттестацию в начальной школе.

График аттестаций. Порядок сдачи экзаменов, зачетов и других проверочных работ должен быть закреплен в специальном графике, который школа выдает родителям. По новому закону разрешено сдавать только одну аттестационную работу в день. Это хорошая новость: детям на семейном обучении больше не смогут поставить 2–3 экзамена на один день, как это иногда случалось.

Плюсы и минусы обучения на дому

Мы разобрались, как перейти на домашнее или дистанционное обучение в школе, а сейчас перечислим кратко его плюсы и минусы. По мнению многих родителей, обучающих ребенка дома, делать это вне школы не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Преимущества домашнего обучения:

  • возможность самостоятельно планировать свой график без привязки к школьному расписанию;
  • свобода передвижений — благодаря дистанционным технологиям ученик и преподаватель могут быть за сотни километров друг от друга;
  • гибкая учебная программа — ребенок может уделить больше времени тем предметам, которые ему интересны;
  • возможность профессионально заниматься искусством или спортом, уделять больше внимания внешкольным делам;
  • выбор удобной формы подачи материала: видеоуроки, лекции, учебники, презентации, курсы с наставником.

Сложности и возможные проблемы:

  • все организационные вопросы при домашнем обучении ложатся на плечи родителей, им нужно самостоятельно выбирать учебную программу и график занятий;
  • если дети не числятся в учебном заведении, бывают сложности с получением скидок для школьников, льготных билетов на транспорт или в музей;
  • при семейном обучении в младших классах одному из родителей придется больше бывать дома, что не очень совместимо с обычным рабочим графиком;
  • от подростков домашнее образование требует самодисциплины и умения правильно распределять время, соблюдать распорядок дня.

Кроме того, возникает вопрос социализации, ведь ребенок, который учится дома, не участвует в жизни школьного коллектива. Но родители детей на семейном обучении в один голос говорят, что эта проблема — скорее миф. Дети, не связанные школьным расписанием, обычно занимаются в кружках и спортивных секциях, где у них много общения со сверстниками.

К относительным минусам можно отнести финансовый вопрос. Цена домашнего обучения складывается из стоимости услуг репетиторов, онлайн-школы или других учебных курсов — это может отразиться на семейном бюджете. Но уже в средних классах дети начинают учить многие предметы самостоятельно. Родители же могут навсегда забыть о взносах в фонд класса, о тратах на подарки учителям, на школьную форму и о других расходах.

Реальный опыт семейного обучения

Мы поговорили с родителями, чьи дети давно учатся дома, и узнали, с какими сложностями они столкнулись и что им нравится в таком формате учебы.

История домашнего обучения: Кристина Сандалова

Юрист, психолог, эксперт по семейному обучению Национальной ассоциации семейного образования, автор блога, мама десятиклассника Гриши и 4-летней Киры.

Почему выбрали семейное обучение

О семейном обучении я знала давно, но эта идея казалась мне странной. Я представляла, как дети целыми днями сидят дома в четырех стенах, без социализации, без коллектива. Словом, у меня в голове были традиционные мифы. Все изменилось, когда я познакомилась с человеком, который занимался семейным образованием в России уже более 30 лет — Игорем Моисеевичем Чапковским. Он перевернул мое представление о домашнем образовании. Я увидела его семью, его четверых уже взрослых детей, которые в свое время учились дома, — это были успешные, интеллигентные люди.

Всерьез о домашнем обучении я задумалась, когда пришла пора отправлять сына в 1-й класс. К 6 годам у Гриши было много увлечений: спорт, шахматы, музыка, театральная студия — стало понятно, что совместить все это со школой просто нереально. Я предложила сыну выбрать два кружка, которые можно оставить, но он очень расстроился, потому что не хотел выбирать. После долгих обсуждений мы решили, что готовы попробовать учиться дома. Именно попробовать, а если ничего не получится — с 7 лет пойти в школу вместе со всеми.

Было сложно. Я столкнулась с тем, что нужно самой выбирать школьную программу, самой все организовывать, а в интернете на тот момент по теме домашнего обучения был полный вакуум. Именно тогда я начала вести блог, чтобы делиться своими наработками с такими же родителями. Мне хотелось пробудить (нет, скорее, не убить) в ребенке тягу к знаниям, любопытство, интерес. Хотелось, чтобы во главе угла стояла его собственная мотивация. Ведь даже кружки мы в свое время выбирали те, на которые Гриша бежал с удовольствием. Если у ребенка есть собственная мотивация, родителям не нужно тратить время и ресурсы на контроль.

Об административных трудностях

Большая часть трудностей связана с административными вопросами: далеко не все директора школ лояльны к «семейникам». В школе, к которой мы прикрепились в самом начале для аттестации, был молодой директор, который с большим интересом относился к этому формату обучения. Но когда руководство сменилось, мы столкнулись с такой стеной непонимания, что вынуждены были просто уйти в другую школу. Я советую всем родителям в таких случаях не тратить время и нервы на эти бои, а сразу менять учебное заведение. Сейчас есть большой выбор, и вы обязательно найдете тех, кто будет разделять ваши взгляды или хотя бы относиться к ним с уважением.

Рекомендую заключить договор со школой и прописывать в нем все условия аттестации: когда и в какой форме она состоится, будет ли это контрольная, тест, устное собеседование. Обязательно должны быть консультации с учителями перед аттестацией, чтобы понимать, как готовиться и на что обратить внимание. Также нужно оговаривать, по какой программе пройдет аттестация, потому что вы можете готовиться по одному учебнику, а на экзамене будут совсем другие темы. Наконец, если ребенок нервничает на экзаменах, можно сдавать аттестации дистанционно — сейчас есть платформы, которые предоставляют эти услуги.

Об учебе

В конце первого класса Гриша успешно сдал аттестацию, поэтому мы решили остаться на домашнем обучении еще на год. И потом вот так было в каждом классе — я думала, вдруг он захочет пойти в школу позже. Я бы дала ребенку прожить этот опыт. И неважно, пошел бы он в школу на год, на пять лет или решил доучиваться вместе со всеми — это в любом случае был бы его выбор. Но Гриша в школу так и не захотел.

В прошлом году сын закончил сразу два класса. В ноябре 2020 года он аттестовался за 8-й класс, а весной — уже за 9-й, после чего сдал ОГЭ. Кстати, только в этот момент у Гриши появились репетиторы, раньше он справлялся самостоятельно. По моему опыту, если с самого начала правильно выстроить учебный процесс, уже с 10–12 лет детям не нужен родительский контроль, они могут учиться сами. Сейчас Грише 14 с половиной лет, он ученик 10-го класса.

О движении в своем темпе

Один из больших плюсов домашнего обучения я вижу в том, что оно позволяет ребенку двигаться в своем темпе. Ведь все дети по-разному осваивают программу — по какому-то предмету ребенок может опережать класс, а другой будет даваться ему с трудом. И в результате на уроках получаются то лишние стрессы, то откровенная скука из-за необходимости подстраиваться под остальных.

В первом классе у Гриши были проблемы с письмом — он писал медленно и не очень красиво. В школе в таких случаях не избежать замечаний, а порой и сниженных за почерк оценок — мне пришлось бы заставлять его, требовать, давить. Думаю, не стоит и говорить, к чему это обычно приводит — у ребенка очень быстро развивается отвращение. К счастью, на домашнем обучении у нас было время найти удобные прописи, понемногу отрабатывать технику письма и дорасти, созреть для этого навыка. У Гриши и сейчас не лучший почерк, но моей целью было не отточить каллиграфию, а привить любовь к родному языку.

Такая же история с чтением — в начальной школе Гриша не любил читать, и вместо стандартной школьной программы я выбирала книги, которые были ему интересны. И вот уже в 3-м классе сын читал с удовольствием, у него наладилось письмо, и мы забыли об этих проблемах.

Опыт обучения на дому: Ольга Скребейко

Главный редактор домашнего издательства Skrebeyko, автор блога, мама четырех сыновей.

У меня четверо сыновей: Саше исполнилось 12 лет и он закончил 6 класс, Никите — 9 лет, он учится в 4 классе, Мише — 6 лет, а Ромке — 3 года. Саша и Никита учатся с опережением, то есть по возрасту они должны быть на несколько классов младше. С шестилетним сыном-дошкольником мы пока занимаемся в свободном формате, не по программе.

Со старшими мы никогда не прикреплялись к школе, поэтому перехода с одной системы на другую у нас не было. Впервые мы прикрепили сыновей к школе только в прошлом году, потому что решили сдать необязательную промежуточную аттестацию. Я сделала это через компанию, которая занимается онлайн-аттестациями и берет на себя все вопросы взаимодействия со школой. Дети проходят тесты на специальной платформе, после чего получают справку из школы об окончании очередного класса.

О репетиторе

Долгое время мы обучались самостоятельно и пробовали разные учебные площадки — благо, их появляется все больше и больше. Но в прошлом году я захотела, чтобы кто-то кроме меня занимался с ребятами, и так у нас появилась Наташа. С младшим Никитой она занималась как учительница, а с Санькой это было скорее тьюторство — помощь в подборе информации, упражнений, каких-то практических заданий.

Мне очень повезло найти человека, который всерьез увлечен своим делом. Мальчишки с удовольствием ездили к Наташе трижды в неделю и проводили там по полдня. Она занималась с ними всеми предметами в рамках школьного курса. И что мне особенно понравилось, предметы были «перелинкованы» между собой, то есть они преподавались системно, а не отдельно друг от друга, как это обычно бывает в школе, а к скучным непонятным формулам всегда находились интересные примеры из жизни Например, чтобы рассчитать скорость, мальчишки замеряли расстояние от столба до дерева во дворе и время, за которое каждый из них его пробегает. Так они сразу понимали, как то или иное знание может пригодиться в реальной жизни.

О вызовах и победах

Мы, как родители, постоянно бросаем сыновьям вызовы. Например, до Нового года пройти целиком класс, сдать все контрольные и тесты. Словом, показать, что поняли материал. И обязательно придумываем какой-то особенный подарок за достижения, который обсуждаем вместе с детьми.

В этом году всю пройденную с учительницей программу мы закрепляли аттестацией, дети ее сдали успешно. Да, не без четверок, была даже тройка. Но здесь я бы поспорила с комитетом платформы, на которой мы аттестовались, потому что не все вопросы были поставлены корректно. В итоге мы эту тройку пересдали и двигаемся дальше.

О социализации

С самого начала мы с мужем мало пользовались услугами детских садов, нам не очень нравилась эта идея. Я считаю, что детям важнее всего находится в семье, где они будут впитывать верные ценности. У нас нет никаких страхов, связанных с социализацией, которыми так часто пугают родителей, чьи дети не ходят в школу. Семья — это отличная площадка для отработки любых социальных навыков. И наши дети по способности вступать в диалог, находить общий язык и взаимодействовать с окружающими могут дать фору многим.

Помимо школы, у ребят есть любимые занятия по скалолазанию, куда они с удовольствием ходят уже второй год. Эти занятия проходят три раза в неделю по два часа, а кроме того, сыновья ездят на соревнования, на сборы в горах, и все это занимает немало времени. Есть и другие увлечения: они пробуют борьбу, карате, плавание, ездят в детский технопарк «Кванториум» — им все интересно. Хорошо, что на это хватает времени.

О попытке уйти в школу

Однажды я устала от того, что помимо роли мамы мне приходилось играть роль учительницы. И я сказала парням — давайте вы пойдете в школу. Привела младшего сына на встречу с директором, хотела показать ему само здание, познакомить с учителями. Мне сказали, что ребенка могут зачислить, от нас нужны только справки о том, как пройден предыдущий класс. Но самое главное — учительница решила узнать мнение сына, хочет ли он в школу. Никита ответил «Не-е-ет», и на этом все вопросы были закрыты, больше мы таких попыток не делали.

Сыновья знают, что их друзья ходят в школу, и часто слышат, сколько времени тратится на домашние задания, скучные предметы, на разные дополнительные вещи. Поэтому мои парни ценят домашнее образование.

Родителям есть из чего выбирать. К счастью, сейчас появилось огромное количество образовательных программ и платформ. Тем, кто думает о домашнем обучении, но пока сомневается, я могу посоветовать две книги моей подруги и коллеги Лейлы Сазонтовой — мамы мальчика, который уже закончил 9 классов дома и готовится к поступлению в колледж. Лейла много писала о том, как устроить весь этот процесс юридически, технически и физически.

Да, это нелегко. Если у вас нет к этому склонности, нет спокойного состояния ума и большого количества времени — лучше сразу искать людей, которые будут помогать с семейным образованием. Я вижу по своим мальчишкам, что для детей такой вариант лучше, чем обучение в школе.

Что такое семейное образование

Мария Прокофьева

05.01.21

Содержание

Наша семья живет в деревне, и у нас две дочки школьного возраста. А школы поблизости нет, поэтому возникла проблема с обучением детей. Кроме того, считаем существующую систему образования несколько устаревшей — ученики приобретают формальные знания, которые едва ли смогут применить в жизни.

Когда старшей дочери пришла пора идти в школу, мы решились на семейную форму обучения. Расскажу, чем она отличается от других форм образования и какие плюсы и минусы прочувствовали на собственном опыте.

Что такое семейная форма обучения
и чем она отличается от других

Семейное обучение часто путают с домашним и заочным. Однако у этих форм есть немало отличий.

Семейное обучение — ребенок получает образование в семье. Чтобы перейти на эту форму обучения, не нужны особые обстоятельства, необходимо только желание, возможность родителей и ребенка обучаться дома. Родители самостоятельно планируют и проводят занятия, несут ответственность за уровень подготовки ребенка. Школа лишь проводит аттестацию ученика, чтобы проверить уровень его знаний.

Домашнее обучение предназначено для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Учителя проводят занятия с ребенком индивидуально на дому либо дистанционно. Ответственность за полученные знания несет школа.

Заочное обучение. Ребенок учится по школьной программе и в привычном ритме: онлайн-уроки в рабочие дни, смена четвертей и каникул. Используя предоставленные школой учебные материалы, он выполняет домашние задания и отправляет их на проверку учителям по электронной почте или через образовательные платформы. Для заочного обучения используют, например, платформы Core, Mooble, ЕЦПК.

Аттестация на «заочке» бывает очная — ребенок в классе выполняет тестовые задания. Или дистанционная — учителя тестируют ребенка онлайн.

Дистанционное образование — симбиоз традиционного и семейного обучения. Родители с ребенком выбирают онлайн-школу, оплачивают обучение и занимаются по программе выбранной школы. Стоимость обучения составляет 50 000–70 000 ₽ в год.

Большая часть уроков идет в записи, поэтому ребенок может самостоятельно выбирать время, когда смотреть уроки. Некоторые занятия проходят в режиме онлайн — в это время ребенок должен быть у компьютера, слушать объяснения учителя, отвечать на вопросы. В конце урока или блока уроков ребенок выполняет тестовое задание, по которому получает обратную связь от педагога.

Закон разрешает сочетать несколько форм обучения. Например, некоторые предметы ребенок проходит традиционно в классе, а некоторые — дома. На мой взгляд, сочетать очное и семейное обучение сложно и не перспективно: школа неохотно идет на такой вариант и ребенок «выпадает» из коллектива своего класса.

Особенности разных форм обучения></div>
						<meta itemprop=

В таблице показаны особенности всех форм обучения

Как происходит домашнее обучение на практике

Выбираем программу. Мы выбрали традиционную программу «Школа России», поскольку по ней в школе нам предложили выдать учебники. Плюс по этой программе можно найти электронные приложения — особенно это помогает, когда ребенок повторяет материал перед аттестацией. Приложения можно бесплатно скачать на сайте издательства «Просвещение».

Организуем учебный процесс. На наш взгляд, темы в начальной школе рассматриваются очень узко. Например, в учебнике по окружающему миру описаны два–три созвездия — только их ребенок должен знать при сдаче экзамена. Когда мы проходили дома тему звездного неба, то изучили ее глубже, потому что дочкам это интересно.

Много информации наши дети узнают из других источников: видеоуроков, книг, настольных игр и викторин. Кроме того, дома достаточно пособий для самостоятельного изучения: географическая карта во всю стену, целый шкаф познавательных книг, материалов и приспособлений для творчества. Покупать эти вещи гораздо интереснее, чем тратиться на форму и другие обязательные атрибуты школьника. По учебникам мы в основном повторяем материал и сверяем уровень знаний.

Процесс обучения в каждой семье происходит по-разному: на это влияет ритм жизни, темпераменты детей и родителей, особенности возраста. Например, в нашей семье к дочерям-ученицам нужен разный подход. Старшая дочь учится в 4 классе, она любит узнавать информацию сама — читает книги и учебники. Потом рассказывает, что нового она узнала, и мы это обсуждаем. Дочь-второклассница пока не любит читать, поэтому с ней надо заниматься больше — вместе читать, писать в прописи, обсуждать новые знания. Но многое девочки делают сообща: смотрят обучающие видео, ходят в художественную школу. В прошлом году вместе ходили на занятия по английскому, скалолазанию, верховой езде и лепке из глины. Вместе сестрам учиться веселее.

Нас часто спрашивают, как мы справляемся с русским и математикой. Русский язык лучше всех объясняет бабушка. Она нашла небольшие стихи по правописанию и сделала с ними яркий плакат. Придумала писать диктанты по любимым книжкам. Постоянно находит новые игры для тренировки письма, счета и чтения — дети от этого в восторге. Результатом таких занятий стала пятерка по русскому языку за 3 класс. Мы не гонимся за оценками, но все равно очень приятно.

Математику девочки полюбили еще до школы: считали примеры, решали задачи во время долгого ожидания или в поездке. Сначала складывали бананы и яблоки, делили конфеты — на практике и в уме. Потом задания усложнялись — считали деньги и время. Для тренировки грамотности и счета играем в настольные игры: «Эрудит», «Геометрика», «Корова 006». Сейчас хотим научиться играть в «Монополию» и шахматы.

У нас нет строгого режима, обычно занимаемся в первой половине дня, чтобы к вечеру об учебе уже не думать. Бывает, что утром запланирована поездка, тогда уроки откладываем на вечер или переносим на другой день. Выходных, как в школе, у нас тоже нет, потому что учеба не становится тяжким трудом, это интересная часть повседневной жизни.

Еще у нас нет четкого деления на уроки. На мой взгляд, предметы в начальной школе взаимосвязаны и нередко смешиваются: например, из окружающего мира тема переходит в русский язык или музыку. Наши совместные занятия всегда проходят в форме диалога: дети высказывают свое мнение, приводят примеры, и мы все это обсуждаем. Мне кажется, именно в этом преимущество домашнего обучения. Понимаю, что в средней школе будет больше предметов, и они будут значительно сложнее. Пока это не пугает — я люблю учиться и во всем находить полезную информацию.

В свободное время дети гуляют во дворе, присматривают за младшей сестренкой, читают книги, играют, шьют, самостоятельно учатся играть на этнических музыкальных инструментах, синтезаторе и гитаре, рисуют. Иногда можем вместе что-то приготовить, поиграть в настольные игры, вечером устраиваем совместный просмотр кино или мультиков.

Проходим аттестацию. Школа, в которой ученик проходит аттестацию, обычно предлагает привычную для нее форму сдачи экзаменов. Аттестация по каждому предмету может проходить один или несколько раз в год. В нашей школе мы проходим аттестацию в два этапа: в первом полугодии сдаем физкультуру, музыку, рисование, технологию и окружающий мир. Затем спокойно готовимся к экзаменам по основным предметам, которые проходят в конце учебного года. Расписание экзаменов составляет школа, а мы подстраиваемся — нас это устраивает.

В день девочки сдают по одному экзамену. В назначенное время мы приходим в школу, и девочки проходят в класс для тестирования. В 1 классе проверка знаний проходила в форме собеседования. Оценки не ставят, как и в обычной школе. Со второго класса — тестирование на бумаге или на компьютере. Количество вопросов может отличаться. Например, в тесте по окружающему миру для 4 класса — 25 вопросов. Чтобы пройти тест, ученику дается 50 минут.

Демонстрационный тест по русскому языку для 3 класса></div>
						<meta itemprop=

Демонстрационный тест по русскому языку для 3 класса, по которому мы готовимся к школьной аттестации

Защищаем проект. Аттестация по согласованию со школой может проходить в форме творческого или исследовательского проекта. Для этого в начале года берется тема, которую надо согласовать со школой или выбрать из предложенных. По ней ребенок совместно с родителями находит информацию, делает поделку, презентацию или рисунок.

Пример творческого проекта по технологии для 3 класса></div>
						<meta itemprop=

Творческий проект по технологии «Пластилиновый город», 3 класс

Пример творческого проекта по рисованию за 2 класс></div>
						<meta itemprop=

Творческий проект по рисованию «Золотая осень»,
2 класс

Кроме творчества — поделки или рисунка — нужна теоретическая часть. Например, написать пояснительную записку и оформить ее по правилам школы. В начальной школе мы помогаем девочкам подготовить пояснительную записку. В ней указываем проблему, которую решает проект, цель проекта, задачи, план работы. Описываем, как ученицы подготовили поделку или какие исследования проводили.

Защиту проекта обычно принимает комиссия из нескольких учителей. На защите ребенок должен обязательно знать, что написано в записке, уметь рассказать, что и как он делал сам, а также ответить на вопросы по своему проекту. Чтобы ребенок смог рассказать и не смущался, дома нужно потренироваться. У нас защиту принимали два школьных педагога. В первый раз дочка стеснялась, поэтому сейчас мы уделяем подготовке больше внимания, и рассказывать получается лучше. Думаю, что защита проекта тренирует навыки, необходимые во взрослой жизни.

Преимущества семейного обучения

Учиться в индивидуальном порядке эффективнее, чем в большом классе. Мы уделяем больше внимания трудным предметам и тратим меньше время на легкие.

Дома здоровее. Не надо сидеть полдня за партой, можно выбрать удобное время для занятий — ребенок меньше устает. Он питается домашней едой.

Появляется время для хобби и развития талантов. Можно составить удобный график, не зависящий от школы. Особенно это актуально для детей-спортсменов, которым приходится пропускать учебу из-за соревнований.

Укрепляются детско-родительские отношения. Это можно назвать спорным моментом, но тем для общения с ребенком точно появляется больше.

Не нужно ходить в школу. Поэтому отпадают расходы на школьную форму, подарки для учителей и школьные сборы. Мы не тратим время на родительские собрания, вызовы к учителю и школьные линейки.

Появляется возможность путешествовать. Или просто отдыхать, когда удобно вам и ребенку, а не во время школьных каникул.

Учиться дома интереснее. Это отличная возможность вести гораздо более активную жизнь.

С какими проблемами придется столкнуться

А теперь о минусах. Трудиться придется много, в том числе над собой.

Необходимо время. Семейное обучение могут позволить не все родители. Если мама и папа целыми днями на работе, время на обучение найти непросто. Тем более придется еще решать бытовые вопросы.

Нужна дисциплина. Детям все-таки нужно организовывать распорядок, и чтобы его постоянно поддерживать, родители сами должны обладать достаточной организованностью. Сразу скажу, у нас с этим непросто, но мы над этим работаем.

Детям не хватает общения. Эту проблему можно решить секциями и кружками по интересам. Наши дети в разное время посещали рисование, скалолазание, танцы, верховую езду, лепку из глины. К сожалению, на время пандемии у нас осталось меньше дополнительных занятий.

Дополнительные затраты на обучение. Если какой-то предмет «не идет», придется потратиться на дополнительные занятия. В нашем случае таким предметом оказался английский. Мы обратились к репетитору и платили по 600 ₽ за час. Чтобы усвоить годовую программу по предмету, нам хватило 20 уроков. Возможно, кому-то потребуется купить учебники, нам их выдали в школе.

Общественное мнение. Не все школы рады «семейникам», могут быть непонимания с родственниками и другими «доброжелателями».

Почему семейное образование может не подойти, и какие есть варианты

На мой взгляд, основные причины — это родительская усталость и нехватка времени. Учеба не всегда идет гладко, тогда усталость накапливается. За три года домашней учебы старшей дочери не раз появлялась мысль бросить эту затею и перевестись в школу. Останавливала поддержка близких, и ощущение, что дочерям лучше учиться дома. Поэтому я нашла несколько способов, которые помогают снизить нагрузку на родителей и добавляют разнообразие в обучение.

Найти репетитора по трудно дающемуся предмету. У нас так вышло с английским — домашнее изучение предмета очень накаляло обстановку. С репетитором стало легче.

Смотреть онлайн-уроки. Сейчас существует достаточно интернет-ресурсов, где можно найти обучающие и игровые занятия на разные темы. Есть бесплатные, по подписке за 150–500 ₽ в месяц или дистанционные курсы от 1500 до 10 000 ₽ за курс, например, «Инфоурок» и Учи.ру.

Посещать частные кружки и школы. Дети занимаются в маленькой группе необходимыми предметами. Цены очень разные, в зависимости от места и статуса школы.

Объединиться с другими родителями, например, один объясняет детям математику, а другой — биологию. Взаимное обучение может быть бесплатным или с небольшими организационными взносами.

Как оформить заочное образование в школе

1. Найти школу, готовую принимать аттестации

2. Написать уведомление в местное управление образования

3. Забрать документы из своей школы, если ребенок обучается в школе

4. Заключить со школой договор об аттестации

Мы начали семейное обучение с первого класса, поэтому нам понадобилось найти школу, готовую принимать аттестации, и заключить с ней договор. А также уведомить о выборе департамент образования. Для тех, кто уже числится в школе на очном обучении, необходимо забрать из этой школы личное дело ученика.

Иногда найти школу непросто — директор не знает, как правильно оформить ученика и не хочет связываться. Решить проблему можно при помощи закона например, обратиться за поддержкой на сайт Семейное образование. Или поискать лояльную школу. Во многих городах есть сообщества родителей, обучающих детей дома, там могут подсказать лояльные школы.

Если не нашли подходящей школы поблизости, аттестацию можно сдавать дистанционно с помощью электронных тестов. Услуга стоит приблизительно 10 000 ₽ в год. Для некоторых такой вариант помогает сберечь нервы во время аттестации, потому что детям дома комфортнее.

По моему мнению, семейное образование не делает жизнь родителей легче и беззаботней, но делает интереснее. Это путь с большими возможностями для детей и родителей, у которого есть свои преимущества и недостатки. Я пока не знаю, продолжим ли мы учиться в таком формате и в средней школе, но думаю, что это вполне возможно.

Читайте также

Подпишитесь на рассылку

Каждую неделю отправляем самые свежие статьи

Читайте на привычных площадках

Онлайн-журнал Life.Profit

Честно и понятно рассказываем о деньгах и экономии

Родители не всегда доверяют школьному образованию: некоторые пишут жалобы, другие тщательно контролируют учителей, третьи переводят детей на семейное образование. Разбираемся, кому подходит семейное образование и как его организовать.

Что такое семейное образование?

Это образование, которое ученик получает вне школы внутри семьи. Оно предусмотрено статьей 17 закона «Об образовании». Ученик прикрепляется к школе только для прохождения промежуточных и итоговой аттестации. Но школа только организует аттестацию — всю ответственность за качество образования берут на себя родители. При этом ребенок может бесплатно пользоваться школьными учебниками, участвовать в олимпиадах и конкурсах всех уровней. Родители могут сами выбирать методы и формы обучения, могут составить образовательную программу или выбрать из тех, что представлены в книгах и интернете. Если родители хотят перевести ребенка на семейное образование, но думают, что не справятся, они могут пользоваться услугами репетиторов или центров семейного образования.

Семейное образование иногда путают с заочной формой обучения. При заочной форме обучения ребенок сидит дома, но занимается по образовательной программе, утвержденной школой. К нему приходят учителя для консультаций, задают и проверяют домашние задания.

Какие нужны документы для перевода ребенка на семейное образование?

Чтобы перевести ребенка на семейную форму получения образования, нужно обратиться в районный отдел образования, а затем в школу. В районный отдел образования нужно подать уведомление. Лучше сделать это в начале учебного года, до 1 сентября. Уведомление можно писать в свободной форме: главный посыл — вы сделали выбор в пользу семейного образования с учетом мнения ребенка. Уведомление, зарегистрированное в отделе образования, пригодится, если администрация школы будет протестовать против вашего решения. В районном отделе образования никто не может давить на вас и не регистрировать документ. Также в отделе образования вам должны выдать письменный ответ о получении уведомления.

Затем нужно подать в школу заявление о прохождении промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации. Если ребенок уже обучался в этой школе, то нужно будет одновременно писать заявление об отчислении по собственному желанию. К заявлениям нужно приложить ответ о получении уведомления из районного отдела образования. Школа должна не только зарегистрировать ваше заявление, но издать локальный акт о переводе ребенка на семейную форму получения образования. Если ребенок не обучался в этой школе, нужно взять с собой паспорт, свидетельство о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4.

Этих шагов достаточно, но в некоторых регионах школы заключают договор с родителями. Если школа настаивает на этом, нужно проверить локальные акты. Если договор указан в них как необходимый документ, то нужно соглашаться. Прочитайте договор: в нем должны быть указаны сроки прохождения аттестации, перечень предметов, объем проверяемых знаний на промежуточной аттестации.

Может ли школа отказать?

Нет, у школы нет такого права. Форма семейного образования предусмотрена законом, в школе должны быть приняты необходимые локальные акты. Если этого нет, родители имеют право жаловаться в районные отделы образования, региональные департаменты и министерства, прокуратуру, Рособрнадзор.

Чаще всего достаточно аргументированно поговорить с директором школы: сказать, что вы защищаете интересы ребенка, его законные права, объяснить, по каким программам вы собираетесь обучать ребенка, доказать свои компетенции. Это не обязательно, но часто действует на директора лучше заявления в прокуратуру. Лучше прикреплять ребенка в школе по места жительства — другие школы могут отказать из-за отсутствия свободных мест.

Как часто приходить в школу?

Если вы хотите получать бесплатные учебники, нужно будет прийти за ними. Также можно приходить для участия в олимпиадах и конкурсных отборах. Учителя с ребенком заниматься не будут — форма обучения этого не предусматривает. Но ребенок имеет право на консультации перед аттестацией. Также ребенок обязан прийти на экзамены — промежуточные и итоговые.

Кто будет заниматься с ребенком?

В первую очередь, родители. Не обязательно иметь высшее образование по всем учебным дисциплинам. От родителя требуются психологическая поддержка, навыки планирования, понимание образовательных стратегий. Родитель должен прочитать ФГОС и понимать, что должно быть сформировано у ребенка к концу одиннадцатого класса. Должен уметь работать с информацией и воспитывать это умение в ребенке. Должен быстро обучаться: прочитать учебник по физике за седьмой класс и понять, как донести информацию до ребенка. Родителю помогут книги по предметам или образовательная периодика, например, журнал «Семейное образование».

Во вторую очередь, родителям помогут репетиторы. Кто-то полностью перекладывает на них ответственность, кто-то обращается за помощью, если не может объяснить сложную тему самостоятельно. Также к репетиторам обращаются для подготовки к экзаменам.

В третью очередь, родители могут найти помощь в центрах семейного образования. Не все из них включены в ассоциацию развития семейного образования, но это не уменьшает их компетенций. Также можно использовать ресурсы дополнительного образования — физику или литературу можно изучить в кружках и секциях.

Где ребенок будет социализироваться?

В кружках, клубах для общения, тематических лагерях и на улице. Если ребенок ходит в учреждения дополнительного образования постоянно, то скорее всего он дружит с ребятами, посещающими кружок. Эта дружба может быть сильнее школьной, потому что у ребят одинаковы интересы.

Почти в каждом учреждении дополнительного образования есть клубы для общения. Они могут называться по-другому, работать по коммунарским или пионерским методикам, основываться на волонтерских принципах.

Также ребята могут каждые школьные каникулы ездить в тематические лагеря. Как правило, они интересней обычных оздоровительных лагерей. После тематических лагерей ребята могут найти новые интересы, по-другому взглянуть на учебные предметы и пойти в новые секции, кружки и студии.

Нельзя умалять влияние улицы. Во дворах и на открытых спортивных площадках ребята действительно общаются с друзьями из соседних дворов, а не только пьют и курят.

Как ребенок будет сдавать экзамены?

Ребенок прикреплен к школе для прохождения промежуточной и итоговой аттестации. Значит он будет сдавать экзамены вместе с другими учениками по правилам, установленным школой. Он, как и другие ученики, имеет право выбирать некоторые необязательные экзамены и посещать консультации перед ними. Если ребенок не сдаст экзамен, а затем не пересдаст его с комиссией, ему придется вернуться в школу на очную форму.

Можно вернуться обратно в школу или перейти в другую?

Да, если родители поняли, что не готовы продолжать семейное образование, то ученик сможет вернуться в школу. Если ученик захочет перейти в другую школу и обучаться по очной форме, то могут возникнуть трудности. Все зависит от свободных мест в новой школе. При этом если ребенок захочет на конкурсной основе поступить в новую школу, то проблем не возникнет.

Получают ли родители денежную компенсацию?

Это зависит от региона, в котором проживает семья. У субъекта РФ есть право выплачивать компенсации родителям, выбравшим семейное образование, но не все регионы этим правом пользуются. Сейчас такие компенсации выплачивают в Пермском крае, Омской и Свердловских областях. В Пермском крае в среднем родители получают 10 000 рублей в месяц.

Артем Житенев/РИА Новости

Впервые в одном документе четко и предельно ясно прописано, как перевести ребенка на семейное обучение, какие документы и куда нужно подавать родителям, какие правила при этом необходимо соблюдать.

Как перейти на семейное образование? Вот порядок действий:

а) информировать о переходе на форму семейного образования орган местного самоуправления и получить подтверждение постановки обучающегося на учет как «семейника»;

б) выбрать школу для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации;

в) обратиться в выбранную школу с письменным заявлением;

г) получить утвержденный график прохождения промежуточной аттестации (с указанием периодичности и порядка ее проведения);

д) отправить в «старую» школу заявление об отчислении. Это нужно сделать в течение 5 рабочих дней с момента постановки ребенка на учет в качестве «семейника».

Также новый Порядок детально прописывает новые возможности сетевого обучения — с использованием дистанционных и электронных технологий. В ее реализации теперь могут участвовать не только школы, но и организации культуры, научные, медицинские, физкультурно-спортивные и иные организации. Они могут заключить со школой договор, в котором будет прописано, по каким программам и чему будут учить детей.

Что особенно важно? Теперь появился реальный механизм учета достижений, полученных учеником за порогом обычной школы. Допустим, ребенок занимается в спортивной: почему бы не поставить ему оценку по физкультуре автоматом? Или засчитывать занятия в музыкальной школе на уроках музыки?

Новый документ дает для этого все возможности. Дословно: «Организации реализуют предусмотренную договором часть общеобразовательной программы в сетевой форме и направляют необходимую информацию в образовательную организацию для выставления результатов промежуточной аттестации по соответствующим дисциплинам (модулям)».

— Впервые установлено, что реализация общеобразовательных программ с использованием сетевой формы осуществляется специализированными учреждениями, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения, на основе формирования индивидуального учебного плана с учетом фактического уровня знаний обучающихся, — говорится в пояснительной записке к проекту. — Дополнительно урегулирована организация образовательной деятельности для обучающихся в форме семейного образования или самообразования, установлен перечень документов, а также алгоритм действий для перехода обучающихся на форму семейного образования или самообразования.

Общественное обсуждение продлится до 28 января.

Процедуру перевода нужно выполнить правильно. Нельзя просто перестать ходить в школу, так как в этом случае родителей могут оштрафовать или пригласить в ПДН.

Расскажем подробнее, как перейти на семейное обучение:

1. Обратитесь в Управление  образования по месту жительства (г. Фрязино, ул. Октябрьская, д. 7, каб. 4).

2. Оформите уведомление о переводе на семейное обучение по прилагаемому шаблону.

3. Если вы отправляете документы по почте, то дождитесь письменного ответа о получении уведомления.

4. Отчислитесь из школы.
Напишите заявление в свободной форме о том, что хотите отчислить ребенка по собственному желанию и приложите к нему уведомление Управления образования.

5. Выберите школу для прохождения аттестации. 

 6. Уведомите новую школу о переходе.
Уведомление также можно отправить по почте или в электронном виде, но лучше обратиться лично, пообщаться с директором, выяснить условия аттестации, согласовать форму промежуточной аттестации и т. д. После обсуждения всех деталей останется только подписать договор с новой школой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Переход на профстандарты пошаговая инструкция с образцами документов
  • Переход с exchange 2010 на exchange 2016 подробная инструкция
  • Переход на непосредственное управление многоквартирным домом пошаговая инструкция
  • Переход на электронную трудовую книжку пошаговая инструкция
  • Переход на непосредственное управление многоквартирным домом пошаговая инструкция