Локальные акты
оЛокальные акты
общеобразовательного учреждения: понятие, виды, классификация по направлениям
деятельности школы
Понятие «локальный акт
общеобразовательного учреждения»
Локальный акт общеобразовательного учреждения представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления школой для регулирования внутришкольных отношений.
Локальный акт обладает следующими отличительными чертами.
1. Локальность акта означает, что акт действует только в пределах данной организации. Локальные акты школы не могут регулировать отношения, складывающиеся вне общеобразовательного учреждения.
2. Локальный акт всегда основан на законодательстве в широком смысле этого слова, т.е. не только на федеральных законах и законах субъекта Российской Федерации, но и на подзаконных нормативных актах.
Правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения носит многоуровневый характер. Различают следующие уровни правового обеспечения:
1) Федеральный уровень. Правовое обеспечение на данном уровне заключается в принятии федеральных законов, основанных на Конституции Российской Федерации, указов Президента России, постановлений Правительства России и нормативных правовых актов отраслевых органов исполнительной власти, прежде всего Министерства образования России.
2) Уровень субъекта Российской Федерации. На этом уровне принимаются законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающие деятельность образовательных учреждений.
3) Муниципальный уровень. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в области образования имеют наибольшее значение для муниципальных образовательных учреждений.
4) Локальные нормативные акты образовательного учреждения. К ним относятся приказы, инструкции, положения, принимаемые в пределах своей компетенции органами управления образовательным учреждением и обязательные для исполнения участниками образовательного процесса или шире — работниками, учащимися и их законными представителями конкретного учреждения образования.
Перечисленные нормативные правовые акты находятся в иерархическом соподчинении. Это означает, что законы Российской Федерации не могут противоречить Конституции РФ, указы Президента РФ — Конституции и федеральным законам, постановления Правительства РФ — Конституции и законам Российской Федерации, устав образовательного учреждения — Конституции, законам и постановлениям Правительства РФ и т.д. Поэтому изменения правового регулирования вопросов образования, например, на федеральном уровне влечет за собой цепную реакцию изменений на всех других уровнях. Правда, при одном немаловажном условии: если изменения правового регулирования были проведены федеральными органами государственной власти в пределах их компетенции.
3. Локальный акт школы — это официальный правой акт, т.е. письменный документ, содержащий необходимые реквизиты: наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание, дата издания, порядковый (регистрационный) номер, подпись уполномоченного должностного лица, в необходимых случаях визы согласования и печать общеобразовательного учреждения.
4. Чтобы быть правомочным, локальный акт школы должен быть не только официальным правовым актом, соответствующим (не противоречащим) законодательству, но и актом, принятым компетентным органом управления общеобразовательным учреждением. Разграничение полномочий между директором школы и органами школьного самоуправления определяется уставом общеобразовательного учреждения, который иногда образно называют конституцией школы*.
Виды локальных актов
общеобразовательного учреждения
Локальные правовые акты школы могут быть нормативными и индивидуальными.
Локальный нормативный акт представляет собой правовой документ, содержащий общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников школы и (или) обучающихся (их законных представителей), рассчитанный на неоднократное применение. Например, устав школы, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция работника. Функция локального нормативного акта — детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей, законодательной (в широком смысле) правовой нормы применительно к условиям данной школы, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса в данном общеобразовательном учреждении, иных условий существования школьного коллектива.
Индивидуальные (ненормативные, распорядительные, правоприменительные) локальные акты используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и не рассчитаны на неоднократное применение. Например, приказ о приеме на работу, об отпуске, об увольнении.
Локальные акты школы издаются в виде постановлений, приказов, решений, положений, инструкций и правил.
Постановление — локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления общеобразовательным учреждением. Например, постановление Совета школы об утверждении школьного компонента государственного образовательного стандарта общего образования, постановление Совета школы о сдаче в аренду закрепленного за школой имущества, постановление Совета школы об исключении обучающегося из Школы.
Приказ — локальный нормативный или индивидуальный (распорядительный) правовой акт, издаваемый директором школы для решения основных и оперативных задач, стоящих перед общеобразовательным учреждением**. Например, приказ о приеме на работу, приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка школы.
Решение — локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся, их законных представителей) для реализации права на участие в управлении общеобразовательным учреждением. Например, решение общего собрания об избрании представителей работников в комиссию по трудовым спорам школы; решение родительского собрания (собрания обучающихся II и III ступеней) об избрании своих представителей в Совет школы. Локальные акты школы, принятые в виде решений, как правило, не носят нормативного характера***.
Постановлениями и приказами органов управления школой утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил.
Положение — локальный нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус органа управления школой, структурного подразделения школы или основные правила (порядок, процедуру) реализации общеобразовательным учреждением какого-либо из своих правомочий. В качестве примера можно привести положение о библиотеке школы, положение об оплате труда и премировании работников, положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся.
Инструкция (от лат. instructio — наставление) — локальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности (должностная инструкция, сленг — «функционал»), безопасные приемы работы (инструкция по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов), правила ведения делопроизводства (инструкция по делопроизводству). Для инструкции характерны императивные (повелительные, не допускающие выбора) нормативные предписания.
Правила — локальный нормативный правовой акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности школы и ее работников, обучающихся и их законных представителей. Типичным примером этого вида локальных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка школы, правила приема в школу, правила поведения обучающихся, правила о поощрениях и взысканиях обучающихся.
Правила, инструкции, положения могут регламентировать самые разные стороны жизни школы. Кроме этих локальных нормативных актов существуют специфические локальные акты, регулирующие социально-трудовые отношения (например, коллективный трудовой договор).
Классификация локальных актов по
направлениям деятельности школы
Локальные акты, как нормативные, так и индивидуальные, являются средствами правового обеспечения деятельности школы. При этом значение локальных нормативных актов особенно велико, поскольку нормотворческая деятельность школы связана с обеспечением предусмотренной законодательством самостоятельности (автономии) образовательного учреждения.
Нормотворческая деятельность школы осуществляется в пределах ее компетенции, определенной ст. 32.2 Закона РФ «Об образовании».
В соответствии с компетенцией общеобразовательного учреждения можно выделить следующие направления локального правового обеспечения его основной деятельности:
•
правовое обеспечение конституирования учреждения в качестве общеобразовательного (создание, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательного учреждения, формирование структуры учреждения и органов управления);
•
правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;
•
правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;
•
правовое обеспечение материально-технического снабжения;
•
правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда в общеобразовательном учреждении;
•
правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);
• правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения) всех сторон деятельности общеобразовательного учреждения.
По укрупненным направлениям деятельности школы правовое обеспечение управления общеобразовательным учреждением требует, как правило, принятия следующих локальных актов:
1) Акты, определяющие правовой статус общеобразовательного учреждения, акты об органах самоуправления школы:
•
Устав общеобразовательного учреждения;
•
Положение о Совете общеобразовательного учреждения;
•
Положение о Попечительском совете;
•
Положение о Педагогическом совете.
2) Акты, определяющие статус структурных подразделений общеобразовательного учреждения и конкретизирующие права и обязанности участников образовательного процесса:
•
Положения о структурных подразделениях;
•
Правила внутреннего трудового распорядка;
•
Штатное расписание;
•
Должностные инструкции работников;
•
Положение о порядке и условиях предоставления длительного отпуска за непрерывную педагогическую работу;
•
Положение о приеме в общеобразовательное учреждение;
•
Правила внутреннего распорядка для обучающихся;
•
Положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс;
•
Положение об условиях обучения по индивидуальным учебным планам.
3) Акты, действие которых направлено на обеспечение здоровых и безопасных условий труда и учебы:
•
Инструкции о мерах пожарной безопасности;
•
Инструкции по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов (лабораторий, мастерских).
4) Акты, связанные с организацией и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса:
•
Положение о компоненте общеобразовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования;
•
Список учебников из утвержденного федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;
•
Образовательные программы и учебные планы;
•
Рабочие программы учебных курсов и дисциплин;
•
Календарные учебные графики;
•
Расписания занятий.
5) Акты, связанные с оплатой труда и финансово-хозяйственной деятельностью общеобразовательного учреждения:
•
Положение об оплате труда и премировании работников;
•
Положение о порядке предоставления дополнительных образовательных услуг;
•
Положение о предпринимательской деятельности.
6) Акты, обеспечивающие правильное делопроизводство общеобразовательного учреждения:
•
Номенклатура дел школы;
•
Инструкция по делопроизвдству.
Данный перечень не является исчерпывающим. Более того, многие из перечисленных актов не являются обязательными.
Приведенные акты отличаются не только по содержанию, но и по процедуре их принятия. Так, устав школы разрабатывается и принимается общеобразовательным учреждением, но утверждается его учредителем. Правила внутреннего трудового распорядка и ряд других локальных нормативных правовых актов принимаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников школы. Годовые календарные учебные графики разрабатываются и утверждаются по согласованию с органами местного самоуправления. Многие нормативные правовые локальные акты требуют регистрации в качестве дополнений к уставу школы.
Статьи
Психология и педагогика
Локальные акты школы: содержание и структура
Правовая база — это основа управленческой деятельности директора школы. Руководитель Областной методической службы в сфере образования Новосибирской области Марина Волчек, опираясь на опыт своего региона, осветила на вебинаре актуальную тему утверждения локально-нормативных актов. Представляем вашему вниманию обязательные и необязательные локальные акты, а также связанные с ними статьи закона «Об образовании».
06 марта 2019
Статьи Федерального закона № 273-ФЗ, которые необходимо приять во внимание при составлении локальных актов
-
№ 25 «Устав образовательной организации». Требования к уставу в последнее время претерпели изменения, многие аспекты учебной деятельности были перенесены в образовательную программу. Согласно приказу Рособрнадзора № 785, на сайте школы теперь должны быть представлены, помимо устава, и другие локальные акты.
-
№ 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации». Согласно первой части статьи, школа имеет право на автономию при разработке локальных актов, не противоречащих законодательству (что особенно важно при решении спорных вопросов).
-
№ 30 «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения».
-
№№ 34, 43, 44, 47. Статьи затрагивают права обучающихся и родителей, помогают школе урегулировать взаимоотношения с законными представителями учеников в случае сложных ситуаций.
-
№ 89-93. Данные статьи также касаются определенных прав, с которыми следует ознакомиться при составлении локальных актов.
Положения статьи № 30 о локальных нормативных актах
-
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
-
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
-
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
-
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
Согласно статье № 26 закона «Об образовании», утверждение любых локальных актов образовательной организации осуществляется директором и педагогическим советом.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
В этой книге вы найдете текст Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с самыми последними изменениями. Благодаря удобному формату вы сможете всегда иметь эту книгу при себе, а продуманная навигация по тексту сделает работу с книгой легкой и приятной.
Купить
Возможные локальные акты на основе статей Федерального закона № 273-ФЗ
-
Формы обучения. Отдельный локальный акт не требуется, но на сайте следует прописать соответствующую информацию. Статья: № 17 «Формы получения образования и формы обучения». Регламент: Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».
-
Положение о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Статья: № 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Регламент: Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
-
Положение об организации сетевых форм реализации образовательных программ. Статья: № 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ». Регламент: Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»).
-
Внеурочная деятельность. Статья: № 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования». Оформление зависит от ресурсов и видов реализации внеурочной деятельности.
-
Положение о структурном подразделении. Статьи: № 27 «Структура образовательной организации» (пункты 2 и 4) и № 25 «Устав образовательной организации» (подпункт 4 пункта 2).
-
Порядок оказания платных образовательных услуг. Статьи: № 29 «Информационная открытость образовательной организации» (подпункт 4 пункта 2) и № 54 «Договор об образовании» (пункты 5 и 9). Регламент: Письмо Минобрнауки России от 21.01.2016 № АП-78/18 «Об оказании платных образовательных услуг».
Помните, что важно не количество локальных актов, а их качество.
Обязательные локальные нормативные акты и их содержание
-
Режим занятий обучающихся. Статья: № 30 (пункт 2).
-
Правила приема обучающихся в образовательную организацию (на обучение по основным общеобразовательным программам и дополнительным образовательным программам). Статьи: № 55 «Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность» и № 67 «Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам». Регламент: Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
-
Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся. Статьи: № 30 (пункт 2) и № 62 «Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность» (пункт 2). Регламент: Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 № 177 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».
-
Правила внутреннего трудового распорядка. Статья: № 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» (подпункт 1 пункта 3).
-
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Статья: № 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».
-
Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Статья: № 30 (пункт 2).
-
Правила внутреннего распорядка обучающихся. Статья: № 28 (подпункт 1 пункта 3).
-
Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Статьи: № 28 (подпункт 10 пункта 3) и № 30 (пункт 2).
-
Календарный учебный график (как выписка из ООП). Статья: № 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» (пункт 9).
-
ООП для каждого уровня образования (на основании лицензии). Статья: № 28 (подпункт 6 пункта 3).
-
Учебный план (как выписка из ООП). Статья: № 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» (пункты 9, 22).
Кроме того, локальных актов требует статья № 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» — ее обязательно нужно рассмотреть на педагогическом совете, поскольку от родителей и других законных представителей сейчас поступает много жалоб по вопросам академических прав.
Если обязательные локальные акты называются несколько иначе — в этом нет ничего страшного, однако отразить в них нужно все, что требуется. Руководителям следует учитывать, что локальные акты, не входящие в обязательный перечень, но опубликованные на сайте, также подлежат проверке контролирующих органов.
#ADVERTISING_INSERT#
В соответствии со статьями 28, 30 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её уставом.
Локальные нормативные акты принимаются по основным вопросам образовательной деятельности. Это акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ).
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, например, ст. 8 и 372 Трудового кодекса РФ, представительных органов работников (при наличии таких органов).
Наряду с положениями ст. 30 Федеральный закон № 273-ФЗ прямо указывает, какие вопросы подлежат урегулированию локальными нормативными актами. Данные акты определяют (устанавливают, регламентируют, закрепляют):
-
Язык, языки образования организации, осуществляющей образовательную деятельность, по реализуемым ею образовательным программам (ч. 6 ст. 14);
-
Права и законные интересы обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогов (ч. 6 ст. 26);
-
Структурные подразделения образовательной организации (ч. 2 ст. 27);
-
Документы, подтверждающие обучение в организации, если форма документа не установлена Законом (ч. 4 ст. 33);
-
Порядок реализации права обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение (п. 3 ч. 1 ст. 34);
-
Порядок участия обучающего в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в формировании содержания своего профессионального образования (п. 4 ч. 1 ст. 34);
-
Порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (п. 21 ч. 1 ст. 34);
-
Порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 34);
-
Дополнительные академические права и меры социальной поддержки, предоставляемые обучающимся (п. 29 ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 34);
-
Порядок посещения обучающимися по их выбору мероприятий, не предусмотренных учебным планом (ч. 4 ст. 34);
-
Размеры и порядок материальной поддержки обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (ч. 15 ст. 36);
-
Порядок предоставления нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилого помещения в общежитии, размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги (части 1, 3 ст. 39);
-
Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и исполнения принятых решений (ч. 6 ст. 45);
-
Порядок доступа педагогов к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам (п. 7 ч. 3 ст. 47);
-
Порядок реализации права педагогов на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации-работодателя (п. 8 ч. 3 ст. 47);
-
Нормы профессиональной этики педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 4 ст. 47);
-
Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы педагогических работников в пределах рабочей недели или учебного года (ч. 6 ст. 47);
-
Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников (в соответствии с требованиями трудового законодательства) (ч. 7 ст. 47);
-
Порядок аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям (в пределах, установленных законодательством Российской Федерации) (ст. 49);
-
Права, обязанности и ответственность работников организаций (помимо педагогов) (ст. 52);
-
Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг (ч. 5 ст. 54);
-
Условия приема на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами (ч. 5 ст. 55);
-
Правила приема граждан на обучение (в части, не урегулированной законодательством об образовании) (ч. 9 ст. 56).
Указанный перечень локальных нормативных актов не является исчерпывающим. Образовательные организации обладают самостоятельностью в разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом (ч. 1 ст. 28). Если какой-либо из вопросов образовательной и иной деятельности образовательной организации нуждается в нормативном регулировании, т.е. требует установления правил, касающихся неопределенного круга лиц, то по такому вопросу следует принимать именно локальный нормативный акт.
Копии локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 Федерального закона № 273-ФЗ, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора размещаются на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» (ст. 29).