Психолог в доу с чего начать работу пошаговая инструкция

Индивидуальность ребёнка во многом определяется пластичность психики малыша, то есть неодинаковостью развития у детей психики. Изучением этих особенностей и коррекцией возможных нарушений в детском саду занимается педагог-психолог. Иными словами, суть его работы заключается в создании условий для комфортного проживания ребёнком периода дошкольного детства с учётом индивидуальных особенностей развития малыша. Рассмотрим методику подготовки и проведения психологических занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Суть деятельности психолога в ДОУ

Педагог-детский психолог — это специалист узкого профиля, который занимается с ребятами, не имеющими (!) отклонений в сфере психики, с целью совершенствования их психологических функций. Психолог не ставит диагноз по результатам своей деятельности, он только составляет условный прогноз развития малыша, а также в случае необходимости рекомендует пройти консультацию у психиатра, логопеда или невролога.

Педагог показывает детям рисунок с космосом

Педагог-психолог работает со здоровыми детьми, отслеживая гармоничность их психического развития

Несколько слов о терминологии

Деятельность педагога-психолога затрагивает несколько понятий психологии, из которых наиболее значимыми в контексте работы с детьми являются психологические функции. Это организованные психофизиологические процессы, к которым относятся

  • память;
  • мышление;
  • речь;
  • воображение;
  • восприятие.

Цели и задачи занятий по психологии в детском саду

Миссия занятий по психологии сводится к следующим позициям:

  • развивать психологические функции малышей;
  • способствовать созданию положительного микроклимата в группе (в том числе и определить характер взаимоотношений ребёнка с воспитателями, сверстниками, а также помочь детям первой младшей группы адаптироваться к новым условиям и помочь ребятам подготовительной группы настроиться на новый этап жизни — обучение в школе);
  • оценить психологические качества малышей (морально-этические установки, характер устанавливаемых взаимоотношений с окружающими, притязания, стереотипы, мировоззрение);
  • диагностировать уровень интеллектуального развития детей;
  • заниматься психологическим просвещением семей воспитанников (через беседы, проведение семинаров, дискуссий, организацию совместных с детьми проектов или участие в открытых занятиях).

Задачи проведения в детском саду занятий с психологом варьируются в зависимости от возраста подопечных.

Девочки на экране выставляют жёлтые смайлики

Педагог-психолог диагностирует разные уровни развития малышей, в том числе и интеллектуальный

Таблица: задачи проведения занятий по психологии с детьми разного возраста

Возрастная группа Задачи
Младшие (первая и вторая)
  • создавать условия для саморегуляции малышей через прослушивание сказок, музыки, просмотра мультфильмов;
  • формировать позитивный эмоциональный настрой во время пребывания в детском саду.
Средняя
  • развивать сферу познания;
  • развивать навыки коммуникации и, как следствие, умение работать в группе;
  • повышать самооценку за счёт создания условий для проявлений индивидуальности, к примеру, дети создают рисунки на свободную тему;
  • тренировать психологические качества;
  • формировать эмоционально-выразительные жесты, мимику;
  • учиться преодолевать застенчивость, нерешительность;
  • отрабатывать координацию движений.
Старшая
  • развивать сферу познания;
  • учиться передавать чувства в эмоциях;
  • осваивать навык вербализации ощущений (к примеру, после похвалы или после того, как мама отругала);
  • практиковаться в разрешении конфликтных ситуациях.
Подготовительная
  • развивать сферу познания;
  • воспитывать в малышах чувство принадлежности к группе (через использование групповых форм работы);
  • практиковаться в словесном разрешении конфликтов (путём рассмотрения условных ситуаций);
  • учиться описывать свои переживания словами;
  • сбалансировать представления ребёнка о признании в социуме (не всегда делать в угоду других, но и не проявлять эгоизм).

Формы психологических занятий в ДОУ

В практике работы детских садов в зависимости от принципа классификации, положенного в основу, проводится целый ряд форм занятий по психологии.

Педагог сидит за столом с девочками

Форма занятия выбирается педагогом под тему и проблему, которая, возможно, есть в коллективе детей

Таблица: классификация форм занятий по психологии

Принцип классификации Вид занятия (его суть) Примеры
По количеству участников Групповое (направлено на воспитание чувства коллектива, а также обогащение опыта общения) Задания в основном носят групповую форму. Так, в начале рассмотрения темы «Давайте жить дружно» дети подготовительной группы вместе поют песенку «Настоящий друг».
Индивидуальное (направлено на коррекцию поведенческой линии) Тема «Почему я дерусь» для воспитанников средней (реже второй младшей) возрастной группы организуется в форме беседы психолога и малыша в присутствии воспитателя. Беседу можно выстраивать от лица сказочного персонажа, который рассказывает от первого лица ситуацию, сложившуюся в отношениях малыша со сверстниками.
Совместное для детей и родителей В старшей группе урок на тему «Как мы преодолеваем конфликты дома» уместно организовать с обеими сторонами потенциальных инициаторов конфликта. Занятие построено на решении проблемных ситуаций (к примеру, малыш разбил дорогую для мамы вазу или ребёнок страдает оттого, что в разговоре взрослые его всегда перебивают, не дают договорить до конца) в форме сюжетно-ролевой игры «Семья».
По направлению образовательного процесса Познавательное (направлено на расширение представлений о том или ином объекте или явлении) В старшей группе занятие «Геометрические фигуры» построено на упражнениях, развивающих психологические функции. Например, задание «Геометрический квартал», цель которого развивать логическое мышление. Дети рассматривают дома страны Геометрии и отвечают на вопросы («Какая геометрическая фигура в каком домике живёт?», «У кого самый высокий/низкий дом?» и пр.).
Развивающее (может быть направлено на развитие эмоциональной сферы или коррекцию того или иного потенциального отклонения) На занятии «Радуга эмоций» во второй младшей группе дети выполняют блок упражнений психогимнастики. Например, игра-
упражнение «Повернись, повернись и улыбнись»: дети показывают мимикой и жестами хорошее настроение и плохое, а затем комментируют, когда у них может быть то одно, то другое.
По методике проведения По О.В. Хухлаевой, автору программы «Тропинка к своему я». Методика направлена на создание условий для повышения уровня психологической сопротивляемости негативным факторам окружающей среды. Тема «Мои чувства. Радость» в старшей группе. Педагог рассказывает о том, что такое радость, малыши, закрыв глаза под музыку, представляют себе образ радости и рисуют её цветными карандашами.

Это интересно. Как правило, занятия по психологии носят характер комплексных, то есть сочетающих в себе элементы всех описанных выше видов. Например, на занятии в старшей группе по теме «Три поросёнка», призванного развивать сферу эмоций малышей, педагог предлагает воспитанникам такие задания: передать улыбку друг другу по кругу (элемент развивающего урока), всем вместе построить домик для поросёнка из деталей конструктора (элемент группового), собрать «Цветик-семицветик» из смайликов, то есть учиться задавать эмоциональный тон деятельности (элемент методики О.А. Хухлаевой). Таким образом, это комплексное занятие помогает малышам учиться узнавать и передавать эмоциональные состояния (радость, озадаченность) в мимике, тренировать навык вербализации эмоций, способствует сплочению группы.

Видео: фрагмент индивидуального занятия с психологом

Приёмы на занятиях по психологии

Педагог-психолог, реализуя цели и задачи своей области деятельности, в работе использует группы приёмов, которым пользуются все педагогические работники детского сада. А точнее:

  • наглядными для упорядочивания и реализации чувственного восприятия объектов окружающего мира, а также с целью мотивировать малышей на работу;
  • речевыми для упорядочивания и осуществления мыслительной деятельности малышей;
  • практическими для упорядочивания и реализации практической активности ребят;
  • игровыми в качестве основной формы взаимодействия с детьми.

Рассмотрим набор приёмов для каждой из этих групп.

Наглядные приёмы

Поскольку зрительный канал восприятия у дошкольников является самым информативным, пренебрегать обеспечением достаточного уровня наглядности на занятиях, а также рекомендациями по оформлению кабинета психолога и соответствующей зоны предметно-развивающей среды педагогу нельзя.

Картинки, игрушки

Иллюстрации по разным темам, стенгазеты и плакаты (для старших дошкольников, родителей) – всё это помогает детям легче воспринять и лучше запомнить материал занятия. Например, систематизируя с детьми старшей группы знания эмоций, на уроке обязательно должен быть плакат с изображением основных переживаний: радости, грусти, волнения и пр. А также, если нет подходящих игрушек, в виде картинок к детям могут приходить персонажи-гости.

Что касается игрушек, то в кабинете психолога должна быть одна постоянная игрушка, хорошо знакомая детям, которая презентовала бы тот или иной проблемный вопрос, то есть мотивировала бы малышей на работу. К примеру, Петрушка может стать «героем» занятий в младшей группе, который:

  • скучает по маме и отказывается кушать;
  • не хочет делиться игрушками;
  • кусается (щипается, толкается и т. д.).

Педагог показывает картинки детям, сидящим по кругу

На психологических занятиях картинки также широко используются, как и на уроках другой образовательной направленности

Демонстрация

Суть этого приёма заключается в том, что психолог личным примером показывает тот или иной вид работы на занятии. Это могут быть элементы психогимнастики, к примеру, в задании «Повернись, повернись и улыбнись» педагог показывает, как нужно поворачиваться, кому улыбаться и пр. Или порядок выполнения задания игры. Например, как находить пары из картинок, на одной из которых ситуация — мальчик забирает игрушку у товарища, а на другой её следствие — тот, у кого отняли, плачет. После этого взрослый комментирует порядок описания получившегося цельного сюжета.

Использование ИКТ

В контексте наглядности речь идёт о приёме показа: психолог организует для детей просмотр видеороликов или мультимедийных презентаций по теме. Так, для ребят 2–6 лет упражнение на развитие интуиции, чувственного восприятия, мышления можно представить в виде слайдов. В работе по развитию памяти с ребятами 3–6 лет игры и упражнения также могут быть оформлены в презентацию.

Например, обсуждая с малышами старшего дошкольного возраста вопрос о важности уступать друг другу, педагог предлагает посмотреть забавный ролик: животные, движущиеся навстречу друг другу, решают вопрос, как пройти узкий мост. После просмотра дети с помощью взрослого формулируют вывод о важности вовремя уступить, найти решение, которое устроит всех.

Видео: мультфильм о том, как важно уступать друг другу

Организация психологической зоны в группе

Педагогу-психологу, как правило, выделяется отдельный кабинет в детском саду. Однако зачастую это помещение небольших размеров, поэтому пригодно только для проведения индивидуальных занятий. И основная работа проводится в помещении групп, поэтому одна из зон предметно-развивающей среды организуется под работу психолога, где оборудование и материалы группируются под направления работы с психологом.

Таблица: наполнение уголка психологии в группе

Направление работы Наполнение уголка
Диагностика
  • методическая литература;
  • документация, по которой работает педагог-психолог в ДОУ;
  • папка с результатами тестов малышей.
Групповые и индивидуальные занятия
  • полка или стеллаж с играми;
  • игрушки (герои занятий);
  • песок с мелкими игрушками для релаксации.
Работа с родителями
  • лэпбуки по вопросам воспитания;
  • стенгазеты, рисунки малышей по темам занятий.

Важные нюансы оформления кабинета психолога

Помещение, в котором предполагается работа с тонкой психикой малышей, требует соблюдения определённых правил оформления:

  • для оформления стен лучше выбирать один или два варианта из трёх возможных цветовых решений (жёлтый, настраивающий на контакт с психологом, освежающий зелёный или светло-зелёный — успокаивающий);
  • в комнате должен быть стол и стулья, а также мягкие 2–3 кресла для детей;
  • в помещение стоит сделать одну акцентную деталь, например, фальш-окно с изображением волшебного леса с несколькими расходящимися в разные стороны дорогами — дети смогут придумывать свои маршруты по этим тропинкам, развивая фантазию и воображение, проникаясь занятиями;
  • в кабинете (а лучше на двери снаружи) можно разместить почтовый ящик, куда свои вопросы и пожелания могли бы отправлять родители и педагоги.

Видео: оформление кабинета педагога-психолога

Речевые приёмы

Развитие речи у малышей напрямую связано с совершенствованием психологических функций. Поэтому слово выполняет только задачу передачи информации детям, но и выступает в качестве инструмента воздействия на ребёнка с целью формирования у него богатого словарного запаса, воспитания культуры общения.

Объяснение

Это приём на занятиях по психологии сводится в основном к тому, что педагог разъясняет суть упражнения или порядок игровых действий. Так, например, в средней группе на занятии «Подарок для Ёжика» психолог предлагает малышам сыграть в игру, развивающую координацию, внимание, воображение и восприятие, «Дикие и домашние животные». Объяснение условий можно сформулировать так: «Ребята, давайте поставим стулья так, чтобы они образовали круг. Теперь занимаем свои места. Я буду показывать вам картинки с животными, а вы, увидев домашнюю зверушку, должны будете похлопать руками по коленям. Если же я показываю дикого зверя, то вам нужно потопать ногами».

Дети стоят вокруг педагога

Объяснение является важным приёмом в работе педагога-психолога

Стихотворения

Стихотворения на занятиях по психологии обычно используются в качестве ритуала приветствия, то есть для мотивации малышей. Например, во второй младшей группе на уроке, посвящённом изучению многообразия эмоций, педагог вводит малышей в тему стихотворением о короле Боровике:

  • Шёл король Боровик Через лес напрямик Он грозил кулаком И стучал каблуком. Был король Боровик не в духе: Короля покусали мухи.

После того как малыши прослушали рифмовку, педагог задаёт вопрос о настроении, в котором пребывал король, и, выслушав, ответы детей, предлагает проиллюстрировать действия Боровика по тексту стихотворения. Увидев много «сердитых Боровиков», психолог берёт волшебную палочку и приглашает ребят присоединиться к созданию хорошего настроения у всех присутствующих. Таким образом, дошкольники оказываются включёнными в сюжет занятия, а значит, в разработку темы.

Это интересно. Отдельное место в методической копилке педагога-психолога отводится шуточным стихам-мирилкам, ценность которых в том, что они позволяют, с одной стороны, мгновенно включиться в решение проблемы, то есть помирить ссорящихся, а с другой, мотивировать остальных малышей на работу (если предполагается групповая форма деятельности). Вот один из примеров «мирилки»: Я мирюсь, мирюсь, мирюсь, И я больше не дерусь. Ну а если подерусь,- В грязной луже окажусь! Картотеку коротких стихотворений для примирения малышей можно найти здесь.

Мальчик в очках рассказывает стихотворение

Стихотворения благоприятно влияют на развитие речи, тренируют память

Загадки

Загадки на психологических занятиях обычно используются для игр. Например, в старшей группе на уроке по теме «Космос» ребята узнают, что космические тела могут быть разных форм и размеров. В этой связи педагог предлагает повторить, что такое форма, и сосредотачивается на рассмотрении геометрических фигур, повторение которых организуется в форме загадок:

  • «Три вершины тут видны, Три угла, три стороны. Ну, пожалуй, и довольно! – Что ты видишь? — …» (треугольник);
  • «Эта форма у клубка, У планеты, колобка. Но сложи её немножко, И получится лепёшка!» (овал);
  • «Эта странная фигура, Ну, совсем миниатюра! И на маленький листочек Мы поставим сотни …!» (точек).

Беседы

Диалогическая форма приёма позволяет обсуждать тот или иной вопрос по теме, учиться соглашаться или не соглашаться с чужой точкой зрения, осваивать навык продуктивного общения, то есть выстаивать свои высказывания логично и чётко, а также давать возможность товарищу или педагогу донести своё мнение. Примеры бесед по психологии со старшими дошколятам можно найти здесь.

Беседа может использоваться и в работе с родителями. В этом случае психологу пригодится картотека тезисов, на основании которых можно создать композицию разговора.

Это интересно. В методике проведения занятий разных учебно-воспитательных направлений беседы по психологии как отдельный жанр могут не оговариваться, они включаются в перечень картотек познавательных и этических разговоров во всех группах.

Дети сидят на стульях, подняв руку для ответа

Беседы приучают малышей культурно вести диалог

Чтение и обсуждение прочитанного

Чтение может быть формой индивидуальной работы: ребёнок зачитывает отрывок, который ему показал педагог. Либо же групповой, когда дети самостоятельно ищут информацию в тексте по заданию взрослого.

Сказки

Сказкотерапия — это отдельное направление психологии, воздействующее на психику малыша с целью коррекции проблем личностного развития. Например, сказки для борьбы со страхами, с жадностью и пр. Интересные примеры историй на разные темы представлены в картотеке сказок для малышей.

Практические приёмы

Задания такого вида являются очень продуктивными способами достижения целей и решения задач по психологии. К практическим приёмам относятся:

  • рисунки (в двух вариантах — как средство выполнения задания, например, при проведении индивидуального рисуночного тестирования, и как способ отобразить суть занятия, например, нарисовать героя занятия, к примеру, Волка, Медведя, мальчика Петю, девочку Машу и др.);
  • аппликации, поделки (применяются тогда, когда тема занятия довольно обширна, а выполнение рисунка как раз таки также способствует развитию воображения, выделение ключевой для конкретного занятия темы и пр.);
  • проекты (в виде стенгазет, буклетов и пр.), посвящённые конкретизации проблемы какой-либо темы, например, «Герои сказок, которые в начале были злые, а потом подобрели» при рассмотрении вопроса о добре и зле.

Дети держат аппликацию сердечки

На психологических занятиях практические приёмы используются в групповых формах работы

Арт-терапия

Потенциально эффективным практическим приёмом, объединяющим творчество и игру, является арт-терапия (лат. art — искусство, греч. therapeia — лечение). Этот приём ещё называют лечение творчеством: арт-терапия знакомит с миром вокруг, помогает решить целый ряд проблем психологического характера (борется с агрессией, страхами, упрямством, помогает преодолеть кризисные ситуации). Цель приёма — гармонизировать способы самовыражения и самопознания личности при помощи создания оригинальных художественных образов и благодаря этому осознания своей неповторимости.

Таблица: техники арт-терапии

Техника Суть
Марания Дети создают изображения (вход в пещеру, басен для дракона и пр.) красками, используя подручные материалы, в том числе ладони, пальцы, то есть в образной форме забывает о запретах и табу.
Штриховка Нанесение хаотичных линий карандашами или мелками и чтение случайно созданных образов. Важность техники заключается в том, что каждый малыш действует в своём темпе, а такой природный психофизиологический ритм тонизирует и настраивает малыша на деятельность.
Кляксография Среди нескольких видов этой техники малышам особенно нравится получать оттиск при помощи нитки. Нитку окунаем в краску, кладём между двух половинок сложенного листа, оставив свободный кончик, прижимаем и вытягиваем нитку. Создание таких образов развивает фантазию ребят, к тому же полученный результат — это своего рода сюрпризный момент.
Рисование на мокрой бумаге Лист смачивается водой, а затем хаотично наносятся мазки краски. Наблюдение за растекающимися красками дарит детям положительные эмоции.
Рисование пластилином Выкладывание изображений по контуру пластилином. Эта техника довольно сложная, но особенно эффективной она оказывается в работе с гиперактивными детьми.
Рисование пальцами Помогает пережить необычные тактильные ощущения (обмакивание пальца в густую краску, нанесение её на лист), развивает фантазию и расширяют образ своего я.

Фотогалерея: примеры рисунков в разных техниках арт-терапии

Игровые приёмы

Игры являются мощным педагогическим приёмом решения поставленных задач в работе с детьми. Психолог использует этот способ взаимодействия с воспитанниками детского сада в нескольких видах:

  • для снятия эмоционального напряжения (например, игра «Обзывалки», в которой малыши передают друг другу мяч и придумывают необидные прозвища – «А ты огурец!», «А ты арбуз!», заканчивается игра кругом словами «А ты моя радость!»);
  • шутки-минутки или физкультпаузы (педагог разъясняет суть задания, дети выполняют движения под текст рифмовки);
  • для проживания эмоциональных состояний (в игре «Дожди» дети средней группы, собравшись в круг, по заданию психолога имитируют разные вида дождя — летний моросящий, ливень, с грозой, с ветром и т. д.);
  • для формирования навыка общаться без конфликтов (в игре «Дракон кусает свой хвост» малыши становятся друг за другом, первый — это голова, последний — хвост, первый старается схватить последнего, а задача остальных не расцепиться при этом);
  • для обучения действенным способам общения (в игре «Как нужно попросить игрушку» малыши работают в парах — один держит игрушку и отдаёт ей только тогда, когда действительно хочет это сделать, а второй подбирает такие слова, чтобы обладатель игрушки как можно скорее согласился с ней расстаться);
  • игры для социального признания (в игре «Король» каждый малыш на 3–4 минуты становится королём, чьи приказы, кроме обидных или унизительных, все остальные участники должны выполнить, после завершения круга педагог беседует с участниками о том, понравилось ли им быть королями и почему);
  • для снятия конфликтности (дети предлагают свои варианты способов примирения сказочных персонажей);
  • для развития чувственной сферы (в игре «Рассказы по фотографиям» дети описывают, какие чувства испытывают изображённые на фото люди, высказывают предположения относительно причин именно таких проявлений);
  • для нейтрализации агрессивности (в игре «Шарик» дети становятся в круг и имитируют надувание шарика, следят за тем, как он «увеличивается», затем малыши, поворачиваясь влево, вправо, показывают свои «шарики» друг другу);
  • игры с гиперактивными малышами (игра «Говори» предполагает, что малыш будет отвечать на разные вопросы, но только после команды педагога «Говори!», взрослый же специально делает паузы разной продолжительности между заданием и командой к ответу).

В публикации педагога Метелевой О.В. можно найти обширную подборку по каждому виду игр.

Трое детей в песочнице

В песочнице дети практикуются в ведении диалога

Методика организации занятия по психологии

Как и урок любого образовательного направления, занятие по психологии организуется на основании документации, в которой описаны принципы и требования к способам реализации целей и задач работы психолога в ДОУ. И, прежде всего, это рабочая программа, опирающаяся на образовательную программу детского сада и на рекомендации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), а также целый ряд нормативных документов.

Как составить рабочую программу по психологии

Психолог работает со всеми детьми ДОУ, поэтому программа разрабатывается для проведения занятий сразу с ребятами младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

В целевом разделе программы рассматривается:

  • миссия реализации программы;
  • принципы составления программы;
  • психолого-педагогические особенности детей разного дошкольного возраста;
  • панируемые результаты деятельности психолога.

Для каждой возрастной группы в рабочей программе указывается:

  • результаты психологической диагностики по образовательным областям («Познание», «Физическое развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие») с указанием диагностируемых параметров, названием методики и перечня методических источников для её проведения;
  • какая развивающая работа и психологическая коррекция по разным образовательным областям планируются;
  • календарно-тематический план работы (занятия по психологии проводятся 1 раз в неделю, начиная с первой младшей группы).

Пример составления рабочей программы по психологии, а также образцы составления календарно-тематических планов представлены в публикации педагога-психолога Долговой С.Г.

Педагог раздаёт малышам листы

Календарно-тематический план помогает структурировать работу по отдельным темам, а также подбирать под сиюминутное значение

Временной план занятия по психологии

Поскольку формально занятие по психологии не отличается от уроков по другим образовательным областям, то и хронометраж будет единым.

Таблица: хронометраж занятия с психологом в детском саду

Этап занятия (содержание) Хронометраж (минуты)
Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
Вводный (введение в тему) 2 3 2 3
Основной (разработка темы, физкультпауза или шутка-минутка) 11 15 20 23
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия). 2 2 3 4
Итог 15 20 25 30

Таблица: Аноприкова Г., конспект занятия по психологии в первой младшей группе (фрагменты)

Этап Суть
Вводный Приветствие «Руки вверх мы поднимаем»
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём.
Хлоп раз, ещё раз,
Мы похлопаем сейчас.
А теперь скорей, скорей
Топай, топай веселей!..>
Основной <… Психолог показывает детям большой красный мяч и маленький синий мяч.
Дети рассматривают мячи.
Задаются вопросы детям:

  • Чем отличаются мячи?
  • Какие мячи по цвету?
  • Какие мячи по форме?
Психолог предлагает детям встать в круг, взяться за руки и изобразить сначала большой, а потом маленький мяч.
Дети выполняют задание.
Психолог: — Ребята, мячи хотят с вами поиграть.
Игра «По мячу ладошкой бьём»
По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём
Мячик-мячик, мой дружок
Звонкий, звонкий, звонкий бок.
По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём.
Ребёнок стоит перед взрослым. Напевая песенку, помогаем ритмично «бить ладошкой» по мячику.
Психолог предлагает детям отдохнуть после игры.
Дети ложатся на ковёр, и закрывают глаза. Включается спокойная музыка.
Психолог говорит: — Мячики отдыхают, а по комнате летает ветерок и дотрагивается до них.
Психолог: — Волшебной палочкой дотрагивается ребёнку до ручки, до животика, до ножки и т. п. Открыв глаза, дети должны показать и назвать части тела, до которых дотрагивалась волшебная палочка.
Психолог предлагает детям нарисовать мячики в воздухе.
Дети вслед за психологом рисуют в воздухе спираль попеременно правой и левой рукой, а затем на ладошке указательным пальцем.
Психолог: — Ребята, посмотрите у меня в руках мешочек, там лежат мячики. Вы должны, не заглядывая в мешочек, найти мяч, который я назову.
Психолог вызывает по очереди и даёт задание: «Достань больной мяч», «Достнь маленький мяч».
Психолог раздаёт листы бумаги с нарисованными красными и синими мячами и карандаши. И предлагает закрасить те мячики, что оказались незакрашенными, красным и синим цветом.
Заключительный В конце занятия дети вспоминают, какие игры проводились на занятии, и говорят, что им больше всего понравилось.
Психолог хвалит детей за работу и прощается со всеми детьми до следующего занятия.
— До свидания.
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-pervoi-mladshei-grupe-476169.html

Это интересно. Конспекты занятий по психологии с детьми разного возраста можно найти в публикации педагога-психолога из Уфы Гороховой С.А.

Видео: фрагмент психологического занятия в младшей группе

Как составить конспект открытого занятия по психологии

Методика создания сценария конспекта открытого урока по структуре не отличается от составления обычного. Различия касаются лишь некоторых элементов содержания:

  • в уроке не должно быть много игр, со структурой которых малыши незнакомы (приблизительно 1/3 новых и 2/3 уже опробованных);
  • занятие должно быть сюжетно завершено, поэтому лучше, если связанные между собой задания будут подаваться педагогом опосредованно, через сказочного персонажа.

Таблица: Бурдакова О., конспект открытого занятия по психологии на тему «Поможем Буратино» для подготовительной группы (фрагменты)

Этап Суть
Вводный Психолог: Здравствуйте, ребята! Я буду задавать вопрос и бросать мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, даст ответ на вопрос и вернёт мне мяч.Кто водит автобус?
Кто готовит еду?

  • Кто шьёт одежду?
  • Кто лечит людей?
  • Кто строит дома?..>
Психолог: — Я сегодня получила необычное письмо, от кого, пока неясно, для этого надо отгадать загадку:
Деревянный озорник,
Из сказки в нашу жизнь проник,
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой. (Буратино)
Выставляется картинка Буратино.
Основной Психолог: — Правильно, давайте откроем письмо и прочитаем, что в нём. «Здравствуйте, дорогие, ребята! Помогите мне, пожалуйста, выполнить несколько заданий, чтобы хорошо подготовиться к школе»
— Поможем Буратино?
— Поможем
Психолог: — Первое задание. Выложите из счётных палочек три квадрата. Сделайте так, чтобы у вас получилось шесть треугольников. Затем, чтобы получился квадрат и два треугольника. Дети выполняют задание.
Психолог: — Молодцы!
Психолог: Второе задание. Внимательно рассмотрите буквы в путанице, обведите разными карандашами, какие буквы спрятались. А теперь давайте выложим эти буквы на магнитной доске. О, А, К, П, М, Н (дети по очереди выставляют буквы на доске)…>
<… Психолог: — Что-то мы устали выполнять задания для Буратино, поэтому давайте немного разомнёмся. Повторяйте слова и движения:
Буратино потянулся.
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки стать.
Дети повторяют слова и движения.
Психолог: — Четвёртое задание. Графический диктант…>
Заключительный <… Психолог: — Молодцы, ребята! Все задания, которые просил помочь нас выполнить Буратино, мы сделали. А теперь, ребята, ответьте мне на вопрос: «Что мы сегодня делали на занятии?»…>
<…Психолог: — Но это ещё не всё. Я забыла вам сказать, что мне ещё прислали посылку. Давайте её откроем. Ой, ребята, это же медали! Буратино таким образом решил вас отблагодарить за помощь в выполнении заданий.
Психолог: — Всё, ребята! Буратино мы помогли, и мне пора! До свидания! До свидания!
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-461919.html

Видео: открытое психологическое занятие на тему «Мир эмоций» в старшей группе

Видео: открытое психологическое занятие на тему «Мы будущие первоклассники» в подготовительной группе

Видео: открытое психологическое занятие на тему «Путешествие в сказочную страну» в подготовительной группе

Психологический анализ занятия в детском саду

Занятия любой образовательной направленности обязательно подвергаются двум формам анализа: самоанализу, который выполняется педагогом после каждого урока, и анализу присутствующих, который осуществляется после открытых занятия, обычно организуется 1–2 раза в год. Среди нескольких видов анализа важную роль играет исследование эмоционального фона в группе в процессе образовательной деятельности, то есть психологический анализ.

Алгоритм его проведения един и для самоанализа, и для анализа присутствующими.

Выводы по анализу формулируются в свободной форме по плану, определённому схемой, и могут быть оформлены либо в виде таблицы, либо в виде связного текста. Элементы такого анализа можно найти здесь.

Дети раскрашивают картинки

Диагностика является непременным требованием для проведения занятий по психологии

Как проводится психологическая диагностика детей

Психологическая диагностика детей на этом этапе оказывается определяющей для последующего выбора приёмов работы с малышами на занятиях по психологии. Анализ осуществляется по критериям сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер личности.

Таблица: критерии для проведения психологической диагностики

Сфера развития Элементы сферы Критерии Как исследуются
Познавательная сфера Сенсорика
  • предметность;
  • осмысленность;
  • обобщённость;
  • избирательность;
  • точность;
  • полнота;
  • быстрота;
  • эмоциональная окрашенность;
  • объём.
С помощью наблюдения за ребёнком в группе в процессе игр со сверстниками.
Мышление
  • гибкость;
  • темп;
  • быстрота;
  • самостоятельность;
  • глубина;
  • последовательность;
  • критичность.
Тесты:
«Разрезные картинки» (дети собирают целую картинку из элементов, которым предварительно нужно придать нужное положение);
«Почтовый ящик» (малыши подбирают предмет, который размерами вписывается в прорезь ящика, причём в первой младшей дети повторяют манипуляции за взрослым, а в старшей оценивают совместимость отверстия и объекта на основании зрительного сопоставления);
«Сходства и различия» (взрослый называет пары объектов, дети выделяют в них сходства и различия) и пр.
Речь
  • умение элементарно анализировать литературное произведение по программе;
  • навык подбирать синонимы и антонимы к словам;
  • понимание значения слов.
В старшей группе в качестве материала для анализа дети разбирают поступки героев в «Сказке о Золотой рыбке».
Моторика
  • моторные функции;
  • графические движения;
  • автоматизированные движения;
  • одновременные движения;
  • динамическая координация;
  • двигательная память.
Наблюдение за малышом во время подвижных игр, а также в процессе выполнения письменных заданий (в старших группах).
Эмоционально-волевая сфера (детально с тестами и итогами исследования эмоционально-волевой сферы можно ознакомиться здесь. Для первой младшей группы: настроение и активность. Для определения характера течения адаптации малыши расставляют несколько паровозиков в ряд от самого красивого, по их мнению, до самого некрасивого.
Для второй младшей группы: настроение, половая идентификация, уровень притязаний. Например, для определения эмоционального состояния, то есть настроения, необходимо определить уровень тревожности. Для этого используется тест «Выбери нужное лицо»: дети смотрят на изображённые на картинках ситуации и подбирают подходящее выражение лица для человечка, в ней участвующего.
Для средней группы: настроение, самосознание. Цветовой тест Люшера для определения внутриличностных конфликтов: дети выбирают из набора карточек наиболее привлекательные.
Для старшей группы: самооценка, статус в группе, настроение. Тест «Лесенка» для изучения самооценки малыша: ребёнок рисует человечка (себя) на одной из ступеней, отталкиваясь от условия теста — на нижней располагаются самые плохие дети, на верхней — самые лучшие.
Для подготовительной группы: мотивация, произвольность (то есть намерения относительно операций памяти, внимания), самооценка. Например, тест «Несуществующее животное» для определения уровня самооценки: малыш изображает воображаемого зверя, придумывает ему название.

Диагностические карты

Пакет диагностических карт с методиками и итогами тестов, в частности, для исследования познавательной сферы можно найти здесь.

А перейдя по ссылке, можно познакомиться с примером составления по ним психолого-педагогической характеристики на ребёнка.

Проектная деятельность по психологии

Если занятие по психологии — это непосредственная образовательная деятельность в рамках последовательного освоения рабочей программы, которая регулярно реализуется в установленный для возрастной группы временной промежуток, то разработка проекта по психологии предполагает продуктивную деятельность ребёнка (возможно, совместно с родителями и/или педагогом), направленную на разработку отдельного аспекта темы. Как и по любому другому образовательному направлению, проекты по психологии могут быть краткосрочными или долгосрочными.

Краткосрочные проекты

К первым относятся:

  • стенгазеты (например, на тему «Психология в нашей жизни»);
  • плакаты, адресованные, прежде всего, родителям, относительно возрастных особенностей развития малышей;
  • лэпбуки (со старшими дошкольниками педагог может организовать создание лэпбука по типам темперамента персонажей любимых мультфильмов);
  • досуги (например, во второй младшей группе «Я дарю тебе радость»);
  • тренинги (к примеру, для родителей, но с привлечением детей для драматизации сценок для обсуждения).

Фотогалерея: примеры краткосрочных проектов — стенгазет

Проекты, разрабатываемые длительное время

Для их организации требуется больше времени с чётким обозначением трёх этапов разработки темы:

  • подготовительного;
  • реализующего замысел;
  • отчётного.

Иллюстрацией к каждому из этих этапов может быть проект Герасимович Т.А. «Неделя психологии».

Роль психолога в работе с детьми переоценить сложно. Работа этого специалиста направлена на определение и коррекцию развития психологических функций малышей, а также оказание помощи воспитателю относительно выработки общей стратегии образовательной деятельности с ребятами разных возрастных групп. В итоге от сотрудничества педколлектива и родителей с педагогом-психологом во многом зависит развитие личности ребёнка в дальнейшем.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(118 голосов, среднее: 4.5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

С чего начать работу психолога в ДОУ?

С чего начать работу психолога в ДОУ? Этим вопросом задаётся каждый специалист, который только закончил институт. Как правило, у них есть большой багаж теоретических знаний, полученных в стенах института, но совсем нет понимания, где и как их использовать.

С чего начать работу психолога в ДОУ?

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(118 голосов, среднее: 4.5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

С чего начать работу психолога в ДОУ?

С чего начать работу психолога в ДОУ? Этим вопросом задаётся каждый специалист, который только закончил институт. Как правило, у них есть большой багаж теоретических знаний, полученных в стенах института, но совсем нет понимания, где и как их использовать.

Я вспоминаю себя, когда только пришла работать в детский сад, тогда я училась на 4 курсе института. Признаюсь честно, начинать было страшно. Боялась, что не справлюсь, что не примет коллектив. Тогда я не понимала, как работать, с чего начать. Поэтому первым делом со своими вопросами я отправилась в методический центр. Мне тогда очень повезло. Методист с которым я общалась рассказала мне всё про особенности работы, про то какую документацию оформлять, с чего начать в первую очередь. Она стала для меня наставником в моих первых шагах в профессии.

С чего начать работу психолога в ДОУ? Рекомендации молодому специалисту.

  • Начните с посещения районного методического центра (если такой имеется в вашем городе).
  • Познакомьтесь с коллегами, работающими в других детских садах.
  • Изучите нормативно-правовую документацию. В первую очередь стоит изучить профессиональный стандарт педагога-психолога образовательного учреждения. В нём прописаны все наши трудовые функции, то есть, то, чем должен заниматься педагог-психолог.
  • Начините оформлять основную документацию. Составьте график работы и циклограмму, напишите план работы. Какая документация должна быть у психолога вы можете познакомится разделе сайта «Документация педагога-психолога ДОУ».
  • Оформите номенклатуру дел для систематизации документации.
  • Познакомьтесь с педагогами, с которыми вам предстоит работать в одной связке. Расскажите им о своей работе и о том, чем вы будете заниматься в течение учебного года, с какими вопросами к вам можно обращаться.
  • Начните проводить диагностику. Это позволит вам познакомиться с детьми и попрактиковаться в навыках проведения диагностики.
  • Представьте себя родителям. Отлично для этого подойдёт выступление на родительских собраниях, где вы сможете рассказать о себе и о своей работе.

В разработке рекомендаций участвовало сообщество педагогов-психологов ДОУ в группе Вконтакте vk.com/korolevadou

10 самых часто задаваемых вопросов начинающих психологов

Даже у самого опытного специалиста в процессе профессиональной деятельности возникают вопросы, а у молодого специалиста, которой только пришёл в эту профессию, таких вопросов возникает ещё больше. Я отобрала 10 самых часто задаваемых вопросов начинающих психологов и подготовила на них ответы.

Вопрос № 1. С чего начать работу педагога-психолога в ДОУ?

Ответ: Начинать работу педагога-психолога в образовательном учреждении стоит с изучения нормативно-правовой документации. Первое, что стоит изучить — это закон об образовании РФ и ФГОС ДО. Отдельного внимания заслуживает профессиональный стандарт педагога-психолога. В нём прописаны все наши трудовые функции, то есть, то чем должен заниматься педагог-психолог в образовательном учреждении. Более подробно с ответом на этот вопрос вы сможете познакомиться в статье: «С чего начать работу психолога в ДОУ?»

Вопрос 2. Как распределить рабочее время?

Ответ: Распределение рабочего времени педагога-психолога достаточно частый вопрос среди молодых специалистов. На 1 ставку положено 36 часов рабочего времени, из которых 18 часов необходимо распределить на работу с детьми, педагогами и родителями и 18 часов на организационно-методическую работу, повышение своей квалификации и т.д. Более подробно об этом можно почитать в статье: «Циклограмма работы педагога-психолога. Как распределить рабочее время?»

Вопрос № 3. Какую документацию оформлять?

Ответ: В настоящее время нет единого нормативно-правового документа, который бы регламентировал документацию педагога-психолога, поэтому перечень необходимой документации и их форма утверждается внутренним локальным актом дошкольного учреждения. С примерным перечнем документации можно познакомиться на странице моего сайта: «Документация педагога-психолога ДОУ», там же можно скачать некоторые нормативные документы и законодательные акты.

Вопрос № 4. Какое оборудование должно быть в кабинете педагога-психолога ДОУ?

Ответ: Наполняемость кабинета определяется каждым специалистом самостоятельно. Вот несколько рекомендации, которыми можно воспользоваться при наполнении кабинета:

  • Наличие игрушек сенсорного характера: пирамидки, вкладыши, всевозможные звучащие и тактильные предметы, сенсорные коробки, разноцветные кубики и т.д.
  • Предметные игрушки: машинки, куклы и т.д.
  • Игры на развитие мелкой моторики: игры с прищепками, бусы, шнуровки и т.д.
  • Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Определи последовательность», «Что пропало?», «Подбери по форме», «Найди по цвету» и т.д.
  • Игры на развитие эмоциональной сферы: кубик «Эмоции», д/и «Театр настроений», д/и «Подбери эмоцию», д/и «Эмоциональное лото», д/и «Чувства в домиках» и т.д.
  • Оборудование для песочной терапии: Юнгианская песочница, кинетический песок, световой стол для рисования песком, мелкие игрушки, формочки и т.д.
  • Материалы для арт-терапии: краски, пластелин, глина, цветные карандаши и т.д.

Вопрос № 5. Какие программы можно использовать в работе с детьми?

Ответ: На полках в магазинах имеется множество программ, которые педагог-психолог может использовать в своей работе. Эти программы можно использовать, как в чистом виде, а можно корректировать под ту категорию детей с которыми вы работаете.

Вопрос № 6. Нужно писать одну рабочую программу или на каждый возраст должна быть своя программа?

Ответ: Оба варианта можно использовать. В случае написания одной общей рабочей программы вам необходимо будет расписать работу с детьми во всех возрастных группах. Структуру рабочей программы необходимо утвердить внутренним локальным актом дошкольного учреждения.

Вопрос № 7. Какие основные направления в работе педагога-психолога с детьми?

Ответ: Выбор направлений в работе с детьми педагог-психолог определяет самостоятельно исходя из запросов администрации, педагогов, родителей. Основными направления в работе с детьми могут быть:

  • психологическая подготовка к школе;
  • сопровождение детей в период адаптации к ДОУ;
  • оказание коррекционной помощи детям по запросам педагогов, администрации ДОУ и родителей (законных представителей);
  • оказание коррекционной помощи детям по результатам психологической диагностики.

Вопрос № 8. Какие методики лучше всего использовать?

Ответ: Каждый специалист определяет сам, какие методики он будет использовать в своей работе. Очень многое зависит от цели, которую он ставит перед собой. С примерным перечнем диагностического инструментария педагога-психолога можно познакомиться в статье: «Какой диагностический инструментарий использовать в работе?»

Вопрос № 9. Нужно ли проводить диагностику со всеми детьми детского сада?

Ответ: Проведение диагностики со всеми детьми детского сада не является обязательным. На мой взгляд, это отнимает большое количество времени. Более целесообразно проводить диагностику:

  • с детьми подготовительной группы, с целью выявления детей, имеющих низкий уровень познавательного развития и не сформированную школьную мотивацию для дальнейшего проведения коррекционно-развивающей работы;
  • с детьми средних групп с целью выявления детей с низким уровнем развития и дальнейшего направления их на ПМПК.

Остальную диагностику целесообразно проводить по запросам педагогов, администрации и родителей (законных представителей).

Вопрос № 10. Как правильно написать психологическое заключение?

Ответ: Написание психологического заключения является важным документом в работе психолога. В психологическом заключении необходимо отразить:

  • Общие данные о ребёнке: ФИО, дата рождения (возраст), посещаемая группа.
  • Используемые методики;
  • Цель обследования;
  • Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребёнка;
  • Характер деятельности ребёнка;
  • Результаты диагностики;
  • Выводы, сильные и слабые стороны ребёнка.
  • Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребёнка.

Не так давно на базе московских дошкольных учреждений появились вариативные
формы дошкольного образования. Одним из таких структурных подразделений является
Центр игровой поддержки ребенка, разработанный сотрудниками ЦПМСС “Лекотека”
совместно с кафедрой клинической психологии раннего детства МГППУ.

Концепция Центра игровой поддержки предполагает осуществление
психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие
детей в возрасте от 1 до 3 лет, на основе современных методов организации
игровой деятельности. Кроме того, данное структурное подразделение призвано,
если не решить полностью, то хотя бы наметить подходы к решению сразу нескольких
актуальных проблем в нашем социуме. Таких, как например, увеличение очередности
в дошкольные образовательные учреждения, сокращение объема игровой деятельности
детей в детских садах вследствие вытеснения ее учебной деятельностью,
несовершенство системы по сопровождению семьи и обучение родителей игровым
приемам в занятиях с детьми.

Для организации деятельности Центра, реализации его целей и основных задач в
штатное расписание структурного подразделения непременно должен быть включен
педагог-психолог
.

Отмечено, что сегодня не хватает систематизированного теоретического и
практического материала по работе педагога-психолога в Центре игровой поддержки.
Данная статья не претендует на исчерпывающее освещение поднятой темы и на полное
руководство по работе педагога-психолога в структурном подразделении. Наш обзор
призван помочь начинающим молодым специалистам грамотно выстроить начальные
этапы своей работы и наметить первые шаги на профессиональном поприще.

Подсказка первая.

“Начинать любую работу стоит со сбора информации”.

Это своего рода подготовительный этап работы, важность которого
невозможно переоценить. Не стоит жалеть времени на поиски необходимых данных, –
они пригодятся, вне всякого сомнения. Информация нужна разнообразная и лучше с
самого начала позаботиться о том, чтобы она была четко распределена и
классифицирована. В соответствии с основными направлениями профессиональной
деятельности, педагог-психолог создает свою базу данных, постоянно пополняя ее
новой информацией. Например, папка под названием “Нормативная документация
включает в себя нормативно-правовую базу (приказы, положения, приложения к
приказу, постановление СанПиН), нормативные документы, регламентирующие
деятельность психолога.

Блок “Мониторинг развития” содержит диагностический инструментарий
(диагностические методики Стребелевой Е.А., Смирновой Е.О., Печоры К.Л.,
Роньжиной А.С., скрининг RCDI, тесты и опросники для работы с родителями и
педагогами, стимульный материал для диагностического обследования, бланки
обследования, протоколы, показатели возрастных норм развития, методические
рекомендации).

Папка “Индивидуальный маршрут развития” включает в себя сетки и
шаблоны планов индивидуальной работы, программы индивидуальной работы, бланки и
листы индивидуальной работы, схемы внутреннего и внешнего образовательного
маршрута, конспекты индивидуальных сеансов.

В папке “Развивающая и коррекционная работа” хранятся картотеки игр и
упражнений, описания методов и методик развивающе-коррекционной работы, реестр
технологий и пособий.

Раздел “Работа с родителями” включает конспекты консультаций для
родителей, анкеты, бланки и опросники, рекомендации по результатам
психологической диагностики ребенка, подборки литературы по проблемам развития,
психологические тесты, информационные папки.

Раздел “Психопрофилактика и просвещение” содержит конспекты групповых
консультаций, раздаточные информационные листы, презентации и стендовую
информацию, повышающую психологическую компетентность участников педагогического
процесса.

Блок “Организационно-методическая работа” включает график и
циклограмму работы, перспективный план на год и календарные планы, программы
(основная для образовательного учреждения и дополнительные для Центра), список
детей на сопровождении, журнал учета проведенной работы, журнал групповой
работы, аналитический, статистический отчеты, перечень используемых
психологических методик, пакет документов на детей (психологическая карта
ребенка, анкета, регистрационный лист, анамнез, протоколы проведенного
обследования, заключения специалистов, индивидуально-ориентировочная программа),
портфолию и архив.

Папка “Документация специалиста” содержит документы, которые
заверяются руководителем образовательного учреждения: должностную инструкцию
педагога-психолога, график и циклограмму работы, копию годового плана работы
структурного подразделения, календарный план на месяц, аналитический и
статистический отчет, журнал учета проведенной работы, годовой план работы
педагога-психолога, списки детей, зачисленных на сопровождение структурного
подразделения.

Часть материала может быть в распечатанном виде, а другая в электронном, но
лучше, если у педагога-психолога она будет в наличии и в том и в другом
варианте. Информация собирается из литературы по психологии и педагогике, из
методической литературы и Интернет-ресурсов. Также существенную помощь могут
оказать Интернет-сообщества, ассоциации практикующих специалистов и форумы, где
можно получить краткую консультацию по вопросам содержания и организации
профессиональной деятельности.

Подсказка вторая.

“Документация педагога-психолога”.

Данный вид профессиональной деятельности также относится к
организационно-методической и аналитической деятельности. Он предполагает, что
специалист планирует свой рабочий день, определяет цели и задачи работы с
участниками педагогического процесса, определяет методы, приемы и формы их
достижения. А также, что педагог-психолог содержит в порядке (регулярно
заполняет, ведет) и по первому требованию представляет руководству рабочую
документацию. Так, соответствующая папка “Документы педагога-психолога” включает
в себя:

  1. должностные инструкции специалиста,
  2. график работы,
  3. циклограмму работы,
  4. перспективный план на год,
  5. план календарный (на месяц),
  6. программы (основная и дополнительные),
  7. список детей на сопровождении,
  8. журнал учета проведенной работы,
  9. журнал групповой работы,
  10. аналитический отчет за год,
  11. статистический отчет за год.

Пакет документов на детей содержит: психологическую карту ребенка, анкету,
регистрационный лист и анамнез, которые заполняет родитель, протоколы
проведенного обследования, выписка из медицинской карты, справка из поликлиники
(хранится у медсестры), договор с родителями, заключения специалистов (особенно
психоневролога, невролога), а также индивидуально-ориентировочную программу или
план работы с ребенком (Приложение 1).

Подсказка третья.

“Формы работы педагога-психолога с детьми”.

Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальные и
подгрупповые игровые сеансы. План индивидуальной работы представляет
собой составленный педагогом-психологом цикл развивающих сеансов, имеющий свою
динамику. Игры и упражнения предлагаются с усложнениями, если ребенок не
справляется или теряет интерес, задание упрощается. Каждое задание
сопровождается наглядным показом способа действия и речевой инструкцией,
максимально понятной для детей. Усложнения заданий, которое происходит с каждым
игровым сеансом, позволяет отследить динамику психического развития и учитывать
зону ближайшего развития ребенка. Кроме того, учитывается ведущая деятельность
ребенка и особенности взаимодействия ребенка и взрослого. Примерный алгоритм
игрового сеанса представлен в приложении (Приложение 2).
Индивидуальный игровой сеанс длится от 30 до 50 минут. Продолжительность зависит
от возраста ребенка, его психофизических особенностей и личностных
характеристик. Длительность цикла индивидуальных игровых развивающих сеансов
также может варьироваться от 6 сеансов до 12 игровых сеансов. При необходимости
количество встреч увеличивается или ребенок берется на повторный цикл
развивающих сеансов. Цикл сеансов сопровождается мониторингом детского развития.
Кроме того, сформированные навыки и умения обязательно должны закрепляться дома,
посредством специально организованных игровых сеансов самими родителями.

Групповая работа с детьми организовываемся из расчета 3–8 человек в
подгруппе. Продолжительность группового сеанса составляет 1 час с обязательными
перерывами между разными видами деятельности. Между разными видами деятельности
обязательно делается перерывы по 5–10 мин. для отдыха и свободной игры по
инициативе детей. Подробная схема группового игрового сеанса представлена в
приложении (Приложение 3).

Игровые сеансы в Центре игровой поддержки ребенка проводятся в течение
учебного года, то есть с сентября по май. Индивидуальные развивающие сеансы
проводятся 1 раз в неделю, подгрупповые 2–3 раза в неделю.

Подсказка четвертая.

“Рабочее место педагога-психолога – это кабинет”.

Организация и оформление кабинета психолога требует особого внимания
как со стороны самого специалиста, так и со стороны администрации. За
материальную сторону ответственна администрация учреждения, что оговаривается
при подписании договора о приеме педагога-психолога (как и других специалистов)
на работу. Тем не менее, реальная ситуация финансирования часто способствует
тому, что специалистам приходится заниматься самофинансированием. Такой вариант
наиболее распространен в практике дошкольных учреждений и требует, кроме всего,
временных и энергетических затрат работников. В таком случае считается
справедливым то, что при уходе на иное место работы или при оформлении отпуска
по уходу за ребенком, специалист забирает с собой все материалы, игровые
средства и пособия, приобретенные за его счет (чеки от покупок желательно
сохранять).

При организации кабинета необходимо исходить из реальных возможностей.
Оптимальным вариантом является наличие небольшого помещения, специально
отведенного под кабинет педагога-психолога. Цветовое решение должно быть мягким
(в голубых, зеленых, кремовых тонах). По возможности кабинет должен
располагаться в отдалении от медицинского и административного кабинетов, от
музыкального и физкультурного залов. Близость к первым двум может препятствовать
приходу и возникновению боязни, близость же к спортивному или музыкальному залу
повышает уровень шума в кабинете, что может негативно сказываться на
устойчивости внимания клиента. Основной принцип оформления помещения – ничего
лишнего [2].

Оборудование кабинета практического психолога определяется задачами и целями
психологической деятельности. Первая профессиональная зона – пространство
взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для
предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей,
двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой
деятельности. Вторая профессиональная зона – пространство взаимодействий
с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги) [1]. Третья профессиональная зона
обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей
деятельности психолога.

Подсказка пятая.

“Адаптация специалиста”.

При поступлении молодого специалиста на работу необходимо обговорить с
администрацией временные рамки адаптационного периода. Обычно он
составляет 2–3 месяца. Это время предназначено для первичного поверхностного
“погружения” специалиста в проблематику взаимоотношений в коллективе,
налаживания контактов, знакомства с детьми и родителями, анализа запросов,
изучения деятельности предшественника (если таковой был).

Каждый психолог, приходя в новый коллектив, сталкивается с рядом типичных для
большинства его коллег проблем:

  1. Дезорганизующее чувство беспомощности. Выход: дать себе право на первые
    ошибки и, для начала, взяться за то, что получается лучше всего (заняться
    оснащением кабинета, сбором информации, провести диагностическое
    обследование развития детей в соответствии с планом);
  2. Вхождение в педагогический коллектив. Выход: первое время лучше занимать
    нейтрально-доброжелательную позицию, постараться не попасть под влияние
    группировки или отдельного коллеги.
  3. Проблема “личностного” взросления. Выход: профессиональная склонность к
    рефлексии способствует тому, что психолог начинает явственно видеть и
    чувствовать изменения в собственном мировоззрении, взглядах на жизнь. Это не
    всегда его радует, но это неизбежно и, как правило, позитивно. Надо просто
    быть к этому готовым.
  4. Проблема налаживания контактов с детьми и родителями. Выход: не стоит
    ждать, когда родители начнут обращаться за психологической помощью, – как
    правило, этого не происходит, особенно если психолог молод и совсем недавно
    пришел в учреждение. Психолог сам должен позаботиться о своем
    профессиональном росте: вывесить стендовую информацию о себе,
    заинтересовывать новой информацией психологического плана, касающейся
    проблем в развитии детей.
  5. Полное “погружение” в работу в ущерб личному времени. Выход: часто
    молодые специалисты бросаются в работу, отдавая ей все силы и время. Такое
    рвение приятно администрации (и оно быстро к нему привыкает), но опасно для
    специалиста перегрузками и стрессами. Важно стараться следить за нарушением
    баланса между работой и личной жизнью.
  6. Критическое отношение к возрасту (наличию опыта) психолога со стороны
    педагогов и родителей. Выход: свое нежелание обращаться за помощью к
    психологу некоторые педагоги и родители мотивируют его молодостью и
    неопытностью. В этом случае лучший помощник – чувство юмора, ведь на такой
    аргумент можно оригинально ответить: “А у нас, психологов, профессиональная
    обязанность выглядеть молодо!” [2].

Кроме того, многое зависит от того, какую позицию занимает психолог в
коллективе: “При руководителе”, “Самый умный”, “Сам по себе”, “Один из нас”,
“Палочка-выручалочка”. Лучший вариант – придерживаться
нейтрально-доброжелательной позиции, постараться не попасть под влияние
группировки или отдельного коллеги и отслеживать, когда происходит
соскальзывание в какую-либо из вышеперечисленных позиций. Неоценимую помощь
здесь может оказать независимый коллега-психолог, имеющий опыт работы и
согласившийся выполнять роль временного супервизора, а также обсуждение сложных
ситуаций со знакомыми практикующими психологами.

Подсказка шестая.

“Начинаем общение с родителями детей”.

Большую часть своего практического рабочего времени педагог-психолог проводит
в системе “тройственного союза” – “Мать – Дитя – Специалист”. Поэтому особого
внимания заслуживает проблема самопрезентации начинающего
специалиста родителям детей, зачисленных на сопровождение структурного
подразделения. Конечно, наилучший вариант – это когда нового специалиста
представит кто-нибудь из педагогического коллектива, если же такой возможности
нет, педагог-психолог представляется сам. Самопрезентация не должна быть слишком
долгой, достаточно назвать свое имя, напомнить занимаемую должность, кратко
перечислить основные направления работы, проинформировать о времени, когда можно
обраться за консультацией. Специалист должен сам позаботиться о своем
профессиональном росте и востребованности: вывесить стендовую информацию о себе,
расклеить приглашения для родителей с указанием консультативных часов,
заинтересовывать новой информацией психологического плана, касающейся проблем в
развитии детей, повесить объявления о проведенном диагностическом обследовании
детей и о возможности узнать его результаты в часы приема. Стендовая информация,
например, может быть такого содержания: “Уважаемые родители!

В Центре игровой поддержки ребенка “Солнышко” работает педагог-психолог
Иванова Елена Владимировна. Специалист проводит развивающие игровые сеансы и
психологические консультации по вопросам детского развития. Обратиться к
специалисту можно в приемные часы
…”

Далее следует указать удобное для приема время и номер кабинета. Еще один
важный момент – это общение с родителями. Педагог-психолог может и сам выступать
инициатором бесед, коротких диалогов, а в последствии, приглашать уже
заинтересовавшихся родителей для более обстоятельного разговора по поднятой
теме.

Также можно привлечь внимания родителей к своей профессиональной деятельности
проведением лекториев, семинаров или групповых консультаций. Необходимо заранее
оповестить родителей и педагогов о том, что вами запланирована лекция, а также
разместить объявления такого рода: “Дорогие родители! Педагог-психолог
ЦИПР Иванова Елена Владимировна проводит лекции и семинары по наиболее
актуальным вопросам развития детей раннего возраста. Мы будем рады видеть Вас на
наших семинарах!”


Подсказка седьмая.

“Какие игрушки выбирать для игровых сеансов?”

Теперь обратим внимание на необходимый набор игровых средств
для работы с детьми, и на то, какими они должны быть. По мнению многих
специалистов, материал для изготовления игровых средств имеет огромное значение.
Дети многое познают с помощью осязания и тактильных ощущений. Поэтому игровые
средства должны быть хорошего качества, естественных цветов и нести в себе
развивающий потенциал. Перечислим развивающие свойства, которыми должны обладать
игровые средства:

  • делимость – свойство, которое позволяет сформулировать на основе игрушек
    достаточно большое количество игровых упражнений и заданий;
  • ступенчатость – свойство, которое дает возможность создать на основе
    этих заданий “лесенку развития”, выстраивая задания в порядке возрастания их
    сложности;
  • интерактивность – свойство, которое препятствует неправильным действиям
    ребенка, показывая ему сделанные при выполнении задания ошибки;
  • открытость – свойство, стимулирующее творческую активность, побуждает
    придумывать все новые и новые способы применения игрушки.

Вот примерный набор игровых средств, который чаще всего используются
нами в работе и которые мы рекомендуем включать в домашние занятия с детьми:

  • народные игрушки (матрешки, бирюльки, свистульки, дымковская,
    каргопольская и филимоновская игрушка);
  • деревянные развивающие игрушки (пирамидки, вкладыши, шнуровки, наборы
    овощей, пазлы, доски Сегена, рамки, шкатулки, сортеры, конструкторы, волчки,
    дидактический счетный материал в виде фигурок и т.д.);
  • природные материалы (шишки, разнообразные орехи, скорлупа, каштаны,
    желуди, семена, ракушки, перья, песок, камни, вода, крупы, засушенные листья
    и т.д.);
  • бытовые предметы (вата хлопковая, лоскутки тканей, пуговицы, бусины,
    шкатулки и баночки);
  • пальчиковые бассейны (с различными наполнителями);
  • куклы и семьи животных (крупные и мелкие фигурки);
  • игровые модули для сюжетно-ролевых игр (кухня, набор для игры в доктора,
    повара, парикмахера и т.д.).

Комплект материалов по изобразительной деятельности на каждого ребенка
включает в себя: альбом или папку белой бумаги (формата А4); цветной картон
(набор); двустороннюю цветную бумагу; клей-карандаш и клей ПВА; простой
карандаш; набор гуашевой краски (основные цвета); набор мягкого или воскового
пластилина (мягкость – главное требование); ватные шарики или диски; ватные
палочки; тонкую кисть с мягким ворсом и толстую кисть с жестким ворсом. Кроме
того, необходимо также иметь комплекты развивающих пособий для работы с детьми
раннего возраста и настольно-печатные игры.

В заключение перечислим еще некоторые важные моменты, которые тоже необходимо
учесть начинающему специалисту в своей работе. Чтобы избежать рутины в ведении
текущей документации, лучше заполнять журналы в конце каждого рабочего дня. В
конце месяца останется только проанализировать эффективность работы. Это
существенно сэкономит затраты сил и времени при написании статистического и
аналитического годового отчета. Педагогу-психологу, кроме того, стоит
присутствовать на игровых сеансах других специалистов Центра. В начале учебного
года это позволит провести следящую диагностику развития детей, протекания
адаптации, а также отследить динамику развития детей в течении всего учебного
года. Составление конспектов игровых сеансов позволяют составить индивидуальный
план или программу развивающей работы с детьми, учитывая возрастные и
индивидуальные особенности. Это также существенно сэкономит силы и время, а при
составлении индивидуального плана останется подобрать подходящие и
соответствующие целям, конспекты. Алгоритм составления такого конспекта приведен
в приложении (Приложение 4).

Подводя итог, скажем еще несколько слов о личности и качествах
педагога-психолога
в Центре игровой поддержки. Работа с детьми раннего
возраста, как никакая другая область педагогики и психологии, требует от
человека достаточно развитого уровня рефлексии, эмпатии, безоценочного принятия
как ребенка, так и его родителей, готовности к непринужденному и
непосредственному общению с ребенком, его самовыражениям и самопроявлениям,
эмоциональности и открытости. И, не менее важное, – способности искренне и
по-детски удивляться этому миру и маленьким людям в нем.

Литература:

  1. Берчатова Э.В. Организационная модель деятельности
    педагога-психолога в ДОУ [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников
    образования – режим доступа:
    http://nsportal.ru (дата
    обращения: 06.02. 2012).
  2. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д:
    Феникс, 2007.
  3. Барсукова О.В. Подсказки начинающему педагогу-психологу в Центре
    игровой поддержки ребенка // Педагогическое мастерство: материалы междунар.
    заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.

Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.

Кто такой педагог-психолог?

Наш педагог-психолог Кузьминич Маргарита Михайловна является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает педагог-психолог — он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.

Трудится педагог-психолог в трех направлениях:

  • Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
  • Работа с законными представителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
  • Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.

Функции педагога-психолога

Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют педагоги-психологи в детских садах. Они следующие:

  • адаптивная;
  • диагностическая;
  • педагогическая;
  • консультационная;
  • аналитическая;
  • проблемная.

Адаптивная

Педагог-психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными.

Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом.

Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.

Диагностическая

В рамках этой функции педагог-психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).

Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, педагог-психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:

  • логопедические проблемы;
  • привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
  • задержка в развитии;
  • расстройства поведения;
  • прочие проблемы.

С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.

Педагогическая

Педагог-психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:

  • разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
  • составляют график развивающих игр;
  • проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
  • разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
  • проводят обучающую работу с персоналом;
  • беседуют с родителями деток;
  • разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).

Консультационная

Педагог-психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:

  • личный (беседа с каждым ребенком);
  • общий (работа с детским коллективом);
  • личный (беседа с каждым родителем);
  • общий (с группой родителей);
  • личный (с ребенком и его родителями);
  • общий (с родителями и воспитателями);
  • общий (с воспитателями и детьми).

В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Педагог-психолог может консультировать по таким вопросам:

  • Как помочь ребенку адаптироваться?
  • Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем?
  • Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций.
  • Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем.
  • Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций.
  • Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах.
  • Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях.
  • Многое другое.

Вся консультационная работа педагога-психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.

Аналитическая

В рамках аналитической работы педагог-психолог:

  • анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы;
  • составляет отчеты в вышестоящие организации;
  • выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством;
  • ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме;
  • подает отчеты, предусмотренные законодательно.

Проблемная

Педагог-психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:

  • выявление проблем у деток;
  • анализ проблем и принятие решения — требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
  • помощь в решении конфликтных ситуаций;
  • работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
  • ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.

Как правило, для педагога-психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.

Чего педагог-психолог не имеет права делать

Функции педагога-психолога не распространяются на:

  • Постановку диагноза детям.
  • Проведение специфического лечения либо его назначение.
  • Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
  • Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
  • Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.

Советы педагога-психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.

Поэтому педагог-психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Псилобальзам для детей с какого возраста инструкция
  • Псилобальзам для детей инструкция цена
  • Псиллиум капсулы инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Псиллиум инструкция по применению цена отзывы для чего он помогает взрослым
  • Псиллиум инструкция по применению цена отзывы для чего он нужен