Индивидуальность ребёнка во многом определяется пластичность психики малыша, то есть неодинаковостью развития у детей психики. Изучением этих особенностей и коррекцией возможных нарушений в детском саду занимается педагог-психолог. Иными словами, суть его работы заключается в создании условий для комфортного проживания ребёнком периода дошкольного детства с учётом индивидуальных особенностей развития малыша. Рассмотрим методику подготовки и проведения психологических занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Суть деятельности психолога в ДОУ
Педагог-детский психолог — это специалист узкого профиля, который занимается с ребятами, не имеющими (!) отклонений в сфере психики, с целью совершенствования их психологических функций. Психолог не ставит диагноз по результатам своей деятельности, он только составляет условный прогноз развития малыша, а также в случае необходимости рекомендует пройти консультацию у психиатра, логопеда или невролога.
Педагог-психолог работает со здоровыми детьми, отслеживая гармоничность их психического развития
Несколько слов о терминологии
Деятельность педагога-психолога затрагивает несколько понятий психологии, из которых наиболее значимыми в контексте работы с детьми являются психологические функции. Это организованные психофизиологические процессы, к которым относятся
- память;
- мышление;
- речь;
- воображение;
- восприятие.
Цели и задачи занятий по психологии в детском саду
Миссия занятий по психологии сводится к следующим позициям:
- развивать психологические функции малышей;
- способствовать созданию положительного микроклимата в группе (в том числе и определить характер взаимоотношений ребёнка с воспитателями, сверстниками, а также помочь детям первой младшей группы адаптироваться к новым условиям и помочь ребятам подготовительной группы настроиться на новый этап жизни — обучение в школе);
- оценить психологические качества малышей (морально-этические установки, характер устанавливаемых взаимоотношений с окружающими, притязания, стереотипы, мировоззрение);
- диагностировать уровень интеллектуального развития детей;
- заниматься психологическим просвещением семей воспитанников (через беседы, проведение семинаров, дискуссий, организацию совместных с детьми проектов или участие в открытых занятиях).
Задачи проведения в детском саду занятий с психологом варьируются в зависимости от возраста подопечных.
Педагог-психолог диагностирует разные уровни развития малышей, в том числе и интеллектуальный
Таблица: задачи проведения занятий по психологии с детьми разного возраста
Возрастная группа | Задачи |
Младшие (первая и вторая) |
|
Средняя |
|
Старшая |
|
Подготовительная |
|
Формы психологических занятий в ДОУ
В практике работы детских садов в зависимости от принципа классификации, положенного в основу, проводится целый ряд форм занятий по психологии.
Форма занятия выбирается педагогом под тему и проблему, которая, возможно, есть в коллективе детей
Таблица: классификация форм занятий по психологии
Принцип классификации | Вид занятия (его суть) | Примеры |
По количеству участников | Групповое (направлено на воспитание чувства коллектива, а также обогащение опыта общения) | Задания в основном носят групповую форму. Так, в начале рассмотрения темы «Давайте жить дружно» дети подготовительной группы вместе поют песенку «Настоящий друг». |
Индивидуальное (направлено на коррекцию поведенческой линии) | Тема «Почему я дерусь» для воспитанников средней (реже второй младшей) возрастной группы организуется в форме беседы психолога и малыша в присутствии воспитателя. Беседу можно выстраивать от лица сказочного персонажа, который рассказывает от первого лица ситуацию, сложившуюся в отношениях малыша со сверстниками. | |
Совместное для детей и родителей | В старшей группе урок на тему «Как мы преодолеваем конфликты дома» уместно организовать с обеими сторонами потенциальных инициаторов конфликта. Занятие построено на решении проблемных ситуаций (к примеру, малыш разбил дорогую для мамы вазу или ребёнок страдает оттого, что в разговоре взрослые его всегда перебивают, не дают договорить до конца) в форме сюжетно-ролевой игры «Семья». | |
По направлению образовательного процесса | Познавательное (направлено на расширение представлений о том или ином объекте или явлении) | В старшей группе занятие «Геометрические фигуры» построено на упражнениях, развивающих психологические функции. Например, задание «Геометрический квартал», цель которого развивать логическое мышление. Дети рассматривают дома страны Геометрии и отвечают на вопросы («Какая геометрическая фигура в каком домике живёт?», «У кого самый высокий/низкий дом?» и пр.). |
Развивающее (может быть направлено на развитие эмоциональной сферы или коррекцию того или иного потенциального отклонения) | На занятии «Радуга эмоций» во второй младшей группе дети выполняют блок упражнений психогимнастики. Например, игра- упражнение «Повернись, повернись и улыбнись»: дети показывают мимикой и жестами хорошее настроение и плохое, а затем комментируют, когда у них может быть то одно, то другое. |
|
По методике проведения | По О.В. Хухлаевой, автору программы «Тропинка к своему я». Методика направлена на создание условий для повышения уровня психологической сопротивляемости негативным факторам окружающей среды. | Тема «Мои чувства. Радость» в старшей группе. Педагог рассказывает о том, что такое радость, малыши, закрыв глаза под музыку, представляют себе образ радости и рисуют её цветными карандашами. |
Это интересно. Как правило, занятия по психологии носят характер комплексных, то есть сочетающих в себе элементы всех описанных выше видов. Например, на занятии в старшей группе по теме «Три поросёнка», призванного развивать сферу эмоций малышей, педагог предлагает воспитанникам такие задания: передать улыбку друг другу по кругу (элемент развивающего урока), всем вместе построить домик для поросёнка из деталей конструктора (элемент группового), собрать «Цветик-семицветик» из смайликов, то есть учиться задавать эмоциональный тон деятельности (элемент методики О.А. Хухлаевой). Таким образом, это комплексное занятие помогает малышам учиться узнавать и передавать эмоциональные состояния (радость, озадаченность) в мимике, тренировать навык вербализации эмоций, способствует сплочению группы.
Видео: фрагмент индивидуального занятия с психологом
Приёмы на занятиях по психологии
Педагог-психолог, реализуя цели и задачи своей области деятельности, в работе использует группы приёмов, которым пользуются все педагогические работники детского сада. А точнее:
- наглядными для упорядочивания и реализации чувственного восприятия объектов окружающего мира, а также с целью мотивировать малышей на работу;
- речевыми для упорядочивания и осуществления мыслительной деятельности малышей;
- практическими для упорядочивания и реализации практической активности ребят;
- игровыми в качестве основной формы взаимодействия с детьми.
Рассмотрим набор приёмов для каждой из этих групп.
Наглядные приёмы
Поскольку зрительный канал восприятия у дошкольников является самым информативным, пренебрегать обеспечением достаточного уровня наглядности на занятиях, а также рекомендациями по оформлению кабинета психолога и соответствующей зоны предметно-развивающей среды педагогу нельзя.
Картинки, игрушки
Иллюстрации по разным темам, стенгазеты и плакаты (для старших дошкольников, родителей) – всё это помогает детям легче воспринять и лучше запомнить материал занятия. Например, систематизируя с детьми старшей группы знания эмоций, на уроке обязательно должен быть плакат с изображением основных переживаний: радости, грусти, волнения и пр. А также, если нет подходящих игрушек, в виде картинок к детям могут приходить персонажи-гости.
Что касается игрушек, то в кабинете психолога должна быть одна постоянная игрушка, хорошо знакомая детям, которая презентовала бы тот или иной проблемный вопрос, то есть мотивировала бы малышей на работу. К примеру, Петрушка может стать «героем» занятий в младшей группе, который:
- скучает по маме и отказывается кушать;
- не хочет делиться игрушками;
- кусается (щипается, толкается и т. д.).
На психологических занятиях картинки также широко используются, как и на уроках другой образовательной направленности
Демонстрация
Суть этого приёма заключается в том, что психолог личным примером показывает тот или иной вид работы на занятии. Это могут быть элементы психогимнастики, к примеру, в задании «Повернись, повернись и улыбнись» педагог показывает, как нужно поворачиваться, кому улыбаться и пр. Или порядок выполнения задания игры. Например, как находить пары из картинок, на одной из которых ситуация — мальчик забирает игрушку у товарища, а на другой её следствие — тот, у кого отняли, плачет. После этого взрослый комментирует порядок описания получившегося цельного сюжета.
Использование ИКТ
В контексте наглядности речь идёт о приёме показа: психолог организует для детей просмотр видеороликов или мультимедийных презентаций по теме. Так, для ребят 2–6 лет упражнение на развитие интуиции, чувственного восприятия, мышления можно представить в виде слайдов. В работе по развитию памяти с ребятами 3–6 лет игры и упражнения также могут быть оформлены в презентацию.
Например, обсуждая с малышами старшего дошкольного возраста вопрос о важности уступать друг другу, педагог предлагает посмотреть забавный ролик: животные, движущиеся навстречу друг другу, решают вопрос, как пройти узкий мост. После просмотра дети с помощью взрослого формулируют вывод о важности вовремя уступить, найти решение, которое устроит всех.
Видео: мультфильм о том, как важно уступать друг другу
Организация психологической зоны в группе
Педагогу-психологу, как правило, выделяется отдельный кабинет в детском саду. Однако зачастую это помещение небольших размеров, поэтому пригодно только для проведения индивидуальных занятий. И основная работа проводится в помещении групп, поэтому одна из зон предметно-развивающей среды организуется под работу психолога, где оборудование и материалы группируются под направления работы с психологом.
Таблица: наполнение уголка психологии в группе
Направление работы | Наполнение уголка |
Диагностика |
|
Групповые и индивидуальные занятия |
|
Работа с родителями |
|
Важные нюансы оформления кабинета психолога
Помещение, в котором предполагается работа с тонкой психикой малышей, требует соблюдения определённых правил оформления:
- для оформления стен лучше выбирать один или два варианта из трёх возможных цветовых решений (жёлтый, настраивающий на контакт с психологом, освежающий зелёный или светло-зелёный — успокаивающий);
- в комнате должен быть стол и стулья, а также мягкие 2–3 кресла для детей;
- в помещение стоит сделать одну акцентную деталь, например, фальш-окно с изображением волшебного леса с несколькими расходящимися в разные стороны дорогами — дети смогут придумывать свои маршруты по этим тропинкам, развивая фантазию и воображение, проникаясь занятиями;
- в кабинете (а лучше на двери снаружи) можно разместить почтовый ящик, куда свои вопросы и пожелания могли бы отправлять родители и педагоги.
Видео: оформление кабинета педагога-психолога
Речевые приёмы
Развитие речи у малышей напрямую связано с совершенствованием психологических функций. Поэтому слово выполняет только задачу передачи информации детям, но и выступает в качестве инструмента воздействия на ребёнка с целью формирования у него богатого словарного запаса, воспитания культуры общения.
Объяснение
Это приём на занятиях по психологии сводится в основном к тому, что педагог разъясняет суть упражнения или порядок игровых действий. Так, например, в средней группе на занятии «Подарок для Ёжика» психолог предлагает малышам сыграть в игру, развивающую координацию, внимание, воображение и восприятие, «Дикие и домашние животные». Объяснение условий можно сформулировать так: «Ребята, давайте поставим стулья так, чтобы они образовали круг. Теперь занимаем свои места. Я буду показывать вам картинки с животными, а вы, увидев домашнюю зверушку, должны будете похлопать руками по коленям. Если же я показываю дикого зверя, то вам нужно потопать ногами».
Объяснение является важным приёмом в работе педагога-психолога
Стихотворения
Стихотворения на занятиях по психологии обычно используются в качестве ритуала приветствия, то есть для мотивации малышей. Например, во второй младшей группе на уроке, посвящённом изучению многообразия эмоций, педагог вводит малышей в тему стихотворением о короле Боровике:
- Шёл король Боровик Через лес напрямик Он грозил кулаком И стучал каблуком. Был король Боровик не в духе: Короля покусали мухи.
После того как малыши прослушали рифмовку, педагог задаёт вопрос о настроении, в котором пребывал король, и, выслушав, ответы детей, предлагает проиллюстрировать действия Боровика по тексту стихотворения. Увидев много «сердитых Боровиков», психолог берёт волшебную палочку и приглашает ребят присоединиться к созданию хорошего настроения у всех присутствующих. Таким образом, дошкольники оказываются включёнными в сюжет занятия, а значит, в разработку темы.
Это интересно. Отдельное место в методической копилке педагога-психолога отводится шуточным стихам-мирилкам, ценность которых в том, что они позволяют, с одной стороны, мгновенно включиться в решение проблемы, то есть помирить ссорящихся, а с другой, мотивировать остальных малышей на работу (если предполагается групповая форма деятельности). Вот один из примеров «мирилки»: Я мирюсь, мирюсь, мирюсь, И я больше не дерусь. Ну а если подерусь,- В грязной луже окажусь! Картотеку коротких стихотворений для примирения малышей можно найти здесь.
Стихотворения благоприятно влияют на развитие речи, тренируют память
Загадки
Загадки на психологических занятиях обычно используются для игр. Например, в старшей группе на уроке по теме «Космос» ребята узнают, что космические тела могут быть разных форм и размеров. В этой связи педагог предлагает повторить, что такое форма, и сосредотачивается на рассмотрении геометрических фигур, повторение которых организуется в форме загадок:
- «Три вершины тут видны, Три угла, три стороны. Ну, пожалуй, и довольно! – Что ты видишь? — …» (треугольник);
- «Эта форма у клубка, У планеты, колобка. Но сложи её немножко, И получится лепёшка!» (овал);
- «Эта странная фигура, Ну, совсем миниатюра! И на маленький листочек Мы поставим сотни …!» (точек).
Беседы
Диалогическая форма приёма позволяет обсуждать тот или иной вопрос по теме, учиться соглашаться или не соглашаться с чужой точкой зрения, осваивать навык продуктивного общения, то есть выстаивать свои высказывания логично и чётко, а также давать возможность товарищу или педагогу донести своё мнение. Примеры бесед по психологии со старшими дошколятам можно найти здесь.
Беседа может использоваться и в работе с родителями. В этом случае психологу пригодится картотека тезисов, на основании которых можно создать композицию разговора.
Это интересно. В методике проведения занятий разных учебно-воспитательных направлений беседы по психологии как отдельный жанр могут не оговариваться, они включаются в перечень картотек познавательных и этических разговоров во всех группах.
Беседы приучают малышей культурно вести диалог
Чтение и обсуждение прочитанного
Чтение может быть формой индивидуальной работы: ребёнок зачитывает отрывок, который ему показал педагог. Либо же групповой, когда дети самостоятельно ищут информацию в тексте по заданию взрослого.
Сказки
Сказкотерапия — это отдельное направление психологии, воздействующее на психику малыша с целью коррекции проблем личностного развития. Например, сказки для борьбы со страхами, с жадностью и пр. Интересные примеры историй на разные темы представлены в картотеке сказок для малышей.
Практические приёмы
Задания такого вида являются очень продуктивными способами достижения целей и решения задач по психологии. К практическим приёмам относятся:
- рисунки (в двух вариантах — как средство выполнения задания, например, при проведении индивидуального рисуночного тестирования, и как способ отобразить суть занятия, например, нарисовать героя занятия, к примеру, Волка, Медведя, мальчика Петю, девочку Машу и др.);
- аппликации, поделки (применяются тогда, когда тема занятия довольно обширна, а выполнение рисунка как раз таки также способствует развитию воображения, выделение ключевой для конкретного занятия темы и пр.);
- проекты (в виде стенгазет, буклетов и пр.), посвящённые конкретизации проблемы какой-либо темы, например, «Герои сказок, которые в начале были злые, а потом подобрели» при рассмотрении вопроса о добре и зле.
На психологических занятиях практические приёмы используются в групповых формах работы
Арт-терапия
Потенциально эффективным практическим приёмом, объединяющим творчество и игру, является арт-терапия (лат. art — искусство, греч. therapeia — лечение). Этот приём ещё называют лечение творчеством: арт-терапия знакомит с миром вокруг, помогает решить целый ряд проблем психологического характера (борется с агрессией, страхами, упрямством, помогает преодолеть кризисные ситуации). Цель приёма — гармонизировать способы самовыражения и самопознания личности при помощи создания оригинальных художественных образов и благодаря этому осознания своей неповторимости.
Таблица: техники арт-терапии
Техника | Суть |
Марания | Дети создают изображения (вход в пещеру, басен для дракона и пр.) красками, используя подручные материалы, в том числе ладони, пальцы, то есть в образной форме забывает о запретах и табу. |
Штриховка | Нанесение хаотичных линий карандашами или мелками и чтение случайно созданных образов. Важность техники заключается в том, что каждый малыш действует в своём темпе, а такой природный психофизиологический ритм тонизирует и настраивает малыша на деятельность. |
Кляксография | Среди нескольких видов этой техники малышам особенно нравится получать оттиск при помощи нитки. Нитку окунаем в краску, кладём между двух половинок сложенного листа, оставив свободный кончик, прижимаем и вытягиваем нитку. Создание таких образов развивает фантазию ребят, к тому же полученный результат — это своего рода сюрпризный момент. |
Рисование на мокрой бумаге | Лист смачивается водой, а затем хаотично наносятся мазки краски. Наблюдение за растекающимися красками дарит детям положительные эмоции. |
Рисование пластилином | Выкладывание изображений по контуру пластилином. Эта техника довольно сложная, но особенно эффективной она оказывается в работе с гиперактивными детьми. |
Рисование пальцами | Помогает пережить необычные тактильные ощущения (обмакивание пальца в густую краску, нанесение её на лист), развивает фантазию и расширяют образ своего я. |
Фотогалерея: примеры рисунков в разных техниках арт-терапии
Игровые приёмы
Игры являются мощным педагогическим приёмом решения поставленных задач в работе с детьми. Психолог использует этот способ взаимодействия с воспитанниками детского сада в нескольких видах:
- для снятия эмоционального напряжения (например, игра «Обзывалки», в которой малыши передают друг другу мяч и придумывают необидные прозвища – «А ты огурец!», «А ты арбуз!», заканчивается игра кругом словами «А ты моя радость!»);
- шутки-минутки или физкультпаузы (педагог разъясняет суть задания, дети выполняют движения под текст рифмовки);
- для проживания эмоциональных состояний (в игре «Дожди» дети средней группы, собравшись в круг, по заданию психолога имитируют разные вида дождя — летний моросящий, ливень, с грозой, с ветром и т. д.);
- для формирования навыка общаться без конфликтов (в игре «Дракон кусает свой хвост» малыши становятся друг за другом, первый — это голова, последний — хвост, первый старается схватить последнего, а задача остальных не расцепиться при этом);
- для обучения действенным способам общения (в игре «Как нужно попросить игрушку» малыши работают в парах — один держит игрушку и отдаёт ей только тогда, когда действительно хочет это сделать, а второй подбирает такие слова, чтобы обладатель игрушки как можно скорее согласился с ней расстаться);
- игры для социального признания (в игре «Король» каждый малыш на 3–4 минуты становится королём, чьи приказы, кроме обидных или унизительных, все остальные участники должны выполнить, после завершения круга педагог беседует с участниками о том, понравилось ли им быть королями и почему);
- для снятия конфликтности (дети предлагают свои варианты способов примирения сказочных персонажей);
- для развития чувственной сферы (в игре «Рассказы по фотографиям» дети описывают, какие чувства испытывают изображённые на фото люди, высказывают предположения относительно причин именно таких проявлений);
- для нейтрализации агрессивности (в игре «Шарик» дети становятся в круг и имитируют надувание шарика, следят за тем, как он «увеличивается», затем малыши, поворачиваясь влево, вправо, показывают свои «шарики» друг другу);
- игры с гиперактивными малышами (игра «Говори» предполагает, что малыш будет отвечать на разные вопросы, но только после команды педагога «Говори!», взрослый же специально делает паузы разной продолжительности между заданием и командой к ответу).
В публикации педагога Метелевой О.В. можно найти обширную подборку по каждому виду игр.
В песочнице дети практикуются в ведении диалога
Методика организации занятия по психологии
Как и урок любого образовательного направления, занятие по психологии организуется на основании документации, в которой описаны принципы и требования к способам реализации целей и задач работы психолога в ДОУ. И, прежде всего, это рабочая программа, опирающаяся на образовательную программу детского сада и на рекомендации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), а также целый ряд нормативных документов.
Как составить рабочую программу по психологии
Психолог работает со всеми детьми ДОУ, поэтому программа разрабатывается для проведения занятий сразу с ребятами младшей, средней, старшей и подготовительной групп.
В целевом разделе программы рассматривается:
- миссия реализации программы;
- принципы составления программы;
- психолого-педагогические особенности детей разного дошкольного возраста;
- панируемые результаты деятельности психолога.
Для каждой возрастной группы в рабочей программе указывается:
- результаты психологической диагностики по образовательным областям («Познание», «Физическое развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие») с указанием диагностируемых параметров, названием методики и перечня методических источников для её проведения;
- какая развивающая работа и психологическая коррекция по разным образовательным областям планируются;
- календарно-тематический план работы (занятия по психологии проводятся 1 раз в неделю, начиная с первой младшей группы).
Пример составления рабочей программы по психологии, а также образцы составления календарно-тематических планов представлены в публикации педагога-психолога Долговой С.Г.
Календарно-тематический план помогает структурировать работу по отдельным темам, а также подбирать под сиюминутное значение
Временной план занятия по психологии
Поскольку формально занятие по психологии не отличается от уроков по другим образовательным областям, то и хронометраж будет единым.
Таблица: хронометраж занятия с психологом в детском саду
Этап занятия (содержание) | Хронометраж (минуты) | |||
Младшая группа | Средняя | Старшая | Подготовительная | |
Вводный (введение в тему) | 2 | 3 | 2 | 3 |
Основной (разработка темы, физкультпауза или шутка-минутка) | 11 | 15 | 20 | 23 |
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия). | 2 | 2 | 3 | 4 |
Итог | 15 | 20 | 25 | 30 |
Таблица: Аноприкова Г., конспект занятия по психологии в первой младшей группе (фрагменты)
Этап | Суть |
Вводный | Приветствие «Руки вверх мы поднимаем» Руки вверх мы поднимаем, А потом их опускаем. А потом их разведём И к себе скорей прижмём. Хлоп раз, ещё раз, Мы похлопаем сейчас. А теперь скорей, скорей Топай, топай веселей!..> |
Основной | <… Психолог показывает детям большой красный мяч и маленький синий мяч. Дети рассматривают мячи. Задаются вопросы детям:
|
Психолог предлагает детям встать в круг, взяться за руки и изобразить сначала большой, а потом маленький мяч. Дети выполняют задание. |
|
Психолог: — Ребята, мячи хотят с вами поиграть. Игра «По мячу ладошкой бьём» По мячу ладошкой бьём Дружно, весело вдвоём Мячик-мячик, мой дружок Звонкий, звонкий, звонкий бок. По мячу ладошкой бьём Дружно, весело вдвоём. Ребёнок стоит перед взрослым. Напевая песенку, помогаем ритмично «бить ладошкой» по мячику. |
|
Психолог предлагает детям отдохнуть после игры. Дети ложатся на ковёр, и закрывают глаза. Включается спокойная музыка. Психолог говорит: — Мячики отдыхают, а по комнате летает ветерок и дотрагивается до них. Психолог: — Волшебной палочкой дотрагивается ребёнку до ручки, до животика, до ножки и т. п. Открыв глаза, дети должны показать и назвать части тела, до которых дотрагивалась волшебная палочка. |
|
Психолог предлагает детям нарисовать мячики в воздухе. Дети вслед за психологом рисуют в воздухе спираль попеременно правой и левой рукой, а затем на ладошке указательным пальцем. |
|
Психолог: — Ребята, посмотрите у меня в руках мешочек, там лежат мячики. Вы должны, не заглядывая в мешочек, найти мяч, который я назову. Психолог вызывает по очереди и даёт задание: «Достань больной мяч», «Достнь маленький мяч». |
|
Психолог раздаёт листы бумаги с нарисованными красными и синими мячами и карандаши. И предлагает закрасить те мячики, что оказались незакрашенными, красным и синим цветом. | |
Заключительный | В конце занятия дети вспоминают, какие игры проводились на занятии, и говорят, что им больше всего понравилось. Психолог хвалит детей за работу и прощается со всеми детьми до следующего занятия. — До свидания. |
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-pervoi-mladshei-grupe-476169.html |
Это интересно. Конспекты занятий по психологии с детьми разного возраста можно найти в публикации педагога-психолога из Уфы Гороховой С.А.
Видео: фрагмент психологического занятия в младшей группе
Как составить конспект открытого занятия по психологии
Методика создания сценария конспекта открытого урока по структуре не отличается от составления обычного. Различия касаются лишь некоторых элементов содержания:
- в уроке не должно быть много игр, со структурой которых малыши незнакомы (приблизительно 1/3 новых и 2/3 уже опробованных);
- занятие должно быть сюжетно завершено, поэтому лучше, если связанные между собой задания будут подаваться педагогом опосредованно, через сказочного персонажа.
Таблица: Бурдакова О., конспект открытого занятия по психологии на тему «Поможем Буратино» для подготовительной группы (фрагменты)
Этап | Суть |
Вводный | Психолог: Здравствуйте, ребята! Я буду задавать вопрос и бросать мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, даст ответ на вопрос и вернёт мне мяч.Кто водит автобус? Кто готовит еду?
|
Психолог: — Я сегодня получила необычное письмо, от кого, пока неясно, для этого надо отгадать загадку: Деревянный озорник, Из сказки в нашу жизнь проник, Любимец взрослых и детей, Смельчак и выдумщик затей, На земле и под водой, Ищет ключик золотой. (Буратино) Выставляется картинка Буратино. |
|
Основной | Психолог: — Правильно, давайте откроем письмо и прочитаем, что в нём. «Здравствуйте, дорогие, ребята! Помогите мне, пожалуйста, выполнить несколько заданий, чтобы хорошо подготовиться к школе» — Поможем Буратино? — Поможем Психолог: — Первое задание. Выложите из счётных палочек три квадрата. Сделайте так, чтобы у вас получилось шесть треугольников. Затем, чтобы получился квадрат и два треугольника. Дети выполняют задание. Психолог: — Молодцы! |
Психолог: Второе задание. Внимательно рассмотрите буквы в путанице, обведите разными карандашами, какие буквы спрятались. А теперь давайте выложим эти буквы на магнитной доске. О, А, К, П, М, Н (дети по очереди выставляют буквы на доске)…> | |
<… Психолог: — Что-то мы устали выполнять задания для Буратино, поэтому давайте немного разомнёмся. Повторяйте слова и движения: Буратино потянулся. Раз — нагнулся, Два — нагнулся, Три — нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки стать. Дети повторяют слова и движения. |
|
Психолог: — Четвёртое задание. Графический диктант…> | |
Заключительный | <… Психолог: — Молодцы, ребята! Все задания, которые просил помочь нас выполнить Буратино, мы сделали. А теперь, ребята, ответьте мне на вопрос: «Что мы сегодня делали на занятии?»…> |
<…Психолог: — Но это ещё не всё. Я забыла вам сказать, что мне ещё прислали посылку. Давайте её откроем. Ой, ребята, это же медали! Буратино таким образом решил вас отблагодарить за помощь в выполнении заданий. Психолог: — Всё, ребята! Буратино мы помогли, и мне пора! До свидания! До свидания! |
|
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-461919.html |
Видео: открытое психологическое занятие на тему «Мир эмоций» в старшей группе
Видео: открытое психологическое занятие на тему «Мы будущие первоклассники» в подготовительной группе
Видео: открытое психологическое занятие на тему «Путешествие в сказочную страну» в подготовительной группе
Психологический анализ занятия в детском саду
Занятия любой образовательной направленности обязательно подвергаются двум формам анализа: самоанализу, который выполняется педагогом после каждого урока, и анализу присутствующих, который осуществляется после открытых занятия, обычно организуется 1–2 раза в год. Среди нескольких видов анализа важную роль играет исследование эмоционального фона в группе в процессе образовательной деятельности, то есть психологический анализ.
Алгоритм его проведения един и для самоанализа, и для анализа присутствующими.
Выводы по анализу формулируются в свободной форме по плану, определённому схемой, и могут быть оформлены либо в виде таблицы, либо в виде связного текста. Элементы такого анализа можно найти здесь.
Диагностика является непременным требованием для проведения занятий по психологии
Как проводится психологическая диагностика детей
Психологическая диагностика детей на этом этапе оказывается определяющей для последующего выбора приёмов работы с малышами на занятиях по психологии. Анализ осуществляется по критериям сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер личности.
Таблица: критерии для проведения психологической диагностики
Сфера развития | Элементы сферы | Критерии | Как исследуются |
Познавательная сфера | Сенсорика |
|
С помощью наблюдения за ребёнком в группе в процессе игр со сверстниками. |
Мышление |
|
Тесты: «Разрезные картинки» (дети собирают целую картинку из элементов, которым предварительно нужно придать нужное положение); «Почтовый ящик» (малыши подбирают предмет, который размерами вписывается в прорезь ящика, причём в первой младшей дети повторяют манипуляции за взрослым, а в старшей оценивают совместимость отверстия и объекта на основании зрительного сопоставления); «Сходства и различия» (взрослый называет пары объектов, дети выделяют в них сходства и различия) и пр. |
|
Речь |
|
В старшей группе в качестве материала для анализа дети разбирают поступки героев в «Сказке о Золотой рыбке». | |
Моторика |
|
Наблюдение за малышом во время подвижных игр, а также в процессе выполнения письменных заданий (в старших группах). | |
Эмоционально-волевая сфера (детально с тестами и итогами исследования эмоционально-волевой сферы можно ознакомиться здесь. | Для первой младшей группы: настроение и активность. | Для определения характера течения адаптации малыши расставляют несколько паровозиков в ряд от самого красивого, по их мнению, до самого некрасивого. | |
Для второй младшей группы: настроение, половая идентификация, уровень притязаний. | Например, для определения эмоционального состояния, то есть настроения, необходимо определить уровень тревожности. Для этого используется тест «Выбери нужное лицо»: дети смотрят на изображённые на картинках ситуации и подбирают подходящее выражение лица для человечка, в ней участвующего. | ||
Для средней группы: настроение, самосознание. | Цветовой тест Люшера для определения внутриличностных конфликтов: дети выбирают из набора карточек наиболее привлекательные. | ||
Для старшей группы: самооценка, статус в группе, настроение. | Тест «Лесенка» для изучения самооценки малыша: ребёнок рисует человечка (себя) на одной из ступеней, отталкиваясь от условия теста — на нижней располагаются самые плохие дети, на верхней — самые лучшие. | ||
Для подготовительной группы: мотивация, произвольность (то есть намерения относительно операций памяти, внимания), самооценка. | Например, тест «Несуществующее животное» для определения уровня самооценки: малыш изображает воображаемого зверя, придумывает ему название. |
Диагностические карты
Пакет диагностических карт с методиками и итогами тестов, в частности, для исследования познавательной сферы можно найти здесь.
А перейдя по ссылке, можно познакомиться с примером составления по ним психолого-педагогической характеристики на ребёнка.
Проектная деятельность по психологии
Если занятие по психологии — это непосредственная образовательная деятельность в рамках последовательного освоения рабочей программы, которая регулярно реализуется в установленный для возрастной группы временной промежуток, то разработка проекта по психологии предполагает продуктивную деятельность ребёнка (возможно, совместно с родителями и/или педагогом), направленную на разработку отдельного аспекта темы. Как и по любому другому образовательному направлению, проекты по психологии могут быть краткосрочными или долгосрочными.
Краткосрочные проекты
К первым относятся:
- стенгазеты (например, на тему «Психология в нашей жизни»);
- плакаты, адресованные, прежде всего, родителям, относительно возрастных особенностей развития малышей;
- лэпбуки (со старшими дошкольниками педагог может организовать создание лэпбука по типам темперамента персонажей любимых мультфильмов);
- досуги (например, во второй младшей группе «Я дарю тебе радость»);
- тренинги (к примеру, для родителей, но с привлечением детей для драматизации сценок для обсуждения).
Фотогалерея: примеры краткосрочных проектов — стенгазет
Проекты, разрабатываемые длительное время
Для их организации требуется больше времени с чётким обозначением трёх этапов разработки темы:
- подготовительного;
- реализующего замысел;
- отчётного.
Иллюстрацией к каждому из этих этапов может быть проект Герасимович Т.А. «Неделя психологии».
Роль психолога в работе с детьми переоценить сложно. Работа этого специалиста направлена на определение и коррекцию развития психологических функций малышей, а также оказание помощи воспитателю относительно выработки общей стратегии образовательной деятельности с ребятами разных возрастных групп. В итоге от сотрудничества педколлектива и родителей с педагогом-психологом во многом зависит развитие личности ребёнка в дальнейшем.
- Автор: Наталья Василишин
- Распечатать
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(118 голосов, среднее: 4.5 из 5)
Поделитесь с друзьями!
С чего начать работу психолога в ДОУ?
С чего начать работу психолога в ДОУ? Этим вопросом задаётся каждый специалист, который только закончил институт. Как правило, у них есть большой багаж теоретических знаний, полученных в стенах института, но совсем нет понимания, где и как их использовать.
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(118 голосов, среднее: 4.5 из 5)
Поделитесь с друзьями!