Пункты инструкции подсчета пульса до и после дозированной нагрузки

Цель

Научившись подсчитывать пульс и определять частоту сердечных сокращений (ЧСС), установить зависимость ЧСС от физической нагрузки и от тренированности сердца.

Гипотеза

При физических нагрузках происходит увеличение ЧСС, а в состоянии покоя — уменьшение.

Оборудование и материалы

  1. Часы с секундной стрелкой или пульсометр (специальный аппарат для измерения ЧСС)
  2. Тонометр
  3. Черновик и ручка для фиксации показателей

Обоснование

Получение большого количества данных позволит выявить зависимость между тренированностью, частотой пульса и его способностью быстро восстанавливаться после нагрузок.

Протокол проведения исследования

Для проведения исследования необходимо выбрать испытуемого.

Пульс прощупывают на запястье на радиальной артерии, слегка прижимая её четырьмя пальцами другой руки к лучевой кости на расстоянии ширины большого пальца ниже первой складки кожи запястья.

  1. Определение ЧСС в состоянии покоя.
    Подсчитывается число сокращений за 10 сек. (10-секундная проба). Подсчёт повторяется трижды, и рассчитывается среднее арифметическое трёх полученных показаний. Показатели пересчитываются за 1 минуту: среднее число сокращений надо умножить на 6.
  2. Определение ЧСС после 10 приседаний.
    Подсчитывается число сокращений за 10 сек. (10-секундная проба) Повторять трижды и искать среднее значение не нужно! Полученный результат надо умножить на 6 — это число сердечных сокращений за 1 минуту.
  3. Оценка результатов определения ЧСС в состоянии покоя и после нагрузки.
    Сравнить полученные данные с нормой. Средние показатели ЧСС в покое: у мальчиков 15 лет — 72,1, у девочек — 75,2 в 1 мин.
    После приседаний повышение пульса не должно превышать 30 % нормы.
    Пульс возвращается к норме через 3 минуты.

Техника безопасности

Выполняя приседания, будьте аккуратны: при появлении признаков головокружения прекратите их, чтобы не упасть и не травмироваться.
Не делайте слишком резких движений, если ощущаете лёгкое недомогание.
При ощущении головных болей лучше отказаться от выполнения задания.

Все варианты задания 5 из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по биологии с ответами: инструкции, биологические процессы, явления, объекты.

Тип ответа: последовательность.

Любой из этих вариантов задания 5 может вам попасться на реальном ОГЭ в этом году.

Все варианты задания 5 с ФИПИ к ОГЭ по биологии

Установите последовательность.
Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги ахиллова рефлекса, приводящего к разгибанию стопы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) исполнительные нейроны
2) удар молоточком по сухожилию икроножной мышцы
3) нервный центр в спинном мозге
4) чувствительные нейроны
5) рецепторы, воспринимающие механическое воздействие

Ответ:

25431

Номер: CADD52

Установите последовательность.
Установите последовательность расположения слоёв в стебле древесного растения, начиная с его поверхности. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) луб
2) пробка
3) древесина
4) камбий
5) сердцевина

Ответ:

21435

Номер: 05D0AA

Установите последовательность.
Установите последовательность событий, происходящих в организме человека при усвоении белков, полученных с пищей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) всасывание аминокислот в кровь и транспорт аминокислот к тканям
2) поступление пищи через пищевод в желудок
3) попадание пищи в ротовую полость
4) окончательное расщепление пептидов до аминокислот в двенадцатиперстной кишке
5) расщепление белков до пептидов ферментами желудочного сока
6) синтез собственных белков в тканях

Ответ:

325416

Номер: 228043

Установите последовательность.
Установите последовательность участков корня, начиная с его верхушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зона всасывания
2) зона деления
3) корневой чехлик
4) зона роста
5) зона проведения

Ответ:

32415

Номер: C9C949

Установите последовательность.
Установите последовательность стадий развития человеческой аскариды, начиная с яйца. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) проникновение личинки в лёгкое
2) заражение человека созревшими яйцами аскариды
3) выход личинки из яйца и её внедрение через стенку кишечника в кровь
4) превращение в кишечнике личинки во взрослого червя
5) попадание личинки через дыхательные пути в ротовую полость и её вторичное проглатывание

Ответ:

23154

Номер: FA07F2

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови лягушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зарисуйте микропрепарат крови, сделайте обозначения
2) зажмите препарат крови лапками-держателями
3) положите микропрепарат крови на предметный столик
4) глядя в окуляр, настройте свет
5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату крови, пока не увидите чёткое изображение крови лягушки

Ответ:

43251

Номер: 76C1F8

Установите последовательность.
Установите последовательность прохождения молекулы воды по выделительной системе. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) попадание в почечную лоханку
2) прохождение по извитому канальцу
3) попадание в мочевой пузырь
4) всасывание в почечной капсуле
5) удаление через мочеиспускательный канал

Ответ:

42135

Номер: 3c26F9

Установите последовательность.
Установите последовательность процессов, протекающих во время дыхательного движения у млекопитающего, начиная с возбуждения центра вдоха. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) сокращение межрёберных мышц и диафрагмы
2) увеличение объёма лёгких
3) обогащение крови кислородом в альвеолах лёгких и освобождение её от избытка углекислого газа
4) уменьшение лёгких в объёме и удаление из них воздуха
5) расслабление межрёберных мышц

Ответ:

12354

Номер: F4400C

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по остановке артериального кровотечения из плечевой артерии. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на раневую поверхность положить стерильную марлевую повязку и забинтовать
2) прикрепить к жгуту листок бумаги с указанием времени его наложения
3) выше места ранения положить мягкую ткань, а поверх её – резиновый жгут
4) установить вид кровотечения
5) освободить плечо от одежды

Ответ:

54312

Номер: 58DB08

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке процессы, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) всасывание аминокислот и глюкозы в кровь
2) переваривание пищи в кишечнике
3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны
4) поступление питательных веществ в клетки тела
5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком

Ответ:

35214

Номер: A5860F

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата мякоти плода томата. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода томата и положите его в каплю воды на предметное стекло.
2) Рассмотрите препарат с помощью лупы.
3) Протрите салфеткой предметное и покровное стёкла.
4) Разомните мякоть плода томата препаровальной иглой до получения кашицы и накройте её покровным стеклом.
5) Пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло.

Ответ:

35142

Номер: 35F209

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению микропрепарата животной клетки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Протрите салфеткой предметное и покровное стёкла.
2) Капните раствор йода на приготовленный препарат и накройте покровным стеклом.
3) Поместите снятую слизь на предметное стекло.
4) Зарисуйте животные клетки, обозначив мембрану, цитоплазму и ядро.
5) Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.
6) Возьмите чистый шпатель и с лёгким нажатием проведите им по твёрдому нёбу или дёснам.

Ответ:

163254

Номер: 774777

Установите последовательность.
Установите последовательность движения крови в сердце и кровеносных сосудах от правого предсердия к левому желудочку. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) лёгочные вены
2) лёгочная артерия
3) капилляры лёгких
4) левое предсердие
5) правый желудочек

Ответ:

52314

Малый круг кровообращения начинается из правого желудочка – легочным стволом, который по выходу из сердца делится на правую и левую легочные артерии, по которым течет венозная кровь. Артерии входят в «ворота» легкого и синхронно делятся до капилляров, которые густой сетью окружают альвеолярные пузырьки ацинуса. В результате диффузии газов, кровь насыщается кислородом, поступает в венозное русло, собираясь в каждом легком в 2 легочные вены, таким образом, малый круг кровообращения заканчивается в левом предсердии 4 легочными венами.

Номер: BF7E7E

Установите последовательность.
Установите последовательность процессов, относящихся к размножению и развитию прыткой ящерицы, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) развитие зародышей внутри яиц
2) выход молодых ящериц
3) оплодотворение яиц в яйцеводах самок семенной жидкостью самцов
4) продвижение яиц по яйцеводам самки и образование на них защитной волокнистой оболочки
5) откладка самкой яиц

Ответ:

34512

Номер: D8937E

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции проведения черенкования комнатных растений. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) выясните, какое из имеющихся у вас комнатных растений размножается черенками
2) после образования 4–5 придаточных корней высадите черенок во влажную почву
3) накройте растение банкой
4) поставьте черенок в воду
5) осторожно срежьте лезвием или острым ножом с выбранного растения стеблевой черенок (часть побега с 4–5 листьями)

Ответ:

15423

Номер: 31AE75

Установите последовательность.
Установите последовательность событий, происходящих при прорастании семени фасоли. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) появление семядолей
2) появление зелёных листочков
3) разрушение семенной кожуры
4) набухание семени
5) появление корешка

Ответ:

43512

Номер: 80CB75

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата листа элодеи и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) с помощью пипетки капните на предметное стекло каплю воды
2) препаровальными иглами осторожно расправьте лист и покройте его покровным стеклом
3) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла
4) отделите пинцетом один лист элодеи и положите его в каплю воды
5) рассмотрите препарат под микроскопом

Ответ:

31425

Номер: 413DBD

Установите последовательность.
Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе птицы, после прохождения пищи через ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) переваривание пищи соками поджелудочной железы
2) поступление непереваренных продуктов в клоаку
3) размягчение и частичное переваривание пищи под влиянием слюны
4) обработка пищи пищеварительными соками, вырабатываемыми железистыми клетками желудка
5) перетирание пищи в мускульном желудке

Ответ:

34512

Номер: F30FBD

Установите последовательность.
Установите последовательность прохождения лучей света в глазном яблоке, начиная с роговицы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) стекловидное тело
2) зрачок
3) передняя камера
4) хрусталик
5) палочки и колбочки

Ответ:

32415

Номер: 94D0B6

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации зрительного анализатора человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) светочувствительные пигменты
2) глазное яблоко
3) фоторецепторные клетки
4) зрительный анализатор
5) сетчатая оболочка
6) палочки

Ответ:

425361

Номер: FED41D

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом ткани. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения
2) зажмите препарат лапками-держателями
3) положите микропрепарат на предметный столик
4) глядя в окуляр, настройте свет
5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение ткани

Ответ:

43251

Номер: C04827

Установите последовательность.
Установите последовательность процессов, относящихся к размножению и развитию лягушки, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) замена жаберного дыхания лёгочным
2) откладка икры самкой в воду
3) развитие жабр, мускулатуры и скелета
4) оплодотворение икры самцами
5) появление личинки

Ответ:

24531

Номер: C8FA22

Установите последовательность.
Установите последовательность продвижения по организму питательных веществ, входящих в состав сыра. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) тонкий кишечник
2) ротовая полость
3) кровеносные сосуды
4) клетки и ткани организма
5) желудок

Ответ:

25134

Номер: 6C7920

Установите последовательность.
Установите последовательность структур почки человека, в которых происходит образование и выведение мочи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) собирательная трубочка
2) приносящая артерия
3) полость капсулы
4) капилляры клубочка
5) извитой каналец

Ответ:

24351

Номер: 67142E

Установите последовательность.
Установите последовательность событий, происходящих в организме человека при усвоении жиров, полученных с пищей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) попадание пищи в двенадцатиперстную кишку
2) поступление жиров в подкожную жировую клетчатку
3) попадание пищи в ротовую полость
4) расщепление жиров ферментами сока поджелудочной железы на жир­ные кислоты и глицерин
5) прохождение пищи через пищевод в желудок
6) всасывание жирных кислот и глицерина в лимфу

Ответ:

351462

Номер: c6A028

Установите последовательность.
Установите последовательность стадий развития в цикле папоротника, начиная с попадания споры в почву. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) развитие спор в спорангиях
2) развитие мужских и женских гамет, оплодотворение
3) образование зиготы и развитие зародыша
4) формирование растения (бесполого поколения)
5) прорастание споры в маленькую зелёную пластинку – заросток

Ответ:

52341

Процесс начинается с прорастания споры и формирование заростка, затем происходит формирование гамет на гаметофите, после чего гаметы сливаются и происходит оплодотворение на заростке. Далее происходит развитие из зиготы побега с придаточными корнями и формирование многолетнего растения (спорофита).

Номер: 00BCDA

Установите последовательность.
Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего цветкового растения, начиная с момента попадания семени в почву. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) плодоношение и созревание семян
2) цветение и опыление
3) образование зиготы и формирование зародыша
4) рост и развитие вегетативных органов
5) прорастание семени

Ответ:

54231

— ближайший этап — прорастание этого семени (5),
— затем вырастут корень, стебель и другие вегетативные органы (4),
— сформируются цветки, пыльца будет принесена с тычинок на пестики цветков т. е. произойдёт опыление (2),
— зигота образуется после опыления при слиянии спермия и яйцеклетки, из неё разовьётся зародыш (3),
— созревание семян в плодах, т. е. накопление питательных веществ, окончательное формирование всех частей семени возможно только после образования зиготы (1).

Номер: 7429DB

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации системы опоры и движения человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) мышечная система
2) сократительные белки актин и миозин
3) мышечное волокно
4) скелетная мышца
5) поперечнополосатая мышечная ткань

Ответ:

14532

Номер: E9F8D2

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке кости верхней конечности, начиная от плечевого пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) кости пясти
2) плечевая кость
3) фаланги пальцев
4) лучевая кость
5) кости запястья

Ответ:

24513

Номер: E494D9

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение клеток листа дуба
2) глядя в окуляр микроскопа, настройте свет
3) положите микропрепарат листа дуба на предметный столик
4) зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения
5) зажмите препарат лапками-держателями
6) максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте

Ответ:

623514

Номер: 4BDC58

Установите последовательность.
Установите последовательность прохождения импульсов по рефлекторной дуге коленного рефлекса от момента удара резиновым молоточком по сухожильной связке. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) сокращение мышцы, разгибание ноги
2) натяжение мышцы, возникновение возбуждения в рецепторах
3) участок спинного мозга
4) чувствительный нейрон
5) двигательный нейрон

Ответ:

24351

Номер: F90554

Установите последовательность.
Установите последовательность прохождения сигнала по трёхнейронной рефлекторной дуге. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) вставочный нейрон
2) рецептор
3) чувствительный нейрон
4) мышца
5) двигательный нейрон

Ответ:

23154

Номер: 2A5859

Установите последовательность.
Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) всасывание аминокислот, глюкозы, жиров
2) дробление жиров на мельчайшие капельки
3) первичное расщепление углеводов
4) механическое измельчение пищи
5) первичное расщепление белков

Ответ:

43521

Номер: DAF450

Установите последовательность.
Установите последовательность стадий развития в цикле мха кукушкина льна, начиная с попадания спор в почву. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) образование коробочки со спорами
2) формирование органов полового размножения
3) оплодотворение, образование зиготы
4) прорастание спор в ветвящиеся зелёные нити
5) образование листостебельных растений

Ответ:

45231

Номер: 5EEA52

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги.
2) Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы.
3) Закрепите побег деревянными шпильками.
4) Отделите укоренившийся побег от куста.
5) Пригните побеги к почве и присыпьте землёй.

Ответ:

12534

Номер: A00F5B

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации нервной системы человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) вставочный нейрон
2) нервная система
3) дендрит
4) головной мозг
5) центральная нервная система
6) мозжечок

Ответ:

254613

Номер: 6B8A56

Установите последовательность.
Расположите кровеносные сосуды по мере уменьшения в них давления крови. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) нижняя полая вена
2) артерии
3) капилляры
4) печёночная вена
5) аорта

Ответ:

52341

По мере уменьшения давления: аорта — артерии — капилляры — вены — полые вены

Номер: 4C8FA5

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию её под микроскопом.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) предметное и покровное стёкла протрите салфеткой
2) осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом
3) пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло
4) положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода
5) рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз (объектив –×8, окуляр –×7)
6) пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука

Ответ:

136425

Номер: 12ACA3

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса чихания у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) чувствительный нейрон
2) рецепторы носовой полости
3) центр продолговатого мозга
4) двигательный нейрон
5) дыхательные мышцы

Ответ:

21345

Номер: B0DAC5

Установите последовательность.
Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) биоценоз
2) популяция
3) нейрон
4) многоклеточный организм
5) биосфера

Ответ:

34215

Номер: 122BC9

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации слухового анализатора человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) рецепторы
2) ухо
3) кортиев орган
4) внутреннее ухо
5) улитка
6) слуховой анализатор

Ответ:

624531

Номер: F82199

Установите последовательность.
Установите последовательность этапов прохождения нервного импульса в рефлекторной дуге. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) выделение слюны железистыми клетками
2) проведение нервного импульса по чувствительному нейрону
3) проведение электрического импульса по вставочному нейрону
4) раздражение вкусового рецептора
5) проведение электрического импульса по двигательному нейрону

Ответ:

42351

Номер: 01EB9B

Установите последовательность.
Установите последовательность движения вдыхаемого воздуха по воздухоносным путям организма человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) трахея
2) носовая полость
3) гортань
4) бронх
5) бронхиола

Ответ:

23145

Номер: 5EE8EA

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.
2) ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп
3) в момент исчезновения пульса манометр указывает минимальное (диастолическое) давление
4) плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её
5) в момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению
6) приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе

Ответ:

421653

Номер: 8E9FEE

Установите последовательность.
Установите последовательность стадий развития медоносной пчелы после оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) куколка
2) личинка
3) яйцо, отложенное самкой
4) взрослая особь
5) зигота

Ответ:

53214

Номер: C0CC64

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) соединительная ткань
2) ион железа
3) эритроциты
4) гемоглобин
5) форменные элементы
6) кровь

Ответ:

165342

Номер: 96C36E

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчёта пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.
2) приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки
3) освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья
4) после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс
5) подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии
6) слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца

Ответ:

326514

Номер: 974363

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по остановке капиллярного и венозного кровотечения в области предплечья с помощью перевязочного индивидуального пакета. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) вскрыть перевязочный индивидуальный пакет
2) наложить давящую повязку
3) установить вид кровотечения
4) не прикасаясь к внутренней части марлевой подушечки, приложить её к раневой поверхности
5) освободить предплечье от одежды
6) при необходимости доставить пострадавшего в медицинское учреждение

Ответ:

531426

Номер: 14173F

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на влажную бумагу положите 10 семян огурцов
2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой и поставьте в тёплое место
3) смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной
4) через трое суток обследуйте семена, изменения заносите в дневник наблюдений
5) возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу

Ответ:

53124

Номер: 0A3389

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации пищеварительной системы человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) эпителиальная клетка
2) тонкий кишечник
3) пищеварительный канал
4) двенадцатиперстная кишка
5) пищеварительная система
6) кишечная ворсинка

Ответ:

532461

Номер: E0F18A

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации выделительной системы человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) эпителиальная клетка
2) нефрон
3) корковое вещество
4) почка
5) выделительная система
6) капсула нефрона

Ответ:

543261

Номер: 39C481

Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке кости нижней конечности, начиная от тазового пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) плюсна
2) бедренная кость
3) предплюсна
4) малоберцовая кость
5) фаланги пальцев

Ответ:

24315

Номер: 886483

Установите последовательность.
Установите последовательность событий при образовании нового побега из почки весной. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) вынос зелёных свернутых листочков молодого побега
2) деление клеток конуса нарастания
3) набухание почки
4) удлинение стебля и рост листьев
5) раскрытие почечных чешуй
6) образование взрослого побега

Ответ:

352146

Набухание почки — раскрытие почечных чешуй — деление клеток конуса нарастания — вынос зелёных свернутых листочков молодого побега — удлинение стебля и рост листьев — образование взрослого побега.

Номер: 4Dc932

Урок
№33биологии в 8 классе. Сосудистые системы. Л.р. № 7 « Подсчет пульса до и
после дозированной физической нагрузки»

Цели: закрепить
знания учащихся о строении и функциях крови;
изучить строение
органов кровообращения, функций кровообращения;
проследить, как
происходит движение крови и лимфы в организме и каково значение этого процесса;
рассмотреть особенности строения органов кровообращения. Формировать умения:
работать с текстом и рисунками учебника; подсчитывать пульс; измерять кровяное
давление.

Оборудование: таблицы:
«Кровеносная система человека», «Схема кровообращения», «Сердце»; модель
«сердца», секундомер; тонометр; таблицы «Круги кровообращения» и
«Лимфообращение».

Ход урока

I.                  
Организационный
момент.

II.               
Тест
«Кровеносные сосуды. Круги кровообращения»

1.
К кровеносным сосудам относятся:

     А) вены;      б) артерии;     в)
капилляры;      г) артериолы;      д) лимфатические протоки

2. Самая крупная артерия человека:

    А) сонная;     б) легочная;     в)
аорта;     г) сердечная

3. Количество камер в сердце человека;

    А) 2;     б) 3;      в) 4;      г) нет
верного ответа

4. Количество кругов кровообращения у
человека:

    А) 1;     б) 2;     в) 3;     г) 4

5. Правая половина сердца заполнена
кровью:

    А) артериальной;     б) венозной;     
г) смешанной;     д) зависит от пола и возраста человека

6. Обмен веществ и газообмен происходит на
уровне:

    А) артерий;    б) вен;     в)
капилляров;    г) артериол;    д) венул

7. В артериях течёт кровь:

    А) артериальная;    б) венозная;    г)
от сердца

8. Через органы пищеварения проходит:

    А) большой круг кровообращения;    б)
малый круг кровообращения;    в) ни один из кругов

Биологический диктант
«Круги кровообращения»

1. Самые мелкие и тонкие кровеносные
сосуды

2. выносят кровь из сердца

3. сосуды, имеющие клапаны

4. выносит кровь из левого желудочка

5. вены, заполненные артериальной кровью

6. камера сердца, в которой начинается
большой круг кровообращения

7. сосуды, приносящие кровь в сердце

8. сосуды, приносящие кровь в левое
предсердие

Выводы: Учитель задает учащимся
вопрос.

– В чем секрет неутомимости сердца?

Причины неутомимости сердца:

1) особенности работы сердца: она состоит в
последовательном сокращении и расслаблении с короткими промежутками для отдыха;

2) обильное кровоснабжение сердца: в состоянии покоя в
него подается 250–300 см3 крови в минуту, а при тяжелой физической
работе – до 2000 см3.

III. Изучение
нового материала.

   В
начале урока, учитель предлагает учащимся вспомнить основные функции крови.
   Объясняет, что одна из основных функций – транспортная. Для
выполнения этой функции и существует кровообращение.

Транспортные
системы: лимфатическая и кровеносная. Они взаимосвязаны и взаимодополняют друг
друга.
   Кровообращение – непрерывный ток крови по сосудам.
   Учитель показывает по таблице основные органы кровообращения
– сердце и сосуды.

   Значение
кровообращения.
   1. Осуществление транспортной функции: перенос
питательных веществ, кислорода и углекислого газа, продуктов распада.
   2. Терморегуляция: перераспределение тепла в организме.
   3. Обеспечение иммунных реакций организма.
   4. Гуморальная регуляция функций в организме.

Учитель:

Вы познакомились со строением кровеносных сосудов и их
функциями, выяснили, какую роль выполняют кровеносные сосуды в организме
человека.

А что заставляет кровь по ним двигаться?

Как осуществляется одностороннее непрерывное движение крови?

Учитель:  Энергию создает сердце, которое сокращаясь под давлением,
выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Эта энергия тратится на трение клеток
крови друг о друга, о стенки кровеносного сосуда, на придание скорости
движущейся крови. Итак, сердце, сокращаясь, создает давление.

Какая связь между кровеносными сосудами и  малым и
большим кругами кровообращения?

Все сосуды и артерии, и вены, и капилляры образуют сложную
систему сообщающихся каналов, по которым непрерывно циркулирует кровь. В теле
человека кровь движется по двум кругам кровообращения — большому (туловищному)
и малому (легочному).

Основной функцией сердца является обеспечение
непрерывного тока крови по сосудам.

   Вспомнив особенности строения и
работы сердца, учитель предлагает обсудить факторы, влияющие на сохранение
работоспособности сердечной мышцы.
   Учитель предлагает учащимся высказать свои соображения по
данному вопросу, исходя из их жизненного опыта, полученных знаний, сведений из
средств массовой информации.

   Условия нормальной работы сердца:
   – физические упражнения;
   – сбалансированное питание;
   – отказ от употребления алкоголя и табакокурения;
   – активный образ жизни;
   – регулярное пребывание на свежем воздухе;
   – своевременный отдых;
   – своевременное посещение врача кардиолога при малейших
нарушениях работы сердца.

   Все эти факторы улучшают снабжение сердца кислородом и
питательными веществами, увеличивают объем кровотока и развивают сердечную
мышцу, позволяют ей сохранить свою активность на долгие годы, отпущенные нам
природой.
   Несоблюдение этих условий чревато развитием атеросклероза,
гипертонической болезни, инфаркта, ишемической болезни, коронарной болезни сердца.

   Движение крови по сосудам обеспечивается:
   – работой сердца
   – разницей кровяного давления в артериях и венах
   – клапанами, расположенными в венах
   – присасывающей силой грудной клетки при вдохе
   – сокращением мышц.

Сердце,
как насос, качает кровь по сосудам. Движение крови характеризуется:

·
кровяным давлением;

·
пульсом;

·
скоростью тока.

Охарактеризуйте каждое из этих понятий.

Что называется кровяным давлением? Какие знания о
кровяном давлении вы получили из текста учебника?

Учащиеся. Кровяное
давление
– это давление крови на стенки сосудов, или давление, под
которым находится кровь в кровеносных сосудах. Оно определяется работой сердца.

Наибольшее давление – в аорте,  легочных артериях, наименьшее
– в крупных венах, т. е. по мере удаления от сердца давление крови в сосудах
уменьшается.

Кровь течет из области высокого давления в область
низкого давления.

Давление крови в кровеносной системе не постоянно:
наибольшее оно во время сокращения желудочков, а наименьшее – в период
расслабления сердца.
   Величина кровяного давления.
   В аорте – 150 мм рт. ст.
   В крупных артериях – 120 мм рт. ст.
   В капиллярах – 30 мм рт. ст.
   В венах – 10 мм рт. ст.

   Давление крови.
   1. Максимальное (верхнее) – соответствует
систолическому и составляет 110–125 мм рт. ст. у взрослого человека.
   2. Минимальное (нижнее) – соответствует
диастолическому и составляет 60–80 мм рт. ст. у взрослого человека.

   Учитель объясняет механизм действия тонометра и способ
измерения давления.
   Рассказывает о нарушениях давления.

Артериальное давление измеряется с помощью тонометра. Измерение
кровяного давления.

Учитель. Что такое пульс?

Учащиеся. Пульс –это
ритмичное колебание стенок артерий, которые полностью затухают в капиллярах.
Частота пульса соответствует частоте сердечных сокращений.
По его частоте
судят о здоровье человека: в норме у взрослого человека пульс от 60 до 80
ударов в минуту. Он должен быть ритмичный, промежутки между отдельными ударами
одинаковыми.

Чем выше нагрузка на организм, тем больше количество
сокращений сердца за один и тот же промежуток времени. Объясняется это тем, что
любая работа требует затраты энергии. А энергию организм получает при окислении
органических питательных веществ. И кислород, и питательные вещества
доставляются в ткани кровью. Чем интенсивнее работа, тем больше нужно энергии,
а значит, и питательных веществ, и кислорода. Чаще сокращаясь, сердце
увеличивает скорость поставки питательных веществ и кислорода в ткани.

При нагрузке сердце перекачивает примерно в 8 раз
больше крови, чем в покое. Тренированное сердце достигает такого положения
благодаря увеличению порции выбрасываемой крови, а нетренированное – за счет
увеличения числа сокращений, что кратковременно, а затем наступает усталость.

Не весь объем крови в организме циркулирует равномерно.
Значительная часть крови находится в кровяных депо — печени,
селезенке, легких, подкожных сосудистых сплетениях. Значение кровяных депо
заключается в возможности быстрого обеспечения кислородом тканей и органов при
экстренных ситуациях.

О движении лимфы в организме.

Учащиеся. Тканевая
жидкость, омывающая клетки, собирается в лимфатические капилляры.

Сливаясь друг с другом, лимфатические капилляры
образуют лимфатические сосуды.

Самый крупный лимфатический сосуд впадает в вену в
нижнем отделе шеи.

На пути следования лимфы находятся лимфатические узлы
– биологические фильтры, в которых лимфа очищается от микробов.

   Далее учитель объясняет, что кровообращение
тесно связано с лимфообращением, рассказывает о строении и функциях
лимфатической системы. Учащиеся фиксируют полученные сведения в тетради.

Лимфатическая система.
   1. Лимфатические капилляры: осуществляют всасывание из
тканей воды, белков, фрагментов клеток, микроорганизмов.
   2. Лимфатические сосуды: осуществляют перенос лимфы к
лимфатическим узлам и крупным лимфатическим протокам, впадающим в подключичные
вены.
   3. Лимфатические узлы: вырабатывают лимфоциты и
антитела, выполняют барьерно-фильтрационную и иммунную функцию.

   Лимфа по сосудам передвигается благодаря наличию клапанов в
виде кармашков, только в одном направлении.
   Движению лимфы способствуют сокращения стенок лимфатических
сосудов, дыхание, физическая работа и ходьба, а также нейрогуморальное
воздействие на организм.

Регуляция
кровотока: 1) нервная – рефлекторно вегетативной нервной системой:
симпатическое
влияние сужает периферические кровеносные сосуды, но при этом расширяет сосуды
мозга, сердца, легких и мышц. Парасимпатическое приводит к обратному эффекту.

2) гуморальная– химическими веществами,
переносимыми кровью: адреналин – как симпатическое действие, снижение 
содержания кислорода или повышение углекислого газа – к расширению кровеносных
сосудов.
  

IV. Закрепление знаний. Выполнение л.р.
7 « Подсчет пульса до и после дозированной физической нагрузки»

Дополнительный вопрос всем
«Подумайте!».

– Почему вредно носить тесную обувь и туго
затягиваться ремнями?

Ответ. Тесная обувь
и туго затянутые ремни нарушают нормальное движение крови по сосудам, а,
следовательно, не могут  нормально снабжать ткани кислородом и питательными
веществами и обеспечивать отток из тканей продуктов распада, что может привести
к различного рода заболеваниям.

Л.р. № 7 « Подсчет пульса до и после
дозированной физической нагрузки»

Цель:изучить влияние
физической нагрузки на частоту сердечных сокращений человека.

Оборудование:секундомер

Рекомендации 

С целью экономии времени подсчет пульса можно вести за
15 секунд, а полученные цифры умножать на 4.

Справочный материал

Частота пульса в возрасте 15-20 лет в норме составляет
60-90 ударов в минуту. В положении лёжа пульс в среднем на 10 ударов в минуту
меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7-10 ударов в минуту чаще, чем
у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100-130 ударов
в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота пульса
130-150 ударов в минуту  характеризуетнагрузку средней интенсивности. Частота
150-170 ударов в минуту  — нагрузку выше средней интенсивности. Частота пульса
170-200 ударов в минуту  свойственна предельной нагрузке.

Ход
работы

п/п

Действия

Наблюдения,
рисунки, выводы

1

Найдите у себя пульс. Подсчитайте количество ударов
за 1 минуту в спокойном состоянии. Результат запишите в таблицу.

Количество
ударов пульса за 1 минуту в спокойном состоянии:…………………………………………..

2

Сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте пульс за
1 минуту. Определите
интенсивность этой нагрузки для
вашего организма.(см справочный материал)

Количество
ударов пульса  за 1 минуту после нагрузки:…………………………………………..

Интенсивность нагрузки……………………………

3.

После 3 минут
отдыха в положении сидя подсчитайте свой пульс.

Количество ударов
пульса  за 1 минуту после отдыха……………………………………….

4.

Сделайте 20
приседаний и снова подсчитайте пульс за 1 минуту.
Определите интенсивность
этой нагрузки для вашего организма (см справочный материал)

Количество
ударов пульса  за 1 минуту после  увеличенной нагрузки: …………………………………………..

Интенсивность нагрузки……………………………

5

После 3 минут
отдыха в положении сидя подсчитайте свой пульс.

Количество ударов
пульса  за 1 минуту после отдыха……………………………………..

6

Сделайте выводы

После нагрузки пульс ………………………………, так как мышцы
нуждаются в дополнительной …………… Чем выше нагрузка, тем …………..пульс. После
увеличения нагрузки требуется …………………..время на восстановление нормального
ритма работы сердца.

Задание 1. Проверьте свои знания.

1*. Какие особенности строения
капилляров облегчают обмен веществ между кровью и тканями?

2*. Назовите причины, по которым кровь в
кровеносном русле движется только в одном направлении.

3*. Согласны ли вы, что
название сосудам дано по названию протекающей в них кровью?

4 **. Как связаны между собой три типа
жидкостей внутренней среды организма?

5**. Как вы думаете, почему в положении
лёжа пульс в среднем на 10 ударов в минуту меньше, чем в положении стоя?

Задание 2. Выберите из списка признаки,
характерные только для артерий.

1. На стенках сосудов есть полулунные
клапаны.

2. Выдерживают большое давление крови.

3. Хорошо развит средний слой эластических
волокон.

4. Имеют широкий просвет сосуда.

5. Кровь движется от сердца.

6. Кровь движется медленно.

7. Наружный слой образован соединительной
тканью.

8.Кровь движется к сердцу.

9.Имеют узкий просвет сосуда.

Задание
3.
Объясните,
почему при подсчете пульса на сердце слышен двойной удар, а при подсчете пульса
в местах, где артерии близко подходят к поверхности тела – одиночный.

Задание на дом: изучить материал п
30 учебника до конца; записать в словарик определения терминов «артерия»,
«вена», «капилляр», «предсердие», «желудочек», «створчатые клапаны»,
«полулунные клапаны», «большой и малый круг кровообращения».

Самоанализ урока

Урок проводился в 8 классе
по теме:
  «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление.

                                                   Лабораторная
работа. «Измерение артериального давления»

 
Тип урока 
комбинированный,
и основной его задачей является:

 – 
раскрыть,

 -Что
является причиной движения крови по сосудам ?

  
Урок соответствует схеме
комбинированного урока.

1
Постановка цели урока.

2
Фронтальный опрос и его итоги.

3
Формулирование проблем темы.

4
Поэтапное решение проблем .

5
Закрепление знаний и умений.

6
Информация о домашнем задании.


Задачи урока:

Образовательная:раскрыть причины движения крови и лимфы, сфор­мировать понятия
кровяное давление и пульс,  объяснить закономерности изменения скорости
кровотока в различных крове­носных сосудах, научить учащихся оп­ределять пульс.

Развивающая:
продолжить
формиро­вание знаний о строении органов кровообращения в связи с их функциями.

Воспитательная: воспитание
необходимостибережного отношения к своему здоровью

      
Данный урок комбинированный с валеологическим содержанием, тесно связан с
предыдущими уроками и работает на последующие, так как в ходе урока повторили
строение и функции сердца и кровеносных сосудов, большой и малый круги
кровообращения, фазы сердечной деятельности, изучили новый материал.

      
Повторение учебного материала предыдущего урока проведено в виде фронтального
опроса, теста с использованием презентации.  Для закрепление была дана
самостоятельная работа (методика: «Вставь пропущенное слово», «Закончи фразу»
(устное тестовое задание) ).

      
При изучении нового материала были использованы: мультимедиа-проектор, что
повышает мотивацию учения и повышение качества знаний учащихся по предмету,
активизирует мыслительную деятельность учащихся;   таблицы, плакаты, работа с
учебником.

      
Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и
методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный. .

Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке была
организована в форме практической работы «Опыт, доказывающий, что пульс связан
с колебаниями стенок, а не с толчками, возникающими при движении крови.» и 
лабораторной работы
«Измерение артериального
давления
».

      
Особых трудностей при изучении нового материала не возникало, т.к. учащиеся
хорошо освоили предыдущую тему, и постоянно шла опора на знания детей, 
материал был изложен в полном объеме.

      
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения
поставленных задач и изучения заявленной темы, формулировка которой создала
ситуацию занимательности, вызвала познавательный интерес к уроку.

     
Темп урока выдержан. В ходе урока активизировалось внимание учащихся при смене
различных видов деятельности. При обобщении материала была организована опора
на предыдущие знания и жизненный опыт учащихся, знания полученные при изучении
данной темы могут быть использованы в жизни.

      
Доброжелательная атмосфера, высокая работоспособность учащихся в течение урока
поддерживались за счет того, что осуществлялся личностно-ориентированный
подход. Учащиеся проявили большой интерес к уроку, активно работали.

      
Оценки за работу на уроке выставлялись после каждого этапа урока с
комментариями.

Между
учителем и учениками существует взаимопонимание и взаимоуважение, атмосфера на
уроке доброжелательная. Цель урока была достигнута.

Кровяное давление

Кровяное давление – это давление        
…             на стенки сосудов.  У здорового человека уровень кровяного
давления постоянно/непостоянен (подчеркнуть). Давление в момент сокращения
желудочков сердца называется     …                             . Давление в
момент расслабления сердца называется      …                                     .

Самое низкое кровяное давление в
сосудах       …                               . Самое высокое давление в
сосудах    …         .

Измеряют кровяное при помощи     
…                           . У здорового  взрослого человека кровяное давление
на плечевой артерии равно      …                 . Повышенное кровяное давление
называется     …                                     , а пониженное —      …

Биологический диктант
«Движение крови»

(согласны ли вы с
утверждениями?)

1. Гипертония – пониженное давление крови.

2. Максимальная скорость движения крови –
в крупных артериях.

3. Чем больше просвет сосудов, тем ниже
скорость кровотока.

4.Пульс – это ритмическое колебание стенок
вен, возникающее благодаря изменениям давления в сосудах в ритме сокращения
сердца.

5. Чем больше разница в показателях пульса
в покое и после физической нагрузки, тем более тренированный человек.

6. Пульс и кровяное давление – постоянные
показатели, не зависящие от пола, возраста и физиологической активности
человека.

7. У здорового человека кровяное давление
в течение суток постоянно.

8. Самое низкое кровяное давление в венах.

9. Систолическое давление выше диастолического.

10. Скорость распространения пульсовой
волны не зависит от скорости кровотока.

Оценочный лист

задание

балл

1. Опрос д/з «Кровеносные сосуды. Круги
кровообращения» — тест

2. «Движение крови»
(распределение признаков)

3. « Кровяное давление» (работа с
текстами)

4. Лр «Подсчёт пульса»

5. Биологический диктант
«Движение крови»

Средний балл

Л.В. СУХАНОВА

Продолжение. См. No 7, 9/2003

Лабораторные работы по курсу «Человек
и его здоровье»

Лабораторная работа № 7. Подсчет
пульса до и после дозированной нагрузки

Сокращаясь, сердце работает как насос
и проталкивает кровь по сосудам, обеспечивая
кислородом и питательными веществами и
освобождая от продуктов распада клетки. В
сердечной мышце в особых клетках периодически
возникает возбуждение, и сердце самопроизвольно
ритмически сокращается. Центральная нервная
система постоянно контролирует работу сердца
посредством нервных импульсов. Существует два
вида нервных влияний на сердце: одни снижают
частоту сокращений сердца, другие – ускоряют.
Частота сокращений сердца зависит от многих
причин – возраста, состояния, нагрузки и др.

При каждом сокращении левого
желудочка давление в аорте повышается, и
колебание ее стенки распространяется в виде
волны по сосудам. Колебание стенок сосудов в
ритме сокращений сердца называется пульсом.

Цели: научиться подсчитывать пульс
и определять частоту сокращений сердца; сделать
вывод об особенностях его работы в разных
условиях.

Оборудование: часы с секундной
стрелкой.

ХОД РАБОТЫ

1. Найдите пульс, приложив два пальца,
как это показано на рис. 6 на внутреннюю сторону
запястья. Слегка надавить. Вы почувствуете
биение пульса.

Рис. 6

Рис. 6

2. Подсчитайте число ударов за 1 мин в
спокойном состоянии. Данные внесите в табл. 5.

3. Сделать 10 приседаний и снова
подсчитать число ударов за 1 мин. Данные внести в
табл. 5.

4. После 5 мин отдыха в положении сидя
подсчитать пульс и внести данные в табл. 5.

Таблица 5.

Вопросы

1. В каких еще местах, кроме запястья,
можно нащупать пульс? Почему пульс можно
нащупать в этих местах тела человека?
2. Чем обеспечивается непрерывный ток крови по
сосудам?
3. Какое значение для организма имеют изменения
силы и частоты сердечных сокращений?
4. Сравните результаты в табл. 5. Какой вывод можно
сделать о работе собственного сердца в покое и
при нагрузке?

Проблемные вопросы

1. Как доказать, что пульс, который
прощупывается в некоторых точках тела – это
волны, распространяющиеся по стенкам артерий, а
не порция самой крови?
2. Как вы думаете, почему у самых разных народов
возникло представление, что человек радуется,
любит, переживает сердцем?

Лабораторная работа № 8.  Первая
помощь при кровотечениях

Общий объем циркулирующей крови в
организме взрослого человека составляет в
среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови (особенно
быстрая) угрожает жизни. Причины кровотечения –
повреждение сосудов в результате травмы,
разрушение стенок сосудов при некоторых
болезнях, увеличение проницаемости стенки
сосуда и нарушение свертываемости крови при ряде
заболеваний.
Вытекание крови сопровождается снижением
кровяного давления, недостаточным снабжением
кислородом головного мозга, мышцы сердца, печени,
почек. При несвоевременном или неграмотном
оказании помощи может наступить смерть.

Цели: научиться накладывать жгут;
уметь применять знания о строении и функции
кровеносной системы, объяснять действия при
наложении жгута при артериальном и сильном
венозном кровотечениях.

Оборудование: резиновая трубка для
жгута, палочка для закрутки, бинт, бумага,
карандаш.

Техника безопасности: быть
осторожным при закрутке жгута, чтобы не
повредить кожу.

ХОД РАБОТЫ

1. Наложить жгут на предплечье товарища
для остановки условного артериального
кровотечения.

2. Забинтовать место условного
повреждения артерии. На кусочке бумаги записать
время наложения жгута и подложить под жгут.

3. Наложить давящую повязку на
предплечье товарища для остановки условного
венозного кровотечения.

Вопросы

1. Как вы определили вид кровотечения?
2. Куда надо накладывать жгут? Почему?
3. Для чего нужно вложить под жгут записку с
указанием времени его наложения?
4. В чем опасность артериального и сильного
венозного кровотечении?
5. В чем опасность неверного наложения жгута,
почему его нельзя накладывать больше, чем на 2
часа?
6. На рис. 7 найдите места, где нужно прижимать
крупные артерии при сильном кровотечении.

Рис. 7.

Рис. 7.

Проблемные вопросы

1. Закупорка тромбом кровеносного
сосуда может стать причиной гангрены и
омертвения тканей. Известно, что гангрена бывает
«сухой» (когда ткани сморщиваются) или «влажной»
(вследствие развивающегося отека). Какой из типов
гангрены разовьется, если затромбирована: а)
артерия; б) вена? Какой из этих вариантов
случается чаще и почему?
2. В конечностях млекопитающих артериальные
сосуды всегда расположены глубже, чем вены того
же порядка ветвления. Каков физиологический
смысл этого явления?

Лабораторная работа № 9. Измерение
жизненной емкости легких

Взрослый человек в зависимости от
возраста и роста в спокойном состоянии при
каждом вдохе вдыхает 300–900 мл воздуха и примерно
столько же выдыхает. При этом возможности легких
используются не полностью. После любого
спокойного вдоха можно вдохнуть еще
дополнительную порцию воздуха, а после
спокойного выдоха выдохнуть еще некоторое его
количество. Максимальное количество выдыхаемого
воздуха после самого глубокого вдоха называется
жизненной емкостью легких. В среднем она
составляет 3–5 л. В результате тренировки
жизненная емкость легких может увеличиться.
Большие порции воздуха, поступающего в легкие
при вдохе, позволяют снабжать организм
достаточным количеством кислорода, не
увеличивая частоту дыхания.

Цель: научиться измерять жизненную
емкость легких.

Оборудование: воздушный шар,
линейка.

Техника безопасности: не
участвуйте в эксперименте, если у вас проблемы с
дыхательной системой.

ХОД РАБОТЫ

I. Измерение дыхательного объема

1. После спокойного вдоха, выдохните
воздух в воздушный шар.

Примечание: не выдыхайте с силой.

2. Сразу же закрутите отверстие в
воздушном шаре, чтобы не выходил воздух. Положите
шар на плоскую поверхность, например стол и пусть
ваш партнер приложит к нему линейку и измерит
диаметр шара, как это показано на рис. 8. Данные
внесите в табл. 7.

Рис. 8.

Рис. 8.

3. Сдуйте воздушный шар и повторите то
же самое еще два раза. Выведите среднее и данные
внесите в табл. 6.

 Таблица 6.

II. Измерение жизненной емкости.

1. После спокойного дыхания, вдохните
так глубоко, как только можете, и затем сделайте
глубокий, насколько это возможно, выдох в
воздушный шар.

2. Сразу же закрутите отверстие
воздушного шара. Измерьте диаметр шара, данные
внесите в табл. 6.

3. Сдуйте воздушный шар и повторите то
же самое еще два раза. Выведите среднее и данные
внесите в табл. 6.

График 1.

График 1.

4. Используя график 1, переведите
полученные значения диаметра воздушного шара
(табл. 6) в объем легких (см3). Данные внесите
в табл. 7.

 Таблица 7.

 III. Вычисление жизненной емкости

1. Исследования показывают, что объем
легких пропорционален площади поверхности тела
человека. Для того, чтобы найти площадь
поверхности тела, необходимо знать свой вес в
килограммах и рост в сантиметрах. Эти данные
внесите в табл. 8.

2. Используя график 2, определите
площадь поверхности вашего тела. Для этого
найдите ваш рост в см на левой шкале, отметьте
точкой. Найдите на правой шкале ваш вес и тоже
отметьте точкой. Проведите, используя линейку,
прямую линию между двумя точками. Место
пересечения линий со средней шкалой и будет
площадью поверхности вашего тела в м2..
Данные внесите в табл. 8.

График 2.

График 2.

3. Для вычисления жизненной емкости
ваших легких умножьте площадь поверхности
вашего тела на коэффициент жизненной емкости,
который равен 2000 мл/м2 для женщин и 2500 см32
у мужчин. Внесите данные жизненной емкости ваших
легких в табл. 8.

Таблица 8.


Выводы

1. Почему важно проводить одни и те же
измерения три раза и выводить средние
показатели?
2. Отличаются ли ваши показатели от показателей
ваших одноклассников. Если да, то почему?
3. Как объяснить различия в результатахизмерения
жизненной емкости легких и полученных расчетным
путем?
4. Для чего важно знать объем выдыхаемого воздуха
и жизненную емкость легких?

Проблемные вопросы

1. Даже когда вы делайте глубокий выдох,
какое-то количество воздуха остается в легких.
Какое это имеет значение?
2. Может ли иметь значение жизненная емкость
легких для некоторых музыкантов? Ответ поясните.
3. Как вы думаете, влияет ли курение на жизненную
емкость легких? Как?

Лабораторная работа № 10. Влияние
физической нагрузки на частоту дыхания

Дыхательная и сердечно-сосудистая
системы обеспечивают обмен газов. С их помощью
молекулы кислорода доставляются во все ткани
тела, а оттуда выносится углекислый газ. Газы
легко проникают сквозь клеточные мембраны. В
результате клетки тела получают необходимый им
кислород и освобождаются от углекислого газа. В
этом заключается сущность дыхательной функции. В
организме сохраняется оптимальное соотношение
кислорода и углекислого газа благодаря
увеличению или уменьшению частоты дыхания.
Наличие углекислого газа можно обнаружить в
присутствии индикатора бромтимол синего.
Изменение цвета раствора является показателем
наличия углекислого газа.

Цель: установить зависимость
частоты дыхания от физической нагрузки.

Оборудование: 200 мл бромтимолового
синего, 2 колбы по 500 мл, стеклянные палочки, 8
соломинок, градуированный цилиндр на 100 мл, 65 мл 4%
водного раствора аммиака, пипетка, часы с
секундной стрелкой.

Техника безопасности: опыт с
раствором бромтимолового синего проводить в
лабораторном халате. Будьте осторожны со
стеклянной посудой. С химическими реагентами
нужно обращаться очень осторожно, чтобы избежать
попадания на одежду, кожу, в глаза, рот. Если при
выполнении физических упражнений вы
почувствуйте себя плохо, сядьте и обратитесь к
учителю.

ХОД РАБОТЫ

I. Частота дыхания в спокойном
состоянии

1. Сядьте и расслабьтесь в течение
нескольких минут.

2. Работая в паре, подсчитайте
количество вдохов в течение одной минуты. Данные
внесите в табл. 9.

3 Повторите тоже самое еще 2 раза,
подсчитайте среднее количество вдохов и данные
внесите в табл. 9.

Таблица 9.


Примечание: после каждого подсчета
нужно расслабиться и отдохнуть.

II. Частота дыхания после физической
нагрузки

1. Бег на месте в течение 1 мин.

Примечание. Если вы во время
упражнения почувствовали себя плохо, сядьте и
обратитесь к учителю.

2. Сядьте и сразу же подсчитайте в
течение 1 мин. количество вдохов. Данные внесите в
табл. 9.

3. Повторите это упражнение еще 2 раза,
каждый раз отдыхая до восстановления дыхания.
Данные внесите в табл. 9.

III. Количество углекислого газа
(диоксида углерода) в выдыхаемом воздухе в
спокойном состоянии

1. Влейте 100 мл раствора бромтимолового
синего в колбу.

2. Один из учащихся через соломинку
спокойно выдыхает воздух в колбу с раствором в
течение 1 мин.

Примечание. Будьте осторожны,
чтобы раствор не попал на губы.

Через минуту раствор должен
окраситься в желтый цвет.

3. В колбу начинайте по каплям, считая
их, добавлять с помощью пипетки раствор аммиака,
перемешивая время от времени содержимое колбы
стеклянной палочкой.

4. Добавлять по капле аммиак, считая
капли, следует до тех пор пока раствор не станет
снова синим. Внесите это количество капель
аммиака в табл. 10.

5. Опыт повторите еще 2 раза, используя
тот же раствор бромтимолового синего. Высчитайте
среднее и данные внесите в табл. 10.

IV. Количество углекислого газа в
выдыхаемом воздухе после физической нагрузки

1. Влейте 100 мл раствора бромтимолового
синего во вторую колбу.

2. Тот же самый ученик, что и в
предыдущем опыте, пусть проделает упражнение
«бег на месте».

3. Сразу же, используя чистую соломинку,
в течение 1 мин выдыхать в колбу.

4. Пипеткой добавлять по каплям аммиак
к содержимому колбы (подсчитывая количество,
пока раствор снова не станет синим).

5. В табл. 10 внесите количество капель
аммиака, пошедших на восстановление цвета.

6. Опыт повторите еще 2 раза. Высчитайте
среднее и данные внесите в табл. 10.

Таблица 10.

 Вывод

1. Сравните количество вдохов в
спокойном состоянии и после физической нагрузки.
2. Почему увеличивается количество вдохов после
физической нагрузки?
3. У всех в классе одинаковые результаты? Почему?
4. Чем является аммиак в 3- и 4-й части работы?
5. Одинаково ли среднее количество капель аммиака
при выполнении 3- и 4-й частей задания. Если нет, то
почему?

Проблемные вопросы

1. Почему некоторые спортсмены вдыхают
чистый кислород после напряженных упражнений?
2. Назовите преимущества человека
тренированного.
3. Никотин из сигарет, попадая в ток крови, сужает
сосуды. Как это отражается на частоте дыхания?

Продолжение следует

Бережем сердце — пульсовые зоны

Бережем сердце — пульсовые зоны

Любая тренировка должна быть эффективной, комфортной и максимально безопасной для сердечно-сосудистой системы. Но как определить, правильно ли идет процесс тренировки, и не пора ли снизить обороты?

Пульс

Для начала надо узнать свою максимальную частоту сердечных сокращений (МЧСС), индивидуальную для каждого возраста.

МЧСС = 220 — возраст

После определения МЧСС можно выбрать, с какой нагрузкой для сердца пройдет тренировка. Для этого пульс надо измерять во время упражнений, и при этом желательно их не прекращать.

Проще всего измерять пульс при помощи электронного пульсометра. Но если этого полезного прибора в хозяйстве нет, то пульс можно нащупать на запястье или сонной артерии, которая проходит по боковой поверхности шеи.

Существует пять так называемых пульсовых зон, которые отличаются друг от друга результатом тренировки и степенью нагрузки на сердце.

  1. Будим сердце. Если пульс учащается до показателя около 60% от МЧСС, тренировка вступает в зону оздоровления сердца. В этой зоне комфортно тренироваться тем, у кого слабая физическая подготовка. Или тем, кто только приступил к разминке, поскольку такая нагрузка наиболее безопасна для «неразогретого» организма. Лучше всего для работы в «сердечной» зоне подходит обычная ходьба по ровной поверхности.
  2. Начинаем сжигать жиры. Показатель в 70% от МЧСС переводит тренировку в фитнес-зону. Чтобы достичь такого показателя сердечных сокращений, придется увеличить нагрузку и с шага перейти на быстрый шаг в горку, медленный бег или к гимнастике — в зависимости от степени подготовленности. Во время такого типа тренировки начинается сжигание жиров, и расходуется больше калорий, чем в предыдущей зоне.
  3. Оптимальный уровень. При увеличении пульса до 80% МЧСС тренировка переходит в аэробную зону. Такой интенсивности сердечных сокращений можно добиться, перейдя от спокойной гимнастики к танцам или степ-аэробике. Правда, количество использованных жиров уменьшается, и в «топку» начинают поступать углеводы.
  4. Тренируем выносливость. Когда показатель пульса достигает 90 процентов от МЧСС, наступает так называемая анаэробная зона тренировки. Этому уровню нагрузки соответствуют большинство подвижных спортивных игр, бег на лыжах, коньках и интенсивная езда на велосипеде.

    Как говорят специалисты, в анаэробной зоне хорошо тренируется общая выносливость организма. Поскольку при таком уровне нагрузки увеличивается количество необходимого для клеток тела кислорода, дыхательной и сердечно-сосудистой системе приходится работать с большей интенсивностью.

    Однако в дело идет все меньше жиров, и сжигаются практически одни углеводы. Потому желающим похудеть рекомендуется чередовать аэробные и анаэробные зоны тренировок, чтобы не так сильно утомлять организм и расходовать оптимальное количество калорий.

  5. Максимальная нагрузка. Если частота сердечных сокращений достигла 90–100 процентов от максимальной частоты сердечных сокращений, тренировка вошла в последнюю зону, или зону красной линии. В ней сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают на пределе возможностей. Например, при резком подъеме в гору на велосипеде или очень быстром беге.

    В этой зоне сжигается максимальное количество калорий, но большая часть процентов из них приходится на углеводы. Долго тренироваться в такой зоне может только человек в очень хорошей физической форме или профессиональный спортсмен.

    Начинающим специалисты рекомендуют воздержаться от подобных нагрузок. И обычно короткая тренировка в зоне красной линии чередуется с нагрузкой в предыдущей анаэробной в ходе интервальных тренировок.

По материалам takzdorovo.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и полезное:

  • Пункты инструкции по проведению эксперимента подтверждающего дыхание семян
  • Пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника
  • Пункт в должностной инструкции о материальной ответственности
  • Пункт в должностной инструкции о выполнении поручений руководителя
  • Пункт в должностной инструкции о взаимозаменяемости

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии