Заказчик сам определяет, что указывается в извещении о закупке по 223-ФЗ. Включите в него все обязательные сведения по закону и дополнительную информацию, предусмотренную локальным положением. Опубликуйте в ЕИС документы по конкурентным заказам.
Благодарим эксперта Виталия Петрушайтис за видеоинструкцию, как привязать извещение к договору в ЕИС по 223-ФЗ и разместить его
В каком НПА описаны правила
Закупочная деятельность по 223-ФЗ регулируется не только нормативами закона о заказах отдельными видами юридических лиц, но и положением о закупке самого заказчика. Положение определяет большую часть правил, в рамках которых организация проводит торги. Регламент конкурентных торгов и заказов у единственного поставщика по 223-ФЗ находится в полной юрисдикции заказчика (ст. 3.6 223-ФЗ). Касается это и информационного сопровождения закупок.
Публикуя извещение, заказчик сообщает неограниченному кругу лицу о проводящихся торгах. Извещение показывает поставщикам потребности заказчика в товарах, работах и услугах, их объемах, технических, функциональных и качественных характеристиках. Его размещают вместе с документацией и проектом контракта для каждой конкурентной закупки, независимо от способа определения поставщика и формы проведения торгов (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ).
Извещение публикуют в соответствии с планом закупок. В 223-ФЗ указано, что делать, если размещенное извещение не соответствует позиции плана 223 ФЗ: план необходимо скорректировать. Обычно не совпадает период размещения заказа, это несложно исправить.
Извещение не публикуют для госзакупок (ч. 1, 3 ст. 3.5, ч. 15 ст. 4 223-ФЗ):
- с гостайной;
- по гособоронзаказу для работ по созданию, модернизации, поставки, ремонта, сервисного обслуживания, утилизации вооружения, военной и спецтехники, поставку космической техники и инфраструктуры;
- которые нельзя размещать в ЕИС по решению правительства РФ и его координационного органа.
223-ФЗ позволяет не размещать документы и по другим закупкам:
- неконкурентным заказам;
- тендерам до 100 000 или 500 000 рублей (для крупных заказчиков);
- приобретению услуг, связанных с вкладами денежных средств и операциями с ценными бумагами.
- заключению арендного договора, соглашения о переходе прав собственности.
Если извещение не размещалось в соответствии с частью 5 статьи 4 федерального закона № 223-ФЗ, это означает, что организация проводила неконкурентный заказ. Для конкурентных торгов публикация всех документов обязательна. Обязанность публикации возникает, если цена контракта превышает 100 000 рублей, а для крупных заказчиков — 500 000 рублей (ч. 15 ст. 4 223-ФЗ). Крупные — это те организации, чья выручка за один год исчисляется минимум 5 млрд рублей.
ВАЖНО!
Если в локальном положении предусмотрено требование об информационном сопровождении таких заказов, придется составить извещение. Кроме того, понадобится извещение для мелких заказов до 100 000 и 500 000 рублей, если проводите их конкурентным способом. Но публиковать по ним документы в Единой информационной системе не надо.
Как составить извещение о конкурентной закупке по 223-ФЗ
Подготовка извещения зависит от того, какую процедуру проводит заказчик. Приведем инструкции для основных конкурентных способов закупок по 223-ФЗ.
Открытый электронный аукцион
Структура и содержание документа закрепляются заказчиком в положении. Полезно разработать и утвердить единую форму извещения, чтобы заказчик готовил документы по утвержденным формам.
Объявление о торгах составляют в полном соответствии с закупочной документацией и действующим законодательством. В извещение включают (ч. 8, 9 ст. 4 223-ФЗ):
- Сведения о заказчике: название, адрес, контакты для связи.
- Предмет договора: описание и количество объекта закупки, место поставки, начальная цена договора.
- Информация о закупке: способ торгов, площадка, дата начала и окончания и порядок подачи заявок, подведение итогов.
Если условие об обеспечении заявки содержится в локальном положении и НМЦД больше 5 000 000 рублей, установите это требование в документах заказа (ч. 25–27 ст. 3.2 223-ФЗ). Укажите точный размер обеспечения и порядок его предоставления — в виде денежных средств или банковской гарантии. А вот плата за внесение записей о размещении ценных бумаг в закупке по 223-ФЗ не отражается, поскольку закон для отдельных видов юрлиц такие заказы не регулирует.
ВАЖНО!
Размер обеспечения заявки в аукционе — не больше 5% от НМЦД (ч. 27 ст. 3.2 223-ФЗ). Укажите в документах порядок, срок возврата и случаи невозврата обеспечения.
Отдельно публиковать извещение необязательно, включите его в закупочную документацию и заполните в ЕИС все необходимые поля при размещении тендера. Но и публикация отдельного документа, если этого требует локальное положение, не запрещена (п. 23 положения из ПП РФ № 908 от 10.09.2012).
Открытый электронный конкурс
Порядок подготовки извещения для конкурса практически ничем не отличается от аукциона. Надо указать сведения о заказчике и предмете торгов, НМЦД и правилах проведения процедуры. В конкурсное извещение необходимо включить порядок предоставления документации о госзакупке. Приведем пример, что писать в порядок предоставления документации по 223 ФЗ заказчику:
Определите дату начала и окончания, порядок подачи заявок. Опишите правила подведения итогов каждого этапа и всего электронного конкурса. Укажите требования об обеспечении заявки и договора, если устанавливаете такое условие в соответствии с локальным положением.
Электронный запрос предложений
Правила те же. В ч. 8, 9 ст. 4 223-ФЗ определено, что не указывается в извещении о закупке: все, что противоречит локальному положению, документации заказа и закону № 223. В извещении на запрос предложений укажите информацию о заказчике, предмете торгов, закупочной процедуре. В цене договора определите НМЦД, формулу цены или максимальное значение цены договора или цены единицы товара, работы, услуги или максимальном значении цены договора. Обеспечение заявки и исполнения договора укажите по необходимости.
Как составить извещение в закупках у МСП
Для закупок только среди МСП соблюдаем общий порядок подготовки документов заказа, но в извещении необходимо указать, что торги проходят только среди представителей малого и среднего бизнеса.
Продублируйте условие и в требованиях к участникам торгов.
Как составить извещение для закупки у единственного поставщика
Федеральный закон о закупках отдельными видами юрлиц разъясняет, нужно ли размещать извещение по 223 ФЗ с единственным поставщиком: по регламенту 223-ФЗ заказчик обязан публиковать протокол только в конкурентных заказах. Закрытые и неконкурентные тендеры в Единой информационной системе не проводятся (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ).
ВАЖНО!
Если организация-заказчик инициирует размещение в ЕИС закупки у единственного поставщика по 223 ФЗ, это надо закрепить в положении наравне с ситуациями, при которых допускаются заказы у единственного исполнителя (ч. 6 ст. 4 223-ФЗ). Порядок публикации таких документов определяет только сам заказчик. Он указывает в положении обязательства о публикации и состав публикуемых сведений.
Сроки размещения тоже определяет организация-заказчик. Законодательство не обязывает проводить заказы в каких-то конкретных временных рамках. Единственное, чего стоит придерживаться, — это план закупок, в котором определены примерные даты проведения того или иного заказа. Не стоит публиковать после заключения договорных отношений с единственным поставщиком. Если заказчик работает по 223-ФЗ, он обязан соблюдать ряд принципов, а отложенное размещение документов о заказе нарушает принцип информационной открытости.
Изменения вносятся аналогичным образом — по регламенту, установленному нормативами заказчика о закупочной деятельности по 223-ФЗ. Сроки и порядок внесения изменений разрабатывает сам заказчик. Для вступления в силу корректировок исполнитель размещает обновленное объявление в ЕИС.
Состав публикации зависит от нормативов положения организации-заказчика, закон № 223 не регулирует перечень обязательных документов для договоров с единственным поставщиком. Некоторые специалисты по аналогии с конкурентными заказами к извещению прикладывают закупочную документацию и проект контракта. Но если заказчик ограничится одним лишь объявлением, то это не нарушение.
Если в положение учреждения внесен пункт о публикации других документов о тендере, то размещайте их одновременно с самим извещением (п. 22 Положения о размещении сведений в ЕИС). Содержание и разделы документации, наличие в ее составе проекта договора — все это утверждает заказчик в своем закупочном положении.
Заказ у единственного поставщика — это прямая неконкурентная процедура. Рассматривать и изучать предложения потенциальных исполнителей здесь нет необходимости. Такой формат и определяет, что писать в порядок предоставления документации по 223-ФЗ. Нет необходимости подробно описывать требования к участникам, определять правила подачи заявок и ограничения для потенциальных поставщиков.
В отличие от стандартных закупочных процедур с выявлением победителя, при публикации единственного поставщика не указываются:
- регламент подачи заявок (срок и место предоставления);
- правила рассмотрения предложений участников;
- условия и критерии оценки заявок;
- требования к участникам;
- требования к закупаемой продукции.
Помимо предмета заказа, допускается указать срок и место поставки приобретаемых товаров, работ и услуг. Целесообразно указывать такую информацию в проекте договора, равно как и объем закупки, стоимость продукции, порядок поставки и оплаты.
В документе рекомендуется указывать те же обязательные данные, что и в конкурентных процедурах:
- наименование и реквизиты заказчика;
- способ и объект закупки;
- место расположения организации;
- начальную (максимальную) цену договора.
В регламенте размещения документов в ЕИС указан порядок публикации извещения о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ (п. 21 раздела IV Положения). Делается это так же, как и для конкурентных заказов, — в личном кабинете пользователя в Единой информационной системе (ПП РФ № 908 от 10.09.2012). Сформируйте новое извещение или воспользуйтесь созданным шаблоном. Вот как это сделать:
- Создать новое извещение или выбрать существующий шаблон.
- Выбрать извещение для закупки у единственного поставщика.
- Заполнить все нужные позиции.
- Указать состав лота заказа.
- Загрузить необходимую документацию.
- Сохранить (система проведет автоматическую проверку).
- Разместить документ в ЕИС, выбрав соответствующую команду в бланке извещения.
В видеоинструкции — порядок и сроки размещения договора в ЕИС по 223-ФЗ для заказчиков.
Если в положении предусмотрена публикация закупочной документации совместно с извещением, то сведения из этих регистров должны совпадать.
Как составить извещение о закрытой закупке по 223-ФЗ
Для закрытых процедур действуют те же правила оформления, что и для открытых. Немного отличается порядок для запроса котировок: к извещению необходимо приложить форму заявки на участие в процедуре (ч. 10 ст. 3.2 223-ФЗ). Но это же правило применяется и для открытого запроса котировок.
В извещении к любой закрытой процедуре указывают:
- сведения о заказчике;
- информацию о предмете договора;
- сведения о закупке;
- форму заявки на участие (для запроса котировок);
- порядок обеспечения заявки и исполнения договора (при необходимости).
Как опубликовать извещение
Извещение публикуют в личном кабинете заказчика в Единой информационной системе. Надо заполнить все обязательные поля, которые предусматривает функционал ЕИС. Вместе с объявлением о закупке необходимо опубликовать закупочную документацию и проект договора (ч. 9 ст. 3.2 223-ФЗ, п. 22 положения из ПП РФ № 908).
ВАЖНО!
Если локальное положение заказчика требует размещать бумажное объявление, сделайте скан-копию документа, подписанного руководителем, и опубликуйте ее в ЕИС.
Заполненную форму и прикрепленные документы подпишите электронной подписью, разместите в ЕИС. С этого момента информация о закупке доступна всем пользователям Единой информационной системы.
Когда публиковать извещение
Срок публикации зависит от способа торгов. В таблице приведены основные сроки размещения закупочных документов.
Способ закупки | Срок публикации | Норма в 223-ФЗ |
---|---|---|
Электронный аукцион, конкурс среди субъектов малого предпринимательства и самозанятых с НМЦД больше 30 млн рублей | Не менее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок | Ч. 17, 19 ст. 3.2, пп. «а» п. 1, пп. «а» п. 2 ч. 3 ст. 3.4 |
Аукцион, конкурс для всех участников независимо от начальной цены | ||
Электронный аукцион, конкурс среди субъектов малого предпринимательства и самозанятых с НМЦД меньше 30 млн рублей | Не менее чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок | Пп. «б» п. 1, пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 3.4 |
Запрос предложений для всех участников | Вот за сколько дней до окончания подачи заявок заказчики по 223-ФЗ должны размещать в ЕИС извещение о запросе предложений — не менее чем за 7 рабочих дней до проведения процедуры | Ч. 23 ст. 3.2 |
Электронный запрос предложений среди МСП и самозанятых с НМЦД не больше 15 млн рублей | Не менее чем за 5 рабочих дней до проведения процедуры | Ч. 21 ст. 3.2, п. 3 ч. 3 ст. 3.4 |
Запрос котировок для всех участников | ||
Электронный запрос котировок для МСП и самозанятых с НМЦД не больше 7 млн рублей | Не менее чем за 4 рабочих дня до окончания подачи заявок | П. 4 ч. 3 ст. 3.4 |
ВАЖНО!
Если заказчик нарушит сроки публикации, ему грозит штраф (ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ). Должностному лицу придется заплатить до 5000 рублей, юридическому — до 30 000 рублей.
Как изменить или отменить извещение
По правилам, изменения или отмену проводят до окончания срока подачи заявок. После этого срока изменения возможны только при наступлении обстоятельств непреодолимой силы (ч. 5, 7 ст. 3.2 223-ФЗ). В п. 5, 26 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке по постановлению правительства № 908 от 10.09.2012 указано, что для внесения изменений в извещение о закупке заказчик по ФЗ-223 размещает перечень внесенных изменений в электронном виде, а затем формирует измененную редакцию сообщения о тендере и при необходимости дополнительно размещает скорректированную закупочную документацию, проект договора и другие документы, подлежащие размещению.
ВАЖНО!
Изменения публикуют в ЕИС в течение 3 дней после принятия решения о корректировке. Заказчику надо пересчитать и при необходимости продлить срок заявок так, чтобы до окончания их подачи оставалось не меньше половины срока, установленного локальным положением для этой процедуры (ч. 11 ст. 4 223-ФЗ). Следите, чтобы измененный заказ полностью соответствовал плану закупок (ч. 5.1 ст. 3 223-ФЗ).
Отменить тендер получится, если такая возможность закреплена в локальном положении. В 223-ФЗ нет установленных правил и формата отмены заказа. Специалисту по закупкам надлежит подробно описать процедуру во внутренних нормативах. Рекомендуется разработать и утвердить отдельный документ, в котором будут указаны причины, основания для отмены и дата принятия решения. Это обезопасит заказчика от лишних проверок со стороны контролирующих органов. Если отменяете тендер, опубликуйте в ЕИС документацию об отмене процедуры.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
В положении о закупке заказчик сам определяет способы закупки, в том числе условия и порядок заключения договора с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком | Письмо ФАС № 17/15158/19 от 27.02.2019 |
Скачать |
Об авторе этой статьи
- Александра ЗадорожневаБухгалтер, эксперт проекта
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора
Содержание
1. Что представляет собой извещение о закупке
2. Для чего необходимо извещение по осуществлению закупки
3. Изменения вносимые в извещение о закупке
4. Размещение извещения о закупке по 223-ФЗ
5. Видео-инструкция создание и размещение извещения о закупке
1. Что представляет собой извещение о закупке
Извещение о закупке представляет собой документ, в нем содержатся все сведения о заказе, который находится на этапе подготовки.
2. Для чего необходимо извещение по осуществлению закупки
Извещение о закупке готовит заказчик на основе закупочной документации. Данный документ является составной частью этой документации. Об этом сказано в ч 8 ст 4 223 ФЗ.
Если обязательства по размещению извещения о закупке не будут выполнены, то в этом случае может быть назначена административная ответственность, а это ведет за собой наложение штрафных санкций. Общая процедура по составлению и последующему размещению регулируется ст 4 223 ФЗ.
Все вносимые корректировки в извещение, должны быть размещены на официальном сайте ЕИС, как и остальные приложения, которые прикладываются к закупочной документации.
Те сведения, в состав которых входит государственная тайна, а также сведения прописанные в п 16 ст 4 223 ФЗ не должны быть размещены.
Заказчик может не выкладывать сведения, которые будут относиться к следующим заказам:
- заказы до 100 тыс руб и до 500 тыс руб (при условии того, что общий объем выручки за прошедший год будет больше суммы 5 млрд руб;
- заказы, относящиеся к финансовым и банковским услугам;
- по договорам аренды и процедуры купли-продажи гос и муниципального имущества;
- если НМЦД превышает 100 тыс руб или 500 тыс руб при заключении крупных сделок;
- при случае, когда договор с единственным поставщиком заключается на основе несостоявшейся закупки.
Проводим предварительный отбор поставщиков для дальнейшей работы по прямым договорам и субподрядам, подробнее об услуге по внесению в Программу партнерства СМП крупных заказчиков читайте по данной ссылке.
3. Изменения вносимые в извещение о закупке
Первого июля этого 2018 г были введены изменения в 505 ФЗ о 31 декабря 2017г. На основании внесенных правил, заказчик должен брать во внимание положения ч 9 ст 4 223 ФЗ.
Сведения о закупке должны включать в себя следующий перечень данных:
-
Способ закупки, который выбрал заказчик;
-
Развернутое и краткое наименование, заказчика, его юр и фактический адрес, контактный телефон и электронную почту;
-
Количественные параметры объекта заказа и предмет договора;
-
Место поставки;
-
Сведения о НМЦК и цене лота;
-
Прописывается порядок предоставления документации по закупкам, а также место и время предоставления.
В извещении в обязательном порядке должны быть прописаны место и время, в течение которого происходило рассмотрение предложений, поступающих от потенциальных поставщиков и итоговая дата, когда были подведены итоги.
Со стороны заказчика могут вноситься корректировки в извещение, но только эти изменения не должны содержать никаких противоречий положению о закупочной деятельности.
Хотите получить помощь по комплексному тендерному сопровождению ?
Для этого оставьте заявку у нас на сайте и наши специалисты с вами свяжутся!
Получить помощь
Помогаем в прохождении регистрации поставщиков и организаций на электронных торговых площадках, более точную информацию о данной услуге читайте по данной ссылке.
4. Размещение извещения о закупке по 223-ФЗ
При условии того, что организации требуется внести корректировки в извещение о закупке, то необходимо будет разместить документ с внесенными корректировками на сайте ЕИС. Срок размещения данного извещения будет составлять 3 дня со дня принятия решения об изменении, в течение них необходимо будет совершить данное действие.
При условии того, что заказ предполагает торговые процедуры, а корректировки были внесены не позднее 15 дней до дня окончания подачи заявки. Данный срок может быть продлен, чтобы с времени размещения в ЕИС всех корректировок и до момента завершения подачи заявок должно быть не меньше 15 дней.
Сведения о заказе обязаны полностью нести соответствие всем сведениям документации по закупкам.
Извещение должно быть сформировано в личном кабинете заказчика при применении функционала ЕИС. Об этом гласит Постановление Правительства под номером 908 от 10 сентября 2012 г. После того как произойдет настройка личного кабинета, заказчик может перейти в реестр и приступить к созданию извещения.
5. Видео-инструкция создание и размещение извещения о закупке
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Госзакупки
Извещение о проведении закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ — это официально публикуемое в ЕИС уведомление заказчика о том, что он намерен осуществить закупку у конкретного исполнителя.
Где прописаны правила
Порядок, в котором обязаны осуществлять закупочную деятельность государственные корпорации и бюджетные учреждения, устанавливается Федеральным законом № 223-ФЗ. Этот нормативно-правовой акт не регламентирует процесс проведения тендера детально. Заказчики сами детализируют правила для процедур в положении, часто опираясь на правила 44-ФЗ. Вот пошаговая инструкция для извещения по 223-ФЗ у единственного поставщика.
Шаг 1. Определяем, требуется ли размещать извещение
Федеральным законом не установлено, что размещение извещения о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ является обязательным для заказчиков: он указывает на то, что такие уведомления должны быть, если речь идет об открытых конкурентных процедурах — конкурсах, аукционах, запросах предложений и котировках. Публиковать уведомление по закрытым и неконкурентным процедурам — выбор конкретного заказчика.
Если внутренним положением компании установлена обязанность публиковать уведомления, игнорировать ее нельзя, это нарушение.
Федеральным законом № 223-ФЗ установлены случаи, когда, проводя конкурентную процедуру, заказчик вправе не обнародовать ее:
- если закупка совсем маленькая: до 100 000 рублей — для небольших организаций и до 500 000 рублей — для больших. Большой признается организация, чья годовая выручка превышает 5 млрд рублей;
- при закупке финансовых услуг, в том числе вкладов, кредитов, выдачи банковских гарантий;
- по договорам, предполагающим распоряжение государственным или муниципальным имуществом;
- по закрытым процедурам;
- если в отношении конкретной процедуры имеется Распоряжение Правительства РФ о неразмещении в ЕИС.
Шаг 2. Устанавливаем сроки публикации
Законодательно определены сроки размещения уведомления по конкурентным процедурам:
- конкурс — не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок на участие;
- аукцион — аналогично конкурсу;
- запрос предложений — не менее чем за 7 дней;
- котировки — не менее чем за 5 дней.
Законом не урегулированы сроки размещения извещения по 223 ФЗ у единственного поставщика, заказчик вправе исходить из правил собственного положения и плана, который принял.
Шаг 3. Определяем состав публикации
223-ФЗ одновременно с уведомлением о проводимой процедуре упоминает о закупочной документации, которая должна публиковаться вместе с уведомлением.
Если публикуется уведомление о проведении открытой конкурентной процедуры, а публикация извещений по таким тендерам обязательна и зафиксирована в законе, следует опубликовать:
- само извещение;
- документацию;
- проект будущего договора.
Состав публикации с извещением о заключении договора с единственным поставщиком определяется в положении. Никаких законодательных требований, что писать в порядок предоставления документации по 223 ФЗ, нет. Разрешается ограничиться простым уведомлением.
Шаг 4. Составляем извещение
Содержание зависит от проводимой процедуры. Если заявлена открытая конкурентная процедура, в нем должны присутствовать:
- порядок, сроки и форма подачи заявок на участие;
- регламент оценки участников: срок, критерии оценки;
- требования к потенциальным контрагентам;
- подробные характеристики закупаемых ТРУ.
Заключение договора с единственным поставщиком — неконкурентный способ, поэтому указывать в извещении перечисленную информацию необходимости нет.
В любом извещении, независимо от проводимой процедуры, следует указать:
- наименование организации-заказчика, реквизиты и контактные данные;
- предмет — товар, работа или услуга, которые подлежат поставке;
- наименование выбранной процедуры;
- начальную максимальную цену или установленную цену, если предполагается заключение договора с единственным поставщиком.
Форму и содержание извещения о заключении соглашения с единственным поставщиком заказчик вправе разработать самостоятельно на основании правил, которые он сам для себя определил в положении.
Шаг 5. Публикуем в ЕИС
Вот инструкция, как разместить извещение о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ:
- В личном кабинете выберите вкладку «Создание нового извещения».
- Выберите вид тендерной процедуры — у единственного поставщика.
- Заполните форму заявки, указав всю необходимую информацию.
- Опишите лоты.
- Загрузите закупочную документацию.
- Сохраните и опубликуйте уведомление.
Шаг 6. Публикуем протокол
Итог проведения закупочного тендера оформляется протоколом. Если имела место конкурентная процедура, протокол фиксирует общее количество поданных заявок, предложения участников и победителя, который наилучшим образом соответствует требованиям заказчика и предложил лучшие условия исполнения договора.
Протокол по результатам закупки у единственного поставщика публикуется, если того требует положение о закупке конкретной компании. Содержание протокола устанавливает заказчик. Следует обязательно указать:
- наименование заказчика;
- состав закупочной комиссии;
- предмет закупки и его цену;
- наименование контрагента, которому договор отдан на исполнение;
- обоснование способа выбора контрагента: следует сослаться на пункт положения, который позволяет проводить неконкурентный тендер в конкретном случае.
Протокол, если его издание предусмотрено положением, публикуется в течение трех дней с момента подписания.
Отмена уведомления о закупке у единственного поставщика
223-ФЗ не устанавливает жестких правил отмены грядущего тендера, поэтому если заказчик хочет оставить за собой такое право, порядок следует подробно расписать во внутреннем положении. Следует указать:
- основания для отмены тендера;
- срок до окончания тендера, когда он отменяется;
- порядок и срок возврата обеспечения заявок на участие, если заказчик требует таковое;
- возможность позднее объявить закупку с таким же предметом и начальной ценой;
- порядок уведомления участников об отмене тендера.
Внутренним распоряжением заказчик вправе утвердить единую форму уведомления об отмене тендера и пользоваться ею при необходимости.
Используйте в работе
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
Злоупотребление закупками у единственного поставщика контролирующие органы расценивают как ограничение конкуренции | Письмо Минэкономразвития № Д28и-1224 от 13.03.2017 |
Скачать |
Об авторе статьи
Гольцова Полина
юрист, специалист по госзакупкам
В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.
Другие статьи автора на gosuchetnik.ru
Вместе с эти материалом часто ищут:
Приказ о приемке товара, работ или услуг по 44 ФЗ — это внутреннее распоряжение заказчика с целью организовать процесс по оценке результатов выполнения госконтракта.
28 января 2020
В 2022 году сроки расчета с исполнителем по контракту изменили. Заплатить поставщику надо в течение 7 рабочих дней. Но есть и исключения.
12 июля 2022
Аукцион в электронной форме по 44 ФЗ — это самое популярное мероприятие в госзакупках. Победителем становится участник, который предложил минимальную цену исполнения контракта. С 01.07.2019 действуют новые правила.
29 октября 2019
Срок хранения документов по 44 ФЗ — это диапазон от 3 до 5 лет. Он устанавливается, исходя из значимости, для проверки органами контроля и решения споров хозяйствующих субъектов. С 18.02.2020 хранить документы нужно по-новому.
2 марта 2020
Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.
Отличие от 44-ФЗ
Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:
- что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
- что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
- что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).
На кого распространяется закон 223-ФЗ
Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:
- Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях — более 50%.
- Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.
Подготовка к закупочной деятельности
Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
- Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
- Разработка и утверждение Положения о закупке.
- Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
- Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.
Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:
- Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
- Порядок проведения процедур.
- Все, что касается сроков.
- Критерии оценки поставщиков.
- Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
- Порядок оплаты.
- Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.
Публикация сведений в ЕИС
Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:
- планы закупки,
- извещения о закупке,
- документацию, в том числе проект договора,
- протоколы, которые составляются в ходе закупки.
Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:
- связанных с государственной тайной;
- включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.
Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.
Самое важное для заказчика
Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.
Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:
- Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
- на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
- на размещение изменений в извещение — 3 дня;
- размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
- разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
- протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
- на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
- изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
- ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
- раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.
Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.
Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок
Срок / условия для МСП |
Срок для прочих участников |
Конкурс, аукцион |
|
|
7 дней |
Запрос котировок |
|
4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей | 5 рабочих дней |
Запрос предложений |
|
5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей | 7 рабочих дней |
(введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ)
1. Конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
2. Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
3. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
4. Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.
5. Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
6. Решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения.
7. По истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
8. Для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) по результатам проведения конкурентной закупки заказчик создает комиссию по осуществлению конкурентной закупки.
9. Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
10. Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
11. Участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. Участник конкурентной закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в такой закупке является измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в такой закупке.
12. Протоколы, составляемые в ходе осуществления конкурентной закупки, а также по итогам конкурентной закупки, заявки на участие в конкурентной закупке, окончательные предложения участников конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, извещение о проведении запроса котировок, изменения, внесенные в документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке хранятся заказчиком не менее трех лет.
13. Протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;
4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);
5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;
6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
14. Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее — итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) утратил силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);
7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
15. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.
16. Под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
17. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
18. Под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее — «шаг аукциона»). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.
19. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
20. Под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
21. При проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
22. Под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
23. При проведении запроса предложений извещение об осуществлении закупки и документация о закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения такого запроса.
24. Конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов.
25. Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением случая проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона, при котором обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется в соответствии с частью 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.
(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 109-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
26. Возврат участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится в следующих случаях:
1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;
2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).
27. Заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей. В случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.
28. По итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и в случаях, которые установлены заказчиком в положении о закупке.