Ремонт гармошек своими руками пошаговая инструкция

Все о ремонте гармони

Содержание

  1. Виды и причины поломок
  2. Инструкция по ремонту
  3. Полезные советы

Как начинающему, так и опытному музыканту, играющему на гармони, следует знать о наиболее популярных причинах и видах поломок, а также уметь их быстро и качественно исправить. В противном случае пользователь может столкнуться с более опасными повреждениями, из-за которых музыкальный инструмент часто не подлежит замене — приходится приобретать новое изделие.

Виды и причины поломок

Перед тем как заниматься ремонтом гармони, следует ознакомиться с наиболее популярными разновидностями поломок, а также узнать об их причинах возникновения. Условно неисправности музыкального инструмента делятся на внешние или внутренние виды. Если первый тип довольно легко обнаруживается вследствие визуального осмотра гармони, то второй – выявляется при помощи диагностики инструмента.

Основная причина внешних неисправностей — это небрежная эксплуатация музыкального инструмента или случайные повреждения механического характера. В последнем случае наблюдаются следующие факторы: падение гармони на любую твердую поверхность, пренебрежение основными рекомендациями по использованию и многое другое.

Помимо вышеописанных причин, спровоцировать внешние поломки могут другие внешние условия. Например, музыкальный инструмент довольно часто ломается из-за повышенной влажности, неправильного хранения или банального устаревания комплектующих деталей гармони.

В группу внешних поломок относятся следующие неисправности:

  • изнашивание внешнего пружинного элемента;
  • заедание кнопок, расположенных на мелодической и басовой клавиатуре;
  • внезапно появившийся люфт кнопочных элементов;
  • различные неисправности в механической составляющей;
  • повреждения корпуса;
  • ярко выраженная декомпрессия;
  • разрыв или износ конструкционного меха.

Что касается внутренних неисправностей, подобные проблемы практически во всех случаях являются следствием производственного брака. Если такие поломки наблюдаются, музыканту необходимо как можно быстрее обратиться по гарантийному сроку для замены инструмента.

Наиболее распространенные внутренние дефекты:

  • неправильный строй голосов с невозможностью дальнейшей регулировки;
  • неудовлетворительное состояние таких конструкционных элементов, как голосовые планки и лайка;
  • ярко выраженная разгерметизация или ухудшение эксплуатационных характеристик меха;
  • неправильные зазоры, наблюдаемые между голосниками и голосами.

Если внешние поломки довольно быстро обнаруживаются и исправляются, то внутренние конструкционные проблемы могут не замечаться, что часто приводит к дальнейшему разрушению музыкального инструмента.

Несвоевременно выявленные невидимые неисправности — это основная причина полной замены гармони в силу слишком дорогостоящего ремонта.

Инструкция по ремонту

Обычно мелкие или незначительные неисправности пользователь гармони может отремонтировать самостоятельно. Главное — это руководствоваться пошаговыми инструкциями, а также обратить внимание на дополнительные рекомендации. В противном случае повышается риск поломки других, более важных компонентов инструмента, замена которых стоит значительно дороже.

Самостоятельно можно произвести замену неисправных или западающих кнопок, устранить нежелательный люфт, а также устранить трещины на корпусе и заменить пружинные компоненты. В большинстве случаев пользователю придется приобретать дополнительные запчасти, которые доступны для свободной продажи в специализированных магазинах.

Замена практических всех неисправностей осуществляется посредством частичной разборки музыкального инструмента. Данный процесс лучше рассмотреть на примере наиболее распространенной поломки, касающейся снижения эксплуатационных характеристик меха.

Пошаговый алгоритм ремонта и замены меха с частичной разборкой гармони.

  • Снять основной крепеж меха из корпуса. Обычно крепежными конструкциями выступают небольшие гвозди со шляпками, которые расположены по всему периметру детали. Подобные комплектующие элементы снимаются при помощи кусачек торцевого типа.
  • Поочередно изъять коробки меха из внутренних гнезд. Подобный конструктивный элемент выглядят как небольшая планка из дерева или уплотненного и многослойного картона, которая соединяет между собой торцевые детали меха. Данный шаг необходим для более тщательной диагностики музыкального инструмента.
  • Проанализировать качество уплотнителей, и осмотреть мех. В качестве уплотняющего материала обычно используются кожаные вставки. Если деталь разорвана, деформирована или спрессована, ее лучше сразу же поменять на новую.

Если в процессе анализа целостности конструкционных элементов наблюдаются те или иные неисправности, их следует аккуратно вынуть из фиксирующих скоб, и произвести замену такими же или аналогичными деталями. Что касается меха, в данном конструкционном элементе также рекомендуется проверить качество угловых держателей.

Вне зависимости от выявленной проблемы и используемого метода ремонта, специалисты советуют всегда открывать мелодическую сетку корпуса и торцевую крышку клавиатуры. Именно внутри этих конструкционных элементов наблюдается наибольшее количество деформаций и повреждений.

Если необходимо проделать тщательную и качественную реставрацию музыкального инструмента, лучше всего обратиться в специализированную компанию, которая занимается изготовлением корпусных запчастей, включая гармошку, ремни, гриф, клавиши и другое.

Полезные советы

Помимо вышеперечисленных инструкций, следует обратить внимание на дополнительные полезные советы, которые значительно упрощают ремонт музыкального инструмента своими руками. Представленные рекомендации выведены многолетним опытом и квалификацией специалистов и профессиональных музыкантов. Например, если клавиша музыкального инструмента слишком часто зависает, следует снять внешнюю сетку или крышку корпуса, после чего нажать на кнопку и проследить за ее действием внутри гармони. В этом случае можно довольно быстро и просто обнаружить самому слетевшую или лопнувшую пружину, а также выявить другие, более опасные неисправности.

При слишком тугом нажатии клавиши необходимо открыть корпус, снять мех и тщательно прочистить механические элементы, приводящие в действие кнопку. Для более эффективного и быстрого извлечения мусора, грязи или пыли рекомендуется использовать обычную щетку для покраски стен. В некоторых случаях можно применять тонкие и небольшие кисти, которые отлично подходят для очистки мелких деталей.

Если в магазине отсутствуют запасные кнопки, при этом голосовая клавиша сильно треснула или отвалилась, пользователь может временно заменить данный конструкционный элемент новой клавишей, которая используется намного реже деформированной. Для этого обычно берется кнопка, расположенная в самом низу музыкального инструмента — ближе к грифу и ремню. В процессе приклеивания нового фиксатора или прокладки следует тщательно сводить их углы с деревянным или пластиковым материалом. В противном случае могут наблюдаться повторные неисправности. При этом слишком большой стык может ухудшить визуальные характеристики гармони.

Если установка меха осуществляется обратной техникой, фиксирующие гвозди следует подбивать непосредственно во внутренние разъемы. В данном случае можно использовать специализированные резиновые наконечники, которые не деформируют гвозди и способствуют более эффективному проведению ремонтных работ. Что касается реставрации музыкального инструмента, единственное, что может сделать пользователь, — это поменять ремни и основной гриф гармонии.

При наличии достаточных навыков можно также покрасить гармонь в любимый цвет, однако в данном случае следует использовать специализированное вещество, которое не способно негативно повлиять на конструкционные и эксплуатационные характеристики изделия.

В следующем видео вас ждут некоторые лайфхаки для ремонта гармони.

Большинство промышленно выпускаемых гармоник имеют мелкие производственные дефекты. К счастью устранение их не требует особых усилий и много времени. В основном встречаются следующие дефекты:

1) Подкрученные или погнутые язычки. Для правильного звучания их надо выпрямить.
2) Подкрученные или погнутые пластины. Их надо выпрямить для лучшей герметичности гармоники.
3) Не правильные зазоры между пластиной и язычками. Необходима регулировка для правильного прохождения воздушного потока.

В этой статье мы опишем способы устранения этих проблем на примере гармоники Hering Octave, но всё ниже написанное применимо и к другим гармоникам, правда с некоторыми вариантами, такими как использование винтов вместо гвоздей, пластикового корпуса вместо деревянного, но техника остается та же.

Итак, вам могут потребоваться следующие вещи:

1) Маленькая отвертка, если вместо гвоздей используются винты
2) Набор надфилей
3) Перочинный нож
4) Нож с твердым лезвием (скальпель)
5) Набор зубных инструментов (понадобится только игла)
6) Молоток
7) Ровный стол с твёрдым покрытием
8) Маленькие щипцы
9) Увеличительное стекло

Прежде чем мы начнём, хотелось бы предупредить. НОЖИ ОСТРЫЕ! (какие ваши – не знаю). Если нож сорвется то может причинить неприятности как Вам так и гормонике. Гвоздики выполнены из очень мягкого материала и при неосторожном движении могут быть перерезаны или помяты.

1. Снятие накладок.

Просунем скальпель между крепёжным ушком и корпусом, повернём скальпель чтобы приподнять ушко прмерно на 2мм

Гвоздики также немного вылезут. Перочинным ножом вернём ушки в обратное положение, гвоздики останутся торчать.

Вытащим их щипцами так чтобы не погнуть, и положим в коробочку, чтобы не потерялись.

Со щипцами обращайтесь осторожно, не повредите гвоздики и их шляпки.

2. Снятие пластин.

Чтобы не перепутать, какая пластина где стояла, пометте их маркером. На новых гармониках пластины имеют тенденцию прилипать к гребенке. Причина кроется в следующем, для лучшей герметичности гребенка по периметру покрывается герметиком. Осторожно (дерево очень мягкое) просовываем скальпель между гребенкой и пластиной поближе к гвоздю, поворачивая скальпель приподнимаем пластину на несколько милиметров.

Потом тоже самое делаем перочинным ножом и приподнимаем пластину еще больше.

Когда оба гвоздика приподнимутся достаточно чтобы их вытащить, вытаскиваем их щипцами и при этом не сильно сдавливаем. Кладем их отдельно от гвоздиков которыми крепились накладки. Так же вытаскивам остальные гвоздики, нож ставим под кажды гвоздик.

3. Выпрямление пластин.
Кладем пластину на стол, язычками вверх. Если один из краев приподнят больше чем на миллиметр или два, придётся выравнивать. Если для крепления пластин используются винты, стягивающие обе пластины, соответственно выравнивать не обязательно. Если пластина перекручена (по диагонали противоположные углы приподняты). Раскручиваем пластину в обратную сторону. Делаем это осторожно и постоянно следим за результатом, чтобы не закрутить в другую сторону. Если пластина изогнута дугой то нам потребуется ровный цилиндр около 5 см или больше в диаметре. Кладем пластину на цилиндр, и большими пальцами, давя на пластину, гнем её. Давим осторожно чтобы не перегнуть, соответственно постоянно проверяем что у нас получается.

4. Выравнивание язычков.

Сначала разберемся.

Проверяем каждый язычок (польуемся увеличительным стеклом что), ищем изгибы, если нашли то подкладываем под язычок что-нибудь твердое толщиной оклол 0.05 мм, чтобы язычок не проваливался в прорезь пока вы его правите. Обратной стороной скальпеля проводим несколько раз вдоль язычка от его основания к кончику. Проверяем, что у нас получилось.

Если не получается то придётся осторожно выгибать язычок. Сначала надо определить центр изгиба и в какую сторону изогнут язычок. Подложить под место изгиба тонкую иглу. Используя скальпель выгнуть язычок. Действуем осторожно и медленно, постоянно проверяя что у нас получается.

То же самое для других язычков.

5. Проверка зазоров.

Держите пластину перед источником света, перпендикулярно линии взгляда так чтобы между пластиной и язычками был просвет. Это зазор должен быть примерно одинаковым с обеих сторон язычка. Будет легче если опустить язычки на уровень пластины. Если вы нашли слишком сильно отклонённый язычок, надо его центрировать. Это не всегда легко сделать. Попробуем вставить скальпель между язычком и пластиной, и попытаемся сдвинуть язычок в нужную сторону, не забыв подложить что-нибудь мягкое между скальпелем и пластиной. Если язычок не очень крепко держится, он подвинется. Если заклёпка очень сильно ослаблена то можно попутаться подтянуть. Для этого надо положить пластину на твердую поверхность, и со стороны язычка, через проставку легонько стукнуть молотком по заклёпке. Естественно, проверить что у нас вышло. Если язычок очень крепко прклёпан то будет проще его не трогать, чтобу его подвинуть, возможно, придётся убирать заклёпку, а потом её ставить на место.

Теперь проеряем чтобы все отверстия для язычков были чистыми. Иногда, во время штамповки пластин, в отверстиях остаются кусочки метала, используйте скальпель чтобы это убрать. Также посмотрите углы в отверстиях, они должны быть прямыми. Если они скруглены, то вам придется выравнивать их скальпелем. Опять же, действуем очень аккуратно.

6. Зазор между ковчиком язычка и пластиной.

Оптимальный зазор зависит от персонального стиля игры, и пройдет несколько лет пока вы разберётесь, что для вас правильно. Обычно зазор примерно равен толщине кончмка язычка, где-то между 0.13мм и 0.18мм. Если зазор слишком большой, то проще опустить язычок с помощью вашего ногтя. Надо надавить у основания язычка, но не сильно, иначе язычок може сломаться.

Если зазор слишком маленький, поступаем так же, только с обратной стороны. Можно также просунуть иглу под язычок и двигать её к основанию язычка.

mg11.jpg

7. Установка пластин.

Положить пластину на гребенку (убедитесь в том, что вы взяли правильную пластину и отверстия совпадают). Берем гвоздики, мочим их и вставляем в первое отверстие. Следующий гвоздик вставляем в отверстие находящееся по диагонали в противоположном углу и т.д. Следим за тем, чтобы все гвоздики попадали в старые отверстия. Когда все гвоздики будут установлены, плоской стороной ножа вдавливаем их до конца.

То же самое для другой пластины.

8. Установка накладок.

Установить одну накладку, вдавить гвиздики руками на сколько возможно. Так же установить другую накладку. На твердую поверхность положить кусочек войлока и на него, торцом поставить гармонику. Положить сверху еще кусочек войлока и осторожно стукнуть молотком чтобы крепёжнуе ушки встали на место. Перевернуть гармонику и повсторить. Бейте аккуратно, не сломайте гармонь.

Всё!

Небольшая информация о деревянном корпусе и гвоздиках.

На многих “Профессиональных” гармониках используется деревянный корпус. Есть две причины – дешовое производство (комплексы производящие пластиковые корпуса очень сложные и поэтому дорогие) и традиция. Дерево абсорбирует влагу и увеличиваясь в обьеме закрывает щели между пластинами и гребенкой. По этой причине окрашивается только внешняя сторона корпуса, используемые гвоздики, во время расширения дерева не зажимают корпус, в отличии от винтов. Использование винтов совместно с непропитанным деревянным корпусом может привести к поломке корпуса.

Перевод: Argus (Argu3@yandex.ru), 2001-07-06
Оригинал www.double-reeds.com

В процессе эксплуатации гармони в резонаторах образуются дефекты, которые можно объединить в следующие группы:

1. Полное или частичное разрушение клеевых соединений:

  •  отклеивание розеток и верхних брусков от средников;
  • отклеивание брусков крепления резонаторов от розетки
    и средника;
  • отклеивание перегородок и клецев от средника;
  • расслоение фанерных розеток и средников.

2. Разрушение материала резонаторов (раскалывание, перелом):

  • раскалывание верхних брусков от гвоздей и крючков, крепящих планки;
  • выкалывание перегородок и клецев;
  • раскалывание средников c образованием сквозных щелей между воздушными камерами и внешней средой;
  • раскалывание подоктавных брусков y басовых резонаторов;
  • разрушение бруска крепления резонатора в результате многократного съема и установки резонатора.

3. Деформация всего резонатора или его деталей:

  • деформация средника резонатора;
  • деформация розеток в поперечном направлении.

Виды дефектов резонаторов и их причины

Дефекты резонаторов образуются в результате хранения инструментов в помещении c повышенной влажностью или c температурой, колеблющейся в больших пределах.

Кроме того, дефекты могут возникнуть в результате падения гармони, сильных толчков и т. д. Не исключена возможность появления дефектов в результате выявления скрытых производственных недоделок, таких как некачественная склейка деталей, недосушка материала, большие внутренние напряжения в древесине и т. д.

Особенно часто по этой причине расслаивается фанера розеток и деформируются средники.

Выявление дефектов резонаторов

Все перечисленные дефекты в той или иной степени ухудшают качество звучания инструментов: уменьшают громкость или вызывают одновременное звучание нескольких язычков, ухудшают возбудимость язычков или увеличивают расход воздуха. Поэтому их можно в большинстве случаев выявить путем проигрывания на инструменте.

Для определения причин плохого звучания необходимо разобрать гармонь и тщательно проверить планки и резонаторы.

Выявление дефектов резонаторов следует начинать с проверки прочности и точности установки резонаторов. Если резонатор установлен правильно, дефекты следует искать в монтаже планок на резонаторы. При отсутствии дефектов в монтаже голосовых планок на резонаторы (щели между планками и резонатором хорошо пролиты мастикой) следует снять планки и проверить резонаторы. Проверке подвергают все клеевые соединения и детали резонатора.

У съемных резонаторов между декой и розетками может проходить воздух из-за неплотных стыков лайковых прокладок на розетках или их неодинаковой толщины.

Последовательность операций при ремонте и перечень материалов

Ремонт резонаторов относится к мелким столярным работам, но кроме знаний столярного дела мастер должен иметь понятие еще и о явлениях, относящихся к звукообразованию в инструменте в целом и в резонаторах, в частности.

rezonatory-garmoni
Последовательность рабочих операций во время ремонта зависит от степени и характера разрушений на резонаторах, но более типичным является следующий порядок работы:

  • сначала с розеток снимают непригодную уплотнительную лайку.
  • при зазорах в клеевых соединениях отклеивают розетки и другие отдельные детали. Чтобы не образовалось вмятин, сколов и вырывов, отсоединять детали надо тонким ножом или стамеской.
  • при помощи столярного ножа, стамески и цикли очищают старый клей c деталей.
  • заготавливают новые детали взамен непригодных и подгоняют их. Новые детали рекомендуется изготовлять из тех же пород древесины, что и резонаторы или близких к ним пород по физико-мехaничeским свойствам и цвету
  • склеивают старые и новые детали (перегородки, клецы и др.) столярным клеем и сушат в течение четырех часов. Клеевые соединения резонаторов должны быть прочными и обеспечивать полную герметичность.
  • выравнивают наружные поверхности, очищают пыль со склеиваемых поверхностей и приклеивают розетки на резонаторы c последующей запрессовкой, после чего дают необходимую выдержку для высыхания клея.
  • шлифуют розетки шкуркой вручную или на шлифовальном станке, снимают пыль и проверяют качество ремонта. При осмотре резонаторов особое внимание обращают на плотность и прочность приклейки всех перегородок, розеток и клецев.
  • лакируют наружные поверхности, если это было предусмотрено при выпуске инструмента фабрикой или дефектной ведомостью. Лакировка поверхностей резонаторных накладок должна быть ровной, без воздушных пузырьков, с глянцем. На поверхностях резонаторов не должно быть загрязнений, подтеков клея, лака, мастики.
  • приклеивают на розетки уплотнительную лайку так, чтобы не оставались зазоры на стыковых соединениях. Лайка должна иметь одинаковую толщину, быть ворсистой, мягкой и обеспечивать полную герметичность в соединении резонатора с декой.

Перечень материалов, применяемых при ремонте резонаторов гармони:

  • куски качественной березовой или буковой фанеры,
  • древесина хорошего качества: еловая или пихтовая, ольховая, липовая, березовая, буковая,
  • столярный клей,
  • лайка,
  • шлифовальная шкурка различных номеров.

Качество отремонтированных или изготовленных вновь резонаторов для гармони должно отвечать следующим техническим требования:

  • все наружные и внутренние поверхности должны быть ровными и гладкими, заусенцы, вырывы, сколы нe допускаются.
  • розетки должны быть ровными, гладкими и плотно прилегать к деке без лайки.
  • клеевые соединения должны быть надежными и плотными. Уплотнительная лайка на розетках должна иметь одинаковую толщину и мягкий ворс, способная образовать
    герметичность между декой и розеткой.
  • во избежание вмятин и вырывов от крепежных шурупов или крючков нижние концы верхних брусков должны быть окованы металлом или оклеены техническим целлулоидом.
  • окраска и лакировка (если она предусматривается) должна быть ровной, без подтеков и загрязнений.

Читайте,также:
—Компания «Harmonikas» (Чехия).Производство голосовых планок.

  1. Форум

  2. Гармонь, технические аспекты

  3. Обслуживание и ремонт

  4. Ремонт басовой механики на Шуйской гармошке

Ремонт басовой механики на Шуйской гармошке


8 года 5 мес. назад #30396
от Владимир artGarmon

Доброго всем времени суток!
Решил поделиться своим опытом переборки басовой механики и переклейки лайки на клапанах на Шуйской гармошке Чайка 2. По времени сея процедура занимает, по крайней мере у меня, часа 2 максимум. После этого и компрессия будет абсолютно жесткая (если сами меха не травят), и постореннего гула никакого не будет, и клавиши не западут, да и лайка не отвалится… Отремонтированная таким образом гармошка служит всеми уже более 5 лет, каких-либо проблем с басовой механикой не было.
1. Нам понадобится:

Вложенный файл:

… еще ацетон, в котором от старого клея будем «вымачивать» для очистки алюминиевые клапана.
… в шприце — льяное масло для смазки узлов механики.
… белые рулончики — двухсторонняя липка лента толщиной 1 мм.
… кусачки надо такие вот длинные — ими очень удобно поджимать и подгибать «дебри» механики гармошки.

2. Разбираем все, выкладывая кнопки с наводящими по порядку:

Вложенный файл:

Вложенный файл:

3. Аккуратно снимаем каждый клапан:

Вложенный файл:

4.

Вложенный файл:

5. Отделяем лайку от клапана, отчищаем их от того, что отваливается. Алюминиевые клапана погружаем в ванночку с ацетоном минут на пять:

Вложенный файл:

Вложенный файл:

Вложенный файл:

Вложенный файл:

6. Тряпочкой отчищаем клапана:

Вложенный файл:

7. Клеим их на липку ленту:

Вложенный файл:

Вложенный файл:

8. Клеим лайку:

Вложенный файл:

9. Возвращаем все на круги своя:

Вложенный файл:

… вот таким вот образом:

… по такой вот схеме:

Вложенный файл:

… и не забудьте смазать льяным маслом все места в механике, где имеется трение металла B)

Спасибо сказали: Алексей Прохоров, Константин Шубин, Валерий, Алексей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 4 мес. назад #30461
от Степан

а чем заменить трухлявый дерматин, которые прижимается на спицах к клапанам?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 4 мес. назад #30462
от Николай Писарцев

Это не дерматин,а резиновый ниппель от велосипеда.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 4 мес. назад #30463
от Александр Морозов

Степан пишет: а чем заменить трухлявый дерматин, которые прижимается на спицах к клапанам?

Если Вы о втулках, надетых на концы клапанных рычагов, и обжатых усиками, выштампованными на металлических клапанах (то есть как на представленном здесь фото №3 гармони «Чайка 2»), то лучше всего для них годится, пожалуй, резиновая ниппельная трубочка, применяющаяся в ниппелях некоторых велосипедных камер, а также при изготовлении рыболовных снастей, либо её силиконовые аналоги. Если же речь идёт о деревянных клапанах, то там, как правило, используют держатели из кусочков лайки.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 4 мес. назад #30596
от Sergey Katruk

Владимир, лайку на войлок клеили ?
Иначе же будет стук ….

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 4 мес. назад #30601
от Владимир artGarmon

На липкую ленту. Разницы в плане «стука» что с войлоком, что с липкой лентой не заметил.

Спасибо сказали: Алексей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  1. Форум

  2. Гармонь, технические аспекты

  3. Обслуживание и ремонт

  4. Ремонт басовой механики на Шуйской гармошке

Время создания страницы: 0.379 секунд

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ремонт водонагревателя термекс 80 литров своими руками пошаговая инструкция
  • Ремонт витафона своими руками пошаговая инструкция
  • Ремонт видеокарт своими руками пошаговая инструкция
  • Ремонт венских стульев своими руками пошаговая инструкция
  • Ремонт автоматического зонта своими руками пошаговая инструкция