Ремонт кондиционера своими руками пошаговая инструкция

Сплит-системы с каждым годом становятся всё популярнее. С их помощью можно поддерживать оптимальную температуру воздуха в помещениях различной площади и назначения. Они имеют доступную стоимость, а набор полезных функций позволяет использовать их не только летом, но и зимой, в качестве дополнительного отопительного прибора.

Ломается такое оборудование нечасто. В большинстве случаев оно способно прослужить намного больше гарантийного срока. Но, в случае неправильного использования и обслуживания, неизбежны поломки. В некоторых случаях можно осуществить ремонт сплит-системы своими руками, не пользуясь специфическими инструментами.

Но как обнаружить причину неисправности и устранить поломку? Об этом мы поговорим в нашей статье. Также рассмотрим более редкие неисправности и методы профилактики.

Содержание статьи:

  • Основные узлы оборудования
  • Диагностика неисправностей в сплит системе
    • Поломка №1 — система не запускается
    • Поломка №2 — капает вода
    • Поломка №3 — неприятный запах
    • Поломка №4 — плохое охлаждение
    • Поломка №5 — подача теплого воздуха
    • Поломка №6 — подача горячего воздуха
    • Поломка №7 — компрессор не работает
    • Поломка №8 — малая длительность работы
  • Более редкие неисправности
  • Как избежать поломок оборудования?
  • Выводы и полезное видео по теме

Основные узлы оборудования

Самостоятельно починить климатическое оборудование не получится, без знания всех его элементов.

Предлагаем разобраться из чего состоит сплит-система:

  • компрессорно-конденсаторный блок (наружный);
  • испарительный агрегат (внутренний блок).

Каждый из блоков содержит определенные детали. К внешней части оборудования относятся: компрессор, конденсатор, четырехходовой клапан, плата управления, вентилятор, фильтр, корпус.

Внутренняя часть техники монтируется в помещении. А состоит внутренний блок из: передней панели, фильтров (грубой и тонкой очистки), испарителя, панели индикации, вентилятора, поддона для конденсата, управляющей платы.

Управляющая плата

В кондиционерах очень много электроники. Она дает возможность управлять процессом регулирования температуры. Платы состоят из нескольких десятков электронных компонентов, которые также чувствительны к загрязнениям

Также в оборудовании есть система медных трубок. По ним перемещается хладагент — фреон. Во время работы техники он находится в двух состояниях: газообразном и жидком. Поэтому трубки в  отличаются в диаметре.

Диагностика неисправностей в сплит системе

Перед тем, как заняться починкой сплит-системы, нужно приблизительно понять, где искать неисправность. Для этого существуют коды ошибок, которые высвечиваются на дисплее современной техники. Если климатическое устройство без дисплея, то об ошибке может свидетельствовать мигание индикаторного светодиода или будут раздаваться звуковые сигналы.

У каждого производителя техники собственные коды, свидетельствующие о неисправностях. Чтобы их расшифровать можно воспользоваться технической документацией к оборудованию. Расшифровку можно найти и в интернете, введя модель техники.

Знание кодов ошибок поможет сократить время поиска повреждений и попытаться справиться с ремонтом своими силами. Но если речь идет о серьезной неисправности, то здесь желательно обратиться к опытным специалистам. Они знают технику безопасности и у них есть контрольно-измерительные приборы для диагностики техники.

Таблица основных кодов неисправностей

В таблице указаны некоторые коды ошибок. Современные сплит системы обладают функцией самодиагностики, что позволяет точнее определять причину и место неисправности

Поломка №1 — система не запускается

Вероятнее всего в этом случае есть повреждение электрического кабеля.

Если напряжение в сети есть, но компрессор, вентиляторы и приборы индикации не работают, то нужно искать проблему в следующих местах:

  • сетевой розетке;
  • кабеле и сетевой вилке;
  • разъемах питания на управляющей плате.

Чаще всего причина кроется в отсутствии напряжения, но бывает, напряжения в сети не достаточно для корректной работы устройства. Чаще всего это происходит из-за перегрузки внутридомовой сети. Если в розетке напряжение около 220 В, то следует прозвонить сетевой шнур с вилкой.

Сделать это можно с помощью мультиметра или простой «прозвонки». Кабель состоит из трех проводов. Повреждение одного из них может привести к прекращению подачи питания на плату и другие органы сплит-системы. Если кабель цел, то нужно проверять напряжение в месте его подведения.

Также причиной отсутствия подачи электроэнергии на технику могут служить севшие батарейки в пульте, неработающий пульт или кнопка включения оборудования.

Оборудование для ремонта сплит-систем

У каждой неисправности есть своя причина. И чтобы её обнаружить необходимо соблюдать последовательный алгоритм действий. В диагностике электронных и электрических узлов техники мультиметры, лучшие помощники

Поломка №2 — капает вода

С этой малоприятной проблемой сталкиваются многие владельцы сплит-систем. Чаще всего она свидетельствует о засорении дренажного трубопровода.

Засор может быть двух типов:

  • механический — в трубки забивается грязь;
  • климатический — случается в холодное время года, когда некоторые участки трубопровода могут промерзать, вследствие чего образуются ледяные пробки.

Механические загрязнения бывают крайне редко. В этом случае нужно будет прибегнуть к ручной прочистке загрязнений, но можно использовать компрессор. Доступ к трубкам дренажной системы осуществляется в месте отвода жидкости.

Во втором случае нужно просто растопить промерзшие участки дренажного трубопровода. Для этой цели можно пользоваться промышленными или паяльными фенами, но при сильных морозах делать эту процедуру не рекомендуется.

Если ваша сплит-система не просто капает, а течет в комнату, рекомендуем ознакомиться с более детальной информацией о способах устранения подобной проблемы.

Поломка №3 — неприятный запах

Это свидетельствует о засоренном фильтре. Когда воздух, подаваемый вентилятором внутреннего блока обладает неприятным запахом, это говорит о начале размножения различных бактерий на поверхности загрязненного фильтра. Менять его нужно немедленно, чтобы он не привел к возникновению болезней.

Загрязненный внутренний блок сплит-системы

Чтобы не допускать такого состояния техники, необходимо раз в две недели проводить сухую уборку внутреннего блока. Это касается не только наружной части оборудования, но и фильтров

Но, замена такого фильтра может не решить проблему с плохим запахом. Это связано с тем, что загрязнения уже могут находиться и на других частях внутреннего модуля. Поэтому, крайне желательно промыть основные детали или заказать комплексное обслуживание.

Поломка №4 — плохое охлаждение

Есть несколько разновидностей такой поломки. Рассмотрим ситуацию с плохим охлаждением, к которой добавляется капание воды. В этом случае главная причина кроется не столько в засорении дренажной системы, как в засорении фильтров (грубой или тонкой очистки).

Пыль не оседает на фильтрующем полотне, а наслаивается на поверхности испарителя. Это препятствует отдаче холода, из-за чего вентилятор и подает недостаточно охлажденный воздух. А вода капает из-за того, что трубки промерзают или грязь попала в дренаж. Первый случай наиболее частый.

Чтобы устранить самостоятельно эту неисправность, необходимо заняться чисткой фильтров. Чтобы полотно не деформировалось, нужно мыть его под струей холодной или теплой воды, но не горячей. Можно использовать специальные моющие средства или обеззараживающие вещества.

Пыль с трубопровода можно сдуть с помощью компрессора или пылесоса. Более тщательно загрязнения можно убрать, если полностью разобрать блок. Но, не рекомендуется это делать без должных навыков.

В случае, когда плохое охлаждение дополняется выключением компрессора, причина кроется в загрязнении наружного блока. Если за пределами помещения много пыли, пуха или находится рядом автотрасса, то радиатор и конденсатор достаточно быстро покроются слоем грязи. Это вызывает перегрев компрессора, что приводит к его отключению.

Обслуживание наружного блока системы

Наилучший доступ к наружному блоку сплит системы можно получить, если он установлен на первом этаже или на крыше. В других случаях обслуживать внешнюю часть техники проблематично

Недостаточное охлаждение является причиной затрудненного воздухообмена. Устранить это можно, убрав всю грязь с вентилятора, радиатора и конденсатора. Можно пользоваться мыльной водой и щеткой, а можно и современными моющими машинами, парогенераторами.

Главное – это безопасность во время проведения работ. Так как компрессорно-конденсаторный агрегат находится снаружи помещения, то для его очистки чаще всего придется пользоваться услугами промышленных альпинистов.

Если компрессор работает постоянно или с редкими выключениями, а охлаждение очень слабое, то это говорит о недостатке фреона в системе. Малое количество хладагента может объясняться двумя причинами: его утечка из-за механического повреждения трубопровода или естественное испарение.

Так как фреон – это газ, то ему свойственно испаряться даже из неработающей техники. Соответственно, правильным решением в этом случае будет заправить сплит-систему фреоном нужной марки. Узнать марку хладагента можно исходя из информации в технической документации к технике.

Фреон продается в специальных емкостях. Но, покупка хладагента – это полдела. Его еще нужно заправить в систему, не превышая необходимого объема. Существует несколько способов заправки и все они требуют наличия навыков и специальных инструментов.

Проще всего заправить сплит-систему фреоном, контролируя давление в трубопроводе. Это делается с помощью манометра. Рекомендуем ознакомиться с правилами самостоятельной заправки фреоном.

Заправка сплит-системы фреоном

Самостоятельная замена фреона самый трудоемкий процесс для владельцев сплит систем. Чтобы сделать это правильно, желательно обладать профессиональным оборудованием

Когда трубопровод поврежден, то нужно найти неисправность. Иногда для этого придется разбирать оба блока, чтобы найти трещину или скол в трубках. Их можно запаять или заменить на новые, если повреждений много и трубки в плохом состоянии. После этого осуществляется дозаправка климатического устройства фреоном.

Поломка №5 — подача теплого воздуха

Если сплит не охлаждает, а наоборот – подает теплый воздух, это говорит о том, что фреон выкипает до попадания в испаритель. Выкипает он раньше по причине засора капиллярных трубок. Возникает разность давлений, вследствие чего хладагент отдает холод до вентилятора, а вентилятор подает теплый воздух.

Компрессор при этом может работать более длительное время или вообще без выключения.

Медные капиллярные трубки

Капиллярные трубки изготовлены из меди, поэтому они отличаются гибкостью и восприимчивостью к деформациям. Это говорит о том, что нужно проводить мероприятия по прочистке крайне аккуратно

Решить эту проблему можно прочисткой засора или заменой капиллярных трубок. Чистится засор проще всего с помощью компрессора. Но, силы сжатого воздуха может не хватить, особенно, если засор полный или они множественные.

В этом случае можно прибегнуть к гидравлической чистке или промывке трубопровода специальными растворителями. Зачастую это помогает, но отнимает много времени. Проще заменить капиллярные трубки, но это дорогостоящая услуга.

Поломка №6 — подача горячего воздуха

Включенный режим обогрева при выборе функции охлаждения говорит только об одном: неисправен четырехходовой клапан. Именно от него и зависит смена режимов. Такая неисправность сплит-системы редкая, и её устранение возможно своими силами. Понадобится отыскать клапан.

Далее можно сделать следующее:

  • отремонтировать — в большинстве случаев он просто заклинивает и его работу можно возобновить;
  • заменить на новый;
  • удалить из системы — отпаяв его от техники удастся возобновить подачу холодного воздуха, но придется пожертвовать режимом обогрева.

В любом случае, не обязательно обращаться к мастеру, за исключением незнания техники безопасности и основных элементов сплит-систем.

Поломка №7 — компрессор не работает

Причин у этой неисправности несколько. Это может быть выход из строя самого компрессора, пробой или потеря емкости конденсаторов или поломка термореле.

Компрессор в наружном блоке

Компрессор выполняет самую главную роль в климатической системе. От его исправности будет зависеть работоспособность всего оборудования. Поэтому недопустимы ситуации с перегревом компрессора

Самым проблемным случаем является выход из строя именно компрессора. Это достаточно сложное и дорогостоящее устройство, которое починить самостоятельно очень сложно. Даже мастера не всегда смогут помочь. Ремонт возможен только в случае, когда вал двигателя заклинивает. Его можно расклинить и возобновить работу.

Методы диагностики компрессора мы рассмотрели в этой публикации.

Но, чаще перегорают обмотки мотора — от перегрева, вибраций, скачков напряжения или механических воздействий. В этом случае поможет только замена компрессора на новый.

Также придется заново наполнить систему фреоном. Стоимость нового компрессора с доставкой, установкой и заправкой хладагента будет не на много ниже стоимости нового климатического устройства. Поэтому разумнее купить сплит-систему.

Бывает, что причина поломки кроется и не в компрессоре. Могут выйти из строя любой из конденсаторов или термореле, которые можно заменить. Стоят эти компоненты относительно дешево, а для замены не понадобится особых инструментов. Главное – правильно определить вышедший из строя элемент и заменить его на аналогичный.

Конденсаторы кондиционера

Пусковые и рабочие конденсаторы выходят из строя достаточно редко. Они широко распространены в продаже. Главное выбрать компонент, рассчитанный на указанное напряжение и имеющий такую же емкость, как и поврежденный конденсатор

Конденсаторы и термореле могут иметь «подгары», в следствие плохого контакта или воздействия перепадов сетевого напряжения. Также конденсаторы могут иметь следы вздутия или потеков электролита.

Это первый признак неисправности. Если видимых следов поломки нет, то нужно каждый конденсатор проверить мультиметром.

Поломка №8 — малая длительность работы

Если сплит-система работает исправно, но быстро выключается,не достигая желаемой температуры воздуха в помещении, то это свидетельствует о выходе из строя одного из датчиков температуры.

В среднестатистической конструкции их три: во внутреннем блоке термистор и по одному термодатчику на испаритель и конденсатор. Поломка одного из них приводит к такой работе техники. Их легко проверить с помощью мультиметра. Стоят они дешево, а для замены понадобится только паяльник.

Более редкие неисправности

Среди таких выделяются: потеря связи между блоками, «глюки» индикаторной панели, выход из строя одного из вентиляторов, поломка платы управления или инверторного модуля.

Каждая такая неисправность также решаема. Но, они встречаются крайне редко, особенно при правильном использовании климатического оборудования. Если обслуживание проводится регулярно, то поломок можно избегать очень долгое время.

Чистка внутреннего блока системы

Своевременное обслуживание внутреннего и наружного блока значительно снижает риск возникновения неисправностей. Исправная техника позволяет долгое время наслаждаться комфортной температурой воздуха в помещении

Среднестатистический срок эксплуатации климатической техники без поломок составляет 7 лет. А грамотный уход за оборудованием позволяет продлить это время до 15 лет.

Как избежать поломок оборудования?

Климатическая техника является сложным оборудованием, нуждающимся в регулярной поддержке технического состояния.

Чтобы избежать частых поломок нужно соблюдать основные правила эксплуатации сплит-систем:

  1. Проводить регулярную чистку фильтров.
  2. Не включать в режим обогрева при температуре воздуха на улице ниже, чем указано производителем.
  3. Раз в год проверять давление фреона в системе и, при необходимости, заправлять.
  4. Раз в год проводить полную чистку двух блоков системы. Для промышленных помещений чистку следует проводить не менее двух раз в год.

Если нет возможности проводить комплексное обслуживание техники, то нужно проводить самостоятельную чистку теплообменника, который находится во внутреннем блоке, не реже одного раза в год.

Чтобы ознакомиться с особенностями самостоятельного обслуживания сплит-систем, переходите, пожалуйста, по этой ссылке.

Также важным аспектом, влияющем на продолжительность беспроблемной работы климатического оборудования является его установка. Монтажом должны заниматься только специалисты. Если установка была произведена неправильно, это может вызывать недопустимые вибрации и механические повреждения.

Выводы и полезное видео по теме

Комментарий специалиста по чистке внутреннего блока рекомендуем узнать из следующей видеозаписи:

Самостоятельный ремонт климатической техники вполне реален. Главное, чтобы это не навредило здоровью и не повредило технику еще больше.

Если есть навыки, опыт и инструменты, то можно исправить большую часть существующих поломок. Но при сложных неисправностях рекомендуется обращаться к профильным специалистам.

У вас проблема со сплит-системой, но вы никак не можете разобраться с причиной ее возникновения? Задавайте свои вопросы нашим экспертам и другим посетителям сайта — мы постараемся помочь вам разобраться с причиной неисправности.

Если вы хотите дополнить изложенный выше список неисправностей или добавить рекомендации по их устранению, пишите, пожалуйста, эту информацию в блоке комментариев.

Самостоятельный ремонт кондиционеров – это довольно сложное занятие. Ведь чтобы его производить, нужно понимать принцип работы, устройство и особенности этого климатического оборудования. В то же время сегодня многие бытовые агрегаты имеют в инструкции таблицу кодовых ошибок, по которой легко можно узнать неисправность. А зная поломку, уже можно определиться, можно ли произвести ремонт сплит систем своими силами или нужно обращаться в сервисный центр к специалистам.

Но прежде чем перейти к неисправностям, рекомендуется ознакомиться с установкой и работой данных агрегатов.

Монтаж и заправка кондиционера

Основным условием качественной работы любого климатического прибора является его грамотный монтаж и своевременный плановый ремонт. Монтаж кондиционера при этом необходимо делать согласно инструкции и требованиям СНиП, соединение трубок производить с помощью специального инструмента. А электромонтаж должны производить классифицированные специалисты, согласно схеме, прилагаемой к сопроводительному руководству.

Как правило, бытовые климатические устройства допускается подсоединять в однофазную линию. Однако при покупке прибора с производительностью более 3 кВт, его необходимо подключать к трехфазной сети с напряжением 380 В.

Заправка кондиционера

Для климатических приборов обычным явлением считается утечка фреона на 2-3% от всего количества за 1 год. Соответственно, из-за этого надо делать дозаправку один раз за 12-18 месяцев. Этот процесс происходит по-всякому. Если аппаратура функционирует на фреоне R-22, то можно только дозаправить систему.

Однако при ремонте многих кондиционеров в офисах, придерживаясь международных норм, в них заправляют экологически безопасный вид хладагента 410A и R-407C. В данном случае, такой газ, возможно, придется закачивать в полном объеме по весу и объему, заранее сделав вакуумирование магистрали.

Принцип действия кондиционера

Все составные части сплит системы соединены друг с другом медными трубками и образуют замкнутый контур, в котором находится фреон. Алгоритм взаимодействия составляющих элементов у кондиционера следующий:

  • В компрессор поступает газ под небольшим напором в 3-5 атм.
  • Во время работы агрегат нагнетает хладагент в конденсатор, после которого стоит дроссельное устройство в виде капиллярной трубки.
  • Ввиду небольшого отверстия у дросселя, газ перед ним скапливается и в теплообменнике создается повышенное давление до 17-20 очков. Температура при этом увеличивается до 80-85˚С.
  • Хладагент переходит в жидкое состояние и дозированно через дроссель по контуру поступает в испаритель внутреннего блока.
  • Поскольку объем радиатора большой, а жидкий фреон в него поступает в небольшом количестве, он расширяется, вновь переходя в газообразное состояние, охлаждая при этом радиатор.
  • В это время вентилятор прогоняет через ребра расширителя воздух, который также остывает и рассеивается по помещению, создавая прохладу в комнате.

Под действием компрессора, движение хладона в магистрали не прекращается, он после испарителя вновь поступает к агрегату и весь процесс повторяется.

Неисправности кондиционеров

Сейчас современная климатическая техника оснащена кодами ошибок о вероятных поломках. Надо только уметь расшифровать и правильно произвести диагностику. Наиболее часто встречающиеся неисправности при этом бывают следующие:

Агрегат не включается

Это одна из распространенных неполадок сплит систем, и явно, с ней всякий владелец такого аппарата встречался. Эти неисправности зачастую бывают из-за электрической части:

  • Кондиционер не подключен – проверить подключение к розетке.
  • Сбой в управленческой микросхеме – требуется вмешательство специалиста.
  • Неисправен пульт – проверить батарейки.
  • Выдается ошибка при получении сигнала – необходима классифицированная диагностика.
  • Нет передачи данных между модулями – нужна специализированная диагностика.

А также сбой в системе может быть из-за износа трущихся частей в механизмах (в компрессоре и вентиляторе). При этом в некоторых случаях можно произвести самостоятельный ремонт кондиционера на месте.

Отключение сплит-системы после непродолжительной работы

Данная неисправность может происходить из-за перегрева двигателя у компрессора или вентилятора, а также в связи с уменьшением давления внутри контура. В первом случае, вероятней всего, нагрев механизмов происходит из-за загрязнения теплообменников, решеток или фильтров. Во втором – из-за малого объема хладагента – компрессор постоянно работает, пытаясь создать необходимое давление, в чем и кроется причина его перегрева и отключения кондиционера.

Течь конденсата

Из внутреннего блока капает вода. Причин у этой неисправности может быть несколько:

  • Забита дренажная система. Если это случилось при минусовой температуре, то вероятней всего образовался лед в трубке на выходе из стены дома. Чтобы устранить неисправность, надо растопить лед, а затем утеплить дренажный канал. Если же просто засорилась трубка, то стоит лишь ее почистить и причина возникшей капели будет устранена.
  • Недостаточное количество хладона. В этом случае происходит обмерзание самого испарителя, и как следствие – капель конденсата. Требуется срочный ремонт силами специалистов из сервисного центра.
  • также может быть течь фреона из соединений трубок со штуцерами. В этом случае необходимо подтянуть гайки.

Загрязненность фильтров

Засор фильтрующих элементов является еще одной распространенной проблемой во время эксплуатации кондиционера. По этой причине в помещение может попадать воздух с вредными примесями, что опасно для здоровья человека. А также из-за слабой проницаемости элементов происходит перегрев двигателей вентиляторов.

Особое внимание при ремонте нужно уделять фильтрам мобильных кондиционеров, из-за своего низкого расположению к полу. Дело в том, что приближенность этой части кондиционера к участку, где большая вероятность нахождения мусора, способствует быстрому забиванию воздушных фильтров.

Запахи

Бывают ситуации, когда от климатического устройства разносится характерный запах, особенно это заметно при ремонте у промышленных кондиционеров. Если «запашок» отдает горелой изоляцией, то надо проверять проводку, но производить такой контроль рекомендуется доверить специалисту из фирмы по ремонту кондиционеров.

Если же запах с признаками плесени или затхлости, то, вероятней всего, внутри модулей сформировалась колония бактерий. Избавляться от него можно лишь с помощью антигрибкового средства. 

Нет нагрева

При включенном четырех ходовом кране воздух в помещении продолжает охлаждаться. Наиболее вероятная причина в неисправности вентиля, который в таких случаях зачастую меняют вместе с трубопроводом. Это вызвано тем, что устанавливать новый вентиль на старом трубопроводе не всегда удается из-за припаивания в неудобных местах.

Чтобы произвести качественное обслуживание кондиционеров в таких случаях, рекомендуется обращаться в мастерские по ремонту кондиционеров.

Особенности работы кондиционера

Многие изготовители климатических устройств обозначают диапазон температуры, в котором оно может исправно работать.

Обычно они указывают следующие ограничения отрицательных температур для безопасной работы климатического оборудования:

  • Классические настенные сплит системы разрешается включать до – 5˚С;
  • Кондиционеры с инвертором обычно рассчитаны на работу до – 15˚С;
  • Современные изделия с тепловыми помпами могут эксплуатироваться до – 25˚С.

Что же происходит в сплит системе, работающей при минусовых температурах?

Из законов физики известно, что температура фазового перемещения (преобразования газа в жидкое состояние) составляет около 10˚С. Отсюда следует, что при уличной температуре +5˚С, температура для теплообменника отрицательная. А это вызывает изморозь на радиаторе, и, соответственно, плохой теплообмен с воздухом. Что и приводит к следующим последствиям:

  • Гидравлическому удару. Мощности «обросшего» инеем теплообменника недостаточно для продуктивного испарения жидкого хладагента и он в таком состоянии попадает обратно на компрессор. А это часто приводит к гидравлическому удару, что ведет к поломке агрегата.
  • Попаданию воды в контур и перегоранию электродвигателей. Компрессор и вентилятор во внешнем блоке работают периодически, и зимой во время остановки они остывают, на них внутри образуется наледь. А это, во-первых может привести к их заклиниванию во время запуска, что вызовет перегорание двигателей.

Во-вторых, оттаявшая наледь попадает в магистраль с фреоном, что сразу же вызовет сбой в работе всей системы с негативными последствиями.

Подводя итог, нужно отметить, что эксплуатация зимой климатического оборудования крайне нежелательна, но если и запускать ее, то только в зимнем комплекте для обогрева.

Общие правила ремонта кондиционеров

Перед ремонтом необходимо сделать отключение кондиционера от электросети за счет защитных автоматических выключателей и УЗО, либо просто выдернув вилку из розетки. Кроме этого, ремонт сплит систем производится при выполнении необходимых условий:

  • Применять для ремонта специальный и исправный инструмент для монтажа и ремонта кондиционеров;
  • Все работы по ремонту производить при отключенном оборудовании;
  • При вакуумировании и заполнении системы фреоном придерживаться рекомендаций от изготовителей по данному прибору;
  • Соблюдать технику безопасности. Если производится ремонт канального кондиционера, то, обычно, все конструкции с воздуховодами у него находятся на потолке, что требует относиться к работе с предельной осторожностью.
  • Для замера давления рекомендуется применять манометрическую станцию, посредством которой можно определить высокое и низкое давление. При этом первое значение должно быть в пределах 16 – 19 атм., а второе около 5 атм.

Если же при диагностике выявится неисправность интегральной платы, то здесь лучше довериться специалистам из организации по ремонту электронной техники. Это вызвано тем, что в системе кондиционирования плата является самым дорогим узлом, и ошибки при ремонте здесь недопустимы.

Заключение

Стоимость ремонта кондиционеров любого типа зависит от следующих аспектов:

  • Вида аппаратуры;
  • Мощности;
  • Сложности производимых работ;
  • Объема фреона для магистрали при ее заправке;
  • Стоимости запчастей;
  • Процедуры очистки составляющих частей: теплообменников, фильтров, вентиляторов и др.;
  • Время применения спецтехники.

На цену при ремонте кондиционеров также оказывает
влияние регулировка приборов. А при вызове мастера учитывается отдаленность
расположения сервисного центра

Ремонтируем кондиционер самостоятельно: диагностика и устранение неисправностей

ремонт кондиционера

Добавил(а): Валерия Полякова 17 июня

Климатическая техника создаёт в доме комфортную атмосферу, и делает его более уютным. Но иногда она ломается в неподходящее время, например, летом или когда гарантия уже закончилась. Некоторые неисправности кондиционера легко устраняются своими руками. Но перед тем как взяться за дело, надо ответить себе на два вопроса. Во-первых, обладаете ли вы достаточными техническими знаниями об устройстве таких агрегатов; во-вторых, что вызвало поломку. Если с первым пунктом все в порядке, переходим ко второму. Причины выхода из строя сплит-системы можно условно разделить на три группы: заводской брак, некачественный монтаж и неправильная эксплуатация. Поэтому так важно определить, можно ли починить кондиционер самостоятельно, или придётся обращаться в сервисный центр.

Система автоматической диагностики неисправностей

Первым делом надо убедиться, что кондиционер действительно сломался. К счастью, в современных моделях о большей части проблем вас оповестят надписи на дисплее или мигания цветных индикаторов. Открыв инструкцию, легко расшифровать, где именно произошёл сбой. Подробная информация о кодах передаётся только авторизованным сервисным центрам, но основные данные доступны и обычным пользователям.

Обычно лампочка мигает запрограммированное количество раз исходя из выявленной ошибки. Коды стандартных неисправностей (количество сигналов сенсора):

Мигает 1 раз – не функционирует терморезистор внутреннего блока. 2 — не работает терморезистор наружного блока. 3 — агрегат работает одновременно на охлаждение, и на обогрев. 4 — защита от перегрузки выключена. 5 — возможно, неисправен кабель и схема обмена информацией между блоками. 6 — электропотребление превысило норму (надо проверить силовые транзисторы). 7 — повысилось напряжение во внешнем блоке. 8 — неисправен двигатель вентилятора. 9 — не работает ходовой клапан. 10 — терморезистор вышел из строя, и не контролирует температуру корпуса компрессора.

Дисплей и основные кнопки пульта кондиционера

Перед эксплуатацией следует внимательно изучить инструкцию по управлению климатическим оборудованием

Если кондиционер не включается, и при этом не горят светодиоды, то, скорее всего, вышла из строя печатная плата управления. Мигание всех светодиодов означает, что из-за скачка напряжения произошёл сбой программных установок платы управления, и её нужно перепрограммировать. 

У каждой модели существует собственный код программных настроек, но он тоже известен только уполномоченным сервисным центрам. Можно найти коды ошибок в интернете по названию бренда и попытаться перепрограммировать плату самостоятельно.

Последовательность диагностики

Перед началом любых ремонтных или профилактических работ следует осуществить детальную диагностику климатической системы, выявить причину неполадки, оценить предстоящие трудозатраты и стоимость необходимых комплектующих или вспомогательных средств. Грамотная проверка избавит от ошибочных выводов, многократного, дорогого и долгосрочного восстановления работоспособности агрегата.

Последовательность диагностики включает в себя проверку:

  1. Наличия механических повреждений;
  2. Креплений блоков;
  3. Зажимов контактных соединений его электрооборудования;
  4. Состояния воздушных фильтров;
  5. Режима охлаждения / обогрева;
  6. Индикации режимов;
  7. Функционирования механических жалюзи;
  8. Температуры воздуха на выходе из испарителя;
  9. Давления в системе всасывания / нагнетания;
  10. Герметичности всех соединений и дренажной системы.

Кондиционер не включается

Какая бы ни была марка или модель устройства, причины будут одни и те же:

  • Электрическая часть. Или кондиционер не подключён к питанию, или у него вышла из строя плата управления, или разорвана связь между блоками.
  • Сломан пульт управления или приёмный модуль на внутреннем блоке.

    Пульт и внутренний блок сплит-системы

    При выходе из строя приемного модуля блок не реагирует на сигналы с пульта

  • Активизировалась система защиты и выдаёт ошибку.
  • Износ деталей. В самом простом случае вам поможет смена батареек на пульте, проверка включения в розетку и полное обесточивание кондиционера на одну минуту. Проверяем, не установлено ли время на таймере отключения. Иногда кондиционер не срабатывает или отказывается корректно выполнять команды пульта из-за неправильной коммутации сигнальных и питающих проводов между блоками. Позже это может вызвать дефекты деталей управляющей платы. Поэтому при появлении подобных проблем надо перекоммутировать провода как можно скорее, чтобы потом не менять или не ремонтировать плату.

Прибор отключается, проработав 5–10 минут

Причин тому существует несколько:

  • помещение уже охлаждено до заданной температуры;
  • активирован режим «осушение»;
  • компрессор перегревается;
  • неисправна плата управления;
  • вышло из строя защитное реле.

Разберём, почему возможен перегрев компрессора. В первую очередь проверяем, не забит ли грязью радиатор внешнего блока. Это мешает нормальному отводу тепла, компрессор начинает перегреваться и система его отключает. Профилактическая чистка — это первое, что следует сделать в данной ситуации.

Если кондиционер недавно заправляли хладагентом, то вполне мог нарушиться баланс в контурах испарителя и конденсатора, поэтому компрессор стал работать с перегрузкой. После измерения давления рекомендуется стравливание излишков хладагента.

Не исключена поломка вентилятора охлаждения внешнего блока (скорость вращения ниже заданных в минуту оборотов). Также перегрев возможен из-за засорения капиллярных трубок во время монтажа. Вероятно, понадобится замена одной из них. Причиной может быть засорение фильтра-осушителя из-за его загрязнения. Если это так, то фильтр надо также заменить.

Капает конденсат из внутреннего блока. Устранение протечек

В летний период часто переполняется ёмкость для сбора конденсата. Чтобы из неё не капало, надо чаще сливать накопившуюся там воду. Если причина в обмерзании теплообменника, то его можно утеплить любым теплоизоляционным материалом. При протечках в местах крепления патрубков обязательно зажимаются гайки, а стыки обрабатываются герметиком. Не стоит прилагать больших усилий при затягивании гаек, чтобы не сорвать резьбу!

Возможно, забита сливная трубка между поддоном и местом слива. Необходимо обесточить кондиционер, подождать 10 минут, потом отсоединить пластиковую трубку, и прочистить её вручную (продуванием или с помощью тонкой проволочки). Это самая распространённая причина появления воды. Но есть и другие, например:

  • неправильный монтаж дренажной системы (она слишком длинная, плохо закреплена, шланг задран вверх);
  • механические повреждения корпуса, лотка дренажа или других внутренних агрегатов.

При поломке дренажного насоса его нужно или заменить или починить. Поднятый шланг следует выгнуть под нужным углом, чтобы вода капала вниз. Если подозревается утечка фреона, см. параграф «Кондиционер запускается, но работает неэффективно».

Внутренний блок сплит-системы

При засорении сливной трубки из внутреннего блока начинает капать вода

Неприятный запах

Существует несколько причин, когда из кондиционера появляется затхлый или неприятный химический «аромат». Рассмотрим основные из них:

  • Запах горелого свидетельствует о возгорании проводки. В данной ситуации нужно сразу обесточить агрегат и вызвать специалиста.
  • Пахнет пластиком. Обычно это значит, что сплит-система сделана из дешёвых некачественных материалов. Этот запах трудно ликвидировать даже с помощью специалистов.
  • Агрегат «благоухает» сыростью или плесенью. Это означает, что внутри образовались колонии болезнетворных бактерий или грибков. Чтобы их уничтожить, надо приобрести любое аптечное антигрибковое средство, развести его в воде и обработать все внутренние детали.

    Фильтры внутреннего блока

    Не забываейте чистить внутренние фильтры, иначе они становятся рассадниками бактерий

Нестандартные звуки

Чтобы определить причину «неправильного» звучания сплит-системы, надо обладать опытом мастера. Но это доступно и обычному пользователю.

  • Неравномерный шум при работе внешнего блока. Он возникает, если вовремя не очистить его от загрязнений. Особенно это заметно, если пыль и грязь неравномерно осела на лопастях вентилятора. Они становятся несбалансированными и характерный гул обеспечен. Иногда шум появляется после повреждения одной из лопастей. Чтобы избавиться от него, следует почистить вентилятор внешнего блока или заменить.
  • Клацанье. В этом случае или неправильно работает автоматика, или она срабатывает из-за неисправности внутренних деталей.
  • Бульканье. Такие звуки не всегда означают поломку, но и пренебрегать ими нельзя. Например, иногда, при попадании воздуха в дренажную трубку, кондиционер начинает булькать из-за не слившегося конденсата. Решение: выпрямление трубки под нужным углом. Бульканье появляется при завоздушивании системы — когда на место фреона поступает воздух.
  • Хлюпанье. Этот звук характерен для нормально функционирующего кондиционера. Причиной повышенного шума иногда является некачественное закрепление частей и блоков агрегата. Для его ликвидации надо плотно затянуть все соединения и крепежи конструктивных элементов системы и трубок. Наружный блок выравнивается по горизонтали, а провисшие петли скрепляются между собой.

Неэффективная работа

Это одна из самых распространённых неисправностей, особенно заметная в жаркое время года. Кондиционер потребляет электроэнергию, но при этом не обеспечивает необходимый температурный режим. Возможные причины низкой эффективности:

  1. Засорение воздушных фильтров. Они выглядят как небольшая плоская или барабанного типа сетка под передней панелью агрегата, и именно через неё в кондиционер попадает воздух. Фильтры собирают всю пыль в доме и предохраняют от неё радиатор внутреннего блока. Очистить их довольно просто — снять и промыть под проточной водой, потом высушить и поставить назад. Процедуру проделывают раз в две — три недели, а если пыли и копоти много, то ещё чаще. Иначе скорость обдува радиатора снизится, и он перестанет обеспечивать нужную температуру. Нарушение режима функционирования охладительной системы, в свою очередь, приведёт к обмерзанию медных трубопроводов. После отключения намёрзший лёд растает и из кондиционера закапает вода. В случае сильного засорения фильтров, грязь проникнет и в дренажную систему, а вода потечёт чуть ли не ручьями. И очистить все это безобразие можно будет только с использованием сильнодействующей химии. Важно! Максимальное количество промывок фильтра — 6–8 раз! Потом он теряет свои эксплуатационные качества.

    Воздушный фильтр барабанного типа

    Так выглядит очень запущенный воздушный фильтр

  2. Попадание пыли на крыльчатку внутреннего блока. Для устранения проблемы надо снять панель, и удалить пыль с крыльчатки.
  3. Засорение теплообменника наружного блока. Если в наружный блок попадает грязь, пыль, пух или шерсть с улицы, то повышается нагрузка на компрессор, он начинает перегреваться и вскоре может окончательно выйти из строя. 
  4. Утечка фреона. Надо знать, что это происходит даже в случае самого профессионального монтажа, вследствие развальцовки соединения между блоками. И эту утечку надо регулярно (раз в два года) компенсировать дозаправкой хладагентом. Если этого не сделать, то уровень снизится до минимального значения и компрессор может заклинить по причине перегрева. Поскольку цена на новый равна половине стоимости самого кондиционера, допустить этого нельзя. Чтобы определить, сократился ли объем фреона, достаточно присмотреться к штуцерным соединениям внешнего блока — нет ли там льда или инея. Ещё одним показателем будет плохое охлаждение воздуха. Кроме того, утечку фреона может вызывать даже незначительная трещина после развальцовки провода. Свидетельством послужат потеки масла под кранами, потемнение теплоизоляции. При появлении таких тревожных признаков, лучшим выходом будет выключить агрегат и провести работы по устранению неисправности.
  5. Неадаптированный к зиме кондиционер. Многие модели, особенно от азиатских поставщиков, где температура зимой не падает ниже +8, не приспособлены к работе в условиях сильных морозов. И если пользоваться функцией зимнего обогрева с помощью неадаптированной модели, это существенно сократит ресурс компрессора. В итоге возникает холодная пробка, которая при переходе с режима обогрева на режим охлаждения мешает стеканию конденсата. Решается проблема установкой зимнего комплекта для подогрева и разогрева дренажной системы.
  6. Обледенение наружного блока. Оно случается, если сплит включается на обогрев при высокой влажности и минусовой температуре воздуха. Если он не оснащён системой авторазморозки, то его нужно ненадолго включить в режим охлаждения. Тогда оттаивание обеспечит тёплый воздух, перемещающийся наружу. В целом не рекомендуется включать агрегат при температуре ниже 10 С, так как масло внутри компрессора густеет, что повышает его износ.
  7. Неправильно выбрана мощность кондиционера, поэтому он не справляется с площадью помещения. В таком случае поможет только замена оборудования на более мощное.

Очистка внутреннего блока (видео-инструкция)

Чистка или замена фильтра 

Фильтры в кондиционерах подразделяются на два вида:

  1. Фильтры грубой очистки — присутствуют во всех моделях и служат для защиты «органов» кондиционера от грязи и пыли. Они расположены под лицевой панелью и выглядят как мелкоячеистая сетка из пластика. Есть два способа их очистки: пылесосом с помощью поднятия передней панели либо снятием самого фильтра и самостоятельной промывкой под водой. Не забудьте после процедуры полностью высушить его.

    Промывка фильтра

    Недосушенный фильтр может стать причиной дальнейшей поломки всего кондиционера

  2. Фильтры тонкой очистки — все остальные виды встречающихся фильтров. Они более тонкие по своей структуре, и призваны различные функции (антибактериальные, адсорбирующие, антиоксидантные и т.д.). По истечении срока эксплуатации их, как правило, меняют на новые. Мыть их нельзя.

Как разобрать кондиционер

Разборка любого блока проходит по одной и той же схеме, поэтому этот способ является универсальным. Сначала запасаемся такими инструментами:

  • отвёртками всех типов;
  • шестигранниками;
  • паяльником;
  • средством для чистки.

    Устройство кондиционера

    Основные составляющие внутреннего блока

Для простой чистки внутреннего блока снимать его со стены необязательно. Пошаговая инструкция:

  1. Первым делом прибор обесточивается.
  2. Сначала снимается внешняя панель. Под ней находятся два болтика, закрытые предохранителем, и их надо развинтить.
  3. После отщёлкиваем две защёлки и снимаем каркас. Верхняя панель обычно загрязнена и её надо помыть.
  4. Необходимо вытащить лопасть, которая направляет воздушные массы, и снять с задвижек нижнюю панель внутреннего блока.
  5. После чего отсоединяются провода (чтобы не напутать, лучше подробно зарисовать их расположение).
  6. Потом отжимаются скобы и вынимается сам корпус электроблока и трансформатора.
  7. Чтобы демонтировать слив и выводной шланг, выжимается три несущих крепежа.
  8. Затем откручиваются несущие болты электронного двигателя, аккуратно приподнимается радиатор, и снимается моторная опора.
  9. После этого вынимаются лопасти и движок, располагающийся в специальной ячейке. Чтобы радиатор случайно не упал, его можно поставить на место.
  10. Затем необходимо снять тепловой замок, который находится на крепительном болтике фрикционного колеса с ободом электродвигателя. Это достаточно сложно! Чтобы избежать непредвиденного сгорания резиновой детали, передающей энергию, с помощью тонкого паяльника нужно осуществить нагревание болтовой головки, пробуя открутить её в процессе пайки. После аккуратного отделения лопастей от моторной части, пыльные и плесневелые детали очищаются специальным средством.

Видео: Разборка и чистка сплит-системы

Как снять кондиционер

Для отключения первым делом прекращается подача рабочей жидкости, кондиционер выключается и из него сливается уже залитая жидкость. После этого нужно отключить агрегат от сети и выключить слив. Затем снимаются трубки, подающие жидкость, и кондиционер окончательно убирается со стены. Более подробно об этом процессе можно почитать в статье «Как демонтировать кондиционер своими руками: инструкция, видео».

Ремонт радиатора своими руками

Для этого понадобится:

  • мощный паяльник (не менее 250 Вт);
  • припой;
  • канифоль;
  • железные опилки;
  • криолит;
  • сернокислый натрий;
  • два активатора для флюса — хлористый литий и поваренная соль.

    Пайка радиатора

    Ремонт радиатора своими руками — дело ответственное и непростое

Для начала кондиционер демонтируется и обесточивается. Потом приподнимается крышка, снимаются фильтры и поверх радиатора наливается около полутора литров воды. Если она не вылилась через дренажную трубку, значит, имеет место внутреннее протекание. 

После определения локации протечки, она высушивается, очищается и обезжиривается. В случае с медным радиатором, после обработки флюсом накладывается олово, прогревается, и можно приступать к пайке.

Для проверки целостности в радиатор снова наливается вода.

Если он алюминиевый, то на зачищенную, обезжиренную и сухую (!) поверхность накладывается железноканифольное вещество, а часть, где будет пайка, натирается раскалённым паяльником. Когда канифоль начнёт растекаться, деталь крепится в зоне пайки припоем из олова и свинца, с добавлением железных опилок.

Проверка работоспособности компрессора

Замена фильтров, устранение течи или дозаправка кондиционера — это первые шаги при утечке хладагента, потемнении изоляции или масла. Но иногда этих мер недостаточно, и нужна более тщательная диагностика компрессора. И по её результатам может оказаться, что компрессору нужен более серьёзный ремонт. Для этого существует экспресс-диагностика масла. Чтобы сделать пробу, понадобится пробирка, шланг и ёмкость для жидкости. Далее следует поступать так:

  • выключить агрегат;
  • подождать, пока масло стечёт по стенкам трубопровода;
  • шланг с краном подсоединить к сервисному порту, а свободный конец опустить в подготовленную ёмкость;
  • открыть кран и собрать масло;
  • дать маслу отстояться и перелить его в пробирку.

Если масло потемнело и имеет запах гари, то компрессор перегревался. Причинами могли быть: утечка хладагента, засорение внешнего блока, ухудшение обдува вентилятором, отсутствие зимнего комплекта.

Зеленоватый цвет говорит о наличии в масле солей меди. Это значит, что во фреоновый контур попала влага. Опасность состоит в том, что она никак не проявляет себя, а потом компрессор отказывает. Ремонт компрессора и замена масла производятся исключительно в сервисном центре.

Какие неполадки не подлежат ремонту

Если речь идёт о чистке фильтров или обычной профилактике, то это нетрудная задача для любого пользователя. Но в случае серьёзных неполадок, когда нужна замена деталей или проверка их на специальных стендах, ремонт своими руками будет неуместен и даже опасен! 

В сервисный центр придётся обратиться, если необходимы:

  1. Замена компрессора;
  2. Устранение утечки хладагента или его заправка;
  3. Ремонт или замена электронных модулей;
  4. Замена масла;
  5. Вакуумирование системы.
  6. Замена термоизоляции и другие сложные манипуляции, которые невозможно произвести на дому.

Теперь вы знаете, как диагностировать кондиционер, устранить многие из неполадок и предупредить возникновение проблем с климатическим устройством. Починка своими руками – это не только экономия средств, но и удовлетворение от получения новых умений и знаний. 

  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(9 голосов, среднее: 3.8 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Кондиционеры, как вся техника, со временем дают сбои в работе или полностью выходят из строя. Для устранения серьезных поломок неизбежно обращение к профессионалам. Но с некоторыми проблемами в работе оборудования можно справиться самостоятельно, сэкономив денежные средства и время.

Содержание

  • Предварительная диагностика
  • Виды поломок и способы их устранения
  • Кондиционер не включается
  • Появление капель воды или конденсата
  • Засорение фильтров
  • Неприятный запах из работающей системы
  • Нестандартные звуки
  • Кондиционер плохо вырабатывает холод
  • Когда стоит обратиться в сервисный центр
  • Правила безопасности при эксплуатации и ремонте
  • Вопросы пользователей о неисправностях оборудования
  • Видео-советы по диагностики кондиционера

Предварительная диагностика

Прежде чем приступать к ремонтным работам, необходимо выяснить причину нарушения работы техники. Это поможет продумать план дальнейших действий и принять правильное решение.

Порядок диагностики сплит-системы:

  1. Осмотрите прибор на предмет внешних повреждений.
  2. Проверьте состояние и целостность электрических соединений и блоков.
  3. Снимите и прочистите фильтры.
  4. Протестируйте работу системы индикации и работу агрегата в различных режимах.
  5. Убедитесь в герметичности соединений.
  6. Проверьте корректность работы жалюзи, температуру испарителя.

Многие модели кондиционеров имеют встроенный индикатор с изменяющимся цветом или различной частотой мигания. Он помогает точно определить причину некорректной работы оборудования без профессиональной диагностики.

Информацию о причинах устранения и способах их устранения можно найти в руководстве пользователя. Если в инструкции перечислены не все виды поломок, обратитесь к консультантам торговой точки, в которой был приобретен кондиционер.

Виды поломок и способы их устранения

После диагностики можно приступать непосредственно к ремонту. Для результативного ремонта нужно знать, какие типы неисправностей вообще бывают, и как грамотно их устранить.

Кондиционер не включается

Причина неисправности – неполадка в электрике. Возможны сбои в функционировании управляющей платы или потеряна связь между наружным и внутренним блоками. Если кондиционер не выходит из спящего режима, значит проблема в настройках.

Мнение эксперта

Старостин Константин Адреевич

Специалист по монтажу и обслуживанию кондиционеров

Самая банальная причина отсутствия включения – износ батареек в ПДУ или его поломка. Проблему легко решит простая замена.

Появление капель воды или конденсата

Повышенное выделение влаги – результат неправильного использования оборудования. Чаще всего такие поломки появляются, если сплит-систему запускают на «холод» при пониженной температуре окружающего воздуха. Это вызывает образование пробки в дренажной системе.

Появление капель воды или конденсатаВторая причина выделения воды – засорение внутреннего радиатора.

Для восстановления корректной работы оборудования нужно сделать следующее:

  1. В холодное время года прогреть канал. Это поможет, если пробка льда еще в нем не образовалась. Оптимальная температура нагрева составляет +7 O
  2. При появлении пробки лучше подождать наступления тепла. Это позволит льду самостоятельно рассосаться.
  3. Промыть дренаж водой при использовании помпы или компрессорной установки.

Эксплуатировать кондиционер при засоренной дренажа нельзя. От этого жидкость будет вытекать из корпуса, что приведет к порче интерьера и полному выходу из строя всей системы.

Засорение фильтров

Регулярная чистка фильтров грубой и тонкой очистки – обязательное условие профилактики поломок кондиционера. Пыль и ворс, скопившиеся на сетках, нарушают циркуляцию воздуха, приводят к перегреву корпуса, снижают эффективность работы системы.

Определить засорение можно при визуальном осмотре или по нехарактерным шумам во время работы кондиционера. Также об этой проблеме свидетельствует недостаточное охлаждение воздуха при правильно настроенном приборе.

Фильтры вынимаются из кондиционера после открытия передней панели. Промойте их под проточной водой. Для устранения въевшейся грязи воспользуйтесь щеткой средней жесткости. После промывания высушите фильтры и верните их на место.

Мнение эксперта

Старостин Константин Адреевич

Специалист по монтажу и обслуживанию кондиционеров

Фильтры сплит-систем выдерживанию до 8 промываний. Затем их лучше заменить на новые.

Неприятный запах из работающей системы

Появление зловонных ароматов из корпуса кондиционера может говорить о следующих поломках:

  • Неприятный запахЗапах гари – явный признак замыкания и возгорания проводки. Кондиционер нужно немедленно отключить и вызвать мастера. Работающий прибор в этом случае может стать причиной пожара.
  • Запах пластика – обычно такие «ароматы» источает некачественна, приобретенная за невысокую цену. Устранить такие запахи не помогут даже специалисты. Со временем они могут пропасть самостоятельно.
  • Запах сырости – это говорит об образовании внутри корпуса бактерий и грибков. Уничтожить их можно обработкой антигрибковым средством. Его разводят в воде и промывают все внутренние детали кондиционера.

Нестандартные звуки

Работающий кондиционер издает равномерный, негромкий шум, что вполне естественно. Но при поломках сплит-система начинает «звучать» странно.

По характеру издаваемого шума можно определить характер поломки:

  • Неравномерное гудение внешнего блока. Такой звук возникает при засорении внутреннего наполнения. Особенно громко звучит вентилятор, на лопастях которого осела грязь. Иногда неравномерный шум говорит о поломке одной из лопастей. Решит проблему качественная внутренняя очистка или замена вентилятора.

Неравномерное гудение внешнего блока

Неравномерное гудение внешнего блока

  • Бульканье. Такой звук не всегда говорит о поломке. Но если он раздается постоянно на протяжении нескольких дней, стоит провести диагностику. Бульканье может возникать при попадании воздуха в дренажную трубку. В этом случае образовавшийся конденсат не успевает вытечь и скапливается в трубке. Устранить неисправность помогает установка трубки под нужным углом.
  • Хлюпанье. Такой звук появляется, если блоки кондиционера некачественно закреплены. Поможет плотное затягивание всех крепежных элементов и трубок. Наружный блок нужно выставить с использованием строительного уровня.

Если во время работы периодически раздаются щелчки, значит, некорректно работает автоматика. Самостоятельно менять детали можно только при наличии специальных знаний в области электротехники.

Кондиционер плохо вырабатывает холод

Особенно заметна эта проблема в жаркие дни. Кондиционер работает на полную мощность, но в комнате все равно жарок.

Возможные причины плохой работы устройства:

  • Засорение воздушных фильтров. В этом случае корпус кондиционера перегревается, и срабатывает автоматика на отключение.
  • Утечка фреона. Причина потери хладагента – развальцовка соединений между блоками или пробоина в трубках. В этом случае приходится постоянно заправлять систему фреоном. Если этого не делать, его уровень снизится до критических отметок и прибор выйдет из строя. Заметить развальцовку несложно: на штуцерах внешнего блока при ее наличии появляется иней, наледь или масляные пятна под кранами.
  • Кондиционер не адаптирован к зиме. Это часто случается с аппаратами от азиатских производителей. Температура воздуха в этих странах не опускается ниже +7 градусов, поэтому в условиях суровой зимы такие агрегаты работать не могут. Во время переключения с режима охлаждения на обогрев внутри дренажной системы образуется ледяная пробка и сток конденсата прекращается. Система начинает перегреваться, и вскоре может поломаться. Решить проблему помогает установка дополнительного комплекта для подогрева в зимний период.
  • Наледь на наружном блоке. Она образуется, если кондиционер включается на обогрев при высокой влажности и значительной минусовой температуре. Для предотвращения обледенения нужно оснащать устройство системой авторазморозки. Если такая не установлена, кондиционер нужно перевести в режим охлаждения и дождаться оттаивания. В целом специалисты не рекомендуют включать кондиционер на обогрев, если температура на улице опустилась ниже минус 10 градусов. Это приводит к загустению масла и повышает износ оборудования.

Мнение эксперта

Старостин Константин Адреевич

Специалист по монтажу и обслуживанию кондиционеров

Кондиционер может не справляться с охлаждением помещения, если неправильно рассчитана его мощность при покупке и установке. Можно порекомендовать повесить на окна плотные белые жалюзи, хорошо отражающие тепло и свет. Если это не помогает, единственный выход – приобретение более мощной модели.

Когда стоит обратиться в сервисный центр

Если кондиционер не работает из-за поломки одного из внутренних узлов, самостоятельно отремонтировать его не получится. Ремонт платы, компрессора, диагностику трассы, дозаправку фреона и другие связанные с разбором техники и заменой деталей действия должны выполнять профессионалы.

Когда стоит обратиться в сервисный центр

Когда стоит обратиться в сервисный центр

Даже при наличии руководства по ремонту правильно провести работу без специальных знаний и подготовки, нужных запчастей и спецоборудования невозможно. Помните, что замена детали всегда дешевле, чем приобретение нового кондиционера взамен испорченного неумелыми действиями нерадивого ремонтника.

В сервисный центр придётся обратиться, если нужны:

  • замена компрессора;
  • устранение утечки хладагента или его заправка;
  • ремонт или замена электронных модулей;
  • замена масла;
  • вакуумирование.
  • замена термоизоляции.

Правила безопасности при эксплуатации и ремонте

Продлить срок службы любого прибора помогает соблюдение правил его эксплуатации и обслуживания.

Правила безопасности при эксплуатации и ремонтеВажно также помнить о собственной безопасности при работе с электроприборами:

  • выключайте кондиционер из сети во время осмотра и обслуживания;
  • используйте для подключения дифференциальные защитные устройства;
  • не подпускайте к прибору, особенно работающему, детей;
  • бережно проводите работы по обслуживанию оборудования;
  • устраняйте все неисправности сразу после появления первых признаков некорректной работы.

После влажной чистки полностью просушивайте кондиционер. Если включить его во влажном состоянии, можно спровоцировать короткое замыкание.

Вопросы пользователей о неисправностях оборудования

Зимой при включении кондиционера в режиме обогрева он начинает давать теплый воздух только через несколько минут, а вначале даже слегка холодит. Может быть он неисправен?

Кондиционер исправен. Можете даже порадоваться, ведь вам досталась современная модель с режимом «Hot Start». Такой аппарат прежде чем начинать выдавать тепло при минусе, прогревает внешний блок, чтобы тот не обледенел. Для этого он включается в режиме охлаждения, только с выключенным вентилятором. Поэтому можно почувствовать холод поднеся руку вплотную к внешнему блоку.

Кондиционер во время работы хорошо холодит, но очень быстро отключается. В чем причина?

Сначала проверьте, как настроен отвод горячего воздуха. Если все смонтировано правильно, неисправен термостат или датчик расположен слишком близко к испарителю.

Что делать, если из кондиционера постоянно уходит фреон?

Прежде всего нужно определить, в каком месте образовалась течь. Нужно провести вакуумирование и залить фреон с красителем. После устранения утечки фреон перестанет уходить.

Во время работы сплит-системы внутри слышно шипение. Опасно ли это и как устранить?

Шипение в корпусе говорит о разгерметизации охлаждающего контура с фреоном или утечках в моделях испарительного типа. Если хладагент полностью покинет систему, кондиционер перестанет работать. Поэтому необходим ремонт или замена деталей.

Можно ли заправлять фреоном R410-A старые кондиционеры, которые разработаны под R22?

Нет. Дело и в разнице термодинамических характеристик, и в компрессорном масле — оно своё для каждого типа фреона.

Может ли химический запах из корпуса кондиционера во время работы возникать из-за утечки фреона?

Нет. Фреон – вещество без цвета и запаха. Поэтому стоит поискать истинную причину неприятного аромата.

Напоследок стоит напомнить владельцам кондиционеров, что устранять незначительные поломки с разбором корпуса самостоятельно можно только после окончания гарантийного срока.

Не спешите «наощупь» ремонтировать кондиционер, не имея точного представления, как он разбирается и собирается. Даже у опытных мастеров были случаи, когда возникали проблемы с незнакомыми конструкциями. В этих ситуациях очень легко повредить блоки, отремонтировать которые впоследствии будет невозможно.

Видео-советы по диагностики кондиционера



Жизнь не то что на юге, а теперь уже и в средней полосе летом просто невыносима без кондиционера. Последние несколько лет летние температуры бьют рекорды, а люди едва спасаются от жары. Так что этот товар к сезону расхватывают как горячие пирожки. Но, как любая техника, и она имеет свой ограниченный ресурс. Ломаются эти приборы нечасто, но вероятность такая есть, и чем старше устройство – тем она больше. Сегодня поговорим о том, насколько возможен ремонт сплит-систем своими руками, когда можно попробовать что-то сделать, а когда лучше не стоит.

Читайте в статье

  • 1 Устройство сплит-системы и принципы её работы
  • 2 Причины поломок сплит-систем
  • 3 Как провести предварительную диагностику
  • 4 Основные неисправности сплит-систем и способы их устранения своими силами
    • 4.1 Сплит работает, но не охлаждает воздух
    • 4.2 Из внутреннего блока капает вода
    • 4.3 Сплит-система не включается или самопроизвольно выключается
  • 5 В каких случаях лучше не браться за самостоятельный ремонт сплит-системы
  • 6 Как избежать поломок сплит-системы

Устройство сплит-системы и принципы её работы

Прежде чем браться за ремонт такого, в общем-то, непростого устройства, сначала нужно разобраться хотя бы в его элементах. Итак, что входит в состав сплит-системы:

  • наружный блок – это то, что размещается вне помещения и выполняет задачу компрессора и конденсатора;
  • испарительный блок – внутренняя часть устройства, расположена в помещении.

Каждый из этих основных блоков состоит из отдельных запчастей. Во внешнем коробе расположены компрессор, конденсатор, плата управления, фильтр, вентилятор и клапан. Внешний блок – самая шумная часть устройства, так что не зря его устанавливают вне помещения. Размеры у него обычно внушительные – всё зависит от модели. Наружная часть сплит-системы соединяется с внутренней трубопроводом из жёстких алюминиевых или медных трубок, по которым поступает фреон. Конденсат удаляется через дренажный канал.

Ремонт сплит-систем своими руками

ФОТО: dantex.ru

Устройство и принцип работы сплит-системы  

Ремонт наружного блока в многоквартирных домах усложняется особенностями его расположения: обычно это большая высота, и без специального оборудования и сноровки к нему не подобраться. Часто для упрощения задачи внешние блоки устанавливают на балконе или лоджии, в этом случае есть шанс самостоятельно заняться ремонтом. Грамотные монтажники при установке защищают наружный блок решёткой и крышкой от снега и дождя, а лучше – коробом.

Во внутреннем блоке под передней панелью вы обнаружите фильтры, испаритель, вентилятор, поддон для накопления конденсата, управляющую плату и индикаторную панель.

Внешне, в зависимости от производителя и модели, эти устройства могут отличаться габаритами и оформлением.

Например, Ханза и Самсунг внешне совершенно отличны друг от друга

ФОТО: climbo.ru

Например, Ханза и Самсунг внешне совершенно отличны друг от друга

Кроме того, они бывают разными по типу установки. Самый распространённый вариант – настенные сплит-системы, которые подвешиваются под потолком комнаты. Кроме них, есть ещё кассетные или канальные – их тоже размещают под потолком в зоне имеющихся в помещении воздуховодов. Бывают модели, которые можно монтировать на стену и устанавливать на пол либо только напольные варианты. Для больших помещений используют колонные системы, способные справиться с охлаждением внушительной кубатуры.

Современные сплит-системы многофункциональны: они могут не только охлаждать помещение, но и служить для подогрева и осушения воздуха, осуществлять принудительную вентиляцию помещения. Их главное преимущество – в возможности поддержания выбранной пользователем температуры воздуха в любое время года.

Все подобные устройства управляются с дистанционного пульта. С его помощью можно производить основные настройки, смену режимов работы, программирование таймераФОТО: kondicioner-msk.ru

Все подобные устройства управляются с дистанционного пульта. С его помощью можно производить основные настройки, смену режимов работы, программирование таймера 

Причины поломок сплит-систем

Как уже было сказано, чем старше электроприбор – тем выше вероятность поломки. Это просто износ, от него никуда не деться, ведь ничто не вечно.

Любое устройство, и сплит-систему в том числе, нужно своевременно обслуживать. Отсутствие периодического технического обслуживания пагубно сказывается на работе. Если вы вовремя не залили фреон после разгерметизации трассы, винить в том, что дома жарко, нужно только себя.

Кроме этих самых распространённых причин, есть и другие, которые встречаются не так часто. К примеру, вентилятор в наружном блоке может выйти из строя из-за обмерзания крыльчаток. Такое происходит зимой, когда вы пользуетесь сплит-системой для подогрева воздуха. При такой поломке требуется замена вентилятора или (и) замена пускового конденсатора. Вообще функцию обогрева в сплит-системах используют нечасто.

Отказ работы кондиционера может быть связан с неполадками в электрической плате устройства, а они могут возникнуть, в свою очередь, из-за короткого замыкания, перепадов напряжения, попадания влаги.  Электроплаты, в принципе, заменяемы, но есть умельцы, которые способны произвести ремонт и без полной замены этой части.

Нередко причиной того, что сплит-система выходит из строя, является неправильно подобранная модель для площади помещения.

Малая мощность приводит к тому, что устройство не справляется с объёмом, а повышенная нагрузка приводит к преждевременному износу деталейФОТО: Яндекс.Дзен

Малая мощность приводит к тому, что устройство не справляется с объёмом, а повышенная нагрузка приводит к преждевременному износу деталей

Решать такую проблему следует ещё на стадии покупки системы. В каждой модели есть чёткие указания на обслуживаемую площадь. Нужно принимать это во внимание и никогда не приобретать приборы, мощность которых меньше, чем положена по вашим параметрам.

Неполадки в работе охлаждающего прибора могут быть связаны с невнимательным отношением к температурному режиму. В сильные морозы запускать сплит нельзя, об этом чётко сказано во всех инструкциях. Допустимый режим для запуска – до минус 5 градусов. Но об этом многие пользователи забывают и в результате сталкиваются с поломкой. При острой необходимости запуска сплита на обогрев зимой нужно обязательно использовать особый режим зимнего пуска.

Зачастую сбои в системе могут произойти в межсезонье. Резкие перепады температуры в этот период приводят к образованию конденсата, и при включении сплита конденсатор может быть перегружен.

Как провести предварительную диагностику

При обнаружении неисправности нужно обязательно обратить внимание на важную деталь: какой код ошибки высвечивается на пульте управления. Это очень поможет вам в диагностике. Производители могут составлять собственные коды, так что они вполне вероятно отличаются у разных моделей. В любом случае перечень кодов неполадок должен быть в технической документации устройства.

Если по какой-то причине у вас нет техпаспорта или он не имеет перевода (а об этом лучше поинтересоваться ещё при покупке системы), можно найти различные коды ошибок с расшифровками в сети по модели устройстваФОТО: oboiman.ru

Если по какой-то причине у вас нет техпаспорта или он не имеет перевода (а об этом лучше поинтересоваться ещё при покупке системы), можно найти различные коды ошибок с расшифровками в сети по модели устройства

Что даёт знание значения кода? Всё очень просто – это существенно сокращает время, потраченное на поиски причины поломки.

Основные неисправности сплит-систем и способы их устранения своими силами

Прежде чем браться за любой ремонт сплит-системы, нужно сначала её почистить. В половине случаев сама по себе чистка решает все проблемы. Банальная загрязнённость может быть причиной в потере мощности устройства и сбоях в его работе.

А теперь рассмотрим основные поломки, которые считаются типичными для приборов климатического типа.

Сплит работает, но не охлаждает воздух

Визуально прибор у вас включился, жалюзи на корпусе двигаются вверх-вниз, как положено, вентилятор гоняет воздух, но температура в помещении не меняется.

Начать стоит с пульта управления: посмотрите, что отражается в настройках. Может быть, банально не выставлен режим охлаждения, а просто включён вентилятор. Если настройки установлены правильно, проверьте работу компрессора. Возможно, он не запустился, это будет понятно по подозрительной тишине во внешнем блоке. Если там всё шумит, как в штатном режиме, причиной может быть утечка фреона. Это обычно происходит в местах присоединения медных трубок, соединяющих внешний и внутренний блоки. Проверка давления осуществляется манометрами, но тут уже без специальных инструментов и знаний обойтись трудно. В принципе, мест соединений, откуда может уходить фреон, не так много – всего 4.

Несложно визуально определить наличие трещины или огрехи некачественной вальцовки. Впрочем, последний вариант проявит себя не спустя какое-то время, а сразу после установкиФОТО: drive2.ru

Несложно визуально определить наличие трещины или огрехи некачественной вальцовки. Впрочем, последний вариант проявит себя не спустя какое-то время, а сразу после установки

А вот если не запускается и «молчит» компрессор, то это уже серьёзно. Если внешний блок расположен высоко над землей, придётся вызывать монтажников. Причины поломки могут быть разные. Возможно, повредились контакты питания, вышел из строя температурный датчик, сам компрессор по какой-то причине сломался. В любом случае внешний блок придётся демонтировать для ремонта.

Из внутреннего блока капает вода

Этот ещё один типичный повод для беспокойства. Но в этом случае проблема решается довольно просто. Скорее всего, просто забита дренажная трубка. Это может быть из-за скопившейся пыли или банального зарастания плесенью давно не мытого блока. Именно поэтому чистку нужно проводить регулярно, дважды в год. Разрастание грибка внутри сплит-системы – часто встречающаяся реальность. А представьте на минуточку, что при включении устройства все споры этого грибка немедленно попадают в воздух и вы этим дышите.

Слышали что-нибудь про чёрную плесень? К какой катастрофе она может привести? На всякий случай почитайте, если по-прежнему стараетесь сэкономить на регулярной чисткеФОТО: orangemolds.com

Слышали что-нибудь про чёрную плесень? К какой катастрофе она может привести? На всякий случай почитайте, если по-прежнему стараетесь сэкономить на регулярной чистке

Проблема капающей воды решается снятием крышки внутреннего блока и прочисткой дренажа. И раз уж зашла речь об этом, то почистить кондиционер можно и самостоятельно, не вызывая мастера. В магазинах бытовой химии продаются средства для очистки в аэрозольных баллончиках. Всё, что вам нужно сделать – распылить содержимое баллончика во внутреннем блоке согласно инструкции, подождать, пока средство не «выест» все отложения, и потом смыть это всё через дренажную систему, используя обычный пульверизатор с чистой водой. Вся процедура обойдётся вам рублей в 200 (стоимость средства).

Сплит-система не включается или самопроизвольно выключается

Начать стоит с банальной проверки работоспособности розетки и пульта. Может быть, вилка неплотно вставлена или сели батарейки – и такое бывает. Если и то, и другое в порядке, причина может быть в блоке управления, а это уже серьёзный повод для беспокойства.

Если сплит выключается после нормального старта, причина может быть в перегреве компрессора, сбоях в работе вентиляторов, засорении трубки капилляра, утечке фреона и всё тех же неполадках в блоке управления. Справиться с поиском проблемы самостоятельно непросто, но  всё же проверьте коды ошибок, визуально исследуйте вероятные поломки.

Если не удалось ничего найти, придётся вызывать мастераФОТО: satom.ru

Если не удалось ничего найти, придётся вызывать мастера

Выход из строя электронной части прибора, если у вас есть опыт и познания в этой области, стоит исследовать, начиная с трансформаторов и предохранителей. При обнаружении сгоревшего предохранителя стоит поискать первоначальную причину в варисторе. Если трансформаторы и предохранители в норме, нужно изучить работоспособность диодного моста, конденсаторов, стабилизаторов напряжения и реле.

Для тех, кто не разбирается в таких тонкостях и при этом не имеет возможности вызвать мастера, остаётся только посоветовать приобрести новую плату. Но тут можно промахнуться: если вы по недостатку опыта неправильно установили причину поломки, покупка платы не решит проблему.

В каких случаях лучше не браться за самостоятельный ремонт сплит-системы

Есть ситуации, когда лучше не рисковать и самостоятельно не браться за ремонт, чтобы не нанести ещё большего вреда устройству. К примеру, если произошел сбой в программе. Его признаком является хаотичное мигание индикаторов на фоне неработающего устройства. Для исправления такой ошибки требуется перепрограммирование.

Ремонт блока управления – тоже непростая задача для самостоятельных действий, так что, если вы не уверены в своих силах, лучше доверить это профессионаламФОТО: master-houses.ru

Ремонт блока управления – тоже непростая задача для самостоятельных действий, так что, если вы не уверены в своих силах, лучше доверить это профессионалам

При утечке фреона, даже если вы обнаружили и самостоятельно устранили поломку, нужно восполнить хладагент в системе, а это тоже непросто сделать без специального инструмента и самого средства. Так что и в этом случае, как бы вам ни хотелось, придётся вызывать мастера.

И наконец, ни в коем случае не стоит браться за ремонт самостоятельно, если ваша сплит-система на гарантийном сроке. Любые самовольные действия могут быть расценены как вмешательство, и вы рискуете потерять гарантию. Причём установку системы нужно доверять не «шабашникам», а профессионалам, потому что огрехи в установке – это тоже частая причина поломок и отказа в гарантийном ремонте.

Как избежать поломок сплит-системы

Профилактика всегда обходится дешевле ремонта – это факт. Так что лучше следовать нехитрым правилам и значительно сберечь свой бюджет.

Начать стоит с правильной установки. Герметичная система не допустит утечки фреона, а прочная и безопасная установка убережёт блоки от случайных повреждений. Лучше дополнительно заплатить за наружный короб с крышкой, чтобы в будущем не столкнуться с проблемой оледенения.

Каждый год в конце и начале сезона нужно проводить профилактическую чистку и диагностику устройства. Чистить прибор следует при отключённом питании, делать это можно самостоятельно, но очень аккуратно. Регулярная очистка фильтров значительно увеличит эффективность работы устройства. Хотя бы раз в два года нужно добавлять в систему фреон.

Всё это позволит вам продлить срок службы сплит-системы в несколько раз. В дополнение – небольшое пошаговое видео по самостоятельной чистке кондиционера:

А с какими неполадками в работе сплит-систем сталкивались вы? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ремонт компьютерного блока питания своими руками по шаговая инструкция
  • Ремонт книги своими руками пошаговая инструкция
  • Ремонт каркасного бассейна bestway своими руками пошаговая инструкция
  • Ремонт инфракрасного обогревателя своими руками пошаговая инструкция
  • Ремонт инсталляции унитаза своими руками пошаговая инструкция