Первый стандартный мотив: луг
Первым стандартным
мотивом служит упомянутый выше луг. Его
можно использовать после теста с цветком
как в качестве вхождения в метод, так и
как начало для каждого отдельного сеанса
сновидений
наяву. Но
это, разумеется необязательно. С уже
имеющими опыт пациентами сновидения
наяву можно
начинать и с других мотивов.
Мотив задается
пациенту только в совершенно неопределенной
форме. Текст формулируется примерно
так: “Попробуйте, пожалуйста, представить
себе луг”, — дополняя это, смотря по
обстоятельствам, такой фразой: “Ведь
представить себе что-то — это же несложно,
это Вам будет совсем нетрудно”. Потом
надо добавить: “Так же и любой другой
образ — это тоже хорошо” (см. с. 35 — 36).
Сценарий луга
отражает часто более или менее осознанное
настроение пациента. В соответствии с
этим, от сеанса к сеансу могут изменяться
также и детали образа луга. Выражающееся
в этом луге изменение внутреннего
настроения сначала часто еще не осознается
пациентом. Вспомните изменение образа
ландшафта у сотрудницы больницы
(с. 25 — 26), которая не замечала
свое внутреннее возбуждение, когда
перед ее внутренним взором появилось
наводнение, залившее ландшафт. Если в
такой ситуации психотерапевт говорит
пациенту о своем предположении, что
настроение мотива луга отражает,
возможно, его внутреннее состояние, то
большинство после некоторого колебания
соглашаются. Иногда они даже удивляются,
если за фасадом ясных и светлых отношений
появляется “потемнение”, как это
бывает, когда погода вдруг становится
мрачной и дождливой. На подобном примере
пациенту можно постепенно продемонстрировать
его бессознательную готовность к
вытеснению.
Фактор настроения
может быть представлен в самых разных
областях. Легче и чаще всего, конечно,
он представлен в погоде. Солнце может
сиять, небо может быть серым и пасмурным,
все вокруг может быть мрачным и угрюмым,
или может идти дождь, и, наконец, может
начаться буря. Время года указывает на,
возможно, еще более глубокую, прочнее
укорененную базовую настроенность. В
общих чертах, осенняя ситуация наводит
на мысль о печальном, плохом настроении,
весенняя — об оптимистическом ожидании,
а летняя — об удовлетворяющем чувстве
исполнения чего-то*.
Символическое
значение мотива луга очень широко, как
уже можно судить по перечисленным
вариациям погоды и времен года. По сути
дела, в случае идеально здоровых
испытуемых мы, естественно, ожидаем
приветливого, даже ласкового, залитого
летним солнечным светом луга, плодородие
которого представлено обилием трав и
цветов. Его атмосфера светлая и радостная
благодаря общему прятному окружению.
Учитывая все вышесказанное, мотив луга
в первую очередь мог бы символически
или аллегорически олицетворять
представление о рае, о “саде Эден”. В
человеческом отношении, это — выражение
добродушного, уравновешенного,
относительно бесконфликтного и лишенного
соперничества, заманчивого, представляющего
плодородие материнского мира. Он может
быть еще более акцентирован тем, что на
нем пасутся коровы.
Подобный гармоничный
образ луга в сиянии солнца может, однако,
возникать не только у уже упомянутых
идеально здоровых испытуемых, но нередко
и у пациентов, которые обращаются к нам
из-за невроза. Вспомните о примере с
испытуемым на с. 35 — 38. Иными
словами, мы обнаруживаем здесь иногда
пародоксальность и должны быть готовы
к тому, что возникающие образы не всегда
отражают глубинные парадоксы внутренних
нарушений. У человека, страдающего
неврастеническими нарушениями, образ
луга может не иметь видимых нарушений.
В этом выражается умение скрывать
конфликты и внутренние психичесие
проблемы, т.е. сильно их вытеснять.
Развиты сильные защитные механизмы Я
в психоаналитическом смысле. Но такой
парадокс в случае с мотивом луга
встречается все же относительно редко.
В таких случаях психотерапевт должен
обнаружить его и прежде всего тоже с
ним считаться. Этот парадокс привела
нас, однако, к открытию новой второй
составляющей КПО
(см. с. 185).
Большой интерес
представляют частые детальные проекции
конфликтов на мотив луга. Это формы
нарушений, в результате которых нарушается
описанный выше идеальный луг с его
дарующим плодородие и отдохновение
характером. На такие нарушения указывает
пример пациентки, которая находилась
под впечатлением возможной потери
матери. В других случаях нарушения могут
выражаться так: луг обглодан, иссушен
солнцем, совсем маленький или стеснен
колючей проволкой (как вариант: строго
разделен на части), или его окружает
строгий геометрический участок леса.
В редких случаях пациент как бы заключен
в тесно огороженной забором части луга.
Это может быть признаком особенно
тяжелого невроза.
Сценарий мотива
луга предлагает, конечно, еще более
широкие возможности представления.
Характерный образ описал мне один
молодой человек, который после войны
одиноко страдал из-за потери своей
родины. Вместо зеленого луга он увидел
просторную квадратную площадку,
окруженную с трех сторон лесом, как
будто бы специально пробили просеку.
Трава была высохшей, выжженой и
вытоптанной. Цвет ее был коричневато-серым.
Небо тоже было серым; время года было
неопределенным, печальным и мрачным.
Посредине площадки стояла высокая
деревянная вышка, которая была ему
знакома по лагерю для военнопленных в
России. После того, как я попросил
пациента, чтобы он на некоторое время
предался этому образу и поподробнее
понаблюдал его, его взгляд перенесся с
немного покатой просеки вдаль. Там он
увидел, в свете позднего послеполуденного
солнца, белый город, освещенный почти
как в сказке. Контраст между угнетающим,
мрачным лагерным лугом и далеким
многообещающим лугом поразил его.
Для него было
успокоением видеть за лугом, выражающим
кажущееся ему безнадежным и безотрадным
положение, далекий город как искру
надежды на осуществление ожиданий от
будущей жизни. Опытный специалист может
предположить, что здесь, возможно, тоже
могут отражаться некоторые иллюзии. Но
я бы все же не стал указывать на это.
Часто вызывает
удивление, что подобное отношение к
такому мотиву (что-то вроде: ”Да, так,
видимо, во мне все и происходит” — или:
“Так, значит, мне бессознательно
открывается мое состояние”) и связанная
с этим большая когнитивная ясность и
более высокая степень внутренней
уверенности действуют облегчающе. Это
происходит даже тогда, когда образ имеет
негативный, во всяком случае не особенно
радостный характер. Но относительно
лежащей за этим психической нагрузки
это, естественно, имеет свои пределы.
Приведенный на
с. 42 — 44 пример еще отнюдь не
свидетельствует о тяжелом и
декомпенсированном неврозе. Здесь, без
сомнения, было бы возможно короткое
лечение, его даже можно было бы
рекомендовать. В качестве контраста я
приведу пример, который особенно ярко
показывает общую депрессивную установку.
Для пациентки существует опасность,
что из-за КПО депрессивное состояние
еще более усилится или что она и дальше
останется пассивной и беспомощной.
После установления
мотива луга 25-летняя пациентка сразу
же описывает относительно небольшой
луг у опушки леса. Дождливо, по лугу
тянутся клочья тумана. Она не решается
сдвинуться с места, потому что луг мокрый
и топкий. Кроме того, луг окружен мощным
забором. Калитки она не находит. Поблизости
находится лес с высокими деревьями,
который, как она чувствует, может ее
задавить. Погода как “барометр настроения”
и луг, бесплодный как топь, выражают
глубокое отчаяние и одинокую заброшенность.
Здесь не нужно особого искусства
толкования. И не нужно говорить что-то
пациентке. Мощное заборное ограждение
и неподвижность, от которых пациентка
не может освободиться, указывают на
высокую внутреннюю зажатость и пассивную
беспомощность. Лишь выяснив внешние
обстоятельства и анамнез, можно оценить,
выражает ли этот образ сиюминутную
кризисную ситуацию или же это отражение
тяжелого депрессивного невроза. И
действительно, пациентка, которая долгое
время страдает невротическими
расстройствами, чувствует себя беспомощной
и покинутой перед лицом обострения ее
безвыходного положения.
В такой ситуации
встает вопрос о возможном вмешательстве
психотерапевта. Он, например, мог бы
попросить пациента представить другой,
географически далеко удаленный, но
излучающий положительное настроение
ландшафтный мотив. Как правило, пациент
и таким образом не может избавиться от
заполняющего его целиком депрессивного
настроения. Более того, если такая смена
образа вообще возможна, депрессивная
подавленность будет напрашиваться сама
собой. Погода будет такой же мрачной,
небо — пасмурным, море — свинцовым,
инертным и серым.
Можно подумать и
о другом выходе: можно было бы попробовать
перелезть через сужающийся забор или
предпринять какое-нибудь другое активное
действие. В некоторых случаях это может
получиться. Но нередко возникают
непреодолимые трудности. Прямые
воздействия психотерапевта могут
спровоцировать сопротивление. Я еще
вернусь к этому более подробно в связи
с мотивами препятствия-недопущения (с.
137 — 139).
При первом
установлении мотива луга у людей с
невротическими нарушениями (или
находящихся в острой кризисной ситуации)
могут проявляться определенные явные
признаки нарушения, на которые следует
обратить внимание. Вместо луга появляется
сжатая пашня, болото, заасфальтированная
площадка или даже пустыня. Как вводный
мотив такое представление может быть
проходящим, но может также и стереотипно
повторяться. Скопление похожих сцен
может означать особенно тяжелое
нарушение, которое ставит в целом под
сомнение возможность психотерапии по
методу основной
ступени КПО
и Кататимного
переживания образов
вообще. Прогнозы психотерапии и показания
к применению КПО, в зависимости от
содержания КПО, рассматриваются в
специальном разделе на с. 211 — 212. В
принципе депрессивные неврозы имеют
относительно хороший прогноз, если
пациент уже смог хорошо показать себя
в жизни (“сила Я”).
Работа с мотивом
луга, конечно же, не исчерпывается
описанной здесь в начале диагностической
стороной. В психотерапии мы предлагаем
пациенту, если мотив луга ему более или
менее приемлем, сначала делать то, что
он хочет, задавая ему вопрос: ”Что бы
Вам хотелось сейчас сделать?”. Тогда у
него могут появиться такие желания, как
погулять, полежать в траве, пособирать
цветы, изучить окрестности и т. д.
Другими словами, мы должны занять уже
упомянутую, разрешительную, все
позволяющую позицию и в некоторой мере
даже предоставить пациенту ведение по
представляемым образам.
Совсем нередко мы
тем самым все же ввергаем пациента в
некоторую растерянность. Ему не приходит
в голову, что бы он мог сделать. В этом,
как и в любом другом типе поведения, в
кататимной панораме устанавливаются
тем самым такие тенденции поведения,
которые, как правило, свойственны данному
человеку и в реальной жизни, хотя они
не всегда им осознаются. Кому ничего не
приходит в голову, тот, наверное, и в
обычной ситуации не знает, что ему
доставляет радость. Непривыкший следовать
собственным желаниям и импульсам, такой
человек склонен, скорее, к пассивной
установке и привык получать от других
людей указания и инструкции. Предоставление
свободы может, следовательно, вызвать
столь тягостное и беспомощное состояние
и поставить пациента перед внутренней
дилеммой, рассмотреть которую смогла
бы только более сложная психотерапия.
Но в чем же заключаются
ведущие стимулирующие воздействия
психотерапевта в рамках мотива луга
как впервые вводимого мотива? Исключительно
структурирущие воздействия психотерапевта
аналогичны во всех мотивах. Они
концентрируются прежде всего вокруг
стимулирования становящегося все более
утонченным восприятия представляемых
образов и должны при этом
а) руководствоваться
целенаправленными вопросами о типичных
атрибутах данного мотива (в случае луга
это, следовательно, будут вопросы о
цветах, о погоде, о том, что видно, как
уже упоминалось, по краям луга, о животных,
находящихся в траве и пасущихся по лугу
и т.п.);
б) быть направленными
на рассматривание деталей, т.е. на то,
что находится вблизи;
в) быть направленными
на дальнюю перспективу, т. е. на далекое
окружение того места, где находится
пациент;
г) ставить вопросы
о собственном настроении пациента
(помимо вопросов о намерениях пациента);
д) ставить вопросы
о характере настроения луга или всей
картины ландшафта.
Основная идея при
этом: исчерпать подобный мотив в плане
восприятия, по возможности вплоть до
всех подробностей, и выснить все связанные
с ним настроения. Уже, наверное, стало
ясно, что восприятие происходит в двух
направлениях: с одной стороны, в
когнитивном направлении, с рассмотрением
фактических обстоятельств образа, и с
другой стороны, в области настроений,
чувств и аффектов, т.е. в широком спектре
эмоциональной жизни. В обоих этих
направлениях внимание может более
созерцательно надолго останавливаться,
давая действовать на нас образу. Это
ведет к усилению испытываемых впечатлений,
конечно же, при условии, что на переднем
плане не находятся явно негативные,
т. е. депрессивные или вызывающие
страх моменты. Техника ведения не
ограничена какими-то жесткими правилами.
Она связана с общим контекстом, с
эмпатическим сочувствием и проникновением
психотерапевта в состояние пациента —
на основе собственного опыта в рамках
своей собственной учебной психотерапии
в качестве пациента и на базе проводимой
ранее психотерапии своих пациентов под
контролем опытного преподавателя-супервизора
при помощи магнитофонных записей. Многие
пациенты развивают в определенной мере
и собственную активность и скоро сами
творчески развертывают сценарий, так
что, как уже говорилось, им можно во
многом предоставить самим формировать
соответствующий мотив.
Мотив луга со всем,
что с ним связано, может занять собой
как первый, так и многие последующие
сеансы. Он может также остаться только
одним коротким эпизодом, от которого
отправляются все последующие мотивы.
Особые трудности для начинающих
психотерапевтов связаны с проблемой,
каким образом и как часто следует
задавать во время сеанса проясняющие
вопросы. Как уже отмечалось, такие
вопросы могут очень способствовать
тому, чтобы образы переживались более
ясно, более уточненно, в более ярких
цветах, чтобы появились новые детали и
образ в целом становился богаче. Но
слишком много неумелых вопросов, не
подходящих к сценарию и настроению,
может мешать или подавлять представление
образов. Здесь как раз становится ясно,
что стиль ведения, действительно, можно
освоить только при помощи специальных
семинаров (Приложение
II).
В таких семинарах
их участники разбиваются на пары и
попеременно меняются ролями: один
становится пациентом, другой психотерапевтом
— он узнает от партнера, какое впечатление
производит его стиль ведения. Все это
комментируется руководителем семинара,
а также своими впечатлениями делится
вся группа.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
«Красота цветка — в одном цветке» японская поговорка
Мы сегодня не о простых цветах, хотя и о них тоже. А прежде всего о вас, о символе цветка и тех тонкостях, что составляют глубинную суть символдрамы — моего любимого метода психотерапии.
Вроде бы банальнейшая тема! Цветы. Кто из нас их не видел, не составлял из них букеты? Кто не грезил об огромных букетах роз и маленьких букетиках фиалок? Кто не восхищался замысловатостью лилии и простотой ландыша? При этом даже не задумываясь об их глубинном смысле.
«Психологическая норма» для образа луга
Когда человек в «норме», он визуализирует картинку, обладающую следующими характеристиками:
- картинка залита ярким солнечным светом, погода хорошая, на небе — солнце.
- обилие трав и цветов, богатая сочная зелень
- время суток: день или утро
- время года: лето или поздняя весна
Собственно говоря, к такой визуализации мы должны прийти в итоге. Однако ошибкой было бы визуализировать сразу «как правильно». Вы должны визуализировать именно то, что Вам хочетсяв данный момент.
Что это такое
Символдрама — это современное направление психотерапии, в основе которого лежит свободная имагинация (творчество, воображение) на определённую тему. Разработана в 1954 году Ханскарлом Лёйнером (1919-1996) — немецким профессором, доктором медицины. Базируется на принципах классического психоанализа и арт-терапии, но представляет собой сочетание сразу нескольких школ и концепций, частично заимствуя из них некоторые моменты. Использует символику из архетипов, в какой-то степени привлекая методы коллективного бессознательного. C позиции феноменологии есть точки соприкосновения с гештальт-терапией. Применяются также техники из психотерапевтической беседы Роджерса и стратегии поведенческой терапии Вольпе.
Другие названия: кататимно-имагинативная психотерапия, метод «сновидений наяву», кататимное переживание образов.
Символдрама — проективный метод, позволяющий работать с подсознанием напрямую. Суть сеанса: пациент расслабляется, представляет образ, описывает его и анализирует вместе с психотерапевтом. Это позволяет не вскрывать психотравмы и не задевать больные переживания. Благодаря этому, на сегодняшний день данное направление в психологии востребовано больше, чем психоанализ.
Отклонения от нормы в образе луга
Серое, пасмурное небо, начинающаяся буря, зимний пейзаж, ранняя весна, поздняя осень… почти всё это свидетельствует о депрессии, повышенной тревожности, хорошо выстроенных механизмах невротической защиты от окружающего мира (зимний пейзаж).
Очень интересно, что, кроме луга Вы себе представите. В норме — видить луг, органиченный естественным ландшафтом — перелеском, рощицей, ухоженным полем, рекой и т.д.
Бескрайние луга во всю ширь поля воображения — это иллюзии по поводу своего будущего, непредставление себя в мире, «детскость» восприятия.
Наоборот, луг, превратившийся в жалкую полянку, сжатый со всех сторон тёмным бором, признак зажатости, закомплексованности, подавленного депрессивного состояния.
Однако, всё вышеперечисленное является пока только диагностикой состояния. Хотя, психотерапевтический эффект можно получить просто выплеснув эти эмоциии зарисовав их впоследствии по желанию, всё равно: на этапе диагностики ждать чудес ещё не приходится. Чудеса начинаются тогда,когда Вы начинаете работать с картинкой луга, действовать в его пространстве, сталкиваться с препятствиями и как-то их разрешать.
Работа в пространстве визуализации заключается в том, что Вы «позволяете»» себе делать на лугу то, что Вам хочется. Если Вам не приходит в голову, что делать на лугу и Вам ничего не доставляет радость, то это свидетельствует о Вашей базовой жизненной установке. Означает пассивность, ожидание приказа и инструкций от других людей, «свыше», отсутствие привычки следовать собственным желаниям и импульсам.
Войдя в состояние глубокой визуализации, Вы должны работать с теми мыслями, которые у Вас возникают в ходе изучения своего «фантастического» мира. Всё, что Вы сделаете там с символами, облегчит Вашу жизнь «здесь» с людьми и ситуациями. Убьёте там дракона, рассосутся проблемы здесь. Классики символдрамы приводят такой пример: на приём попала девочка, испытывающая психологические трудности из-за того, что на пальце руки у неё была некрасивая бородавка. На первом же сеансе аналитик попросил её вообразить луг, а затем сразу перешёл к мотиву ручья. Девочка очень живо вообразила себе луг, а к ручью сразу же побежала и окунула в него руки. Аналитик попросил девочку «оставить руки в воде» и описывать свои ощущения. Девочка сказала, что её бородавка отсохла. А через три дня бородавка у девочки действительно отсохла и отвалилась! Она сама провела себе психотерапию, опередив вопросы и указания терапевта!
Вот поэтому, когда практики говорят, что курсом символдрамы можно вылечить не только энурез, заикание и фобии, но и угри и бородавки — они не шутят и не преувеличивают, всё именно так и есть.
После того, как Вы хорошо почувствуете Свой Луг и разберётесь со всем, что на нём есть, обживёте его, Вы можете приступать с визуализации других базовых мотивов. О них речь в следующих наших статьях.
Гадание на цветке
Сейчас подумайте вот о чем: Каким цветам в жизни вы отдаете предпочтение? Что связано у вас с этим цветком? Возможно этот цветок не случайно появился в вашей жизни. А какие цветы вызывают у вас антипатию? Почему?
Вы думаете это случайность? На самом деле нет. Те или иные цветы, которые мы принимаем или нет являются проекцией нас самих. Они символизируют какие-то наши качества.
Разобравшись с сутью символа, поняв глубинный смысл цветка, вы сможете более глубже понять себя. Каким образом спросите вы?
Вот совсем недавний пример: одна моя очень умная клиентка изображала образ дома и нарисовала рядом с ним тюльпаны на лужайке. А потом, когда мы стали разбирать рисунок, «случайно» вспомнила, что её отец очень любит именно эти цветы. А также о том, что он сам колдовал над луковицами, ездил за ними из России в Голландию. Затем любовно высаживал их и восхищался цветущими бутонами.
Так девушка бессознательно показывает присутствие некоей папиной части внутри себя.
А зная символику цветка и то, что он является символом любви, возрождения, достатка, мы сможем более полно поразмышлять с ней о тех качествах, которые ей хотелось бы взрастить.
Еще пример. Одна моя знакомая обожает маки, они в разных вариациях присутствуют в убранстве её квартиры. Теперь давайте обратимся к символике мака. О чем нам может рассказать этот цветок?
Одним из важнейших его значений — символ сна и смерти, так как он в Древней Греции считался атрибутом Бога сна Гипноса и Бога смерти Танатоса.
Тогда, о чем из реальной жизни этой девушки идет речь? Возможно, речь идет о некоем символическом летаргическом или опийном сне, естественно не в прямом его значении. Что соответствует действительности. Так, на многие вещи она закрывает глаза, перекручивая события и трактуя их, чтобы не замечать колющей её реальности.
А как вам вот такие цветы? Непривычно? Неприятно? Какие чувства вызывают у вас эти мертвые цветы?
Знаете, почему? В Библии есть высказывание: «Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Псалом 102, 15–16). Именно так, цветок символизирует личность человека, а увядшие цветы напоминают нам о смерти.
Виды
Все виды символдрамы умещаются в типичную классификацию в зависимости от того, сколько человек принимает участие в сеансе.
Индивидуальная
Применяется чаще остальных, так как выдаёт на выходе максимальный эффект. Пациент наедине с психотерапевтом полностью расслабляется, его ничего не сковывает, он рассказывает то, что представляет. Целенаправленные вопросы позволяют брать регрессию под контроль «от» и «до».
Парная
Используется при работе с семейными парами или в конфликтных ситуациях, в которых принимают участие двое. Сеанс предполагает работу с одним и тем же образом, который пациенты интерпретирует по-разному. Задача психотерапевта — не допустить столкновения противоречий при трактовке.
Групповая
Интересная, пока ещё только набирающая обороты форма символдрамы, но уже зарекомендовавшая себя исключительно с положительной стороны. Организуются группы от 4 до 12 человек. Предлагаются разные мотивы (необитаемый остров, отдых на пляже, полет на воздушном шаре, мы в джунглях, рыцарский турнир, побег из тюрьмы, мне 80 лет, страна изобилия и т. д.), но для работы выбирается один. Каждый высказывает собственные имагинации, которые обсуждаются совместно.
Основные мотивы
Основные мотивы символдрамы, выделенные Лёйнером:
- луг — исходный образ для каждого сеанса, на него изначально попадают абсолютно все пациенты, независимо от возраста и расстройства,
- гора — позволяет осмотреться с высоты, увидев все детали местности,
- ручей — вдоль него направляется «путешественник»,
- дом — нужно обязательно осмотреть каждую комнату,
- опушка леса — кульминационный момент, когда из тёмной чащи леса кто-то должен выйти.
Дополнительные мотивы, использующиеся в современной символдраме:
- семья животных — встреча с ней, установление контакта,
- участок земли — он теперь принадлежит путешественнику, его надо облагородить (подросткам предлагается мотоцикл),
- путешествие во времени — часто используются мотивы «на 5/10/15 лет старше»,
- цветок — растёт на лугу, нужно в подробностях описать,
- дерево / три дерева — встречаются во время путешествия по лесу или располагаются на опушке.
Часто психотерапевтом на сеансе символдрамы задаётся вопрос, кем себя ощущает пациент. Например, если женщина в этот момент — ведьма (самый частый образ), это однозначно говорит о проблемах в личной жизни. Летая на метле, она воспаряет над своим бытом, который её заедает. Колдуя, она управляет мужчинами, которые в реальности манипулируют ею.
Техники
В символдраме техники подбираются не только в зависимости от индивидуальных факторов или запущенности ситуации. Для каждого этапа методы существенно различаются.
Предварительная беседа:
- монолог,
- диалог,
- саморефлексия (чтение дневника),
- арт-терапия (рисунок по мотивам пережитых эмоций и представленных на прошлом сеансе образов).
Релаксация:
- упражнения аутотренинга Шульца (ощущение тяжести во всём теле, понижение тонуса мышц, тепло во всём теле, концентрационная саморелаксация, дыхательные гимнастики),
- индукция (прямое предложение пациенту расслабиться),
- имагинация (примерное представление ничего не значащего образа — например, облачка на горизонте или песчаного пляжа).
Представление:
- обучающее (тренировочное / учебное / поддерживающее) сопровождение — психотерапевт мягко направляет пациента к нужным образам,
- ассоциативный метод (нулевое структурирование) — редко принимает участие в том, что происходит,
- конфронтация — настаивает на воссоздании какого-то конкретного образа.
Основной метод символдрамы при лечении фобий — пошаговое декондиционирование. Он представляет собой постепенное устранение условнорефлекторных зависимостей.
Пример. Девочка несколько лет страдала от гефирофобии (боязнь мостов). Вот как происходило лечение посредством пошагового декондиционирования.
- 1 сеанс
Дан мотив луга, который привёл девочку к ручью. Психотерапевт попытался вызвать в сознании маленькой пациентки образ мостика, но ничего не получилось.
- 2 сеанс
Было предложено представить настолько мелкий ручеёк, что девочка перешла его вброд.
- 3 сеанс
Дан уже более широкий ручей, но мелкий, на дне — множество больших, выступавших на поверхность булыжников. Девочка перебралась на другой берег по ним.
- 4 сеанс
Тот же ручей, что и в прошлый раз, но без камней. Психотерапевт просит поискать дощечку. Девочка долго не хотела этого делать. Нашла с трудом, но отказывалась идти по ней, так как не было перил и она касалась воды. Но в итоге пересилила себя и перешла.
- 5 сеанс
Через тот же ручей был перекинут настоящий мостик — добротный, с перилами, не касающийся воды. Помня опыт прошлого «путешествия», маленькая пациентка без сомнений перешла его. Гефирофобия была побеждена за 5 сеансов.
Структура
Все сеансы символдрамы, независимо от вида, проходят по одному и тому же сценарию. Этапы:
- Предварительная беседа — пациент рассказывает о себе, о проблеме, об ожиданиях, чувствах, эмоциях (20 минут).
- Релаксация — вводится в расслабленное состояние, обычно — лёжа на кушетке (5 минут).
- Представление образов (от 5 до 40 минут — в зависимости от запущенности ситуации).
- Обсуждение представленного (10 минут).
После ухода пациента психотерапевту предстоит ещё много работы. Он должен проанализировать то, что происходило на сеансе. Обычно представленные образы характеризуются как:
- незрелые архаические с доамбивалентными свойствами,
- более зрелые с уже амбивалентными и амбитендентными свойствами,
- эдипальные,
- латентные и подростковые,
- зрелые.
На основе проведённого анализа подбираются образы и наиболее эффективные техники работы для следующего сеанса.
На Западе символдрама как отдельное направление психотерапии известна с середины XX века. В Россию пришла лишь в 1994 году, когда были переведены научные работы её основателя — Ханскарла Лёйнера. С тех пор получила широкое применение в детской и юношеской психологии, психотерапии различных фобий и расстройств и даже психосоматических заболеваний.
На сегодняшний день в России активно работает и развивается Ассоциация организаций развития символдрамы Кататимно-имагинативной психотерапии (АОРС КИП). Она сотрудничает с Институтом развития символдрамы и глубинной психологии (ИРСГП) в г. Запорожье (Украина).
Что это такое
Символдрама — это современное направление психотерапии, в основе которого лежит свободная имагинация (творчество, воображение) на определённую тему. Разработана в 1954 году Ханскарлом Лёйнером (1919-1996) — немецким профессором, доктором медицины. Базируется на принципах классического психоанализа и арт-терапии, но представляет собой сочетание сразу нескольких школ и концепций, частично заимствуя из них некоторые моменты. Использует символику из архетипов, в какой-то степени привлекая методы коллективного бессознательного. C позиции феноменологии есть точки соприкосновения с гештальт-терапией. Применяются также техники из психотерапевтической беседы Роджерса и стратегии поведенческой терапии Вольпе.
Другие названия: кататимно-имагинативная психотерапия, метод «сновидений наяву», кататимное переживание образов.
Символдрама — проективный метод, позволяющий работать с подсознанием напрямую. Суть сеанса: пациент расслабляется, представляет образ, описывает его и анализирует вместе с психотерапевтом. Это позволяет не вскрывать психотравмы и не задевать больные переживания. Благодаря этому, на сегодняшний день данное направление в психологии востребовано больше, чем психоанализ.
Основы
Сам Лёйнер выделил три основы символдрамы — принципы, которые отличают её от прочих направлений в психотерапии и психологии.
Управляемая регрессия
Через символы пациент, сам того не подозревая, возвращается назад, в прошлое. Он рефлексирует события, происходившие тогда, через обсуждение образов с психотерапевтом. Подобным образом регрессия контролируется обоими участниками процесса.
Эмоционально-корректирующее воздействие
Если обратить пациента в прошлое напрямую, воссоздав психотравмирующую ситуацию так, как она происходила, это может вызвать ступор. Вернувшаяся боль может быть такой силы, что состояние только ухудшится. Символдрама позволяет корректировать эмоциональный опыт, смягчать его.
Представление образов в присутствии психотерапевта
В психотерапии существует несколько имагинативных техник, но они предполагают разную работу с образами:
- метод активного воображения Юнга: пациент в одиночестве представляет образ, затем, спустя время, приходит на сеанс и рассказывает о нём психотерапевту;
- высшая ступень аутотренинга Шульца: пациент представляет весь образ молча, а затем рассказывает увиденное психотерапевту.
Отличительная особенность символдрамы в том, что пациент моментально передаёт психотерапевту всё, что представляет прямо сейчас, в эту минуту. Диалог позволяет отсеять ненужные мысли, стереотипы общества и прочие примеси, которые замутняют образ.
Показания
В психологии:
- проблемы во взаимоотношениях;
- детские психотравмы, связанные с разводом родителей, смертью кого-то из родственников, неприятие сверстниками, первая несчастная любовь;
- замкнутость, закомплексованность;
- приступы агрессии;
- трудные жизненные ситуации: увольнение с работы, развод, несложившиеся отношения.
В психотерапии:
- фобии;
- навязчивые состояния;
- нейро- и психовегетативные нарушения средней тяжести;
- психосоматические расстройства;
- энкопрез, энурез;
- булимия, психогенное переедание, нервная анорексия;
- неврозы с психической манифестацией;
- дезадаптация;
- нарушения концентрации внимания, рассеянность, проблемы с обучением;
- неврастения;
- сексуальные расстройства.
Благодаря символдраме, вскрывается психосоматика — влияние психологических причин на развитие телесных заболеваний. Это позволяет работать с такими диагнозами, как энкопрез, энурез и заикания.
Противопоказания
- Ярко выраженные приступы страха;
- эпилепсия;
- тяжёлые депрессивные состояния;
- IQ < 85;
- нарциссизм;
- истерические неврозы;
- психозы;
- церебрально-органические синдромы;
- отсутствие мотивации;
- заболевания, опасные для жизни: опухоли, аутоиммунные патологии, СПИД;
- возраст менее 6 лет;
- яркие шизоидные и навязчивые особенности;
- запущенные расстройства, которым уже более 3 лет.
Индивидуально должно решаться применение символдрамы в следующих случаях: делинквентность (криминальное поведение) и заикание (требуются дополнительные методики).
Виды
Все виды символдрамы умещаются в типичную классификацию в зависимости от того, сколько человек принимает участие в сеансе.
Индивидуальная
Применяется чаще остальных, так как выдаёт на выходе максимальный эффект. Пациент наедине с психотерапевтом полностью расслабляется, его ничего не сковывает, он рассказывает то, что представляет. Целенаправленные вопросы позволяют брать регрессию под контроль «от» и «до».
Парная
Используется при работе с семейными парами или в конфликтных ситуациях, в которых принимают участие двое. Сеанс предполагает работу с одним и тем же образом, который пациенты интерпретирует по-разному. Задача психотерапевта — не допустить столкновения противоречий при трактовке.
Групповая
Интересная, пока ещё только набирающая обороты форма символдрамы, но уже зарекомендовавшая себя исключительно с положительной стороны. Организуются группы от 4 до 12 человек. Предлагаются разные мотивы (необитаемый остров, отдых на пляже, полет на воздушном шаре, мы в джунглях, рыцарский турнир, побег из тюрьмы, мне 80 лет, страна изобилия и т. д.), но для работы выбирается один. Каждый высказывает собственные имагинации, которые обсуждаются совместно.
Структура
Все сеансы символдрамы, независимо от вида, проходят по одному и тому же сценарию. Этапы:
- Предварительная беседа — пациент рассказывает о себе, о проблеме, об ожиданиях, чувствах, эмоциях (20 минут).
- Релаксация — вводится в расслабленное состояние, обычно — лёжа на кушетке (5 минут).
- Представление образов (от 5 до 40 минут — в зависимости от запущенности ситуации).
- Обсуждение представленного (10 минут).
После ухода пациента психотерапевту предстоит ещё много работы. Он должен проанализировать то, что происходило на сеансе. Обычно представленные образы характеризуются как:
- незрелые архаические с доамбивалентными свойствами;
- более зрелые с уже амбивалентными и амбитендентными свойствами;
- эдипальные;
- латентные и подростковые;
- зрелые.
На основе проведённого анализа подбираются образы и наиболее эффективные техники работы для следующего сеанса.
Техники
В символдраме техники подбираются не только в зависимости от индивидуальных факторов или запущенности ситуации. Для каждого этапа методы существенно различаются.
Предварительная беседа:
- монолог;
- диалог;
- саморефлексия (чтение дневника);
- арт-терапия (рисунок по мотивам пережитых эмоций и представленных на прошлом сеансе образов).
Релаксация:
- упражнения аутотренинга Шульца (ощущение тяжести во всём теле, понижение тонуса мышц, тепло во всём теле, концентрационная саморелаксация, дыхательные гимнастики);
- индукция (прямое предложение пациенту расслабиться);
- имагинация (примерное представление ничего не значащего образа — например, облачка на горизонте или песчаного пляжа).
Представление:
- обучающее (тренировочное / учебное / поддерживающее) сопровождение — психотерапевт мягко направляет пациента к нужным образам;
- ассоциативный метод (нулевое структурирование) — редко принимает участие в том, что происходит;
- конфронтация — настаивает на воссоздании какого-то конкретного образа.
Основной метод символдрамы при лечении фобий — пошаговое декондиционирование. Он представляет собой постепенное устранение условнорефлекторных зависимостей.
Пример. Девочка несколько лет страдала от гефирофобии (боязнь мостов). Вот как происходило лечение посредством пошагового декондиционирования.
- 1 сеанс
Дан мотив луга, который привёл девочку к ручью. Психотерапевт попытался вызвать в сознании маленькой пациентки образ мостика, но ничего не получилось.
- 2 сеанс
Было предложено представить настолько мелкий ручеёк, что девочка перешла его вброд.
- 3 сеанс
Дан уже более широкий ручей, но мелкий, на дне — множество больших, выступавших на поверхность булыжников. Девочка перебралась на другой берег по ним.
- 4 сеанс
Тот же ручей, что и в прошлый раз, но без камней. Психотерапевт просит поискать дощечку. Девочка долго не хотела этого делать. Нашла с трудом, но отказывалась идти по ней, так как не было перил и она касалась воды. Но в итоге пересилила себя и перешла.
- 5 сеанс
Через тот же ручей был перекинут настоящий мостик — добротный, с перилами, не касающийся воды. Помня опыт прошлого «путешествия», маленькая пациентка без сомнений перешла его. Гефирофобия была побеждена за 5 сеансов.
Основные мотивы
Основные мотивы символдрамы, выделенные Лёйнером:
- луг — исходный образ для каждого сеанса, на него изначально попадают абсолютно все пациенты, независимо от возраста и расстройства;
- гора — позволяет осмотреться с высоты, увидев все детали местности;
- ручей — вдоль него направляется «путешественник»;
- дом — нужно обязательно осмотреть каждую комнату;
- опушка леса — кульминационный момент, когда из тёмной чащи леса кто-то должен выйти.
Дополнительные мотивы, использующиеся в современной символдраме:
- семья животных — встреча с ней, установление контакта;
- участок земли — он теперь принадлежит путешественнику, его надо облагородить (подросткам предлагается мотоцикл);
- путешествие во времени — часто используются мотивы «на 5/10/15 лет старше»;
- цветок — растёт на лугу, нужно в подробностях описать;
- дерево / три дерева — встречаются во время путешествия по лесу или располагаются на опушке.
Часто психотерапевтом на сеансе символдрамы задаётся вопрос, кем себя ощущает пациент. Например, если женщина в этот момент — ведьма (самый частый образ), это однозначно говорит о проблемах в личной жизни. Летая на метле, она воспаряет над своим бытом, который её заедает. Колдуя, она управляет мужчинами, которые в реальности манипулируют ею.
Интерпретации
Упражнения с интерпретацией, не отступая от основных принципов символдрамы, можно проводить в домашних условиях самостоятельно. Если есть расшифровка хотя бы нескольких образов, сеанс может получиться достаточно интересным.
На интерпретацию всех мотивов, используемых в символдраме, уйдёт много времени, но с примерами наиболее эффективных и часто встречающихся будет интересно познакомиться.
Луг
Луг в символдраме — «материнский» мотив, выявляющий первые годы жизни, как они отпечатались в бессознательной памяти.
Задание: оказались на лугу, опишите его, погоду, своё состояние, что видите и что делаете.
Норма:
- солнце;
- хорошая погода;
- много зелёной травы и цветов;
- день или утро;
- лето или поздняя весна.
В норме луг должен быть чем-то естественно ограничен (рощей, речкой, перелеском). Если человек психически здоров, он будет радоваться солнцу, наслаждаться свежим воздухом, бегать за бабочками, лежать в траве и т. д. Образ коровы означает сильную связь с матерью.
Что свидетельствует об отклонениях:
- отсутствие солнца, тучи, облачность;
- плохая погода, дождь, сильный ветер;
- бледные краски, отсутствие цветов;
- пни, бурелом, ветки;
- вечер или ночь;
- зима, осень, ранняя весна;
- нарушение образа луга — на его месте представляются болото, асфальт или пустыня (это говорит о серьёзных психотравмах детства).
Бескрайний луг, ничем не ограниченный, свидетельствует о высокой самооценке и завышенных запросах, иллюзиях по поводу будущего. При наличии проблем человек ведёт себя пассивно, не предпринимает никаких действий.
Цветок
Цветок в символдраме — олицетворение личности, демонстрирующее то, как человек на самом деле себя ощущает.
Задание: увидели на лугу цветок, опишите его (оттенок, размер, как называется), подойдите и потрогайте, что при этом чувствуете.
Норма:
- красивый, яркий цветок естественных оттенков;
- ароматный;
- полностью распустившийся;
- нормальных, естественных размеров;
- вызывает чувство удовлетворения, умиления.
Психически здоровый человек будет его гладить и вдыхать аромат.
Отклонения:
- бледный, невзрачный цветок или наоборот — фантастических, кислотных, режущих глаз оттенков;
- без аромата или слишком резко пахнущий;
- бутон или увядание;
- неестественно больших или слишком маленьких размеров;
- вызывает чрезмерное восхищение или отторжение;
- несколько цветков (раздвоение личности);
- невозможность назвать вид (трудности с самоопределением).
При наличии отклонений цветок будет сорван. Отторжение, увядание, невзрачность свидетельствуют о заниженной самооценке и нераскрытом потенциале. Восхищение, фантастическая яркость, преувеличенные размеры — о завышенной самооценке и нарциссизме.
Ручей
Ручей в символдраме — отражение динамики внутренних психических процессов. Одновременно вода является животворящим началом, исцеляющим элементом.
Задание: гуляя по лугу, увидели ручей, опишите его, сможете ли пить из него, идите вдоль берега и рассказывайте всё, что происходит вокруг.
Норма:
- спокойное течение, без порогов и крутых поворотов;
- чистая, прозрачная и прохладная вода, приятная на вкус;
- желание искупаться, встать в него ногами;
- нет страха идти как по течению, так и против.
Любой контакт с водой свидетельствует о психически здоровом человеке. Если это ключ, бьющий из расщелины, сильна связь с кровными родственниками, особенно — с матерью.
Отклонения:
- бурное течение с порогами, крутыми поворотами, препятствиями на пути;
- ручей неестественно широкий или слишком маленький;
- мутная, ледяная вода;
- отказ попробовать её на вкус, искупаться, даже умыться.
Символдрама — не только одно из многочисленных направлений в психотерапии. Это увлекательное путешествие с мир собственного подсознания, которое расскажет много нового и интересного, о чём вы, возможно, даже не подозревали.
Читайте также: Психодрама
Протокол
психокоррекционного занятия №1
Дата:
Ф.И.:
Возраст:
Метод:
Символдрама Х.Лейнера (Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков)
Тема: Мотив
« Луг, поле, поляна»
Цель: Избавление
от «пагубных» привычек ( курения, алкоголя, токсикомании), исправление
аномального поведения.
Структура занятия
1) предварительная беседа, в ходе
которой психолог узнает актуальное состояние подростка, происходит обсуждение
предыдущего занятия, а также рисунка по теме предыдущего образа.
2) упражнение на расслабление, подросток
сидит при этом в удобном кресле, психолог просит его сесть с закрытыми глазами
и расслабиться, а затем дает несколько простых внушений состояния спокойствия,
расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в
различных участках тела. Важно, что подросток при этом остается в сознании.
3) собственно представление образов,
в ходе которого психолог просит ребёнка представить какой-нибудь образ, и затем
сопровождает ребёнка по ходу течения образа
4) рисование получившегося у подростка
образа на бумаге
5) последующее обсуждение
Ход занятия:
Ребёнку предлагают сесть в уютное кресло и
чувствовать себя по возможности непринуждённо. После 10-15 –минутного знакомства
— разговора о школе, проблемах, интересах, текущих событиях, приступают
непосредственно к занятию.
Ребёнка просят максимально расслабить
руки, ноги, как будто собираясь немного подремать, сделать несколько глубоких
вдохов. Такие инструкции на релаксацию даются в течение 2-4минут. Затем даётся
вводная типа: «теперь попробуем проверить, как ты умеешь рассказывать
истории, фантазировать». Затем предлагается первый сюжет: «я прошу тебя
представить себе какое-нибудь открытое место – поле, луг или поляну», «ты
можешь представлять это с открытыми глазами или закрытыми, как тебе удобнее». После
короткой паузы ведущий спрашивает у ребёнка, что ему удалось
представить.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дети очень легко выполняют просьбу,
воображая предлагаемый сюжет. В дальнейшем ведущий задаёт лишь наводящие
вопросы, как бы подталкивая цепь воображаемых представлений ребёнка, ни в коем
случае при этом не давая наводящей информации. Все вопросы должны быть общими,
неконкретными: например, если ребёнок сказал, что он представил себе луг,
попросить описать его подробно, что он там видит, помогая ему репликами типа
«так…», «что ещё?…, что впереди?…, по бокам?… , сзади?…, размеры?…, какое
время года?…, какое у тебя настроение?…»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не
следует индуцировать ответы ребёнка вопросами типа: «есть ли где-то лес…,
трава под ногами зелёная?…, много ли цветов на лугу?…», то есть постараться
обеспечить максимальную спонтанность ответов. Если ассоциации ребёнка «уводят»
его от предлагаемой фабулы, например: «я вошёл с луга в лес, поискать грибов»,
следует ненавязчиво вернуть его к теме поля, луга. Ребёнку предлагается полная
свобода поведения на этом лугу; и его просят рассказать о том, что он бы
стал там делать – «загорать», «рвать цветы», «бегать» и т. д.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог
Прудникова О.Ю.
У Ивана Бунина есть стихотворение, ставшее абсолютной классикой.
И шмели, и цветы, и трава, и колосья,
И лазорь, и полуденный зной.
Срок настанет. Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду про всё. Вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав.
И от благостных слёз не сумею ответить,
К милосердным коленям припав.
Любой сеанс символдрамы начинается, как мы уже писали в предыдущей статье с представления образа луга.
Луг — это «материнский» символ, выявляющий первый год жизни человека, каким он остался в его бессознательной памяти.
На поверхностном же уровне погружения в себя луг выражает только общий фон сиюминутного настроения, актуальную ситуацию. Однако помните: более глубокое значение луга всегда будет «просачиваться» сквозь поверхностню «фотографию» настроения. Таким образом, представляемый в уме луг — это всегда и то и другое, в неизвестной пропорции.
«Психологическая норма» для образа луга
Когда человек в «норме», он визуализирует картинку, обладающую следующими характеристиками:
картинка залита ярким солнечным светом, погода хорошая, на небе — солнце, обилие трав и цветов, богатая сочная зелень
время суток: день или утро
время года: лето или поздняя весна
Собственно говоря, к такой визуализации мы должны прийти в итоге. Однако ошибкой было бы визуализировать сразу «как правильно». Вы должны визуализировать именно то, что Вам хочетсяв данный момент.
Детали луга
Пасущиеся на лугу коровы усиливают его материнскую символику. Поведение коровы (нападает ли она, как далеко от наблюдателя, сколько коров вообще и каков их внешний вид) говорит на языке символов об отношениях пациента с матерью, о месте матери в жизни пациента вообще.
Отклонения от нормы в образе луга:
Серое, пасмурное небо, начинающаяся буря, зимний пейзаж, ранняя весна, поздняя осень… почти всё это свидетельствует о депрессии, повышенной тревожности, хорошо выстроенных механизмах невротической защиты от окружающего мира (зимний пейзаж).
Очень интересно, что, кроме луга Вы себе представите. В норме — видить луг, органиченный естественным ландшафтом — перелеском, рощицей, ухоженным полем, рекой и т.д.
Бескрайние луга во всю ширь поля воображения — это иллюзии по поводу своего будущего, непредставление себя в мире, «детскость» восприятия.
Наоборот, луг, превратившийся в жалкую полянку, сжатый со всех сторон тёмным бором, признак зажатости, закомплексованности, подавленного депрессивного состояния.
Однако, всё вышеперечисленное является пока только диагностикой состояния. Хотя, психотерапевтический эффект можно получить просто выплеснув эти эмоции и зарисовав их впоследствии по желанию, всё равно: на этапе диагностики ждать чудес ещё не приходится. Чудеса начинаются тогда,когда Вы начинаете работать с картинкой луга, действовать в его пространстве, сталкиваться с препятствиями и как-то их разрешать.
Работа в пространстве визуализации заключается в том, что Вы «позволяете»» себе делать на лугу то, что Вам хочется. Если Вам не приходит в голову, что делать на лугу и Вам ничего не доставляет радость, то это свидетельствует о Вашей базовой жизненной установке. Означает пассивность, ожидание приказа и инструкций от других людей, «свыше», отсутствие привычки следовать собственным желаниям и импульсам.
Войдя в состояние глубокой визуализации, Вы должны работать с теми мыслями, которые у Вас возникают в ходе изучения своего «фантастического» мира. Всё, что Вы сделаете там с символами, облегчит Вашу жизнь «здесь» с людьми и ситуациями. Убьёте там дракона, рассосутся проблемы здесь. Классики символдрамы приводят такой пример: на приём попала девочка, испытывающая психологические трудности из-за того, что на пальце руки у неё была некрасивая бородавка. На первом же сеансе аналитик попросил её вообразить луг, а затем сразу перешёл к мотиву ручья. Девочка очень живо вообразила себе луг, а к ручью сразу же побежала и окунула в него руки. Аналитик попросил девочку «оставить руки в воде» и описывать свои ощущения. Девочка сказала, что её бородавка отсохла. А через три дня бородавка у девочки действительно отсохла и отвалилась! Она сама провела себе психотерапию, опередив вопросы и указания терапевта!
Вот поэтому, когда практики говорят, что курсом символдрамы можно вылечить не только энурез, заикание и фобии, но и угри и бородавки — они не шутят и не преувеличивают, всё именно так и есть.
После того, как Вы хорошо почувствуете Свой Луг и разберётесь со всем, что на нём есть, обживёте его, Вы можете приступать с визуализации других базовых мотивов. О них речь в следующих наших статьях.
Источник