Развитие речи. Создание текста-инструкции
Ц е л ь: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение» ,раздаточный материал (тексты инструкций и памяток), презентация.
Материалом урока являются упражнения 550—552.
На доске проблемный вопрос:
Что такое инструкция?
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы опять будем писать сочинение, а значит совершенствовать свою устную и письменную речь.
Одно из ваших домашних заданий было составить инструкцию по выполнению домашнего задания. Сегодня нам предстоит освоить принципы построения текста-инструкции и его составление.
3.Актуализация знаний:
Как вы понимаете, что такое инструкция?
Где вам приходилось встречаться с инструкциями? (кулинарный рецепт, технический паспорт к игре).
Что же объединяет все эти тексты?
Вывод:
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять.
4. Работа с готовым текстом-инструкцией.
У вас на столе лежит образец текста-инструкции. Прочитайте первый текст.
— Найдите в первом тексте глаголы повелительного наклонения.
— Что выражают глаголы повелительного наклонения? (просьба, совет)
— Какую роль играют глаголы повелительного наклонения в тексте? ( главную).
— В какой части предложения стоят глаголы? В начале
План написания инструкции
-
Что необходимо приготовить для работы.
-
Порядок действий.
6. Обобщение знаний о роли глагола в инструкции:
Так что надо учесть при написании инструкции?
Вывод:
-
важную роль играют глаголы повелительного наклонения.
-
стоят в начале предложения (1,2 место)
-
употребляются в одной форме
7. Упражнения творческого характера:
Что ещё необходимо знать и уметь при написании письма-инструкции?
Прочитаем второй текст и оценим его.(ученики обнаруживают ошибки — нарушен порядок действий)
«Как приготовить борщ»
1 вариант.
Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.
1.Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель
2.пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
3.Налейте воды в кастрюлю.
4. Ждите пока свариться суп.
5. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
-Восстановим правильный порядок действий, я вам помогу
«Как приготовить борщ»
1 вариант.
Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.
1. Налейте воды в кастрюлю.
2. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
3. пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
4. Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель.
5. Ждите пока свариться суп.
Так что же ещё необходимо знать и уметь?
Вывод:
Надо чётко знать и выполнять порядок действий (1,2,3…)
— Найдем в этом тексте глаголы, укажем наклонение.
9. Работа с раздаточным материалом.
Прочитаем третий текст.
Перед вам инструкция по изготовлению табурета.
-Чем она отличается от первых двух?
— А что указывает на порядок действий?
— Какие слова помогут указать порядок действий? (ответы учеников: сначала, потом, затем, после, наконец и т.д.)
Порядок действий помогут указать такие слова, как сначала, потом, затем, после, наконец и т.д. Чтобы речь была красивой, следует избегать повторов.
10. Обобщение знаний о тексте-инструкции:
Итак, что надо помнить, чтобы написать письмо- инструкцию?
… (опорой служит информация, накопленная на доске в течение урока)
Несколько уроков назад мы с вами писали сочинение-рассуждение. Перед написанием сочинения мы с вами составляли план, по которому делали работу.
Для написания текста инструкции, нам он так же понадобиться.
Еще раз перечитайте все тексты, которые перед вами лежат и составьте план.
— Что же самое главное в тексте-инструкции?
— Из каких частей состоит текст-инструкция?
План написания инструкции:
1. Что необходимо приготовить для работы.
2. Порядок действий.
3. Вывод( не всегда)
12. Самостоятельная работа:
Я вам предлагаю написать свою инструкцию « Как выучить стихотворение». Употребив глаголы в форме повелительного наклонения.
Помните, выражать свои мысли надо правильно и точно.
Сказать правильно – значит по правилам русского языка.
А сказать точно – значит лучше, полнее выразить свою мысль.
16. Задание на дом: Слова орфографического тренинга П.78.
17. Итог урока:
1. Сегодня на уроке я научился …, понял…
2. Было трудно…
3. Было интересно…
Напишите сочинение — инструкцию на любую тему.
Перед вами страница с вопросом Напишите сочинение — инструкцию на любую тему?, который относится к
категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для
учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и
сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и
выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется
варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском»,
который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав
кнопку в верхней части страницы.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Сочинение – инструкция.
Как сделать кормушку
для птиц?
УМК «Планета знаний»
3 класс -
2 слайд
Какие бывают кормушки?
-
3 слайд
Из чего можно сделать кормушку?
из фанеры или дощечек,
коробочек из под сока или молока,
из пластиковых бутылок,
из пластика,
из стеклянной банки -
4 слайд
Расскажи, как ты делал кормушку?
-
5 слайд
К чему прикрепить кормушку?
Подвесить на верёвочке
к дереву.Сделать подставку.
Помните: ничего нельзя приколачивать к стволам деревьев.
-
6 слайд
Какой корм насыпать?
Семечки подсолнуха
— Семена дыни и тыквы
— Овес
— Пшено и просо
— Семена репейника
— Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы
— Ягоды рябины и калины
— Хлебные крошки.
— Сырое (несоленое) сало
Обрезки мяса -
7 слайд
План написания инструкции
Какие материалы нужны?
Что и в какой последовательности с ними сделать?
Как и к чему прикрепить кормушку?
Какой корм насыпать? -
8 слайд
Начинай так!!!
Для изготовления кормушки (нам понадобится) ……..
Нужно …..
Готовую кормушку…..
Насыпьте в неё….. -
9 слайд
Орфографическая подготовка
Фанера, картон, дощечки,
пластиковая бутылка, стеклянная банка, коробка из под сока или молока,
поддон, отверстие, верёвочка
Краткое описание документа:
Презентация по русскому языку, содержит материал инструкцию по составлению сочинения на тему » Как сделать сделать кормушку для птиц». Эта презентация содержит подробное описание кормушек, которые можно изготовить и план составления сочинения, на который дети опираются при написании своего сочинения.
Однажды я загорелась желанием к приходу родителей испечь торт. Я открыла книгу с рецептами и начала искать тот, на который в доме были продукты. Нашла его и приступила к делу. Сначала я выложила все нужные ингредиенты на стол и по очереди стала смешивать их в чашке. Когда я засыпала муку, то неожиданно чихнула, и мука разлетелась по всему столу. Затем я налила в чашку молоко, немного пролив его; всыпала сахар, который просыпала на стол. А масло положить вообще забыла. Наконец коржи были готовы, и я один за другим ставила их в духовку. Пока они готовились, я отмывала кухню. Вот и звонок, это значит, что коржи испеклись и их пора внимать из духовки. Пришла пора намазывать их аппетитным кремом. Когда я это делала и двигалась около стола, то нечаянно наступила на хвост моему коту . Он вцепился мне в ногу, и я от испуга уронила крем ему на голову. Наконец мой торт был готов, и выглядел он очень аппетитно. А кот успокоился и с удовольствием слизывал с мордочки крем лапкой. Вот пришли родители, и мы сели втроем пить чай с тортом. Торт всем понравился. А после чаепития я купала своего кота и приговаривала: «Не лезь под горячую руку!» сделай все так же только от другово лица в деловом стиле и про печенье а не про торт
Написать инструкцию к чему либо, чтобы в ней были глаголы в повелительном наклонении
Светило науки — 998 ответов — 8567 раз оказано помощи
Инструкция пользования утюгом.
1. Убедитесь в исправности розетки.
2. Подготовьте место для глажки: раскройте гладильную доску или расстелите покрывало на столе.
3. Проверьте целостность изоляции шнура от утюга, включите вилку в розетку.
4. Попробуйте степень нагретости утюга на маленьком кусочке ткани.
5. Гладьте бельё, следите за нагревом утюга и заполнением отпаривателя водой.
6. Пользуйтесь специальной подставкой для утюга.
7. После завершения работы уберите гладильную доску и утюг на место.