Согласование инструкции по охране труда с профсоюзным комитетом

Как утвердить инструкции по охране труда с учетом мнения представительного органа работников?

Представительный орган работников защищает права и интересы трудового коллектива. Его классический пример — профсоюз, но есть и иные формы. Например, если в компании нет профсоюза, работники могут избрать одного представителя или другой орган на общем собрании трудового коллектива (ст. 31 ТК). Процедуру согласования локальных документов с представительным органом работников регламентирует статья 372 Трудового кодекса. Более подробно опишите ее в своем положении о СУОТ в отдельном разделе, а формы необходимых документов включите в приложение к нему.

Профсоюз или другой представительный орган есть не в каждой организации, ведь его создание не входит в обязанности работников или работодателя. Его избирают на добровольной основе по инициативе трудового коллектива. Если сотрудники не избрали представительный орган, то и учитывать его мнение при утверждении документов не обязательно.

Обоснование

Шаг 1
Подготовьте проект инструкции. Инструкции по охране труда разрабатывают руководители структурных подразделений. Специалист по охране труда обязан подготовить информационные и методические материалы для подготовки инструкций по охране труда и оказывать методическую помощь руководителям структурных подразделений в разработке этих документов (п. 3.1.2 профстандарта, утв. приказом Минтруда от 22.04.2021 № 274н).

Когда разработчик составит текст инструкции, а специалист по охране труда его согласует, проект передают на согласование в представительный орган работников. К проекту приложите обоснование, в котором укажите, для чего его принимают и как учли интересы работников. Затем в произвольной форме составьте обращение, укажите в нем наименования инструкций, количество листов и экземпляров и просьбу подготовить мотивированное мнение по проекту документов.

В сопроводительном письме укажите, кто будет участвовать в заседании по рассмотрению документов со стороны работодателя. Так как у представителей работников могут возникнуть вопросы по документам, рекомендуем участвовать в обсуждении специалисту по охране труда. Подготовленные документы направьте в представительный орган.

Обратите внимание
Работодатель вправе не учитывать мнение представительного органа, если пройдет более пяти дней со дня направления проекта документа (ч. 2 ст. 372 ТК)

Шаг 2
Контролируйте срок рассмотрения документов и участвуйте в обсуждении. У представительного органа есть пять рабочих дней, чтобы изучить и выработать мотивированное мнение по направленным документам. Для этого назначают дату заседания, куда приглашают ответственное лицо со стороны работодателя. На заседании обсуждают проекты и голосованием решают, согласовать их или нет. Результаты заседания члены профсоюза или другого уполномоченного органа оформляют протоколом и готовят мотивированное мнение.

В организациях могут функционировать одновременно несколько представительных органов, поскольку закон не регламентирует их количество. Но работодатель не должен согласовывать документы с каждым отдельно. При наличии разных органов учитывают мнение того, кто представляет интересы большинства работников.

Шаг 3
Утвердите проект инструкции у директора при положительном мотивированном мнении. Если представители работников согласовали проект документа, на нем ставят отметку «согласовано» и передают директору на утверждение. После того как руководитель подпишет документ, он приобретет законную силу. Сохраните положительное мотивированное мнение, чтобы при проверке доказать инспектору, что документ согласовали в установленном порядке.

Шаг 4
Участвуйте в переговорах при отрицательном мотивированном мнении. Представительный орган может не согласовать проект инструкции. Когда представители работников не согласны с проектом документа, они составляют мотивированное мнение. В нем обосновывают свою позицию, дают заключение по проекту документа и описывают предложения. Проект документа вместе с мотивированным мнением передают руководителю организации.

Если руководитель организации согласится с аргументами, он может утвердить локальный нормативный акт в редакции представительно органа работников. Если нет — в трехдневный срок провести дополнительные консультации и найти оптимальное решение. В случае, когда разногласия не устранены, оформляют протокол разногласий.

После подписания протокола разногласий работодатель вправе принять приказ самостоятельно, но представительный орган вправе обратиться в суд или трудовую инспекцию. Когда трудовая инспекция получит жалобу, она проведет внеплановую проверку в течение месяца. Если инспектор подтвердит нарушение со стороны работодателя, он подготовит предписание об отмене утвержденного документа.

Электронный журнал «Охрана труда в вопросах и ответах»

Более подробно эту и смежные темы мы обсудим на наших лекциях и практических занятиях

ЛЕГКИЙ ПРОСТОЙ И ДОСТУПНЫЙ СПОСОБ ОБУЧИТЬСЯ!
Минимум теории + практика + принцип нулевого формализма.

????Записаться на обучение по любому направлению и любой форме (https://ot53.ru/images/nudc_prajs-list.pdf ОХРАНА ТРУДА. ЭКОЛОГИЯ. Пожарная безопасность. ГО и ЧС. Первая помощь. Промышленная безопасность. ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ. ГАЗ. ВЫСОТА и др.) можно, позвонив по номерам: ☎☎8 (8162)73-86-86 +7 951 72 777 91 Оксана Юрьевна либо отправив заявку скачав с сайта https://ot53.ru/ или E-mail: 
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

????Многоуважаемые Друзья коллеги и партнеры работает
АУТСОРСИНГ ОХРАНЫ ТРУДА Спб. В. Новгород. Боровичи
Разработка КОМПЛЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ
Разработка КОМПЛЕКТА ДОКУМЕНТОВ Охрана труда, ГО и ЧС

☝????Наша База Знаний! БЕСПЛАТНО и КРУГЛОСУТОЧНО
Тратить время на поиск изменений и шаблонов документов? – Уже сделали для Вас.
Читать многостраничные законы? – подготовили краткие разъяснения.
Гадать, что сейчас важно и актуально? – Подскажем, что реально нужно сделать на практике.

Инструкция по охране труда: нужно ли согласовывать с профсоюзом, иным представительным органом работников?

Инструкция по охране труда: нужно ли согласовывать с профсоюзом или иным представительным органом работников и какая ответственность наступает при отсутствии согласования с таким органом: вопрос поступил от Елены.

Ответ: Инструкция по охране труда в обязательном порядке согласовывается со службой охраны труда или специалистом (ответственным) по охране труда, а также с профсоюзной организацией (при ее наличии) или иным представительным органом работников (при наличии).

Работодатель в соответствии:

  • со статьей 212 Трудового кодекса РФ (обязан разрабатывать и утверждать  правила и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов);
  • пункта 5.4 постановления Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» (В данных рекомендациях прилагается примерная форма титульного листа инструкции по охране труда, предусматривающая согласование).

обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом изложенного в письменном виде мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Если инструкция не будет согласована, государственная трудовая инспекция после проверки выдаст предписание, в котором потребует устранить недостаток.

Государственная инспекция труда в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ может оштрафовать:

  • работодателя на сумму от 30 000 до 50 000 рублей;
  • руководителя организации на сумму от 1000 до 5000 рублей.

Другие ответы на вопросы в рубрике Вопрос — ответ

Ольга Софронова

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в социальных сетях. Спасибо!

Еще статьи:

Работник просит предоставить работодателя ежегодный оплачиваемый отпуск со следующего дня после подачи заявления, правомерно ли это?

Какие сроки установлены для периодического медицинского осмотра работников на вредном производстве? По каким основаниям работодатель отстраняет работника? Обязан ли перевести на другую работу? Как оплачивается время прохождения периодического медицинского осмотра и время отстранения от работы?

Реквизит дата документа: как правильно оформить?

Об отнесении условий труда к классу условий труда при воздействии биологического фактора на рабочих местах работников: разъяснения Минтруда РФ

В соответствии со ст. 8, 371, 372, 373 Трудового кодекса РФ работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.

Коллективным договором может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников (профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации).

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором либо принятые без учета мнения (согласования) представительного органа работников, являются недействительными и не подлежат применению с момента их принятия.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ учет мнения профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации требуется относительно следующих решений:

  • в случае сокращения численности или штата работников организации работодатель обязан в письменной форме сооб­щить об этом профкому не позднее, чем за два месяца до на­чала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работни­ков может привести к массовому увольнению работников — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответству­ющих мероприятий (ч. 1 ст. 82 ТК РФ).
  • увольнение работников, являющихся членами профсоюза в случаях:

    • сокращения численности или штата работников;

    • недостаточной квалификации, подтвержденной результа­тами аттестации (в состав аттестационной комиссии в обяза­тельном порядке включается член комиссии от профкома) (ч. 2 ст. 81 и ч. 3 ст. 82 ТК РФ);

    • неоднократного неисполнения работником без уважитель­ных причин трудовых обязанностей, если он не имеет дисциплинарного взыскания.

Пояснение для профкома: он может настаивать на том, чтобы в коллективном договоре был установлен иной поря­док обязательного участия выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудово­го договора по инициативе работодателя (ст. 81 и ст. 82 ТК). Правильнее всего, если увольнение персонала по инициативе работодателя почти во всех случаях будет рассматриваться по согласованию с выборным профсоюзным органом, так как под увольнение работников могут подвести специально.

  • о привлечении работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч.3 ст.99;
  • в случае составления графиков сменности, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору (ч. 3 ст. 103 ТК РФ);
  • о разделении рабочего дня на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы (ст.105);
  • о привлечении к работам в праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч.5 ст.113;
  • установление порядка и условий предоставления ежегод­ных дополнительных оплачиваемых отпусков (ч. 2, ст. 116 ТК РФ);
  • об утверждении графика отпусков (ст.123);
  • о введении системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочную работу (ст.135);
  • об утверждении формы расчетного листка (ст.136);
  • об установлении различных систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок (ст.144);
  • об установлении конкретных размеров повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст.147);
  • об установлении конкретных размеров заработной платы в ночное время (ст.154);
  • о введении и применении систем нормирования труда (ст.159);
  • о принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст.162);
  • о введении мер, предотвращающих массовые увольнения работников (ст.180);
  • об утверждении правил внутреннего трудового распорядка организации (ст.190);
  • снятие в течение года дисциплинарного взыскания с ра­ботника — по ходатайству профкома (ч. 2 ст. 194 ТК РФ);
  • рассмотрение работодателем заявления профкома о на­рушении руководителем структурного подразделения, его за­местителя трудового законодательства и иных актов, содержа­щих нормы трудового права, условий коллективного договора (ч.1 ст. 195 ТК РФ);
  • об определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей (ст.196);
  • реализация основных направлений государственной по­литики в области охраны труда обеспечивается согласованны­ми действиями работодателя и уполномоченных работниками представителей от профсоюзного комитета (ч. 2, ст. 210 ТК РФ);
  • решение об увольнении по инициативе работодателя пред­седателя и заместителей председателей профкомов, в том числе структурных подразделений не ниже цеховых, не осво­божденных от основной работы — только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсо­юзного органа (ч. 1, ст. 374 ТК РФ);
  • рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комис­сии по трудовым спорам и в судах (ст. 388 и ст. 391 ТК РФ);

Отказ работодателя учесть мнение профкома при принятии им локальных нормативных актов является основанием для на­чала коллективного трудового спора (ст. 398 ТК РФ).

По решению работодателя могут приниматься и другие локальные нормативные акты, например положение о комиссии по трудовым спорам и т.д.

Итак, далее рассмотрим 5 основных документов, которые в обязательном порядке до введения их в действие должны быть согласованы с профсоюзным органом или представителем трудового коллектива организации.

1. График отпусков

В графике отпусков работодатель определяет, когда сотрудники будут отдыхать. Компания планирует только ежегодные и дополнительные отпуска. В график отпусков не включают отпуска без сохранения заработной платы, учебные и по уходу за ребенком.
Трудовой кодекс указывает только на крайний срок, когда утверждать график, – не позднее чем за две недели до нового календарного года. Поэтому компания вправе утвердить график и раньше. На утверждаемом графике отпусков проставляйте отметку о согласовании документа с выборным органом первичной профсоюзной организации (ст. 123 ТК). Если его нет, рекомендуем сделать отметку: «На момент утверждения графика отпусков представительный орган работников отсутствует».

2. Правила внутреннего трудового распорядка

Правила внутреннего трудового распорядка – обязательный локальный акт, который компания утверждает с учетом мнения представительного органа работников (ст. 190 ТК). До утверждения акта работодатель направляет его проект в профсоюз. Он обязан представить мотивированное мнение в течение пяти рабочих дней.
Когда мнение профсоюза отрицательное либо содержит предложения по документу, работодатель соглашается с поправками или в трехдневный срок проводит с выборным органом консультацию. Если разногласия не устранили, то стороны оформляют протокол разногласий. Работодатель вправе утвердить локальный акт, даже если стороны не достигли единого мнения. В этом случае профсоюз может обжаловать документ в трудовой инспекции или суде (ст. 372 ТК).

3. Программа и инструкция проведения вводного инструктажа по охране труда

При приеме на работу новых работников работодатель обязан проводить вводный инструктаж по охране труда. Для этого компания разрабатывает программу и инструкцию проведения вводного инструктажа по охране труда. Принимать их необходимо с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Если его нет, то согласовывать документы нужно с другим уполномоченным работниками органом (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК).
В программе работодатель отражает план по проведению вводного инструктажа с работниками. На ее основании компания создает подробную инструкцию. В ней описывает деятельность компании, вредные и опасные производственные факторы, льготы и компенсации, средства индивидуальной и коллективной защиты и др.

4. Приказ о сокращении

Известить профсоюз о сокращении работодатель обязан дважды. Уведомить следует профсоюз вне зависимости от того, подпадают под сокращение члены профсоюза или нет. Вначале компания письменно сообщает выборному органу первичной профсоюзной организации о предстоящем сокращении и о возможном расторжении трудовых договоров с работниками не позднее чем за два месяца или в другой установленный срок (ч. 1 ст. 82 , 292, 296 ТК).
Второй раз компания получает мотивированное мнение выборного органа об увольнении работников – членов профсоюза (ч. 2 ст. 82 ТК). Поэтому в первом случае вы только сообщили в профсоюз о возможном увольнении в связи с сокращением, а во втором – запрашиваете мнение насчет увольнения конкретного члена профсоюза.
Уволить члена профсоюза можно не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения (ч. 5 ст. 373 ТК).

5. Расчетный лист

При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме всех сотрудников о составных частях выплаты. Для этого компания обязана разработать форму расчетного листа, согласовать и утвердить ее с выборным представительным органом (ст. 136, 372 ТК).
В расчетном листе отразите, за какой период выплачиваете заработную плату. Включите в документ все начисления: оплату отпуска, суммы по больничному листу, премии, различные виды доплат, надбавок, денежную компенсацию за нарушение срока выплаты зарплаты и др. Также в форме расчетного листа отразите удержания: НДФЛ, алименты и пр. Итоговой строчкой в расчетном листе должна быть информация об общей денежной сумме, которую получит сотрудник.
Расчетные листы выдавайте только тем, с кем заключили трудовой договор. По договорам гражданско-правового характера такой документ не делайте. Расчетные листы вы можете оформлять на бумаге и в электронном виде (письмо Минтруда от 21.02.2017 № 14-1/ООГ-1560).

Порядок учета мнения представительного органа работников (профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации) при принятии локальных нормативных актов определен ст.372 Трудового кодекса РФ.

Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в профсоюзный комитет, представляющий интересы всех или большинства работников.

Профсоюзный комитет не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение профсоюзного комитета не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним, либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным комитетом.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован первичной профсоюзной организацией в государственную инспекцию труда или в суд, а профсоюзный комитет имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в соответствии с гл. 61 Трудового кодекса РФ.

Государственная инспекция труда при получении жалобы обязана в течение 1 месяца со дня получения жалобы провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Как утвердить инструкции по охране труда с учетом мнения представительного органа работников?

Представительный орган работников защищает права и интересы трудового коллектива. Его классический пример — профсоюз, но есть и иные формы. Например, если в компании нет профсоюза, работники могут избрать одного представителя или другой орган на общем собрании трудового коллектива (ст. 31 ТК). Процедуру согласования локальных документов с представительным органом работников регламентирует статья 372 Трудового кодекса. Более подробно опишите ее в своем положении о СУОТ в отдельном разделе, а формы необходимых документов включите в приложение к нему.

Профсоюз или другой представительный орган есть не в каждой организации, ведь его создание не входит в обязанности работников или работодателя. Его избирают на добровольной основе по инициативе трудового коллектива. Если сотрудники не избрали представительный орган, то и учитывать его мнение при утверждении документов не обязательно.

Обоснование

Шаг 1
Подготовьте проект инструкции. Инструкции по охране труда разрабатывают руководители структурных подразделений. Специалист по охране труда обязан подготовить информационные и методические материалы для подготовки инструкций по охране труда и оказывать методическую помощь руководителям структурных подразделений в разработке этих документов (п. 3.1.2 профстандарта, утв. приказом Минтруда от 22.04.2021 № 274н).

Когда разработчик составит текст инструкции, а специалист по охране труда его согласует, проект передают на согласование в представительный орган работников. К проекту приложите обоснование, в котором укажите, для чего его принимают и как учли интересы работников. Затем в произвольной форме составьте обращение, укажите в нем наименования инструкций, количество листов и экземпляров и просьбу подготовить мотивированное мнение по проекту документов.

В сопроводительном письме укажите, кто будет участвовать в заседании по рассмотрению документов со стороны работодателя. Так как у представителей работников могут возникнуть вопросы по документам, рекомендуем участвовать в обсуждении специалисту по охране труда. Подготовленные документы направьте в представительный орган.

Обратите внимание
Работодатель вправе не учитывать мнение представительного органа, если пройдет более пяти дней со дня направления проекта документа (ч. 2 ст. 372 ТК)

Шаг 2
Контролируйте срок рассмотрения документов и участвуйте в обсуждении. У представительного органа есть пять рабочих дней, чтобы изучить и выработать мотивированное мнение по направленным документам. Для этого назначают дату заседания, куда приглашают ответственное лицо со стороны работодателя. На заседании обсуждают проекты и голосованием решают, согласовать их или нет. Результаты заседания члены профсоюза или другого уполномоченного органа оформляют протоколом и готовят мотивированное мнение.

В организациях могут функционировать одновременно несколько представительных органов, поскольку закон не регламентирует их количество. Но работодатель не должен согласовывать документы с каждым отдельно. При наличии разных органов учитывают мнение того, кто представляет интересы большинства работников.

Шаг 3
Утвердите проект инструкции у директора при положительном мотивированном мнении. Если представители работников согласовали проект документа, на нем ставят отметку «согласовано» и передают директору на утверждение. После того как руководитель подпишет документ, он приобретет законную силу. Сохраните положительное мотивированное мнение, чтобы при проверке доказать инспектору, что документ согласовали в установленном порядке.

Шаг 4
Участвуйте в переговорах при отрицательном мотивированном мнении. Представительный орган может не согласовать проект инструкции. Когда представители работников не согласны с проектом документа, они составляют мотивированное мнение. В нем обосновывают свою позицию, дают заключение по проекту документа и описывают предложения. Проект документа вместе с мотивированным мнением передают руководителю организации.

Если руководитель организации согласится с аргументами, он может утвердить локальный нормативный акт в редакции представительно органа работников. Если нет — в трехдневный срок провести дополнительные консультации и найти оптимальное решение. В случае, когда разногласия не устранены, оформляют протокол разногласий.

После подписания протокола разногласий работодатель вправе принять приказ самостоятельно, но представительный орган вправе обратиться в суд или трудовую инспекцию. Когда трудовая инспекция получит жалобу, она проведет внеплановую проверку в течение месяца. Если инспектор подтвердит нарушение со стороны работодателя, он подготовит предписание об отмене утвержденного документа.

Электронный журнал «Охрана труда в вопросах и ответах»

Более подробно эту и смежные темы мы обсудим на наших лекциях и практических занятиях

ЛЕГКИЙ ПРОСТОЙ И ДОСТУПНЫЙ СПОСОБ ОБУЧИТЬСЯ!
Минимум теории + практика + принцип нулевого формализма.

????Записаться на обучение по любому направлению и любой форме (https://ot53.ru/images/nudc_prajs-list.pdf ОХРАНА ТРУДА. ЭКОЛОГИЯ. Пожарная безопасность. ГО и ЧС. Первая помощь. Промышленная безопасность. ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ. ГАЗ. ВЫСОТА и др.) можно, позвонив по номерам: ☎☎8 (8162)73-86-86 +7 951 72 777 91 Оксана Юрьевна либо отправив заявку скачав с сайта https://ot53.ru/ или E-mail: 
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

????Многоуважаемые Друзья коллеги и партнеры работает
АУТСОРСИНГ ОХРАНЫ ТРУДА Спб. В. Новгород. Боровичи
Разработка КОМПЛЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ
Разработка КОМПЛЕКТА ДОКУМЕНТОВ Охрана труда, ГО и ЧС

☝????Наша База Знаний! БЕСПЛАТНО и КРУГЛОСУТОЧНО
Тратить время на поиск изменений и шаблонов документов? – Уже сделали для Вас.
Читать многостраничные законы? – подготовили краткие разъяснения.
Гадать, что сейчас важно и актуально? – Подскажем, что реально нужно сделать на практике.

Зарегистрировано в Минюсте России 26 ноября 2021 г. N 66015


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 октября 2021 г. N 772н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПОРЯДКУ РАЗРАБОТКИ И СОДЕРЖАНИЮ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ РАБОТОДАТЕЛЕМ

В соответствии со статьей 211.2 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2021, N 27, ст. 5139) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2021, N 42, ст. 7120), приказываю:

1. Утвердить основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 года.

Министр
А.О. КОТЯКОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 29 октября 2021 г. N 772н

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ РАЗРАБОТКИ И СОДЕРЖАНИЮ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ РАБОТОДАТЕЛЕМ

I. Общие положения

1. Правила и инструкции по охране труда разрабатываются работодателем в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей.

2. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков вправе устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда.

3. Утверждение правил (стандартов) и инструкций по охране труда для работников производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии) в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878).

4. Перечень правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, определяет работодатель в соответствии со спецификой своей деятельности. Правила (стандарты) по охране труда должны содержать требования по обеспечению безопасности труда и контролю при организации работ работодателем (уполномоченным им лицом). Инструкции по охране труда должны содержать требования по безопасному выполнению работ работником (исполнителем).

5. Правила (стандарты) и инструкции по охране труда должны поддерживаться в актуальном состоянии и соответствовать производственным процессам работодателя, организационным или структурным изменениям.

II. Требования к порядку разработки и содержанию правил по охране труда

6. Правила по охране труда (далее — Правила) могут быть разработаны работодателем как стандарт организации либо иной локальный нормативный акт, применяемый в системе нормативного регулирования работодателя.

7. Правила действуют в пределах данной организации и не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, содержащим нормы трудового права.

8. Разработка Правил осуществляется работодателем на основе анализа состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков.

9. Правила включают следующие главы:

а) общие требования;

б) требования охраны труда работников при организации и проведении работ;

в) требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), в целях обеспечения охраны труда работников;

г) требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест в целях обеспечения охраны труда работников;

д) требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства в целях обеспечения охраны труда работников.

10. В главу «Общие требования» включаются:

а) определение сферы действия Правил;

б) описание вредных и (или) опасных производственных факторов, профессиональных рисков и опасностей, характерных для сферы действия Правил.

11. В главу «Требования охраны труда работников при организации и проведении работ» включаются:

а) требования охраны труда, предъявляемые к работникам;

б) требования по проведению технико-технологических и организационных мероприятий, в том числе при назначении должностных лиц, ответственных за организацию, выполнение, контроль выполнения соответствующих мероприятий;

в) требования при организации работ по наряду-допуску (при наличии);

г) меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие, с указанием опасностей и связанных с ними профессиональных рисков, возможного причинения вреда здоровью работника и перечня конкретных мер, направленных на защиту работников от определенных опасностей;

д) способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников, отключение или блокировку оборудования;

е) способы своевременного уведомления о возникновении вредных и (или) опасных производственных факторов, реализации профессиональных рисков при проведении работ;

ж) меры по защите работников, реализация которых необходима при возникновении аварийных ситуаций.

12. В главу «Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (при наличии процессов, выполняемых вне производственных помещений), в целях обеспечения охраны труда работников» включаются положения, связанные с соответствием производственных помещений и площадок безопасному выполнению работ, в том числе:

а) запрет на загромождение проходов и проездов проезды внутри зданий (сооружений), производственных помещений (производственных площадок) для обеспечения безопасного передвижения работников и проезда транспортных средств;

б) содержание переходов, лестниц, площадок и перил к ним в исправном состоянии и чистоте, а расположенных на открытом воздухе — очищенными в зимнее время от снега и льда, обработанными противогололедными средствами;

в) наличие действующей общеобменной вентиляции, а на стационарных рабочих местах — местной вентиляции;

г) наличие необходимого освещения, в том числе сигнального в ночное время;

д) иные требования, по усмотрению работодателя, необходимые для безопасного выполнения работ и предусмотренные государственными нормативными требованиями охраны труда.

13. В главу «Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, в целях обеспечения охраны труда работников» включаются:

а) требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению;

б) требования к наличию ограждений, сигнальных устройств и предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков);

в) требования к применению средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты работников;

г) мероприятия по обеспечению безопасности труда при организации работ на опасном технологическом оборудовании.

14. В случае осуществления соответствующего вида деятельности в главу «Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, в целях обеспечения охраны труда работников» включаются:

а) особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, рациональные способы их хранения;

б) требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющие на обеспечение охраны труда работников;

в) меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны;

г) меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов.

15. Правила должны иметь лист согласования, который подписывается разработчиком (представителями участников разработки), руководителем юридической службы работодателя (при наличии), руководителем службы охраны труда (при его отсутствии — лицом, выполняющим функции специалиста по охране труда), лицом, ответственным за разработку Правил.

Работодатель вправе расширить круг лиц, согласующих разработанные Правила.

В случае использования работодателем системы электронного документооборота лист согласования подписывается с учетом настроек маршрута согласования.

16. Правила утверждаются работодателем (руководителем организации) или уполномоченным им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

17. При необходимости Правила могут содержать требования или ссылку на требования стандартов безопасности труда, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих требования к факторам рабочей среды и трудового процесса, правил и норм безопасности, нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

III. Требования к порядку разработки и содержанию инструкций по охране труда

18. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.

19. Разработка инструкций по охране труда работодателем осуществляется на основе установленных государственных нормативных требований охраны труда и требований разработанных работодателем правил (при наличии), а также на основе:

а) анализа трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу выполняемой работы, для которых разрабатывается инструкция по охране труда;

б) результатов специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;

в) анализа требований соответствующих профессиональных стандартов;

г) определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;

д) анализа результатов расследования несчастных случаев, а также типичных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для соответствующих должностей, профессий, видов работ;

е) определения безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.

20. Инструкция по охране труда для работника учитывает требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации организаций — изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства, применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

21. Инструкция по охране труда должна содержать:

а) общие требования охраны труда;

б) требования охраны труда перед началом работы;

в) требования охраны труда во время работы;

г) требования охраны труда в аварийных ситуациях;

д) требования охраны труда по окончании работы.

22. В разделе «Общие требования охраны труда» необходимо отражать:

а) указания о необходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

б) требования по выполнению режима рабочего времени и времени отдыха при выполнении соответствующих работ;

в) перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей;

г) перечень специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными государственными нормативными требованиями охраны труда, или ссылку на локальный нормативный акт;

д) порядок уведомления о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента (или ссылку на локальный нормативный акт);

е) правила личной гигиены и эпидемиологические нормы, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

23. В разделе «Требования охраны труда перед началом работы» необходимо отражать:

а) порядок подготовки рабочего места;

б) порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты) (при наличии);

в) порядок осмотра работником и подготовки к работе средств индивидуальной защиты до использования;

г) порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).

24. В разделе «Требования охраны труда во время работы» необходимо предусматривать:

а) способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов;

б) требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);

в) указания по безопасному содержанию рабочего места;

г) действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;

д) требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты работников.

25. В разделе «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» необходимо отражать:

а) перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, их вызывающие;

б) процесс извещения руководителя работ о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, и о каждом произошедшем несчастном случае;

в) действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций;

г) действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья (исходя из результатов оценки профессиональных рисков).

26. В разделе «Требования охраны труда по окончании работ» необходимо отражать:

а) действия при приеме и передаче смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования;

б) последовательность отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;

в) действия при уборке отходов, полученных в ходе производственной деятельности;

г) требования соблюдения личной гигиены;

д) процесс извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

27. Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников.

28. Временные инструкции по охране труда для работников обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Временные инструкции вводятся на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

29. Инструкции по охране труда утверждаются работодателем (руководителем организации) или уполномоченным им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

30. Инструкции по охране труда для работников пересматриваются, в том числе в следующих случаях:

а) при изменении условий труда работников;

б) при внедрении новой техники и технологии;

в) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

г) по требованию представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда или органов федеральной инспекции труда.

Совсем скоро настанет январь 2023 года, но уже сейчас службам и специалистам по охране труда предстоит актуализировать локальные нормативные акты в соответствии с приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 772н, которым ведомство утвердило правила разработки и содержания правил и инструкций по охране труда. Приказ вступил в силу 1 марта 2022 года, однако действие документа приостановили до 1 января 2023 года (Приказ Минтруда от 17.03.2022 № 140н).

Кого назначить ответственным за разработку правил и инструкций по охране труда

Работодатель сам решает, кого назначить ответственным за разработку этих документов. Разработчиком правил и инструкций по охране труда может быть, например, та служба, которая организует работы, или руководители структурных подразделений в отношении своих работников. Скорее всего, работодатель делегирует эту задачу специалисту по охране труда. Список конкретных лиц утвердите приказом или в положении о системе управления охраной труда.

Согласно ст. 214 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда, в том числе инструкций, с учетом мнения профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа, если такой есть. Порядок действий установлен ст. 372 ТК РФ. Количество инструкций в каждом конкретном случае зависит от специфики деятельности.

Инструкции по охране труда:

новые требования к порядку разработки и содержанию

Инструкция по охране труда разрабатывается исходя из должности работника или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.

Поэтому возьмите все имеющиеся инструкции по охране труда в компании и проверьте, подходят ли они под новые требования в приказе № 772н. Если нет, дополните данные. Например, если у вас есть инструкцию по охране труда по виду работ, например, на земляные работы, то придется указывать в ней нормы выдачи средств индивидуальной защиты на производителя работ, на экскаваторщика, на бульдозериста, на подсобных рабочих и других участников.

Учтите, что порядок подготовки рабочих мест у экскаваторщика и бульдозериста, подсобных рабочих совершенно разный. Поэтому нужно разрабатывать инструкции в строгом соответствии с 772н на профессию. Требования безопасности по видам работ подробно распишите в программе инструктажей, стажировки и обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, закрепите во время обучения применению СИЗ и оказанию первой помощи.

Что взять за основу при разработке инструкций по охране труда

Если раньше мы опирались на типовые инструкции, то новые требования четко определяют, что за основу надо брать государственные нормативные требования охраны труда и разработанные работодателем правила. А это не что иное, как правила по охране труда для безопасного проведения определенных видов работ, и система управления охраной труда в организации. Кроме того, при разработке инструкций за основу можно взять:

— анализ трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу работы, для которых разрабатывается инструкция по охране труда;

— результаты СОУТ на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;

— анализ требований соответствующих профессиональных стандартов;

— определение профессиональных рисков и опасностей, характерных для выполняемых работ;

— анализ результатов расследования несчастных случаев на производстве, а также их типичных причин, и профессиональных заболеваний;

— определение безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.

При создании инструкций по охране труда важно учесть требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации изготовителей и технологической документации организации. Включая эту информацию в инструкции предусмотрите конкретные условия производства, применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой им работы

Как составить новые инструкции по охране труда

Инструкции по ОТ должны быть разработаны непосредственным руководителем работ, согласованы со службой охраны труда, представительным органом работников, например, профсоюзным комитетом, и утверждены локальными нормативными актами работодателя.

Приведем пример содержания инструкций по охране труда на примере строительной отрасли. Такие инструкции должны состоять из следующих разделов:

— общие требования охраны труда;

— требования охраны труда перед началом работы;

— требования охраны труда во время работы;

— требования охраны труда в аварийных ситуациях;

— требования охраны труда по окончании работы.

В разделе «Общие требования охраны труда» укажите:

— требования для допуска работника к самостоятельной работе: наличие образования, квалификации, прохождение медосмотров, обучения по охране труда.

— обязанность работника соблюдать правила внутреннего трудового распорядка медорганизации, режим труда и отдыха.

— список вредных и опасных производственных факторов, которые воздействуют на работника, а также перечень опасностей и профессиональных рисков. Его возьмите из оценки рисков, если она проводилась. Если не проводилась, нужно проводить, а пока можно перечислить опасности из руководства по эксплуатации строительного оборудования и машин.

— правила личной гигиены и эпидемиологические нормы, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении строительных работ.

Пропишите, как и кому нужно сообщить о микротравме и других ухудшениях состояния здоровья, о поломках строительного оборудования и машин.

В разделе «Требования охраны труда перед началом работы» укажите:

— порядок подготовки рабочего места.

— порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты) (при наличии).

— порядок осмотра работником и подготовки к работе средств индивидуальной защиты до использования.

— порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).

В разделе «Требования охраны труда во время работы» предусмотрите:

— способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования и инструментов.

— требования безопасного обращения с исходными материалами.

— указания по безопасному содержанию рабочего места.

— действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций.

— требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты работников.

В разделе «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» необходимо прописать:

— перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, по которым они происходят.

— процесс извещения руководителя работ о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, и о каждом произошедшем несчастном случае.

— действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций.

— действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья (исходя из результатов оценки профессиональных рисков).

В разделе «Требования охраны труда по окончании работ» необходимо отражать:

— действия при приеме и передаче смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования.

— последовательность отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, строительных машин, механизмов и аппаратуры.

— действия при уборке отходов, полученных в ходе производственной деятельности.

— требования соблюдения личной гигиены.

— процесс извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

Как ознакомить работника

После того, как инструкции будут утверждены, вы должны ознакомить с ними работников. Нужно провести внеплановый инструктаж по охране труда, а также рекомендуем заполнить лист ознакомления с инструкциями по охране труда с подписями и датами ознакомления.

Инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится в том объеме, что предусмотрен инструкциями и правилами по охране труда, разрабатываемыми работодателем (п. 18 разд. 2 Правил обучения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.21 № 2464). Это значит, что работник знакомится с инструкциями по охране труда еще до получения допуска к самостоятельной работе. Далее освежает свои знания на повторных инструктажах с периодичностью не реже одного раза в полгода. 

Что менять в уже разработанных правилах в компании

Правила по охране труда могут разрабатывать не только федеральные органы исполнительной власти — Минтруд, Минэнерго, но и сами работодатели. Например, представители крупного бизнеса разрабатывают собственные стандарты, правила,  регламенты.

Внутренние правила по охране труда могут быть оформлены в виде регламентов, стандартов организации (СТО). Нет обязательных требований вообще к разработке внутренних правил по охране труда. Но если уж работодатель решил расширить действующие общие правила по охране труда, зарегистрированные в Минюсте,  необходимо конкретно прописать, какие требования установлены к внутренним правилам. Это можно сделать, например, в Положении о системе управления охраной труда организации.

Важно! Разработка внутренних правил — это не обязательное требование, это право работодателя. Если организация-работодатель решит издавать свои собственные правила по охране труда, их структура и содержание должны соответствовать требованиям приказа № 772н. Поэтому возьмите свои локальные правила по охране труда, составленные до 1 марта 2023 года, и приведите в соответствие их структуру.

Компаниям, в которых уже есть разработанные локальные правила по охране труда,  необходимо привести их структуру и содержание в соответствие с требованиями, указанными в приказе Минтруда от 29.10.2021 № 772н. В этом случае оставлять их в виде, не отвечающем нормативным правовым требованиям нельзя, необходимо их подкорректировать, а если правила в целом не отвечают требованиям, нужно переделать их полностью и переиздать. Время для этого есть, ведь разрабатывать правила по новому порядку придется с 1 января 2023 года, а пока можно продумать, какие разделы нужно переделать.

Как составить новые правила по охране труда с 1 января 2023 года

В компаниях, которые разрабатывают собственные правила по охране труда, руководитель может принять решение, заменить их полностью с 1 января 2023 года, то есть разработать все документы заново с учетом рекомендаций из приказа Минтруда от 29.10.2021 № 772н. Есть и новые компании, которые только начали функционировать. Если организация решила издавать свои собственные правила по охране труда, нужно сделать следующие шаги:

  1. Установите, для какой цели вы разрабатываете внутренние правила. Возможно, руководитель или специалист по охране труда считает, что в нормативных правовых правилах требования охраны труда слишком занижены, или их недостаточно для обеспечения безопасности.
  2. Определить исполнителей для разработки правил. Важно, чтобы  в разработке участвовали руководители  структурных подразделений, ведущие специалисты, сами работники и их представительный орган.
  3. Внимательно изучить отраслевые правила по охране труда, которые вы хотите улучшить. Подчеркните для себя, какие требования по охране труда вы сделаете более строгими, для того чтобы обезопасить работников. Вы не можете уменьшать требования, указанные в государственных правилах по охране труда, так как это противоречит 8 статье ТК РФ.
  4. Внимательно проследите, чтобы ваши дополнения не противоречили различным правилам, федеральным законам, другим нормативным правовым актам,  а также коллективному договору. Локальные нормативные акты не должны при этом противоречить отраслевым правилам, утвержденным Минюстом России.
  5. Обязательно перед утверждением учтите мнение представительного органа. Например, направьте в профком или другой представительный орган проект правил, предложите внести свои предложения, указать на недостатки.
  6. Утвердите правила, согласуйте их, а после ознакомьте с ним работников под подпись.

Важно! После утверждения локальных правил по охране труда, в каком бы виде они не были разработаны, их исполнение работодателем становится обязательным.

Для небольших организаций достаточно разработки инструкций по охране труда в строгом соответствии с правилами по охране труда, изданными Минтрудом или другими органами исполнительной власти.

Правила для организаций по охране труда должны действовать только в пределах именно этой организации. Они должны содержать дополнительные к имеющимся требования по охране труда. Для того, чтобы решить, какие дополнительные меры принять, проводится анализ микротравм, оценки профессиональных рисков, осмотра рабочих мест, специальной оценки условий труда, травматизма в самой организации, или в аналогичных по отраслевому или территориальному признакам.

Обратите внимание! Правила по охране труда в компании могут содержать требования или ссылку на требования стандартов безопасности труда, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих требования к факторам рабочей среды и трудового процесса, правил и норм безопасности, нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Дублировать эти документы не нужно, а вот дополнить их — это право работодателя и его ответственность. Если внутренние правила не будут соблюдаться работодателем, организацию могут оштрафовать по части 1 статьи 5.27.1 КоАП наравне с нормативными правовыми актами в области охраны труда.

Пошаговый алгоритм, чтобы правильно составить внутренние правила по охране труда

Шаг 1. Составьте документ и включите в него обязательные разделы. Для этого используйте нашу таблицу.

Внутренние правила по ОТ должны включать в себя обязательные разделы:

Общие требования

Требования ОТ при организации и проведении работ

Требования к производственным помещениям и площадкам

Требования к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест

Требования к хранению, транспортировке материалов, сырья, готовой продукции и отходов

Определение сферы действия локальных правил

Требования ОТ к работникам

Запрет на загромождение проходов и проездов проезды внутри зданий (сооружений), производственных помещений (производственных площадок) для обеспечения безопасного передвижения работников и проезда транспортных средств

Требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению

Особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, рациональные способы их хранения

Описание вредных и опасных производственных факторов

Требования по проведению технико-технологических и организационных мероприятий

Содержание переходов, лестниц, площадок и перил к ним в исправном состоянии и чистоте, а расположенных на открытом воздухе — очищенными в зимнее время от снега и льда, обработанными противогололедными средствами

Требования к наличию ограждений, сигнальных устройств и предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков)

Требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющие на обеспечение охраны труда работников

Профрисков и опасностей, которые характерны для сферы действия правил

Требования при организации работ по наряду-допуску (при наличии)

Наличие действующей общеобменной вентиляции, а на стационарных рабочих местах — местной вентиляции

Требования к применению средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты работников

Меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов

Меры защиты

Способы контроля и управления

Наличие необходимого освещения, в том числе сигнального в ночное время

Мероприятия по обеспечению безопасности труда при организации работ на опасном технологическом оборудовании

Меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны

Способы информирования об опасностях

Шаг 2. Оформите лист согласования правил по охране труда. Его должны подписать разработчики документа, юристы, руководители службы охраны труда, и другие лица, участвующие в разработке мер безопасности, а также представительный орган работников. Можно составить лист ознакомления в электронном виде с подписанием ЭЦП.

Шаг 3. Утвердите у руководителя организации-разработчика правила и ознакомьте с ним под подпись работников. Сделать это необходимо либо в журнале регистрации инструктажей, либо любым другим способом, который может подтвердить факт ознакомления.

Совет эксперта.

Если сейчас у вашего работодателя хорошее финансовое положение, это не означает, что оно сохранится таким же через годы или месяцы. В нестабильной ситуации не взваливайте на себя лишние обязательства, особенно финансовые и материальные, а соблюдайте минимум требований в ваших отраслевых правилах по охране труда.

Это значит, что во внутренних правилах и регламентах по охране труда не нужно прописывать заведомо сложных для исполнения пунктов. Это в будущем может привести компанию к значительным финансовым затратам. В нестабильное время все же лучше выполнять тот минимум требований, которые установлены законодательно. Но если вы лидер рынка, и вам не страшны финансовые и технические трудности, можете указывать в своих правилах любые требования, которые улучшают условия и охрану труда, не противоречат государственным нормативным требованиям, согласованы с представительным органом работников и доведены должным образом до каждого работника.

Пример правил по ОТ по новым требованиям

Компания решила прописать во внутренних правилах по охране труда больше требований, чем прописано в отраслевых правилах. Например, в пункте 139 правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте, утв. приказом Минтруда России от 11.12.2020 № 883н, содержатся требования: при работе экскаватора не разрешается производить другие работы со стороны забоя и находиться работникам на расстоянии ближе 5 м от радиуса действия экскаватора.

Работодатель посчитал, что этого радиуса мало, и в своих внутренних правилах по охране труда указал, что работники не могут находиться в опасной зоне работы экскаватора ближе, чем на 10 метров. Это в два раза больше, чем в правилах по охране труда, утвержденных Минтрудом. Значит, защита расстоянием будет лучше, и при этом качество строительных работ не пострадает.

Как ознакомить работника

Инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится в том объеме, что предусмотрен инструкциями и правилами по охране труда, разрабатываемыми работодателем (п. 18 разд. 2 Правил обучения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.21 № 2464). Это значит, что работник знакомится с инструкциями по охране труда еще до получения допуска к самостоятельной работе. Далее освежает свои знания на повторных инструктажах с периодичностью не реже одного раза в полгода. 

Инструкции могут быть выданы сотрудникам на руки для изучения при первичном инструктаже или вывешены на рабочих местах. Их можно хранить в любом удобном месте, главное — обеспечить простой доступ сотрудников, если им надо будет обновить знания. В конце каждой инструкции по охране труда необходимо сформировать лист ознакомления.

Нужно ли проводить внеплановый инструктаж после изменения инструкций

В соответствии с пп. в) п. 16 разд. 2 Правил обучения (Постановление от 24.12.21 № 2464), внеплановый инструктаж по охране труда проводится, если меняются локальные нормативные акты организации, затрагивающие требования охраны труда в организации — а это не что иное, как инструкции по охране труда работников.

Внеплановый инструктаж поручают непосредственному руководителю работ на конкретном рабочем месте только с теми сотрудниками, которых касаются изменяемые инструкции. И не забудьте про регистрацию в журнале учета инструктажа на рабочем месте.

Как часто пересматривать

Работодатель не может продолжать работу по ИОТ, в которых не учел требований нового Приказа № 772н. Поэтому придется нарушить периодичность пересмотра инструкций и внепланово обновить документы к 1 марта 2023 года.  Сделать это можно двумя способами: внести изменения в действующие инструкции по охране труда или издать их заново.

Новые требования не регламентируют срок пересмотра. Единственное, что указано — они должны быть актуальными. Если НПА, на основе которых разрабатывают ИОТ, утратят силу или изменятся, это станет основанием скорректировать инструкцию. Следовательно, инструкция действует, пока есть необходимость в ее применении, и обязательных требований к сроку проверки нет.

Можно утверждать, что работодатель должен сам определить порядок актуализации инструкций и закрепить это в своей системе управления охраной труда: определить сроки, ответственных за пересмотр и поддержание инструкций в актуальном состоянии.

Как накажут, если с 1 января 2023 года работать по старым правилам и инструкциям

Если ваша компания использует внутренние правила по охране труда, и они с 1 января 2023 года не будут скорректированы с учетом приказа № 772н, организацию привлекут к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации». Наказание за такое нарушение предусмотрено в виде предупреждения или штрафа:

— на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей;

— на ИП в размере от 2000 до 5000 рублей;

— на юридических лиц 50000 до 80000 рублей.

Это же наказание грозит, если не ознакомить работников с инструкциями по охране труда.

Кроме того, не забудьте провести внеплановый инструктаж, когда правила будут утверждены. Если этого не сделать, оштрафуют по части 3 статьи 5.27.1 КоАП:

— должностное лицо на сумму от 15000 до 25000 рублей;

— ИП на сумму от 15000 до 25000 рублей;

— юридическое лица на сумму от 100000 до 130000 рублей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Согласование инструкции по делопроизводству с архивом
  • Согласование должностной инструкции с профсоюзом
  • Согласование договоров в 1с документооборот инструкция
  • Согласование вывески на фасаде здания спб пошаговая инструкция
  • Согласно какого документа разрабатывается инструкция о мерах пожарной безопасности