Создание филиала бюджетного учреждения пошаговая инструкция

Содержание

      • У федерального бюджетного учреждения есть обособленные подразделения.Каков порядок создания обособленного подразделения и филиала?Что необходимо предпринять для создания филиалов на базе уже созданных обособленных подразделений?
  • Головная организация
  • ВЗАИМОРАСЧЕТЫ МЕЖДУ ГОЛОВНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ И ФИЛИАЛАМИ
    • Вида расчетов с филиалом
  • Может ли муниципальное бюджетное учреждение иметь филиал в рамках одного муниципалитета?

У федерального бюджетного учреждения есть обособленные подразделения.
Каков порядок создания обособленного подразделения и филиала?
Что необходимо предпринять для создания филиалов на базе уже созданных обособленных подразделений?

26 июля 2018

1. Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ, пп. «н» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) сведения о филиалах и представительствах должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Сведения же об иных обособленных подразделениях включению в ЕГРЮЛ не подлежат. По месту нахождения любых обособленных подразделений (включая филиалы) организация подлежит постановке на учет в налоговом органе. При этом, если для постановки на учет в налоговом органе по месту создания обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, юридическое лицо в течение одного месяца обязано подать в налоговый орган по своему месту нахождения сообщение по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ), то постановка организации на учет в налоговых органах по месту нахождения филиала осуществляется налоговым органом автоматически на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83, п. 3 ст. 84 НК РФ). В свою очередь, в ЕГРЮЛ соответствующие сведения включаются на основании заявлений, направляемых в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном Законом о регистрации (смотрите подробнее об этом в материале: Энциклопедия решений. Создание и ликвидация филиалов и представительств).
Филиалом бюджетного учреждения является обособленное подразделение, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть (п. 2 ст. 55 ГК РФ, ст. 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее — Закон N 7-ФЗ).
Сведения о филиалах бюджетного учреждения должны содержаться в его учредительных документах (п. 3 ст. 14 Закона N 7-ФЗ, пп. «д» п. 33 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539, далее — Порядок N 539). Соответственно, в случае создания в бюджетном учреждении филиала необходимо внести соответствующие изменения в устав учреждения. Такие изменения должны быть утверждены правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя (п. 32 Порядка N 539).
Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях (п. 6 ст. 52 ГК РФ). Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации (п. 1 ст. 23 Закона N 7-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом N 129-ФЗ с учетом установленного Законом N 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений в учредительных документах юридического лица, установлен п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ.
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, приказа Минюста России РФ от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. С учетом вышеизложенного для государственной регистрации изменений в уставе учреждению необходимо представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), помимо приказа, в соответствии с которым в устав учреждения вносятся изменения, самих изменений (или устава в новой редакции), а также документа об уплате государственной пошлины, заявление по форме N Р13001. В нем подлежат заполнению титульный лист, листы «К» и «М» (сведения о заявителе); правовой акт, в соответствии с которым в устав учреждения вносятся изменения; изменения, вносимые в устав, или устав в новой редакции; документ об уплате государственной пошлины.
2. Законодательство не ограничивает количество создаваемых филиалов, представительств, обособленных подразделений юридических лиц, равным образом не устанавливая и запрета на одновременную ликвидацию обособленного подразделения и создание на его базе филиала. Поэтому указанные процедуры могут протекать одновременно. Косвенно это подтверждается позицией Минфина России (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 04.02.2013 N 03-02-07/1/223).
Основания снятия организации с учета в налоговом органе предусмотрены п. 5 ст. 84 НК РФ. Ни эта, ни иные нормы НК не указывают на то, что основанием для снятия организации с налогового учета по месту нахождения обособленного подразделения является создание этой организацией филиала по тому же адресу, где располагается соответствующее обособленное подразделение. Следовательно, в рассматриваемой ситуации создание учреждением филиала, внесение о нем сведений в ЕГРЮЛ и последующая постановка учреждения на основании содержащихся в ЕГРЮЛ сведений на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала приведет к тому, что учреждение будет состоять на учете в соответствующем налоговом органе по двум основаниям: в связи с созданием филиала и в связи с созданием иного обособленного подразделения (в связи с этим отметим, что в структуре КПП, присваиваемого в связи с постановкой на учет в налоговом органе, постановка на учет по месту нахождения филиала и иного обособленного подразделения обозначается разными кодами: смотрите, например, письмо Федеральной налоговой службы от 2 июня 2008 г. N ЧД-6-6/396).
Поэтому для снятия с учета в налоговом органе по последнему из указанных оснований учреждению, на наш взгляд, следует в соответствии с пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ в трехдневный срок после внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале направить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о прекращении деятельности через обособленное подразделение по форме N С-09-3-2 (приложение N 4 к приказу ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Постановка на учет в налоговых органах и снятие с учета филиалов, представительств, иных обособленных подразделений;
— Энциклопедия решений. Сравнение представительства, филиала, иного обособленного подразделения и рабочего места.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Юридические лица, в том числе и казенные учреждения, которые являются некоммерческими организациями в соответствии с п. 1 ст. 120 ГК РФ, вправе согласно нормам гражданского законодательства самостоятельно определять свою организационную структуру. В частности, казенному учреждению предоставлено право создавать филиалы и представительства, которые не являются самостоятельными юридическими лицами и выступают в качестве обособленных подразделений учреждения (ст. 55 ГК РФ, ст. 5 и п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее — Закон N 7-ФЗ). Кроме того, законодательство не запрещает юридическим лицам создавать обособленные подразделения, которые не являются филиалами или представительствами в смысле ст. 55 ГК РФ. Возможность создания и ликвидации казенным учреждением таких подразделений нормативными актами не ограничена, а требования указывать их в учредительных документах создавшего их лица законодательство не содержит.

Порядок создания как филиалов и представительств, так и иных обособленных подразделений казенного учреждения законодательством не урегулирован. Из положений п. 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ вытекает только то, что принятие решения о создании филиала или представительства некоммерческой организации отнесено к компетенции ее высшего органа управления. Однако закон не содержит указания на то, что такой орган должен быть сформирован в казенном учреждении. Более того, на казенные учреждения не распространяются также и положения п. 1 ст. 30 Закона N 7-ФЗ о формировании в некоммерческой организации коллегиального или единоличного исполнительного органа, подотчетного высшему органу управления (п. 4.2 ст. 1 этого же закона). Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казенным учреждением, а также порядок принятия ими решений, в силу п. 1 ст. 28 Закона N 7-ФЗ, определяются уставом учреждения.

1. Поскольку сведения о филиале должны содержаться в уставе организации (п. 3 ст. 55 ГК РФ), а устав казенного учреждения Республики Татарстан (равно как и вносимые в него изменения) утверждается правовым актом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя (п. 38 Порядка, утвержденного постановлением КМ РТ от 18.10.2010 N 820, далее — Порядок), решение о создании филиала должно приниматься тем же органом. Разработка изменений устава относится к компетенции самого учреждения (п. 45 Порядка). Процедура утверждения и согласования изменений устава учреждения с Министерством земельных и имущественных отношений РТ и Центром экономических и социальных исследований РТ при Кабинете Министров РТ регламентированы п.п. 46-48 Порядка.

2. Соответствующие изменения в уставе должны быть зарегистрированы, а сведения о созданном филиале — внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Государственная регистрация изменений, вносимых в ЕГРЮЛ в отношении казенных учреждений, осуществляется в общем порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ), без учета специальных положений Закона N 7-ФЗ (п. 4.2 ст. 1 этого Закона).

Согласно пп. «н» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ сведения о филиалах (представительствах) юридического лица относятся к числу сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации (п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ). Таким образом, после принятия решения о создании филиала казенного учреждения и внесения в устав соответствующих изменений*(1) эти изменения необходимо зарегистрировать.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган предоставляется:
— заявление по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, подписанное руководителем казенного учреждения (п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ), подлинность подписи которого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2. ст. 9 Закона N 129-ФЗ);
— решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
— изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
Государственная пошлина в приведенной ситуации не уплачивается (пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

В срок не позднее десяти рабочих дней со дня государственной регистрации новой редакции устава (изменений в устав) учреждение должно представить в орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, и Министерство земельных и имущественных отношений РТ копию новой редакции устава (изменения в устав) с отметкой о государственной регистрации (п. 49 Порядка).

3. После внесения сведений о филиале казенного учреждения в ЕГРЮЛ налоговый орган, на основании этих сведений, самостоятельно осуществит постановку казенного учреждения на учет по месту нахождения филиала (п. 3 ст. 83 НК РФ). Постановка на учет осуществляется в течение пяти дней со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. В тот же срок организации выдается уведомление о постановке на учет в налоговом органе (абзац второй п. 2 ст. 84 НК РФ) по форме N 1-3-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@

4. Кроме того, учреждению необходимо разработать и утвердить положение о филиале, на основании которого он будет действовать. Регистрировать это положение не требуется. Положение о филиале является основным документом, регламентирующим цели создания, задачи, сферу деятельности филиала, объем его правомочий, а также права и обязанностей учреждения по отношению к филиалу, вопросы управления филиалом, определяет правовой режим его имущества, финансов и прочее. Казенное учреждение обязано обеспечить открытость и доступность своего положения о филиалах, представительствах (п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ). Закон не относит утверждение положения о филиале казенного учреждения к компетенции какого-либо органа управления учреждением. Как показывает анализ правовых актов, этот вопрос целесообразно урегулировать в уставе учреждения либо решить по согласованию с учредителем казенного учреждения (смотрите, например, п. 4.5 постановления КМ РТ от 03.07.2013 N 471, п. 20.13 постановления КМ РТ от 10.06.2011 N 471, п. 2 распоряжения КМ РТ от 26.01.2010 N 109-р, п. 39 приказа Министра обороны РФ от 29.07.2011).

Головная организация

— юридическое лицо, создавшее филиал или представительство, — должна указать их в своих учредительных документах. Для выполнения филиалами возложенных на них задач и функций головная организация назначает руководителей филиалов.

Чтобы руководители могли действовать от имени головной организации как юридического лица, им выдается доверенность в соответствии со ст. 185 ГК РФ.
В п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» определено, что наличие у руководителя филиала или представительства доверенности необходимо даже в том случае, когда его полномочия определены учредительными документами создавшего их юридического лица.
Некоторые виды хозяйственной деятельности юри-дических лиц могут осуществляться только на основании лицензии, т. е. разрешения на право занятия определенной деятельностью при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Лицензирование осуществляется на основании Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензии выдаются юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, что вытекает из ст. 7 данного Закона.
Порядок выдачи лицензий определен постановле- ниєм Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Этим постановлением установлены перечни видов деятельности, лицензирование которых осуществляется соответственно федеральными и региональными органами власти.
Согласно п. 3 вышеназванного постановления в любом регионе РФ действительна лицензия, выданная федеральным органом исполнительной власти. Если же головная организация получила лицензию от лицензирующего органа субъекта Федерации, то она становится действительной на территории другого региона только в том случае, если об этом будет уведомлен лицензирующий орган данного региона.
Перечень сведений, которые необходимо включить в уведомление, указан в постановлении «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». К уведомлению должна быть приложена копия лицензии. При выдаче лицензии юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения, вместе с лицензией выдаются ее заверенные копии. При этом указывается местонахождение каждого подразделения. Регистрация копий лицензий осуществляется отдельным органом.
Согласно п. 5 ст. 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности филиа- ла, предъявляется головной организации по местонахождению филиала.
В соответствии со ст. 55 ГК РФ головная организация передает филиалам имущество, необходимое для осуществления их функций. Этот факт она обязательно фиксирует в своих учредительных документах.

Организация бухгалтерского учета в компаниях, имеющих филиалы или другие обособленные подразделения, должна обеспечивать возможность осуществления контроля всех финансовых операций в каждом отдельном филиале и в целом по организации. Как в головной организации, так и в филиалах бухгалтерский учет ведется в соответствии с единой учетной политикой организации, которая утверждается в установленном порядке приказом руководителя. Даже если филиал имеет самостоятельный баланс, он не может иметь своей учетной политики, отличной от учетной политики головной организации. На это прямо указывает п. 10 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина России от 09.12.1998 г. № 60н). Кроме того, в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ бухгалтерская отчетность головной организации должна включать показатели деятельности филиалов и других структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы. Поэтому в учетной политике головной организации должен быть определен порядок ведения бухгалтерского учета в филиалах, сроки подачи ими документов и отчетов в головную организацию.
Когда компания создает филиал или представительство, она как юридическое лицо должна определить, выделять ли его на самостоятельный баланс. Отдельный баланс — это перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, отражающих ее имущественное и финансовое положение на отчетную дату, необходимый для нужд управления организацией.
Филиалы, ведущие самостоятельную финансо- во-хозяйственную деятельность, обычно выделяются на самостоятельный баланс. Если же обособленное подразделение небольшое и создано в основном для выполнения представительских функций, то, очевидно, не имеет смысла выделять его на отдельный баланс. Обязанности такого подразделения в рамках бухгалтерского учета заключаются лишь в оформлении первичных бухгалтерских документов и передаче их в бухгалтерию головной организации для выполнения соответствующих бухгалтерских проводок и ведения бухгалтерского учета всех хозяйственных операций. Иногда для этих целей в подразделении вводится должность бухгалтера.
Если подразделение выделяется на отдельный баланс, то головная организация должна определить пе- речень передаваемого ему имущества. Это является важным моментом прежде всего потому, что таким способом определяется налоговая база по налогу на имущество, который уплачивается по местонахождению филиала.
Все хозяйственные операции и имущество, переданное головной организацией или приобретенное самим подразделением, учитываются в таком случае на его отдельном балансе. В таком подразделении должна быть создана собственная бухгалтерия, обязанности которой по ведению бухгалтерского учета должны быть четко разграничены с обязанностями головной бухгалтерии. Бухгалтерия филиала представляет в бухгалтерию головной организации отчетность по формам и в сроки, установленные головной организацией. Порядок формирования баланса определяется учетной политикой организации.

Таким образом, филиалы, выделенные на отдельный баланс, должны быть отражены в учетной политике головной организации, ее учредительных документах и положении о филиале.
Учетная политика головной организации может также устанавливать разработанную в организации систему внутренней отчетности, включающую формы отчетов и других бухгалтерских документов, представляемых в головную организацию, и сроки их представления. Независимо от местонахождения обособленного подразделения способы ведения бухгалтерского учета (начисление амортизации по основным средствам и нематериальным активам, способы оценки матери- ально-производственных запасов и др.), рабочий план счетов и иные стандарты бухгалтерского учета, принятые головной организацией и утвержденные в учетной политике, должны применяться всеми без исключения филиалами и представительствами.
Головной офис и обособленные подразделения (в том числе и состоящие на отдельном балансе) не могут являться по отношению друг к другу поставщиками и покупателями, поскольку представляют собой единое юридическое лицо.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета для обобщения информации обо всех видах расчетов головной организации с филиалами и другими обособленными подразделениями применяется счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты». К счету 79 открываются субсчета:
— для отражения расчетов по выделенному имуществу;
— для учета расчетов по текущим операциям.
По каждому подразделению ведется аналитический учет.
Для удобства ведения бухгалтерского учета голов-ная организация может открывать отдельные субсчета к синтетическим счетам по отдельным обособленным
структурным подразделениям.
Для составления сводной бухгалтерской отчетности все подразделения, находящиеся на отдельном балансе, должны представлять в головную организацию отчеты по формам и в сроки, утвержденные приказом об учетной политике головной организации.
Теперь о налоговых аспектах взаимоотношений головной организации и ее филиалов (представительств). Согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) филиалы и представительства российских организаций не являются самостоя-тельными налогоплательщиками. Они лишь выполняют обязанности головной организации, которая их создала, по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы выполняют назначенные им функции. Статья 27 НК РФ фактически определила налоговый статус филиалов и представительств как законного представителя налогоплательщика-организации. Ими признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Исходя из этого определения руководители филиалов российских организаций в отношениях с налоговыми органами также обладают статусом законного представителя головной организации, являющейся налогоплательщиком.
Организация, имеющая филиалы и другие обособленные подразделения, расположенные на террито- рии РФ, должна встать на учет в налоговом органе по местонахождению этих филиалов. Данное положение предусматривается ч. 1 ст. 83 НК РФ. При этом заявление о постановке на учет головная организация должна подать в соответствующий налоговый орган в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Если же в данном муниципальном образовании головная организация уже состоит на налоговом учете, то заявление подавать не нужно. Достаточно представить в налоговый орган письменное уведомление о вновь созданном обособленном подразделении в тот же срок.

Налоговые органы имеют право проводить в рамках выездных налоговых проверок головной организации проверку деятельности филиалов, а также проводить самостоятельные выездные налоговые проверки филиалов по вопросам правильности начисления и уплаты региональных и местных налогов (ст. 89 НК РФ). В течение одного календарного года налоговый орган может проводить не более одной выездной проверки по одному и тому же налогу и не более двух проверок в целом по филиалу.
Каким образом должны выполнять свои обязанности по уплате конкретных налогов и сборов филиалы и представительства, устанавливает часть вторая НК РФ в соответствующих главах и статьях.
Следует также обратить внимание на то, что фили- алы и представительства не вправе применять упрощенную систему налогообложения на основании подп. 1 п. Зет. 346.12 НКРФ.
>ВЗАИМОРАСЧЕТЫ МЕЖДУ ГОЛОВНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ И ФИЛИАЛАМИ

ВЗАИМОРАСЧЕТЫ МЕЖДУ ГОЛОВНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ И ФИЛИАЛАМИ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Филиал учреждения, выделенный на отдельный баланс и ведущий бухгалтерский учет, может получать от головного учреждения часть субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и целевых субсидий. Кроме того, головное учреждение и филиал могут перечислять друг другу средства от приносящей доход деятельности.

Вида расчетов с филиалом

Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ). Филиалы не являются юридическими лицами.
Согласно статье 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) образовательные учреждения самостоятельны в формировании своей структуры. Учреждение может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности, включая филиалы.
Основным документом, регламентирующим деятельность филиала, включая распоряжение денежными средствами и другим имуществом, является положение о филиале. Руководство филиалом, как правило, осуществляет его директор, действующий на основании доверенности, выданной головным учреждением. К его полномочиям обычно относится распоряжение денежными средствами филиала в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.
Для обеспечения деятельности филиалов учреждение может распределять установленные ему показатели государственного (муниципального) задания между филиалами, выделять им часть субсидии на иные цели, передавать денежные средства из иных источников. Порядок выделения денежных средств филиалу в части субсидий регламентируется нормативными правовыми актами, а передача собственных средств – локальными нормативными актами головного учреждения, в частности учетной политикой. Директор филиала, как правило, может вносить предложения о выделении филиалу денежных средств и о направлениях их использования.
Взаиморасчеты головного учреждения с филиалами отражаются в соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее – Инструкция № 157н).
Расчеты между учреждением и его филиалами по поступлению и выбытию нефинансовых<*> , финансовых активов и обязательств отражаются на счете 0 30404 000 «Внутриведомственные расчеты» (п. 276 Инструкции № 157н). Таким образом, любое движение активов и обязательств между головным учреждением и филиалом, включая движения денежных средств, учитываются на счете 30404.

<*> Cм. статьи И.В. Артемовой «Прием-передача нефинансовых активов между головным учреждением и филиалом» в журнале «Советник в сфере образования» № 3 за 2018 год, «Организация и учет приносящей доход деятельности в филиале образовательного учреждения» «Советник в сфере образования» № 4 за 2018 года, «Расчеты с подотчетными лицами в головном учреждении и филиале» «Советник в сфере образования» № 5 за 2018 год.

Может ли муниципальное бюджетное учреждение иметь филиал в рамках одного муниципалитета?

Здравствуйте, Лилия.

Запрета на создание филиала МБУ законодательство не содержит, иное может быть прописано в Уставе МБУ.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях»

Статья 5. Филиалы и представительства некоммерческой организации
1. Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.
3. Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.
4. Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.
Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.
5. Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.
Статья 14. Учредительные документы некоммерческой организации
1. Учредительными документами некоммерческих организаций являются:
устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения;
1.1. Утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном:
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;
3) местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
2. Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
3. В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией
3. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов: принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации;
Статья 32. Контроль за деятельностью некоммерческой организации
3.3. Государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов: 5) положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;

С уважением! Г.А. Кураев

Реорганизация учреждений: правовые основы и бухгалтерский учет

Фото Дениса Яковлева, Кублог

В гражданском законодательстве определены возможные виды реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. На практике чаще всего встречается реорганизация учреждений в форме присоединения, реже – разделения. Реорганизация в форме присоединения учреждения к другому учреждению предполагает передачу последнему прав и обязанностей присоединенного учреждения; при разделении права и обязанности реорганизуемого учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом (ст. 58 ГК РФ).

Реорганизация учреждений преследует цель повышения их эффективности. Еще одним вариантом оптимизации деятельности учреждения может быть изменение его подведомственности.

Вопросам правового обоснования реорганизации, регулирования трудовых отношений в реорганизуемых учреждениях посвящено большое количество экспертных работ. В статье, предлагаемой вашему вниманию, упор сделан на бухгалтерскую составляющую процесса реорганизации, поскольку не все нюансы раскрыты в имеющейся нормативной документации и разъяснениях уполномоченных органов.

Решение учредителя и заключение комиссии

Реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (ст. 57 ГК РФ). Реорганизация государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (п. 11 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее – Закон об образовании).

В свою очередь, правила создания комиссии и проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации регламентированы Постановлением Правительства РФ от 06.02.2014 № 84 для федеральных учреждений. На уровне субъекта и муниципального образования аналогичные правила устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ (п. 14 ст. 22 Закона об образовании).

Принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях):

  • Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;

  • местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

На уровне Российской Федерации порядок реорганизации учреждений регламентирован Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 (далее – Порядок № 539) и распространяет свое действие на все типы федеральных учреждений – бюджетные, автономные и казенные. Эта же норма содержится в документах субъектов РФ и муниципалитетов.

В Порядке № 539 предъявляются обязательные требования к содержанию решения о реорганизации, которое зависит от формы ее проведения. Но для любого типа реорганизации решение должно включать перечень реорганизационных мероприятий с указанием сроков их осуществления. Именно этот перечень и должен служить «дорожной картой» учреждения.

Правопреемник и уведомления

Для выполнения всех мероприятий в реорганизуемых учреждениях создается специальная комиссия по реорганизации, устанавливаются сроки и ответственные лица.

В пункте 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) закреплена обязанность юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением упомянутого решения. В случае реорганизации в форме присоединения делать это будет то учреждение, к которому переходят все права и обязанности.

Форма уведомления о начале процедуры реорганизации (ф. Р12003, код 1111514 по КНД) установлена Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Раздел 3 «Количество создаваемых в результате реорганизации юридических лиц» данной формы не заполняется при реорганизации в форме преобразования или присоединения. Во всех остальных случаях раздел нужно заполнять.

На основании уведомления (ф. Р12003) регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о начале реорганизации учреждения.

У самого учреждения останется обязанность еще дважды, с периодичностью раз в месяц разместить в средствах массовой информации уведомление о своей реорганизации.

Уведомить о начале реорганизации необходимо орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения. Эта норма закреплена в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Но с 2017 года в законодательстве о страховых взносах будут действовать поправки, связанные с передачей налоговым органам полномочий по их администрированию, и обязанность уведомления может быть отменена.

Завершение расчетов с дебиторами и кредиторами

В обязанности реорганизуемого юридического лица входит уведомление всех известных ему кредиторов о начале реорганизации. Причем п. 2 ст. 13.1 Федерального закона № 129-ФЗ установлен срок такого уведомления – в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Форма уведомления произвольная.

В уведомлении необходимо указать срок, в течение которого кредиторы могут обратиться с претензиями о возмещении долга. По возможности расчеты следует закрыть. Незавершенные расчеты передаются учреждению-правопреемнику, либо по ним принимается отдельное решение о списании дебиторской (кредиторской) задолженности в установленном законодательством порядке.

Контрагентов, с которыми заключены длительные договоры, например, на оказание коммунальных услуг, следует проинформировать о необходимости их перезаключения с учреждением-правопреемником и указать нужную для этого информацию – новые реквизиты, контактных лиц, сроки обращения.

Инвентаризация имущества и обязательств

Фактическое наличие передаваемых активов и обязательств подтверждается результатами инвентаризации, проведение которой необходимо перед составлением отчетности при реорганизации. Инвентаризация проводится в обычном порядке в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. В состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать представителей учреждения-правопреемника. Количество экземпляров инвентаризационных описей может быть больше (например, экземпляр затребует учредитель).

Состояние расчетов с контрагентами, отраженное в инвентаризационных описях, следует подтвердить актами сверок.

«Семь новых ФСБУ: Аренда, НМА, ОС, Капвложения, Документооборот, Запасы, Инвентаризация» самый экспертный курс Клерка, помогающий разобраться со сложными официальными требованиями. Мы уже добавили новый стандарт, «Инвентаризация», увеличили часы, дополнили программу, но оставили прежнюю стоимость. 

Обучение очень удобное: понятные видео лекции, тесты, примеры в 1С, онлайн-встречи с преподавателями, ответы на все ваши вопросы в закрытом чате. По окончании получите официальное удостоверение о повышении квалификации на 144 часа с занесением в госреестр. 

Посмотреть программу и записаться

Передача имущества и обязательств

Активы учреждения, незавершенные расчеты с кредиторами, прочие пассивы, а также имущество и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, передаются учреждению-правопреемнику по передаточному акту, а в случае разделения – по разделительному балансу. Форма акта может быть доведена учредителем, органом власти, на основании решения которого проводится реорганизация, или разработана учреждением самостоятельно. Как правило, передаваемое имущество в акте указывается общим количеством на общую сумму, а раскрываться эти показатели могут:

  • в актах о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) – для передаваемых объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов;

  • в накладных на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) – для передаваемых материальных запасов;

  • в извещениях (ф. 0504805) – для передачи прочих расчетов и пассивов.

Остаток денежных средств на лицевом счете присоединяемого учреждения переводится учреждению-правопреемнику на основании расчетных документов (заявки на кассовый расход, платежного поручения), оформленных в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Федерального Казначейства от 29.12.2012 № 24н (далее – Порядок № 24н).

В бухгалтерском учете операции передачи показателей балансовых счетов отражают с использованием счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 111.1 Инструкции № 162н[1]; п. 146, 147 Инструкции № 174н[2]; п. 174, 175 Инструкции № 183н[3]).

Содержание операции

Дебет

Кредит

Учреждение-отправитель

Переданы нефинансовые, финансовые активы по передаточному акту (разделительному балансу)

0 304 06 000

0 100 00 000

0 200 00 000

Передан финансовый результат учреждения в части расходов

0 304 06 000

0 401 20 000

0 401 50 000

Переданы расчеты по обязательствам, а также финансовый результат учреждения

0 301 00 000

0 302 00 000

0 303 00 000

0 304 00 000

0 401 10 000

0 401 40 000

0 401 60 000

0 304 06 000

Учреждение-получатель

Приняты к учету нефинансовые, финансовые активы по передаточному акту (разделительному балансу)

0 100 00 000

0 200 00 000

0 304 06 000

Принят к учету финансовый результат учреждения в части расходов

0 401 20 000

0 401 50 000

0 304 06 000

Приняты к учету расчеты по обязательствам, а также финансовый результат учреждения

0 304 06 000

0 301 00 000

0 302 00 000

0 303 00 000

0 304 00 000

0 401 10 000

0 401 40 000

0 401 60 000

Передача показателей забалансовых счетов производится без применения двойной записи (п. 332 Инструкции № 157н[4]).

Инструкции не содержат разъяснений о передаче показателей счетов раздела санкционирования. Но в случае реорганизации казенных учреждений (участников бюджетного процесса) в этом нет необходимости, поскольку передача принятых на учет бюджетных обязательств оформляется соответствующим документом – актом приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса (ф.0503728 0531727), а принятые ранее к учету бюджетные данные подлежат передаче распорядителям и получателям бюджетных средств, которым передаются полномочия реорганизуемых распорядителей и получателей бюджетных средств в порядке, определенном Приказом Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н (далее – Порядок № 104н). Учреждения субъектов РФ и муниципалитетов также руководствуются данным документом.

Форма акта приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств установлена в приложении 6 к Порядку № 104н. С вступлением в силу Приказа Минфина РФ от 30.12.2015 № 221н 1 января 2017 года данное приложение утрачивает силу и будут применяться документы последнего приказа.

Для автономных и бюджетных учреждений вопрос передачи остатков счетов раздела санкционирования остается открытым. По нашему мнению, вполне логично принять следующее решение: закрыть счета с учтенными ранее показателями в объеме годовых значений (0 502 00 000 «Обязательства», 0 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения», 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств», 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения») до величин фактически полученных доходов (произведенных расходов). Приведем пример.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В части доходов

Отражены в учете плановые назначения в соответствии с заключенным соглашением на финансовое обеспечение выполнения государственного задания

130 4 507 10 130

130 4 504 10 130

25 000 000

Получено финансовое обеспечение до начала реорганизации

130 4 508 10 130

130 4 507 10 130

8 000 000

Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 177 Инструкции № 174н, п. 206 Инструкции № 183н)

130 4 504 10 130

130 4 507 10 130

17 000 000

В части расходов

Приняты к учету плановые назначения в части расходов на коммунальные услуги

244 4 504 10 223

244 4 506 10 223

1 500 000

Приняты к учету обязательства в объеме годовой суммы договора на обеспечение коммунальных нужд

244 4 506 10 223

244 4 502 11 223

1 500 000

Приняты к учету и оплачены денежные обязательства до начала реорганизации

244 4 502 11 223

244 4 502 12 223

600 000

Скорректированы принятые обязательства методом «красное сторно» (п. 167 Инструкции № 174н, п. 196 Инструкции № 183н)

244 4 506 10 223

244 4 502 11 223

(- 900 000)

Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 171 Инструкции № 174н, п. 203 Инструкции № 183н)

244 4 506 10 223

244 4 504 10 223

900 000

Такое решение, во-первых, позволит присоединяемому (разделяемому) учреждению сохранить записи своих фактически произведенных операций, а во-вторых, что еще более важно, не задвоит обороты учреждения-правопреемника, поскольку ему снова потребуется ставить на учет обязательства и плановые назначения в объеме, полученном от присоединяемого (разделяемого) учреждения. В итоге консолидированной отчетности реорганизуемого учреждения и его правопреемника будет учтен общий годовой объем санкционирования расходов без искажения.

Если у учреждения остались неоплаченные денежные обязательства, то по логике предлагаемого решения их следует сторнировать, с тем чтобы учреждение-правопреемник поставило их на учет вместе с переданной кредиторской задолженностью.

Закрытие лицевых счетов

Порядком № 24н установлена процедура закрытия лицевых счетов реорганизуемых учреждений как участников, так и неучастников бюджетного процесса.

Учреждение подает в свой финансовый орган заявление на закрытие лицевого счета (ф. 0531757) и совместно с учреждением-правопреемником оформляет и подписывает акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений (ф. 0503728) – для участников бюджетного процесса; акт приемки-передачи показателей лицевого счета (ф. 0531961) (далее – акт ф. 0521961) – для бюджетных (автономных) учреждений.

Отметим, что согласно п. 62 Порядка № 24н при реорганизации бюджетного (автономного) учреждения, принявшего бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, закрытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств не требуется.

Отдельно остановимся на отражении в учете и отчетности реорганизуемых учреждений акта (ф. 0531961).

В разделе 3 «Операции со средствами клиента» данной формы приводятся все произведенные на дату передачи реорганизуемым учреждением кассовые поступления и выплаты. Их передача трактуется так: в отчетности учреждения – передающей стороны все показатели кассовых доходов и расходов обнуляются, то есть отчет (ф. 0503737) на дату реорганизации не содержит ни одного показателя – весь отчет пустой, а учреждение-правопреемник отразит полученные кассовые показатели в своем отчете (ф. 0503737) с начала года. На такой алгоритм действий указывает Письмо Минфина РФ от 22.08.2013 № 03-01-11/34511 с требованием отражения кассовых расходов в отчетности учреждения-правопреемника с начала года.

На практике многие учреждения стали отражать полученные кассовые показатели в учете – формировать документы кассовых поступлений и выплат, аналогичные тем, что формировало присоединяемое (разделяемое) учреждение до реорганизации. Отражение в учете документов кассовых доходов и расходов влечет необходимость формирования документов фактических расходов, что невозможно без включения остатков на начало года и в конечном итоге приводит к полному дублированию в учете учреждения-правопреемника всех оборотов передающей стороны за текущий год.

По нашему мнению, такой вариант неоправданно увеличивает трудозатраты и далек от оптимального. С точки зрения эффективности учетных процедур при реорганизации наиболее выгодным является вариант, при котором учреждение-правопреемник получит возможность консолидировать отчетность – свою и переданного учреждения. В этом случае нормы инструкций и вышеназванного письма будут выполнены совершенно точно: в учете отразятся переданные (полученные) остатки на дату передачи, а в отчетности – на начало года.

Вопрос консолидации отчетности учреждения, передающего показатели, и учреждения-правопреемника скорее технический и достаточно легко решаем современным программным обеспечением.

Возвращаясь к процедуре закрытия лицевых счетов, добавим, что в заявлении (ф. 0531757) необходимо указать реквизиты, по которым финансовый орган будет перечислять поступающие платежи после закрытия счета. В противном случае платежи вернут отправителям.

Отчетность реорганизуемого учреждения

Обязательность составления и представления реорганизационной отчетности установлена инструкциями № 33н[5] и 191н[6]. Эту же отчетность составляют и представляют учреждения, меняющие подведомственность, причем представляют ее как учредителю по прежней ведомственной подчиненности, так и учредителю по новой подведомственности.

Приведем особенности показателей форм отчетности при реорганизации неучастников бюджетного процесса в виде таблицы.

Передающее учреждение

Учреждение-правопреемник

Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830)

Содержит остатки на начало периода, на дату реорганизации значения показателей равны нулю, так как имущество и обязательства были переданы по акту приема-передачи

Остатки на дату реорганизации увеличены на сумму полученных имущества и обязательств.

При дальнейшем представлении отчетности за год, в котором произошла реорганизация, необходимость консолидации с балансом учреждения – передающей стороны отсутствует

Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725)

Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации – передачи имущества и обязательств

Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации – принятия к учету имущества и обязательств

Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710)

Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации, закрытие других счетов в рамках годовой реформации баланса не производится

Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации, закрытие других счетов в рамках годовой реформации баланса не производится

Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)

Заполняется показателями кассовых доходов, расходов и источников финансирования до даты реорганизации

Заполняется показателями кассовых доходов, расходов и источников финансирования до даты реорганизации.

При дальнейшем представлении квартальной и годовой отчетности до конца года консолидируется с отчетом (ф. 0503737) учреждения – передающей стороны

Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738)

Заполняется показателями соответствующих счетов раздела санкционирования до даты реорганизации, скорректированными до величин фактически полученных доходов, произведенных кассовых расходов

Заполняется показателями соответствующих счетов раздела санкционирования до даты реорганизации, увеличенными на сумму переданных показателей.

При дальнейшем представлении квартальной и годовой отчетности до конца года консолидируется с отчетом (ф. 0503738) учреждения – передающей стороны

Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721)

Заполняется показателями фактических доходов и расходов учреждения, произведенных до даты реорганизации

Заполняется показателями фактических доходов и расходов учреждения, произведенных до даты реорганизации.

При дальнейшем представлении отчетности за год, в котором произошла реорганизация, консолидируется с отчетом (ф. 0503721) учреждения – передающей стороны

Пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760)

Пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760) при реорганизации (изменении типа) либо ликвидации учреждения формируется в составе форм годовой отчетности.

Дополнительно в текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) учреждение раскрывает сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иную информацию, существенную для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующую показатели деятельности реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности за отчетный период (п. 80 Инструкции № 33н)

В пункте 77 Инструкции № 33н указано на необходимость представления бухгалтерской отчетности учредителю, в ведении которого находился реорганизуемый субъект отчетности до принятия решения о его реорганизации, и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации.

Завершение реорганизации

Разделяемое учреждение считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций) (п. 3 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях). При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Сама же процедура госрегистрации вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций), состав необходимых документов для регистрации, внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованного учреждения регламентированы Федеральным законом № 129-ФЗ.

Особенности изменения подведомственности

С точки зрения гражданского законодательства изменение подведомственности не является формой реорганизации, и соответствующие процедуры у такого учреждения существенно упрощены. Так, у учреждения, меняющего подведомственность, отсутствует обязанность сообщения в регистрирующие органы; не составляются акты приема-передачи имущества и обязательств – перенос показателей активов и обязательств, отраженных на счетах бухгалтерского учета, а также данных об их изменении с начала года до даты изменения подведомственности учреждения осуществляется на основании справки (ф. 0504833).

Учреждению, меняющему подведомственность, необходимо закрыть имеющиеся лицевые счета и открыть новые только в том случае, если оно является участником бюджетного процесса. Бюджетные и автономные учреждения не меняют свои лицевые счета (Письмо Минфина РФ № 02-03-09/3124, Федерального Казначейства № 42-7.4-05/5.1-454 от 10.08.2012).

* * *

Для того чтобы без ошибок и упущений провести все реорганизационные мероприятия, в учреждении необходимо создать комиссию по реорганизации, наделив ее соответствующими полномочиями. В плане работы комиссии должны быть следующие блоки:

1) работа с регистрирующими органами;

2) инвентаризация и передача имущества;

3) закрытие лицевых счетов;

4) составление и представление реорганизационной отчетности.

[1] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[2] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

[4] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[5] Инструкция  о порядке составления и  представления  годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

[6] Инструкция  о порядке составления и  представления  годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12. 2010 № 191н.

Как автономному учреждению открыть филиал?

08.12.2020

Вопрос:
Может ли автономное учреждение выступить с инициативой о создании филиала? Что при этом надо сделать?
Ответ:
В федеральном законодательстве об автономных учреждениях есть положение, согласно которому к компетенции учредителя в области управления АУ в числе прочего относится рассмотрение и…

Подключить ИСС Аюдар Инфо

Материал доступен только для действующих клиентов ИСС «Аюдар Инфо» или в демо-доступе. Для получения демо-доступа или более подробной информации отправьте заявку.
Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.

Авторизация
Подать заявку

Задать вопрос эксперту

Обособленное подразделение — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

В программе «1С:Бухглатерия государственного учреждения 8» для обособленного подразделения, не наделенного правом ведения бухгалтерского учета, обеспечивается возможность выделенного документооборота, указание в документах реквизитов обособленного подразделения, ведение отдельной кассы, ведение отдельных планов финансово-хозяйственной деятельности, оформление платежных документов по лицевым счетам подразделений в казначействе или банке. Также в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусмотрена возможность настроить ведение аналитического учета в разрезе подразделений по выбранным счетам плана счетов.

Создание обособленного подразделения учреждения в «1С:БГУ 8 1.0»

Создание обособленного подразделения, наделенного полномочиями по ведению бухгалтерского учета

1.       Обособленные подразделения, наделенные полномочиями по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, регистрируются в справочнике Учреждения, который находится в пункте главного меню Учреждение.

2.       В Карточке учреждения на закладке Основные необходимо заполнить основные реквизиты Наименование краткое, Наименование полное, Наименование сокращенное, ИНН, КПП, ОКПО, Учетный №, ОКТМО, ОКАТО. Для обособленного подразделения заполняется Головное учреждение.

3.       На закладке Лицевые счета/Ответственные лица необходимо завести лицевой счет подразделения с указанием Номера счета, Источника средств, Допустимых КФО. Также необходимо указать Ответственные лица и дату их назначения.

4.       Далее настраивается Учетная политика подразделения. Она включает настройку Структуры РПС, Системы налогообложения и прочих настроек, необходимых для работы. Указывается дата, с которой данные настройки применяются.

Создание обособленного подразделения, не наделенного полномочиями по ведению бухгалтерского учета

Обособленное подразделение, не наделенное полномочиями по ведению бухгалтерского учета, регистрируется в справочнике Подразделения среди обычных подразделений. Этот справочник находится в пункте главного меню Учреждение. Элементы справочника добавляются в список с помощью кнопки.


Купон на ОЗОН за покупку программ 1С

Создание обособленного подразделения учреждения в «1С:БГУ 8 2.0»

Создание обособленного подразделения, наделенного полномочиями по ведению бухгалтерского учета

1.       Обособленные подразделения, наделенные полномочиями по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, регистрируются в справочнике Организации, который находится в пункте главного меню Справочники — Организационная структура.

2.       В Карточке учреждения на закладке Основное необходимо заполнить основные реквизиты Наименование в программе, Наименование полное, Наименование сокращенное, ИНН, КПП, ОКПО. Для обособленного подразделения заполняется Головная организация. Также указываются Налоговый орган, Учредитель, Ответственные лица, Адреса телефоны.

3.       На закладке Лицевые счета необходимо завести лицевой счет подразделения с указанием Номера счета и Должностных лиц, имеющих право подписи.На закладке Разделы лицевых счетов заводится Источник средств с указанием допустимых КФО.

4.       Далее настраивается Учетная политика подразделения. Она включает в себя настройку Структуры РПС, Системы налогообложения и прочих настроек, необходимых для работы. Указывается дата, с которой эти настройки применяются.

Создание обособленного подразделения, не наделенного полномочиями по ведению бухгалтерского учета

1.       Обособленное подразделение, не наделенное полномочиями по ведению бухгалтерского учета, регистрируется в справочнике Подразделения среди обычных подразделений. Этот справочник находится в пункте главного меню Справочники — Организационная структура.

2.       Указывается Наименование, ставится галочка Обособленное подразделение. На закладке Основные сведения также указываются Налоговый орган, Ответственные лица и другие реквизиты обособленного подразделения. На закладке Адрес, телефон можно указать Фактический адрес, Телефон, Факс.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Создание тсн пошаговая инструкция 2022
  • Создание тсн в коттеджном поселке пошаговая инструкция
  • Создание тренинга с нуля пошаговая инструкция
  • Создание теста в мэш инструкция
  • Создание теста в гугл формах инструкция