Создание общественного движения пошаговая инструкция

Регистрация общественного движения: порядок и цели создания в 2023 году

Еще одной организационно-правовой формой Некоммерческих организаций является общественное движение. В нашей статье подробно рассмотрим порядок регистрации общественного движения в Минюсте в 2023 году, а также цели его создания.

  1. Что такое общественное движение?
  2. Цели создания общественного движения
  3. Территориальная сфера деятельности общественного движения
  4. Наименование общественного движения
  5. Юридический адрес общественного движения
  6. Органы управления общественного движения
  7. Документы для регистрации общественного движения и сроки

Что такое общественное движение?

Общественное движение представляет собой разновидность общественных объединений. Так как общественное движение – это некоммерческая организация, то цели ее создания не связаны с извлечением и распределением прибыли между участниками. Но для чего же создается Общественное движение? 

Раскрывает понятие общественного объединения и содержит цели его создания Федеральный закон №82 «Об общественных объединениях». 

Общественное движение представляет собой массовое общественное объединение, которое состоит из участников и не имеет членства и преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Говоря простыми словами, общественное движение является добровольным объединением, созданным на основе общности интересов и единства целей. Становясь частью общественного движения, участники основываются на собственных убеждениях и желаниях.    

Участником общественного движения может стать гражданин, так или иначе поддерживающий его деятельность. В отличии от общественной организации, участие в таком общественном движении не предполагает выдачу документа о принадлежности к нему.

В отличие от коммерческих организаций общественное движение считается созданным с момента принятия соответствующего решения. Но правоспособность возникает только с момента внесения сведений об общественном движении в Единый государственный реестр юридических лиц. 

Цели создания общественного движения 

Возникает нужда создать общественное движение в случае необходимости решения какой-нибудь общественно-значимой экологической, социальной и другой проблемы. Общественно-полезными целями, которые преследуют общественные движения, могут быть: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Многочисленные объединения граждан, создаваемые на добровольной основе для достижения какой-либо общей социальной значимой цели, называются общественным движением. Отсутствие цели завоевания власти является их главным отличительным признаком от политических партий. При этом общественные группы могут во время своей деятельности непосредственно апеллировать к действующей власти. Общественное движение имеет широкую социальную базу, опирается на различные группы, классы и слои, отличается численностью и молодым возрастом участников. Далее более подробно рассмотрим основные причины возникновения общественных движений.

Территориальная сфера деятельности общественного движения 

Как и общественная организация, общественное движение имеет территориальную сферу деятельности.

Общественные движения классифицируют в зависимости от территориальной сферы деятельности – субъекты Российской Федерации, в пределах которых общественное движение может осуществлять свою деятельность.   

Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» в России создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные движения.

Чтобы было наиболее ясно, чем отличаются региональные от межрегиональных общественных движений, и межрегиональные от общероссийских приведем ниже выдержку из Федерального закона «Об общественных объединениях» с определениями.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

При создании общероссийского общественного движения существует возможность использования в наименовании общероссийского общественного движения слова «Россия» или «Российская Федерация» без специального разрешения Правительства Российской Федерации. Подробнее — «Использование слов «Россия», «Российская Федерация» в наименовании НКО».

Если говорить простым языком, то местное общественное движение — это движение, деятельность которого осуществляется, например, в Щёлковском районе Московской области, а региональное общественное движение осуществляет свою деятельность уже в целом субъекте —  Московской области.

Межрегиональное общественное движение может осуществлять свою деятельность на территории двух и более субъектов, например, на территории Москвы и Московской области или более, но, если в Общественном движении уже создалось более 43 отделений, соответственно, такое движение должно стать общероссийским.

Обязательным условием при создании общественных движений состоит в том, что территориальная сфера деятельности Общественного движения должна быть отражена в его наименовании.

Наименование общественного движения 

Рассмотрим вопрос о наименовании общественного движения. Каким должно быть наименование общественного движения для того, чтобы пройти правовую экспертизу в Министерстве Юстиции? 

Основой для всех общественных движений является наименование. Наименование общественного движения определяет вектор его развития. Такая некоммерческая организация, как общественное движение имеет особенности, которые дают возможность осуществлять успешную деятельность. Наименование общественного движения представляет собой один из самых важных моментов при регистрации общественного движения.

Для того чтобы правильно составить наименование общественного движения, нужно знать законы, регулирующие детальность некоммерческих организаций. Практика также играет непоследнюю роль. Очень часто мы сталкиваемся с ошибками в наименовании общественных движений. 

Итак, наименование общественного движения должно состоять из организационно-правовой формы, характера деятельности и территориальной сферы деятельности.  

Если говорить простым языком, то характер деятельности общественного движения — это то, чем общественное движение будет заниматься и какие цели планирует достичь. Подробнее — «Деятельность НКО». Обращаем Ваше внимание, что все цели создания общественного движения должны соответствовать ст. 2 ФЗ 7 «О НКО» и ст. 9 ФЗ 82 «Об общественных объединениях». Это могут быть социальные, политические и иные общественно полезные цели. 

Наименование Общественного движения должно быть на русском языке, при этом не могут присутствовать транскрипции английского, латинского или других языков. С иностранными словами на практике очень строго, так же, как и с включением в название иностранных государств — ст. 1473 ГК РФ запрещает использовать в названия юридических лиц наименования иностранных государств и производные от них. 

Общественное движение вправе иметь сокращенное наименование на русском языке и вправе иметь в дополнение как полное, так и сокращенное на любых иностранных языках мира. В случае, если присутствует необходимость включить в наименование иностранное слово, то это возможно при использовании перевода в скобках. Например, «Аутсайд» (вовне). Такой вариант допускается и пройдет правовую экспертизу в Министерстве Юстиции. 

Согласно действующему законодательству общественные движения выступают в гражданском обороте под собственным наименованием и имеют исключительное право на его использование. Наименование общественного движения не может заключать в себе информацию, которая оскорбляет нравственные, религиозные и национальные чувства граждан.

Юридический адрес общественного движения 

Создание и деятельность общественных движений регулируются законодательством Российской Федерации. Одним из требований к регистрации общественного движения является наличие юридического адреса.  

Место нахождения Общественного движения определяется местом его государственной регистрации, указываемое в уставных документах общественного движения и Едином государственно реестре юридических лиц. 

В качества адреса (места нахождения) общественного движения может выступать домашний адрес учредителя. Жилое помещение обязательно должно быть в собственности. Если собственность долевая, то потребуется согласие других собственников. Также в качестве адреса (места нахождения) общественного движения может выступать нежилое помещение, которое принадлежит учредителю или иному лицу на праве собственности. 

В любом случае на государственную регистрацию общественного движения в Министерство Юстиции необходимо предоставить гарантийное письмо от собственника, копию выписки на право собственности предоставляемого помещения из Единого государственного реестра недвижимости. Гарантийное письмо представляет собой обязательство собственника заключить договор аренды с общественным движением, когда последнее зарегистрируют в качестве юридического лица. Обращаем Ваше внимание, что юридический адрес должен быть детализирован, то есть содержать в себе сведения не только о доме и корпусе, но еще и о этаже, помещении, комнате или офисе. Адрес должен быть указан в соответствии с Выпиской из ЕГРН. 

Очень часто бывает, что после государственной регистрации общественного движения возникает необходимость внести изменения в сведения об адресе (месте нахождения) общественного движения, например, в связи с расширением деятельности Общественного движения или неудобным расположением офиса. 

Решение о смене юридического адреса общественного движения принимает высший орган управления общественного движения – Общее собрание участников (для местного и регионального общественного объединения), Конференция или Съезд (для межрегионального и общероссийского общественного движения). 

Для соблюдения всех требований законодательства необходимо провести заседание высшего органа управления общественного движения. Все решения высшего органа управления должны быть отражены в протоколе заседания. Кроме того, в случае, если адрес прописан полностью в уставе движения, перерегистрации подлежит и устав. Готовится заявление по форме Р14001 или Р13001 в зависимости от того, будет ли меняться устав общественного движения. Готовится весь комплект документов и отправляется на регистрацию в Министерство Юстиции. 

Внесение изменений в сведения об адресе (месте нахождения) общественного движения влечет за собой изменения в Едином государственном реестре юридических лиц, ПФР, ФСС и в банках.  

При выборе юридического адреса общественного движения, которое планирует активную деятельность, нужно помнить о том, несоответствие места нахождения общественного движения фактическому адресу может повлечь за собой проверки и санкции со стороны территориальной налоговой инспекции. 

Структура органов управления общественного движения 

Общественные движения приобретают права и принимают на себя гражданские обязанности через органы управления, которые осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и утвержденным уставом общественного движения.  

В соответствии с действующим законодательством в общественном движении предусмотрена следующая структура органов управления.

Высший орган управления. Для местных и региональных общественных движений это Общее собрание членов, для межрегиональных общественных движений это Конференция или Съезд. 

К компетенции высшего органа управления законодательство относит решение очень важных вопросов, например, такие как: 

  1. внесение изменений в устав общественного движения;
  2. определение приоритетных направлений деятельности общественно движения, принципов формирования и использования его имущества;
  3. выборы органов управления общественно движения; 
  4. утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  5. принятие решений о реорганизации или ликвидации Общественно движения. 

Перечень не является исчерпывающим и может содержать и другие вопросы. 

Постоянно действующий коллегиальный руководящий орган. Это орган, который осуществляет свою деятельность в период между заседаниями общего собрания членов или конференции. Как часто будет собираться данный орган управления, определяется уставом общественного движения. 

Как правило к компетенции данного органа управления относят: 

  1. утверждение плана проведения мероприятий общественного движения в соответствии с уставом;
  2. установление нормы (квоты) представительства делегатов на Конференцию или Съезд общественного движения (для межрегионального и общероссийского общественного движения);
  3. принятие решений о приеме в участники общественного движения (в порядке, определенном высшим органом управления общественного движения); 
  4. исключение из числа участников общественного движения (в порядке, определенном высшим органом управления общественного движения)
  5. принятие решения о создании других юридических лиц;
  6. принятие решение об участии и о формах участия в деятельности других юридических лиц;
  7. принятие решения о прекращении деятельности и (или) реорганизации созданных общественным движения юридических лиц; 
  8. ежегодное информирование органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного движения о продолжении деятельности общественного движения с указанием действительного места нахождения общественного движения и данных о руководителях общественного движения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;   
  9. ежегодное информирование органа, принявшего решение о государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Данный список не является исчерпывающим и может быть изменен. 

Также в соответствии с действующим законодательством в общественном движении должен избран руководитель – единоличный исполнительный орган. 

Руководитель общественного движения, может осуществлять следующие полномочия: 

  1. действует без доверенности от имени общественного движения, подписывает финансовые документы, заключает хозяйственные и трудовые договоры, не противоречащие законодательству Российской Федерации, выдает доверенности, представляет общественное движение в судах Российской Федерации;
  2. от лица общественного движения взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными, коммерческими и некоммерческими российскими, зарубежными и международными организациями и гражданами;
  3. открывает и закрывает в банках счета общественного движения; 
  4. заключает договоры, осуществляет юридические действия от имени общественного движения; 
  5. организует привлечение инвестиций для расширения сферы деятельности общественного движения, финансирования ее проектов и программ; 
  6. координирует и организует исполнительскую работу общественного движения;  
  7. организует бухгалтерский учет и отчетность общественного движения;
  8. участвует в подготовке материалов, проектов и предложений по вопросам, выносимым на рассмотрение высшего органа управления общественного движения; 
  9. принимает решения и издает приказы по оперативным вопросам внутренней деятельности общественного движения, для штатных работников общественного движения; 
  10. несет ответственность в пределах своей компетенции, в порядке, определённом действующим законодательством Российской Федерации и настоящим уставом, за использование имущества общественного движения в соответствии с ее уставными целями.

Также в общественном движении должен быть сформирован ревизионный орган – Ревизор общественного движения или ревизионная комиссия общественного движения. Ревизор осуществляет проверки финансово- хозяйственной деятельности общественного движения.  Все решения ревизора оформляются письменным актом. Ревизор отчитывается по результатам проверок перед высшим органом управления общественного движения. Ревизия финансово — хозяйственной деятельности общественного движения проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год. 

Ревизор имеет право знакомиться и запрашивать все документы и материалы, необходимые для проведения ревизии общественного движения. 

Ревизор не имеет права входить в состав других органов общественного движения и являться штатным работником общественного движения.

Регистрация общественного движения 

Регистрирует Общественное движение осуществляет Министерство Юстиции. Регистрация занимает примерно 1,5 – 2 месяца. 

Для регистрации Общественного движения необходимо подготовить следующие документы: 

  • Устав;
  • Протокол;
  • Заявление Р11001;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины (ее реквизиты, ФИО плательщика);
  • Документы, подтверждающие использование адреса.

Все эти документы проходят проверку в Министерстве Юстиции. 

Представленные  на регистрацию общественного движения документы проходят правовую экспертизу на соответствие нормам действующего Законодательства: Конституции Российской Федерации, нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и нормативно-правовым актам (постановлениям, приказам, распоряжениям, правилам, инструкциям и положениям, регулирующих деятельность общественных организаций) РФ.

В ходе такой экспертизы должно быть выявлено, содержат ли документы ошибки и не противоречит ли представленный на регистрацию общественного движения пакет документов нормам действующего законодательства Российской Федерации.

В случае, если нормы законодательства, регулирующие регистрацию Общественного движения, были нарушены, то специалист Министерства юстиции составляется отказ в государственной регистрации Общественного движения и документы нужно будет готовить и подавать на повторную регистрацию. 


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК),
8 (812) 629-00-03 (СПБ),
8 (800) 100-60-71 (по России).

Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Вам также может быть интересно:

  • Общественные организации
  • Реорганизация НКО
  • Формы некоммерческих объединений в 2023 году

1. Движение создается на учредительном собрании, которое созывается по инициативе одной или нескольких общественных, общественно-государственных или иных некоммерческих организаций (далее — учредители Движения), цели которых соответствуют целям, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

2. На учредительном собрании принимаются решения о создании Движения и об утверждении его устава. С момента принятия указанных решений Движение считается созданным.

3. Наименованием Движения является наименование, указанное в уставе Движения.

4. Не позднее одного месяца после дня учредительного собрания, проведенного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Президент Российской Федерации утверждает состав Наблюдательного совета Движения.

5. Иные указанные в части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона органы Движения должны быть сформированы не позднее одного месяца со дня утверждения состава Наблюдательного совета Движения.

6. Правоспособность Движения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации Движения. Для государственной регистрации Движения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений, подаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 — 6 части шестой статьи 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», выписка из протокола заседания учредительного собрания Движения, содержащая сведения о создании Движения и утверждении его устава, а также решения о формировании органов Движения, протоколы заседаний и решения Координационного совета Движения о создании на территориях более половины субъектов Российской Федерации региональных отделений Движения и формировании органов этих региональных отделений. Указанные в настоящей части документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного собрания Движения. Для государственной регистрации региональных отделений Движения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации общественных объединений, подаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 — 6 части шестой статьи 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», протокол заседания и решения Координационного совета Движения о создании регионального отделения Движения, о формировании органов регионального отделения Движения, а также уведомление Правления Движения, содержащее информацию о создании регионального отделения Движения в субъекте Российской Федерации, месте его нахождения и сведения о руководящих органах регионального отделения Движения.

7. Учредители Движения, как и иные общественные организации, свободны в своем праве принять решение о реорганизации в форме присоединения к Движению в соответствии с настоящим Федеральным законом и принятыми ими на основании уставных документов решениями.

8. Члены или участники организаций, выступивших учредителями Движения, вправе стать участниками Движения.

Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (например, общественные организации инвалидов, потребителей, автолюбителей и т.д, спортивные федерации, клубы). В настоящей статье мы представляем подробную инструкцию по регистрации общественных организаций с учетом новых правил, этапы создания и регистрации общественной организации, особенности создания НКО именно в данной форме, инструкции по регистрации региональных, межрегиональных, общероссийских общественных организаций.

Пошаговая подробная инструкция “Регистрация общественной организации самостоятельно”

Итак, что нужно для того чтобы открыть и зарегистрировать общественную организацию в Минюсте самостоятельно? Процесс создания и регистрации общественной организации можно описать пошагово следующим образом:

Шаг 1. Определяем структуру общественной организации, состав учредителей, определяем лицо, действующее без доверенности от имени общественной организации

Процедура создания общественной организации должна включать в себя определение состава учредителей, выбор режима налогообложения, видов деятельности,  структуры органов управления, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложения в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.). Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущей общественной организации, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы общественной организации быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.

При определении состава учредителей общественной организации необходимо учитывать следующие положения закона:

Положениями ст. 123.5 ГК РФ и ст. 18 Федерального закона об общественных объединениях предусмотрено, что количество учредителей общественной организации не может быть менее 3. 

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица в форме общественных объединений. Корпоративные права и обязанности членов и участников общественных организаций закреплены в ст. 123.6 ГК РФ, а также в ст. 19 Федерального закона об общественных объединениях, данные права осуществляются в порядке, определенном уставом общественной организации. 

При создании общественной организации необходимо учитывать, что членство в общественной организации неотчуждаемо, осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу. Также члены общественной организации утрачивают права на имущество, деньги, переданные в собственность общественной организации, в том числе членские взносы (в отличие, например, от ООО, в которой участники имеют долю в уставном капитале). Вместе с тем, участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

При определении структуры органов управления общественной организации нужно учитывать требования закона относительно состава данных органов:

  • Высший орган управления — общее собрание членов общественной организации или съезд (конференция) — принимает ключевые решения (компетенция определяется законом и уставом)
  • Единоличный исполнительный орган  (президент, председатель и т.д.) — осуществляет оперативное управление организацией
  • Коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум и т.д.) — может создаваться по желанию учредителей и ему передается часть полномочий согласно уставу (за исключением тех, которые императивно относятся к компетенции общего собрания)

Срок полномочий и наименование должности исполнительных органов определяются уставом.

Исключительная компетенция общего собрания членов общественной организации:

  • принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов
  • определение приоритетных направлений деятельности общественной организации, принципов образования и использования ее имущества
  • утверждение и изменение устава общественной организации
  • определение порядка приема в состав участников общественной организации и исключения из числа ее участников
  • образование других органов общественной организации и досрочное прекращение их полномочий (может быть уставом общественной организации отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общественной организации)
  • утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации (может быть уставом общественной организации отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общественной организации)
  • принятие решений о создании других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах (может быть уставом общественной организации отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общественной организации)
  • принятие решений о реорганизации и ликвидации общественной организации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса
  • избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации

При выборе руководителя общественной организации необходимо также проверить кандидатуру назначаемого руководителя в реестре дисквалифицированных лиц, так как если гражданин включен в данный реестр, регистрирующий орган может отказать в регистрации общественной организации. Указанную проверку можно осуществить онлайн с помощью сервиса “Прозрачный бизнес” на сайте ФНС.

При создании межрегиональной и общероссийской общественной организации необходимо провести учредительные съезды (конференции) или общие собрания структурных подразделений данной организации. 

Шаг 2. Определяем место нахождения общественной организации

На практике место нахождения организации, указанное в государственном реестре, часто называется “юридическим адресом” организации, данный адрес в первое время существования НКО зачастую не соответствует фактическому месту нахождения. Так как регистрирующие органы при регистрации общественной организации менее щепетильны при проверке юр.адреса, то учредители часто использует не совсем “качественный” адрес, что в дальнейшем может привести к значительным рискам и убыткам. Мы советуем уже при создании общественной организации подойти серьезно к выбору места нахождения НКО. Подробнее о выборе юридического адреса компании читайте в статье: “Юридический адрес: как выбрать, риски недостоверности юридического адреса”.

После выбора адреса необходимо получить от собственника помещения документы, подтверждающие использование юридического адреса: гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации НКО, копию документа о праве собственности, договор аренды (если помещение арендуется). Эти документы для регистрации необязательны, но могут пригодиться в будущем для законного функционирования организации. 

Шаг 3. Разрабатываем учредительные документы будущей общественной организации и принимаем решение о ее создании

Учредительным документом для общественных организаций является устав. Устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения (населенный пункт, к которому относится адрес организации), предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации, порядке реорганизации и (или) ликвидации. Учредителям нужно быть готовыми к тому, что регистраторы (сотрудники Минюста) очень тщательно изучают устав некоммерческих организаций на предмет соответствия его закону, отсутствия противоречий и т.д. (в отличие от регистрации ООО налоговыми органами, поэтому срок регистрации в Минюсте значительно больше, чем срок регистрации ООО). Возможно, учредителям придется ни раз переделывать устав, чтобы он “устроил” сотрудников Минюста.

Для регистрации общественной организации необходимо принять решение о ее создании.  Решение о создании общественной организации принимается всеми учредителями единогласно и оформляется протоколом об учреждении общественной организации (если создается общероссийская или межрегиональная организации, необходимо также провести собрания и оформить протоколы о создании отделений такой общественной организации: для межрегиональной достаточно 2 отделений, для общероссийской — должны быть отделения в более чем половине субъектов РФ).

В любом случае протокол общего собрания о создании общественной организации должен содержать:

  • дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания
  • список учредителей — участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания
  • сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) органов управления
  • существо принятых решений и результаты голосования по ним
  • сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов
  • определение места нахождения организации
  • утверждение устава
  • фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола

Шаг 4. Готовим заявление по форме Р11001 о регистрации общественной организации, заверяем подпись заявителя (заявителей) на заявлении нотариально (при необходимости)

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Для регистрации общественной организации нужно заполнить: титульный лист, листы со сведениями об учредителях, о руководителе (иных лицах, осуществляющих его функции) и со сведениями о заявителе. Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации общественной организации может быть отказано.

Как заполнить заявление по форме Р11001 при регистрации общественной организации?

    1. Титульный лист заявления по форме Р11001

    На титульном листе обязательно заполните первые два раздела. При заполнении титульного листа укажите

    • разд. 1 (Наименование на русском языке). Укажите полное наименование НКО, т.е. полностью напишите организационно-правовую форму (вид НКО), а также произвольную часть наименования. Сокращенное наименование укажите, если оно предусмотрено в учредительном документе.

    • разд. 2 (Адрес (место нахождения)). Адрес руководителя (иных лиц, выполняющих его функции), по которому будет поддерживаться связь с юрлицом (юридический адрес, о котором говорилось выше). Обязательно укажите индекс и код субъекта РФ. Остальные графы (например, о районе, населенном пункте) заполните, если в адресе есть соответствующие элементы. НКО, адрес которых находится в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, не указывают: район, город, населенный пункт. Указывайте “юридический” адрес в точном соответствии с документами, подтверждающими предоставление адреса.

    2. Сведения об учредителях 

    Для сведений об учредителях в форме предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д. Несмотря на нормы Закона о госрегистрации юрлиц, исходя из статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьи 21 Закона об общественных организациях, а также пунктов 28 и 29 Административного регламента Минюста, при регистрации любой формы НКО также подлежат заполнению данные листы заявления (Письмо Минюста России от 08.12.2016 № 11-141929/16).

    На каждого учредителя заполните отдельный лист, т.е. сколько учредителей, столько листов должно быть. Выберите лист в зависимости от того, кем является учредитель:

  • учредитель является российским юрлицом — лист А
  • учредитель является иностранным юрлицом — лист Б
  • учредитель является физическим лицом (гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства) — лист В

  • 3. Сведения о лице, действующем без доверенности от имени НКО

    В отношении сведений о руководителе (лице, действующем от имени общественной организации без доверенности) в форме предусмотрены листы Е, Ж и З. Выберите лист в зависимости от того, кто будет выполнять полномочия единоличного исполнительного органа.

    Если в соответствии с уставом НКО лиц, действующих без доверенности, предусмотрено несколько, то необходимо на каждое лицо заполнить лист заявления.


    4. Сведения о заявителе

    Эти сведения вносятся в лист Н. Заявителями при создании общественной организации являются все ее учредители, поэтому лист Н заполните на каждого из них. В разд. 1 листа «Н» проставьте цифровое значение в зависимости от того, кем является заявитель. Далее заполните разделы, относящиеся к соответствующему заявителю. Если заявителем является физлицо, то в разд. 1 проставьте значение 1 и заполните разд. 4. Если заявителем является руководитель НКО-учредителя, то в разд. 1 проставьте значение 2 и заполните разд. 2 и 4. Для остальных заявителей в разд. 1 проставьте значение 3. При этом, если заявителем является:

  • управляющая организация юрлица-учредителя, заполните разд. 2, 3 и 4
  • управляющий юрлица-учредителя, заполните разд. 2 и 4
  • лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного актом специально уполномоченного на то госоргана или актом органа местного самоуправления, заполните разд. 2 и 4
  • Последнюю страницу листа Н (разд. 5) каждый учредитель заполняет собственноручно и подписывает ее:

  • при подаче документов лично или через нотариуса — в присутствии работника регистрирующего органа или нотариуса соответственно
  • при его направлении в форме электронных документов — усиленной квалифицированной электронной подписью

При нотариальном удостоверении заявления расходы на нотариуса составят 2000-3000 рублей.

Шаг 5. Оплачиваем госпошлину за регистрацию общественной организации

Размер госпошлины за регистрацию НКО при создании, за исключением политических партий и региональных отделений политических партий, общероссийских общественных организаций инвалидов и их отделений, составляет  4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). 

Размер пошлины за регистрацию партии и ее регионального отделения — 3 500 рублей.

Размер пошлины за регистрацию общественных организаций инвалидов и их отделений — 1 400 рублей.

Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца). 

Шаг 6. Формируем комплект документов и подаем на государственную регистрацию общественной организации

Полный перечень документов, которые представляются на государственную регистрацию общественных организаций при создании:

  • заявление по форме № Р11001 (оригинал + копия)
  • выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа (2 экз.)
  • устав (3 экз.)
  • квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
  • документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
  • если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного НКО
  • нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель
  • паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)
  • разрешение на использование слов “Россия” и их производных, символики и т.д. (данное разрешение выдается Минюстом РФ), разрешение на использование личного имени гражданина, наименования другого юридического лица как части собственного наименования, наименований, символики, защищенной законодательством об интеллектуальной собственности
  • протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений
  • если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации общественной организации подать заявление о применении УСН

Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения общественной организации. Заявителями являются учредители общественной организации или их представители на основании нотариальной доверенности от учредителя. Если учредителем является юрлицо, то от его имени выступает директор (руководитель) или управляющий (управляющая организация), либо также представитель по доверенности.

Место госрегистрации НКО — населенный пункт, в пределах которого находится НКО (его постоянно действующий исполнительный орган). Место нахождения НКО определяется местом его госрегистрации.

Регистрирующий орган (куда обращаться для регистрации общественной организации):

  • для региональных, межрегиональных общественных организаций — территориальные подразделения Минюста
  • для общероссийской, международной общественной организации — Минюст РФ (центральный аппарат)

Способы подачи документов могут быть разными. Выберите один из следующих:

  • непосредственное обращение в регистрирующий орган
  • через МФЦ — возможность оказания услуги по регистрации НКО следует уточнить в конкретном МФЦ
  • почтовое отправление с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения
  • через Единый портал госуслуг — при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью
  • через нотариуса. Этот вариант возможен только при личном обращении к нему заявителя (всех учредителей). За это нотариальное действие взимается отдельная плата.

Шаг 7. Получаем документы, подтверждающие регистрацию общественной организации

Если регистрирующий орган не выявит оснований для отказа в регистрации, то он принимает решение о госрегистрации и направляет в ФНС документы для внесения записи в ЕГРЮЛ. 

По окончании регистрации общественной организации вам выдадут:

  • документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ — лист записи по форме № Р50007
  • устав с отметкой регистрирующего органа
  • свидетельство о государственной регистрации общественной организации, выданное Минюстом
  • документ о постановке на учет в налоговом органе

Получением данных документов процедуру регистрации общественной организации в Минюсте можно считать завершенной, однако для нормального функционирования НКО руководителю (учредителю) необходимо предпринять также ряд действий после регистрации. О том, что делать после регистрации компании читайте в статье по ссылке.

В случае принятия решения об отказе в госрегистрации регистрирующий орган в тот же срок направляет вам свое решение об этом.

Регистрация общественной организации состоит из 2 этапов, поэтому срок регистрации устанавливается для каждого из этапов:

  • принятие решения регистрирующим органом (Минюстом) относительно регистрации общественной организации: 33 календарных дня
  • внесение налоговым органом записи о регистрации: 3 рабочих дня (+ 4 рабочих дня на взаимодействие между органами и выдачу документов)

Как создать общественное движение

На сегодняшний день общественные движения не достаточно изучены социологическими науками. А ведь именно с появлением этих самых общественных движений начинаются всевозможные преобразования всего общества или отдельных его структур. Общественное движение – это движение, состоящее из определенного количества людей и преследующее конкретные политические, экономические, социальные или другие всевозможные общественные цели.

Как создать общественное движение

Инструкция

Для того чтобы создать общественное движение, необходимо в первую очередь обратиться в соответствующие уполномоченные на выдачу удостоверения общественного движения органы. В Российской Федерации такими органами выступает Министерство Юстиции или же его территориальные местные органы (для создания общероссийского общественного движения) и Главное управление Федеральной регистрационной службы по Москве (для создания регионального и межрегионального общественного движения).

Придумайте название своему общественному движению — оно должно быть простым и отражать суть вашей деятельности. Соберите не менее 3-х учредителей для создания общественного движения. Помните — учредителями могут быть как физические, так и юридические лица. Подготовьте документы, удостоверяющие личность каждого учредителя, а также копии этих документов (для физических лиц) либо выписки и копии из выписок Единого государственного реестра юридических лиц РФ, в случае если учредителем выступает юридическое лицо.

Подготовьте учредительные документы для создания общественного движения, в том числе и устав общества.
Зарегистрируйте юридический адрес, по которому будет осуществлять свою деятельность общественное движение.
Подготовьте документы и их копии, подтверждающие юридический адрес с полным наименованием его адреса и ваши права на пользование данным помещением.

Обратитесь в Министерство Юстиции. Напишите заявление по образцу на создание общественного движения, указав там цель создания и вид деятельности. Оплатите госпошлину, предусмотренную за регистрацию. Подайте все документы, включая квитанцию об оплате и заявление, в соответствующий кабинет.

Дождитесь рассмотрения ваших документов и получите в соответствующих органах свидетельство о государственной регистрации общественного объединения, а также свидетельство о присвоении ОГРН и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц.

Следуйте со всеми полученными документами и утвержденным уставом общественного объединения в налоговую инспекцию по месту регистрации. Получите свидетельство о постановке на учет в соответствующем налоговом органе. Получите коды статистики путем подачи заявления в Мосгорстат.

Изготовьте печать для общественного объединения. Осуществите постановку на учет и получите на руки соответствующие выписки из фондов социального, пенсионного, обязательного медицинского страхования. Откройте в банке по месту регистрации общественного движения либо по месту жительства одного из соучредителей расчетный счет. Общественное движение создано — можете смело приступать к своему роду деятельности, назначать бухгалтера, юриста и др.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Общественных объединений

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Согласно ст. 47 того же Федерального закона общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение – организация, отделение или филиал и представительство.

Для государственной регистрации общественного объединения, в соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об общественных объединениях», представляются следующие документы:

— заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов (подпись уполномоченного лица – заявителя свидетельствует нотариус) – 2 экземпляра;

— устав общественного объединения — 3 экземпляра. Два экземпляра устава должны быть прошиты и заверены    подписью заявителя, листы всех экземпляров устава должны быть пронумерованы;

— выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих, исполнительных и контрольно-ревизионного органов – 2 экземпляра. Указанная выписка должна содержать: дату, время и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания; список учредителей – участников учредительного съезда (конференции), общего собрания; сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиум, секретариат и т.д.); сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; существо принятых решений и результаты голосования по ним; сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих, исполнительных и контрольно-ревизионных органов; сведения о лицах, голосовавших против принятия решения и потребовавших внести запись об этом в протокол; фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, ответственных за составление протокола, сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества общественного объединения, о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения общественного объединения, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию общественного объединения;

— сведения об учредителях — 2 экземпляра;

— документ об уплате государственной пошлины;

— сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

— протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

— при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование;

— заявление о включении общественного объединения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента — для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Для отделения общественного объединения:

документы, указанные в подпункте 1 пункта 29 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, заверенные центральным руководящим органом общественного объединения

В случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах.

Для государственной регистрации профессиональных союзов, их объединений, на основании ст. 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,  представляются следующие документы:

— заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов – два экземпляра (подпись заявителя на одном из экземпляров заверяется нотариально);

— подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях;

— заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, перечней участников — соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций);

—   сведения об учредителях;

—   документ об уплате государственной пошлины.

Для государственной регистрации общественных объединений, создаваемых путем реорганизации, на основании ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимо представить:

— заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации — 2 экземпляра;

— учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

—  выписка из протокола съезда (конференции) или общего собрания о реорганизации юридического лица;

—  договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

—  передаточный акт;

—  документ об уплате государственной пошлины;

— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (в случае, если указанный документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу Минюста России (его территориального органа) соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации).

(Справка: форма Уведомления о начале процедуры реорганизации Р12003 утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»).

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общественного объединения, представляются:

— заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов (подпись уполномоченного лица удостоверяется нотариально) — 2 экземпляра;

— выписка из протокола съезда (конференции) или общего собрания о внесении изменений в учредительные документы — 2 экземпляра;

—  устав в новой редакции — 3 экземпляра;

—  документ об уплате государственной пошлины;

— сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

— протоколы съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений.

Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, представляются: заявление по форме Р14001, утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, и иные документы, указанные в пункте 36 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455.

Для государственной регистрации ликвидации общественного объединения, в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представляются:

— заявление о государственной регистрации ликвидации, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов (подпись уполномоченного лица – заявителя свидетельствует нотариус) – 2 экземпляра;

— ликвидационный баланс — 2 экземпляра;

— документ об уплате государственной пошлины;

— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 – 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»(данный документ заявителем не предоставляется, а запрашивается Минюстом России (его территориальными органами) самостоятельно).

При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:

1) если устав и иные представленные для государственной регистрации документы общественного объединения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях», представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;

6) если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Повторная подача заявления о государственной регистрации общественного объединения и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном законом.

Размер государственной пошлины за предоставление государственной услуги

За государственную регистрацию некоммерческих организаций взимается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе статьей 333.33), а именно:

за государственную регистрацию создания юридического лица, — 4 000 руб.;

за государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, — 1 400 рублей;

за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, — 100 рублей;

за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, — 800 руб.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Создание нко пошаговая инструкция 2022
  • Создание некоммерческой организации пошаговая инструкция 2022
  • Создание муниципального бюджетного учреждения пошаговая инструкция
  • Создание мультфильмов в детском саду пошаговая инструкция
  • Создание модели в компас 3d пошаговая инструкция