Создание тренинга с нуля пошаговая инструкция

Общие положения

Разработка и проведение тренингов является одной из функциональных обязанностей тренинг-менеджера. Настоящая инструкция представляет собой пошаговый алгоритм создания тренинга. 

Основные термины и понятия

Тренинг

Семинар

Дизайн тренинга

Методы обучения

Программа тренинга

Результаты тренинга

Что может рассматриваться в качестве предмета тренинга

Основные этапы разработки тренинга

Разработка тренинга включает в себя шесть последовательных этапов. Данные этапы логически взаимосвязаны и определяют общую логику разработки тренинга. 

1.Формулирование концепции и целей тренинга. 

2.Разработка программы тренинга с разбивкой на тематические модули.

3.Создание дизайна тренинга, методическое насыщение.

4.Описание методички по ведению тренинга (рабочие материалы тренера).

5.Создание раздаточных материалов (рабочая тетрадь участника тренинга).

Описание этапов разработки тренинга

1.Формулирование концепции и целей тренинга. Отправной точкой в создании любого обучающего мероприятия является цель или группа целей. Чёткое понимание «зачем?» становится залогом того, что тренинг будет действительно работать. Необходимости создания тренинга может вытекать из следующих источников: 

•Потребность в обучении. На основании анализа чек-листов выявляются компетенции, которые нуждаются в развитии. Развитие этих компетенций и может рассматриваться в качестве цели тренинга. Кроме поддерживающей потребности в обучении (направленной на поддержания необходимого объёма компетентности в оптимальном состоянии), потребность в обучении может быть инновационной. В данном случае речь идет о формировании новых компетенций, которыми обучаемые ранее не владели. Инновационная потребность в обучении может быть связана с внедрением новых методов работы, расширением или изменением функционала и т.д.  

•Необходимость в проведении рада организационных мероприятий. В данном случае речь идёт о тренингах, направленных на сплочённость коллектива, формирование команды, проведение групповых мероприятий по анализу ценностей организации, определению стратегических целей компании и пр.

Пример цели тренинга:

Овладение технологией холодного звонка и методов работы с сопротивлением клиента при установлении контакта по телефону.

Под концепцией тренинга необходимо понимать обоснование цели тренинга, которое является основной идеей, стержнем тренинга. Фактически концепция задаёт тон всего тренинга. Концепция тренинга нужна, прежде всего, для позиционирования тренинга руководству и участникам.

Пример концепции тренинга:

В процессе поиска и установления контакта с новым клиентом менеджеру приходится осуществлять холодные звонки, в ходе которых очень часто можно столкнуться с сопротивлением клиента. Данное обстоятельство может стать серьёзным препятствием на пути установления контакта и привлечения нового клиента. 

Настоящий тренинг направлен на овладение технологией холодного звонка и методов работы с сопротивлением клиента при установлении контакта по телефону.

2.Разработка программы тренинга с разбивкой на тематические модули. После того как цель и концепция тренинга сформулированы, разрабатывается программа тренинга. Программа тренинга создаётся путём дробления цели тренинга на задачи, формулирование из задач тематических модулей, дальнейшей детализации задач и описание их в терминах результата. Происходит это следующим образом:

Цель: Овладение технологией холодного звонка и методов работы с сопротивлением клиента при установлении контакта по телефону.

Для того чтобы данная цель была достигнута необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать специфические особенности установления контакта по телефону.

2. Овладеть методами преодоления секретарского барьера.

3. Исследовать сопротивление при установлении контакта по телефону и овладеть методами преодоления сопротивления при взаимодействии по телефону.

Далее каждая задача формулируется в виде названия модуля детализируется, разбивается на более мелкие задачи. В результате получаем программу тренинга.

Пример программы тренинга:

Модуль 1. Специфика установления контакта по телефону.

Цели модуля

Данный модуль направлен на понимание участниками психологических особенностей и закономерностей установления контакта по телефону. Основная цель модуля – формирование умений делового общения и взаимодействия по телефону при осуществлении «холодных» звонков.

Результаты модуля

В результате прохождения данного модуля участники:

•Изучат и поймут специфические особенности ведения переговоров по телефону.

•Овладеют техниками установления и удержания контакта по телефону.

•Овладеют особенностями построения речи при общении по телефону.

•Освоят принципы построения фраз, особенности построения разговора, способствующие удержанию внимания клиента, расположению к разговору и эффективной передаче информации.

•Научатся по телефону выявлять лицо, ответственное за принятие решений.

•Рассмотрят понятие эмоционально-напряжённого контакта. Овладеют приёмами снятия эмоционального напряжения в процессе взаимодействия по телефону.

Модуль 2. Прохождение секретарского барьера при выходе на лицо, принимающее решение

Цели модуля

Настоящий модуль направлен на овладение технологией прохождения секретарских барьеров. 

Результаты модуля 

В результате прохождения модуля участники:

•Рассмотрят различные типы секретарей и особенности взаимодействия с каждым типом.

•Рассмотрят процесс прохождения секретарского барьера при выходе на лицо, принимающее решение.

•Проработают в режиме тренировки умение преодолевать секретарские барьеры в привязке к специфике ситуаций взаимодействия операторов call-центра компании. 

Модуль 3. Сопротивление клиента в процессе взаимодействия по телефону

Цели модуля

Настоящий модуль направлен на понимание концепции сопротивления и возражения со стороны клиента. Основная цель модуля – овладение техниками и приёмами работы с сопротивлением клиента при осуществлении «холодных» звонков.

Результаты модуля

В результате прохождения модуля участники:

•Исследуют психологическую природу сопротивления клиентов при взаимодействии по телефону, поймут, что стоит за сопротивлением клиента.

•Рассмотрят различные типы сопротивления клиента при осуществлении холодных звонков.

•Рассмотрят общую стратегию работы с сопротивлением клиента при взаимодействии по телефону.

•Изучат технику «Вы-подхода». Овладеют методами снятия сопротивления клиента при взаимодействии по телефону.

•Проработают в режиме тренировки методы снятия сопротивления клиента. 

3.Создание дизайна тренинга, методическое насыщение. На данном этапе осуществляется подбор методов тренинга под конкретные задачи. Важным условием тренинга должно быть соблюдение баланса теории-практики в процентном соотношении: 20 / 80. 

Методы обучения

Пример дизайна-тренинга

 4.Описание методички по ведению тренинга (рабочие материалы тренера). На основании дизайн-сетки тренинга описывается методичка по его ведению. Каждое упражнение тренинга должно описываться исходя из следующей структуры:

Цель

Процедура

Инструкция

Необходимые ресурсы

Рефлексия (вопросы для обсуждения)

Выводы

Время

5.Создание раздаточных материалов (рабочая тетрадь участника тренинга). Заключительным этапом создания тренинга является разработка рабочей тетради участника. Здесь тренер должен максимально использовать свои творческие способности. Основные требования к раздаточным материалам:

1. Наглядность. По возможности необходимо использовать схемы, таблицы, рисунки вместо сплошного текста. Основные определения необходимо выделять.

2. Простота восприятия. Ненужно стремиться вложить всю теорию в раздатку.

3. Логическая последовательность изложения.

4. Удобство. (каждая тема с новой страницы, место для записи)

источник неизвестен

Проанализируйте спрос

Определитесь, чему вы планируете учить. Старайтесь сформулировать тему достаточно узко — так проще выявить целевую аудиторию и затем продать курс. Примеры хороших тем и тем, над которыми стоит поработать:

Тренинг для портретных фотографов, желающих снимать в жанре fashion

Как создать интернет-магазин за сутки

Тренинг: как зарабатывать в интернете

Мастер-класс по вязанию детской одежды крючком

Тренинг по изучению иностранных языков

Как освоить английский для переговоров

Посмотрите популярность темы в поисковиках

С помощью Яндекс.Вордстат проверьте, как часто пользователи интересуются чем-то, связанным с темой вашего курса.

  • Проверьте запросы, которые явно выражают заинтересованность в обучении — их еще называют коммерческими. Например, «Курсы английского онлайн цена»;
  • Придумайте ключевые слова, которые указывают на потенциальный интерес к теме вашего тренинга. Например, предложить обучение английскому языку стоит пользователю, который искал в Яндексе ключевые слова «Как задать вопрос на английском языке».

Результат запроса«бизнес-английский» — больше 11 тысяч показов в месяц. Спрос есть

Проверьте хотя бы 20-30 запросов по вашей теме. Составьте в отдельном файле список ключевых слов и количество их показов. Так вы поймете, что конкретно интересует пользователей в выбранной вами сфере.

Обратите внимание — Вордстат в правой колонке показывает запросы, которые также искала ваша потенциальная аудитория. Черпайте идеи для содержания тренинга оттуда.

Анализ Яндекс.Вордстата покажет не только популярность темы по ключевым запросам, но и сезонность спроса. Задача — выбрать оптимальное время для запуска проекта.

Кликните на «историю запросов». Вордстат выдаст диаграмму, на которой схематично изображено, как менялась популярность ключевого слова у пользователей в зависимости от сезона. Посмотрите данные и решите, когда оптимальное время для запуска вашего тренинга.

Спрос на тему «бизнес английский» в середине весны и осени возрастает — ориентируйтесь на старт в эти даты

Больше информации о том, как пользоваться Яндекс.Вордстат, получите из нашей бесплатной инструкции по получению информационного трафика.

Изучите конкурентов

Познакомьтесь с коллегами по нише. Всех конкурентов условно стоит разделить на  вида:

  • Предлагают тренинг на ту же самую тему, что и вы;
  • Продают курсы на другие темы, но той же самой аудитории;
  • Зарубежные игроки — тема аналогичная, аудитория не пересекается из-за другого языка.

Ищите конкурентов через поисковые системы — Яндекс и Google. Коллег за границей попробуйте найти в Bing. Ваша задача:

  • Составить список конкурентов;
  • Выделить их преимущества, проанализировать уникальное торговое предложение;
  • Найти недостатки. Подумать, это оплошность и её стоит исправить?

Лайфхак. Попробуйте поискать коммерческие запросы по вашей теме. Поисковики в выдаче покажут компании с плашкой «реклама». Это сайты, владельцы которых прямо сейчас вкладывают деньги в продвижении бизнеса — как раз самые актуальные конкуренты. Обновите страницу с выдачей несколько раз — если конкурентов много, поисковик выдаст разные сайты. Посмотрите на скриншоте ниже, как выглядят рекламная выдача.

Узнайте подробнее в нашей статье о том, как изучать конкурентов и отстраиваться от них.

Найдите помощника

На этом этапе начните искать партнера. Проблема любого бизнеса в том, что один человек не может совмещать все роли. Заниматься производством курсов, продумывать программы, развиваться как бренд — это одно амплуа. Создать автоворонку продаж, разобраться в маркетинге и продвижении, организовать приток заинтересованных клиентов и всё автоматизировать — абсолютно другая.

На первых порах можно попробовать охватить всё. Но лучше сразу найти человека, который будет продавать ваш курс. В онлайн-образовании такого специалиста называют продюсером.

Почитайте о том, какую пользу приносит продюсер онлайн-школе.

Обратите внимание — с продюсером автору курсов лучше выстраивать партнерские отношения. Нанимать такого специалиста на зарплату опасно — настоящий профессионал заинтересован работать за процент от продаж, так его доход не ограничен. Если человек хочет только оклад — возможно, он будет не заинтересован кошельком в росте бизнеса.

Ищите продюсера на отраслевых конференциях, нетворкинг встречах. Отслеживайте их на профильных ресурсах, например, на странице событий ACCEL.

Выберите механику и формат тренинга

В современных онлайн-школах есть несколько механик преподавания. Разрабатывая тренинг помните, что ваша главная задача — дать результат клиенту. От этого и отталкивайтесь, выбирая формат занятий.

Главные составляющие эффективного контента — усваиваемость и периодичность. Если проще:

  • Студент должен не просто потреблять контент, но и практиковаться, использовать знания в реальных проектах;
  • Лучше каждый день делать небольшие шаги, чем в один день посвятить обучению десяток часов.

Есть несколько видов контента:

  • Текст — сюда входят статьи, книги, презентации и другие материалы, которые клиент сможет читать;
  • Видеоуроки — их можно подготовить заранее. Один урок — одна законченная тема.
  • Вебинары — идеальный формат для обратной связи, причем двухсторонней. На онлайн-встрече вы можете поинтересоваться у студентов, всё ли они усваивают. Клиенты же могут узнать ответы на вопросы, которые возникли по ходу курса.

Комбинируйте форматы и создайте уникальный тренинг. Например:

  • В понедельник клиент получает на почту записанный видеоурок и список статей и книг, которые рекомендованы для изучения.
  • В пятницу он готовит домашнее задание и отправляет его вам.
  • Раз в две недели — проходит живой вебинар, на котором можно обсудить домашнее задание и задать все вопросы.
  • В конце курса — дипломный проект, который сочетает в себе проверку всех навыков, которые вы дали студенту во время курса.

Совет. Если студентов будет много, вы рискуете потерять много времени на проверке тестовых заданий. Делайте домашние задания стандартизированными, чтобы проверить их на качество мог любой человек. Как только слушателей станет больше 10-20 человек, постарайтесь нанять куратора.

Так проходят занятия в школе финансовой грамотности — много интересных форматов и общения

Подготовьте программу тренинга

Когда ниша и целевая аудитория изучены, а формат курса выбран — подготовьте программу курса. Это полезно:

  • Вы систематизируйте всё, что хотите рассказать студентам, и тренинг станет эффективнее;
  • Вы получите хороший материал для рекламы — насыщенный полезными темами курс проще продаётся.

Старайтесь строить программу по системе «Конкретная тема — конкретный результат». Ваша задача придумать темы уроков, после каждого из которых студент сможет сразу применить знания на практике.

Делаем портреты с цветовыми фильтрами

Основы цветокоррекции в фотографии

Фотография ночью — длинная выдержка как инструмент

Что такое выдержка и как ей пользоваться

Делаем эффект «боке» на фотографии — размываем фон диафрагмой

Диафрагма — что это такое и какие значения выбирать

Один урок — один конкретный, измеримый результат.

Программа школы кондитеров — результат каждого урока это определенный десерт

Запускайте тренинг

Не оттягивайте запуск вашей онлайн-школы, до бесконечности оттачивая программу. Мы рекомендуем запускаться как можно раньше, и доводить курс до совершенства уже в процессе.

Есть отличный способ узнать, как на самом деле воспримут ваш курс реальные клиенты. Проведите бесплатный мастер-класс.

  1. Выберите тему тренинга — можете взять востребованный вопрос аудитории и дать на него ответ. Например, начинающих фотографов интересует, как делать красивые яркие снимки ночного города. Интерес к теме большой, в Яндекс.Вордстат больше десяти тысяч показов в месяц. Для онлайн-школы фотографии подойдёт.
  2. Создайте посадочную страницу. Не тратьте лишние деньги на студии и фрилансеров — попробуйте бесплатный конструктор сайтов. Например, Tilda. Или зарегистрируйтесь на GetCourse — там есть и визуальный конструктор, и шаблоны, и удобная система обработки заявок.
  3. Запустите контекстную рекламу на курс с помощью Яндекс.Директ. Создайте объявления на все запросы, которые прямо или косвенно отражают интерес пользователя к теме вашего мастер-класса.

Подробнее читайте в нашей статье о том, как продать мастер-класс в интернете.

На самой встрече не забывайте продавать основной курс. В начале честно скажите, что поделитесь частью знаний, но основную информацию готовы отдать слушателям полного курса. Не забывайте напоминать о своём курсе в процессе — немного, но хотя бы 3-4 раза за полтора часа вебинара.

Попросите пользователей об обратной связи — насколько им понравились вы как преподаватель, были ли технические проблемы со связью. Узнайте, удалось ли вам донести до слушателей ответы на все вопросы по теме — так и спросите.

После мастер-класса собирайте заявки на основной курс и параллельно корректируйте программу вашего авторского тренинга, ориентируясь на отзывы слушателей.

Бесплатный мастер-класс — отличный способ привлечь новых учеников

Нужно больше информации о том, как запустить авторский тренинг, создать онлайн-школу и превратить этот бизнес в пассивный источник дохода? Читайте наш блог, в нем масса полезной информации. Записывайтесь на бесплатный мастер-класс — разберем истории успеха, создадим бизнес-план на миллион и расскажем, как стартовать без денег.

Программа тренинга — документ с полным и четким описанием последовательности всех этапов  обучения. В ней прописано все, что нужно говорить и делать для полного и последовательного изложения материала. Для тренера это своего рода «расписание», поминутный план действия, с помощью которого он сможет организованно и грамотно провести тренинг и уложиться в отведенное время.

Содержание

  • Этапы разработки плана тренинга
    • Постановка целей и задач
    • Разработка общего содержания и структуры
    • Детализация этапов
    • Завершение проектирования
  • Видео по теме
  • Комментарии

Этапы разработки плана тренинга

Девушка показывает сценарий тренинга изображенный на флипчарте

План тренинга – это порядок, в котором тренер предполагает подавать информацию в процессе обучения. По сути, это его базовая программа, и на ее основе даже начинающий тренер сможет создать свой тренинг с нуля. Но с чего начать ее разработку?

В начале рекомендуется ознакомиться с концепцией Национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 29990 — 2012 «Услуги по обучению в сфере неформального образования и тренингов. Основные требования к поставщикам услуг».

Далее следует выбор одного из вариантов – разработать программу тренинга под потребности заказчика или под собственную идею. Рассмотрим случай, когда обучающая программа создается под реалии компании-заказчика — технология создания такого тренинга предполагает прохождение нескольких этапов.

Постановка целей и задач

В классической трактовке учебные цели тренинга определяются навыками, знаниями и умениями, которые его участники должны усвоить по завершении обучения. Под задачами тренинга обычно понимают проблемы, решаемые на пути к достижению его цели. Все задачи и цели тренинга составляют его «конечное явление» — то, что должны знать, понимать и уметь делать участники после его окончания.

Определению целей и задач корпоративного тренинга предшествуют определенные диагностические процедуры.

Шаг 1 – Определение потребности клиента. Предполагает интервью с заказчиком или систематизированный опрос руководителей подразделений предполагаемой тренинговой группы. В процессе консультаций необходимо выяснить:

  • причину возникновения идеи о проведении тренинга;
  • какие цели заказчик ставит перед тренингом (проблема, которую он хочет решить с его помощью);
  • для какой группы работников он предназначен;
  • что не устраивает в действиях сотрудников этой категории на данный момент, что нужно развить и улучшить;
  • чего (знаний, навыков, уверенности в себе, мотивации) им не хватает, чтобы действовать по-новому;
  • каких изменений в их действиях и поведении он ожидает после обучения;
  • какие тренинги эти сотрудники уже прошли, какой результат обучения;
  • как он будет оценивать результаты этого тренинга.

Сразу дать на них полные ответы руководство организации вряд ли сможет. Свое видение целей обучения заказчики обычно определяют очень обобщенно и не называют конкретных навыков и умений, которым нужно учить. Тренеру важно прояснить результат обучения и понять, каким должно стать рабочее поведение сотрудников после обучения.

Например: поступил запрос о серии тренингов продаж для сети мебельных салонов. В качестве результатов обучения менеджер одного из магазинов пожелал «Чтобы сотрудники стали продавать больше». Тренеру следует объяснить, что продажа включает несколько этапов (установление контакта, презентацию, работу с возражениями и пр.), и конкретизировать то, на чем нужно сделать акцент. Также можно привести примеры из практики: «Недавно мы работали с транспортной компанией. Там ситуация была такая… с помощью тренинга мы… А на прошлой неделе работали с банком, там запрос был другой… руководителя не устраивало … А какая у вас ситуация? Как в транспортной компании, в банке, или другая?».

Шаг 2 – Прояснение существующей ситуации — выявление причин, по которым персонал не действуют сейчас так, как должен. Этим шагом, по сути, определяется то, чему надо обучать сотрудников, и зачастую он требует применения дополнительных инструментов диагностики (интервью с непосредственным руководителем подразделения; опрос коллег; наблюдение за работой сотрудников; анкетирование; тестирование). С их помощью раскрываются такие факторы, как исходный уровень знаний, навыков и умений участников; наличие или отсутствие у них эффективных техник решения задач, стереотипного мышления или ошибочных представлений; уровень мотивации. Чтобы увидеть, какие качества требуются сотрудникам, и что развивать в процессе тренинга, также рекомендуется изучить должностные инструкции и протоколы аттестаций.

В продолжение примера о тренинге продаж. В ходе наблюдений за работой продавцов выяснилось: те боятся проявлять инициативу и испытывают трудности на всех этапах общения с клиентами. Тренер совместно с директором магазина пришли к выводу, что сотрудники не «вытягивают» план продаж, поскольку не владеют соответствующими техниками. Было решено провести классический тренинг продаж для продавцов розничного магазина и обучить их стандартным приемам работы.

Шаг 3 — Сбор ожиданий участников — какие профессиональные задачи они хотят решить для себя в результате этого тренинга? Не выяснив это, тренер рискует столкнуться с а) неожиданностями вроде « Мы думали, что будут другие темы… мы это уже знаем…» и б) апатией, отсутствием интереса, невключенностью группы. Тренинг должен решать проблемы участников, и если те не разделяют его цели и задачи, требуемых изменений добиться вряд ли удастся.

Сбор ожиданий участников в ходе разработки программы тренинга можно провести при помощи предтренинговой анкеты или посредством личных встреч тренера с группой. В рамках него нужно выяснить:

  • чему участники хотят научиться;
  • что в их профессиональной деятельности получается лучше всего, с какими трудностями и в каких ситуациях они сталкиваются;
  • какой видят траекторию своего профессионального развития.

Собранная информация поможет наметить основные точки приложения усилий.

Шаг 4 – Формулирование целей и задач тренинга. С появлением четкого представления о проблеме и ожиданиях клиента и участников самое время сформулировать цели обучения. Они могут быть направлены на изменение уровня:

  • знаний;
  • владения навыками;
  • установок и убеждений.

Цели формулируются в терминах совершения действий или поступков, которые можно наблюдать и измерять: участник тренинга должен быть в состоянии продемонстрировать выполнение конкретных действий и процедур, владение определенными навыками или применение полученных знаний.

Цели описывают ожидаемый результат тренинга, и сразу после их согласования с заказчиком необходимо договориться – как тот будет оценивать результаты обучения. Например, в тренинге продаж в качестве индикатора уровня знаний и умений продавцов можно использовать конверсию по магазину (соотношение числа чеков покупателей и количества посетителей) до и спустя некоторое время после обучения.

Когда цели определены, следует сосредоточиться на задачах, т.е. на том, что участники должны делать для достижения поставленных целей. Их формулировки выглядят так: в результате тренинга участники должны получить…, понять…, быть в состоянии продемонстрировать…, овладеть … и т.д.

Таким образом, цели корпоративного тренинга можно определить как желаемые изменения в рабочем поведении сотрудников, а его задачи – как необходимые изменения в сотрудниках.

Разработка общего содержания и структуры

Разобравшись с тем чего нужно достичь, можно переходить непосредственно к планированию тренинга. Вначале следует определить, каким будет его содержание, т.е. что участники должны узнать в процессе обучения. Тренеру необходимо владеть этим материалом в полной мере, но, планируя конкретный тренинг и учитывая его ограниченное время, включать в него темы исходя из критериев:

  • что участникам абсолютно необходимо узнать в связи с данной темой;
  • что было бы полезным, но не абсолютно необходимым;
  • о чем участникам было бы желательно узнать, если бы не лимит времени.

Рассматриваемые темы следует разбить на 3-7 пунктов (подтем) и объединить по содержательным блокам — в порядке, необходимом для последовательного решения задач и развития участников до состояния, когда они станут действовать в соответствии с ожиданиями заказчика. В каждый содержательный блок также необходимо включить установочный (презентация учебной программы, знакомство с участниками и их ожиданиями и т.д.) и завершающий (подведение итогов) блоки. Общее содержание блоков должно:

  • быть ориентированным на последовательное достижение запланированных изменений;
  • давать ответы на реальные потребности и проблемы участников;
  • влиять на формирование знаний, умений, навыков и ценностей, являющихся основой поведения.

Чтобы верно выстроить порядок передачи знаний для решения конкретных образовательных задач, крайне рекомендуется составить план тренинга. Помимо последовательности изложения материала в нем также стоит прописать временные промежутки каждого блока. Это не означает, что тренинг пойдет полностью так, как запланирован – в процессе обучения обязательно возникают «побочные» проблемы, и обсуждение их более или менее важно участникам. Между тем, время занятия истекает, и обязательные вопросы могут остаться без рассмотрения. План помогает придерживаться темы и достичь поставленной цели.

Таблица 1 – Пример плана тренинга

Рабочая сессия Время Тема Решаемые задачи
1 9.30 – 9.50 Знакомство, сбор ожиданий, правила тренинга В итоге прохождения блока участники овладеют технологией противостояния манипуляции при работе с возражениями
9.50 – 10.00 Разминка
10.00 – 11.00 Тема 1 — Работа с возражениями
11.00 – 11.15 Кофе-брейк
2 11.15 – 11.25 Разминка
11.25 – 13.00 Завершение темы 1 или раскрытие новой темы
13.00 – 14.00 Обеденный перерыв
3 14.00 – 14.10 Разминка
14.10 – 15.30 Продолжение темы 2
15.30 – 15.45 Кофе-брейк
4 15.45 – 15.55 Разминка
15.55 – 17.30 Завершение темы 2
17.30 – 17.40 Разминка
17.40 – 18.00 Подведение итогов

Составляя план тренинга, тренер создает своего рода каркас. Далее необходимо наполнить его содержанием — подобрать соответствующие методы обучения и учебный материал (упражнения) для каждого содержательного блока.

Детализация этапов

Это стадия методической разработки тренинга. Для каждого тематического блока подбираются методы и техники подачи информации, прорабатываются детали программы и составляется сценарий тренинга.

Тренер передает содержание тренинга его участникам при помощи целого арсенала методов, и каждый более или менее подходит для достижения той или иной цели:

Область, в которой нужны результаты Наиболее приемлемые методы
Знания

Мини-лекция

Видеопросмотр материалов

Групповая дискуссия

Експресс-опрос

Навыки

Ролевая игра

Моделирование

Решение практических ситуаций (кейс-метод)

Поведенческие установки

Упражнения

Имитации

Психологический тренинг

Рассмотрение проблемной ситуации

Ситуационные задачи

Обмен опытом

Дебаты

При выборе учебного метода также следует ориентироваться на особенности данной аудитории. Например, рисуночные техники, визуализация уместны лишь в группе доброжелательных, позитивно настроенных участников. В ином случае есть вероятность, что они станут им сопротивляться.

Далее для каждого вида активности необходимо подготовить содержательные (учебные) материалы:

  • тексты мини-лекций;
  • презентации, видеоматериалы;
  • задания – для индивидуальной, групповой и самостоятельной работы;
  • вопросы — для экспресс-опросов, мозговых штурмов и дискуссий;
  • сценарии ролевых игр;
  • контрольные вопросы (тесты, задачи с множественным выбором, задания с развернутым ответом и пр.).

На этом шаге у начинающих тренеров часто возникают трудности – какую информацию «заложить» для передачи тем или иным способом? Что вынести на мини-лекцию, а что преобразовать в игровую форму? Чтобы правильно составить учебный материал для тренинга, за ориентир следует взять то, что участники должны знать, понимать и уметь делать после его окончания.

В продолжение примера о тренинге продаж. Один из его обязательных тематических блоков – «Работа с возражениями». Цель прохождения – научить продавцов грамотно и эффективно работать с возражениями покупателей. Одна из задач – чтобы они умели справляться с возражениями вроде «дорого», «я вам перезвоню», «в той компании быстрее». По прохождении блока продавцы должны показать способность противостоять манипуляциям при работе с возражениями. Для этого им нужно:

  • узнать что такое манипуляция (донести знание поможет мини-лекция);
  • научиться отличить ее от возражения (различия лучше всего видны в процессе демонстрации);
  • стать способными не поддаваться ее воздействию и контролировать ситуацию (вот и тема для упражнения на навыки);
  • научиться перехватывать инициативу (лучше всего в игровой форме);
  • овладеть техниками работы с манипуляциями (этому стоит посвятить целый блок упражнений).

Опытные тренеры обычно переводят книжную информацию в учебную еще на этапе проработки спецлитературы по теме – из чего-то делают слайд, что-то преобразуют в раздаточный материал или игру. В будущем, чтобы не перечитывать книги по нужным темам еще раз, при написании содержания тренинга стоит заносить интересные мысли в компьютер или блокнот — на этом этапе они найдут свое применение.

Новичкам при разработке программы тренинга удобно использовать технику стикеров:

  • записать на отдельных листочках все планируемые идеи по каждой теме (теоретический блоки, игры, обсуждения, мозговой штурм и др.);
  • наклеить стикеры на лист А3;
  • сгруппировать их соответственно темам и задачам.

При взгляде на лист, обклеенный стикерами, хорошо видно — по каким-то задачам не достаточно теоретического материала, а где-то могло быть больше практических упражнений и игр. Тогда по этой теме стоит добавить дополнительную информацию.

Когда стикеры сгруппированы по блокам, появляется четкое представление о том, какое содержание и каким образом будет прорабатываться в каждом блоке. Представив весь процесс тренинга, можно просуммировать время, необходимое для реализации того или иного метода или упражнения и составить текстовый сценарий тренинга.

Шаг 1 – создание временного каркаса:

  • чистый формат А3 разбить на колонки по числу дней тренинга;
  • поперек колонок провести «линию обеда»;
  • параллельно ей, пунктирными линиями выделить перерывы на чай-кофе.

Шаг 2 — заполнение временного каркаса. Названия всего имеющегося материала (мини-лекция «Что такое манипуляция», упражнение «Продай попугая» и пр.) переносятся на лист соответственно блокам. Повторяющиеся виды активностей следует ставить как можно дальше друг от друга. Например, между двумя отработками в парах поставьте мозговой штурм или игру-разминку. При последовательном использовании различных обучающих методов лучше усваивается материал, а программа тренинга не кажется однообразной и скучной.

Шаг 3 – определение временных параметров тренинга. Для этого нужно мысленно представить, как будет реализован тот или иной метод. Например, планируется общее обсуждение 3 вопросов с 3 участниками. Тренер дает установку – определяет тему, раскрывает ее практическую значимость и связь с предыдущими темами (на все – 2-3 минуты), и задает первый вопрос. На высказывание каждому участнику отводится по 1 мин.; у 15 человек это займет 15 мин. Тренер резюмирует основные мысли участников и задает новый вопрос – 3-5 мин. И так – по всем тренинговым упражнениям. Время на выполнение каждой активности следует прописать соответственно блокам. В случае, когда временные рамки тренинга заданы заказчиком, следует отобрать те виды активностей, которые наиболее способствуют достижению ожидаемых результатов.

Шаг 4 — оформление текстового сценария тренинга. На новом листе создать таблицу из 3 колонок:

  • 1 – вид активности (мини-лекция, просмотр видеофрагмента и пр.) и выделяемой под нее время;
  • 2 – содержание (тезисы лекции, инструкции к упражнениям, вопросы фасилитауции и пр.);
  • 3- ожидаемый результат упражнения (создана рабочая атмосфера и т.п.). Если его не сформулировать участникам, те могут не понять, зачем это делают.

Таким образом, сценарий объединяет все элементы и эпизоды тренинга в одно полотно.

Завершение проектирования

Включает рассмотрение нескольких учебно-организационных моментов.

Подготовка раздаточных материалов. Сюда обычно входят конспекты или сброшюрованные листы с тезисами по тематике тренинга и рабочие тетради участников с заданиями и упражнениями соответственно количеству тем. По необходимости также могут быть использованы книги (лучше электронные), аудио- и видеокурсы. Раздавать их рекомендуется последовательно, перед началом соответствующего содержательного блока. При выдаче желателен комментарий тренера по их содержанию и использованию.

Создание комфортной среды обучения. Выберите место проведения тренинга. Оно должно быть просторным настолько, чтобы можно было передвигать мебель, светлым, с хорошей вентиляцией. Позаботьтесь об обеспечении канцтоварами (листы в клетку для флипчарта, маркеры, скотч) и техническом оснащении тренинга (проектор, компьютер, флипчарты, аудиоколонки, MP3-плеер и т.д.). Продумайте организацию обедов и кофе-брейков.

Важные моменты

При разработке программы тренинга следует помнить:

  • наиболее эффективно обучение, в основе которого — личный опыт участников. Они должны быть активными персонажами тренинга, практически непрерывно говорящими или действующими;
  • по той же причине большинство заданий следует строить на взаимодействии. Кроме того, это повысит срабатываемость участников в повседневной практической деятельности;
  • переходы от одного элемента тренинга к другому должны быть логичными для участников, а сам он в целом – связным;
  • цели занятий должны быть актуальными, а процесс их достижения — ясным для каждого участника;
  • тренинг – живое мероприятие, в процессе которого неожиданно рождаются важные вопросы, требующие обсуждения. Будьте готовы к возможным отступлениям от первоначального плана, но не в ущерб ключевым вопросам.

Тренер, который тщательно прописал содержание тренинга, может считать, что большая часть работы уже сделана, и чувствовать себя комфортно. Остается лишь еще раз проверить комплектацию предназначенных участникам материалов, сделать кое-какие дополнительные заметки, и наконец-то расслабиться.

Получив качественное образование и чувствуя способность передать свои знания и практические навыки аудитории, многие специалисты стараются организовать в сети онлайн тренинги.

Как создать онлайн тренинги - дынные о технологиях

Для достижения успеха и, как следствие, получения результата в виде прибыли и увеличения количества заинтересованных в обучении лиц, необходимо следовать ряду правил.

✍️ Как создать тренинг: Пошаговое руководство

Как рекомендуют бизнес-тренеры, уже добившиеся успеха, в первую очередь надо постараться конкретизировать тематику занятий для выявления целевой аудитории, наметить основные аспекты групповых мероприятий, а затем приступать к рекламе и продаже курса онлайн-обучения. Детальная проработка даст понимание, как создать тренинг и является залогом будущей популярности занятий.

№1 Определение целей и постановка задач

Перед началом работы необходимо чётко поставить цель, с которой создается тренинг. Чаще всего это получение прибыли и привлечение аудитории. Наиболее успешные курсы получаются у тех, кто главной целью своей работы считает эффективное обучение и принесение пользы слушателям.

После определения цели, нужно составить план действий, в соответствии с которым будет формироваться онлайн-тренинг.

№2 Подбор тематики тренингов и спикеров

Бесспорно, обучение аудитории тренер должен проводить только в том направлении, в котором является дипломированным специалистом и имеет хорошие практические навыки. Поэтому вы в совершенстве должны понимать, как проводить дистанционное обучение.

Используя сервисы поисковых систем можно оценить заинтересованность пользователей в тематике курса. Например Google Trends или Google Ads Keyword Planner.

Как организовать тренинги в интернете

№3 Сбор и анализ информации

Надо изучить популярность темы в поисковиках, количество коммерческих запросов. Для получения детальной информации использовать ключевые слова и фразы, не менее 25-30, определяющие потенциальную заинтересованность пользователей. Например: «Онлайн курсы немецкого цена». 

Пример:

  • Введите запрос: «Как сформулировать вопрос на немецком языке».
  • В результатах, перейдите по ссылке, где пользователь задает этот вопрос на площадке.
  • Вы можете предложить разместившему объявление, потенциальному студенту, записаться на курс.

Составляя ключевые запросы необходимо отметить, в предварительно составленной таблице, количество показов в месяц по каждому. Так можно получить максимально достоверную информацию о конкретной заинтересованности пользователей в планируемой тематике курса и составить план тренинга. 

Проведенный анализ покажет также и сезонность спроса. Для начала проекта важно выбрать оптимальное время. Воспользовавшись приложением Google Ads Keyword Planner или Google Trends можно получить диаграмму со схематичным изображением популярности каждой ключевой фразы или слова в зависимости от месяца.

Как сделать дистанционные тренинги - изучение сезонности

№4 Изучение предложений конкурентов и целевой аудитории

Понять, как правильно вести тренинг, можно при помощи изучения предложения бизнес-тренеров, которые работают по схожей тематике. Условно их можно разделить на три группы:

  • Зарубежные специалисты, работают в том же направлении, но аудитория не пересекается из-за языкового барьера;
  • Предлагают онлайн курсы по аналогичной теме;
  • Иная тематика, но та же категория пользователей.

Как эффективно создавать и проводить тренинги изучая конкурентов

Проанализировав потенциальных конкурентов желательно составить некий реестр, в котором отметить:

  • Поименный перечень всех тренеров;
  • Преимущественные особенности каждого, сделать сравнение уникального торгового предложения, привлекающего заинтересованных лиц;
  • Недостатки, прочитав отзывы, постараться не повторять ошибок и скорректировать свою программу.

Анализируя публикации стоит отмечать имеющие пометку «реклама». Значит конкуренты вкладывают средства в продвижение и на них желательно обратить пристальное внимание.

📝 Как правильно проводить тренинг: Оптимизация процессов

Чтобы максимально заинтересовать аудиторию, надо правильно подобрать формат преподнесения информации, чередуя теорию с практическими занятиями используя платформу для тренингов. Основная задача бизнес-тренера — дать требуемый результат пользователю.

№5 Объем информации и практические занятия

Первостепенными составляющими образовательного контента являются усваиваемость и планомерность. Не стоит перегружать студентов обилием информации, особенно новой и требующей детального разъяснения. После каждой темы необходимо закрепить полученные знания.

Важно при наборе курса привлечь оптимальное количество слушателей. В противном случае можно тратить слишком много времени на проверку тестов. Для оптимизации процесса стоит стандартизировать домашние задания и привлечь куратора, когда студентов станет более 10-20.

Программу надо настроить по правилу: заданная тема — конкретный результат. Прослушав урок, студент должен иметь возможность реализовать полученные знания на практике.

Настоятельно рекомендуется провести тестирование готового тренинга на знакомых или специально собранной контрольной группе. Зачастую авторы даже не подозревают о существующих в их тренинге ошибках, упускают из виду мелкие недочеты.

№6 Категории основного и вспомогательного контента

  • Материалы на бумажном или электронном носителе: презентации, тематические статьи и публикации, которые можно читать, отмечая важные аспекты, конспектировать;
  • Уроки, проводимые в режиме онлайн, которые готовятся предварительно. Желательно на занятии разбирать не более одной темы;
  • Вебинары, дающие хороший эффект при двусторонней связи. Можно отвечать на интересующие студентов вопросы, проверить усваиваемость материала.

№7 Какие существуют форматы проведения занятий?

Вид

Описание

Тренинг

Включает несколько уроков онлайн и вебинаров. Формат удобен, когда необходима самостоятельная подготовка и время на проработку полученной информации.

Мини-курс

Длится не более 7 дней, может быть разбит на отдельные уроки по темам.

Практикум

Выполнение заданий на вебинаре, часто практикуется при изучении иностранных языков.

Клуб

Наставник и студенты занимаются совместным выполнением заданий. Достаточно эффективная форма обучения, участники могут обмениваться мнениями и оказывать взаимную поддержку.

Мастер-класс

В онлайн режиме, от 1-2 часов, часто совмещается с другими форматами.

№8 Подбор схемы тренингов по времени

Для создания уникального тренинга можно комбинировать схемы. К примеру:

  1. В понедельник выдать аудитории по электронной почте перечень необходимой литературы для ознакомления и видео урок;
  2. В пятницу студенты отправляют домашние задания тренеру;
  3. Два раза в месяц проводить вебинары для обсуждения вопросов и домашних заданий;
  4. В завершении — сдача дипломного проекта, включающего анализ полученных навыков в течение всего процесса обучения.

№9 Как научиться дистанционно проводить тренинги на платформе?

Затягивать старт проекта не стоит, однако заблаговременно стоит позаботиться о том, что выбранная для размещения тренинга образовательная платформа для обучения соответствует поставленным требованиям.

Нужно досконально изучить интерфейс площадки, проанализировать удобно ли будет на ней работать обывателю или новичку. 

Если в процессе проверки или тестирования становится понятно, что платформа не подходит, требуется её сменить и повторить процедуру проверки.

Для эффективности обучения и плотного контакта с аудиторией используется несколько способов для оперативного обмена информацией:

  1. Общение по Skype или Zoom. Оптимально при длительных занятиях, можно в режиме онлайн задать вопросы тренеру, провести тестирование;
  2. Общий чат наставника и студентов удобен для обмена мнениями, оперативной связи, донесения информации об изменениях и новостях;
  3. Электронная почта для проверки домашнего задания, хранения истории переписки;
  4. Форумы позволяют эффективно проводить занятия и понизить стоимость курса. Удобно обсуждать темы семинаров, выдавать тесты, получать рекомендации. Весь процесс обучения сосредоточен в одном месте;
  5. Социальные сети можно использовать, создав группу, для общения участников курса, обсуждения заданий, ответов на вопросы, с которыми может ознакомиться каждый участник.

№10 Как сделать тренинг интересным?

Подбор квалифицированных спикеров является важной составляющей популярности тренингов у слушателей. От квалификации коуча или тренера, способности донесения информации и коммуникабельности зависит степень восприятия студентов, рост заинтересованности в продолжении обучения. 

Надо помнить, что вести тренинг должен именно профессионал.

📚 Как начать проводить тренинги: Процесс взаимодействия со слушателями

После того как все этапы подготовки закончились с положительными оценками, вы можете приступить к полноценному проведению тренинга.

№11 Вводная информация

Не все слушатели, которые приобрели онлайн курсы, достаточно технически подкованы. На первом общем занятии следует подробно рассказать о методике проведении семинаров, пользовании вебинарной комнатой, как настроить изображение и звук, о назначении горячих клавиш при тестировании или режиме вопросов/ответов.

Желательно подготовить подробную текстовую и видео инструкцию, разослав всем участникам и подробно ответив на вопросы.

В процессе преподнесения информации можно более детально рассказать о программе тренинга, отметить позитивные аспекты и практическое применение полученных знаний по завершению курса.

№12 Анализ поведенческих характеристик

Для понимания степени восприятия студентами образовательного контента можно провести бесплатный мастер-класс в режиме вебинара. Обычно тренер выбирает наиболее животрепещущий вопрос, волнующий потенциальных слушателей, и дает на него развернутый ответ с примерами из практики.

После начала обучения следует внимательно прислушиваться к реакции аудитории, изучать и анализировать отзывы, корректировать программу для большей эффективности.

№13 Завершение тренинга

После окончания вашего занятия, обязательно укажите дальнейшие действия вашим участникам. Это могут быть тесты, которые им нужно выполнить и прислать результаты на указаный способ. Это могут быть вопросы, которые помогут сформировать тему следующего тренинга. Вы также можете пригласить участников записаться на следующее занятие. Многие тренеры просят пользователей оценить проведенный тренинг.

🔥 Как провести тренинг онлайн: Маркетинг

Если вы хотите получать постоянный рост числа ваших клиентов, то необходимо заниматься улучшением качества продукта и развивать процесс привлечения пользователей.

Как запускать прибыльные тренинги используя маркетинг стратегию

№14 Планирование стратегии продвижения

На этапе подготовки программы, изучения спроса и анализа рынка, стоит привлечь продюсера курсов для большей эффективности маркетинговой компании. Методика продвижения продукта на рынке требует специальных ресурсов и опыта. Возможно Вам будет сложно совмещать производство контента и программы занятий с планомерным поиском заинтересованных клиентов.

Профессиональные маркетологи автоматизируют процесс на основании поисковых запросов, выдадут оптимальные рекомендации, оптимизируют коммерческое предложение для пользователей. Важно подобрать для этих целей квалифицированных специалистов, причем на договорной основе. 

Получая прогрессивный процент с продаж продюсер или маркетолог будет гораздо более заинтересован в эффективности проекта, чем от фиксированной оплаты за ряд действий.

Нужно лишь немного практики, и вскоре будет понятно, как провести тренинг дистанционно с максимальной рентабельностью.

У кого нет возможности привлечения продюсера или маркетолога, можно воспользоваться контекстной рекламой, досками объявлений со ссылками на бесплатные вебинары и курсы. А для создания сайта-визитки использовать конструктор сайтов.

🏁 В итоге

Все озвученные аспекты важны, поэтому их надо проработать до начала курса, уделив особенное внимание подготовке программы и подбору целевой аудитории. Каждая неучтенная мелочь может иметь значение. При соблюдении вышеизложенных рекомендаций можно понять, как эффективно провести тренинг.

Завышать стоимость курсов не стоит, особенно не имея достаточного опыта проведения и популярности у пользователей. Можно основываться на цене аналогичных занятий у конкурентов.

⁉️ FAQ

  • Как дать максимальную пользу от тренинга?
  • Убедить участников не пропускать занятия, делать все домашние задания и активно участвовать в вебинарах.

  • Как дать понять, что похождение курса принесет эффект?
  • Надо предоставить возможность изучить бесплатный контент, почитать отзывы. А также информировать пользователей о результатах и приобретенных навыков.

  • Как можно стать бизнес-тренером?
  • Необходимо иметь фундаментальное образование и практический опыт по теме. Обладать способностью коммуницировать с аудиторией.

  • Как предлагать нужный курс?
  • Необходимо предоставить участнику возможность ознакомиться с программой занятий. Узнать уровень текущих знаний и умений, и понять, какие тренинги дадут позитивный эффект на практике.

Самообучение в организации и как сделать эффективный тренинг

Время на прочтение
6 мин

Количество просмотров 4.9K

Коллеги, всем привет!

В сегодняшней статье хотелось бы поговорить о том, как можно своими силами организовать обучение сотрудников в ситуации, когда нет времени или возможности оперативно отправить их на внешние тренинги или курсы.

Сразу отмечу, что если хочется получше разобраться с тем, как создаются тренинги, то стоит прочитать интереснейшую и полезнейшую книгу Д.А Григорьева «Бизнес-тренинг: как это делается». 

Если же вам нужно быстро понять, как спланировать и провести эффективный тренинг, и нет времени на чтение, то ниже несколько простых советов, которые мы используем на практике и которые, надеюсь, будут полезны и вам.

 Условно работу над тренингом можно разделить на три этапа:

  • Подготовка.

  • Проведение.

  • Оценка успешности.

Ниже подробнее рассмотрим каждый из них.

Но прежде чем начнем говорить о подготовке тренинга, хотелось бы отметить важный момент. Взрослые люди эффективнее осваивают новую информацию тогда, когда в процессе обучения они проходят через этапы так называемого цикла Колба:

Если в двух словах, то сначала необходимо получить некий личный опыт и осмыслить его, и уже в ходе осмысления мы можем оценить, насколько наших знаний хватает для решения поставленных задач (ниже еще чуть подробнее раскрою эту мысль). Далее мы получаем недостающие знания, после чего пытаемся применить их на практике – снова получаем личный опыт и осознаем его. Если навыки помогают, то они успешно закрепляются и применяются в жизни.

Проиллюстрирую эту мысль на примере. Как вы думаете, в каком случае тренинг будет интереснее:

  • Мы приходим, рассказываем какую-то теорию, а потом просим сделать какие-то упражнения.

  • Мы даем аудитории погрузиться в проблему, прочувствовать ее, осознать ее последствия, а после этого рассказываем, как эту проблему можно решить, и даем работающие инструменты для ее решения.

Подсказка — «во втором случае»:) Это и есть реализация цикла Колба.

Соответственно, при подготовке тренинга надо продумать такую структуру, которая поможет слушателям пройти через все этапы цикла. При этом в ходе тренинга цикл Колба может повторяться несколько раз (а если тренинг большой, то не просто может, но и должен).

Этап 1. Подготовка и проектирование тренинга

Шаг 0. Определить цели тренинга и критерии их достижения.

Прежде чем проектировать любой тренинг, необходимо четко ответить на ряд вопросов:

  • Какую проблему мы хотим решить, почему считаем, что она актуальна?

  • Какую цель мы хотим достичь?

  • Кто является нашей основной аудиторией?

  • Какие критерии достижения цели, и как мы проверим, что мы их выполнили?

От ответов на эти вопросы будет зависеть следующее:

  • Какую именно информацию необходимо донести до аудитории в ходе тренинга.

  • Какие упражнения стоит предложить аудитории, чтоб лучше сформировать и закрепить необходимые навыки. 

Также очень важно понимать, как после тренинга мы будем оценивать его эффективность. В общем случае, это в последствие может дать какие-то дополнительные идеи о том, как эффективнее построить основную часть тренинга. Также в будущем результаты этой оценки могут помочь скорректировать тренинг и провести его повторно, если останутся какие-то проблемы и нерешенные вопросы.

Шаг 1. Определить, как мы будем формировать запрос на обучение у будущих участников.

Как уже говорилось выше, для создания у аудитории запроса на обучение на первом этапе необходимо продумать, как помочь участникам осознать проблему, решить которую они смогут с помощью полученных на тренинге знаний. Для этого можно использовать следующие инструменты:

  • Деловые игры, в ходе которых участники моделируют различные ситуации и в процессе осознают, что у них есть проблемы.

  • Разбор какой-то типовой рабочей ситуации, где проявляется проблема.

  • Предложить участникам решить задачу привычными им способами, после чего оценить эффективность.

  • Дать участникам возможность смоделировать идеальную ситуацию и сравнить с текущей.

И т.п.

Важный момент – после завершения этого упражнения участники должны прийти к однозначному выводу, что у них есть проблема, которую они либо не знают, как решать, либо делают это не совсем эффективно. Такой вывод и позволит сформировать запрос на обучение. Для этого после упражнения есть смысл задать «подводящий» вопрос, например:

  • Какой вывод можно сделать из этой ситуации?

  • Что было самым сложным в упражнении? Почему?

  • Что получилось лучше всего, а что хуже? Почему?

  • Насколько эффективен полученный результат?

И т.п.

Лайфхак:). Иногда ответы, которые участники дают на, казалось бы, простой вопрос, могут сильно отличаться от тех, которые ожидает услышать тренер:) Поэтому имеет смысл сначала определить для себя итоговую мысль (ответ), которую должны осознать участники, а потом придумать вопрос, на который можно было бы ответить только так, как хочет тренер:)

Также важно подумать о том, в каком формате проводить упражнение. Если участников тренинга больше 4х, то имеет смысл разбить их на группы с равным составом участников – это поможет сформировать среду, где каждый сможет активно участвовать в обсуждении и сформировать для себя запрос на обучение. После этого каждая группа формирует для себя ответ и делится им с остальными участниками тренинга.

Шаг 2. Подготовить теоретическую часть тренинга.

На этом шаге мы собираем информацию, которую хотим донести до участников, и планируем то, как мы будем о ней рассказывать.

Этот рассказ можно проводить в формате мини-лекции, но важно помнить, что идеальная длительность мини-лекции – 15-20 минут, после этого у слушателей снижается эффективность восприятия информации. Если лекционная часть больше по времени, то нужно разбивать ее на части, каждая из которых завершается упражнением на формирование навыка и его осознанием (см. ниже).

Шаг 3. Подготовить упражнения для закрепления навыков.

В зависимости от целей и задач тренинга необходимо придумать упражнения, которые мы хотим дать команде для формирования навыка. При этом если теории много, а навыки сложные, можно спроектировать несколько упражнений, каждое из которых будет помогать закрепить ту или иную информацию или навык, а потом итоговое упражнение, в котором это все надо будет объединить. 

В зависимости от количества участников эту часть можно делать как всем вместе, так и в малых группах, где сначала каждая группа выполняет упражнение внутри, а потом все вместе обсуждаем результаты. В ходе обсуждения результатов совместно помечаем то, что было сделано хорошо, и то, что можно изменить и улучшить.

Шаг 4. Продумать, как подвести участников к осознанию и осмыслению результатов.

После того, как участники отработают навыки на практике, необходимо дать им возможность обсудить, как именно его можно применить в жизни, как это может повлиять на рабочий процесс и т.д. и т.п.

В принципе, это завершающая часть тренинга, и вопросы для формирования осознанности более или менее типовые, но о них тоже стоит подумать в процессе подготовки тренинга. Такими вопросами могут быть:

  • Что полезного вы выносите с сегодняшнего тренинга, и как хотите применить это в работе?

  • Как то, что вы сегодня изучили, повлияет на вашу работу? Что изменится?

  • Что для вас было самым ценным в сегодняшнем тренинге? Почему?

И т.п.

Шаг 5. Продумать, как мы будем собирать обратную связь и оценивать эффективность тренинга.

На этапе формирования целей тренинга мы определили задачи, которые хотим решить. Необходимо понять, как мы узнаем, что эти задачи действительно решены. Здесь сложно предложить какой-то универсальный подход, т.к. он может меняться в зависимости от конкретной ситуации. Вот примеры типовых вариантов решения этой задачи:

  • Сбор обратной связи по итогам тренинга. Это может быть как устный опрос, так и анкета, куда мы включим те вопросы, ответы на которые хотим получить.

  • Контрольное тестирование спустя какое-то время после тренинга, где мы проверим то, насколько участники овладели необходимой информацией и навыками.

  • Опрос тех, с кем взаимодействуют участники тренинга. В ходе опроса мы сможем выяснить, как изменилось рабочее поведение участников после тренинга, как это отразилось на качестве их работы и т.п.

  • Оценка изменения продуктовых метрик, KPI и т.п.  Например, если мы проводили тренинг по освоению какой-то техники, которая должна повысить эффективность процесса, то можно сравнить метрики этого процесса до тренинга и спустя несколько месяцев.

И т.п.

При этом важно всегда запрашивать обратную связь по итогам тренинга у участников, т.к. это позволит при необходимости внести в него корректировки и сделать более полезным.

Этап 2. Проведение тренинга

После того, как мы выполнили подготовку, можно проводить тренинг. Ниже типовой сценарий:

  1. Вступление. Рассказываем команде, о чем будем говорить и каких целей хотим достичь по итогам тренинга. Важно говорить именно о конечных целях, чтоб уже на этом этапе команда фокусировалась на результате.

  2. Знакомство. Если команда уже хорошо знакома, этап можно пропустить. Если нет, то необходимо рассказать несколько слов о себе (почему именно вы проводите этот тренинг), и попросить участников рассказать в двух словах о себе и своих ожиданиях от тренинга. Например, в формате «Имя- чем занимаюсь – сегодня по итогам тренинга я хочу узнать». С одной стороны, мы уже рассказали участникам про цели, но здесь мы даем возможность им сформировать эту цель уже самим для себя, что повышает вовлеченность и ответственность.

  3. Определить и зафиксировать правила работы. Важно в самом начале тренинга определить базовые правила работы (не перебивать, отключать телефоны, как задавать вопросы, взаимное уважение и т.д. и т.п.), чтобы все их понимали, и в процессе проведения тренинга можно было на них ссылаться.

  4. Формирование запроса на обучение. Тут предлагаем команде выполнить те задания, которые мы разработали на этапе проектирования тренинга.

  5. Теория. В формате мини-лекции рассказываем теорию, которую хотим донести до команды.

  6. Практика. Отрабатываем те упражнения, которые мы разработали на этапе проектирования.

  7. Завершение (осознание). Спрашиваем участников, что ценного они вынесли для себя с тренинга, а также просим их дать обратную связь по самому тренингу.

Этап 3. Оценка результатов

Как уже говорил выше, спустя какое-то время после проведения тренинга необходимо оценить его эффективность. Для этого мы воспользуемся теми инструментами и подходами, которые определили на этапе планирования тренинга.

Вот собственно и всё. Надеюсь, что описанные выше идеи будут полезны в подготовке ваших тренингов. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Создание теста в мэш инструкция
  • Создание теста в гугл формах инструкция
  • Создание теста в moodle инструкция
  • Создание счетчика яндекс метрика инструкция
  • Создание сценария урока в мэш инструкция