Способность понять и принять инструкцию дети с овз

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети,
состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных
программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это
определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными
нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорнодвигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами
эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями
развития.
Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», в ст. 79 система образования
должна перестраиваться под особые образовательные потребности таких
детей, обеспечивать всем детям без исключения качественную и
своевременную психолого-педагогическую поддержку.
На сегодняшний день широкое распространение получило инклюзивное
образование.
Инклюзивное образование — процесс создания оптимального
образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов
удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса.
Нахождение детей с ОВЗ в одном помещении и в одно и то же время с
нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению
дистанции между данными категориями дошкольников. Однако способность
включиться в обычную группу детей характеризует не только возможности
самого ребенка с ОВЗ. Поэтому для полноценной функциональной и
социальной инклюзии необходима особая организация предметного
взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное
партнерство, снятие социальной дистанции.
Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают,
прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные
потребности детей данной категории. Это создание психологической,
нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать
себя не таким как все. Это место, где ребенок с ОВЗ может реализовать не
только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную
социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
Но педагогу нужно помнить, что при взаимодействии с детьми с ОВЗ, он
может столкнутся с рядом трудностей, так как:
 Отсутствует мотивация у ребенка к познавательной деятельности,
ограниченны представления об окружающем мире;
 Темп выполнения заданий очень низкий;
 Нуждается в постоянной помощи взрослого;
 Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация,
переключение);
 Низкий уровень развития речи, мышления;
 Трудности в понимании инструкций;
 Инфантилизм;
 Нарушение координации движений;
 Низкая самооценка;
 Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются
повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на
тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
 Высокий уровень психомышечного напряжения;
 Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
 Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость.
Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с
трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают
интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в
результате утомления возникает двигательное беспокойство;
 У других детей отмечается повышенная возбудимость,
беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Успешность и действенность инклюзивного образования для детей с ОВЗ
напрямую зависит от психологической готовности педагога. Насколько
педагог сможет организовать для своих воспитанников с такую комфортную
среду, которая обеспечила бы им возможность быть успешными, получить
социализацию и развить необходимые им навыки.
Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми,
имеющие ограниченные возможности здоровья
 принимать ребенка таким, какой он есть;
 как можно чаще общаться с ребенком;
 поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;
 уважительное отношение к личности каждого ребёнка;
 личностно – ориентированный, индивидуальный подход к
каждому ребёнку;
 тактичное сотрудничает с детьми: педагог не старается всё сразу
показывать и объяснять, не преподносит сразу какие-либо неожиданные
сюрпризные, шумовые эффекты и т. п.
Создаются условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно,
получали от этого удовольствие; постоянное расширение и усложнение
области задач, решение которых требует сообразительности, творчества,
поиска новых подходов; «дозированная» помощь детям. Если ситуация
подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает
новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить,
как он действовал в аналогичном случае; создание «ситуации успеха».
Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных
самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений
каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества;
фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация, создающая
положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует
возникновение познавательного интереса.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для
дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при
участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.
Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка,
которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с
необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку
определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в
которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить
свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами
деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические
задачи.
ВКЛЮЧЕНИЕ каждого ребенка с особыми потребностями в
образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению и воспитанию –
это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования. И задача
каждого педагога им следовать

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

«Международная классификация функционирования, ограниченной жизнедеятельности и здоровья детей и подростков»

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.

  • глухие, 4 варианта АООП НОО

  • слабослышащие, 3 варианта

  • слепые, 4 варианта

  • слабовидящие, 3 варианта

  • с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

  • с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

  • с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

  • с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

Если с ребенком трудно

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными.

Купить

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь. Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

VI категория. Нарушение опорно-двигательного аппарата

Дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами нижних и верхних конечностей. Недостаточность движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой. У них более развито вербальное мышление по сравнению с наглядно-действенным. Отстает система формирования понятий и абстракций.

Часто бывают проблемы со слухом, ведущие к снижению слуховой памяти и слухового внимания. Встречается алалия и дазатрия.

Таким детям полезно совмещать обучение с посильной трудовой деятельностью.Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.

VII категория. Дети с ЗПР

Дети с возможностью интеллектуального развития, но замедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического развития, поврежденное психическое развитие, дифицитарное развитие, искаженное развитие (РАД, СДВГ)

Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Им сложно анализировать и обобщать. В результате страдает речь, лишенная ясности и логики.

Для детей с ЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов, включая память и внимание. Причины инфантилизма кроются в проблемах эндокринной и нервных систем, запоздалом темпе психического развития.

При обучении нужно учитывать их физиологически обусловленную утомляемость, частую смену активности и пассивности. Если им давать интересные задания, не требующие напряжения ума, создать атмосферу спокойствия и доброжелательности, они показывают результаты решения интеллектуальных задач, приближенные к норме.

VIII категория. Отклонение интеллектуального развития.

Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего в виде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта) 3 видов. К обучению способны лишь дети с дебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости.

Хотя их восприятие искажено, с трудом перестраивается и не обладает достаточной осмысленностью, а уровень мышления очень низок, они овладевают речью, пусть и с грамматическими и фонетическими ошибками. Дети учатся писать, читать, считать. Но основной формой работы с ними является трудовое обучение и, впоследствии, помощь в трудоустройстве.

Независимо от категории ОВЗ, к которой относится ребенок, российские инклюзивные школы, ППМС, коррекционные школы создают своим «особым» ученикам все условия «для получения без дискриминации качественного образования, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации»

#ADVERTISING_INSERT#

06.04.2022

«Педагогическое представление на обучающегося с ОВЗ»

Комарова Валентина Викторовна

Учитель начальных классов

Данное педагогическое представление на обучающегося с ОВЗ поможет составить учителю полную характеристику на ученика с ограниченными возможностями здоровья, а также при составлении характеристики, педагогического представления на любого ученика начальной школы.

Оценить




898

Содержимое разработки

Педагогическое представление

на обучающегося с ОВЗ,

********* , ученика 2 «*» класса

************ обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1) с 2020-2021 г. Обучение направлено на развитие устной и письменной речи, на личностное развитие, способствующее овладению необходимыми знаниями, умениями и навыками, успешной социальной адаптации через коррекционно-развивающее обучение и воспитание. В первом классе ***** обучался в другой школе, с 06.09.2021 года обучается во 2 «*» классе МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17».

Заключение ПМПК: Общее недоразвитие речи. III уровень развития речи. Дизартрия. Парциальное недоразвитие высших психических функций, смешанного типа; Достаточный уровень обучаемости, особые образовательные потребности, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи.

Обучающийся с ОВЗ нуждается в создании специальных образовательных условий.

Обучение в образовательной организации по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1) с 2020-2021 г., которое может осуществляться как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Заключение действительно на период обучения по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования.

Рекомендации ПМПК: Использовать специальные методы, подходы и приёмы обучения с учётом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. Активизировать тактильные ощущения, использовать элементы глобального чтения, использовать карточки- символы, позволяющие запомнить и отграничить написание смешиваемых букв. Использовать нетрадиционные методы обучения и воспитания: заменять выполнение отдельных письменных заданий печатанием на клавиатуре; использовать приём замены целого слова или нескольких слов изображением. Методы контроля над эффективностью учебно- познавательной деятельности (метод предупреждения, исправления ошибок)

Щадящий педагогический режим: учет темпа деятельности, динамики, работоспособности; снижения доли механической нагрузки; минимизация ситуации дефицита времени. Создание ситуации успешного обучения в учебном процессе.

Дополнительное время на выполнение письменных и прикладных работ.

Гибкое включение в культурно-развлекательные, досуговые мероприятия, занятия по дополнительному образованию совместно со сверстниками. Побуждению к участию в доступных повседневных делах класса, ОО. Создание условий для формирования самоуважения.

Занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом.

Проведение промежуточной аттестации в форме, учитывающей особые образовательные потребности и возможности учащегося.

Обследование ПМПК было проведено перед поступлением в 1 класс.

Особенности поведения. ****** на уроках и переменах ведет себя спокойно, старается соблюдать требования учителя, школьные правила (показывает готовность к уроку, вовремя достает учебники, тетради и другие школьные принадлежности); реагирует на обращенную к нему речь, замечания. На уроках другим детям не мешает. На уроке устно не работает, частично выполняет письменные работы.

Выполняет школьный режим, знает расписание уроков, ориентируется в дневнике, ориентируется в школьном помещении, самостоятельно переодевает сменную обувь, спортивную, верхнюю одежду.

Особенности общения. ******* выполняет просьбы и требования учителя, заинтересован в общении, доброжелателен, слишком навязчив. Общение с одноклассниками спокойно-доброжелательное, иногда конфликтует и таким образом мешает другим детям. Чаще всего держится особняком, замкнут, предпочитает находиться один или в кругу взрослых; не инициирует общение с одноклассниками; друзей не имеет ни в своем классе, ни в параллельных, ни с кем не дружит. В жизни класса участвует, если речь идёт о праздничных мероприятиях. Иногда участвует в школьных мероприятиях, например в тематических конкурсах рисунков.

Особенности учебной деятельности. Интерес к занятиям, учению не проявляет. Познавательный интерес на низком уровне. Низкий уровень познавательной активности. В образовательный процесс на уроке не включается. Фронтальную инструкцию не понимает. Понимает и принимает только индивидуальную инструкцию после многократного разъяснения или показа.

Учебной активности не проявляет. Темп деятельности низкий, неравномерный. Работоспособность низкая.

Продуктивность работы низкая (самостоятельное выполнение заданий до результата в соответствии с инструкциями учителя, образцом, с опорой на наглядный алгоритм, с организующей помощью учителя).

Организация деятельности на низком уровне (способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по образцу, по инструкции; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение доводить начатое до конца; умение оценивать результаты своей деятельности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности).

Особенности эмоциональной сферы. Преобладает спокойное эмоциональное состояние, эмоционально стабилен, эпизодически возникают реакции неадекватности (крик, громкий смех).

Особенности двигательной сферы. Развитие мелкой и крупной моторики. Неловкий, движения не скоординированы; трехпальцевый захват ручки есть, но постановка руки при письме не правильная.

Ведущая рука правая.

Особенности познавательной сферы. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация. Есть знания о себе; знания о семье неполные, ограничены бытовой сферой; представления об окружающем мире фрагментарные, очень ограничены, не соответствуют фактическому возрасту. Пространственно-временные представления. Частично ориентируется в сторонах собственного тела. Сформированность элементарных пространственных представлений на низком уровне (выше — ниже, дальше — ближе, справа — слева, впереди — сзади, в центре; ориентировка в плоскости вертикальной доски, листа, тетради; понимание временных отношений – до и после, сначала — потом, ориентация в днях недели, месяцах, временах года; соблюдение расписания).

Развитие речи. Устная речь. Частичное понимание, чаще непонимание устной инструкции, произношение слов неправильное, активный словарный запас обеднен, трудности при построении связного высказывания.

Письменная речь. Навыки чтения. Читает по слогам+ целыми словами. Темп чтения средний, понимание прочитанного отсутствует; характерно механическое чтение. Составить самостоятельный рассказ, план рассказа, пересказать знакомый текст, не может. Навыки письма на низком уровне. Буквы с трудом узнаваемы, соединения не правильные, не видит рабочую строку, пишет в межстрочном пространстве, неаккуратно. Почерк неустойчив, правила к оформлению письменных работ не соблюдаются. Скорость письма низкая.

В связи с проводимой корректирующей деятельностью учителя, педагога-психолога, логопеда, наблюдается положительная динамика в развитии УУД, в учебных достижениях.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/491311-pedagogicheskoe-predstavlenie-na-obuchajusche

Также вас может заинтересовать

  • Статья: Развитие орфографической грамотности и информационной компетенции при использовании младшими школьниками разных источников информации.
  • Итоговая интегрированная контрольная работа во 2 классе по основным предметам
  • Жизнь и творчество нашего великого земляка — Степана Дмитриевича
  • Шаблон-БЛОКНОТ предназначен для создания презентации
  • Оздоровительные мероприятия в учебном процессе.

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

«Согласовано»

Родители (законные представители)

_____________________

«__»________20___ г.

«Согласовано»

на заседании ПМПк МОУ «СОШ №44»

протокол № ___ от «__»________20___ г.

Председатель ПМПк МОУ «СОШ №44»

______________________

«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №44»

Г.М.Вавилина

_____________________ « » _________ 20__ г

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №44» Ленинского района г.Саратова

Индивидуальный образовательный маршрут

ребенка с ОВЗ

на 2020-2021 учебный год

Ф.И. ребенка: Иванов Иван Иванович

Дата рождения: 16.12.2009

Класс: 4 «В»

Карта сопровождения ребёнка с ОВЗ

  1. Фамилия, имя, отчество: Дата рождения 16.12.2009

  2. Место жительства

  3. Контактные телефоны

  4. Категория «ребёнок – с ОВЗ» Заключение №355 от 22.09.2020

  5. Фамилия, имя, отчество матери –

  6. Фамилия, имя, отчество отца —

  7. Статус ребенка – ребенок с ОВЗ, вариант 7.2 в 2020 -2025г.

  8. Дата прохождения

  9. Рекомендованная образовательная программа — АООП ОО для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.2

  10. Фактически реализуемая образовательная программа — АООП ОО для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.2

  11. Форма обучения — очная

Пояснительная записка

Иванов Иван по заключению ОГКУ «КО ПМПК» имеет ограниченные возможности здоровья, обусловленные задержкой психического развития. Обучается в очной форме по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования в объеме 100% учебной нагрузки, инклюзивно, с использованием методов коррекционно-развивающего обучения. По рекомендации ОГКУ «КО ПМПК» с мальчиком организованы подгрупповые коррекционные занятия с педагогом-психологом.

В данный период развития ученика происходит его физическое и психическое становление, формирование личности, социализация и интеграция в общество. Обучение и воспитание являются основными путями развития ребенка, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута.

Цель:

  • Развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации и социализации.

Задачи программы:

  • Расширять образовательное пространство ученика посредством применения адекватных технологий обучения

  • Развивать потребность в непрерывном образовании

  • Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.

  • Организовывать творческую и досуговую деятельность ученика.

  • Расширять социализирующее пространство через совместную с классом внеурочную деятельность,

  • Оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

Компоненты сопровождения

Задачи

Формы

Ответственный

Социальная адаптация

Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть её потенциал для обучения.

Интеграция в совместную деятельность с детьми, не имеющих статус ОВЗ. Использование возможностей школьного обучения для создания равных возможностей в получении образования.

заместитель директора по УВР

Психолого-педагогическая сопровождение

Вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка;

Своевременно оказывать педагогическую и психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

Поддержка и психолого-педагогическое консультирование ребенка и родителей. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-подростка. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

учителя-предметники

педагог-психолог

Формирование и становление ребенка как творческой личности.

Постигать механизмы творческого процесса.

Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром.

Воспитывать социальный оптимизм

Посещение концертов, школьных праздников, участие в мероприятиях различной направленности, в конкурсах и соревнованиях. Организация и проведение свободного времени.

классный руководитель

родители

Предполагаемый результат:

В процессе реализации ИОМ у ребенка разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Выбор индивидуального образовательного маршрута основывается на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (учащейся, родителей, педагогов, психолога) и определяется:

— уровнем готовности школьника к обучению по данному образовательному маршруту;

— здоровьем и психическим состоянием ученика, его потребностями;

— социальным запросом (пожеланиями мамы в выборе направления обучения).

Коррекция индивидуального образовательного маршрута осуществляется педагогическим консилиумом на основе рекомендаций педагогов и психолога с согласия родителей и ребенка

План индивидуальной работы классного руководителя с учащимся с ОВЗ

Содержание работы

Ответственные

Сроки

1

Изучение состояния здоровья, возможностей учащегося с ОВЗ по карте ИПР

Классный руководитель, медработник, педагог психолог

сентябрь

2

Изучение личности учащегося с ОВЗ

Классный руководитель, педагог психолог

сентябрь — октябрь

3

Изучение семьи и семейных отношений учащегося с ОВЗ

Классный руководитель

сентябрь

4

Изучение интересов и способностей учащегося с ОВЗ

Классный руководитель, педагог психолог

сентябрь — октябрь

5

Вовлечение учащегося с ОВЗ во внеурочную деятельность

Классный руководитель, педагог — организатор

в течение года

6

Изучение микроклимата в классном коллективе, в котором обучается учащийся

Классный руководитель, педагог психолог

сентябрь — октябрь

7

Контроль за успеваемостью

Классный руководитель, учителя предметники

в течение года

8

Оказание своевременной помощи в обучении

Классный руководитель, учителя предметники

в течение года

Индивидуальный план воспитательной работы классного руководителя с обучающимся с ОВЗ

Классный руководитель:

Направления социализации

Направление работы

Мероприятия

Методы и формы (индивидуальные, групповые)

Оценка результата

Художественное (организовать участие ребенка в концертах, выставках, конкурсах творческих работ и проектов)

Обеспечение присутствия учащихся ребенка с ОВЗ на праздничных школьных мероприятиях посвящённых «Первому звонку».

индивидуальные, групповые

положительный

Участие в мероприятии «Прощание с начальной школой»

индивидуальная работа, групповые – участие в представлении класса

положительный, принимала активное участие в мероприятии

Участие в мероприятии «Азбука дорожных наук»

индивидуальные, групповые

положительный, принимала активное участие в подготовке и проведении мероприятия

Праздничный концерт «Тепло наших сердец», посвященный Дню 8 марта

индивидуальные, групповые

положительный

Интеллектуальное (организовать участие в предметных конкурсах, очных и заочных олимпиадах по предметам, посещение элективных курсов и факультативов)

Участие в конкурсах, олимпиадах, проводимых в течение учебного года.

индивидуальные

призер школьной олимпиады по английскому языку, участник школьной олимпиады по истории

Занятие в кружке «Словечко»

индивидуальные, групповые

Социальное (вовлечение в общественную жизнь школы, класса, профориентация; развитие ответственности за порученное дело; работа с родителями и т.п.)

Посещение ребенка на дому классным руководителем (определение условий проживания и готовности к учебному году: наличие учебников, школьно-письменных принадлежностей, рабочего места и т.д.).

индивидуальная

условия проживания и готовность и готовность к учебному году хорошие

Формирование толерантного отношения в обществе к проблемам детей с ОВЗ

индивидуальные, групповые

толерантное отношение одноклассников к обучающимся с ОВЗ

Выполнение поручений в классе ( ответственный за порядок в столовой)

индивидуальные

поручения выполняются вовремя и с ответственностью

Досуговое (привлекать к прогулкам, объединениям дополнительного образования, посещению секций, кружков)

Прогулка по городу с классом

групповые

положительный

Посещение мероприятий в районной библиотеке

индивидуальные, групповые

положительный

Культпоход в кино

групповые

положительный

Кружок «Умники и умницы»

индивидуальные, групповые

Спортивное (организовать участие в спортивных праздниках и соревнованиях, посещение спортивных секций).

Секция плавания в ФОК «Рекорд»

Элементы системы работы с родителями по социально-педагогической поддержке семей

Направления:

создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития ребёнка с ОВЗ;

систематическая социально-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;

организация жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в группе с учетом его психических и физических возможностей.

систематическую социально-педагогическую помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки;

Взаимодействие с родителями

Цель: организация работы классного руководителя по социально-педагогической поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Организация индивидуальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОВЗ

Изучение семей учащихся

Включение родителей во взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса

Формы: беседы, консультации, патронаж, родительские собрания, анкетирование, изучение документов

Формы: индивидуальные беседы, консультации

Формы: беседы, консультации, патронаж, родительские

Результатом работы социально-педагогической поддержки с родителями должны стать:

  • Комфортное положение ребёнка с ОВЗ в коллективе сверстников;

  • Увеличение числа обращений родителей по вопросам социально-педагогической поддержки семьи;

  • Положительные отзывы родителей о системе социально-педагогической поддержки семь, воспитывающей ребёнка с ОВЗ.

План организации работы классного руководителя по социально-педагогической поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Месяц

Мероприятие (тема, форма)

Направление

Планируемый результат

Сентябрь

1.Индивидуальные беседы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья «Возможности и способности ребенка».

создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития;

Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей в домашних условиях

2.Анкетирование родителей «Наклонности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития;

Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей в домашних условиях

Октябрь

3.Индивидуальное консультирование — «Как организовать взаимодействия с детьми с ОВЗ»

систематическая социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;

взаимодействие с ребенком и окружающими, для нормализации жизни семьи

1.Беседа «Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни

Систематическая социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;

Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями

2.Консультационные беседы «Встреча с родителями»

Организация жизнедеятельности ребенка в группе с учетом его психических и физических возможностей.

Родители получили знания и умения, необходимые им для конструктивного взаимодействия с ребенком и окружающими, для нормализации жизни семьи в целом, умеют применять их на практике

Ноябрь

1.Индивидуальные беседы «Усвоение образовательных программ детьми с ОВЗ»

Систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки и т.п.;

Родители получили индивидуальную поддержку в зависимости от проблем семьи

2.Детско-родительский тренинг.

Создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития;

Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы

Декабрь

1.Консультационные беседы «Формирование толерантного отношения в обществе к проблемам детей с ОВЗ»

Систематическая и психологическая помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки и т.п.;

взаимодействие с ребенком и окружающими, для нормализации жизни семьи

2.Индивидуальные консультации

Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;

Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы

Январь

1.Консультационные беседы «Самооценка ребёнка»

Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития;

Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей

2.Проведение индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам «Оказания оптимальной помощи детям с трудностями в развитии»

Систематическая и психолого-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;

Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы

Февраль

1. Консультационные беседы «Родительские встречи»

Систематическая и психолого-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;

Основные темы занятий группы определены в зависимости от потребностей родителей

2.Консультационная беседа с родителями «Выявление отставания в прохождении учебных программ»

Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития;

Пропаганда возможностей и достижений детей с ОВЗ например, выставки художественного творчества;

Март

1.Консультационные беседы «Предварительная заявка на организацию летнего — оздоровительного отдыха»

Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;

Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей

2.Патронаж. Заполнение с получателями услуги анкеты — опросника, обобщение результатов анкетирования

Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;

Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей в домашних условиях

Апрель

1.Беседа с родителями «Подготовка к итоговой аттестации и учащихся с ОВЗ»

Создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития;

Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей

2.Индивидуальная работа «Отслеживание динамики состояния здоровья детей данной категории»

Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития;

Родители получили индивидуальную поддержку в зависимости от проблем семьи

Май

1.Мониторинг уровня «здоровье»

Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде бесед, обсуждений;

Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы

2.Проведение итогового занятия

Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде бесед, обсуждений;

Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей

Карта формирования УУД у учащегося _______ В класса МОУ «СОШ № 44»

Классный руководитель __________

Показатели

Сроки мониторинга

Стартовый

Промежуточный

Итоговый

итог

2. Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

1

умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2

умение использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

3

умение оценивать результаты своей работы.

ОБЩИЙ ИТОГ

Познавательные УУД

1

умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2

умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3

группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

ОБЩИЙ ИТОГ

Коммуникативные УУД

1

умение отвечать на вопросы учителя.

2

умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

3

умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

ОБЩИЙ ИТОГ

3 б – устойчивое проявление (Высокий уровень), 2 б – частое проявление (Повышенный уровень), 1 б – эпизодическое

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ за учащимся с ОВЗ на уроках _____________

Учитель _______________________ Класс___________ Ученик _________________________

Наблюдения

Сформированность предметных навыков

Способность понять и принять инструкцию

Способность работать по образцу

Способность планировать свою деятельность

Умение делать выводы и анализировать

Умение работать в группе

Владение устной речью

Входной мониторинг

Направление коррекции

Промежуточный мониторинг

Направления коррекции

Итоговый мониторинг

Анализ

Рекомендации на 2017-2018уч.г.

3 б. – устойчивое проявление (Высокий уровень), 2 б – частое проявление (Повышенный уровень), 1 б – эпизодическое

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Справка о несудимости через госуслуги заказать пошаговая инструкция через телефон самостоятельно
  • Способ применения торнадо от сорняков инструкция по применению
  • Справка о месте жительства ребенка через госуслуги пошаговая инструкция
  • Способ применения солодки сироп инструкция по применению взрослым
  • Справка о количестве прописанных в квартире через госуслуги пошаговая инструкция