Восприятие
«здесь и сейчас».
Обсуждаются
переживания прошлого опыта, мечты и
размышления о будущем, но акцент делается
на их связи с сиюминутными непосредственными
ощущениями и переживаниями. Методы
гештальт-терапии помогают клиенту
воспринимать мир сейчас.
Для этого клиента просят говорить в
глаголах настоящего времени вне
зависимости от того идет ли речь о
незавершенных ситуациях прошлого или
о построении планов на перспективу.
Разговор в глаголах настоящего времени
сопровождается ассоциативным
восприятием себя. В описываемых
«картинках» клиент не видит себя, он
становится непосредственным активным
участником событий, переживает
вновь те чувства,
которые были актуальны в прошлом. В
отличие от ассоциативного восприятия
диссоциации (клиент находится в позиции
наблюдателя, он видит себя со стороны)
не дают эффекта «оживления» прежних
переживаний, что, в свою очередь,
затрудняет завершение «гештальта».
Техника
«awareness»
Техника
«awareness»,
или целостное осознавание, заключается
в постоянной внимательности к непрерывному
потоку физических ощущений, чувств,
мыслей, к непрерывной смене «фигур»,
возникающих на переднем плане интересов
человека, на «фоне», образованном
множеством переживаемых человеком
ситуаций и его личностью — одновременно
в телесном, эмоциональном, рациональном
планах, в его воображении и в его
поведении. Терапевт постоянно находится
в состоянии внутреннего осознавания
собственных ощущений и в состоянии
внешнего осознавания, внимательно
относясь ко всему, что происходит в
окружающей его среде и, в особенности,
с его клиентом.
Директивность.
На
протяжении всего сеанса психолог
направляет действия клиента. Дополнительную
силу директивам дают обратная связь,
вопросы, относящиеся к чувствам,
интерпретации.
Речевые
изменения.
Психолог
предлагает заменить вопросительные по
форме высказывания на утвердительные
с сохранением смысла, заложенного в
вопрос. Пример: замена вопроса «Я тебе
нравлюсь?» на утвердительное по форме
предложение «Я не уверен, что нравлюсь
тебе». «Ты (он, она, они, оно)-сообщения»,
адресованные оппоненту изменяют на
«Я-утверждения», что способствует
усилению личной идентификации и
конкретизации, принятию ответственности
за свои слова, действия и поступки.
«Хотелось бы» предлагают заменить на
«хочу», что усиливает определенность
потребностей и желаний, жесткий запрет
и ограничение «нельзя» — на более мягкий
«нежелательно», тем самым открывается
доступ к вариативности выбора. Клиенту
предлагают говорить в настоящем времени,
благодаря чему легче сфокусироваться
на проблеме. Предпочтительны вопросы
«как…?», «что…?», нежели
«почему…?», которые направляют
беседу в интеллектуально-философское
русло суждений, обо всем, а, следовательно,
ни о чем конкретном.
Метод «горячего
стула».
Технике
«горячего стула» («hot
seat»)
Фриц Перлз отдавал особое предпочтение
на своих демонстрационных терапевтических
сеансах. С этой целью он оставлял на
подиуме, рядом со своим стулом еще один,
и желающий «работать» клиент сам выходил
и садился на стул, выражая таким образом
свою готовность. На пустом стуле, стоящем
напротив, клиент мог вообразить сидящим
любого человека, с которым ему хотелось
бы вступить в коммуникацию. В случае
необходимости вместо стульев могут
быть подушки, используемые как своего
рода «переходные объекты», способные
символизировать поочередно людей, части
тела и даже абстрактные сущности.
Клиенту
предлагают поговорить с воображаемым
субъектом конфликта, якобы сидящим в
пустом кресле напротив. После реплик
клиента психолог предлагает ему пересесть
в другое кресло и ответить за своего
оппонента. Психолог направляет диалог
между клиентом и воображаемым оппонентом,
предлагая ему поменять кресло в самые
критические моменты разговора. Критическим
моментом в данном случае является
конгруэнтное выражение чувств,
адресованных оппоненту. Часто клиент
понимает, что проецирует свои переживания
на другого человека. В этом упражнении
клиент учится более полно чувствовать,
осознавать свои переживания.
Такого
рода символическое «проигрывание»
чувств, которые люди в повседневной
жизни обычно подавляют или, наоборот,
слишком быстро облекают в слова,
вербализуют, словно стараясь избавиться
от них, часто используется в Гештальте.
В результате создаются условия,
позволяющие клиенту сначала проявить
свои чувства, освободиться от них, а
затем и ликвидировать «незавершенность»
тех «незакрытых ситуаций», которые
порождают не соответствующее данному
моменту стереотипное невротическое
поведение или
устаревшие
сценарии.
Необходимо
также подчеркнуть, что цель любой
психотерапевтической интервенции
состоит не в преобразовании внешней
ситуации, не в изменении внешнего
окружения, других людей или хода событий,
а в преобразовании внутреннего восприятия
(которое в себе организует клиент)
происходящих фактов, их взаимосвязей
и всех их возможных значений (их
многозначности). Таким образом,
психотерапевтическая работа нацелена
на приобретение клиентом нового
личностного опыта, перестройки своей
индивидуальной системы восприятия и
ментальных репрезентаций (смена «угла
зрения»).
Намеренное
проигрывание способствует осознаванию
через зримое и ощутимое действие,
мобилизующее тело и эмоции и, таким
образом, позволяющее клиенту прожить
ситуацию более интенсивно, воспроизвести
ее, поэкспериментировать и исследовать
смутные подавленные и даже незнакомые
чувства.
Беседа
с частью своего «Я».
Разновидность
метода пустого кресла, помогает выявить
инконгруэнтности. В беседе участвуют
конфликтующие части личности. Подобные
диалоги дают быстрый прорыв в понимание
проблемы.
Техника
«монодрамы»
Техника
«монодрамы» — вариант психодрамы
(практиковавшейся Морено), в котором
протагонист сам играет одну за другой
все разнообразные роли из возникшей в
его памяти ситуации. Так, например, он
может сначала изобразить самого себя,
а затем свою жену или суровую, отвергающую
его мать рядом с той же самой, но уже
любящей и открытой матерью.
Монодрама
разными способами позволяет исследовать,
осознавать и соединять полюса человеческих
взаимоотношений. При этом все различия
между такого рода «полярностями» не
сводятся к искусственной, обманчивой
и безжизненной «позолоченной»
середине: ведь я могу в одно и то же время
ощущать по отношению к другому человеку
бешеную агрессию и страстную любовь.
Каждое из этих двух чувств требует от
клиента их максимального уяснения, а
не их «нейтрализации» в бесцветной,
относительной любви, или алгебраического
суммирования двух бурных и противоречащих
друг другу чувств, которые на самом деле
скорее взаимодополняют, чем уничтожают
друг друга.
Традиционному
статическому и ограничивающему равновесию
Гештальт предпочитает достижение
динамического равновесия.
Техника
амплификации
Одно
из важнейших направлений работы в
Гештальте состоит в преобразовании
имплицитного в эксплицитное путем
проекции на внешнюю сцену той игры, что
происходит на внутренней сцене. В
результате, человек получает возможность
лучше осознать то, каким образом он
действует здесь и теперь, на «границе-контакт»
между ним и окружающей его средой.
С
этой целью терапевт следит за течением
процесса, внимательно, наблюдая за
«поверхностными явлениями» и не
погружается в темные, неясные глубины
бессознательного, которые могут быть
исследованы только в искусственном
свете интерпретаций.
Так,
например, расширение кровеносных сосудов
и покраснение лица и шеи является таким
же ценным признаком глубинных эмоциональных
реакций, как и сжатые челюсти, изменение
ритма дыхания, слюноотделения и, конечно
же, автоматические микрожесты кистей
рук и стоп. Нередко терапевт предлагает
клиенту усилить эта бессознательные
жесты, рассматривая их как нечто вроде
незаметных для пациента «оговорок
тела», указывающих на происходящий
процесс.
Действия
гештальт-терапевта направлены с
поверхности в глубину, но это вовсе не
означает, что сам он все время остается
на поверхности. Опыт показывает, что
Гештальт легче, чем другие, главным
образом вербальные подходы, достигает
глубинных, архаических слоев личности,
само формирование которых связано с
довербальным периодом развития человека.
«Верхняя
собака» и «Нижняя собака».
Авторитарная,
требовательная «верхняя собака»
использует слова «должен», «обязан»,
занимает обвинительную позицию. «Нижняя
собака» более пассивна, с чувством
стыда и вины, она всегда ищет прощения.
Диалог между ними помогает клиенту
лучше понять себя.
Фиксированное
ощущение.
Психолог
обращает внимание на чувства клиента.
Чувства сигналят о наличии той или иной
потребности, об адекватности или
неадекватности выбираемых способов их
удовлетворения. Чувства «подсказывают»
о степени соответствия достигаемого
результата ожидаемому, планируемому.
Уместно задавать следующие вопросы:
«Что ты чувствуешь, когда …(об этом
думаешь, это видишь, делаешь, слышишь)?»,
«Как ты узнаёшь, что именно этот способ
уместен?», «Как ты узнаешь, что результат
достигнут?» и др.
Работа
со снами.
Сны
используются для интерпретации текущей
ситуации. Элементы сна рассматриваются
как части личности клиента. Во сне клиент
проецирует свои переживания на элементы
сна. Интерпретация снов позволяет
объединить разрозненные части личности.
Прямое обращение
В
Гештальте избегают говорить о другом
человеке (присутствующем или отсутствующем).
К нему обращаются напрямую, что позволяет
перейти от внутренней рефлексии
интеллектуального характера к взаимному
эмоциональному контакту.
Иногда
участникам терапии предлагается
сопоставить свои впечатления с
впечатлениями заинтересованных
наблюдателей. Такое сравнение выявляет
скрытое воздействие проекций, которыми
мы бессознательно себя окружаем.
«Подобного рода сопоставления позволяют
избежать упреков соседу… за свои
собственные проекции в его отношении!»
(С. Гингер).
«Следование
за Фигурой»
К.В.
Павлов считает, что эта техника является
«основной «техникой» Гештальт-терапии.
Он определяет эту «технику» как «качество
осознанности Терапевта, базирующееся
на знании теории поля и
помноженное на Неандертальские
ценности»7.
Поле
— суть все, что существует, и все, что
существует — является частью поля.
Причем, не принципиально, существует
ли некий объект,
или же его можно лишь помыслить. Все
равно, с точки зрения теории
поля, все объекты включены в единое
поле. Часть поля, доступная
осознанности Организма, называется
феноменологическим полем.
Организмом
в Гештальт-подходе называется сложное
психофизическое образование, отнюдь
не ограничивающееся пространственными
границами тела, а распространяющееся
и на те психические явления
и прочие реалии, которые субъект может
обозначить: «Это Я»
Следует
отметить, что основные положения
Гештальт-подхода были
разработаны
в интересах практики по преодолению
человеческого страдания,
и анализировать смысл теоретических
конструктов Гештальт-теории
необходимо, принимая данный факт во
внимание. Так, определение
Организма становится более доступным,
если вспомнить, как болезненно
порой отзываются в душе неудачи друга
или то, как можно
расстроиться, услышав нелестную оценку
своей любимой музыки.
Организмам
свойственно иметь потребности, для
удовлетворения которых
они вынуждены контактировать с Окружающей
средой. Организмическая
потребность способствует поляризации
феноменологического
поля на Фигуру (Гештальт) и Фон. Фигурой
(Гештальтом) называется фокус
осознанности в каждый конкретный момент
времени. Фигуральными могут быть чувства,
ощущения, переживания, телесные проявления
и прочие субъективные реалии. По мере
удовлетворения организмической
потребности фигуры чередуются, сменяя
одна другую. Так, например, если, будучи
голодным, я выделяю из среды вывески
кафе, острые запахи и замечаю жующих
людей, то,
стоит мне пообедать,
как в фокус осознанности начинают
«прорываться» совершенно иные
сигналы, отвечающие запросам очередной
«дозревающей» потребности.
Известно, что многие Гештальты по ряду
причин не находят своего
разрешения, и люди обречены переживать
затяжные состояния, носящие
зачастую болезненный характер,
перерастающие в хронические смутные
беспокойства, тоскливо-тревожные
переживания. При этом связь данных
состояний (Фигур или Гештальтов) с
Организмической потребностью утрачена
и не осознается субъектом.
Люди (Организмы) находят и вырабатывают
привычные способы адаптации к подобным
состояниям, позволяющие как-то
существовать,
хоть немного снижая остроту переживания
неприятных ощущений.
В таком-то состоянии и появляется обычный
клиент в приемной терапевта.
Согласно
теории, Организм решает свои проблемы
по удовлетворению потребностей только
самостоятельно, в процессе Организмической
Саморегуляции (ОС). Для того, чтобы ОС
«заработала», необходимо
«обратить внимание» Организма
(способствовать повышению осознанности)
на механизм сбоев, препятствующих
удовлетворению
потребностей, на то, как именно происходит
процесс жизни
в данных (подразумевается,
неудовлетворительных, болезненных)
условиях.
Согласно парадоксальной теории изменений
А. Бейссера, для
этого достаточно оставить человека в
Фигуре и поддержать в узнавании
привычно избегаемого болезненного
состояния. Но встают вопросы:
А где
Фигура? И какая Фигура — главная?
Фигуры клиента терапевт
выбирает, вне всяких сомнений, в связи
с собственными Фигурами,
то есть сугубо субъективно. Нет самой
правильной Фигуры, и сессия
может протечь по бесчисленному
множеству сценариев в зависимости от
каждой последующей взаимной интервенции
терапевта и клиента. Важно следовать
за Фигурами.
К.В.
Павлов дает методический комментарий,
которого требует техника Следования
за Фигурой. «Смысл содержится не в
Фигуре. Нет смысла и
в Фоне. Смысл возникает во взаимодействии
Фигуры и Фона. Организмическая
потребность поляризует Феноменологическое
Поле на Фигуру
и Фон. Фон насыщает Фигуру значением»8.
Незначительное
изменение Фона влечет принципиальное
изменение смысла при неизменной
Фигуре. В продолжительных сессиях
неизбежно смещение
с единожды избранной Фигуры к другим
Фигурам, возникающим по ходу работы.
Кроме того, может быть вполне адекватной
интервенцией
работа по насыщению Фона, детализация
обстоятельств, на Фоне которых
назрела Фигура. Например, если клиент
говорит о том, что ему часто снится
кошмарный сон про пилота авиалайнера,
для терапевта будет совершенно нелишним
не просто нафантазировать собственную
картинку,
а уточнить, как именно это представлено
в сознании клиента. Таким образом,
К.Павлов сравнивает терапевтическую
сессию с
непрерывным танцем «Фигура № 1 — Фон —
Фигура №2
— Фон — Фигура № 2 = Собственная Фигура
терапевта № 1 — и т.д.».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
«Задача психолога — уменьшить страдания и подвести к смирению»
Гештальт-терапевт Дмитрий Журкин — о провокационной терапии, отличиях коуча от психотерапевта и о том, что нужно сделать, прежде чем учиться на психолога
О том, что такое гештальт-терапия и «горячий стул»
Я влюбился в гештальт в тот момент, когда тренер посадил меня на стул и сказал: «Давай, поговори с папой. Представь, что он сейчас здесь перед тобой». Этот метод называется «горячий стул». И конечно, там было много слез, отчаяния, откровений, ненависти, агрессии, разочарования, обиды — и любви одновременно. Потому что невыраженная боль копится у нас внутри и образует блок. И пока ты не начнешь выплескивать свою бочку слез, в душе не образуется места для новых чувств.
В современном обществе многие живут от головы, исходя из каких-то своих стереотипов, концепций — и забывая о теле, чувствах и эмоциях. Гештальт-терапия работает именно через эмоциональный контакт, она помогает человеку вернуться к себе. К пониманию того, что на самом деле ты чувствуешь, что чувствует твое тело, чего ты действительно хочешь и почему не можешь себе это разрешить. Гештальт с помощью эмоционального проживания разных душевных затыков дает возможность человеку прожить боль, довести незаконченный спор до конца и высвободить место на другие проекты. Ты как будто выдохнул и начинаешь жить дальше — и, возможно, страдать по поводу уже каких-то других вещей.
Пока ты не начнешь выплескивать свою бочку слез, в душе не образуется места для новых чувств
В отличие от психоанализа гештальт более короткий психотерапевтический метод — не пять лет работы с клиентом, условно, а в среднем год. Кроме того, в психоанализе очень важен момент проговаривания — и 90% времени говорит клиент, а терапевт лишь вставляет редкие реплики. В гештальте же роль терапевта больше. Он присутствует в диалоге и работает своими чувствами, своей нервной системой: отзывается, анализирует, находится в эмоциональном контакте с клиентом.
Гештальтом я занимаюсь уже давно и до сих пор езжу на мастер-классы разных западных мастеров, хожу на обучающие группы. Это постоянный процесс самосовершенствования. И, как у психоаналитиков, у каждого гештальт-терапевта должен быть свой супервизор. Если выбрал гештальт как основной метод, ты можешь на него нанизывать другие краткосрочные методики. В моем случае это провокационная терапия, телесно ориентированная терапия, экзистенциальная и даже гипноз.
О провокативной терапии и внутренней стене
— Я не знаю, что делать, я без сил, — говорит пациент.
— Ну тогда все, иди помирай, — может неожиданно на это ответить психотерапевт.
Порой человека в глубокой печали можно таким образом расшевелить. Мы все в большой степени состоим из ограничивающих убеждений, которые в свое время навязали нам родители. И если все время подавлять собственные желания и порывы, они постепенно умирают. Метод провокативной терапии, который развил американских психолог Фрэнк Фаррелли, позволяет столкнуть человека с его собственной внутренней стеной, с его ограничивающим убеждением. При этом человек сначала «ударяется», фрустрируется, а потом начинает двигаться дальше, но уже по-новому, понимая и принимая, что он такой, какой есть. В нас включается защитная функция, и оказывается, что мы сильнее, чем думали.
Сидит перед тобой такой толстокожий бегемот, ввернешь одну-две фразы, встряхнешь его — и видишь, как пошла реакция
Этот метод хорош, например, для людей, которые ходят постоянно по психологам, превратив это в образ жизни. Есть смысл остановить их с помощью провокативной интервенции, заставить задуматься: «Когда ты уже начнешь жить, а не собирать разные концепции? Пора признать, кто ты, и жить своей жизнью».
Конечно, такие приемы недопустимы с тяжелыми, склонными к суициду травматиками. Некоторым этот метод может показаться диким, обесценивающим и оскорбительным. Но если сидит перед тобой такой толстокожий бегемот, ввернешь одну-две фразы, встряхнешь его — и видишь, как пошла реакция. Это может даже заставить человека поплакать, и тогда становится ясно, что он надел на себя эту броню, чтобы под ней стать незаметным.
Про фигуры, скрытые конфликты и психологию на службе бизнеса
«Изобразите скульптуру вашей компании — как она выглядит?» Такое задание — один из отличных методов в работе с коллективами компаний. 15−20 сотрудников за 10 минут должны изобразить скульптуру: лечь, встать, сесть, выстроиться в круг, пирамиду и создать фигуру, которая, по их мнению, отражает устройство компании. Это прекрасно раскрывает взаимодействие людей в коллективе.
А чего ты-то хочешь, если убрать приказ мамы и послание папы?
Про тренинги личностного роста, коучей, менторов и основную задачу психологов
Ментор — это как человек с палкой, который гонит клиента к обозначенной цели: «Вперед, давай, ты сможешь!» А задача психолога — сначала разобраться, точно ли это твоя настоящая цель. Или это отец тебе в детстве объяснял, что нужно быть успешным бизнесменом, а сам ты хочешь быть музыкантом. Если коуч или ментор приведет клиента к цели отца, через минуту ему станет грустно. Человек будет ставить себе новую навязанную цель и искать нового коуча. Терапия же, напротив, направлена на то, чтобы понять: а чего ты-то хочешь, если убрать приказ мамы и послание папы?
Каждый может стать тем, кем он может стать, и не больше. В 38 лет в балерину не превратишься
Сегодня предлагается много тренингов и коучингов. Некоторые из них очень жесткие, они возбуждают психику, говорят: давай, ты можешь все. При этом не обсуждают, какие реально у человека есть ресурсы и ограничения. В результате много разных «неэкологичных» штук случается. Я убежден, что каждый может стать тем, кем он может стать, и не больше. В 38 лет в балерину не превратишься. Просто все хотят халявы — быстро, коротко и просто. По той же причине у нас много магов и экстрасенсов. Но хорошо быстро не бывает. А от быстрых методов получается колосс на глиняных ногах. Лучше опираться на более фундаментальные психологические течения, заниматься терпеливо, осознавать, продумывать, проживать. И только тогда зернышко прорастет.
Задача психолога — помочь понять наши ограничения, принять их, уменьшить страдания, подложить соломку и подвести к некоему смирению. И вовсе не обязательно всем рваться на вершины и в лидеры — можно разрешить себе заниматься другими, более приятными вещами.
Про телесно ориентированную психологию
Приведу как пример одно из базовых упражнений: двое мужчин садятся друг к другу спиной. И от такой простой вещи у человека могут навернуться слезы. Если у него не было опыта поддержки от мужчины, если отец его все время давил, унижал, такой плотный телесный контакт с мужской спиной работает как контакт с фигурой отца. Для психики это новое, очень ресурсное переживание. Другое упражнение — полное расслабление: тебе вытягивают ноги, руки, полностью раскладывают тело, будто ты труп. И в полной расслабленности энергия организма восстанавливается. Телесно ориентированная терапия направлена на умение слушать свое тело: а что сейчас происходит у меня в животе, в ногах, шее? Он учит не игнорировать потребности и желания тела, а признавать их, давать им реализоваться. Этот метод — про близость, теплоту, прикосновение и возвращение тела себе.
Прежде чем выбирать психологию в качестве профессии, важно в течение года самому побыть клиентом
О том, что важно сделать, прежде чем начать учиться на психолога
Многие сегодня хотят стать психологами, думают: а что, прикольно, буду разговаривать с людьми, и при этом не понимают, что это очень непростой путь. Прежде чем выбирать психологию в качестве профессии, важно в течение года самому побыть клиентом: пройти личную терапию, походить на терапевтические группы, познакомиться с той болью, которая постоянно витает вокруг психотерапевтов, прислушаться к себе. Понять, готов ли ты выносить весь тот ад, который к тебе может принести человек. И только убедившись в своей готовности, имеет смысл идти учиться. Обычно в психологи идут те, у кого в детстве были какие-то сложности, травмы, — это нормально. Но многие студенты учатся, потому что избегают лечиться: сложно признать, что я клиент, лучше решить, что я студент. Но мы все клиенты по большому счету. И иногда лучше, проработав свои вопросы на личной терапии, на этом и остановиться.
О радости от встречи
Психотерапия для меня — это про радость от встречи. Самый кайф в работе — когда ты видишь настоящего человека, которого ты никогда не увидишь в метро, на вечеринке и очень редко — в разговоре с друзьями. Иметь дело с внутренним ребенком человека, с его тенью бесконечно интересно. Эта квинтэссенция, концентрат «настоящности» — вот что самое ценное. Когда видишь, как человек вдруг что-то важное осознает, у него открываются глаза, видишь радость в его лице: «Так вот оно в чем дело, а я мучился всю жизнь!» Слышать такое — непередаваемое удовольствие.
ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО ИНТЕРВЬЮ?
Глава 8. Гештальт-терапия.
. . .
Техника психотерапии.
Гештальт-терапия обладает большим количеством разнообразных техник, многие из которых заимствованы из других видов психотерапии, например из психодрамы, транзактного анализа, арт-терапии. Гештальтисты считают, что в рамках их подхода допустимо использование любой техники, служащей естественным продолжением диалога терапевта и клиента и усиливающей процессы осознавания.
Психология bookap
Гештальт-терапия может осуществляться в форме как индивидуальных, так и групповых сессий. При этом групповая работа в рамках гештальттерапии имеет свою специфику: в гештальт-группах акцент делается не на групповой динамике, хотя она и не игнорируется терапевтом, а на индивидуальной работе с одним членом группы, заявившим свою проблему. Таким образом, группа здесь является резонатором, хором, на фоне которого выступает солист.
Первым техническим приемом, используемым в процессе гештальт-терапии, служит заключение контракта. Как уже отмечалось, в этом направлении психотерапии терапевт и клиент являются равноправными партнерами и клиент несет собственную ответственность за результаты терапии. При заключении контракта оговаривается этот аспект, а также формулируются цели, которые ставит перед собой клиент. Для клиента, постоянно уходящего от ответственности, эта ситуация является проблемной и требует проработки. Таким образом, уже на стадии заключения контракта клиент учится брать на себя ответственность за себя и за то, что с ним происходит.
В гештальт-терапии принято разделение техник на две группы: техники диалога и проективные техники. Техника диалога — это работа, осуществляемая на границе контакта между клиентом и терапевтом. Терапевт отслеживает механизмы прерывания клиента и выносит свои эмоции и переживания, как часть среды, окружающей клиента, на границу контакта. Другая группа техник — это так называемые проективные техники, которые используются для работы с образами, сновидениями, воображаемыми диалогами, «частями» личности и т. п. Однако четкое разграничение этих техник возможно только в теории, в практической же работе они тесно взаимосвязаны.
Психология bookap
Одной из наиболее известных техник является техника «горячего стула», применяющаяся в ходе групповой работы. «Горячий стул» — это место, на которое садится клиент, намеревающийся рассказать о своей проблеме. При этом взаимодействие осуществляется только между ним и ведущим группы, а остальные члены группы становятся безмолвными слушателями и зрителями и включаются во взаимодействие только по просьбе терапевта. По окончании сессии члены группы сообщают о своих чувствах, причем необходимо, чтобы участники говорили именно о чувствах, а не давали советы и не оценивали человека, сидящего на «горячем стуле».
Еще одной оригинальной гештальт терапевтической техникой является концентрация (фокусированное осознавание). Осознавание должно происходить на трех уровнях: осознавание внешнего мира (что я вижу, слышу), внутреннего мира (эмоции, телесные ощущения), а также мыслей. Клиент, придерживаясь принципа «здесь и сейчас», рассказывает о том, что он осознает в данный момент, например: «Сейчас я сижу на стуле и смотрю на терапевта. Я чувствую напряжение и замешательство. Я слышу, как сильно стучит мое сердце». Этот эксперимент выполняет несколько функций. Во-первых, он позволяет усилить, обострить ощущение настоящего; Перлз описывает ситуации, когда после использования этой техники пациенты говорили о том, что мир для них стал реальнее и ярче. Во-вторых, этот эксперимент помогает осознать способы, с помощью которых человек убегает от реальности (например, воспоминания или фантазии о будущем). В-третьих, монолог-осознавание является ценным материалом для терапии.
Техника экспериментального усиления заключается в том, что клиент должен усилить какое-либо из своих малоосознаваемых вербальных или невербальных проявлений. Например, во время сессии клиент постоянно постукивает рукой по подлокотнику кресла, и терапевт предлагает усилить это движение. В результате постукивание превращается в интенсивные хлопки, а на вопрос терапевта о его ощущениях клиент сообщает, что чувствует гнев по отношению к терапевту. Это становится темой для дальнейшей работы. Другой вариант: клиент часто начинает свою речь со слов «да, но…», не осознавая этого. Терапевт предлагает клиенту каждую фразу начинать с этих слов. Это помогает клиенту осознать, что он соперничает с окружающими, в том числе и с членами группы, старается оставить за собой последнее слово.
Следующая техника — техника челнока — направлена на расширение зоны осознавания. Техника челнока связана с тем, что терапевт намеренно меняет уровни осознавания, фигуру и фон в сознании клиента. Например, клиент говорит о своем одиночестве (фигура — вербальная продукция клиента).
Терапевт. Когда вы говорите о своем одиночестве, у вас дрожат колени. (Фигура — телесные проявления; слова — фон.) Усильте эту дрожь. Что вы чувствуете? (Фигура — чувства; телесные проявления и вербальная конструкция одиночества — фон.)
Клиент. Я чувствую страх. В моих коленях находится страх.
Терапевт. Как ваш страх связан с вашим одиночеством? (Фигура — интеллектуальное понимание; фон — чувства и телесные проявления.)
Клиент. Я боюсь людей…
Челночное движение может осуществляться не только из разных зон осознавания, но и из прошлого в настоящее и наоборот. Например, клиентка сообщает, что испытывает постоянное раздражение при общении со своей начальницей. Терапевт предлагает ей выбрать из группы человека, который вызывает у нее подобное чувство, и, реализуя принцип «здесь и сейчас», работает с невротическими механизмами, проявляющимися в этих отношениях. Использование группы в качестве безопасной модели окружающего мира является характерной чертой гештальт-терапии.
Психология bookap
Наконец, к основным гештальт-терапевтическим техникам относится техника «пустого стула». «Пустой стул» используется для нескольких целей. Во-первых, на нем размещается значимый человек, с которым клиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, например отец, которому при жизни не были сказаны важные слова. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности. Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей личности, терапевт предлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. Внутриличностные конфликты часто порождаются внутренним диалогом «собаки сверху» — долга, требований общества, совести, и «собаки снизу» — желаний, эмоций, спонтанности. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие.
Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами. Например, клиентка Л., преподаватель вуза, сообщила о том, что испытывает двойственные чувства в связи со своей работой: с одной стороны, ей нравится общаться со студентами, читать лекции, с другой — работа вызывает у нее напряжение и неудовлетворенность. Терапевт предложил Л. поместить на одном стуле ту часть личности, которая любит свою работу, а на другом — ту, которая тяготится работой. Пересаживаясь с одного стула на другой и идентифицируясь с разными частями своей личности, клиентка вела диалог от их имени.
Клиентка (на левом стуле, уверенно, с блестящими глазами). Я люблю свою работу. Я чувствую себя умной, эрудированной. Мне приятно, что я могу заинтересовать людей.
Клиентка (на правом стуле, обращаясь к противоположной части). Какая из тебя эрудитка? Что ты вообще можешь? Говорить все умеют! Посмотри на себя! У тебя ничего не получается!
Терапевт. Кто так говорит в вашей реальной жизни?
Клиентка (пауза). Это… мой отец (плачет). Он никогда не верил в меня.
Для работы с частями личности используется и техника диалога с частями тела. Например, мужчина, рассказывая о своих взаимоотношениях в семье, шлепал себя ладонью по колену. Когда терапевт предложил ему высказаться от имени руки, то оказалось, что рука наказывает его за то, что он недостаточно хорош и недостаточно силен. Говоря от имени колена, по которому била ладонь, клиент сообщил о своем желании быть открытым, беззаботным, веселым, легкомысленным. Таким образом, рука представляла собой «собаку сверху», которая говорит, каким нужно быть, и наказывает за непослушание, а колено — «собаку снизу», которая пытается схитрить, но сделать то, что хочется.
Психология bookap
Еще одной интегрирующей техникой является техника работы с полярностями. Как указывалось выше, в гештальт-терапии существует представление, что в личности одновременно сосуществуют противоположности, полярности. Клиенту, жалующемуся на неуверенность, предлагается представить свою уверенную часть личности, попытаться пообщаться с другими людьми как уверенному человеку, пройтись уверенной походкой, провести воображаемый диалог между собственной уверенностью и неуверенностью. Человеку, которому трудно просить помощи у других, дается задание выпрашивать внимание участников группы, обращаться к ним с любыми, даже нелепыми просьбами. Подобное экспериментирование позволяет расширить зону осознавания у клиента таким образом, чтобы включить в нее ранее недоступный личностный потенциал.
Техника совершения кругов применяется в групповой психотерапии, когда член группы в качестве игры-экспериментирования просит определенных участников группы или всю группу высказаться о нем. Другой вариант — сам член группы по кругу выражает собственные чувства участникам группы. Известен прием из работы Перлза, когда он предложил студенту, испытывавшему страх выступлений перед большой аудиторией, пройти по аудитории и посмотреть в глаза каждому человеку. После этой процедуры тревожность заметно снизилась. Техника совершения кругов особенно эффективна при работе с механизмом проекции.
Оригинальна гештальт-терапевтическая техника работы со сновидениями, существенно отличающаяся от такой работы в других психотерапевтических направлениях. Все элементы сна рассматриваются как части личности клиента, с каждой из которых он должен идентифицироваться, чтобы присвоить собственные проекции или избавиться от ретрофлексии. Важно, чтобы, рассказывая о своем сне, клиент говорил о происходящем в настоящем времени. Например, клиент И. рассказал о таком сне: «Я иду по тропинке посреди поля. У меня хорошее настроение. Через какое-то время я вижу, что на тропинке стоит собака, которая привязана к вбитому в землю колышку. Она лает на меня, показывает клыки. Я поднимаю с земли палку и пытаюсь отогнать ее, но она лает еще сильнее и не пропускает меня. Я останавливаюсь в растерянности». Говоря от имени тропинки, И. сказал: «Я веду тебя к людям, я веду тебя к веселью и радости». От имени собаки: «Я хочу привлечь твое внимание. Я хочу проверить тебя на прочность, испугаешься ты или нет. А еще я хочу есть и пить; может быть, ты меня накормишь?» От имени палки: «Я только с виду такая крепкая и тяжелая. На самом деле я могу сломаться, собака может легко перегрызть меня». Дальнейшая работа показала, что сои был связан с отношением И. к женщинам, которых он боялся и чувствовал себя рядом с ними неуверенно. Работа со сном позволила клиенту понять причину отсутствия длительных отношений с женщинами.
Как уже говорилось, в гештальт-терапии используются техники других психотерапевтических направлений, но это делается для достижения специфической цели — обретения так называемой мудрости тела.
Гештальттерапия Перлза
Основателем данного метода психотерапии является Фредерик Перзл – один из ведущих врачей-психиатров начала прошлого столетия. Взяв за основу элементы гештальт-психологии и психодрамы, биоэнергетику и практику психоанализа, восточные учения и такие направления философии как экзистенциализм и феноменализм, Перзл разработал абсолютно самостоятельное направление, оказавшее значительное влияние на практическую психологию, которое получило название гештальт-терапия.
Что такое гештальттерапия?
Слово гештальт в переводе с немецкого языка буквально означает «целостность», «фигура», «образ». Гештальт-терапия направлена на достижение человеком гармонии с собой, своим организмом и окружающем миром, и заключается в сотворении целостного образа его личности. Основной целью гештальт-терапии является восстановление личностью естественного контакта с другими людьми, обретение им жизненной энергии.
Теория гештальттерапии
Базовая идея гештальттерапии заключается в способности нашей психики к саморегуляции, возможности человека приспосабливаться к окружающей среде, нести ответственность за свои действия, ожидания и намерения. Из этого вытекает главный принцип данного метода – стремление к расширению осознавания себя и мира. Только осознанный человек может эффективно развиваться и нести ответственность за свою жизнь. Фредерик Перзл назвал такое стремление «сознательное осознавание», подразумевая под этим термином проживание ситуации в настоящем моменте, здесь и сейчас. Человек должен сознательно присутствовать в этом проживании, забыв о своем уме, доверяя лишь собственным чувствам. Именно тогда терапевт сможет выделить из сознания пациента актуальные на данный момент проблемы, не распыляясь на несущественное.
Гештальттераппия – основные положения
Основными аспектами традиционной гештальт-терапии являются:
- Осознанность. Концентрируясь на настоящем, человек полностью погружается в волнующую его ситуацию, она проживается им здесь и сейчас (или, по терминологии Перзла, «здесь и как»). При этом терапевт старается максимально задействовать сознание своего пациента, погрузить его в «сознательное осознавание» ситуации, меняя степень включенности сознания в зависимости от интенсивности переживаний.
- Актуальность. Как уже говорилось выше, в гештальттерапии рассматриваются только наиболее существенные для человека проблемы, волнующие его в данный момент. И даже прошлые события подаются на сеансе гештальт-терапии с точки зрения настоящего. Пациент осознанно погружает себя в ситуацию, которая волнует его много лет, и пытается справиться с ней таким способом, как если бы она происходила в настоящем.
- Ответственность. В процессе терапии человек должен осознать, что все действия, совершаемые им в настоящем, могут привести к той или иной проблеме, поэтому он должен быть не только осознанным, но и научиться переживать свои реальные эмоции, не скрываясь, не задвигая их в дальний «угол» своего сознания.
- Контакт. Одна из основных задач гештальт-терапии – научиться присваивать себе собственный опыт. Иными словами, доводить контакт с миром до полного завершения, не откладывая свои побуждения на потом. Такое контактирование с окружающим миром гештальт-терапевты называют «цикл-контактом». Каждый цикл-контакт состоит из шести этапов: возникновение желания, его осознавание, выделение энергии для его реализации, действие, непосредственно сам контакт и последующие отступление, сопровождаемое чувством глубокой удовлетворенности. Остановка этого цикла на начальных этапах порождает проблему. Например, человек не может решиться на важный разговор, и это стремление превращается в проблему.
- Интеграция. Три вышеперечисленных аспекта направлены на воссоздание целостного образа человека, достижение им гармонии в пяти основных сферах: эмоциональной, физической, рациональной (сфере мышления и творчества), социальной и духовной. Достигается такая интеграция различными приемами и техниками, такими как фокусировка внимания в здесь-и-сейчас, принятие пациентом ответственности за свою жизнь, подведение человека к осознаванию проблемы, работа с полярностями его психики, применение метафор в разговоре, использование арт-терапии, монодрамы (психодраматической техники, в которой для разыгрывания ситуации задействуются различные предметы – стулья, игрушки и т.д.).
Техника «Горячий стул»
В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника (монодрама), разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» (иногда её называют «Пустой стул»). На середину комнаты, друг напротив друга, ставятся два стула. На один из них садится пациент, смотрит на пустой стул и задает вслух вопрос, как бы обращаясь к невидимому человеку. В роли того или иного собеседника могут выступать близкие пациенту люди, например, его отец. После этого он пересаживается на второй стул и дает на него ответ от имени своего отца. Таким простым способом можно выявить причины многих внутренних проблем и даже разрешить их.
В коллективном варианте, в качестве «горячего стула» выступает место участника, на котором фокусируется внимание всей группы. Доброволец садится на этот стул и задает группе вопрос, например такой: «Что вы находите во мне привлекательным? А что во мне вам не нравится?». Каждый из участников практики по очереди отвечает на этот вопрос.
Особенности гештальтерапии
Гештальттерапию часто называют «женским подходом» в решении проблем. Она больше подходит для чувствительных женщин, любящих углубляться в собственное сознание для поиска проблем и причин их породивших, чем для энергичных, ориентированных на действие мужчин. Гештальт-терапия подразумевает – справиться с внутренними проблемами достаточно сложно и не использует позитивных образов в работе. На гештальт-сеансах вас не научат правильно жить, не дадут основы эффективного общения и не раскроют силу вашего разума. Здесь вам помогут в поиске существующих проблем, укажут на ваши ошибки и слабые стороны. Найдя внутреннюю (обязательно актуальную) проблему, терапевт поможет устранить её, чтобы она не мешала вашему развитию или нормальной жизни. Гештальт-терапия поможет вам найти баланс между разумом и чувствами, при этом чувства будут занимать главенствующее место. Вам порекомендуют обращать больше внимания на сигналы, исходящие изнутри, приспосабливаться к миру творчески.
Гештальт-терапия может длиться не больше двух лет. Предполагается, что за такой длительный период человек станет более осознанным, что поможет ему избегать множества проблем или решать их по мере возникновения.
Автор: Жанна Шишкова
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Метод
«Горячий стул»
Подготовила: Балташева Джанылкан. -
2 слайд
Формируемые навыки
Совместной работы;
Креативного подхода к решению
задач;
Мышления, принятия решений; -
3 слайд
Сущность метода
Представляет собой творческое ролевое задание в качестве эффективного инструмента для обсуждения проблемных вопросов, взаимообмена информацией.
-
4 слайд
Алгоритм реализации метода
Ученикам назначается роль определенного персонажа, либо они сами придумывают роль, имеющую отношение к поставленному вопросу.
Ученики анализируют свои роли в группах или самостоятельно.
. Другие участники групп продумывают сложные вопросы для человека, располагающегося на «горячем» стуле
Обсуждаемый герой садится на «горячий» стул, и одноклассники его опрашивают. Это поможет ученикам почувствовать сопереживание определенному человеку или свою сопричастность с той точкой зрения, мнением, которое они не разделяют. -
5 слайд
. Темой «горячего» стула может стать такая проблема, как всемирное потепление, зашита животных и как стать самостоятельным и мн. др. Характер данного метода позволяет принять участие и высказать свое мнение каждому члену класса, в том числе и учитель
. Принцип метода позволяет организовать в классе игру по разгадыванию тайн, в ходе которой учащиеся класса должны установить личность человека, располагающегося на «горячем» стуле
. В процессе опроса, организованного после выполнения задания, рекомендуется постановка вопросов для учеников следующего характера: что они узнали, что для них было интересного, и оспорили ли бы они что-либо из сказанного человеком на «горячем» стуле.
Рекомендуется учителям/организаторам провести анализ имеющихся пробелов в знаниях учеников класса и на его основе осуществлять дальнейшее планирование. -
6 слайд
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников
Один «горячий» стул ставится лицом к группе. В целях обеспечения более непринужденного общения, допускается расположение «горячего» стула в центре круга. -
7 слайд
1. Назови свою фамилию, имя, отчество
2. Назови свою фамилию, имя мамы, папы
3. Сколько тебе лет?
4. Где ты живешь?
5. У тебя есть сестра, брат?
6. Как зовут твоих друзей?
7. Какие имена девочек (мальчика) ты знаешь?
8. Назови дни недели, времена года
9. На какое время года на деревьях появляются листья?
10. Каких домашних животных ты знаешь? -
8 слайд
Рефлексия «Пожелание»
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть умным будет ум у вас.
А сердце будет добрым.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево. -
9 слайд
Удачи Вам во всем,
дорогие коллеги!
Спасибо за внимание!