Тепловоз ту10 техническое описание и инструкция по эксплуатации
ТУ10-018
ТУ10 — Тепловоз Узкоколейный, тип — 10. Выпускается с 2010 года на Камбарском машиностроительном заводе. Построено 33 тепловоза.
Узкоколейный тепловоз созданный специально для детских железных дорог. Кабины просторнее и рассчитаны на 3 человека: машинист, помощник и инструктор.
Сам тепловоз оборудуется микропроцессорной электронной системой управления, контроля и диагностики; системой автоматического пожаротушения; устройством безопасности КЛУБ-У.
Особенности:
Тепловоз специально разработан под нужды детских ж/д, проще в управлении и безопаснее
Оснащён КЛУБ-ом, системой автоматической диагностики и пожаротушения
Часть элементов тепловоза позаимствована с автобусов, гидромеханическая передача, манометры и др.
ТУ10-008
ТУ10-013
ТУ10-023
ТУ10-032
ТУ10-010 кабина
Технические характеристики:
Высота — 3680 мм
Длина — 11 040 мм
Ширина — 2550 мм
Колея — 750 мм
Конструкционная скорость — 50 км/ч
Минимальный радиус прохождения кривых — 40 м
Мощность дизеля (ЯМЗ 6563.10) — 230 л.с.
Осевая формула — 2г-2г
Служебная масса — 20 т
Тип передачи — гидромеханическая, VOITH D864 или DIWA 3E
Глава I Основные конструктивные особенности и техническая характеристика тепловоза ТУ2 Глава II Дизель 1Д12 Кривошипно-шатунный механизм Механизм передач Механизм газораспределения Топливоподающие аппараты Воздухоподающая и выпускная системы Топливная система Система охлаждения Система смазки Установка дизеля и соединение его с генератором Глава III Холодильник тепловоза Радиаторы холодильника Привод вентилятора холодильника Управление холодильником Глава IV Схема и оборудование воздушной системы Компрессор Пневматический тормоз Система пневматических песочниц Пневматическая система управления Глава V Электрическая передача Главный генератор Возбудитель Вспомогательный генератор Тяговый электродвигатель Вспомогательные электродвигатели Аккумуляторная батарея Основные электрические аппараты Схема электрических соединений Испытание тепловоза под реостатом и настройка электрической схемы Глава VI Рама и кузов тепловоза Тележка Глава VII Распределительный редуктор Котел-подогреватель Установка скоростемера СЛ-2 Глава VIII Тепловозная бригада и ее обязанности Подготовка тепловоза к работе Пуск дизеля Приведение тепловоза в движение Обслуживание тепловоза в пути Осмотр тепловоза после работы Особенности эксплуатации тепловоза в зимнее время Текущее содержание и ремонт тепловоза
Тепловоз ТУ6, ТУ7
Глава І. Устройство и технические данные тепловозов ТУ6А и ТУ7 Устройство тепловоза ТУ6А Устройство тепловоза ТУ7 Техническая характеристика Тягово-экономические характеристики тепловозов Глава II. Дизели тепловозов ТУ6А и ТУ7 Техническая характеристика Особенности конструкции дизеля ЯАЗ-М204А Основные узлы дизеля Система смазки Система питания топливом Система регулирования Система охлаждения Особенности конструкции дизеля 1Д12-400 Основные узлы дизеля Система питания топливом Система смазки Система охлаждения Пусковые устройства Возможные неисправности дизелей Глава III. Внешние системы дизелей Топливная система Масляная система Система охлаждения и подогрева Система управления дизелем Воздухоподающая а газовыпускная системы Глава IV. Передачи Назначение передачи на тепловозе Механическая передача тепловоза ТУ6А Гидравлическая передача тепловоза ТУ7 Общие сведения о гидравлической передаче и ее технические данные Устройство гидропередачи Основные узлы гидропередачи Работа гидравлической передачи Устройство и работа гидротормоза Возможные неисправности гидропередачи Глава V. Вспомогательное вборудованне Холодильник, Вентилятор Пневматическая система и тормозное оборудование Песочная система Ручяой тормоз Глава VI. Электрическое оворудоваиие Электрическая схема тепловоза ТУ6А Электрическая схема тепловоза ТУ7 Аккумуляторные батареи, электрические машины и аппараты Возможные неисправности электрооборудования Глава VII. Кузов и экипажная часть Кузов Экипажная часть Глава VIII. Эксплуатация тепловозов Обязанности тепловозной бригады и порядок вождения поездов Обкатка тепловозов Особенности эксплуатации тепловозов в зимнее время Экипировка тепловозов Виды и периодичность технических уходов и ремонтов Важнейшие сведения по технике безопасности при эксплуатации и ремонте узкоколейных тепловозов
Тепловоз ТЕ2
Глава I. Общие сведения, техническая характеристика и основные конструктивные особенности тепловоза 1. Краткая историческая справка о развитии тепловозной тяги в СССР 2. Характеристика и основные конструктивные особенности тепловоза ТЭ2 Глава II. Двигатель 3. Рама двигателя 4. Коренные подшипники 5. Коленчатый вал 6. Блок цилиндров 7. Цилиндровая втулка 8. Шатунно-поршневая группа 9. Крышка цилиндра и её арматура 10. Газораспределительный механизм 11. Топливный насос 12. Регулятор безопасности 13. Форсунка 14. Регулятор числа оборотов вала двигателя 15. Турбовоздуходувка 16. Масляный насос и его привод 17. Регулировка двигателя. Глава III. Трубопроводы и вспомогательное оборудование тепловоза 18. Схема и оборудование топливной системы 19. Схема и оборудование водяной системы 20. Схема и оборудование масляной системы 21. Схема и оборудование воздушной системы Глава IV. Холодильник тепловоза 22. Секции холодильника 23. Привод вентилятора холодильника 24. Управление холодильником Глава V. Электрическое оборудование 25. Общее понятие об электрической передаче 26. Главный генератор 27. Двухмашинный агрегат 28. Тяговый электродвигатель 29. Вспомогательные электрические двигатели 30. Аккумуляторная батарея 31. Электрические аппараты 32. Схема электрических соединений 33. Испытание тепловоза под реостатом и настройка электрической схемы Глава VI. Механическое оборудование 34. Главная рама 35. Тележка 36. Колёсная пара 37. Букса 38. Рычажная система тормоза 39. Рессорное подвешивание 40. Кузов 41. Скоростемер Глава VII. Эксплуатация тепловозов 42. Подготовка тепловоза к работе 43. Пуск двигателя 44. Трогание тепловоза с места 45. Следование в пути 46. Экипировка тепловоза 47. Постановка тепловоза в депо 48. Особенности эксплуатации тепловозов в зимнее время
Тепловоз ТЕ3
Глава 1. Устройство тепловоза и его характеристики 1. Расположение оборудования на тепловозе 2. Основные тягово-эксплуатационные и технические характеристики тепловоза Глава 2. Дизель 2Д100М 3. Принцип работы двухтактного двигателя 4. Рама, блок и втулки цилиндра 5. Поршень, поршневые кольца и шатун 6. Коленчатые валы, их подшипники и антивибратор 7. Эластичная муфта, выпускные коробки и коллектор 8. Вертикальная передача, воздуходувка и приводы 9. Валы топливных насосов и их привод, глушитель шума и валоповоротное устройство 10. Регуляторы частоты вращения типа Д100. Глава 3. Системы дизеля и тепловоза 11. Масляная система тепловоза и дизеля 12. Топливная система тепловоза и дизеля 13. Система охлаждения дизеля 14. Основные конструктивные изменения в дизель-генераторе 2Д100 Глава 4. Электрическое оборудование 15. Расположение электрического оборудования 16. Тяговый генератор 17. Тяговый электродвигатель 18. Двухмашинный и тахометрический агрегаты 19. Электрические аппараты 20. Регуляторы напряжения Глава 5. Электрическая схема тепловоза 21. Общие сведения 22. Автоматическое управление возбуждением тяговых электродвигателей 23. Автоматическое регулирование мощности и изменения в схеме 24. Защитные устройства и противопожарная установка Глава 6. Экипажная часть 25. Рама и кузов тепловоза 26. Тележка 27. Автоматическая локомотивная сигнализация с автостопом, тепловозная радиостанция Глава 7. Эксплуатация тепловоза 28. Подготовка к пуску дизеля 29. Пуск дизель-генератора 30. Уход за тепловозом в пути следования Глава 8. Основы организации обслуживания и ремонта тепловозов 31. Организация технического обслуживания 32. Объем и характеристика работ при техническом обслуживании и ремонте Глава 9. Основные положения и технические требования по ремонту 33. Сборочные единицы и детали 34. Типовые соединения 35. Сборочные единицы с подшипниками скольжения и качения 36. Зубчатые передачи, сальниковые уплотнения и резинометаллические детали 37. Трубопроводы 38. Монтаж сборочных единиц Глава 10. Технические обслуживания 39. Общие положения 40. Осмотры основного оборудования 41. Осмотры вспомогательного оборудования Глава 11. Объемы и порядок выполнения работ при текущих ремонтах ТР-1 и ТР-2 42. Текущий ремонт ТР-1 43. Текущий ремонт ТР-2 Глава 12. Объемы и порядок выполнения работ при текущих ремонтах ТР-3 44. Основные узлы дизеля 45. Вспомогательное оборудование дизеля 46. Вспомогательные механизмы тепловоза 47. Экипажная часть тепловоза Глава 13. Ремонт электрооборудования 48. Возможные неисправности электрических машин 49. Ремонт электрических машин и аппаратов Приложение. Возможные неисправности в работе тепловоза ТЭЗ и способы их устранения
Тепловоз М62
Глава 1 Устройство тепловоза и его характеристика Устройство тепловоза Тяговая и техническая характеристики тепловоза Глава 2 Дизель Устройство дизеля и его техническая характеристика Узлы остова дизеля Кривошипио-шатуииый механизм Система воздухосиабжеиия Редуктор, выпускные коллекторы и механизм распределения. Система топлива Система охлаждения Система масла Объединенный регулятор Вспомогательные узлы и устройства Глава 3 Системы, обеспечивающие работу дизеля Топливная система тепловоза Водяная система тепловоза Масляная система тепловоза Глава 4 Электрическое оборудование Принципиальная схема электрической передачи Узлы и элементы системы автоматического регулирования возбуждения Формирование характеристики тягового генератора Тяговый генератор Тяговый электродвигатель ЭД-118А Двухмашинный агрегат Сиихроииый подвозбудитель ВС-652 Вспомогательные электрические машины Электрические аппараты Реле Контакторы Блоки выпрямителей Автоматические выключатели Электроизмерительные приборы Регулятор напряжения типа ТРН-1 Электропневматические вентили и тяговые электромагниты Резисторы Кислотная аккумуляторная батарея 32ТН-450* Работа электрической схемы тепловоза Сигнализация и защита в тяговом режиме Регулировка электрооборудования тяговой передачи Глава 5 Охлаждающее устройство Холодильник тепловоза Подпятник и веитиляториое колесо холодильной камеры Система автоматического регулирования (САР) температуры воды и масла Эксплуатация холодильника в знмннх условиях Глава 6 Редукторы и приводы вспомогательных механизмов Установка редукторов и приводов Редукторы Карданные валы и пластинчатые муфты Глава 7 Тормозиаи система Краткое описание тормозной системы Компрессор236 Регулятор давления ЗРД Рычажная передача тормоза Глава 8 Пневматическая и песочная системы, устройства фильтрации воздуха и вспомогательное оборудование Пневматическая система управлення Песочная система Фильтрация воздуха Вентиляторы и отопительно-вентиляцношгая установка Глушитель выпуска газов Противопожарная установка Глава 9 Экипажная часть Кузов и рама тепловоза Тележка
Тепловоз 2М62
Глава 1 Общее устройство тепловоза, его техническая характеристика 1.1. Устройство тепловоза. 1.2. Техническая и тяговая характеристики тепловоза Глава 2 Системы, обеспечивающие работу тепловоза 2.1. Топливная система (низкою давлення) 2.2. Масляная система 2.3. Водяная система Глава 3 Охлаждающее устройство 3.1. Холодильная камера 3.2. Теплообменник 3.3. Вентилятор охлаждающего устройства 3.4. Система автоматического регулирования температуры воды и масла 3.5. Особенности эксплуатации охлаждающего устройства в зимний и летний периоды Глава 4 Принципиальная схема н автоматическое регулирование тяговой электропередачи 4.1. Принципиальная схема тяговой электропередачи 4.2. Элементы системы автоматического регулирования возбуждения тягового генератора 4.3. Формирование характеристик тягового генератора Глава 5 Расположение, монтаж электрооборудования и электрическая схема тепловоза 5.1. Расположение и монтаж электрооборудования тепловоза 5.2. Схема электрических цепей тепловоза Гласа 6 Электрические машины 6.1. Тяговый генератор 6.2. Тяговый электродвигатель 6.3. Двухмашинный агрегат 6.4. Синхронный подвозбудтель 6.5. Вспомогательные электрические-машины Глава 7 Электрические аппараты и аккумуляторная батарея 7.1. Контроллер машиниста КВ 1552 7.2. Реле 7.3. Контакторы 7.4. Реверсивный переключатель ППК ЖЖН 102 7.5. Автоматические выключатели 7.6. Лмплнстат возбуждения АВ-ЗЛ 7.7. Трансформаторы 7.8. Гахомстрнчсскнй блок БА-4 20 7.9. Индуктивный датчик ИД-ЗІ 7.10. Регулятор напряжения DPI 1-3D 7.11. Блок и панели выпрямителей 7.12. Электропневматическнс вентили и тяговые электромагниты 7 13. Резисторы 7.14. Аккумуляторная батарея 32ТН 450 Глава 8 Регулирование тяговой электропередачи при реостатных испытаниях 8.1. Настройка селективной характеристик 8.2. Настройка внешней характеристики 8.3. Регулирование мощности тягового генераторами на промежуточных позициях и аврийных режимах 8.4. Настройка реле перехода Глава 9 Вспомогательные механизмы и нх приводы 9.1. Общая компоновка вспомогательных механизмов и их кинематическая схемы 9.2. Приводы вспомогательных механизмов, требования к установке вспомогательною оборудования 9.3. Редукторы 9.4. Вентиляторы охлаждения тягопого ге-нератора и тяговых электродвигателей Глава 10 Тормозная система 10.1. Пневматический тормоз 10.2. Рычажная передача тормоза 10.3. Ручкой тормоз Глава 11 Пневматическая и песочная системы, устройства фильтрации воздуха и вспомогател оборудование 11.1. Пневматическая система приборов управления и обслуживания 11.2. Песочная система 11.З. Противопожарная установка 11.4. Устройства фильтрации воздуха 11.5. Глушитель шума выпуска газов дизеля Глава 12 Экипажппя часть 12.1. Рама тепловоза и ударно-тяговые устройства 12.2. Кузов 12.3. Тележка
Тепловоз 2ТЕ10В
Техническое описание тепловоза 1. Устройство тепловоза 1. Общие сведения о работе тепловоза. 2. Экипажная часть 2.1. Рама тепловоза 2.2. Кузов 2.3. Тележка 3. Дизель 10Д100 3.1. Назначение и работа. 3.2. Рама дизель-генератора. 3.3. Блок дизеля. 3.4. Цилиндры 3.5. Коленчатые валы 3.6. Антивибратор. 3.7. Муфта привода генератор,». 3.8. Вертикальная передача 3.9. Поршни 3.10. Шатуны 3.11. Валы топливных насосов 3.12. Привод валов топливных насосок. 4. Объединенный регулятор 4.1. Принципиальная схема устройства и работы объединенного регулятора 4.2. Регулятор частоты вращения. 4.3. Регулятор мощности 4.4. Электрогидравлическое управление частотой вращения вала дизель-генератора 4.5. Конструкция объединенного регулятора 5. Управление дизелем 5.1. Рычажная передача. 5.2. Устройство аварийной остановки. 5.3. Пусковой сервомотор. 5.4. Привод агрегатов. 5.5. Валоповоротный механизм. 6. Система наддува и выпуска 6.1. Назначение системы наддува. 6.2. Турбокомпрессор. 6.3. Центробежный н.-и нетптсл:,. 6.4. Воздухоохладители 6.5. Система выпуска 7. Топливная сие тема 7.1. І Іа.’іііачсііне системы 7.2. Топливный насос. 7.3. Толкатель 7.4. Форсунка 7.5. Фильтр тонкой очистки топлива. 8. Система смазки 8.1. Назначение системы. 8.2. Масляный насос. 8.3. Система вентиляции картера. 9. Система охлаждения 9.1. Назначение системы. 9.2. Водяные насосы 9.3. Аварийная защита. 10. Системы тепловоза 10.1. Топливная система тепловоза 10.2. Масляная система тепловоза. 10.3. Водяная система тепловоза. 10.4. Система автоматического регулирования температуры воды и масла дизеля 10.5. Песочная система 10.(!. Воздухопровод автоматики. 10.7. Воздухоочиститель 10.8. Выпускные трубы. 10.9. Отопительно-вентиляционная установка. 10.10. Противопожарные средства тепловоза 10.11. Тормозная система 11. Вспомогательное оборудование 11.1. Привод вспомогательных силовых механизмов 11.2. Распределительные редукторы 11.3. Редуктор привода синхронного подвозбудителя 11.4. Гидропривод вентилятора холодильника. 11.5. Редуктор вентилятора охлаждения тягового генератора 12. Электрооборудование тепловоза 12.1. Расположение электрического оборудования на тепловозе. 12.2. Электрические машины. 12.3. Электрические аппараты силовых цепей и цепей управления 12.4. Аппараты автоматического регулирования параметров тепловоза. 12.5. Блоки и панели выпрямителей 12.6. Ящики и панели с резисторами 12.7. Электрическая схема тепловоза 2ТЭ10В 12.7.1. Назначение и монтаж электрооборудования. 12.7.2. Условные обозначения элементов схемы. 12.7.3. Работа электрической схемы при пуске дизеля и па холостом ходу. 12.7.4. Работа электрической схемы на холостом ходу при изменении частоты вращения вала дизеля 12.7.5. Работа электрической схемы в тяговом режиме. 12.7.6. Работа электрической схемы возбуждения и регулирования тягового генератора. 12.7.7. Селективная характеристика. 12.7.8. Внешняя характеристика генератора. 12.7.9. Работа схемы возбуждения на промежуточных позициях контроллера. 12.7.10. Аварийный режим возбуждения тягового генератора. 12.7.11. Ослабление поля возбуждения тяговых электродвигателей 12.8. Сигнализирующие и защитные устройства 12.9. Вспомогательные цепи и устройства в электрической схеме тепловоза Инструкция по эксплуатации 1. Общие указания 2. Меры безопасности 3. Подготовка тепловоза к работе 3.1. Экипировка. 3.2. Порядок полного слива масла 3.3. Порядок полного слива воды из системы охлаждения дизеля 3.4. Порядок полного слива воды из системы охлаждения масла и наддувочного воздуха 4. Подготовка к первому пуску дизеля 5. Пуск дизеля. 6. Осмотр после пуска дизеля 7. Работы, выполняемые при выезде из депо и смене бригад 7.1. Экипаж. 7.2. Пульт управления и высоковольтная камера 7.3. Электрические машины. 7.4. Дизель и системы. 7.5. Агрегаты вспомогательного оборудования и их приводы. 8. Проверка последовательности действия электроаппаратуры. 8.1. Перед пуском дизеля. 8.2. При работающем дизеле. 9. Порядок эксплуатации тепловоза. 10. Остановка дизеля. 11. Смена поста управления с пульта первой секции на пульт второй секции 12. Работа тепловоза одной секцией. 13. Особенности подготовки и эксплуатации тепловоза в различных климатических условиях. 13.1. Подготовка тепловоза к работе в зимний период 13.2. Эксплуатация тепловоза в холодное время года. 13.3. Подготовка тепловоза к работе в летний период. 13.4. Эксплуатация тепловоза в летнее время 14. Правила хранения 15. Пересылка тепловоза 16. Возможные неисправности в работе тепловоза, их причины и метод устранения. Инструкция по техническому обслуживанию 1. Общие указания. 2. Меры безопасности 3. Виды и периодичность технического обслуживания. 4. Порядок технического обслуживания тепловоза 5. Ввод тепловоза в депо от постороннего источника тока 6. Техническое обслуживание дизель-генератора 10Д100 6.1. Основные положения. 6.2. Осмотр дизель-генератора. 6.3. Контроль затяжки гаек коренных подшипников. 6.4. Замена масла в объединенном регуляторе. 6.5. Регулировка иглы обратной связи. 6.6. Настройка частоты вращения вала дизеля 6.7. Разборка и сборка узлов дизеля. 6.8. Объединенный регулятор. 6.9. Замена сальника водяного насоса. 6.10. Промывка воздухоохладителя дизеля 6.11. Центровка муфты привода генератора. 6.12. Установка опережения нижнего коленчатого вала. 6.13. Регулировка длины шатуна в сборе с поршнем 6.14. Определение линейного сжатия 6.15. Регулировка положения валов топливных насосов. 6.16. Установка топливных насосов 6.17. Турбокомпрессор. 7. Предотвращение разжижения масла топливом 8. Предупреждение помпажа турбокомпрессоров. 9. Предупреждение возникновения трещин и прогаров в поршнях и задиров гильз и поршней. 10. Предупреждение образования трещин в гильзах цилиндров и их рубашках по адаптерным отверстиям. 11. Промывка фильтра грубой очистки масла. 12. Замена элементов фильтра тонкой очистки масла. 13. Промывка центробежного фильтра 14. Промывка фильтра грубой очистки топлива 15. Замена элементов фильтра тонкой очистки топлива. 16. Контрольно-измерительные приборы 17. Промывка водяной системы тепловоза. 18. Промывка топливной системы. 19. Отбор проб масла и воды дизеля, масла компрессора. 20. Топливоподкачивающий агрегат. 21. Маслопрокачивагощий агрегат 22. Подогреватель топлива. 23. Топливный бак 24. Клапаны. 25. Радиаторная секция. 26. Нагревательная секция отопительно-вентиляцнонного агрегата 27. Теплообменник 28. Воздухоочиститель 29. Дифференциальный манометр. 30. Тифон. 31. Воздухопенная противопожарная установка 32. Тормозное оборудование. 33. Компрессор КТ7. 34. Силовые и вспомогательные механизмы 34.1. Валопроводы и вентиляторы 34.2. Гидропривод вентилятора холодильной камеры. 34.3. Редуктор распределительный задний 34.4. Редуктор распределительный передний. 34.5. Редуктор привода вентилятора тягового генератора. 34.6. Редуктор привода синхронного подвозбудителя 34.7. Автоматический привод гидромуфты вентилятора холодильника 35. Электрооборудование 35.1. Общие указания. 35.2. Электрические машины 35.3. Электрические аппараты 35.4. Полупроводниковые блоки и аппараты управления. 35.5. Провода, кабели, соединительные и токособирательные шины 35.6. Аккумуляторная батарея. 35.7. Сопротивление изоляции электрических цепей тепловоза 35.8. Сушка изоляции электрических машин., 35.9. Разборка н сборка электрических машин и аппаратов.. 35.10. Экипажная часть 36. Реостатные испытания 36.1. Обніме указания 36.2. На холостом ходу дизеля 36.3. Проверка работы электрической схемы на холостом ходу генератора. 36.4. Настройка селективной характеристики на 15-й позиции контроллера 36.5. Настройка внешней характеристики на 15-й позиции контроллера 36.6. Проверка параметров дизеля при работе на полной мощности 36.7. Настройка пусковых характеристик 36.8. Настройка характеристики аварийного режима 36.9. Настройка аварийной схемы возбуждения 36.10. Настройка реле перехода. 36.11. Проверка срабатывания реле заземления 36.12. Замер уровня вибрации тягового генератора и турбокомпрессора. 36.13. Проверка работы вспомогательного оборудования. 37. Чертежные и допускаемые в эксплуатации размеры деталей и узлов тепловоза. 38. Консервация тепловоза 39. Расконсервация тепловоза. Приложения
Тепловоз 2ТЕ10М
Глава I Устройство тепловоза 1. Расположение оборудования 2. Тяговая характеристика и основные технические данные одной секции тепловоза Глава II Дизель 1 ОД 100 3. Устройство, техническая характеристика и установка на тепловозе 4. Конструкция основных сборочных единиц. 5. Регулятор частоты вращения и мощности. 6. Системы дизеля и устройства управления. Глава III Системы, обеспечивающие работу дизеля 7. Топливная система. 8. Масляная система 9. Водяная система Глава IV Охлаждающее устройство 10. Холодильная камера и теплообменник П. Система автоматического регулирования температуры (САРТ) 12. Гидропривод вентилятора холодильной камеры. Глава V Электрическая передача тепловоза 13. Структурная и принципиальная схемы тяговой электропередачи. 14. Элементы автоматического регулирования возбуждения тягового генератора 15. Формирование характеристики тягового генератора. Глава VI Электрические машины, аппараты и устройства 16. Расположение электрооборудования на тепловозе. 17. Тяговый генератор. 18. Тяговый электродвигатель 19. Двухмашинный агрегат А-706Б 20. Синхронный подвозбудитель и электродвигатели серии П. 21. Контроллер машиниста и реле. 22. Амплистат, тахометрический блок, регулятор напряжения. 23. Контакторы, реверсор, электропневматические вентили. 24. Резисторы и аккумуляторная батарея. Глава VII Электрическая схема тепловоза 25. Общие сведения. 26. Работа схемы при пуске дизеля и в режиме тяги. 27. Цепи сигнализации и защиты. 28. Вспомогательные цепи. Глава VIII Вспомогательные силовые механизмы 29. Установка и привод вспомогательных силовых механизмов. 30. Вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей и тягового генератора. 31. Распределительные редукторы. 200 32. Редуктор для привода вентилятора охлаждения тягового генератора Глава IX Пневматические и вспомогательные системы тепловоза 33. Тормозная система. 34. Система осушки сжатого воздуха. 35. Пневматическая система приборов управления и обслуживания. 36. Песочная система. 37. Фильтрация воздуха и средства пожаротушения. Глава X Рама и кузов тепловоза 38. Рама тепловоза. 39. Кузов тепловоза 40. Кабина машиниста. 41. Скоростемер и его привод. Глава XI Тележки тепловоза 42. Конструктивные особенности тележки 43. Рама тележки. 44. Колесные пары и буксы. 45. Колесно-моторный блок 46. Рессорное подвешивание. 47. Опорно-возвращающее устройство и устройство для передачи силы тяги. 48. Рычажная передача тормоза тележки.
Тепловоз 2ТЕ116
Глава I. Общее устройство тепловоза. 1.1. Расположение оборудования на тепловозе. 1.2. Основные характеристики. Глава II. Дизель. II.1. Особенности конструкции, компоновка и основная техническая характеристика дизель-генератора. II.2. Конструкция основных сборочных единиц и деталей II.З. Системы дизеля. II.4. Объединенный регулятор. Глава III. Системы тепловоза III.1. Топливная система. III.2. Масляная система III.3. Система охлаждения III.4. Тормозная система. III.5. Воздухопровод приборов управления и обслуживания III.6. Песочная система III.7. Установки порошкового пожаротушения. Глава IV. Силовое и вспомогательное оборудование IV.1. Установка дизель-генератора IV.2. Глушитель IV.3. Воздухоочиститель дизеля IV.4. Привод тормозного компрессора IV.5. Установка выпрямительного шкафа IV.6. Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей IV.7. Вентиляторы холодильника тепловоза IV.8. Вентилятор кузова Глава V. Кузов тепловоза V.I. Общие сведения V.2. Рама тепловоза V.3. Кабина машиниста V.4. Кузов над высоковольтной камерой V.5. Кузов над дизелем V.6. Холодильная камера V.7. Зачехление жалюзи охлаждающего устройства V.8. Крыша Глава VI. Тягово-ходовая экипажная часть VI.1. Конструктивные особенности тележки VI.2. Рама тележки VI.3. Колесные пары и буксы. VI.4. Колесно-моторный блок. VI.5. Рессорное подвешивание. VI.6. Опорно-возвращающее устройство и устройство передачи силы тяги VI.7. Рычажная передача тормоза тележки VI.8. Привод скоростемера. Глава VII. Электрические машины, аппараты и устройства VII. 1. Расположение электрического оборудования иа тепловозе VII.2. Тяговые электрические машины VII.3. Электродвигатели переменного тока собственных нужд VII.4. Электрические машины постоянного тока собственных нужд VII. 5. Электрические аппараты и устройства Глава VIII. Электрическая схема VIII. 1. Функциональные схемы электропередачи. VIII.2. Особенности принципиальной схемы и электромонтажа. VIII.3. Работа электрической передачи в режиме тяги. VIII.4. Работа электрической передачи в режиме электродииамического торможения VIII.5. Цепи управления VIII.6. Цепи защиты и сигнализации. Приложения:
Тепловоз ТЕП60
Глава I Компоновка и основные параметры тепловоза Конструктивные особенности Техническая характеристика тепловоза. Тягово-теплотехнические характеристики и испытания тепловозов Глава II Характеристика и особенности конструкции дизеля Характеристика дизеля Технические данные дизеля Особенности конструкции дизеля Глава III Основные узлы дизеля Рама поддизельная Блок цилиндров Коленчатый вал и антивибратор Цилиндро-поршневая группа («комплект цилиндра») Механизм распределения Система воздухоснабжения Топливоподающая система дизеля Масляная система дизеля Водяные насосы системы охлаждения Объединенный регулятор дизеля Предельный выключатель Рычажный механизм управления топливным насосом Система вентиляции картера дизеля Глава IV Обслуживание дизеля Основные указания по обслуживанию Планово-предупредительные осмотры и ремонты Глава V Системы тепловоза Устройство и работа водяной системы Масляная система Тспливная система и оборудование Котел-подогреватель Воздухоочиститель дизеля Глава VI Охлаждающее устройство Холодильник тепловоза Гидрообъемный привод вентиляторов Эксплуатация и ремонт охлаждающего устройства Осмотр и ремонт узлов и деталей охлаждающего устройства Глава VII Приводы вспомогательных агрегатов Привод вспомогательных электрических машин Привод вентиляторов охлаждения тяговых электрических машин Привод тормозного компрессора и скоростемера Глава VIII Электрическая схема Принципиальная схема электропередачи Исполнительная электрическая схема тепловоза Глава IX Электрические машины Тяговый генератор Тяговый электродвигатель Двухмашинный агрегат Синхронный подвозбудитель Электродвигатели вспомогательных механизмов Глава X Электрические аппараты Реверсор Электроппевматические контакторы Электромагнитные контакторы Электромагнитные реле Реле давления и температурное реле Аппараты системы автоматического регулирования Регулятор напряжения БРН-ЗВ Глава XI Настройка и реостатные испытания электрооборудования Подключение тепловоза к испытательному стенду Настройка схемы управления и вспомогательных устройств Настройка системы автоматического регулирования генератора и объединенного регулятора дизеля Настройка реле перехода Испытания электрооборудования при обкатке тепловоза Глава XII Несущий кузов Выбор конструкции кузова Рама несущего кузова Кузов Оборудование кабин машиниста Оборудование машинного отделения Противопожарная установка Глава XIII Тележка тепловоза Основные данные тележки Опоры кузова Рама тележки Рессорное подвешивание Колесные пары Эластичная муфта Смазка моторно-осевых подшипников Тяговый редуктор Буксовый узел Подвешивание тяговых электродвигателей Приспособления для выкатки колесных пар Особенности эксплуатации тележки Глава XIV Тормоз Рычажная передача тормоза Ручной тормоз Глава XV Системы воздухопроводов Воздухопровод тормоза Воздухопровод песочниц Воздухопровод автоматики Приложения
Электрическое оборудование тепловозов ТУ-7А, ТУ-10.
Описание электрической схемы тепловоза 2ТЭ10М
Схема электрических цепей тепловоза типа ТЭ10
Электрическое оборудование тепловозов ТУ-7А, ТУ-10.
На тепловозах ТУ-7А и ТУ-10, применяется гидромеханическая передача (ГМП), следовательно, силовая цепь на этих тепловозах отсутствует, т.к. мощность дизеля передаётся на колёса тепловоза с помощью ГМП, поэтому применяется лишь вспомогательная цепь в неё входят:
Генератор-Г
Аккумуляторная батарея -АБ
Стартер -СТ.
Цепи управления и освещения.—
Электрические цепи управления и освещения выполнены по однопроводной схеме с номинальным напряжением 24 В. В качестве источников тока используются генератор и аккумуляторная батарея.
Генератор переменного тока Г3000Б (2) приводится во вращение от дизеля посредством ременной передачи с использованием поликлинового ремня (1).
В качестве аккумуляторной батареи на тепловозе ТУ10 используются две свинцовых кислотных батареи типа 6СТ-190АПЖ. На тепловозе ТУ7А используются четыре свинцовых кислотных батареи типа 6СТ-190АПЖ. Для освещения пути в тёмное время суток локомотив оборудован с каждой торцевой стороны кузова одним прожектором и парой буферных фонарей. В качестве источника света в них применены энергосберегающие светодиоды.
Аккумуляторная батарея типа 6СТ-190АПЖ.
Стартер служит для запуска дизеля от аккумуляторной батареи, он представляет собой электродвигатель —основной агрегат пусковой системы двигателя, раскручивающий его вал до частоты вращения, необходимой для запуска дизеля. Основные узлы стартера — двигатель, устройства сцепления и расцепления с валом основного двигателя. Стартер (1) прямого действия раскручивает непосредственно вал основного двигателя (2).
Источник
Описание электрической схемы тепловоза 2ТЭ10М
Подготовка к пуску дизеля 10Д100
На обеих секциях включить:
• А4 – ТН (топливоподкачивающий насос)
На запускаемой секции необходимо:
БУ (блокировочное устройство тормоза № 367 ) установить в рабочее положение
Реверсивную рукоятку КМР установить в положение «Вперед» или «Назад» (В или Н ).
Включить тумблер «Топливный насос» ТН1 или ТН2
При запуске двухсекционного тепловоза рекомендуется в первую очередь производить пуск дизеля ведомой секции.
2. Последовательность срабатывания электрических аппаратов во время пуска дизеля:
2.1. В пуске дизеля 10Д100 тепловоза 2ТЭ10М принимают участия 14 электрических аппаратов:
Вентиль пневматический и электромагнит
3. Назначение электрических аппаратов принимающих участие в пуске дизеля:
• КТН двух полюсный контактор – предназначен для подключения, через 1-й силовой контакт (СЗК) электродвигателя топливоподкачивающего насоса (ТН) к аккумуляторной батареи (АБ при неработающем дизеле) , когда дизель работает ТН получает питание от вспомогательного генератора (ВГ).
2-й СЗК подключает параллельную обмотку (Ш1-Ш2) ВГ и бесконтактный регулятор напряжения (БРН), электропневматические вентили (ВП6, ВП9), катушки реле управления (РУ9) и электротяговый магнит дизеля (ЭТ) , а также подготавливает цепи на электропневматические вентили П1 — П6 привода поездного контактора.
• КМН – подключает электродвигатель маслопрокачивающего насоса (МН) к АБ во время пуска дизеля для предварительной прокачки дизеля маслом в течении заданного времени.
ВП7 – ускоритель пуска дизеля, нагнетает масло из масляной ванны ОРД под силовой поршень минуя гидро-аккумуляторы .
ЭТ – предназначен для дистанционной остановки дизеля, а также обеспечивает работу дизеля на холостом ходу.
• Д1, Д2 – подключают АБ к ТГ для работы ТГ в режиме электродвигателя с последовательным возбуждением (через пусковую обмотку П1 – П2).
• Д3 – соединяет параллельно АБ двух (трех) секций на момент раскрутки коленчатого вала запускаемой секции для увеличения емкости.
РУ6 – обеспечивает автоматический пуск дизеля.
РВ1 – обеспечивает выдержку времени в течении 90 -120 секунд, что бы не включились пусковые контакторы в момент работы электродвигателя МН .
РВ2 – контролирует пуск дизеля (раскрутку коленчатых валов), когда ТГ работает в режиме электродвигателя в течении 30 секунд, если дизель по какой либо причине не запустился, предохраняя АБ от глубокого разряда.
РУ4 – промежуточное реле, собирает цепь на пусковой контактор Д1, тем самым предохраняет катушку РВ1 от перегрева.
РДМ1 – защищает дизель в момент пуска не допуская его запуска, если давление в верхнем масляном коллекторе не достигнет 0,5 – 06 кгс/см2, а также остановит дизель, если во время работы давления масла будет ниже 0,6 кгс/см2.
РУ9 – разбирает схему пуска, после удачного запуска дизеля и контролирует его работу.
Источник
Схема электрических цепей тепловоза типа ТЭ10
Пуск дизеля. Для пуска дизеля необходимо вращать его коленчатый вал с частотой, достаточной для сжатия воздуха в цилиндрах и воспламенения топлива. На большинстве тепловозов с электрической передачей для этой цели используют тяговый генератор, работающий в режиме электродвигателя (стартера) с последовательным возбуждением. На тепловозах с гидромеханической передачей или электрической передачей переменно-постоянного тока для пуска дизеля устанавливают специальный стартер. Источником энергии при пуске является аккумуляторная батарея.
Последовательное возбуждение обеспечивает наилучшие характеристики стартера при пуске: большой начальный момент, надежно обеспечивающий быстрое страгивание с места коленчатого вала дизеля; по мере разгона ток якоря и магнитный поток уменьшаются, что приводит к увеличению скорости; исключается возможность перехода в генераторный режим после пуска дизеля, когда скорость вращения якоря резко возрастает. К. недостаткам стартера с последовательным возбуждением следует отнести большой начальный ток, что приводит к увеличению размеров аккумуляторной батареи, а при использовании для пуска тягового генератора — к необходимости размещения на главных полюсах дополнительной пусковой обмотки, не используемой в тяговом режиме.
На современных двухсекционных тепловозах для облегчения условий работы аккумуляторные батареи обеих секций на период пуска соединяют между собой параллельно. Для этого их минусовые выводы соединены между собой постоянно кабелем М (рис. 10.1), а плюсовые — электромагнитными контакторами ДЗ на период пуска.
Для пуска дизеля необходимо: включить рубильник ВБ аккумуляторной батареи Б для подачи питания к цепям управления; включить замковый ключ КЗ, исключающий возможность одновременного управления с двух постов; включить автомат «Управление», через который плюс батареи Б подключается к неподвижным контактам контроллера машиниста КМ; включить автомат «Топливный насос», нажать и отпустить кнопку ПД (пуск дизеля). Все дальнейшие операции при пуске дизеля происходят автоматически.
После включения автомата «Топливный насос» через контакты КЗ и размыкающий контакт реле управления РУ7 включится катушка реле РУЗ, замыкающий блок-контакт которого замкнет цепь питания электродвигателя ТН вспомогательного топливного насоса.
Для исключения возможности пуска дизеля на рабочих (1-й и выше) позициях контроллера машиниста кнопка ПД включена через контакт, замкнутый только на нулевой позиции контроллера машиниста. При нажатии кнопки ПД включается РУ6, которое своим замыкающим блок-контактом включает реле времени РВ1. Замыкающий блок-контакт мгновенного действия РВ1 замыкает цепь катушки контактора КМН, силовые контакты которого подключают к батарее электродвигатель МН маслопрокачивающего насоса. В дальнейшем катушка РУ6 получает питание через свой замыкающий блок-контакт и контакты РУ8 и РУ9, минуя кнопку ПД.
Размыкающий блок-контакт КМН вводит в цепь катушки РВ1 резистор СРВ/, благодаря чему уменьшается ток, а следовательно, и нагрев катушки реле. Прокачка масла продолжается заданное время, которое контролируется реле РВ1. Через это время размыкающий блок-контакт РВ1 с выдержкой времени выключит контактор КМН и двигатель МН, а замыкающие блок-контакты РВ1 замкнут цепь катушки пускового контактора Д1 и реле времени РВ2, контролирующего продолжительность пуска. В цепь катушки контактора Д1 включены размыкающие блок-контакты контакторов КМН, Б и КВ и блок-контакт 105 устройства для проворота коленчатого вала дизеля, исключающие возможность пуска дизеля при включенных контакторах КМН, Б и КВ и опущенном червяке этого устройства.
После включения контактора Д1 через его замыкающий блок-контакт включаются контакторы ДЗ на обеих секциях, а затем контактор Д2. В результате якорь тягового генератора подключается к аккумуляторным батареям Б обеих секций, причем пусковая обмотка Я генератора оказывается соединенной последова-
Рис. 10.1. Электрическая схема тепловозов типа ТЭ10 <а и б)
тельно с якорем. Замыкающий блок-контакт контактора Д2 включает катушку электропневматического клапана ВП7 ускорителя пуска, а замыкающий блок-контакт Д1 — катушку блокировочного магнита БМ регулятора частоты вращения дизеля.
Через замыкающий блок-контакт БМ включится сигнальная лампа «Дизель II секции» на второй секции тепловоза. После пуска дизеля, когда давление масла в системе поднимается до заданного значения, замкнется замыкающий блок-контакт реле давления масла РДМ1 и включит реле РУ9, которое своим размыкающим блок-контактом выключит реле РУ6 и разомкнет цепь пуска. Если через определенное время после включения Д1 давление масла не достигнет заданного значения, то реле времени РВ2 своим размыкающим блок-контактом также выключит реле РУ6 и прекратит пуск, чтобы избежать длительного разряда батареи. Замыкающий блок-контакт реле РУ9 обеспечивает питание катушки БМ, минуя разомкнувшийся блок-контакт Д/.
Управление регулятором частоты вращения дизеля. Частота вращения коленчатого вала дизеля на каждой позиции контроллера машиниста поддерживается постоянной при помощи регулятора. Для связи с контроллером в регуляторе имеются электромагниты МР1-МР4 или электропневматические клапаны (на тепловозах ТЭЗ и др.). Катушки магнитов МР1-МР4 соединены непосредственно с контактами контроллера, переключающимися в последовательности, показанной на развертке контроллера Каждой позиции соответствует определенная комбинация включенных катушек магнитов и, следовательно, определенная частота вращения коленчатого вала дизеля.
Трогание с места и движение тепловоза. Движение тепловоза под нагрузкой возможно только на 1-й и выше позициях контроллера. Поэтому питание катушек всех аппаратов, связанных с силовыми цепями, осуществляется через два контакта контроллера, последовательно соединенных и замкнутых на всех позициях, кроме нулевой. Для трога-ния тепловоза с места машинист должен включить автомат «Управление тепловозом» и установить реверсивную рукоятку контроллера в положение, соответствующее заданному направлению движения (по схеме «Вперед»), а главную на 1-ю позицию.
После этого включится катушка В (или Н) электропневматического клапана реверсора и его силовые контакты подключат обмотки возбуждения (К1-КК1) — (К6-КК6) тяговых двигателей к силовой цепи с требуемой для выбранного направления движения полярностью.
После включения силовых контактов замыкается блок-контакт реверсора и включаются электропневматические клапаны силовых контакторов П1-П6. Силовые контакты контакторов П1-П6 подключают тяговые электродвигатели 1-6 к тяговому генератору Г, а замыкающие блок-контакты П1-П6 замыкают цепи контакторов КВ и ВВ возбуждения тягового генератора и возбудителя, обеспечивая возбуждение тягового генератора, появление напряжения на его якоре и тока в цепи тяговых двигателей (работа системы возбуждения на тепловозах ТЭ10 рассмотрена выше). Размыкающие блок-контакты Д1 и Д2 в этой цепи исключают возможность включения силовой цепи до окончания пуска дизеля; размыкающий блок-контакт РУ8 обеспечивает возможность включения контакторов КВ и ВВ только на 1-й позиции КМ, так как со 2-й позиции реле РУ8 включается. После трогания с места машинист устанавливает требуемый режим движения, задавая главной рукояткой контроллера ту или иную частоту вращения коленчатого вала дизеля, а значит, и мощность тепловоза. На нулевой позиции силовая установка тепловоза работает на холостом ходу (режим выбега).
Если по условиям движения включается реле перехода РП1 (РП2), то его замыкающий блок-контакт замыкает цепь катушки электропневматического клапана группового контактора BUH (ВШ2), силовые контакты которого включают параллельно обмоткам возбуждения тяговых двигателей шунтирующие резисторы С Uli-СШ2. Таким образом обеспечивается режим ослабленного возбуждения. При изменении условий движения реле РП1 (РП2) выключаются и отключают контакторы ВШ1 (ВШ2). Замыкающий блок-контакт BUH в цепи катушки напряжения реле РП2 обеспечивает правильную последовательность включения реле переходов, размыкающий блок-контакт В Uli (BUI2) подготавливает реле РП1 (РП2) к выключению, вводя в цепь катушек напряжения добавочные сопротивления.
Защита при боксовании. При бок-совании какой-либо колесной пары тепловоза частота вращения якоря связанного с ней тягового двигателя может превысить допустимую. Для прекращения боксования необходимо уменьшить вращающий момент тягового двигателя. На тепловозах для этого уменьшают возбуждение, а следовательно, и мощность тягового генератора. При этом уменьшается вращающий момент и небоксующих тяговых двигателей, а значит, и сила тяги всего тепловоза, что является недостатком такого способа.
Для обнаружения и прекращения боксования установлены реле боксо-вания РБ]-РБЗ, катушки которых включены в диагонали мостов, образованных якорями и обмотками главных и добавочных полюсов соответствующих пар тяговых двигателей. При отсутствии боксования токи тяговых двигателей равны (мост в равновесии) и ток в катушке реле боксования РБ равен нулю. При возникновении боксования ток в цепи тягового двигателя боксующей колесной пары резко уменьшается, равновесие моста нарушается и в катушке РБ, включенной в диагональ моста, появляется ток. Реле включается и своим размыкающим блок-контактом выключает контактор ВВ, снижая возбуждение тягового генератора, а замыкающий блок-контакт реле включает звуковой сигнал боксования СБ на обеих секциях. Одновременно замыкающий блок-контакт ВВ включает сигнальную лампу «Сброс нагрузки» на обеих секциях. После прекращения боксования ток в катушке РБ исчезает, реле выключается и восстанавливается нормальный режим работы.
Недостатком этой системы защиты является ее малая чувствительность при ослабленном возбуждении тяговых электродвигателей. В реальных условиях из-за расхождения характеристик тяговых двигателей, разных диаметров бандажей колесных пар и отклонений в сопротивлениях ослабления возбуждения токи в параллельных тяговых двигателях не равны, особенно при работе на ослабленном возбуждении (разница токов до 20 %). Не равны и сопротивления обмоток возбуждения тяговых двигателей. Поэтому в катушке реле РБ даже при отсутствии боксования возможен ток. Реле регулируют так, чтобы в этом случае (ложное бок-сование) оно не срабатывало. Но при малой разнице токов, а это также возможно, реле не сработает, пока не разовьется значительное бок-сование и ток в катушке реле не достигнет заданного значения. Кроме того, при одновременном боксовании двух колесных пар реле может вообще не сработать. Поэтому на современных тепловозах находят применение системы, основанные на непосредственном измерении и сравнении скоростей и ускорений колесных пар.
Процессы боксования на тепловозах осложняются еще и тем, что из-за уменьшения тока якоря тяговых двигателей боксующих колесных пар уменьшается и ток тягового генератора. В результате по внешней характеристике генератора увеличивается напряжение, подводимое к тяговым двигателям, а это способствует развитию боксования. Поэтому на части тепловозов 2ТЭ10Л и ТЭП60 и на тепловозах 2ТЭ10В и 2ТЭ116 применена так называемая система жестких динамических характеристик (ЖДХ).
Трансформаторы постоянного тока ТПТ1-ТПТ4 (рис. 10.2) измеряют токи, протекающие в тяговых двигателях 1 и 6 и группах двигателей 2-3 и 4-5. Токи рабочих обмоток ТПТ выпрямляются мостами В1-В4, соединенными между собой последовательно. Поэтому на выход схемы (в балластный резистор СБТТ селективного узла) поступает наибольший из токов ТПТ. При боксовании одного из двигателей уменьшается ток в цепи его якоря, но в селективный узел продолжает поступать сигнал от ТПТ, установленного в другой группе, где боксование в данный момент отсутствует. В результате напряжение тягового генератора остается постоянным, хотя ток якоря его уменьшается. В этом заключается отличие от схемы, где трансформатор ТПТ измеряет полный ток якоря тягового генератора, и, следовательно, при любом уменьше-
Рис. 10.2. Схема включения трансформаторов постоянного тока при жестких динамических характеристиках нии тока генератора, вызванном бок-сованием, происходит увеличение напряжения генератора по селективной характеристике.
Однако система динамических жестких характеристик эффективна лишь при кратковременных боксо-ваниях, когда регулятор мощности дизеля не успевает привести в соответствие мощность дизеля и тягового генератора. Действительно, если напряжение тягового генератора остается постоянным при уменьшении тока якоря, то это означает уменьшение мощности генератора. Объединенный регулятор частоты вращения и мощности дизеля через индуктивный датчик должен увеличивать напряжение, т. е. и мощность генератора, так, чтобы восстановить равенство
Однако из-за большой инерционности регулятора мощности этот процесс происходит медленно, и при кратковременном боксовании напряжение тягового генератора не успевает увеличиваться. Поэтому такая система и называется системой динамических жестких характеристик.
Очевидно, что при одновременном боксовании всех колесных пар описанная схема не имеет существенных отличий от схемы на рис. 10.1.
Защита при заземлении силовой цепи. Первое замыкание силовой цепи на корпус не нарушает работу тепловоза. Однако при этом потенциалы некоторых точек относительно земли могут оказаться выше допустимых, а второе замыкание на землю может вызвать тяжелые повреждения оборудования. Поэтому на тепловозах предусмотрено заземление силовой цепи через катушку реле заземления РЗ. При включении реле заземления его размыкающий блок-контакт выключает контакторы ВВ и КВ, полностью снимая напряжение с тягового генератора. Замыкающий блок-контакт реле заземления включает сигнальные лампы на обеих секциях.
Отключение тягового двигателя.
При аварии одного из тяговых двигателей его можно отключить тумблерами ОМ!-ОМ6. При этом один контакт тумблера размыкает цепь катушки электропневматического клапана соответствующего силового контактора, а второй шунтирует замыкающий блок-контакт этого контактора, обеспечивая включение контактора КВ. Третий контакт тумблера вводит резистор в цепь задающей обмотки амплистата, что приводит к уменьшению мощности тягового генератора.
Размыкающий и замыкающий блок-контакты силового контактора в цепи катушки контактора ВВ и сигнала боксования СБ обеспечивают в этом случае нормальную работу РБ в цепях включенных двигателей.
Защита дизеля. На тепловозе предусмотрены следующие защиты дизеля:
по давлению масла — при снижении давления ниже заданного реле РДМ1 выключает катушку блокировочного магнита БМ и останавливает дизель;
по давлению масла — если на 12- 15-й позициях контроллера давление станет ниже заданного, то реле РДМ2 выключит контактор КВ и снимет нагрузку с дизеля (до 12-й позиции блок-контакт реле РДМ2 шунтирован блок-контактом РУ4);
по температуре воды и масла — если температура воды или масла превысит заданное значение, то реле ТРВ или ТРМ выключит контактор КВ и снимет нагрузку с дизеля;
по давлению газов в картере — при появлении давления замкнутся блок-контакты дифференциального манометра К ДМ и включат реле РУ7, размыкающий блок-контакт которого выключит реле РУЗ и остановит дизель.
Замыкающий блок-контакт реле давления воздуха РДВ исключает возможность включения нагрузки и движения тепловоза до тех пор, пока давление воздуха в главных резервуарах не достигнет заданного значения.
ТУ10 («Тепловоз узкоколейный, тип десятый», «Колибри») — узкоколейный тепловоз, спроектированный Камбарским машиностроительным заводом в 2010 году для детских железных дорог ОАО «РЖД».
Технические характеристики
Тепловоз ТУ10 оборудован:
двумя унифицированными кабинами управления, с установкой кондиционеров;
эргономическими пультами управления и регулируемыми креслами машиниста и помощника машиниста;
двигателем ЯМЗ 6563.10 мощностью 230 л.с. (класс экологической безопасности Евро-3);
гидромеханической передачей VOITH D864, DIWA 3E;
микропроцессорной электронной системой управления, контроля и диагностики;
устройством КЛУБ-УП с регистрацией параметров движения;
автоматической системой пожарной сигнализации и пожаротушения;
радиостанцией РВС-1-01; также имеется переносная радиостанция на месте помощника машиниста.
На тепловозе применены энергосберегающие технологии. Установлены светодиодные сигнальные приборы, фонари освещения, прожекторы и буферные фонари.
Тепловоз имеет четыре наружных выхода, два тамбура, разделяющих кабины и дизельное помещение, окна боковые раздвижные, прислонного типа.
ТУ10 — 001 с пассажирским поездом на станции Царскосельская
Пульт машиниста в кабине тепловоза ТУ10-001
Дизельное помещение тепловоза ТУ10 — 030
Вид из кабины тепловоза ТУ10-018
Недостатки
В результате эксплуатации и технического осмотра, испытаний выявлены недостатки в тормозной системе, а именно крайне низкая производительность компрессоров. Впервые это обнаружилось на тепловозе ТУ10-001, однако, по неподтвержденным данным, эта проблема не решена и на машинах более поздних номеров.
Также отмечены сбои в гидромеханической передаче VOITH D864, DIWA 3E, что является следствием унификации данного узла с автобусными. Для устранения неполадок были приглашены специалисты с Камбарского машиностроительного завода.
Неполадки в тормозной системе так и не были устранены.
Система охлаждения двигателя также показала свою неэффективность из-за частых перегревов.
Эксплуатация
Отправление ТУ10-001 с поездом от станции Молодёжная южной линии МОЖД в Петербурге
тепловоз
железная дорога
эксплуатация
ТУ10-001
Малая Октябрьская железная дорога
с августа 2010 года
ТУ10-002
Новомосковская детская железная дорога
с сентября 2010 года
ТУ10-003
Горьковская детская железная дорога
с ноября 2010 года
ТУ10-004
Малая Приволжская железная дорога
с декабря 2010 года[1]
ТУ10-005
Южно-Сахалинская детская железная дорога
с 2011 года
ТУ10-006
Западно-Сибирская детская железная дорога
с августа 2011 года
ТУ10-007
Курганская детская железная дорога
прибыл в сентябре 2011 года, эксплуатация начата 4 мая 2012 года[2][3]
ТУ10-008
Пензенская детская железная дорога
с августа 2011 года[4]
ТУ10-009
Малая Северо-Кавказская железная дорога.
с осени 2011 года
ТУ10-010
Уфимская детская железная дорога
с декабря 2011 года
ТУ10-011
Тюменская детская железная дорога
с весны 2012 года
ТУ10-012
Забайкальская детская железная дорога
с весны 2012 года
ТУ10-013
Свердловская детская железная дорога
с июля 2012 года
ТУ10-014
Свободненская детская железная дорога
с осени 2012 года
ТУ10-015
Малая Южно-Уральская железная дорога
прибыл осенью 2012 года
ТУ10-016
Детская Восточно-Сибирская железная дорога
прибыл в декабре 2012 года[5]
ТУ10-017
Малая Дальневосточная железная дорога
прибыл в декабре 2012 года
ТУ10-018
Новомосковская детская железная дорога
прибыл в 2012 году
ТУ10-019
Ростовская детская железная дорога
прибыл в июле 2013 года
ТУ10-020
Малая Юго-Восточная железная дорога
прибыл в сентябре 2013 года[6]
ТУ10-021
Оренбургская детская железная дорога
прибыл в октябре 2013 года
ТУ10-022
Казанская детская железная дорога
прибыл в декабре 2013 года
ТУ10-023
Кемеровская детская железная дорога
прибыл в январе 2014 года
ТУ10-024
Ярославская детская железная дорога
прибыл в январе 2014 года
ТУ10-025
Малая Октябрьская железная дорога
прибыл в июле 2014 года
ТУ10-026
Ростовская детская железная дорога
прибыл в июле 2014 года
ТУ10-027
Малая Забайкальская железная дорога
прибыл в 2015 году
ТУ10-028
Оренбургская детская железная дорога
прибыл в июне 2015 года
ТУ10-029
Тюменская детская железная дорога
прибыл в июне 2015 года
ТУ10-030
Малая Октябрьская железная дорога
прибыл в октябре 2015 года
ТУ10-031
Малая Приволжская железная дорога
прибыл в 2016 году
ТУ10-032
Малая Московская железная дорога
прибыл 10.04.2018
ТУ10-001 с поездом на перегоне
ТУ10-002 в корпоративной окраске РЖД
Состав в Новосибирске
Примечания
↑Детская железная дорога пополнилась новыми составами. Всё для Вас (23 февраля 2011 года). Проверено 24 февраля 2011. Архивировано 18 марта 2012 года.
↑Курган. Детская железная дорога
↑У Курганской детской железной дороги — новые локомотив и два вагона
↑Пензенская детская железная дорога
↑На Восточно-Сибирскую детскую железную дорогу поступила новая техника — Информ-Полис
↑ТУ10 — новый тепловоз для детской железной дороги в Лисках
Ссылки
Тепловоз нового поколения ТУ10 для детских железных дорог
Тепловоз ТУ10. История создания и подробности устройства.