Требования инструкций технических условий по оценке качества зерна

Руководство по соблюдению обязательных требований

в сфере надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки

Формирование единого понимания обязательных требований законодательства в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки  — это залог успеха в достижении цели снижения количества нарушений.

 Главным документом, содержащим обязательные требования к зерну, используемому на продовольственные и кормовые цели и выпускаемому в обращение  на единой Таможенной территории Таможенного союза, является технический регламент Таможенного союза ТС ТР 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 874 (далее – ТР ТС 015/2011).

В соответствии со статьей 2 ТР ТС 015/2011 выпуск в обращение определяется как купля-продажа и иные способы передачи зерна на единой территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера.

Зерно выпускается в обращение при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия. Поставляемое зерно, соответствие которого не подтверждено, не допускается к выпуску в обращение.

Оценка соответствия поставляемого зерна требованиям ТС ТР 015/2011 проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия зерна по единым правилам и схемам, установленным данным техническим регламентом.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» документом, удостоверяющим соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов, является декларация о соответствии.

Выпуск в обращение зерна на единой таможенной территории Таможенного союза без документов, подтверждающих соответствие зерна требованиям ТР ТС 015/2011 (деклараций о соответствии, протоколов испытаний, в которых отражены показатели безопасности, а также показателями качества в соответствии с применяемыми ГОСТами) запрещен.

Требования к  процессам хранения и обработки зерна

Хранение зерна должно осуществляться в зернохранилищах, обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств, при соблюдении требований к процессам хранения зерна, установленных настоящим техническим регламентом, а также условий хранения, установленных национальным законодательством государства — члена Таможенного союза.

Поверхности стен, потолков, несущих конструкций, дверей, пола производственных помещений, а также силосов и бункеров должны быть доступными для их очистки и обеззараживания. Состояние кровли и стен зернохранилищ, конструкции входных отверстий каналов активной вентиляции должны обеспечить предотвращение попадания в них атмосферных осадков и посторонних предметов.

Технологический процесс обработки зерна в зернохранилищах должен обеспечивать сушку, очистку и обеззараживание зерна до уровня, обеспечивающего безопасное и стойкое для хранения состояние.

В зернохранилищах не допускается хранить совместно с зерном токсичные, горючие химические вещества, горюче-смазочные материалы и нефтепродукты, а также пищевую продукцию иного вида и непищевую продукцию в случае, если это может привести к загрязнению зерна.

В зернохранилище в течение всего периода хранения зерна должна быть организована проверка условий его хранения (влажность, температура), а также показателей зараженности вредителями, цвета зерна и наличия постороннего запаха.

В зернохранилищах при хранении зерна должны обеспечиваться условия, позволяющие исключить возможность самовозгорания зерна, а также условия, обеспечивающие взрыво — и пожаробезопасность.

Требования к перевозке зерна

  Перевозка зерна осуществляется транспортными средствами, обеспечивающими безопасность и сохранность зерна при его перевозке.

  Конструкция грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна обеспечивать защиту зерна от загрязнения, препятствовать просыпанию зерна, проникновению животных, в том числе грызунов и насекомых, а также обеспечивать проведение очистки и (или) мойки, и (или) дезинфекции, и (или) дезинсекции, и (или) дератизации.

 Зерно, перевозимое бестарным методом, должно сопровождаться товаросопроводительными документами, обеспечивающими его прослеживаемость, содержащими информацию о:

1) виде зерна, годе урожая, месте происхождения, назначении зерна (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт);

2) количестве зерна, в единицах массы;

3) наименовании и месте нахождения заявителя;

4) о наличии в зерне генно-модифицированных (трансгенных) организмов (далее — ГМО) в случае если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9 процента.

  Для зерна, полученного с применением ГМО, должна быть приведена информация: «генетически модифицированное зерно» или «зерно, полученное с использованием генно-модифицированных организмов» или «зерно содержит компоненты генно-модифицированных организмов», с указанием уникального идентификатора трансформационного события.

Несоблюдение обязательных требований технических регламентов, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ (Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4,10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20000 до 30000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей.

Недостоверное декларирование зерна

Задекларированное зерно, изготовленное с нарушениями требований к данному виду продукции, которое по результатам контрольно-надзорных мероприятий после испытаний в аккредитованной лаборатории признано не соответствующим требованиям безопасности, оговоренным статьей 4 ТР ТС 015/2011;  зерно, прошедшее при декларировании не полный объем испытаний, а также зерно, прошедшее испытание в лаборатории либо задекларированное в органе по сертификации, области аккредитации которых не распространяются на продукцию, попадающую под действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна», считается зерном, прошедшим недостоверное декларирование соответствия продукции.

По разъяснению Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России при осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в случае, если орган государственного контроля (надзора) обнаружил несоответствие декларации о соответствии продукции требованиям к установленному кругу заявителей при её принятии, либо нарушение установленных форм декларации о соответствии или правил оформления декларации о соответствии, а также принятие изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом декларации о соответствии продукции без доказательственных материалов либо на основании доказательственных материалов, содержащих недостоверные результаты исследований (испытаний) и измерений, или содержащих не в полном объёме результаты исследований (испытаний и измерений или неподтверждённые сведения о соответствии продукции требованиям технических регламентов, орган государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписание о прекращении действия декларации о соответствии и информировать об этом Росаккредитацию.

Недостоверное декларирование соответствия продукции является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.44 КоАП РФ (Недостоверное декларирование соответствия продукции) и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15000 до 25000 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей.

Действия, предусмотренные настоящей статьёй, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии,    является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ (Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия) и   влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 40000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей.

Требования к маркировке зерна

Зерно, соответствующее требованиям безопасности согласно статье  4 ТР ТС 015/2011 и прошедшее процедуру подтверждения соответствия (декларирования), должно быть маркировано единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.

Маркировка зерна, помещенного в транспортную тару и (или) потребительскую упаковку, должна быть на русском языке. Допускается нанесение маркировки на государственном(ых) языке(ах) государства — члена Таможенного союза. Информация для приобретателя , указанная на маркировке, должна быть понятной, легко читаемой, достоверной и не вводить его в заблуждение. Маркировка зерна, упакованного в потребительскую упаковку (зерно на кормовые цели), должна наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) контрэтикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.

  Маркировка зерна, помещенного непосредственно в транспортную тару, должна наноситься на транспортную тару, и (или) на этикетку, и (или) контрэтикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую транспортную тару или прилагаемый к каждой транспортной таре, либо содержаться в товаросопроводительных документах.

 Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.46 КоАП РФ:

— ч.1 ст. 14.46 Маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей.

— ч. 2 ст. 14.46 Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц — от 700000 до 1000000 рублей.

 Продовольственная пшеница и крупяные изделия относятся соответственно к продовольственному сырью и пищевым продуктам, поскольку в натуральном и переработанном виде употребляются в пищу человеком. Следовательно, на них распространяются требования Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – закон № 29-ФЗ).

Основные  обязательные требования данного закона применительно к  зерну и продуктам его переработки, изложены в следующих статьях.

Статьёй  3 закона № 29-ФЗ предусмотрено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:

 — не соответствуют требованиям нормативных документов;
— имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов  при проверке таких продуктов;

— не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
— не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
— не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.

 Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать качество и безопасность производимой и закупленной пищевой продукции обусловлена статьёй 4 закона № 29-ФЗ, в которой, в частности, говорится, что качество и безопасность пищевых продуктов обеспечиваются посредством проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации.

Необходимость наличия программы производственного контроля при обороте пищевых продуктов предусмотрена пунктом  2 статьи 22 закона № 29-ФЗ. В нем сказано, что производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется в соответствии с программой производственного контроля, разрабатываемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании нормативных и технических документов.

Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах) является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.18 КоАП РФ (Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна) и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.

Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ:

  — ч.1. ст.19.5 Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.

Соблюдение вышеуказанных обязательных требований позволит обеспечить население Краснодарского края и Республики Адыгея качественным и безопасным зерном.

Административная ответственность за нарушение обязательных требований в сфере надзора за качеством и безопасностью зерна  и продуктов его переработки

Несоблюдение обязательных требований технических регламентов, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ (Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4,10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20000 до 30000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей.

Недостоверное декларирование соответствия продукции является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.44 КоАП РФ (недостоверное декларирование соответствия продукции) и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15000 до 25000 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей.

Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии,    является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ (Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия) и  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 40000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей.

Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.46 КоАП РФ (ч.1 ст. 14.46 — маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании) — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей.

Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах) является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.18 КоАП РФ (Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна) и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.

Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ (ч.1. ст.19.5 -невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства) —  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.

По возникающим вопросам обращаться по адресу: 350012, г. Краснодар,  ул. академика Лукьяненко, 111, кабинет 22; тел./факс (861) 222-09-46, e-mail: zernootborotd@rsn.krasnodar.ru.

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 28.04.2022 № 313 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в июне 2022 года»  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 08.06.2022 № 438 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в июле 2022 года»  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 11.07.2022 № 568 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в августе 2022 года»  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 03.08.2022 № 671 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в сентябре 2022 года»  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 09.09.2022 № 804 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в октябре 2022 года»  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 09.09.2022 № 804 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в ноябре 2022 года»  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 11.11.2022 № 1112 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в декабре 2022 года»  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 15.12.2022 № 1190 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в январе 2023 года»  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 13.01.2023 № 14 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в феврале 2023 года»  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 10.02.2023 № 118 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в марте 2023 года»  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 14.03.2023 № 228 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в апреле 2023 года»  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 11.04.2023 № 326 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в мае 2023 года»  (Приложение)

Сертификация зерна

Вся пищевая продукция должна проходить обязательное подтверждение соответствия. Зерно необходимо декларировать согласно требованиям технических регламентов ТС. Только при наличии обязательного разрешения можно легально производить, распространять и импортировать товар.

После обязательной оценки качества можно подать заявку на добровольный сертификат ГОСТ Р, ИСО, Био, Эко. Эти документы являются дополнительным подтверждением качества и безопасности зерновой продукции. Добровольная сертификация зерна дает возможность участвовать в тендерах и конкурсах государственного масштаба, повышает инвестиционную привлекательность компании и существенно улучшает конкурентоспособность товара.

Подробнее о декларации 

Декларация о соответствии ТР ТС не имеет государственного бланка как у сертификата. Главным показателем юридической силы является регистрационный номер, зафиксированный в Едином реестре. 

Доказательную базу для оценки качества продукции чаще всего предоставляет декларант, поэтому вся ответственность за внесенные в документ сведения возлагается на него.

Все зерно проходит оценку соответствия на основании требований ТР ТС 015/2011 (безопасность зерна). Техрегламентом предусмотрено декларирование продукции на срок до 5-ти лет.

Безопасность и качество пищевой продукции — важный аспект, на который потребители всегда обращают внимание. Поэтому сертификация зерна не только прихоть законодательства, но и необходимая мера для продвижения продукции на рынке.

Какая продукция попадает под действие ТР ТС “О безопасности зерна”?

Согласно требованиям ТР ТС 015/2011, различают рследующие виды зерновых, зернобобовых и масличных культур: пшеница, рожь, ячмень, гречиха, рис, овес, чина, фасоль, просо, сорго, кукуруза, горох, чечевица, нут, соя, вика. С подробным перечнем можно ознакомиться в тексте техрегламента.

Схемы декларирования

Схемы декларирования зависят от конкретного случая и определяются на этапе консультации.

Схема

В каких случаях применяется?

Испытания

Производственный контроль

Срок действия ДС ТР ТС

Серийный выпуск

Доказательную базу собирает заявитель

Производится декларантом

До 3 лет

Партия

Доказательную базу собирает заявитель

Равен сроку годности

Серийный выпуск

Заявитель направляет образцы в аккредитованную лабораторию

Обеспечивает изготовитель

До 3 лет

Партия

Заявитель направляет образцы в аккредитованную лабораторию

Равен сроку годности

Серийный выпуск при наличии ХАССП

Доказательную базу подготавливает декларант

Сертификация СМК и периодический инспекционный контроль.Производственный контроль осуществляет декларант

До 5 лет

Внешний вид и особенности декларации ТР ТС

Для декларации не предусмотрен бланк государственного образца. Необходимую информацию фиксируют на обычном листе А4. Должна быть указана следующая информация:

  1. Заявитель в лице компании.
  2. Сведения об уполномоченном лице, от имени которого принимается декларация на зерно.
  3. Подробное описание продукции с указанием кода ТН ВЭД ЕАЭС.
  4. Требованиям какого ТР ТС соответствует?
  5. Основания для регистрации.
  6. Срок действия.
  7. Подпись руководителя, принимающего разрешение.
  8. Сведения о регистрации (номер, дата).

Список необходимых документов

Для оформления декларации на зерно необходимо предоставить следующие документы:

  • заявку;
  • копии регистрационных, уставных и учредительных документов;
  • подробное описание продукта (размер зерен, внешний вид, макет этикетки);
  • нормативные акты, регламентирующие изготовление (ГОСТ, ТУ);
  • протоколы испытаний (если есть);
  • имеющиеся разрешения;
  • подтверждение наличия производственного помещения (аренда/собственность);
  • акт проверки производства (если нужно по схеме);
  • контракт и инвойс (для иностранных изготовителей).

Список может расширяться исходя из выбранной схемы и специфики производства.

Алгоритм сертификации

Этапы декларирования зерна включают в себя следующие мероприятия:

  1. Обращение в центр “Ростест”.
  2. Консультация, на которой подбирается подходящая схема.
  3. Подготовка документационного пакета.
  4. Отправка образца в лабораторию для исследований. Специалисты фиксируют полученные данные в протоколах испытаний.
  5. Проверка производства и/или сертификата СМК (если предусмотрено схемой).
  6. Проверка доказательной базы на соответствие требованиям, прописанным в действующем ТР ТС.
  7. Подача заявки на регистрацию.
  8. Регистрация в ФСА и выдача декларации.

Ответственность за несоблюдение законодательства в сфере сертификации

Согласно законодательству РФ, нарушение правил оценки качества всех пищевых продуктов (включая зерно) влечет за собой административную ответственность, которая назначается на основании главы 14 КоАП РФ:

  1. Штраф 30 тыс. рублей при реализации товара, который не соответствует законодательно установленным требованиям. При повторном нарушении виновника ждет изъятие товара.
  2. Обман покупателей (предоставление ложных сведений о продукции) — штраф 20 тыс. рублей.
  3. Несоответствие товара требованиям ТР ТС. Штраф до 600 тыс. рублей, а при повторных нарушениях конфискация товара и/или остановка производства на срок до трех месяцев.
  4. Отсутствие обязательного сертификата на зерно — штраф до 300 тыс. рублей.

Особенности сертификации зерна

Всем производителям пищевой продукции необходимо обязательно внедрять принципы ХАССП. 

После прохождения обязательной процедуры оценки качества можно оформить добровольный сертификат на зерно: ГОСТ Р, ЭКО, ОРГАНИК, без ГМО, БИО. 

Преимущества сертификации в центре “Ростест”

Специалисты центра “Ростест” имеют многолетний опыт работы в области сертификации зерна, что позволяет учитывать все нюансы и оперативно, без задержек, оформлять нужные документы. 

Мы предлагаем только актуальные разрешения с учетом всех нововведений законодательства России. Наши специалисты предоставят исчерпывающую и бесплатную консультацию.

Технический регламент Таможенного союза
«О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011)
​​​
Вступил в силу ​​​​​​1 июля 2013 года​​

Ответственный разработчик

Республика Казахстан
(Министерство сельского хозяйства)  

Соразработчики​​

Республика Беларусь
(Министерство сельского хозяйства и продовольствия)

Российская Федерация
(Министерство сельского хозяйства)

Уполномоченные органы, 
ответственные за осуществление государственного контроля (надзора)​​

Государственная служба безопасности пищевых продуктов Министерства сельского хозяйства Республики Армения

Министерство сельского хозяйства Республики Беларусь

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь 

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

Министерство национальной экономики Республики Казахстан 

Местные исполнительные органы Республики Казахстан

Государственная инспекция ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве Кыргызской Республики

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 

​​​​Решение о принятии технического регламента​

Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 874

Изменения в технический регламент

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2016 г. № 33
Вступили в силу

27 ноября 2016 г.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15 сентября 2017 г.
№ 101
Вступили в силу 

16 июля 2018 г.​​

Перечни стандартов к техническому регламенту

Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 874 (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 ноября 2012 г. № 227)

Изменения в Перечни стандартов к техническому регламенту​

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 июля 2014 г. № 124​

Программа разработки межгосударственных стандартов

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. № 291

Перечень продукции с кодами ТН ВЭД

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 февраля 2014 г. № 20

  • Услуги
  • Таможенный союз
  • Декларация о соответствии по техническим регламентам ТС
  • Зерновая продукция

скачать перечень продукции тр тс 015/2011
ТР ТС 015/2011

Согласно техническому регламенту «О безопасности зерна» ТР ТС 015/2011, утв. Решением КТС от 09 декабря 2011г. № 874 на продукцию оформляется  декларация о соответствии.

Зерно, выпускаемое в обращение на территорию Таможенного союза, направляемое на хранение и (или) обработку на территории страны-производителя, не подлежит подтверждению соответствия.

Действие ранее выданных деклараций о соответствии

до окончания срока действия, но не позднее 15 февраля 2015г.

Схемы декларирования на зерно (по ТР ТС 015/2011)

  • на серию 1д , 3д  — не более 3 лет;
  • на партию 2д, 4д — по выбору заявителя;
  • на серию 6д  — не более 5 лет.                                                                                          Декларация соответствия О безопасности зерна ТР ТС 015 2011

Заявитель может быть:

по схемам 1д, 3д, 6д юридическое лицо или физическое лицо, являющееся изготовителем, либо выполняющее функции иностранного изготовителя.

по схемам 2д, 4д юридическое лицо или физическое лицо, являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя.

Переоформление декларации на зерно

Декларация о соответствии подлежит переоформлению в следующих случаях:

  • при изменении требований настоящего технического регламента;
  • при изменении состава технической документации или технологического процесса производства и/или хранения, которые повлияли или могут повлиять на соответствие зерна установленным требованиям.

Переоформление декларации о соответствии осуществляется в порядке ее принятия.

Срок хранения пакета документов при декларирование

Техническая документация должна храниться:

  • на зерно, выпускаемое серийно – у заявителя в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) производства зерна;
  • на партию зерна – у заявителя в течение не менее 10 лет со дня реализации партии зерна.

Документы для оформления декларации о соответствии

При подаче документов для оформлениядекларации о соответствии по ТР ТС «О безопасности зерна» необходимо предоставить

При оформлении на партию:

  • регистрационные документы (свидетельства ИНН, ОГРН, коды статистики);
  • договор/контракт на поставку или договор на выполнение функции иностранного изготовителя;
  • сертификат качества от производителя (при наличии).

При оформлении на производителя:

  • регистрационные документы (свидетельства ИНН, ОГРН, коды статистики);
  • договор аренды производственных площадей;
  • сертификаты качества;
  • нормативный документ, по которому производится (СТО, ТУ, ГОСТ).

Маркировка

Единый знак обращения продукции наносится на упаковку или на прилагаемые документы в случае перевозки зерна насыпью. Наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока годности зерна.

Зерно, перевозимое бестарным методом, должно сопровождаться товаросопроводительными документами, обеспечивающими его прослеживаемость, содержащими информацию о:

1) виде зерна, годе урожая, месте происхождения, назначении зерна (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт);

2) количестве зерна, в единицах массы;

3) наименовании и месте нахождения заявителя;

4) о наличии в зерне генно-модифицированных (трансгенных) организмов (далее – ГМО) в случае если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9 процента.

Для зерна, полученного с применением ГМО, должна быть приведена информация: «генетически модифицированное зерно» или «зерно, полученное с использованием генно-модифицированных организмов» или «зерно содержит компоненты генно-модифицированных организмов», с указанием уникального идентификатора трансформационного события.

Маркировка зерна, помещенного в потребительскую упаковку (зерно на кормовые цели), и зерна в транспортной таре должна содержать информацию, указанную в подпунктах 1 – 4 настоящего пункта, и информацию о сроке годности и условиях хранения зерна (для зерна, предназначенного на кормовые цели и упакованного в потребительскую упаковку).

Допускается маркировку зерна дополнять надписью: «Срок годности не ограничен при соблюдении условий хранения».

Маркировка зерна, помещенного в транспортную тару и (или) потребительскую упаковку, должна быть на русском языке. Допускается нанесение маркировки на государственном (ых) языке (ах) государства – члена Таможенного союза.

Информацию о наименовании места нахождения изготовителя зерна, расположенного за пределами единой таможенной территории Таможенного союза, допускается указывать буквами латинского алфавита и арабскими цифрами или на государственном (ых) языке (ах) страны по месту нахождения изготовителя зерна при условии ее указания на русском языке.

Маркировка зерна, упакованного в потребительскую упаковку (зерно на кормовые цели), должна наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) контрэтикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.

Маркировка зерна, помещенного непосредственно в транспортную тару, должна наноситься на транспортную тару, и (или) на этикетку, и (или) контрэтикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую транспортную тару или прилагаемый к каждой транспортной таре, либо содержаться в товаросопроводительных документах.

Полезная информация

  • головневое зерно – зерно, частично или полностью загрязненное спорами головни;
  • загрязненность зерна вредителями – наличие в межзерновом пространстве мертвых вредителей или их частей, а также продуктов их жизнедеятельности;
  • зараженность зерна вредителями – наличие в межзерновом пространстве или внутри отдельных зерен живых вредителей в любой стадии их развития;
  • кормовые цели – использование зерна в качестве корма для животных и производства комбикормов;
  • насекомые-вредители зерна – зерновой точильщик, хлебный точильщик, амбарный долгоносик, рисовый долгоносик, огневки, амбарная моль, трогодерма изменчивая, мавританская козявка, ковровый жук, капровый жук, мучные хрущаки, булавоусый малый хрущак, притворяшки, кожееды, мукоеды, грибоеды, блестянки, скрытники, скрытноеды, сеноеды, зерновки, листовертки;
  • обеззараживание зерна – химическое, радиационное или физическое воздействие на зерно с целью уничтожения вредителей и микроорганизмов;
  • обработка зерна – очистка и (или) сушка, и (или) обеззараживание зерна с целью обеспечения его безопасности;
  • очистка зерна – удаление примесей с целью обеспечения безопасности зерна;
  • партия зерна – количество зерна одного наименования (вида), однородного по качеству, предназначенное к одновременной приемке, отгрузке и (или) хранению;
  • перевозка зерна – перемещение партий зерна при его обращении;
  • пищевые цели – использование зерна для переработки в пищевую продукцию;
  • поставляемое зерно – зерно, прошедшее обработку и направляемое на пищевые или кормовые цели;
  • посторонний запах зерна – запах, не свойственный зерну данного наименования (вида), появляющийся в результате сорбции зерном пахучих посторонних веществ;
  • производство зерна – комплекс агротехнологических мероприятий, направленных на выращивание зерна;
  • розовоокрашенное зерно – зерно выполненное, блестящее, с розовой пигментацией оболочек преимущественно в области зародыша;
  • спорынья – зерно, пораженное грибом Claviceps purpurea в виде удлиненных плотных образований в колосе темно-фиолетового цвета;
  • сушка зерна – понижение влажности зерна с целью обеспечения его безопасности;
  • утилизация зерна – использование зерна, не соответствующего требованиям настоящего технического регламента, в целях, отличных от целей, для которых зерно предназначено и в которых обычно используется, либо приведение зерна, не соответствующего требованиям настоящего технического регламента, в состояние, не пригодное для любого его использования и применения, а также исключающее неблагоприятное воздействие его на человека, животных, растения и окружающую среду;
  • фузариозное зерно – зерно, пораженное при его созревании грибами рода фузариум (щуплое, легковесное, морщинистое, белесоватое, иногда с пятнами оранжево-розового цвета);
  • хранение зерна – технологический процесс создания в зернохранилище условий для обеспечения безопасности зерна;
  • экспертиза зерна – определение показателей безопасности зерна в целях принятия решения о возможности его утилизации.

Вам может быть интересно:

  • ТР ТС 021/2011         «О безопасности пищевой продукции»
  • ТР ТС 023/2011         «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»
  • ТР ТС 029/2012         «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств»

Всю подробную информацию по оформлению декларации на зерно уточняйте у наших специалистов по тел. 8 (495) 781-34-34, или пишите на электронную почту info@gostest.com

Загрузка…

сертификация зерна

Когда Марья Петровна открывает пакетик гречки и обнаруживает в нем насекомых, первым делом достается магазину. Скорее всего, ей просто вернут деньги за покупку и на этом конфликт будет исчерпан.

Но если окажется, что партия товара не имеет соответствующих документов и при этом поступила на рынок, проблемы будут и у производителя, и у того, кто эту несчастную гречку пытался реализовать: штрафы, конфискация продукции, приостановление деятельности юридического лица и испорченная репутация.

Мы расскажем о том, как официально, быстро и без подвоха оформить сертификат соответствия на зерно или оформить декларацию. Эти документы необходимы для выхода на рынок и гарантии качества, необходимой покупателю.


Получите бесплатную консультацию


Декларирование и сертификация зерна

Производитель может пустить свою продукцию в оборот только после прохождения процедуры сертификации зерна. Дополнительным конкурентным преимуществом будет получение добровольного сертификата, который обеспечивает:

  • лояльность потребителей;
  • перспективы увеличения доли на рынке;
  • интерес инвесторов и ритейлеров;
  • возможность участия в тендерах и гос.закупках.

Зерно, используемое как посевной материал не нуждается в оформлении разрешительных документов, а зерно, прошедшее обработку подпадает под действие регламента ТР ТС 021/2011.

сертификация зерна и продуктов переработки

ТР ТС 015/2011

Требования к качеству зерна и процессу его производства, перевозки и хранения содержатся в ТР ТС 015/2011 — Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности зерна» (с изменениями на 15 сентября 2017 года).

Под действие регламента подпадает продукция, предназначенная для питания человека, а также для кормления скота. Продукция из зерна или семена для посева не являются объектами регулирования.

Декларированию подлежит большинство злаковых, масличных и бобовых культур:

  • овес;
  • пшеница;
  • гречиха;
  • горох;
  • ячмень;
  • рожь;
  • кукуруза;
  • нут;
  • сорго;
  • люпин;
  • и другие.

Если зерновые перевозят для дальнейшего хранения или обработки внутри страны, в которой они были произведены, декларировать их необязательно.

ТР ТС 021/2011

Под действие ТР ТС 021/2011 — Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (от 9 декабря 2011 года) подпадает вся пищевая продукция, в том числе и зерно.

Технический регламент ТР ТС 021 регулирует процессы производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации. В документе содержатся гигиенические, санитарно-эпидемиологические, и ветеринарные требования к продукции, а также описаны стандарты нанесения маркировки, показатели безопасности и сроки годности продукции.

ХАССП ISO 22000 2007

TP ТС 021/2011 содержит требование о внедрении ХАССП. Этот сертификат ― ключевой по значимости в международном стандарте ISO 22000-2005 (система менеджмента безопасности на производстве пищевых продуктов). На территории России он известен как ГОСТ Р ИСО 22000-2007.

В стандарте отражены требования к уровню безопасности производства, хранения и транспортировки продуктов питания на территории ТС. Продукты, не имеющие соответствующего сертификата, подлежат уничтожению.

Поэтому внедрение ХАССП обязательно для компаний выпускающих продукты питания, занимающихся транспортировкой, хранением и реализацией а также для заведений общественного питания.

Сертификация на соответствие ХАССП предполагает проведение аудиторских проверок всех ступеней производства пищевых продуктов. Выявленные недостатки фиксируются, и после их устранения выдается сертификат соответствия ХАССП.


Получите бесплатную консультацию


декларация на зерно

Схемы декларирования

Подтверждение соответствия техническому регламенту производится по одной из пяти схем декларирования.

  • Для серийного производства подходят схемы 1Д, 3Д и 6Д.
  • Партия продукции декларируется по схемам 2Д или 4Д.

Исследования проводятся в различных лабораториях в зависимости от схемы сертификации:

  • 1Д — заявитель предоставляет свои результаты испытаний образцов;
  • 2Д — экспертизу проводит заявитель в любой лаборатории;
  • 3Д и 6Д — исследования проводятся исключительно в аккредитованной лаборатории;
  • 4Д —  экспертиза проводится исключительно в аккредитованной лаборатории, а срок действия определяется исходя из срока годности товара.
  • 6Д предполагает сертификацию системы менеджмента качества. При этом, производственный контроль и дальнейший ежегодный аудит производитель осуществляет самостоятельно.

Срок действия подтверждающего документа зависит от того, оформлен или нет добровольный сертификата ХАССП, свидетельствующий о внедрении на производстве принципов ХАССП.

Максимальный срок действия разрешительного документа, при внедрении ХАССП — 5 лет, стандартный — 3 года.

Декларация на зерно: какие данные содержит документ?

Декларация на зерно содержит:

  • регистрационный номер;
  • наименование производителя;
  • контактные данные производителя;
  • исчерпывающее описание товарной позиции;
  • список регламентов, соответствие которым подтверждает декларация;
  • перечень нормативных актов, на основании которых происходит выпуск;
  • номера протоколов испытаний ― основание для выдачи;
  • срок действия;
  • информация об органе, выдавшем документ.

Документы для оформления декларации безопасности зерна

Для получения декларации заявитель должен предоставить заявку на декларировани и пакет документов:

  • данные юрлица (учредительные и правоустанавливающие документы);
  • техническую документацию на зерно;
  • перечень нормативных актов, основываясь на которые, происходит производство;
  • бумаги на право пользования производственными площадями;
  • товаросопроводительная документация (при импорте).

Процедура декларирования

Оформление декларации и добровольная сертификация зерна предполагает выполнение ряда действий. Вам потребуется:

  • обратиться в центр сертификации и выбрать схему проверки;
  • подготовить пакет документов;
  • организовать проведение лабораторных испытаний;
  • зарегистрировать декларацию в едином реестре выданных сертификатов соответствия.

Как избежать ошибок при оформлении декларации?

Если у вас нет опыта получения декларации безопасности или сертификата соответствия на зерно, и в штате вашей организации отсутствуют специалист, которому можно поручить эту задачу, доверьте ее экспертам компании ЛетТехСертификация. Важно учитывать, что при оформлении декларации заявитель полностью несет ответственность за достоверность информации, указанной в документе.

На протяжении многих лет мы успешно оказываем помощь в сертификации. Если вы не хотите тратить время на сбор документов и поиск информации из неподтвержденных источников, узнайте у наших специалистов, какие документы необходимо подготовить и как пройти все необходимые этапы. Для этого позвоните по указанному телефону, напишите на почту или просто заполните форму обратной связи.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и полезное:

  • Требования инструкций по охране труда по профессиям и видам работ
  • Требования инструкции природоохранных требований к паркам автомобильной и специальной техники
  • Требования инструкции природоохранных требований к паркам автомобильной и специальной техники
  • Траумель уколы цена инструкция по применению отзывы от чего помогает
  • Требования инструкции по охране труда являются для работающих

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии