Требования к инструкциям психодиагностических методик

Требования к психодиагностическим методикам и их пользователям

Распространение практических психологиче­ских исследований в различных сферах производ­ства, медицины, образования, требующих приме­нения психодиагностических методик, остро ставит вопрос о нормативной регуляции подобной практики.

1. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ТЕСТЫ) долж­ны удовлетворять следующим требованиям:

а)   цели, предмет и область применения методики должны   быть  однозначно   сформулированы. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под кото­рой подразумеваются особая социальная среда или сфера общественной практики (производ­ство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контин­гент испытуемых (пол,  возраст,  образование, профессиональный опыт, должностное положе­ние). Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успеш­ности   профессиональной  деятельности,   для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прог­ноза стабильности коллектива и т. п.;

б)  процедура проведения должна быть задана в ви­де  однозначного  алгоритма,  пригодного для

передачи лаборанту, не имеющему специаль­ных психологических знаний, или ЭВМ, исполь­зуемой для предъявления заданий и анализа от­ветов;

в)   процедура обработки должна включать статис­тически обоснованные методы подсчета и стан­дартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестово­го балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической досто­верности этих выводов;

г)   тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разра­ботчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандар-тизационные исследования в своей области и раз­работать частные стандарты (нормы);

д)   процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за досто­верностью, позволяющими автоматически от­сеивать недостоверные протоколы;

е)   головная методическая организация определен­ного ведомства  (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и произ­водить периодическую коррекцию всех стандар­тов методики.

2. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ основываются на таких требованиях, как:

а)   четкое формулирование цели, предмета и облас­ти применения методик. Дополнение: инструк­ция по применению снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необхо­димое количество для получения надежных дан­ных по методу независимых оценок;

б)  наличие инструкции к проведению, прошедшей специальные испытания на однозначность их вы­полнения экспертами по отношению к некоторо­му эталонному набору данных (текстов, рисун­ков, аудио- или видеозаписей и т. п.);

в)   наличие   процедуры   обработки   результатов, включающей в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое по­зволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;

г)   возможность  воспроизведения   (повторения) пользователями-разработчиками нормативногоисследования по измерению экспертной согла­сованности на эталонном наборе данных; д) ведение головной организацией банка данных, обеспечивающих подготовку пользователей и пе­реподготовку (в соответствии с пересмотренны­ми стандартами методики).

Любая методика, не удовлетворяющая перечис­ленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической мето­дикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций, в обя­занности которых входит составление библиотек аттестованных психодиагностических методик. Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться год­ной для применения в практической психологии. Это не исключает возможности применения неаттестованных методик в исследовательских целях.

ТРЕБОВАНИЯ

Разные требования предъявляются к пользова­телям, являющимся профессиональными психоло­гами, и пользователям-непсихологам.

Пользователь-психолог:

а)  должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психо­диагностики, владеть основами дифференциаль­ной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагности­ке, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области;

б)  должен отвечать за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответ­ствие репрезентативности и прогностической валидности методики, должен предупреждать возможные ошибки, допускаемые непрофессио­налами, незнакомыми с ограничениями в исполь­зовании того или иного теста;

в)  должен пользоваться преимущественным пра­вом  по  сравнению  с  непрофессиональными пользователями на проведение психодиагности­ки в заданной области, на использование прото­колов в соответствии с профессионально-этиче­скими принципами и интересами психологии. Психолог пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе с помощью их приобретения в качестве индивидуальной профессиональной собствен­ности. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя па­раллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок;

г)   не должен руководствоваться в подборе методик в батарею (программу обследования)    субъек­тивными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходить из требований мак­симальной эффективности диагностики — мак­симум надежности при минимуме затрат;

д)  должен вести параллельно с использованием методик научно-методическую работу, анали­зируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ве­дение такой научно-методической работы вхо­дит в основной круг обязанностей психолога, работающего в исследовательских и практиче­ских учреждениях. В этой работе психолог под­держивает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей ко­пии протоколов (для накопления банков дан­ных) и получая инструктивные методические материалы;

е)  должен обеспечивать тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерп­ретация, прогноз делаются в строгом соответ­ствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в ис­пользовании методики, принятого на опреде­ленный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направля­ет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;

ж) должен обеспечивать конфиденциальность психо­диагностической информации, полученной от испытуемого на основе личного доверия. Пси­холог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его ре­зультаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть выне­сены на основе психологической диагностики;

з)   должен хранить профессиональную тайну: не передавать лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктив­ных материалов, не раскрывать перед потен­циальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность;

и) обязательно должен рассматривать наряду с наи­более вероятной и альтернативную диагностиче­скую гипотезу (интерпретацию данных), приме­няя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу презумпции невиновности в судопро­изводстве;

к) должен сообщать в региональные или централь­ные органы Общества психологов о всех заме­ченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психо­диагностики. Психолог уполномочен лично пре­пятствовать некорректному и неэтичному при­менению психодиагностики. Отдельные теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специаль­ных знаний при интерпретации, могут использо­вать специалисты в смежных с психологией об­ластях:  учителя,   врачи,   социологи,   инженеры, экономисты и пр.

При этом пользователь-непсихолог:

а)  должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практи­ческой отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставлен­ных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен применить именно аттес­тованные методики;

б)  должен выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, ли­бо отказаться от проведения психодиагностики, если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладеванию мето­дикой);

в)  должен автоматически брать на себя обязатель­ство по соблюдению всех требований профессио­нальной тайны, получая доступ к п-методикам;

г)   должен следовать всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к ис­пытуемому и любым третьим лицам. Он не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет исполь­зована информация;

д)  не должен использовать методики, не обеспе­ченные однозначной стандартной инструкци­ей, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного при­менения высокопрофессиональных эксперт­ных методов;

е)  должен содействовать психологам в соблюде­нии  процедурных и  этических нормативов, предпринимать меры для предотвращения не­корректного использования методик.

Все приведенные требования находятся в соот­ветствии с международными профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратно сформулированы в виде следующих принципов:

1)   ответственности;

2)  компетентности;

3)   этической и юридической правомочности;

4)  квалифицированной пропаганды психологии;

5)  конфиденциальности;

6)   благополучия клиента;

7)  профессиональной кооперации;

8)   информирования клиента о целях обследова­ния;

9)  морально-позитивного эффекта исследования;

10) гражданственности и патриотизма.

Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. С. 12-14.

Процедура и этапы психодиагностического обследования

Выделяют
следующие этапы
психодиагностического процесса16:

  1. Формулировка
    проблемы на основании изучения всех
    сведений об индивиде (анамнез, специальные
    медицинские заключения, сведения об
    индивиде сточки зрения его успеваемости
    в учебном заведении, др.).

  2. Формулировка
    гипотез и выбор диагностических методов.

  3. Проведение
    тестирования; анализ полученных данных.

  4. Формулировка
    заключений (например, об уровне
    психического развития).

  5. Ответы
    на вопросы, поставленные на первом
    этапе.

  6. Формулировка мероприятий,
    являющихся желательными на основании
    психологического заключения.

Процедура психодиагностического
обследования требует

соблюдения
единообразия самой процедуры и обработки
результатов. Для этого проводится
унификация инструкций, бланков
обследования, способов регистрации
результатов и условий проведения.

Инструкция— это руководство по выполнению заданий
методики, предъявляется устно, письменно
или с помощью компьютера и направленная
на мотивацию испытуемого на обследование.

К
инструкции психодиагностической
методики предъявляются следующие общие
требования
:

  1. простота;

  2. краткость;

  3. понятность;

  4. использование
    примеров;

  5. единообразие
    предъявления.

В
некоторых методиках есть такая особенность
инструкции как создание установки на
фиксацию первого пришедшего в голову
ответа.

Значительно
снижает достоверность результатов
психодиагностической методики такое
психологическое явление, как установка
на ответ.
Она зависит от особенностей человека,
ситуации, характера заданий, особенностей
мотивации.

Выделяют
следующие виды
установок:

  1. на
    согласие
    — тенденция давать ответ «да» на все
    вопросы. Чаще всего проявляется когда
    вопросы неоднозначны; при конформности
    человека; при подозрительном отношении
    к тестированию;

  2. на
    отрицание
    — тенденция давать ответ «нет» на все
    вопросы. Проявляется когда человек
    отрицательно относится к процедуре
    тестирования; при непонятности цели и
    задач исследования; при большом
    количестве заданий;

  3. на
    социально-одобряемые ответы:
    истинное свойство личности подменяется
    представлением о том, что такое «хорошо»
    и «плохо»;

  4. на
    средние ответы
    («не знаю») используется для ощущения
    безопасности;

  5. на
    крайние ответы
    при очень большой шкале.

При
психодиагностическом обследовании
используют бланк
обследований
— это специальная форма фиксации
результатов. Они делают работу проще,
быстрее, снижают количество случайных
ошибок, облегчают подсчет или оценку
результатов.

К
бланкам психодиагностических методик

предъявляют следующие требования:

  1. поиск
    места для ответа должно занимать минимум
    времени;

  2. желательно
    свести ответ к подчеркиванию, обведению
    кружочком;

  3. бланк
    должен содержать только нужную
    информацию;

  4. территориально
    ответы на каждый блок должны разделиться
    (если блоков нет, а вопросов много — надо
    произвольно разбивать на блоки по 10-25
    вопросов);

  5. должно
    быть простое и понятное для обследуемого
    название методики;

  6. на
    бланке указывается фамилия, имя, отчество
    (если обследование не анонимное), пол,
    возраст, семейное положение, образование,
    место работы, должность, номер регистрации,
    дата, фамилия диагноста;

  7. при
    групповом обследовании на бланке должна
    быть инструкция;

  8. при
    переходе ответов на новую группу заданий
    должны быть примеры заполнения.

Диагносту
необходимо учитывать, что на результат
психодиагностического обследования
могут повлиять следующие факторы:

  1. внешние
    условия (в помещении жарко, холодно,
    душно и др.);

  2. внутренние
    факторы (время проведения обследования,
    утомляемость, стрессоустойчивость);

  3. информационно-социальные
    обстоятельства (влияние личности
    диагноста, степень знакомства испытуемого
    с тестом).

Также
можно обозначить и недостатки
используемых психодиагностических
методик, которые ведут к ошибкам:

  1. слепые
    ошибки (опечатки в тексте, неточность
    инструкций);

  2. профанации
    результатов тестов (ненаучное толкование);

  3. стрессогенность;

  4. тривиальность
    (избитость, банальность) предлагаемых
    ситуаций;

  5. формализованная
    ситуация тестирования.

Психодиагностическое
обследование проводится как индивидуально,
так и в группе. Каждый из этих видов
имеют свои достоинства и недостатки.

Индивидуальное
обследование^
ает
возможность:

  • наблюдать
    за испытуемым;

  • оценить
    отношение испытуемого к тесту;

  • оценить
    состояние испытуемого;

  • изменить
    тест, если он не соответствует
    интеллектуальному уровню испытуемого.

Но
при этом, индивидуальное обследование
требует много времени и предъявляет
особые требования к уровню подготовки
экспериментатора.

Групповое
обследование
также имеет ряд преимуществ:

  • массовость;

  • простота
    инструкций;

  • невысокие
    требования к подготовке экспериментатора;

  • единообразие
    условий эксперимента для разных людей;

  • более
    объективная обработка результатов
    тестирования.

Недостатки
группового обследования:

  • невозможность
    замотивировать испытуемого;

  • невозможность
    учесть влияние состояния испытуемого;

  • более
    низкие результаты теста у людей
    незнакомых с процедурой тестирования.

Выделяют
следующие приемы
и особенности проведения групповой
психодиагностики:

  1. вводные
    слова должны быть короткими;

  2. цель
    исследования должна быть однозначно
    истолкована;

  3. экспериментатору
    лучше находиться ближе к группе;

  4. вопросы
    не повторяются по ходу тестирования
    (непонятные вопросы повторяются в
    конце);

  5. перед
    началом тестирования необходимо
    оговорить: сколько вопросов содержит
    тест и как располагать ответы;

  6. инструкция
    должна быть прочитана два раза;

  7. вопросы
    должны читаться без эмоций, нейтрально
    и четко.

  1. ОЦЕНКА
    ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И УРОВНЯ

Соседние файлы в папке Копинг-поведение

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

6 вопрос:

Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик

 Требовании к методикам

Целесообразно придерживаться разных требований к психодиагностическим методикам разного типа.

Измерительные методы (тесты) должны удовлетворять следующим требованиям:

а) должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). Должны быть конкретизированы цели использования результатов:

б) для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства,  для  принятия  правовых,   административных  решений,  для  прогноза стабильности коллектива и т. д.;

Рекомендуемые материалы

в)  процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний, или
ввода в компьютер, используемый для предъявления заданий и анализа ответов;

г)  процедура обработки должна использовать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам).  Выводы  (диагностические  суждения)  на  основе  тестового  балла  должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статисгической достоверности этих выводов;

д)  тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность. Другие пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области;

е)    процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные
протоколы;

ж)     головная методическая организация определенного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и производить периодическую коррекцию
всех стандартов методики.

Экспертные методы:

а)  данный пункт повторяет содержание пункта а) для тестов. Дополнение: инструкции по  применению  снабжаются  указанием  на  требуемую  квалификацию  экспертов,  их
необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок:

б)     инструкции   по   применению   должны   пройти   специальные   испытания   на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору
данных (текстов, рисунков, звуко- или видеозаписей и т, п.);

в)  процедура обработки результатов долита включать в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;

г) пользователи должны иметь возможность воспроизвести нормативное исследование на эталонном наборе данных;

д)    головная организация должна вести банк данных, обеспечивая подготовку пользователей и их переподготовку (в соответствии с пересмотренными стандартами методики).

Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой.

Требования к пользователям

К пользователям, являющимся профессиональными психологами, предъявляются такие требования:

а)  психолог должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен
следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области;

Бесплатная лекция: «5.10. Картодиаграммы» также доступна.

б) отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики;

в) пользуется преимущественным правом на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими
принципами и интересами психологии:

г)   в подборе методик в комплексную программу обследования не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требования максимальной эффективности диагностики;

д)  параллельно с использованием методик ведет научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области:

е)  обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования.  Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями;

ж)  обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Требования к инструкциям по охране труда с 2023 года
  • Требования к инструкциям по охране труда с 1 марта 2022 года
  • Требования к инструкции по выполнению теста ее структуре
  • Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности установлены
  • Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности конспект