Требования к психодиагностическим методикам и их пользователям
Распространение практических психологических исследований в различных сферах производства, медицины, образования, требующих применения психодиагностических методик, остро ставит вопрос о нормативной регуляции подобной практики.
1. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ТЕСТЫ) должны удовлетворять следующим требованиям:
а) цели, предмет и область применения методики должны быть однозначно сформулированы. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумеваются особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т. п.;
б) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для
передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний, или ЭВМ, используемой для предъявления заданий и анализа ответов;
в) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;
г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандар-тизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы);
д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы;
е) головная методическая организация определенного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.
2. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ основываются на таких требованиях, как:
а) четкое формулирование цели, предмета и области применения методик. Дополнение: инструкция по применению снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;
б) наличие инструкции к проведению, прошедшей специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (текстов, рисунков, аудио- или видеозаписей и т. п.);
в) наличие процедуры обработки результатов, включающей в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;
г) возможность воспроизведения (повторения) пользователями-разработчиками нормативногоисследования по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных; д) ведение головной организацией банка данных, обеспечивающих подготовку пользователей и переподготовку (в соответствии с пересмотренными стандартами методики).
Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций, в обязанности которых входит составление библиотек аттестованных психодиагностических методик. Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться годной для применения в практической психологии. Это не исключает возможности применения неаттестованных методик в исследовательских целях.
ТРЕБОВАНИЯ
Разные требования предъявляются к пользователям, являющимся профессиональными психологами, и пользователям-непсихологам.
Пользователь-психолог:
а) должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области;
б) должен отвечать за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики, должен предупреждать возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, незнакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста;
в) должен пользоваться преимущественным правом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии. Психолог пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе с помощью их приобретения в качестве индивидуальной профессиональной собственности. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок;
г) не должен руководствоваться в подборе методик в батарею (программу обследования) субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходить из требований максимальной эффективности диагностики — максимум надежности при минимуме затрат;
д) должен вести параллельно с использованием методик научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ведение такой научно-методической работы входит в основной круг обязанностей психолога, работающего в исследовательских и практических учреждениях. В этой работе психолог поддерживает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы;
е) должен обеспечивать тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, принятого на определенный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;
ж) должен обеспечивать конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе личного доверия. Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;
з) должен хранить профессиональную тайну: не передавать лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывать перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность;
и) обязательно должен рассматривать наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу презумпции невиновности в судопроизводстве;
к) должен сообщать в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики. Отдельные теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.
При этом пользователь-непсихолог:
а) должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен применить именно аттестованные методики;
б) должен выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики, если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладеванию методикой);
в) должен автоматически брать на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, получая доступ к п-методикам;
г) должен следовать всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам. Он не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация;
д) не должен использовать методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного применения высокопрофессиональных экспертных методов;
е) должен содействовать психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимать меры для предотвращения некорректного использования методик.
Все приведенные требования находятся в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратно сформулированы в виде следующих принципов:
1) ответственности;
2) компетентности;
3) этической и юридической правомочности;
4) квалифицированной пропаганды психологии;
5) конфиденциальности;
6) благополучия клиента;
7) профессиональной кооперации;
информирования клиента о целях обследования;
9) морально-позитивного эффекта исследования;
10) гражданственности и патриотизма.
Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. С. 12-14.
Процедура и этапы психодиагностического обследования
Выделяют
следующие этапы
психодиагностического процесса16:
-
Формулировка
проблемы на основании изучения всех
сведений об индивиде (анамнез, специальные
медицинские заключения, сведения об
индивиде сточки зрения его успеваемости
в учебном заведении, др.). -
Формулировка
гипотез и выбор диагностических методов. -
Проведение
тестирования; анализ полученных данных. -
Формулировка
заключений (например, об уровне
психического развития). -
Ответы
на вопросы, поставленные на первом
этапе. -
Формулировка мероприятий,
являющихся желательными на основании
психологического заключения.
Процедура психодиагностического
обследования требует
соблюдения
единообразия самой процедуры и обработки
результатов. Для этого проводится
унификация инструкций, бланков
обследования, способов регистрации
результатов и условий проведения.
Инструкция— это руководство по выполнению заданий
методики, предъявляется устно, письменно
или с помощью компьютера и направленная
на мотивацию испытуемого на обследование.
К
инструкции психодиагностической
методики предъявляются следующие общие
требования:
-
простота;
-
краткость;
-
понятность;
-
использование
примеров; -
единообразие
предъявления.
В
некоторых методиках есть такая особенность
инструкции как создание установки на
фиксацию первого пришедшего в голову
ответа.
Значительно
снижает достоверность результатов
психодиагностической методики такое
психологическое явление, как установка
на ответ.Она зависит от особенностей человека,
ситуации, характера заданий, особенностей
мотивации.
Выделяют
следующие виды
установок:
-
на
согласие— тенденция давать ответ «да» на все
вопросы. Чаще всего проявляется когда
вопросы неоднозначны; при конформности
человека; при подозрительном отношении
к тестированию; -
на
отрицание— тенденция давать ответ «нет» на все
вопросы. Проявляется когда человек
отрицательно относится к процедуре
тестирования; при непонятности цели и
задач исследования; при большом
количестве заданий; -
на
социально-одобряемые ответы:истинное свойство личности подменяется
представлением о том, что такое «хорошо»
и «плохо»; -
на
средние ответы(«не знаю») используется для ощущения
безопасности; -
на
крайние ответыпри очень большой шкале.
При
психодиагностическом обследовании
используют бланк
обследований— это специальная форма фиксации
результатов. Они делают работу проще,
быстрее, снижают количество случайных
ошибок, облегчают подсчет или оценку
результатов.
К
бланкам психодиагностических методик
предъявляют следующие требования:
-
поиск
места для ответа должно занимать минимум
времени; -
желательно
свести ответ к подчеркиванию, обведению
кружочком; -
бланк
должен содержать только нужную
информацию; -
территориально
ответы на каждый блок должны разделиться
(если блоков нет, а вопросов много — надо
произвольно разбивать на блоки по 10-25
вопросов); -
должно
быть простое и понятное для обследуемого
название методики; -
на
бланке указывается фамилия, имя, отчество
(если обследование не анонимное), пол,
возраст, семейное положение, образование,
место работы, должность, номер регистрации,
дата, фамилия диагноста; -
при
групповом обследовании на бланке должна
быть инструкция; -
при
переходе ответов на новую группу заданий
должны быть примеры заполнения.
Диагносту
необходимо учитывать, что на результат
психодиагностического обследования
могут повлиять следующие факторы:
-
внешние
условия (в помещении жарко, холодно,
душно и др.); -
внутренние
факторы (время проведения обследования,
утомляемость, стрессоустойчивость); -
информационно-социальные
обстоятельства (влияние личности
диагноста, степень знакомства испытуемого
с тестом).
Также
можно обозначить и недостатки
используемых психодиагностических
методик, которые ведут к ошибкам:
-
слепые
ошибки (опечатки в тексте, неточность
инструкций); -
профанации
результатов тестов (ненаучное толкование); -
стрессогенность;
-
тривиальность
(избитость, банальность) предлагаемых
ситуаций; -
формализованная
ситуация тестирования.
Психодиагностическое
обследование проводится как индивидуально,
так и в группе. Каждый из этих видов
имеют свои достоинства и недостатки.
Индивидуальное
обследование^ает
возможность:
-
наблюдать
за испытуемым; -
оценить
отношение испытуемого к тесту; -
оценить
состояние испытуемого; -
изменить
тест, если он не соответствует
интеллектуальному уровню испытуемого.
Но
при этом, индивидуальное обследование
требует много времени и предъявляет
особые требования к уровню подготовки
экспериментатора.
Групповое
обследованиетакже имеет ряд преимуществ:
-
массовость;
-
простота
инструкций; -
невысокие
требования к подготовке экспериментатора; -
единообразие
условий эксперимента для разных людей; -
более
объективная обработка результатов
тестирования.
Недостатки
группового обследования:
-
невозможность
замотивировать испытуемого; -
невозможность
учесть влияние состояния испытуемого; -
более
низкие результаты теста у людей
незнакомых с процедурой тестирования.
Выделяют
следующие приемы
и особенности проведения групповой
психодиагностики:
-
вводные
слова должны быть короткими; -
цель
исследования должна быть однозначно
истолкована; -
экспериментатору
лучше находиться ближе к группе; -
вопросы
не повторяются по ходу тестирования
(непонятные вопросы повторяются в
конце); -
перед
началом тестирования необходимо
оговорить: сколько вопросов содержит
тест и как располагать ответы; -
инструкция
должна быть прочитана два раза; -
вопросы
должны читаться без эмоций, нейтрально
и четко.
-
ОЦЕНКА
ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И УРОВНЯ
Соседние файлы в папке Копинг-поведение
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
6 вопрос:
Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик
Требовании к методикам
Целесообразно придерживаться разных требований к психодиагностическим методикам разного типа.
Измерительные методы (тесты) должны удовлетворять следующим требованиям:
а) должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). Должны быть конкретизированы цели использования результатов:
б) для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т. д.;
Рекомендуемые материалы
в) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний, или
ввода в компьютер, используемый для предъявления заданий и анализа ответов;
г) процедура обработки должна использовать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статисгической достоверности этих выводов;
д) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность. Другие пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области;
е) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные
протоколы;
ж) головная методическая организация определенного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и производить периодическую коррекцию
всех стандартов методики.
Экспертные методы:
а) данный пункт повторяет содержание пункта а) для тестов. Дополнение: инструкции по применению снабжаются указанием на требуемую квалификацию экспертов, их
необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок:
б) инструкции по применению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору
данных (текстов, рисунков, звуко- или видеозаписей и т, п.);
в) процедура обработки результатов долита включать в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;
г) пользователи должны иметь возможность воспроизвести нормативное исследование на эталонном наборе данных;
д) головная организация должна вести банк данных, обеспечивая подготовку пользователей и их переподготовку (в соответствии с пересмотренными стандартами методики).
Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой.
Требования к пользователям
К пользователям, являющимся профессиональными психологами, предъявляются такие требования:
а) психолог должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен
следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области;
Бесплатная лекция: «5.10. Картодиаграммы» также доступна.
б) отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики;
в) пользуется преимущественным правом на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими
принципами и интересами психологии:
г) в подборе методик в комплексную программу обследования не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требования максимальной эффективности диагностики;
д) параллельно с использованием методик ведет научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области:
е) обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями;
ж) обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия».