Трофи tsp10 инструкция по зарядке фонарь

Добрый день, мои читатели!

Сейчас я расскажу об одной из необходимой вещи в квартире, в которой почти всегда в темное время суток постоянно бывает освещение. В машине, в которой тоже включается ближний или дальней свет и в которой есть освещение в салоне. На даче, в которой часто отключается свет. Всё равно иногда в самый нужный момент можно остаться без свет и для этого нужен фонарь. Ведь кроме перечисленного даже при хорошем освещении эта вещь бывает просто незаменима. Например поиск под диваном, в темном шкафу или на балконе.

Аккумуляторный светодиодный фонарь Трофи TSP 10

Аккумуляторный светодиодный фонарь Трофи TSP 10

Мой отзыв касается аккумуляторного светодиодного фонаря Трофи TSP 10 фирмы АТЛ Бизнес из Китая, в котором источником питания является свинцово-кислотный аккумулятор 4 в 2000 mAh. У фонаря 15 светодиодов LED белого (холодного) цвета для работы в двух режимах переключателем в ручке: обычный, когда светит 10 светодиодов, и яркий, когда включены все 15 светодиоды.

Аккумуляторный светодиодный фонарь Трофи TSP 10

Аккумуляторный светодиодный фонарь Трофи TSP 10

Светодиоды обеспечивают высокую яркость света и дальность светового луча более 50 м. Первоначальная зарядка аккумулятора была около суток, далее подзарядки необходимо выполнять не более 4 часов не реже 6 месяцев.

Фонарь, длина которого всего около 18 см при весе около 150 гр., сделан из ударопрочного двух цветного пластика черного и желтого цветов,

Аккумуляторный светодиодный фонарь Трофи TSP 10 фото

Ручка у фонаря удобная и эргономическая подходит для любой мужской руки, подходит и позволяет держать фонарь практически в любом положении. Отверстие в верхней части ручки позволяет закрепить шнур из комплекта для переноски в походе. Может находится в разных положениях.

Аккумуляторный светодиодный фонарь Трофи TSP 10

Аккумуляторный светодиодный фонарь Трофи TSP 10

В фонаре в углубление прячется вилка, которая выдвигается при необходимости подзарядки фонаря от сети 220 для постоянной работы около 6 часов. Включать фонарь при подзарядке аккумулятора запрещено, т.к. выгорают светодиоды. Проверено самостоятельно.

Такой аккумуляторный фонарь намного удобнее фонаря на батарейках.

Рекомендую всем моим читателем.

На чтение 40 мин Просмотров 48 Опубликовано 26 марта 2023 Обновлено 27 марта 2023

Содержание

  1. Принципиальная Электрическая Схема Фонаря
  2. Схема светодиодного фонарика
  3. Проекты по теме:
  4. Как разобрать светодиодный аккумуляторный фонарь Lentel GL01
  5. Ремонт бытовой техники своими руками
  6. Ремонт и модернизация светодиодных фонарей
  7. Как разобрать светодиодный аккумуляторный фонарь Lentel GL01
  8. Поиск причины отказа фонаря
  9. Переделка (модернизация) электрической схемы фонаря
  10. Электрической схема после доработки
  11. Ремонт светодиодного аккумуляторного фонаря
  12. Переделка схемы индикации режима зарядки аккумулятора
  13. Модернизация переключателя режимов работы
  14. Ремонт и модернизация светодиодного аккумуляторного фонаря-прожектора «Фотон PB-0303»
  15. Электрическая принципиальная схема
  16. Проверка работоспособности электрической схемы
  17. Восстановление кислотного аккумулятора
  18. Ремонт зарядного устройства
  19. Доработка электрической принципиальной схемы светодиодного аккумуляторного фонаря «Фотон»
  20. Чем заменить сгоревший ЧИП
  21. Ремонт с модернизацией светодиодного фонаря Keyang KY-9914
  22. Ремонт и переделка светодиодного фонаря 14Led Smartbuy Colorado
  23. Как проверить в светодиодном фонаре батарейки на пригодность
  24. Как проверить исправность выключателя
  25. Проверка исправности светодиодов
  26. Ток потребления светодиодного фонаря
  27. Переделка конструкции
  28. Ремонт светодиодного фонаря RED 110
  29. Замена кислотного аккумулятора в светодиодном фонаре
  30. Замена кислотного аккумулятора аккумуляторами типоразмера АА или ААА
  31. Замена кислотного аккумулятора Li-ion
  32. Задать вопрос автору статьи, оставить комментарий

Принципиальная Электрическая Схема Фонаря

Зарядный ток в амперах обычно выбирают в десять раз меньше численного значения емкости аккумулятора в ампер-часах. Далее нужно параллельно цепочке HL1-R2 подключить резистор Rd, проходя через который ток зарядки аккумулятора будет создавать необходимое падение напряжения для обеспечения свечения светодиода HL1.


Если использовать светиков больше 6 штук — начинает сильно греться транзистор, яркость свечения падает. Виктор Донской.

Однако на практике это не совсем так, т. В данном случаи, теоретически, если не обращать внимание на габариты, то чем больше индуктивность, тем лучше по всем показателем.
Ремонт налобного фонаря

Если все сделано правильно преобразователь начинает работать .

Простейший расчет показывает, что такой фонарик на светодиодах будет значительно экономичней.

Источником питания является одна минипальчиковая батарейка с напряжением 1,5 Вольт. На корпусе фонарика информации о производителе и технических характеристиках не нашел, но судя по почерку изготовления и причине поломки, производитель тот же, китайский Lentel.

Каждый из нас выбирает тип фонарика по своему усмотрению: налобный фонарик;.

Когда светодиодный фонарик стоит на зарядке в сети В, категорический нельзя включать и отключать светодиоды кнопкой отключения, так как в момент переключения возникают скачки напряжения, что приведет к перегоранию светодиодов.

Ремонт обычного фонарика

Схема светодиодного фонарика

Величину резистора легко узнать по цветовой маркировке с помощью онлайн калькулятора. Так вот у меня есть специальная коробка для мобильных остатков шнурки, старые батареи, карточки и т. А располагать светодиоды удобнее в линейку, на расстоянии около 5 мм друг от друга, например, как это показано в конструкции на рисунке ниже. Следовательно конденсатор С будет оставаться в заряженном состоянии.

Если светодиод не светит, необходимо поменять местами крайние выводы первичной или вторичной обмотки трансформатора. Если блокинг генератор не запустился — вы перепутали концы обмоток трансформатора.

Парафин для заливания всего преобразователя.

Во время зарядки фонарик был включен, ток через светодиоды и резисторы превысил предельный, что и привело к выходу их из строя.

По заявлению производителя световой поток фонаря достигает метров, корпус выполнен из ударопрочного ABS-пластика, в комплекте имеется отдельное зарядное устройство и ремень для переноса на плече. Как получают переменный ток — преобразование механической энергии в электрическую энергию при помощи генератора.

Я измерял выходное напряжение, и оно составило В. Разумеется, возможно, применение и других светодиодов с напряжением питания 2, В.

Устройство заряда аккумуляторов для фонаря Для подзаряда аккумуляторов от бортовой сети автомобиля можно воспользоваться схемой, показанной на рисунке ниже.
Садовый фонарь на солнечной батарее. Как он …

Проекты по теме:

К сожалению аккумулятор был изношен и его хватало для работы фонаря в течение 2 часов.

Ремонт зарядного устройства Измерение величины напряжения мультиметром на контактах выходного разъема зарядного устройства показало его отсутствие. После 15 мин.

Недостатком схемы является высокое 1,25V напряжение на входе FB вывод 8. Проволока 0,1 мм — витков с отводом от середины, намотанные на тороидальное колечко. Переделка схемы индикации режима зарядки аккумулятора Фонарь отремонтирован, и можно приступать к внесению изменений в схему индикации зарядки аккумулятора.

Светодиод был подключен через ограничительный резистор 6,2 Ом, ток потребления светодиода составил мА. Спасибо за статью. Вот такая простая защита. Минус крепим к плечевой части, с помощью завинчивающей крышки просто зажав провод крышкой.

Короткие импульсы повышенного потенциала отпирают p-n переход. При повторном нажатии на кнопку S1, транзистор закрывается и фонарь выключается. Только если сделать отдельную схемку для мигания на NE Ирина Спасибо, что ответили!


По этой причине от перегрева и сгорела первичная обмотка трансформатора. При подключении зарядного устройства напряжение на клеммах аккумулятора не изменялось, стало очевидным, что зарядное устройство не работает. Однако на практике это не совсем так, т. Но, хочу заострить ваше внимание, если корпус фонарика металлический — зарядное устройство туда не монтируйте, а сделайте его выносным, то есть отдельно. Назначение кружка — двойное.

Состоит из двух ячеек по 2 вольта, соединённых последовательно. Типовыми неисправностями фонариков с аккумулятором являются: Выход из строя элементов сетевого выпрямителя диодов, электролитического конденсатора, резистора в цепи индикации ; Неисправность кнопки-выключателя легко чинится любой подходящей кнопкой с фиксацией или же рокерным выключателем ; Деградация старение аккумулятора;.

При положении движка переключателя в крайнем левом положении общий вывод подключается к левому выводу переключателя. Этот фонарик за доллара. Все три светодиода от аккумуляторов при номинальном напряжении 3,6 В потребляют ток не более 75…80 мА по мере разряда элементов ток будет снижаться, но все равно свечение будет достаточно ярким для подсветки. Введение транзисторов выровняло яркость, однако они имеют сопротивление и на них падает напряжение, что вынуждает преобразователь повышать уровень выходного до 4В, для снижения падения напряжения на транзисторах можно предложить схему на рис. Как оказалось в ручке небыло радиоэлектронных элементов.
✅ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГЕЛЕВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ СВОИМИ РУКАМИ

Как разобрать светодиодный аккумуляторный фонарь Lentel GL01

При этом аккумуляторы не придется вынимать из отсека фонарика, если на его корпусе установить соединительный разъем Х2. В авторском варианте в качестве трансформаторного блока применен стандартный блок, предназначенный для питания модемов.

Алюминиевая плечевая часть тюбика от зубной пасты , крема и т.

Для простоты и наглядного примера рассмотрим простейший генератор, состоящий из двух полюсного магнита и одной обмотки. Настройка электрической схемы фонаря сводится к регулировке тока заряда аккумулятора. Он настолько слаб, что полежав неделю, уже не горит.

Брать делитель еще меньше, чтобы понизить напряжение в точке V2, нельзя т. Лампа гореть при таком напряжении, конечно, еще будет, но вряд ли можно говорить о ней как о реальном источнике света. В схеме для получения высокого КПД желательно использовать чип-компоненты.

На этот раз речь пойдёт о фонарике с аккумулятором. Его можно сделать из железной проволоки 0.

Если не сложно сбросьте параметры катушки. Диод Шоттки. Трансформатор я делал на небольшом ферритовом кольце — выпаянном из нерабочей материнки. Master

Ремонт бытовой техники своими руками

Можно ли собрать схему на более простых компонентах транзисторах? Так как LP это микромощный стабилизатор, ток до mA , то пришлось поэкспериментировать. Обязательно попробую скорее всего на выходных , надеюсь на успех!

Операционный усилитель U2B — усиливает напряжение, снимаемое с датчика тока. Доработка Фонарика vlad — Затем переменное напряжение после гасящего конденсатора выпрямляется диодным мостом на диодах VD1 — VD4 1N С увеличением номинала резистора допустимое напряжение разряда увеличивается, и наоборот.
ДЕЛАЕМ ПРОСТОЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АКБ с авто выключением при полном заряде

Источник

Ремонт и модернизация светодиодных фонарей

Для безопасности и возможности продолжать активную деятельность в темное время суток человек нуждается в искусственном освещении. Первобытные люди раздвигали темень, поджигая ветки деревьев, далее придумали факел и керосинку. И только после изобретения французским изобретателем Джорджем Лекланше в 1866 году прототипа современной батарейки, а в 1879 году Томсоном Эдисоном лампы накаливания, у Дэвида Майзела появилась возможность запатентовать 1896 году первый электрический фонарь.

С тех пор в электрической схеме новых образцов фонарей ничего не изменялось, пока в 1923 году российский ученый Олег Владимирович Лосев не нашёл связь люминесценции в карбиде кремния и p-n-переходе, а в 1990 году ученым не удалось создать светодиод с большей светоотдачей, позволяющий заменить лампочку накаливания. Применение светодиодов вместо ламп накаливания, благодаря низкому энергопотреблению светодиодов, позволило многократно увеличить время работы фонарей при той же емкости батареек и аккумуляторов, повысить надежность фонариков и практически снять все ограничения на область их использования.

Светодиодный аккумуляторный фонарь, который Вы видите на фотоснимке попал мне в ремонт с жалобой, что купленный на днях китайский фонарик Lentel GL01 за $3, не светит, хотя индикатор заряда аккумулятора светится.

Внешний осмотр фонаря произвел положительное впечатление. Качественное литье корпуса, удобная ручка и выключатель. Стержни вилки для подключения к бытовой сети для зарядки аккумулятора сделаны выдвижными, что исключает необходимость хранения сетевого шнура.

Внимание! При разборке и ремонте фонаря, если он подключен к сети следует соблюдать осторожность. Прикосновение к оголенным участкам схемы подключенной к электрической сети может привести к поражению электрическим током.

Как разобрать светодиодный аккумуляторный фонарь Lentel GL01

Хотя фонарик подлежал гарантийному ремонту, но вспоминая свои хождения при при гарантийном ремонте отказавшего электрочайника (чайник был дорогим и в нем перегорел ТЭН, поэтому своими руками его отремонтировать не представлялось возможным), решил заняться ремонтом самостоятельно.

Разобрать фонарь оказалось легко. Достаточно повернуть на небольшой угол против часовой стрелки кольцо, фиксирующее защитное стекло и оттянуть его, затем отвинтить несколько саморезов. Оказалось кольцо фиксируется на корпусе с помощью байонетного соединения.

После снятия одной из половинок корпуса фонарика появился доступ ко всем его узлам. Слева на фотоснимке видна печатная плата со светодиодами, к которой прикреплен с помощью трех саморезов рефлектор (отражатель света). В центре расположен аккумулятор черного цвета с неизвестными параметрами, имеется только маркировка полярности выводов. Правее аккумулятора находится печатная плата зарядного устройства и индикации. Справа установлена сетевая вилка с выдвижными стержнями.

При внимательном рассмотрении светодиодов оказалось, что на излучающих поверхностях кристаллов всех светодиодов имелись черные пятна или точки. Стало ясно даже без проверки светодиодов мультиметром, что фонарик не светит по причине их перегорания.

Почерневшие области имелись также на кристаллах двух светодиодов, установленных в качестве подсветки на плате индикации зарядки аккумулятора. В светодиодных лампах и лентах обычно выходит из строя один светодиод, и работая как предохранитель, защищает остальные от перегорания. А в фонаре вышли из строя все девять светодиодов одновременно. Напряжение на аккумуляторе не могло увеличиться до величины, способной вывести светодиоды из строя. Для выяснения причины пришлось начертить электрическую принципиальную схему.

Поиск причины отказа фонаря

Электрическая схема фонаря состоит из двух функционально законченных частей. Часть схемы, расположенная левее переключателя SA1, выполняет функцию зарядного устройства. А часть схемы, изображенная справа от переключателя, обеспечивает свечение.

Работает зарядное устройство следующим образом. Напряжение от бытовой сети 220 В поступает на токоограничивающий конденсатор С1, далее на мостовой выпрямитель, собранный на диодах VD1-VD4. С выпрямителя напряжение подается на клеммы аккумулятора. Резистор R1 служит для разряда конденсатора после изъятия вилки фонарика из сети. Таким образом, исключается удар током от разряда конденсатора в случае случайного прикосновения рукой одновременно двух штырей вилки.

Светодиод HL1, включенный последовательно с токоограничивающим резистором R2 в противоположном направлении с правым верхним диодом моста, как, оказалось, светится всегда при вставленной вилке в сеть, даже если аккумулятор неисправен или отсоединен от схемы.

Переключатель режимов работы SA1 служит для подключения к аккумулятору отдельных групп светодиодов. Как видно из схемы получается, что если фонарь подключен к сети для зарядки и движок переключателя находится в положении 3 или 4, то напряжение с зарядного устройства аккумулятора попадает и на светодиоды.

Если человек включил фонарик и обнаружил, что он не работает, и, не зная, что движок выключателя обязательно необходимо установить в положение «выключено», о чем в инструкции по эксплуатации фонаря ничего не сказано, подключит фонарь к сети на зарядку, то за счет броска напряжения на выходе зарядного устройства на светодиоды попадет напряжение, значительно превышающее расчетное. Через светодиоды потечет ток, превышающий допустимый и они перегорят. При старении кислотного аккумулятора за счет сульфатации свинцовых пластин напряжение заряда аккумулятора возрастает, что тоже приводит к перегоранию светодиодов.

Еще одно схемное решение, которое удивило, это параллельное включение семи светодиодов, что недопустимо, так как вольтамперные характеристики даже светодиодов одного типа отличаются и поэтому проходящий ток через светодиоды тоже будет не одинаковым. По этой причине при выборе номинала резистора R4 из расчета протекания через светодиоды максимально допустимого тока, один из них может перегружаться и выйти из строя, а это приведет к перегрузке по току параллельно включенных светодиодов, и они тоже перегорят.

Переделка (модернизация) электрической схемы фонаря

Стало очевидным, что поломка фонаря связана с ошибками, допущенными разработчиками его электрической принципиальной схемы. Чтобы отремонтировать фонарь и исключить его повторную поломку необходимо его переделать, заменив светодиоды и внести незначительные изменения в электрическую схему.

Для того чтобы индикатор заряда аккумулятора действительно сигнализировал о его зарядке, необходимо светодиод HL1 включить последовательно с аккумулятором. Для свечения светодиода необходим ток несколько миллиампер, а выдаваемый ток зарядным устройством должен составлять около 100 мА.

Для обеспечения этих условий достаточно отсоединить HL1-R2 цепочку от схемы в местах, указанных красными крестиками и параллельно с ней установить дополнительный резистор Rd номиналом 47 Ом мощностью не менее 0,5 Вт. Ток заряда, протекая через Rd будет создавать на нем падение напряжения около 3 В, которое обеспечить необходимый ток для свечения индикатора HL1. Заодно точку соединения HL1 и Rd необходимо подключить к выводу 1 переключателя SA1. Таким простым способом будет исключена возможность подачи напряжения с зарядного устройства на светодиоды EL1-EL10 во время заряда аккумулятора.

Для выравнивания величины токов, протекающих через светодиоды EL3-EL10, необходимо исключить из схемы резистор R4 и последовательно с каждым светодиодом включить отдельный резистор номиналом 47-56 Ом.

Электрической схема после доработки

Внесенные в схему незначительные изменения повысили информативность индикатора заряда недорогого китайского светодиодного фонаря и многократно повысили его надежность. Надеюсь, что производители светодиодных фонарей после прочтения этой статьи внесут изменения в электрические схемы своих изделий.

После модернизации электрическая принципиальная схема приняла вид, как на чертеже выше. Если необходимо освещать фонариком продолжительное время и не требуется большой яркости его свечения, то можно дополнительно установить токоограничивающий резистор R5, благодаря которому время работы фонарика без подзарядки увеличится в два раза.

Ремонт светодиодного аккумуляторного фонаря

После разборки в первую очередь нужно восстановить работоспособность фонаря, а потом уже заниматься модернизацией.

Проверка светодиодов мультиметром подтвердила их неисправность. Поэтому все светодиоды пришлось выпаять и освободить от припоя отверстия для установки новых диодов.

Судя по внешнему виду, на плате были установлены ламповые светодиоды из серии HL-508H диаметром 5 мм. В наличии имелись светодиоды типа HK5H4U от линейной светодиодной лампы с близкими техническими характеристиками. Они и пригодились для ремонта фонаря. При запайке светодиодов на плату нужно не забывать соблюдать полярность, анод должен быть соединен с плюсовым выводом аккумулятора или батарейки.

После замены светодиодов печатная плата была подключена к схеме. Яркость свечения некоторых светодиодов из-за общего токоограничивающего резистора несколько отличалась от других. Для устранения этого недостатка необходимо удалить резистор R4 и заменить его семью резисторами, включив последовательно с каждым светодиодом.

Таблица зависимости величины протекающего через светодиод тока от номинала резистора при U=3,6 B
Величина сопротивления, Ом 32 34 39 44 47 52 57 61 70 75 85
Сила тока, мА 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10

Для выбора резистора, обеспечивающего оптимальный режим работы светодиода, была измерена зависимость величины тока, протекающего через светодиод, от величины последовательно включенного сопротивления при напряжении 3,6 В, равному напряжению аккумуляторной батареи фонаря.

Исходя из условий применения фонаря (в случае перебоев подачи в квартиру электроэнергии) большой яркости и дальности освещения не требовалось, поэтому резистор был выбран номиналом 56 Ом. С таким токоограничивающим резистором светодиод будет работать в легком режиме, и потребление электроэнергии будет экономным. Если от фонаря требуется выжать максимальную яркость, то следует применить резистор, как видно из таблицы, номиналом 33 Ом и сделать два режима работы фонарика, включив еще один общий токоограничивающий резистор (на схеме R5) номиналом 5,6 Ом.

Чтобы включить последовательно с каждым светодиодом резистор, необходимо предварительно подготовить печатную плату. Для этого на ней нужно перерезать по одной любой токоведущей дорожке, подходящей к каждому светодиоду и сделать дополнительные контактные площадки. Токоведущие дорожки на плате защищены слоем лака, который необходимо соскоблить лезвием ножа до меди, как на фотоснимке. Затем оголенные контактные площадки залудить припоем.

Подготавливать печатную плату для монтажа резисторов и припаивать их лучше и удобнее, если плату закрепить на штатном рефлекторе. В этом случае поверхность линз светодиодов не будет царапаться, и удобнее будет работать.

Подключение диодной платы после ремонта и модернизации к аккумулятору фонаря показало достаточную для освещения и одинаковую яркость свечения всех светодиодов.

Не успел отремонтировать предыдущий фонарь, как в ремонт попал второй, с такой же неисправностью. На корпусе фонарика информации о производителе и технических характеристиках не нашел, но судя по почерку изготовления и причине поломки, производитель тот же, китайский Lentel.

По дате на корпусе фонарика и на аккумуляторе удалось установить, что фонарю уже четыре года и со слов его хозяина фонарь работал безотказно. Очевидно, что прослужил фонарик долго благодаря предупреждающей надписи «Не включать во время зарядки!» на откидной крышке, закрывающей отсек, в котором спрятана вилка для подключения фонаря к электросети для зарядки аккумулятора.

В этой модели фонаря светодиоды включены в схему по правилам, последовательно с каждым установлен резистор номиналом 33 Ом. Величину резистора легко узнать по цветовой маркировке с помощью онлайн калькулятора. Проверка мультиметром показала, что все светодиоды неисправны, резисторы тоже оказались в обрыве.

Анализ причины отказа светодиодов показал, что за счет сульфатации пластин кислотного аккумулятора его внутреннее сопротивление увеличилось и как следствие, напряжение его зарядки возросло в несколько раз. Во время зарядки фонарик был включен, ток через светодиоды и резисторы превысил предельный, что и привело к выходу их из строя. Пришлось заменить не только светодиоды, но и все резисторы. Исходя из выше оговоренных условиях эксплуатации фонаря были для замены выбраны резисторы номиналом 47 Ом. Величину резистора для любого типа светодиода можно рассчитать с помощью онлайн калькулятора.

Переделка схемы индикации режима зарядки аккумулятора

Фонарь отремонтирован, и можно приступать к внесению изменений в схему индикации зарядки аккумулятора. Для этого необходимо перерезать дорожку на печатной плате зарядного устройства и индикации таким образом, чтобы цепочку HL1-R2 со стороны светодиода отсоединить от схемы.

Далее нужно параллельно цепочке HL1-R2 подключить резистор Rd, проходя через который ток зарядки аккумулятора будет создавать необходимое падение напряжения для обеспечения свечения светодиода HL1.

Свинцово-кислотный AGM аккумулятор был доведен до глубокого разряда, и попытка зарядить его штатным зарядным устройством не привела к успеху. Пришлось аккумулятор заряжать с помощью стационарного блока питания с функцией ограничения тока нагрузки. На аккумулятор было подано напряжение 30 В, при этом он в первый момент времени потреблял ток всего несколько мА. Со временем ток начал возрастать и через несколько часов увеличился до 100 мА. После полной зарядки аккумулятор был установлен в фонарь.

Зарядка глубоко разряженных свинцово-кислотный AGM аккумуляторов в результате долгого хранения повышенным напряжением позволяет восстановить их работоспособность. Способ проверен мною на AGM аккумуляторах не один десяток раз. Новые аккумуляторы, не желающие заряжаться от стандартных зарядных устройств, при зарядке от постоянного источника при напряжении 30 В восстанавливаются практически до первоначальной емкости.

Аккумулятор был несколько раз разряжен включением фонарика в рабочий режим и заряжен с помощью штатного зарядного устройства. Измеренный ток заряда составил 123 мА, при напряжении на выводах аккумулятора 6,9 В. К сожалению аккумулятор был изношен и его хватало для работы фонаря в течение 2 часов. То есть емкость аккумулятора составляла около 0,2 А×часа и для продолжительной работы фонаря необходима его замена.

HL1-R2 цепочка на печатной плате была удачно размещена, и понадобилось под углом перерезать всего одну токоведущую дорожку, как на фотоснимке. Ширина реза должна быть не менее 1 мм. Расчет номинала резистора и проверка на практике показала, что для стабильной работы индикатора зарядки аккумулятора необходим резистор номиналом 47 Ом мощностью не менее 0,5 Вт.

На фотоснимке представлена печатная плата с запаянным токоограничивающим резистором. После такой доработки индикатор заряда аккумулятора светится только в случае, если действительно происходит заряд аккумулятора.

Модернизация переключателя режимов работы

Для завершения работы по ремонту и модернизации фонарей необходимо выполнить перепайку проводов на выводах переключателя.

В моделях ремонтируемых фонарей для включения применен четырех позиционный переключатель движкового типа. Средний вывод на приведенной фотографии является общим. При положении движка переключателя в крайнем левом положении общий вывод подключается к левому выводу переключателя. При перемещении движка переключателя из крайнего левого положения на одну позицию вправо, общий его вывод подключается ко второму выводу и при дальнейшем перемещении движка последовательно к 4 и 5 выводам.

К среднему общему выводу (смотри фотографию выше) нужно припаять провод, идущий от положительного вывода аккумулятора. Таким образом, появится возможность подключать аккумулятор к зарядному устройству или светодиодам. К первому выводу можно припаять провод, идущий от основной платы со светодиодами, ко второму можно припаять токоограничивающий резистор R5 величиной 5,6 Ом для возможности переключения фонарика в энергосберегающий режим работы. К крайнему правому выводу припаять проводник, идущий от зарядного устройства. Таким образом будет исключена возможность включить фонарь во время зарядки аккумулятора.

Ремонт и модернизация
светодиодного аккумуляторного фонаря-прожектора «Фотон PB-0303»

Попал мне в ремонт еще один экземпляр из ряда светодиодных фонарей китайского производства под названием Светодиодный фонарь-прожектор «Фотон PB-0303». Фонарь при нажатии на кнопку включения не реагировал, попытка зарядить аккумулятор фонаря с помощью зарядного устройства к успеху не привела.

Фонарь мощный, дорогой, стоит около $20. По заявлению производителя световой поток фонаря достигает 200 метров, корпус выполнен из ударопрочного ABS-пластика, в комплекте имеется отдельное зарядное устройство и ремень для переноса на плече.

Светодиодный фонарь Фотон обладает хорошей ремонтопригодностью. Для получения доступа к электрической схеме достаточно открутить пластмассовое кольцо, удерживающее защитное стекло, вращая кольцо против часовой стрелки, если смотреть на светодиоды.

При ремонте любых электроприборов поиск неисправности всегда начинается с источника питания. Поэтому первым делом было измерено с помощью мультиметра, включенного в режим измерения постоянного напряжения, напряжение на выводах кислотного аккумулятора. Оно составил 2,3 В, вместо 4,4 В положенных. Аккумулятор был полностью разряжен.

При подключении зарядного устройства напряжение на клеммах аккумулятора не изменялось, стало очевидным, что зарядное устройство не работает. Фонариком пользовались, пока аккумулятор полностью не разрядился, а затем он продолжительное время не эксплуатировался, что и привело к глубокой разрядке аккумулятора.

Осталось проверить исправность светодиодов и остальных элементов. Для этого был снять отражатель, для чего были откручены шесть саморезов. На печатной плате находилось всего три светодиода, ЧИП (микросхема) в виде капельки, транзистор и диод.

От платы и аккумулятора пять проводов уходило в ручку. Для того, чтобы разобраться в их подключении понадобилось ее разобрать. Для этого нужно крестовой отверткой открутить внутри фонаря два винта, которые были расположены рядом с отверстием, в которые уходили провода.

Для отсоединения ручки фонаря от его корпуса ее необходимо сдвинуть в сторону от винтов крепления. Делать это нужно аккуратно, чтобы не оторвать от платы провода.

Как оказалось в ручке не было радиоэлектронных элементов. Два белых провода были припаяны к выводам кнопки включения/выключения фонаря, а остальные к разъему для подключения зарядного устройства. К 1 выводу разъема (нумерация условная) был припаян провод красного цвета, который вторым концом был припаян к плюсовому входу печатной платы. Ко второму контакту был припаян сине-белый проводник, который вторым концом был припаян к минусовой площадке печатной платы. К 3 выводу был припаян зеленый провод, второй конец которого был припаян к минусовому выводу аккумулятора.

Электрическая принципиальная схема

Разобравшись с проводами, спрятанными в ручке можно начертить электрическую принципиальную схему фонаря Фотон.

С отрицательного вывода аккумулятора GB1 напряжение подается на вывод 3 разъема Х1 и далее с его вывода 2 через сине-белый проводник поступает на печатную плату.

Разъем Х1 устроен таким образом, что когда штекер зарядного устройства в него не вставлен, то выводы 2 и 3 соединяются между собой. Когда штекер вставляется, то выводы 2 и 3 разъединяются. Таким образом, обеспечивается автоматическое отключение электронной части схемы от зарядного устройства, исключающей возможность случайного включения фонаря во время зарядки аккумулятора.

С положительного вывода аккумулятора GB1 напряжение подается на D1 (микросхема-чип) и эмиттер биполярного транзистора типа S8550. ЧИП выполняет только функцию триггера, позволяющего кнопкой без фиксации включать или выключать свечение светодиодов EL (⌀8 мм, цвет свечения – белый, мощность 0,5 Вт, ток потребления 100 мА, падение напряжения 3 В.). При первом нажатии на кнопку S1 с микросхемы D1 на базу транзистора Q1 подается положительное напряжение, он открывается и на светодиоды EL1-EL3 поступает питающее напряжение, фонарь включается. При повторном нажатии на кнопку S1, транзистор закрывается и фонарь выключается.

С технической точки зрения такое схемное решение безграмотно, так как повышает стоимость фонаря, снижает его надежность, и в дополнение за счет падения напряжения на переходе транзистора Q1 теряется до 20% емкости аккумулятора. Такое схемное решение оправдано при наличии возможности регулировки яркости светового луча. В данной модели вместо кнопки достаточно было поставить механический выключатель.

Вызвало удивление, что в схеме светодиоды EL1-EL3 подключены параллельно к аккумулятору как лампочки накаливания, без токоограничивающих элементов. В результате при включении через светодиоды проходит ток, величина которого ограничена только внутренним сопротивлением аккумулятора и при его полном заряде ток может превысить допустимый для светодиодов, что приведет выходу их из строя.

Проверка работоспособности электрической схемы

Для проверки исправности микросхемы, транзистора и светодиодов от внешнего источника питания с функцией ограничения тока было подано с соблюдением полярности напряжение постоянного тока 4,4 В непосредственно на выводы питания печатной платы. Величина ограничения тока была выставлена 0,5 А.

После нажатия кнопки включения светодиоды засветили. После повторного нажатия – погасли. Светодиоды и микросхема с транзистором оказались исправными. Осталось разобраться с аккумулятором и зарядным устройством.

Восстановление кислотного аккумулятора

Так как кислотный аккумулятор емкостью 1,7 А был полностью разряжен, а штатное зарядное устройство было неисправно то решил его зарядить от стационарного блока питания. При подключении аккумулятора для зарядки к блоку питания с установленным напряжением 9 В, ток заряда составил менее 1 мА. Напряжение было увеличено, до 30 В — ток возрос до 5 мА, и через час под таким напряжением составил уже 44 мА. Далее напряжение было снижено до 12 В, ток упал до 7 мА. После 12 часов заряда аккумулятора при напряжении 12 В ток поднялся до 100 мА, таким током и заряжался аккумулятор в течении 15 часов.

Температура корпуса аккумулятора была в пределах нормы, что свидетельствовало о том, что ток зарядки идет не на выделение тепла, а на накопление энергии. После заряда аккумулятора и доработки схемы, о которой речь пойдет ниже, были проведены испытания. Фонарь с восстановленным аккумулятором просветил беспрерывно 16 часов, после чего начала падать яркость луча и поэтому он был выключен.

Описанным выше способом мне приходилось неоднократно восстанавливать работоспособность глубоко разряженных малогабаритных кислотных аккумуляторов. Как показала практика, восстановлению подлежат только исправные аккумуляторы, о которых на некоторое время забыли. Кислотные аккумуляторы, которые выработали свой ресурс, восстановлению не подлежат.

Ремонт зарядного устройства

Измерение величины напряжения мультиметром на контактах выходного разъема зарядного устройства показало его отсутствие.

Судя по стикеру, наклеенному на корпус адаптера, он представлял собой блок питания, выдающий нестабилизированное постоянное напряжение величиной 12 В с максимальным током нагрузки 0,5 А. В электрической схеме не было элементов, ограничивающих величину тока зарядки, поэтому возник вопрос, а почему в качестве зарядного устройства использовался обыкновенный блок питания?

Когда адаптер был вскрыт, то появился характерный запах горелой электропроводки, что свидетельствовало о том, что обмотка трансформатора сгорела.

Прозвонка первичной обмотки трансформатора показала, что она в обрыве. После разрезания первого слоя ленты, изолирующего первичную обмотку трансформатора, был обнаружен термопредохранитель, рассчитанный на температуру срабатывания 130°С. Проверка показала, что как первичная обмотка, так и термопредохранитель неисправны.

Ремонт адаптера был экономически нецелесообразен, так как необходимо перемотать первичную обмотку трансформатора и установить новый термопредохранитель. Заменил его аналогичным, который был под рукой, на напряжение постоянного тока 9 В. Гибкий шнур с разъемом пришлось перепаять от сгоревшего адаптера.

На фотографии представлен чертеж электрической схемы сгоревшего блока питания (адаптера) светодиодного фонаря «Фотон». Адаптер для замены был собран по такой же схеме, только с выходным напряжением 9 В. Такого напряжения вполне достаточно для обеспечения требуемого тока заряда аккумулятора с напряжением 4,4 В.

Для интереса подключил фонарь к новому блоку питания и измерял ток зарядки. Величина его составила 620 мА, и это при напряжении 9 В. При напряжении 12 В ток был порядка 900 мА, значительно превышающий нагрузочную способность адаптера и рекомендуемый ток заряда аккумулятор. По этой причине от перегрева и сгорела первичная обмотка трансформатора.

Доработка электрической принципиальной схемы
светодиодного аккумуляторного фонаря «Фотон»

Для устранения схемотехнических нарушений с целью обеспечения надежной и долговременной работы в схему фонаря были внесены изменения и выполнена доработка печатной платы.

На фотографии представлена электрическая принципиальная схема переделанного светодиодного фонаря «Фотон». Синим цветом, показаны дополнительно установленные радиоэлементы. Резистор R2 ограничивает ток заряда аккумулятора до 120 мА. Для увеличения тока зарядки нужно уменьшить номинал резистора. Резисторы R3-R5 ограничивают и выравнивают ток, протекающий через светодиоды EL1-EL3 при свечении фонаря. Светодиод EL4 с последовательно включенным токоограничивающим резистором R1 установлен для индикации процесса зарядки аккумулятора, так как разработчиками конструкции фонаря об этом не позаботились.

Для установки на плате токоограничивающих резисторов печатные дорожки были перерезаны, как показано на фотографии. Ограничивающий ток заряда резистор R2 был припаян одним концом к контактной площадке, к которой до этого был припаян положительный провод, идущий от зарядного устройства, а отпаянный провод припаян ко второму выводу резистора. К этой же контактной площадке был припаян дополнительный провод (на снимке желтого цвета), предназначенный для подключения индикатора зарядки аккумулятора.

Резистор R1 и светодиод индикаторный EL4 были размещены в ручке фонаря, рядом с разъемом для подключения зарядного устройства X1. Вывод анода светодиода был припаян к выводу 1 разъема X1, а ко второму выводу, катоду светодиода токоограничивающий резистор R1. Ко второму выводу резистора был припаян провод (на фото желтого цвета), соединяющий его с выводом резистора R2, припаянного к печатной плате. Резистор R2, для простоты монтажа, можно было разместить и в ручке фонарика, но так как он при зарядке нагревается, то решил его разместить в более свободном пространстве.

При доработке схемы применены резисторы типа МЛТ мощностью 0,25 Вт, кроме R2, который рассчитан на 0,5 Вт. Светодиод EL4 подойдет любого типа и цвета свечения.

На этой фотографии показана работа индикатора зарядки во время зарядки аккумулятора. Установка индикатора позволила не только следить за процессом зарядки аккумулятора, но и контролировать наличие напряжения в сети, исправность блока питания и надежность его подключения.

Чем заменить сгоревший ЧИП

Если вдруг ЧИП – специализированная микросхема без маркировки в светодиодном фонаре «Фотон», или аналогичном, собранном по подобной схеме, выйдет из строя, то для восстановления работоспособности фонаря ее можно успешно заменить механическим выключателем.

Для этого нужно удалить из платы микросхему D1, а вместо транзисторного ключа Q1 подключить обыкновенный механический выключатель, как показано на выше приведенной электрической схеме. Выключатель на корпусе фонаря можно установить вместо кнопки S1 или в любом другом подходящем месте.

Ремонт с модернизацией
светодиодного фонаря Keyang KY-9914

Посетитель сайта Марат Пурлиев из Ашхабада поделился в письме результатами ремонта светодиодного фонаря Keyang KY-9914. В дополнение представил фотографию, схемы, подробное описание и дал согласие на публикацию информации, за что я выражаю ему свою признательность.

Спасибо Вам за статью «Ремонт и модернизация светодиодных фонарей Lentel, Фотон, Smartbuy Colorado и RED своими руками».

Воспользовавшись примерами ремонта, я отремонтировал и модернизировал фонарь Keyang KY-9914, в котором сгорели четыре светодиода из семи, и выработал ресурс аккумулятор. Светодиоды сгорели из-за переключения переключателя во время зарядки аккумулятора.

В доработанной электрической схеме изменения выделены красным цветом. Неисправный кислотный аккумулятор я заменил на три последовательно включенных бывших в употреблении пальчиковых АА аккумуляторов Sanyo Ni-NH 2700, которые оказались под рукой.

После переделки фонаря ток потребления светодиодов в двух положениях переключателя составил 14 и 28 мА, а ток заряда аккумуляторов 50 мА.

Ремонт и переделка светодиодного фонаря
14Led Smartbuy Colorado

Перестал включаться светодиодный фонарь Smartbuy Colorado, хотя три батарейки типоразмера ААА были установлены новые.

Влагонепроницаемый корпус был выполнен из анодированного алюминиевого сплава, имел длину 12 см. Фонарик выглядел стильно и был удобен в эксплуатации.

Как проверить в светодиодном фонаре батарейки на пригодность

Ремонт любого электроприбора начинается с проверки источника питания, поэтому, несмотря на то, что в фонарь были установлены новые батарейки, ремонт следует начинать с их проверки. В фонаре Smartbuy батарейки устанавливаются в специальный контейнер, в котором с помощью перемычек соединены последовательно. Для того чтобы получить доступ к батарейкам фонарика нужно разобрать, вращая против часовой стрелки заднюю крышку.

Батарейки в контейнер необходимо устанавливать, соблюдая обозначенную на нем полярность. На контейнере тоже обозначена полярность, поэтому его нужно заводить в корпус фонаря стороной, на которой нанесен знак «+».

В первую очередь необходимо визуально проверить все контакты контейнера. Если на них имеются следы окислов, то контакты необходимо зачистить до блеска с помощью наждачной бумаги или соскоблить окисел лезвием ножа. Для исключения повторного окисления контактов их можно смазать тонким слоем любого машинного масла.

Далее нужно проверить пригодность батареек. Для этого, прикоснувшись щупами мультиметра, включенного в режим измерения постоянного напряжения, необходимо измерять напряжение на контактах контейнера. Три батарейки включены последовательно и каждая из них должна выдавать напряжение 1,5 В, следовательно напряжение на выводах контейнера должно составлять 4,5 В.

Если напряжение меньше указанного, то необходимо проверить правильность полярности батареек в контейнере и измерять напряжение каждой из них индивидуально. Возможно, села только одна из них.

Если с батарейками все в порядке, то нужно вставить, соблюдая полярность контейнер в корпус фонаря, закрутить крышку и проверить его на работоспособность. При этом надо обратить внимание на пружину в крышке, через которую передается питающее напряжение на корпус фонаря и с него прямо на светодиоды. На ее торце не должно быть следов коррозии.

Как проверить исправность выключателя

Если батарейки хорошие и контакты чистые, но светодиоды не светят, то нужно проверить выключатель.

В фонаре Smartbuy Colorado установлен кнопочный герметичный выключатель с двумя фиксированными положениями, замыкающий провод, идущий от положительного вывода контейнера батареек. При первом нажатии на кнопку выключателя его контакты замыкаются, а при повторном – размыкаются.

Так как в фонаре установлены батарейки, то проверить выключатель можно тоже с помощью мультиметра, включенного в режим вольтметра. Для этого нужно вращением против часовой стрелки, если смотреть на светодиоды, открутить его переднюю часть и отложить в сторону. Далее одним щупом мультиметра прикоснуться к корпусу фонарика, а вторым к контакту, который находится в глубине по центру пластиковой детали, показанной на фотографии.

Вольтметр должен показать напряжение 4,5 В. Если напряжение отсутствует нужно нажать кнопку выключателя. Если он исправен, то напряжение появится. В противном случае нужно ремонтировать выключатель.

Проверка исправности светодиодов

Если на предыдущих шагах поиска неисправность обнаружить не удалось, то на следующем этапе нужно проверить надежность контактов, подающих питающее напряжение на плату со светодиодами, надежность их пайки и исправность.

Печатная плата с запаянными в нее светодиодами фиксируется в головной части фонаря с помощью стального подпружиненного кольца, через которое по корпусу фонаря одновременно подается на светодиоды питающее напряжение от минусового вывода контейнера батареек. На фотографии кольцо показано со стороны, которой оно прижимает печатную плату.

Стопорное кольцо зафиксировано довольно крепко, и извлечь его удалось только с помощью приспособления, показанного на фотографии. Такой крючок можно выгнуть из стальной полоски своими руками.

После извлечения стопорного кольца печатная плата со светодиодами, которая изображена на фото, легко извлеклась из головной части фонаря. Сразу бросилось в глаза отсутствие токоограничивающих резисторов, все 14 светодиодов были включены параллельно и через выключатель непосредственно к батарейкам. Подключение светодиодов непосредственно к батарейке недопустима, так как величина протекающего через светодиоды тока ограничивается только внутренним сопротивлением батареек и может вывести светодиоды из строя. В лучшем случае сильно сократит срок их службы.

Так как в фонаре все светодиоды были включены параллельно, то проверить их с помощью мультиметра, включенного в режим измерения сопротивления не представлялось возможным. Поэтому на печатную плату было подано питающее постоянное напряжение от внешнего источника величиной 4,5 В с ограничением тока до 200 мА. Все светодиоды засветились. Стало очевидным, что неисправность фонаря заключалась в плохом контакте печатной платы с фиксирующим кольцом.

Ток потребления светодиодного фонаря

Для интереса измерял ток потребления светодиодами от батареек при включении их без токоограничительного резистора.

Ток составил более 627 мА. В фонарике установлены светодиоды типа HL-508H, рабочий ток которых не должен превышать 20 мА. 14 светодиодов включены параллельно, следовательно, суммарный ток потребления не должен превышать 280 мА. Таким образом, ток, протекающий через светодиоды, превысил номинальный более чем в два раза.

Такой форсированный режим работы светодиодов недопустим, так как ведет к перегреву кристалла, и как следствие, преждевременный выход светодиодов из строя. Дополнительным недостатком является быстрый разряд батареек. Их хватит, если раньше не перегорят светодиоды, не более чем на час работы.

Конструкция фонарика не позволяла впаять токоограничительные резисторы последовательно с каждым светодиодом, поэтому пришлось установить один общий на все светодиоды. Номинал резистора пришлось определять экспериментально. Для этого фонарик был запитан от штатных батареек и в разрыв положительного провода был включен амперметр последовательно с резистором номиналом 5,1 Ом. Ток составил около 200 мА. При установке резистора 8,2 Ом ток потребления составил 160 мА, что, как показала проверка, вполне достаточно для хорошего освещения на расстоянии не менее 5 метров. На ощупь резистор не нагревался, поэтому подойдет любой мощности.

Переделка конструкции

После проведенного исследования стало очевидным, что для надежной и долговечной работы фонаря необходимо дополнительно установить ограничивающий ток резистор и продублировать дополнительным проводником соединение печатной платы с светодиодами и фиксирующим кольцом.

Если раньше надо было, чтобы отрицательная шина печатной платы касалась корпуса фонаря, то в связи с установкой резистора, понадобилось исключить касание. Для этого с печатной платы по всей ее окружности, со стороны токоведущих дорожек с помощью надфиля был сточен угол.

Для исключения касания прижимного кольца к токоведущим дорожкам при фиксации печатной платы на нее были приклеены клеем «Момент» четыре резиновых изолятора толщиной около двух миллиметров, как показано на фотографии. Изоляторы можно изготовить из любого диэлектрического материала, например пластмассы или плотного картона.

Резистор был заранее припаян к прижимному кольцу, а к крайней дорожке печатной платы припаян отрезок провода. На проводник была надета изолирующая трубка, и затем провод припаян ко второму выводу резистора.

Далее печатная плата была зафиксирована прижимным кольцом, после чего головная часть фонаря была прикручена к его корпусу.

После простой модернизации фонаря своими руками он стал стабильно включаться и световой луч хорошо освещать предметы на расстоянии более восьми метров. Дополнительно срок службы батареек увеличился более чем в три раза, и многократно повысилась надежность работы светодиодов.

Анализ причин отказов отремонтированных китайских светодиодных фонарей показал, что все они вышли из строя из-за безграмотно разработанных электрических схем. Осталось только выяснить, сделано это намеренно, чтобы сэкономить на комплектующих и сократить срок эксплуатации фонарей (чтобы больше покупали новые), или в результате безграмотности разработчиков. Я склоняюсь к первому предположению.

Ремонт светодиодного фонаря RED 110

Попал в ремонт фонарик со встроенным кислотным аккумулятором китайского производителя торговой марки RED. В фонаре имелось два излучателя: – с лучом в виде узкого пучка и излучающий рассеянный свет.

На фотографии представлен внешний вид фонаря RED 110. Фонарь мне сразу понравился. Удобная форма корпуса, два режима работы, петля для подвески на шею, выдвигающаяся вилка подключения к сети для зарядки. В фонаре секция светодиодов рассеянного света светила, а узкого пучка – нет.

Для ремонта сначала было откручено кольцо черного цвета, фиксирующее рефлектор, а затем выкручен один саморез в зоне петли. Корпус легко разделился на две половинки. Все детали были закреплены на саморезах и легко снимались.

Схема зарядного устройства была выполнена по классической схеме. Из сети через токоограничивающий конденсатор емкостью 1 мкф напряжение подавалось на выпрямительный мост из четырех диодов и далее на выводы аккумулятора. Напряжение с аккумулятора на светодиод узкого луча подавалось через токоограничивающий резистор 460 Ом.

Все детали были смонтированы на односторонней печатной плате. Провода были припаяны непосредственно к контактным площадкам. Внешний вид печатной платы представлен на фотографии.

10 светодиодов бокового света были соединены параллельно. Напряжение питания на них подавалось через общий токоограничивающий резистор 3R3 (3,3 Ом), хотя по правилам для каждого светодиода нужно устанавливать отдельный резистор.

При внешнем осмотре светодиода узкого пучка дефектов обнаружено не было. При подаче питания через включатель фонарика с аккумулятора напряжение на выводах светодиода присутствовало, и он нагревался. Стало очевидным, что кристалл пробит, и это подтвердила прозвонка мультиметром. Сопротивление составило при любом подключении щупов к выводам светодиода 46 Ом. Светодиод был неисправен и требовалась его замена.

Для удобства работы от платы светодиода был отпаяны провода. После освобождения выводов светодиода от припоя оказалось, что светодиод намертво держится всей плоскостью обратной стороны на печатной плате. Для его отделения пришлось закрепить плату в настольных висках. Далее острый конец ножа установить в место соединения светодиода с платой и легонько ударить по ручке ножа молотком. Светодиод отскочил.

Маркировка на корпусе светодиода, как обычно, отсутствовала. Поэтому необходимо было определить его параметры и подобрать подходящий для замены. По габаритным размерам светодиода, напряжению аккумулятора и величине токоограничивающего резистора было определено, что для замены подойдет светодиод мощностью 1 Вт (ток 350 мА, падение напряжения 3 В). Из Справочной таблицы параметров популярных SMD светодиодов для ремонта был выбран светодиод LED6000Am1W-A120 белого свечения.

Печатная плата, на которой установлен светодиод выполнена из алюминия и одновременно служит для отвода тепла от светодиода. Поэтому при установке его необходимо обеспечить хороший тепловой контакт за счет плотного прилегания задней плоскости светодиода к печатной плате. Для этого перед запайкой на места контакта поверхностей была нанесена термопаста, которая применяется при установке радиатора на процессор компьютера.

Для того, чтобы обеспечить плотное прилегание плоскости светодиода к плате необходимо сначала положить его на плоскость и немного отогнуть вверх выводы, чтобы они отступали от плоскости на 0,5 мм. Далее выводы залудить припоем, нанести термопасту и установить светодиод на плату. Далее прижать его к плате (удобно это сделать отверткой с вынутой битой) и прогреть выводы паяльником. Далее убрать отвертку, ножом прижать в месте изгиба вывода его к плате и прогреть паяльником. После затвердевания припоя нож убрать. За счет пружинных свойств выводов светодиод будет плотно прижат к плате.

При установке светодиода необходимо соблюдать полярность. Правда в этом случае, если будет допущена ошибка, то можно будет поменять местами подающие напряжение провода. Светодиод припаян и можно проверить его работу и измерять потребляемый ток и падение напряжения.

Ток протекающий через светодиод составил 250 мА, падение напряжения 3,2 В. Отсюда потребляемая мощность (нужно умножить ток на напряжение) составила 0,8 Вт. Можно было увеличить рабочий ток светодиода уменьшив сопротивление 460 Ом, но я этого делать не стал, так как яркость свечения была достаточной. Зато светодиод будет работать в более легком режиме, меньше нагреваться и увеличится время работы фонарика от одной зарядки.

Проверка нагрева светодиода проработавшего в течении часа показала эффективный отвод тепла. Он нагрелся до температуры не более 45°С. Ходовые испытания показали достаточную дальность освещения в темноте, более 30 метров.

Замена кислотного аккумулятора в светодиодном фонаре

Вышедший из строя в светодиодном фонаре кислотный аккумулятор можно заменить как аналогичным кислотным, так и литий-ионным (Li-ion) или никель-металгидридными (Ni-MH) аккумуляторами типоразмера АА или ААА.

В ремонтируемых китайских фонарях были установлены свинцово-кислотные AGM аккумуляторы разных габаритных размеров без маркировки напряжением 3,6 В. По расчету емкость этих аккумуляторов составляет от 1,2 до 2 А×часов.

В продаже можно найти аналогичный кислотный аккумулятор российского производителя для ИБП 4V 1Ah Delta DT 401, который имеет напряжение на выходе 4 В при емкости 1 А×часа, стоимостью пару долларов. Для замены достаточно просто, соблюдая полярность, перепаять два провода.

Технические характеристики аккумулятора Delta DT 401
Параметр Единица измерения Величина
Номинальное напряжение В 4,0
Номинальная емкость (25⁰С) Ач 1,0
Максимальный зарядный ток А 0,3
Количество циклов зарядки, не менее раз 400
Саморазряд емкости в месяц при 25°С % 3
Рабочий диапазон температур °С -15

50 Габаритные размеры мм 22×35×64 Высота с учетом выводов мм 69 Вес кг 0,1 Положение при эксплуатации — любое Срок службы лет 3-5

Через несколько лет эксплуатации светодиодный фонарь Lentel GL01, ремонт которого описан в начале статьи, опять принесли мне в ремонт. Диагностика показала, что выработал свой ресурс кислотный аккумулятор.

Был куплен для замены аккумулятор Delta DT 401, но оказалось, что его геометрические размеры были больше, чем неисправного. Штатный аккумулятор фонарика имел размеры 21×30×54 мм и был выше на 10 мм. Пришлось дорабатывать корпус фонарика. Поэтому прежде, чем покупать новый аккумулятор убедитесь, что он вместится в корпус фонаря.

Был удален упор в корпусе и ножовкой по металлу отпилена часть печатной платы, с которой предварительно был выпаян резистор и один светодиод.

После доработки новый аккумулятор хорошо установился в корпус фонаря и теперь, надеюсь, прослужит не один год.

Замена кислотного аккумулятора
аккумуляторами типоразмера АА или ААА

Если нет возможности приобрести аккумулятор 4V 1Ah Delta DT 401, то его можно успешно заменить тремя любыми пальчиковыми никель-металгидридными (Ni-MH) аккумуляторами типоразмера АА или ААА емкостью от 1 А×часа, которые имеют напряжение 1,2 В. Для этого достаточно соединить последовательно, соблюдая полярность, три аккумулятора проводами методом пайки. Однако экономически такая замена нецелесообразна, так как стоимость трех качественных пальчиковых аккумуляторов типоразмера АА может превышать стоимость покупки нового светодиодного фонаря.

Но где гарантия, что в электрической схеме нового светодиодного фонаря не имеются ошибки, и не придется его тоже дорабатывать. Поэтому считаю, что замена свинцового аккумулятора в доработанном фонаре целесообразна, так как обеспечит надежную работу фонаря еще несколько лет. Да и всегда будет приятно пользоваться фонариком, отремонтированным и модернизированным своими руками.

Замена кислотного аккумулятора Li-ion

Замене батареек или аккумуляторов в светодиодном фонаре посвящена отдельная статья «Как заменить свинцовый аккумулятор литий-ионным».

Задать вопрос автору статьи, оставить комментарий

Здравствуйте.
Занимаюсь подводной охотой, сейчас вышли новые светодиоды XHP70, у меня есть два фонаря, в которых установлено по одному светодиоду Т6. Возможна ли замена их в моих фонарях на новые XHP70 и какая стоимость работы и запчастей, заранее благодарен.

Здравствуйте, Евгений.
Оптимальный ток потребления светодиода Т6 составляет 0,7 А, а светодиодной сборки XHP70 – 4,0 А. Следовательно, потребуется замена не только светодиода, но и драйвера, то есть практически замена всей электроники фонаря.
Возможность отвести тепло от светодиода ХНР70 штатным радиатором, установленным в фонаре тоже под вопросом. В дополнение время работы фонаря со штатным аккумулятором уменьшится в 6 раз, то есть вместо 2 часов фонарь будет работать 20 минут.
Таким образом, после модернизации нет гарантий надежной работы фонаря в связи с возможным перегревом светодиода. В дополнение стоимость такой переделки может превысить стоимость нового фонаря с светодиодом XHP70.

Здравствуйте, Александр Николаевич.
Есть в собственности фонарь «Облик 6002». Использовал редко. Более 2-х лет не включал. Сейчас не светит. Включил зарядку, но пока реакции нет. Как быть?
Прочел вашу статью, но там много «мудрёного», а я не специалист по электротехнике, а врач. Жду ваш совет. Спасибо!

Здравствуйте, Степан Тимофеевич.
Аккумуляторы имеют свойство со временем терять емкость, особенно если находятся в разряженном состоянии. Это как раз Ваш случай. Нужно заменить аккумулятор, а если нет такой возможности, то купить новый фонарь.

Попал на вашу страничку в поисках Схемы на фонарик YJ-2828 . Схемы не оказалось. Пришлось самому рисовать.
Если хотите — можете выставить на вашей страничке.
Схема вычерчена с фонаря мной лично (гарантирую) проблем с авторством не будет.
Может кому-то пригодится. Да вы много и добротно потрудились .
Удачи .

Здравствуйте, Владимир!
Спасибо за высокую оценку сайта и представленную сему фонаря YJ-2828.

Источник

Код товара: Б0016537

Светодиодный фонарь Трофи TSP10 прожекторный аккумуляторный 2 режима со встроенной зарядкой

Описание

Трофи TSP10 — аккумуляторный светодиодный фонарь со встроенной складной вилкой для прямой подзарядки от сети 220 В.
Ручной фонарь имеет 15 ярких белых светодиодов. Они не перегорают и не тускнеют со временем. Каждый LED-элемент находится в индивидуальном отсеке с отдельным светоотражателем. Особое расположение светодиодов обеспечивает высокие световые характеристики: дальность луча — 80 метров, световой поток — 65 лм.
Кемпинговый фонарь работает непрерывно 6 полных часов. Больше не нужно обновлять батарейки или носить с собой шнур для подзарядки. В корпус Трофи TSP10 вмонтирована вилка для прямого заряда от электросети 220 В. Она имеет складную конструкцию и легко прячется в специальный кармашек на корпусе.
Корпус из ударопрочных материалов оснащен удобной ручкой для переноски. Этот удобный фонарь-прожектор позволяет решить множество проблем. Приобретайте кемпинговый фонарь прожектор от бренда Трофи, и отправляйтесь навстречу приключениям!

Тип лампы

15 белых LED

Тип упаковки и комплектация

Фонарь укомплектованный элементами питания

Все характеристики

ETIM характеристики



С этим товаром часто покупают

Общие характеристики

Вариант упаковки

индивидуальная картонная коробка

Источники питания в комплекте

Количество режимов работы

Наличие аллергенов и резких запахов

Наличие категории ЛВЖ и ГЖ

Срок службы или срок годности

Температурные ограничения хранения и перевозки

Условия хранения

Не требует особых условий хранений

Просмотреть справочник (таблицы)

ETIM характеристики

Наивысший класс энергоэффективности сменной лампы

Номинал. световой поток в соотв. IEC 62722-2-1

Класс энергоэффективности стационарной встроенной лампы

Класс энергоэффективности входящей в комплект сменной лампы

Наименьший класс энергоэффективности сменной лампы

Длина подключаемого кабеля

Номинальный срок службы L70/B10 при 25 °C

Номинальный срок службы L70/B50 при 25 °C

Номинальный срок службы L80/B10 при 25 °C

Номинальный срок службы L80/B50 при 25 °C

Номинальный срок службы L90/B10 при 25 °C

Номинальный срок службы L70/B50 при 25 °C

Модель/исполнение

Фонарь-прожектор переносной

Заряжаемый (аккумуляторный)

Встроенное зарядное устройство (прямая подзарядка)

Подходит для аварийного освещения

С ламп. (источником света) в комплекте

Динамический (ручная подзарядка)

Тип батареи (элемента питания)

Функция мигания основной лампы

Функция мигания вспомогат. лампы

Мощность вспомогат. лампы

Адаптер для бортовой сети автомобиля (прикуривателя)

Зарядка от солнечной батареи

Фонари торговой марки «Трофи» отличаются не только доступными ценами, но и высоким качеством. На сегодняшний день имеется множество моделей для карманного хранения. По мощности устройства отличаются. Также при рассмотрении устройств важно учитывать показатель светового потока. Конкретно аккумуляторные фонарики являются востребованными во многих странах.

Они выдерживают высокое давление и хорошо показывают себя в условия повышенной влажности. Дополнительно не следует забывать про компактные размеры устройств. Корпуса производятся из отличного пластика, который не деформируется со временем. У многих моделей батарея хорошо защищена и способна долго прослужить. Если рассматривать светодиодные модификации, то они отличаются качественными стартерами. У них крайне низкий угол рассеивания.

фонари трофи

Мнение о фонарях TG9

Фонарь «Трофи TG9» можно использовать в походах. У него крайне малый угол рассеивания. При этом показатель яркости максимум достигает 5 нм. Если верить покупателям, то зарождается устройство довольно быстро. Световая отдача находится на высоком уровне. Говоря про размеры, стоит отметить, что модель легко можно хранить в кармане. Предельное давление выдерживается в 4 Па. Стартер у модификации стандартно применяется с переходником.

Светодиодные лампы хорошо защищены и не боятся повышенного давления. Допустимый уровень влажности находится на отметке в 75 %. Многие покупатели говорят о том, что модель способна выдержать падение с небольшой высоты. Задняя крышка очень просто снимается и практически не стирается. Данный фонарик, как правило, производится черного цвета. Однако перед покупкой стоит учитывать низкую светоотдачу. Купить фонарик на рынке можно за 339 руб.

фонарь трофи tsp19

Мнение о фонарях TG9

Фонарь «Трофи TG9» можно использовать в походах. У него крайне малый угол рассеивания. При этом показатель яркости максимум достигает 5 нм. Если верить покупателям, то зарождается устройство довольно быстро. Световая отдача находится на высоком уровне. Говоря про размеры, стоит отметить, что модель легко можно хранить в кармане. Предельное давление выдерживается в 4 Па. Стартер у модификации стандартно применяется с переходником.

Светодиодные лампы хорошо защищены и не боятся повышенного давления. Допустимый уровень влажности находится на отметке в 75 %. Многие покупатели говорят о том, что модель способна выдержать падение с небольшой высоты. Задняя крышка очень просто снимается и практически не стирается. Данный фонарик, как правило, производится черного цвета. Однако перед покупкой стоит учитывать низкую светоотдачу. Купить фонарик на рынке можно за 339 руб.

фонарь трофи tsp19

Характеристики фонарей TK30

Фонарь «Трофи ТК30» отзывы в основном получает за свою компактность. Еще у модели хороший дизайн. Стартер работает замечательно, и модель очень редко ломается. Отдельного внимания в устройстве заслуживает батарея, которая работает при напряжении 10 В. Система защиты у модели предусмотрена. Какие минусы есть у данного фонарика? В первую очередь у него не сильно высокая яркость.

Некоторые покупатели говорят о том, что пластик быстро стирается и выгорает. При минусовой температуре батарея сильно разряжается. Также стоит отметить, что для покупателя является проблематичным самостоятельно заменить лампочки. Переходник у данного фонарика очень прочно зафиксирован, и его нелегко сломать. В конце стоит отметить, что приобрести данную модель пользователь сможет по цене не менее 650 руб.

Описание модели TSP19

Фонарь «Трофи TSP19» имеет массу преимуществ перед своими прямыми конкурентами. Некоторые полагают, что у модели малая мощность, однако стоит отметить наличие качественных светодиодных ламп. Также внимания заслуживает прочный корпус, и выглядит модель неплохо. Компактность данного устройства дает возможность хранить его в кармане. Однако рекомендуется сразу приобрести для него чехол. Модель может выдержать падение с небольшой высоты.

Стартеры у модификации работают от батареи. Верхняя крышка у фонарика изготовлена из пластика. Туристы говорят о том, что модель быстро включается, и ручка никогда не перегревается. Если говорить про минусы товара, то надо упомянуть о высоких тепловых потерях. Угол рассеивания не сильно высокий, и минимальная температура фонарика равняется 0 градусов. В некоторых случаях может быстро происходить разряд батареи. Цена данного фонарика составляет 639 руб.

Описание светодиодной модели TG7

Этот фонарь налобный Led в последнее время пользуется большой популярностью из-за высокой мощности. У него используется очень компактная батарея, которая быстро заряжается. При необходимости крышку можно легко снять. Ремешок можно регулировать без проблем.

Если говорить про показатели, то внимания заслуживает высокий градус рассевания. При этом предельное давление находится на низком уровне. Влагоустойчивость у модели незначительная, и при покупке это стоит учитывать. Прибрести фонарь налобный «Трофи» пользователь способен по цене 213 руб.

фонарь светодиодный

Характеристики фонарей TSP23-ARMY

Этот аккумуляторный фонарь «Трофи» имеет массу преимуществ. Среди них можно отметить хорошую мощность. Работает модель при напряжении 12 В. Если верить покупателям, то она очень быстро включается. При этом лампы во время работы практически не перегреваются. Срок службы у батареи очень высокий. Модель боится повышенной влажности, и это является основным ее недостатком. Также стоит учитывать, что задняя крышка порой может ломаться и при замене батареи нужно быть очень аккуратным. Для туристов неплохо подходит эта модель.

Показатель яркости у нее находится на высоком уровне. Также к этому следует прибавить низкое предельное давление. Лампы у модификации оснащены качественными стартерами. Количество включений устройства не влияет на срок службы. Дополнительно покупатели отдают предпочтение фонарику за разумную цену, которая составляет около 960 руб.

фонарь трофи tg9

Характеристики фонарей TSP23-ARMY

Этот аккумуляторный фонарь «Трофи» имеет массу преимуществ. Среди них можно отметить хорошую мощность. Работает модель при напряжении 12 В. Если верить покупателям, то она очень быстро включается. При этом лампы во время работы практически не перегреваются. Срок службы у батареи очень высокий. Модель боится повышенной влажности, и это является основным ее недостатком. Также стоит учитывать, что задняя крышка порой может ломаться и при замене батареи нужно быть очень аккуратным. Для туристов неплохо подходит эта модель.

Показатель яркости у нее находится на высоком уровне. Также к этому следует прибавить низкое предельное давление. Лампы у модификации оснащены качественными стартерами. Количество включений устройства не влияет на срок службы. Дополнительно покупатели отдают предпочтение фонарику за разумную цену, которая составляет около 960 руб.

фонарь трофи tg9

Мнение о фонарях TM9

Многие покупатели положительно отзываются об этих фонариках. В первую очередь они характеризуются высокой яркостью. Световой поток равняется не менее 6 мк, и это позволяет освещать местность на большое расстояние. Дополнительно не следует забывать про мощную батарею. При необходимости пользователь может ее заменить, или зарядить. Крышка в устройстве закрывается прочно, и фиксатор используется из пластика.

Если говорить про габариты, то модель не сильно отличается от своих конкурентов. В данном случае применяется стандартный стартер, и лампы используются светодиодного типа. Отдельное внимание у модификации заслуживает высокий параметр давления. Все это дает хороший прирост к мощности модели. Расход электроэнергии незначительный, и для походов устройство подходит замечательно. При желании фонарик можно разобрать самостоятельно. Для того чтобы заменить лампы, придется скрутить переходник. Модуль у этого фонарика имеется электронного типа. Время включения в среднем равняется 6 мс, и это очень хорошо. Также стоит упомянуть о разумной цене на фонарик, которая равняется 110 руб.

Описание светодиодной модели серии TA1

Это недорогой туристический фонарь «Трофи». Время зарядки составляет только 30 минут. В первую очередь он выделяется малым углом рассеивания. Также стоит добавить, что модель обладает отличной яркостью. Батарея в данном случае скрыта за крышкой, которая изготовлена из пластика. Лампы у модели находятся на специальной пластине, которая не перегревается. Еще одной отличительной чертой фонарика является качественная система защиты.

Многие покупатели утверждают, что устройство быстро включается. Какие можно отметить минусы по данному фонарику? Перед покупкой стоит учитывать только слабую батарею. В некоторых случаях из строя может выходить регулятор. Батарея у модели зафиксирована не лучшим образом. Однако срок службы у нее высокий. Цена данного фонарика составляет 124 руб.

фонарь трофи время зарядки

Мнение о фонарях TM9

Указанные фонари «Трофи» среди других моделей выделяются высоким коэффициентом влагозащищенности. Также стоит учитывать прочность корпуса. При необходимости модель можно применять при минусовых температурах. Яркость равняется целых 4 лм. Однако световой поток невысокий.

Некоторые покупатели считают модель удобной и компактной. Пластина с лампами очень прочно зафиксирована, и может выдержать падение с небольшой высоты. Батарея вынимается очень просто, и крыша становится на место без проблем. Дальность свечения оставляет желать лучшего. У модели нельзя выбирать режимы. Также стоит учитывать, что пользователь не способен самостоятельно поменять лампочки на пластине. Непосредственно батарея располагается в задней части фонарика. Купить модель любой человек может за 93 руб.

Характеристики светодиодных фонарей Tsp23-army

Эти фонари «Трофи» выделяются быстрой зарядкой. Также покупатели отмечают прочный корпус и хорошую яркость. На большое расстояние модель неплохо светит. Однако стоит учитывать высокую стоимость фонарика. При этом лампы у модели не способны долго прослужить. Некоторые покупатели утверждают, что устройство не терпит механических повреждений, и пластик применяется низкого качества. Если говорить про параметры, то давление равняется 3 Па.

Система защиты у фонарика производителем предусмотрена неплохая. При повышенной влажности устройство использовать не рекомендуется. Дизайн у фонарика замечательный. Крышка у него изготовлена из пластика, и очень быстро снимается. В магазинах модель продается за 1087 руб.

Описание модели серии TM12-BL

Этот фонарь (светодиодный) у покупателей пользуется популярностью из-за своей доступности. У модели имеется не самый качественный стартер. Лампы способны долго проработать, однако, у них низкая яркость. На большое расстояние модель светит неплохо. Также внимания заслуживает корпус фонарика. При его изготовлении применяется пластик с высокой степенью влагоустойчивости. Пластина у модификации хорошо закреплена и лампы держатся замечательно.

Однако крышка под батарею часто слетает. Дополнительно модель получает негативные отзывы за долгое время зарядки. Переходник у нее используется плохого качества. Ремешок отсутствует в стандартной комплектации устройства. На прилавках магазинов данный фонарь (светодиодный) стоит примерно 190 руб.

фонарь налобный трофи

Мнение о фонарях TM9

Указанные фонари «Трофи» среди других моделей выделяются высоким коэффициентом влагозащищенности. Также стоит учитывать прочность корпуса. При необходимости модель можно применять при минусовых температурах. Яркость равняется целых 4 лм. Однако световой поток невысокий.

Некоторые покупатели считают модель удобной и компактной. Пластина с лампами очень прочно зафиксирована, и может выдержать падение с небольшой высоты. Батарея вынимается очень просто, и крыша становится на место без проблем. Дальность свечения оставляет желать лучшего. У модели нельзя выбирать режимы. Также стоит учитывать, что пользователь не способен самостоятельно поменять лампочки на пластине. Непосредственно батарея располагается в задней части фонарика. Купить модель любой человек может за 93 руб.

Характеристики светодиодных фонарей Tsp23-army

Эти фонари «Трофи» выделяются быстрой зарядкой. Также покупатели отмечают прочный корпус и хорошую яркость. На большое расстояние модель неплохо светит. Однако стоит учитывать высокую стоимость фонарика. При этом лампы у модели не способны долго прослужить. Некоторые покупатели утверждают, что устройство не терпит механических повреждений, и пластик применяется низкого качества. Если говорить про параметры, то давление равняется 3 Па.

Система защиты у фонарика производителем предусмотрена неплохая. При повышенной влажности устройство использовать не рекомендуется. Дизайн у фонарика замечательный. Крышка у него изготовлена из пластика, и очень быстро снимается. В магазинах модель продается за 1087 руб.

Описание модели серии TM12-BL

Этот фонарь (светодиодный) у покупателей пользуется популярностью из-за своей доступности. У модели имеется не самый качественный стартер. Лампы способны долго проработать, однако, у них низкая яркость. На большое расстояние модель светит неплохо. Также внимания заслуживает корпус фонарика. При его изготовлении применяется пластик с высокой степенью влагоустойчивости. Пластина у модификации хорошо закреплена и лампы держатся замечательно.

Однако крышка под батарею часто слетает. Дополнительно модель получает негативные отзывы за долгое время зарядки. Переходник у нее используется плохого качества. Ремешок отсутствует в стандартной комплектации устройства. На прилавках магазинов данный фонарь (светодиодный) стоит примерно 190 руб.

фонарь налобный трофи

Мнение о портативных фонарях TA4

Данные фонари «Трофи» хорошо подходят для домашнего использования. Покупатели их полюбили за компактность и отличную батарею. Еще у них неплохой дизайн, который сочетается с прочностью модели. Крышка стандартно сделана из пластика, но нареканий на нее со стороны владельцев не поступало. Демократичная цена является основным преимуществом устройства.

Расход энергии находится в пределах нормы, а стартер применяется контактного типа. Если верить владельцам, то заряжается фонарик быстро, но лампы часто перегреваются. Долго не получится использовать данный фонарик. Коэффициент фокусировки у модели крайне низкий. Переключатель яркости находится в верхней части. На открытой местности с его помощью сложно что-то найти. Однако, как говорилось ранее, модель дешево стоит, и купить ее можно всего за 190 руб.

аккумуляторный фонарь трофи

Характеристики светодиодных фонарей TD2

Это мощный фонарик, который выделяется неплохой проводимостью. Световой поток равняется не менее 6 мк. Если верить владельцам, то устройство быстро включается, и пластина практически не нагревается. Также внимания заслуживается прочная ручка. В стандартном комплекте фонарика можно найти подробную инструкцию про товар. Рабочая влажность данного фонарика равняется только 55 %.

Световая отдача при этом не сильно высокая. Также к этому стоит добавить использование обычного стартера. Переходник зафиксирован довольно жестко. Переднее стекло способно выдерживать падение с небольшой высоты. Купить данные фонари «Трофи» пользователь сможет за 170 руб.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Трофи tr 120 зарядное устройство инструкция
  • Тротуарная плитка монтаж своими руками пошаговая инструкция
  • Тротуарная плитка монтаж своими руками пошаговая инструкция
  • Трость peg perego si инструкция
  • Троспия хлорид инструкция по применению цена отзывы аналоги