Документ составлен с учетом нормативных правовых актов, действующих на 2023 год:
— ФГОС дошкольного образования, утвержденные Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.
1. Общие положения
1.1. Данная должностная инструкция учителя-дефектолога ДОУ разработана в соответствии с Профстандартом «01.014 Педагог-дефектолог», утвержденного приказом Минтруда и Соцзащиты РФ № 136н от 13 марта 2023 г.; с учетом ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 г.; Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности или высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки«, «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по направлению «Работа с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими нарушения развития или риск их возникновения» без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Особыми условиями допуска к работе являются:
- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
- отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, установленных статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- отсутствие статуса иностранного агента, согласно статье 46 п.4.1 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012.
1.4. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов, назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
1.5. Учитель-дефектолог непосредственно подчиняется заведующему дошкольным образовательным учреждением.
1.6. Учитель-дефектолог ДОУ должен знать:
- законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе раннего и дошкольного возраста;
- законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность;
- законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога;
- федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные;
- теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы ранней помощи и дошкольного образования;
- основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных условий реализации адаптированных образовательных программ для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
- закономерности и этапы онтогенеза психического развития в норме и при нарушениях развития;
- клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями;
- направления и содержание ранней коррекционной помощи, коррекционно-развивающих занятий по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования;
- принципы и подходы к реализации технологий ранней коррекционной помощи, коррекционно-развивающих занятий в дошкольном образовании;
- пути достижения и способы оценки результатов освоения программ ранней коррекционной помощи, адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования;
- методические и теоретические основы, принципы и требования к организации ранней коррекционной помощи, дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
- требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу в системе ранней помощи, дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
- особенности семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
- основы проектной и исследовательской деятельности учителя-дефектолога;
- основы самоорганизации и саморазвития учителя-дефектолога;
- гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – гигиенические нормативы);
- санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – санитарные правила);
- нормы охраны труда, правила пожарной безопасности и требования антитеррористической защищенности.
1.7. Учитель-дефектолог ДОУ должен уметь:
- определять направления и содержание образовательных программ, их компонентов с учетом возможностей и потребностей, индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
- планировать и осуществлять непрерывный коррекционно-образовательный процесс для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
- определять методы, средства оценки достижений детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска с учетом индивидуальных образовательных потребностей;
- отбирать и применять формы, методы, приемы и средства организации деятельности детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
- использовать специальные коррекционно-развивающие технологии, дидактические средства с учетом типологии варианта развития и индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
- проектировать социальную ситуацию и условия сопровождения развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, в том числе при применении дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
- применять технологии воспитания детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
- обеспечивать охранительный педагогический режим, учитывающий особенности здоровья детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
- осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, включая электронный документооборот;
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога.
1.8. Учитель-дефектолог должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать требования антитеррористической защищенности, пути эвакуации, при угрозе совершения или совершении террористического акта, иной кризисной ситуации выполнять нормы антикризисного плана действий в чрезвычайной ситуации, распоряжения заведующего и ответственных за пожарную безопасность, антитеррористическую защищенность.
2. Должностные обязанности
Учитель-дефектолог ДОУ выполняет следующие обязанности:
2.1. Осуществляет деятельность, которая направлена на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников детского сада с ограниченными возможностями, с инвалидностью, с нарушением развития и детей группы риска.
2.2. Проводит обследование детей раннего и дошкольного возраста с целью выявления особенностей развития ребенка, структуры и степени имеющейся выраженности нарушения развития.
2.3. Разрабатывает, реализовывает и корректирует программы образования и психолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, группы риска.
2.4. Осуществляет систематические оценки индивидуального развития, коррекции нарушений развития, социальной адаптации детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями, с инвалидностью, детей группы риска, в том числе методом педагогического наблюдения.
2.5. Планирует и проводит коррекционно-развивающие занятия с учетом особых образовательных потребностей, варианта развития и индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска.
2.6. Занимается организацией специальной образовательной среды, созданием социальной ситуации развития детей раннего и дошкольного возраста группы риска, с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, с комплексными нарушениями развития.
2.7. Занимается формированием и развитием доступных видов деятельности у детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска в процессе реализации образовательных программ, программ психолого-педагогической помощи, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
2.8. Формирует у детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью доступного им уровня социальных умений и навыков на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, проводит расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов в доступных для них формах.
2.9. Формирует у детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью культуры общения и осмысленного, безопасного, социально приемлемого поведения в доступных для них формах.
2.10. Поддерживает тесный контакт с воспитателями групп и другими педагогическими работниками ДОУ по закреплению положительных результатов коррекции развития у детей дошкольного возраста возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью и нарушениями развития.
2.11. Осуществляет наблюдение за динамикой развития детей, прошедших курс коррекционных занятий, с помощью периодических обследований воспитанников.
2.12. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической деятельности, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.
2.13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах.
2.14. Уважительно и заботливо относится к каждому ребенку ДОУ, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
2.15. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников детского сада во время образовательного процесса.
2.16. Обеспечивает благоприятный эмоционально-психологический климат в детском и взрослом коллективе.
2.17. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в детском саду.
2.18. Своевременно информирует заведующего ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
2.19. Своевременно доносит информацию до заведующего ДОУ, дежурного администратора обо всех чрезвычайных происшествиях в детском саду, которые связаны с жизнью и здоровьем детей.
2.20. Проходит предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года), вакцинацию в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и национальным календарем прививок по эпидемиологическим показаниям.
2.21. Неукоснительно выполняет требования должностной инструкции учителя-дефектолога ДОУ, нормативно-правовых документов, которые регламентируют трудовую деятельность в ДОУ.
2.22. Соблюдает правила и нормы охраны труда, технику безопасности, противопожарной и антитеррористической защиты, а также санитарные правила и гигиенические нормативы, при этом несет персональную и уголовную ответственность за жизнь и здоровье каждого воспитанника ДОУ.
3. Права
3.1. Учитель-дефектолог имеет право принимать непосредственное участие:
- в разработке образовательной политики и стратегии дошкольного образовательного учреждения, в создании соответствующих документов;
- в подготовке и деятельности совета педагогов, методических объединений;
- в смотрах-конкурсах детского сада, района, города;
- в инновационной и экспериментальной деятельности ДОУ;
- в семинарах, тренингах, организуемых на базе дошкольного учреждения и информационно-методического центра.
3.2. Определять направление педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанников детского сада, а также их творческих способностей.
3.3. Использовать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, исходя из психофизической целесообразности в рамках федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
3.4. Вносить грамотные предложения по совершенствованию воспитательно-образовательной работы ДОУ.
3.5. Повышать свою квалификацию, постоянно заниматься самообразованием.
3.6. Получать консультативную помощь от заместителя заведующего по ВМР и других узких специалистов детского сада.
3.7. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников дошкольного образовательного учреждения.
3.8. Представлять свой педагогический опыт, наработки, заслуживающие внимания, на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях и в печатных изданиях специализированной направленности.
3.9. Получать от руководства структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, относящимся к его деятельности.
3.10. Учитель-дефектолог также имеет право на все предусмотренные законодательством РФ социальные гарантии, а также права, предусмотренные Трудовым кодексом, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами детского сада.
4. Ответственность
4.1. Учитель-дефектолог детского сада несет персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка в процессе образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
4.2. Учитель-дефектолог несет полную ответственность (в порядке, установленном трудовым законодательством) за неисполнение или не соответствующее исполнение, без уважительных на это причин, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка детсада, законных распоряжений заведующего, других локальных нормативных актов, должностной инструкции учителя-дефектолога ДОУ, в том числе за неисполнение предоставленных ему прав.
4.3. За использование, в том числе однократное, способов воспитания, связанных с психофизическим насилием над личностью ребенка, учитель-дефектолог может быть отстранен от занимаемой должности, согласно трудовому законодательству и Закону РФ «Об образовании», при этом увольнение работника не является мерой дисциплинарной ответственности.
4.4. За любое нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарных правил и гигиенических нормативов в ходе обучения учитель-дефектолог привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, установленных административным законодательством Российской Федерации.
4.5. За любое виновное причинение дошкольному образовательному учреждению ущерба в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей учитель-дефектолог несет полную материальную ответственность в порядке и пределах, утвержденных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
5. Взаимоотношения. Связи по должности
Учитель-дефектолог ДОУ:
5.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по утвержденному графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, самопланирования и отчетности деятельности, участия в обязательных плановых мероприятиях ДОУ на которые не установлены нормы выработки.
5.2. Самостоятельно составляет план работы на каждый год, полугодие и ежемесячно. Планы согласовываются с руководителем психолого-педагогической службы, заместителем заведующего по воспитательно-образовательной работе и утверждаются заведующим детским садом.
5.3. Предоставляет руководителю службы, заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе отчет в письменном виде о проделанной работе за каждое полугодие и в конце года.
5.4. Получает от заведующего ДОУ, заместителя руководителя и заведующего ППС информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с необходимыми документами.
5.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, имеющим отношение к его деятельности, с работниками службы и коллективом педагогов.
5.6. Ставит в известность заведующего ППС и руководителя детсада о возникновении трудностей в работе с родителями.
5.7. Предоставляет заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе информацию, полученную непосредственно на совещаниях и во время семинаров.
6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции
6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.
6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.
6.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
-
Войти
- Сведения об образовательной организации
- ПРОФСТАНДАРТ
ПРОФСТАНДАРТ
Государственная итоговая аттестация
Укрепление общественного здоровья
Инклюзивное образование
Психолого-педагогическое сопровождение
ЛЕКОТЕКА «Радуга надежды»
Муниципальная инновационная площадка
Городские проекты
Управленческие портфели
Федеральная инновационная площадка
Родителям на заметку
ВНИМАНИЕ!
Материалы Регионально-инновационной площадки
Оцените эффективность работы руководителей ОМС
Ранняя профессиональная ориентация воспитанников
Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания
ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!!!
Дом, где живет здоровье
Автобанеры
Актуально
Национальный проект «Образование»
Опрос о качестве условий осуществления образовательнрой деятельности
Оценка
удовлетворенности
граждан
качеством образовательных услуг, предоставляемых государственными муниципальными образовательными организациями дошкольного и общего образования
О круглосуточной телефонной линии «Ребенок в опасности»
Вакцинация школьников против гриппа
Контактная информация
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 197 «Радуга» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445057, РФ, Самарская область, г. Тольятти, бульвар Приморский, 35 , МБУ детский сад № 197 «Радуга»
Тел. 8(8482)34-88-09
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 197 «Радуга» с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Персональные данные работников на официальном сайте МБУ детского сада № 197 «Радуга» также публикуются с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в детском саду.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с Политикой конфиденциальности>>>>>