нформационная карта урока
Учитель: Ярбилова Музират Магомедовна
(Республиканский центр социально-трудовой адаптации и профориентации РД
им.Муртузалиевой У.М.)
Предмет: Коррекционно-развивающее занятие .
Класс: 5(дети с умственной отсталостью )
Тема: Умение выполнять инструкции учителя
Дети с нарушениями письменной речи
нередко удивляют педагогов, выполняя не то, что им задано. Они постоянно
переспрашивают учителя, когда уже все понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы
могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребенка,
недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с
несформированностью приемов учебной деятельности. Умения своевременно
реагировать на вопрос учителя, отличить новую задачу от старой, четко
представить содержание инструкции отличают ученика, который умеет учиться.
Понимание инструкции тесно связано с развитием коммуникативных навыков в
процессе обучения.
Упражнения:
«Объясните Кузе».
Дается ученикам какое-нибудь
задание. Чтобы проверить, как оно понятно детьми, попросить кого-нибудь из
учеников, испытывающих трудности в понимании инструкции, повторить его для
Кузи.
(Кузя выдуманный детьми персонаж, который
хочет, но не умеет учиться.)
«Знакомый — незнакомый».
Дети пишут в тетрадях цифры от 1 до
10. дается инструкция: «Я продиктую слово или словосочетание. Если вы четко
представляете себе этот предмет или понятие, ставьте под цифрой (+), если нет
четкого представления, — (-). В конце работы проводится выборочная проверка, например:
кто поставил (+) под цифрой 3? Это было понятие «гласные звуки» Объясните, что
это такое».
(это упражнение полезно проводить 3-4
занятия подряд)
«Светофор».
У детей красный и зеленые сигналы.
Читаются быстро 10-12 утверждений, среди которых есть верные и неверные. Если
утверждение верно, учащиеся поднимают зеленые сигналы, если неверно —
красные. В конце игры разбираются утверждения, на которые были даны
противоречивые ответы.
*Примеры утверждений: чтобы съесть
апельсин, его надо очистить от кожуры. Сахар кислый, а лимон сладкий. В
согласных звуках обязательно есть шум. Предложение может быть
повествовательным, вопросительным и утвердительным. 4. «Письмо с пропусками».
Учитель дает задание: «Я буду
диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте
точку». Таким образом дети записывают 2-3 предложения. Затем задание меняется,
например: не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку.
*Прием способствует развитию концентрации
и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция
деятельности с учетом меняющейся инструкции.
5. «Будь внимательным!»
Учитель просит детей прослушать
инструкцию, повторить ее про себя и поднять руку при условии, если они
запомнили и четко представляют себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики
начинают выполнять задание.
Примеры заданий: В небольшом тексте все
буквы С подчеркнуть, а буквы З — вычеркнуть:
Полезла Оксана за красной розой,
А вернулась Оксана с занозой.
В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы
Ц – вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а
подчеркиваются все Ц:
Черная цапля циркулем чертила.
«Внимание!»
Цапля старательно циркулем водила.
«Внимание!»
Получился очень чистенький чертеж.
6. «Внимание счет».
Перед каждым ребенком лежит набор
карточек с цифрами от 1 до 6. Учитель просит детей поднимать карточку с цифрой,
соответствующей позиции звука, которым отличается пара слов.
Например: борода – города, редкий –
резкий, икра – игра, попугай – поругай, барак – баран и т.д.
*Игра развивает быстроту реакции, фонематическое
восприятие, навык фонематического анализа, способствует концентрации внимания.
Умение осуществлять итоговый самоконтроль
Ученики чаще всего не в состоянии
осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ, их
необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно,
тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает
возможность получить за письменную работу более высокую отметку («Лучше, если
учитель найдет в твоей работе исправления, хуже, если он найдет в ней
ошибки».).
Целесообразен такой способ
самоконтроля, при котором проверка делится на три этапа. На каждом из них
внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в
письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан
алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует
сосредоточиться.
Этапы самопроверки
I этап – поиск специфических
(дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.
II этап – поиск орфографических
ошибок в слове.
III этап – поиск пунктуационных,
грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.
На I и II этапах работы возможно
использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить
слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением
может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в
половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны
«окошки» для выделения длинного и короткого слова. Карточка — «проверялка
ий олененок
Упражнения:
«Возвращение к началу».
Учитель предлагает ученикам
объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет
учитель, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее
найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает
карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик
читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не
пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Учащиеся, раньше
всех обнаружившие слово с ошибкой, поднимают руки.
*Упражнение является подготовительным. Оно
приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению
текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к
послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение
неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп
деятельности детей.
Целесообразно использовать это
упражнение на 3-4-х занятиях подряд.
Лист оценки
метапредметных результатов обучения в 1-м классе
Ф. И. ученика: ________________________________________________________.
Класс: _________________.
Самооценка ученика осуществляется с помощью следующих символов: «+» – «Я знаю и умею», «-» – «Пока не знаю, не умею», «?» – «Я знаю, но не уверен».
Критерий оценивания |
Примерное задание |
Самооценка ученика |
Оценка учителя |
Регулятивные УУД |
|||
Умение принимать учебную цель |
Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового? Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов |
||
Умение следовать инструкции учителя |
Выполни задание по указанию учителя: открой хрестоматию на странице ___, найди второе предложение, прочитай его и запиши в тетрадь. Примечание: дается устная инструкция из 3–4-х шагов |
||
Умение осуществлять действия по образцу |
Выполни задание так, как показано на рисунке |
||
Умение оценить свой результат по одному критерию |
Оцени свою работу на волшебной линеечке. Объясни, почему так себя оценил. Примечание: линеечки представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек. При выполнении любых заданий ученик рисует 3–4 вертикальные линеечки, выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливает линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т. д. Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво, или внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне |
||
Познавательные УУД |
|||
Умение читать простые модели и схемы, дополнять их |
1.Расскажи, что изображает модель? 2.В парке посадили еще 2 дерева. Дорисуй их на модели. Примечание: модель представляет собой символическое описание растений: их количества, расположения. Задание дается после прочтения текста о растениях |
||
Умение понимать простейшие отношения между понятиями, событиями |
Какое время года наступает после осени? Почему тает снег? Кто старше? Почему? |
||
Умение ориентироваться в пространстве |
Расскажи про свой путь домой из школы, используя слова: вправо, влево, прямо |
||
Умение сравнивать и группировать по одному критерию |
Сравни объекты по величине, распредели их в группы. Примечание: объекты могут быть описаны в научно-популярном тексте, представлены на иллюстрации, рисунке |
||
Чтение: работа с информацией |
|||
Умение находить явнуюинформацию в тексте |
Выпиши из текста имена главных героев |
||
Умение ориентироваться в тексте учебной книги |
1.Найди страницу ___. 2.Посмотри, что изображено в верхнем левом углу страницы? 3.Найди номер страницы, где начинается рассказ о Москве |
||
Умение находить 1–2существенных признака явления (события,понятия) на основе прочтения текста |
Расскажи (напиши) почему белочка не замерзает зимой? |
||
Коммуникативные УУД |
|||
Умение задавать вопросы |
Сформулируй два вопроса к тексту |
||
Умение работать в паре |
Выполните задание в паре, следуя инструкции учителя |
||
Умение строить монологическое высказывание |
Составь краткий рассказ по иллюстрации |
||
Умение контролировать свои действия |
Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова? |
Оценочный лист учащегося по математике
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____
№ |
Содержание модулей учебного предмета. |
Образец задания |
|||
1 |
Умение вести счет до 10 и обратно |
Выполни счет до 10 и обратно. |
|||
2 |
Умение находить место определенного числа в ряду чисел |
1.Назови число предшествующее числу 6(5, 7 и т.д.). 2. Назови число следующее по счету за числом 6 (5, 4, 8 и т. д.). |
|||
3 |
Знание цифр и чисел до 10 |
Запиши количество предметов. |
|||
4 |
Знание состава чисел первого десятка |
Дополни запись 5 это 2 и ?, 6 это 3 и ? |
|||
5 |
Сложение и вычитание в пределах 10 |
Вычисли: 6+3 5+2 9-5 4+3 6+4 10-8 |
|||
6 |
Умение сравнивать предметов по размеру, форме, цвету |
Найди одинаковые предметы по форме, размеру, цвету. |
|||
7 |
Умение записывать словесные формулировки с помощью цифр и знаков |
||||
8 |
Работа с задачами |
Выдели части задачи, реши задачу. |
|||
9 |
Геометрический материал |
Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линия, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг). Начерти отрезок нужной длины, определи длину отрезка, обозначь отрезок. |
|||
10 |
Числа от 11 до 20. Нумерация |
Образование чисел второго десятка. |
|||
11 |
Сложение и вычитание без перехода через разряд |
Вычисли: 14+5 17-7 |
|||
12 |
Сложение и вычитание с переходом через разряд |
Вычисли: 9+5 15-7 |
Критерии оценки достижений:
Н — базовый уровень не сформирован
Б — сформирован базовый уровень
Ч — базовый уровень частично сформирован
П — сформирован повышенный уровень
Лист достижений учащегося по русскому языку
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____
№ |
Содержание модулей учебного предмета. |
Образец задания |
|||
1 |
Звуко – буквенный анализ слов |
Последовательность звуков в слове. Характеристика звуков. Деление на слоги. Ударение. Составление схемы слова. |
|||
2 |
Каллиграфия |
||||
3 |
Списывание |
Списать с печатного текста. Списать с письменного текста. |
|||
4 |
Письмо под диктовку |
||||
5 |
Орфограммы |
Пропуски, замены, искажения. Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. Пробелы между словами. Большая буква в именах собственных. Жи – ши, ча – ща, чу – щу Обозначение мягкости согласных на письме. Словарные слова. Перенос слов. |
|||
6 |
«Опасные места» |
При письме букв гласных звуков. При письме букв согласных звуков |
Критерии оценки достижений:
Н — базовый уровень не сформирован
Б — сформирован базовый уровень
Ч — базовый уровень частично сформирован
П — сформирован повышенный уровень
Лист достижений учащегося по математике
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс______
Критерии |
Образец задания |
Своя оценка |
Оценка родителя |
Умение вести счет до 10 и обратно |
Выполни счет до 10 и обратно |
||
Умение находить место определенного числа в ряду чисел |
1.Назови число предшествующее числу 6(5, 7 и т.д.). 2. Назови число следующее по счету за числом 6 (5, 4, 8 и т. д.) |
||
Знание цифр и чисел до 10 |
Запиши количество предметов |
||
Знание состава чисел первого десятка |
Дополни запись 5 это 2 и ?, 6 это 3 и ? |
||
Умение сравнивать предметов по размеру, форме, цвету |
Найди одинаковые предметы по форме, размеру, цвету |
||
Умение определять взаимное расположение предметов в пространстве |
Графический диктант: От начальной точки 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 – вниз, 2 -влево |
||
Временные представления |
Ответь на вопрос что происходило раньше, позже |
||
Умение сравнение групп предметов |
Запиши количество кружков и количество квадратов. Сравни их количество, сделай запись используя знаки > < = |
||
Умение прибавлять число 1, 2, 3,4-9 |
Запиши суммы и их значения: 5+1 5+2 1+9 4+3 2+4 |
Для оценки служат знаки цвета :
зеленый — знает хорошо,
желтый— допускает ошибки,
красный — знает очень плохо или совсем не знает
Лист оценки
метапредметных результатов обучения в 5 классе
Ф. И. ученика: ________________________________________________________.
Класс: _________________.
Самооценка ученика осуществляется с помощью следующих символов: «+» – «Я знаю и умею», «-» – «Пока не знаю, не умею», «?» – «Я знаю, но не уверен».
Критерий оценивания |
Примерное задание |
Самооценка ученика |
Оценка учителя |
Регулятивные УУД |
|||
Умение принимать учебную цель |
Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового? Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов |
||
Умение следовать инструкции учителя |
Выполни задание по указанию учителя: например, найти средства выразительности языка на странице 45 учебника по литературе из произведения А.П. Чехова Примечание: дается устная инструкция из 3–4-х шагов |
||
Умение осуществлять действия по образцу |
Выполни задание так, как показано на рисунке |
||
Умение оценить свой результат по одному критерию |
Оцени свою работу на чудесной линеечке. Объясни, почему так себя оценил. Примечание: линеечки представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек. При выполнении любых заданий ученик рисует 3–4 вертикальные линеечки, выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливает линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т. д. Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво, или внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне |
||
Познавательные УУД |
|||
Умение читать простые модели и схемы, дополнять их |
1.Расскажи, что изображает модель? 2. Нарисуй схему предполагаемого передвижения мальчиков из произведения А.П. Чехова «Мальчики» Примечание: модель представляет собой символическую карту передвижения: количества остановок, расположения. Задание дается после прочтения текста |
||
Умение понимать простейшие отношения между понятиями, событиями |
Какое время года наступает после осени? Почему тает снег? Кто старше? Почему? |
||
Умение ориентироваться в пространстве |
Расскажи про свой путь домой из школы, используя слова: вправо, влево, прямо |
||
Умение сравнивать и группировать по одному критерию |
Сравни объекты по величине, распредели их в группы. Примечание: объекты могут быть описаны в научно-популярном тексте, представлены на иллюстрации, рисунке |
||
Чтение: работа с информацией |
|||
Умение находить явную информацию в тексте |
Выпиши из текста имена главных героев |
||
Умение ориентироваться в тексте учебной книги |
Найди номер страницы, где начинается описание драки мальчиков на примере текста «Уроки французского» |
||
Умение находить 1–2существенных признака явления (события,понятия) на основе прочтения текста |
Ответить на проблемный вопрос |
||
Коммуникативные УУД |
|||
Умение задавать вопросы |
Сформулируй два вопроса к тексту |
||
Умение работать в паре |
Выполните задание в паре, следуя инструкции учителя |
||
Умение строить монологическое высказывание |
Составь краткий рассказ по иллюстрации |
||
Умение контролировать свои действия |
Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова? |
Лист достижений учащегося по русскому языку
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____
№ |
Содержание модулей учебного предмета. |
Образец задания |
|||
1 |
Звуко – буквенный анализ слов Морфемный, морфологический , синтаксический разбор слова |
Последовательность звуков в слове. Характеристика звуков. Деление на слоги. Ударение. Составление схемы слова. Умение делать разбор без ошибок |
|||
2 |
Каллиграфия |
||||
3 |
Списывание |
Списать с печатного текста. Списать с письменного текста. |
|||
4 |
Письмо под диктовку |
||||
5 |
Орфограммы |
Пропуски, замены, искажения. Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. Пробелы между словами. Большая буква в именах собственных. Жи – ши, ча – ща, чу – щу Обозначение мягкости согласных на письме. Словарные слова. Перенос слов. Безударная гласная в корне слова(проверяемая и непроверяемая) Непроизносимая согласная в корне слова И т.д. |
|||
6 |
«Опасные места» |
При письме букв гласных звуков. При письме букв согласных звуков |
Критерии оценки достижений:
Н — базовый уровень не сформирован
Б — сформирован базовый уровень
Ч — базовый уровень частично сформирован
П — сформирован повышенный уровень
Приемы оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка.
Какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в обучении и воспитании подрастающего поколения. Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания отнюдь не способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, подчас навязанным самому обучаемому. Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся. Именно новый стандарт требует от педагога обучать детей навыкам самооценки. Эта работа, в свою очередь, сложна тем, что приходится преодолевать сложившиеся стереотипы мышления, проводить разъяснительную работу среди детей и родителей.
Главный вопрос:
Что оценивать?
Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные, то есть умение действовать в различных ситуациях (учебных или жизненных).
Что такое результаты УЧЕНИКА?
Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (заданий):
-
задания на диагностику предметных результатов (задачи, задания, упражнения и их группы, в которых указана цель и учеником должен быть представлен результат в виде применения,прежде всего, предметных знаний и умений);
-
задания на диагностику метапредметных результатов (задания и ситуация, требующие от ученика осуществить преимущественно надпредметные познавательные, регулятивные или коммуникативные действия);
-
задания на диагностику личностных результатов (надпредметные задания и ситуации, требующие от ученика, прежде всего, проявить свои личностные качества, нравственно-оценочные действия и т.п.);
Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
В рабочей программе прописаны нормы оценки предметных результатов учащихся по русскому языку и литературе. «Нормы оценки…» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по предмету. Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
На уроках русского языка мы оцениваем устные ответы учащихся, письменные (диктанты, сочинения, изложения), грамотность, обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера). Для каждого вида работ соответствуют свои нормы оценки. Данные результаты оцениваются по пятибалльной системе. Данные отметки выставляются в журнал и дневник ребенка.
Стартовая диагностика, промежуточная и итоговая (по концу года) оценивается по уровням. Каждый уровень соответствует определенной отметке по пятибалльной системе. Данные заносятся в таблицы. По данным таблицам я могу проанализировать динамику индивидуального роста каждого ученика по овладению предметными результатами.
№
Ф. И. учащегося |
Входящая (стартовая) диагностика |
Промежуточная диагностика |
Итоговая диагностика |
||||
грамот- ность |
граммат. задание |
грамот- ность |
граммат. задание |
грамот- ность |
граммат. задание |
||
1 |
выс. |
повыш. |
повыш. |
повыш. |
повыш. |
повыш. |
|
2 |
повыш. |
повыш. |
повыш. |
повыш. |
выс. |
повыш. |
|
3 |
пониж. |
пониж. |
пониж. |
пониж. |
базов. |
базов. |
Оценки по этому виду работы по пятибалльной системе выставляю в журнал только по желанию ребенка.
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
-
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
-
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
-
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
-
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
-
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам (РЯ и лит-ра). Задания на уроке формулируем таким образом, чтобы ребенок не только получил определенные знания по предмету, но и смог ими пользоваться в жизненных ситуациях, т. е. задания, которые требуют от ученика преимущественно познавательных, регулятивных, коммуникативных действий. Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки.
Я работаю по УМК Г. Граник,
В данном учебнике даются отдельные задания на определённые предметные и метапредметные умения, из которых педагог может компоновать проверочную работу. Например, комплексная проверочная работа по русскому языку, кроме предметных знаний и умений, проверяет личностные (принятие значимости ценности труда), познавательные (выделение главного; различение информации и отношения, формы слова и однокоренных слов; моделирование предложения), коммуникативные (монологический текст как ответ на вопрос).
-
Сравни слова по их составу (по морфемам). Выпиши из них слово, отличающееся по своему строению, построй его модель, рядом запиши другое слово, соответствующее данной модели.
-
Правильно ли построены словосочетания? Если есть нарушения, установи их причину. Запиши словосочетания верно, в скобках укажи, что было нарушено.
-
Обоснуй постановку знаков препинания схемой предложения.
-
Распредели по группам слова по наличию безударной гласной в корне, приставке или окончании. Какой обобщённый способ проверки используется во всех случаях?
-
Раздели фигуры на две группы разными способами.
-
Проверь выполненную работу.
-
Какие задания, ты считаешь, выполнены верно? Обведи их номера.
-
Какое из заданий сложнее? Напиши, почему?
Благодаря заданиям такого рода дети учатся рассуждать, анализировать, классифицировать, т. е. работают на метапредметный результат.
Оценивание уровня сформированности метапредметных результатов ( целеполагание, планирование) может основываться на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой и парной работе. Здесь очень важную роль играет самооценка учащегося. Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки. Данный алгоритм я даю на первых уроках, дети приклеивают бумажки с алгоритмом на обложку тетради и в любой момент могут обратиться к нему за помощью. ребята быстро усваивают, как правильно оценить выполнение определенного упражнения или задания. Невозможно опросить всех учеников на уроке, поэтому договариваемся с ребятами, что они ставят на полях тетради напротив выполненного упражнения соответствующий знак. Ребята знают, что если они не справились с работой, или допустили ошибки им обязательно нужно этот материал доработать дома или обратиться за помощью к преподавателю. На родительском собрании родителям также озвучиваются эти знаки, и дома они могут отследить, как ребенок разобрался в материале, на что нужно обратить внимание. При подготовке к тематической контрольной работе по данным обозначениям я могу подобрать материал так, чтобы самые трудные для ребят вопросы в данной теме были проработаны еще раз.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1. Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение, либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
В тетрадях приклеиваем листок с примерными вопросами, с помощью которых дети смогут подвести итог проделанной работы.
Метапредметные
Мне больше всего удалось …
За что я могу себя похвалить?
За что я могу похвалить одноклассников?
Что приобрёл?
Что меня удивило?
Для меня было открытием то, что …
Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Предметные
Я могу…
Я умею…
У меня получается…
Я понимаю…
Я знаю…
Я выполняю…
Я способен…
Я склонен…
Я придерживаюсь…
Я соблюдаю…
Я применяю…
Я использую…
Я стремлюсь…
Я стараюсь…
Уроки мы строим в рамках системно-деятельностного подхода, который предполагает определение темы, формулировку целей и задач урока, планирование работы на уроке самостоятельно учащимися, поэтому очень важно для меня отследить формирование данных умений. В данном случае я пользуюсь теми же знаками, что и при самооценке («+» – знаю или умею очень хорошо; «?» – иногда ошибаюсь; «-» – пока самостоятельно не выполняю). Так же работают учащиеся на полях тетради, мы договариваемся, что определение темы урока – ставим 1 и оцениваем умение, целеполагание – 2, планирование работы на уроке – 3, рефлексия – 4. Напоминалки висят на доске. После каждого этапа урока я напоминаю о самооценке, ребята быстро запоминают и применяют данную систему без напоминания. при проверке тетради я вижу, что у ребенка не получается, дорабатываем на уроках и
после уроков.
Для себя я составляю сводную ведомость, в начале 5 класса стараюсь заносить результаты при проверке тетради ежедневно, с течением времени – реже.
Например, составляю такие таблицы по каждому умению:
ФИО
Целеполагание |
||||||||||||||||||||||
число |
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
||||||||
? |
? |
? |
? |
? |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
|||||||||
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
|||||||||
? |
? |
? |
? |
? |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Далее уже составляю такую таблицу, в нее выставляю «-» и «?», для того, чтобы контролировать данные умения (выставляю результаты 1 раз в месяц, просматривая тетради учащихся):
ФИО
1 |
2 |
3 |
4 |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
? |
? |
? |
|
? |
— |
— |
? |
|
? |
+ |
? |
+ |
Данные таблицы позволяют мне контролировать динамику индивидуального роста каждого ученика по овладению метапредметными результатами.
Метапредметные результвты отслеживаю при помощи оценочных листов на разного рода диагностических, проверочных, контрольных работах.
Например, выполняя определенные задания ученик оценивает себя, его оценивает учитель, если результаты не совпадают в личной беседе с учащимся приходим к одному результату.
данную таблицу даю на разных уроках, по разным темам. Ребенку выдается данная таблица без первой графы, выполняя задание, дают самооценку своей работе.
Критерий оценивания
Примерное задание |
Самооценка ученика |
Оценка учителя |
|
Умение принимать учебную цель |
Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового? Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов |
||
Умение следовать инструкции учителя |
Выполни задание по указанию учителя: открой учебник на странице ___, найди упражнение ___, прочитай и пойми задание… |
||
Умение осуществлять действия по образцу |
Выполни задание так, как в образце |
ФИО
Умение принимать учебную цель |
Умение следовать инструкции учителя |
Умение осуществлять действия по образцу |
Умение оценить свой результат |
Умение контролировать свои действия |
Умение задавать вопросы |
Умение работать в паре |
Умение строить монологическое и диалогическое высказывание |
|
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
|
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
|
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
Пример контрольной работы по теме «Текст» (Дети оценивают свой результат при выполнении каждого задания, максимально – 3 балла (баллы оговариваются с детьми заранее)
№
Задание |
Баллы |
|
Прочитайте текст. (1) Пришла весна. (2)Из земли показалась зелёная стрелочка. (3)Она быстро росла, потом разделилась на два листочка. (4)Между ними появился маленький росток. (5)Однажды утром мы с Толей увидели, что росток расцвёл белыми колокольчиками. (6)Толю поразила красота ландыша. (7)Он не мог оторвать глаз от цветка. (8)Мальчик протянул руку, чтобы сорвать ландыш. (9)«Подожди, не срывай. Сначала скажи, какой он красивый», — остановил я Толю. (10)Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей. (11)Они были похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя, и ещё на что-то удивительно красивое. (12)В эти мгновения в его душе, как музыка, зазвучало слово. (13)Маленький человек тихо прошептал: «Как снежные пушинки. Как серебряные колокольчики. Растите, ландыши!» |
||
1 |
Озаглавьте текст фразой из этого текста. |
|
Определите тип текста (повествование, рассуждение или описание). |
||
3 |
Разбейте текст на абзацы. Укажите номера предложений, с которых начинаются абзацы. |
|
4 |
Составьте план текста. |
|
5 |
Придумайте вопросы к тексту (не менее трех). |
|
6 |
Определите главную мысль текста (что хотел сказать автор читателям)? |
|
7 |
Напишите, прав или не прав был автор, когда не позволил Толе сорвать цветок? Поясните свое мнение. |
На основании самооценки ребенка и оценки учителя (несовпадения в оценке обсуждаются с учеником, приходим к единому мнению) результаты заносятся в таблицу (таблицы вкладываются ребенком в портфолио)
№
Фамилия, имя |
Метапредметные умения |
|||||||||
Умение выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста |
Умение определять назначение разных видов текстов |
Умение делить текст на смысловые части |
Умение составлять план текста |
Умение формулировать вопросы к тексту |
Умение определять главную тему, общую цель или назначение текста |
Умение формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; |
Общее количество баллов |
Уровень |
||
Номер задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||
Максимальное количество баллов |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
||
Учащийся должен
-
иметь четкое представление о цели учебной деятельности;
-
иметь четкое представление о познавательных результатах своей учебной деятельности;
-
четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть в том или ином классе;
-
понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно, более эффективным.
Осознание данной информации, её регулярное пополнение позволяет ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений, а учителю планировать свою работу.
Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Нужно помогать ребенку с первых дней обучения овладевать контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встает перед взрослыми.
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель,
планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка.
Ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать ее.
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, сообщений.
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.
Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению.
Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.