Умное зеркало ArtikMe – новый инструмент в логопедии, педагогике и психологии от компании «Инновации Детям». Это разработка, которая не имеет аналогов. Команда педагогов, логопедов и методистов разработала инструмент для коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в речевом, когнитивном и эмоциональном развитии.
Давайте разбираться как умное зеркало помогает детям.
Проблема №1: Современное оборудование упускает развитие эмоциональной сферы ребёнка
Преимущество умного зеркала ArtikMe №1. Помощь в распознавании и проявлении эмоций. У детей появляется возможность соотнести свои эмоции с их выражением. Что особенно важно для ребят с расстройствами аутистического спектра, когда эмоциональная сфера развивается по-особенному. Кроме того, функция дополненной реальности позволяет ребёнку перевоплощаться в игре, примерять различные маски. Таким образом, в зеркале заложены разнообразные инструменты для развития эмоциональной сферы и формирования умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, рефлексировать.
Проблема №2: Недостаток условий гибко выстраивать индивидуальную коррекционную программу с применением интерактивных технологий
Преимущество №2. Мы даём возможность педагогу выстраивать индивидуальный маршрут ребёнка. Для этого у зеркала есть конструктор, который позволяет проводить коррекционные занятия, наполняя его в соответствии с задачами, а шаблоны игр предоставляются в помощь. Собирать свои занятия можно в конструкторе игр, используя множество иллюстраций и форматов. Такие привычные задания как сортировка, классификация, четвёртый лишний и другие вы самостоятельно наполняете содержанием, необходимым для занятий с конкретным ребёнком. Так обеспечивается простое и гармоничное встраивание опыта педагога в индивидуальную программу занятий с умным зеркалом, когда мы стремимся работать в зоне ближайшего развития конкретного ребёнка, включая новые подходящие упражнения в программу занятий.
Проблема №3. Дети низко мотивированы выполнять трудные и длительные логопедические задания
Преимущество №3. Самые трудные и скучные этапы работы с логопедом превращаются в увлекательную игру – ребёнок видит себя, свои действия, контролирует их через обратную связь от персонажей, осваивая начальные формы личностной рефлексии. Умное зеркало, путём распознавания качества выполнения упражнения, даёт обратную связь, а в полуавтоматическом режиме – логопед сам определяет качество выполнения упражнения и нажатием на клавишу определяет обратную связь от игрового персонажа в Умном зеркале. Это мотивирует ребёнка на дальнейшее всё более качественное выполнение заданий – в помощь яркие анимации и добрые весёлые персонажи.
Проблема №4. Ребёнок не субъект, а объект
Преимущество №4. Развитие самостоятельности и самоконтроля: ребёнок видит себя и процесс выполнения задания, на этом же пространстве видит слово, его написание, подсказки для произношения звуков, а также необходимый иллюстративный и другой дидактический материал. Ребёнок сам выбирает вид деятельности прямо на занятии. Например, к теме «Звук С» ребёнок может выбрать игры: «четвёртый лишний», «обобщение» или «запомни», где каждая из выбранных игр будет способствовать педагогической цели и задачам на сегодняшнее занятие. Так ребёнок принимает и сохраняет цели и задачи деятельности, производит поиск средств их осуществления.
Проблема №5. Ребёнок отвлекается на занятии, имеются трудности концентрации
Преимущество №5. Весь дидактический материал расположен непосредственно в поле зрения ребёнка, там же, где есть возможность самоконтроля выполнения упражнения. Получается, что ребёнок видит слово, картинку, педагога и себя в едином пространстве. Благодаря умному зеркалу нет необходимости переводить внимание на стол, что экономит ценные минутки на занятии. Так дети активно используют средства современных информационных и коммуникационных технологий – мы формируем грамотного пользователя цифровых технологий и снижаем риск опасностей в сети.
Проблема №6. Логопед тратит много времени на подготовку к занятию
Преимущество №6. Дидактический материал в электронном варианте – это разнообразие, ограниченное только фантазией педагога. Электронные дидактические материалы экономят время подготовки педагога ко встрече с ребёнком и дают возможность в течение занятия варьировать задания гибко и быстро. Это значительно упрощает педагогу подготовку к занятию, а следовательно, даёт возможность посвятить больше сил и времени именно непосредственным занятиям с детьми в пространстве умного зеркала.
Проблема №7. Необходимо обеспечить автоматизированное рабочее место каждому логопеду
Преимущество №7. Зеркало совмещает в себе программное обеспечение, конструктор и хранилище для занятий и домашнего задания, видеокамеру для фиксации занятий, журнал для отслеживания динамики ребёнка, органайзер рабочего пространства логопеда. Нет необходимости в покупке дидактических материалов для каждого логопеда, работающего в ДОО. Все материалы для занятий создаются и хранятся в умном зеркале, что создаёт функциональное и свободное пространство.
Проблема №8. Проблема диагностики, статистики и создания карты индивидуального развития ребёнка
Преимущество №8. В умном зеркале закладывается возможность создания карты индивидуального развития ребёнка, что важно как для логопеда, так и для родителей. Мы сопровождаем ребёнка вместе с семьёй.
Проблема №9. Нет возможности встречаться с каждым родителем, разъяснять эффекты занятий и комментировать тонкости выполнения домашнего задания
Преимущество №9. Домашнее задание отправляется родителям в электронном варианте без распечатки на бумаге – это удобно логопеду в плане быстрого составления по ключевым точкам занятия, а также интересно детям и родителям как новый не банальный формат домашних занятий. Видео-записи фрагментов занятия с логопедом – это и есть видео-инструкции для родителей по выполнению упражнений дома, а для ребёнка это формирование умения работать в информационной среде.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в ДУО — это одна из новых и актуальных проблем в педагогике. В условиях современного развития общества и производства невозможно представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером, умения работать на нем уже в дошкольном детстве, т.к. существующие образовательные программы дают огромные возможности для развития детей.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают рядом преимуществ:
- предъявление информации на зеркальном экране — дает образный тип информации более понятный дошкольникам;
- движение, звук, мультипликация привлекает внимание ребенка;
- поощрение ребенка при правильном решении проблемных задач самим компьютером, является стимулом для познавательной активности детей;
- индивидуализация обучения;
- приобретение уверенности в себе, которое ребенок приобретает в процессе своей деятельности за компьютером.
Умное зеркало ArtikMe совмещает в себе компьютер с выходом в Интернет и программным обеспечением, конструктор и хранилище для занятий и домашнего задания, видеокамеру для фиксации занятий, журнал для отслеживания динамики ребёнка, органайзер рабочего пространства логопеда.
Использование Умного зеркала ArtikMe позволило перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок стал более активным, а не пассивным. Это способствовало осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию. Современные дети отлично адаптируются в цифровом мире. Новые информационные технологии позволили построить познавательный процесс более высокого уровня на основе восприятия зрительного (графика, анимация, текст), слухового (звук, видео), осязательного (клавиатура, мышь, интерактивный экран).
Принцип работы «Умного зеркала ArtikMe»
Обучающийся видит одновременно своё отражение и волшебный мир, в котором живут сказочные персонажи. Они сопровождают их по зеркальному миру, дают задания и помогают их выполнить, развивают артикуляцию, дыхание, произношение звуков, закрепляют навыки звукового анализа, обогащают лексические темы.
«Умное зеркало ArtikMe» оказывает помощь в распознавании и проявлении эмоций, т.е. даёт возможность соотнести свои эмоции с их выражением, что особенно важно для детей с расстройствами аутистического спектра.
«Умное зеркало ArtikMe» совмещает в себе следующие блоки занятий:
- Артикуляционная гимнастика. 27 упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. В зеркале появляется сказочный персонаж, который показывает, как правильно делать упражнения на артикуляцию.
- Дыхательная гимнастика. 14 упражнений для развития дыхательной мускулатуры и речевого аппарата. Анимационные инструкции со звуковым сопровождением и работой с микрофоном сделают процесс проведения дыхательных упражнений увлекательным и эффективным.
- Постановка звуков. Более 5 занятий, созданных с помощью конструктора
- Автоматизация звуков. Более 20 занятий, созданных с помощью конструктора
- Дифференциация звуков. Более 5 занятий, созданных с помощью конструктора.
- Конструктор занятий. Педагог может самостоятельно создавать интерактивные занятия на любые лексические темы и автоматизацию любого звука. В конструктор, возможно добавить любой фон и загрузить картинки из существующей базы их имеется более 4000 изображений в библиотеке, множество игровых механик и анимаций. А так же можно загружать свои изображение, записывать аудио и видео инструкцию, интерактивные презентации и их использовать в дальнейшем на занятиях.
Для оптимального использования «Умного зеркала ArtikMe» в работе с детьми, требуется соблюдение методических рекомендаций:
- Зеркало должно использоваться в работе со старшими дошкольниками при соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций;
- Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизическим возможностям ребенка;
- Организация и методика проведения занятия с использованием «Умного зеркала ArtikMe» соответствует методике проведения традиционных занятий. Занятие включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящена непосредственно работе с Умным зеркалом.
- При составлении занятий, необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.
- Обязательно использовать на занятиях с Умным зеркалом традиционную предметно-развивающую среду — игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.
Заключение
Таким образом, «Умное зеркало ArtikMe» обладает большими потенциальными возможностями в развитии дошкольников и несет мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Процесс обучения детей с речевой патологией требует длительного времени. Со временем у ребёнка утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи — трудоемкий процесс. Использование умного зеркала ArtikMe, позволило сделать логопедические занятия увлекательными, динамичными, красочными и значительно повысить мотивационную готовность детей к предлагаемой деятельности путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.
Наблюдения показали, что использование на занятиях умного зеркала стало неотъемлемой частью коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения.
Муниципальный
конкурс профессионального мастерства педагогических работников
учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования
«Методическая
разработка — 2021»
Использование интерактивного комплекса
«Умное зеркало
ArtikMe»
в коррекционной работе
с детьми, имеющими
речевые нарушения.
Автор: Гусева Мария Владимировна, Учитель – логопед
Урень
2023 г.
Содержание
Введение |
3 |
Цель и задачи |
5 |
Организация коррекционной работы |
7 |
Особенности логопедической работы на основе использования Умного зеркала ArtikMe |
8 |
Заключение |
10 |
Используемая литература |
11 |
Приложение |
12 |
Введение
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация
специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой
внедрения компьютерной техники в систему специального образования.
С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления
качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации,
заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые
технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных развивающих,
коррекционных программ.
Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в
работе логопеда всегда найдется место для использования компьютерных программ,
что позволит чрезвычайно повысить эффективность и динамичность всего
коррекционно-образовательного процесса через компьютерные игры.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. В чем же польза от
компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или
сюжетными играми?
Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребенка от
тяжелой рутинной работы. Кроме того, они открывают новые возможности
использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:
1.
Подбирать материал разной
степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в
данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.
2.
С помощью простых действий
во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания,
адекватные возможностям самого «сложного» ребенка.
3.
Формировать у ребенка
процесс осмысливания собственных произносительных навыков.
4.
Сложное программное
обеспечение имеет чрезвычайно простое управление.
6. Многие
методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную
основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это
возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить
методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.
Занятие на компьютере и для самого ребенка создает более комфортные условия для успешного
выполнения упражнений:
1.
Компьютерные технологии
обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования,
моделирования, классификации сравнения.
2.
Появляется возможность
освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной
программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.
3.
Ребенок учиться говорить
правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля,
ориентируясь на привлекательную графику.
4.
Во время логопедических
занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм,
связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков,
слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить
правильно.
5. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
6. Глядя на экран
монитора, ребенок сам видит результат своей работы.
7.
В зависимости от
индивидуальных голосовых модуляций у каждого ребенка всегда имеется возможность
изменить чувствительность микрофона, чтобы картина на экране двигалась только
при определенной голосоподаче.
8.
У ребенка повышается мотивация
в трудной для него работе над произношением. Он учится с самого начала
оценивать свои достижения в речи, сопоставлять свое произношение с эталоном.
Таким образом, использование компьютерных программ в работе с
дошкольниками, имеющими отклонение в развитии, является весьма острой и актуальной. Так как
использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет
игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок
получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны
компьютера.
При этом одним из преимуществ компьютерных средств обучения заключаются
в том, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей людей с
ограниченными возможностями.
В этом направлении ведутся различные разработки.
Одна из таких
разработок, в области создания технических средств поддержки коррекционного
процесса, стали разработки вспомогательных средств, направленных на
формирование и коррекцию произносительной стороны речи у детей
с тяжелыми речевыми патологиями. Компания
«Инновация
детям», при сотрудничестве с методистами разработчиками: логопедами, педагогами психологами, учителями начальных классов,
разработали совершенно новый, профессиональный логопедический инструмент
для развития артикуляции, произношения звуков, закрепления навыков
звукового анализа, обогащения лексических тем — Умное зеркало ArtikMe с
методическим пособием. Которое предназначено для проведения коррекционных
занятий, но самого практического пособия нет.
На основании вышеизложенного определена проблема, которая
заключается в разработке практического пособия «Формирование речи дошкольников
посредством использования Умного зеркала ArtikMe в коррекционной работе с
детьми, имеющими речевые нарушения».
Цель данной работы: Определение содержания
логопедической работы с использованием Умного зеркала ArtikMe на основе
практического пособия.
В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:
ü
Подобрать
диагностические методики изучения состояния речевого развития у старших
дошкольников.
ü Выявить особенности логопедической работы на основе
Умного зеркала ArtikMe.
ü Разработать практическое пособие «Формирование речи дошкольников посредством
использования Умного зеркала ArtikMe в коррекционной работе с детьми, имеющими
речевые нарушения».
Цель и задачи проводимой работы
с дошкольниками
Специфика проводимой работы заключается, прежде всего, в том, что
каждый ребенок требует индивидуального подхода, что требует от логопеда терпения
и понимания всех поведенческих проявлений дошкольников.
В
опытно – экспериментальной работе принимали участие 18 человек, посещающие
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение: центр развития ребенка –
детский сад № 1, города Миасса, группу комбинированной направленности для детей
с нарушением речи.
Учитывая особенности познавательной деятельности детей, ранее
обследование речевой деятельности проводилось с соблюдением определенной
последовательности этапов и включая анализ основных составляющих речевую
систему компонентов. К каждому заданию давалась инструкция, в которой детям
показывали примерный результат предстоящей им речевой деятельности и способ
достижения этого результата, то есть давался образец. При затруднении ребенку
оказывается помощь в виде побуждающих или уточняющих вопросов, контекстной
подсказки, повторения инструкции, разбора образца.
Учитывая особенности познавательной деятельности детей, были
использованы разнообразные методы, побуждающие познавательную активность: дидактические игры, упражнения, наглядный материал (картины,
игрушки, схемы). Подходящий картинный материал брали из пособия О.Н. Тверская,
Е.Г. Кряжевских «Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет», 2018
г. и разработка технологии
формирования связной речи у дошкольников с использованием мнемотехники, использовались
разнообразные методы, побуждающие познавательную активность: дидактические
игры, упражнения, наглядный материал (картины, игрушки, схемы). Исходящий
картинный материал находили в известных дидактических пособиях (Т.Б. Филичева,
А.В. Стребелева, 1996; О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова, 1994 и др.). Речевой
материал подбирали с учетом возрастных показателей развития речи дошкольников.
В 2020 году обследование проводилось с использованием Умного зеркала
ArtikMe, что позволило сократить отведенное время на диагностическое обследование детей в начале
года и в конце года. Нам не
приходилось
постоянно стимулировать интерес детей к заданиям, т.к. происходила постоянная
смена видов деятельности, использование игровых моментов, в том числе и компьютерных
игр. Такой вид обследования решил проблему положительной мотивации детей к
беседе со взрослыми, т.к. с детьми разговаривал сказочный персонаж.
Обследование речевой деятельности детей проводилось в рамках режима
дня, в игровой форме, чтобы не было перенапряжения и утомления. К каждому заданию давалась инструкция, в
которой детям показывали образец речевой деятельности и способ достижения
положительного результата. При затруднении ребенку оказывалась помощь в виде
побуждающих или уточняющих вопросов, конкретной подсказки, повторения инструкции, разбора образа.
Для оценки динамики логопедической работы
обследование ребенка проводилось в начале и в конце года.
Методика диагностики состояния связной речи у дошкольников описана в
практическом пособии «Использование Умного зеркала ArtikMe в коррекционной
работе с детьми, имеющими речевые нарушения».
Применение диагностических методик сопровождалось изучением
теоретических вопросов данного контингента детей по сравнению с нормой. Все эти
моменты мы старались учесть при проведении констатирующего эксперимента.
Далее, определив наличие определенных трудностей в получении и усвоении
знаний были разработаны занятия с использованием мультимедийных продуктов,
которые позволили научить детей правильно говорить, размышлять, правильно
отвечать на поставленный вопрос. Совместное использование мультипликационных
героев и мультимедийных возможностей компьютера позволили сделать процесс
обучения на логопедическом занятии более интересным и разнообразным, даже в том
случае, когда основная цель игры не была достигнута, все равно развивает память
и внимание ребенка, обогащая его опыт и знания.
Организация коррекционной работы
Проведенное нами обследование свидетельствовало о трудностях в формировании
связной речи, формировании лексико-грамматических категорий и фонематической
стороны речи.
Согласно результатам обследования, коррекционная работа была направлена
на формирование речевого развития.
В процессе коррекционной работы учитывалась сложная структура речевой
деятельности, а также особенности мыслительной деятельности. Также при
выполнении заданий у детей учитывалась сниженная познавательная активность,
отсутствие интереса к выполнению предлагаемых
заданий, особенно речевых, недостаточная сосредоточенность, неумение
контролировать решение той или иной задачи. Поэтому на протяжении всего занятия
поддерживался интерес детей к занятиям.
Важным, в работе с детьми, являлось включение речевого развития в
различные виды деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной и др.),
т.е. х опосредование с помощью речи на основе грамматического структурирования,
выбора слов, выбора звуков, которые комбинируются по свойственным этому уровню
правилам.
Задания, предлагаемые дошкольникам в игровой форме, создавали
положительный эмоциональный фон деятельности и повышали эффективность
коррекционного воздействия. Вместе с тем, наряду с игровой деятельностью, в
структуру логопедических заданий включались фрагменты учебной деятельности, что
обеспечивало формирование предпосылок школьного обучения этих детей.
Так же в процессе работы, одновременно с формированием речевого
развития проводилось и развитие у детей, нарушенных высших психических функций,
развитие ручной моторики, оказывающей стимулирующее влияние на развитие речи.
Функционирование зон, обеспечивающих произвольные движения руки, вызывают
активизацию, созревание речевых зон. Развитие точной ручной моторики в
дошкольном возрасте обеспечивает и готовность руки ребенка к овладению письмом.
В планировании, предусматривалось проведение занятий по отдельным
тематическим циклам с учетом содержания соответствующих разделов программы
обучения и воспитания в детском саду.
Всю работу дети выполняли совместно с героями
из мультфильмов, где герои создавали ситуацию успеха
поддерживая детей репликами:
«Молодец!»,
«Умничка!», «Замечательно!», «У тебя все получается правильно!», «Повтори еще
раз» и т.д. Ребенок одновременно видел свое отражение и героя, который
сопровождал ребенка по зеркальному миру, давал задание и помогал их выполнить.
Ребенок видел себя, контролировал и наблюдал за собственной речью и речью
педагога, не отвлекаясь на дидактический материал. Все занятия сохранялись, и
использовались в дальнейшем, а встроенная видеокамера записывала занятие,
которое
отправлялось
родителям, чтобы они знали над чем и как надо поработать с ребенком дома для
закрепления пройденного материала.
Особенности логопедической работы на основе использования ArtikMe
Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в
воспитательно – образовательный процесс в ДОУ – это одна из новых и актуальных
проблем в педагогике.
В условиях современного развития общества и производства невозможно
представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем
материальные и трудовые. Современное информационное пространство требует
владения компьютером, умения работать на нем уже в дошкольном детстве, т.к.
существующие образовательные программы дают огромные возможности для развития
детей.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не
только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных
организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности,
и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать
новые знания.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников ИКТ обладают
рядом преимуществ:
—
предъявление информации на зеркальном экране – дает образный тип информации более понятный
дошкольникам;
— движение, звук, мультипликация привлекает внимание ребенка;
—
поощрение ребенка
при правильном решении
проблемных задач самим компьютером, является стимулом для
познавательной активности детей;
— индивидуализация обучения;
—
приобретение уверенности в
себе, которое ребенок приобретает в процессе своей деятельности за компьютером.
Использование Умного зеркала ArtikMe позволило перейти от
объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок стал более активным, а
не пассивным. Это способствовало осознанному усвоению знаний дошкольниками, их
умственному и речевому развитию. Современные дети отлично адаптируются в цифровом мире.
Новые информационные технологии позволили построить познавательный
процесс более высокого уровня на основе восприятия зрительного (графика,
анимация, текст), слухового (звук, видео), осязательного (клавиатура, мышь,
интерактивный экран).
Все занятия разработаны с целью коррекции и устранения дефектов речи,
развивают артикуляцию, произношение звуков, закрепляют навыки звукового
анализа, обогащают словарь по лексическим темам.
В Умном зеркале разработаны следующие блоки занятий:
1. Артикуляционная гимнастика. В зеркале появляется персонаж, который
показывает, как правильно делать упражнение на артикуляцию.
2.
Автоматизация звуков.
Упражнения на закрепление звуков.
3.
Дифференциация звуков.
Упражнения на различение звуков.
4. Дыхательная гимнастика. Отработка правильного
речевого дыхания у детей.
5.
Постановка звуков.
Упражнения на постановку изолированного звука. За время активного использования Умного зеркала FrtikMe,
накоплено достаточно практического материала, который используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в диагностике детей и в самостоятельной деятельности для закрепления пройденного материала в игре.
В своей работе, мы в первую очередь исходили из перспективного плана,
темы и целей занятий. Далее рассмотрели возможность максимального использования данных Умного зеркала.
Продумали предварительную работу:
— составили дидактические задачи,
— подобрали иллюстрации в электронном виде,
—
изготовили дидактические игры.
Для оптимального использования Умного зеркала в работе с детьми,
потребовалось соблюдение методических рекомендаций:
1. Зеркало должно использоваться в работе со
старшими дошкольниками при соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и
психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций;
2. Применяемые информационно-дидактические
пособия должны быть адекватными психическим и психофизическим возможностям
ребенка;
3. Организация и методика проведения занятия с
использованием Умного зеркала соответствует методике проведения традиционных
занятий. Занятие включает в себя несколько частей. И только одна часть
посвящена непосредственно работе с Умным зеркалом.
4. При составлении занятий, необходимо учитывать
имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения
основной образовательной программы.
5. Обязательно использовать на занятиях с Умным
зеркалом традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры,
демонстрационный материал и т.д.
Для решения поставленной задачи – по максимуму задействовали детей. Для
этого разработали следующие варианты организации детей в процессе НОД:
1.
2-3 ребенка находятся у зеркала и поочередно выполняют задания.
2. Дети, сидящие за столами, предлагают варианты
ответов ребенку, выполняющему задания у Умного зеркала.
3. Ребенок самостоятельно выполняет задание у
Умного зеркала, а дети, сидящие за столами,
проверяют и оценивают
правильность выполнения
задания и доказывают это.
4. Дети, сидящие за столами, дают задание
ребенку, работающему у Умного зеркала.
5. Один ребенок работает у Умного зеркала,
остальные дети за столами выполняют то же задание на распечатанных листах.
Используя такие
варианты работы с детьми, логопед находится в постоянном взаимодействии с
детьми, развивает мотивацию и делает занятие более интересным для детей.
Заключение
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи
и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути
решения данной проблемы. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных
методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает познавательную
активность, повышает качество логопедической работы в целом. В настоящее время
внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном
процессе. Среди современных технических новинок особое место занимает не только
интерактивная доска, но и использование профессионального логопедического
инструмента, Умного зеркала ArtikMe, которое обладает большими потенциальными
возможностями в развитии дошкольников и несет мощный ресурс для
коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми, имеющими речевые
нарушения.
Процесс обучения детей с речевой патологией требует длительного времени
и отнимает много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с
логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи — трудоемкий
процесс. Использование умного зеркала ArtikMe, позволило сделать логопедические
занятия увлекательными, динамичными, красочными
и значительно повысить мотивационную готовность детей к предлагаемой
деятельности путем моделирования коррекционно- развивающей компьютерной среды.
Наблюдения показали, что использование на занятиях умного зеркала стало
неотъемлемой частью коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими
речевые нарушения.
Используемая литература
1. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая
группа детского сада):
Учеб. пособие для логопедов и воспитателей детских
садов с нарушениями речи
[Текст]/Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; Под. ред. Т.Б. Филичевой. – М.:МГОПИ,
1993.-72 с.
2. Компьютерные
средства обучения: проблемы
разработки и внедрения/Репина
З.А., Лизунова Л.Р.// Вопросы гуманитарных наук. -2004, № 5
3. Гомзяк О.С. Говорим
правильно в 5-6 лет. Конспекты
фронтальных занятий I, II,
III периода обучения в старшей группе /О.С. Гомзяк. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ,
2018. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к
преодолению ОНР у дошкольников»).
4. Гомзяк О.С. Говорим
правильно в 6-7 лет. Конспекты
фронтальных занятий I, II,
III периода обучения в старшей группе /О.С. Гомзяк. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ,
2018. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к
преодолению ОНР у дошкольников»).
5. Беляева Т.И. Шпаргалка
для поступления в школу. Чтение
/Т.И. Беляева. – М.:
ИЗДАТЕЛЬСТВО РОСМЭН, 2016. – (Издание
для развивающего обучения
для дошкольного возраста).
6. Беляева Т.И. Шпаргалка для поступления в школу. Окружающий
мир /Т.И. Беляева. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО РОСМЭН,
2016. – (Издание для развивающего обучения для дошкольного
возраста).
7. Беляева Т.И. Шпаргалка для поступления в школу. Развитие
речи /Т.И. Беляева.
– М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО РОСМЭН, 2016. – (Издание
для развивающего обучения для
дошкольного возраста)
8. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал для проведения обследования в
старшей группе ДОУ
/Е.В. Мазанова. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 64 с.: ил.
9. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 6-7 лет
с ОНР. Методические указания и картинный материал
для проведения обследования в подготовительной группе ДОУ /Е.В. Мазанова. – М.:
ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 64 с.: ил.
10. Бардышева Т.Ю., Моносова
Е.Н. Логопедические задания
для детей 5-6 лет. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2015.
– 114 с.
11. Бардышева Т.Ю., Моносова
Е.Н. Логопедические задания
для детей 6-7 лет. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2015.
– 114 с.
12. Руднева И.И., Токшина
Ж.А. ArtikMe: методическое пособие /Руднева И.И., Токшина Ж.А. – Челябинск: ИП
Мякотин И.В., 2020. – 48 с.
13. Интернет ресурс. Инновации
детям. ООО «СтендАп
Инновации» www/playstand/ru
Приложение
1
Тема занятия: Дифференциация звуков Р-Л
Цель: Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах,
предложениях.
Активизация и обобщение словарного состава.
Задачи:
Усвоение глагола «Ехать» с разными приставками.
Активизация и обобщение словарного состава по теме
«Животные». Выявить умение: определять виды животных, различать диких и
домашних животных; согласовывать числительные с существительными.
Выявить умение подбирать звуковые схемы к словам;
составлять предложения из слов; выкладывать схемы предложений.
Закрепить умение понимать смысл прочитанного, отвечать
на вопросы по прочитанному тексту.
Оборудование: Умное зеркало
ArtikMe.
Ход занятия:
Сегодня мы продолжим
работу над дифференциацией звуков Р-Л в игре. Но сначала, надо выполнить
артикуляционную гимнастику.
—
«Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».
—
Изолированное произношение звука [Р] – «Заведи мотор».
—
Изолированное произношение звука [Л] – «Самолет летит». Скажи, чем похожи эти звуки и чем
отличаются?
Упражнение «Запомни и
повтори»
ра-ла-ра, ро-ло-ро, ру-лу-ру,
ры-лы-ры.
Ра-ра-ла, ло-ло-ро,
лу-ру-ру, ры-лы-лы.
Лак-Рак, укол-укор, лов-ров,
юла-юра, Лука-рука.
Рад-лад, ром, лом, раз-лаз, бурка-булка, рожки-ложки.
Теперь можно поиграть. Садись в автомобиль, и поехали. Проговаривание «Шутки». Ехали мы, ехали, до дома доехали,
Дом объехали и дальше поехали. Ехали
мы, ехали, до горы доехали
Въехали, съехали и дальше поехали. Ехали мы, ехали, до реки
доехали, Мост переехали, дальше поехали.
Ехали мы, ехали, вот и
приехали.
Игра «Кто, где живет?».
—
Кого ты видишь на экране? (Диких
и домашних животных).
Раздели
животных на диких
и домашних (либо к домику, либо в лес).
Физминутка.
Игра «Сосчитай и назови их количество».
Рассели животных по домикам:
—
белок – на ѐлки;
—
баранов – в дома;
Ответь: сколько белок живет на 1, 3, 5 елке?
сколько баранов живет
в 1, 3, 5 доме?
Игра «Предложение рассыпалось»
Ой, беда, предложение рассыпалось на слова. Прочитай слова и составь
предложение из этих слов, а затем
выложи схему этого предложения.
Игра «Подбери картинку к
схеме».
Теперь
надо помочь животным
найти нужную схему. Молодец!
У тебя осталось последнее задание.
Ты должна прочитать
текст, понять смысл прочитанного и ответить на вопросы по прочитанному тексту.
Ни-на, Си-ма и Ми-ла.
Ни-на сто-ит. Си-ма стро-ит. Ми-ла смот-рит. Они ма-лы-ши.
Вопросы:
Как зовут девочек? Что делает Нина? Что делает
Сима? Что делает Мила?
Отлично! Похлопай себе! Ты все сделала правильно
и можешь высказать
свои впечатления от занятия своим товарищам! До, встречи!
Приложение 2
Вопросы для примерной беседы с детьми
при проведении выпускной
диагностики
1. Как тебя
зовут?
2. Сколько тебе лет? Сколько будет через Год?
3. Как зовут твоих родителей? Кем они
работают?
4.
Есть ли у тебя брат или сестра? Они старше
или младше тебя?
5.
Ты живешь в городе,
селе или деревне?
Какое у него
название?
6. Сейчас утро, день или вечер? Почему ты так решил?
7. А какое время года? Почему
ты так решил? Какие еще времена года ты знаешь?
8. Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?
9.
Кем ты хочешь стать?
Что ты будешь делать когда
закончишь школу? Задания
на внимание:
1.
Рассмотри картинки. Расскажи, чем они отличаются?
2. Игра «Да и нет». Слова «да» и «нет» при ответе
на вопросы говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы. Примерные
вопросы:
Ты девочка или мальчик? В школу ходишь? Соль сладкая?
Птицы летают? Тебе 7 лет? Снег белый? Гуси мяукают? Сейчас зима? Мячик
квадратный? Кошка – это птица? И т.д.
Память:
1.
Рассмотри картинки.
Запомни пары предметов. Постарайся вспомнить, что было в пустых клетках.
2.
Рассмотри картинки. Запомни, какие предметы нарисованы. Постарайтесь вспомнить, чего не стало, что
появилось новое?
Мышление:
1.
Рассмотри картинку. Что перепутал
художник? Расскажи.
2.
Рассмотри картинки.
Как ты думаешь, что было сначала, что потом? Разложи
картинки по порядку и составь рассказ.
Задания на развитие
математических способностей:
1. Вставь пропущенные цифры
2. Впиши нужные цифры в пустые
прямоугольники.
3. Послушай задачу и реши ее.
4. Посчитай с 3 до 5, с 2
до 6, с 8 до 4 и т.д.
5. Назови геометрические фигуры,
изображенные на картинке.
6. Что находится справа от тебя /слева, вверху,
внизу/
7. Сколько всего дней недели? Какой день недели
после среды? Перед
пятницей?
8. Что больше неделя или 7 дней? Год или 12 месяцев?
9. Что бывает раньше
вечер и утро? День или ночь?
Развитие речи
1. Игра «Наоборот» 2. Игра «Назови ласково» 3. Игра «1,2,5». Сосчитай
предметы и назови
их количество
Игра
«Куда спрятался котенок?»
Ознакомление с окружающим
1. Как называется планета,
на которой мы живем?
2. Чем отличается город
от деревни?
3.
Чем отличаются дикие животные
от домашних?
4. Чем отличаются зимующие
птицы от перелетных птиц?
5. Какая профессия тебе больше нравится? Почему?
Обучение грамоте
1. Найди место звука
в слове.
2. Выполни звуковой анализ
слова МИШКА /МЕДВЕДЬ
3. Прочитай предложение и выложи схему этого предложения.
Приложение 3
Требования к
организации образовательного процесса, установленные Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. N 2
1-я младшая 2-3 |
2-я младшаягруппа |
Средняя группа4-5 |
Старшая группа5-6 |
Подготовительнаягруппа 6-7 |
|
Продолжительность занятий для детей |
|||||
10 минут |
15 минут |
20 минут |
25 минут |
30 минут |
|
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей |
|||||
20 минут |
30 минут |
40 минут |
50 минут или 75 при организации 1занятия после дневного |
90 мин |
|
Продолжительность перерывов между занятиям, не менее 10 минут Перерыв во время занятий |
|||||
Показатели |
|||||
3 часа |
2,5 часа |
2,5 часа |
2,5 часа |
2,5 часа |
|
Продолжительность прогулок, не менее Суммарный объем двигательной активности, не менее |
|||||
Продолжительность использования ЭСО |
|||||
— |
— |
— |
Интерактивная доска С 5 лет |
||
На уроке не более,7 мин |
Суммарно в день, |
||||
Интерактивная панель С 5 лет |
|||||
5 мин |
10 мин |
||||
Персональный компьютер С 6 лет |
|||||
15 мин |
20 мин |
||||
Ноутбук С 6 лет |
|||||
15 мин |
20 мин |
||||
Планшет С 6 лет |
|||||
10 мин |
10 мин |
||||
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.1.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28
«Санитарные правила СП 2.4. 3648-20
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха т оздоровления детей молодежи»
Аннотация: В данной статье рассматривается новый инструмент в логопедии, педагогике и психологии от компании «Инновации детям» «Умное зеркало» Artik Me. Для организации индивидуальной логопедической работы, направленной на коррекцию звукопроизношения, автоматизацию и дифференциацию нарушенных звуков речи, а также развития фонематических процессов и речевого дыхания.
«Умное зеркало» — новый инструмент в работе учителя-логопеда
В настоящее время основными задачами логопеда является не только коррекция и профилактика разных видов нарушений речи, но и создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирование личности, обладающей прочными базовыми знаниями и готовые адаптироваться к условиям современной жизни.
Для реализации такого комплекса задач важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с увлечением и энтузиазмом занимался и посещал коррекционно-развивающие занятия.
Не секрет, что коррекционная работа зачастую представляет собой однообразные, монотонные, долгие тренировки. Такая активность требует напряженного внимания и значительных усилий. В процессе таких сложных занятий ребенок может быть пассивен как на этапе познания, так и на этапе закрепления и введения новых навыков в жизнь. позитивно изменить атмосферу на занятии, а также увеличить интерес детей в процессе коррекционной работы возможно при сочетании традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных.
Сегодня информатизация рассматривается как один из основных путей модернизации системы обучения, которая существенно расширяет потенциал специалистов. На сегодняшний день можно перечислить большое количество инновационных технологий, используемых логопедом. Остановимся на рассмотрении одного из них.
Для организации индивидуальной логопедической работы, направленной на коррекцию звукопроизношения, автоматизацию и дифференциацию нарушенных звуков речи, а также развития фонематических процессов и речевого дыхания используется оборудование «Умное зеркало» Artik Me. — это новый инструмент в логопедии, педагогике и психологии от компании «Инновации детям».
Оборудование предназначено для детей от 4 до 10 лет, представляет собой монитор с видеокамерой, колонками, микрофоном. «Умное зеркало» совмещает в себе роль обычного и интерактивного зеркала.
«Умное зеркало» включает в себя несколько блоков:
- Артикуляционная гимнастика
27 упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), В зеркале появляется сказочный персонаж, который показывает, как правильно делать упражнения на артикуляцию.
- Дыхательная гимнастика
14 упражнений для развития дыхательной мускулатуры и речевого аппарата. Анимационные инструкции со звуковым сопровождением и работой с микрофоном сделают процесс проведения дыхательных упражнений увлекательным и эффективным.
- Постановка звуков
Занятия, созданные с помощью конструктора.
- Автоматизация звуков
Занятия, созданные с помощью конструктора.
- Дифференциация звуков
Занятия, созданные с помощью конструктора.
Умное зеркало дает возможность педагогу создавать индивидуальный маршрут ребёнка. Для этого у зеркала есть конструктор, который позволяет проводить коррекционные занятия, наполняя его в соответствии с задачами, а шаблоны игр предоставляются в помощь. Собирать свои занятия можно в конструкторе игр, используя множество иллюстраций и форматов.
Такие привычные задания как сортировка, классификация, четвёртый лишний и другие вы самостоятельно наполняете содержанием, важным для занятий с определенным ребёнком. Так обеспечивается простое и гармоничное встраивание опыта педагога в индивидуальную программу занятий с умным зеркалом, когда мы стремимся работать в зоне ближайшего развития конкретного ребёнка, включая новые подходящие упражнения в программу занятий.
Самые проблемные и скучные этапы работы с логопедом преобразуются в интересную игру – ребёнок видит себя, свои действия, контролирует их через обратную связь от персонажей, осваивая начальные формы личностной рефлексии. Умное зеркало, путём определения качества выполнения упражнения, даёт обратную связь в полуавтоматическом режиме – логопед сам определяет качество выполнения упражнения и нажатием на клавишу определяет обратную связь от игрового персонажа в Умном зеркале. Это мотивирует ребёнка на дальнейшее всё более качественное выполнение заданий – в помощь яркие анимации и добрые весёлые персонажи.
В процессе занятий ребёнок видит себя и процесс выполнения задания, на этом же пространстве видит слово, его написание, подсказки для произношения звуков, а также нужный иллюстративный и другой дидактический материал. Ребёнок сам выбирает вид деятельности прямо на занятии. Например, к любой теме ребёнок может выбрать игры: «четвёртый лишний», «обобщение» или «запомни», где каждая из выбранных игр будет способствовать педагогической цели и задачам на сегодняшнее занятие. Так ребёнок принимает и сохраняет цели и задачи деятельности, производит поиск средств их осуществления.
Весь дидактический материал размещен непосредственно в поле зрения ребёнка. Получается, что ребёнок видит слово, картинку, педагога и себя в едином пространстве. Благодаря умному зеркалу нет необходимости переводить внимание на стол. Так дети активно применяют средства современных информационных и коммуникационных технологий – при этом мы формируем грамотного пользователя цифровых технологий и снижаем риск опасностей в сети.
Для оптимального использования «Умного зеркала ArtikMe» в работе с детьми, требуется соблюдение методических рекомендаций:
- Зеркало должно использоваться в работе со старшими дошкольниками при соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций;
- Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть соответственными психическим и психофизическим возможностям ребенка.
- Организация и способ проведения занятия с применением «Умного зеркала ArtikMe» соответствует технологии проведения традиционных занятий. Занятие содержит в себе несколько частей. И только одна часть посвящена непосредственно работе с Умным зеркалом.
При составлении занятий, необходимо учитывать имеющиеся знания, приобретенные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.
Обязательно использовать на занятиях с Умным зеркалом традиционную предметно-развивающую среду: игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.
Применение «Умного зеркала» ArtikMe позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способу обучения к деятельностному, при котором ребенок становится более активным, а не пассивным. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию. Новые информационные технологии позволяют построить познавательный процесс более высокого уровня на основе восприятия зрительного (графика, анимация, текст), слухового (звук, видео), осязательного (клавиатура, мышь).
Подводя итог, можно отметить, что в наши дни коррекционно-образовательный процесс уже не представляется без ИКТ. Современные дети показывают огромный интерес к данным технологиям и возможность взаимодействия с ними на коррекционных занятиях, служит дополнительным стимулом для выполнения установленных педагогом задач. Компьютерные технологии создают высокую мотивацию детей, поддерживают их восприятие занятий. Интерес к коррекционной работе при этом удерживается существенно дольше. Современные дети прекрасно адаптируются в цифровом мире.
Автор материала:
Дичковская Ирина Владимировна
Loading …
Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в ДУО — это одна из новых и актуальных проблем в педагогике. В условиях современного развития общества и производства невозможно представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером, умения работать на нем уже в дошкольном детстве, т.к. существующие образовательные программы дают огромные возможности для развития детей.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают рядом преимуществ:
- предъявление информации на зеркальном экране — дает образный тип информации более понятный дошкольникам;
- движение, звук, мультипликация привлекает внимание ребенка;
- поощрение ребенка при правильном решении проблемных задач самим компьютером, является стимулом для познавательной активности детей;
- индивидуализация обучения;
- приобретение уверенности в себе, которое ребенок приобретает в процессе своей деятельности за компьютером.
Умное зеркало ArtikMe совмещает в себе компьютер с выходом в Интернет и программным обеспечением, конструктор и хранилище для занятий и домашнего задания, видеокамеру для фиксации занятий, журнал для отслеживания динамики ребёнка, органайзер рабочего пространства логопеда.
Использование Умного зеркала ArtikMe позволило перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок стал более активным, а не пассивным. Это способствовало осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию. Современные дети отлично адаптируются в цифровом мире. Новые информационные технологии позволили построить познавательный процесс более высокого уровня на основе восприятия зрительного (графика, анимация, текст), слухового (звук, видео), осязательного (клавиатура, мышь, интерактивный экран).
Презентация
Принцип работы «Умного зеркала ArtikMe»
Обучающийся видит одновременно своё отражение и волшебный мир, в котором живут сказочные персонажи. Они сопровождают их по зеркальному миру, дают задания и помогают их выполнить, развивают артикуляцию, дыхание, произношение звуков, закрепляют навыки звукового анализа, обогащают лексические темы.
«Умное зеркало ArtikMe» оказывает помощь в распознавании и проявлении эмоций, т.е. даёт возможность соотнести свои эмоции с их выражением, что особенно важно для детей с расстройствами аутистического спектра.
«Умное зеркало ArtikMe»совмещает в себе следующие блоки занятий:
- Артикуляционная гимнастика. 27 упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. В зеркале появляется сказочный персонаж, который показывает, как правильно делать упражнения на артикуляцию.
- Дыхательная гимнастика. 14 упражнений для развития дыхательной мускулатуры и речевого аппарата. Анимационные инструкции со звуковым сопровождением и работой с микрофоном сделают процесс проведения дыхательных упражнений увлекательным и эффективным.
- Постановка звуков. Более 5 занятий, созданных с помощью конструктора
- Автоматизация звуков. Более 20 занятий, созданных с помощью конструктора
- Дифференциация звуков. Более 5 занятий, созданных с помощью конструктора.
- Конструктор занятий. Педагог может самостоятельно создавать интерактивные занятия на любые лексические темы и автоматизацию любого звука. В конструктор, возможно добавить любой фон и загрузить картинки из существующей базы их имеется более 4000 изображений в библиотеке, множество игровых механик и анимаций. А так же можно загружать свои изображение, записывать аудио и видео инструкцию, интерактивные презентации и их использовать в дальнейшем на занятиях.
Для оптимального использования «Умного зеркала ArtikMe» в работе с детьми, требуется соблюдение методических рекомендаций:
- Зеркало должно использоваться в работе со старшими дошкольниками при соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций;
- Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизическим возможностям ребенка;
- Организация и методика проведения занятия с использованием «Умного зеркала ArtikMe» соответствует методике проведения традиционных занятий. Занятие включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящена непосредственно работе с Умным зеркалом.
- При составлении занятий, необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.
- Обязательно использовать на занятиях с Умным зеркалом традиционную предметно-развивающую среду — игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.
Заключение
Таким образом, «Умное зеркало ArtikMe» обладает большими потенциальными возможностями в развитии дошкольников и несет мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Процесс обучения детей с речевой патологией требует длительного времени. Со временем у ребёнка утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи — трудоемкий процесс. Использование умного зеркала ArtikMe, позволило сделать логопедические занятия увлекательными, динамичными, красочными и значительно повысить мотивационную готовность детей к предлагаемой деятельности путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.
Наблюдения показали, что использование на занятиях умного зеркала стало неотъемлемой частью коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения.
Спасибо за внимание!!!