Устройство зарядно-выпрямительное бытовое УЗ-П-12-6,3-УХЛ 3.1 «Бархат» (в дальнейшем именуемое устройство) предназначено для заряда автомобильных стартерных аккумуляторных батарей с номинальным напряжением 12 В и номинальной ёмкостью от 40 до 60 Ач.
Устройство предназначено для работы от однофазной сети переменного тока с номинальным напряжением 220 В, частотой 50 Гц.
Устройство обеспечивает плавное ручное регулирование тока заряда, контроль включения и величины тока заряда, имеет электронные защиты от короткого замыкания выхода и от неправильного подключения к полюсам аккумуляторной батареи.
Проверить работоспособность устройства можно с помощью автомобильной лампы накаливания мощностью 10—45 Вт, предварительно ознакомившись с настоящим руководством. При повороте регулятора «ТОК ЗАРЯДА» из левого положения в правое, яркость свечения лампы, подключенной к выходным зажимам устройства, должна плавно увеличиваться. Показания индикатора тока заряда в режиме проверки зависят от мощности используемой лампы накаливания.
Технические данные:
- Диапазон регулировки тока заряда при номинальном напряжении сети, А — 0,5—6,3;
- Номинальное напряжение сети, В — 220;
- Мощность, потребляемая от сети, Вт — 140;
- Коэффициент полезного действия, % — 56;
- Испытательное напряжение изоляции, В — 3750.
Рабочие условия эксплуатации:
- температура окружающей среды от 263 до 315°К (от минус 10 до плюс 40°C);
- относительная влажность воздуха до 98% при температуре воздуха 25°C.
К плюсам прибора можно отнести:
- компактность;
- хорошее качество изготовления;
- полностью заряжает исправный аккумулятор любого возраста.
К недостаткам прибора можно отнести:
- применение газоразрядного индикатора зарядного тока:
- светящийся столбик его дрожит;
- погрешность измерения составляет около 10%;
- на него подается высокое напряжение, поэтому прибор боится сырости;
- стеклянная трубка индикатора при неаккуратном обращении может разбиться.
Устройство изделия
1. Устройство зарядно-выпрямительное бытовое УЗ-П-12-6,3-УХЛ 3.1 «Бархат» (рис. 2.116) выполнено в металлическом корпусе из легких сплавов, состоящем из литого основания, литой лицевой панели и штампованного кожуха. Корпус устройства окрашен автомобильными эмалями.
Рис. 2.116. Внешний вид устройства зарядно-выпрямительного «Бархат»: 1 — индикатор подключения к сети и тока заряда; 2 — откидная ручка для установки устройства в рабочее положение и переноса; 3 — ручка регулятора «ТОК ЗАРЯДА»; 4 — соединительные провода и сетевой шнур.
На лицевую панель устройства вынесены ручка регулятора «ТОК ЗАРЯДА» и индикатор тока.
Со стороны задней стенки устройство имеет отсек для укладки соединительных проводов и сетевого шнура. Перед укладкой в отсек соединительные провода необходимо плотно скрутить вокруг ладони и аккуратно уложить в укладочный отсек, не задевая держатель предохранителя. Аналогично уложить сетевой шнур.
Основание корпуса устройства и кожух имеют перфорацию для обеспечения нормального теплового режима элементов схемы при длительной работе.
Требования по технике безопасности и пожарной безопасности
Соблюдайте порядок подключения и отключения устройства согласно инструкции.
Перед включением устройства в сеть, убедитесь в исправности сетевого шнура.
Внимание! При работе устройства запрещается закрывать вентиляционные отверстия кожуха и располагать устройство вблизи нагревательных приборов.
Помните! Устройство должно эксплуатироваться только при положении откидной ручки, показанном на рис. 2.116.
Замену сетевого предохранителя производите только при отключенном от розетки сетевом шнуре. Держатель сетевого предохранителя находится на боковой стенке укладочного отсека.
Для замены предохранителя нажать на колпачок держателя предохранителя до упора, повернуть против часовой стрелки на 45° и извлечь колпачок Установку предохранителя осуществлять в обратном порядке.
При ремонте устройства необходимо учитывать, что на печатной плате имеется постоянное напряжение до 200 В в цепях индикатора тока заряда и 220 В на сетевом входе.
Не оставляйте включенное устройство без присмотра, т.к. возможно выкипание электролита и выход из строя заряжаемой аккумуляторной батареи.
Работа схемы
Принципиальная схема прибора представлена на рис. 2.119.
Основой устройства является управляемый выпрямитель на тиристорах V6, V7, вход которого подключен к вторичной обмотке развязывающего сетевого трансформатора Т1, а выход — к зажимам «+» и «—» для подключения аккумуляторной батареи. Управляющие электроды тиристоров подключены через развязывающие диоды V4, V5 к выходу релаксационного генератора на однопереходном транзисторе VT2. Регулирование тока заряда осуществляется за счёт изменения угла отпирания тиристоров при изменении сопротивления переменного резистора R7 «ТОК ЗАРЯДА».
Диоды V2, V3 синхронизируют работу релаксационного генератора с сетью.
Электронная защита устройства от подключения к аккумуляторной батарее в неправильной полярности выполнена на транзисторном ключе V10, который в случае неправильного подключения запирается током, протекающим по резистору R4, и отключает питание релаксационного генератора. Тиристоры V6, V7 остаются закрытыми независимо от положения ручки регулятора «ТОК ЗАРЯДА», что предотвращает выход из строя аккумуляторной батареи.
Электронная защита устройства от перегрузки по току выполнена на тиристоре V14 и транзисторе VT15. Порог срабатывания защиты регулируют резистором R15, подключенным к датчику тока — резисторам R19, R20, которые включены в цепь тока заряда. Если ток превышает установленное значение, отпираются транзистор VI5 и тиристор VI4, который шунтирует конденсатор С2 и срывает колебания релаксационного генератора, что приводит к запиранию тиристоров V6, V7. Для возврата устройства в рабочий режим после устранения причины срабатывания защиты, необходимо повернуть влево до щелчка ручку регулятора «ТОК ЗАРЯДА». При этом размыкаются контакты выключателя, совмещенного с резистором R7, и транзистор V12 шунтирует тиристор защиты V14, запирая его. При повороте ручки регулятора «ТОК ЗАРЯДА» вправо восстанавливается рабочий режим устройства.
Индикация включения устройства в сеть и величины тока заряда осуществляется линейным газоразрядным индикатором V24, расположенным вдоль лицевой панели. Индикатор питается от дополнительного выпрямителя на диоде V1, подключенного к обмотке (выводы 6, 7) трансформатора Т1. Управление индикатором осуществляет электронная схема на транзисторах V18, V19, V21, V23, V25, V26, обеспечивающая свечение индикатора по всей длине, свечение начального участка «СЕТЬ» индикатора при отсутствии тока заряда и пропорциональное увеличение длины светящегося столбика индикатора при увеличении тока заряда.
Калибровка индикатора производится регулировкой резистора R17.
Изготовитель оставляет за собой право производить несущественные изменения в устройстве, повышающее качество и надежность, без отражения в руководстве по эксплуатации.
Подготовка к работе
Для приведения устройства в рабочее состояние необходимо:
- извлечь соединительные провода и сетевой шнур из укладочного отсека и расправить их.
Внимание! Провода и шнур вынимать из отсека поочередно, не задевая держатель предохранителя.
- установить устройство на ручку-подставку (см. рис. 2.116);
- установить ручку регулятора «ТОК ЗАРЯДА» в крайнее левое положение;
- включить устройство в сеть и прогреть его в течение нескольких минут — индикатор тока заряда должен засветиться полностью на всю длину, после чего можно приступить к зарядке аккумулятора.
После пребывания устройства в зимних условиях его можно включить в сеть не раньше, чем через 3 часа пребывания при температуре эксплуатации.
Порядок работы
При работе с устройством необходимо пользоваться инструкцией по эксплуатации заряжаемой аккумуляторной батареи.
Для проведения заряда необходимо:
- подключить, соблюдая полярность, выходные зажимы устройства к аккумуляторной батарее;
- повернуть ручку регулятор «ТОК ЗАРЯДА» вправо до щелчка, при этом будет светится только сектор «СЕТЬ» индикатора;
- дальнейшим поворотом регулятора «ТОК ЗАРЯДА» вправо установить рекомендуемое для заряжаемой батареи значение тока, контролируя его по индикатору.
По окончании заряда необходимо:
- установить ручку регулятора «ТОК ЗАРЯДА» в крайнее левое положение;
- отключить устройство от сети;
- отключить зажимы устройства от аккумуляторной батареи и тщательно протереть их чистой ветошью для предотвращения коррозии;
- свернуть без перекручивания соединительные провода и сетевой шнур, и уложить их в укладочный отсек.
Внимание! Отсутствие тока заряда по индикатору устройства при повороте ручки регулятора «ТОК ЗАРЯДА» из левого положения в правое (светится только сектор «СЕТЬ») служит признаком одной из следующих неисправностей:
- неправильно подключены зажимы к аккумуляторной батарее (переполюсовка);
- обрыв в цепи (плохой контакт с клеммой аккумуляторной батареи);
- короткое замыкание выхода устройства.
Необходимо установить ручку регулятора «ТОК ЗАРЯДА» в крайнее левое положение до щелчка и проверить надежность и правильность подключения зажимов устройства к клеммам аккумуляторной батареи. После устранения неисправности поворотом регулятора «ТОК ЗАРЯДА» вправо установить необходимый ток заряда.
Примечание.
- Осциллограммы сняты с помощью осциллографа типа С1-92.
- Осциллограммы и постоянные напряжения сняты относительно точки «7» при токе нагрузке 6 А.
- Неуказанные предельные отклонения параметров±20%.
Рис. 2.117. Осциллограммы и постоянные напряжения контрольных точек
Рис. 2.118. Расположение выводов индикатора
Рис. 2.119. Принципиальная схема устройства зарядно-выпрямительного «Бархат» (нумерация деталей выполнена согласно маркировке на заводской плате и схеме)
Рис. 2.120. Монтажная плата устройства зарядно-выпрямительного «Бархат»
Рис. 2.121. Монтажная плата устройства зарядно-выпрямительного «Бархат»
Табл. 2.16. Перечень элементов к принципиальной схеме прибора «Бархат»
Позиционное обозначение | Наименование элемента и тип | Кол-во | Примечания |
Резисторы | |||
R1, R2 | МЛТ-0,25-51 Ом | 2 | |
R3, RI8, R23 | МЛТ-0,25 — 22 Ом | 3 | |
R4, R9, R10, R14 | МЛТ-0,25 — 1,0 кОм | 4 | |
R5, R11, R16, R21 | МЛТ-0,25 — 10 кОм | 4 | |
R6, R12, R13, R24 | МЛТ-0,25 — 4,7 кОм | 4 | |
R7 | П3-4гМ — 47 кОм | 1 | |
R8 | МЛТ-0,25 — 22 кОм | 1 | |
R15 | СП4-1В- 100 (150) Ом | 1 | |
R17 | СП4-1В-470 (680) Ом | 1 | |
R19, R20 | С5-16МВ-0,1 R±1% | 2 | |
R22 | МЛТ-0,25 — 2,2 кОм | 1 | |
R25 | МЛТ-1 — 2,2 кОм | 1 | |
R26 | МЛТ-0,25 — 470 Ом | 1 | |
R27 | МЛТ-0,25 — 68 Ом | 1 | |
Конденсаторы | |||
C1 | К40У-9 — 0,022 мкФ±10% | 1 | |
C2 | К73-11 -0,15 мкФ±10% | 1 | |
C3 | К50-16 — 16В — 50 мкФ±20% | 1 | |
C4 | К73-11 -2,2 мкФ±10% | 1 | |
Диоды | |||
V1, VD2, VD3 | КД209А | 3 | |
V4, VD5, V8, V9, V13, V15, V23 | КД522Б | 7 | |
V6, V7 | КУ202Е | 2 | |
VD10 | КС156А | 1 | |
VD11 | КС119А | 1 | |
V14 | КУ101А(Е) | 1 | |
Индикатор | |||
V24 | ИН-9 | 2 | |
Транзисторы | |||
V10, V16, V21 | КТ361Е (КТ502Д) | 3 | |
V11 | КТ117Б | 1 | |
V12 | КТ315Е (В) | 1 | |
V18, V19, VT23 | КТ315Г (В) | 3 | |
V25, V26 | КТ940Б | 2 |
1. Устройство зарядно-выпрямительное бытовое УЗ-П-12-6,3-УХЛ 3.1 «Бархат» выполнено в металлическом корпусе из легких сплавов, состоящем из литого основания, литой лицевой панели и штампованного кожуха. Корпус устройства окрашен автомобильными эмалями.
На лицевую панель устройства вынесены ручка регулятора «ТОК ЗАРЯДА» и индикатор тока.
Со стороны задней стенки устройство имеет отсек для укладки соединительных проводов и сетевого шнура. Перед укладкой в отсек соединительные провода необходимо плотно скрутить вокруг ладони и аккуратно уложить в укладочный отсек, не задевая держатель предохранителя. Аналогично уложить сетевой шнур.
Основание корпуса устройства и кожух имеют перфорацию для обеспечения нормального теплового режима элементов схемы при длительной работе.
Внешний вид устройства зарядно-выпрямительного «Бархат» :
1 — индикатор подключения к сети и тока заряда; 2 — откидная ручка для установки устройства в рабочее положение и переноса; 3 — ручка регулятора «ТОК ЗАРЯДА»; 4 — соединительные провода и сетевой шнур.
Требования по технике безопасности и пожарной безопасности:
Соблюдайте порядок подключения и отключения устройства согласно инструкции.
Перед включением устройства в сеть, убедитесь в исправности сетевого шнура.
Внимание! При работе устройства запрещается закрывать вентиляционные отверстия кожуха и располагать устройство вблизи нагревательных Приборов.
Помните! Устройство должно эксплуатироваться только при положении откидной ручки, показанном на рис. 2.116.
Замену сетевого предохранителя производите только при отключенном от розетки сетевом шнуре. Держатель сетевого предохранителя находится на боковой стенке укладочного отсека.
Для замены предохранителя нажать на колпачок держателя предохранителя до упора, повернуть против часовой стрелки на 45 ° и извлечь колпачок. Установку предохранителя осуществлять в обратном порядке.
При ремонте устройства необходимо учитывать, что на печатной плате имеется постоянное напряжение до 200 В в цепях индикатора тока заряда и 220 В на сетевом входе.
Не оставляйте включенное устройство без присмотра, т. к. возможно выкипание электролита и выход из строя заряжаемой аккумуляторной батареи.
Принципиальная схема прибора представлена на рис. 2.
Основой устройства является управляемый выпрямитель на тиристорах V6, V7, вход которого подключен к вторичной обмотке развязывающего сетевого трансформатора Т1, а выход — к зажимам «+» и «—» для подключения аккумуляторной батарен. Управляющие электроды тиристоров подключены через развязывающие диоды V4, V5 к выходу релаксационного генератора на однопереходном транзисторе VT2. Регулирование тока заряда осуществляется за счёт изменения угла отпирания тиристоров при изменении сопротивления переменного резистора R7 «ТОК ЗАРЯДА».
Диоды V2, V3 синхронизируют работу релаксационного генератора с сетью.
Электронная защита устройства от подключения к аккумуляторной батарее в неправильной полярности выполнена на транзисторном ключе V10, который в случае неправильного подключения запирается током, протекающим по резистору R4, и отключает питание релаксационного генератора. Тиристоры V6, V7 остаются закрытыми независимо от положения ручки регулятора «ТОК ЗАРЯДА», что предотвращает выход из строя аккумуляторной батареи.
Электронная защита устройства от перегрузки по току выполнена на тиристоре V14 и транзисторе VT15. Порог срабатывания защиты регулируют резистором R15, подключенным к датчику тока — резисторам R19, R20, которые включены в цепь тока заряда. Если ток превышает установленное значение, отпираются транзистор VI 5 и тиристор VI 4, который шунтирует конденсатор С2 и срывает колебания релаксационного генератора, что приводит к запиранию тиристоров V6, V7. Для возврата устройства в рабочий режим после устранения причины срабатывания защиты, необходимо повернуть влево до щелчка ручку регулятора «ТОК ЗАРЯДА». При этом размыкаются контакты выключателя, совмещенного с резистором R7, и транзистор V12 шунтирует тиристор защиты VI 4, запирая его. При повороте ручки регулятора «ТОК ЗАРЯДА» вправо восстанавливается рабочий режим устройства.
Индикация включения устройства в сеть и величины тока заряда осуществляется линейным газоразрядным индикатором V24, расположенным вдоль лицевой панели. Индикатор питается от дополнительного выпрямителя на диоде V 1, подключенного к
обмотке (выводы 6, 7) трансформатора Т1. Управление индикатором осуществляет электронная схема на транзисторах V18, V19, V21, V23, V25, V26, обеспечивающая свечение индикатора по всей длине, свечение начального участка «СЕТЬ» индикатора при отсутствии тока заряда и пропорциональное увеличение длины светящегося столбика индикатора при увеличении тока заряда.
Калибровка индикатора производится регулировкой резистора R17.
Изготовитель оставляет за собой право производить несущественные изменения в устройстве, повышающее качество и надежность, без отражения в руководстве по эксплуатации.
Для приведения устройства в рабочее состояние необходимо:
— извлечь соединительные провода и сетевой шнур из укладочного отсека и расправить их.
Внимание! Провода и шнур вынимать из отсека поочередно, не задевая держатель предохранителя:
— установить устройство на ручку-подставку (см. рис. );
— установить ручку регулятора «ТОК ЗАРЯДА» в крайнее левое положение;
— включить устройство в сеть и прогреть его в течение нескольких минут — индикатор тока заряда должен засветиться полностью на всю длину, после чего можно приступить к зарядке аккумулятора.
После пребывания устройства в зимних условиях его можно включить в сеть не раньше, чем через 3 часа пребывания при температуре эксплуатации.
При работе с устройством необходимо пользоваться инструкцией по эксплуатации заряжаемой аккумуляторной батареи.
Для проведения заряда необходимо:
— подключить, соблюдая полярность, выходные зажимы устройства к аккумуляторной батарее;
— повернуть ручку регулятор «ТОК ЗАРЯДА» вправо до щелчка, при этом будет светится только сектор «СЕТЬ» индикатора;
— дальнейшим поворотом регулятора «ТОК ЗАРЯДА» вправо установить рекомендуемое для заряжаемой батареи значение тока, контролируя его по индикатору.
По окончании заряда необходимо:
— установить ручку регулятора «ТОК ЗАРЯДА» в крайнее левое положение;
— отключить устройство от сети;
— отключить зажимы устройства от аккумуляторной батареи и тщательно протереть их чистой ветошью для предотвращения коррозии;
— свернуть без перекручивания соединительные провода и сетевой шнур, и уложить их в укладочный отсек.
Внимание! Отсутствие тока заряда по индикатору устройства при повороте ручки регулятора «ТОК ЗАРЯДА» из левого положения в правое (светится только сектор «СЕТЬ») служит признаком одной из следующих неисправностей:
— неправильно подключены зажимы к аккумуляторной батарее (переполюсовка);
— обрыв в цепи (плохой контакт с клеммой аккумуляторной батареи);
— короткое замыкание выхода устройства.
Необходимо установить ручку регулятора «ТОК ЗАРЯДА» в крайнее левое положение до щелчка и проверить надежность и правильность подключения зажимов устройства к клеммам аккумуляторной батареи. После устранения неисправности поворотом регулятора «ТОК ЗАРЯДА» вправо установить необходимый ток заряда.
НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!
НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!
Жалобно хрюкнув в последний раз, стартер беспомощно защелкал. Аккумулятору пора на зарядку.
ЧУТЬ-ЧУТЬ НА ТЕМУ «БАТАРЕИ»
Казалось бы, генератор добросовестно выдает 14 вольт, батарея заряжается, а толку — чуть. Два-три вялых оборота двигателя, и знакомая дробь втягивающего реле. Почему? Напомним здесь о том, что многим, наверно, известно.
Батарея заряжается лишь до тех пор, пока напряжение на клеммах (то есть ее ЭДС) не сравняется с напряжением генератора. Если батарея новая и ее внутреннее сопротивление невелико, она будет заряжаться полностью — достаточно штатного автомобильного генератора. Такой способ зарядки при постоянном напряжении называют ускоренным. Но после нескольких лет эксплуатации или при длительном хранении в разряженном состоянии на пластинах появляются крупные нерастворимые кристаллы сульфата свинца. Они увеличивают внутреннее сопротивление батареи, не дают электролиту проникать в глубь слоя обмазки пластин. Теперь, чтобы преодолеть это сопротивление и максимально зарядить батарею, требуется большее напряжение, а регулятор напряжения держит свои 14 вольт, и она заряжается с каждым разом все меньше.
Процесс разрушения аккумулятора предотвратить, увы, нельзя, но существенно отодвинуть — в наших силах, достаточно время от времени его заряжать «нормальным» способом, когда ток постоянный. Конец заряда определяют по неизменяющейся плотности электролита. Для этого, как известно, и существуют специальные зарядные и пускозарядные устройства. В продаже их предостаточно, нужно лишь правильно выбрать подходящее для конкретных условий.
Чтобы определить, на что они способны, мы купили восемь самых распространенных и испытали их. Каждому устройству предстояло зарядить три батареи: новую, рабочую, после двухлетней эксплуатации, и едва живую, основательно засульфатированную за шесть лет работы. Чтобы соблюсти равенство условий, все подопытные батареи подвергли нескольким контрольно-тренировочным циклам.
Начнем с самых маленьких приборчиков. Тамбовские устройства ЗУ-75 и ЗУ-75М — одинаковые, по сути, конструкции с несущественными отличиями. Второй компактнее, сильнее греется и оснащен световым дискретным указателем ЭДС батареи. По нему можно определить, как глубоко она разряжена.
«Сонар» УЗ2.201 сконструирован иначе. Вместо относительно тяжелого трансформатора применен высокочастотный импульсный преобразователь. Устройство получилось легким, компактным, но, как и ЗУ-75М, в работе заметно греется. Собрано небрежно — детали смонтированы кое-как. Наш экземпляр пришлось пропаивать сразу после покупки — иначе функционировать он не хотел.
Автоматический режим работы трех наших устройств сводится к подтверждению закона Ома: ток, снимаемый со вторичной обмотки трансформатора и выпрямленный диодами, зависит от внутреннего сопротивления батареи. По мере того как она заряжается, внутреннее сопротивление растет. Ток заряда, естественно, уменьшается и при достижении 14,8 В зарядка прекращается. Ничего не поделаешь, U=IR!
Эти устройства могут подзарядить свежую батарею, но для «б/у» или засульфатированной слабоваты — мало напряжение.
«Бархат» — лучший, на наш взгляд, прибор среди своих одноклассников. Не боится переполюсовки клемм и короткого замыкания — срабатывает электронная защита. Зарядный ток можно регулировать. Недостаток — газоразрядный индикатор зарядного тока. Светящийся столбик его дрожит, и погрешность измерения составляет около 10%. Стеклянная трубка индикатора при неаккуратном обращении может разбиться. На нее подается высокое напряжение, поэтому прибор боится сырости.
Они, кроме зарядки батарей, призваны помочь пустить двигатель, обеспечивая стартер необходимым током. С первой задачей справились три устройства — «Саранск», УЗП-С-12 и «Дуга». Нужный ток зарядки (0,1 от номинальной емкости батареи) поддерживали вручную, переключателем, контролируя стрелочным амперметром. Четвертая — «Дубна-автомат» отработала хуже — на полную зарядку старой засульфатированной батареи у нее не хватило напряжения.
«Автоматический» режим тот же, что у других, — закон Ома! Между тем умельцы давно освоили настоящие автоматы, способные поддерживать заданный ток вплоть до полной зарядки очень старых батарей.
Отдельно отметим «Дугу». Прибор выдает до 30 вольт, им можно заряжать одновременно две батареи. Владельцам, к примеру, «бычков» это будет очень кстати. Кроме того, им можно «расшевелить» свежую, но основательно засульфатированную батарею, у которой кристаллы образовались только на поверхности пластин. Есть такой прием — на короткое время (0,5–1 мин) подать на клеммы батареи напряжение в несколько раз больше номинального. Для этого используют режим сварки. Осторожно, напряжение при этом способно достичь 120 вольт!
Зато таким способом можно «взломать» корку кристаллов, включая в работу более глубокие и свежие слои обмазки. Затем зарядить обычным способом. Правда, в дальнейшем эта батарея потребует неусыпного внимания.
А теперь испытаем устройства в режиме пуска двигателя при «севшем» аккумуляторе. Согласно инструкции, разряженную батарею заряжаем 15 минут и пускаем двигатель, помогая стартеру пускозарядным устройством. Не справилась с заданием опять-таки только «Дубна-автомат». Ее автоматический переход в пусковой режим происходит с большим запаздыванием — к этому моменту батарея успевала окончательно «сесть». Лучшим оказался «тяжеловес» «Дуга» — он способен крутить двигатель и вовсе без батареи.
Общие же выводы таковы: если автолюбитель использует гараж только для хранения машины, а батарею ставит на зарядку лишь на ночь — ему подойдет любое малогабаритное устройство. Умелец, наверное, выберет пускозарядный аппарат, но без автомата. К нему можно подключить, к примеру, переноску или компрессор. Большие устройства типа «Дуги» скорее всего подойдут более мастеровитым: помимо своих прямых обязанностей, они могут выполнять небольшие сварочные работы.
ЗУ-75М. Изготовитель — ОАО «Электроприбор», Тамбов. Цена — 340 рублей.
4; Компактное, легкое, стрелочный амперметр и световой дискретный указатель ЭДС батареи, два режима заряда — 4 и 6 А, встроенный тепловой предохранитель.
4- Жесткие одножильные провода силовой цепи — ломкие. Заметно греется. При способности выдать максимальный ток на очень разряженную новую батарею не может полностью зарядить аккумулятор после двух лет его эксплуатации.
«Сонар» УЗ2.201. Изготовитель — ТОО «Деметра», Санкт-Петербург. Цена — 380 руб.
4; Компактное, самое легкое (0,5 кг) устройство с дискретным световым амперметром.
4- Сильно греется, собран небрежно, предохранитель плавкий, максимальный ток на свежей разряженной батарее — 4,6 А, батарею старше двух лет полностью не заряжает.
Устройство зарядное ЗУ-75. Изготовитель — ОАО «Электроприбор». Цена — 410 руб.
4; Стрелочный амперметр, два режима заряда — 4 и 6 А, встроенный тепловой предохранитель, ручка для переноса.
4- Жесткие одножильные провода, не способен полностью зарядить аккумулятор старше двух лет.
Устройство зарядно-выпрямительное «Бархат». Изготовитель — «Калугаприбор». Цена — 600 руб.
4; Компактное. Металлический корпус, электронная защита от короткого замыкания и переполюсовки клемм, плавная регулировка зарядного тока, полностью заряжает исправный аккумулятор любого возраста, хорошее качество изготовления.
4- Газоразрядный индикатор ненадежен, велика погрешность измерения, боится сырости.
Основа зарядных устройств — трансформатор. В «Сонаре» вместо него — высокочастотный преобразователь.
Устройство зарядно-пусковое «Саранск». Цена — 1 200 руб.
4; Хорошие корпус, провода и зажимы-клещи, восемь режимов заряда, стрелочный амперметр, надежный, заряжает любой исправный аккумулятор, ток в режиме пуска — 125 А.
4- Плавкий предохранитель, нет защиты амперметра в режиме «пуск».
УЗП-С-12-6,3/100УЗХЛ. Изготовитель — Минский электротехнический завод им. В. И. Козлова. Цена — 1100 руб.
4; Восемь режимов заряда, стрелочный амперметр, хорошие провода и клещи, заряжает любой исправный аккумулятор, ток в режиме пуска — 120 А, автоматический предохранитель.
4- Для перехода в режим «пуск» необходимо переключать провода.
Устройство зарядно-пусковое «Дубна-автомат». Изготовитель — ЗАО «Тензор-Сервис», Дубна. Цена — 2100 руб.
4; Защита от переполюсовки и короткого замыкания, тепловая защита, автоматически переходит из режима «заряд» в режим «пуск».
4- Аккумуляторы старше двух лет заряжает не полностью, в режим «пуск» переходит с опозданием — греется.
Устройство зарядно-пусковое, сварочное «Дуга». Изготовитель — завод «Электроприбор», Москва. Цена — 3800 руб.
4; Плавно регулируется напряжение (а значит, и ток), способно заряжать сразу две аккумуляторные батареи, пусковой ток — 200 А, заряжает любой исправный аккумулятор, работает в режиме сварки.
4 — Масса — 50 кг, ненадежная электронная схема.
При запуске большой ток может пойти по пружине клещей, перегрев ее, и последние перестанут работать. Чтобы этого не произошло, на усик пружины можно надеть изолирующую трубку.
НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!
НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!
Жалобно хрюкнув в последний раз, стартер беспомощно защелкал. Аккумулятору пора на зарядку.
ЧУТЬ-ЧУТЬ НА ТЕМУ «БАТАРЕИ»
Казалось бы, генератор добросовестно выдает 14 вольт, батарея заряжается, а толку — чуть. Два-три вялых оборота двигателя, и знакомая дробь втягивающего реле. Почему? Напомним здесь о том, что многим, наверно, известно.
Батарея заряжается лишь до тех пор, пока напряжение на клеммах (то есть ее ЭДС) не сравняется с напряжением генератора. Если батарея новая и ее внутреннее сопротивление невелико, она будет заряжаться полностью — достаточно штатного автомобильного генератора. Такой способ зарядки при постоянном напряжении называют ускоренным. Но после нескольких лет эксплуатации или при длительном хранении в разряженном состоянии на пластинах появляются крупные нерастворимые кристаллы сульфата свинца. Они увеличивают внутреннее сопротивление батареи, не дают электролиту проникать в глубь слоя обмазки пластин. Теперь, чтобы преодолеть это сопротивление и максимально зарядить батарею, требуется большее напряжение, а регулятор напряжения держит свои 14 вольт, и она заряжается с каждым разом все меньше.
Процесс разрушения аккумулятора предотвратить, увы, нельзя, но существенно отодвинуть — в наших силах, достаточно время от времени его заряжать «нормальным» способом, когда ток постоянный. Конец заряда определяют по неизменяющейся плотности электролита. Для этого, как известно, и существуют специальные зарядные и пускозарядные устройства. В продаже их предостаточно, нужно лишь правильно выбрать подходящее для конкретных условий.
Чтобы определить, на что они способны, мы купили восемь самых распространенных и испытали их. Каждому устройству предстояло зарядить три батареи: новую, рабочую, после двухлетней эксплуатации, и едва живую, основательно засульфатированную за шесть лет работы. Чтобы соблюсти равенство условий, все подопытные батареи подвергли нескольким контрольно-тренировочным циклам.
Начнем с самых маленьких приборчиков. Тамбовские устройства ЗУ-75 и ЗУ-75М — одинаковые, по сути, конструкции с несущественными отличиями. Второй компактнее, сильнее греется и оснащен световым дискретным указателем ЭДС батареи. По нему можно определить, как глубоко она разряжена.
«Сонар» УЗ2.201 сконструирован иначе. Вместо относительно тяжелого трансформатора применен высокочастотный импульсный преобразователь. Устройство получилось легким, компактным, но, как и ЗУ-75М, в работе заметно греется. Собрано небрежно — детали смонтированы кое-как. Наш экземпляр пришлось пропаивать сразу после покупки — иначе функционировать он не хотел.
Автоматический режим работы трех наших устройств сводится к подтверждению закона Ома: ток, снимаемый со вторичной обмотки трансформатора и выпрямленный диодами, зависит от внутреннего сопротивления батареи. По мере того как она заряжается, внутреннее сопротивление растет. Ток заряда, естественно, уменьшается и при достижении 14,8 В зарядка прекращается. Ничего не поделаешь, U=IR!
Эти устройства могут подзарядить свежую батарею, но для «б/у» или засульфатированной слабоваты — мало напряжение.
«Бархат» — лучший, на наш взгляд, прибор среди своих одноклассников. Не боится переполюсовки клемм и короткого замыкания — срабатывает электронная защита. Зарядный ток можно регулировать. Недостаток — газоразрядный индикатор зарядного тока. Светящийся столбик его дрожит, и погрешность измерения составляет около 10%. Стеклянная трубка индикатора при неаккуратном обращении может разбиться. На нее подается высокое напряжение, поэтому прибор боится сырости.
Они, кроме зарядки батарей, призваны помочь пустить двигатель, обеспечивая стартер необходимым током. С первой задачей справились три устройства — «Саранск», УЗП-С-12 и «Дуга». Нужный ток зарядки (0,1 от номинальной емкости батареи) поддерживали вручную, переключателем, контролируя стрелочным амперметром. Четвертая — «Дубна-автомат» отработала хуже — на полную зарядку старой засульфатированной батареи у нее не хватило напряжения.
«Автоматический» режим тот же, что у других, — закон Ома! Между тем умельцы давно освоили настоящие автоматы, способные поддерживать заданный ток вплоть до полной зарядки очень старых батарей.
Отдельно отметим «Дугу». Прибор выдает до 30 вольт, им можно заряжать одновременно две батареи. Владельцам, к примеру, «бычков» это будет очень кстати. Кроме того, им можно «расшевелить» свежую, но основательно засульфатированную батарею, у которой кристаллы образовались только на поверхности пластин. Есть такой прием — на короткое время (0,5–1 мин) подать на клеммы батареи напряжение в несколько раз больше номинального. Для этого используют режим сварки. Осторожно, напряжение при этом способно достичь 120 вольт!
Зато таким способом можно «взломать» корку кристаллов, включая в работу более глубокие и свежие слои обмазки. Затем зарядить обычным способом. Правда, в дальнейшем эта батарея потребует неусыпного внимания.
А теперь испытаем устройства в режиме пуска двигателя при «севшем» аккумуляторе. Согласно инструкции, разряженную батарею заряжаем 15 минут и пускаем двигатель, помогая стартеру пускозарядным устройством. Не справилась с заданием опять-таки только «Дубна-автомат». Ее автоматический переход в пусковой режим происходит с большим запаздыванием — к этому моменту батарея успевала окончательно «сесть». Лучшим оказался «тяжеловес» «Дуга» — он способен крутить двигатель и вовсе без батареи.
Общие же выводы таковы: если автолюбитель использует гараж только для хранения машины, а батарею ставит на зарядку лишь на ночь — ему подойдет любое малогабаритное устройство. Умелец, наверное, выберет пускозарядный аппарат, но без автомата. К нему можно подключить, к примеру, переноску или компрессор. Большие устройства типа «Дуги» скорее всего подойдут более мастеровитым: помимо своих прямых обязанностей, они могут выполнять небольшие сварочные работы.
ЗУ-75М. Изготовитель — ОАО «Электроприбор», Тамбов. Цена — 340 рублей.
4; Компактное, легкое, стрелочный амперметр и световой дискретный указатель ЭДС батареи, два режима заряда — 4 и 6 А, встроенный тепловой предохранитель.
4- Жесткие одножильные провода силовой цепи — ломкие. Заметно греется. При способности выдать максимальный ток на очень разряженную новую батарею не может полностью зарядить аккумулятор после двух лет его эксплуатации.
«Сонар» УЗ2.201. Изготовитель — ТОО «Деметра», Санкт-Петербург. Цена — 380 руб.
4; Компактное, самое легкое (0,5 кг) устройство с дискретным световым амперметром.
4- Сильно греется, собран небрежно, предохранитель плавкий, максимальный ток на свежей разряженной батарее — 4,6 А, батарею старше двух лет полностью не заряжает.
Устройство зарядное ЗУ-75. Изготовитель — ОАО «Электроприбор». Цена — 410 руб.
4; Стрелочный амперметр, два режима заряда — 4 и 6 А, встроенный тепловой предохранитель, ручка для переноса.
4- Жесткие одножильные провода, не способен полностью зарядить аккумулятор старше двух лет.
Устройство зарядно-выпрямительное «Бархат». Изготовитель — «Калугаприбор». Цена — 600 руб.
4; Компактное. Металлический корпус, электронная защита от короткого замыкания и переполюсовки клемм, плавная регулировка зарядного тока, полностью заряжает исправный аккумулятор любого возраста, хорошее качество изготовления.
4- Газоразрядный индикатор ненадежен, велика погрешность измерения, боится сырости.
Основа зарядных устройств — трансформатор. В «Сонаре» вместо него — высокочастотный преобразователь.
Устройство зарядно-пусковое «Саранск». Цена — 1 200 руб.
4; Хорошие корпус, провода и зажимы-клещи, восемь режимов заряда, стрелочный амперметр, надежный, заряжает любой исправный аккумулятор, ток в режиме пуска — 125 А.
4- Плавкий предохранитель, нет защиты амперметра в режиме «пуск».
УЗП-С-12-6,3/100УЗХЛ. Изготовитель — Минский электротехнический завод им. В. И. Козлова. Цена — 1100 руб.
4; Восемь режимов заряда, стрелочный амперметр, хорошие провода и клещи, заряжает любой исправный аккумулятор, ток в режиме пуска — 120 А, автоматический предохранитель.
4- Для перехода в режим «пуск» необходимо переключать провода.
Устройство зарядно-пусковое «Дубна-автомат». Изготовитель — ЗАО «Тензор-Сервис», Дубна. Цена — 2100 руб.
4; Защита от переполюсовки и короткого замыкания, тепловая защита, автоматически переходит из режима «заряд» в режим «пуск».
4- Аккумуляторы старше двух лет заряжает не полностью, в режим «пуск» переходит с опозданием — греется.
Устройство зарядно-пусковое, сварочное «Дуга». Изготовитель — завод «Электроприбор», Москва. Цена — 3800 руб.
4; Плавно регулируется напряжение (а значит, и ток), способно заряжать сразу две аккумуляторные батареи, пусковой ток — 200 А, заряжает любой исправный аккумулятор, работает в режиме сварки.
4 — Масса — 50 кг, ненадежная электронная схема.
При запуске большой ток может пойти по пружине клещей, перегрев ее, и последние перестанут работать. Чтобы этого не произошло, на усик пружины можно надеть изолирующую трубку.
-
- Поделиться
Принесли на ремонт сей аппарат, уже неоднократно копаный, в полностью нерабочем состоянии, уже восстановил схему индикации и регулировку тока но напряжение на выходе не поднимается выше 4 вольт, грешу на V11, у него был обрыв дорожки на базу, но поменять пока нечем, может у кого-то есть ещё какие-то соображения а то выпаивать и проверять все транзисторы плохо, дорожки отслаиваются даже если их ногтем подковырнуть…
- Цитата
На заводе будущего работать будут машины, один человек и одна собака. Человек будет кормить собаку, а собака — не подпускать человека к машинам
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
-
- Поделиться
«…грешу на V11…» — грешен — свечку поставь … а мастера ПРИБОРЫ в руки берут!
- Цитата
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
-
- Поделиться
Проверяй прям в плате, если ненравится — меняй сразу…..
Все мы грешим, но его бы проверил и заменил в крайнем случае )
- Цитата
Опять я упустил прекрасную возможность помолчать…
ICQ 421576112
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
Новые RST-7K5/15K – мощные и надежные ИП от MEAN WELL для промышленного технологического оборудования
Компания MEAN WELL разработала новое семейство мощных трехфазных источников питания для промышленного технологического оборудования (электролиз и др.), централизованного питания шины, высоковольтных зарядных систем, мощного лазерного оборудования – RST-7K5 и RST-15K мощностью 7,5 кВт и 15 кВт.
Новые ИП уже представлены в Компэл наряду с аналогичной новой продукцией SHP-10K, но в отличии от серии SHP имеют широкий диапазон по аналоговому управлению внешним напряжением (1…120%), предназначаясь для систем, в которых управление по цифровому интерфейсу является избыточным. Подробнее>>
- Автор
-
- Поделиться
спасибо форуму, поменял V10 и V11 и всё встало на свои места, ещё поставил R6 на 1к, теперь напряжение на выходе регулируется от нуля до 14 вольт под нагрузкой)))
- Цитата
На заводе будущего работать будут машины, один человек и одна собака. Человек будет кормить собаку, а собака — не подпускать человека к машинам
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
- 3 года спустя…
Новинки и хиты: DC/DC-преобразователи MORNSUN для железнодорожного применения
В электронном оборудовании железнодорожного транспорта востребованы DC/DC-преобразователи, которые соответствуют определенным отраслевым стандартам (EN50155, EN50121, EN45545-2, EN61373). В этих нормативных документах содержатся практически все необходимые требования к компонентам, применяемым в ЖД-оборудовании.
Широкий выбор DC/DC-преобразователей для ЖД-транспорта имеется в номенклатуре известного производителя MORNSUN. В настоящий момент продукция этой компании широко представлена на российском рынке и доступна как со склада, так и под заказ с небольшим сроком поставки. Подробнее>>
-
- Поделиться
Всех приветствую! Прошу помощи!
В данном зарядном не работает регулировка по току. Хотя на выходе под нагрузкой почти стабильных 14,6в (прикручение движка может изменятся на 0,5В ну макс 1 вольт). При кручение регулировки тока шкала светится на полную мощь на движок не реагирует.
Схему прилагаю.
П.С. В электронике не силен, руки прямые!
Изменено 14 февраля, 2013 пользователем eeevan
- Цитата
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
- 3 недели спустя…
Новые DRS-240/480 – интеллектуальные ИБП (UPS) от MEAN WELL на DIN-рейку в Компэл
Компания MEAN WELL разработала две серии многофункциональных интеллектуальных источников бесперебойного питания на DIN-рейку – DRS-240 и DRS-480 – с выходной мощностью 240 и 480 Вт. Новые ИБП сочетают в одном корпусе AC/DC-источник питания, контроллер заряда/разряда АКБ и контроллер управления и мониторинга с возможностью программирования.
Новые ИБП уже представлены в Компэл и предназначены для охранных и противопожарных систем, оборудования для экстренной связи, аварийного освещения и центральных систем мониторинга. Подробнее>>
-
- Поделиться
По ходу популярный девайс.
Сегодня такой же принесли.(полностью мертвый)
спалены половина транзисторов
сомнения по кт117 с эмитера на 1базу около 900Ом, а вот на 2базу 1600Ом
- Цитата
Сломать сломанное невозможно!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
- 7 месяцев спустя…
Массовое поступление новинок MEAN WELL на склад Компэл
Компания MEAN WELL продолжает активное развитие номенклатуры, осваивая новые направления и обновляя существующую продукцию с учетом возрастающих требований. В настоящий момент со склада Компэл можно приобрести множество новинок, а также оформить заказ с коротким сроком на необходимую партию.
MEAN WELL выпустил ряд таких новинок, как мощные высоковольтные управляемые источники питания, DC/DC-преобразователи со сверхшироким входом (с креплением на DIN-рейку и на шасси), полностью обновил линейку зарядных устройств (ЗУ), DC/AC-преобразователей (инверторов) и ИБП для охранно-пожарных систем. Кроме того, выпущены специальные источники питания с выходным напряжением в виде ШИМ для светодиодных лент и модулей, управляемых по DALI2 и 0…10 В, а также другая продукция. Подробнее>>
-
- Поделиться
день добрый. нужна помощь. кто-то что-то сделал с таким зарядником, в общем, он после включения начал дымить и на шкле сразу показывать примерно 3 ампера. кручение ручки ничего не изменяет. на клеммах 14.5 в. разобрал, обнаружил обугленный резистор R1. заменил его на 52Ома, другого не было под рукой. Собссн, не помогло. Куда дальше копать?
- Цитата
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
-
- Поделиться
Проверьте тиристор в мосту где стоит это сопротивление скорее всего ему каюк.
- Цитата
На сайт захожу с мобилки просьба не судить строго!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
-
- Поделиться
Проверьте тиристор в мосту где стоит это сопротивление скорее всего ему каюк.
Это тот который V6 на схеме? КУ202Е?
- Цитата
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
-
- Поделиться
Да.
- Цитата
На сайт захожу с мобилки просьба не судить строго!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
- 1 год спустя…
-
- Поделиться
Всем привет. Подскажите пожалуйсто, а можно ли в этом зарядном устройстве поменять газоразрядный индикатора зарядного тока на электронный или стрелочный амперметр? Заранее спасибо за ответ…
- Цитата
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
-
- Поделиться
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
-
- Поделиться
А можно поподробней, если не сложно конечно. Обойдется ли это простой заменой одного на другое или надо будет еще что то менять в схеме?
- Цитата
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
-
- Поделиться
«… Обойдется ли это простой заменой одного на другое …» — нет, нужно согласововать выходные-входные уровни.
- Цитата
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
- 2 месяца спустя…
-
- Поделиться
Прошу помочь разобраться с индикацией. Нет индикации на лампе. При выключенном состоянии лампа светится, а вот при включении и увеличении тока заряда регулятором на лампе не индицируется показания тока, хотя выходной ток и возрастает. Проверил все транзисторы, пробитые заменил, сомнительные элементы тоже были заменены, такие как кт117, ку101, на исправные.Подскажите где копать дальше?
- Цитата
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
- 3 года спустя…
-
- Поделиться
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
- 1 год спустя…
-
- Поделиться
Тоже приперли в ноль дохлый аппарат. Перепахан вдоль и поперек. Дорожки уже на «проводочках» )))). В местах пайки выводов трансформатора прожженные дыры, как от электросварки. Знакомая история с текстолитовыми платами…
Погорели все (абсолютно!) транзисторы. Наверное зарядником пытались запустить подстанцию на 10 кВа )))
Забавно то, что (судя по году выпуска) все детали родные — 1988 года. НО! Терристоры по схеме должны были быть КУ202Е, а стоят КУ201Л.
R1 обугленный на 50%. Замеряется как 55 Ом. По схеме 51 Ом.
R2 запихнули (видимо во время ремонта) на 44 Ома негабаритных размеров — С2-13, вместо МЛТ-0,5. Дорожки к нему выгорели.
А «проводочки» от терристоров — шедевр. Ещё тоньше не могли найти? ))))
Трындец! Похоже, что ремонт был ещё в 90-е, т.к. пихали то, что было под руками. Внутри пауки живут )))
Даже интересно будет этот аппарат оживить (ностальгия прямо). Надоели уже всякие SMD ремонты. Хочется со старьём повозиться )
- Цитата
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
Всем привет!
Мне вот практически нахаляву досталось зарядное устройство «Бархат-М» произодства Калугаприбор.
Помогите мне, чайнику, разобраться как использовать сие шайтан-устройство для заряда аккума. У меня аккум на 12В, 56Ач. Какую силу тока выставлять? Заранее спасибо.
P.S. Фотографии этого чуда электроники прилагаются=)
Добавлено спустя 32 минуты 37 секунд:
Я,кажется, разобрался. Нашел страничку
http://www.mrmz.ru/article/v5/article4.htm
где доступно изложена суть дела. В обще, как я понял существуют два способа зарядки : при постоянном токе и постоянном напряжении. Мой зарядник заряжает при постоянном напряжении. Для зарядки я выставляю ток, составляющий 0.1 от ёмкости (то есть для моей батареи в 56 ач это будет 5,6 А) и жду пока напряжение станет 14,4 В (загорится красная лампочка) затем уменьшаю ток в два раза и опять жду пока ток не станет 14.4 В. И так далее пока электролит не «закипит». Все правильно?
А вообще когда мне вручали это устройство были сомнения в его работоспособности (фиг знает сколько пылился на антресолях), вот я и решил снять аккум и проерить работает или нет. Подключил, дал ток 5,5А, сразу заорелась лампочка 14,4В. Дал в два раза меньше — то же самое. То есть, как я понял, мой аккум полностью заряжен, а устройство работает исправно.
Трындец! Похоже, что ремонт был ещё в 90-е, т.к. пихали то, что было под руками. Внутри пауки живут )))
Даже интересно будет этот аппарат оживить (ностальгия прямо). Надоели уже всякие SMD ремонты. Хочется со старьём повозиться )
- Цитата