В чем отличие инструкции 157н от 174н

Какие инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета существуют

Российское законодательство предусматривает достаточно много разновидностей инструкций по применению плана счетов бухгалтерского учета.

Так, бухучет в коммерческих фирмах должен вестись согласно плану счетов, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Данный НПА включает также инструкцию по применению соответствующего плана.

Бухгалтерская деятельность государственных и муниципальных организаций, в свою очередь, должна осуществляться в соответствии с планом, введенным приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Указанный НПА также включает в себя инструкцию по применению плана счетов в бухучете бюджетными организациями.

Кроме того, есть ряд отраслевых инструкций, регламентирующих пользование планом счетов бухучета, а также аналогичные им источники. В частности, положением ЦБ РФ от 27.02.2017 № 579-П утвержден план счетов бухучета для банков, а также соответствующие ему правила ведения бухучета. 

Как при УСН сформировать учетную политику? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Оформите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

О чем говорит инструкция, утвержденная приказом № 94н

Рассмотрим основные особенности «коммерческой» инструкции к плану счетов, введенному приказом № 94н.

На базе данного плана организации обязаны формировать собственный рабочий план счетов бухучета. В его структуре должны присутствовать основные синтетические счета, зафиксированные в приказе № 94н.

Подробнее о структуре рабочего плана бухучета читайте в статье «Рабочий план счетов бухгалтерского учета — образец 2021 года».

Что касается субсчетов, а также аналитических счетов, налогоплательщик может задействовать и те, что предложены законодателем, и разработанные самостоятельно.

В качестве одной из ключевых целей инструкции к плану счетов, введенному приказом № 94н, рассматривается установление законодателем типовой схемы корреспонденций между различными синтетическими счетами. То есть фирма, осуществив ту или иную проводку по дебету одного счета, должна без труда найти ей соответствие по кредиту другого имеющегося в рабочем плане счета. Если бухучет организован фирмой в соответствии с инструкцией, то решение данной задачи сложностей не составит.

Минфин России также дает налогоплательщику право дополнять типовую схему корреспонденций собственными связками счетов при условии соблюдения единых подходов к формированию подобных схем, утвержденных указанной выше инструкцией.

Какие НПА корреспондируют с инструкцией из приказа № 94н

Существует ряд нормативно-правовых актов, корреспондирующих с приказом № 94н и утвержденной им инструкцией. Из них наиболее значимы для российского бухгалтера:

  • закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • информация Минфина России «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» № ПЗ-3/2015;
  • приказ Минфина России «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» от 21.12.1998 № 64н;
  • ПБУ 1/2008.

1-й источник права устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в РФ в целом. В его юрисдикции — все налогоплательщики.

2-й документ регламентирует ведение бухучета в упрощенном порядке, в том числе в аспекте применения плана счетов, а также инструкции к плану счетов, введенному приказом № 94 н.

Подробнее о ведении бухучета в упрощенном порядке читайте в статье «Уточнен перечень организаций, которые могут применять упрощенные способы ведения бухучета».

Приказ № 64н содержит положения рекомендательного характера, касающиеся ведения бухучета малыми предприятиями.

Положение по бухгалтерскому учету 1/2008, введенное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, призвано эффективно дополнять вышеперечисленные источники права.

Одним из приложений к учетной политике является график документооборота. Подготовить его вам поможет образец от «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Кто должен использовать инструкцию из приказа № 94н

Рассматриваемый источник права должен по умолчанию применяться всеми организациями, которые в соответствии с законодательством должны вести бухучет методом двойной записи, то есть одновременного фиксирования хозяйственных операций по дебету и кредиту.

Инструкцию из приказа № 94н в соответствии с п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ могут не использовать:

  • ИП;
  • филиалы иностранных организаций.

Причина в том, что законодатель позволяет данным субъектам не вести бухучет в принципе.

Формально право не применять инструкцию к плану счетов из приказа № 94н имеют также микропредприятия и НКО, так как они могут не делать в процессе бухучета двойную запись (п. 2.1 информации № ПЗ-3/2015). Но на практике налогоплательщики не слишком активно пользуются данной преференцией, поскольку законодатель пока не публикует официальных разъяснений, методик и рекомендаций относительно ведения бухучета без двойной записи.

Что нового в инструкции из приказа № 94н

Поправки в приказ № 94н, принятый в 2001 году, вносились всего 3 раза: в 2003 году, 2006-м, а также в ноябре 2010-го. Данный НПА довольно долго не редактировался, и на сегодняшний день в официальных медиа, имеющих отношение к законотворчеству, какие-либо поправки в него не анонсируются. Таким образом, ничего нового за последние несколько лет в приказе № 94н не появилось.

Другое дело — подход законодателя к регулированию бухгалтерской деятельности в бюджетной сфере. Здесь государство практикует менее консервативные подходы. В чем это выражается, рассмотрим ниже.

Бухучет в бюджетной системе: инструкция № 157н к единому плану счетов

Ведение бухучета в бюджетной системе РФ регулируется приказом № 157н. Данным НПА утвержден единый план счетов бухучета для государственных и муниципальных организаций, а также инструкция к нему. Неофициально она именуется как инструкция № 157н.

В юрисдикции приказа № 157н, а значит, и соответствующей ему инструкции — все организации, тем или иным образом зависящие от бюджета РФ: автономные, казенные, бюджетные (в узком юридическом смысле) учреждения, органы власти, внебюджетные фонды и т.д.

В целях детализации положений приказа № 157н, а также их оптимальной адаптации к специфике отдельных типов российских бюджетных организаций был издан ряд дополнительных НПА:

  • приказ от 16.12.2010 № 174н — для бюджетных учреждений;
  • приказ от 23.12.2010 № 183н — для автономных структур;
  • приказ от 06.12.2010 № 162н — для казенных учреждений.

При этом собственно бухгалтерский учет российский законодатель предписывает вести только бюджетным и автономным структурам. Казенные учреждения обязаны осуществлять процедуры, формирующие бюджетный учет (п. 21 инструкции № 157н).

Приказы №№ 174н, 183н и 162н включают отдельные инструкции к планам счетов бухгалтерского либо бюджетного учета. На основе данных НПА в соответствующих учреждениях (бюджетных, автономных, а также казенных) должны приниматься внутренние рабочие планы.

Получается, что на государственные и муниципальные структуры одновременно распространяется юрисдикция 2 официальных инструкций — утвержденной приказом № 157н, а также содержащейся в НПА, который коррелирует с типом учреждения.

Если проводить аналогию между инструкцией № 157н и аналогичной ей «коммерческой», из приказа № 94н, можно обнаружить между их положениями ряд принципиальных сходств.

Например, субъект ведения учета в бюджетной системе России может, как и бизнесы, использовать в дополнение к обязательным синтетическим счетам собственные аналитические счета (абз. 3 п. 1 инструкции № 157н).

Вместе с тем в «бюджетной» инструкции нет схем корреспонденции счетов по дебету и кредиту, как в инструкции для бизнеса. Однако необходимые корреспонденции согласно приказу № 157н предусмотрены приказами №№ 174н, 183н и 162н.

Кроме того, законодатель прямо предписывает бюджетным структурам вести бухучет с использованием двойной записи (п. 3 инструкции № 157н). В «коммерческом» же приказе Минфина двойная запись — причина, обуславливающая задействование соответствующей инструкции, а не следствие.

Эксперты КонсультантПлюс сделалии подборку судебных решений за 2020 и 2021 годы по ошибкам в учете учреждений, за которые оштрафовали главбухов. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в актуальную подборку.

В чем отличие бухгалтерского учета от бюджетного

Выше мы отметили, что приказ № 157н разграничивает бухучет в госструктурах на бюджетный и бухгалтерский. В чем разница между ними?

В соответствии с п. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетный отчет — это система сбора, регистрации, а также обобщения сведений о состоянии активов и обязательств РФ, субъектов РФ, МО и операций, коррелирующих с соответствующими активами и обязательствами.

Согласно п. 2 ст. 1 и ст. 5 закона № 402-ФЗ бухгалтерский учет — это формирование систематизированной информации о фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, источниках финансирования, доходах, а также расходах субъекта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ проводимые налогоплательщиком операции, подлежащие и не подлежащие налогообложению, должны фиксироваться в рамках раздельного учета. К операциям 2-го типа относятся, в частности, бюджетные ассигнования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

С целью оптимизации раздельного учета, ведение которого предопределено нормами НК РФ, законодатель может классифицировать государственные и муниципальные учреждения как субъекты осуществления преимущественно налогооблагаемых операций либо тех, которые налогом не облагаются. К первым в большей степени относятся автономные и бюджетные организации (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ), ко вторым — казенные.

Таким образом, в тех структурах, где предполагается извлечение дохода (автономных и бюджетных учреждениях), законодатель предписывает вести классический бухгалтерский учет. В структурах, где бизнес, как правило, не ведется, то есть в казенных учреждениях, осуществляется бюджетный учет.

Выше мы упоминали, что консервативный подход к редактированию положений «коммерческой» инструкции по применению плана счетов заметно контрастирует с политикой законодателя в области регулирования бухучета в российской бюджетной системе.

Данный тезис подтверждается, в частности, внесением в положения инструкции № 157н регулярных корректировок.

Что нового в инструкции из приказа № 157н

Поправки к приказу № 157н в основном заключаются в изменении структуры счетов, содержащихся в едином плане. Последние НПА, посредством которых законодатель редактировал приказ № 157н, а также инструкцию к плану счетов, — приказы Минфина России от 06.08.2015 № 124н, от 01.03.2016 № 16н, от 16.11.2016 № 209н.

Спектр поправок в приказ № 157н достаточно широк:

  • добавление и исключение счетов;
  • корректировка наименований счетов;
  • предоставление организациям возможности самостоятельно принимать решение о возможности открывать дополнительные забалансовые счета.

Подробнее о бюджетном учете читайте в статьях:

  • «Составляем план счетов бюджетного учета — образец»;
  • «Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)».

Проект выставили на общественное обсуждение. Новшества хотят внедрить начиная с бухучета 2023 года.

В Плане счетов N 174н отразят корректировки, которые вносят в Единый план счетов N 157н. Полагаем, в итоге оба документа будут предусматривать, что счет 209 39 и другие новые счета применяют с 2023 года.

Выделим основные поправки к Инструкции N 174н:

  • укажут проводки по счетам 303 14 и 303 15. Единый налоговый платеж изначально будут отражать по дебету счета 303 14. После того как налоговая распределит суммы, будут делать записи по кредиту счета 303 14 и дебету счетов 303 ХХ, в т.ч. счета 303 15;
  • добавят корреспонденции по счетам 110 ХХ, 113 ХХ и иным счетам для учета биологических активов;
  • закрепят ряд проводок, о которых Минфин говорил в письмах. Это касается, например, учета закупок, когда даты поступления товара и его приемки отличаются;
  • по безвозмездным неденежным поступлениям и передачам предусмотрят отражение ненулевых значений в разрядах 15 – 17 номеров счетов 0 304 04 000, 0 401 20 200 и 0 401 10 190.

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 11

В продолжение статьи Т. Обуховой «Организация ведения бухгалтерского учета: новые правила» в этом материале рассмотрены изменения, которые планируется внести в методологию учета в части отражения отдельных операций финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, после вступления в юридическую силу:

  • Приказа Минфина России от 29.08.2014 N 89н (далее — Приказ Минфина России N 89н), который вносит изменения в Инструкцию N 157н <1>;
  • приказа Минфина России, который будет вносить изменения в Инструкцию N 174н <2>.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<2> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Поскольку то, о чем мы будем говорить в статье, изложено не на основании нормативных актов, это не руководство к действию, а информация для сведения.

Изменения в учете объектов непроизведенных активов

Сегодня земельные участки, находящиеся у бюджетных учреждений на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». После вступления в силу Приказа Минфина России N 89н такие объекты будут учитываться на балансовом счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ) (новая редакция п. 71 Инструкции N 157н). Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенных под объектами недвижимости) отражается в учете по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ) следующей записью:

Дебет счета 4 103 11 330

Кредит счета 4 401 10 180.

Финансовые активы учреждения

При перечислении денежных средств на дебетовые банковские карты, а также при совершении расчетов с использованием банковских карт при условии перечисления (зачисления) денежных средств не в один операционный день используется счет 0 201 03 «Денежные средства учреждения в пути» (новая редакция п. 162 Инструкции N 157н).

С учетом этого предполагается в Инструкцию N 174н внести следующие изменения:

  • выбытие денежных средств из кассы учреждения при внесении наличных средств с использованием банковских карт через банкомат (пункт выдачи наличных денежных средств, электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт) отражать записью:

Дебет счета 0 201 23 000

Кредит счета 0 201 34 000;

  • выбытие денежных средств из кассы учреждения при передаче наличных денежных средств инкассаторам:

Дебет счета 0 201 23 000

Кредит счета 0 201 34 000;

  • проведение операций по приему оплаты услуг (товаров, работ) с использованием расчетных (дебетовых) карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения:

Дебет счета 2 201 23 000

Кредит счета 2 205 31 000;

  • проведение операций по приему возвратов дебиторской задолженности с использованием расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал, установленный в кассе учреждения:

Дебет счета 0 201 23 000

Кредит соответствующих аналитических счетов счета 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000;

  • поступление (зачисление) на лицевой счет учреждения сумм инкассированных наличных денег, а также сумм внесенных с использованием расчетных (дебетовых) карт учреждения через банкомат, сумм полученных оплат, возвратов дебиторской задолженности с применением расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал, установленный в кассе учреждения:

Дебет счета 0 201 11 510

Кредит счета 0 201 23 610.

Пример 1. Бюджетное учреждение в конце дня сдало сумму полученной за день выручки в размере 800 000 руб. инкассаторам.

В бухгалтерском учете операции по движению денежных средств будут отражаться следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена сдача выручки инкассаторам

2 201 23 510

2 201 34 610

2 000 000

Поступила выручка на лицевой счет учреждения

2 201 11 510

2 201 23 610

2 000 000

Новые правила учета расчетов по доходам

Минфин предполагает внести в Инструкции N N 157н, 174н новый счет 0 205 82 «Расчеты по невыясненным поступлениям» (п. 199 Инструкции N 157н).

Кроме того, планируется внести уточняющие правки в п. п. 93, 94 Инструкции N 174н, согласно которым:

  • начисление доходов медицинскими бюджетными учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность по программе ОМС, отражать записью:

Дебет счета 7 205 31 560

Кредит счета 7 401 10 130.

Напомним, что в действующей редакции п. 93 Инструкции N 174н для отражения такой операции предполагается использование счета 7 401 10 180;

  • начисление доходов от аренды имущества бюджетного учреждения, переданного арендаторам:

Дебет счета 2 205 20 000

Кредит счета 2 401 10 120;

  • начисление задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным):

Дебет счета 0 209 83 560

Кредит счета 0 401 40 172;

  • начисление доходов будущих периодов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным):

Дебет счета 0 205 81 560

Кредит счета 0 401 40 180;

  • списание с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности по доходам, признанной в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами по доходам):

Дебет счета 0 401 10 173

Кредит счета 0 205 00 000 с одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежных дебиторов», списанной кредиторской задолженности на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами»;

  • уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом:

Дебет счета 2 302 00 000

Кредит счета 2 205 00 000.

Расчеты с подотчетными лицами

Новая редакция п. 214 Инструкции N 157н звучит следующим образом. Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц на суммы полученных денежных средств допускается при отсутствии за подотчетным лицом задолженности по денежным средствам, по которым наступил срок представления авансового отчета. Из дословного прочтения этого пункта следует, что подотчетному лицу может быть выдано одновременно под отчет несколько сумм при условии, что по ранее выданным суммам не наступил срок представления авансового отчета. Однако это положение противоречит нормам п. 6.3 Указания о порядке ведения кассовых операций <3>, согласно которым выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.

<3> Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утв. Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У.

Денежные средства под отчет выдаются не только в валюте РФ, но и в иностранной валюте. Данные суммы подлежат переоценке в валюту РФ. Из положений новой редакции п. 215 Инструкции N 157н следует, что переоценка расчетов по выданным авансам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по возврату ранее произведенных выплат в соответствующей иностранной валюте. Переоценка задолженности по принятым обязательствам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по оплате обязательства в иностранной валюте и на отчетную дату (на дату формирования регистра бухгалтерского учета). При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по принятым обязательствам в иностранной валюте с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года для переоценки активов.

Расчеты с подотчетными лицами посредством технических средств (банкомата, электронного терминала) планируется отражать с использованием счета 0 210 23 000.

Пример 2. На банковскую карту подотчетного лица была перечислена подотчетная сумма с лицевого счета в размере 5000 руб. на приобретение строительных материалов для ремонтных работ. Согласно авансовому отчету, представленному подотчетным лицом, у него остался остаток подотчетной суммы в размере 800 руб., который был зачислен на лицевой счет учреждения. Операции проводятся по коду вида деятельности 2.

В бухгалтерском учете операции по движению подотчетной суммы отражаются следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Выданы подотчетному лицу денежные средства на приобретение строительных материалов

2 201 23 510

2 201 11 610

5000

2 208 34 560

2 201 23 610

5000

Приняты к учету операции, совершенные подотчетным лицом

2 105 34 340

2 208 34 660

4200

Возвращены неизрасходованные подотчетные суммы на лицевой счет учреждения

2 201 23 510

2 208 34 660

800

2 201 11 510

2 201 23 610

800

Расчеты по недостачам

Приказ Минфина России N 89н вносит коррективы в порядок применения счета 0 209 00 000, который будет называться «Расчеты по ущербу и иным доходам». Данный счет будет применяться не только для учета сумм выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, сумм потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, но и для учета сумм:

  • предварительных оплат, не возвращенных контрагентом, в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
  • задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы);
  • задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • излишне произведенных выплат;
  • принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе при возникновении страховых случаев;
  • ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных расходов.

В соответствии с этими изменениями корректировке подверглась и группировка расчетов по ущербу имуществу. Согласно действующей редакции п. 221 Инструкции N 157н группировка расчетов по ущербу имуществу осуществляется по группам поступлений, возмещаемых за причиненный ущерб имуществу по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

  • 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;
  • 80 «Расчеты по прочему ущербу».

Новая редакция этого пункта предполагает производить группировку расчетов по ущербу и иным доходам по следующим аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

  • 30 «Расчеты по компенсации затрат»;
  • 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;
  • 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;
  • 80 «Расчеты по иным доходам».

На счетах расчетов по ущербу (счет 209 70) и иным доходам (счет 209 80) будут учитываться:

  • расчеты по суммам задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • расчеты по суммам ущерба в виде произведенных предварительных оплат в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды бюджетного учреждения, иных соглашений, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, ведения претензионной работы;
  • расчеты по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • расчеты по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанные с судопроизводством (оплата судебных издержек);
  • расчеты по иным ущербам, а также иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 0 205 00 000 «Расчеты по доходам».

Расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205 00 «Расчеты по доходам», учитываются на счете 209 80 «Расчеты по иным доходам». Так, в п. 150 Инструкции N 174н планируется внести положения о том, что начисление доходов от реализации нефинансовых активов будет отражаться записью:

Дебет счета 2 209 83 002

Кредит счета 2 401 10 172.

Соответственно, в п. п. 109, 110 Инструкции N 174н планируется внести следующие новые нормы:

  • суммы ущерба по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды бюджетного учреждения, иных соглашений, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, ведения претензионной работы, отражаются записью:

Дебет счета 0 209 30 560

Кредит счета 0 401 10 130;

  • суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний:

Дебет счета 0 209 30 560

Кредит счета 0 401 10 130;

  • суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск:

Дебет счета 0 209 30 560

Кредит счета 0 401 10 130;

  • расчеты по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (уплата государственной пошлины, оплата судебных издержек):

Дебет счета 0 209 30 560

Кредит счета 0 401 10 130;

  • суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправильного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо необоснованного получения или сбережения, суммы расходов, связанных с судопроизводством:

Дебет счета 0 209 41 560

Кредит счета 0 401 10 140;

  • уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов):

Дебет счета 2 302 00 830

Кредит счета 2 209 40 660;

  • уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), если оплата контракта (договора) осуществляется за счет средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания:

Дебет счета 2 304 06 830

Кредит счета 2 209 40 660.

Расчеты с учредителем

В п. 117 Инструкции N 174н планируется внести изменения и привести его в соответствие с нормами Письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798 и требованиями Инструкции N 33н <4>.

<4> Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

При закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления (от органов власти, государственных (муниципальных) учреждений) на объекты основных средств, нематериальных активов в сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным (муниципальным) бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного учреждением за счет выделенных собственником средств, делается запись:

Дебет счета 4 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Кредит счета 4 210 06 000 «Уменьшение расчетов с учредителем».

При выбытии такого имущества методом «Красное сторно» делается такая же запись.

Расчеты с прочими дебиторами

Согласно нормам п. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе <5> исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 данного Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

<5> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По мнению Минфина, на счете 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» следует отражать (новая редакция п. 235 Инструкции N 157н):

  1. расчеты с дебиторами по операциям:
  • предоставления обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе;
  • обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков;
  1. ожидаемые к поступлению налоги, сборы, иные платежи, обязанность по уплате которых, в соответствии с действующим законодательством, считается исполненной (согласно представленным декларациям (расчетам, иным документам));
  2. иные операции, возникающие в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренные для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов.

Налог на добавленную стоимость

Новая редакция Инструкции N 157н предполагает вместо счета 210 01 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» использовать счет 210 10 «Расчеты по налоговым вычетам» для учета (п. 224 Инструкции N 157н):

  • расчетов по суммам НДС, полученным предварительным оплатам в счет предстоящей реализации нефинансовых активов (работ, услуг) в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ;
  • расчетов по суммам НДС, предъявленным поставщиками (подрядчиками) за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы, оказанные услуги, начисленного и уплаченного учреждением в качестве налогового агента в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ.

Уменьшение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, на сумму налога, начисленного при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, отражается записью:

Дебет счета 0 303 04 830

Кредит счета 0 210 11 660.

В свою очередь, списание суммы НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ, отражается записью (новая редакция п. 113 Инструкции N 174н):

Дебет счета 0 100 00 000

Кредит счета 0 210 12 660.

Резервы предстоящих расходов

В Инструкцию N 157н будет введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов». По мнению Минфина, на данном счете следует отражать (п. 302.1 Инструкции N 157н):

  • расходные обязательства, возникающие у учреждения вследствие принятия других обязательств (например, оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки, и т.д.);
  • расходные обязательства, возникшие у учреждения в силу законодательства при принятии решения о реструктуризации деятельности, в том числе при принятии решения о реорганизации учреждений, изменении структуры учреждений (создании или ликвидации филиалов, обособленных структурных подразделений, изменении видов деятельности);
  • расходные обязательства, оспариваемые в судебном порядке (включая взыскание пеней и штрафных санкций, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов), а также судебных расходов (издержек)), в том числе в случае, когда главный распорядитель средств бюджета публично-правового образования выступает в суде от имени публично-правового образования в качестве представителя ответчика по искам к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту; предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;
  • расходные обязательства по понесенным расходам, по которым своевременно не поступили расчетные документы (коммунальные услуги, услуги связи);
  • иные случаи, предусмотренные при формировании учетной политики учреждения.

Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально признан.

Принятие обязательств

Новая редакция п. 318 Инструкции N 157н предполагает разграничить понятия «принятые обязательства» (счет 0 502 01), «принятые денежные обязательства» (0 502 02), «принимаемые обязательства» (0 502 07) и «отложенные обязательства» (0 502 09).

Забалансовый учет

Счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Новой редакцией п. 335 Инструкции N 157н предусмотрено, что этот счет будет использоваться в том числе для учета имущества, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения), в том числе в связи с физическим или моральным износом (нецелесообразностью его дальнейшего использования).

Пример 3. Бюджетным учреждением принято решение о списании оборудования, непригодного для дальнейшей эксплуатации. Оборудование было приобретено за счет средств учредителя и учтено в составе особо ценного движимого имущества. Данное оборудование подлежит демонтажу, работы по которому будут производиться специально нанятым для этого работником. Балансовая стоимость оборудования — 600 000 руб., сумма начисленной амортизации составила 560 000 руб. Цифры в примере приведены условные.

В бухгалтерском учете операции по списанию оборудования будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана начисленная по оборудованию амортизация

4 104 24 410

4 101 24 410

560 000

Списана остаточная стоимость оборудования

(600 000 руб. — 560 000 руб.)

4 401 10 172

4 101 24 410

40 000

Отражены расчеты с учредителем методом «Красное сторно»

4 401 10 172

4 210 06 660

(600 000)

Отражено на забалансовом счете оборудование, подлежащее монтажу, в условной оценке, как это предусмотрено учетной политикой учреждения и в соответствии с нормами п. 335 Инструкции N 157н

02

1

Списано оборудование с забалансового учета после демонтажных работ

02

1

Счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Планируется ввести норму о том, что списание дебиторской задолженности с забалансового счета 04 осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству (п. 339 Инструкции N 157н).

Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Согласно изменениям, которые планируется внести в п. 349 Инструкции N 157н, он будет содержать норму о том, что при выбытии транспортного средства материальные ценности, установленные на нем, списываются с забалансового счета.

Счет 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и счет 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения». На данных забалансовых счетах отражаются операции по движению денежных средств на счете 0 201 34 «Касса» (п. п. 365, 367 Инструкции N 157н).

Счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». Учет имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением осуществляется на забалансовом счете 27 (п. 385 Инструкции N 157н). Принятие к учету объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа по балансовой стоимости. Выбытие объектов имущества с забалансового учета производится на основании первичного учетного документа по стоимости, по которой объекты ранее были приняты к забалансовому учету.

Счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц». Новая редакция Инструкции N 157н предполагает на этом счете вести учет расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплатах пенсий, пособий, иных выплат физическим лицам через отделения Почты России, платежных агентов).

Т.Сильвестрова

Главный редактор журнала

«Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Важные изменения

Минфин России приказом от 14.09.2020 № 198н обновил приказ 157н и единый план счетов. Приказ отправлен на регистрацию в Минюст и еще не вступил в силу. Планируется, что все изменения начнут действовать с 01.01.2021 и будут применяться при составлении годовой бухгалтерской отчетности.

Обновленная инструкция по ведению бюджетного учета в бюджетных учреждениях выглядит так:

  1. Коды КОСГУ по подстатьям статей 560, 660, 730 и 830 при завершении года по счетам с остатками не обнуляются.
  2. Доходы будущих периодов разделяются по датам признания в учете. В финансовом результате текущего года суммы учитывают по счету 401 41. Остальные суммы отражают по счету 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».
  3. Вновь принятый к учету объект основных средств (ОС) после разукомплектования инвентарной группы отмечается новым инвентарным номером. Внутренние инвентарные номера по объектам в составе группы в дальнейшем не используются.
  4. На забалансовом счете 27 подлежат регистрации ОС в личном использовании работников. Это имущество организации, которое они используют, в том числе, за пределами учреждения и вне рабочего времени — ноутбуки, смартфоны и прочие гаджеты.

Единый план счетов

В 2020 действующая редакция инструкции 157н по бюджетному учету — это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.

Кто применяет:

  • казенные, БУ и АУ;
  • госорганы и органы местного самоуправления;
  • финансовые органы и Казначейство;
  • внебюджетные фонды всех уровней.

Актуальная инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях в 2022 году с последними изменениями:

Скачать инструкцию 157н по бюджетному учету с изменениями 2022 года

Памятка по актуальным изменениям

Для всех типов госучреждений предусмотрены отдельные нормативные акты, которые регламентируют особенности формирования единого плана счетов для конкретного типа.

Так, для бюджетников единый план счетов утверждает приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Открыть инструкцию 174н по бюджетному учету с изменениями 2022 года

Для автономных учреждений — приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н

Действующая редакция инструкции 183н по бюджетному учету

Для казенных госучреждений и других получателей средств бюджета — приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н

Действующая редакция инструкции 162н по бюджетному учету

Особенности применения

Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в учетной политике организации.

В нормативах указано, могут ли бюджетные и автономные учреждения вести бюджетный учет по инструкции № 162н, — да, бюджетники и автономные учреждения ведут бухучет по этой инструкции. Полный перечень организаций, которые вправе применять 162н, перечислен в п. 4 приказа.

Напомним, что госучреждения вправе использовать дополнительную детализацию к действующим счетам бухучета. Это устанавливается учредителем либо вышестоящим распорядителем БС.

Первичные и учетные документы

Приказ 52н регламентирует формы первичной документации и учетные регистры для отражения хозяйственных фактов деятельности учреждения. Документ действует для всех типов госучреждений (приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н).

Открыть инструкцию 52н по бюджетному учету с изменениями в 2022 году

Документ устанавливает:

  • перечень форм первичных документов и журналов бухучета;
  • унифицированные бланки документации;
  • методические рекомендации по заполнению бланков.

Отметим, что учреждения вправе самостоятельно разработать (доработать, изменить или создать) иные формы первичной и учетной документации, которые учитывают особенности специфики деятельности организации. Такие нормы закреплены в законе № 402-ФЗ. Но такие решения согласовывают с вышестоящими РБС. Приказ 52н не обязателен к применению.

Отчетность бюджетников

Полный перечень отчетных форм для бюджетников регламентирован специальными НПА Минфина. Нормативный документ устанавливает:

  • полный состав отчетных форм;
  • периодичность сдачи;
  • порядок составления отчетности;
  • особенности отражения бухопераций в отчетных формах.

Чиновники разграничили состав и порядок составления бухгалтерской отчетности по типам учреждений.

Для получателей средств бюджета (казенные госучреждения, органы государственной и муниципальной власти, финорганы и Казначейство, внебюджетные фонды) действует инструкция по бюджетному учету для казенных учреждений — № 191н (приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н).

Скачать инструкцию № 191н по бюджетному учету

АУ и БУ обязаны формировать бухгалтерскую отчетность, используя приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

Скачать инструкцию 33н по бюджетному учету в 2022 году с изменениями

Подробнее об отчетности читайте в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».

Напомним, что сроки сдачи устанавливаются индивидуально. В 33н сроки не регламентированы. Конкретные даты предоставления месячной, квартальной и годовой бухотчетности устанавливают вышестоящие РБС либо учредитель.

Минфин выпустил приказ № 292н от 30.11.2020. Норматив внес изменения в инструкцию № 33н и порядок составления основных отчетов. Приказ вступает в силу 16.02.2021 и утверждает новый порядок заполнения отчетных форм, начиная с отчетности по итогам 2020 года. Минфин утвердил изменения в следующих формах:

  1. Пояснительная записка (ф. 0503760). В таблице № 1 теперь отражают только те виды деятельности, которые учреждение запустило или, наоборот, закрыло в отчетном году. А в таблице № 4 следует раскрывать сведения об учетной политике.
  2. Сведения об исполнении ПФХД (ф. 0503766). Это ежеквартальная форма, но за 1 квартал ее не сдают. Отчет составляют по КФО 5,6. В раздел расходования средств вносят показатели, которые ниже плана исполнения: 45% — по состоянию на 01.07, 70% — по состоянию на 01.10, 95% — на 01.01.2021.
  3. Сведения о кредиторской задолженности (ф. 0503769). Изменили порядок заполнения сч. 304 06. Показатель на конец года включается в состав незавершенных расчетов после регистрации итоговых оборотов. Дебетовый остаток отражается в графах 2, 9 и 12 формы, но со знаком минус.
  4. Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503773). Внесли блок с корректировками по забалансу.
  5. Баланс (ф. 0503730). Скорректировали справку о наличии имущества и обязательств по забалансу и включили счета 38, 39, 45. Установили новое требование к ОКВЭД в кодовой части формы — организации ставят основной вид экономической деятельности, по которому производится большая часть расходов и платежей за год.
  6. Отчет о финансовых результатах (ф. 0503721). Добавили новую детализацию по КОСГУ 340 и 440. Заполнять детализирующие сроки необходимо только для подстатей 347 и 447.

Часть изменений вступает в силу не сразу, а с отчетности 2022 года. По новым правилам сдавайте формы за 2 квартал 2021 (по состоянию на 01.07.2021):

  1. Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738). Суммы по обязательствам, принятым по извещениям о закупке у единственного поставщика, не включаются в графу 5. Для закупок по 44-ФЗ такие извещения не формируют, а по 223-ФЗ эти суммы больше не отражают на счете 0 502 07 000.
  2. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503769). В разрядах 24 и 25 номера счета в графе 1 раздела 1 ставятся нули. В КОСГУ указывается только разряд 3.
  3. Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775). В разделе 4 не учитываются обязательства по извещениям на закупку у единственного поставщика.

Документы, полезные в работе бухгалтера

Помимо ключевых инструкций по бухгалтерскому учету, бухгалтеры используют иные нормативно-правовые акты. Например, приказ № 173н регламентирует порядок формирования сведений и правила обмена этой информацией с органами ФК для ведения реестра договоров, заключенных по результатам закупки.

Скачать приказ № 173н от 29.12.2014

А вот порядок возврата денежных средств в федеральный бюджет государства установлен в инструкции 152н по бюджетному учету в 2022 году.

Скачать инструкцию № 152н по бюджетному учету

Об авторе статьи

Евдокимова Наталья

Евдокимова Наталья

Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению.
Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Другие статьи автора на gosuchetnik.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • В чем назначение должностной инструкции сотрудника в менеджменте
  • В чем назначение должностной инструкции как документа
  • В чем заключаются должностные инструкции нормировщика
  • В фигурные скобки заключаются инструкции объединяемые в единый блок
  • В фармацевтических организациях должны быть составлены инструкции по охране труда