В инструкции размещения умк нет описания следующих элементов

Как и к любому пособию, курсовой работе и т.д. к УМК предъявляются особые требования. Будем их рассматривать отдельно для каждого блока.

В приложении 1, макет 1 представлен титульный лист УМК

2.3.1 Нормативный блок

2.3.1.1 Аннотация (Приложение 1, Макет 2) определяет минимальные требования к содержанию дисциплины, которые извлекаются из государственного образовательного стандарта (ГОС) по специальности и вносятся в раздел 1 макета 2. Аннотация раскрывает взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности/направления (изложить в сопоставлении с ГОС ВПО), называет авторов УМК, включает перечень элементов, составляющих УМК (нормативный, теоретический, практический, диагностический, методический блоки). Не все элементы стандарта являются обязательными для каждого УМКД, наполняемость комплекса зависит от специфики дисциплины и учебного плана специальности.

Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК, включают: примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям; оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов, рекомендованные Министерством образования РБ.

2.3.1.2 Рабочая учебная программа дисциплины составляется с учётом содержания примерной программы дисциплины ГОС ВПО (высшего профессионального образования) и учебного плана факультета (института) по специальности/направлению подготовки и в соответствии с макетом (Приложение 1, Макет 3)

2.3.1.3 Цели и задачи дисциплины (Раздел 1) могут прописываться следующим образом

Дисциплина ориентирует на __________________________ виды профессиональной деятельности, её изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: _____________ (указываются виды и типовые задачи профессиональной деятельности в соответствии с ГОС ВПО).

Формируется цель изучения дисциплины, соотнесённая с общей целью основной образовательной программы, отражающейся в квалификационных характеристиках выпускника и видах профессиональной деятельности, установленных ГОС ВПО.

Перечисляются задачи дисциплины, конкретизирующие типовые задачи профессиональной деятельности (например: изучить, сформировать, овладеть, и др.).

2.3.1.4 Требования к уровню освоения содержания дисциплины (Раздел 2).

Студент, изучающий дисциплину, должен:

знать (в соответствии с задачами дисциплины в области теории);

уметь (в соответствии с задачами дисциплины в области применения теоретических знаний);

владеть (в соответствии с задачами дисциплины в области формирования практических навыков).

2.3.1.5 Объём дисциплины и виды работы определяются в часах (Раздел 3)

2.3.1.6 Содержание дисциплины (Раздел 4) представляется в виде таблиц или текстовым материалом. Первая таблица (Пункт 4.1) содержит разделы дисциплины с указанием видов занятий (лекции, семинарских/практических занятий, лабораторных работ) и их трудоёмкость в часах. Вторая таблица или текстовой материал (Пункт 4.2.) раскрывает краткое содержание разделов дисциплины в виде тематического плана, соотнесённого с разделами дисциплины и отражающего специфику дисциплины. Третья таблица раскрывает краткое содержание лабораторного практикума, если он предусмотрен учебным планом.

2.3.1.7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (Раздел 5; Пункт 5.1) включает перечень основной (следует включать учебники и учебные пособия, изданные за последние 5 лет для гуманитарных специальностей и 10 лет для естественно-научных специальностей) и дополнительной литературы с обязательным указанием количества экземпляров и местом хранения литературы (в библиотеке, на кафедрах, на внутреннем сайте университета и др.)

В разделе дополнительных средств обеспечения освоения дисциплины (Раздел 5; Пункт 5.2) указываются вспомогательные средства, например, программные и электронные средства, нормативные акты и т.д.

2.3.1.8 Материально-техническое обеспечение (Раздел 6) может содержать необходимое оборудование (оборудованные аудитории), аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения (указываются конкретные средства), наглядные пособия (указываются конкретные наглядные пособия), другое используемое оборудование

2.3.1.9 Содержание текущего и промежуточного контроля (Раздел 7) раскрывает формы и содержание текущего контроля (контрольные работы, тесты, коллоквиумы, рефераты, рейтинговое оценивание и др.), а также формы и содержание промежуточного контроля с указанием конкретного вида отчётности в соответствии разделом 3 рабочей учебной программы

Образцы оценочно-диагностических средств и контрольно измерительных материалов представляются в макетах 8 — 16 базовой версии УМКД, полные комплекты оценочно-диагностических средств и контрольно измерительных материалов хранятся на кафедрах и являются учебно-методическими материалами ограниченного (конфиденциального) пользования.

2.3.1.10 Рабочая учебная программа составляется в соответствии с ГОС ВПО по специальности, рассматривается и утверждается ежегодно на заседании кафедры, ведущей дисциплину, № протокола заседания кафедры выписывается в конце рабочей программы

2.3.1.11 Программа учебной дисциплины — нормативный документ, разрабатываемый кафедрами по каждой дисциплине и, наряду с Государственным образовательным стандартом, учебным планом, другими программами учебных дисциплин, программами производственных и учебных практик, определяет общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности/направлению подготовки. Содержание программы учебной дисциплины включает все дидактические единицы, предусмотренные ГОС, и разрабатывается на основе типовых программ, подготовленных соответствующим УМК. Программа имеет рецензию, рассматривается и утверждается на заседании кафедры/учебно-методического совета факультета (института), в них есть отметки с номером протокола и датой утверждения

2.3.2 Теоретический блок содержит только те учебно-методические единицы (учебники, учебные пособия, курсы лекций, конспекты лекций, электронные конспекты лекций базовой версии), которые используются в данном УМКД и перечисляются в аннотации. Подбор литературы (т.е. учебно-методических единиц) производится по выбору авторами УМКД. Материалы могут быть представлены на бумажных и/или электронных носителях (файловые папки, CD, DVD, сайт университета и др.), хранятся в библиотеках университета, на кафедрах, или в личном пользовании преподавателя, ведущего дисциплину

Электронные конспекты лекций для базовой версии обязательны в электронном виде, так как они представляются в локальной сети университета и предназначены для повышения эффективности самостоятельной работы студентов по освоению дисциплины. Они оформляются в макете установленного образца (Приложение 1, Макет 4) и в краткой форме освещают содержание лекционных занятий учебной дисциплины. Электронный конспект может быть представлен в виде краткого обзора лекций, развёрнутого плана лекций, схем, графиков, могут быть использованы и другие формы презентации материала.

2.3.3 Практический блок содержит только те учебно-методические единицы (практикумы, учебные справочники, хрестоматии, наглядно-иллюстративные материалы), которые используются в данном УМК и перечисляются в аннотации. Подбор материала для практических занятий производится по выбору авторами УМК и не предполагает обязательного включения всех учебно-методических единиц. Данные материалы могут быть представлены на бумажных и/или электронных носителях (файловые папки, CD, DVD, сайт университета и др.), хранятся в библиотеках университета, на кафедрах или в личном пользовании преподавателя, ведущего дисциплину. Планы и структура практических, семинарских, лабораторных занятий, практикумов обязательны в электронном виде, так как они представляются в локальной сети университета и предназначены для повышения эффективности самостоятельной работы студентов по освоению дисциплины. Они оформляются в макете установленного образца (Приложение 1, Макеты 5; Пункт 5,1; 6; Пункт 6,1; 7) и в краткой форме освещают содержание практических/семинарских/лабораторных занятий и практикумов учебной дисциплины

2.3.3.1 Рекомендуемый план практического/семинарского занятия:

Практическое занятие № __

Тема:____

Продолжительность:____

1. Вопросы, выносимые на обсуждение / Перечень тем рефератов и докладов к семинарам.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия / Практические задачи, задания, упражнения.

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

4. Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости).

7. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.

2.3.3.2 Рекомендуемый план лабораторной работы:

Лабораторная работа №__

Тема: ____

Продолжительность:____

1. Вопросы (задачи), подлежащие исследованию.

2. Краткие теоретические или справочно-информационные материалы.

3. Рекомендации студентам по подготовке к лабораторной работе с указанием литературы.

4. Описание экспериментальных установок (лабораторного оборудования).

5. Краткое содержание работы, выполняемой студентами в ходе занятия.

6. Порядок проведения эксперимента, постановки опыта, снятия замеров и обработки данных эксперимента.

7. Техника безопасности.

8. Исходные данные для работы.

9. Методика анализа полученных результатов.

10. Порядок оформления отчета по лабораторной работе и его защиты.

2.3.3.3 Рекомендуемые планы предполагают возможность их коррекции, связанной со спецификой дисциплины

2.3.4 Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов включает в себя материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий (текущих, промежуточных), указывает на конкретный вид отчётности в соответствии с рабочей учебной программой. Материалы оформляются в макетах установленного образца (Приложение 1, Макеты 8 — 16).

2.3.4.1 Полная версия оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов предназначена для ограниченного пользования преподавателями, ведущими дисциплину, и представляет собой полный комплект документов как открытого доступа, так и конфиденциальных: вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень вопросов к зачету, перечень вопросов к экзамену, экзаменационные билеты с примером для базовой версии УМК, практические задания к экзамену/зачету с примерами заданий для базовой версии УМК, полный комплект тестов текущей аттестации с образцом для базовой версии УМК, полный комплект тестов промежуточной аттестации с образцом для базовой версии УМК, экзаменационный тест с демоверсией теста для базовой версии УМК, контрольные работы с демоверсией теста для базовой версии УМК, банк тестовых заданий для самоконтроля, методики решения и ответы к тестовым заданиям

учебный методический комплекс дисциплина

2.3.4.2 Базовая версия оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов представляется в электронном виде для локальной сети университета, предназначена для повышения эффективности управления учебным процессом и самостоятельной работы студентов по освоению дисциплины с помощью внедрения в учебный процесс современных технологий обучения. Базовая версия включает комплект документов для открытого доступа в локальной сети университета: вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень вопросов к зачету, перечень вопросов к экзамену, пример экзаменационного билета, пример практического задания к экзамену/зачету, образец (образцы) тестов текущей аттестации, образец тестов промежуточной аттестации, демоверсию экзаменационного теста, демоверсию контрольной работы (контрольных работ), банк тестовых заданий для самоконтроля и подготовки студента к текущей и промежуточной аттестации.

2.3.5 Методический блок содержит методические рекомендации по реализации дисциплины для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов, методические указания к выполнению курсовой работы (проекта) (Приложении 1, макет 17-19)

2.3.5.1 В методических рекомендациях для преподавателей указывается место дисциплины в учебном плане, связь её с другими дисциплинами, вопросы преемственности; отмечаются современные подходы к проблематике дисциплины, специфика авторской концепции; перечисляются особенности реализуемых видов учебной работы, средства, методы обучения, способы учебной деятельности (применение которых для освоения тех или иных тем и разделов наиболее эффективно), принципы и критерии оценивания результатов обучения. Особое внимание необходимо уделять инновационным методам обучения, в том числе информационным. В методических рекомендациях для преподавателей указывается разница в реализации дисциплины в зависимости от форм обучения: очной, заочной, очно-заочной (вечерней)

2.3.5.2 Методические рекомендаци по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что часть курса может изучаться студентом самостоятельно. Содержание методических пособий, как правило, включает:

· рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы, в том числе самостоятельной работы;

· советы по планированию и организации времени, необходимого для освоения дисциплины;

· описание последовательности действий студента, или «сценарий изучения дисциплины»;

· рекомендации по использованию материалов УМК;

· рекомендации по работе с литературой;

· советы по подготовке к экзамену (зачёту);

· рязъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, по выполнению домашних заданий.

2.3.5.3 Методические указания к выполнению курсовой работы (проекта) определяют учебные цели и задачи курсовых работ, содержат краткие сведения по тематике курсовых работ с указанием дополнительной литературы, использовние которой позволяет более глубоко изучить рассматриваемые вопросы; методику выполнения работы, включающую описание сбора исходных данных, порядок выполнения частей работы, методику анализа полученных результатов, порядок оформления курсовой работы, рекомендации по защите. Для преподавателей , руководящих курсовой работой, определяется методика проведения занятий и консультаций, объясняется порядок защиты курсовой работы (проекта). [3]

При составлении качественного учебно-методического комплекса дисциплины, необходимо учитывать все вышеизложенные требования.

Вывод по Главе 2

В данной главе были рассмотрены следующие пункты:

2.1 Структура учебно-методического комплекса дисциплины;

2.2 Этапы разработки УМК;

2.3 Требования к структурным элементам учебно-методического комплекса дисциплины.

В этих пунктах раскрыта практическая сущность, прикладные рекомендации и порядок разработки учебно-методических комплексов дисциплины.

УМК состоит из пяти блоков (нормативный блок, теоретический блок, практический блок, блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов, методический блок) и реализуется в двух форматах: полной версии и базовой версии.

Полная версия УМК предназначена для ограниченного пользования преподавателями, ведущими дисциплину, и представляет собой полный комплект учебно-методических единиц, как открытого доступа, так и конфиденциальных, хранится на кафедрах, утвердивших УМК, или в пользовании преподавателей, ведущих дисциплину, представлен на бумажных и/или электронных носителях (файловые папки, CD, DVD и др.).

Базовая версия УМК представляется в электронном виде в локальной сети университета, предназначена для повышения эффективности управления учебным процессом и самостоятельной работой студентов по освоению дисциплины с помощью внедрения в учебный процесс современных технологий обучения.

Пример оформления представлен ниже в Приложении 1.

Структуры базовой и полной версий УМК представлены в Приложении 2 и 3 соответственно.

Методические рекомендации к разработке

 учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание каждой дисциплины соответствующей учебной образовательной программы, а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся.

УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности. УМК должен разрабатываться для учащихся по всем музыкально-теоретическим дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения учебного материала на уровне требований ФГТ.

Основная цель создания учебно-методического комплекса– предоставить обучаемым полный комплект учебно-методических материалов для  самостоятельного изучения дисциплины.  При этом, помимо непосредственного обучения детей, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.

УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) отдела, обеспечивающего преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки обучающихся. Разработчик(-и) учебно-методического комплекса являются ответственными за качественную подготовку УМК, соответствующего ФГТ.

УМК дисциплины и его компоненты должны:

  1. учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы дополнительного образования;
  2. предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
  3. предполагать использование современных  методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко и качественно осваивать учебный материал и получать практические навыки;
  4. соответствовать современным научным  представлениям в предметной области;
  5. обеспечивать межпредметные связи;
  6. обеспечивать доступность и простоту использования для преподавателей и обучающихся;
  7. содержать информацию об авторе  (авторах), редакторе, результатах апробации в учебном процессе.

УМК в электронном виде хранится  в библиотеке школы и может  быть опубликован, при необходимости изучения каких-либо разделов обучающимися, на личном сайте преподавателя – разработчика.

Рекомендуемый состав УМК

Состав учебно-методического комплекса определяется содержанием утверждённой рабочей программы по соответствующей  дисциплине. В состав УМК включается:

  1. аннотация УМК;
  2. рабочая программа дисциплины, утверждённая  директором школы;
  3. учебно-методические материалы по следующим видам занятий:
  1. краткий курс лекций;
  2. практические занятия (план практических занятий);
  1. контрольно-измерительные материалы;
  2. учебно-наглядные пособия (таблицы, презентации, аудио-, видеоматериалы и т.п.);
  3. электронные материалы, пособия для самостоятельной работы учащихся.

Аннотация учебно-методического  комплекса — краткое содержание УМК с указанием его целей и задач,  ожидаемых результатов освоения дисциплины с точки зрения получения новых  знаний и формирования компетенций.

Лекции – раздел учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов учебной дисциплины в концентрированной, логически выдержанной форме. В состав УМК лекционного курса включаются:

  1. учебно-методические материалы к курсу лекций (учебники, учебные пособия, сборники, подготовленные и изданные авторами УМК, конспекты лекций в печатном виде или электронном представлении – электронный учебник, файл с содержанием излагаемого на лекциях материала, файл с раздаточными материалами);
  2. контрольно-измерительные материалы;
  3. учебная литература, рекомендуемая обучающимся в качестве основной и дополнительной по соответствующей дисциплине.

Практические занятия – одна из форм учебного занятия, формирующая практические навыки учеников, направленная на развитие самостоятельности обучаемых и приобретение необходимых умений и навыков. Учебно-методические материалы практических занятий, входящие в состав УМК, включают:

  1. методические указания по проведению практических занятий в печатном виде или электронном представлении, содержащие:

— план проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем занятий, объёма аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой теме;

— краткие теоретические и учебно-методические материалы по каждой теме, позволяющие ученику ознакомиться с содержанием  вопросов, изучаемых на практическом занятии, со ссылками на дополнительные учебно-методические материалы, позволяющие изучить более глубоко рассматриваемые вопросы;

— тексты ситуаций (музыкальные тексты) для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на практических занятиях;

— методические указания для преподавателей, ведущих практические занятия, определяющие методику проведения занятий, порядок решения задач, предлагаемых обучающимся, варианты тем рефератов и практических заданий, методику обсуждения деловых ситуаций для анализа (в старших классах практические занятия рекомендуется проводить с использованием деловых ситуаций для анализа).

Ситуация для анализа – описание конкретной педагогической задачи (ситуации),  которая реально вставала или стоит перед музыкантом – исполнителем, с указанием сопутствующих этой ситуации фактов, мнений, суждений, на которые обычно и опирается решение практической ситуации. Это метод, позволяющий преподавателю формировать на практических занятиях самостоятельность и логическое мышление обучающихся, возможность размышлять и находить правильное решение, выбрать наиболее приемлемую модель в решении конкретной практической задачи (ситуации).  

Лабораторные занятия – вид самостоятельных практических работ, направленных на углубление и закрепление теоретических знаний, и развитие навыков экспериментирования. По некоторым дисциплинам лабораторные занятия проводятся с использованием компьютерных программ (презентаций, и других).

 Учебно-методические материалы лабораторных занятий, входящие в состав УМК, включают:

  1. методические указания по проведению лабораторных занятий в печатном виде или электронном представлении, содержащие:

— план проведения занятий с указанием последовательности и тематики лабораторных работ, объёма аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой работе;

— краткие общие и учебно-методические материалы  по каждой лабораторной (практической) работе;

 —  методику выполнения лабораторной работы, включающую  краткое описание программного обеспечения, используемого для выполнения лабораторной работы, описания исходных данных для лабораторной работы (тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п.), порядок выполнения работы, методику анализа полученных результатов, порядок оформления отчета по лабораторной работе;

— методические указания для преподавателей, ведущих практические занятия, определяющие методику проведения лабораторных занятий, порядок оформления и презентации отчета по лабораторным работам.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) —  фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. КИМы включают в себя:

  1. контрольные вопросы, тесты и задания по отдельным разделам дисциплины (учебным модулям, дидактическим единицам) для проведения текущего контроля знаний обучаемых;
  2. примеры вопросов, тестов и заданий по отдельным разделам дисциплины для промежуточного контроля знаний обучающихся;
  3. экзаменационные вопросы по дисциплине.

Документация УМК – совокупность всех учебных и учебно-методических материалов, входящих в состав УМК по соответствующей дисциплине. Документация УМК является интеллектуальной собственностью ОУ, разработавшего УМК.

ПРЯДОК РАЗРАБОТКИ УМК

Учебно – методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически  использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки в его применении в практической творческой деятельности.

УМК разрабатывается в следующей последовательности:

  1. разработка рабочей программы по дисциплине, входящей в учебный план;
  2. разработка конспекта лекционных материалов, теоретических сведений;
  3. разработка структуры и содержания практических (лабораторных) занятий;
  4. планирование самостоятельной работы обучаемых;
  5. формирование методических рекомендаций и прочих руководств по самостоятельной работе обучающихся, а также самостоятельному изучению дисциплины;
  6. разработка КИМов;
  7. апробация и корректировка материалов УМК в учебном процессе;
  8. оформление документов по УМК;
  9. согласование и утверждение УМК.

СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ

        Экспертиза учебно-методического комплекса начинается с рассмотрения на заседании  отдела. Далее работа с выпиской из протокола заседания представляется заместителю директора в учебную (методическую) часть на внутреннюю рецензию. Затем УМК направляется на внешнюю рецензию в  профильную кафедру вышестоящей организации или в соответствующее подразделение образовательного учреждения.

        Работа с положительными рецензиями обсуждается на заседании методического совета, выносится решение и оформляется выписка из протокола заседания. В библиотеке школы остается электронный вариант УМК с рецензиями. При отрицательном решении методического совета работа возвращается автору (авторам) на доработку.

Учебно-методический комплекс

Содержание:

  • Определение

    • Что такое УМК по ФГОС
    • УМК в образовании
  • Виды
  • Требования к УМК
  • Структура и компоненты
  • Принципы
  • Этапы проектирования
  • УМК в начальной школе
  • Примеры УМК

Определение

УМК это учебно-методический комплекс, набор учебных, методических и дидактических стандартов, средств обучения и контроля.

УМК в педагогике это описание всего того, что используется преподавателем в процессе обучения для решения педагогических задач. Например, обучающие методы рассматриваются в общем виде, без конкретизации специфики класса и профессионализма педагога. Это образец или шаблон, по которому должны строить свои УМК преподаватели школ и учебных заведений.

Что такое УМК по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дает такое определение. «Учебно-методический комплекс – это комплект нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

ФГОС определяет компетенции, которые должны освоить обучающиеся. Учебно-методический комплекс предлагает модель с учетом потребностей современного общества и образовательного процесса.

УМК в образовании

УМК в образовании – основной документ, на который ориентируются школы при составлении программ для каждого класса. Принципы построения разработала академия наук Российской Федерации для каждой дисциплины. Учебно-методический комплекс в данном случае имеет авторство и является интеллектуальной разработкой педагога.

УМК включает полную и подробную информацию, которой достаточно для освоения учебного предмета и обеспечивает открытость и последовательность образовательного процесса, поэтому доступен для ознакомления любому желающему.

Виды

В образовании накоплен уникальный опыт по составлению и классификации такого материала. Все учебно-методические комплексы можно распределить по нескольким признакам.

Например, по возрастным категориям участников, участвующих в образовательном процессе:

  • для начальной школы;
  • для среднего звена;
  • для выпускных классов;
  • для профессиональной школы.

По степени профессионального качества:

  • для магистратуры;
  • для бакалавриата;
  • для специалитета.

По степени обязательности предметов:

  1. Общие предметы, которые изучают все обучающиеся и получают аттестационную оценку по итогу курса «Русский язык», «Физика», «География».
  2. Факультативные предметы, входящие в базовый образовательный стандарт. Обязательны для изучения, но аттестационного контроля по ним не предусматривается. Это, чаще всего, ознакомительные учебные курсы. Перечень таких предметов ученик может выбрать, в их числе «История родного края», «Поэты и писатели родного края», «Природа родного края. Экскурсии на природу».
  3. Элективные курсы, предназначенные для тех учеников, которые хотят совершенствоваться в определенных умениях и навыках. «Изучение и описание топонимов и гидронимов родного края», «Изучения и классификация диалектизмов нашей местности», «Описание предметов быта коренных жителей. Экскурсии в местный краеведческий музей». Контрольно-измерительных средств такие УМК не предусматривают и в базовый стандарт образования не входят. Итоговым контролем такого курса может быть выступление ученика на школьной научно-практической конференции или написание статьи.

Все комплексы строятся по стандартам, разработанным высшей профессиональной школой государства, а характеристика УМК зависит от процесса обучения  программы, которую выбрала школа. Например, «Школа России» или «Школа 2100».

Требования к УМК

УМК разрабатывается в соответствии с достижениями науки и придерживается требований образовательного стандарта. Говоря иначе, комплекс должен отвечать принципу научности и доступности изложения.

Структура и компоненты

Учебно-методический комплекс разрабатывают преподаватели учебного учреждения, опираясь на требования Государственного образовательного стандарта, учебного плана по данной дисциплине. Педагоги, имеющие ученые степени в области дидактики и методики преподавания, готовят рекомендации по составлению таких комплексов. Состав УМК зависит от выбранной программы обучения. Определим, что входит в УМК, опишем его структуру и компоненты.

В структуру УМК входят:

  1. Введение, в котором дается обоснование целей и задач учебного предмета, определяется объем учебной нагрузки в часах, расписываются умения и навыки, которые должны получить обучающиеся после изучения, формулируются связи с другими курсами и указывается вид контроля.
  2. Программа учебного предмета определяет объем, содержание и тематику учебных занятий. Программа строго регламентирует способы подачи учебного материала, определяет терминологический словарь и практическое применение полученных знаний.
  3. Календарно-тематический план дает подробное распределение учебного материала по часам в течение учебного года. Планирование позволяет преподавателю видеть перспективы развития учебных навыков у учащихся и корректировать их в процессе обучения.
  4. Учебные задания и методические рекомендации к ним – это очень важный блок в УМК, потому что преподаватель заранее может спрогнозировать трудности, которые могут возникнуть у обучающихся и минимизировать их. Кроме этого педагог предусматривает вариативность заданий по степени сложности и сравнение успехов учеников одной параллели.
  5. Ресурсный блок определяет резервные задания и материалы для самостоятельного изучения. Он может содержать комплект упражнений повышенной сложности, список дополнительный литературы, исследовательские и самостоятельные занятия для желающих получить углубленные знания по предмету.
  6. Контрольно-измерительные материалы – это перечень всех тестовых заданий, контрольных, зачетных и итоговых работ.

УМК – это руководство и для педагога, и для ученика.

Структура УМК

Источник: docplayer.ru

Одно из обязательных условий для разработки УМК – это использование федерального и регионального компонентов в построении.

Федеральный компонент – это соблюдение государственного стандарта в образовании (количество учебных часов по предмету, вид аттестационного контроля).

Региональный компонент документация, связанная с содержанием учебной дисциплины, и распределение плана учебных занятий.

Принципы

Принципы построения УМК опираются на принципы современного образовательного процесса:

  • общедоступность;
  • гуманизм;
  • личностно-ориентированный поход;
  • толерантность;
  • патриотизм и гражданская ответственность.

Этапы проектирования

Проектирование УМК – это сложное и творческое дело, которое занимает много времени у педагога.

На первом этапе разработки комплекса учитель рассматривает некоторые задачи обучения, воспитания и развития учеников, анализирует объём информации, который им необходимо усвоить, изучает начальный уровень подготовленности обучающихся. На этом этапе важно рассмотреть содержание учебного материала, разбить его на информационные компоненты и определить методы построения для каждого.

На втором этапе преподаватель разрабатывает методические рекомендации, подбирает задания для индивидуальной мотивации учащихся, готовит тестовые задания, опросники, памятки для учеников и родителей, разрабатывает сценарии игровых методик.

На третьем этапе учитель прописывает все компетенции, которые должны освоить учащиеся при изучении курса. Прогнозирует сложности, с которыми они могут столкнуться, ищет пути их преодоления. Рассматривает методики эффективного обучения.

На последнем этапе учитель подготавливает контрольно-измерительные материалы, тестовые задания и аттестационные контрольные работы. Сравнивает динамику освоения знаний учениками и анализирует дальнейшие перспективы в обучении. После апробации УМК педагог может его доработать или оставить без изменений.

УМК в начальной школе

Сейчас в России существуют две системы обучения.

Традиционная система обучения представлена комплексами «Начальная школа ХХI века», «Школа 2000», «Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа». Развивающая система обучения  это программы Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Примеры УМК

Пример УМК тут.

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Обновлено: 12.07.2023

В данной статье мы разберем, что такое учебно-методический комплекс, из чего он состоит и как именно его создать. Для начала сформулируем определение.

Учебно-методическим комплексом (УМК) называются систематизированные материалы, необходимые для осуществления образовательного процесса, которые обеспечивают успешное обучение и активную познавательную, творческую и коммуникативную деятельность учеников.

УМК – это система, все части которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Они образуют единое целое, которое позволяет достичь основной цели образовательной программы.

В УМК выделяют четыре основных компонента:

  1. Ведущий документ – образовательная программа. Именно на ее основе и разрабатывается весь комплекс.
  2. Учебные систематизированные руководства для обучающихся и педагога. Основные и факультативные программы не могут быть реализованы без дополнительных комплектов материалов информационного, вспомогательного и справочного характера, а также различных предметных руководств, кратких записей занятий, дополнительной литературы научной и методической направленности, системы творческих заданий, шаблонных решений и т.д.
  3. Система образовательных методов. Этот компонент образуют различные пособия, целью которых является помощь в освоении содержания образовательной программы. Все методы обучения можно с большой долей условности разделить на современные и традиционные. К традиционным принято относить все виды печатных пособий (фото, таблицы, плакаты, картины, раздаточный материал, карточки, диафильмы, звукозаписи). К современным – видеофильмы, мультимедийные материалы, образовательные программы и приложения.
  4. Система средств, предназначенных для научной организации труда учителя и учеников. Она может быть представлена в виде материалов следующего направления:
  • материалы по обеспечению индивидуального подхода к ученикам (методики психологической и педагогической диагностики личности, памятки и карточки для детей и родителей);
  • материалы для эффективной работы с детскими коллективами (методики педагогической диагностики, игровые техники, сценарии проведения общих игр и мероприятий).

Как правило, создание любых видов УМК занимает довольно много времени, поскольку это творческая и кропотливая работа.

Основные этапы разработки учебно-методического комплекса

Процесс создания УМК состоит из нескольких этапов. Первый этап заключается в анализе определенных задач обучения, развития и воспитания учащихся, оценке объема и характера информации, которая предлагается для усвоения, а также оценке начального уровня подготовки учеников. Также необходимо подробно изучить учебный материал, разделить его на логические фрагменты, называемые информационными компонентами, а также обосновать логику построения каждого такого компонента.

Второй этап состоит в разработке методических советов, подборке материалов по обеспечению индивидуального подхода к ученикам, разработке опросников, анкет и напоминаний для родителей и учеников, создании сценариев активных мероприятий и других событий, планировании применения игровых методик.

На третьем этапе учитель создает методические и учебные пособия, формируя полноценный пакет материалов, обеспечивающих качественное содействие ученикам в усвоении новой информации, профессиональном и общественном самоопределении.

Каждый педагог вправе составлять свой собственный учебно-методический комплекс и формировать его состав по своему усмотрению в соответствии с уровнем подготовки учеников и их образовательных, культурных и иных потребностей, а также состоянием их здоровья. УМК может быть разработан как отдельным преподавателем, так и целой группой – это определяется спецификой структурного подразделения и видом конкретной программы. Цель УМК – решить основной круг задач, встающих в рамках процесса обучения.

Правила разработки учебно-методического комплекса

В вузе УМК создается группой преподавателей или отдельным педагогом, обеспечивающим ознакомление студентов с учебной дисциплиной в соответствии с образовательным планом по конкретным направлениям (специальностям). Ответственность за корректность и качество готового УМК несет кафедра.

Итоговый документ должен соответствовать всем требованиям Государственного образца для студентов (слушателей, курсантов) по конкретной специальности. Также важно, чтобы учебное заведение имело необходимое техническое и учебно-методическое оснащение всех предметов, в том числе и разного рода научной литературой.

Все материалы, внесенные в учебно-методический комплекс, должны иллюстрировать стремительное развитие науки, делать описание учебного материала связным и логичным, предполагать применение самых современных методов и различного рода мультимедийной техники для повышения интенсивности учебного процесса. Все это помогает студентам и школьникам лучше усваивать новое и активнее применять знания на практике.

Таким образом. в создании УМК выделяют следующие этапы:

  • создание учебной программы по нужному предмету, входящему в основной учебный план вуза, училища, школы;
  • создание модели УМК с определением целей, проблем, содержимого, элементов, методов, конструкций и обучающих средств;
  • написание лекционных планов, обоснование методик ведения дополнительных уроков, подбор иллюстративного материала, упражнений, составление правил отчетности, подготовки курсовых работ и т.д.;
  • оформление материалов комплекса в электронном и печатном виде;
  • правка и доработка материалов УМК (при необходимости).

После подготовки всего комплекса преподаватель должен четко видеть перед собой весь будущий учебный процесс, его последовательность, расписанную по действиям и шагам. В основе любого хорошего и результативного обучения лежит именно подробный и качественный учебно-методический комплекс. Его наличие позволит избежать многих технических проблем, например, связанных с подменой заболевшего учителя, ведь его заместитель сможет использовать все заранее подготовленные материалы, и преемственность изложения информации не пострадает.

УМК это учебно-методический комплекс, набор учебных, методических и дидактических стандартов, средств обучения и контроля.

УМК в педагогике – это описание всего того, что используется преподавателем в процессе обучения для решения педагогических задач. Например, обучающие методы рассматриваются в общем виде, без конкретизации специфики класса и профессионализма педагога. Это образец или шаблон, по которому должны строить свои УМК преподаватели школ и учебных заведений.

Что такое УМК по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дает такое определение. «Учебно-методический комплекс – это комплект нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

ФГОС определяет компетенции, которые должны освоить обучающиеся. Учебно-методический комплекс предлагает модель с учетом потребностей современного общества и образовательного процесса.

УМК в образовании

УМК в образовании – основной документ, на который ориентируются школы при составлении программ для каждого класса. Принципы построения разработала академия наук Российской Федерации для каждой дисциплины. Учебно-методический комплекс в данном случае имеет авторство и является интеллектуальной разработкой педагога.

УМК включает полную и подробную информацию, которой достаточно для освоения учебного предмета и обеспечивает открытость и последовательность образовательного процесса, поэтому доступен для ознакомления любому желающему.

В образовании накоплен уникальный опыт по составлению и классификации такого материала. Все учебно-методические комплексы можно распределить по нескольким признакам.

Например, по возрастным категориям участников, участвующих в образовательном процессе:

  • для начальной школы;
  • для среднего звена;
  • для выпускных классов;
  • для профессиональной школы.

По степени профессионального качества:

  • для магистратуры;
  • для бакалавриата;
  • для специалитета.

По степени обязательности предметов:

Требования к УМК

УМК разрабатывается в соответствии с достижениями науки и придерживается требований образовательного стандарта. Говоря иначе, комплекс должен отвечать принципу научности и доступности изложения.

Структура и компоненты

Учебно-методический комплекс разрабатывают преподаватели учебного учреждения, опираясь на требования Государственного образовательного стандарта, учебного плана по данной дисциплине. Педагоги, имеющие ученые степени в области дидактики и методики преподавания, готовят рекомендации по составлению таких комплексов. Состав УМК зависит от выбранной программы обучения. Определим, что входит в УМК, опишем его структуру и компоненты.

В структуру УМК входят:

  1. Введение, в котором дается обоснование целей и задач учебного предмета, определяется объем учебной нагрузки в часах, расписываются умения и навыки, которые должны получить обучающиеся после изучения, формулируются связи с другими курсами и указывается вид контроля.
  2. Программа учебного предмета определяет объем, содержание и тематику учебных занятий. Программа строго регламентирует способы подачи учебного материала, определяет терминологический словарь и практическое применение полученных знаний.
  3. Календарно-тематический план дает подробное распределение учебного материала по часам в течение учебного года. Планирование позволяет преподавателю видеть перспективы развития учебных навыков у учащихся и корректировать их в процессе обучения.
  4. Учебные задания и методические рекомендации к ним – это очень важный блок в УМК, потому что преподаватель заранее может спрогнозировать трудности, которые могут возникнуть у обучающихся и минимизировать их. Кроме этого педагог предусматривает вариативность заданий по степени сложности и сравнение успехов учеников одной параллели.
  5. Ресурсный блок определяет резервные задания и материалы для самостоятельного изучения. Он может содержать комплект упражнений повышенной сложности, список дополнительный литературы, исследовательские и самостоятельные занятия для желающих получить углубленные знания по предмету.
  6. Контрольно-измерительные материалы – это перечень всех тестовых заданий, контрольных, зачетных и итоговых работ.

УМК – это руководство и для педагога, и для ученика.

Одно из обязательных условий для разработки УМК – это использование федерального и регионального компонентов в построении.

Федеральный компонент – это соблюдение государственного стандарта в образовании (количество учебных часов по предмету, вид аттестационного контроля).

Региональный компонент документация, связанная с содержанием учебной дисциплины, и распределение плана учебных занятий.

Принципы

Принципы построения УМК опираются на принципы современного образовательного процесса:

  • общедоступность;
  • гуманизм;
  • личностно-ориентированный поход;
  • толерантность;
  • патриотизм и гражданская ответственность.

Этапы проектирования

Проектирование УМК – это сложное и творческое дело, которое занимает много времени у педагога.

На первом этапе разработки комплекса учитель рассматривает некоторые задачи обучения, воспитания и развития учеников, анализирует объём информации, который им необходимо усвоить, изучает начальный уровень подготовленности обучающихся. На этом этапе важно рассмотреть содержание учебного материала, разбить его на информационные компоненты и определить методы построения для каждого.

На втором этапе преподаватель разрабатывает методические рекомендации, подбирает задания для индивидуальной мотивации учащихся, готовит тестовые задания, опросники, памятки для учеников и родителей, разрабатывает сценарии игровых методик.

На третьем этапе учитель прописывает все компетенции, которые должны освоить учащиеся при изучении курса. Прогнозирует сложности, с которыми они могут столкнуться, ищет пути их преодоления. Рассматривает методики эффективного обучения.

На последнем этапе учитель подготавливает контрольно-измерительные материалы, тестовые задания и аттестационные контрольные работы. Сравнивает динамику освоения знаний учениками и анализирует дальнейшие перспективы в обучении. После апробации УМК педагог может его доработать или оставить без изменений.

УМК в начальной школе

Сейчас в России существуют две системы обучения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методические рекомендации

по формированию и оформлению учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Методические рекомендации содержат общие требования по формированию учебно-методического комплекса (УМК). В рекомендациях представлена структура, содержание, этапы разработки УМК, а также даны практические советы по его оформлению.

Рекомендации предназначены педагогическим работникам, проектирующим и реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, и носят рекомендательный характер.

В настоящее время в условиях модернизации и повышения качества системы образования в целом происходит развитие и совершенствование всех его составных частей. В этих условиях и сфера дополнительного образования неизбежно должна качественно и содержательно изменяться, быть мобильной, отвечать запросам детей и их родителей, образования и общества. Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Сегодня при активном насыщении рынка образовательных услуг большим количеством дополнительных общеобразовательных программ, разнообразных по направленности, виду деятельности, уровню освоения, существенно возрастает роль качественного методического обеспечения их реализации. С этой целью разрабатываются нормативные документы разных уровней по активному развитию, переосмыслению и обновлению принципов и подходов к организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Р азработка программн о-методического обеспечения образовательных организаций ДОД является важным направлением в реализации идеи управления качеством образования. Одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе ДОД может стать создание набора программно-методических материалов, который и может быть представлен в виде учебно-методического комплекса.

Создание УМК педагогом дополнительного образования является актуальным и перспективным средством повышения качества дополнительного образования. Именно в УМК каждый педагог может разработать технологию определения результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Акцентирование внимания на методической составляющей профессиональной деятельности, приобретение опыта методической работы, прежде всего, полезно самим педагогам, поскольку позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних видов деятельности к другим.

В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует проявлению творческой активности и профессиональному росту.

Актуальность разработки методических рекомендаций по формированию УМК заключается в анализе, систематизации, возможности практического применения и передаче педагогическим работникам информации о структуре, содержании и этапах создания учебно-методического комплекса.

Целью создания настоящих методических рекомендаций является выработка системного подхода к созданию учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1. Положение об учебно-методическом комплексе предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебный план, реализуемые по всем предметам обучения в школе.

1.2. Предусмотренный настоящим Положением уровень учебно-методической обеспеченности учебной дисциплины является одним из условий, позволяющих достичь необходимого качества начального образования.

1.3. Настоящее Положение регулирует процесс подготовки учебного материала, как с точки зрения содержания, так и формы в целях создания условий, позволяющих эффективно организовать и поддерживать самостоятельную работу учащихся, сохранить преемственность в преподавании учебных дисциплин, обеспечить доступность образования для всех участников образовательного процесса.

2. Решаемые задачи:

2.1.Сохранение единого информационного пространства школы.

2.2. Подготовка учебно-методического обеспечения каждой дисциплины, преподаваемой в школе, формирование учебно-методических комплексов по всем дисциплинам.

2.3. Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки учащихся.

2.4. Создание инструмента планирования и организации работ по совершенствованию учебно-методической базы начальной школы № 615.

2.5. Получение учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников, учебно-методических пособий.

3. Структура учебно-методического комплекса.

Учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины.

Состав УМК определяется содержанием учебной программы по соответствующему предмету.

Структура УМК:

Содержательные части образовательного стандарта учебной дисциплины:

введение (выполняется при необходимости);

цели и задачи дисциплины;

содержание дисциплины и условия её реализации:

рабочая программа дисциплины;

виды и содержание занятий по дисциплине;

формы и содержание текущей аттестации и итоговой оценки по дисциплине;

учебно-методические материалы по дисциплине;

учебно-методическая карта дисциплины;

специфические особенности преподавания дисциплины (при необходимости);

лист согласования рабочей программы дисциплины.

использование технических средств обучения и вычислительной техники. Программное обеспечение дисциплины;

организация самостоятельной работы студентов по дисциплине;

элементы научного поиска при изучении дисциплины.

приложения (указаны только обязательные):

методические указания к лабораторному практикуму (выполняются при наличии в учебном плане);

методические указания к курсовому проектированию (выполняются при наличии в учебном плане);

варианты индивидуальных расчетных заданий и методические указания по их выполнению (выполняются при наличии в учебном плане);

контролирующие материалы по дисциплине:

тесты текущего контроля знаний по дисциплине;

тесты итогового контроля знаний по дисциплине;

тесты контроля остаточных знаний по дисциплине.

3.1 Образовательная программа школы.

3.2. Учебная программа дисциплины, утвержденная директором школы;

Учебная программа — программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям Государственной программы и учитывающая специфику подготовки учащихся. Оформление учебной программы выполняется в соответствии с требованиями, предъявленными МО РФ.

3.3. Учебно-методические материалы

Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, отражают современный уровень развития науки, предусматривают логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технологий, средств оптимизации учебного процесса, позволяющих учащимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.

4. Порядок выбора УМК

На заседании методических объединений учителей начальных классов и учителей-предметников рассматриваются и отбираются учебные и учебно-методические материалы, представляемые разработчиками УМК;

Обеспечивается своевременный заказ основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы для библиотеки школы;

Регулярно оценивается готовность УМК к использованию в учебном процессе, и принимаются оперативные меры по устранению отставания от плана подготовки УМК;

Корректировка УМК

На этапе выбора и корректировки материалов УМК заместителем директора по учебной части, библиотекарем школы осуществляется периодический контроль их соответствия современному уровню развития науки, методики и технологии осуществления учебного процесса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. УМК «Школа России» издательства «Просвещение», включающий учебники и учебные пособия нового поколения, отвечает всем требованиям Стандарта.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Конечный результат образовательной деятельности начальной школы зафиксирован в проекте Стандарта в качестве портрета выпускника.

Каким же должен быть ребенок, оканчивающий начальную школу? Это:

любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий своё и чужое мнение;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;

имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.

Эти принципы реализуются в учебниках по всем предметам, среди которых нет главных и второстепенных.

Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться. В состав комплекта входят следующие учебники: обучение грамоте (азбука – Горецкий В. Г.), русский язык – Канакина В. П. , литературное чтение – Климанова Л. Ф., математика – Моро М. И., окружающий мир – Плешаков А. А., изобразительное искусство – Неменская Л. А., музыка – Критская Е. Д., информатика – Семенов А. Л., технология – Роговцева Н. И., ОРКСЭ – Кураев А. В., иностранные языки.

Все учебники имеют законченные линии с 1 по 4 класс, а также развернутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения и других пособий.

Психолого-педагогические модели построения всех тем в учебниках включают общие подходы к организации учебного материала и совместной деятельности учителя и учащихся. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности:

постановка проблемы, цели и ее анализ учащимся совместно с учителем;

самостоятельная формулировка детьми открывшихся им в ходе наблюдений и анализа изучаемого материала правил, способов действий, признаков понятий и т.д.

уточнение сформулированных учащимися обобщений (правил, способов действий и определений понятий) по учебнику;

введение соответствующей терминологии;

выполнение упражнений, различных по уровню сложности, на применение и уточнение знаний и способов деятельности по теме.

Учебники, по сути, направляют деятельность учителя:

отражены цели и содержание работы по каждой теме, ее распределение по времени;

представлены средства организации учебно-познавательной деятельности учащихся (условные обозначения, аналитические планы);

сформулированы результаты, к которым должны прийти дети (признаки и определения понятий, способы распознавания изучаемых фактов языка, алгоритмы действий, орфографические правила и т. д.).

Среди средств управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, представленных в учебниках, значительное место занимают аналитические планы.
Аналитические планы — это система вопросов, которыми сопровождается практически каждое задание. Их назначение:

способствовать осознанию учащимися смысла выполняемой работы;

помочь детям сосредоточиться на главном, вспомнить, воспроизвести знания, необходимые для выполнения задания, выбрать способы деятельности;

раскрыть связь между целью работы и теми знаниями и способами деятельности (познавательными действиями), которые необходимы для достижения положительного результата;

поставить учащихся в ситуацию выбора возможных вариантов рассуждения, объяснения, поиска, монологических высказываний относительно выполняемого задания и выявленных связей и закономерностей в наблюдаемых языковых явлениях;

формировать мотивы учебной деятельности младших школьников, навыки контроля и самоконтроля;

способствовать осознанию не только того, как надо действовать, но и того, почему предпочтительно действовать так, а не иначе.

Особую роль в учебниках выполняют сведения о языке, которые даются детям в основном для размышления, более глубокого понимания, осознания, в отдельных случаях — для запоминания. Приводимые в учебниках сведения из истории языка ставят своей целью приобщение детей к постановке вопроса и поиску ответа относительно того, что и почему изменяется в языке.

Методическая система учебников ориентирована на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, формирует интерес к узнаванию, изучению родного языка. Она направляет деятельность учителя на создание на уроке атмосферы открытия и удивления, на выработку навыков учебной самостоятельности.

Главной при совершенствовании учебников была ориентация учебного материала и способов его подачи на максимально возможное включение учащихся в ситуации применения знаний в измененных условиях, в ситуации самостоятельного перехода от известного к новому, как в области знаний, так и в области способов учебных действий.

Специальная система заданий связывает учебник и рабочую тетрадь, учебник и тетрадь тестов, а также организует поиск необходимой информации: в сети Интернет, энциклопедической, справочной, краеведческой, научно-популярной литературе.

Несомненно, ценность комплекта состоит в том, что ему присущи такие характеристики, которые очень значимы для учителя не только сегодня, но и всегда, а именно: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

Читайте также:

      

  • Сравнительная таблица психического развития в младшем школьном и подростковом возрасте
  •   

  • Социальный консерватизм это кратко и понятно
  •   

  • Чередов и м методика планирования школьных форм организации обучения
  •   

  • Система оценивания в 1 классе по фгос школа россии изо
  •   

  • Методика преподавания в воскресной школе для детей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • В инструкции по мерам пожарной безопасности должны содержаться
  • В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица ответственные за
  • В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы
  • В инструкции не рекомендуется устанавливать обогреватель в ванной объясните почему
  • В инструкции включены параметры направленные