В конструкции try catch после выполнения инструкции catch

Время на прочтение
23 мин

Количество просмотров 420K

Это первая часть статьи, посвященной такому языковому механизму Java как исключения (вторая (checked/unchecked) вот). Она имеет вводный характер и рассчитана на начинающих разработчиков или тех, кто только приступает к изучению языка.

Также я веду курс «Scala for Java Developers» на платформе для онлайн-образования udemy.com (аналог Coursera/EdX).

1. Ключевые слова: try, catch, finally, throw, throws
2. Почему используем System.err, а не System.out
3. Компилятор требует вернуть результат (или требует молчать)
4. Нелокальная передача управления (nonlocal control transfer)
5. try + catch (catch — полиморфен)
6. try + catch + catch + …
7. try + finally
8. try + catch + finally
9. Вложенные try + catch + finally

1. Ключевые слова: try, catch, finally, throw, throws

Механизм исключительных ситуаций в Java поддерживается пятью ключевыми словами

  • try
  • catch
  • finally
  • throw
  • throws

«Магия» (т.е. некоторое поведение никак не отраженное в исходном коде и потому неповторяемое пользователем) исключений #1 заключается в том, что catch, throw, throws можно использовать исключительно с java.lang.Throwable или его потомками.

throws:
Годится

public class App {
    public static void main(String[] args) throws Throwable {}
}

Не годится

public class App {
    public static void main(String[] args) throws String {}
}

>> COMPILATION ERROR: Incompatible types: required 'java.lang.Throwable', found: 'java.lang.String'

catch:
Годится

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
        } catch (Throwable t) {}
    }
}

Не годится

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
        } catch (String s) {}
    }
}

>> COMPILATION ERROR: Incompatible types: required 'java.lang.Throwable', found: 'java.lang.String'

throw:
Годится

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        // Error - потомок Throwable
        throw new Error();
    }
}

Не годится

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        throw new String("Hello!");
    }
}

>> COMPILATION ERROR: Incompatible types: required 'java.lang.Throwable', found: 'java.lang.String'

Кроме того, throw требуется не-null аргумент, иначе NullPointerException в момент выполнения

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        throw null;
    }
}

>> RUNTIME ERROR: Exception in thread "main" java.lang.NullPointerException

throw и new — это две независимых операции. В следующем коде мы независимо создаем объект исключения и «бросаем» его

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        Error ref = new Error(); // создаем экземпляр
        throw ref;               // "бросаем" его
    }
}

>> RUNTIME ERROR: Exception in thread "main" java.lang.Error

Однако, попробуйте проанализировать вот это

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        f(null);
    }
    public static void f(NullPointerException e) {
        try {
            throw e;
        } catch (NullPointerException npe) {
            f(npe);
        }
    }
}

>> RUNTIME ERROR: Exception in thread "main" java.lang.StackOverflowError

2. Почему используем System.err, а не System.out

System.out — buffered-поток вывода, а System.err — нет. Таким образом вывод может быть как таким

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        System.out.println("sout");
        throw new Error();
    }
}
>> RUNTIME ERROR: Exception in thread "main" java.lang.Error
>> sout

Так и вот таким (err обогнало out при выводе в консоль)

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        System.out.println("sout");
        throw new Error();
    }
}
>> sout
>> RUNTIME ERROR: Exception in thread "main" java.lang.Error

Давайте это нарисуем

                      буфер сообщений
                    +----------------+
                 +->| msg2 msg1 msg0 | --> out 
                /   +----------------+        
               /                                 +-> +--------+
ВАШЕ ПРИЛОЖЕНИЕ                                      | КОНСОЛЬ|
                                                +-> +--------+
                                               /
                 +------------------------> err
                 нет буфера, сразу печатаем

когда Вы пишете в System.err — ваше сообщение тут же выводится на консоль, но когда пишете в System.out, то оно может на какое-то время быть буферизированно. Stacktrace необработанного исключение выводится через System.err, что позволяет им обгонять «обычные» сообщения.

3. Компилятор требует вернуть результат (или требует молчать)

Если в объявлении метода сказано, что он возвращает НЕ void, то компилятор зорко следит, что бы мы вернули экземпляр требуемого типа или экземпляр типа, который можно неявно привести к требуемому

public class App { 
    public double sqr(double arg) { // надо double
        return arg * arg;           // double * double - это double  
    }
}

public class App { 
    public double sqr(double arg) { // надо double
        int k = 1;                  // есть int
        return k;                   // можно неявно преобразовать int в double
    }
}

// на самом деле, компилятор сгенерирует байт-код для следующих исходников 
public class App { 
    public double sqr(double arg) { // надо double
        int k = 1;                  // есть int
        return (double) k;          // явное преобразование int в double
    }
}

вот так не пройдет (другой тип)

public class App {
    public static double sqr(double arg) {
        return "hello!";
    }
}

>> COMPILATION ERROR: Incompatible types. Required: double. Found: java.lang.String

Вот так не выйдет — нет возврата

public class App {
    public static double sqr(double arg) {
    }
}

>> COMPILATION ERROR: Missing return statement

и вот так не пройдет (компилятор не может удостовериться, что возврат будет)

public class App {
    public static double sqr(double arg) {
        if (System.currentTimeMillis() % 2 == 0) {
            return arg * arg; // если currentTimeMillis() - четное число, то все ОК
        }
        // а если нечетное, что нам возвращать?
    }
}

>> COMPILATION ERROR: Missing return statement

Компилятор отслеживает, что бы мы что-то вернули, так как иначе непонятно, что должна была бы напечатать данная программа

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        double d = sqr(10.0); // ну, и чему равно d?
        System.out.println(d);
    }    
    public static double sqr(double arg) {
        // nothing
    }
}

>> COMPILATION ERROR: Missing return statement

Из-забавного, можно ничего не возвращать, а «повесить метод»

public class App {
    public static double sqr(double arg) {
        while (true); // Удивительно, но КОМПИЛИРУЕТСЯ!
    }
}

Тут в d никогда ничего не будет присвоено, так как метод sqr повисает

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        double d = sqr(10.0);  // sqr - навсегда "повиснет", и 
        System.out.println(d); // d - НИКОГДА НИЧЕГО НЕ БУДЕТ ПРИСВОЕНО!
    }    
    public static double sqr(double arg) {
        while (true); // Вот тут мы на века "повисли"
    }
}

Компилятор пропустит «вилку» (таки берем в квадрат ИЛИ висим)

public class App {
    public static double sqr(double arg) {
        if (System.currentTimeMillis() % 2 == 0) {
            return arg * arg; // ну ладно, вот твой double
        } else {
            while (true);     // а тут "виснем" навсегда
        }
    }
}

Но механизм исключений позволяет НИЧЕГО НЕ ВОЗВРАЩАТЬ!

public class App {
    public static double sqr(double arg) {
        throw new RuntimeException();
    }
}

Итак, у нас есть ТРИ варианта для компилятора

public class App {
    public static double sqr(double arg) {// согласно объявлению метода ты должен вернуть double
        long time = System.currentTimeMillis();
        if (time % 2 == 0) {
            return arg * arg;             // ок, вот твой double
        } else if (time % 2 == 1) { {
            while (true);                 // не, я решил "повиснуть"
        } else {
            throw new RuntimeException(); // или бросить исключение
        }
    }
}

Но КАКОЙ ЖЕ double вернет функция, бросающая RuntimeException?
А НИКАКОЙ!

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        // sqr - "сломается" (из него "выскочит" исключение),  
        double d = sqr(10.0);  // выполнение метода main() прервется в этой строчке и
                               // d - НИКОГДА НИЧЕГО НЕ БУДЕТ ПРИСВОЕНО!
        System.out.println(d); // и печатать нам ничего не придется!
    }    
    public static double sqr(double arg) {
        throw new RuntimeException(); // "бросаем" исключение
    }
}

>> RUNTIME ERROR: Exception in thread "main" java.lang.RuntimeException

Подытожим: бросаемое исключение — это дополнительный возвращаемый тип. Если ваш метод объявил, что возвращает double, но у вас нет double — можете бросить исключение. Если ваш метод объявил, что ничего не возвращает (void), но у вам таки есть что сказать — можете бросить исключение.

Давайте рассмотрим некоторый пример из практики.

Задача: реализовать функцию, вычисляющую площадь прямоугольника

public static int area(int width, int height) {...}

важно, что задание звучит именно так, в терминах предметной области — «вычислить площадь прямоугольника», а не в терминах решения «перемножить два числа»:

public static int area(int width, int height) {
    return width * height; // тут просто перемножаем
}

Вопрос: что делать, если мы обнаружили, что хотя бы один из аргументов — отрицательное число?
Если просто умножить, то мы пропустили ошибочные данные дальше. Что еще хуже, возможно, мы «исправили ситуацию» — сказали что площадь прямоугольника с двумя отрицательными сторонами -10 и -20 = 200.

Мы не можем ничего не вернуть

public static int area(int width, int height) {
    if (width < 0 || height < 0) {
        // у вас плохие аргументы, извините
    } else {
        return width * height;
    }
}

>> COMPILATION ERROR: Missing return statement

Можно, конечно, отписаться в консоль, но кто ее будет читать и как определить где была поломка. При чем, вычисление то продолжится с неправильными данными

public static int area(int width, int height) {
    if (width < 0 || height < 0) {
        System.out.println("Bad ...");
    }
    return width * height;
}

Можно вернуть специальное значение, показывающее, что что-то не так (error code), но кто гарантирует, что его прочитают, а не просто воспользуются им?

public static int area(int width, int height) {
    if (width < 0 || height < 0) {
        return -1; // специальное "неправильное" значение площади
    }
    return width * height;
}

Можем, конечно, целиком остановить виртуальную машину

public static int area(int width, int height) {
    if (width < 0 || height < 0) {
        System.exit(0);
    }
    return width * height;
}

Но «правильный путь» таков: если обнаружили возможное некорректное поведение, то
1. Вычисления остановить, сгенерировать сообщение-поломку, которое трудно игнорировать, предоставить пользователю информацию о причине, предоставить пользователю возможность все починить (загрузить белье назад и повторно нажать кнопку старт)

public static int area(int width, int height) {
    if (width < 0 || height < 0) {
        throw new IllegalArgumentException("Negative sizes: w = " + width + ", h = " + height);
    }
    return width * height;
}

4. Нелокальная передача управления (nonlocal control transfer)

Механизм исключительных ситуация (исключений) — это механизм НЕЛОКАЛЬНОЙ ПЕРЕДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ.
Что под этим имеется в виду?
Программа, в ходе своего выполнения (точнее исполнения инструкций в рамках отдельного потока), оперирует стеком («стопкой») фреймов. Передача управления осуществляется либо в рамках одного фрейма

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        // Пример: ОПЕРАТОР ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
        int x = 42;    // первый шаг
        int y = x * x; // второй шаг
        x = x * y;     // третий шаг
        ...
    }
}

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        // Пример: ОПЕРАТОР ВЕТВЛЕНИЯ
        if (args.length > 2) { первый шаг
            // второй шаг или тут
            ...
        } else {
            // или тут
            ...
        }
        // третий шаг
        ...
    }
}

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        // Пример: ОПЕРАТОР ЦИКЛА do..while
        int x = 1;      
        do {
            ...
        } while (x++ < 10);
        ...
    }
}

и другие операторы.

Либо передача управления происходит в «стопке» фреймов между СОСЕДНИМИ фреймами

  • вызов метода: создаем новый фрейм, помещаем его на верхушку стека и переходим в него
  • выход из метода: возвращаемся к предыдущему фрейму (через return или просто кончились инструкции в методе)

return — выходим из ОДНОГО фрейма (из фрейма #4(метод h()))

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        System.err.println("#1.in");
        f(); // создаем фрейм, помещаем в стек, передаем в него управление
        System.err.println("#1.out"); // вернулись
    } // выходим из текущего фрейма, кончились инструкции

    public static void f() {
        System.err.println(".   #2.in");
        g(); // создаем фрейм, помещаем в стек, передаем в него управление
        System.err.println(".   #2.out");  //вернулись
    } // выходим из текущего фрейма, кончились инструкции

    public static void g() {
        System.err.println(".   .   #3.in");
        h(); // создаем фрейм, помещаем в стек, передаем в него управление
        System.err.println(".   .   #3.out"); // вернулись
    } // выходим из текущего фрейма, кончились инструкции

    public static void h() {
        System.err.println(".   .   .   #4.in");
        if (true) {
            System.err.println(".   .   .   #4.RETURN");
            return; // выходим из текущего фрейма по 'return'
        }
        System.err.println(".   .   .   #4.out"); // ПРОПУСКАЕМ
    }
}

>> #1.in
>> .   #2.in
>> .   .   #3.in
>> .   .   .   #4.in
>> .   .   .   #4.RETURN
>> .   .   #3.out
>> .   #2.out
>> #1.out

throw — выходим из ВСЕХ фреймов

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        System.err.println("#1.in");
        f(); // создаем фрейм, помещаем в стек, передаем в него управление
        System.err.println("#1.out"); // ПРОПУСТИЛИ!
    }

    public static void f() {
        System.err.println(".   #2.in");
        g(); // создаем фрейм, помещаем в стек, передаем в него управление
        System.err.println(".   #2.out"); // ПРОПУСТИЛИ!
    }

    public static void g() {
        System.err.println(".   .   #3.in");
        h(); // создаем фрейм, помещаем в стек, передаем в него управление
        System.err.println(".   .   #3.out"); // ПРОПУСТИЛИ!
    }

    public static void h() {
        System.err.println(".   .   .   #4.in");
        if (true) {
            System.err.println(".   .   .   #4.THROW");
            throw new Error(); // выходим со всей пачки фреймов ("раскрутка стека") по 'throw'
        }
        System.err.println(".   .   .   #4.out"); // ПРОПУСТИЛИ!
    }
}

>> #1.in
>> .   #2.in
>> .   .   #3.in
>> .   .   .   #4.in
>> .   .   .   #4.THROW
>> RUNTIME ERROR: Exception in thread "main" java.lang.Error

При помощи catch мы можем остановить летящее исключение (причина, по которой мы автоматически покидаем фреймы).
Останавливаем через 3 фрейма, пролетаем фрейм #4(метод h()) + пролетаем фрейм #3(метод g()) + фрейм #2(метод f())

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        System.err.println("#1.in");
        try {
            f(); // создаем фрейм, помещаем в стек, передаем в него управление
        } catch (Error e) { // "перехватили" "летящее" исключение
            System.err.println("#1.CATCH");  // и работаем
        }
        System.err.println("#1.out");  // работаем дальше
    }

    public static void f() {
        System.err.println(".   #2.in");
        g(); // создаем фрейм, помещаем в стек, передаем в него управление
        System.err.println(".   #2.out"); // ПРОПУСТИЛИ!
    }

    public static void g() {
        System.err.println(".   .   #3.in");
        h(); // создаем фрейм, помещаем в стек, передаем в него управление
        System.err.println(".   .   #3.out"); // ПРОПУСТИЛИ!
    }

    public static void h() {
        System.err.println(".   .   .   #4.in");
        if (true) {
            System.err.println(".   .   .   #4.THROW");
            throw new Error(); // выходим со всей пачки фреймов ("раскрутка стека") по 'throw'
        }
        System.err.println(".   .   .   #4.out"); // ПРОПУСТИЛИ!
    }
}

>> #1.in
>> .   #2.in
>> .   .   #3.in
>> .   .   .   #4.in
>> .   .   .   #4.THROW
>> #1.CATCH
>> #1.out

Обратите внимание, стандартный сценарий работы был восстановлен в методе main() (фрейм #1)

Останавливаем через 2 фрейма, пролетаем фрейм #4(метод h()) + пролетаем фрейм #3(метод g())

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        System.err.println("#1.in");
        f(); // создаем фрейм, помещаем в стек, передаем в него управление
        System.err.println("#1.out"); // вернулись и работаем
    }

    public static void f() {
        System.err.println(".   #2.in");
        try {
            g(); // создаем фрейм, помещаем в стек, передаем в него управление
        } catch (Error e) { // "перехватили" "летящее" исключение
            System.err.println(".   #2.CATCH");  // и работаем
        }
        System.err.println(".   #2.out");  // работаем дальше
    }

    public static void g() {
        System.err.println(".   .   #3.in");
        h(); // создаем фрейм, помещаем в стек, передаем в него управление
        System.err.println(".   .   #3.out"); // ПРОПУСТИЛИ!
    }

    public static void h() {
        System.err.println(".   .   .   #4.in");
        if (true) {
            System.err.println(".   .   .   #4.THROW");
            throw new Error(); // выходим со всей пачки фреймов ("раскрутка стека") по 'throw'
        }
        System.err.println(".   .   .   #4.out"); // ПРОПУСТИЛИ!
    }
}

>> #1.in
>> .   #2.in
>> .   .   #3.in
>> .   .   .   #4.in
>> .   .   .   #4.THROW
>> .   #2.CATCH
>> .   #2.out
>> #1.out

Останавливаем через 1 фрейм (фактически аналог return, просто покинули фрейм «другим образом»)

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        System.err.println("#1.in");
        f(); // создаем фрейм, помещаем в стек, передаем в него управление
        System.err.println("#1.out"); // вернулись и работаем
    }

    public static void f() {
        System.err.println(".   #2.in");
        g(); // создаем фрейм, помещаем в стек, передаем в него управление
        System.err.println(".   #2.out"); // вернулись и работаем
    }

    public static void g() {
        System.err.println(".   .   #3.in");
        try {
            h(); // создаем фрейм, помещаем в стек, передаем в него управление
        } catch (Error e) { // "перехватили" "летящее" исключение
            System.err.println(".   .   #3.CATCH");  // и работаем
        }
        System.err.println(".   .   #3.out");  // работаем дальше
    }

    public static void h() {
        System.err.println(".   .   .   #4.in");
        if (true) {
            System.err.println(".   .   .   #4.THROW");
            throw new Error(); // выходим со всей пачки фреймов ("раскрутка стека") по 'throw'
        }
        System.err.println(".   .   .   #4.out"); // ПРОПУСТИЛИ!
    }
}

>> #1.in
>> .   #2.in
>> .   .   #3.in
>> .   .   .   #4.in
>> .   .   .   #4.THROW
>> .   .   #3.CATCH
>> .   .   #3.out
>> .   #2.out
>> #1.out

Итак, давайте сведем все на одну картинку

// ---Используем RETURN--- // ---Используем THROW---
// Выход из 1-го фрейма    // Выход из ВСЕХ (из 4) фреймов
#1.in                        #1.in
.   #2.in                    .   #2.in
.   .   #3.in                .   .   #3.in
.   .   .   #4.in            .   .   .   #4.in
.   .   .   #4.RETURN        .   .   .   #4.THROW
.   .   #3.out               RUNTIME EXCEPTION: Exception in thread "main" java.lang.Error
.   #2.out                            
#1.out                              

// ---Используем THROW+CATCH---
// Выход из 3-х фреймов      // Выход из 2-х фреймов      // Выход из 1-го фрейма
#1.in                        #1.in                        #1.in
.   #2.in                    .   #2.in                    .   #2.in
.   .   #3.in                .   .   #3.in                .   .   #3.in
.   .   .   #4.in            .   .   .   #4.in            .   .   .   #4.in
.   .   .   #4.THROW         .   .   .   #4.THROW         .   .   .   #4.THROW
#1.CATCH                     .   #2.CATCH                 .   .   #3.CATCH
#1.out                       .   #2.out                   .   .   #3.out
                             #1.out                       . #2.out
                                                          #1.out

5. try + catch (catch — полиморфен)

Напомним иерархию исключений

                    Object
                      |
                  Throwable
                  /      
              Error     Exception
                            |
                    RuntimeException

То, что исключения являются объектами важно для нас в двух моментах
1. Они образуют иерархию с корнем java.lang.Throwable (java.lang.Object — предок java.lang.Throwable, но Object — уже не исключение)
2. Они могут иметь поля и методы (в этой статье это не будем использовать)

По первому пункту: catch — полиморфная конструкция, т.е. catch по типу Parent перехватывает летящие экземпляры любого типа, который является Parent-ом (т.е. экземпляры непосредственно Parent-а или любого потомка Parent-а)

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            System.err.print(" 0");
            if (true) {throw new RuntimeException();}
            System.err.print(" 1");
        } catch (Exception e) { // catch по Exception ПЕРЕХВАТЫВАЕТ RuntimeException
            System.err.print(" 2");
        }
        System.err.println(" 3");
    }
}

>> 0 2 3

Даже так: в блоке catch мы будем иметь ссылку типа Exception на объект типа RuntimeException

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            throw new RuntimeException();
        } catch (Exception e) {
            if (e instanceof RuntimeException) {
                RuntimeException re = (RuntimeException) e;
                System.err.print("Это RuntimeException на самом деле!!!");              
            } else {
                System.err.print("В каком смысле не RuntimeException???");              
            }            
        }
    }
}

>> Это RuntimeException на самом деле!!!

catch по потомку не может поймать предка

public class App {
    public static void main(String[] args) throws Exception { // пока игнорируйте 'throws'
        try {
            System.err.print(" 0");
            if (true) {throw new Exception();}
            System.err.print(" 1");
        } catch (RuntimeException e) {
            System.err.print(" 2");              
        }
        System.err.print(" 3");              
    }
}

>> 0 
>> RUNTIME EXCEPTION: Exception in thread "main" java.lang.Exception

catch по одному «брату» не может поймать другого «брата» (Error и Exception не находятся в отношении предок-потомок, они из параллельных веток наследования от Throwable)

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            System.err.print(" 0");
            if (true) {throw new Error();}
            System.err.print(" 1");
        } catch (Exception e) {
            System.err.print(" 2");              
        }
        System.err.print(" 3");              
    }
}

>> 0 
>> RUNTIME EXCEPTION: Exception in thread "main" java.lang.Error

По предыдущим примерам — надеюсь вы обратили внимание, что если исключение перехвачено, то JVM выполняет операторы идущие ПОСЛЕ последних скобок try+catch.
Но если не перехвачено, то мы
1. не заходим в блок catch
2. покидаем фрейм метода с летящим исключением

А что будет, если мы зашли в catch, и потом бросили исключение ИЗ catch?

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            System.err.print(" 0");
            if (true) {throw new RuntimeException();}
            System.err.print(" 1");
        } catch (RuntimeException e) {     // перехватили RuntimeException
            System.err.print(" 2");
            if (true) {throw new Error();} // но бросили Error
        }
        System.err.println(" 3");          // пропускаем - уже летит Error
    }
}

>> 0 2
>> RUNTIME EXCEPTION: Exception in thread "main" java.lang.Error

В таком случае выполнение метода тоже прерывается (не печатаем «3»). Новое исключение не имеет никакого отношения к try-catch

Мы можем даже кинуть тот объект, что у нас есть «на руках»

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            System.err.print(" 0");
            if (true) {throw new RuntimeException();}
            System.err.print(" 1");
        } catch (RuntimeException e) { // перехватили RuntimeException
            System.err.print(" 2");
            if (true) {throw e;}       // и бросили ВТОРОЙ раз ЕГО ЖЕ
        }
        System.err.println(" 3");      // пропускаем - опять летит RuntimeException
    }
}

>> 0 2
>> RUNTIME EXCEPTION: Exception in thread "main" java.lang.RuntimeException

И мы не попадем в другие секции catch, если они есть

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            System.err.print(" 0");
            if (true) {throw new RuntimeException();}
            System.err.print(" 1");
        } catch (RuntimeException e) {     // перехватили RuntimeException
            System.err.print(" 2");
            if (true) {throw new Error();} // и бросили новый Error
        } catch (Error e) { // хотя есть cath по Error "ниже", но мы в него не попадаем
            System.err.print(" 3");
        }
        System.err.println(" 4");
    }
}

>> 0 2
>> RUNTIME EXCEPTION: Exception in thread "main" java.lang.Error 

Обратите внимание, мы не напечатали «3», хотя у нас летит Error а «ниже» расположен catch по Error. Но важный момент в том, что catch имеет отношение исключительно к try-секции, но не к другим catch-секциям.

Как покажем ниже — можно строить вложенные конструкции, но вот пример, «исправляющий» эту ситуацию

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            System.err.print(" 0");
            if (true) {throw new RuntimeException();}
            System.err.print(" 1");
        } catch (RuntimeException e) { // перехватили RuntimeException
            System.err.print(" 2.1");
            try {
                System.err.print(" 2.2");
                if (true) {throw new Error();} // и бросили новый Error
                System.err.print(" 2.3");
            } catch (Throwable t) {            // перехватили Error
                System.err.print(" 2.4");                 
            }
            System.err.print(" 2.5");
        } catch (Error e) { // хотя есть cath по Error "ниже", но мы в него не попадаем
            System.err.print(" 3");
        }
        System.err.println(" 4");
    }
}

>> 0 2.1 2.2 2.4 2.5 4

6. try + catch + catch + …

Как вы видели, мы можем расположить несколько catch после одного try.

Но есть такое правило — нельзя ставить потомка после предка! (RuntimeException после Exception)

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
        } catch (Exception e) {
        } catch (RuntimeException e) {
        }
    }
}

>> COMPILATION ERROR: Exception 'java.lang.RuntimeException' has alredy been caught

Ставить брата после брата — можно (RuntimeException после Error)

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
        } catch (Error e) {
        } catch (RuntimeException e) {
        }
    }
}

Как происходит выбор «правильного» catch? Да очень просто — JVM идет сверху-вниз до тех пор, пока не найдет такой catch что в нем указано ваше исключение или его предок — туда и заходит. Ниже — не идет.

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            throw new Exception();
        } catch (RuntimeException e) {
            System.err.println("catch RuntimeException");
        } catch (Exception e) {
            System.err.println("catch Exception");
        } catch (Throwable e) {
            System.err.println("catch Throwable");
        }
        System.err.println("next statement");
    }
}

>> catch Exception
>> next statement

Выбор catch осуществляется в runtime (а не в compile-time), значит учитывается не тип ССЫЛКИ (Throwable), а тип ССЫЛАЕМОГО (Exception)

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            Throwable t = new Exception(); // ссылка типа Throwable указывает на объект типа Exception
            throw t;
        } catch (RuntimeException e) {
            System.err.println("catch RuntimeException");
        } catch (Exception e) {
            System.err.println("catch Exception");
        } catch (Throwable e) {
            System.err.println("catch Throwable");
        }
        System.err.println("next statement");
    }
}

>> catch Exception
>> next statement

7. try + finally

finally-секция получает управление, если try-блок завершился успешно

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            System.err.println("try");
        } finally {
            System.err.println("finally");
        }
    }
}

>> try
>> finally

finally-секция получает управление, даже если try-блок завершился исключением

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            throw new RuntimeException();
        } finally {
            System.err.println("finally");
        }
    }
}

>> finally
>> Exception in thread "main" java.lang.RuntimeException

finally-секция получает управление, даже если try-блок завершился директивой выхода из метода

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            return;
        } finally {
            System.err.println("finally");
        }
    }
}

>> finally

finally-секция НЕ вызывается только если мы «прибили» JVM

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            System.exit(42);
        } finally {
            System.err.println("finally");
        }
    }
}

>> Process finished with exit code 42

System.exit(42) и Runtime.getRuntime().exit(42) — это синонимы

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            Runtime.getRuntime().exit(42);
        } finally {
            System.err.println("finally");
        }
    }
}

>> Process finished with exit code 42

И при Runtime.getRuntime().halt(42) — тоже не успевает зайти в finally

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            Runtime.getRuntime().halt(42);
        } finally {
            System.err.println("finally");
        }
    }
}

>> Process finished with exit code 42

exit() vs halt()
javadoc: java.lang.Runtime#halt(int status)
… Unlike the exit method, this method does not cause shutdown hooks to be started and does not run uninvoked finalizers if finalization-on-exit has been enabled. If the shutdown sequence has already been initiated then this method does not wait for any running shutdown hooks or finalizers to finish their work.

Однако finally-секция не может «починить» try-блок завершившийся исключение (заметьте, «more» — не выводится в консоль)

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            System.err.println("try");
            if (true) {throw new RuntimeException();}
        } finally {
            System.err.println("finally");
        }
        System.err.println("more");
    }
}

>> try
>> finally
>> Exception in thread "main" java.lang.RuntimeException

Трюк с «if (true) {…}» требуется, так как иначе компилятор обнаруживает недостижимый код (последняя строка) и отказывается его компилировать

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            System.err.println("try");
            throw new RuntimeException();
        } finally {
            System.err.println("finally");
        }
        System.err.println("more");
    }
}

>> COMPILER ERROR: Unrechable statement 

И finally-секция не может «предотвратить» выход из метода, если try-блок вызвал return («more» — не выводится в консоль)

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            System.err.println("try");
            if (true) {return;}
        } finally {
            System.err.println("finally");
        }
        System.err.println("more");
    }
}

>> try
>> finally

Однако finally-секция может «перебить» throw/return при помощи другого throw/return

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        System.err.println(f());
    }
    public static int f() {
        try {
            return 0;
        } finally {
            return 1;
        }
    }
}

>> 1
public class App {
    public static void main(String[] args) {
        System.err.println(f());
    }
    public static int f() {
        try {
            throw new RuntimeException();
        } finally {
            return 1;
        }
    }
}

>> 1
public class App {
    public static void main(String[] args) {
        System.err.println(f());
    }
    public static int f() {
        try {
            return 0;
        } finally {
            throw new RuntimeException();
        }
    }
}

>> Exception in thread "main" java.lang.RuntimeException
public class App {
    public static void main(String[] args) {
        System.err.println(f());
    }
    public static int f() {
        try {
            throw new Error();
        } finally {
            throw new RuntimeException();
        }
    }
}

>> Exception in thread "main" java.lang.RuntimeException

finally-секция может быть использована для завершающего действия, которое гарантированно будет вызвано (даже если было брошено исключение или автор использовал return) по окончании работы

// open some resource
try {
    // use resource
} finally {
    // close resource
}

Например для освобождения захваченной блокировки

Lock lock = new ReentrantLock();
...
lock.lock();
try {
    // some code
} finally {
    lock.unlock();
}

Или для закрытия открытого файлового потока

InputStream input = new FileInputStream("...");
try {
    // some code
} finally {
    input.close();
}

Специально для этих целей в Java 7 появилась конструкция try-with-resources, ее мы изучим позже.

Вообще говоря, в finally-секция нельзя стандартно узнать было ли исключение.
Конечно, можно постараться написать свой «велосипед»

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        System.err.println(f());
    }
    public static int f() {
        long rnd = System.currenttimeMillis();
        boolean finished = false;
        try {
            if (rnd % 3 == 0) {
                throw new Error();
            } else if (rnd % 3 == 1) {
                throw new RuntimeException();
            } else {
                // nothing
            }
            finished = true;
        } finally {
            if (finished) {
                // не было исключений
            } else {
                // было исключение, но какое?
            }
        }
    }
}

Не рекомендуемые практики
— return из finally-секции (можем затереть исключение из try-блока)
— действия в finally-секции, которые могут бросить исключение (можем затереть исключение из try-блока)

8. try + catch + finally

Нет исключения

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            System.err.print(" 0");
            // nothing
            System.err.print(" 1");
        } catch(Error e) {
            System.err.print(" 2");
        } finally {
            System.err.print(" 3");
        }
        System.err.print(" 4");
    }
}

>> 0 1 3 4

Не заходим в catch, заходим в finally, продолжаем после оператора

Есть исключение и есть подходящий catch

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            System.err.print(" 0");
            if (true) {throw new Error();}
            System.err.print(" 1");
        } catch(Error e) {
            System.err.print(" 2");
        } finally {
            System.err.print(" 3");
        }
        System.err.print(" 4");
    }
}

>> 0 2 3 4

Заходим в catch, заходим в finally, продолжаем после оператора

Есть исключение но нет подходящего catch

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            System.err.print(" 0");
            if (true) {throw new RuntimeException();}
            System.err.print(" 1");
        } catch(Error e) {
            System.err.print(" 2");
        } finally {
            System.err.print(" 3");
        }
        System.err.print(" 4");
    }
}

>> 0 3
>> RUNTIME ERROR: Exception in thread "main" java.lang.RuntimeException

Не заходим в catch, заходим в finally, не продолжаем после оператора — вылетаем с неперехваченным исключением

9. Вложенные try + catch + finally

Операторы обычно допускают неограниченное вложение.
Пример с if

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        if (args.length > 1) {
            if (args.length > 2) {
                if (args.length > 3) {
                    ...
                }
            }
        }
    }
}

Пример с for

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        for (int i = 0; i < 10; i++) {
            for (int j = 0; j < 10; i++) {
                for (int k = 0; k < 10; k++) {
                    ...
                }
            }
        }
    }
}

Суть в том, что try-cacth-finally тоже допускает неограниченное вложение.
Например вот так

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            try {
                try {
                    ...
                } catch (Exception e) {
                } finally {}
            } catch (Exception e) {
            } finally {}
        } catch (Exception e) {
        } finally {}
    }
}

Или даже вот так

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            try {
                ...
            } catch (Exception e) {
                ...
            } finally {
                ...
            }
        } catch (Exception e) {
            try {
                ...
            } catch (Exception e) {
                ...
            } finally {
                ...
            }
        } finally {
            try {
                ...
            } catch (Exception e) {
                ...
            } finally {
                ...
            }
        }
    }
}

Ну что же, давайте исследуем как это работает.

Вложенный try-catch-finally без исключения

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            System.err.print(" 0");
            try {
                System.err.print(" 1");
                // НИЧЕГО
                System.err.print(" 2");
            } catch (RuntimeException e) {
                System.err.print(" 3"); // НЕ заходим - нет исключения
            } finally {                 
                System.err.print(" 4"); // заходим всегда
            }
            System.err.print(" 5");     // заходим - выполнение в норме
        } catch (Exception e) {
            System.err.print(" 6");     // НЕ заходим - нет исключения
        } finally {
            System.err.print(" 7");     // заходим всегда
        }
        System.err.print(" 8");         // заходим - выполнение в норме
    }
}

>> 0 1 2 4 5 7 8

Мы НЕ заходим в обе catch-секции (нет исключения), заходим в обе finally-секции и выполняем обе строки ПОСЛЕ finally.

Вложенный try-catch-finally с исключением, которое ПЕРЕХВАТИТ ВНУТРЕННИЙ catch

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            System.err.print(" 0");
            try {
                System.err.print(" 1");
                if (true) {throw new RuntimeException();}
                System.err.print(" 2");
            } catch (RuntimeException e) {
                System.err.print(" 3"); // ЗАХОДИМ - есть исключение
            } finally {                 
                System.err.print(" 4"); // заходим всегда
            }
            System.err.print(" 5");     // заходим - выполнение УЖЕ в норме
        } catch (Exception e) {
            System.err.print(" 6");     // не заходим - нет исключения, УЖЕ перехвачено
        } finally {
            System.err.print(" 7");     // заходим всегда
        }
        System.err.print(" 8");         // заходим - выполнение УЖЕ в норме
    }
}

>> 0 1 3 4 5 7 8

Мы заходим в ПЕРВУЮ catch-секцию (печатаем «3»), но НЕ заходим во ВТОРУЮ catch-секцию (НЕ печатаем «6», так как исключение УЖЕ перехвачено первым catch), заходим в обе finally-секции (печатаем «4» и «7»), в обоих случаях выполняем код после finally (печатаем «5»и «8», так как исключение остановлено еще первым catch).

Вложенный try-catch-finally с исключением, которое ПЕРЕХВАТИТ ВНЕШНИЙ catch

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            System.err.print(" 0");
            try {
                System.err.print(" 1");
                if (true) {throw new Exception();}
                System.err.print(" 2");
            } catch (RuntimeException e) {
                System.err.print(" 3"); // НЕ заходим - есть исключение, но НЕПОДХОДЯЩЕГО ТИПА
            } finally {                 
                System.err.print(" 4"); // заходим всегда
            }
            System.err.print(" 5");     // не заходим - выполнение НЕ в норме
        } catch (Exception e) {
            System.err.print(" 6");     // ЗАХОДИМ - есть подходящее исключение
        } finally {
            System.err.print(" 7");     // заходим всегда
        }
        System.err.print(" 8");         // заходим - выполнение УЖЕ в норме
    }
}

>> 0 1 4 6 7 8

Мы НЕ заходим в ПЕРВУЮ catch-секцию (не печатаем «3»), но заходим в ВТОРУЮ catch-секцию (печатаем «6»), заходим в обе finally-секции (печатаем «4» и «7»), в ПЕРВОМ случае НЕ выполняем код ПОСЛЕ finally (не печатаем «5», так как исключение НЕ остановлено), во ВТОРОМ случае выполняем код после finally (печатаем «8», так как исключение остановлено).

Вложенный try-catch-finally с исключением, которое НИКТО НЕ ПЕРЕХВАТИТ

public class App {
    public static void main(String[] args) {
        try {
            System.err.print(" 0");
            try {
                System.err.print(" 1");
                if (true) {throw new Error();}
                System.err.print(" 2");
            } catch (RuntimeException e) {
                System.err.print(" 3"); // НЕ заходим - есть исключение, но НЕПОДХОДЯЩЕГО ТИПА
            } finally {                 
                System.err.print(" 4"); // заходим всегда
            }
            System.err.print(" 5");     // НЕ заходим - выполнение НЕ в норме
        } catch (Exception e) {
            System.err.print(" 6");     // не заходим - есть исключение, но НЕПОДХОДЯЩЕГО ТИПА
        } finally {
            System.err.print(" 7");     // заходим всегда
        }
        System.err.print(" 8");         // не заходим - выполнение НЕ в норме
    }
}

>> 0 1 4 7
>> RUNTIME EXCEPTION: Exception in thread "main" java.lang.Error

Мы НЕ заходим в ОБЕ catch-секции (не печатаем «3» и «6»), заходим в обе finally-секции (печатаем «4» и «7») и в обоих случаях НЕ выполняем код ПОСЛЕ finally (не печатаем «5» и «8», так как исключение НЕ остановлено), выполнение метода прерывается по исключению.

Контакты

Я занимаюсь онлайн обучением Java (вот курсы программирования) и публикую часть учебных материалов в рамках переработки курса Java Core. Видеозаписи лекций в аудитории Вы можете увидеть на youtube-канале, возможно, видео канала лучше систематизировано в этой статье.

Мой метод обучения состоит в том, что я

  1. показываю различные варианты применения
  2. строю усложняющуюся последовательность примеров по каждому варианту
  3. объясняю логику двигавшую авторами (по мере возможности)
  4. даю большое количество тестов (50-100) всесторонне проверяющее понимание и демонстрирующих различные комбинации
  5. даю лабораторные для самостоятельной работы

Данная статье следует пунктам #1 (различные варианты) и #2(последовательность примеров по каждому варианту).

skype: GolovachCourses
email: GolovachCourses@gmail.com

Введение в обработку исключений

Последнее обновление: 30.10.2015

Нередко в процессе выполнения программы могут возникать ошибки, при том необязательно по вине разработчика. Некоторые из них трудно
предусмотреть или предвидеть, а иногда и вовсе невозможно. Так, например, может неожиданно оборваться сетевое подключение при передаче файла.
Подобные ситуации называются исключениями.

В языке Java предусмотрены специальные средства для обработки подобных ситуаций. Одним из таких средств является конструкция try…catch…finally.
При возникновении исключения в блоке try управление переходит в блок catch, который может обработать
данное исключение. Если такого блока не найдено, то пользователю отображается сообщение о необработанном исключении, а дальнейшее выполнение
программы останавливается. И чтобы подобной остановки не произошло, и надо использовать блок try..catch. Например:

int[] numbers = new int[3];
numbers[4]=45;
System.out.println(numbers[4]);

Так как у нас массив numbers может содержать только 3 элемента, то при выполнении инструкции numbers[4]=45 консоль отобразит
исключение, и выполнение программы будет завершено. Теперь попробуем обработать это исключение:

try{
    int[] numbers = new int[3];
	numbers[4]=45;
	System.out.println(numbers[4]);
}
catch(Exception ex){
    
	ex.printStackTrace();
}
System.out.println("Программа завершена");

При использовании блока try…catch вначале выполняются все инструкции между операторами try и catch.
Если в блоке try вдруг возникает исключение, то обычный порядок выполнения останавливается и переходит к инструкции сatch.
Поэтому когда выполнение программы дойдет до строки numbers[4]=45;, программа остановится и перейдет к блоку catch

Выражение catch имеет следующий синтаксис: catch (тип_исключения имя_переменной).
В данном случае объявляется переменная ex, которая имеет тип Exception. Но если возникшее исключение не
является исключением типа, указанного в инструкции сatch, то оно не обрабатывается, а программа просто зависает или выбрасывает
сообщение об ошибке.

Но так как тип Exception является базовым классом для всех исключений, то выражение catch (Exception ex)
будет обрабатывать практически все исключения. Обработка же исключения в данном случае сводится к выводу на консоль стека трассировки ошибки с
помощью метода printStackTrace(), определенного в классе Exception.

После завершения выполнения блока catch программа продолжает свою работу, выполняя все остальные инструкции после блока catch.

Конструкция try..catch также может иметь блок finally. Однако этот блок необязательный, и его можно при обработке исключений
опускать. Блок finally выполняется в любом случае, возникло ли исключение в блоке try или нет:

try{
    int[] numbers = new int[3];
	numbers[4]=45;
	System.out.println(numbers[4]);
}
catch(Exception ex){
    
	ex.printStackTrace();
}
finally{
    System.out.println("Блок finally");
}
System.out.println("Программа завершена");

Обработка нескольких исключений

В Java имеется множество различных типов исключений, и мы можем разграничить их обработку, включив дополнительные блоки catch:

int[] numbers = new int[3];
try{
    numbers[6]=45;
    numbers[6]=Integer.parseInt("gfd");
}
catch(ArrayIndexOutOfBoundsException ex){
            
    System.out.println("Выход за пределы массива");
}
catch(NumberFormatException ex){
            
    System.out.println("Ошибка преобразования из строки в число");
}

Если у нас возникает исключение определенного типа, то оно переходит к соответствующему блоку catch.

Оператор throw

Чтобы сообщить о выполнении исключительных ситуаций в программе, можно использовать оператор throw. То есть с помощью
этого оператора мы сами можем создать исключение и вызвать его в процессе выполнения. Например, в нашей программе происходит ввод числа, и
мы хотим, чтобы, если число больше 30, то возникало исключение:

package firstapp;

import java.util.Scanner;
public class FirstApp {

    public static void main(String[] args) {
       
        try{
            Scanner in = new Scanner(System.in);
            int x = in.nextInt();
            if(x>=30){
               throw new Exception("Число х должно быть меньше 30");
           }
        }
        catch(Exception ex){
            
            System.out.println(ex.getMessage());
        }
        System.out.println("Программа завершена");
    }   
}

Здесь для создания объекта исключения используется конструктор класса Exception, в который передается сообщение об исключении. И если
число х окажется больше 29, то будет выброшено исключение и управление перейдет к блоку catch.

В блоке catch мы можем получить сообщение об исключении с помощью метода getMessage().

I recently came across code written by a fellow programmer in which he had a try-catch statement inside a catch!

Please forgive my inability to paste the actual code, but what he did was something similar to this:

try
{
 //ABC Operation
}
catch (ArgumentException ae)
{
   try
   {
      //XYZ Operation
   }
   catch (IndexOutOfRangeException ioe)
   {
      //Something
   }
}

I personally feel that it is some of the poorest code I have ever seen!
On a scale of 1 to 10, how soon do you think I should go and give him a piece of my mind, or am I over-reacting?

EDIT:
What he is actually doing in the catch, he is performing some operations which can/should be done when the initial try fails. My problem is with having a clean code and maintainability. Delegating the exception from the first catch to a different function or the calling function would be OK, but adding more code which may or may not throw an exception into the first catch, is what I felt was not good. I try to avoid multiple stacked «if-loop» statements, I found this equally bad.

#База знаний

  • 20 янв 2022

  • 0

Исследуем, в каком порядке обрабатываются исключения, как поймать несколько исключений сразу и заставить программу выполнить задачу при любом из них.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Мария Помазкина

Хлебом не корми — дай кому-нибудь про Java рассказать.

Если вы уже слышали про конструкцию try-catch, но ещё не знаете, как работает блок catch, эта статья для вас. Если оба термина звучат незнакомо, прочитайте предыдущие статьи из цикла об исключениях в Java.

Конструкция try-catch в языке Java помогает обрабатывать исключения. В блоке catch мы указываем класс исключений, которые «ловим». Взгляните на код ниже — если в try случится ArithmeticException, управление перейдёт к блоку catch и программа выдаст ошибку: Что ты делаешь, говорили же не делить на ноль!.

private static void hereWillBeTrouble(Integer a, Integer b) {
    int oops;
    try {
        oops = a / b;
    } catch (ArithmeticException e) {
        System.out.println("Что ты делаешь, говорили же не делить на ноль!");
        oops = 0;
    }
}

Но что будет, если в коде случится другое исключение, которое мы не предусматривали?

Зайдём издалека: в Java ссылочная переменная может ссылаться на любой объект, созданный из её дочернего класса. Например, если класс Child наследуется от класса Parent, то ссылка на переменную типа Child может храниться в переменной типа Parent: Parent man = new Child();.

Это правило работает везде — catch (ArithmeticException e) обработает любое исключение, если оно наследуется от ArithmeticException. Но если в блоке случится событие, которое не относится ни к ArithmeticException, ни к его классам-наследникам, try-catch для него не сработает.

Кроме ArithmeticException есть и другие исключения, одно из них — NullPointerException. Оно возникает, когда ссылка на объект хранит null и по ней пытаются получить значение поля объекта или вызвать его метод.

Пример:

Cat cat = null;
cat.getWeight();

На практике NullPointerException по сравнению с другими встроенными в Java исключениями возникает очень часто, поэтому у него есть сокращённое название: NPE.

Желательно писать код так, чтобы NPE не возникали. Для этого нужно, чтобы null никогда не передавался в качестве аргумента и не возвращался в результате метода null. Тогда и обрабатывать NPE не придётся.

Но если мы хотим перехватывать ArithmeticException и NullPointerException одновременно, после try можно написать сколько угодно catch и в каждом из них обработать нужное исключение:

private static void hereWillBeTrouble(Integer a, Integer b) {
    int oops;
    try {
        oops = a / b;
    } catch (ArithmeticException e) {
        System.out.println("Что ты делаешь, говорили же не делить на ноль!");
        oops = 0;
    } catch (NullPointerException e) {
        System.out.println("Кто-то из входящих аргументов равен NULL. Возможно, оба.");
        oops = 0;
    }
}

Когда в try возникает исключение, Java по порядку проверяет блоки catch и находит первый подходящий.

В нашем примере это произойдёт так: если в try произошло исключение, Java проверит — это ArithmeticException? Если да, то запустится код из первого catch. Если нет, Java пойдёт дальше. Возникло NPE? Тогда сработает второй catch. Если ничего не совпало, то ни один из catch не подошёл — программа «выбросит» исключение, как будто его никто и не «ловил».

Важный момент: управление программы либо попадёт в один из блоков catch, либо не попадёт никуда.

Взглянем на этот пример:

try {
    //Здесь какой-то код
} catch (ArithmeticException e) {
    System.out.println("Что ты делаешь, говорили же не делить на ноль!");
} catch (NullPointerException e) {
    System.out.println("Кто-то из входящих аргументов равен NULL. Возможно, оба.");
} catch (Exception e) {
    System.out.println("Что-то пошло не так. Но это точно не ArithmeticException и не NPE.");
}

Если в блоке try случится ArithmeticException или NullPointerException, сработает первый или второй catch. Если это будет другое исключение, Java проверит, не Exception ли это, и выполнит третий catch. Всё потому, что любое исключение наследуется от Exception. Мы писали об этом в первой статье.

ArithmeticException и NullPointerException — подклассы Exception, но такие исключения не попадут в третий catch, потому что их обработали в коде выше.

Если поменять порядок catch местами, код не соберётся. Компилятор поймёт, что второй и третий catch никогда не сработают, потому что они наследники исключения Exception, которое обрабатывается выше.

try {
    //Здесь какой-то код
} catch (Exception e) {
    System.out.println("Что-то пошло не так. Но это точно не ArithmeticException и не NPE.");
} catch (NullPointerException e) {
    System.out.println("Кто-то из входящих аргументов равен NULL. Возможно, оба.");
} catch (ArithmeticException e) {
    System.out.println("Что ты делаешь, говорили же не делить на ноль!");
}

В одной конструкции try-catch обработка подклассов-исключений не может располагаться ниже обработки их суперклассов.

Как сделать так, чтобы для разных исключений выполнялся один код? Первая мысль — написать один блок и скопировать его в разные части программы. Это сработает, но дублировать код — дурной тон. Второй вариант — вынести дублирующийся код в метод и вызывать его в каждом из catch, раньше так и делали.

Но в 2011 году появился третий способ. Тогда вышел Java 7, где несколько catch можно объединить в один, который будет выполняться для разных классов исключений.

Это называется multi-catch — многократный перехват. В нём можно перечислить несколько исключений, разделив их знаком |:

try {
    //Здесь какой-то код
} catch (ArithmeticException | NullPointerException e) {
    System.out.println("Единый код на случай ArithmeticException и NPE");
} catch (Exception e) {
    System.out.println("Что-то пошло не так. Но это точно не ArithmeticException и не NPE.");
}

У конструкции try-catch есть ещё один блок, он называется finally. Исполняемая программа попадает в него всегда — неважно, произошло ли исключение в try и сработал ли какой-то catch.

try {
    //Здесь какой-то код
} catch (ArithmeticException | NullPointerException e) {
    System.out.println("Единый код на случай ArithmeticException и NPE");
} catch (Exception e) {
    System.out.println("Что-то пошло не так. Но это точно не ArithmeticException и не NPE.");
} finally {
    System.out.println("А напоследок я скажу...");
}

Блок finally сработает, даже если в try или в catch код наткнётся на return. Сначала выполнится finally, а потом программа выйдет из метода.

Единственный случай, когда finally не срабатывает, — критическая ошибка, когда программа вылетела или у неё закончилась выделенная память.

Приведём пример ситуации, в которой полезен finally. Представим, что нужно открыть файл, получить данные и закрыть его. Java работает с файлами через потоки ввода-вывода. Не страшно, если вы с ними не знакомы. Важно то, что для работы с потоком его нужно открыть, а в конце работы закрыть, чтобы в операционной системе не было утечки ресурсов.

Звучит несложно: открыть поток, поработать с ним и закрыть его. Но что будет, если в процессе произойдёт исключение и поток не закроется? Спасает finally: в блок try нужно поместить весь код для работы с потоком, в catch — для обработки возможных ошибок, а в finally — для закрытия потоков.

Похоже, с такой целью finally использовали так часто, что в Java 7 придумали расширенную форму try и назвали её try-with-resources.

Теперь, когда вы знаете про finally, делимся занимательным фактом: в конструкции try-catch может не быть блока catch. Но для этого там должен быть finally.

Пары статей не хватит, чтобы полностью разобраться с try-catch, но теперь вы уже знаете:

  • В блоке try-catch может быть больше одного catch.
  • Если происходит исключение, выполняется код первого подходящего блока catch.
  • Всегда или выполняется один catch, или не выполняется ни одного.
  • Компилятор умный и не допустит, чтобы обработки подклассов-исключений были ниже, чем catch для суперклассов.
  • Когда несколько разных исключений нужно обрабатывать одинаково, поможет multi-catch.
  • Независимо от того, что произошло в блоках try и catch, исполнение программы всегда попадает в finally.

Нейросети вам помогут.
Большой вебинар по нейросетям. 15 экспертов, 7 топ-нейросетей. Научитесь использовать ИИ в своей работе и повысьте эффективность.

Узнать больше

Исключение (exception) — это ненормальная ситуация (термин «исключение» здесь следует понимать как «исключительная ситуация»), возникающая во время выполнения программного кода. Иными словами, исключение — это ошибка, возникающая во время выполнения программы (в runtime).

Исключение — это способ системы Java (в частности, JVM — виртуальной машины Java) сообщить вашей программе, что в коде произошла ошибка. К примеру, это может быть деление на ноль, попытка обратиться к массиву по несуществующему индексу, очень распространенная ошибка нулевого указателя (NullPointerException) — когда вы обращаетесь к ссылочной переменной, у которой значение равно null и так далее.

В любом случае, с формальной точки зрения, Java не может продолжать выполнение программы.

Обработка исключений (exception handling) — название объектно-ориентированной техники, которая пытается разрешить эти ошибки.

Программа в Java может сгенерировать различные исключения, например:

  • программа может пытаться прочитать файл из диска, но файл не существует;

  • программа может попытаться записать файл на диск, но диск заполнен или не отформатирован;

  • программа может попросить пользователя ввести данные, но пользователь ввел данные неверного типа;

  • программа может попытаться осуществить деление на ноль;

  • программа может попытаться обратиться к массиву по несуществующему индексу.

Используя подсистему обработки исключений Java, можно управлять реакцией программы на появление ошибок во время выполнения. Средства обработки исключений в том или ином виде имеются практически во всех современных языках программирования. В Java подобные инструменты отличаются большей гибкостью, понятнее и удобнее в применении по сравнению с большинством других языков программирования.

Преимущество обработки исключений заключается в том, что она предусматривает автоматическую реакцию на многие ошибки, избавляя от необходимости писать вручную соответствующий код.

В Java все исключения представлены отдельными классами. Все классы исключений являются потомками класса Throwable. Так, если в программе возникнет исключительная ситуация, будет сгенерирован объект класса, соответствующего определенному типу исключения. У класса Throwable имеются два непосредственных подкласса: Exception и Error.

Исключения типа Error относятся к ошибкам, возникающим в виртуальной машине Java, а не в прикладной программе. Контролировать такие исключения невозможно, поэтому реакция на них в приложении, как правило, не предусматривается. В связи с этим исключения данного типа не будут рассматриваться в книге.

Ошибки, связанные с работой программы, представлены отдельными подклассами, производными от класса Exception. В частности, к этой категории относятся ошибки деления на нуль, выхода за пределы массива и обращения к файлам. Подобные ошибки следует обрабатывать в самой программе. Важным подклассом, производным от Exception, является класс RuntimeException, который служит для представления различных видов ошибок, часто возникающих во время выполнения программ.

Каждой исключительной ситуации поставлен в соответствие некоторый класс. Если подходящего класса не существует, то он может быть создан разработчиком.


Так как в Java
ВСЁ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ, то исключение тоже является объектом некоторого класса, который описывает исключительную ситуацию, возникающую в определенной части программного кода.

«Обработка исключений» работает следующим образом:

  • когда возникает исключительная ситуация, JVM генерирует (говорят, что JVM ВЫБРАСЫВАЕТ исключение, для описания этого процесса используется ключевое слово throw) объект исключения и передает его в метод, в котором произошло исключение;

  • вы можете перехватить исключение (используется ключевое слово catch), чтобы его каким-то образом обработать. Для этого, необходимо определить специальный блок кода, который называется обработчиком исключений, этот блок будет выполнен при возникновении исключения, код должен содержать реакцию на исключительную ситуацию;

  • таким образом, если возникнет ошибка, все необходимые действия по ее обработке выполнит обработчик исключений.

Если вы не предусмотрите обработчик исключений, то исключение будет перехвачено стандартным обработчиком Java. Стандартный обработчик прекратит выполнение программы и выведет сообщение об ошибке.

Рассмотрим пример исключения и реакцию стандартного обработчика Java.

public static void main(String[] args) {

System.out.println(5 / 0);

Мы видим, что стандартный обработчик вывел в консоль сообщение об ошибке. Давайте разберемся с содержимым этого сообщения:

«C:Program FilesJavajdk1.8.0_60binjava»

Exception in thread «main» java.lang.ArithmeticException: / by zero

at ua.opu.Main.main(Main.java:6)

at sun.reflect.NativeMethodAccessorImpl.invoke0(Native Method)

at sun.reflect.NativeMethodAccessorImpl.invoke(NativeMethodAccessorImpl.java:62)

at sun.reflect.DelegatingMethodAccessorImpl.invoke(DelegatingMethodAccessorImpl.java:43)

at java.lang.reflect.Method.invoke(Method.java:497)

at com.intellij.rt.execution.application.AppMain.main(AppMain.java:144)

Process finished with exit code 1

Exception in thread «main» java.lang.ArithmeticException: / by zero

сообщает нам тип исключения, а именно класс ArithmeticException (про классы исключений мы будем говорить позже), после чего сообщает, какая именно ошибка произошла. В нашем случае это деление на ноль.

at ua.opu.Main.main(Main.java:6)

в каком классе, методе и строке произошло исключение. Используя эту информацию, мы можем найти ту строчку кода, которая привела к исключительной ситуации, и предпринять какие-то действия. Строки

at ua.opu.Main.main(Main.java:6)

at sun.reflect.NativeMethodAccessorImpl.invoke0(Native Method)

at sun.reflect.NativeMethodAccessorImpl.invoke(NativeMethodAccessorImpl.java:62)

at sun.reflect.DelegatingMethodAccessorImpl.invoke(DelegatingMethodAccessorImpl.java:43)

at java.lang.reflect.Method.invoke(Method.java:497)

at com.intellij.rt.execution.application.AppMain.main(AppMain.java:144)

называются «трассировкой стека» (stack tracing). О каком стеке идет речь? Речь идет о стеке вызовов (call stack). Соответственно, эти строки означают последовательность вызванных методов, начиная от метода, в котором произошло исключение, заканчивая самым первым вызванным методом.

Для вызова методов в программе используется инструкция «call». Когда вы вызываете метод в программе, важно сохранить адрес следующей инструкции, чтобы, когда вызванный метод отработал, программа продолжила работу со следующей инструкции. Этот адрес нужно где-то хранить в памяти. Также перед вызовом необходимо сохранить аргументы функции, которые тоже необходимо где-то хранить.

Вся эта информация хранится в специальной структуре – стеке вызовов. Каждая запись в стеке вызовов называется кадром или фреймом (stack frame).

Таким образом, зная, какая строка привела к возникновению исключения, вы можете изменить код либо предусмотреть обработчик событий.

Как уже было сказано выше, исключение это объект некоторого класса. В Java существует разветвленная иерархия классов исключений.

В Java, класс исключения служит для описания типа исключения. Например, класс NullPointerException описывает исключение нулевого указателя, а FileNotFoundException означает исключение, когда файл, с которым пытается работать приложение, не найден. Рассмотрим иерархию классов исключений:

На самом верхнем уровне расположен класс Throwable, который является базовым для всех исключений (как мы помним, JVM «выбрасывает» исключение», поэтому класс Throwable означает – то, что может «выбросить» JVM).

От класса Throwable наследуются классы Error и Exception. Среди подклассов Exception отдельно выделен класс RuntimeException, который играет важную роль в иерархии исключений.

В Java существует некоторая неопределенность насчет того – существует ли два или три вида исключений.

Если делить исключения на два вида, то это:

  1. 1.

    контролируемые исключения (checked exceptions) – подклассы класса Exception, кроме подкласса RuntimeException и его производных;

  2. 2.

    неконтролируемые исключения (unchecked exceptions) – класс Error с подклассами, а также класс RuntimeException и его производные;

В некоторых источниках класс Error и его подклассы выделяют в отдельный вид исключений — ошибки (errors).

Далее мы видим класс Error. Классы этой ветки составляют вид исключений, который можно обозначить как «ошибки» (errors). Ошибки представляют собой серьезные проблемы, которые не следует пытаться обработать в собственной программе, поскольку они связаны с проблемами уровня JVM.

На самом деле, вы конечно можете предпринять некоторые действия при возникновении ошибок, например, вывести сообщение для пользователя в удобном формате, выслать трассировку стека себе на почту, чтобы понять – что вообще произошло.

Но, по факту, вы ничего не можете предпринять в вашей программе, чтобы эту ошибку исправить, и ваша программа, как правило, при возникновении такой ошибки дальше работать не может.

В качестве примеров «ошибок» можно привести: переполнение стека вызова (класс StackOverflowError); нехватка памяти в куче (класс OutOfMemoryError), вследствие чего JVM не может выделить память под новый объект и сборщик мусора не помогает; ошибка виртуальной машины, вследствие которой она не может работать дальше (класс VirtualMachineError) и так далее.

Несмотря на то, что в нашей программе мы никак не можем помочь этой проблеме, и приложение не может работать дальше (ну как может работать приложение, если стек вызовов переполнен или JVM не может дальше выполнять код?!); знание природы этих ошибок поможет вам предпринять некоторые действия, чтобы избежать этих ошибок в дальнейшем. Например, ошибки типа StackOverflowError и OutOfMemoryError могут быть следствием вашего некорректного кода.

Например, попробуем спровоцировать ошибку StackOverflowError

public static void main(String[] args) {

public static void methodA() {

private static void methodB() {

Получим такое сообщение об ошибке

Exception in thread «main» java.lang.StackOverflowError

at com.company.Main.methodB(Main.java:14)

at com.company.Main.methodA(Main.java:10)

at com.company.Main.methodB(Main.java:14)

at com.company.Main.methodA(Main.java:10)

at com.company.Main.methodB(Main.java:14)

at com.company.Main.methodA(Main.java:10)

at com.company.Main.methodB(Main.java:14)

at com.company.Main.methodA(Main.java:10)

Ошибка OutOfMemoryError может быть вызвана тем, что ваш код, вследствие ошибки при программировании, создает очень большое количество массивных объектов, которые очень быстро заполняют кучу и свободного места не остается.

Exception in thread «main» java.lang.OutOfMemoryError: Java heap space

at java.base/java.util.Arrays.copyOf(Arrays.java:3511)

at java.base/java.util.Arrays.copyOf(Arrays.java:3480)

at java.base/java.util.ArrayList.grow(ArrayList.java:237)

at java.base/java.util.ArrayList.grow(ArrayList.java:244)

at java.base/java.util.ArrayList.add(ArrayList.java:454)

at java.base/java.util.ArrayList.add(ArrayList.java:467)

at com.company.Main.main(Main.java:13)

Process finished with exit code 1

Ошибка VirtualMachineError может означать, что следует переустановить библиотеки Java.

В любом случае, следует относиться к типу Error не как к неизбежному злу и «воле богов», а просто как к сигналу к тому, что в вашем приложении что-то не так, или что-то не так с программным или аппаратным обеспечением, которое вы используете.

Класс Exception описывает исключения, связанные непосредственно с работой программы. Такого рода исключения «решаемы» и их грамотная обработка позволит программе работать дальше в нормальном режиме.

В классе Exception описаны исключения двух видов: контролируемые исключения (checked exceptions) и неконтролируемые исключения (unchecked exceptions).

Неконтролируемые исключения содержатся в подклассе RuntimeException и его наследниках. Контролируемые исключения содержатся в остальных подклассах Exception.

В чем разница между контролируемыми и неконтролируемыми исключениями, мы узнаем позже, а теперь рассмотрим вопрос – а как же именно нам обрабатывать исключения?

Обработка исключений в методе может выполняться двумя способами:

  1. 1.

    с помощью связки try-catch;

  2. 2.

    с помощью ключевого слова throws в сигнатуре метода.

Рассмотрим оба метода поподробнее:

Способ 1. Связка try-catch

Этот способ кратко можно описать следующим образом.

Код, который теоретически может вызвать исключение, записывается в блоке try{}. Сразу за блоком try идет блок код catch{}, в котором содержится код, который будет выполнен в случае генерации исключения. В блоке finally{} содержится код, который будет выполнен в любом случае – произошло ли исключение или нет.

Теперь разберемся с этим способом более подробно. Рассмотрим следующий пример – программу, которая складывает два числа, введенные пользователем из консоли

public static void main(String[] args) {

Scanner scanner = new Scanner(System.in);

System.out.println(«Введите первое число: «);

String firstNumber = scanner.nextLine();

System.out.println(«Введите второе число: «);

String secondNumber = scanner.nextLine();

a = Integer.parseInt(firstNumber);

b = Integer.parseInt(secondNumber);

System.out.println(«Результат: « + (a + b));

Первое, что нам нужно определить – и что является главным при работе с исключениями, КАКАЯ ИНСТРУКЦИЯ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ИСКЛЮЧЕНИЯ?

То есть, мы должны понять – где потенциально у нас может возникнуть исключение? Понятно, что речь идет не об операции сложения и не об операции чтения данных из консоли. Потенциально опасными строчками кода здесь являются строчки

a = Integer.parseInt(firstNumber);

b = Integer.parseInt(secondNumber);

в которых происходит преобразование ввода пользователя в целое число (метод parseInt() преобразует цифры в строке в число).

Почему здесь может возникнуть исключение? Потому что пользователь может ввести не число, а просто какой-то текст и тогда непонятно – что записывать в переменную a или b. И да, действительно, если пользователь введет некорректное значение, возникнет исключение в методе Integer.parseInt().

Итак, что мы можем сделать. «Опасный код» нужно поместить в блок try{}

Обратите внимание на синтаксис блока try. В самом простом случае это просто ключевое слово try, после которого идут парные фигурные скобки. Внутри этих скобок и заключается «опасный» код, который может вызвать исключение. Сразу после блока try должен идти блок catch().

a = Integer.parseInt(firstNumber);

b = Integer.parseInt(secondNumber);

} catch (NumberFormatException e) {

// сохранить текст ошибки в лог

System.out.println(«Одно или оба значения некорректны!»);

System.out.println(«Результат: « + (a + b));

Обратите внимание на синтаксис блока catch. После ключевого слова, в скобках описывается аргумент с именем e типа NumberFormatException.

Когда произойдет исключение, то система Java прервет выполнение инструкций в блоке try и передаст управление блоку catch и запишет в этот аргумент объект исключения, который сгенерировала Java-машина.

То есть, как только в блоке try возникнет исключение, то дальше инструкции в блоке try выполняться не будут! А сразу же начнут выполняться действия в блоке catch.

Обработчик исключения находится в блоке catch, в котором мы можем отреагировать на возникновение исключения. Также, в этом блоке нам будет доступен объект исключения, от которого мы можем получить дополнительные сведения об исключении.

Блок catch сработает только в том случае, если указанный в скобках тип объекта исключения будет суперклассом или будет того же типа, что и объект исключения, который сгенерировала Java.

Например, если в нашем примере мы напишем код, который потенциально может выбросить исключение типа IOException, но не изменим блок catch

} catch (NumberFormatException e) {

// сохранить текст ошибки в лог

System.out.println(«Одно или оба значения некорректны!»);

тогда обработчик не будет вызван и исключение будет обработано стандартным обработчиком Java.

Способ 2. Использование ключевого слова throws

Второй способ позволяет передать обязанность обработки исключения тому методу, который вызывает данный метод (а тот, в свою очередь может передать эту обязанность выше и т.д.).

Изменим наш пример и выделим в отдельный метод код, который будет запрашивать у пользователя число и возвращать его как результат работы метода

public static void main(String[] args) {

int a = getNumberFromConsole(«Введите первое число»);

int b = getNumberFromConsole(«Введите второе число»);

System.out.println(«Результат: « + (a + b));

public static int getNumberFromConsole(String message) {

Scanner scanner = new Scanner(System.in);

System.out.print(message + «: «);

String s = scanner.nextLine();

return Integer.parseInt(s);

Мы понимаем, что в данном методе может произойти исключение, но мы не хотим или не можем его обработать. Причины могут быть разными, например:

  1. 1.

    обработка исключений может происходить централизованно однотипным способом (например, показ окошка с сообщением и с определенным текстом);

  2. 2.

    это не входит в нашу компетенцию как программиста – обработкой исключений занимается другой программист;

  3. 3.

    мы пишем только некоторую часть программы и непонятно – как будет обрабатывать исключение другой программист, который потом будет использовать наш код (например, мы пишем просто какую-то библиотеку, которая производит вычисления, и как будет выглядеть обработка – это не наше дело).

В любом случае, мы знаем, что в этом коде может быть исключение, но мы не хотим его обрабатывать, а хотим просто предупредить другой метод, который будет вызывать наш код, что выполнение кода может привести к исключению. В этом случае, используется ключевое слово throws, которое указывается в сигнатуре метода

public static int getNumberFromConsole(String message) throws NumberFormatException {

Scanner scanner = new Scanner(System.in);

System.out.print(message + «: «);

String s = scanner.nextLine();

return Integer.parseInt(s);

Обратите внимание на расположение сигнатуру метода. Мы привыкли, что при объявлении метода сразу после скобок входных аргументов мы открываем фигурную скобку и записываем тело метода. Здесь же, после входных аргументов, мы пишем ключевое слово throws и потом указываем тип исключения, которое может быть сгенерировано в нашем методе. Если метод может выбрасывать несколько типов исключений, они записываются через запятую

public static void foo() throws NumberFormatException, ArithmeticException, IOException {

Тогда, в методе main мы должны написать примерно следующее

public static void main(String[] args) {

a = getNumberFromConsole(«Введите первое число»);

b = getNumberFromConsole(«Введите второе число»);

} catch (NumberFormatException e) {

// сохранить текст ошибки в лог

System.out.println(«Одно или оба значения некорректны!»);

System.out.println(«Результат: « + (a + b));

Основное преимущество этого подхода – мы передаем обязанность по обработке исключений другому, вышестоящему методу.

Отличия между контролируемыми и неконтролируемыми исключениями

Если вы вызываете метод, который выбрасывает checked исключение, то вы ОБЯЗАНЫ предусмотреть обработку возможного исключения, то есть связку try-catch.

Яркий пример checked исключения – класс IOException и его подклассы.

Рассмотрим пример – попробуем прочитать файл и построчно вывести его содержимое на экран консоли:

public static void main(String[] args) {

Path p = Paths.get(«c:\temp\file.txt»);

BufferedReader reader = Files.newBufferedReader(p);

while ((line = reader.readLine()) != null) {

System.out.println(line);

Как мы видим, компилятор не хочет компилировать наш код. Чем же он недоволен? У нас в коде происходит вызов двух методов – статического метода Files.newBufferedReader() и обычного метода BufferedReader.readLine().

Если посмотреть на сигнатуры этих методов то можно увидеть, что оба этих метода выбрасывают исключения типа IOException. Этот тип исключения относится к checked-исключению и поэтому, если вы вызываете эти методы, компилятор ТРЕБУЕТ от вас предусмотреть блок catch, либо в самом вашем методе указать throws IOException и, таким образом, передать обязанность обрабатывать исключение другому методу, который будет вызывать ваш.

Таким образом, «оборачиваем» наш код в блок try и пишем блок catch.

public static void main(String[] args) {

Path p = Paths.get(«c:\temp\file.txt»);

BufferedReader reader = Files.newBufferedReader(p);

while ((line = reader.readLine()) != null) {

System.out.println(line);

} catch (IOException e) {

System.out.println(«Ошибка при чтении файла!»);

Еще один способ — указать в сигнатуре метода, что он выбрасывает исключение типа IOException и переложить обязанность обработать ошибку в вызывающем коде

public static void main(String[] args) {

Path p = Paths.get(«c:\temp\file.txt»);

} catch (IOException e) {

System.out.println(«Ошибка при чтении файла!»);

public static void printFile(Path p) throws IOException {

BufferedReader reader = Files.newBufferedReader(p);

while ((line = reader.readLine()) != null) {

System.out.println(line);

Eсли метод выбрасывает checked-исключение, то проверка на наличие catch-блока происходит на этапе компиляции. И вы обязаны предусмотреть обработку исключения для checked-исключения.

Что касается unchecked-исключения, то обязательной обработки исключения нет – вы можете оставить подобные ситуации без обработки.

Зачем необходимо наличие двух видов исключений?

В большинстве языков существует всего лишь один тип исключений – unchecked. Некоторые языки, например, C#, в свое время отказались от checked-исключений.

Во-первых, мы не можем сделать все исключения checked, т.к. очень многие операции могут генерировать исключения, и если каждый такой участок кода «оборачивать» в блок try-catch, то код получится слишком громоздким и нечитабельным.

С другой стороны, зачем нужно делать некоторые типы исключений checked? Почему просто не сделать все исключения unchecked и оставить решения об обработке исключений целиком на совести программиста?

В официальной документации написано, что unchecked-исключения – это те исключения, от которых программа «не может восстановиться», тогда как checked-исключения позволяют откатить некоторую операцию и повторить ее снова.

На самом деле, если вы посмотрите на различные типы unchecked-исключений, то вы увидите, что большинство их связаны с ошибками самого программиста. Выход за пределы массива, исключение нулевого указателя, деление на ноль – большинство из подобного рода исключений целиком лежат на совести программистов. Тогда мы можем сказать, что лучше программист пишет более хороший код, чем везде вставляет проверки на исключения.

Контролируемые исключения, как правило, представляют те ошибки, которые возникают не из-за программиста и предусмотреть которые программист не может. Например, это отсутствующие файлы, работа с сокетами, подключение к базе данных, сетевые соединения, некорректный пользовательский ввод.

Вы можете написать идеальный код, но потом вы отдадите приложение пользователю, а он введет название файла, которого нет или напишет неправильный IP для сокет-соединения. Таким образом, мы заранее должны быть готовыми к неверным действиям пользователя или к программным или аппаратным проблемам на его стороне и в обязательном порядке предусмотреть обработку возможных исключений.

Дополнительно об исключениях

Рассмотрим детально различные возможности механизма исключений, которые позволяют программисту максимально эффективно противодействовать исключениям:

Java позволяет вам для одного блока try предусмотреть несколько блоков catch, каждый из которых должен обрабатывать свой тип исключения

public static void foo() {

} catch (ArithmeticException e) {

// обработка арифметического исключения

} catch (IndexOutOfBoundsException e) {

// обработка выхода за пределы коллекции

} catch (IllegalArgumentException e) {

// обработка некорректного аргумента

Важно помнить, что Java обрабатывает исключения последовательно. Java просматривает блок catch сверху вниз и выполняет первый подходящий блок, который может обработать данное исключение.

Так как вы можете указать как точный класс, так и суперкласс, то если первым блоком будет блок для суперкласса – выполнится он. Например, исключение FileNotFoundException является подклассом IOException. И поэтому если вы первым поставите блок с IOException – он будет вызываться для всех подтипов исключений, в том числе и для FileNotFoundException и блок c FileNotFoundException никогда не выполнится.

public static void main(String[] args) {

Path p = Paths.get(«c:\temp\file.txt»);

} catch (IOException e) {

System.out.println(«Ошибка при чтении файла!»);

} catch (FileNotFoundException e) {

// данный блок никогда не будет вызван

public static void printFile(Path p) throws IOException {

BufferedReader reader = Files.newBufferedReader(p);

while ((line = reader.readLine()) != null) {

System.out.println(line);

Один блок для обработки нескольких типов исключений

Начиная с версии Java 7, вы можете использовать один блок catch для обработки исключений нескольких, не связанных друг с другом типов. Приведем пример

public static void foo() {

} catch (ArithmeticException | IllegalArgumentException | IndexOutOfBoundsException e) {

// три типа исключений обрабатываются одинаково

Как мы видим, один блок catch используется для обработки и типа IOException и NullPointerException и NumberFormaException.

Вы можете использовать вложенные блоки try, которые могут помещаться в других блоках try. После вложенного блока try обязательно идет блок catch

public static void foo() {

} catch (IllegalArgumentException e) {

// обработка вложенного блока try

} catch (ArithmeticException e) {

Выбрасывание исключения с помощью ключевого слова throw

С помощью ключевого слова throw вы можете преднамеренно «выбросить» определенный тип исключения.

public static void foo(int a) {

throw new IllegalArgumentException(«Аргумент не может быть отрицательным!»);

Кроме блока try и catch существует специальный блок finally. Его отличительная особенность – он гарантированно отработает, вне зависимости от того, будет выброшено исключение в блоке try или нет. Как правило, блок finally используется для того, чтобы выполнить некоторые «завершающие» операции, которые могли быть инициированы в блоке try.

public static void foo(int a) {

FileOutputStream fout = null;

File file = new File(«file.txt»);

fout = new FileOutputStream(file);

} catch (IOException e) {

// обработка исключения при записи в файл

} catch (IOException e) {

При любом развитии события в блоке try, код в блоке finally отработает в любом случае.

Блок finally отработает, даже если в try-catch присутствует оператор return.

Как правило, блок finally используется, когда мы в блоке try работаем с ресурсами (файлы, базы данных, сокеты и т.д.), когда по окончании блока try-catch мы освобождаем ресурсы. Например, допустим, в процессе работы программы возникло исключение, требующее ее преждевременного закрытия. Но в программе открыт файл или установлено сетевое соединение, а, следовательно, файл нужно закрыть, а соединение – разорвать. Для этого удобно использовать блок finally.

Блок try-with-resources является модификацией блока try. Данный блок позволяет автоматически закрывать ресурс после окончания работы блока try и является удобной альтернативой блоку finally.

public static void foo() {

Path p = Paths.get(«c:\temp\file.txt»);

try (BufferedReader reader = Files.newBufferedReader(p)) {

while ((line = reader.readLine()) != null)

System.out.println(line);

} catch (IOException e) {

Внутри скобок блока try объявляется один или несколько ресурсов, которые после отработки блока try-catch будут автоматически освобождены. Для этого объект ресурса должен реализовывать интерфейс java.lang.AutoCloseable.

Создание собственных подклассов исключений

Встроенные в Java исключения позволяют обрабатывать большинство распространенных ошибок. Тем не менее, вы можете создавать и обрабатывать собственные типы исключений. Для того, чтобы создать класс собственного исключения, достаточно определить как его произвольный от Exception или от RuntimeException (в зависимости от того, хотите ли вы использовать checked или unchecked – исключения).

Насчет создания рекомендуется придерживаться двух правил:

  1. 1.

    определитесь, исключения какого типа вы хотите использовать для собственных исключений (checked или unchecked) и старайтесь создавать исключения только этого типа;

  2. 2.

    старайтесь максимально использовать стандартные типы исключений и создавать свои типы только в том случае, если существующие типы исключений не отражают суть того исключения, которое вы хотите добавить.

Плохие практики при обработке исключений

Ниже представлены действия по обработке ошибок, которые характерны для плохого программиста. Ни в коем случае не рекомендуется их повторять!

  1. 1.

    Указание в блоке catch объекта исключения типа Exception. Существует очень большой соблазн при создании блока catch указать тип исключения Exception и, таким образом, перехватывать все исключения, которые относятся к этому классу (а это все исключения, кроме системных ошибок). Делать так крайне не рекомендуется, т.к. вместо того чтобы решать проблему с исключениями, мы фактически игнорируем ее и просто реализуем некоторую «заглушку», чтобы приложение продолжило работу дальше. Кроме того, каждый тип исключения должен быть обработан своим определенным образом.

  2. 2.

    Помещение в блок try всего тела метода. Следующий плохой прием используется, когда программист не хочет разбираться с кодом, который вызывает исключение и просто, опять же, реализует «заглушку». Этот прием очень «хорошо» сочетается с первым приемом. В блок try должен помещаться только тот код, который потенциально может вызвать исключение, а не всё подряд, т.к. лень обрабатывать исключения нормально.

  3. 3.

    Игнорирование исключения. Следующий плохой прием состоит в том, что мы просто игнорируем исключение и оставляем блок catch пустым. Программа должна реагировать на исключения и должна информировать пользователя и разработчика о том, что что-то пошло не так. Безусловно, исключение это не повод тут же закрывать приложение, а попытаться повторить то действие, которое привело к исключению (например, повторно указать название файла, попытаться открыть базу данных через время и т.д.). В любом случае, когда приложение в ответ на ошибку никак не реагирует – не выдает сообщение, но и не делает того, чего от нее ожидали – это самый плохой вариант.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • В комплекс эвалар легкодоступные витамины инструкция
  • В комплекс витамины инструкция по применению таблетки взрослым
  • В комплекс 100 солгар инструкция по применению
  • В качестве объекта управления выступает выберите один ответ инструкция приказ контракт
  • В каком стиле употребляются выражения согласно договору следуя инструкции употребляются