Вакуумный насос для кондиционеров инструкция

Любой аппарат нуждается в ремонте, сервисном обслуживании и профилактическом осмотре. Кондиционер, как никакой другой аппарат требует ежегодной профилактики и осмотра. Иначе не избежать серьезных поломок и дорогостоящего ремонта. При проведении подобных процедур всегда используется специфический инструментарий. Ключевым инструментом является вакуумный насос для кондиционера.

Вакуумные насосы предназначены для удаления лишнего воздуха из кондиционера, залетевшего мусора, ненужного конденсата и летней пыли. Без подобной процедуры невозможно обеспечить полноценную работу всей системы. Опытный мастер по ремонту климатического оборудования, придя к вам для починки, первым делом достанет именно вакуумный насос, предназначенный для удаления воздуха из системы кондиционирования. Описанию подобного процесса и характерным особенностям самого насоса и будет посвящена данная статья.

Содержание

  1. По какому принципу работает насос при откачке воздуха
  2. Процедура использования вакуумного насоса.
  3. Как заправить кондиционер в отсутствие вакуумного насоса
  4. Самые популярные модели и их стоимость

По какому принципу работает насос при откачке воздуха

Перед тем, как описать принцип работы вакуумных насосов для кондиционера, предварительно рассмотрим существующие виды и структуру устройства.

Вакуумный насос, предназначенный для откачки воздуха из кондиционера, разделяется на насколько видов.

Для чего нужен вакуумный насос для кондиционеров и что делать, когда его нет

Фото 1. Структура вакуумного насоса.

  1. 1. Пластинчатый роторный насос. Представлен четырьмя видами. По уровню производительности достигает шестидесяти литров в секунду. При этом максимальность давления составит половину Паскаля.
  2. 2. Водокальцевой вариант вакуумного насоса. Производитель вывел на рынок две разновидности. Для осуществления деятельности такого агрегата обязательно нужна вода. Отличается долговечностью в использовании и относительной дешевизной.
  3. 3. Насос мембранный. Вакуум создается относительно неглубокий. В своей деятельности требует частой замены таких элементов, как клапана и мембраны. Чаще всего область применения промышленность.
  4. 4. Очень глубокий вакуум создает золотниковая модель вакуумного насоса. Большой вес, приличный объем и повышенная стоимость делают возможным его применение только на предприятиях.
  5. 5. Насос, имеющий масляный уплотнитель. Специальное отделение для масла обеспечивает отличное действие аппарата.

Устройство насоса примерно одинаковое у всех производителей. Отличаются только по вышеперечисленным видам. Какая же у него структура?

  • Выполнен в горизонтальной плоскости.
  • Существуют два окна. Одно нагнетает газ, другое – всасывает.
  • Жидкостное кольцо служит для сжимания газа.
  • С помощью лопаточного колеса приводится в движение кольцо.
  • Набор мелких элементов.
  • Вакууматор для кондиционера произведен из чугуна.
  • Крышка содержит отверстие для подачи водного ресурса.

Что касается принципа действия, то его ключевая робота заключается в удалении воздушных масс из кондиционера. Такой прибор, также служит для удаления различных газов и паров воды. Одновременно создает низкий тип давления.

В результате воздушная смесь изолируется и перемещается к выходу через патрубок. Когда происходит процесс связывания газа, то его микрочастицы удаляются при помощи жидкости. Поэтому применение вакууматор имеет двойное значение для кондиционера. Одновременно исчезает жидкая и газообразная смесь.

Процедура использования вакуумного насоса.

Что представляет из себя кондиционер? Внешний и внутренний модули соединенные магистралью с находящимся в ней хладагентом.

Процесс вакуумирования производится при собранном оборудовании и подключенном инструментарии.

Рассмотрим действия по этапам.

  1. 1. Заправочный патрубок служит базой присоединения для коллектора с вакуумметром.
  2. 2. При вентилях с открытым положением и с показателем обычного давления на приборе производим подключение вакуумного насоса.
  3. 3. Насос производит откачку воздушной смеси до возникновения нулевого давления.
  4. 4. После процедуры, насос не отключается. В это время происходит закачка азота. Показатели давления должны установиться на цифре 1. Азот служит для связывания водяного пара.
  5. 5. Ожидаем еще примерно один час.
  6. 6. Проверяем нужные параметры. Если стрелка не приближается к единице, требуется повторное использование вакуумации. В остальных случаях данные говорят об успешно проведенной процедуре.

Как заправить кондиционер в отсутствие вакуумного насоса

Для самого кондиционера совершенно неважно, какой инструмент послужил причиной откачки воздуха. Славянская изобретательность давно приспособила другие предметы для осуществления подобной деятельности.

В быту для откачивания воздуха из климатической техники и его заправки можно использовать аквариумный или холодильный компрессор.

Некоторые поставщики кондиционеров предлагают производить запуск без применения вакуумных насосов. Такая информация будет обязательно отражена в технической документации к прибору. Порядок действий описан ниже.

Для чего нужен вакуумный насос для кондиционеров и что делать, когда его нет

Фото 2. Использование вакуумного насоса.

  • Вытеснение воздушной массы происходит путем десятисекундного открытия клапана, который располагается на трубе для конденсата.
  • Следующее действие состоит в проверке герметичности всех участков.
  • После этого открывается сервисное отверстие.
  • Ключом, в течение трех секунд нужно надавить на шток.
  • Ожидаем одну минуту.
  • Весь порядок действий повторяем три раза.
  • Закрываем порт и выпускаем газ из соответствующего клапана.

Не забыть проверить работоспособность системы.

Самые популярные модели и их стоимость

Присутствующие на рынке модификации вакуумных насосов отличаются качеством, степенью откачивания воздуха, мощностью и конечно производителем.

Ценовой диапазон разбросан в границах от пятидесяти до пятисот евро.

Если привести примеры основных марок и их цен, то получим следующую картину.

Модель Value ­ – от ста до трехсот евро.

Модель Zensen ­ – от пятидесяти до трехсот евро.

Модель Becool ­ – от шестидесяти до двухсот евро.

Модель Cps ­ – от ста пятидесяти до пятисот евро.

Модель Errecom ­ – от ста восьмидесяти до двухсот евро.

Модель Telstar ­ – от трехсот пятидесяти до четырехсот евро.

Отдельно можно рассмотреть арендную цену. Она стартует от пятисот рублей за одни сутки.

Вакуумные насосы имеют четкое предназначение и без них невозможно обойтись в обслуживании кондиционеров. На рынке существует большой выбор подобной аппаратуры, но ее выбор зависит, прежде всего, от объемов работы и объектов назначения.

Download Article

Download Article

Pulling a vacuum is a common part of air conditioning repairs. Vacuums are used to evacuate ACs, a process by which they pull out all air and moisture from the refrigerant system prior to testing, repairs, and recharging. Generally, this is best done by an HVAC professional. If you are looking to do simple at-home repairs, though, learning to use a vacuum pump could be very helpful.

  1. Image titled Use a Vacuum Pump Step 1

    1

    Fill the pump with vacuum oil. Before you use your vacuum pump, make sure it is full of clean vacuum pump oil. Unscrew the oil fill cap, typically located on the top of the pump, and look on the interior edge of the opening for the fill line. Fill the opening with oil until it reaches that line. Then, replace the oil fill cap.[1]

    • Be sure to only use oil meant for vacuum pumps. Using other mechanical oils could impact the quality and performance of your vacuum.
  2. Image titled Use a Vacuum Pump Step 2

    2

    Attach your gauges to the ports. You will need a gauge set that connects to both your vacuum and your pressure ports on your AC system. The blue gauge and hose should connect to the low-pressure service port. The red gauge and hose will connect to the high-pressure port. The yellow hose in the middle should connect your gauges to your vacuum.[2]

    • Make sure the gauges and gauge hoses are connected tightly. Loose seals can compromise your vacuum.
    • In your car, your high-pressure port will generally be physically higher than the low-pressure port.[3]

    Advertisement

  3. Image titled Use a Vacuum Pump Step 3

    3

    Open your manifold valves. Once you have your gauges in place, you will need to use the valves on your AC system that opens and closes the service port to the refrigerant lines. With the valves closed, your gauges should have little to no pressure reading.[4]

  4. Advertisement

  1. Image titled Use a Vacuum Pump Step 4

    1

    Start your pump. After you are sure everything has been securely connected, use the switch device on your vacuum pump to turn it on. You should be able to hear the vacuum running once it is switched on.[5]

    • If you are trying to start the pump in cold weather, open the intake ports until the pump reaches normal running speed. Then, close it off again.[6]
  2. Image titled Use a Vacuum Pump Step 5

    2

    Open the side gauge valve. Once your vacuum is on, you will need to open the gauge valves, located on the side of each gauge. This allows the vacuum to start pulling air out of the system.[7]

    • If you are unsure which way you need to turn your valves to open them, check the manual that came with your gauges or vacuum.
  3. Image titled Use a Vacuum Pump Step 6

    3

    Allow the vacuum to run for 15-30 minutes. Let your vacuum run at full operating speed for at least 15 minutes and up to 30 to completely pull the air out of your AC system. The exact amount of time you will need to let your vacuum run will vary based on your manufacturer’s recommendations, so check any operational manuals you may have for both your AC system and vacuum pump.[8]

    • Generally, you want to let your vacuum run for at least long enough to get the measurement below 1,000 microns. If you can, try to get it down to 500 microns.
  4. Advertisement

  1. Image titled Use a Vacuum Pump Step 7

    1

    Close the low-side valve and let the vacuum hold for 15 minutes. After you have let your vacuum run for a sufficient amount of time, close the valve that connects to the low-side gauge. Let your pump hold the vacuum for 15 minutes.[9]

    • If it’s not able to hold for that long, you likely have a leak and may need to replace components on your vacuum pump.
  2. Image titled Use a Vacuum Pump Step 8

    2

    Shut off the vacuum pump. When you are satisfied with how long your system held the vacuum, shut the pump off using the same switch mechanism you used to turn it on. Let your vacuum disengage completely before you disconnect the system.[10]

  3. Image titled Use a Vacuum Pump Step 9

    3

    Disconnect your vacuum. Once your vacuum has fully disengaged, you can disconnect the hose leading to the pump. Your AC system should be fully evacuated at this point, and ready to be recharged or repaired.[11]

    • If you have a drain issue, one of the most common problems in air conditioning, you can get a Co2 drain gun and an AC drain brush to clean the clog in the drainage system. It is better than using chemicals.[12]
    • You should also replace filters regularly. It will help prevent clogs and debris collection on the bottom of the condensate drain pan.
    • You can even get condensate pan tablets to prevent drain clogs.[13]
  4. Advertisement

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Things You’ll Need

  • Vacuum pump
  • Low-pressure gauge
  • High-pressure gauge
  • Connecting hoses

References

About This Article

Article SummaryX

To use a vacuum pump on an air conditioner, first, turn the pump on and open the side gauge valve, which will allow the vacuum to start pulling air out of your system. Once the valve is open, let your vacuum run at full speed for 15 to 30 minutes to pull out as much air as it can. The exact amount of time you need to let the pump run will depend on the manufacturer, so check the operational manual for a specific time. After the vacuum has run long enough, close the valve that connects to the low-side gauge and let your pump hold the vacuum for 15 minutes. Then, shut off the pump and disconnect the hose leading into it. For more tips, including how to know if your pump has a leak, read on.

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 280,170 times.

Reader Success Stories

  • Sam Merani

    «This is most accurate site to learn from. I am a new technician just learning. Thank you.»

Did this article help you?

Покупая сплит-систему и вызывая монтажную команду для ее установки все мы хотим, чтобы климатический прибор избавлял от жары летом, а от холода – весной и осенью. И чтобы еще работал исправно лет 6-7 минимум без техобслуживания. Все верно?

Если от заводских недоработок вас защитит гарантия производителя, то от халатности монтажников – только понимание порядка установки сплит-системы. Мастера-«кондиционерщики» в 70% установочных работ попросту не выполняют вакуумирование кондиционера, поскольку это долго (порядка 30-60 минут) и дорого (хороший вакууматор стоит более 12 тыс. руб.).

Между тем это «незначительное» монтажное упущение серьезно влияет на срок службы сплит-системы. Расскажем о вакуумации систем кондиционирования подробно.

Содержание статьи:

  • Цели вакуумирования сплит-системы
    • Воздух в смеси с фреоном
    • Влага в компрессорном масле кондиционера
  • Как выполняется вакуумация климатического прибора
  • Ошибки при вакуумации сплит-систем
  • Насосы для вакуумирования сплит-систем
  • Какой вакууматор лучше выбрать?
  • Самодельный вакуумный насос
  • Выводы и полезное видео по теме

Цели вакуумирования сплит-системы

Большинство разномарочных сплит-систем легко справляется с шестилетним и более долгим сроком безотказной работы при двух условиях. Первое – отсутствие заводского брака в агрегатах сплита. Второе – правильный монтаж кондиционирующей системы на месте.

После размещения блоков (уличного, комнатного) на местах, соединения развальцованных концов медных трубок с кранами внешнего и штуцерами внутреннего  сплит-модулей работа монтажников выглядит завершенной.

Однако прежде чем впускать фреоновый хладагент в трубную магистраль и включать кондиционер, производители климатической техники рекомендуют откачать воздух из соединительных трубок и контура в целом.

Как работает сплит-система

Каждый агрегат и практически каждый рабочий элемент холодильного контура взаимодействуют с хладагентом. Поэтому на состав фреона не должны влиять ни воздушные газы, ни влага

Так нужна ли вакуумация домашнего кондиционера или это излишняя операция, о чем уверенно заявляют многие установщики сплит-систем? Посмотрим.

Рабочие процессы холодильного агента, циркулирующего по трубкам и агрегатам прибора кондиционирования, точно сбалансированы производителем. Циклы сжатия, конденсации и переохлаждения фреона идут при строго определенных агрегатных состояниях хладагента.

Происходит следующее:

  • Парообразный хладагент следует по толстой трубке из испарителя (внутренний сплит-блок) в конденсатор (наружный блок), куда его нагнетает компрессор.  Там фреон обдувается вентилятором и охлаждается;
  • Сжиженный хладагент направляется по тонкой трубке к испарителю внутреннего блока. Его давление понижается терморегулирующим вентилем;
  • Во внутреннем блоке фреон закипает и активно испаряется, поглощая теплоту. Холодный теплообменник обдувается вентилятором, распространяющим охлажденный воздух по помещению. Затем хладагент нагнетается из комнатного блока в «уличный» блок – рабочий цикл повторяется.

Но подмешанные к фреону воздух и влага меняют его рабочие параметры, серьезно вмешиваясь в работу кондиционера. Как эти лишние компоненты оказываются в составе хладагента?

Объединяющие модули климатической системы медные трубки после их подключения к сплит-блокам содержат воздух. Что также важно – в воздухе всегда содержится влага, которая тоже воздействует на характеристики кондиционирующего прибора негативно. Поясним, как влияют вода и воздух на фреоновый хладагент и компрессор сплит-системы.

Воздух в смеси с фреоном

Сохранившись в трубках сплит-системы (т.е. вакуумация не выполнялась), атмосферный воздух накапливается в конденсаторе «уличного» блока, поскольку ресивер блокирует его дальнейший проход (как парообразного (несконденсированного) фреона).

Вакуумация сплит-системы

Ни продувка фреоном, ни расчет на сухость летней атмосферы, ни заверения монтажников – ничто не обеспечит долгой службы вашего кондиционера, кроме правильного монтажа с ваккумизацией фреоновой магистрали

Собранный в конденсаторе воздух значительно повышает давление, требуемое для конденсации хладагента. Кроме того, на поверхности конденсации возникает воздушная пленка, многократно ухудшающая отбор теплоты от конденсируемого фреона.

Поскольку теплоотбор ухудшен, а объем поступающего хладагента сохраняется прежним, происходит рост давления конденсации, требующий повышенной степени сжатия от компрессора. В результате на выходе из компрессора наблюдается недопустимо высокое давление и температура, что резко ускоряет его наработку на износ.

Влага в компрессорном масле кондиционера

Помимо основного хладагентного материала в контуре кондиционирующей сплит-системы содержится синтетическое полиэфирное масло. Как и в другом холодильном оборудовании, масло POE обеспечивает смазку подвижных частей компрессора.

Масло, предназначенное для смазки и герметизации компрессорных узлов, выполнено на основе полиэфиров.  Содержится оно в емкости компрессора. В ходе работы масло поступает в холодильный контур в малом объеме – порядка 5-10% от общего количества.

Покрывая тонким слоем стенки трубок холодильного контура, масляная пленка помимо отвода тепла способствует улучшенной циркуляции фреона.

Обмерзание газовой трубки

Характерным признаком засорения хладагента в сплит-системе атмосферной влагой является обмерзшая трубка газовой фазы циркуляции фреона

Однако сложноэфирные масла характеризуются высокой гигроскопичностью. Если содержание воды в масле POE превысит 30 ppm (30 частей на миллион частей полиэфирного масла), то его рабочие характеристики резко ухудшатся. За этим может последовать заклинивание компрессора – наиболее дорогого агрегата в составе сплит-системы.

Увеличенное содержание воды ослабляет диэлектрическую прочность полиэфирного масла, что приведет к пробою обмотки компрессора.

При наличии воды в масле на уровне свыше 30 ppm и в присутствии содержащихся во фреоне R410 атомов фтора, хлора и брома развиваются процессы гидролиза, вызывающие образование активных кислот – соляной (HCl), плавиковой (HF) и бромистоводородной (HBr). Даже в небольшом объеме эти кислоты будут разъедать трубки холодильного контура вследствие химической коррозии.

Наконец, неосушенная вакуумированием и насытившая синтетическое масло вода послужит причиной внутреннего обледенения тонкой трубки фреонового контура вблизи внешнего блока.

Особенно это проявляется при работе сплит-системы на тепло в период межсезонья. В итоге компрессор работает с недостаточным объемом хладагента, быстро перегревается и отключается (срабатывает защита). В худшем варианте – компрессор сгорает. С правилами проверки работоспособности компрессора и проведения его ремонта ознакомит рекомендуемая нами статья.

Заметим, что путем вакуумации вывести влагу из содержащегося в кондиционере синтетического масла невозможно. Тут один вариант – слить насыщенное влагой POE, заменив его новым маслом.

Как выполняется вакуумация климатического прибора

Для выполнения процедуры осушения и обезвоздушивания контура кондиционера потребуется следующее оборудование: манометрическая (коллекторная) станция, применяемая также для заправки сплит-систем фреоном; вакуум-насос; отвертки и гаечные ключи.

Чтобы впустить фреон в контур после вакуумации, необходимы два шестигранных ключа (обычно 4 мм).

Схемы вакуумации и заправки кондиционера

Важно точно следовать порядку соединения шлангов манометрического коллектора с выводными штуцерами ваккум-насоса и баллона с хладагентом

По порядку рассмотрим, как вакуумировать только что установленный (новый) двухблочный кондиционер:

  1. Подключаем шланг (синего окраса) манометрической станции от штуцера под  манометром низкого давления к сервисному порту на вентиле внешнего блока сплит-системы (толстая трубка «газовой» фазы хладагента). Краны на вентилях сплит-блока (открываются ключом-шестигранником) должны быть закрыты;
  2. Соединяем заправочный шланг (желтого окраса) от среднего штуцера коллекторной станции с вакуум-насосом;
  3. Включаем насос;
  4. Открываем на манометрической станции вентиль низкого давления (синий, под  синим манометром). Процесс вакуумации начался;
  5. Ждем от 15 минут до получаса (чем более длинна фреоновая магистраль, тем дольше) пока стрелка манометра не выйдет ниже нуля;
  6. Отключаем насос и ожидаем максимальной очистки атмосферы в магистрали сплит-системы от влаги и воздушных газов. Потребуется более 30 минут;
  7. Закрываем синий вентиль на манометрической станции, только после этого – отсоединяем вакуумирующий насос;
  8. Не открывая синего вентиля и не снимая синего шланга с вентиля на «уличном» сплит-блоке, открываем шестигранными ключами два крана на внешнем блоке кондиционера, впускаем фреон в контур. После можно отсоединять синий шланг.

Следите за стрелкой синего манометра. По мере повышения степени разреженности атмосферы холодильного контура, она должна сползать к нулевому значению. В зависимости от мощности насоса и протяженности фреоновой магистрали ваккумизация займет 15-20 минут.

Затем насос нужно выключить (не отсоединять!) и 30 минут следить за стрелкой манометра. Давление сохраняется – все хорошо, можно заполнять контур хладагентом. Модели вакуум-насосов среднего ценового диапазона и выше оснащены шкалой вакуумометра, отслеживать по ней степень разреженности атмосферы особенно удобно.

Ошибки при вакуумации сплит-систем

В отсутствии измерителя вакуума монтажники кондиционеров ориентируются по данным давления на манометре – ждут падения стрелки ниже нулевой отметки, после чего завершают вакуумизацию. Это глубочайшая ошибка!

Вакуум по манометру

Достижение предельного минуса по манометру низкого давления не является целью вакуумации. Для устранения влаги высоковакуумную атмосферу в контуре следует держать более 30 минут после выхода манометра в минус

Следует продолжать поддерживать атмосферную разреженность в фреоновом контуре как минимум полчаса при выключенном насосе, чтобы испарить и вывести влагу из климатического прибора. Эта операция называется опрессовкой.

Если в ходе вакуумной опрессовки синий манометр покажет самопроизвольную нормализацию давления – стрелка перейдет с нуля на единицу – наблюдается разгерметизация. Проверяем крепления шлангов к манометрической системе, к кранам на уличном сплит-блоке и вакуум-насосе.

Впуск хладагента

Новая сплит-система штатно заправлена фреоном, изолированным во внешнем блоке. Завершив вакуумирование, нужно не отсоединяя шланга от сервисного штуцера (вакуум в контуре должен сохраняться) снять заглушки и открыть краны шестигранным ключом, впуская хладагент в контур

Не обнаружив слабого крепления между этими приборами, ищем монтажный дефект – перетянутые или незатянутые гайки на медных трубках магистрали, либо некачественную вальцовку их концов.

Вакуумация хладагентной магистрали эффективна, если только температура в зоне расположения внешнего блока кондиционера превышает +15оС. Вода при низких уличных температурах в условиях разреженной атмосферы не испаряется, а замерзает –  вывести ее из трубной магистрали практически невозможно.

К примеру, при +30оС достаточно 40 мбар, чтобы испарить имеющуюся в холодильном контуре воду. А при 0оС потребуется снизить давление до глубокого вакуума – ниже 6 мбар, иначе испарения и отвода влаги не будет.

Влияние температуры и давления на кипение воды

Чем более холодна атмосфера в месте размещения внешнего кондиционерного блока, тем более высокий вакуум и больший срок требуются для отвода влаги перед запуском в контур фреона

Поэтому вакуумацию требуется выполнять либо в теплый сезон, либо со специальным подогревом теплообменника внешнего сплит-блока (например, тепловой пушкой) в течение всего времени, пока в подготавливаемой фреоновой магистрали поддерживается вакуум.

Заметим, что продувка контура фреоном, практикуемая нерадивыми монтажниками, должного результата по устранению воздуха и влаги дать не может. Это лишь бесцельный расход фреона, кстати, недешевого.

Насосы для вакуумирования сплит-систем

Для вывода большей доли газообразных веществ из собранного, но еще не заполненного фреоном компрессорно-конденсаторного блока, требуется специальное устройство – насос-вакууматор. Процедуру откачки воздуха из сплит-системы способны выполнять насосы двух основных типов – низковаккуумные и высоковакуумные.

Оборудование для вакуумации

Для сплитов до 7000 BTU подойдет одноступенчатый вакуум-насос, для более мощных нужен уже двухступенчатый, а для мультизональных систем – только ионно-геттерный. Обязательно потребуется манометрическая станция со шлангами и фитингами под 410 фреон

Повторим еще раз: вакуумирование кондиционера своими руками возможно, но без вакуумного насоса этой работы никак не сделать.

Виды низковакуумных насосов:

  • Роторно-пластинчатые (одноступенчатые). Характеризуются низкой шумностью при работе, возможностью регулировки остаточного давления, простотой конструкции. Их минусы – необходимость периодической замены расходников (к примеру, масла);
  • Двухроторные (двухступенчатые). Оборудованы двумя основными роторами, работающими синхронно. Экономичны, эффективно «проталкивают» воздух к сливному патрубку путем повышения давления в контуре вакуумируемого прибора;
  • Водокольцевые. Способны одинаково хорошо отводить и воздух, и жидкость. Минусами таких приборов являются значительный расход электроэнергии и потребность в воде.

Из перечисленных выше типов вакуум-насосов исключительно в низковакуумном диапазоне (105-102 Па) работают лишь водокольцевые приборы. У остальных типов диапазон вакуумации шире и достигает 10-3 Па, т.е. степени высокого вакуумирования.

Виды высоковакуумных насосов:

  • Диффузионные. Высокоэффективны, обеспечивают быструю вакуумизацию. Но для холодильного контура их применять нельзя, т.к. рабочей жидкостью этих насосов являются синтетические масла, загрязняющие вакуумируемый контур;
  • Криогенные. Их работа сопровождается закачкой азота, вымораживающего и отводящего газы и жидкости при усилении степени разрежения внутренней атмосферы контура;
  • Ионно-геттерные. Оснащены тонкой титановой пленкой, улавливающей молекулы газов и жидкостей, отводимых из холодильного контура при вакуумации. Наиболее эффективны – устраняют до 97% примесей.

Несмотря на преимущества ионно-геттерных вакууматоров, выключающие обеспечение высокой степени вакуума (свыше 10-5 Па), при монтаже сплит-систем их используют редко – эти приборы дорогие.

Какой вакууматор лучше выбрать?

Выбор оптимального типа насоса-вакууматора зависит от протяженности фреоновой магистрали и мощности кондиционера, нуждающейся в вакуумной очистке от атмосферных газов. Также необходимо учитывать габариты насосного прибора, поскольку его потребуется выставить вблизи внешнего сплит-блока для подключения к процедуре вакуумации.

Одноступенчатый вакууматор

Этот прибор способен вакуумировать контуры холодильников, автомобильных кондиционеров и маломощных сплит-систем. Для климатического оборудования мощностью от 9000 BTU и выше такой вакууматор не подходит

Значимым критерием является остаточное (наименьшее) давление, достигаемое вакуумационным насосом в режиме работы без нагрузки (входной патрубок закрыт). Чем ниже величина остаточного давления (указана производителем в Па, в мбар или микронах), тем лучше вакууматор.

Следующий критерий – производительность вакуум-насоса (указывается в л/ч). Ею определяется объем газа, прокачиваемый прибором за час работы при данном выпускном давлении.

Последний ответственный критерий – мощность электродвигателя вакуумационной установки (указывается в Вт). Чем длиннее фреоновая магистраль, т.е. чем дальше друг от друга расположены сплит-блоки кондиционера, тем дольше придется выполнять вакуумационную очистку холодильного контура. А значит, потребуется вакууматор с достаточно мощным двигателем.

Ионно-геттерный вакууматор

Среди вакуумных насосов этот тип дает наиболее глубокий вакуум. Если требуется осушение и обезвоздушивание многометровой медной магистрали, к примеру, для систем VRV и VRF – необходим именно этот вакууматор. Однако работать с ним должны специалисты, прибор слишком мощный

Чаще всего монтажниками сплит-систем используются вакуум-насосы двухступенчатого и однопластинчатого типа. Первые считаются полупрофессиональными и неплохо вакуумируют бытовые системы кондиционирования, а вторые – наиболее дешевы, хотя  и недостаточно качественно обеспечивают вакуумацию фреоновых контуров длиннее 3,5 м.

Самодельный вакуумный насос

Вакууматор можно изготовить на базе компрессора от старого холодильника («Саратов», «ЗИЛ» и т.п.). Необходимо слить минеральное масло из него, заменив с предварительной промывкой керосином более вязким машинным (летней «синтетикой»).

Самодельный вакууматор

Изготовить вакуум-насос на базе компрессора от холодильника можно, только вакуумировать сплиты мощнее 5000 BTU он не способен. Большинство подобных самоделок (см. фото) являются не вакууматорами, а воздушными компрессорами

В работе компрессор будет активно выбрасывать «минералку» через выходную трубку, быстро заполняя маслоуловитель. Замена «синтетикой» позволит обойтись без отдельного ресивера с фильтром. А вот установка маслоуловителя обязательна. Для контроля степени вакуумации понадобится вакуумметр или, как минимум, манометр.

Однако если с компрессором холодильника можно собрать неплохой воздушный компрессор, то вакууматор получится достаточно слабый, низковакуумный. Такие компрессоры не могут дать вакуум более 104 Па, т.е. для вакуумизации сплит-систем они не подходят.

Выводы и полезное видео по теме

Порядок вакуумирования фреонового контура сплит-системы:

Обзор разнотипных вакуум-насосов, их возможностей и применения:

Сравнение эффективности вакуум-насоса из компрессора от холодильника с двухступенчатым компрессором:

При монтаже сплит-системы обойтись без вакуумации контура нельзя, поскольку надежной многолетней работы такой кондиционер не покажет.

Однако специально приобретать вакуум-насос с манометрической станцией, даже под установку двух-трех домашних сплит-систем – невыгодно. Рациональнее взять эти приборы в аренду. Или все же вызвать мастеров, предварительно убедившись в наличии у них необходимого оборудования.

Хотите поделиться собственным опытом в вакуумировании установленной дома сплит системы? Располагаете полезной информацией по теме статьи, которой стоит поделиться с посетителями сайта? Оставляйте, пожалуйста, комментарии в находящемся ниже блоке, задавайте вопросы и размещайте фото.

Ошибки при вакуумации сплит-систем

В отсутствии измерителя вакуума монтажники кондиционеров ориентируются по данным давления на манометре – ждут падения стрелки ниже нулевой отметки, после чего завершают вакуумизацию. Это глубочайшая ошибка!

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендации

Достижение предельного минуса по манометру низкого давления не является целью вакуумации. Для устранения влаги высоковакуумную атмосферу в контуре следует держать более 30 минут после выхода манометра в минус

Следует продолжать поддерживать атмосферную разреженность в фреоновом контуре как минимум полчаса при выключенном насосе, чтобы испарить и вывести влагу из климатического прибора. Эта операция называется опрессовкой.

Если в ходе вакуумной опрессовки синий манометр покажет самопроизвольную нормализацию давления – стрелка перейдет с нуля на единицу – наблюдается разгерметизация. Проверяем крепления шлангов к манометрической системе, к кранам на уличном сплит-блоке и вакуум-насосе.

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендации

Новая сплит-система штатно заправлена фреоном, изолированным во внешнем блоке. Завершив вакуумирование, нужно не отсоединяя шланга от сервисного штуцера (вакуум в контуре должен сохраняться) снять заглушки и открыть краны шестигранным ключом, впуская хладагент в контур

Не обнаружив слабого крепления между этими приборами, ищем монтажный дефект – перетянутые или незатянутые гайки на медных трубках магистрали, либо некачественную вальцовку их концов.

Вакуумация хладагентной магистрали эффективна, если только температура в зоне расположения внешнего блока кондиционера превышает +15оС. Вода при низких уличных температурах в условиях разреженной атмосферы не испаряется, а замерзает –  вывести ее из трубной магистрали практически невозможно.

К примеру, при +30оС достаточно 40 мбар, чтобы испарить имеющуюся в холодильном контуре воду. А при 0оС потребуется снизить давление до глубокого вакуума – ниже 6 мбар, иначе испарения и отвода влаги не будет.

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендации

Чем более холодна атмосфера в месте размещения внешнего кондиционерного блока, тем более высокий вакуум и больший срок требуются для отвода влаги перед запуском в контур фреона

Поэтому вакуумацию требуется выполнять либо в теплый сезон, либо со специальным подогревом теплообменника внешнего сплит-блока (например, тепловой пушкой) в течение всего времени, пока в подготавливаемой фреоновой магистрали поддерживается вакуум.

Заметим, что продувка контура фреоном, практикуемая нерадивыми монтажниками, должного результата по устранению воздуха и влаги дать не может. Это лишь бесцельный расход фреона, кстати, недешевого.

Ошибки установщиков кондиционеров

Установить сплит-систему можно не более чем за полчаса. Так могут сказать только те люди, которые не делают вакуумирование или производят ее неправильно. Так, основная ошибка установщиков климатического оборудования—это вытеснение воздуха фреоном. Сам процесс может и эффективен, но есть один большой недостаток. Производители кондиционеров запрещают проведение подобных вмешательств. Даже если получится вытеснить воздух таковым методом, то позже, это может привести к другим проблемам. В случае поломок устройства в период действия гарантийного талона, работники ремонтного сервиса выявят недостаток хладагента в системе. На утечку газа списать недостаток фреона вряд ли получится.

Продувка хладагентом используется только в тех случаях, когда нет возможности воспользоваться стандартным способом. А как показывает практика, многие установщики кондиционеров активно пользуются неверным методом, так как на это уходит минимальное количество времени.

Подготовка

Прежде чем приступить к заправке/дозаправке кондиционера следует провести подготовительные работы.

Чистка

Чистка кондиционера – обязательный этап подготовки перед заправкой. Причем выполняется она прежде любых других работ. Ее выполняют, чтобы гарантированно получить оптимальные режимы работы всех узлов и агрегатов системы. Это позволит убрать погрешности измерений и упростит поиск проблемных участков.

Обязательно чистят фильтры, вентилятор и радиаторы внутреннего блока

Однако основное внимание необходимо уделить наружному блоку сплит-системы.. Последовательность работ по его обслуживанию включает:

Последовательность работ по его обслуживанию включает:

  1. Отключение оборудования от питающей электрической сети.
  2. Механическую очистку (удаление загрязнений), а именно:
    • чистку кожуха с внешней стороны;
    • его демонтаж;
    • удаление мусора во внутреннем пространстве блока.
  3. Промывку узлов, которую выполняют в следующем порядке:
    • Защищают от попадания влаги электронный блок (этап обязательный, поскольку вода в электронной схеме может вызвать ее полный выход из строя и необходимость дорогостоящего ремонта). Для защиты достаточно тщательно закрыть поверхность узла полиэтиленом.
    • Очищают лопасти и другие внешние элементы конструкций вентилятора от пыли и налипшей грязи. Промывку ведут влажной губкой.
    • Влажной губкой очищают поверхность конденсатора.
  4. Накопившуюся в труднодоступных местах пыль убирают пылесосом.
  5. Очищают поверхность радиатора. Пыль и грязь счищают щеткой, затем производят промывку поверхности напором воды или пароочистителем.
  6. Производят установку кожуха, дальнейшие работы выполняют только после полного высыхания.

Самостоятельные чистка и обслуживание электронного блока не допускаются! Эту работу могут выполнить только специалисты сервисной компании с соответствующим уровнем подготовки. Выход электроники из строя из-за вмешательства пользователя считается негарантийным случаем!

Проверка герметичности

Эти подготовительные работы проводят, если расход фреона в системе превышает допустимые значения. Они необходимы, если утечка в течение сезона оказывается выше 8-10%.

Наиболее частые проблемные места – стыка трубопроводов и блоков, где имеет место нарушение герметичности. В большинстве случаев для их обнаружения достаточно визуального осмотра.

В случае, если существующая проблема не выявлена в процессе осмотра, прибегают к более точным (и, естественно, сложным) методам.

Опрессовка и вакуумирование

Этот этап не обязателен при отсутствии проблем с герметичностью системы. В то же время, если производился поиск мест утечки, без его проведения не обойтись.

Опрессовка

Под этим термином подразумевают заполнение системы азотом под давлением, соответствующим максимально допустимому для системы. Используют для этих целей манометрический коллектор, который позволяет контролировать давление в системе. Предельное значение можно посмотреть в технической документации или на шильдике на блоке сплит-системы.

Азот подают до достижения давлением максимальной величины, после чего закачку системы газом останавливают и контролируют показания манометра. В исправном (герметичном) контуре они должны оставаться неизменными. Падение давления свидетельствует о наличии проблемных участков и требует повторения их поиска.

Каким способом заправляете кондиционер Вы?

СамостоятельноВызываю мастера

Вакуумирование

Этот этап подготовки проводят после восстановления герметичности и опрессовки системы. Его суть – в полной откачке газа (жидкости) из контура.

Работы ведут в следующем порядке:

  1. Присоединяют вакуумный насос к подключенному в систему манометрическому коллектору.
  2. Включают насос, открывают на коллекторе газовый вентиль.
  3. Оставляют насос в работе до достижения минимума давления в системе. Контроль за давлением ведут по шкале манометра.
  4. Отключают насос, газовый вентиль перекрывают.
  5. Коллектор оставляют подключенным, вентили закрытыми, чтобы предотвратить попадание воздуха в контур перед заправкой.

Мнение эксперта
Торсунов Павел Максимович

Вакуумный насос должен быть оборудован обратным клапаном. Выполнение этого условия защитит систему от попадания масла.

Вакуумирование холодильного контура

Внешний блок кондиционера идёт с завода заправленным, то есть в нём находится фреон в необходимом количестве. Не дают ему выйти наружу закрытые трёхходовые клапаны.

После монтажа у нас получается система состоящая из внутреннего блока и соединительных трубок, заполненных атмосферным воздухом с содержащимися в нём примесями и влагой.

Для нормальной работы нам необходимо удалить воздух и влагу из системы, после чего открыть вентили, запустив фреон.

Процесс вакуумирования

Подсоединяем манометрический коллектор к вентилю на кондиционере (шланг низкого давления-синий)

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендации

Подсоединяем заправочный шланг к вакуумному насосу (жёлтый)

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендации

  • Открываем вентиль низкого давления
  • Включаем вакуумный насос
  • После окончания процесса закрываем вентиль на манометрическом коллекторе
  • Только после этого выключаем насос
  • Запускаем фреон в контур открывая вентили на кондиционере шестигранником (оба)

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендации

Время вакуумирования

Для контроля степени разрежённости в системе существует прибор — вакууметр, шкала которого проградуирована в мБар — хорошие вакуумники изначально комплектуются вакууметрами, но можно использовать и отдельные, например электронные.

Некоторые монтажники ориентируются по давлению манометра —  как только давление падает ниже нуля, они прекращают вакуумирование, считая что воздух удалился и можно прекращать процесс.

Но это не правильно. В любом воздухе содержится влага — при вакуумировании она испаряется, поэтому для кондиционеров 7 Btu/h время вакуумации не должно быть меньше 15 минут (зависит от производительности самого насоса), для более мощных систем, соответственно больше.

Выбор вакуумного насоса

Для разных целей необходимо выбирать разное оборудовафние, к примеру для монтажа бытовых кондиционеров понадобится насос с небольшой производительностью, которого вполне хватит для небольшой трассы. А при установке промышленных, VRV систем уже необходимы насосы с высокой производительностью и мощностью.

  • Производительность, л/ч
  • Остаточное давление, Па
  • Мощность двигателя, Вт

От производительности зависит скорость откачки из холодильной системы, указывается в литрах в час.

Остаточное давление характеризует «качество вакуумации», чем меньше это значение, тем лучше, измеряется в Паскалях или мили Барах.

От мощности электродвигателя зависит время непрерывной работы насоса, при длинных трассах в ВРВ системах этот параметр имеет большое значение.

Это самые основные параметры, существует ещё ряд параметров, такие как, количество ступеней, тип насоса — масляный, безмасляный, количество оборотов двигателя и прочие.

«Продувка фреоном»

Многие монтажники практикуют такую процедуру — выгоняют воздух открыв вентиль и открутив одну из гаек, из под неё выходит воздух,после чего её закручивают.

После такого монтажа влага остаётся в системе,последствия этого — окисление медных трубок, повреждение компрессора, забивание ТРВ влагой. А самое главное — значительное сокращение срока службы, таким образом можно загубить любой кондиционер, даже самый дорогой.

Оборудование для вакуумирования и дозаправки

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендацииДля работы нужны следующие инструменты и приборы:

  • Вакуумная станция для кондиционеров. Перед заправкой хладагента подключается к контуру и осушает его. Манометры на приборе показывают уровень вакуума. В работе мастера используют двухступенчатые модели, которые экономичны в плане расхода электроэнергии, просты в монтаже. Хорошую очистку дают гетерионные вакууматоры для кондиционеров, но редко применяются, так как стоят дорого.
  • Манометрический коллектор.
  • Набор отверток и ключей для работы со штуцерами.
  • Баллон с фреоном для последующей заправки.

Самым важным прибором является насос, который будет герметизировать трубопровод. Удобство в работе создает вес устройства – чем оно легче, тем проще. Модели, которые имеют резиновую опору для снижения уровня вибраций, более удобны в эксплуатации.

При работе насос расходует масло, поэтому индикация его уровня – полезная функция для человека, который постоянно работает с прибором.

Для удаления паров должен быть предусмотрен клапан, а также комплект штуцеров, предназначенный для внешнего блока, через которые происходит эвакуация воздуха.

На рынке лидирует техника немецких, американских, швейцарских производителей оборудования для климатической техники различного ценового уровня. Некоторые китайские фирмы поставляют продукцию, которая не уступает по качеству европейским аналогам, но гораздо дешевле.

Как происходит процедура вакуумирования

Перед проведением вакуумирования следует запастись необходимыми инструментами. Это:

  1. Вакуумный насос;
  2. Станция со шлангами и манометрами;
  3. Баллон с хладагентом, который подходит для сплит – системы;
  4. Отвертки и ключи (шестигранные, газовые, разводные).

Теперь более подробно о том, как вакуумировать кондиционер. На первом этапе присоединяем вакуумный насос через шланги манометрического коллектора к сервисному порту внешнего блока кондиционера. А точнее к его крану. Насос оставляют работать в течение 10 – 20 минут. Время работы напрямую зависит от мощности устанавливаемого устройства. За этот период времени насос выкачивает все лишнее и внутри устанавливается глубокий вакуум.

Наблюдение за процессом вакуумирования ведется по показателям манометра. После достижения нужного показателя вакуума в системе насос отключается, но наблюдение продолжается еще на протяжении получаса. Если давление внутри устройства не меняется, на что указывает застывшая стрелка прибора, значит все в порядке. Все совершенные соединения, а также трасса для циркуляции фреона полностью герметичны. Если за это время наблюдается подъем стрелки манометра, то есть падение вакуума, значит, что какое-то место в системе пропускает воздух. В этом случае следует отыскать негерметичный стык и удалить неисправность.

Наиболее часто утечка происходит вследствие следующих причин:

  • Негерметичное соединение из-за слабой или, наоборот, очень сильной затяжки гайки;
  • Излом одной из медных трубок в процессе установки;
  • Некачественное вальцевание.

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендации

Удостоверившись в том, что глубокий вакуум достигнут и трасса полностью герметична, можно приступать ко второму этапу. Это запуск фреона в систему. Для этого отсоединяется насос, и открываются фреоновые краны сплит–системы. Оба крана необходимо откручивать шестигранным ключом. Делать это необходимо не торопясь, очень медленно. При открытии кранов появляется шипение. Этот звук говорит о том, что хладагент начал заполнять фреоновый контур оборудования.

После этого кондиционер полностью готов к первому, тестовому запуску. Во время тестирования оборудования проверке подлежат все предусмотренные режимы и соответствие их работы заявленным характеристикам.

Правильно вакуумировать кондиционер – значит обеспечить долгую и бесперебойную работу охлаждающего оборудования.

Типичные ошибки в установке кондиционера

Несоблюдение требований монтажа является частой причиной сбоев в работе сплит-систем и необоснованного увеличения счетов за электричество. Приведем перечень популярных недочетов.

№1. Монтаж в неподходящем месте. Требования к размещению сплит-блоков были рассмотрены выше. Неопытные мастера допускают стандартные ошибки: установка над отопительным прибором или в зоне прямого воздействия солнечных лучей.

№2. Некачественная вальцовка.

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендацииНаличие шероховатостей, борозд и заусенцев препятствует нормальной циркуляции фреона и ухудшает плотность прилегания к штуцерам. В результате может наблюдаться утечка фреона (+)

№3. Несоответствие объема хладагента длине трассы. Количество фреона прямо пропорционально метражу контура. Если магистраль увеличили/уменьшили, а его объем не откорректировали, то кондиционер работает неправильно, а со временем выходит из строя.

№4. Отсутствие термоизоляции. Отверстие в стене для прокладки магистрали необходимо заполнять пеной. Если этого не сделать, то перепады температур спровоцируют появление конденсата – оседание влаги на бетоне приведет к образованию грибка.

№5. Заломы медных трубок.

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендацииВ местах перегибов пропускная способность снижена. Как следствие – возрастает нагрузка на компрессор, и прибор вырабатывает положенный ресурс раньше срока

№6. Ненадежное соединение кабелей. Ошибки в обустройстве электропроводки чреваты не только поломкой климатического оборудования, но и возгоранием или ударом тока.

№7. Применение некачественных материалов. Непрочные кронштейны могут не справиться с возложенной нагрузкой, особенно зимой при скоплении на сплит-блоке снега. Предупредительные меры: выбор надежной опоры и установка над уличным блоком защитного козырька.

Вакуумирование и проверка кондиционера

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендации

В итоге, после всех этапов установки сплит-системы  нам остаётся запустить фреон в кондиционер и проверить его работу.

Вакуумирование холодильного контура

Внешний блок кондиционера идёт с завода заправленным, то есть в нём находится фреон в необходимом количестве. Не дают ему выйти наружу закрытые трёхходовые клапаны.

После монтажа у нас получается система состоящая из внутреннего блока и соединительных трубок, заполненных атмосферным воздухом с содержащимися в нём примесями и влагой.

Для нормальной работы нам необходимо удалить воздух и влагу из системы, после чего открыть вентили, запустив фреон.

Процесс вакуумирования

Подсоединяем манометрический коллектор к вентилю на кондиционере (шланг низкого давления-синий)

Подсоединяем заправочный шланг к вакуумному насосу (жёлтый)

  • Открываем вентиль низкого давления
  • Включаем вакуумный насос
  • После окончания процесса закрываем вентиль на манометрическом коллекторе
  • Только после этого выключаем насос
  • Запускаем фреон в контур открывая вентили на кондиционере шестигранником (оба)

Время вакуумирования

Для контроля степени разрежённости в системе существует прибор — вакууметр, шкала которого проградуирована в мБар — хорошие вакуумники изначально комплектуются вакууметрами, но можно использовать и отдельные, например электронные.

Некоторые монтажники ориентируются по давлению манометра —  как только давление падает ниже нуля, они прекращают вакуумирование, считая что воздух удалился и можно прекращать процесс.

Но это не правильно. В любом воздухе содержится влага — при вакуумировании она испаряется, поэтому для кондиционеров 7 Btu/h время вакуумации не должно быть меньше 15 минут (зависит от производительности самого насоса), для более мощных систем, соответственно больше.

Выбор вакуумного насоса

Для разных целей необходимо выбирать разное оборудовафние, к примеру для монтажа бытовых кондиционеров понадобится насос с небольшой производительностью, которого вполне хватит для небольшой трассы. А при установке промышленных, VRV систем уже необходимы насосы с высокой производительностью и мощностью.

Характеристики на которые необходимо обратить внимание при подборе и покупке вакууматора:

  • Производительность, л/ч
  • Остаточное давление, Па
  • Мощность двигателя, Вт

От производительности зависит скорость откачки из холодильной системы, указывается в литрах в час.

Остаточное давление характеризует «качество вакуумации», чем меньше это значение, тем лучше, измеряется в Паскалях или мили Барах.

От мощности электродвигателя зависит время непрерывной работы насоса, при длинных трассах в ВРВ системах этот параметр имеет большое значение.

Это самые основные параметры, существует ещё ряд параметров, такие как, количество ступеней, тип насоса — масляный, безмасляный, количество оборотов двигателя и прочие.

«Продувка фреоном»

Многие монтажники практикуют такую процедуру — выгоняют воздух открыв вентиль и открутив одну из гаек, из под неё выходит воздух,после чего её закручивают.

После такого монтажа влага остаётся в системе,последствия этого — окисление медных трубок, повреждение компрессора, забивание ТРВ влагой. А самое главное — значительное сокращение срока службы, таким образом можно загубить любой кондиционер, даже самый дорогой.

Дозаправка фреоном

Кондиционер заправлен на заводе хладагентом в расчёте на длину трассы приблизительно до 5 метров, при большей длине его придётся дозаправлять.

Точное количество указано в инструкции по монтажу и составляет около 5-20 грамм на метр дополнительной трассы, в зависимости от мощности кондиционера.

Необходимо высчитать количество недостающего фреона и заправить его методом «по массе».

В противном случае будет потеря холодильной мощности.

Проверка кондиционера

После запуска фреона в контур включаем кондиционер на охлаждение и измеряем температуру на выходе — она должна быть не ниже 0 0С.

Если температура ниже нуля, это говорит о недостаче фреона, который необходимо добавить (естественно, это при соблюдении рабочего температурного диапазона на улице конкретно для данного кондиционера).

После можно включить кондиционер в режим обогрева и проверить его работоспособность в этом режиме.

Проверка дренажа

  • Открываем крышку внутреннего блока
  • Снимаем фильтры
  • Аккуратно наливаем воду из бутылки в поддон кондиционера (можно лить прям на испаритель)
  • Убеждаемся что вода свободно выливается из дренажного шланга на улицу

Вот и всё, мы завершили установку кондиционера!

Осталось только рассмотреть некоторые нюансы — вальцевание и пайку трубок, удаление конденсата дренажной помпой, установку  защитных электрических устройств.

Как вакуумировать кондиционер

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендации

После монтажа сплит–системы из ее устройства следует удалить весь лишний воздух и влагу, поэтому необходимо знать, как вакуумировать кондиционер. Процесс вакуумирования очень важен. Он обуславливает безотказную и долговечную работу вашего оборудования.

При установке кондиционера его блоки (внешний и внутренний) соединяются друг с другом при помощи медных труб. Их две, они образуют систему, определенную под циркуляцию хладагента в холодильном контуре сплит–системы. Трубы изготовлены из сплава с большим содержанием меди.

После монтажа фреоновой трассы оборудования в системе, то есть трубках, остается воздух и лишняя влага. Компоненты воздуха активно взаимодействуют с составляющими фреона. В итоге образуются вещества, влияние которых оказывает пагубное действие на работу кондиционера. Поэтому необходимым является вакуумирование трассы сплит–системы.

Процесс, которого следует избегать

Многие специалисты по монтажу игнорируют такую операцию, как вакуумирование сплит–системы. Вместо этого они выгоняют из системы часть фреона. Делается это для того, чтобы вытеснить воздух.

Вы тоже можете использовать продувку фреоном. Только это строго запрещено заводом – изготовителем. Способ изначально неправильный, и соответственно, совсем ненадежный. Его можно использовать только в самом крайнем случае, например, при отсутствии вакуумного насоса.

Для примера посмотрите трубки нескольких, уже поработавших кондиционеров. Они неприятного иссиня-черного цвета. Это результат окисления меди в процессе взаимодействия с влагой и воздухом. Такое же состояние будут иметь внутренности вашего кондиционера, если вы не проведете вакуумирование системы.

Конечно, потеря небольшой части хладагента особо не сказывается на работе кондиционера. Опасность нужно искать с другой стороны. В системе может остаться воздух, который впоследствии вступает в реакцию с хладагентом и вызывает сбои в работе оборудования.

Кондиционер начинает плохо охлаждать температуру в комнате. Пользователь оборудования пытается понизить температуру с помощью пульта, предпринимает попытки включения и выключения устройства. В итоге, электродвигатель сгорает и сплит-системе требуется ремонт, который стоит совсем недешево.

Если кондиционер находится на гарантийном обслуживании, при сбоях в ее работе будет произведена экспертиза оборудования, которая способна очень точно определить причину поломки. Если это заводской брак, фирма изготовитель возьмет все расходы по ремонту на себя. Если же экспертиза покажет, что оборудование использовалось при недопустимо низкой температуре, либо без существенной части фреона, дорогостоящий ремонт будет оплачивать владелец кондиционера.

Поэтому решая вопрос о том, вакуумировать кондиционер самому или довериться фирме – установщику, тщательно взвесьте все «за» и «против». Если монтаж будет произведен по всем возможным правилам, пользоваться оборудованием вы будете строго по инструкции и вовремя его обслуживать, то ваш кондиционер прослужит вам верой и правдой долгие годы. Хорошей погоды вашему дому и приятного климата!

4 Что нельзя делать при подготовке системы

Исследования по использованию кондиционеров раскрывают неприглядную картину. Часто, неопытные люди, выдающие себя за мастеров, ленятся провести процесс вакумирования кондиционера.

Такую процедуру они заменяют вытеснением части газа фреона, чтобы достичь нужного уровня вакуума. Подобные кустарные действия запрещаются производителем. Почти всегда это приведет к ухудшению качественных характеристик изделия и поломке оборудования в будущем. Если вы владеете гарантийным талоном, то сервисное обслуживание всегда предпочтительнее «дяди Васи» со стороны. Доверяйте только квалифицированным мастерам.

Чем выгонять «врагов»: вакуумные насосы

Поскольку вопрос о том, зачем вакуумировать кондиционер, уже рассмотрен, можно перейти к другому — не зачем, а чем это делать. Для герметизации компрессорно-конденсаторного блока используют вакуумные насосы, которые называют вакууматорами. Чтобы откачивать воздух из трассы, подойдет оборудование двух основных видов: как низковакуумное (0,1 мбар), так и высоковакуумное (0,02 мбар).

Принцип работы

Вакууматор связывает или отводит газообразные вещества из контуров климатического оборудования. Достигается это благодаря пониженному (отрицательному) давлению, разреженной атмосфере. В результате таких действий температура закипания жидкости снижается. Если устройство выводит воздух, он захватывает его, затем перемещает его к выходу. Когда прибор связывает молекулы газа, они выпадают на поверхность, откуда выводятся вместе с паром либо с жидкостью.

Низковакуумные приборы

Существует три типа этих насосов:

  1. Водокольцевые (жидкостно-кольцевые). Это оборудование одинаково хорошо справляется с отводом жидкости и воздуха. Недостатки — необходимость воды для работы, большое потребление электроэнергии.
  2. Двухроторные — двухступенчатые. Оба ротора в этом оборудовании работают синхронно. Они повышают давление, выталкивая воздух по направлению к сливному патрубку. Двухроторные насосы довольно эффективны и экономичны.
  3. Роторно-пластинчатые — одноступенчатые, простые модели. В таких насосах предусмотрена регулировка остаточного давления. Их преимущества — низкий уровень шума, удобное обслуживание. Минус — необходимость периодической замены масла, других расходников.

Если говорить о приборах, работающих только в низковакуумном диапазоне (от 105 до 102 Па), то к ним относится один вид — водокольцевой. Роторно-пластинчатое и двухроторное оборудование способно достигать 10-3 Па, поэтому их можно назвать более универсальными насосами.

Высоковакуумные насосы

Этих приборов также есть три вида:

  1. Диффузионные. Эти агрегаты для холодильного оборудования не используют, так как их рабочая жидкость — синтетические масла.
  2. Гетерионные (ионно-геттерные). Эффективность (97%, выше 10-5 Па) насосов обеспечивает титановая пленка, которая улавливает молекулы жидкостей и газов.
  3. Криогенные (криосорбционные). В этом случае задание выполняется с помощью закачки азота, который замораживает, а затем отводит воздух и воду из контура.

Самые эффективные — ионно-геттерные — приборы при подготовке сплит-систем к пуску используются крайне редко. Причина банальна: это их высокая цена.

Какой вакуумный насос выбрать?

Чтобы купить оптимальный прибор, нужно обратить внимание на несколько критериев. Первый из них — мощность кондиционера и протяженность трассы, второй габариты вакууматора, так как оборудование должно работать рядом с внешним блоком сплит-системы, а он иногда находится не в самых удобных местах. Другие поводы для размышлений:

Другие поводы для размышлений:

  1. Остаточное давление вакуумного насоса при работе без нагрузки, с закрытым входным вентилем. Меньшее значение, указываемое производителями в мбар, Па либо микронах, по сравнению с другими моделями, говорит о максимальной эффективности прибора.
  2. Производительность оборудования. Это объем газа, который способен прокачать вакууматор за час работы при определенном выпускном давлении. Этот параметр указывают в л/ч.
  3. Мощность электродвигателя (Вт). Она наиболее важна при длинной фреоновой магистрали сплит-системы. В этом случае нужен максимально мощный двигатель вакууматора.

Чаще всего при монтаже кондиционеров используются вакуумные роторно-пластинчатые и двухроторные модели насосов. Первые выбирают из-за приемлемой цены, однако они достаточно эффективны только при магистрали, протяженность которой составляет 3,5 метров, не более. Двухроторные вакууматоры для бытовых приборов уже считаются полупрофессиональным оборудованием.

Если говорить об удобстве работы с вакууматорами, то помимо размеров и веса необходимо учитывать минимальный уровень (или возможность гашения) вибрации, индикатор уровня масла, наличие клапана для стравливания воздуха, набора штуцеров и т. д. Климатические условия конкретного региона также учитывать необходимо.

Экономия средств по сравнению с вызовом мастера

Зная потребность в материалах и оборудовании, несложно подсчитать, насколько выгодна дозаправка кондиционера, выполняемая своими руками. Стоимость аренды берем на интернет-ресурсах компаний, предлагающих данную услугу в Московской области:

  • вакуумный насос + коллектор со шлангами – 700 руб. в сутки (12.5 у. е.);
  • полный комплект, включающий баллон с газом, манометрическую станцию и насос, — от 1000 руб./сутки (18 у. е.);
  • самый дорогой тип фреона — R410а — 650 руб. за 0.6 кг (12 у. е.).

Примем в расчет более дорогостоящий вариант – аренда оборудования плюс покупка фреона: 700 + 650 = 1350 руб. (24.5 у. е.). Минимальная стоимость заправки сплит-систем, декларируемая различными компаниями, составляет 2000 руб. (35 у. е.). Выгода от самостоятельного проведения заправочных работ не слишком велика – 650 руб. или 10.5 у. е.

Учтите ряд противоречивых факторов:

  1. Чтобы арендовать оборудование и приспособления, нужно затратить личное время.
  2. Цены, указываемые в интернете, могут быть занижены ради привлечения клиентов либо попросту устареть.
  3. Нередко фирма начисляет дополнительные расходы за выезд либо выставляет счет за каждую работу отдельно – вакуумацию, диагностику и заправку.
  4. Существует вероятность, что «дешевые» мастера выполнят работу некачественно и спустя год хладон снова улетучится.
  5. Не учтена стоимость аренды электронных весов. Допускается применение настольных кухонных весов, рассчитанных на измерение массы до 20 кг с точностью отображения до 1 грамма.

Как выполняется вакуумация?

Для обезвоздушивания, осушения контура климатического оборудования потребуются привычные инструменты и специальное «снаряжение». В набор входит:

  • вакууматор (насос);
  • манометрическая (коллекторная) станция;
  • гаечные ключи, отвертки;
  • ключи-шестигранники (4 мм).

Еще потребуется баллон с хладагентом для последующей заправки кондиционера. Вакуумирование проводят в такой последовательности:

  1. К сервисным портам внешнего блока шлангом подключают манометрическую станцию. Третьим шлангом подключают насос.
  2. Запускают вакууматор, открывают вентиль на манометрической станции, затем следят за стрелкой манометра, которая обязана опуститься (за 20-30 минут) до отрицательных значений.
  3. Насос отключают, затем ожидают окончательной очистки контура. На этот этап обычно требуется более получаса.
  4. Когда значение давления перестает меняться, сначала перекрывают вентиль на коллекторе, затем вакууматор отсоединяют.
  5. На внешнем блоке открывают вентили, потом запускают в контур фреон. Завершив операцию, отсоединяют коллекторные шланги.

Заправленную сплит-систему проверяют во всех режимах. Если система работает безукоризненно, то работа была проведена корректно. Когда стрелка манометра постепенно выходит из области отрицательного значения, это означает, что корпус не герметичен. Чтобы найти место утечки хладагента, используют опрессовку высоким давлением (40 Бар). Некоторые рекомендуют сначала попробовать провести проверку мыльным раствором.

Длительность операции зависит от мощности вакууматора. Простые приборы справляются с работой за 20-30 минут, такое же количество уходит на последующую проверку. Наиболее производительные модели способны справится за несколько минут, однако последующее тестирование после герметизации требует практически такого же времени (15-20 или 30 минут).

Однако специалисты время процедуры склонны увеличивать. Они говорят, что чем продолжительнее будет процесс, тем качественнее и длительнее будет в дальнейшем работа оборудования. Считается, что операция вакуумирования (вернее, проверки давления после выключения насоса) может затянуться на 1,5-2 часа. Если показания прибора за этот промежуток не изменились, то можно «с легким сердцем» отсоединять оборудование: манометр и вакууматор.

Как заправляют кондиционер?

После вакуумации необходима заправка сплит-системы, а для этого требуется сначала рассчитать необходимый объем фреона, а затем успешно его запустить в магистраль. Это можно сделать несколькими способами.

Самый элементарный вариант — заправка по массе. В этом случае используют специальные весы. Баллон взвешивают, определяют количество хладагента, затем заправляют фреоном трассу. Чтобы избежать ошибок, рекомендуют использовать заправочный цилиндр. Это устройство гарантирует скорость и точность заправки. Сначала с его помощью заправляют баллон, затем — контур. Единственный минус этого способа — небольшой размер емкости: она способна вместить только 4 кг вещества.

Заправка по давлению — второй возможный вариант, но в этом случае надо ориентироваться на информацию производителя оборудования. Заполнение контура состоит из нескольких этапов. Обязателен контроль заправки, поэтому используют монометрический коллектор. После того как закачивают первую порцию, показатели сверяют со специальной таблицей. После этого добавляют новую дозу. Продолжают операцию до тех пор, пока показатели манометра не сравняются с табличными данными.

Смотровое стекло — еще одна возможность контролировать объем фреона в системе. Если видны пузырьки, то они явное доказательство того, что хладагента еще недостаточно. Их исчезновение свидетельствует о заполнении контура. В этом случае заправку также делают небольшими порциями.

Если говорить о заправке на производстве, то здесь количество хладагента рассчитано на 5 м трассы кондиционера. Если магистраль имеет большую длину, то дозаправка обязательна. Например, для сплит-систем мощностью до 3 кВт на каждый дополнительный метр необходимо добавлять лишние 20 грамм.

Как вакуумировать сплит-систему: правила, особенности и рекомендации

Содержание

Что такое вакуумирование сплит-системы и когда оно производится?

Как вакуумировать сплит-систему без насоса

Вакуумирование кондиционера пошагово

Возможные ошибки при вакуумизации

Проверка сплит-системы после вакуумирования

Вакуумирование сплит-системы — обязательный этап монтажа кондиционера, во время которого происходит удаление остатков воздуха, влаги, пыли, кислотности из фреоновой магистрали. Данный процесс необходим для эффективной и стабильной работы прибора, а также повышения его срока службы.

Что такое вакуумирование сплит-системы и когда оно производится?

Бытовой кондиционер, вне зависимости от конструкции, оснащен охлаждающей фреоновой трассой, деятельность которой обеспечивает снижение температуры воздуха в пределах помещения. В состав трассы входят 2 теплообменных элемента (непосредственно конденсатор и испаритель), компрессор и масло для него, система медных труб разной длины, терморегулирующий вентиль, фреон.

Фреоновый контур сплит-системы должны быть обязательно герметичен, чтобы внутрь комплекса не попала влага, воздух и различные мелкодисперсные инородные частицы. Их проникновение в состав хладагента со временем приведет к некорректной работе оборудования и его поломке:

  • Включение воздуха в охлаждающее вещество — воздушные массы вызывают значительное повышение давления непосредственно внутри контура, в результате чего компрессор станет работать всегда под повышенной нагрузкой, что вызовет быстрый износ механизмов;
  • Попадание влаги в кондиционер внутрь корпуса — под действием влаги начинается коррозийный процесс на внутренней поверхности контура, образованные частицы ржавчины будут циркулировать по системе вместе с фреоном, затем неизбежно попадут в компрессор, что станет причиной его поломки;
  • Попадание влаги в компрессорное масло — вода вступает в агрессивную химическую реакцию с маслом компрессора, в результате чего образуются различные органические и неорганические кислотсодержащие вещества, которые оказывают разрушающее действие на элементы контура. 

Чтобы предотвратить эти и другие негативные последствия, фреоновый контур должен быть герметичен. Данное условие достигается за счет максимально плотного соединения всех составляющих элементов, правильной вальцовкой труб, а также удалением влаги и воздуха при помощи насоса. 

Как вакуумировать сплит-систему без насоса

Первый запуска кондиционера предусматривается производителями без использования вакуумного насоса. Для удаления воздуха из системы необходимо:

  • открыть клапан магистрали на 10-15 секунд;
  • проверить степень затяжки гаек на всех зонах;
  • открыть сервисный порт (для этого необходимо открутить клапан ключом);
  • в сервисном порту надавить до упора на шток в течение 3 секунд;
  • выждать одну минуту и повторить процедуру еще два раза;
  • закрыть сервисный порт;
  • выпустить остатки воздуха через газовую трубку.

Таким способом можно вытеснить остатки воздуха из магистрали, если ее длина не превышает 5 метров, после работ на клапаны следует установить резьбовые заглушки.

Вакуумирование кондиционера пошагово

Вакуумация сплит-системы и дальнейшая заправка кондиционера фреоном подразумевает наличие профессиональных инструментов и аппаратов. Для качественного проведения работ понадобится вакуумный насос, манометр для кондиционера, набор отверток и ключей. Для того, чтобы хладагент заполнил контур после процедуры, потребуются 2 шестигранных ключа (обычно на 4-6 мм).

Набор для вакуумирования кондиционера

Вакуумирование кондиционера выполняется в несколько последовательных этапов:

  1. На манометрической станции смонтирован манометр низкого давления, сразу под ним выведен шланг, который следует подсоединить к вентилю сервисного порта, расположенному на наружном блоке кондиционера. Закрытые краны на вентилях необходимо открыть шестигранным ключом.
  2. Подключение вакуумного насоса к заправочному шлангу, который находится под средним штуцером и имеет желтый окрас.
  3. Включение насоса.
  4. Открытие вентиля низкого давления. Он локализован под синим манометром и имеет аналогичный окрас. После того, как вентиль открыт, начинается вакуумация кондиционера. 
  5. Контроль процесса по показаниям манометра. Стрелка аппарата должна достичь нулевой отметки, процесс, в зависимости от длины трассы, может занять от 15 минут до 1 часа.
  6. Закрывание синего вентиля, отключение насоса. Действие обязательно необходимо выполнять именно в такой последовательности.
  7. Очистка магистрали от влаги и воздушных масс. 
  8. Заправка фреоном. Синий вентиль должен оставаться в закрытой позиции, при этом синий шланг находится на вентиле внешнего модуля кондиционера. Шестигранными ключами необходимо открыть 2 крана на наружном блоке, после чего запустить хладагент в контур, затем отсоединить синий шланг.

Важно! После отключения насоса его нельзя отсоединять от системы минимум 30 минут. Необходимо все время контролировать показания манометрической станции. 

Возможные ошибки при вакуумизации

Одной из самых грубых ошибок является мониторинг давления по манометру в условиях отсутствия измерителя вакуума. Работники получают давление ниже нулевой отметки, после чего прекращают вакуумирование сплит-системы. Атмосферная разреженность в контуре при выключенном насосе должна поддерживаться еще в течение получаса, такая процедура называется прессовкой, цель ее проведения — тотальное удаление влаги из прибора. Если давление фреона в кондиционере поднимется на 1-2 единицы, то это свидетельствует о разгерметизации контура. В таком случае проводится осмотр магистрали и креплений патрубков к станции и кранам на внешнем блоке. Если целостность элементов не нарушена и явные признаки разгерметизации отсутствуют, то выполняется осмотр устройства на предмет дефектов монтажа — чрезмерно перетянутых или ослабленных гаек на трубопроводах магистрали, некачественно выполненную вальцовку.

Также вакуумирование следует проводить, если температура внешней среды у внешнего блока кондиционера составляет в пределах 15 градусов. Работа при таких параметрах исключит испарение или замерзание влаги в трассе.

Еще одна ошибка — это попытка удалить влагу и воздух путем продувки контура фреоном. Данный способ неэффективен, все примеси останутся в системе, а хладагент будет потрачен впустую.

Проверка сплит-системы после вакуумирования

Некоторые непрофессиональные рабочие считают, что использование вакуумного насоса вполне подходит для проведения диагностических процедур: если при откачке воздуха давление снизилось до нулевого значения и не поднялась в течение 15 минут, значит трасса герметична и ее можно заправлять фреоном. Однако после нескольких месяцев работы прибора количество хладагента начинает стремительно снижаться. Это связано со следующим факторами:

  • процесс вытекания фреона замедленный и отклонение стрелки манометра при недостаточной герметичности системы происходит через 30-50 минут;
  • хладагент гораздо текучее воздуха;
  • фреон оказывает давление изнутри, а атмосфера — снаружи;
  • давление хладагента в период активности может достигать до 25 Бар, а манометр при этом демонстрирует изменения в пределах 1-5 Бар, искать утечки в таком узком диапазоне изменений бесполезно.

Диагностика на утечки выполняется при помощи УФ-красителя, либо течеискателя. Запорные вентили закрываются, выполняется удаление воздуха и влаги, измеряется давление, оно не должно возрастать в точнее 1 минуты. Далее для тестирования в систему вводят азот до давления, не превышающего значение 4 МПа, на места соединения труб носят краситель, затем удаляют газ. После этого проводится повторное вакуумирование и вновь измеряется давление. Когда параметры стабилизируются, можно открыть вентили. 

После завершения процесса вакуумации сплит-систему тестируют при работе в различных режимах, полученные параметры функционирования сопоставляют с нормативными значениями. При нахождении показателей в пределах нормы процесс по установке техники и герметизации выполнен правильно, кондиционер можно передавать в эксплуатацию — он будет корректно охлаждать воздух в соответствии с заявленными характеристиками.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вакууматор р290 инструкция по эксплуатации
  • Вакууматор кт 1502 инструкция по применению
  • Вакууматор для продуктов инструкция по применению на русском языке
  • Вакууматор для продуктов инструкция видео
  • Вакууматор для продуктов домашний инструкция по применению