Внесение в рнп 44 фз пошаговая инструкция

На чтение 13 мин Просмотров 4.6к. Обновлено 29.05.2023

В этой статье объясняем все причины, по которым вы можете вносить данные в РНП по новыми правилам, вступившим в силу с 1 июля.

Содержание

  1. Измения в порядке внесения сведений в РНП с 1 июля
  2. В каких случаях можно направить сведения в РНП?
  3. Как подготовить и направить в ФАС обращение и документы для внесения в РНП?
  4. Сроки внесения сведений в РНП
  5. Когда контрольные органы включат или откажут во включении в РНП?
  6. Последствия включения в РНП или отказа от включения

Измения в порядке внесения сведений в РНП с 1 июля

С 1 июля 2021 года в процесс внесения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков («РНП») были внесены изменения в соответствии с Федеральным законом № 539-ФЗ от 30 декабря 2020 года.

Справочник изменений в порядке внесения сведений в РНП

Новые правила РНП вступили с 1 июля. 

Правительство утвердило формат и порядок передачи данных РНП в соответствии с постановлении от 30.06.2021 № 1078.

Новая процедура для постановления Правительства от 30.06.2021 № 1078 года включает в себя типовую документацию, содержащию информацию, которую получатель отправляет в РНП. А также, эта информация отправляется оператору РНП.

В каких случаях можно направить сведения в РНП?

Информацию и документы контрольному органу для включения сведений в РНП можно направить по одному из трех оснований:

Основание 1. Победитель или единственный участник уклонился от заключения контракта.

Основание 2. Контрагент нарушил условия контракта, в связи с чем заказчик расторг контракт по решению суда.

Основание 3. Контрагент нарушил условия контракта, в связи с чем заказчик расторг контракт в одностороннем порядке.

Смотрите образцы, которые пригодятся по каждому основанию, чтобы направить сведения в ФАС:

1.  Протокол о признании участника уклонившимся

2. Исковое заявление о расторжении контракта

3. Решение об одностороннем отказе

Заказчики обязаны предоставлять информацию РНП о злонамеренных поставщиках. Если заказчик не выполнит это обязательство или не уложится в срок, комиссия оштрафует на 20 000 рублей. Такой же штраф применяется к клиентам, которые предоставляют ложную информацию (Кодекс об административных правонарушениях, часть 2, статья 7.31).

Информация должна быть предоставлена ​​в бумажном или электронном виде. Формат заявки зависит от процедуры. В случае электронных закупок рабочие процессы между участниками, ФАС и местными органами власти осуществляются в электронном виде через ЕИС. В соответствии с постановлением Правительства от 30.06.2021 года данное решение вступает в силу с 1 апреля 2022 года.

Вы должны заполнить заявку, чтобы предоставить информацию в орган по сертификации.

Можно ли отправить информацию в ФАС, если заявка не заполнена?

Нет, вам не нужно предоставлять информацию об участниках ФАС, потому что данные могут быть недостоверны. В этом случае участник торгов может отклонить заявку на любом этапе процесса закупки. (ст. 31.9 и 104.2 44-ФЗ)

Есть ли возможность отклонить предложение об участии в конкурсе индивидуальных предпринимателей, внесенных в РНП в качестве учредителей юридической фирмы?

Да, предложение может быть отклонено. Не имеет значения, являетесь ли вы зарегистрированным поставщиком недорогих услуг, например, основателем юридической фирмы или независимым предпринимателем. Об этом говорится в решении Верховного суда в определении от 18.04.2017 № 307-КГ17-3978.

Должен ли РНП иметь доступ к информации о естественной монополии, отказавшейся подписать контракт?

Нет, не должно. РНП не включает информацию о поставщике, который отказался от контракта без проведения торгов в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ. Единственным исключением является ситуация, когда заказчик заключает договор с одним поставщиком на основании последствий обязательства о недопущении конкуренции (статьи 104.2 и 5 Закона 44-ФЗ).

Нужно ли мне отправлять информацию о поставщиках, которые не выполняют свои контракты в соответствии со статьей 93.1.4 Особых условий?

Да. В Законе № 44-ФЗ нет исключений для отдельных поставщиков, контракты которых были расторгнуты в одностороннем порядке или по решению суда. Этот вывод основан на статьях 95 и 104 Закона 44-ФЗ.

Должны ли тендерные документы включать информацию о претендентах, которым был предложен контракт, но которые его не получили, потому что они не соответствуют требованиям?

Нет, тендерный документ должен содержать информацию о поставщике, который не получил контракт. Это определение не включает исключение или отказ от контрактов с победителем торгов. Этот вывод основан на статьях 31.9 и 104.2 Закона 44-ФЗ.

Если участник торгов не вернет аннулированный контракт, контракт будет недействителен?

ФАС оставляет за собой право приостановить действия в связи с заключением контракта, потребовав от заинтересованных сторон приостановить действие контракта. В этом случае срок заключения договора будет продлен до истечения срока разрешения претензии (ч. 7 ст. 106 Закона № 44-ФЗ) Например, срок заключения контракта истек на момент подачи заявки в ФАС, заявитель не превышает 10-дневный срок заключения контракта, но контракт аннулируется.

Как подготовить и направить в ФАС обращение и документы для внесения в РНП?

Чтобы получить бесплатную консультацию юриста, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

В таблице собрана информация, в какой орган заказчики направляют сведения о включении в РНП:

Заказчик Орган
1. Все заказчики, за исключением заказчиков из пунктов 2, 3 и 4 Территориальный орган
2. Федеральный суд, за исключением федеральных судов из пунктов 3 и 4 Территориальный орган, который координирует деятельность остальных органов в федеральном округе
3. Заказчики при проведении закупок по ГОЗ с НМЦК или максимальным значением цены контракта менее 300 млн руб. Территориальный орган, который координирует деятельность остальных органов в федеральном округе (кроме центрального федерального округа)
4. — Заказчики центрального федерального округа при проведении закупок по ГОЗ 
— Заказчики при проведении закупок по ГОЗ с НМЦК или максимальным значением цены контракта менее 300 млн руб.
— Заказчики с НМЦК или максимальным значением цены контракта 1 млрд руб. и более
— Администрация Президента;
— Аппарат Государственной думы;
— Аппарат Совета Федерации ;
— Счетная палата;
— Конституционный суд;
— Верховный суд;
— Судебный департамент при Верховном суде;
— Федеральный суд апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
— Федеральный суд, расположенный в центре федерального округа;
— Генеральная прокуратура;
— Центральный аппарат федерального органа исполнительной власти;
— Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства
Центральный аппарат

Формат заявления будет определен законодателем, постановлением № 1078 от 30 июня 2021 года.

Содержание обращения и документы, которые необходимо к нему приложить, зависят от причины направления сведений в реестр. Смотрите в специальных чек-листах, какие данные указать в обращении и какие документы необходимо к нему приложить.

Контрольный список : если включаете участника, который уклонился от заключения контракта

Этот протокол автоматически применяется приложением при использовании подписей ЕИС.

Контрольный список: серьезное нарушение контракта, ведущее к расторжению договора в суде

Контрольный список: одностороннее расторжение договора из-за серьезного нарушения контракта

Решение об одностороннем отказе будет прилагаться к обращению автоматически в случае его размещения в ЕИС.

Сроки внесения сведений в РНП

В течение трех рабочих дней после получения информации о том, что участник торгов не выполнил свои обязательства или срок контракта истек, клиент должен запросить публикацию соглашения. Срок установлен в части 4 статьи 104 Закона № 44-ФЗ.

Если заявка не содержит необходимых документов, менеджер уведомит заявителя в течение одного рабочего дня о том, что заявка не соответствует требованиям и что документы необходимо подать. Это уведомление необходимо отправить через систему ЕИС в течение 1 часа.

Форма уведомления уточнена в постановлении Правительства от 30.06.2021 № 1078.

Уведомление о несоответствии обращения о включении информации в РНП

Заказчик должен отправить недостающий документ в течение 2 рабочих дней с момента получения уведомления.

Вся информация или документация, предоставленная вами, будут рассмотрены сотрудниками ФАС в течение 5 рабочих дней с момента получения вашего уведомления. Компетентный орган должен изучить информацию и документацию, чтобы определить, действовал ли поставщик по закону и должна ли эта информация быть включена в РНП. При обнаружении мошенничества ФАС фиксирует информацию и отправляет решение заказчикам и поставщикам в течение 3 рабочих дней.

Если ФАС не регистрирует информацию о злоумышленнике в течение указанного срока, ФАС может передать дело в прокуратуру.

Прокуратура является органом, регулирующим применение закона (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Если в реестре обнаруживается техническая ошибка, надзорный орган исправляет запись в реестре в течение 3 рабочих дней.

Закупающие органы и участники государственных контрактов могут направлять в гос. органы бумажные жалобы для исправления технических ошибок. Инспектор зарегистрирует полученную жалобу и рассмотрит информацию в течение 5 рабочих дней. Если в результате подачи жалобы будет обнаружена ошибка, гос. орган зарегистрирует исправление в течение 3 рабочих дней и уведомит заявителя о том, что ошибка исправлена.

Форма заявления и уведомления об исправлении технических ошибок была установлена ​​законодателями в соответствии с постановлении Правительства от 30.06.2021 № 1078.

Обращение об исправлении технической ошибки в РНП

Уведомление об исправлении технической ошибки в РНП

Соответствующая информация будет автоматически удалена из РНП через два года после того, как надзорному органу будет предложено зарегистрировать соответствующую информацию.

Информация сначала удаляется из РНП, если:

  • Есть решение суда, отменяющее надзорное решение о включении участников в РНП;
  • Нарушение договора участниками считается незаконным;
  • Нет никаких доказательств того, что участники имеют какое-либо влияние на деятельность корпорации.

Чтобы предварительно исключить данные из РНП, заказчик или поставщик может подать в заявку, к которой необходимо приложить следующую информацию:

  • Решение суда о признании недействительным отказа от исполнения договора или его копии;
  • Информация, подтверждающая, что никто не может повлиять на другую сторону (например, информация о том, что участник не владеет акциями или не владеет 25% или более акций).

Если заявка подана из-за недействительности одностороннего освобождения от налогов, надзорный орган оценит само заявление и удалит данные участника из РНП в течение 5 рабочих дней.

Обращение об исключении информации из РНП

Когда контрольные органы включат или откажут во включении в РНП?

Руководящий орган может снять подрядчика с регистрации, если будет доказано, что поставщик непреднамеренно нарушил условия.

Чтобы получить бесплатную консультацию юриста, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Включат в РНП

Решение суда/ФАС Аргументы суда/ФАС Комментарий эксперта
Участника закупки, который предоставил ненадлежащую банковскую гарантию по вине третьих лиц, включат в РНП Победитель закупки в качестве обеспечения заявки предоставил банковскую гарантию. При проверке было установлено, что гарантия отсутствует в реестре банковских гарантий. Организация пояснила, что оформляла гарантию через посредника. Однако антимонопольный орган такие доводы признал несостоятельными ввиду того, что организации, которые занимаются предпринимательской деятельностью, свободны в выборе контрагента по сделке. Приняв решение участвовать в закупке, участник должен осознавать все связанные с таким участием риски, в том числе ответственность за подлинность представляемых заказчику документов, их соответствие действующему законодательству Чтобы избежать включения в РНП, участнику необходимо доказать, что он принял  достаточные меры для проверки надлежащего оформления и подлинности полученной от посредника банковской гарантии
Победителя закупки, который не подписал вовремя контракт из-за поломки ЭЦП, внесут в РНП  Позиция суда основана на недобросовестном поведении победителя закупки, а именно:победитель не проявил должную осмотрительность. Об обязанности подписать и обеспечить контракт победитель знал в день итогов закупки, но откладывал заключение контракта до последнего момента;не доказал, что по независящим от него причинам не мог выполнить обязанность;не обеспечил исполнение контракта;представил накладную о закупке товара только в суд, но не в контрольный орган.Такое поведение суд расценил как недобросовестное и внес сведения о победителе закупки в РНП Чтобы избежать включения в РНП, победитель должен доказать, что проявил должную осмотрительность. Должная осмотрительность – это, например, оставлять запас по времени, чтобы успеть обеспечить и подписать контракт, а не откладывать все на последний день

Откажут во включении в РНП

Решение суда/ФАС Аргументы суда/ФАС Комментарий эксперта
Нельзя включать исполнителя в РНП без вызова на заседание комиссии  Суд признал решение УФАС о включении исполнителя в РНП незаконным: о времени и месте заседания комиссии исполнителя не известили, что не позволило антимонопольному органу принять объективное решение с учетом всех обстоятельств Нельзя рассматривать дело в отсутствие исполнителя, если невозможно сделать однозначный вывод о наличии в его действиях недобросовестности и уклонения от исполнения контракта
Участника, который не заключил вовремя контракт из-за поломки электронной подписи, могут не включить в РНП Суд, изучив все документы, сделал вывод, что намерений уклониться от заключения контракта у победителя не было, поэтому включать в РНП его в данном случае нельзя Участника могут включить в РНП из-за неисправности ЭП, если он не докажет, что принял надлежащие меры для своевременного получения новой электронной подписи и у него не было намерения уклониться от заключения контракта 
Участника не включат в РНП, если заказчик нарушит процедуру расторжения контракта ФАС не включила сведения в РНП, потому что заказчик нарушил процедуру расторжения контракта Даже если заказчик вовремя разместил решение об одностороннем расторжении в ЕИС, но уведомил контрагента с опозданием, ФАС не включит сведения о таком исполнителе в РНП
Сведения о победителе не включат в РНП, если заказчик не учел все замечания по протоколу разногласий Если заказчик дорабатывает контракт, но без объективных причин учитывает не все ошибки, победитель закупки может не подписывать такой контракт. ФАС и суды поддержат сторону добросовестного победителя, а заказчика признают нарушившим часть 5 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ Заказчик должен доработать проект контракта с учетом всех разногласий победителя либо мотивированно отказать в их принятии. Игнорировать одно из замечаний нельзя (ч. 5 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ)

Последствия включения в РНП или отказа от включения

Какие будут последствия для заказчика, если контрагента включили в РНП?

Включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в ходе исполнения контракта не является основанием для одностороннего отказа от его исполнения со стороны заказчика.

Нахождение в РНП не означает, что ваш контракт будет расторгнут.

Поставщик, однажды включенный в РНП и имеющий контракт, не может в одностороннем порядке отменить этот контракт. Даже если поставщик включен в РНП на момент подписания контракта, это не влияет на права и обязанности, вытекающие из контракта, который уже был подписан и выполнен. Об этом говорится в решении Верховного суда № 310-ЕС21-7923 от 3 июня 2021 года и письме ФАС № AC / 4048 3/15 от 6 августа 2015 года.

Какие будут последствия для заказчика, если контрагента отказались включать в РНП?

Правительство может отказать в включении участников или поставщиков в РНП, если оно определит, что:

  • Есть нарушения требований Закона № 44-ФЗ. В таких случаях могут быть наложены штрафы.
  • Участники, поставщики, подрядчики и исполнители невиновны.

Эти последствия могут возникнуть, если регулирующий орган откажется публиковать в соответствии с правилами, поскольку не было односторонней причины для прекращения (Письмо ФАС № IA / 18794/19, 12.03.2019).

  • Производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 7.32 (6) КОап.;
  • Передайте файл во внутреннее агентство по управлению государственными финансами (местное самоуправление).

Имеют ли закупающие органы право отстранять участников, которые обманным путем участвовали в процессе РНП?

Нет, не могут. Даже если вам незаконно разрешено участвовать, это не мешает вам участвовать в конкурсе. Этот вывод был подтвержден Верховным судом в решении от 8 апреля 2021 года (№ 301-ЕС21-12177).
Аукционная комиссия признала, что вторая часть заявки участника не соответствовала требованиям к документации, поскольку участник был в РНП во время аукциона. Однако участник предоставил суду информацию, согласно которой участие его организации в РНП является незаконным. Суд вынес решение в пользу победителя аукциона и признал аукцион недействительным.

Как вам статья?

Шинина Анастасия

Шинина Анастасия

Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта

Заказать консультацию

1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также — реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 настоящей статьи:

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица);

(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования:

а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица — участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;

б) учредителей унитарного юридического лица;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) номер реестровой записи в едином реестре участников закупок (при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур);

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) идентификационный код закупки. Информация, предусмотренная настоящим пунктом, не размещается на официальном сайте;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

4. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5 — 6. Утратили силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 539-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

9. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:

1) решения суда о:

а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;

б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;

2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности:

1) порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;

2) порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении. Указанные основания должны в том числе предусматривать отказ во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы;

(в ред. Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо решения об отказе в таком включении;

4) порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, из реестра недобросовестных поставщиков.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе), содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основные положения порядка обращения и рассмотрения сведений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 утверждены «Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

Настоящее постановление вступило в силу с 1 июля 2021 г., за исключением отдельных положений, в частности, положений о взаимодействии органа контроля, заказчика, участника закупки при помощи функционала ЕИС, которые вступят в силу с 01.04.2022.

Важно:

Хоть с июля и вступило в силу, но до сих пор обращения возвращаются, с первого раза не принимаются и не рассматриваются, а также допускаются нарушения при осуществлении процедуры одностороннего отказа.

В связи с чем в УФАС попадают обращения

-если участник закупки уклонился от заключения контракта;

-если контракт расторгнут по решению суда;

-если расторгнут по одностороннему отказу в связи с существенным нарушением условий поставщиком.

По уклонению

Изменения в порядок заключения контракта, регулируются статьей 51 Закона о контрактной системе.

Что важно по РНП:

сроки направления

дан один рабочий день после дня истечения срока выполнения участником закупки требований, т.е. действий для подписания и размещения проекта контракта с необходимыми документами

т.е. получаем уведомление об уклонении участника, либо видим, что чего-то не хватает, формируем протокол, сразу формируем и направляем обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей.

Обращаем внимание

Есть еще статья 104 44-ФЗ, согласно которой направление в ФАС обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта.

В целях избегания сомнений, вопросов, рекомендация использовать срок, который будет являться соблюдением обеих норм – укладываться в направление в 1 рабочий день

По расторжению:

Изменения в 44-ФЗ:

функционал должен позволять формировать, подписывать решение об отказе с использованием единой информационной системы

Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

Поступление решения об одностороннем отказе в ЕИС (то есть дата размещения) считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из этого следует, не будет проблем с высчитыванием даты надлежащего уведомления, она есть.

Решение вступает в силу через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (то есть дата размещения), дата расторжения контракта – 10 дней с даты размещения

Однако, до 01.07.2022 данные положения не применяются, опираемся на ФЗ о внесении изменений в 44-ФЗ.

То есть пока что:

в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик направляет/ передает такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю):

Как?

— решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте.

Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная в расписке о получении решения (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью; либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения(в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Т.е. если не расписка, то предполагается направление заказным письмом по адресу поставщика из контракта.

Как направили решение, так и разместили в ЕИС (в соответствии с нормой: не позднее дня направления решения размещаем в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

В случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта;

Решение вступает в силу и контракт считается расторгнутым также через десять дней с даты надлежащего уведомления.

Проблемы при расчете:

Принцип – найти две даты – дату надлежащего уведомления и дату расторжения

с даты надлежащего уведомления считаем 10 дней получаем дату расторжения

— если отдали под расписку начинаем считать 10 дней с той даты, что в расписке, посчитали 10 дней, 11-й день дата расторжения;

— если отправили заказным письмом начинаем считать с даты получения подтверждения о вручении заказного письма (получить подтверждение можно, например, получить квиточек-уведомление, получить подтверждение по системе отслеживания отправлений);

со дня, когда стало известно, что письмо получено (либо по адресу отсутствует, либо письмо возвращено), начинаем считать 10 дней, 11-й день дата расторжения;

параллельно текут 15 дней с даты размещения – если ничего не получаем в течение 15 дней считая с даты размещения, проверяем: берем дату размещения решения в ЕИС, отсчитываем 15 дней, 16-й – дата надлежащего уведомления

с 16-го дня отсчитываем 10 дней для расчета даты расторжения, 11-й день –дата расторжения.

В день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

То есть день в день!

Та же ситуация с несостыковкой по статье 104, согласно которой направление в ФАС обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта.

Принцип такой же, что и по уклонению.

До устранения несоответствий в целях избегания сомнений, вопросов, рекомендация использовать срок, который будет являться соблюдением обеих норм – укладываться в направление день в день

Расчет сроков в большую, меньшую сторону может повлечь признание прав поставщика нарушенными, признания нарушения порядка одностороннего отказа от контракта, нарушения сроков направления в ФАС

(см. ч. 6 ст. 7.32 – 50 000 руб., ч. 2 ст. 7.31 – 20 000 руб.)

Зачастую заказчикам необходимо включение участника в РНП для возможности заключения контракта. При этом одним из оснований невключения являются нарушения:

По уклонению:

нарушение требований:

к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

По расторжению:

нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.

(Постановление Правительства № 1078)

Помимо прочего, в рамках рассмотрения обращения о включении в РНП проводится внеплановая проверка, анализируется процедура, действия субъектов контроля. По результатам рассмотрения ФАС может установить нарушения на любом этапе проведения закупки, может выдать (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По самому обращению:

Новые правила формирования РНП предусматривают направление обращения в соответствии с установленной формой: в нв по электронным процедурам в привычной форме на бумажном носителе до 01.04.2022. То есть заказчики самостоятельно берут форму, заполняют ее соответствующими сведениями.

Обратить внимание:

Предусмотрена обязанность для ФАС вернуть обращение при несоответствии его установленным требованиям. Возврат сейчас возможен до сих пор в связи с направлением не по форме, в связи с отсутствием сведений, приложенных документов, в особенности часто отсутствуют в форме сведения по подпункту «г» пункта 7 Постановления № 1078:

г) фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщиков (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, или лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), также указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица).

Лица, подлежащие указанию, их ИНН, нам известны, указаны в выписке из ЕГРЮЛ: директор, генеральный директор, имеющие отношение к уклонению, заключению, исполнению контракта.

После возврата обращения заказчик не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения уведомления, предусмотренного подпунктом «д» настоящего пункта, направляет в орган контроля информацию и документы, которые явились основанием для направления такого уведомления

Непредставление повторно – ответственность!

С 01.04.2022 предусмотрено формирование обращения с использованием ЕИС при проведении электронных процедур. Предусмотрено, что обращение в ФАС будет формироваться заказчиком с использованием единой информационной системы одновременно с формированием с использованием единой информационной системы протокола о признании такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта. Почти вся информация вбивается, прилагается автоматически, после подписания направляется в ФАС, если все сведения есть и все корректно.

Круг оснований для возврата обращения сужается – это отсутствие документов – решения суда либо решения об одностороннем отказе.

С использованием ЕИС будет отправляться уведомление о принятии обращения и проведении по нему внеплановой проверки заказчику, участнику закупки.

Включение и исключение из реестра недобросовестных поставщиков при осуществлении закупок

6 августа 2019 г.

Младший юрист Юридической фирмы «BRACE»

Ольга Гусева

Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) представляет собой ресурс в сети Интернет, который содержит сведения о недобросовестных участниках закупок. К основаниям для признания участника закупки недобросовестным относятся:

• участники закупок, с которыми договоры/контракты расторгнуты по решению суда;

• участники закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (данный критерий распространяется только на случаи заключения государственных или муниципальных контрактов;

• участники закупок, уклонившиеся от заключения договоров/контрактов.

Порядок ведения РНП

Полномочием по ведению РНП, внесением в него какой-либо информации, удалением информации наделена непосредственно Федеральная антимонопольная служба в соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и в соответствии с ч. 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а также согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.

Ведение РНП по Закону № 44-ФЗ

В качестве оснований для включения/внесения в РНП выступают:

1. Уклонение от подписания контракта.

Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник контракта по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Причинами не подписания контракта может быть не соблюдение сроков подписания контракта, не предоставление информации, обнаружение ошибок в банковской гарантии, невнесение обеспечения исполнения контракта.

Поставщику, принимая решение об участии в закупочной процедуре и, подавая соответствующую заявку, следует понимать, что тем самым он принимает на себя риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним как лицом, признанным победителем закупки.

В качестве спорной ситуации выступает случаи внесения в РНП при предоставлении банковской гарантии с ошибками. В данном случае, поставщику при рассмотрении дела в ФАС следует предоставить доказательства, что намерения не заключать контракт у него не было.

Следует отметить, что установление одного факта нарушения участником порядка предоставления обеспечения не является достаточным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков1.

2. Нарушение существенных условий контракта поставщиков, в связи, с чем заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). В Законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (чч.12-22, ст. 95 Закона № 44-ФЗ):

• Обязательное уведомление второй стороны до расторжения контракта.

• Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

• Расторжения в одностороннем порядке можно избежать, если в срок до 10 дней будут устранены недочеты и предприняты действия для того, чтобы контракт был исполнен надлежащим образом.

Расторжение в одностороннем порядке контракта следует рассмотреть более подробно. Причиной одностороннего расторжения может выступать только существенное нарушение договора другой стороной, причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч.2, ст. 450 ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.

Существенным нарушением можно назвать ситуацию, когда поставщик:

1) не поставил товар;

2) просрочил поставку 50% товара.

То есть все крупные нарушения, которые могут быть совершены поставщиком, можно трактовать как существенные и на их основании расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

В первую очередь, заказчик должен уведомить о своем намерении расторгнуть контракт. Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Если в течение этих 10 дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). При этом у поставщика есть право на одну ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

Следует отметить, что для того, чтобы у заказчика было право расторгнуть договор в одностороннем порядке, нарушения условий договора должны быть существенными.

Приведем пример из судебной практики. Так, в связи с ненадлежащим исполнением участником закупки обязательств по контракту (повторное отклонение проекта производства работ в связи с наличием не устраненных замечаний, не представлением документов и информации, указанных в протоколе производственного совещания, и отчета по осуществлению работ по созданию геодезической разбивочной основы, неведением работ на объекте) государственным заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта и соответствующие материалы переданы учреждением в антимонопольный орган. Суд пришел к правильному выводу о неоднократном выявлении заказчиком несоответствия проекта производства работ требованиям контракта и отсутствии фактического ведения участником закупки работ на объекте, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязательств по сделке2. Таким образом, в данном случае нарушения имевшие место быть – существенные, что подтвердила судебная инстанция.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком можно обжаловать в судебном порядке.

Так, например, в одном из судебных дел ИП обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, проведении проверки данного факта, обязании исключить сведения из РНП. При этом ФАС России признала правомерным односторонний отказ учреждения от исполнения контракта и включила сведения о предпринимателе в РНП. Суд требования удовлетворил, поскольку предприниматель обладал правом замены автомобилей при соблюдении условий технического задания, замена автомобилей на автомобили того же класса свидетельствует о том, что предприниматель отнесся к исполнению контракта с должной степенью заботливости и осмотрительности3.

Следует отметить, что направление информации об участнике для включения в РНП является обязанностью заказчика. В случае, если произошло какое-либо нарушение со стороны поставщика, заказчик обязан направить информацию в ФАС.

3. Расторжение контракта в судебном порядке.

Контракт разрывают через суд в случае, если возможность одностороннего расторжения не предусмотрена в тексте контракта, а также если стороны не могут прийти к обоюдному согласию.

В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС России, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Контракт (договор), заключенный по результатам торгов, может быть расторгнут в судебном порядке при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предусмотренные контрактом (договором) обязательства не будут выполнены в установленный срок. При этом суд должен проверить соблюден ли истцом досудебный порядок урегулирования спора и не достигнуто ли между сторонами соглашение о расторжении спорного контракта (договора).

При рассмотрении дел, в рамках которых разрешались требования истцов о расторжении договоров (контрактов), судом применялись положения статьи 95 Закона № 44-ФЗ, главы 29 ГК РФ.

В силу части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Согласно статье 452 ГК РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок.

На основании вышеизложенного и учитывая наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный контрактом (договором) срок подрядные работы не будут выполнены, что истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, что сторонами не достигнуто соглашение о расторжении спорного контракта (договора), требования истцов были удовлетворены4.

Порядок включения недобросовестного поставщика в РНП и последствия включения в РНП

В первую очередь, заказчик должен зафиксировать факт какого-либо нарушения. После этого заказчик составляет соответствующую документацию и передает все сведения о факте нарушения требований действующего законодательства, а также условий контракта, в ФАС. Далее ФАС рассматривает полученные документы и присылает уведомление обоим сторонам о назначении комиссии. Поставщику желательно принять участие в рассмотрении дела комиссии для того, чтобы озвучить свою позицию и избежать попадания в РНП. На комиссии ФАС выносит решение о внесении либо невнесении поставщика РНП. После этого информация попадает в реестр и начинает отсчитываться срок нахождения в РНП – 2 года.

Важно обратить внимание на то, что нахождение участника закупки (поставщика/подрядчика/исполнителя) в РНП по истечении 2 лет с момента наступления у антимонопольного органа обязанности по его включению в указанный реестр нарушает его права и законные интересы5.

Согласно судебной практике, внесение сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой административной ответственности, в связи с чем ФАС России в силу положений ст. 65, 200 АПК РФ необходимо доказать совершение подрядчиком виновных, недобросовестных действий, направленных именно на умышленное уклонение от исполнения государственного контракта6.

В РНП вносится определенная информация:

• Номер записи в реестре, название органа, включившего лицо в РНП.

• Реквизиты и данные участника (наименование/ФИО, адрес, ИНН и т. д.).

• Реквизиты и данные учредителей и руководителей юридических лиц-исполнителей. Если в состав какого-либо юридического лица входит несколько учредителей, в реестр попадают данные обо всех учредителях.

• Все значимые даты: внесения сведений в РНП, даты аукциона/конкурса, запроса котировок, заключения контракта, его расторжения, протоколов, разногласий, жалоб и т.д. Вся информация со всеми датами.

• Сведения о контракте/договоре. Записи о каждом внесенном поставщике присваивается свой реестровый номер. Все, что было связано с контрактом, начиная от номера извещения и заканчивая внесением в РНП.

Особенности ведения РНП по Закону № 223-ФЗ

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестров по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Общий момент заключается в том, что направление в должные сроки и должным образом сведений в РНП об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, являются обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных). Сведения направляются в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС России или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика, направляющего сведения.

В рамках Закона № 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по Закону № 223-ФЗ, так и в реестре по Закону № 44-ФЗ. При этом можно использовать как оба эти реестра, так и любой из них.

Включение сведений о лице в РНП является, по сути, санкцией за недобросовестное поведение поставщика, что предполагает необходимость учета степени его вины. Закон № 223-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае, без выяснения фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в РНП, не должен ограничиваться лишь формальной констатацией факта принятия судом решения о расторжении договора7.

Обжалование действий заказчика

При возникновении перспективы попадания поставщика в РНП, следует предпринимать активные действия для того, чтобы избежать этого.

Как только заказчик вынес протокол и направил его в ФАС, его следует как можно скорее опротестовать, а именно оформить жалобу и подать ее в ФАС России. В случае, если на заседании комиссии ФАС России получится доказать свою правоту и жалобу признают обоснованной, поставщик снова сможет заключать контракт с заказчиком.

В случае, если поставщик подал жалобу на протокол уклонения от заключения контракта, но она была признана необоснованной еще имеется шанс не попасть в РНП (хотя контракт в данном случае уже будет считаться упущенным и заключить его заново с данным поставщиком не получится). Для того, чтобы не попасть в РНП следует присутствовать на заседании комиссии ФАС и доказать не причину, по которой контракт не был подписан, добросовестность поставщика. То есть следует доказывать то, что поставщик уклонился от подписания контракта не по своей вине, а по вине заказчика, либо третьих лиц.

В случае, если комиссия по внесению в РНП вынесла решение о включении поставщика в РНП, у него остается последняя инстанция – суд, где можно опротестовать решение ФАС России. И уже на основании этого решения либо информация будет удалена из РНП, либо останется в реестре.

ФАС не всегда однозначно принимает решения о включении сведений о поставщике в реестр по представлению заказчиков. Встречаются примеры очень мягкого отношения, когда поставщик не попадает в реестр, так как ему удалось доказать ФАС, что задержка с заключением договора в срок была вызвана нахождением ответственного сотрудника в очередном отпуске.

Нет оснований включать в РНП сведения об участнике, если он, нарушив обязательства, не намеревался уклоняться от заключения контракта и предпринял меры для его заключения.

Например, УФАС России вынесено решение о включении ИП в РНП сроком на 2 года. Исполнитель по контракту указал, что в день поступления проекта договора сотрудник компании, отвечающий за ЭЦП и осуществляющий заключение государственных контрактов заболел и был вынужден уйти на больничный. Сотрудник компании, которому была передана ЭЦП и обязанности по заключению контракта, не обладал достаточным опытом работы с ЭЦП и не справился с поставленной задачей подписания договора электронной цифровой подписью.

Директор получил направленный проект контракта на электронной торговой площадке «Сбербанк-АСТ» и обнаружил в нем ошибки: ошибочно указано отчество в графе сторон и в реквизитах (ошибочная фамилия). По объяснениям директора он пытался отправить протокол разногласий, но Интернет-соединение постоянно обрывалось. После отправки протокола разногласий в интернет-браузере не отобразился ответ с площадки. Позже от представителя Заказчика он узнал, что контракт не подписан.

В подтверждение довода заявителя о намерении заключить контракт предпринимателем представлены счет на оплату, в которых поименованы инструменты.

С учетом фактических обстоятельств дела, а также разъяснений, содержащихся в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2001 № 139-0, от 07.02.2002 № 16-0, в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П о том, что установление санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния, суд пришел к выводу о чрезмерности санкции в виде включения информации в отношении ИП в РНП сроком на 2 года8.

«Уклонистам» могут прощаться задержки с получением банковских гарантий для обеспечения исполнения договоров9, долгая отправка договора заказным письмом вместо его быстрого заключения в электронной форме в соответствии с условиями документации о закупке10.

Встречаются ситуации, когда в суд обращается заказчик с жалобой на то, что УФАС не включил поставщика в РНП.

Так, на основании статьи 104 Закона № 44-ФЗ заказчик обратился в ФАС с заявлением о включении сведений в отношении ООО в РНП. Фас отказало заказчику в указанном требовании. Суд, также посчитал, что в рассматриваемом случае по вине заказчика Общество не имело фактической возможности для подготовки графика работ и передачи его заказчику в установленный контрактом срок. Суд пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то, что причиной неисполнения ООО обязательств по спорному контракту в сроки и объеме, согласованные сторонами, явились действия заказчика.

При таких обстоятельствах оснований для включения сведений в отношении поставщика в РНП не имеется11.

Или другой пример, свидетельствующий о встречающейся настойчивости заказчика, когда он, получив отказ в ФАС России, настаивал в суде на том, чтобы поставщика все-таки включили в РНП по причине того, что, по мнению заказчика, не включение победителя аукциона в реестр позволит ему в ближайшие 2 года (срок нахождения в реестре) участвовать в последующих государственных закупках и срывать очередные социальные программы12.

Таким образом, участнику закупки (поставщику/подрядчику/исполнителю) рекомендуется проявлять добросовестность при заключении и исполнении контрактов и договоров во избежание последствий включения в РНП, которые могут парализовать дельнейшую деятельность такого лица, особенно в случае, если оно является постоянным участником закупок.

«Выход» из РНП

Существует только 2 способа «выхода» из РНП:

• По истечении 2 лет после внесения информации в РНП, все сведения оттуда удаляются.

• Обжалование внесение в РНП в суде и доказывание своей правоты. В случае, если суд примет соответствующее решение, информации о поставщике из РНП удаляется.

Таким образом, для того, чтобы не попасть в РНП, поставщикам следует соблюдать следующие условия:

1. Добросовестно исполнять свои обязательства. Нужно к каждому контракту относиться добросовестно.

2. Внимательно прочитать аукционную документацию.

3. Изучая аукционную документацию, следует обращать внимание на условия по НДС: допустимо ли работать без НДС или нет, какой процент НДС допустим. Сюда же следует относить просчет технического задания и себестоимости.

4. Обжаловать решения заказчика (в случае, если это необходимо). Зачастую сами заказчики подают необоснованные жалобы в ФАС для того, чтобы не заключать контракт с неугодным поставщиком, который выиграл тендер.

5. Обязательно принимать участие в заседаниях комиссий в УФАС. Следует опираться на существующую практику ФАС по подобным делам, подкреплять все сносками на гражданское законодательство, законодательство в области закупок, аукционную документацию. В случае вынесения решения ФАС о включении поставщика в РНП, следует обратиться в суд.

Таким образом, РНП является своеобразным барьером, ограждающим государственных заказчиков от недобросовестных участников государственных закупок, обеспечивая, тем самым, реализацию основных принципов осуществления таких закупок: эффективность, результативность проведения закупочных процедур, равная, справедливая конкуренция.

Недобросовестное поведение хозяйствующих субъектов при их участии в государственных торгах не только не способствует реализации вышеуказанных принципов, но и влечет за собой необоснованное, дополнительное расходование бюджетных средств.

Негативное воздействие недобросовестного лица при проведении закупок проявляется не только в дополнительных расходах, связанных с вынужденным увеличением сроков фактического проведения закупки ввиду необходимости заключения договора/контракта с иным участником, а также и с необходимостью проведения повторной процедуры (как в настоящем случае), также и в фактическом неполучении заказчиком результатов работ/услуг/товаров в определенных объеме и сроки, на которые тот изначально рассчитывал.

Тем самым, недобросовестное поведение участников во время проведения одной закупки создает угрозу столкновения других заказчиков с аналогичными действиями таких лиц при проведении иных закупок.

Именно во избежание подобных негативных действий, в целях их предупреждения существует РНП, ведение и реализация функций которого обеспечивается антимонопольными органами посредством изучения и оценки действий участника закупки на предмет недобросовестности.

Встречаются ситуации, когда и добросовестный поставщик может оказаться в РНП из-за своей юридической неграмотности. В любом случае, все свои значимые действия по исполнению контрактов, фактическом затруднении исполнения контрактов, срыве сроков со стороны заказчиков следует фиксировать документально, для того, чтобы при возникновении судебных споров на руках были весомые доказательства своей невиновности. При этом, до участия в закупке рекомендуется позаботиться об изучении всех особенностей и оснований для включения в РНП, во избежание негативных последствий, указанных в настоящей статье.

________________________

Обзор судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.

2 Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2018 № 303-КГ17-21571 по делу № А04-398/2017. 

3 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.02.2018 № Ф05-21082/2017 по делу № А40-69514/17.

4 Решение Арбитражного суда Магаданской области от 01.12.2016 № А37-854/2015.

5 Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2016 № 310-КГ16-556 по делу № А23-1510/2015.

6 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 № 09АП-1360/2016 по делу № А40-157001/15.

7 Решение Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-118176/2017 от 19.10.2017.

8 Решение Арбитражного Суда Камчатского края от 6 февраля 2019 г. по делу № А24-7337/2018.

9 Решение Мурманского УФАС России № 06-13/17-05.

10 Заключение Московского УФАС России от 11.07.2016 по делу № 2-19-6873/77-16.

11 Решение Арбитражного Суда Владимирской области от 9 июня 2018 г. по делу № А11-6816/2017.

12 Решение Камчатского арбитражного суда от 6 февраля 2019 г. по делу № А24-7337/2018.

6 августа 2019 г.

Направлять обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков сейчас необходимо с помощью ЕИС.

Реестр недобросовестных поставщиков

Алгоритм действий заказчика:

  1. Сформируйте обращение в контрольный орган. Формирование информации об участнике закупки происходит автоматически.

  2. Выберите контрольный орган вручную по ИНН или по наименованию.

  3. При расторжении контракта в одностороннем порядке сформировать обращение о включении участника закупки или исполнителя по контракту в РНП можно из реестра контрактов. Раздел “Информация о расторжении контракта”.

  4. ЕИС автоматически переводит обращение в реестр обращений контрольного органа. Выберите тип обращения: расторжение по решению суда или расторжение контракта в одностороннем порядке.

  5. Вручную укажите реестровый номер контракта и приложите скан-копию решения суда или решение об одностороннем отказе от контракта. 

  6. После заполнения всех блоков в обращении направьте сведения в контрольный орган, нажав “Завершить формирование обращения”.

Если принято решение о включении сведений в РНП, то в реестровую запись автоматически добавляются данные из обращения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Внеземная жизнь книга инструкция по эксплуатации
  • Внеземная жизнь инструкция сергей транник
  • Внедрение профстандартов на предприятии пошаговая инструкция
  • Внедорожник лего инструкция по сборке
  • Вмэн 150 инструкция весы напольные