Выжигание по дереву снова на пике своей популярности, как в 1980-е годы. Это неудивительно – техника очень интересная, творческая, занимательная. Если Вы рассматриваете выжигание по дереву в качестве хобби для своего ребёнка-школьника, то Вы на правильном пути. Это дело может стать для него неожиданно увлекательным – не хуже, чем компьютерные игры. И уж точно полезнее, чем игромания. Главное – правильно подойти к приобщению ребёнка к пирографии (это второе название выжигания).
Выжигание по дереву или пирография – не столь важно. Сущность творчества та же: получение необычных картинок на древесной структуре.
Для детей выжигание по дереву особенно полезно. Это творческое занятие развивает у них не только воображение, но и усидчивость, терпение, целеустремлённость, уверенные навыки мелкой моторики рук и пальцев. Выжигание по дереву является искусством, не терпящим спешки. Чтобы достичь успехов и получить настоящее удовольствие от процесса, необходимо с головой погрузиться в него, тщательно осмысливая каждый свой следующий шаг.
А ещё – это очень позитивное занятие в том плане, что во время творчества на рабочем месте мастера царит приятный запах древесины.
Материалы и инструменты
✍ Прибор для выжигания
Первое, с чего нужно начать освоение нового хобби, – это подарить ребёнку электрический прибор для выжигания. В самом простом и элементарном варианте это пластиковая коробочка с маленьким паяльником внутри. Нагреваемый докрасна наконечник данного прибора выполнен в виде металлической петельки и напоминает своей формой канцелярскую скрепку.
В принципе, его вполне достаточно для создания не только простейших «детских» картин, но и настоящих шедевров данного искусства. Те, кто занимался выжиганием в детстве, ещё при Советском Союзе, не дадут соврать.
Более продвинутый вариант прибора, который прежде был редкостью, – это выжигатель с набором сменных насадок – жал (или перьев). Жала из латуни считаются самыми лучшими. Они могут быть самой разнообразной формы и толщины. Имеются жала в форма волн и зигзагов. Такими насадками очень легко и приятно выполнять разнообразные орнаменты.
Современные наборы предлагают юному мастеру до двадцати видов всевозможных насадок-перьев: от базовых, необходимых при создании любого рисунка, до фигурных, которые требуются не так уж часто (если быть точным – то совсем нечасто), но значительно расширяют круг возможностей мастера.
Толщина ручки выжигателя – той, которую ребёнок непосредственно будет брать в свою руку – должна быть не слишком большой. Чтобы творчество не доставляло дискомфорта, и к инструменту не нужно было долго приспосабливаться и привыкать, юному мастеру обязательно должно быть удобно держать инструмент в руках.
Выжигательные приборы продаются в специальных коробочках (зачастую – из твёрдого пластика), поэтому они очень удобны с точки зрения хранения транспортировки. Также в стандартный комплект часто входит подставка для паяльника, набор насадок.
Вполне логично, что следующим или одновременным приобретением должна стать древесина. Прежде всего, она должна быть абсолютно гладкой. Кроме того, к ней предъявляются и ряд других особенных требований.
✍ Какой должна быть древесина для выжигания
По структуре дерева – она должна быть однородной и мелкопористой, без трещин и царапин, без следов механического брака; не смолистой (чем, как известно, особенно отличаются хвойные породы); светлых оттенков – такой фон в большинстве случаев смотрится гораздо более выигрышно; изготовленной из твёрдых пород дерева; с чистой и ровной поверхностью.
Удачнее всего подходят для выжигания разной сложности следующие породы дерева: возьмите липу, ольху, тополь, берёзу, каштан, осины – с такой древесиной, качественно обработанной соответствующим образом, наилучший результат гарантирован.
Самый оптимальный выбор для начинающего мастера – это готовые наборы для выжигания. В такие комплекты нет входят гладкие доски с уже нанесёнными на них изображениями. По тому же принципу, как в бумажных детских раскрасках.
В другом варианте, в наборе могут быть чистые доски и эскизы, которые юный мастер по выжиганию будет самостоятельно переносить на деревянную основу (трафареты).
Беспроигрышный вариант для начинающих – это, разумеется, фанера. Доски же должны быть сухими, без сучковатых вкраплений, с однородной структурой поверхности.
На светлых заготовках любой рисунок будет выглядеть более выразительным, и с ним намного проще будет работать. Если речь идёт не о готовой, тщательно обработанной древесине, а о выбранной самостоятельно, то перед тем, как начинать выжигание, поверхность такой заготовки не помешает дополнительно зачистить наждачной бумагой с мелкозернистой.
Выбираем изображения
Основное и практически единственное условие – чтобы рисунок был с ярко выраженным контуром. На всевозможных тематических сайтах, посвящённых организации детского творчества, подобных работ очень много. Нужно всего лишь определиться с выбором и распечатать тот эскиз, который Вам (и, конечно, ребёнку) понравится больше.
Будь то обычный узор, простой пейзаж или натюрморт, а может быть – сюжетная сцена, или иллюстрация из сказки (или мультфильма), это не так уж важно. Без сомнения, начинать следует с работ попроще, постепенно усложняя рисунки и оттачивая своё мастерство.
Как нанести изображение на заготовку
Эскизы для выжигания могут располагаться на бумаге. А можно наносить рисунки сразу же на заготовки. Для этого пригодится копировальная бумага. С её помощью можно быстро и аккуратно переносить выбранные контуры на деревянную основу. Ведь далеко не всем удаётся рисовать сразу на фанере или дереве, без предварительной заготовки бумажных эскизов. Карандаши для нанесения изображения необходимо задействовать разные. Для дерева – твёрдой, а для бумаги – средней плотности.
Подготавливаем рабочее место
Ничего особенного. Нужен только прибор и набор для выжигания (досочки с эскизами), стол и стул. Если же в последующем ребёнок займётся выжиганием более серьезно, то в его мастерской можно будет завести ножовку либо лобзик, круглогубцы или пассатижи, а также кусачки, отвертку, наждачную бумагу, проволочную щётка для чистки перьев, стальную линейку, остроконечные карандаши, ластик, клейкую ленту, копирку, наборы шаблонов, и так далее.
Но новичку всё это, разумеется пока совершенно не нужно. Всё, что ему требуется – это хорошая и ровная рабочая поверхность достаточно просторного стола, достойный источник света (естественный дневной или настольная лампа), полотенце (сделать валик-опору под запястье).
Необходимо учесть, что свет на рабочую поверхность должен падать под острым углом. При таком виде света юный мастер сможет без труда разглядеть все едва заметные тени, которые отбрасывают разноразмерные бороздки на его работе. Как Вы, так и он сам сможете правильно оценить сам визуальный результат штриховки, ещё во время её создания. Конечно же, совсем рядом со столом должна находиться электрическая розетка.
Виды и техники выжигания по дереву (относительно изображений)
В общей сложности, можно выделить три основных техники выжигания. От простого – к сложному:
✍ Контурное выжигание
Условно это наиболее элементарный и простой вид выжигания по дереву, с которого всегда и начинают юные мастера-пирографисты. Начинать осваивать контурное выжигание нужно с простого плоскостного рисунка, а впоследствии уже учиться выполнять более подвинутые работы с рельефом, фоном, комбинированные сюжеты, и так далее.
Контурное выжигание производят кончиком жала, и рука мастера должна при этом иметь надёжную опору. Данная творческая техника во многом напоминает обыкновенное рисование карандашом. Линию нужно проводить ровно, не оставляя точек и учитывая структуру древесины. Твёрдое дерево потребует большего нагрева наконечника, мягкое же прожигается гораздо быстрей.
Работать в контурной технике есть смысл с небольшим нагревом. Нужно аккуратно и не спеша водить жало по касательной. Контурное выжигание замечательно подходит для создания разнообразных надписей и штриховок. Для любого начинающего юного мастера контурная техника – то, что нужно. Она точно подойдёт самым наилучшим образом и позволит качественно выработать все необходимые навыки работы с выжигательным прибором, начиная с самых минимальных.
✍ Силуэтное выжигание
Оно демонстрирует светлый рисунок, который окружает выжженная деревянная поверхность. Сам рисунок выделяют чётким светлым рельефом в тёмном обрамлении. Добиваться такого результата можно при помощи добавления фона либо удаления картинки.
На фанерную или деревянную поверхность рисунок переводится при помощи копировальной бумаги, а все мелкие детали и линии уже нуждаются в более тщательной прорисовке.
Самые простые рисунки выжигаются равномерным образом, но есть и такие работы, в которых в силу вступают законы светотени. Достигать необыкновенных и интересных переходов тонов получается при помощи нанесения светлых штрихов – снижения температуру накаливания наконечника, либо уменьшая время прижигания / снижая надавливание жала на доску.
Для силуэтного выжигания лучше всего использовать особенный наконечник. Кончик жала должен быть расклёпан и зашлифован. Иглу проводят строго вдоль волокон древесины. При правильном выполнении данной творческой техники получается гладкая и однородная тёмная поверхность, без вкрапления светлых и затемнённых пятен. Если проводить иглой побыстрее, то есть возможность получить разнообразные коричневые оттенки: от светло-коричневого до радикального тёмного цвета кофейного типа.
Картины в творческой технике силуэтного выжигания зачастую создаются без предварительно нанесённых контуров. Они идеальным образом подойдут для украшения и оформления столов, стульев, разделочных досок.
Разумеется, для начинающих юных мастеров – школьников данная техника будет несколько сложноватой. Но обязательно покорится, после не такой уже долгой подготовки и оттачивания навыков владения прибором в силуэтном выжигании.
✍ Художественное выжигание
Данную технику по праву считают наиболее сложной и серьёзной в пирографии – это уже настоящее искусство. Она базируется и на силуэтной, и на контурной техниках, совмещая в себе их специфику и взаимно дополняя два этих основных стиля. Но начинать творческую работу в художественной технике всё-таки стоит с несложных геометрических фигур. А потом постепенно оттачивать работу с игрой теней и света.
Очень значительную роль играет умение верно передавать перспективу, учитывая фон формируемой картины. Для достойного воплощения такой продвинутой творческой техники нужно уметь прилично рисовать хотя бы карандашами. В этом случае можно смело браться и за выжигание в художественном стиле. Разумеется, ошибки будут обязательно. Но на них, как известно, учатся, а это значит – не стоит бояться ставить перед юным мастером-пирографом сложные и неоднозначные задачи.
Финальная обработка
После того, как картина уже готова, её не помешает обработать мелкой наждачной бумагой. Особенное внимание в глубоком рисунке следует уделить обработке впадин. Это необходимо для того, чтобы удалить лишние микро-угольки, которые образуются при выжигании. Обрабатывать готовую картину следует тщательным образом, но аккуратно и осторожно – для того, чтобы не допустить повреждения своего художественного шедевра. И, конечно же, не сделать отколов древесины.
Уже обработанную, идеально гладкую поверхность картины можно (а в некоторых случаях и нужно) дополнительно обработать лаком для дерева. Чтобы полностью предотвратить будущее влияние на картину негативных факторов.
Краткий пошаговый (поэтапный) мастер-класс по выжиганию
Начинается творческий процесс выжигания с подготовки деревянной основы. Юному мастеру нужно зачистить её мелкой шкуркой, после чего для особенно старательных совсем не лишним будет натереть её водно-меловым раствором. Доска должна хорошенько высохнуть, и на совершенно сухой деревянной поверхности можно спокойно работать.
- Нанести на гладкую и сухую поверхность фанеры или доски желаемый эскиз, воспользовавшис копировальной бумагой или трафаретом.
- Включить прибор для выжигания, аккуратно соблюдая все предписанные данному аппарату правила техники безопасности. Дождаться, пока перо выжигателя как следует накалится, покраснев.
- Расположить дощечку или фанерку на ровной рабочей поверхности стола таким образом, чтобы работать выжигателем ребёнку было удобно. С одинаковым нажимом вести пером по контуру и остальным элементам рисунка – так, чтобы на обработанных таким образом линиях появлялась равномерная и выразительная полоса тёмно-коричневого цвета.
- Начинать процесс выжигания лучше всего с внешних линий, а после их проработки переключиться уже на основную часть своей картины. Фрагменты второстепенные выжигаются потом, в последнюю очередь. Когда картины сложные, то надо мысленно разбивать её на фрагменты, выжигать каждый выбранный фрагмент поэтапно. И ни в коем случае не перескакивать с одной части своей работы на другую её часть.
- Выжигание картины заканчивается тем, что прорисованными становятся абсолютно все линии и детали выбранного эскиза. Когда обработанный выжигательным прибором эскиз уже превратится в законченный рисунок – можно выключать прибор для выжигания.
Нужно не забывать о замене насадок, если этого требует рисунок. Даже новичкам, которые находятся ещё в самом начале пути, не стоит бояться частой замены насадок. Наоборот, подобный опыт быстрее учит выжиганию, а также правильному анализу результатов. Он же полно и достоверно знакомит ребёнка со всеми возможностями прибора для выжигания.
В тех случаях, когда есть желание получить комбинированную работу, можно дополнительно разрисовать её красками или просто хорошенько обработать поверхность бесцветным лаком.
Важные моменты для новичка
- На первых же уроках выжигания надо пробовать делать штрихи и линии различной толщины, регулируя интенсивность прожига.
- Для того, чтобы линия получилась тонкой и аккуратной, нужно вести ручку выжигателя быстро, равномерно, и без сильных нажимов.
- Для красивых толстых линий и штрихов необходимо использовать медленное выжигание.
- Насыщенность оттенков нужно корректировать увеличением температуры пера. А самый большой накал вообще использовать редко – ведь чреват преждевременным перегоранием жала.
- Главное – для первых работ рекомендуется выбирать только простые изображения, чтобы результат был достойным, а охота творить и прогрессировать дальше не пропадала.
Часто пишут, что выжигание по дереву – является чем-то средним между рисованием и гравировкой. Это так. Однако гравировки в этом творчестве всё-таки побольше. Поэтому новички, которые имеют дело с современными китайскими безопасными приборами для выжигания, вскоре понимают, что эти пирографы зачастую не в силах реализовать все задумки мастера. Поэтому работы, выполненные 20-40 лет назад, смотрятся намного более убедительно: приборы тех времён хоть и «опасные» (условно), но зато не такие «беззубые». Поэтому лучше приобрести всё-таки выжигатель, так сказать, «советского образца» и отечественного производства.
Способы оформления готовых работ
Чаще всего, естественная текстура дерева является лучшим украшением. Можно лишь при желании лакировать её поверхность, и готово.
Но имеются и другие варианты: узорная рамка (часть самой картины); контур спила дерева (если выжигание произведено было на спиле дерева); рамка или багет; самодельные рамочки из ПВХ-плинтусов и тому подобное.
Не спешите, действуйте пошагово, соблюдайте золотой принцип «от простого к сложному», не бойтесь допускать ошибки и не будьте слишком критичны к юному мастеру. Выжигание по дереву – действительно интересное направление творчества, которое не зря получило такое широкое распространение и завоевало заслуженную популярность.
Содержание
- Инструменты и материалы
- Техники и способы выжигания
- С чего начать?
- Техника безопасности
- Советы и секреты для начинающих
- На чем еще можно выжигать
Выжигание, или пирография – нанесение узоров раскаленным инструментом на деревянную пластинку. Это интересное хобби для детей и взрослых имеет богатую историю. Археологические раскопки в Перу подтверждают: люди украшали выжженными рисунками предметы еще в 8 веке до нашей эры. Древнерусские мастера занимались выжиганием с 9 века.
Наибольшее распространение пирография получила в тех странах, где древесины было в избытке. В древности и Средние века узор наносили раскаленным гвоздем или железным прутом. В 19 веке появились пирографы, которые работали на спирту, пару или газе. В начале 20 века мастера пользовались инструментом, напоминающим паяльник. Современный электрический выжигательный прибор с пером появился только в 1950-х годах.
Пирография – увлекательное и очень полезное занятие, особенно для детей. Оно способствует развитию мелкой моторики, воображения, внимательности, тренирует усидчивость и целеустремленность. Ребенок обретает очень полезные навыки обращения с серьезными инструментами. Для взрослых пирография – это своеобразный антистресс, способ расслабиться и переключиться с проблем на позитивные мысли. Кроме того, вы сможете создать много красивых уникальных вещей для своего дома.
Инструменты и материалы
Для пирографии потребуется специальный прибор – электровыжигатель с пером (жалом) из нихрома или латуни или паяльниковый выжигатель. Чем они отличаются?
Петельные пирографы представляют собой коробку с трансформатором и ручку с проволочной петлей.
- Быстро накаливаются до нужной температуры, но и скоро остывают.
- Уровень нагрева регулируется.
- В комплекте сменные петли разных форм и размеров.
- Удобны в работе.
- Процесс выжигания идет относительно быстро.
К недостаткам этого типа выжигателей относят тот факт, что насадки быстро приходят в негодность, их сложно менять, а из-за быстрого остывания петли приходится делать частые перерывы. Рисунок получается точечным, состоящим из мелких штрихов, так как непрерывную линию провести довольно тяжело.
Паяльниковые выжигатели выглядят и работают, как одноименный прибор. Устройство представляет собой толстую «ручку» с жалом на конце.
- Медленно нагреваются, но очень долго держат рабочую температуру.
- Большой выбор сменных насадок, надежны и долго служат.
- Насадки можно без проблем поменять даже во время работы.
- Позволяет делать рисунки со сплошной заливкой, тенью, переходами, проводить сплошные линии любой толщины.
Минусы: если паяльниковый пирограф сломался, то придется покупать новый. Кроме того, температура и мощность прибора фиксируется, поэтому процесс идет медленно. При желании и усердии, независимо от типа пирографа, можно научиться создавать настоящие шедевры.
Что касается материала, то лучше всего выбрать фанеру, плиту МДФ или пластины из массива тополя, осины, ольхи, липы, каштана, кедра, вишни. Важно, чтобы дерево было совершенно сухим, светлым, гладким, без сучков и «глазков».
Никогда не берите основы, которые покрыты чем-либо, например, лаком или краской. Вы можете отравиться ядовитыми испарениями или пострадать от возникшего возгорания.
Для работы также потребуются:
- мелкозернистая наждачная бумага;
- копировальная бумага черного цвета (именно этот вариант не доставит хлопот);
- острый твердый карандаш;
- плоскогубцы;
- подставка для пирографа;
- малярный скотч;
- краски и лак, кисти для финишной отделки;
- сухая чистая тряпка, старое махровое полотенце.
Начинать знакомство с пирографией лучше всего с готовых наборов для творчества. Там есть все необходимое, кроме самого прибора, и главное: превосходный результат гарантирован.
Техники и способы выжигания
Контурная техника. Если вы только делаете первые шаги в пирографии, то лучше выбрать такой способ. Рисунок выжигается только по основным линиям, поэтому сделать это очень легко. Таким же образом выполняются надписи и штриховка.
Силуэтная техника. Желаемое изображение создают путем выжигания фона вокруг него. Рисунок остается чистым, а фон полностью затушевывается.
Художественная техника предполагает комбинированное использование обоих способов. Рисунок получается очень сложным, в нем отлично передается перспектива, прорабатываются все детали. Здесь требуется умение создавать качественные картины в карандаше, без этого навыка ничего не получится. Начинать лучше с основных геометрических фигур, стараясь как можно тщательнее работать над светотенью, объемом, глубиной.
Кроме выжигания с помощью электрического пирографа, существует еще несколько любопытных способов:
- С кислотой. На дерево наносят тонкий слой воска, процарапывают контуры, а потом протравляют изображение химическим составом.
- Пиротипия. Рисунок наносят на дерево раскаленным готовым штампом. Чем сильнее нажатие, тем ярче и четче получается отпечаток.
- С электроразрядом. Изображение «рисуют» электролитами, а затем пропускают по «линиям» электроток.
- Лазером. Этим способом можно создать масштабное очень сложное и четкое изображение, так как лазерным лучом управляет компьютерная программа.
- Солнцем. Это самый старый, но очень трудоемкий способ. Солнечные лучи «собирают» лупой в пучок и направляют его на поверхность фанеры. Качество рисунка довольно низкое.
Всё для выжигания в каталоге
С чего начать?
Прежде всего, подготовьте рабочее место. Под рукой должен быть не только пирограф, но и подставка для него, набор сменных насадок, плоскогубцы. Помещение должно хорошо проветриваться, в крайнем случае, обязательно включите вентилятор, наденьте респиратор. Под локоть рабочей руки положите полотенце, свернутое в валик. Позаботьтесь о хорошем освещении.
1. Подготовка поверхности
Прежде всего, подготовьте рабочее место. Под рукой должен быть не только пирограф, но и подставка для него, набор сменных насадок, плоскогубцы. Помещение должно хорошо проветриваться, в крайнем случае, обязательно включите вентилятор, наденьте респиратор. Под локоть рабочей руки положите полотенце, свернутое в валик. Позаботьтесь о хорошем освещении.
2. Нанесение рисунка
Острым твердым карандашом наметьте контуры будущего изображения. Лишние линии убирайте мягким белым ластиком. Рисунок можно перенести с помощью черной копировальной бумаги.
- Наложите копирку на заготовку.
- Поверх поместите желаемое изображение. Закрепите малярным скотчем.
- Обведите его карандашом, стараясь сильно нажимать, не пропуская ни одной детали.
- Теперь снимите скотч и копирку.
Готово!
3. Выжигание
Сначала выжигайте края рисунка, его основные линии и только потом переходите к внутренним деталям и штриховке. Двигайте рукой по направлению к себе, и тогда вы меньше устанете.
Если вы взяли сложное изображение, где есть заливка, градиент, то в первую очередь выполните контуры. Если что-то пойдет не так, то ошибочные линии можно зашкурить наждачной бумагой. Ошибки неизбежны, но бояться их не стоит.
4. Финишная обработка
Готовое изображение аккуратно ошкуривают мелкозернистой наждачкой. Обязательно уберите все угольки. Если вы хотите получить цветной рисунок, его можно раскрасить красками или карандашами. В завершение работу покрывают бесцветным лаком для дерева и дают полностью высохнуть.
Техника безопасности
Во время работы с пирографом необходимо строго соблюдать следующие правила:
- Включенный инструмент сильно раскален, и брать его можно только за рукоятку.
- Не играйте с пирографом. Если случайно коснуться наконечником кожи, то остается серьезный ожог.
- Нагретый инструмент можно класть только на специальную огнеупорную подставку. Помните, что и после выключения жало остается горячим какое-то время.
- Насадки можно менять только с помощью плоскогубцев. Голыми руками их касаться нельзя, даже если кажется, что они не очень горячие.
- Если выжигатель перегреется, то он быстро сломается, это касается и петельных, и паяльниковых моделей. Поэтому время от времени выключайте прибор из розетки.
- Никогда не оставляйте включенный пирограф без присмотра, даже когда отходите на пару минут.
- Если оголились провода или есть другие повреждения прибора, то пользоваться им не следует. Это может привести к возгоранию.
Если выжигает ребенок, внимательно следите за ним во время работы и всегда проверяйте, помнит ли он правила обращения с инструментом.
Готовые наборы для выжигания
Советы и секреты для начинающих
- Делая первую точку, слегка подуйте на жало, и тогда начало линии получится плавным, и не будет выделяться.
- Контуры старайтесь выполнять одной линией. Ведите наконечник медленно, чтобы не поцарапать дерево. Помогайте себе, перемещая сам материал.
- Заливку лучше всего выполнять жалом, нагретым до средней температуры. Движения должны быть мягкими, круговыми. Если нагреть пирограф слишком сильно, то на дереве останутся черные глубокие борозды.
- Периодически очищайте наконечник от нагара в процессе работы. Это можно сделать обычной металлической губкой для мытья посуды.
- Помните, что выжженную линию нельзя стереть, поэтому старайтесь вести ее очень аккуратно.
- Если вам нужны толстые линии, ведите жало медленно. Тонкие линии рисуют быстро.
- Чем сильнее нагрет пирограф, тем темнее получатся линии.
- Для получения плавных переходов тона в пределах одной линии используйте настольный вентилятор. Он будет периодически остужать жало, и цвет получится то темнее, то светлее. Будьте внимательны!
На чем еще можно выжигать
Кроме, как на дереве, с помощью пирографа получают красивые рисунки и на ткани. Этот вид творчества называется гильошированием. Обычно для этого берут ацетатный шелк, атлас, капрон, панбархат и другие синтетические ткани, так как они оплавляются ровно, наносят на натуральную ткань и прожигают электрическим пирографом.
В этой технике делают различные панно, воротнички, салфетки, имитацию кружевной каймы, обложки для ежедневников и книг, декор для скрапбукинга.
Мастер-класс: выжигаем смешного щенка
Для начала давайте сделаем панно с каким-нибудь милым животным, например, со щенком, в контурной технике. Приготовьте для работы следующее:
- фанерная заготовка с обработанными краями;
- мелкозернистая наждачная бумага;
- копирка черного цвета;
- простой карандаш;
- эскиз;
- краски, кисти, прозрачный лак для дерева;
- пирограф.
Порядок действий
- Подготовьте поверхность: ошкурьте, уберите опилки и пыль, высушите.
- Перенесите рисунок с помощью копирки, как было описано выше.
- Включите пирограф и дождитесь, пока он полностью нагреется.
- Сначала проведите все основные линии, двигаясь от внешних к внутренним.
- Глазки и носик щенка заполните мелкими штрихами.
- Выключите пирограф и поставьте остывать на подставку.
- Ошкурьте работу мелкозернистой наждачкой, убирая неровности и угольки.
- Раскрасьте и покройте бесцветным лаком для дерева. Дайте высохнуть.
- Вы великолепны!
Подробнее о том, как нарисовать пирографом очаровательного щенка, показано в этом видео:
Как видите, выжигание не такое сложное, каким кажется, и овладеть этим искусством может каждый человек. Желаем вдохновения и творческих успехов!
Выжигание (Пирография)
Все о выжигании по дереву для детей
Содержание
- Особенности
- Что необходимо?
- Легкие рисунки
- Техника
Если изначально многим может показаться, что выжигание по дереву – занятие не для детского творчества, вникнув в процесс этого дела глубже, можно понять, что это весьма увлекательное и полезное занятие. В этой статье расскажем все, что нужно знать о выжигании по дереву для детей.
Особенности
Выжигание по дереву для детей – распространенный досуг, который совмещает элементы изобразительного искусства с элементами изготовления поделок. В зависимости от возраста ребенка детские работы в такой технике могут отличаться по сложности.
Главное, взрослому понять, когда можно приобщить свое чадо к этому занятию, то есть когда ребенок способен освоить работу с выжигателем и сможет в дальнейшем самостоятельно этим пользоваться.
Конечно, не забываем разъяснять про меры предосторожности и даем возможность для развития фантазии, внимания и мелкой моторики.
Выжигание – занятие, которое успокаивает мастера, поэтому его рекомендуют активным детям.
Правда, станет ли выжигание хобби для гиперактивных малышей – это зависит от усидчивости ребенка, и его интереса к такому творчеству. Сам процесс увлекательный и притягательный. Часто бывает, что с возрастом подростки более увлеченно занимаются этим делом, а некоторые и во взрослой жизни практикуют такие занятия.
Что необходимо?
Для того чтобы приступить к новому занятию по выжиганию по дереву, потребуются 3 главные вещи:
-
устройство для выжигания;
-
деревянная основа (подойдет и фанера);
-
эскиз будущего рисунка.
Часто для новичков продают такой специализированный детский набор. Согласитесь, очень удобно, когда можно купить все вещи сразу. Но приобрести главный инструмент и куски фанеры с эскизами можно и по отдельности.
Если использовать спил дерева для выжигания, потребуется дополнительная обработка поверхности, поэтому тут ребенку без взрослых не обойтись. А для нанесения на древесную основу наброска можно использовать так называемые «переводилки».
И, конечно же, перед началом занятий детей необходимо «вооружить» знаниями по технике безопасности. Прежде всего нужно объяснить юному мастеру, что наконечник выжигающего аппарата нагревается, и к нему нельзя прикасаться.
А также им нельзя просто так водить в воздушной среде, чтобы не нанести кому-то травму. Прибор должен находиться в руке мастера, а если возникает перерыв в действиях выжигателя, то горячее устройство не кладут на стол, его место только на специальной подставке.
А также в зависимости от модели устройства по выжиганию нужно объяснить детям, что прибор периодически следует отключать (через 10-15 минут работы). Эта мера остается актуальной для большинства приборов такого типа, во избежание перегрева.
Легкие рисунки
Для начинающих выжигателей продаются легкие рисунки, обычно они уже нанесены на фанерные куски. Но мальчики довольно быстро вникают в дело, и скоро готовы взяться за более сложные работы. Эскизы можно сразу нанести на заготовку для выжигания, а можно сначала нарисовать рисунок на бумаге.
В последнем случае лучше использовать копировальную бумагу – так удобней будет перенести нужные контуры на фанеру или другую древесную основу. Бумажные эскизы помогают тем, кто не сведущ в рисовании, таким обязательно нужна предварительная заготовка.
На дерево наносят рисунок карандашом с твердым грифелем, а вот для бумажного эскиза подойдет грифель средней плотности.
Самые легкие рисунки – это выжигание по контуру. Именно с этого способа предлагают начать юным пирографистам.
Для контурного выжигания предлагается элементарный простой плоскостный рисунок – это может быть фигура животного или крупные цветы. А также для такой тренировки предлагается обвести различные надписи, и сделать штриховку.
Юный мастер обводит линии по типу рисования карандашом на бумаге, при этом его рука должна иметь хорошую опору. Если нет специального валика, можно взять обычное полотенце и просто его скрутить. Обводят линии кончиком жала без особого надавливания на поверхность и медленными движениями.
Эксперты советует начинать с легких простых рисунков, чтобы получить достойный результат, и не пропало впоследствии желание заниматься выжиганием по дереву, а лишь усиливалась охота творить и совершенствоваться.
Техника
Выжигать по дереву можно научиться не только на практических занятиях в кружках, на уроках труда, но и самостоятельно. Нет ничего сложного, чтобы освоить эту технику, нужно знать о главных правилах, а дальше самому совершенствовать свое мастерство.
Итак, обозначим основные 3 правила, небольшой мастер-класс.
-
Работать выжигателем нужно как ручкой при письме, при этом не следует слишком давить. Перо устройства ведет себя одинаково: что при сильно надавливании, что при слабом нажатии.
-
Если нужна более глубокая линия, то ее можно получить не за счет надавливания, а за счет удерживания наконечника в одном и том же месте.
-
Древесную основу можно поворачивать в разные стороны для получения более аккуратных и правильных линий. Кстати, движения должны быть плавными и небыстрыми при выведении контура.
На первых занятиях рекомендуется пробовать шриховку и делать различные линии как по длине, так и по толщине – это сразу даст опыт по регулировки интенсивности прожига.
Не нужно бояться с первых уроков менять насадки и регулировать насыщенность оттенков.
Первую работу лучше сделать вместе с ребенком, объясняя ему все тонкости, и обозначая важные правила соблюдения техники безопасности, а уж потом дать возможность ему самому совершенствовать свои навыки, технику и мастерство.
Содержание:
- Что такое выжигание по дереву
- Что применяется для выжигания по дереву
- Подготовка рабочего места
- Техники выжигания по дереву
- Выбираем и переносим рисунок на заготовку
- Выжигание по дереву для начинающих: пошаговый мастер-класс
- Финальная обработка изделия
- Техника безопасности
- Как правильно выжигать по дереву выжигателем
Что такое выжигание по дереву
Выжигание по дереву (пирография) — это искусство, заключающееся в декорировании деревянных изделий методом выжигания.
Основой для выжигания по дереву для начинающих может быть любое деревянное изделие: шкатулка, панно, доска, матрёшка, украшения и др. Также можно использовать спил дерева.
Процесс выжигания осуществляется с помощью специального инструмента — электрического паяльника-выжигателя (пирографа). Меняя насадки, а также регулируя температуру и силу нажатия, можно создать реалистичные изображения.
Что применяется для выжигания по дереву
В продаже имеется большой выбор готовых наборов для выжигания, которые подойдут новичкам. Как правило, готовый набор содержит всё, что применяется для выжигания по дереву:
- деревянные доски с нанесёнными на них эскизами;
- несколько пустых досок для создания своих рисунков;
- прибор для выжигания (со сменными насадками или без них).
Про приборы мы подробно писали в статье какой выжигатель и набор для выжигания выбрать
Для создания первых картин этих предметов будет достаточно. Если же вы планируете создать собственный шедевр, не используя готовый набор, вам потребуются:
- основа (любое деревянное изделие, на котором будет нанесен рисунок или орнамент).
- копировальная бумага, с помощью которой можно перенести желаемое изображение с листа на деревянную основу;
- карандаш (его можно использовать и при копировании, и при нанесении оригинальных рисунков);
- ластик;
- пирограф;
- плоскогубцы (для смены насадок);
- воск или лак (готовые изделия рекомендуют покрывать для более привлекательного вида).
Могут понадобиться различные наконечники для прибора: игловые, клиновидные, конические, если они есть в комплекте.
Подготовка рабочего места
Прежде чем выжигать, надо подготовить рабочее место.
- Подготовьте все необходимые материалы, разместите их на рабочем столе.
- Позаботьтесь об освещении. Если естественного света недостаточно, включите настольную лампу.
- Откройте форточку или окно, чтобы проветривать помещение, либо включите вытяжку (если работаете на кухне), вентилятор (в этом случае потребуется респиратор).
- Выберите эргономичный стул.
Техники выжигания по дереву
Кроме традиционного выжигания, существует еще несколько альтернативных методов.
- Выжигание кислотой. На дерево наносят тонкий слой воска, процарапывают контуры, а потом выжигают изображение химическим средством.
- Пиротипия. Рисунок выполняется раскаленным штампом-печатью, на котором вырезан рельефный объемный рисунок.
- Выжигание электричеством. Изображение создают с помощью электролитов, а затем пропускают по «линиям» электроток.
- Выжигание лазером. Этот способ подходит для создания больших картин с четкими линиями, так как лазерный луч управляется компьютерной программой.
- Выжигание солнцем. Это самый старый, но при этом сложный метод. Солнечные лучи фокусируются с помощью лупы в одной точке на деревянной заготовке. Качество рисунка при таком способе низкое, так как практически невозможно регулировать толщину линий, их оттенок. Точное попадание в контуры тоже затруднительно.
- Гильоширование. Выжигание по ткани по специальному трафарету.
Возможно, купить выжигатель у вас не получится. Тогда можно сделать выжигатель по дереву своими руками
Выбираем и переносим рисунок на заготовку
Для выжигания подойдет любой рисунок, но новичкам лучше всего выбрать тот, который можно выжигать контурным методом. Проще всего в плане подготовки материалов, но дольше всего по времени и сложнее нарисовать рисунок на доске самостоятельно.
Кстати, мы подобрали для вас более 170 различных рисунков для выжигания
Если же вы хотите перенести на доску готовый рисунок, вам потребуются различные материалы в зависимости от способа переноса. Способы бывают разные:
- С помощью копировальной бумаги (на доску помещается копирка с листом, на который нанесен рисунок, контуры обводятся карандашом).
- Графитовый оттиск (обводятся контуры рисунка, лист переворачивается лицевой стороной и прикладывается к основе, с помощью сильного нажатия контуры отпечатываются на основе).
- Термический перенос (изображение, распечатанное на порошковом принтере, кладется тыльной стороной на основу и проглаживается утюгом).
- Перенос изображения с помощью уайт-спирита или ацетона (рисунок, распечатанный на ксероксе или лазерном принтере, прикладывается рисунком к дереву и протирается ватным диском, смоченным в растворе).
- Техника декупажа (деревянная основа смазывается клеем ПВА, прикладывается картинка, распечатанная в зеркальном виде, прижимается жестким валиком, после высыхания клея бумажные слои постепенно снимаются: сначала губкой, затем руками).
Более подробно о всех техниках читайте в статье как перенести рисунок для выжигания.
Выжигание по дереву для начинающих: пошаговый мастер-класс
В качестве тренировки выберем несложный рисунок. С помощью контурного выжигания создадим наш шедевр в пошаговом мастер-классе выжигания по дереву для начинающих.
- Сначала прорисовываем контуры рисунка мягким, незаостренным. Берем пирограф с большой рукописной насадкой с закруглённым кончиком обводим линии рисунка, без детализации. Насадку держим под наклоном, но не прижимаем к доске.
- Не меняя насадки, рисуем контуры волн.
- Далее приподнимаем немного насадку и выжигаем птиц на небе.
- Насадкой-листочком для теневой графики выжигаем крону дерева. Поворачивая с одной стороны на другую, прорисовываем все листья. Боковой частью затеняем края листочков.
- Насадкой с закруглённым кончиком выделяем основание ветки. Линии ведем медленно, чтобы они получились темными.
- Универсальной насадкой-ножом выжигаем кору. Для этого поворачиваем острой стороной вверх, прижимаем тыльную сторону острия к доске и сильным нажатием проводим волнистые линии.
- Снова берем насадку с круглым кончиком и прорисовываем фактуру коры по краю дерева. Для этого прижимаем кончик и держим его достаточно долго, чтобы получить темные линии, расположенные их близко друг к другу.
- Выжигаем и ветки дерева, прижимая острый край для создания более тонких штрихов.
- Справа делаем второй ряд штрихов, но насадку держим на одном месте не так долго, для того чтобы получились более светлые и менее рельефные штрихи. Делаем штрихи одинаковой длины. Повторяем с другой стороны дерева, получаем объёмный рисунок коры с плавным переходом от тени к свету.
- Насадкой для теневой графики выполняем контуры кота. Ребром проводим тонкую линию шпаги.
- Делаем плавный изгиб эфеса шпаги с помощью насадки-листа. Ею же вырисовываем ручку шпаги и делаем завиток.
- Острым концом выжигаем ушки.
- Используя острый край и боковую часть, выполняем штриховку пространства между ушками.
- Теперь наносим штрихи вниз от уха, имитируя шерстку кота с помощью рваных линий.
- На изгибе штрихи делаем по окружности, располагаем штрихи по нижнему краю близко друг к другу, а по верхнему – на небольшом расстоянии. Между спиной кота и правой лапой оставляем белую, не заштрихованную полоску. На хвосте штрихи делаем под наклоном, чтобы хвост получился пушистым.
- Перо на берете Кота тоже выжигаем насадкой-листочком, не сильно нажимая на нее. На поворотах линию немного утолщаем. Ребром проводим короткие линии, чтобы получился рисунок пера. Корректируем линии воротника. Острием делаем кружевной узор.
- Ребром насадки-листочка рисуем годовые кольца на мостках. Сначала выжигаем небольшой тёмный овал, вокруг рисуем овалы побольше. Утолщаем линии на изгибах. Выжигаем изогнутые линии там, где уже нет места для овалов.
- На торцах мостков рисуем небольшие штрихи.
- Рисуем камни. Ребром делаем темнее песок между камнями.
- Основанием насадки-листочка можно сделать окантовку доски. Для этого прижимаем к краю доски все основание и плавно проводим вдоль края.
- С помощью рукописной насадки с закруглённым концом рисуем воду. Заштриховываем углубления между волнами. Выжигатель при этом ведем медленно, делая плавные изгибы. Штрихи выжигаем рядом друг с другом.
- С помощью насадки-ножа выжигаем ножны для шпаги. Для этого прижимаем кончик ножа к острию ножен и ставим его целиком Проводим прямую линию к эфесу шпаги. Делаем с другой стороны и получаем вытянутый треугольник, который потом затемняем. Таким же образом создаем основание удочки.
- Наша картинка готова.
Финальная обработка изделия
Готовую картину обрабатывают наждачкой, убирая лишние угольки. При желании изображение можно раскрасить карандашами, красками или фломастерами. Готовую картину можно покрыть лаком, парафином или воском. Парафин или воск предварительно растапливают.
Техника безопасности
- Работать только исправным, неповрежденным прибором.
- Проветривать помещение.
- Не наклоняться близко к месту выжигания.
- Не оставлять прибор на столе включенным в сеть.
- Не прикасаться к наконечнику пирографа.
- Не допускать прикосновения раскаленного прибора к предметам одежды, мебели, текстиля и др.
- Класть прибор только на специальную огнеупорную поверхность, если таковая имеется.
- Менять насадки только с помощью плоскогубцев.
Официальные требования к технике безопасности.
Как правильно выжигать по дереву выжигателем
Приведём основные советы как правильно выжигать выжигателем по дереву для начинающих:
- Начиная работу, слегка подуйте на наконечник, тогда начало линии не будет отличаться от остальной ее части.
- Контуры старайтесь выполнять одной линией.
- Ведите наконечник медленно и плавно.
- Делайте штрихи одной длины.
- Регулируйте температуру, в зависимости от желаемого оттенка.
- Не нажимайте слишком сильно, иначе линия получится слишком глубокой и темной.
- По мере загрязнения очищайте наконечник от нагара в процессе работы. Для этого подойдет металлическая губка для мытья посуды.
- Тонкие линии рисуйте быстро, широкие медленно.
- Для получения плавных переходов тона в пределах одной линии от светлого к более темному можно использовать настольный или ручной вентилятор, который будет остужать наконечник.
Выжигание по дереву для начинающих. Мастер-класс с советами по выбору трафарета для создания рисунка, узора и эскиза (85 фото)
Если вам нравится возиться с природными материалами, творчески отдыхать и создавать свои собственные чудесные творения, пирография может стать для вас отличным занятием, а может быть, и вашим будущим хобби.
Ниже мы познакомим вас с многовековой традицией пирографии, а также с некоторыми избранными шаблонами для пирографии и дадим вам множество идей о пирографии на дереве.
Особенности выжигания по дереву
Пирография — это древнее народное искусство, которым занимались еще наши предки. Пирография, также известная как выжигание, — это техника выжигания по природным материалам.
Техника пирографии предполагает украшение дерева, кожи или пробки надписями, картинами и рисунками.
- Великолепные мотивы, даже целые картины, создаются на нужной поверхности путем легкого обжига определенных участков специальным раскаленным стержнем, так что они становятся темнее, в результате чего получаются прекрасные изображения.
- Перед гравировкой необходимо выбрать подходящую древесину. Узоры и шрифты характерны для мягкой и светлой древесины с небольшим количеством древесных волокон и позволяют создавать прекрасные изображения.
Для выжигания по дереву подходят клен, сосна, липа, береза и фанера.
При использовании темных пород дерева изображения получаются не так хорошо, а текстура ели, например, не позволяет проводить ровные линии на поверхности.
Инструменты для выжигания по дереву
Если вы хотите заниматься пирографией, вам также необходим подходящий инструмент.
- Вам нужен электрический стержень со сменными наконечниками, например, универсальным наконечником, который можно использовать для создания линий, а также точек и кривых.
- Луковичный наконечник нужен, например, если вы хотите украсить большую площадь.
Отшлифуйте и подготовьте деревянную поверхность
Вам понадобится наждачная бумага, чтобы подготовить деревянные поверхности к пирографии и при необходимости отшлифовать.
Вам также понадобятся чертежные принадлежности, такие как карандаш, линейка, чтобы предварительно нарисовать выбранные вами мотивы или перенести их на дерево. Калька поможет вам перенести желаемый мотив на дерево.
Перенос трафаретов и эскизов на дерево
Существуют различные методы переноса рисунка на дерево. Если вы любите рисовать, вы, конечно, можете нарисовать выбранный вами рисунок от руки прямо на дереве.
- Перенос изображений с помощью кальки очень прост, что делает его идеальным для начинающих.
- Положите кальку на дерево и просто обведите нужный эскиз или шаблон карандашом со средним нажимом.
Используйте наконечник для переноса или выжигайте непосредственно на материале
Другим вариантом может быть работа с трансферным наконечником, который использует тепло для переноса краски напечатанного рисунка непосредственно на дерево.
При желании можно создавать пирографические рисунки непосредственно на дереве с помощью печи без карандашных рисунков.
Пошаговая техника декорирования
Если вы уже подготовили поверхность древесины, а кончик топливного стержня достиг необходимой температуры, можно начинать.
- Работая с разными температурными режимами, вы также получите нюансы цвета.
- Если вы хотите получить более легкий результат, нагрев должен быть слабым.
- Чем выше температура, тем более темный цвет появляется на поверхности древесины.
Ошибки при выжигании на дереве, можно легко исправить с помощью наждачной бумаги
Работайте снизу вверх, чтобы сразу заметить все ошибки. Затем вы можете легко исправить их, отшлифовав.
При обжиге картин достаточно слегка надавить, чтобы запястья удобно лежали на деревянной поверхности. Двигайте бутылку по направлению к себе, а не от себя.
Дополните дизайн оттенками и цветами
Когда контуры изображения готовы и внешние линии завершены, пора переходить к текстуре и затенению.
- Немного практики на деревянной тренировочной доске и использование различных насадок позволит вам подчеркнуть тени и текстуру и создать захватывающие 3D-изображения.
- Вы можете придать своей картине красочную форму с помощью акварели и кисти или карандашей на водной основе.
Запечатайте ваши произведения искусства лаком для дерева или пчелиным воском и придайте им стойкость.
Удалите пыль, образовавшуюся во время выпечки, и запечатайте произведение искусства лаком для дерева или пчелиным воском.
В зависимости от вашего вкуса и стиля, вы можете придать вашей пирографии матовый, прозрачный или сатинированный блеск с помощью лака для дерева.
Вдохновляющие предложения для уникальных работ
С помощью техники пирографии вы можете снабдить бесконечное количество предметов красивыми украшениями и таким образом создать уникальные вещи.
- Возможности практически безграничны в буквальном смысле.
- Симпатичные деревянные фигурки выглядят очень реалистично в пирографии и являются прекрасным украшением из натуральных материалов.
Оригинальные идеи пирографии — зажим для нижнего белья в качестве держателя для записок
Отличная идея пирографии — украсить отдельные разделочные доски, доски для закусок, деревянные ложки или брелоки.
- Например, зажимы для нижнего белья можно изменить и превратить в красивые декоративные изделия.
- Благодаря красивым узорам и свежим цветам вы можете создать потрясающие держатели для записок.
Креативные идеи пирографии
Не стесняйтесь украшать подарочные коробки, делать таблички на двери или надписи на деревянных дощечках с забавными изречениями.
Табличка на день рождения или красиво оформленная коробка для молочных зубов — это творческий и любящий подарок.
Создание уникальных ювелирных изделий
Пирографию можно использовать даже для создания привлекательных и уникальных ювелирных изделий.
Вы можете украсить браслеты, кольца или ожерелья в соответствии с собственным вкусом и создать ювелирные изделия, которые на самом деле существуют только один раз.
Не стоит недооценивать риски для здоровья, связанные с пирографией.
При выжигании изображений на коже, дереве или других материалах, из которых могут выходить ядовитые газы, рекомендуется надевать защитную маску.
Ваша рабочая зона всегда должна хорошо проветриваться. Очистите горящую колбу и прикасайтесь к ней только после полного остывания наконечника.
Шаблоны для выжигания по дереву
Шаблон для пирографии для любителей животных.
- Если вы страстный любитель животных, вы можете создать прекрасное изображение своей собаки с помощью техники пирографии и запечатлеть своего питомца на куске дерева.
- Запечатлейте своего друга-животного на пирографическом портрете и любуйтесь им каждый день заново.
Шаблоны для пирографии
Этот шаблон с красиво оформленными воздушными шарами на горизонте подходит в качестве картины или украшения на небольшом деревянном столе или стуле для маленьких детей или в качестве темы для доски для завтрака.
Сделайте свою работу привлекательной для детей и оформите изображение в яркие цвета.
Шаблоны для пирографии
Вы можете выжечь этот замечательный геометрический узор на дереве в виде уникального изображения и разместить его у себя дома или на работе. Мандалы вдохновляют, мотивируют и прогоняют страх и неуверенность.