Зарядка орион pw150 инструкция по применению

Зарядное устройство Орион Вымпел 150 рекомендованы для зарядки 12 вольтовых автомобильных аккумуляторных батарей. Он способен заряжать частично разряженные и полностью разряженные уже долгое время АКБ.

Обзор устройства

Зарядное устройства Вымпел произведено российской фирмой «Орион». Корпус ЗУ изготовлен из качественного пластика. Это универсальный прибор, которые можно брать в дорогу. В холодное время ЗУ обеспечит быстрый предпусковой заряд автомобильного аккумулятора.

Для определения заряда, на лицевой стороне есть индикатор:

  • Индикатор не горит. Если устройство включено в сеть, но светодиод не горит, то либо не исправно ЗУ, либо проблемы с электросетью.
  • Горит красный индикатор. Этот цвет означает, что ЗУ включено в сеть или идет процесс зарядки. По мере заряда аккумулятора лампочка меняет цвет с красного на желтый и с желтого на зеленый.
  • Оранжевый светодиод. Батарея заряжена примерно на 50%.
  • Желтый индикатор. Аккумулятор восполнил заряд на 70-80%
  • Зеленый светодиод. Цвет означает, что аккумулятор полностью заряжен.

Автоматические Зарядное устройство Орион PW 150

Устройство имеет специальные жалюзи для охлаждения. В комплекте идут зажимы для клемм и провод питания. Они сложены в заднем отсеке.

Технические характеристики Орион PW 150 таковы:

Характеристика Значение
Напряжение 220 В
Минимальный ток заряда 0,4 Ампер
Максимальный ток заряда 7 Ампер
Напряжение заряжаемых АКБ 12 В
Напряжение заряда 15 В
Регулировка тока Отсутствует
Напряжение отключения 14,1-15,1 В
Напряжение повторного включения 13,3-13,7 В
Регулировка напряжения Отсутствует
Алгоритм заряда Импульсное отключение
Индикатор заряда Светодиод
Диапазон рабочих температур от -40 до +50 С
Габариты 145x70x165 мм
Масса 440 грамм

Скачать полную подробную официальную инструкцию от производителя можно в конце статьи.

Особенности устройства

В отличии от других зарядных устройств Вымпел 150 имеет некоторые отличия.

Такие как:

  • полностью автоматический режим заряда батареи;
  • во время работы срабатывает защита от короткого замыкания;
  • ограничитель выходного тока наблюдает за температурой. При повышении он снижает силу тока, тем самым понижая нагревание корпуса и всего ЗУ;
  • низкая рыночная цена.

Предназначен для зарядки только 12 вольтовых аккумуляторов. Чаще всего это автомобильные.

Устройство

По инструкции подключение к зарядному устройству должно происходить в следующем порядке:

  1. Зажимы Вымпел 150 подключаются к клеммам батареи. Необходимо соблюдать полярность. Красный зажим подключается к плюсу, а черный – к минусу. Путаница при подключении может привести к выходу из стоя прибора, либо к взрыву его.
  2. Только после подключения клемм, устройство включается в электрическую сеть с напряжением 220 В. На индикаторе над надписью «Режим» появится красное свечение. Это означает, что АКБ начала заряжаться.
  3. Далее АКБ заряжается в автоматическом режиме.
  4. Когда батарея наберет основную часть заряда, она перейдет в режим автоматического переключения. В зависимости от износа, батарея набирает от 70 до 90 процентов заряда.
  5. Чтобы акб набрал полные 100%, ему необходимо дать поработать в режиме переключения. Индикатор будет мигать в это время от красного к зеленому или оранжевым цветом. Если старая батарея простоит в таком режиме некоторое время, она может восстановить свои характеристики.
  6. После заряда, необходимо отключить устройство от сети и снять клеммы. Протереть зажимы и клеммы влажной, а затем сухой ветошью.

Принципиальная электрическая схема

Принципиальная электрическая схема Орион Вымпел 150

Скачать официальную инструкцию PDF

Инструкцию по эксплуатации зарядного устройства Орион Вымпел 150 можно скачать ЗДЕСЬ.

У Вас имеется зарядное устройство Вымпел 150? Тогда расскажите в комментариях какой и о своих впечатлениях о нем, это очень поможет остальным автолюбителям и сделает материал более полным и точным.

Отзывы

Евгений П, 43 года, Ростов на Дону
Пользуюсь этим помощником давно. Выручал очень часто. Деньги, вложенные в него, отрабатывает на 100 %. Одним словом — «Молодец!».

Андрей В, 30 лет, Санкт-Петербург
Прост в использовании. Справляется с задачей быстро. Нареканий нет и минусов тоже нет. Всем доволен. Самое главное и цена низкая.

Дмитрий И, 56 лет, Тверь
Разряженный аккумулятор, который уже изрядно поработал, устройство зарядило на 100 процентов. Правда, долго заряжался. Зато теперь нет проблем, машина заводится сразу.

На чтение 7 мин Просмотров 2к. Опубликовано 06.11.2022 Обновлено 06.11.2022

Мы делали немало обзоров зарядных устройств производства ООО «НПП «ОРИОН», но все они были ручными или полуавтоматическими и имели те или иные органы управления. В этой статье мы познакомимся с автоматическим зарядным устройством «Вымпел 150» без ручек и переключателей.

Содержание

  1. Технические характеристики
  2. Как заряжать автомобильные аккумуляторы
  3. Проверка на исправность
  4. Зарядка в автоматическом режиме
  5. Зарядка в ручном режиме
  6. Порядок подключения АКБ
  7. Меры безопасности
  8. Инструкция и схема электрическая принципиальная
  9. Типовые неисправности и их устранение своими руками
  10. В чем отличия от «Орион pw150»
  11. Отзывы

Технические характеристики

Зарядное устройство (ЗУ) «Вымпел 150» предназначено для полностью автоматической зарядки кислотных автомобильных аккумуляторов с рабочим напряжением 12 В, в том числе и полностью разряженных. Емкость АКБ лежит в диапазоне от 40 до 100 А*ч. Поддерживается работа с батареями следующих типов:

  • EFB;
  • WET Ag (серебряные);
  • WET Сa/Ca (кальциевые).

Допускается зарядка АКБ других электрохимических систем в неавтоматическом режиме. При этом пороговое напряжение заряда этих батарей  должно быть ниже 15 В.

ЗУ выполнено в прямоугольном пластмассовом корпусе с вентиляционными отверстиями. На передней панели расположен индикатор процесса зарядки. В походном положении сетевой провод и кабели для подключения АКБ убираются в нишу на задней стенке. Регуляторов выходного тока и напряжения прибор не имеет – он полностью автоматический.

Внешний вид автоматического зарядного устройства «Вымпел 150»

Основные технические характеристики ЗУ

Параметр

Значение

Питание сеть 220 +5-10% В, 50-60 Гц
Зарядный ток (среднее значение) 7 А
Электрическая емкость АКБ от 40 до 100 А*ч
Пороговое напряжение отключения 14.9-15.1 В
Пороговое напряжение включения 13.3-13.7 В
Ручная регулировка тока и напряжения нет
Вольтметр/амперметр нет
Индикация процесса зарядки двухцветный светодиод
Защита
  • короткое замыкание;
  • переполюсовка;
  • перегрев.
Охлаждение пассивное (радиатор)
Диапазон рабочих температур от -10 °С до +40 °С
Защита корпуса от окружающей среды IP20 (только в помещениях)
Габариты 145 х 165 х 70 мм
Вес 440 г

Как заряжать автомобильные аккумуляторы

«Вымпел 150» – полностью автоматическое зарядное устройство, а потому работать с ним исключительно просто. Для зарядки автомобильного аккумулятора необходимо выполнить несколько простых действий:

Проверка на исправность

  1. Визуальным осмотром убедиться, что корпус устройства, сетевой шнур и кабели для подключения к АКБ не повреждены.
  2. Включить прибор в сеть (клеммы кабелей разомкнуты). Должен загореться индикатор «Режим». При этом цвет его свечения будет периодически меняться с красного на зеленый.

Зарядка в автоматическом режиме

В этом режиме можно заряжать только кислотные автомобильные аккумуляторы с номинальным напряжением 12 В!

  1. Подключить кабели прибора к аккумулятору, соблюдая полярность – красный провод к клемме «+», черный – к «-» (правила подключения описаны ниже).
  2. Включить ЗУ в сеть. Индикатор должен загореться красным цветом – батарея подключена правильно, зарядка началась.
  3. Контролировать процесс зарядки по цвету индикатора. Как только он станет зеленым, батарея готова к эксплуатации.

После того как загорится зеленый индикатор, «Вымпел» перейдет в импульсный режим работы. При этом цвет индикатора будет периодически меняться с зеленого на красный. Первое переключения индикатора на зеленый говорит о том, что АКБ набрала 80-90% емкости. Поэтому рекомендуется подержать ЗУ включенным еще некоторое время для набора батареей 100% заряда.

Обзор зарядного Вымпел 150 с советами по ремонту своими руками

График, поясняющий алгоритм процесса зарядки
  1. Отключить ЗУ от сети. Отключить батарею от ЗУ.

Зарядка в ручном режиме

Суть такого режима заключается в том, что конечное напряжение заряда АКБ заведомо ниже того, которое может выдавать ЗУ. Поэтому процесс нужно останавливать вручную, контролируя степень заряда батареи общепринятыми методами. Активировать ручной режим можно только с аккумуляторами, конечное напряжение зарядки которых ниже 15 В.

  1. Убедиться, что конечное напряжение зарядки АКБ ниже 15 В (указано в паспорте к аккумулятору).
  2. Подключить кабели прибора к аккумулятору, соблюдая полярность – красный провод к клемме «+», черный – к «-». Правила подключения описаны ниже.
  3. Включить ЗУ в сеть. Индикатор должен загореться красным цветом – батарея подключена правильно, зарядка началась.
  4. Постоянно контролировать уровень зарядки аккумуляторной батареи общепринятыми методами (плотность электролита, напряжение, время и т.п.).
  5. Отключить ЗУ от сети, как только АКБ окажется полностью заряженной. Отключить батарею от ЗУ.

Категорически запрещается заряжать неперезаряжаемые батареи (гальванические элементы). Это может привести к возгоранию и даже ко взрыву.

Порядок подключения АКБ

Согласно требованию ГОСТ IEC 60335-2- 29-2012 (пункт 7.12) «Клемму аккумулятора, не присоединенную к шасси, следует присоединять к зарядному устройству первой. Другое присоединение должно быть сделано к шасси вдали от аккумулятора и топливной линии. После зарядки следует отсоединить зарядное устройство от питающей сети; затем зарядное устройство разъединяют с шасси; затем – с аккумулятором».

Если батарея снимается с автомобиля, то порядок подключения клемм не регламентируется, но оно должно производиться в хорошо проветриваемом, а лучше продуваемом вентилятором помещении. Это обусловлено тем, что в момент подключения второй клеммы всегда возникает небольшая искра. Это может привести к воспламенению аккумуляторных газов или топливовоздушной смеси, которая всегда есть закрытых гаражах и боксах.

Меры безопасности

Для того чтобы работа с ЗУ «Вымпел 150» была безопасной, выполняют следующие требования:

  • Перед работой внимательно изучить инструкцию по эксплуатации.
  • Не включать прибор, если он или его провода имеют механические повреждения.
  • Работать с ЗУ только в хорошо вентилируемых помещениях.
  • Использовать прибор только в закрытых помещениях и ни в коем случае не на открытых площадках.
  • Запрещено применение устройства детьми или лицами с ограниченными физическими, умственными способностями.
  • Не допускать попадания на прибор химически активных жидкостей (кислота, бензин и т. п.) или воды.
  • Вентиляционные отверстия ЗУ во время работы не должны быть перекрыты – это затруднит охлаждение прибора и его перегрев.
  • Нельзя оставлять «Вымпел» без присмотра, несмотря на то что он полностью автоматический.
  • После зарядки в первую очередь нужно отключить ЗУ от сети, потом от шасси (если АКБ не демонтировалась), а потом от клеммы батареи.

Инструкция и схема электрическая принципиальная

Если комплектная инструкция пользователя отсутствует, ее можно скачать с официального сайта производителя по ссылке, приведенной ниже:

Инструкция по эксплуатации автоматического зарядного устройства «Вымпел 150».

Несмотря на то что ООО «НПП «ОРИОН» не выкладывает схему ЗУ в свободный доступ, благодаря добрым людям она есть в Интернете.

Обзор зарядного Вымпел 150 с советами по ремонту своими руками

Схема автоматического зарядного устройства «Вымпел 150»

Типовые неисправности и их устранение своими руками

Если вы разбираетесь в электронике, то, скорее всего, отремонтируете свой прибор, воспользовавшись приведенной выше схемой. Но если у вас лишь начальные знания по электрике, то самостоятельно вы сможете устранить только элементарные неисправности:

Неисправность

Причина

При включении в сеть не горит индикатор режима
  • отсутствует напряжение в сети;
  • поврежден сетевой провод.
Не идет зарядка
  • окислились клеммы АКБ или зажимы кабелей ЗУ;
  • повреждены кабели подключения АКБ;
  • сгорел предохранитель защиты от переполюсовки (находится внутри корпуса).

Ниже  мы приводим небольшой ролик, автор которого ремонтирует «Вымпел 150» своими руками.

В чем отличия от «Орион pw150»

Многие считают, что «Орион pw150» – полный аналог «Вымпел 150». Это не так. Хотя эти устройства выполняют практически одинаковые функции и сделаны одним производителем, отличия есть. В «pw150» два индикатора, да и схемотехника этих приборов существенно различается.  Вникать в различия мы не будем, а для тех, кого интересует данный вопрос, приведем схему и инструкцию к модели «Орион pw150».

Обзор зарядного Вымпел 150 с советами по ремонту своими руками

Схема ЗУ «Орион pw150»

Инструкция по эксплуатации автоматического зарядного устройства «Орион pw150».

Мы познакомились с изделием ООО «НПП «Орион» – ЗУ «Вымпел 150». Да, прибор не имеет органов регулировки, что серьезно ограничивает сферу его применения, но для зарядки стандартной автомобильной АКБ вариант неплохой. Да и пользоваться этим ЗУ предельно просто.

Отзывы

Зарядное устройство Орион Вымпел 150 рекомендованы для зарядки 12 вольтовых автомобильных аккумуляторных батарей. Он способен заряжать частично разряженные и полностью разряженные уже долгое время АКБ.

Обзор устройства

Зарядное устройства Вымпел произведено российской фирмой «Орион». Корпус ЗУ изготовлен из качественного пластика. Это универсальный прибор, которые можно брать в дорогу. В холодное время ЗУ обеспечит быстрый предпусковой заряд автомобильного аккумулятора.

Для определения заряда, на лицевой стороне есть индикатор:

  • Индикатор не горит. Если устройство включено в сеть, но светодиод не горит, то либо не исправно ЗУ, либо проблемы с электросетью.
  • Горит красный индикатор. Этот цвет означает, что ЗУ включено в сеть или идет процесс зарядки. По мере заряда аккумулятора лампочка меняет цвет с красного на желтый и с желтого на зеленый.
  • Оранжевый светодиод. Батарея заряжена примерно на 50%.
  • Желтый индикатор. Аккумулятор восполнил заряд на 70-80%
  • Зеленый светодиод. Цвет означает, что аккумулятор полностью заряжен.

Устройство имеет специальные жалюзи для охлаждения. В комплекте идут зажимы для клемм и провод питания. Они сложены в заднем отсеке.

Технические характеристики Орион PW 150 таковы:

Характеристика Значение
Напряжение 220 В
Минимальный ток заряда 0,4 Ампер
Максимальный ток заряда 7 Ампер
Напряжение заряжаемых АКБ 12 В
Напряжение заряда 15 В
Регулировка тока Отсутствует
Напряжение отключения 14,1-15,1 В
Напряжение повторного включения 13,3-13,7 В
Регулировка напряжения Отсутствует
Алгоритм заряда Импульсное отключение
Индикатор заряда Светодиод
Диапазон рабочих температур от -40 до +50 С
Габариты 145x70x165 мм
Масса 440 грамм

Скачать полную подробную официальную инструкцию от производителя можно в конце статьи.

Особенности устройства

В отличии от других зарядных устройств Вымпел 150 имеет некоторые отличия.

  • полностью автоматический режим заряда батареи;
  • во время работы срабатывает защита от короткого замыкания;
  • ограничитель выходного тока наблюдает за температурой. При повышении он снижает силу тока, тем самым понижая нагревание корпуса и всего ЗУ;
  • низкая рыночная цена.

Предназначен для зарядки только 12 вольтовых аккумуляторов. Чаще всего это автомобильные.

Как заряжать аккумулятор с помощью Вымпел 150

По инструкции подключение к зарядному устройству должно происходить в следующем порядке:

  1. Зажимы Вымпел 150 подключаются к клеммам батареи. Необходимо соблюдать полярность. Красный зажим подключается к плюсу, а черный – к минусу. Путаница при подключении может привести к выходу из стоя прибора, либо к взрыву его.
  2. Только после подключения клемм, устройство включается в электрическую сеть с напряжением 220 В. На индикаторе над надписью «Режим» появится красное свечение. Это означает, что АКБ начала заряжаться.
  3. Далее АКБ заряжается в автоматическом режиме.
  4. Когда батарея наберет основную часть заряда, она перейдет в режим автоматического переключения. В зависимости от износа, батарея набирает от 70 до 90 процентов заряда.
  5. Чтобы акб набрал полные 100%, ему необходимо дать поработать в режиме переключения. Индикатор будет мигать в это время от красного к зеленому или оранжевым цветом. Если старая батарея простоит в таком режиме некоторое время, она может восстановить свои характеристики.
  6. После заряда, необходимо отключить устройство от сети и снять клеммы. Протереть зажимы и клеммы влажной, а затем сухой ветошью.

Принципиальная электрическая схема

Скачать официальную инструкцию PDF

Инструкцию по эксплуатации зарядного устройства Орион Вымпел 150 можно скачать ЗДЕСЬ.

У Вас имеется зарядное устройство Вымпел 150? Тогда расскажите в комментариях какой и о своих впечатлениях о нем, это очень поможет остальным автолюбителям и сделает материал более полным и точным.

Отзывы

Евгений П, 43 года, Ростов на Дону
Пользуюсь этим помощником давно. Выручал очень часто. Деньги, вложенные в него, отрабатывает на 100 %. Одним словом — «Молодец!».

Андрей В, 30 лет, Санкт-Петербург
Прост в использовании. Справляется с задачей быстро. Нареканий нет и минусов тоже нет. Всем доволен. Самое главное и цена низкая.

Дмитрий И, 56 лет, Тверь
Разряженный аккумулятор, который уже изрядно поработал, устройство зарядило на 100 процентов. Правда, долго заряжался. Зато теперь нет проблем, машина заводится сразу.

Принесли в ремонт указанное ЗУ, заявленная неисправность – не заряжает АКБ. Правда, никто не удивлён?
Я не люблю этих мутантов большого семейства Орионов, но ремонтировать надо. Открываю верхнюю крышку, снимаю плату. Все детали по виду целые, подгоревших участков платы нет. Подключаю устройство к АКБ, загорается зелёный светодиод «Напряжение». Подключаю ЗУ к сети 220 вольт через разделительный трансформатор (он у меня теперь попроще – всего 250 Вт мощности на выходе) – светодиод «Ток» не загорается, но слышен звук запускающегося преобразователя. Он в этом устройстве «чудесный»: двухтрансформаторный с самозапуском. Никакого тактового генератора нет, поэтому частота преобразования имеет право постоянно изменяться. Напряжение на АКБ как было 12,7 вольта – так и осталось, АКБ не заряжается.
Проверяю силовую часть схемы, все компоненты на первый взгляд исправны. Силовой выпрямитель вторичной цепи – тоже исправен. Видимо, беда в схеме управления.
Данное ЗУ принесли в коробке, судя по упаковке – это «производство» рязанской организации Оборонприбор. Схема управления отличается от питерской, вот она.

Начинаю проверять полупроводники – и вот удача: переход база-коллектор транзистора VT3 прозванивается неадекватно. Судя по обозначению на корпусе транзистора 1E – это ВС847 с максимально допустимым током коллектора всего 100 мА. При этом в его коллекторной цепи — набор последовательно-параллельно включенных резисторов общим сопротивлением 20 Ом, а в плате по обеим сторонам этого набора выполнены две прорези явно для его вентиляции. И вряд ли среднее значение тока через этот набор резисторов всего 100 мА.
Смотрю в своих запасах подходящий транзистор с бОльшим током коллектора, нахожу 2SD667 (максимальный ток коллектора 1 А). Он не в SMD-исполнении, но вариантов нет. Выпаиваю неисправный 1E и ставлю вместо него 2SD667.

Выглядит довольно вульгарно, но цель достигнута: ЗУ запустилось и выдаёт зарядный ток. Поскольку моя тестовая АКБ всегда почти полностью заряжена, то ЗУ через пару минут перешло в режим «5 секунд заряд – 15 секунд пауза». Что интересно: красный светодиод «Ток» не гаснет во время паузы. Видимо, тока базы транзистора VT5 достаточно для его открывания.
Теперь, увы, у меня нет токовых клещей, которые способны измерить постоянный ток, поэтому наличие зарядного тока я определяю по измерению напряжения на выводах АКБ при включенном в сеть ЗУ.
Почему мутанты? Во-первых, нет тактового генератора, запуск осуществляется с помощью симметричного динистора DB3. Во-вторых (и это самое печальное) – нет вентилятора охлаждения ЗУ. Неоднократно уже приносили в ремонт 150-е Орионы с пробитыми потемневшими силовыми транзисторами инвертора и даже с оплавившимися пластмассовыми крышками над их радиаторами. Люди покупают в магазине ЗУ, платят немалые деньги, надеются на продолжительную работу покупки, а оно козью морду показывает 
Итог: устройство отремонтировано. А вот покупать эту модель не рекомендую.
Задавайте вопросы, постараюсь ответить.

Основное назначение зарядного устройства Орион PW150 — заряд автомобильных и мотоциклетных 12В аккумуляторных батарей (АКБ), в том числе полностью разряженных (до нуля), любого типа и емкости в полностью автоматическом режиме.

Зарядное устройство Орион PW150 реализует оптимальную процедуру заряда аккумуляторных батарей, позволяющую заряжать любую исправную батарею максимально быстро и без повреждения. Процедура заряда полностью автоматизирована. Устройство защищено от переполюсовки и коротких замыканий, работает в широком диапазоне питающих напряжений, имеет электронную защиту от перегрева, следящую за внутренней температурой силовой части схемы.

Конструктивно зарядное устройство Орион PW150 выполнено в пластмассовом корпусе, имеющем жалюзи для вентиляции. На передней панели расположены светодиодные индикаторы:

«ток» — (красного цвета) индицирует протекание зарядного тока
«напряжение»- позволяет по цвету свечения оценить степень заряженности АКБ.
Красный цвет — АКБ разряжена;
оранжевый — заряд близок к 50%;
желтый — заряд близок к 70-80%;
зеленый — заряд близок к 100%.

Сетевой шнур и выходные провода с зажимами уложены в задний отсек корпуса. Предохранитель, защищающий схему зарядного устройства при неправильном подключении к аккумуляторной батареи, находится в капсуле на выходном проводе.

Электронная схема зарядного устройства Орион PW150 представляет собой двухтактный высоковольтный высокочастотный преобразователь со схемой управления, содержащей две цепи обратной связи по выходному напряжению и температуре. Такое построение силовой части обеспечивает высокий КПД в широком диапазоне питающих напряжений, формирует необходимые для автоматического зарядного устройства выходные характеристики, обеспечивает надежную гальваническую развязку, а также высокие удельные массо-габаритные и мощностные характеристики.

Схема ограничения выходного тока следит за температурой силовой цепи преобразователя и при повышении температуры выше нормы уменьшает среднее значение зарядного тока, уменьшая этим внутреннее выделение тепла.

Пояснения: перегрев возможен в случае нарушения свободного протока охлаждающего воздуха через жалюзи, например пылью или положенной сверху зарядного устройства инструкцией по эксплуатации, а снизу неровной поверхностью (ножки создают зазор для вентиляции).

Cхема обратной связи по напряжению обеспечивает защиту от коротких замыканий выходных клемм, выключает генерацию зарядного тока при достижении батареей напряжения 14,8-15,2В повторно включает генерацию зарядного тока при уменьшении напряжения до 13,2-13,6В.

Выбранные пороги включения и отключения зарядного тока позволяют автолюбителю, не вдаваясь в тонкости электрохимических процессов, осуществлять гарантированно полный заряд аккумуляторной батареи без контроля и обслуживания процесса заряда.

Сущность выбранного метода заряда заключается в следующем: по мере заряда аккумулятора усиливается концентрационная поляризация электродов. Потенциалы электродов достигают значений, при которых начинается заметное выделение газов. Дальнейшее поддержание большого (а точнее избыточного) зарядного тока бессмысленно и вредно, поскольку реальная скорость набора заряда ограничена скоростью перемещения ионов, которая уменьшается с ростом накопленного заряда. Весь ток, свыше полезного, тратится на разложение воды на водород и кислород, нагрев аккумуляторной батареи и коррозию пластин.

Процессор, встроенный в зарядное устройство Орион PW150 вычисляет по трем параметрам (напряжению, току, температуре) порог отключения заряда, когда концентрационная поляризация электродов максимальна, а процесс интенсивного газообразования еще не начался. Заряд отключается и зарядное устройство переходит в режим ожидания. В течение этого времени ионы проникают с поверхности в толщу пластин, уменьшая тем самым концентрационную поляризацию до значения, при которой целесообразно возобновить протекание зарядного тока. Процессор включает заряд до следующего отключения.

Таким образом, зарядное устройство, обеспечив батарее основной объем заряда, переходит в режим периодического отключения с последующим включением. Чем длиннее пауза между циклами зарядки, тем полнее заряжен аккумулятор. Степень заряженности при первом отключении автомата (погасании красного индикатора «ток») зависит от технического состояния акумуляторной батареи. У новой АКБ она выше, чем у бывшей в употреблении. Поэтому первое отключение происходит при наборе аккумуляторной батареей от 70% до 95% ее полной емкости.

Если оставить включенное зарядное устройство Орион PW150 на длительное время, то батарея наберет 100% заряда без выкипания и перегрева. Более того, будет устранена начальная сульфатация пластин, а внутреннее сопротивление АКБ (главная характеристика стартерной батареи) уменьшится.

Многолетняя практика показала: регулярное применение зарядного устройства Орион PW150 (независимо от сезона зима-лето) позволяет увеличить срок службы аккумуляторной батареи до 7-8 лет и более, поскольку на большинстве автомобилей АКБ никогда не бывает полностью заряженной, а длительный (хронический) недозаряд вызывает необратимые процессы, ухудшающие основные параметры батареи.

Характеристики Значения
Напряжение питающей сети, частотой 50-60 Гц 220+5-10% B
Частота сети 50±10% Гц
Среднее значение зарядного тока 5.5 А
Пороговые напряжения отключения 14,8-15,2 В
Пороговые напряжения повторного включения 13,2-13,6 В
КПД, не хуже 85%
Диапазон рабочих температур от -10°C до +40°С
Габариты 155x85x200 мм
Масса 0,75 кг

Зарядное устройство Орион PW150 предназначено для использования только внутри помещений, степень защиты от воды Ip20.
br /

На чтение 7 мин Просмотров 2.2к. Опубликовано 06.11.2022 Обновлено 06.11.2022

Мы делали немало обзоров зарядных устройств производства ООО «НПП «ОРИОН», но все они были ручными или полуавтоматическими и имели те или иные органы управления. В этой статье мы познакомимся с автоматическим зарядным устройством «Вымпел 150» без ручек и переключателей.

Содержание

  1. Технические характеристики
  2. Как заряжать автомобильные аккумуляторы
  3. Проверка на исправность
  4. Зарядка в автоматическом режиме
  5. Зарядка в ручном режиме
  6. Порядок подключения АКБ
  7. Меры безопасности
  8. Инструкция и схема электрическая принципиальная
  9. Типовые неисправности и их устранение своими руками
  10. В чем отличия от «Орион pw150»
  11. Отзывы

Технические характеристики

Зарядное устройство (ЗУ) «Вымпел 150» предназначено для полностью автоматической зарядки кислотных автомобильных аккумуляторов с рабочим напряжением 12 В, в том числе и полностью разряженных. Емкость АКБ лежит в диапазоне от 40 до 100 А*ч. Поддерживается работа с батареями следующих типов:

  • EFB;
  • WET Ag (серебряные);
  • WET Сa/Ca (кальциевые).

Допускается зарядка АКБ других электрохимических систем в неавтоматическом режиме. При этом пороговое напряжение заряда этих батарей  должно быть ниже 15 В.

ЗУ выполнено в прямоугольном пластмассовом корпусе с вентиляционными отверстиями. На передней панели расположен индикатор процесса зарядки. В походном положении сетевой провод и кабели для подключения АКБ убираются в нишу на задней стенке. Регуляторов выходного тока и напряжения прибор не имеет – он полностью автоматический.

Внешний вид автоматического зарядного устройства «Вымпел 150»

Основные технические характеристики ЗУ

Параметр

Значение

Питание сеть 220 +5-10% В, 50-60 Гц
Зарядный ток (среднее значение) 7 А
Электрическая емкость АКБ от 40 до 100 А*ч
Пороговое напряжение отключения 14.9-15.1 В
Пороговое напряжение включения 13.3-13.7 В
Ручная регулировка тока и напряжения нет
Вольтметр/амперметр нет
Индикация процесса зарядки двухцветный светодиод
Защита
  • короткое замыкание;
  • переполюсовка;
  • перегрев.
Охлаждение пассивное (радиатор)
Диапазон рабочих температур от -10 °С до +40 °С
Защита корпуса от окружающей среды IP20 (только в помещениях)
Габариты 145 х 165 х 70 мм
Вес 440 г

Как заряжать автомобильные аккумуляторы

«Вымпел 150» – полностью автоматическое зарядное устройство, а потому работать с ним исключительно просто. Для зарядки автомобильного аккумулятора необходимо выполнить несколько простых действий:

Проверка на исправность

  1. Визуальным осмотром убедиться, что корпус устройства, сетевой шнур и кабели для подключения к АКБ не повреждены.
  2. Включить прибор в сеть (клеммы кабелей разомкнуты). Должен загореться индикатор «Режим». При этом цвет его свечения будет периодически меняться с красного на зеленый.

Зарядка в автоматическом режиме

В этом режиме можно заряжать только кислотные автомобильные аккумуляторы с номинальным напряжением 12 В!

  1. Подключить кабели прибора к аккумулятору, соблюдая полярность – красный провод к клемме «+», черный – к «-» (правила подключения описаны ниже).
  2. Включить ЗУ в сеть. Индикатор должен загореться красным цветом – батарея подключена правильно, зарядка началась.
  3. Контролировать процесс зарядки по цвету индикатора. Как только он станет зеленым, батарея готова к эксплуатации.

После того как загорится зеленый индикатор, «Вымпел» перейдет в импульсный режим работы. При этом цвет индикатора будет периодически меняться с зеленого на красный. Первое переключения индикатора на зеленый говорит о том, что АКБ набрала 80-90% емкости. Поэтому рекомендуется подержать ЗУ включенным еще некоторое время для набора батареей 100% заряда.

Обзор зарядного Вымпел 150 с советами по ремонту своими руками

График, поясняющий алгоритм процесса зарядки
  1. Отключить ЗУ от сети. Отключить батарею от ЗУ.

Зарядка в ручном режиме

Суть такого режима заключается в том, что конечное напряжение заряда АКБ заведомо ниже того, которое может выдавать ЗУ. Поэтому процесс нужно останавливать вручную, контролируя степень заряда батареи общепринятыми методами. Активировать ручной режим можно только с аккумуляторами, конечное напряжение зарядки которых ниже 15 В.

  1. Убедиться, что конечное напряжение зарядки АКБ ниже 15 В (указано в паспорте к аккумулятору).
  2. Подключить кабели прибора к аккумулятору, соблюдая полярность – красный провод к клемме «+», черный – к «-». Правила подключения описаны ниже.
  3. Включить ЗУ в сеть. Индикатор должен загореться красным цветом – батарея подключена правильно, зарядка началась.
  4. Постоянно контролировать уровень зарядки аккумуляторной батареи общепринятыми методами (плотность электролита, напряжение, время и т.п.).
  5. Отключить ЗУ от сети, как только АКБ окажется полностью заряженной. Отключить батарею от ЗУ.

Категорически запрещается заряжать неперезаряжаемые батареи (гальванические элементы). Это может привести к возгоранию и даже ко взрыву.

Порядок подключения АКБ

Согласно требованию ГОСТ IEC 60335-2- 29-2012 (пункт 7.12) «Клемму аккумулятора, не присоединенную к шасси, следует присоединять к зарядному устройству первой. Другое присоединение должно быть сделано к шасси вдали от аккумулятора и топливной линии. После зарядки следует отсоединить зарядное устройство от питающей сети; затем зарядное устройство разъединяют с шасси; затем – с аккумулятором».

Если батарея снимается с автомобиля, то порядок подключения клемм не регламентируется, но оно должно производиться в хорошо проветриваемом, а лучше продуваемом вентилятором помещении. Это обусловлено тем, что в момент подключения второй клеммы всегда возникает небольшая искра. Это может привести к воспламенению аккумуляторных газов или топливовоздушной смеси, которая всегда есть закрытых гаражах и боксах.

Меры безопасности

Для того чтобы работа с ЗУ «Вымпел 150» была безопасной, выполняют следующие требования:

  • Перед работой внимательно изучить инструкцию по эксплуатации.
  • Не включать прибор, если он или его провода имеют механические повреждения.
  • Работать с ЗУ только в хорошо вентилируемых помещениях.
  • Использовать прибор только в закрытых помещениях и ни в коем случае не на открытых площадках.
  • Запрещено применение устройства детьми или лицами с ограниченными физическими, умственными способностями.
  • Не допускать попадания на прибор химически активных жидкостей (кислота, бензин и т. п.) или воды.
  • Вентиляционные отверстия ЗУ во время работы не должны быть перекрыты – это затруднит охлаждение прибора и его перегрев.
  • Нельзя оставлять «Вымпел» без присмотра, несмотря на то что он полностью автоматический.
  • После зарядки в первую очередь нужно отключить ЗУ от сети, потом от шасси (если АКБ не демонтировалась), а потом от клеммы батареи.

Инструкция и схема электрическая принципиальная

Если комплектная инструкция пользователя отсутствует, ее можно скачать с официального сайта производителя по ссылке, приведенной ниже:

Инструкция по эксплуатации автоматического зарядного устройства «Вымпел 150».

Несмотря на то что ООО «НПП «ОРИОН» не выкладывает схему ЗУ в свободный доступ, благодаря добрым людям она есть в Интернете.

Обзор зарядного Вымпел 150 с советами по ремонту своими руками

Схема автоматического зарядного устройства «Вымпел 150»

Типовые неисправности и их устранение своими руками

Если вы разбираетесь в электронике, то, скорее всего, отремонтируете свой прибор, воспользовавшись приведенной выше схемой. Но если у вас лишь начальные знания по электрике, то самостоятельно вы сможете устранить только элементарные неисправности:

Неисправность

Причина

При включении в сеть не горит индикатор режима
  • отсутствует напряжение в сети;
  • поврежден сетевой провод.
Не идет зарядка
  • окислились клеммы АКБ или зажимы кабелей ЗУ;
  • повреждены кабели подключения АКБ;
  • сгорел предохранитель защиты от переполюсовки (находится внутри корпуса).

Ниже  мы приводим небольшой ролик, автор которого ремонтирует «Вымпел 150» своими руками.

В чем отличия от «Орион pw150»

Многие считают, что «Орион pw150» – полный аналог «Вымпел 150». Это не так. Хотя эти устройства выполняют практически одинаковые функции и сделаны одним производителем, отличия есть. В «pw150» два индикатора, да и схемотехника этих приборов существенно различается.  Вникать в различия мы не будем, а для тех, кого интересует данный вопрос, приведем схему и инструкцию к модели «Орион pw150».

Обзор зарядного Вымпел 150 с советами по ремонту своими руками

Схема ЗУ «Орион pw150»

Инструкция по эксплуатации автоматического зарядного устройства «Орион pw150».

Мы познакомились с изделием ООО «НПП «Орион» – ЗУ «Вымпел 150». Да, прибор не имеет органов регулировки, что серьезно ограничивает сферу его применения, но для зарядки стандартной автомобильной АКБ вариант неплохой. Да и пользоваться этим ЗУ предельно просто.

Отзывы

Просмотр

Доступно к просмотру 12 страниц. Рекомендуем вам скачать файл инструкции, поскольку онлайн просмотр документа может сильно отличаться от оригинала.

  • ПРОИЗВЕДЕНО ООО "НПП "ОРИОН”
    г. Санкт-Петербург
    Загребский бульвар, д. 33
    НПП Орион - 150
    АВТОМАТИЧЕСКОЕ
    ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО
    ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ
    АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
  • ВНИМАНИЕ!
    Соблюдайте  порядок  подключения  зарядного
    устройства (З.У.) к аккумулятору.
    ГОСТ IEC 60335-2-29-2012 п. 7.12
    НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПОРЯДКА ПОДКЛЮЧЕНИЯ
    МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ВЫХОДУ З.У. ИЗ СТРОЯ.
    1. Подключите клеммы З.У. к клеммам аккумулятора,
    соблюдая  полярность,  красная  клемма  к  (+),
    черная к (-).
    2. Вставьте вилку в розетку.
    ВНИМАНИЕ!
    Прибор не предназначен для использования лицами
    (включая  детей)  с  пониженными  физическими,
    чувственными или умственными способностями или
    при отсутствии у них жизненного опыта или знаний,
    если  они  не  находятся  под  контролем  или  не
    проинструктированы  об  использовании  прибора
    лицом,  ответственным  за  их  безопасность.  Дети
    должны находиться под контролем для недопущения
    игры с прибором.
  • НАЗНАЧЕНИЕ
    Основное  назначение  данного  зарядного  устройства
    (З.У.)  -  заряд  автомобильных  и  мотоциклетных
    12В  аккумуляторных  батарей  (А.Б.),  в  том  числе
    полностью  разряженных  (до  нуля),  любого  типа  и
    емкости в полностью автоматическом режиме.
    Устройство  реализует  оптимальную  процедуру  заряда
    аккумуляторных  батарей,  позволяющую  заряжать
    любую исправную батарею максимально быстро и без
    повреждения.  Процедура  заряда  полностью  авто-
    матизирована.  Устройство  защищено  от  переполю-
    совки  и  коротких  замыканий,  работает  в  широком
    диапазоне  питающих  напряжений,  имеет  электрон-
    ную  защиту  от  перегрева,  следящую  за  внутренней
    температурой силовой части схемы.
    Устройство  предназначено  для  использование  только
    внутри помещений, степень защиты от воды Ip20.
    ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ
    БЕЗОПАСНОСТИ
    Перед началом эксплуатации З.У. необходимо изучить
    настоящее  руководство,  а  также  правила  по  уходу  и
    эксплуатации  А.Б.  Перед  подключением  прибора
    к  сети  убедитесь  в  целостности  (отсутствии
    повреждений)  изоляции  сетевого  шнура.  Не
    допускайте попадания химически активных жидкостей
    (бензин, кислота и т. д.) и воды на корпус З.У. и сетевой
    провод.  При  зарядке  А.Б.  должна  размещаться  в
    хорошо  вентилируемой  зоне.  При  этом  выделяемые
    А.Б.  газы  и  кислотный  аэрозоль  не  должны  попадать
    на З.У. и сетевые провода.
    ВНИМАНИЕ!!!  Несмотря  на  то,  что  З.У.  не  требует
    вашего  участия  в  процессе  заряда  А.Б.,  недопустимо
    оставлять  подключенное  З.У.  без  присмотра,  как
    всякую  сложную  технику,  особенно  при  питании  от
    гаражной электросети.                      3
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 12

Если в вашем авто установлена 12-вольтовая АКБ, то для ее подпитки прекрасно подойдет зарядное устройство «Вымпел-150», выпускаемое под брендом «Орион».

Оно может восстановить аккумуляторы, которые разрядились не до конца (а также батареи, которые продолжительный период оставались абсолютно разряженными).

Общие данные

Данная зарядка является отечественной продукцией, ее выпускают в городе Санкт-Петербург на предприятии «Орион». Само изделие сделано из пластмассы высокого качества.

Устройство легко транспортируется, поэтому его без проблем можно брать с собой. В зимний период благодаря прибору вы сможете обеспечить АКБ предпусковую зарядку.

На фронтальной части изделия есть специальный индикатор, по которому можно определить уровень  заряженной АКБ:

  • свечение отсутствует – или сломана зарядка, или неисправна электрическая сеть;
  • красный светодиод – или ЗУ подключено к сети, или идет подпитка (далее светодиод  станет светиться желтым, а потом — зеленым);
  • светится оранжевым светом – АКБ напиталась примерно наполовину;
  • лампочка светится желтым цветом – уровень подпитки – 70-80%;
  • индикатор стал зеленым – батарея полностью подпитана.

В «Орион Вымпел-150» есть жалюзи, которые не дают ему перегреваться. А в нише сзади зарядного устройства лежат зажимы для клемм и шнур для электропитания.

Технические свойства ЗУ

Технические свойства

У данного изделия в наличии следующие технические параметры:

Параметры

В конце этого материала вы найдете детальное руководство к эксплуатации «Вымпел-150».

Главные отличия зарядного устройства

Главные отличия

«Орион Вымпел-150» отличается от других подобных изделий в некоторых нюансах. Среди них:

  • подпитка АКБ происходит в автоматическом режиме, без вмешательства человека;
  • в процессе подпитки при необходимости включается защита от короткого замыкания;
  • на выходах есть ограничитель, который контролирует температуру, – если она растет, то ограничитель понижает ток и соответственно не дает перегреваться зарядке;
  • невысокая стоимость.

Подходит для восстановления лишь 12-вольтовых автомобильных аккумуляторов.

«Орион Вымпел-150»: процесс подпитки

Процесс подпитки

Есть порядок подпитки АКБ при помощи данного зарядного устройства:

  1. К клеммам батареи подсоедините зажимы ЗУ, обязательно соблюдая полярность. Красный «крокодил» подсоедините к «плюсу», черный «крокодил» подключите к «минусу». Несоблюдение полярностей может не только «убить» устройство, но и стать причиной взрыва.
  2. Лишь после этого подсоедините ЗУ к сети в 220V. Лампочка над надписью «режим»  станет красным. Это говорит о том, что процесс подпитки запустился.
  3. Изделие будет питаться в автоматическом режиме.
  4. Взяв главную часть зарядки, аккумулятор перейдет в автоматический режим переключения. Аккумулятор подпитывается на 70-90% – все зависит от степени его износа.
  5. Для 100% заряда дайте батарее функционировать в режиме переключения. В этот момент светодиод будет мерцать то красным светом, то зеленым, или же оранжевым цветом. Для изношенной батареи это шанс полностью возобновить свою энергию.
  6. По завершении зарядки отсоедините зарядное устройство «Орион» от сети и снимите клеммы. Протрите их, а также «крокодилы» сначала влажной, потом сухой тряпкой.

Электрическая схема

Схемы

Инструкция по использованию

Инструкция

Руководство по эксплуатации зарядного устройства «Орион Вымпел-150» есть тут: https://istochnikipitaniy.ru/wp-content/uploads/2019/01/orion_150.pdf.

Есть что сказать по поводу зарядного устройства «Вымпел-150»? Возникли вопросы? Пишите нам в комментариях.

Мнения автовладельцев

Александр Д., 54 года, г. Москва

Приобрел этот прибор «Орион» много лет назад и ничуть не пожалел. Она неоднократно меня выручала, я очень доволен!

Игорь С., 29 лет, г. Ростов

Очень простая в использовании вещь, очень быстро заряжает батарею. У меня претензий по ее работе нет. Да и стоимость у нее хорошая.

Виктор Л., 65 лет, г. Нальчик

У меня был изношенная АКБ. Зарядное устройство «Орион Вымпел-150» возобновил его энергию на все сто (хотя и делало это довольно долго). Автомобиль теперь заводится моментально.

Зарядное устройство Орион Вымпел 150 рекомендованы для зарядки 12 вольтовых автомобильных аккумуляторных батарей. Он способен заряжать частично разряженные и полностью разряженные уже долгое время АКБ.

Обзор устройства

Зарядное устройства Вымпел произведено российской фирмой «Орион». Корпус ЗУ изготовлен из качественного пластика. Это универсальный прибор, которые можно брать в дорогу. В холодное время ЗУ обеспечит быстрый предпусковой заряд автомобильного аккумулятора.

Для определения заряда, на лицевой стороне есть индикатор:

  • Индикатор не горит. Если устройство включено в сеть, но светодиод не горит, то либо не исправно ЗУ, либо проблемы с электросетью.
  • Горит красный индикатор. Этот цвет означает, что ЗУ включено в сеть или идет процесс зарядки. По мере заряда аккумулятора лампочка меняет цвет с красного на желтый и с желтого на зеленый.
  • Оранжевый светодиод. Батарея заряжена примерно на 50%.
  • Желтый индикатор. Аккумулятор восполнил заряд на 70-80%
  • Зеленый светодиод. Цвет означает, что аккумулятор полностью заряжен.

Автоматические Зарядное устройство Орион PW 150

Устройство имеет специальные жалюзи для охлаждения. В комплекте идут зажимы для клемм и провод питания. Они сложены в заднем отсеке.

Технические характеристики Орион PW 150 таковы:

Характеристика Значение
Напряжение 220 В
Минимальный ток заряда 0,4 Ампер
Максимальный ток заряда 7 Ампер
Напряжение заряжаемых АКБ 12 В
Напряжение заряда 15 В
Регулировка тока Отсутствует
Напряжение отключения 14,1-15,1 В
Напряжение повторного включения 13,3-13,7 В
Регулировка напряжения Отсутствует
Алгоритм заряда Импульсное отключение
Индикатор заряда Светодиод
Диапазон рабочих температур от -40 до +50 С
Габариты 145x70x165 мм
Масса 440 грамм

Скачать полную подробную официальную инструкцию от производителя можно в конце статьи.

Особенности устройства

В отличии от других зарядных устройств Вымпел 150 имеет некоторые отличия.

Такие как:

  • полностью автоматический режим заряда батареи;
  • во время работы срабатывает защита от короткого замыкания;
  • ограничитель выходного тока наблюдает за температурой. При повышении он снижает силу тока, тем самым понижая нагревание корпуса и всего ЗУ;
  • низкая рыночная цена.

Предназначен для зарядки только 12 вольтовых аккумуляторов. Чаще всего это автомобильные.

Устройство

Как заряжать аккумулятор с помощью Вымпел 150

По инструкции подключение к зарядному устройству должно происходить в следующем порядке:

  1. Зажимы Вымпел 150 подключаются к клеммам батареи. Необходимо соблюдать полярность. Красный зажим подключается к плюсу, а черный – к минусу. Путаница при подключении может привести к выходу из стоя прибора, либо к взрыву его.
  2. Только после подключения клемм, устройство включается в электрическую сеть с напряжением 220 В. На индикаторе над надписью «Режим» появится красное свечение. Это означает, что АКБ начала заряжаться.
  3. Далее АКБ заряжается в автоматическом режиме.
  4. Когда батарея наберет основную часть заряда, она перейдет в режим автоматического переключения. В зависимости от износа, батарея набирает от 70 до 90 процентов заряда.
  5. Чтобы акб набрал полные 100%, ему необходимо дать поработать в режиме переключения. Индикатор будет мигать в это время от красного к зеленому или оранжевым цветом. Если старая батарея простоит в таком режиме некоторое время, она может восстановить свои характеристики.
  6. После заряда, необходимо отключить устройство от сети и снять клеммы. Протереть зажимы и клеммы влажной, а затем сухой ветошью.

Принципиальная электрическая схема

Принципиальная электрическая схема Орион Вымпел 150

Скачать официальную инструкцию PDF

Инструкцию по эксплуатации зарядного устройства Орион Вымпел 150 можно скачать ЗДЕСЬ.

У Вас имеется зарядное устройство Вымпел 150? Тогда расскажите в комментариях какой и о своих впечатлениях о нем, это очень поможет остальным автолюбителям и сделает материал более полным и точным.

Отзывы

Евгений П, 43 года, Ростов на Дону
Пользуюсь этим помощником давно. Выручал очень часто. Деньги, вложенные в него, отрабатывает на 100 %. Одним словом — «Молодец!».

Андрей В, 30 лет, Санкт-Петербург
Прост в использовании. Справляется с задачей быстро. Нареканий нет и минусов тоже нет. Всем доволен. Самое главное и цена низкая.

Дмитрий И, 56 лет, Тверь
Разряженный аккумулятор, который уже изрядно поработал, устройство зарядило на 100 процентов. Правда, долго заряжался. Зато теперь нет проблем, машина заводится сразу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зарядка макита dc18rc инструкция по применению
  • Зарядка макита 18 вольт инструкция
  • Зарядка кедр авто 10а инструкция
  • Зарядка для рации kenwood ksc 15 инструкция
  • Зарядка bosch c3 инструкция на русском