Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора рассвет м инструкция по применению

Зарядное устройство (ЗУ) «Рассвет-М» КМ-14М может быть использовано для заряда 12-ти и 6-ти вольтовых кислотных аккумуляторных батарей, а также применяться в качестве источника питания для различной электро- и радиоаппаратуры напряжением 12, 9 и 6 вольт.

  • Внешний вид;

  • Технические характеристики;

  • Проверка зарядного устройства;

  • Как пользоваться зарядным устройством;

Внешний вид зарядного устройства.

Зарядное устройство «Рассвет-М» КМ-14М. Внешний вид.

В центре алюминиевого радиатора гордо красуется силовой транзистор КТ803Б.

Рассвет-М. Вид сверху.

В приборе предусмотрен кабельный отсек, который занимает 1/3 пространства внутри аппарата. В нём можно хранить шнур питания и кабель для подключения нагрузки. На плюсовой зажим-крокодил надевается изоляционный чехол, чтобы предотвратить короткое замыкание выхода прибора.

Зарядное устройство КМ-14М. Вид снизу.

Таблица №1. Основные технические характеристики.

Параметр Величина Ед. изм.
Входное напряжение питания ~220±10%, 50 Гц. V
Максимальный допустимый ток при заряде 12V АКБ 5 A
Максимальный допустимый ток при заряде 6V АКБ 1,8 A
Максимальный допустимый ток при питании 12V электроаппаратуры 3 A
Максимальный допустимый ток при питании 6V электроаппаратуры 1,8 A
Максимальный допустимый ток при питании 12V радиоаппаратры 1 A
Максимальный допустимый ток при питании 9V радиоаппаратры 0,5 A
Диапазон регулирования напряжения холостого хода (12V выход) 13,2 (+0,8, -0,4)…17 (+4) V
Диапазон регулирования напряжения холостого хода (6V выход) 6,4 (±0,4)…9 (+1,7; — 0,5) V
Диапазон рабочей температуры -25…+40

Эксплуатация прибора допускается при относительной влажности воздуха до 98% (при температуре +25C°) и отсутствии росы или инея на корпусе прибора.

Обращу внимание на одну особенность. Как видим, в таблице указаны разные токи при питании электро- и радиоаппаратуры. Именно так написано в инструкции на ЗУ. По-моему мнению, под электроаппаратурой подразумеваются приборы, которые нечувствительны к стабильности выходного напряжения (например, вентиляторы).

А вот более чувствительные к качеству электропитания аппараты, вроде радиоприёмников, портативных магнитол, нуждаются в стабильном напряжении. Поэтому и допустимый ток здесь меньше (1 ампер против 3 при 12V).

Как указано в инструкции на зарядное устройство, оно имеет защиту от короткого замыкания и переполюсовки (ошибки в полярности) при подключении к аккумуляторной батарее. Но, здесь же уточняется, что такие режимы сильно нагружают прибор, и он может выйти из строя.

Переключение выходного напряжения с 12V на 6V осуществляется установкой вилки-переключателя, которую вставляют в розетку (ОНЦ-ВГ-4-5/16-Р). К сожалению, фото вилки-переключателя нет, так как она была утеряна. Но, при необходимости можно спаять самодельную. Для этого необходимо изготовить перемычку и замкнуть контакты 1, 3, 5 соединителя ОНЦ-ВГ-4-5/16-Р (на принципиальной схеме показан, как X4а).

Розетка для переключения выходного напряжения и розетка под вилку типа «Москвич»

Розетка под вилку типа «Москвич» запараллелена с выходным кабелем для подключения нагрузки с зажимами типа «Крокодил». На ней такое же напряжение, как и на зажимах.

На лицевой части корпуса устройства имеется амперметр, по которому можно определять ток потребления. Индикатором включения зарядного устройства служит лампа накаливания. Чуть ниже имеется регулятор, с помощью которого задают ток заряда аккумуляторной батареи или выходное напряжение при питании электро- радиоаппаратуры.

Амперметр, индикатор включения и регулятор выходного тока на панели зарядного устройства

Проверка зарядного устройства.

Проверить исправность ЗУ можно с помощью лампы накаливания 12V (21 Вт). Для этого необходимо регулятор на лицевой панели установить до упора влево. Далее подключить прибор к сети 220V. Затем к зажимам типа «Крокодил» кабеля нагрузки или розетке («Москвич») подключить лампу накаливания 12V. Лампа должна нормально светиться.

После этого нужно повернуть регулятор до упора вправо. При этом яркость свечения лампы и показания амперметра должны возрасти.

В некоторых случаях при подключении лампы накаливания может сработать защита от короткого замыкания, и она не будет светиться. При этом подключение лампы нужно повторить.

Косвенно проверить исправность ЗУ можно с помощью цифрового мультиметра.

Включаем ЗУ. Регулятор задачи тока устанавливаем в крайнем левом положении. При этом на дисплее мультиметра отобразится минимальное напряжение на выходе ЗУ, это около 13V. При повороте регулятора вправо напряжение, которое показывает мультиметр, должно возрастать вплоть до 17…21V. Для режима 6V операция аналогична, только выходное напряжение будет, соответственно, меньше (см. таблицу №1. Пункт – «Диапазон регулирования напряжения холостого хода»).

Если напряжения сильно отличаются, то желательно произвести ремонт или настройку ЗУ. Об этом я рассказывал на странице про ремонт ЗУ «Рассвет-М».

Как пользоваться зарядным устройством «Рассвет-М».

Заряд аккумуляторной батареи (АКБ) желательно производить в тёплом помещении, при плюсовой температуре. При этом АКБ забирает оптимальный ток. Если АКБ заряжается на морозе, то ток заряда будет небольшим и процесс затянется по времени.

Перед включением прибора убедитесь, что выходные зажимы не замкнуты между собой. И, хотя зарядное устройство имеет защиту от короткого замыкания, нужно помнить, что это тяжёлый режим работы устройства.

Установите регулятор до упора влево и подключите ЗУ к электросети 220V. При этом на панели прибора засветится индикаторная лампа. Если заряжается 6-ти вольтовая АКБ, то перед включением прибора необходимо вставить вилку-переключатель в розетку ОНЦ-ВГ-4-5/16-Р, чтобы переключить выходное напряжение зарядного устройства с 12V на 6V.

Далее подключите зарядное устройство с соблюдением полярности к аккумуляторной батарее. Если аккумулятор исправен и разряжен не сильно, то стрелка амперметра отклонится и покажет небольшой ток.

Затем, поворачивая регулятор вправо устанавливаем желаемый ток заряда АКБ. При этом стоит опираться на рекомендуемые значения величины тока заряда, указанные в таблице №1 (для 12V АКБ до 5А, для 6V – 1,8А).

В течение первых 20 минут заряда ток будет уменьшаться. Чтобы поддержать ток заряда на желаемом уровне, вращаем регулятор вправо.

Если в электросети 220V возможны резкие изменения напряжения и нет возможности регулярного контроля за процессом заряда 12V аккумуляторной батареи, то ток заряда рекомендуется выставить в диапазоне 2,5…3А.

При заряде аккумулятора, который разряжен более чем на 75% от своей номинальной ёмкости, зарядный ток может превышать значения, указанные в таблице №1 (5А для 12V и 1,8А для 6V), даже при том, что регулятор установлен до упора влево.

Рекомендуется продолжить заряд, так как спустя 5…15 минут ток должен уменьшиться до допустимой величины. Если этого не происходит – прекратите заряд и проверьте исправность АКБ.

Чтобы облегчить работу зарядного устройства в таком режиме (когда превышен рекомендуемый ток), можно включить последовательно с АКБ 12-вольтовую лампу накаливания мощностью 40…45 ватт.

При пониженном напряжении в сети 220V или слабо разряженной АКБ, ток заряда может не достигать величины в 5А.

Главная » Мастерская » Текущая страница

Также Вам будет интересно узнать:

  • Как работает сварочный инвертор?

  • Ремонтируем сварочный инвертор «Ресанта».

Зарядное устройство УЗС-П-6/12-6,3 УХЛ 3.1 «Рассвет-2» предназначено для заряда автомобильных и мотоциклетных аккумуляторов с напряжением 6 и 12 вольт и емкостью 40-75 А*ч как в ручном, так и в автоматическом режиме. Сила тока плавно регулируется в пределах от 0,1 до 6,3 Ампер. При этом устройство способно работать при отрицательных температурах до -10°.

Кроме того «Рассвет-2» позволяет определить степень заряженности аккумулятора, исправность АKБ, полярность клемм при отсутствии на них маркировки.

З/У производилось по ТУ 3-42Ц-86 «Устройство зарядное УЗС-П-6/12-6,3 УХЛ 3.1 «РАССВЕТ-2″» от 01.12.1986 года.

Режимы работы

Зарядное устройство Рассвет-2 имеет два режима работы переключаемых нажатием кнопки на лицевой панели: Ручной (РУЧ) и Автоматический (АВТ). Оба режима предназначены для заряда стабилизированным током исключительно для свинцово-кислотных (обыкновенных) аккумуляторов:

  1. Ручной – заряд 6 В и 12 В свинцово-кислотных аккумуляторов.
  2. Автоматический – заряд и подзаряд 12 В свинцово-кислотных аккумуляторов

Устройство обеспечивает заряд аккумуляторов в режиме, близком к режиму «постоянного напряжения»,что обеспечивает их сохранность и долговечность. Устройство имеет электронную защиту электрических цепей от короткого замыкания на его выходе и ошибочного (по полярности) подключения к клеммам аккумулятора.

Краткая инструкция

Заряд 12 В аккумулятора в автоматическом режиме:

Для того что бы зарядить автомобильный аккумулятор в автоматическом режиме нужно подцепить клемму З/У к клеммам АКБ и лишь после этого включить зарядник в розетку. Затем выставляется начальный ток заряда (1/10 от емкости АКБ) после чего нужно нажать кнопу «АВТ».

В автоматическом режиме зарядный ток подается на аккумуляторную батарею циклически. Длительность цикла тока составляет от 5 до 35 секунд, после чего начинается пауза, при которой ток не подается. Во время протекания тока светится соответствующий индикатор тока, во время паузы — нет. По мере заряда аккумуляторной батареи пауза увеличивается от 0,5 — 1 секунды, при разряженной до 50% батарее — до 0,5 — 2 мин, и 6олее в конце ее заряда (зараженность батареи 95…100%).

Если после заряда в течение 0.5 — 2 ч (в зависимости степени заряженности батареи) пауза не увеличивается, то это является признаком неисправности аккумуляторной батареи.

Заряд 6 и 12 вольтового аккумулятора в ручном режиме:

В ручном режиме необходимо самостоятельно постепенно уменьшать силу тока (правильный цикл 4-5А — 10мин, 3А — 30мин 2А — 2-3 часа 1А 1 час итого 4-5 часов при полностью разряженном акб).

При наличии тока должен светиться соответствующий индикатор. Величина напряжения устанавливается автоматически и по мере заряда батареи будет возрастать при неизменной силе тока. При этом, величина напряжения исправных свинцово-кислотных аккумуляторных 6В батарей повышается в конце их заряда до 8.1В, 12В — до 16.2 В.

Признаком окончания заряда батареи является обильное газовыделение, постоянство напряжения и плотности электролита во всех аккумуляторах а течение двух часов.

Кнопка «Контроль» служит только для проверки работоспособности самого зарядного устройства, и к процессу зарядки отношения не имеет.

Проверка работоспособности ЗУ:

Для проверки работоспособности устройства необходимо:

  1. установить ручку «Ток» в крайнее левое положение — 0;
  2. нажать кнопку «РУЧ» — ручной режим работы.
  3. подключить шнур питания к сети, при этом должен светиться индикатор сети;
  4. подсоединить к выходным клеммам автомобильную лампу 12 вольт мощностью 21 Вт (21 кд);
  5. нажать кнопку «Контроль» и, не отпуская ее, повернуть ручку регулировки тока по часовой стрелке, при этом лампа и индикатор тока должны светиться. При отжатой кнопке «РУЧ» — автоматический режим работы — свечение лампы будет пульсирующим.

Рекомендации

  • После хранения устройства на холоде или после перевозки в зимних условиях перед включением в сеть выдержите его при комнатной температуре воздуха в течение 4 часов.
  • Разность плотностей электролита полностью заряженной батареи в каждом аккумуляторе не должна превышать 0,01г/см3. Если разность превышает указанную величину, то плотность электролита необходимо откорректировать.
  • Перед отключение батареи следует сначала отключить устройство от сети.
  • В случае если на лицевой панели устройства полностью отсутствует индикация, необходимо проверить предохранитель находящийся под крышкой (12). Для этого необходимо открутить один винт и снять крышку.

 

Скачать оригинальную инструкцию ЗУ «Рассвет-2» в PDF

instrukcija-86mz.pdf

986,67 Kb

Технические характеристики ЗУ «РАССВЕТ-2» и «РАССВЕТ-2М»

РАССВЕТ-2

РАССВЕТ-2М

Номинальное напряжение питания, В

220

Частота, Гц

50

Номинальное напряжение заряжаемых АKБ, В

6 и 12

12

Зарядный ток в режиме «4А max», А
— максимальный
— минимальный

4,5
1,0

Зарядный ток в режиме «6А max», А
— максимальный
— минимальный

6,5
2,5

Номинальное значение тока, А

6,3

Регулировка величины тока плавная, в диапазоне, А

0,1 -> 6,3

Рабочий диапазон температур

-10 до +40

Габаритные размеры, мм

267х142х112

Защита от короткого замыкания

Есть

Защита от переполюсовки

Есть

Масса, кг

3,2

3,2

Расход электроэнергии, кВт.ч, не более

0,16

0,12

 

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЗУ РАССВЕТ-2

Рассвет-2 — трансформаторное зарядное устройство. На основании корпуса крепятся силовой трансформатор, мощные управляющие тиристоры на радиаторах, плата стабилизации тока заряда и управления тиристорами, клеммы для подсоединения заряжаемого АКБ и выключатель питания. В качестве мощных регулирующих элементов применены тиристоры работающие в ключевом режиме.

В качестве силового трансформатора может быть применен любой мощность 180-250 Вт, выдающий переменное напряжение ~16…22 В и рассчитанный на ток 6…10 А.

Схема зарядного устройства РАССВЕТ-2

Принципиальная схема зарядного устройства РАССВЕТ-2
Составные части ЗУ Рассвет-2
Составные части ЗУ Рассвет-2

Зарядное устройство РАССВЕТ-2

Кроме того «Рассвет-2» позволяет определить степень заряженности аккумулятора, исправность АKБ, полярность клемм при отсутствии на них маркировки.

large 3 51lm
З/У производилось по ТУ 3-42Ц-86 «Устройство зарядное УЗС-П-6/12-6,3 УХЛ 3.1 «РАССВЕТ-2″» от 01.12.1986 года.

Режимы работы

Зарядное устройство Рассвет-2 имеет два режима работы переключаемых нажатием кнопки на лицевой панели: Ручной (РУЧ) и Автоматический (АВТ). Оба режима предназначены для заряда стабилизированным током исключительно для свинцово-кислотных (обыкновенных) аккумуляторов:

0c039ef5ccfa 2 9ip

Краткая инструкция

Заряд 12 В аккумулятора в автоматическом режиме:

Для того что бы зарядить автомобильный аккумулятор в автоматическом режиме нужно подцепить клемму З/У к клеммам АКБ и лишь после этого включить зарядник в розетку. Затем выставляется начальный ток заряда (1/10 от емкости АКБ) после чего нужно нажать кнопу «АВТ».

Заряд 6 и 12 вольтового аккумулятора в ручном режиме:

Признаком окончания заряда батареи является обильное газовыделение, постоянство напряжения и плотности электролита во всех аккумуляторах а течение двух часов.

5c603a11bedcc55461693393 10dr

Проверка работоспособности ЗУ:

Для проверки работоспособности устройства необходимо:

Источник

Аккумулятор и зарядное устройство Рассвет-2

fe7b169s 100

На дворе минус.
Индикатор заряда аккума просит зарядки.
Не удивительно, что после простоя 2 суток на

Ну, речь не об этом.
Есть такое ЗУ «Рассвет-2», не нашел инфы о том, должна ли кнопка «контроль» быть нажатой.

Так вот, тем кто столкнется с тем же вопросом:
-кнопка не нажимается и не должна нажиматься.

Включайте авто режим и забудьте о подсчетах времени и силы тока.

7e6c9ecs 960

ЗУ заряжает импульсами, индикатор снова зеленый, плотность в норме.
Посмотрим как себя будет вести.
Пока жалоб нет 🙂

Проверяем свои батарейки перед зимой.
Всех благ и легкого пуска.

Лада 2109 2004, двигатель бензиновый 1.5 л., 78 л. с., передний привод, механическая коробка передач — электроника

Комментарии 52

rR5f qGfr2wJ6RTAkyLywxBjYj8 60

IEAAAgEvluA 60

Тоже имею такой зарядник с советских времен. Режим «авто» перестал работать. Пока пользуюсь ручным режимом. Надо в ремонт отнести…

pYAAAgKQROA 60

На ремонт попал такой прибор. Не понял сперва почему не горит лампочка от сия прибора. Прочёл, инструкцию выложеную пользователями, понял, что это нормально. Спасибо.

nIAAAgFbCOA 60

Подскажите, как понять на какой клемме плюс? Нет никаких отметок…

rR5f qGfr2wJ6RTAkyLywxBjYj8 60

на родных клеммах выдавлено — и +

daAAAgC5BeA 60

Доброго времени суток. Наткнулся на Вашу статью про чудо ЗУ, у меня такой же. Сей час пытаюсь зарядить аккумулятор 77 Ач, но подвох в том, что зарядное рассчитано до 60. Возник вопрос. Если я поставлю заряд на 6 А и в режим авт. я смогу зарядить аккумулятор который на 77 Ач? Заранее благодарю.

fe7b169s 60

Доброго!
Я, конечно, не электрик арестованный, поэтому поправьте, если ошибаюсь…

60 или 77 ач — это емкость аккумулятора.
На ЗУ нет ограничения по емкости заряжаемых аккумуляторов.
Есть показатель максимальной силы тока выдаваемый ЗУ, а это немного другие вещи.

Ставьте на «авто» режим и не заморачивайтесь с силой тока и расчетом времени зарядки.
ЗУ импульсами отлично заряжает.

А емкость говорит о том, что при одной и той же силе тока, 60ач зарядится быстрее, чем 77ач.

Это как набирать 10л и 15л ведро 1л бутылкой.
В 15л ведро уйдет больше бутылок, что займет больше времени.

Источник

Зу рассвет 2 инструкция. Зарядные устройства (для авто). Выбираем зарядное устройство. Отзывы. Как заряжать Аккумулятор зарядным устройством

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

lazy placeholder
Устройство зapядное УЗС-П-6/12-6,3 УХЛ 3.1 «Рассвет-2»
предназначено для заряда и подзаряда aккумулятopных бaтapeй легковых автомобилей и мотоциклов.

Зapядное устройство Рассвет-2 производит заряд стабилизированным током в любом из двух режимов:

В ручном — заряд 6 В и 12 В свинцово-кислотных aккумулятopных бaтapeй. В автоматическом — заряд и подзаряд 12 В свинцово-кислотных aккумулятopных бaтapeй.

Устройство зapядное «Рассвет-2» имеет электронную защиту от короткого замыкания на его выходе и ошибочного (по полярности) подключения к клеммам бaтapeи.

Кроме того «Рассвет-2» позволяет определить степень заряженности aккумулятopной бaтapeи, исправность АKБ, полярность клемм бaтapeи при отсутствии на них маркировки.

lazy placeholder

Зapядное устройство УЗ-12-6 УХЛ3.1 «Рассвет-2М»
предназначено для заряда и подзаряда исправных кислотных aккумулятopных бaтapeй легковых автомобилей с номинальным напряжением 12В и емкостью 40-75 А*ч.

Устройство обеспечивает заряд aккумулятopных бaтapeй в режиме, близком к режиму «постоянного напряжения»,что обеспечивает их сохранность и долговечность. Зapядное устройство «Рассвет-2М» имеет защиту электрических цепей от короткого замыкания.

Ремонт зарядного устройства «Рассвет» своими руками

Устройство зарядное «Рассвет» модель КМ-14 хоть и выпускалось ещё в 80-х годах, но ещё используется у некоторых автовладельцев для зарядки АКБ.
Несколько раз приносили в ремонт данное устройство, поэтому решил написать небольшую статью с фото и таблицей напряжений, возможно кому-то пригодится.

Зарядное устройство (ЗУ) универсальное. Им можно заряжать 12В и 6В аккумуляторные батареи, а также есть стабилизированный выход 12В и 9В для питания различной радиоаппаратуры.

lazy placeholder

Радиоаппаратуру с напряжением питания 9В при отсутствии питания для ЗУ

220В можно запитать от АКБ 12В через ЗУ. Для этого ЗУ нужно подключить щупами к АКБ, а с гнезда (9В) взять стабилизированное 9В.

lazy placeholder

Технические характеристики зарядного устройства «Рассвет»

Принципиальная электрическая схема ЗУ «Рассвет»

lazy placeholder

Ремонт зарядного устройства «Рассвет»

Несколько раз приходилось менять в данном устройстве выходной транзистор V1 КТ803А. Можно заменить на КТ808А.

lazy placeholder

Пару раз приходилось менять транзистор V3 МП26А. Можно МП25А.

lazy placeholder

Про разбитый амперметр и оторванные зажимы типа «крокодил» я уже и не пишу

Источник

Как зарядить автомобильный аккумулятор — время, ток, напряжение

lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder

Как определить тип аккумулятора:

См. как проверить уровень заряда аккумулятора.

Необходимость правильной зарядки

АКБ выполняет следующие функции:

От АКБ получают питание все элементы, входящие в электрическую схему машины. Соответственно у АКБ с каждым разом уменьшается заряд. Разряженный аккумулятор нужно ставить на подзарядку и зарядить до нормы. Есть два варианта зарядки: не снимая с автомобиля зарядить на месте или после снятия с авто подключить к стационарному ЗУ.

Зарядка АКБ осуществляется с помощью специальных устройств. Заряжать можно не снимая с машины. Чтобы правильно ее осуществить, нужно выяснить, какие виды аккумуляторных батарей существуют, основные их характеристики, влияющие на подзарядку, виды устройств для зарядки, как они функционируют, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор.

lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЗУ РАССВЕТ-2

Рассвет-2 — трансформаторное зарядное устройство. На основании корпуса крепятся силовой трансформатор, мощные управляющие тиристоры на радиаторах, плата стабилизации тока заряда и управления тиристорами, клеммы для подсоединения заряжаемого АКБ и выключатель питания. В качестве мощных регулирующих элементов применены тиристоры работающие в ключевом режиме.
В качестве силового трансформатора может быть применен любой мощность 180-250 Вт, выдающий переменное напряжение

16…22 В и рассчитанный на ток 6…10 А.

lazy placeholder
Принципиальная схема зарядного устройства РАССВЕТ-2

lazy placeholder
Составные части ЗУ Рассвет-2

Сообщить о ошибке (Ctrl+Enter)

Виды аккумуляторных батарей

АКБ имеют похожую конструкцию, они состоят из набора пластин, играющих роль электродов. Между ними залит электролит, в котором происходит химическая реакция. Благодаря этой реакции выделяется электрическая энергия.

lazy placeholder
Строение аккумуляторной батареи

Все виды АКБ делятся на две большие группы: обслуживаемые и необслуживаемые. Во время химической реакции вода частично испаряется, поэтому необходим контроль уровня электролит. Если его недостаточно нужно доливать дистиллированную воду. К необслуживаемым моделям относятся гелевые аккумуляторы и AGM.

В настоящее время на автомобили устанавливают следующие виды аккумуляторных батарей:

lazy placeholder
Типы аккумуляторных батарей

Виды зарядных устройств для аккумулятора

Прежде чем рассматривать, как зарядить аккумулятор автомобиля, следует изучить, какие виды зарядных устройств существуют.

Современные ЗУ можно разделить на следующие типы:

lazy placeholder
Зарядное устройство для аккумулятора

lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder

ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Перед началом эксплуатации автоматического зарядно-предпускового устройства необходимо изучить настоящее руководство, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи. Перед подключением прибора к сети убедитесь в целостности (отсутствии повреждений) изоляции сетевого шнура. Не допускайте попадания химически активных жидкостей (бензин, кислота и т.д.) и воды на корпус зарядного устройства и сетевой провод. При зарядке батари устройство должно размещаться в хорошо вентилируемой зоне. При этом выделяемые газы и кислотный аэрозоль не должны попадать на зарядное устройства и сетевые провода.

Зарядка от А до Я

Если пользоваться постоянно машиной и совершать длительные поездки, то регулярная подзарядка не нужна. Но если АКБ долгое время не использовалась, она нуждается в подзарядке хотя бы раз в месяц.

Особенности

Как известно, Ампер и Вольт — единицы измерения эклектического тока.

Когда заряжается аккумулятор необходимо учесть следующие факторы для контроля и правильной зарядки:

АКБ можно быстро зарядить с помощью токов больших значений — от 20 Ампер до 30 Ампер. Но такая зарядка приводит аккумулятор к быстрому износу, поэтому ею лучше не пользоваться.

Во время зарядки гелевой батареи необходимо контролировать, чтобы напряжение в электрической сети не было выше 14,2 Вольт.

Эти критерии следует учитывать, чтобы правильно зарядить автомобильный аккумулятор. Зная, какие показатели Ампер и Вольт должны на быть в электрической схеме при зарядке, можно начинать заряжать АКБ. В видео от «ВсеИнструменты.ру» расскажут, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор.

Подготовительные работы

Перед зарядкой следует изучить инструкцию, в которой описано, как правильно зарядить аккумулятор автомобиля. Схема зарядки включает проверку зарядки АКБ: нужно убедиться, что она полностью разрядилась. Ее нужно демонтировать из моторного отсека и подвергнуть тщательному осмотру.

Причиной разрядки может быть не только естественная разрядка, но и нарушение целостности корпуса аккумулятора. В этом случае электролит выливается и химической реакции не происходит. Если при осмотре выявлена трещина, то из батареи вытек весь электролит. Такую батарею нельзя использовать в электрической схеме авто.

Выяснить, разряжен ли аккумулятор, можно благодаря цветовому индикатору, установленному на крышке его корпуса. Индикатор может иметь разные цвета, чтобы не ошибиться, нужно изучить схему с пояснениями, которую наклеивают около индикатора.

Проверку зарядки можно сделать не снимая ее с авто с помощью обычного тестера, измерив напряжение на клеммах устройства. У батареи, которая разрядилась, напряжение будет ниже нормы.

lazy placeholder
Измерение напряжения на клеммах

Перед подзарядкой разряженной АКБ следует проверить, сколько электролита, и его состояние. Это можно сделать без снятия батареи через заливные пробки. Если электролит отвечает норме, то он должен быть прозрачным, чистым, без примесей и покрывать полностью пластины. Если электролита недостаточно, то нужно долить воды столько, сколько положено по инструкции.

Кроме того, нужно проверить отверстие для вентиляции на крышке АКБ, для этого не требуется ее снятия. Оно должно быть чистым, чтобы испарения могли свободно выходить.

Процесс зарядки

Важно помнить во время подзарядки о том, что электролит испаряется, поэтому аккумулятор лучше заряжать не снимая с машины в гараже или после снятия с авто заряжать в нежилом помещении. Важно также придерживаться правильной схемы подключения. Если подключение зарядного устройства будет выполнено неправильно, могут выйти из строя предохранители на ЗУ.

Заряжать аккумуляторную батарею можно двумя способами со снятием и без:

Схема зарядки автомобильного аккумулятора ЗУ, в котором используется способ с постоянным напряжением, несложная. Для этого нужно с помощью регулятора выставить, сколько должна быть сила тока. Она равна 10% от номинальной энергоемкости АКБ. В процессе зарядки сила тока будет снижаться. Определить, что батарея полностью зарядилась, можно по стрелке амперметра: она должна опуститься до о. Если устанавливать такую силу тока, то полная подзарядка по времени обычно занимает 10-13 часов.

lazy placeholder
Зарядка аккумулятора для автомобиля

Выполнять подзарядку устройством с методом постоянного тока труднее, необходимо придерживаться определенной схемы во время подзарядки, которую следует знать. Сначала, как и в первом способе, нужно выставить силу тока, например, 6 Ампер, которая равняется 10% номинальной энергоемкости батареи 60 Ампер часов. С такой силой тока аккумулятор заряжается, пока значение напряжения не будет 14 Вольт.

Силу тока нужно уменьшить в два раза, то есть до 3 Ампер, и продолжить зарядку с таким показателем тока, пока показатель напряжения не станет равным 15 Вольт. Далее силу тока следует сделать еще в два раза меньше — 1,5 Ампер. Сколько нужно заряжать, можно определить по уровню напряжения. Если показатель напряжения держится на одном уровне больше часа, то это означает, что АКБ полностью зарядилась. Измерять Вольты можно с помощью вольтметра.

Если зарядка полная, двигатель должен легко запускаться на холостом ходу. На этом зарядка агрегата заканчивается.

Режимы работы

Зарядное устройство Рассвет-2 имеет два режима работы переключаемых нажатием кнопки на лицевой панели: Ручной (РУЧ) и Автоматический (АВТ). Оба режима предназначены для заряда стабилизированным током исключительно для свинцово-кислотных (обыкновенных) аккумуляторов:

Устройство обеспечивает заряд аккумуляторов в режиме, близком к режиму «постоянного напряжения»,что обеспечивает их сохранность и долговечность. Устройство имеет электронную защиту электрических цепей от короткого замыкания на его выходе и ошибочного (по полярности) подключения к клеммам аккумулятора.

Источник

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора электроника инструкция

Примерные нормы корректировки плотности электролита, г/см 3

Требуемая плотность электролита в АКБ г/см 3 Реальная плотность электролита, г/см 3
1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,25 1,26 1,27 1,28 1,29 1,30 1,31 1,32 1,33 1,34
1,24 254 220 201 181 158 133 105 74 40 24 47 68 87 105 112 138 153 167 181
1,26 290 275 159 241 222 200 176 149 119 84 45 23 44 63 82 99 115 130 145
1,28 342 330 316 301 285 266 246 223 198 169 136 97 53 21 41 59 77 93 108
1,30 396 385 374 362 348 333 316 242 277 253 226 194 158 115 63 20 38 56 72

6.3.2. После окончания заряда батареи шнур питания 9 отсоединить от сети, а кабели нагрузки — от аккумуляторной батареи.

6.4. Заряд и подзаряд 12 В аккумулятроной батареи в автоматическом режиме:

6.4.1. Установить ручку 5 согласно указаниям предыдущего раздела. 6.4.2. В автоматическом режиме зарядный ток подается на аккумуляторную батарею циклически. Длительность цикла тока составляет 5..35 с. Во время протекания тока светится индикатор 7. Между циклами тока следует бестоковая пауза, при которой индикатор 7 не светится. По мере заряда аккумуляторной батареи пауза увеличивается от 0,5…1с, при разряженной до 50% батарее — до 0,5…2 мин, и 6олее в конце ее заряда (зараженность батареи 95…100%). 6.4.3. Если после заряда в течение 0.5…2 ч (в зависимости степени заряженности батареи) пауза не увеличивается, то это является признаком неисправности аккумуляторной батареи

Зарядное устройство «;Рассвет-2»;

Лучшее зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
Время зарядки зависит от емкости батареи и степени ее разряженности. Распространенная ошибка автолюбителей в том, что заботиться об аккумуляторе они начинают тогда, когда автомобиль уже нельзя завести. Известно, что в городском цикле езды часто пользуются стартером, и за период коротких поездок генератор не успевает зарядить аккумуляторную батарею полностью.

При разрядке батареи на пластины осаживается из электролита белый налет. Это нормальный процесс сульфатация. И если своевременно начать заряжать аккумуляторную батарею, то происходит ее восстановление. Но если мы допустили глубокую разрядку, налет кристаллизуется, и зарядка не обеспечит очищение пластин батареи, емкость аккумулятора резко уменьшится.

Именно поэтому необходимо практически ежедневно дозаряжать батарею. Это значит очищать пластины и держать аккумулятор в идеальном, рабочем состоянии, надолго продлевая его бесперебойный срок эксплуатации. Предпусковой режим обеспечивается благодаря микропроцессору, которым оснащено зарядное устройство Кедр АВТО После этого автоматическая система зарядного устройства подает повышенный ток. Этот режим незаменим в случаях, когда зарядить аккумулятор нужно максимально быстро.

Устройство имеет надежную защиту от перегрузки, неправильного подключения и короткого замыкания зажимов аккумуляторного шнура. Если батарея полностью разряжена, то необходимо снять клеммы аккумулятора. Через 30 мин. Устройство работает только совместно с аккумуляторной батареей. Лампочка, подключенная к зажимам аккумуляторного шнура, гореть не будет.

Процесс зарядки аккумуляторных батарей должен проводиться в хорошо проветриваемом помещении. Все работы по отсоединению или подключению аккумуляторной батареи к устройству должны проводиться при отключенном сетевом напряжении. Прежде чем приступать к зарядке, необходимо убедиться, что ваша аккумуляторная батарея нуждается в подзарядке и она исправна.

Для этого необходимо измерить напряжение на клеммах. Если вольтметр показывает значения ниже, то батарея нуждается в зарядке. Подключить зажимы зарядного устройства к клеммам аккумуляторной батареи, соблюдая полярность. По окончании зарядки устройство автоматически переходит в режим подзарядки малым током — ток заряда уменьшается до минимального значения. Устройство начинает работать в предпусковом режиме зарядки повышенным током до 10 А в течение 5 минут, после чего переходит в автоматический режим непрерывной зарядки.

Зарядное устройство соответствует техническим условиям ТУ и признано годным для эксплуатации. Инструкция пользователя. Зарядные устройства Кулонd, Кулонd инструкция пользователя.

Важная информация для автолюбителя, который хочет, чтоб его аккумулятор работал долго. Давайте разберем химию процесса При разрядке батареи на пластины осаживается из электролита белый налет. В устройстве имеются световые индикаторы, соответствующие режимам работы. Устройство предназначено для работы внутри помещения.

Извлечь устройство из упаковочной тары. Подключить вилку сетевого шнура питания к сети переменного тока с напряжением В.

Ремонт зарядного устройства «Рассвет» своими руками

Устройство зарядное «Рассвет» модель КМ-14 хоть и выпускалось ещё в 80-х годах, но ещё используется у некоторых автовладельцев для зарядки АКБ.

Несколько раз приносили в ремонт данное устройство, поэтому решил написать небольшую статью с фото и таблицей напряжений, возможно кому-то пригодится.

Зарядное устройство (ЗУ) универсальное. Им можно заряжать 12В и 6В аккумуляторные батареи, а также есть стабилизированный выход 12В и 9В для питания различной радиоаппаратуры.

lazy placeholder

Радиоаппаратуру с напряжением питания 9В при отсутствии питания для ЗУ

220В можно запитать от АКБ 12В через ЗУ. Для этого ЗУ нужно подключить щупами к АКБ, а с гнезда (9В) взять стабилизированное 9В.

lazy placeholder

Технические характеристики зарядного устройства «Рассвет»

Принципиальная электрическая схема ЗУ «Рассвет»

lazy placeholder

Ремонт зарядного устройства «Рассвет»

Несколько раз приходилось менять в данном устройстве выходной транзистор V1 КТ803А. Можно заменить на КТ808А.

lazy placeholder

Пару раз приходилось менять транзистор V3 МП26А. Можно МП25А.

lazy placeholder

Про разбитый амперметр и оторванные зажимы типа «крокодил» я уже и не пишу

Источник

На чтение 10 мин Просмотров 22 Опубликовано 8 апреля 2023 Обновлено 8 апреля 2023

Содержание

  1. Зарядное устройство «Рассвет-М» КМ-14М
  2. Проверка зарядного устройства.
  3. Как пользоваться зарядным устройством «Рассвет-М».
  4. Ремонт зарядного устройства «Рассвет-М» КМ-14М

Зарядное устройство «Рассвет-М» КМ-14М

Зарядное устройство (ЗУ) «Рассвет-М» КМ-14М может быть использовано для заряда 12-ти и 6-ти вольтовых кислотных аккумуляторных батарей, а также применяться в качестве источника питания для различной электро- и радиоаппаратуры напряжением 12, 9 и 6 вольт.

Внешний вид зарядного устройства.

В центре алюминиевого радиатора гордо красуется силовой транзистор КТ803Б.

В приборе предусмотрен кабельный отсек, который занимает 1/3 пространства внутри аппарата. В нём можно хранить шнур питания и кабель для подключения нагрузки. На плюсовой зажим-крокодил надевается изоляционный чехол, чтобы предотвратить короткое замыкание выхода прибора.

Таблица №1. Основные технические характеристики.

220±10%, 50 Гц. V Максимальный допустимый ток при заряде 12V АКБ 5 A Максимальный допустимый ток при заряде 6V АКБ 1,8 A Максимальный допустимый ток при питании 12V электроаппаратуры 3 A Максимальный допустимый ток при питании 6V электроаппаратуры 1,8 A Максимальный допустимый ток при питании 12V радиоаппаратры 1 A Максимальный допустимый ток при питании 9V радиоаппаратры 0,5 A Диапазон регулирования напряжения холостого хода (12V выход) 13,2 (+0,8, -0,4). 17 (+4) V Диапазон регулирования напряжения холостого хода (6V выход) 6,4 (±0,4). 9 (+1,7; — 0,5) V Диапазон рабочей температуры -25. +40 C°

Эксплуатация прибора допускается при относительной влажности воздуха до 98% (при температуре +25C°) и отсутствии росы или инея на корпусе прибора.

Обращу внимание на одну особенность. Как видим, в таблице указаны разные токи при питании электро- и радиоаппаратуры. Именно так написано в инструкции на ЗУ. По-моему мнению, под электроаппаратурой подразумеваются приборы, которые нечувствительны к стабильности выходного напряжения (например, вентиляторы).

А вот более чувствительные к качеству электропитания аппараты, вроде радиоприёмников, портативных магнитол, нуждаются в стабильном напряжении. Поэтому и допустимый ток здесь меньше (1 ампер против 3 при 12V).

Как указано в инструкции на зарядное устройство, оно имеет защиту от короткого замыкания и переполюсовки (ошибки в полярности) при подключении к аккумуляторной батарее. Но, здесь же уточняется, что такие режимы сильно нагружают прибор, и он может выйти из строя.

Переключение выходного напряжения с 12V на 6V осуществляется установкой вилки-переключателя, которую вставляют в розетку (ОНЦ-ВГ-4-5/16-Р). К сожалению, фото вилки-переключателя нет, так как она была утеряна. Но, при необходимости можно спаять самодельную. Для этого необходимо изготовить перемычку и замкнуть контакты 1, 3, 5 соединителя ОНЦ-ВГ-4-5/16-Р (на принципиальной схеме показан, как X4а).

Розетка под вилку типа «Москвич» запараллелена с выходным кабелем для подключения нагрузки с зажимами типа «Крокодил». На ней такое же напряжение, как и на зажимах.

На лицевой части корпуса устройства имеется амперметр, по которому можно определять ток потребления. Индикатором включения зарядного устройства служит лампа накаливания. Чуть ниже имеется регулятор, с помощью которого задают ток заряда аккумуляторной батареи или выходное напряжение при питании электро- радиоаппаратуры.

Проверка зарядного устройства.

Проверить исправность ЗУ можно с помощью лампы накаливания 12V (21 Вт). Для этого необходимо регулятор на лицевой панели установить до упора влево. Далее подключить прибор к сети 220V. Затем к зажимам типа «Крокодил» кабеля нагрузки или розетке («Москвич») подключить лампу накаливания 12V. Лампа должна нормально светиться.

После этого нужно повернуть регулятор до упора вправо. При этом яркость свечения лампы и показания амперметра должны возрасти.

В некоторых случаях при подключении лампы накаливания может сработать защита от короткого замыкания, и она не будет светиться. При этом подключение лампы нужно повторить.

Косвенно проверить исправность ЗУ можно с помощью цифрового мультиметра.

Включаем ЗУ. Регулятор задачи тока устанавливаем в крайнем левом положении. При этом на дисплее мультиметра отобразится минимальное напряжение на выходе ЗУ, это около 13V. При повороте регулятора вправо напряжение, которое показывает мультиметр, должно возрастать вплоть до 17. 21V. Для режима 6V операция аналогична, только выходное напряжение будет, соответственно, меньше (см. таблицу №1. Пункт – «Диапазон регулирования напряжения холостого хода»).

Если напряжения сильно отличаются, то желательно произвести ремонт или настройку ЗУ. Об этом я рассказывал на странице про ремонт ЗУ «Рассвет-М».

Как пользоваться зарядным устройством «Рассвет-М».

Заряд аккумуляторной батареи (АКБ) желательно производить в тёплом помещении, при плюсовой температуре. При этом АКБ забирает оптимальный ток. Если АКБ заряжается на морозе, то ток заряда будет небольшим и процесс затянется по времени.

Перед включением прибора убедитесь, что выходные зажимы не замкнуты между собой. И, хотя зарядное устройство имеет защиту от короткого замыкания, нужно помнить, что это тяжёлый режим работы устройства.

Установите регулятор до упора влево и подключите ЗУ к электросети 220V. При этом на панели прибора засветится индикаторная лампа. Если заряжается 6-ти вольтовая АКБ, то перед включением прибора необходимо вставить вилку-переключатель в розетку ОНЦ-ВГ-4-5/16-Р, чтобы переключить выходное напряжение зарядного устройства с 12V на 6V.

Далее подключите зарядное устройство с соблюдением полярности к аккумуляторной батарее. Если аккумулятор исправен и разряжен не сильно, то стрелка амперметра отклонится и покажет небольшой ток.

Затем, поворачивая регулятор вправо устанавливаем желаемый ток заряда АКБ. При этом стоит опираться на рекомендуемые значения величины тока заряда, указанные в таблице №1 (для 12V АКБ до 5А, для 6V – 1,8А).

В течение первых 20 минут заряда ток будет уменьшаться. Чтобы поддержать ток заряда на желаемом уровне, вращаем регулятор вправо.

Если в электросети 220V возможны резкие изменения напряжения и нет возможности регулярного контроля за процессом заряда 12V аккумуляторной батареи, то ток заряда рекомендуется выставить в диапазоне 2,5…3А.

При заряде аккумулятора, который разряжен более чем на 75% от своей номинальной ёмкости, зарядный ток может превышать значения, указанные в таблице №1 (5А для 12V и 1,8А для 6V), даже при том, что регулятор установлен до упора влево.

Рекомендуется продолжить заряд, так как спустя 5…15 минут ток должен уменьшиться до допустимой величины. Если этого не происходит – прекратите заряд и проверьте исправность АКБ.

Чтобы облегчить работу зарядного устройства в таком режиме (когда превышен рекомендуемый ток), можно включить последовательно с АКБ 12-вольтовую лампу накаливания мощностью 40…45 ватт.

При пониженном напряжении в сети 220V или слабо разряженной АКБ, ток заряда может не достигать величины в 5А.

Источник

Ремонт зарядного устройства «Рассвет-М» КМ-14М

Знаю, что несмотря на древность сего аппарата, многие с охотой используют его. При должном обращении прибор перещеголяет многие современные зарядные устройства (ЗУ), надёжность которых (особенно бюджетных) оставляет желать лучшего и, как правило, ремонт их трудоёмок и дорог.

«Рассвет-М» в отличии от них имеет простую схему и собран на базе классического силового трансформатора, а не импульсного, который чаще всего и выходит из строя. Надо отметить и ремонтопригодность аппарата. В умелых руках зарядное устройство обретает вторую жизнь.

В дополнение к данному материалу приведу ссылки, которые обязательно помогут тем, кто ремонтирует или эксплуатирует данное ЗУ:

Принципиальная схема ЗУ «Рассвет-М» КМ-14М. По ней можно детально разобраться в устройстве ЗУ. По ходу дела я буду ссылаться на неё.

Вернёмся к нашему ремонту.

В конкретно моём случае причиной выхода из строя зарядного устройства стал один из двух диодов Д242Б, которые входят в состав двухполупериодного выпрямителя. Он оказался в обрыве и получилось так, что вся токовая нагрузка легла на оставшийся. Со слов владельца прибор работал, но не выдавал ток, что неудивительно.

От чрезмерного нагрева исправный диод потемнел, а пластиковая стенка корпуса сильно оплавилась. Аппарат был в очень заброшенном состоянии. Было видно, что его не чистили от пыли и, что важно, не вскрывали (краска на одном из корпусных шурупов была нетронута). Поэтому, первым делом вычистил аппарат от грязи и пыли.

Далее были найдены диоды для замены неисправного и того, живого, но потемневшего от перегрева.

Взамен установил бывшие в употреблении (б/у), но исправные Д242А, которые, к тому же, выдерживают вдвое больший прямой ток (10А против 5-ти у Д242Б).

Также был заменён электролитический конденсатор К50-20 ёмкостью 2000 мкФ (50В). И, хотя универсальный тестер показал вполне нормальную ёмкость, близкую к номинальной, он явно потерял свои свойства, и требуется его замена. Как-никак, но аппарат с 1987 года.

Взамен старого К50-20, который имеет внушительные габариты и крепится гайкой, был установлен конденсатор фирмы Samwha серии RD (2200μF * 63V) для работы в широком температурном диапазоне. Закрепил его в нише корпуса каплей термоклея.

У транзисторов КТ803А и КТ815В обновил теплопроводящую пасту. Прежняя давно высохла.

После ремонта решил потестировать аппарат на реальном аккумуляторе. И, хотя зарядное устройство выдавало положенное напряжение и ток, в процессе была замечена одна неприятная странность. По прошествии некоторого времени (около часа), стрелка амперметра начинала сильно подёргиваться.

Стало понятно, что где-то плохой контакт, либо схема работает нестабильно. Был проверен кабель нагрузки, соединения обмоток трансформатора, почищены от грязи и окислов зажимы «Крокодил».

Переменный резистор СП-1-1 (470 Ом) главного регулятора также был вскрыт. Его я проверил на наличие окислов и подгаров, поверхность резистивного слоя и ползунок почистил с применением изопропилового спирта. Результата это не дало.

Решил заменить оставшиеся конденсаторы постоянной ёмкости C2 и С3. Конденсатора С4 я не нашёл, хотя на схеме он присутствует.

К моему удивлению, при проверке бумажных конденсаторов БМ-2 2200pF (C2) и МБМ 0,1μF 160V (C3), цифровой мультиметр и универсальный тестер показали завышенную в два раза ёмкость.

Результат проверки конденсатора БМ-2.

Со вторым конденсатором МБМ результат аналогичный. Ёмкость 261,6 nF (

0,2μF) против заявленной 0,1μF ±10%. Что-то и вправду с ними не так. Как оказалось, проблема не нова и многие сталкивались с таким эффектом. Так что, конденсаторы меняем сразу.

В качестве замены установил то, что оказалось под рукой. Предварительно, конечно же, проверил.

После пробного включения зарядного устройства обнаружил, что выходное напряжение завышено (крайнее правое положение регулятора). На выходе 26. 27V, что явно не порядок. Пришлось изучать руководство по эксплуатации. В нём сказано, что выходное напряжение на пределе 12V задаётся подстроечным резистором R10 (СП3-1б на 3,3 кОм).

Сначала почистил от пыли поверхность резистивного слоя и контакт ползунка у подстроечных резисторов R9 и R10 изопропиловым спиртом. Резисторы эти без защитного кожуха и осевшая пыль может приводить к изменению результирующего сопротивления.

При крайнем левом положении регулятора с помощью подстройки сопротивления резистора R10 выставил выходное напряжение 13,5V. Это где-то в середине допустимого диапазона (12,8. 14V).

Далее выкрутил регулятор вправо и на выходе вместо 26V стало 18V, что соответствует верхнему диапазону (17. 21V).

После проделанных операций вновь проверил работу ЗУ при зарядке АКБ. Никаких дрожаний стрелки амперметра замечено не было.

Вот так была восстановлена работа описанного здесь зарядного устройства.

Надо отметить, что аппарат собран довольно «колхозно». Куча проводов, которые перевиваются в корпусе, плохая подгонка пластиковых частей корпуса, и, особенно, сильно доставляет гудящий трансформатор.

Ремонт осложняет алюминиевый провод, которым намотаны обмотки силового трансформатора. Непонятным образом концы обмоток спаяны между собой, а те, что идут на общий провод схемы припаяны прямо на П-образное основание из жести, в котором крепится амперметр.

Так что, если соберётесь ремонтировать сей чудо аппарат, то запаситесь флюсом для пайки алюминия, так как, возможно, вам придётся восстанавливать обрывы алюминиевых проводников, которые запаиваются в том числе и на выводы анодов Д242Б.

Источник

кнопка «контроль» — только для проверки работоспособности прибора или?

Вроде как да, но я ей ни разу не пользовался :)
Либо автоматом заряжаю, если быстро нужно, либо малым током в ручном режиме.

сегодня с соседом пытались оживить севший акум, который еще и простоял ползимы в холодном гараже — сначала подсоединили какой-то его китайский зарядник-автомат — ноль эмоций, потом рассвет, ручной и авмтомат — результат тот же — не берет ток, нажал контроль, думаю может с места стронется, точняк, ток пошел, переключил на ручку, вроде заряжается…

Было дело «отморозка» им оживлял (варта с тигуана). АКБ был полностью замерший. Разморозил… Супер навороченная зарядная станция категорично орала, что там КЗ, и вообще не надо тебе этого. Рассветом погонял его на малых токах часов восемь, потом еще полный цикл зарядки зарядной станцией. В итоге акк работал 8 лет и так и продан был с машиной.

вася72 писал(а)
простоял ползимы в холодном гараже

это хорошо что в холодном
на холоде саморазряд значительно ниже))
напряжение какое было на севшем аккуме?

хз, я уехал , сосед как раз поехал домой за мультиметром

+++ чем сильнее разряжен тем больше осыпаются пластинки, но по описание проведена новая формовка, если батарейка свинцовл-кислотная, повезло что банки не замкнуло

для проверки подключается лампа на 21 Вт и нажимается эта кнопка.

да про енто то даже в инструкции написано

подсоединить к зажимам И автомобильную 12 В лампу мощностью 21 Вт (21 кд);
нажать кнопку «Контроль» и, не отпуская ее, повернуть ручку по часовой стрелке, при этом лампа и индикатор тока должны светиться. При отжатой кнопке — автоматический режим работы — свечение лампы будет пульсирующим.

Смысл этой кнопки в том, что при её нажатии открываются оба тиристора, которые начинают работать, как диоды в двухполупериодном выпрямителе.
Другими словами — вся автоматика и регулировка тока идёт к х..м, а на выходе мы получаем максимальный ничем не ограниченный ток, обусловленный мощностью трансформатора, прямым током тиристоров и номиналом предохранителей в цепи вторичной обмотки.

годный это вообще зарядник сам по себе, ну исходя из его схемы и принципов работы или таки стоит уже купить что-нибудь умно-электронное с различными хитрыми алгоритмами? для бытового использования

Да мало кто из простых обывателей смогут грамотно обслужить аккумуляторную батарею, причём не важно каким ЗУ будут пользоваться, супер-пуперным или попроще.
Умные ЗУ конечно хорошо, но если например, начальная плотность перед зарядкой в одной из банок будет ниже чем в остальных, так часто бывает, весь процесс пойдёт к х..м.
Много всяких нюансов.

ну я за свою скромную практику в несколько десятков акб, редко встречал какие то уж прям «сложные» случаи. да и обычно когда такие бывают, то акб все равно уже к уверенному состоянию не вернуть. либо замыкание, либо пластины труха уже полуосыпавшаяся.

Да часто просто, люди дело до конца не доводят, в меру своей не компетенции в этом вопросе.
Иногда двое-трое суток акб поднимаю, которые уже выкинули. И ничего, служат ещё сезон, а то и два.

это да, я обычно свои отжившие акб в скупку отвозил, вооружившись ареометром и нагрузочной вилкой, и за 300р сверху брал себе там другой акб, который года 2-3 после реанимации стабильно отхаживал.

кулибинн писал(а)
грамотно обслужить аккумуляторную батарею

да в современных аккумах собственно кроме доливки воды и зарядки ничего делать и не надо
а если уж он сдох, то прыгать с ним 2 дня ради года работы нет никакого смысла :-)

Cherdak писал(а)
прыгать с ним 2 дня ради года работы нет никакого смысла

Тебе может и нет, а полно народу, для которого пара дней просто ничего не стоит. Для них вполне разумное решение.

ну электролит темный менять или банку замкнувшую промывать пробовать, это гемора больше чем профита по итогу

Cherdak писал(а)
прыгать с ним 2 дня ради года работы нет никакого смысла

Совершенно верно, не надо лезть туда, где нихрена не понимаешь.
Есть специально обученные люди. Надо их озадачить решением проблемы.

у меня аккумулятор и воды не позволит долить.
просто, серая коробка
но служит верой и правдой девятый год

Лично твой не видел
Но все «необслуживаемые» обычно легко открываются …

Cherdak писал(а)
Но все «необслуживаемые» обычно легко открываются …

Не все, но большинство. Правда надо чтобы из извилин не только кольцо от фуражки осталось

полечи по фото
на 2103 после простоя в неск месяцев выжал сегодня сцепление. педаль как то туго пошла, нажал посильнее, чото типа хрустнуло, педаль провалилась и залипла. ботинком назад ее оттянул — и педаль встала колом.
штуцер на главном ослабил — жижа вытекает при нажатии, из рабочего шток выдвинут(пружина возвратная растянута). Слегка попробовал его утопить — никак. Сама сцепа выключена (крутил кривым, поставив на передачу, машина не двинулась) Что за нах там могло случиться??

Если редко пользуешься машиной, то вполне вероятна коррозия в рабочем настолько сильная, что гидравлике хватило сил продвинуть поршень, а корзина уже не справляется с возвратом. На ВшивойНиве несколько раз с таким сталкивался. Открути рабочий, если сцепление появится, то просто поменяй рабочий.

вот на описанное тобою и надеюсь. тем более, что рцс 42 года уже как) откручивать когда его буду, сильно его дернет корзина лепестками? тросом вилку попридержать или пофиг?

А ты сгони регулировку максимально к цилиндру предварительно.

точно
а из-под капота реально достать, если прям нырнуть туда или по любому под машину в яму с водой лезть?

поддомкрать повыше, да полезай
лежа гайки крутить удобнее чем из ямы… :-)

Elantra USA 20 писал(а)
а из-под капота реально достать

Это будет похоже на секс стоя в гамаке на лыжах.

А зачем его открывать, если он работает?
Да и если это понадобится, то есть такие как ты для этого…

Повелитель Электричек писал(а)
то есть такие как ты для этого…

Аккумуляторами не занимаюсь. Не хватало ещё электролитом дышать.

Окислы серы прежде всего, довольно сильный яд
Аэрозоли электролита очень вредны для зубов (разрушение эмали, профзаболевание аккумуляторщиков)

Elantra USA 20 писал(а)
умно-электронное

265 ориона более чем достаточно

он от рассвета2 и не отличается вроде

Главное его достоинство в том, что он не боится не только КЗ но и переполюсовки. Он просто не запустится при ошибке подключения.

а по принципу работы для некальциевого акб?
напругу он сам, как в инструкции писано, повышает, причем до 16 вольт даже(так что и кальцию подойти должен бы даже), ампераж либо руками, либо автоматика

ps рассвет 2

Со шкалой там всё довольно забавно. Нарисованы ампёры, а по факту там верхнее напряжение регулируется. Рекомендую новую шкалу нарисовать и приклеить ( откалибровав предварительно), ну или просто маркером нарисовать поверх старой. Предельно за 20 вольт.

мультиметром в разрыв? 10А он держит, написано.
на холостом ходу или под нагрузкой?

Зачем в разрыв то? Напругу же мерять будешь.Подключи к прилично посаженному аккумулятору. Поставь на ручной режим и жди пока лампочка не потухнет ( не помню которая ) ил не перестанет моргать в режиме автомата. Померь напругу. И так в разных положениях регулятора. Это и будет потолок напряжения при данном положении регулятора. А ток к этому времени сам потихоньку в ноль сползет. В начале будет какой-то, не суть какой, а к потуханию лампочки и ток упадёт в ноль. Примерно так этот зарядник на самом деле функционирует.

понял, в разрыв это ток померить хотел..
шкалу напряжения короче нарисую.

Если есть желание собрать, то есть схема и рисунок ПП для Рассвета-4М/12В, что на 176 мелкосхЭмках, собрать на ВТ152 тиристорах вместо говенных КУ202 и вечная вещь получится

Евгений Михайлович С писал(а)
на 176 мелкосхЭмках

А зачем там логика на КМОПсах? =-O

Реализовано ЧИМ регулирование и логика на управлении

Заказ примешь? Во что обойдётся, если примешь? Лет 30 уже сам паяльника в руках не держал.

Можно попробовать, тоже интересно собрать, лет 20 назад собирал массово)), проблемой будет достать 176ИЕ5, эта м/с сейчас редкость

Евгений Михайлович С писал(а)
проблемой будет достать 176ИЕ5

А что мешает вместо декадного счетчика поставить двоичный 176 ИЕ2? Цоколёвка идентична, если я ещё что то помню.

Нужно деление на 2*15 и 2*16, можно поставить К561ИЕ15, но она довольно дефицитная и дорогая. 176ИЕ5 в чипдипе оказывается есть, тоже дороговато 53 руб. Либо более распространенную 176ИЕ12, но цоколевка отличается

Евгений Михайлович С писал(а)
дороговато 53 руб

Ну уж на общую цену не сильно повлияет. А что тогда дешево? 3 рубля что ли? И их там не десяток, если одна всего, то не критично, мне кажется. А вообще по мне все эти таймеры и куча разных плюшек явно лишнее. От зарядника требуются два (максимум три) режима.

www.drive2.ru/l/5587148/
Вот сборка упрощенного варианта этой схемы, собственно версия 4А отличается только триггером-защелкой на кнопках выбора режима, а узел ЧИМ регулирования такой же

Если кому-то понадобится, то схема и плата для Кедр-4А (он же Авто-12). В дополнение к схеме установлены блокировочные конденсаторы С5 и С6, емкостью 0.1…0,33 мкф. Кнопки любые мелкие тактовые размера 6*6, рекомендую поставить с цветными колпачками со стороны дорожек, так же как и светодиод
Заказать платы можно здесь, недорого и качественно, рекомендую pcbnn.ru

К сообщению прикреплен файл:
253380725-kedr-avto-4a.lay6   (118 Kb)   Скачать файл

Подстроечные резисторы — R9 ограничение максимального зарядного тока (4-6 ампер), R19 ограничение максимального напряжения в конце цикла заряда (14.8 вольт)
Налаживать следует с исправным аккумулятором, разряженным до 12…12.5 вольт:
— установить ограничение тока заряда (подстроить R9)
— проверить включение режимов автоматического (светодиод погаснет) и циклического (мигание светодиода)
— по достижении в автоматическом режиме напряжения 14.6…14.8 вольт подстроить R19, чтобы включился светодиод на непрерывное свечение (конец заряда)
Если аккумулятор разряжен ниже 10 вольт или перепутана полярность, схема не включится. В случае глубокого разряда следует «прикурить» аккумулятор от исправного, чтобы напряжение на клеммах хотя бы кратковременно стало 11-12 вольт

Евгений Михайлович С писал(а)
В случае глубокого разряда следует «прикурить» аккумулятор от исправного, чтобы напряжение на клеммах хотя бы кратковременно стало 11-12 вольт

Евгений Михайлович, Вы меня извините, но это просто дичь какая то!
Нафига такой говённый прибор собирать?

Вообще-то разряд шестибаночных акб ниже 11 вольт не допускается, и напряжение ниже 10 вольт как правило означает либо осыпавшиеся пластины, либо замыкание банки. При нормальной плотности электролита исправный акб, не заряжавшийся вообще как раз будет иметь напряжение порядка 10.5-11 вольт за счет нормального электрохимического потенциала пары свинец-кислота. Совсем мертвые (размороженные, промытые после осыпания пластин, с электролитом малой плотности и т.д.) вообще надо заряжать однополупериодным током как можно большего значения до напряжения 12-13 вольт, чтобы отформовать пластины, вряд ли какое-то массовое недорогое ЗУ это может.

Знаю я, как и чем надо заряжать любые акб, суть не в этом.
Часто оставляют свет включенный или ещё, что, утром приходят аккум в ноль высажен, причём новый, напряжение 8 вольт или того меньше. Что ему, новому будет, да ничего. Надо просто его зарядить и всё. Твой зарядник не годится.

пс. Жду когда разговор зайдёт о кнопочке между коллектором и эмиттером VT1(см. свою схему) или другое какое решение для запуска зарядника при таких обстоятельствах. :)

Тогда рекомендуют погуглить «схема зарядное симург», это на основе атх бп с мягкой падающей характеристикой и возможностью выставить конечное напряжение хоть 20 вольт, как раз для таких задач
Вообще у аккумуляторщиков как правило несколько разных зарядников

На платке есть контактные площадки для такой «кнопочки», можно поставить кнопку с фиксацией или тумблер, будет полностью ручной режим. Но не нужно в нормальной эксплуатации

Евгений Михайлович С писал(а)
есть контактные площадки для такой «кнопочки», можно поставить кнопку с фиксацией или тумблер

Дааа?
Насколько мне известно, внутреннее сопротивление сильно разряженной батареи очень низкое и если нажать эту кнопочку, тиристоры откроются и ток в цепи может быть значительно выше максимально допустимого для данного экземпляра. Т.е. они выгорят. Как быть?

Ага)), и как ограничить ток в цепи))? Может в цепь первичной обмотки трансформатора ввести какое-то сопротивление, чтобы внешняя характеристика транса стала падающей))?
А по простому — включать в 220 через лампочку 40-60 вт
Можно конечно ограничить ток во вторичной цепи, но это хуже, придется искать киловаттные резисторы (например от древних электроприводов, где переключаются обмотки фазного ротора, как на кранах или мотовозах)

кулибинн писал(а)
Часто оставляют свет включенный или ещё, что, утром приходят аккум в ноль высажен,

Вот
Сколько раз высаживал аккум в Ноль
Но ни разу не было что бы Орион его не увидел))

У меня тоже есть импульсный стаб на шимке 3842 (переделанный чпу-шный бп)) и почти такое же ЗУ орион-15))
Как раз на крайний случай зарядки размороженных акб

кулибинн писал(а)
Часто оставляют свет

Не прошло и 40 лет , как я все таки установил релюху на копейку
Что бы все гасло при выключении зажигания

Ой, мне на ниве надо один провод перекинуть в замке зажигания, всё никак.)

На древней тойоте марк2 1987 года выпуска это было штатной опцией)), без ключа только мигала аварийка

До введения закона о езде с ближним днем это было не сильно актуально
В темноте оставить фары надо очень постараться))

Порекомендую другой зарядник , то же из времён СССР. Изготавливал Чебоксары. Из преимуществ — в режиме автомат отключает на время зарядку и на подшунтированном толковом датчике меряет разницу при падении напряжения, косвенно — ток и уменьшение напряжения.
Современные зарядник, к сожалению, меряют просто напряжение. Что не сильно информативно по статусу ёмкости и заряженности аккума. Напряжение поднимается до штатного за 1-2 часа на потерявшим ёмкость аккуме.
Я таким пользовался с… давних советских времён, но зарядник ушел вместе со смертью друга.

На Авито нашел такой же, заменил сухари электролиты и , не нарадуюсь… В том числе и подъему сильно разряженных аккумов.

Единственное — нет большого тока для режима десульфатации.

Я бы перекинул всю жгутовку, провода НВ осыпаются. Пройтись по силовым пайкам заодно.

вот даже как то растерялся ….
но попробую в последовательной и системной манере ответить.
(ибо техническая зануда)

2300 — что 2300 ? (как в анект Петька — приборы !)

хороший аппарат говоришь — нет не говорю … пишу.. не хороший, а просто отличный

чего там менять то, кроме электролитов — процитирую свое же предложение «заменил сухари электролиты»

вот как то такая содержательная переписка … (;-))

извините за стиль — пишу ТЗ по жизни, привык побитно …
Удачи …

2300 это были мысли в слух, типа «нихрена себе, 2300 р. на авито за электронику 1978 года». Хороший или не хороший — был вопрос вслух, а настолько ли он хорош, чтобы его за эти деньги брать. Ну и постскриптум, после владения 3мя вымпелами, нет, вру, четырьмя, последний 55й в принципе, устраивает. А рассвет-2м успешно оживил два АКБ, которым было хорошо за 3 года, на одном проездили еще 3 года, второй сдох через год (ну как сдох, на нём ездят ещё =) но уже в режиме «5-6 поездок за год»)) Так что кнопочка контроль рулит. Когда современные зарядники уже не видят, что там заряжать (8-9 вольт, которые у всех теоретиков тут это «полная и тотальная смерть свинца» — ничего, еще 3 года как то отъездил и зимой и летом на этой полной тотальной смерти свинца) — тыкаем её на несколько сек, и после этого на нормальный программируемый зарядник на 2е суток малым током (3-4 А на 72Ач емкости). После этого — АКБ конечно, не как из магазина, но на 3-4 года хватит.

А в бОльшем размере есть эта картинка? Утащу в архив доков

ниже в моём ответе больше картинка.

Судя по схеме, надо не глядя заменить тиристоры и диоды на современные, повысится надежность

А чем тебе ку202 не угодили? Им сто лет ничего не сделается в том режиме в котором они там работают. Тем более в цепи катодов установлены предохранители 6,3 Ампера, а прямой ток тиристора 10 Ампер. А диоды и тем более менять не зачем. КД410А импульсные и ток там где они установлены далеко меньше максимально допустимого. Если ты заметил ( по схеме) там нет силовых выпрямительных диодов, т.е. тиристоры вместо них, в режиме двухполупериодного выпрямителя.

пс. Видимо ты, мил человек, не очень внимательно изучил схему и сделал преждевременные выводы. :)

кулибинн писал(а)
А чем тебе ку202 не угодили?

Никогда не понимал, зачем нужно чинить то что и так работает))
Тем более зарядник обычно используется 1-2 раза в год….

Ну типа улучшают, причём совершенно забывают о том, что лучшее враг хорошему.:)

кулибинн писал(а)
в цепи катодов установлены предохранители 6,3 Ампера, а прямой ток тиристора 10 Ампер

Бросок при КЗ прилично больше 10А, а 202-е за время перегорания предохранителя вполне успевают умереть . Эти тиристоры действительно полный кал.

Ты, Павел Аркадьевич, видимо, то же не внимательно схему изучил.
Предохранители там установлены на случай возможной неисправности схемы. Пока схема управления исправна, тиристоры работают в импульсном режиме и никакого броска при КЗ там не может быть в принципе.
Эти тиристоры в таких зарядниках и им подомных десятилетиями работают верой и правдой.
А ввиду дешевизны и доступности этих элементов прошлого века, применение оных оправдано даже по сей день.

кулибинн писал(а)
Ты, Павел Аркадьевич, видимо, то же не внимательно схему изучил

Это да. Просто я раньше работал по этому профилю и меня от схем до сих пор тошнит.

Если, вдруг, понадобятся тебе эти тиристоры, обращайся дам.:)

У моего таковой нет…:))
(Рассвет-м. 1978г.в.)

Твоё попроще, там линейный стабилизатор тока на транзисторе, низкий кпд, греется, как утюг.
Другими словами — будет заряжать сразу, даже в ноль разряженные аккумуляторы.

купил этот зарядник года 3-4 назад, по случаю, за 500 рубенов, вот представилась возможность испробовать в деле, хз чего там с акумом у соседа, вчера ни плотность померить не чем, ни мультика не было

вася72 писал(а)
хз чего там с акумом у соседа, вчера ни плотность померить не чем, ни мультика не было …

вот я и говорю:

кулибинн писал(а) мало кто из простых обывателей смогут грамотно обслужить аккумуляторную батарею

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора орион pw320 инструкция по применению
  • Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора орион pw160 инструкция по эксплуатации
  • Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора максинтер инструкция
  • Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора кедр авто 4а инструкция по применению
  • Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора инструкция по применению на русском