Зарядное устройство рассвет м инструкция по эксплуатации читать

Зарядное устройство (ЗУ) «Рассвет-М» КМ-14М может быть использовано для заряда 12-ти и 6-ти вольтовых кислотных аккумуляторных батарей, а также применяться в качестве источника питания для различной электро- и радиоаппаратуры напряжением 12, 9 и 6 вольт.

  • Внешний вид;

  • Технические характеристики;

  • Проверка зарядного устройства;

  • Как пользоваться зарядным устройством;

Внешний вид зарядного устройства.

Зарядное устройство «Рассвет-М» КМ-14М. Внешний вид.

В центре алюминиевого радиатора гордо красуется силовой транзистор КТ803Б.

Рассвет-М. Вид сверху.

В приборе предусмотрен кабельный отсек, который занимает 1/3 пространства внутри аппарата. В нём можно хранить шнур питания и кабель для подключения нагрузки. На плюсовой зажим-крокодил надевается изоляционный чехол, чтобы предотвратить короткое замыкание выхода прибора.

Зарядное устройство КМ-14М. Вид снизу.

Таблица №1. Основные технические характеристики.

Параметр Величина Ед. изм.
Входное напряжение питания ~220±10%, 50 Гц. V
Максимальный допустимый ток при заряде 12V АКБ 5 A
Максимальный допустимый ток при заряде 6V АКБ 1,8 A
Максимальный допустимый ток при питании 12V электроаппаратуры 3 A
Максимальный допустимый ток при питании 6V электроаппаратуры 1,8 A
Максимальный допустимый ток при питании 12V радиоаппаратры 1 A
Максимальный допустимый ток при питании 9V радиоаппаратры 0,5 A
Диапазон регулирования напряжения холостого хода (12V выход) 13,2 (+0,8, -0,4)…17 (+4) V
Диапазон регулирования напряжения холостого хода (6V выход) 6,4 (±0,4)…9 (+1,7; — 0,5) V
Диапазон рабочей температуры -25…+40

Эксплуатация прибора допускается при относительной влажности воздуха до 98% (при температуре +25C°) и отсутствии росы или инея на корпусе прибора.

Обращу внимание на одну особенность. Как видим, в таблице указаны разные токи при питании электро- и радиоаппаратуры. Именно так написано в инструкции на ЗУ. По-моему мнению, под электроаппаратурой подразумеваются приборы, которые нечувствительны к стабильности выходного напряжения (например, вентиляторы).

А вот более чувствительные к качеству электропитания аппараты, вроде радиоприёмников, портативных магнитол, нуждаются в стабильном напряжении. Поэтому и допустимый ток здесь меньше (1 ампер против 3 при 12V).

Как указано в инструкции на зарядное устройство, оно имеет защиту от короткого замыкания и переполюсовки (ошибки в полярности) при подключении к аккумуляторной батарее. Но, здесь же уточняется, что такие режимы сильно нагружают прибор, и он может выйти из строя.

Переключение выходного напряжения с 12V на 6V осуществляется установкой вилки-переключателя, которую вставляют в розетку (ОНЦ-ВГ-4-5/16-Р). К сожалению, фото вилки-переключателя нет, так как она была утеряна. Но, при необходимости можно спаять самодельную. Для этого необходимо изготовить перемычку и замкнуть контакты 1, 3, 5 соединителя ОНЦ-ВГ-4-5/16-Р (на принципиальной схеме показан, как X4а).

Розетка для переключения выходного напряжения и розетка под вилку типа «Москвич»

Розетка под вилку типа «Москвич» запараллелена с выходным кабелем для подключения нагрузки с зажимами типа «Крокодил». На ней такое же напряжение, как и на зажимах.

На лицевой части корпуса устройства имеется амперметр, по которому можно определять ток потребления. Индикатором включения зарядного устройства служит лампа накаливания. Чуть ниже имеется регулятор, с помощью которого задают ток заряда аккумуляторной батареи или выходное напряжение при питании электро- радиоаппаратуры.

Амперметр, индикатор включения и регулятор выходного тока на панели зарядного устройства

Проверка зарядного устройства.

Проверить исправность ЗУ можно с помощью лампы накаливания 12V (21 Вт). Для этого необходимо регулятор на лицевой панели установить до упора влево. Далее подключить прибор к сети 220V. Затем к зажимам типа «Крокодил» кабеля нагрузки или розетке («Москвич») подключить лампу накаливания 12V. Лампа должна нормально светиться.

После этого нужно повернуть регулятор до упора вправо. При этом яркость свечения лампы и показания амперметра должны возрасти.

В некоторых случаях при подключении лампы накаливания может сработать защита от короткого замыкания, и она не будет светиться. При этом подключение лампы нужно повторить.

Косвенно проверить исправность ЗУ можно с помощью цифрового мультиметра.

Включаем ЗУ. Регулятор задачи тока устанавливаем в крайнем левом положении. При этом на дисплее мультиметра отобразится минимальное напряжение на выходе ЗУ, это около 13V. При повороте регулятора вправо напряжение, которое показывает мультиметр, должно возрастать вплоть до 17…21V. Для режима 6V операция аналогична, только выходное напряжение будет, соответственно, меньше (см. таблицу №1. Пункт – «Диапазон регулирования напряжения холостого хода»).

Если напряжения сильно отличаются, то желательно произвести ремонт или настройку ЗУ. Об этом я рассказывал на странице про ремонт ЗУ «Рассвет-М».

Как пользоваться зарядным устройством «Рассвет-М».

Заряд аккумуляторной батареи (АКБ) желательно производить в тёплом помещении, при плюсовой температуре. При этом АКБ забирает оптимальный ток. Если АКБ заряжается на морозе, то ток заряда будет небольшим и процесс затянется по времени.

Перед включением прибора убедитесь, что выходные зажимы не замкнуты между собой. И, хотя зарядное устройство имеет защиту от короткого замыкания, нужно помнить, что это тяжёлый режим работы устройства.

Установите регулятор до упора влево и подключите ЗУ к электросети 220V. При этом на панели прибора засветится индикаторная лампа. Если заряжается 6-ти вольтовая АКБ, то перед включением прибора необходимо вставить вилку-переключатель в розетку ОНЦ-ВГ-4-5/16-Р, чтобы переключить выходное напряжение зарядного устройства с 12V на 6V.

Далее подключите зарядное устройство с соблюдением полярности к аккумуляторной батарее. Если аккумулятор исправен и разряжен не сильно, то стрелка амперметра отклонится и покажет небольшой ток.

Затем, поворачивая регулятор вправо устанавливаем желаемый ток заряда АКБ. При этом стоит опираться на рекомендуемые значения величины тока заряда, указанные в таблице №1 (для 12V АКБ до 5А, для 6V – 1,8А).

В течение первых 20 минут заряда ток будет уменьшаться. Чтобы поддержать ток заряда на желаемом уровне, вращаем регулятор вправо.

Если в электросети 220V возможны резкие изменения напряжения и нет возможности регулярного контроля за процессом заряда 12V аккумуляторной батареи, то ток заряда рекомендуется выставить в диапазоне 2,5…3А.

При заряде аккумулятора, который разряжен более чем на 75% от своей номинальной ёмкости, зарядный ток может превышать значения, указанные в таблице №1 (5А для 12V и 1,8А для 6V), даже при том, что регулятор установлен до упора влево.

Рекомендуется продолжить заряд, так как спустя 5…15 минут ток должен уменьшиться до допустимой величины. Если этого не происходит – прекратите заряд и проверьте исправность АКБ.

Чтобы облегчить работу зарядного устройства в таком режиме (когда превышен рекомендуемый ток), можно включить последовательно с АКБ 12-вольтовую лампу накаливания мощностью 40…45 ватт.

При пониженном напряжении в сети 220V или слабо разряженной АКБ, ток заряда может не достигать величины в 5А.

Главная » Мастерская » Текущая страница

Также Вам будет интересно узнать:

  • Как работает сварочный инвертор?

  • Ремонтируем сварочный инвертор «Ресанта».

Зарядное устройство УЗС-П-6/12-6,3 УХЛ 3.1 «Рассвет-2» предназначено для заряда автомобильных и мотоциклетных аккумуляторов с напряжением 6 и 12 вольт и емкостью 40-75 А*ч как в ручном, так и в автоматическом режиме. Сила тока плавно регулируется в пределах от 0,1 до 6,3 Ампер. При этом устройство способно работать при отрицательных температурах до -10°.

Кроме того «Рассвет-2» позволяет определить степень заряженности аккумулятора, исправность АKБ, полярность клемм при отсутствии на них маркировки.

З/У производилось по ТУ 3-42Ц-86 «Устройство зарядное УЗС-П-6/12-6,3 УХЛ 3.1 «РАССВЕТ-2″» от 01.12.1986 года.

Режимы работы

Зарядное устройство Рассвет-2 имеет два режима работы переключаемых нажатием кнопки на лицевой панели: Ручной (РУЧ) и Автоматический (АВТ). Оба режима предназначены для заряда стабилизированным током исключительно для свинцово-кислотных (обыкновенных) аккумуляторов:

  1. Ручной – заряд 6 В и 12 В свинцово-кислотных аккумуляторов.
  2. Автоматический – заряд и подзаряд 12 В свинцово-кислотных аккумуляторов

Устройство обеспечивает заряд аккумуляторов в режиме, близком к режиму «постоянного напряжения»,что обеспечивает их сохранность и долговечность. Устройство имеет электронную защиту электрических цепей от короткого замыкания на его выходе и ошибочного (по полярности) подключения к клеммам аккумулятора.

Краткая инструкция

Заряд 12 В аккумулятора в автоматическом режиме:

Для того что бы зарядить автомобильный аккумулятор в автоматическом режиме нужно подцепить клемму З/У к клеммам АКБ и лишь после этого включить зарядник в розетку. Затем выставляется начальный ток заряда (1/10 от емкости АКБ) после чего нужно нажать кнопу «АВТ».

В автоматическом режиме зарядный ток подается на аккумуляторную батарею циклически. Длительность цикла тока составляет от 5 до 35 секунд, после чего начинается пауза, при которой ток не подается. Во время протекания тока светится соответствующий индикатор тока, во время паузы — нет. По мере заряда аккумуляторной батареи пауза увеличивается от 0,5 — 1 секунды, при разряженной до 50% батарее — до 0,5 — 2 мин, и 6олее в конце ее заряда (зараженность батареи 95…100%).

Если после заряда в течение 0.5 — 2 ч (в зависимости степени заряженности батареи) пауза не увеличивается, то это является признаком неисправности аккумуляторной батареи.

Заряд 6 и 12 вольтового аккумулятора в ручном режиме:

В ручном режиме необходимо самостоятельно постепенно уменьшать силу тока (правильный цикл 4-5А — 10мин, 3А — 30мин 2А — 2-3 часа 1А 1 час итого 4-5 часов при полностью разряженном акб).

При наличии тока должен светиться соответствующий индикатор. Величина напряжения устанавливается автоматически и по мере заряда батареи будет возрастать при неизменной силе тока. При этом, величина напряжения исправных свинцово-кислотных аккумуляторных 6В батарей повышается в конце их заряда до 8.1В, 12В — до 16.2 В.

Признаком окончания заряда батареи является обильное газовыделение, постоянство напряжения и плотности электролита во всех аккумуляторах а течение двух часов.

Кнопка «Контроль» служит только для проверки работоспособности самого зарядного устройства, и к процессу зарядки отношения не имеет.

Проверка работоспособности ЗУ:

Для проверки работоспособности устройства необходимо:

  1. установить ручку «Ток» в крайнее левое положение — 0;
  2. нажать кнопку «РУЧ» — ручной режим работы.
  3. подключить шнур питания к сети, при этом должен светиться индикатор сети;
  4. подсоединить к выходным клеммам автомобильную лампу 12 вольт мощностью 21 Вт (21 кд);
  5. нажать кнопку «Контроль» и, не отпуская ее, повернуть ручку регулировки тока по часовой стрелке, при этом лампа и индикатор тока должны светиться. При отжатой кнопке «РУЧ» — автоматический режим работы — свечение лампы будет пульсирующим.

Рекомендации

  • После хранения устройства на холоде или после перевозки в зимних условиях перед включением в сеть выдержите его при комнатной температуре воздуха в течение 4 часов.
  • Разность плотностей электролита полностью заряженной батареи в каждом аккумуляторе не должна превышать 0,01г/см3. Если разность превышает указанную величину, то плотность электролита необходимо откорректировать.
  • Перед отключение батареи следует сначала отключить устройство от сети.
  • В случае если на лицевой панели устройства полностью отсутствует индикация, необходимо проверить предохранитель находящийся под крышкой (12). Для этого необходимо открутить один винт и снять крышку.

 

Скачать оригинальную инструкцию ЗУ «Рассвет-2» в PDF

instrukcija-86mz.pdf

986,67 Kb

Технические характеристики ЗУ «РАССВЕТ-2» и «РАССВЕТ-2М»

РАССВЕТ-2

РАССВЕТ-2М

Номинальное напряжение питания, В

220

Частота, Гц

50

Номинальное напряжение заряжаемых АKБ, В

6 и 12

12

Зарядный ток в режиме «4А max», А
— максимальный
— минимальный

4,5
1,0

Зарядный ток в режиме «6А max», А
— максимальный
— минимальный

6,5
2,5

Номинальное значение тока, А

6,3

Регулировка величины тока плавная, в диапазоне, А

0,1 -> 6,3

Рабочий диапазон температур

-10 до +40

Габаритные размеры, мм

267х142х112

Защита от короткого замыкания

Есть

Защита от переполюсовки

Есть

Масса, кг

3,2

3,2

Расход электроэнергии, кВт.ч, не более

0,16

0,12

 

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЗУ РАССВЕТ-2

Рассвет-2 — трансформаторное зарядное устройство. На основании корпуса крепятся силовой трансформатор, мощные управляющие тиристоры на радиаторах, плата стабилизации тока заряда и управления тиристорами, клеммы для подсоединения заряжаемого АКБ и выключатель питания. В качестве мощных регулирующих элементов применены тиристоры работающие в ключевом режиме.

В качестве силового трансформатора может быть применен любой мощность 180-250 Вт, выдающий переменное напряжение ~16…22 В и рассчитанный на ток 6…10 А.

Схема зарядного устройства РАССВЕТ-2

Принципиальная схема зарядного устройства РАССВЕТ-2
Составные части ЗУ Рассвет-2
Составные части ЗУ Рассвет-2

На чтение 10 мин Просмотров 22 Опубликовано 8 апреля 2023 Обновлено 8 апреля 2023

Содержание

  1. Зарядное устройство «Рассвет-М» КМ-14М
  2. Проверка зарядного устройства.
  3. Как пользоваться зарядным устройством «Рассвет-М».
  4. Ремонт зарядного устройства «Рассвет-М» КМ-14М

Зарядное устройство «Рассвет-М» КМ-14М

Зарядное устройство (ЗУ) «Рассвет-М» КМ-14М может быть использовано для заряда 12-ти и 6-ти вольтовых кислотных аккумуляторных батарей, а также применяться в качестве источника питания для различной электро- и радиоаппаратуры напряжением 12, 9 и 6 вольт.

Внешний вид зарядного устройства.

В центре алюминиевого радиатора гордо красуется силовой транзистор КТ803Б.

В приборе предусмотрен кабельный отсек, который занимает 1/3 пространства внутри аппарата. В нём можно хранить шнур питания и кабель для подключения нагрузки. На плюсовой зажим-крокодил надевается изоляционный чехол, чтобы предотвратить короткое замыкание выхода прибора.

Таблица №1. Основные технические характеристики.

220±10%, 50 Гц. V Максимальный допустимый ток при заряде 12V АКБ 5 A Максимальный допустимый ток при заряде 6V АКБ 1,8 A Максимальный допустимый ток при питании 12V электроаппаратуры 3 A Максимальный допустимый ток при питании 6V электроаппаратуры 1,8 A Максимальный допустимый ток при питании 12V радиоаппаратры 1 A Максимальный допустимый ток при питании 9V радиоаппаратры 0,5 A Диапазон регулирования напряжения холостого хода (12V выход) 13,2 (+0,8, -0,4). 17 (+4) V Диапазон регулирования напряжения холостого хода (6V выход) 6,4 (±0,4). 9 (+1,7; — 0,5) V Диапазон рабочей температуры -25. +40 C°

Эксплуатация прибора допускается при относительной влажности воздуха до 98% (при температуре +25C°) и отсутствии росы или инея на корпусе прибора.

Обращу внимание на одну особенность. Как видим, в таблице указаны разные токи при питании электро- и радиоаппаратуры. Именно так написано в инструкции на ЗУ. По-моему мнению, под электроаппаратурой подразумеваются приборы, которые нечувствительны к стабильности выходного напряжения (например, вентиляторы).

А вот более чувствительные к качеству электропитания аппараты, вроде радиоприёмников, портативных магнитол, нуждаются в стабильном напряжении. Поэтому и допустимый ток здесь меньше (1 ампер против 3 при 12V).

Как указано в инструкции на зарядное устройство, оно имеет защиту от короткого замыкания и переполюсовки (ошибки в полярности) при подключении к аккумуляторной батарее. Но, здесь же уточняется, что такие режимы сильно нагружают прибор, и он может выйти из строя.

Переключение выходного напряжения с 12V на 6V осуществляется установкой вилки-переключателя, которую вставляют в розетку (ОНЦ-ВГ-4-5/16-Р). К сожалению, фото вилки-переключателя нет, так как она была утеряна. Но, при необходимости можно спаять самодельную. Для этого необходимо изготовить перемычку и замкнуть контакты 1, 3, 5 соединителя ОНЦ-ВГ-4-5/16-Р (на принципиальной схеме показан, как X4а).

Розетка под вилку типа «Москвич» запараллелена с выходным кабелем для подключения нагрузки с зажимами типа «Крокодил». На ней такое же напряжение, как и на зажимах.

На лицевой части корпуса устройства имеется амперметр, по которому можно определять ток потребления. Индикатором включения зарядного устройства служит лампа накаливания. Чуть ниже имеется регулятор, с помощью которого задают ток заряда аккумуляторной батареи или выходное напряжение при питании электро- радиоаппаратуры.

Проверка зарядного устройства.

Проверить исправность ЗУ можно с помощью лампы накаливания 12V (21 Вт). Для этого необходимо регулятор на лицевой панели установить до упора влево. Далее подключить прибор к сети 220V. Затем к зажимам типа «Крокодил» кабеля нагрузки или розетке («Москвич») подключить лампу накаливания 12V. Лампа должна нормально светиться.

После этого нужно повернуть регулятор до упора вправо. При этом яркость свечения лампы и показания амперметра должны возрасти.

В некоторых случаях при подключении лампы накаливания может сработать защита от короткого замыкания, и она не будет светиться. При этом подключение лампы нужно повторить.

Косвенно проверить исправность ЗУ можно с помощью цифрового мультиметра.

Включаем ЗУ. Регулятор задачи тока устанавливаем в крайнем левом положении. При этом на дисплее мультиметра отобразится минимальное напряжение на выходе ЗУ, это около 13V. При повороте регулятора вправо напряжение, которое показывает мультиметр, должно возрастать вплоть до 17. 21V. Для режима 6V операция аналогична, только выходное напряжение будет, соответственно, меньше (см. таблицу №1. Пункт – «Диапазон регулирования напряжения холостого хода»).

Если напряжения сильно отличаются, то желательно произвести ремонт или настройку ЗУ. Об этом я рассказывал на странице про ремонт ЗУ «Рассвет-М».

Как пользоваться зарядным устройством «Рассвет-М».

Заряд аккумуляторной батареи (АКБ) желательно производить в тёплом помещении, при плюсовой температуре. При этом АКБ забирает оптимальный ток. Если АКБ заряжается на морозе, то ток заряда будет небольшим и процесс затянется по времени.

Перед включением прибора убедитесь, что выходные зажимы не замкнуты между собой. И, хотя зарядное устройство имеет защиту от короткого замыкания, нужно помнить, что это тяжёлый режим работы устройства.

Установите регулятор до упора влево и подключите ЗУ к электросети 220V. При этом на панели прибора засветится индикаторная лампа. Если заряжается 6-ти вольтовая АКБ, то перед включением прибора необходимо вставить вилку-переключатель в розетку ОНЦ-ВГ-4-5/16-Р, чтобы переключить выходное напряжение зарядного устройства с 12V на 6V.

Далее подключите зарядное устройство с соблюдением полярности к аккумуляторной батарее. Если аккумулятор исправен и разряжен не сильно, то стрелка амперметра отклонится и покажет небольшой ток.

Затем, поворачивая регулятор вправо устанавливаем желаемый ток заряда АКБ. При этом стоит опираться на рекомендуемые значения величины тока заряда, указанные в таблице №1 (для 12V АКБ до 5А, для 6V – 1,8А).

В течение первых 20 минут заряда ток будет уменьшаться. Чтобы поддержать ток заряда на желаемом уровне, вращаем регулятор вправо.

Если в электросети 220V возможны резкие изменения напряжения и нет возможности регулярного контроля за процессом заряда 12V аккумуляторной батареи, то ток заряда рекомендуется выставить в диапазоне 2,5…3А.

При заряде аккумулятора, который разряжен более чем на 75% от своей номинальной ёмкости, зарядный ток может превышать значения, указанные в таблице №1 (5А для 12V и 1,8А для 6V), даже при том, что регулятор установлен до упора влево.

Рекомендуется продолжить заряд, так как спустя 5…15 минут ток должен уменьшиться до допустимой величины. Если этого не происходит – прекратите заряд и проверьте исправность АКБ.

Чтобы облегчить работу зарядного устройства в таком режиме (когда превышен рекомендуемый ток), можно включить последовательно с АКБ 12-вольтовую лампу накаливания мощностью 40…45 ватт.

При пониженном напряжении в сети 220V или слабо разряженной АКБ, ток заряда может не достигать величины в 5А.

Источник

Ремонт зарядного устройства «Рассвет-М» КМ-14М

Знаю, что несмотря на древность сего аппарата, многие с охотой используют его. При должном обращении прибор перещеголяет многие современные зарядные устройства (ЗУ), надёжность которых (особенно бюджетных) оставляет желать лучшего и, как правило, ремонт их трудоёмок и дорог.

«Рассвет-М» в отличии от них имеет простую схему и собран на базе классического силового трансформатора, а не импульсного, который чаще всего и выходит из строя. Надо отметить и ремонтопригодность аппарата. В умелых руках зарядное устройство обретает вторую жизнь.

В дополнение к данному материалу приведу ссылки, которые обязательно помогут тем, кто ремонтирует или эксплуатирует данное ЗУ:

Принципиальная схема ЗУ «Рассвет-М» КМ-14М. По ней можно детально разобраться в устройстве ЗУ. По ходу дела я буду ссылаться на неё.

Вернёмся к нашему ремонту.

В конкретно моём случае причиной выхода из строя зарядного устройства стал один из двух диодов Д242Б, которые входят в состав двухполупериодного выпрямителя. Он оказался в обрыве и получилось так, что вся токовая нагрузка легла на оставшийся. Со слов владельца прибор работал, но не выдавал ток, что неудивительно.

От чрезмерного нагрева исправный диод потемнел, а пластиковая стенка корпуса сильно оплавилась. Аппарат был в очень заброшенном состоянии. Было видно, что его не чистили от пыли и, что важно, не вскрывали (краска на одном из корпусных шурупов была нетронута). Поэтому, первым делом вычистил аппарат от грязи и пыли.

Далее были найдены диоды для замены неисправного и того, живого, но потемневшего от перегрева.

Взамен установил бывшие в употреблении (б/у), но исправные Д242А, которые, к тому же, выдерживают вдвое больший прямой ток (10А против 5-ти у Д242Б).

Также был заменён электролитический конденсатор К50-20 ёмкостью 2000 мкФ (50В). И, хотя универсальный тестер показал вполне нормальную ёмкость, близкую к номинальной, он явно потерял свои свойства, и требуется его замена. Как-никак, но аппарат с 1987 года.

Взамен старого К50-20, который имеет внушительные габариты и крепится гайкой, был установлен конденсатор фирмы Samwha серии RD (2200μF * 63V) для работы в широком температурном диапазоне. Закрепил его в нише корпуса каплей термоклея.

У транзисторов КТ803А и КТ815В обновил теплопроводящую пасту. Прежняя давно высохла.

После ремонта решил потестировать аппарат на реальном аккумуляторе. И, хотя зарядное устройство выдавало положенное напряжение и ток, в процессе была замечена одна неприятная странность. По прошествии некоторого времени (около часа), стрелка амперметра начинала сильно подёргиваться.

Стало понятно, что где-то плохой контакт, либо схема работает нестабильно. Был проверен кабель нагрузки, соединения обмоток трансформатора, почищены от грязи и окислов зажимы «Крокодил».

Переменный резистор СП-1-1 (470 Ом) главного регулятора также был вскрыт. Его я проверил на наличие окислов и подгаров, поверхность резистивного слоя и ползунок почистил с применением изопропилового спирта. Результата это не дало.

Решил заменить оставшиеся конденсаторы постоянной ёмкости C2 и С3. Конденсатора С4 я не нашёл, хотя на схеме он присутствует.

К моему удивлению, при проверке бумажных конденсаторов БМ-2 2200pF (C2) и МБМ 0,1μF 160V (C3), цифровой мультиметр и универсальный тестер показали завышенную в два раза ёмкость.

Результат проверки конденсатора БМ-2.

Со вторым конденсатором МБМ результат аналогичный. Ёмкость 261,6 nF (

0,2μF) против заявленной 0,1μF ±10%. Что-то и вправду с ними не так. Как оказалось, проблема не нова и многие сталкивались с таким эффектом. Так что, конденсаторы меняем сразу.

В качестве замены установил то, что оказалось под рукой. Предварительно, конечно же, проверил.

После пробного включения зарядного устройства обнаружил, что выходное напряжение завышено (крайнее правое положение регулятора). На выходе 26. 27V, что явно не порядок. Пришлось изучать руководство по эксплуатации. В нём сказано, что выходное напряжение на пределе 12V задаётся подстроечным резистором R10 (СП3-1б на 3,3 кОм).

Сначала почистил от пыли поверхность резистивного слоя и контакт ползунка у подстроечных резисторов R9 и R10 изопропиловым спиртом. Резисторы эти без защитного кожуха и осевшая пыль может приводить к изменению результирующего сопротивления.

При крайнем левом положении регулятора с помощью подстройки сопротивления резистора R10 выставил выходное напряжение 13,5V. Это где-то в середине допустимого диапазона (12,8. 14V).

Далее выкрутил регулятор вправо и на выходе вместо 26V стало 18V, что соответствует верхнему диапазону (17. 21V).

После проделанных операций вновь проверил работу ЗУ при зарядке АКБ. Никаких дрожаний стрелки амперметра замечено не было.

Вот так была восстановлена работа описанного здесь зарядного устройства.

Надо отметить, что аппарат собран довольно «колхозно». Куча проводов, которые перевиваются в корпусе, плохая подгонка пластиковых частей корпуса, и, особенно, сильно доставляет гудящий трансформатор.

Ремонт осложняет алюминиевый провод, которым намотаны обмотки силового трансформатора. Непонятным образом концы обмоток спаяны между собой, а те, что идут на общий провод схемы припаяны прямо на П-образное основание из жести, в котором крепится амперметр.

Так что, если соберётесь ремонтировать сей чудо аппарат, то запаситесь флюсом для пайки алюминия, так как, возможно, вам придётся восстанавливать обрывы алюминиевых проводников, которые запаиваются в том числе и на выводы анодов Д242Б.

Источник

Радиостанции

Радиомодемы

GSM модемы

Антенны

Блоки питания и преобразователи

Информация

(495) 220-95-14
info@mobilradio.ru

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Устройство зapядное УЗС-П-6/12-6,3 УХЛ 3.1 «Рассвет-2» предназначено для заряда и подзаряда aккумулятopных бaтapeй легковых автомобилей и мотоциклов.

Зapядное устройство Рассвет-2 производит заряд стабилизированным током в любом из двух режимов:

В ручном — заряд 6 В и 12 В свинцово-кислотных aккумулятopных бaтapeй.
В автоматическом — заряд и подзаряд 12 В свинцово-кислотных aккумулятopных бaтapeй.

Устройство зapядное «Рассвет-2» имеет электронную защиту от короткого замыкания на его выходе и ошибочного (по полярности) подключения к клеммам бaтapeи.

Кроме того «Рассвет-2» позволяет определить степень заряженности aккумулятopной бaтapeи, исправность АKБ, полярность клемм бaтapeи при отсутствии на них маркировки.

Зapядное устройство УЗ-12-6 УХЛ3.1 «Рассвет-2М» предназначено для заряда и подзаряда исправных кислотных aккумулятopных бaтapeй легковых автомобилей с номинальным напряжением 12В и емкостью 40-75 А*ч.

Устройство обеспечивает заряд aккумулятopных бaтapeй в режиме, близком к режиму «постоянного напряжения»,что обеспечивает их сохранность и долговечность. Зapядное устройство «Рассвет-2М» имеет защиту электрических цепей от короткого замыкания.

ОПИСАНИЕ ЗУ РАССВЕТ-2

Зарядное устройство Рассвет-2 для автоаккумуляторов изготовлено в виде отдельного блока, закрытого корпусом от попадания непогоды и влаги. На основании корпуса крепятся силовой трансформатор, мощные управляющие тиристоры на радиаторах, плата стабилизации тока заряда и управления тиристорами, клеммы для подсоединения заряжаемого АКБ и выключатель питания. В качестве мощных регулирующих элементов применены тиристоры работающие в ключевом режиме.

Технические характеристики зapядных устройств «РАССВЕТ-2» и «РАССВЕТ-2М»

Номинальное напряжение питания, В

Частота, Гц

Номинальное напряжение заряжаемых АKБ, В

Зapядный ток в режиме «4А max», А
— максимальный
— минимальный

Зapядный ток в режиме «6А max», А
— максимальный
— минимальный

Номинальное значение тока, А

Регулировка величины тока плавная, в диапазоне, А

Рабочий диапазон температур

Габаритные размеры, мм

Масса, кг

Расход электроэнергии, кВт.ч, не более

ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗУ РАССВЕТ-2

5.1.3. Под крышкой 12 установлен предохранитель. Крышка 12 крепится к корпусу 1 винтом. Для обеспечения доступа к предохранителю при его замене необходимо снять крышку 12.

Примечание. Ввиду непрерывного совершенствования конструкции УЗ возможны несущественные отличим в изделии от описанного выше.

5.2. Проверка работоспособности:

5.2.1 Для проверки работоспособности УЗ необходимо:
1) установить ручку 5 в крайнее левое положение;
2) нажать кнопку 3—ручной режим работы.
3) подключить шнур питания 9 к сети, при этом должен светиться индикатор сети 6;
4) подсоединить к зажимам И автомобильную 12 В лампу мощностью 21 Вт (21 кд);
5) нажать кнопку «Контроль» 4 и, не отпуская ее, повернуть ручку 5 по часовой стрелке, при этом лампа и индикатор тока 7 должны светиться. При отжатой кнопке 3 — автоматический режим работы — свечение лампы будет пульсирующим.

6. ПОДГОТОВКА И ПОРЯДОК РАБОТЫ

6.1. После хранения УЗ на холоде или после перевозки в зимних условиях перед включением в сеть выдержите его при температуре воздуха помещения в течение 4 часов.

6.2. Кнопку 3 установить в положение требуемого режима работы «Авт» (автоматический) или «Руч» (ручной). Зажимы 11 подсоединить к клеммам аккумуляторной батареи согласно маркировке. Шнур питания 9 подключить к сети.

6.3. Заряд 12В и 6В аккумуляторных батарей в ручном режиме:

6.3.1. Ручкой 5 установить требуемый зарядный ток, величина которого должна соответствовать указанной в инструкции на аккумуляторную батарею. При наличии тока должен светиться индикатор 7. Величина напряжения устанавливается автоматически и по мере заряда батареи будет возрастать при неизменной силе тока.

Примечания:
I. Величина напряжения исправных свинцово-кислотных аккумуляторных 6В батарей повышается в конце их заряда до 8.1В, 12В — до 16.2 В
2. Признаком окончания заряда батареи является обильное газовыделение, постоянство напряжения и плотности электролита во всех аккумляторах а течение двух часов.
3. Разность плотностей электролита полностью заряженной батареи в каждом аккумуляторе не должна превышать 0,01г/см 3 . Если разность превышает указанную величину, то плотность электролита необходимо откорректировать.

Примерные нормы корректировки плотности электролита, г/см 3

Требуемая плотность электролита в АКБ г/см 3
Реальная плотность электролита, г/см 3

1,15
1,16
1,17
1,18
1,19
1,20
1,21
1,22
1,23
1,24
1,25
1,26
1,27
1,28
1,29
1,30
1,31
1,32
1,33
1,34

1,24
254
220
201
181
158
133
105
74
40

24
47
68
87
105
112
138
153
167
181

1,26
290
275
159
241
222
200
176
149
119
84
45

23
44
63
82
99
115
130
145

1,28
342
330
316
301
285
266
246
223
198
169
136
97
53

21
41
59
77
93
108

1,30
396
385
374
362
348
333
316
242
277
253
226
194
158
115
63

20
38
56
72

Слева от жирной черты: после удаления указанного объема электролита необходимо долить такое же количество электролита плотностью 1,40 г/см 3 .

Справа от жирной черты: после удаления указанного объема электролита необходимо долить такое же количество дистиллированной воды.

6.3.2. После окончания заряда батареи шнур питания 9 отсоединить от сети, а кабели нагрузки — от аккумуляторной батареи.

6.4. Заряд и подзаряд 12 В аккумулятроной батареи в автоматическом режиме:

6.4.1. Установить ручку 5 согласно указаниям предыдущего раздела.
6.4.2. В автоматическом режиме зарядный ток подается на аккумуляторную батарею циклически. Длительность цикла тока составляет 5..35 с. Во время протекания тока светится индикатор 7. Между циклами тока следует бестоковая пауза, при которой индикатор 7 не светится. По мере заряда аккумуляторной батареи пауза увеличивается от 0,5. 1с, при разряженной до 50% батарее — до 0,5. 2 мин, и 6олее в конце ее заряда (зараженность батареи 95. 100%).
6.4.3. Если после заряда в течение 0.5. 2 ч (в зависимости степени заряженности батареи) пауза не увеличивается, то это является признаком неисправности аккумуляторной батареи

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЗУ РАССВЕТ-2

Инструкции по эксплуатации зарядных устройств

Зарядное устройство ЗУ-75А Обронприбор

ООО НПП «Оборонприбор» г. Рязань. Инструкция пользователя

Зарядное устройство КУЛОН 707d, КУЛОН 717d

Зарядные устройства Кулон-707d, Кулон-715d инструкция пользователя

Зарядное устройство Кедр АВТО 10

Руководство предпускового зарядного устройства Кедр АВТО 10

Зарядное устройство Кедр АВТО 4А

Инструкция по применению автомобильного зарядного устройства Кедр АВТО 4A на русском языке

Зарядное устройство ОРИОН

Руководство по эксплуатации предпускового зарядного устройства Орион 260/265/325

Зарядное устройство ОРИОН-415

Руководство предпускового зарядного устройства Орион 415

На дворе минус.
Индикатор заряда аккума просит зарядки.
Не удивительно, что после простоя 2 суток на

Ну, речь не об этом.
Есть такое ЗУ

«Рассвет-2», не нашел инфы о том, должна ли кнопка «контроль» быть нажатой.

Так вот, тем кто столкнется с тем же вопросом:
-кнопка не нажимается и не должна нажиматься.

Включайте авто режим и забудьте о подсчетах времени и силы тока.

ЗУ заряжает импульсами, индикатор снова зеленый, плотность в норме.
Посмотрим как себя будет вести.
Пока жалоб нет :)

Проверяем свои батарейки перед зимой.
Всех благ и легкого пуска.

Лада 2109 2004, двигатель бензиновый 1.5 л., 78 л. с., передний привод, механическая коробка передач — электроника

Машины в продаже

Лада 2109, 2002

Лада 2109, 2002

Лада 2109, 1994

Лада 2109, 2003

Смотрите также

Комментарии 48

Тоже имею такой зарядник с советских времен. Режим «авто» перестал работать. Пока пользуюсь ручным режимом. Надо в ремонт отнести…

На ремонт попал такой прибор. Не понял сперва почему не горит лампочка от сия прибора. Прочёл, инструкцию выложеную пользователями, понял, что это нормально. Спасибо.

Подскажите, как понять на какой клемме плюс? Нет никаких отметок…

Доброго времени суток. Наткнулся на Вашу статью про чудо ЗУ, у меня такой же. Сей час пытаюсь зарядить аккумулятор 77 Ач, но подвох в том, что зарядное рассчитано до 60. Возник вопрос. Если я поставлю заряд на 6 А и в режим авт. я смогу зарядить аккумулятор который на 77 Ач? Заранее благодарю.

Доброго!
Я, конечно, не электрик арестованный, поэтому поправьте, если ошибаюсь…

60 или 77 ач — это емкость аккумулятора.
На ЗУ нет ограничения по емкости заряжаемых аккумуляторов.
Есть показатель максимальной силы тока выдаваемый ЗУ, а это немного другие вещи.

Ставьте на «авто» режим и не заморачивайтесь с силой тока и расчетом времени зарядки.
ЗУ импульсами отлично заряжает.

А емкость говорит о том, что при одной и той же силе тока, 60ач зарядится быстрее, чем 77ач.

Это как набирать 10л и 15л ведро 1л бутылкой.
В 15л ведро уйдет больше бутылок, что займет больше времени.

Ангел Костов, Болгария.
shumen (at) inbox.ru

Предлагаю Вашему вниманию схему зарядного устройства «Рассвет-2», которую я снял с оригинального зарядного устройства. По этой схеме сделал 2 ЗУ и они работают точно как и оригинальное.

Конструктивно зарядное устройство (ЗУ) изготовлено в виде отдельного блока, закрытого корпусом от попадания непогоды и влаги. На основании корпуса крепятся силовой трансформатор, vощные управляющие тиристоры на радиаторах, плата стабилизации тока заряда и управления тиристорами, клеммы для подсоединения заряжаемого аккумулятора проводами, сечением не менее 2,5 мм2(«+» на корпусе) и выключатель питания.Схема представлена на рис. 1.

Плата управления и стабилизации установлена на передней панели корпуса таким образом, чтобы кнопки переключателей режима заряда — «Ручной — автоматический» и включения заряда попадали в специально прорезанный паз и легко переключались. Так же на переднюю панель выведены ручной регулятор тока заряда (Rp). Схема платы управления представлена на рис. 2.

Спецификация комплектующих деталей (на болгарском языке, но по-моему все понятно и перевода не требует).

а/ VT1 и VT10 = КТ209 или ВС557
б/ VT3 и VT7 = КТ315Д
в/ VT2, VT4, VT5, VT6, VT8 и VT9 = КТ361Д или ВС557

Диоди:

а/ VD13 = KC147 /ценер/
б/ VD19 = Д816Д /ценер/
в/ VD5 = светодиод, руски, /червен/
г/ VD6 = светодиод, руски, /зелен/
д/ VS1 и VS2 = КУ202Л
е/ VD1-VD4, VD8, VD9, VD12, VD15-VD18 = Д226В или 1N4003

Съпротивления /резистори/:

а/ Rp /потенциометър външен/ = 4,7k
б/ Ra /тример-потенциометър за силата на зарядния ток, Imax=6,3 A/ = 3,3k
в/ Ru /тример-потенциометър за долната граница на разряд при автом. цикъл 13,9V/ = 3,3k
г/ резисторы 1Вт:
R4 = 150ом, 1W;
R8 = 300ом, 1W;
R12 = 1k, 1W

д/ Съпротивления 0,25W:

R1, R3, R21, R23 = 3,6k;
R2 = 510ом;
R5, R10 = 20k;
R6, R7, R13, R24 = 1к;
R11 = 75k;
R14 = 3k;
R18, R19, R25 = 10k;
R22 = 9,1k;
R26 = 300ом
R27 = 51k;

Кондензатори

C1, C2, C3 = 0,1 µF, 160 V
С4 = 20 µF, 16 V;
C5, C6 = 100 µF, 25 V;
C7 = 20 µF, 50 V

Внешний вид печатной платы представлен на рис. 3.

А вид платы со стороны разводки на рис.4.

В качестве силового трансформатора может быть применен любой мощность 180-250 Вт, выдающий переменное напряжение

16. 22 В и расчитанный на ток 6. 10 А.

В заключении хотелось бы сказать несколько слов о высокой надежности схемы — т. к. в качестве мощных регулирующих элементов применены тиристоры работающие в ключевом режиме.

Зарядное устройство РАССВЕТ-2

Кроме того «Рассвет-2» позволяет определить степень заряженности аккумулятора, исправность АKБ, полярность клемм при отсутствии на них маркировки.

large 3 51lm
З/У производилось по ТУ 3-42Ц-86 «Устройство зарядное УЗС-П-6/12-6,3 УХЛ 3.1 «РАССВЕТ-2″» от 01.12.1986 года.

Режимы работы

Зарядное устройство Рассвет-2 имеет два режима работы переключаемых нажатием кнопки на лицевой панели: Ручной (РУЧ) и Автоматический (АВТ). Оба режима предназначены для заряда стабилизированным током исключительно для свинцово-кислотных (обыкновенных) аккумуляторов:

0c039ef5ccfa 2 9ip

Краткая инструкция

Заряд 12 В аккумулятора в автоматическом режиме:

Для того что бы зарядить автомобильный аккумулятор в автоматическом режиме нужно подцепить клемму З/У к клеммам АКБ и лишь после этого включить зарядник в розетку. Затем выставляется начальный ток заряда (1/10 от емкости АКБ) после чего нужно нажать кнопу «АВТ».

Заряд 6 и 12 вольтового аккумулятора в ручном режиме:

Признаком окончания заряда батареи является обильное газовыделение, постоянство напряжения и плотности электролита во всех аккумуляторах а течение двух часов.

5c603a11bedcc55461693393 10dr

Проверка работоспособности ЗУ:

Для проверки работоспособности устройства необходимо:

Источник

Аккумулятор и зарядное устройство Рассвет-2

fe7b169s 100

На дворе минус.
Индикатор заряда аккума просит зарядки.
Не удивительно, что после простоя 2 суток на

Ну, речь не об этом.
Есть такое ЗУ «Рассвет-2», не нашел инфы о том, должна ли кнопка «контроль» быть нажатой.

Так вот, тем кто столкнется с тем же вопросом:
-кнопка не нажимается и не должна нажиматься.

Включайте авто режим и забудьте о подсчетах времени и силы тока.

7e6c9ecs 960

ЗУ заряжает импульсами, индикатор снова зеленый, плотность в норме.
Посмотрим как себя будет вести.
Пока жалоб нет 🙂

Проверяем свои батарейки перед зимой.
Всех благ и легкого пуска.

Лада 2109 2004, двигатель бензиновый 1.5 л., 78 л. с., передний привод, механическая коробка передач — электроника

Комментарии 52

rR5f qGfr2wJ6RTAkyLywxBjYj8 60

IEAAAgEvluA 60

Тоже имею такой зарядник с советских времен. Режим «авто» перестал работать. Пока пользуюсь ручным режимом. Надо в ремонт отнести…

pYAAAgKQROA 60

На ремонт попал такой прибор. Не понял сперва почему не горит лампочка от сия прибора. Прочёл, инструкцию выложеную пользователями, понял, что это нормально. Спасибо.

nIAAAgFbCOA 60

Подскажите, как понять на какой клемме плюс? Нет никаких отметок…

rR5f qGfr2wJ6RTAkyLywxBjYj8 60

на родных клеммах выдавлено — и +

daAAAgC5BeA 60

Доброго времени суток. Наткнулся на Вашу статью про чудо ЗУ, у меня такой же. Сей час пытаюсь зарядить аккумулятор 77 Ач, но подвох в том, что зарядное рассчитано до 60. Возник вопрос. Если я поставлю заряд на 6 А и в режим авт. я смогу зарядить аккумулятор который на 77 Ач? Заранее благодарю.

fe7b169s 60

Доброго!
Я, конечно, не электрик арестованный, поэтому поправьте, если ошибаюсь…

60 или 77 ач — это емкость аккумулятора.
На ЗУ нет ограничения по емкости заряжаемых аккумуляторов.
Есть показатель максимальной силы тока выдаваемый ЗУ, а это немного другие вещи.

Ставьте на «авто» режим и не заморачивайтесь с силой тока и расчетом времени зарядки.
ЗУ импульсами отлично заряжает.

А емкость говорит о том, что при одной и той же силе тока, 60ач зарядится быстрее, чем 77ач.

Это как набирать 10л и 15л ведро 1л бутылкой.
В 15л ведро уйдет больше бутылок, что займет больше времени.

Источник

Зу рассвет 2 инструкция. Зарядные устройства (для авто). Выбираем зарядное устройство. Отзывы. Как заряжать Аккумулятор зарядным устройством

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

lazy placeholder
Устройство зapядное УЗС-П-6/12-6,3 УХЛ 3.1 «Рассвет-2»
предназначено для заряда и подзаряда aккумулятopных бaтapeй легковых автомобилей и мотоциклов.

Зapядное устройство Рассвет-2 производит заряд стабилизированным током в любом из двух режимов:

В ручном — заряд 6 В и 12 В свинцово-кислотных aккумулятopных бaтapeй. В автоматическом — заряд и подзаряд 12 В свинцово-кислотных aккумулятopных бaтapeй.

Устройство зapядное «Рассвет-2» имеет электронную защиту от короткого замыкания на его выходе и ошибочного (по полярности) подключения к клеммам бaтapeи.

Кроме того «Рассвет-2» позволяет определить степень заряженности aккумулятopной бaтapeи, исправность АKБ, полярность клемм бaтapeи при отсутствии на них маркировки.

lazy placeholder

Зapядное устройство УЗ-12-6 УХЛ3.1 «Рассвет-2М»
предназначено для заряда и подзаряда исправных кислотных aккумулятopных бaтapeй легковых автомобилей с номинальным напряжением 12В и емкостью 40-75 А*ч.

Устройство обеспечивает заряд aккумулятopных бaтapeй в режиме, близком к режиму «постоянного напряжения»,что обеспечивает их сохранность и долговечность. Зapядное устройство «Рассвет-2М» имеет защиту электрических цепей от короткого замыкания.

Ремонт зарядного устройства «Рассвет» своими руками

Устройство зарядное «Рассвет» модель КМ-14 хоть и выпускалось ещё в 80-х годах, но ещё используется у некоторых автовладельцев для зарядки АКБ.
Несколько раз приносили в ремонт данное устройство, поэтому решил написать небольшую статью с фото и таблицей напряжений, возможно кому-то пригодится.

Зарядное устройство (ЗУ) универсальное. Им можно заряжать 12В и 6В аккумуляторные батареи, а также есть стабилизированный выход 12В и 9В для питания различной радиоаппаратуры.

lazy placeholder

Радиоаппаратуру с напряжением питания 9В при отсутствии питания для ЗУ

220В можно запитать от АКБ 12В через ЗУ. Для этого ЗУ нужно подключить щупами к АКБ, а с гнезда (9В) взять стабилизированное 9В.

lazy placeholder

Технические характеристики зарядного устройства «Рассвет»

Принципиальная электрическая схема ЗУ «Рассвет»

lazy placeholder

Ремонт зарядного устройства «Рассвет»

Несколько раз приходилось менять в данном устройстве выходной транзистор V1 КТ803А. Можно заменить на КТ808А.

lazy placeholder

Пару раз приходилось менять транзистор V3 МП26А. Можно МП25А.

lazy placeholder

Про разбитый амперметр и оторванные зажимы типа «крокодил» я уже и не пишу

Источник

Как зарядить автомобильный аккумулятор — время, ток, напряжение

lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder

Как определить тип аккумулятора:

См. как проверить уровень заряда аккумулятора.

Необходимость правильной зарядки

АКБ выполняет следующие функции:

От АКБ получают питание все элементы, входящие в электрическую схему машины. Соответственно у АКБ с каждым разом уменьшается заряд. Разряженный аккумулятор нужно ставить на подзарядку и зарядить до нормы. Есть два варианта зарядки: не снимая с автомобиля зарядить на месте или после снятия с авто подключить к стационарному ЗУ.

Зарядка АКБ осуществляется с помощью специальных устройств. Заряжать можно не снимая с машины. Чтобы правильно ее осуществить, нужно выяснить, какие виды аккумуляторных батарей существуют, основные их характеристики, влияющие на подзарядку, виды устройств для зарядки, как они функционируют, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор.

lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЗУ РАССВЕТ-2

Рассвет-2 — трансформаторное зарядное устройство. На основании корпуса крепятся силовой трансформатор, мощные управляющие тиристоры на радиаторах, плата стабилизации тока заряда и управления тиристорами, клеммы для подсоединения заряжаемого АКБ и выключатель питания. В качестве мощных регулирующих элементов применены тиристоры работающие в ключевом режиме.
В качестве силового трансформатора может быть применен любой мощность 180-250 Вт, выдающий переменное напряжение

16…22 В и рассчитанный на ток 6…10 А.

lazy placeholder
Принципиальная схема зарядного устройства РАССВЕТ-2

lazy placeholder
Составные части ЗУ Рассвет-2

Сообщить о ошибке (Ctrl+Enter)

Виды аккумуляторных батарей

АКБ имеют похожую конструкцию, они состоят из набора пластин, играющих роль электродов. Между ними залит электролит, в котором происходит химическая реакция. Благодаря этой реакции выделяется электрическая энергия.

lazy placeholder
Строение аккумуляторной батареи

Все виды АКБ делятся на две большие группы: обслуживаемые и необслуживаемые. Во время химической реакции вода частично испаряется, поэтому необходим контроль уровня электролит. Если его недостаточно нужно доливать дистиллированную воду. К необслуживаемым моделям относятся гелевые аккумуляторы и AGM.

В настоящее время на автомобили устанавливают следующие виды аккумуляторных батарей:

lazy placeholder
Типы аккумуляторных батарей

Виды зарядных устройств для аккумулятора

Прежде чем рассматривать, как зарядить аккумулятор автомобиля, следует изучить, какие виды зарядных устройств существуют.

Современные ЗУ можно разделить на следующие типы:

lazy placeholder
Зарядное устройство для аккумулятора

lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder

ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Перед началом эксплуатации автоматического зарядно-предпускового устройства необходимо изучить настоящее руководство, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи. Перед подключением прибора к сети убедитесь в целостности (отсутствии повреждений) изоляции сетевого шнура. Не допускайте попадания химически активных жидкостей (бензин, кислота и т.д.) и воды на корпус зарядного устройства и сетевой провод. При зарядке батари устройство должно размещаться в хорошо вентилируемой зоне. При этом выделяемые газы и кислотный аэрозоль не должны попадать на зарядное устройства и сетевые провода.

Зарядка от А до Я

Если пользоваться постоянно машиной и совершать длительные поездки, то регулярная подзарядка не нужна. Но если АКБ долгое время не использовалась, она нуждается в подзарядке хотя бы раз в месяц.

Особенности

Как известно, Ампер и Вольт — единицы измерения эклектического тока.

Когда заряжается аккумулятор необходимо учесть следующие факторы для контроля и правильной зарядки:

АКБ можно быстро зарядить с помощью токов больших значений — от 20 Ампер до 30 Ампер. Но такая зарядка приводит аккумулятор к быстрому износу, поэтому ею лучше не пользоваться.

Во время зарядки гелевой батареи необходимо контролировать, чтобы напряжение в электрической сети не было выше 14,2 Вольт.

Эти критерии следует учитывать, чтобы правильно зарядить автомобильный аккумулятор. Зная, какие показатели Ампер и Вольт должны на быть в электрической схеме при зарядке, можно начинать заряжать АКБ. В видео от «ВсеИнструменты.ру» расскажут, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор.

Подготовительные работы

Перед зарядкой следует изучить инструкцию, в которой описано, как правильно зарядить аккумулятор автомобиля. Схема зарядки включает проверку зарядки АКБ: нужно убедиться, что она полностью разрядилась. Ее нужно демонтировать из моторного отсека и подвергнуть тщательному осмотру.

Причиной разрядки может быть не только естественная разрядка, но и нарушение целостности корпуса аккумулятора. В этом случае электролит выливается и химической реакции не происходит. Если при осмотре выявлена трещина, то из батареи вытек весь электролит. Такую батарею нельзя использовать в электрической схеме авто.

Выяснить, разряжен ли аккумулятор, можно благодаря цветовому индикатору, установленному на крышке его корпуса. Индикатор может иметь разные цвета, чтобы не ошибиться, нужно изучить схему с пояснениями, которую наклеивают около индикатора.

Проверку зарядки можно сделать не снимая ее с авто с помощью обычного тестера, измерив напряжение на клеммах устройства. У батареи, которая разрядилась, напряжение будет ниже нормы.

lazy placeholder
Измерение напряжения на клеммах

Перед подзарядкой разряженной АКБ следует проверить, сколько электролита, и его состояние. Это можно сделать без снятия батареи через заливные пробки. Если электролит отвечает норме, то он должен быть прозрачным, чистым, без примесей и покрывать полностью пластины. Если электролита недостаточно, то нужно долить воды столько, сколько положено по инструкции.

Кроме того, нужно проверить отверстие для вентиляции на крышке АКБ, для этого не требуется ее снятия. Оно должно быть чистым, чтобы испарения могли свободно выходить.

Процесс зарядки

Важно помнить во время подзарядки о том, что электролит испаряется, поэтому аккумулятор лучше заряжать не снимая с машины в гараже или после снятия с авто заряжать в нежилом помещении. Важно также придерживаться правильной схемы подключения. Если подключение зарядного устройства будет выполнено неправильно, могут выйти из строя предохранители на ЗУ.

Заряжать аккумуляторную батарею можно двумя способами со снятием и без:

Схема зарядки автомобильного аккумулятора ЗУ, в котором используется способ с постоянным напряжением, несложная. Для этого нужно с помощью регулятора выставить, сколько должна быть сила тока. Она равна 10% от номинальной энергоемкости АКБ. В процессе зарядки сила тока будет снижаться. Определить, что батарея полностью зарядилась, можно по стрелке амперметра: она должна опуститься до о. Если устанавливать такую силу тока, то полная подзарядка по времени обычно занимает 10-13 часов.

lazy placeholder
Зарядка аккумулятора для автомобиля

Выполнять подзарядку устройством с методом постоянного тока труднее, необходимо придерживаться определенной схемы во время подзарядки, которую следует знать. Сначала, как и в первом способе, нужно выставить силу тока, например, 6 Ампер, которая равняется 10% номинальной энергоемкости батареи 60 Ампер часов. С такой силой тока аккумулятор заряжается, пока значение напряжения не будет 14 Вольт.

Силу тока нужно уменьшить в два раза, то есть до 3 Ампер, и продолжить зарядку с таким показателем тока, пока показатель напряжения не станет равным 15 Вольт. Далее силу тока следует сделать еще в два раза меньше — 1,5 Ампер. Сколько нужно заряжать, можно определить по уровню напряжения. Если показатель напряжения держится на одном уровне больше часа, то это означает, что АКБ полностью зарядилась. Измерять Вольты можно с помощью вольтметра.

Если зарядка полная, двигатель должен легко запускаться на холостом ходу. На этом зарядка агрегата заканчивается.

Режимы работы

Зарядное устройство Рассвет-2 имеет два режима работы переключаемых нажатием кнопки на лицевой панели: Ручной (РУЧ) и Автоматический (АВТ). Оба режима предназначены для заряда стабилизированным током исключительно для свинцово-кислотных (обыкновенных) аккумуляторов:

Устройство обеспечивает заряд аккумуляторов в режиме, близком к режиму «постоянного напряжения»,что обеспечивает их сохранность и долговечность. Устройство имеет электронную защиту электрических цепей от короткого замыкания на его выходе и ошибочного (по полярности) подключения к клеммам аккумулятора.

Источник

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора электроника инструкция

Примерные нормы корректировки плотности электролита, г/см 3

Требуемая плотность электролита в АКБ г/см 3 Реальная плотность электролита, г/см 3
1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,25 1,26 1,27 1,28 1,29 1,30 1,31 1,32 1,33 1,34
1,24 254 220 201 181 158 133 105 74 40 24 47 68 87 105 112 138 153 167 181
1,26 290 275 159 241 222 200 176 149 119 84 45 23 44 63 82 99 115 130 145
1,28 342 330 316 301 285 266 246 223 198 169 136 97 53 21 41 59 77 93 108
1,30 396 385 374 362 348 333 316 242 277 253 226 194 158 115 63 20 38 56 72

6.3.2. После окончания заряда батареи шнур питания 9 отсоединить от сети, а кабели нагрузки — от аккумуляторной батареи.

6.4. Заряд и подзаряд 12 В аккумулятроной батареи в автоматическом режиме:

6.4.1. Установить ручку 5 согласно указаниям предыдущего раздела. 6.4.2. В автоматическом режиме зарядный ток подается на аккумуляторную батарею циклически. Длительность цикла тока составляет 5..35 с. Во время протекания тока светится индикатор 7. Между циклами тока следует бестоковая пауза, при которой индикатор 7 не светится. По мере заряда аккумуляторной батареи пауза увеличивается от 0,5…1с, при разряженной до 50% батарее — до 0,5…2 мин, и 6олее в конце ее заряда (зараженность батареи 95…100%). 6.4.3. Если после заряда в течение 0.5…2 ч (в зависимости степени заряженности батареи) пауза не увеличивается, то это является признаком неисправности аккумуляторной батареи

Зарядное устройство «;Рассвет-2»;

Лучшее зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
Время зарядки зависит от емкости батареи и степени ее разряженности. Распространенная ошибка автолюбителей в том, что заботиться об аккумуляторе они начинают тогда, когда автомобиль уже нельзя завести. Известно, что в городском цикле езды часто пользуются стартером, и за период коротких поездок генератор не успевает зарядить аккумуляторную батарею полностью.

При разрядке батареи на пластины осаживается из электролита белый налет. Это нормальный процесс сульфатация. И если своевременно начать заряжать аккумуляторную батарею, то происходит ее восстановление. Но если мы допустили глубокую разрядку, налет кристаллизуется, и зарядка не обеспечит очищение пластин батареи, емкость аккумулятора резко уменьшится.

Именно поэтому необходимо практически ежедневно дозаряжать батарею. Это значит очищать пластины и держать аккумулятор в идеальном, рабочем состоянии, надолго продлевая его бесперебойный срок эксплуатации. Предпусковой режим обеспечивается благодаря микропроцессору, которым оснащено зарядное устройство Кедр АВТО После этого автоматическая система зарядного устройства подает повышенный ток. Этот режим незаменим в случаях, когда зарядить аккумулятор нужно максимально быстро.

Устройство имеет надежную защиту от перегрузки, неправильного подключения и короткого замыкания зажимов аккумуляторного шнура. Если батарея полностью разряжена, то необходимо снять клеммы аккумулятора. Через 30 мин. Устройство работает только совместно с аккумуляторной батареей. Лампочка, подключенная к зажимам аккумуляторного шнура, гореть не будет.

Процесс зарядки аккумуляторных батарей должен проводиться в хорошо проветриваемом помещении. Все работы по отсоединению или подключению аккумуляторной батареи к устройству должны проводиться при отключенном сетевом напряжении. Прежде чем приступать к зарядке, необходимо убедиться, что ваша аккумуляторная батарея нуждается в подзарядке и она исправна.

Для этого необходимо измерить напряжение на клеммах. Если вольтметр показывает значения ниже, то батарея нуждается в зарядке. Подключить зажимы зарядного устройства к клеммам аккумуляторной батареи, соблюдая полярность. По окончании зарядки устройство автоматически переходит в режим подзарядки малым током — ток заряда уменьшается до минимального значения. Устройство начинает работать в предпусковом режиме зарядки повышенным током до 10 А в течение 5 минут, после чего переходит в автоматический режим непрерывной зарядки.

Зарядное устройство соответствует техническим условиям ТУ и признано годным для эксплуатации. Инструкция пользователя. Зарядные устройства Кулонd, Кулонd инструкция пользователя.

Важная информация для автолюбителя, который хочет, чтоб его аккумулятор работал долго. Давайте разберем химию процесса При разрядке батареи на пластины осаживается из электролита белый налет. В устройстве имеются световые индикаторы, соответствующие режимам работы. Устройство предназначено для работы внутри помещения.

Извлечь устройство из упаковочной тары. Подключить вилку сетевого шнура питания к сети переменного тока с напряжением В.

Ремонт зарядного устройства «Рассвет» своими руками

Устройство зарядное «Рассвет» модель КМ-14 хоть и выпускалось ещё в 80-х годах, но ещё используется у некоторых автовладельцев для зарядки АКБ.

Несколько раз приносили в ремонт данное устройство, поэтому решил написать небольшую статью с фото и таблицей напряжений, возможно кому-то пригодится.

Зарядное устройство (ЗУ) универсальное. Им можно заряжать 12В и 6В аккумуляторные батареи, а также есть стабилизированный выход 12В и 9В для питания различной радиоаппаратуры.

lazy placeholder

Радиоаппаратуру с напряжением питания 9В при отсутствии питания для ЗУ

220В можно запитать от АКБ 12В через ЗУ. Для этого ЗУ нужно подключить щупами к АКБ, а с гнезда (9В) взять стабилизированное 9В.

lazy placeholder

Технические характеристики зарядного устройства «Рассвет»

Принципиальная электрическая схема ЗУ «Рассвет»

lazy placeholder

Ремонт зарядного устройства «Рассвет»

Несколько раз приходилось менять в данном устройстве выходной транзистор V1 КТ803А. Можно заменить на КТ808А.

lazy placeholder

Пару раз приходилось менять транзистор V3 МП26А. Можно МП25А.

lazy placeholder

Про разбитый амперметр и оторванные зажимы типа «крокодил» я уже и не пишу

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зарядное устройство патриот bci 10a инструкция
  • Зарядное устройство орион спб инструкция по применению
  • Зарядное устройство орион нпп 700 инструкция
  • Зарядное устройство литокала для аккумуляторов 18650 инструкция по применению
  • Зарядное устройство литокала 500 инструкция на русском языке